Методика знаешь ли ты профессии с в яковлевой

Опубликовано: 30.04.2024

Диагностика может проходить в различных формах: анкетирование, тестирование, беседа. Она проводится с целью выявления уровня знаний о профессиях, выяснения профессиональных предпочтений учащихся и причин, по которым сделан данный выбор, последующей коррекции представлений о необходимых профессиональных качествах и особенностях состояния здоровья для данной профессии.

2 этап: определение целей и задач игры. Учитель должен четко себе представлять, для чего предназначена та или иная игра, каких результатов он хочет достигнуть.

3 этап: выбор предмета или мероприятия, на котором будет применяться игровая технология. В соответствии с целями и задачами игровой технологии учителем выбирается учебный предмет или воспитательное мероприятие, где данная технология поможет достичь наилучших результатов.

4 этап: подбор дидактического материала, наглядности, оборудования. В своей работе использую таблицы «В мире профессий», наглядный материал по темам: «Профессии», «Инструменты», «Материалы», костюмы и аксессуары для ролевых игр, презентации о профессиях, электронные кроссворды, flash-игры, видеоролики, музыкальные клипы, учебные фильмы и др.

5 этап: применение данной технологии. Применяя игровые технологии в учебно-воспитательном процессе, обязательно нужно помнить о ее развивающих функциях: коммуникативной, игротерапевтической, социализирующей, коррекционной и других.

6 этап: анализ результатов использования игры (положительные стороны и недостатки). Учитель обязательно должен проанализировать результаты проведенной игры, что удалось осуществить, а что нет, какова была степень участия каждого ребенка в игровом процессе, заинтересовала ли ребят данная игра или есть необходимость что-то изменить в ее содержании и структуре.

7 этап: повторная диагностика уровня знаний младших школьников о профессиях с целью выявления эффективности данной технологии. Повторная диагностика может проводиться учителем в традиционных формах: анкетирование, тестирование, беседа, а также в игровых формах: «смотр знаний», викторина, исследовательская деятельность, создание личных и коллективных проектов и др.

В своей работе я применяю различные виды игр профориентационной направленности, их можно использовать на различных этапах урока, независимо от возраста учащихся, и также во внеклассной работе.

Игры по профориентации не имеют ограничений по предметам, их можно органично включать в работу на любом уроке или мероприятии в начальной школе. Содержание той или иной игры корректируется в зависимости от целей и задач урока или воспитательного мероприятия, с учётом возрастных особенностей учащихся и результатов педагогической диагностики по профориентации.

Например,на уроках по развитию речи в 4 классе предлагаю школьникам игру-сочинение «Я - журналист». Готовя материал для сочинения, школьник выступает в роли журналиста, готовит вопросы и берет интервью у взрослого (кого-нибудь из родителей, соседей): чем тот занимается на своей работе, в каких условиях он трудится, что производит, как получил свою профессию.

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие, как «Магазин» (на уроках математики), «Библиотека» (на уроках литературного чтения), «Редактор» (на уроках русского языка), «Экскурсовод» (на уроках окружающего мира и кубановедения), «В столовой», «В кондитерской», «Мы – поварята» (на уроках валеологии), «В мастерской художника» (на уроках изобразительного искусства и трудового обучения), в которых имитируется конкретная профессиональная деятельность. В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается и дидактическая задача (закрепление навыков устного счета), и воспитательная (привитие навыков культуры общения).

К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеклассной работе, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву…», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).

В игре «Приём на работу» детям необходимо пояснить, что наилучших результатов в работе добиваются люди, чьи индивидуальные качества наилучшим образом соответствуют требованиям профессии. Например, школьникам предлагается подобрать профессию для инопланетян, посетивших нашу планету, а так же придумать и рассказать об образе жизни этих существ (вариант задания: он выглядит как человек, но может изменять свою форму, почти как пластилин. Он способен читать мысли и любит когда его хвалят, варианты ответа: дрессировщик, воспитатель, проходчик шахты, разведчик и др.)

Профориентационная игра «Самый умный!» содержит вопросы относительно содержания профессий, условий и предметов труда, а также о профессиональных качествах.


  • овощевод

  • банкир

  • воспитатель

  • деньгам

  • делам

  • глазам

  • музыкальный слух

  • ловкость рук

  • аккуратность

Интересной формой профориентационной работы является мини-музей «В мире профессий», созданный руками детей. Среди учащихся выбираются «экскурсоводы», которые проводят небольшие экскурсии для школьников, рассказывают об особенностях различных профессий. Игровые технологии могут применяться не только на уроках, но и во внеклассной работе: на классных часах, экскурсиях, различных мероприятиях.

Приложение 1.

Методические материалы для диагностики уровня профориентации младших школьников.


  1. Какую профессию ты хотел бы выбрать после того, как окончишь школу?

Д) своё собственное мнение

3. Если родители не будут согласны с твоим выбором профессии и будут предлагать выбрать другую, то ты:

А) согласишься с родителями

Б) останешься при своём мнении

4. Назови 2-3 на твой взгляд популярные профессии

5. Как думаешь, где ты будешь работать?

А) в частной фирме

Б) на государственном предприятии

В) в собственной фирме

Анкета «В мире профессий» для 3-4 класса

1.Выберешь ли ты профессию своих родителей?

2.Какую бы ты выбрал профессию:

А) лёгкую, спокойную, но с невысоким заработком;

Б) трудную, но с высоким заработком

4. На своей будущей работе ты будешь стараться в первую очередь (выбери ОДИН ответ):

А) показать себя перед начальством, заслужить похвалу, поощрение

Б) заработать побольше денег

В) сохранять хорошие отношения с коллегами по работе

Г) совершенствоваться в профессии, повышать свой профессионализм

5. Если родители не будут согласны с твоим выбором профессии и будут предлагать выбрать другую, то ты:

А) согласишься с родителями


  1. Знаешь ли ты, кем работают твои родители? Напиши название профессии.

  2. Выбери профессии, необходимые нашему городу:

  1. Кем ты хочешь стать?

  2. Какую пользу принесёт твоя будущая профессия городу?

Дополни предложения своими взглядами и отношениями к профессии.

Я считаю, что самые интересные профессии – это ___________________

Они интересны потому, что ______________________________________

Самая нужная профессия – это __________________________________

Она нужна, потому, что _________________________________________.

Самая престижная профессия – это _____________________ потому, что

Я бы хотел(а) стать ___________________________ потому, что ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика Мотивация профессиональной деятельности может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. Напомним, что о внутренней мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы.
Инструкция. Прочитайте нижеперечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале. ЛИСТ ОТВЕТОВ

В педагогическом процессе существует необходимость в исследовании достигнутого учащимися уровня сформированности. С этой целью используется диагностика, которая представляет общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе.

По словарю С.И. Ожегова [13] критерий определяется как мерило оценки, суждения.

Показатель – то, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь.

Уровень – степень величины развития, значимости чего-нибудь.

Н.С. Пряжников [17] считает, что ведущими критериями является когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно-практический. По его мнению проявлениями критериев сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников являются:

· когнитивный – наличие знаний учащихся о мире труда и профессий, представление о собственных качествах и возможностях, умение производить самооценку на определенном уровне;

· мотивационно-потребностный – наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности, отношение к труду людей и профессиям, желание овладеть какой-либо профессией;

· деятельностно-практический – проявление трудолюбия на уроках, дисциплинированности, активности, добросовестности, ответственности в учебном труде.

Каждый из критериев включает в себя ряд показателей, конкретизирующих проявление критерия. Измерение уровня сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий осуществляется посредством использования методик диагностики.

В данном исследовании использовались критерии, показатели и методики диагностики, представленные в таблице 1.

Критерии, показатели и средства измерения уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников

Критерии Показатели Методы диагностики
1. Когнитивный 1. Знания о мире труда людей; 2. Знания о мире профессий людей; Тестирование.
2. Мотивационно-потребностный 1. Наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности; 2. Отношение к труду людей и профессиям; 3. Желание овладеть какой-либо профессией Наблюдение. Методика неоконченных предложений.
3. Деятельностно-практический 1. Проявление трудолюбия на уроках; 2. Активность, добросовестность, ответственность в учебном труде. Наблюдение. Анализ продуктов трудовой деятельности.

С.В. Яковлева [39] выделяет следующие средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников:

· Тестирование

Тест «Знаешь ли ты профессии?» включают в себя вопросы и три варианта ответа, из которых учащиеся выбирают один, который более всего соответствует их представлениям. Каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов. Полученный средний балл позволяет отнести учащегося по данному критерию к одному из трех уровней проявления когнитивного критерия (Приложение 1).

Проводится индивидуально. Учащемуся предлагается рассказать о том,

какую бы профессию он хотел выбрать, что он знает об этой профессии, каковы ее особенности.

· Методика неоконченных предложений

Учащимся предлагаются незаконченные предложения, которые они должны продолжить. Выявляется отношение учащегося к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности участвовать в трудовой деятельности (Приложение 2).

· Анализ продуктов деятельности

Анализ продуктов деятельности осуществляется на уроках трудового

обучения, в общественно полезном труде и включает в себя оценку следующих трудовых навыков детей:

- аккуратность выполнения работы;

- соответствие продукта деятельности предложенному образцу;

- наличие элементов творчества в продукте деятельности;

- проявление трудолюбия в процессе работы.

Наблюдение осуществляется на уроках трудового обучения, в процессе общественно полезного труда. Обращается внимание на активность участия младших школьников в общественно полезном труде, работе на уроках трудового обучения. Отмечается проявление добросовестности, трудолюбия, самостоятельности, инициативы, проявления творческого подхода к работе, ответственности, умения работать в коллективе.

В процессе исследования нами были определены три уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников: высокий, средний, низкий.

Характеристика уровней сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников

1. Высокий уровень.

У учащихся имеются осознанные знания о трудовой деятельности людей. Учащиеся знают основные профессии, предлагаемые тестом, их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся положительно относятся к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, а также у детей выражены интересы к учебной и профессиональной деятельности, они мечтают получить в будущем какую-то профессию, могут объяснить свой выбор. Учащиеся активно участвуют в труде, проявляют трудолюбие на уроках. Дети активны, ответственны, помогают одноклассникам в процессе труда.

2. Средний уровень.

Учащиеся имеют знания о трудовой деятельности людей. Учащиеся называют профессии, предлагаемые тестом, но не всегда знают основные их особенности, понимают значимость данной профессии для людей. Учащиеся проявляют положительное отношение к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям, но их интересы к учебной и профессиональной деятельности неустойчивы, неглубоки. Учащиеся мечтают в будущем получить какую-то профессию, но не могут объяснить свой выбор. Учащиеся участвуют в труде, когда этого требует учитель. Добросовестно выполняют поручения, но не проявляют инициативы, активности, творчества.

3. Низкий уровень.

Учащиеся имеют незначительные представления о трудовой деятельности людей. Учащиеся не могут охарактеризовать основные особенности профессий, предлагаемых тестом, не понимают значимости данной профессии для людей. Учащиеся не проявляют интереса к учебной и профессиональной деятельности, а также к трудовой деятельности взрослых людей и к их профессиям. Учащиеся участвуют в общественно полезном труде при контроле учителя. Трудятся недостаточно добросовестно, не имеют простейших навыков трудовой деятельности.

Констатирующий эксперимент

Цель: выявить уровень сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников.

Экспериментальная база исследования: средняя школа № 102 города Новокузнецка.

Эксперимент проводился в 3 «Б» классе. В классе обучаются 26 человек. Констатирующий эксперимент проводился в соответствии с критериями, показателями и средствами измерения, представленными в таблице 1. Результаты эксперимента представлены в таблице 2.

Уровни сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий

Уровни Когнитивный критерий Мотивационно-потребностный критерий Деятельностно-практический критерий
Высокий 26,9% 38,4% 15,4%
Средний 53,9% 46,2% 57,7%
Низкий 19,2% 15,4% 26,9%

Как показывают результаты констатирующего эксперимента, более половины учащихся обладает средним уровнем сформированности представлений о мире труда и профессий.

Наиболее высокие результаты выявлены по мотивационно-потребностному критерию, наиболее низкие результаты - по деятельностно-практическому критерию, что позволяет сделать вывод, что у учащихся более всего развит интерес к трудовой и профессиональной деятельности, положительное отношение к ней, но недостаточно сформированы трудовые навыки, недостаточно развитое трудолюбие.

Выводы по первой главе

В ходе теоретического анализа литературы были сделаны следующие выводы:

1. Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения. Формирование представлений о мире труда и профессий у детей осуществляется путем познания учащимися о трудовой жизни людей, о разнообразии мира профессий взрослых, и сопровождается формированием таких качеств личности как трудолюбие, честность, ответственность. Возрастные особенности младшего школьника, которые состоят в эмоциональности, любознательности, особой восприимчивости, способствуют формированию представлений о мире труда и профессий.

2. Анализ практического опыта формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в воспитательно-образовательном процессе, показывает богатые возможности различных учебных предметов в данном направлении. В работе педагогов начальной школы широко используются проблемные ситуации, игровые формы обучения, развивающие задания и другие.

3. С целью выявления уровня сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий используется диагностика, которая представляет общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Диагностика осуществлялась по определенным критериям: по когнитивному, мотивационно-потребностному и деятельностно-практическому. Определены средства измерения сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий – тестирование, методика неоконченных предложений, наблюдение, анализ продуктов деятельности. Определены уровни сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий – высокий, средний, низкий - и составлены их характеристики. На базе 3 «Б» класса средней школы №102 был проведен констатирующий эксперимент, который показал преобладание у учащихся среднего уровня сформированности представлений о мире труда и профессий.

Важным условием успешного усвоения материала является диагностическая работа, которая направлена на выявление уровня эффективности педагогического воздействия. Диагностика проводится в начале и в конце учебного периода (ноябрь, апрель).

Методической лабораторией «В мире профессий» разработана диагностика в соответствии с Образовательной программой МБДОУ «Детский сад № 15», в соответствии с возрастными задачами.

Критерии, показатели и средства измерения уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольников.

КритерииПоказателиСредства
КогнитивныйЗнание о видах трудаЗнание о профессияхТестирование
Мотивационно-потребностныйНаличие интереса к трудовой, учебной и профессиональной деятельностиОтношение к труду, к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиейНаблюдение, методика неоконченных предложений
Деятельностно-практическийПроявление трудолюбиеАктивность, добросовестность, ответственностьНаблюдение, анализ продуктов трудовой деятельности

Мониторинг сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольников

Тест «Знаешь ли ты профессии?» включают в себя вопросы и три варианта ответа, из которых дети выбирают один, который более всего соответствует их представлениям. Каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов. Полученный средний балл позволяет отнести ребенка по данному критерию к одному из трех уровней проявления когнитивного критерия. Беседа проводится индивидуально. Воспитаннику предлагается рассказать о том, какую бы профессию он хотел выбрать, что он знает об этой профессии, каковы ее особенности.

Методика неоконченных предложений. Ребенку предлагаются незаконченные

предложения, которые он должен продолжить. Выявляется отношение воспитанника к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности ребенка в трудовой деятельности.

Анализ продуктов деятельности. Анализ продуктов деятельности осуществляется в художественно-эстетическом воспитании ребенка, в общественно-полезном труде и включает в себя оценку следующих трудовых навыков детей:

Наблюдение. Наблюдение осуществляется в трудовой деятельности детей. Обращается внимание на активность участия дошкольников в общественно-полезном труде. Отмечается проявление добросовестности, трудолюбия, самостоятельности, инициативы, проявления творческого подхода к работе, ответственности, умения работать в коллективе.

Оценка сформированности представлений о мире труда и профессий осуществляется по трём уровням: высокий, средний, низкий.

Характеристика уровней сформированности представлений о мире труда и

профессий у дошкольников:

Воспитанники активно участвуют в труде, проявляют трудолюбие в НОД. Дети активны, ответственны, помогают друг другу в процессе труда.

Мониторинг сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольников

Тест «Знаешь ли ты профессии?»

Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?

  1. Чем занимается хлебороб?

б. Выращивает хлеб (1 балл)

  1. Как называется профессия, представитель которой проектирует здания?

в. Архитектор (1 балл)

  1. Представитель, какой профессии, лечит животных?

в. Ветеринар (1 балл)

  1. Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди, представители этих профессий?

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Оборудование: 14 картинок с профессиями для детей 3-5 лет; 16 картинок с профессиями для детей 5-7 лет.

Методика неоконченных предложений.

Дополни предложения своими взглядами и отношениями к труду и профессии.

  1. Я считаю, что люди должны трудиться, потому что________________________.
  2. Труд должен приносить людям_________________________________________.
  3. Я хотел(а) бы выбрать профессию ________________потому, что____________.

Высокий уровень. Воспитанник понимает, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения себе. У ребенка имеются определенные профессиональные интересы.

Средний уровень. Воспитанник представляет трудовую деятельность как средство достижения материального благополучия. У ребенка имеются определенные профессиональные интересы.

Низкий уровень. У воспитанника отсутствуют представления о значении труда для него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные интересы.

Первые тесты по профориентации принято проходить в средней школе, это примерно 16 лет. Но даже если вам уже 20, 30 или 40, а вы все еще не знаете, чему хотите посвятить себя и свою жизнь – никогда не поздно пройти парочку тестов, которые подскажут направление. Мы собрали для вас 4 теста на профориентацию и расскажем об их плюсах и минусах.

Тест Холланда. Определение профессионального типа личности

Этот тест представляет собой 42 пары специальностей, из которых вы выбираете ту, рабочий процесс которой вам ближе. Таким образом определяется ваш профессиональный тип личности.

  • Реалистический — ориентирован на создание и обслуживание технических процессов и чего-то материального. Это инженерия, механика и так далее.
  • Предпринимательский — профессии, требующие быстрых и креативных решений, хороших коммуникативных данных. Как следует из названия, это бизнесмены, дельцы, а также журналисты.
  • Социальный — это общение и взаимодействие с людьми. Тут психологи, консультанты.
  • Конвенциальный или офисный тип — работа с числами, формулами и документами. Систематизация данных. Например, секретари и бухгалтера.
  • Интеллектуальный — предполагает умственный труд, рациональность, анализаторские способности. Это всевозможные аналитики, big data.
  • Артистический тип — нестандартные люди с уникальным взглядом на мир и чувственностью. Это артисты всех мастей, дизайнеры, sound designer, художники.

Плюсы:

  1. Вопросы достаточно простые, с большой долей вероятности результаты теста будут достоверны.
  2. Вы узнаете конкретные подходящие вам специальности в рамках своего типа, а также рекомендации к ним. Это значительно сузит поиск.

Минусы:

  1. Для прохождения теста надо хотя бы на теоретическом уровне знать процессы той или иной работы.
  2. Есть вероятность принять желаемое за действительное. Если вам нравятся красивые дизайны, это еще не значит, что вам подойдёт эта сфера.

Для кого:

Если вы хорошо представляете особенности профессий из теста – вам он может показать весьма достоверные результаты.

Мой результат:

Тест Климова. Д ифференциально-диагностический опросник

Это вариация предыдущего теста, но с доработкой. Тут вы выбираете между занятиями, а не профессиями. Результатом будет выявленная предрасположенность к одному из пяти профессиональных направлений.

  • Человек — природа. Сферы, связанные с живыми организмами и системами. Врачи, биологи.
  • Человек — техника. Это направления, предполагающие работу с неживыми системами. Тут всевозможные механики и инженеры.
  • Человек — человек. Взаимодействие с индивидами и коллективами. Преподаватели, психологи, консультанты.
  • Человек — знаковая система. Работа с данными: шифрами, цифрами, таблицами, текстом. Редакторы, аналитики, big data.
  • Человек — художественный образ. Это люди искусства, артисты, дизайнеры.

Плюсы:

  1. Вопросы легко воспринимаются любым человеком, ответы не требуют самокопаний.
  2. Результат данного теста содержит вполне конкретные рекомендации.

Минусы:

  1. Как и в предыдущем тесте, легко спутать предрасположенность и интерес к профессии.
  2. Не все профессии однозначно относятся к одному типу, это может запутать.

Для кого:

Вам подойдёт тест, если вы хорошо отделяете свой праздный и профессиональный интерес.

Мой результат:
Этот тест показал, что в какой -то мере я отношусь к математическому и аналитическому складу ума. Оно и верно, на работе UX дизайнера мне часто пригождается подобные навыки.

Тест Потемкиной. Л ичностные социально-психологические установки

Этот диагностический тест состоит из 80 вопросов и, в отличие от предыдущего, касается как раз ваших психологических особенностей и мотивации. Отвечая да или нет, вы узнаете, на что вы больше ориентированы:

  • Процесс,
  • Результат,
  • Человеколюбие,
  • Эгоизм,
  • Труд,
  • Финансы,
  • Свободу,
  • Власть.

Профессор Потемкина создавала тест, основываясь на трудах последователя К. Юнга и Э. Фромма, что делает его еще интереснее.

Плюсы:

  1. Тест состоит из простых для восприятия вопросов, на которые вы даете однозначный ответ.
  2. При выборе своей будущей профессии важно учитывать в том числе психологические наклонности наряду с предрасположенностью к какой-то сфере деятельности.

Минусы:

  1. Тест не поможет выбрать конкретную специальность.
  2. Если у вас еще не было полноценного опыта какой-либо работы, вам может быть несколько тяжело ответить однозначно на некоторые вопросы.

Для кого:

Подходит людям, которые уже имеют багаж профессионального опыта.

Мой результат:

Не пойму, почему ориентация на деньги не сработала. Когда я проходил свой первый курс по Веб дизайну - это одной из моих основных мотиваций.

Тест Голомшток. Карта Интересов

Он состоит из 174 несложных вопросов, в ответ вы будете озвучивать свое отношение от «совсем не нравится» через «сомневаюсь» до «очень нравится». Автор объединяет 23 профессиональных направления в большие группы, например, медицина, математика, искусство и другие. Результатом прохождения станет группа специальностей, к которой вы наиболее предрасположены.

Плюсы:

  • 174 вопроса – достаточно много, а значит, результаты будут предельно точны.
  • Тест довольно прямолинеен, поэтому если вы любите животных и физиологию, он предложит вам стать ветеринаром.

Минусы:

  • Тест не учитывает психологические особенности и характер.
  • Если вы регулярно выбираете средний вариант “сомневаюсь”, результаты не будут точны.

Для кого:

Тест подходит тем, кто хорошо понимает свои желания и предрасположенности, и может подтвердить ваши догадки касательно выбора профессии.

Выводы

Тесты – это интересно. Они могут дать вам ключ к лучшему пониманию себя. Но могут и конкретно запутать. Поэтому обязательно проверяйте на практике результат, который показал тот или иной тест. Записывайтесь на интенсивы, стажировки, обучения, презентации профессий. Читайте теорию, практикуйте, поваритесь в выбранном направлении, прежде чем нырнуть в него с головой.

Понравилась статья и возникло резкое желание постоянно получать полезный материал по образовательной тематике - подписывайтесь на наш Яндекс.Дзен , ставьте лайки новым статьям и будьте востребованным специалистом. Дерзайте 👍

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование первоначальных представлений младших школьников о мире труда и профессий».
Цель исследования: выявить и научно обосновать педагогические пути и средства формирования первоначальных представлений о мире труда и профессий у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования первоначальных представлений о мире труда и профессий.
Предмет исследования:педагогические пути и средства формирования первоначальных представлений младших школьников о мире труда и профессий.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая сущность формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников
1.2. Анализ практического опыта формирования представлений о мире труда и профессий у младшего школьника в воспитательно-образовательном процессе
1.3. Критерии, показатели и средства диагностики уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у младших школьников
Выводы по первой главе
Глава II. Педагогические пути и средства формирования первоначальных представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе обучения
2.1.Ознакомление младших школьников с миром труда и профессий
2.2.Методы и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий в процессе обучения
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения

Прикрепленные файлы: 1 файл

работа.docx

Актуальность проблемы формирования первоначальных представлений младших школьников о мире труда и профессий обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль представлений учащихся о профессиях и труде. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

В ходе исследования выдвинута цель: выявить и научно обосновать педагогические пути и средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников.

Объектом исследования определен процесс формирования представлений о мире труда и профессий, предметом исследования – педагогические пути и средства формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий

В ходе исследования была определена психолого-педагогическая сущность формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников, выяснилось, что формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения; проведен анализ практического опыта формирования представлений о мире труда и профессий у младшего школьника в воспитательно-образовательном процессе, в работе педагогов начальной школы находит отражение использование игровых форм обучения, проблемных ситуаций, развивающих заданий, творческой деятельности.

С целью выявления сформированности представлений учащихся о мире труда и профессий разработаны критерии, показатели, определены средства измерения, уровни сформированности представлений младших школьников о мире труда и профессий. Анализ результатов диагностики позволил сделать вывод о том, что уровень сформированности представлений о мире труда и профессий у учащихся средний.

Анализ путей и средств формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе обучения позволил выявить, что процесс формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе обучения будет эффективным, если осуществляется ознакомление младшего школьника с миром труда и профессий; используются разнообразные методы и средства формирования представлений о мире труда и профессий у младших школьников в процессе обучения.

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии. – Минск, 1990.

2.​ Боровиков Л.И. Как подготовить самоанализ профессиональной деятельности//Воспитание школьников. - 2009.- №5

3.​ Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006.

4.​ Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2004.

Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: МГУ, Центр "Детство", 2007.

5. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. М.: МПГУ им. В.И.Ленина, 2010.

6.Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности . М.: Наука. 2007.

7. Елькина О.Ю. «Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии» /О.Ю. Елькина. – Кемерово, 2009.

8.Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.

9.Пряжников, Н.С. Профориентационные игры. Проблемные ситуации, задачи, карточные методики: Учеб. пособие. /Н.С. Пряжников – М.: МГУ, 2005.

10. Сазонов, А.Д. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие для пед. Ин-тов /А.Д. Сазонов. – М.: Просвещение, 2007.

11.Чистякова, С.Н. Профессиональная ориентация школьников: Организация и управление /С.Н. Чистякова, Н.Н. Захаров. – М.: Педагогика, 2009.

12.Щегорцев, В.А. Организация профориентационной и профконсультационной работы ]/ В.А. Щегорцев. – М., 2010.

13 .Яковлева, С.В. Мир профессий /С.В. Яковлева// Начальная школа. – 2010. -№ 29.

в. Архитектор – 1 балл

4. Представитель какой профессии лечит животных?

в. Ветеринар – 1 балл

5. Назови профессии, которые ты знаешь. Чем занимаются люди – представители этих профессий?

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Высокий уровень– 15 и более баллов

Средний уровень– 10-14 баллов

Низкий уровень– 9 и менее баллов

Методика неоконченных предложений.

Дополни предложения своими взглядами и отношениями к труду и профессии.

Я считаю, что люди должны трудиться, потому что___________________ ______________________________ ______________________________ ______.

Труд должен приносить людям_______________ _____________________ ______________________________ ______________________________ ______.

Я хотел(а) бы выбрать профессию ___________________________ потому, что___________________________ _____________________________ ______________________________ ______________________________ ______.

Высокий уровень. Учащийся понимает, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения себе. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы.

Средний уровень. Учащийся представляет трудовую деятельность как средство достижения материального благополучия. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы.

Низкий уровень. У учащегося отсутствуют представления о значении труда для него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные интересы.

Экскурсия проводится на стройке жилого дома.

Подготовительная работа. За несколько дней до экскурсии учитель выбирает маршрут экскурсии, места остановки для пояснений, бесед, объекты, которые будут наблюдать ученики. Учитель встречается с людьми нескольких строительных профессий, которые потом покажут детям строительную площадку и расскажут им о своих профессиях (рассказы предварительно обсуждаются с учителем).

Ребята получают задание – подобрать стихи, загадки, иллюстрации, интересные сведения о строительстве и строителях.

Учитель рассказывает детям о технике безопасности.

1. Вводное слово учителя (повторение техники безопасности и правил поведения на стройке).

2. Знакомство со строительными объектами, наблюдение за работой строителей.

Учитель проводит беседу, используя следующие вопросы, стихи и загадки:

- Первый объект для наблюдения – разровненная строительная площадка, ведь именно с нее начинается строительство дома. Площадку подготавливают с помощью специальной техники.

Там, где строят новый дом,

Ходит воин со щитом.

Где пройдет он – станет гладко,

Будет ровная площадка.(Бульдозер)

Учитель: - Как называют человека, работающего на бульдозере? (Бульдозерист)

Ребята наблюдают за работой бульдозера.

Учитель: - Бульдозер – это маленький трактор. Впереди у него стальной щит, острая часть которого врезается в землю и разравнивает площадку.

После бульдозера на строительной площадке требуется другая машина:

К нам во двор забрался кот,

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

«Ложкой» с зубьями копает.(Экскаватор)

К детям подходит экскаваторщик. Он рассказывает о своей работе и машине, отвечает на вопросы ребят. Школьники идут по стройке к месту, где хорошо видна работа подъемного крана.

Учитель: - Какие строительные машины вы видели, пока шли?

Ребята называют, затем учитель вместе с ними читает об этих машинах стихи, интересные факты, вспоминают загадки.

Во дворе стоит машина –

Ростом с дом ее кабина,

А колеса – выше двери.

Не увидишь – не поверишь!(Самосвал)

Когда школьники рассматривают подъемный кран, учитель может предложить им такую загадку:

Длинной шеей поверчу –

Груз тяжелый подхвачу,

Где прикажут – положу,

Человеку я служу.(Подъемный кран)

Учитель дает задание: - Посмотрите и скажите, как может передвигаться подъемный кран?(Вперед, назад, поворачиваться, поднимать и опускать стрелу)

В ходе наблюдения учитель и строители задают ребятам вопросы:

· Зачем нужен на стройке кран?(Краном разгружают строительные материалы, подают детали и другие материалы для сборки здания.)

· Из каких частей состоит башенный кран?(Стрела, механизмы для ее перемещения; башня, закрепленная в верхней части стрелы; кабина для машиниста крана)

Учитель может сообщить следующую информацию:

- С помощью рычагов управляет краном машинист или иначе – крановщик. Он работает, сидя в кресле. Машинист должен хорошо знать устройство крана, уметь устранять неисправности.

Учитель выясняет, какими, по мнению детей, качествами должен обладать машинист башенного крана. Затем он дополняет ответы ребят: работа крановщика требует хорошего зрения, слуха, устойчивости вестибулярного аппарата (не должно быть боязни высоты), хорошего глазомера, умения быстро реагировать на команды строителей.

Ребята наблюдают за работой крановщика.

Заключительная беседа. Ребятам предлагают написать и оформить рисунками домашние сочинения о работе на стройке, о понравившейся им профессии.

Профессии легкой промышленности

1. Из учащихся класса организуется две команды.

2. Команды готовят домашнее задание:

· название, девиз, приветствие;

· члены команд находят информацию о профессиях в легкой промышленности (разрисовщики ткани, портные, модельеры, закройщики и др.)

3. Готовятся все необходимые предметы для конкурсов, табло.

4. Выбирается жюри.

5. Готовятся награды.

Примерный ход игры:

1. Представление команд (максимальная оценка – 3 балла)

2. Визитная карточка (3 балла)

Каждая команда представляет своих членов: разрисовщики ткани (4 чел.), портные (4 чел.), модельеры (4 чел.), закройщики (4 чел.).

3. Разминка (5 баллов)

Команды обмениваются вопросами о профессиях, которые представлены в командах. Например:

· определите, какая из тканей расписана вручную (батик), а какая с помощью машин;

· назовите инструменты и материалы, которыми пользуется разрисовщик тканей (кисти, стеклянные трубочки, анилиновые и масляные красители, воск и др.);

· что такое эскиз? (предварительный рисунок фасона);

· перечислите виды одежды (плащ, пальто, куртка и др.)

· когда появились первые швейные машины? ( в XVIII веке);

· какими инструментами работают портные? (игла, ножницы, мел, лекало, линейка, циркуль, картон, швейная машина, утюг, булавки, нитки, зеркало);

· какую пословицу должен знать каждый закройщик?(семь раз отмерь, один раз отрежь)

4. Конкурс капитанов (5 баллов)

Капитаны должны обвинить противника в том, что его команду составляют неквалифицированные работники, и защитить свою ( в юмористической форме).

5. Конкурс для членов команд

«Разрисовщики ткани»(5 баллов, учитываются качество и художественность).Задание:за 3 мин. придумать рисунок для ткани и нанести его на ткань (бумагу).

«Портные»(5 баллов).Задание: каждый портной получает пуговицу и лоскуток, иголку с ниткой; кто быстрее и правильнее пришьет пуговицу.

«Модельеры»(5 баллов).Задание:модельеры каждой команды создают эскизы моделей школьной формы (4 мин.). Модельеры представляют с комментариями свои эскизы жюри.

«Закройщики»(5 баллов). Задание: закройщики выкраивают из бумаги «на глаз» детали моделей, представленных модельерами. Портные помогают им сколоть булавками на манекенщике полученную модель.

6. Демонстрация моделей

7. Аукцион песен, стихов (музыкальный футбол)

Команды по очереди исполняют строчки из песен, в заголовки которых вынесены названия профессий. Например, «Люди в белых халатах», «Монтажники-высотники», «Три танкиста» и др. Побеждает команда, исполнившая строчку последней.

Читайте также: