Мнемические способности для каких профессий

Опубликовано: 02.07.2024

Для успешной трудовой деятельности имеют значение различные мнемические свойства: объем памяти, скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, точность и скорость воспроизведения, готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент.

Профессиональная память может оперировать зрительными образами (у художника, дизайнера); слуховыми (у радиста, гидроакустика, музыканта); двигательными (у наладчика, акробата); осязательными (у врача); обонятельными и вкусовыми (у работников пищевой, парфюмерной промышленности). Это может быть память на лица (у администратора, проводника железнодорожного вагона, педагога); на графический и цифровой материал (у инженера, бухгалтера), наконец, содержанием профессиональной памяти могут быть художественные образы, слова, понятия, идеи. Индивидуальные различия в этом плане очень велики. Известны многочисленные примеры из жизни знаменитых шахматистов, музыкантов, лингвистов, обладавших феноменальной памятью именно в своей профессиональной области, что явилось, по-видимому, результатом как врожденных особенностей памяти, определивших выбор той или иной области деятельности, так и приобретенных свойств.

Профессиональный опыт хранится в долговременной памяти. Есть профессии, требующие кратковременного запоминания (например, работа телефонистки коммутатора). В основном же профессиональная деятельность опирается на память оперативную, которая органически включена в эту деятельность. Функции оперативной памяти подчинены задачам и целям деятельности, связаны с ее содержанием. В этом случае условиями деятельности строго ограничены и время запоминания, и время воспроизведения.

Запоминание в оперативной памяти, будучи произвольным, не является вместе с тем заучиванием. И воспроизведение здесь редко осуществляется в более или менее чистом виде. Наиболее типичным для оперативной памяти является удержание материала для использования его в процессе принятия решения или какой-либо другой операции. Оперативная память тесно связана с долговременной: она опирается на способы запоминания и различные приемы, выработанные в других видах деятельности.

В свою очередь долговременная память использует приемы и способы запоминания, сложившиеся внутри оперативной памяти. Между этими двумя видами памяти существует самая тесная связь и в отношении циркуляции информации. Оперативная память использует часть информации, хранящейся в долговременной памяти; с другой стороны, она сама постоянно передает в долговременную память какую-то часть новой информации.

Дав характеристику оперативной памяти, П. И. Зинченко и Г. В. Репкина ставят также вопрос о ее развитии. По их предположению механизмами работы оперативной памяти являются прижизненно складывающиеся системы нервных связей, обслуживающие данную деятельность. Поэтому характеристики оперативной памяти находятся в прямой зависимости от степени сформированности таких функциональных систем. Они изменяются по мере формирования этих систем и овладения той или иной деятельностью, достигая на каком-то уровне относительной стабильности при фиксированных способах выполнения определенной деятельности. По мере усвоения новых, более совершенных способов деятельности происходит и новый сдвиг в характеристиках оперативной памяти.

Существенная роль в развитии профессиональной памяти, в прочности сохранения и воспроизведения, в точности материала принадлежит мотивации. Имеются в виду и мнемическая направленность (мотивация в узком смысле), и отношение к труду, к своей специальности, к своим профессиональным задачам. Так, А. А. Смирнов отмечал влияние на запоминание ряда характерных черт личности того, кто запоминает, в частности, тех его черт, которые выражаются в отношении к работе, к требованиям, предъявляемым к ней, и к качеству, которому она должна удовлетворять.

Таким образом, один из способов совершенствования профессиональной памяти заключается в формировании соответствующих мотивов и установок.

Второй способ, достаточно древний, состоит в использовании различных мнемических приемов. Таким образом, память функционирует в тесном взаимодействии с мыслительными процессами, а мнемические свойства опираются на мыслительные свойства личности.

Мнемические способности — это важнейшая составляющая памяти. Они включают запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Память представляет собой систему мнемических способностей и сохраненной информации.

Сущность понятия «мнемические способности»

Категорию «мнемические способности» ввел в отечественную психологию А. А. Смирнов. Он рассматривал их в качестве наиболее адекватной характеристики памяти в дифференциально-психологическом плане. Автор теории определил мнемические способности в виде индивидуальной степени выраженности памяти конкретного человека.

Исследования в сфере психологии позволяют характеризовать мнемические способности как определенные свойства функциональных систем мозга. Они дают возможность кодировать и декодировать информацию для реализации следующих функций:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Мнемические способности как основа продуктивности памяти 410 руб.
  • Реферат Мнемические способности как основа продуктивности памяти 230 руб.
  • Контрольная работа Мнемические способности как основа продуктивности памяти 250 руб.
  • Запоминание,
  • Сохранение,
  • Воспроизведение.

Эти функции имеют индивидуальную меру выраженности и обладают качественным своеобразием, что проявляется через эффективность деятельности и поведения.

Механизмы мнемических способностей

Мнемические способности обладают определенным строением. Их структура описывается с помощью системы разноуровневых механизмов: функциональных, операционных и регулирующих.

Функциональные механизмы представляют собой свойства многоуровневых функциональных систем мозга разного порядка. Они позволяют производить кодирование и декодирование информации, необходимой для запоминания, сохранения и воспроизведения.

Для данных механизмов характерны следующие свойства: генотипическая и врожденная обусловленность, индивидуальная мера выраженности, мономодальность, пластичность. Процессы существуют неразрывно с разноуровневыми механизмами анализа воспринимаемой информации. Они представлены неосознаваемым уровнем психической активности, при этом результат их появления осознается.

Для операционных механизмов мнемических способностей присущи мнемические действия, которые позволяют обрабатывать (осмысливать) сведения для их запоминания, сохранения и воспроизведения. Формирование этих механизмов происходит посредством биологических (созревание мозга) и социальных (обучение) факторов.

Они имеют несколько свойств:

  • Многоуровневость,
  • Динамичность (подвижность),
  • Пластичность,
  • Конгруэнтность запоминаемому материалу,
  • Индивидуальное своеобразие,
  • Относительная стабильность для каждого субъекта.

Регулирующие механизмы включают систему внешней регуляции и внутренней регуляции по отношению к памяти. Они находятся «внутри» мнемических процессов. Внешний тип регуляции представлен мотивами, целями деятельности, Я-концепцией, эмоциями, волевыми качествами. В совокупном детерминирующем воздействии на мнемические процессы они выражены в качестве личностного смысла «запомнить», «узнать», «воспроизвести» или «забыть».

Основа регулирующего механизма представлена внутренней регуляцией. Ее составляют такие действия, как отражение условий запоминания и воспроизведения, принятие решений (например, процесс выбора оперативной единицы запоминания и воспроизведения), антиципация, создание представления о программе, контроль с помощью оценки параметров результата и коррекция.

Регулирующие механизмы формируются как следствие развития операционных механизмов. Они влияют на мнемический результат посредством управления процессом переработки информации и проявляются относительно самостоятельно.

Мнемические способности и продуктивность памяти

Память представляет собой психический процесс, который играет главную роль среди всех психических функций. По этой причине другие функции не способны реализоваться без участия памяти. Наряду с этим, память напрямую связана с психическими процессами.

Согласно теории В. Д. Шадрикова, мнемические способности помогают упорядочивать индивидуальный опыт человека, обеспечивая работу памяти как системы. Опираясь на эту концепцию способностей, Л. В. Черемошкина, в свою очередь, предлагает исследовать мнемические способности как свойства функциональных систем. Их реализация происходит во всех основных мнемических функциях, которые имеют индивидуальную степень выраженности. Как правило, процесс проявляется через успешность и продуктивность мнемической деятельности.

Развитие способностей — это особенный процесс развития функциональной системы. Она реализует соответствующую психическую функцию, а также совокупность всех ее компонентов и связей.

Функциональные механизмы являются определенной основой мнемических способностей человека. Их исследуют как функцию биосоциального организма, который непрерывно взаимодействует со средой.

Смысл психического отражения состоит в потребности непрерывного контроля взаимодействия. Если речь идет о личностном своеобразии, то возникает вопрос о степени выраженности индивидуальной меры в рамках способности, включая ее происхождение, структуру, развитие и различные процессуальные особенности.

Б. Г. Ананьев впервые использовал категорию «функциональные механизмы». Он понимал под ней характеристики человека, которые свойственны ему в большей степени. Автор считал, что функциональные механизмы — это основа психической функции, обусловленной генотипически и определенной через природную организацию человека.

Функциональные механизмы мимнемических способностей, помогающие памяти быть продуктивной, представляют собой ту основу процессов в сфере кодирования информации, которая в «чистом» виде подчинена объективным законам работы психического.

В психологии до настоящего времени не ясно до конца, какова природа процессов запоминания, забывания, сохранения, воспроизведения и узнавания (физиологическая или психофизиологическая). Были предприняты попытки рассмотрения памяти как свойства мозга, при этом ученые столкнулись с множеством противоречий. Они касались мнемического эффекта, который прямо и непосредственно не связан с работой определенного уровня мозговых процессов.

Исследователи констатировали присутствие воздействия на мнемический результат личного отношения человека к самому процессу, материалу для запоминания или ситуации в целом.

Мнемические способности: определение, структура, подходы к изучению

Проблема исследованиямнемических способностей в виде индивидуальной меры выраженности мнемических процессов является относительно новой в экспериментальной психологии. Это во многом связано с тем, что строго научного деления таких понятий,как «психология памяти» и «психология мнемических способностей»,в течение долгих лет не существовало по многим причинам [44, c . 42]. Рассмотрим их.

Во-первых, понятие «память» и на сегодняшний день нельзя считать строго определенным в рамках законов формирования понятий, в силу того, что в нем отражается зачастую исключительно функциональная сторона той или иной психической реальности. Ведь память представляет собой психический процесс по запоминанию, сохранению и воспроизведению информации, что не отражает сущность психических механизмов перечисленных процессов.

Во-вторых, для психологии памяти характернообширное направление, которое она охватывает, что, в свою очередь,затрудняет представление структуры обобщенного труда по процессу память. Процесс памяти должен объединить различные психологические направления, а также отрасли науки, так как закономерности кодирования информации характерны для любого психического акта и любого психологического явления [44, c . 43].

В связи сэтим,существующие в разной мере труды по психологии способностей зачастую обречены на то, чтобы просто «затеряться» среди большого количестваразнопорядковыхмнемических закономерностей, которые трактуют в узких рамках конкретной теории.

В-третьих, память является особойобщепсихологическойкатегорией, а способности, в свою очередь, традиционно рассматривают в виде явления дифференциально-психологического плана. Сложно ставить ту или иную проблему дифференциально-психологического плана в ситуации, когдане определены общепсихологические аспекты.

В-четвертых, термин «способности» имеет также сложное положение в истории науки. Данное понятие чаще соотносилось к деятельности субъекта, чем к функциям его познания. Такая сложившаяся ситуация во многом затрудняла необходимую и науке, и практике дифференциацию таких понятий, как «память» и «мнемические способности» [44, c . 44].

Все перечисленное привело к проведению исследованийпо мнемическим способностямс точки зрения наиболее обширной, но, в то же время, плохо структурированной, области психологии памяти. Начало данным исследованиям было положено во второй половине XX века после опубликования работ А.А.Смирнова [36]. Однако, индивидуальные характеристики памяти, а также особенности процессуальной, либо результативной ее стороны были измерены, диагностированы и описаны с помощью наиболее доступных методов.

Так, подытожив рассмотренные проблемы, можно определить мнемические способности какопределенные средства мнемической активности, а такжемнемической деятельности, при отсутствии которых ни один мнемический результат не возможен. Все это дает основания говорить о том, что перечисленные факты о памяти касаются и мнемических способностей тоже.

Сама проблема заключена в определении четкости критериев дифференциации данных понятий.

Рассмотрение самой проблемы индивидуальных различий памяти, берет свое начало от времен Сократа, который, в свою очередь, сравнивал память с «доской, покрытой воском», на которой качество этого воска и определяет успешность запоминания, а также символизирует индивидуальные различия мнемических способностей.

Изучение памяти в психологии прослеживается от экспериментов Г. Эббингауза (1885 г.) и до настоящего времени практически во всех психологических направлениях и школах [29].

Рассмотрим наиболее четкое представление о данных понятиях в подходеЛ. С. Выготского о культурно-исторической теории [9]. Л. С. Выготский рассматривал поведение современного человека с точки зрения результата двух различных процессов в развитии, а именно: процесс биологической эволюции животных и процесс исторического развития.

Согласно взглядам Л.С. Выготского, когда в филогенезе две линии развития довольно самостоятельны, в онтогенезе они сочетаются и образуют своеобразный единый процесс. При этом, историческое развитие в онтогенезе может проявляться в развитии высших психических функций, что предполагает применение знаков, которые были выработаны в процессе культурного развития всего человечества и регулируют поведение [10, c . 132].

Знак же, как вспомогательное средство, при разрешении психологических задач по своей сути аналогичен орудию и в трудовой деятельности человека (система «стимул – средство»). Согласно Л. С. Выготскому, всякая из высших функций, к примеру, «культурная память», вначале проходит внешнюю стадию в своем развитии, а затем выступает в психологическом плане, другими словами, она становится интрапсихической категорией [10, c . 133].

Сущность «культурной памяти» заключается в активном запоминании человеком при помощи определенных знаков, роль которых сначала играет предметный «стимул – объект», а далее - словесный стимул. В онтогенезе же происходит постепенное продвиженеиие от «натуральной» стадии памяти к освоению ее культурных форм посредством «вращивания» (интериоризации) стимулов-средств[10, c . 133].

Дальнейшее исследование процесса памяти с точки зрения культурно-исторической концепции, было осуществлено А. Н. Леонтьевым, что позволило, в свою очередь, на основе эмпирических исследований сформулировать особенности закономерностей развития человеческой памяти, что получило название «параллелограмм развития». Согласно этой закономерности начиная от младшего дошкольного возраста и заканчивая средним школьным возрастом, происходит постепенная дивергенция. От среднего школьного к взрослому возрасту – конвергенция показателей продуктивности опосредованного и непосредственного запоминания [27, c . 64].

А. Н. Леонтьев полагал, что данный принцип параллелограмма развития является выражением более общей закономерности, что выражается в развитии высших форм памяти, которое идет по линии превращения внешнеопосредованного запоминания к запоминаниювнутреннеопосредованному. Другими словами, «на высших этапах развития поведения место биологической памяти занимает сложная функциональная система психологических процессов, которая выполняет в условиях социального бытия человека ту же функцию – запоминать» [27, с. 65].

Важно отметить, что на основе концепции культурно-исторического развития высших форм памяти базируются такжеи нейропсихологические работы А. Р. Лурии и его учеников, изучавшихразличные нарушения мнемической деятельности в условии локальных поражений головного мозга. На основе данных исследований был разработан новый методологический подход, согласно которому память становится предметом исследования, при котором деятельность являетсядетерминантой ее развития, функционирования [32].

В дальнейших исследованиях П. И. Зинченко, А. А. Смирнова и др. [21; 36], на основе нового разработанного методологического подхода был осуществлен анализ процессов, которые лежат в основе разных видов запоминания. П. И. Зинченко придерживался мнения о том, что произвольное запоминание,в виде специальногомнемического действия,во многом зависит от особенностей компонентов данного действия, а именно: цели, предмета, средства запоминания,мотива. Характер же запоминания (а именно - произвольное или непроизвольное) определяется происходящими изменениями во всей структуре действия запоминания [21].

Важно отметить, что деятельностный подход способствовал раскрытию целого ряда закономерностей в произвольной и непроизвольной памяти, их взаимодействия с мыслительными процессами. Так, в 50–60-е гг. ХХ в. была сформирована информационная концепция процессов памяти, что, в свою очередь, было связано с важностью решения возникающих новых практических задач по обеспечению программированного обучения, деятельности оператора.

Память при этом стали исследоватьв виде информационной системы, связанной с приемом, переработкой, а также использованием получаемой информации для регуляции деятельности. Другими словами, память человека в то время отождествлялась с «памятью» компьютера, а исследовательские интересы были сконцентрированы на процессе выявления структуры памяти.

Исследования памяти с точки зрения информационной концепции можно условно разделить на две основные группы [4]:

1) Группа, в которой изучалисьмонофакторные структуры памяти как унитарные функции, единые способности запоминать с различными уровнями по переработке информации (таких взглядов придерживалисьДж. Локхард, М. Познер, Ч. Спирмен);

2) Группа, в которой выявлялась многофакторная структура памяти (Р. Аткинсон, Дж. Сперлинг, У. Терстон).

Данные подходы получили наибольшее свое развитие в когнитивной психологии. Память при этом рассматривалась в виде развивающейся, многоуровневой системы хранилищ информации, а также системы переработки информации. Одной из наиболее распространенных моделей памяти была модель Р. Аткинсона [4]. По данной модели система памяти была представлена тремя «хранилищами, а также несколькими каналами циркуляции информации»[4, c . 156].

Разработка идей микроструктурного анализа Дж. Сперлингаспособствовала раскрытию сущности сложных операционных структур сенсорной, а также кратковременной оперативной памяти. Использование микроструктурного анализа в сочетании с деятельностным подходом способствовало соединению операционных аспектов кратковременной памяти и характеристик ее мотивационно-целевой структуры, а также представлению структурно-функциональной модели памяти В. П. Зинченко и его сотрудников. Данная модель отражала структуру и последовательность операций по преобразованию входящей информации при кратковременной памяти [38].

В результате этого были определены пути математического моделирования изучаемых мнемических процессов. Основываясь надеятельностном, информационном и структурно-функциональном подходах к изучению памяти, был сформирован системный подход. Структурные части системного анализа были представлены и в вышеперечисленных подходах, именно поэтому системный подход считается их естественным продолжением.

Для данного подхода к изучению памяти особенно важным был вопрос о взаимосвязи мнемических процессов с деятельностью, который касался продуктивной и регулирующей функции протеканиямнемических процессов в макроструктуре деятельности. Так, к примеру, были изучены продуктивные функции памяти при формировании образов объектов, которые, в свою очередь, заключались в особом активном отборе, в фильтрации входящей информации на ранних этапах ее поступления. Проблему отбора связывали при этом с долговременной памятью, которая могла сохранять эталоны, мотивационные установки субъекта запоминания, а также способы обработки информации [23].

В рамках данных подходов память рассматривалась уже не как побочный продукт от других форм психической деятельности, а как важнейший фактор в организации и регуляции всех познавательных процессов и деятельности в целом.

Л. В. Черемошкина [44], основываясь на концепцию способностей В. Д. Шадрикова [47], предлагалаизучатьмнемические способности в виде одной из составляющих памяти, средства по запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Память в данном случае была определена как система мнемических способностей, информации, которой, в свою очередь, владеет тот или иной человек [44].

Память как психический процесс, занимает главное место среди всех психических функций, в силу того, что ни одна другая функция не способна реализоваться без участия памяти. В то же время, сама память неразрывно связана с другими психическими процессами, следовательно, ее выделение в чистом виде не представляется возможным.

Согласно следующей теории, предложенной В. Д. Шадриковым [48],мнемические способности во многом упорядочивают индивидуальный опыт человека и обеспечивают функционирование памяти как системы. Опираясь на данное определение способностей, Л. В. Черемошкина, в свою очередь, предложилаисследоватьмнемические способности в виде свойства функциональных систем, которые реализуютвсе основные мнемические функции, имеющие при этом индивидуальную особую меру выраженности. Это зачастую проявляется в успешности и в качественном своеобразии мнемической деятельности [44].

По мнению В. Д. Шадрикова, развитие способностей представляет собой особый процесс развития функциональной системы, которая реализуеткакую-либо конкретную психическую функцию, но в совокупности всех ее компонентов и связей; процесс развития операционных механизмов способностей; процесс развития оперативности в структуре функциональных и операционных механизмов; процесс овладения субъектом собственными познавательными способностями посредством рефлексии и овладения операционными механизмами в рамках конкретных психических функций [48].

Рассмотрим далее функциональные механизмы, они представляют собой определенную основу мнемических способностей индивида, изучаемые как функция биосоциального организма, взаимодействующего непрерывно со средой. Смысл психического отражения заключен в необходимости постоянного контроляданного взаимодействия. В том случае, когда речь идет оличностноминдивидуальном своеобразии, встает вопрос о степени выраженности индивидуальной мерыв данной способности, в ее происхождении, структуре, а также развитии и различных процессуальных особенностях. Б.Г.Ананьевым впервые было использовано понятие «функциональные механизмы», которое обозначало характеристики человека, свойственны ему как индивидув большей мере [2].

Как считает Б.Г.Ананьев, функциональные механизмы являются основой психической функции, которая, в свою очередь, обусловлена генотипическии определена природной организацией человека.

При анализе современного состояния психологии, можно отметить тот факт, согласно которому, Б.Г.Ананьев с достаточно большой точностью предопределил дальнейшие развитие данной науки, так как в самих терминах, рассматриваемых им (операционные механизмы,функциональные механизмы, мотивационные механизмы) содержатся элементы того, что психическое функционирует, а также развивается посвоим законам [2].

Под функциональными механизмамимнемических способностей понимается та основа процессов по кодированию информации, которая в «чистом» виде подчиняется объективным законам функционирования психического [2, c . 121].

Так, анализ проблемы мнемических способностей позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, психологической науке до настоящего времени не яснадо конца физиологическая или психофизиологическая основапроцессов запоминания, забывания, сохранения, воспроизведения,узнавания информации.

Во-вторых, предпринятые попытки рассмотреть память в виде свойства мозга сталкивались с рядом противоречий, касающимисямнемического эффекта прямо и непосредственно не связанного с деятельностью определенного уровня мозговых процессов При этом, исследователи были вынуждены констатировать присутствие влияния на мнемический результат личностного отношения человеку к самому процессу, к запоминаемому материалу, либо к ситуации в целом.

Таким образом, ситуация, сложившаяся с проблемой природы памяти ставит перед собой вопрос определения предмета психологии как науки, а также проблему структурирования психологического знания в виде научного. Иначе говоря, отмечается проблема определения закономерностей по функционированию психического как уникальной реальности. При этом, возможно, что слабая изученность и неясность закономерного функционирования психического во многом связана с отсутствием задачи по конкретному исследованию собственно психологических закономерностей.

Мнемические способности – способности, которые связаны с работой памяти человека и обычно проявляются в таких частных умениях, как узнавание, запоминание, сохранение, припоминание и забывание. Существуют, кроме того, разные виды памяти, и их у человека насчитывается более полутора десятков. В их число входят следующие виды памяти: кратковре-менная, оперативная, долговременная, непроизвольная, произвольная, непосредственная, опосредствованная, механическая, логическая и виды памяти, связанные с работой различных органов чувств.

Наличие у человека большого количества видов памяти и мнемических процессов требует обязательного проведения точной психодиагностики состояния памяти клиента прежде, чем ему будут даны конкретные рекомендации по улучшению памяти. Кроме того, консультирование на тему памяти желательно проводить с учетом следующих положений.

1. Если клиент жалуется на проблемы, связанные с памятью, то вряд ли это касается всех без исключения видов памяти.

2. Если от клиента поступили жалобы на память, то это не всегда свидетельствует о том, что соответствующие проблемы у него действительно имеются. Скорее всего, дело обстоит таким образом, что в целом память у клиента является неплохой, но в отдельных случаях жизни по причинам, не имеющим прямого отношения к памяти как таковой, он испытывает определенные трудности в запоминании или припоминании материала.

Возможно, что проблемы, на которые жалуется клиент, касаются лишь отдельных видов и процессов его памяти. Например, у одного клиента могут быть проблемы с запоминанием, у другого – с сохранением, у третьего – с воспроизведением материала. У одного человека может оказаться слабой механическая память, у другого – логическая, у третьего – опосредствованная. Один человек может иметь хорошую кратковременную, но плохую долговременную память, и так далее.

Поэтому первая задача, которую должен будет решить психолог-консультант, состоит в том, чтобы, внимательно выслушав жалобы клиента, поставить точный диагноз его памяти. Далеко не каждый клиент, который жалуется на свою память, может точно осознать и правильно описать ее проблемы. Далеко не всякий психолог-консультант и далеко не всегда будет в состоянии поставить точный диагноз памяти клиента только по его рассказу. Здесь в большинстве случаев невозможно обойтись без проведения специальной психодиагностики памяти клиента, в частности без тех тестов, которые были описаны ранее.

3. Не все виды памяти у человека могут одинаково успешно совершенствоваться. Одни виды памяти – например, непроизвольная и непосредственная память – обычно развиваются достаточно медленно и в основном только в детстве, по мере созревания организма (в частности, мозга ребенка), достигая вершины своего развития к пятнадцати-шестнадцати годам. Далее они, как правило, существенно уже не улучшаются, если, конечно, человек сознательно не занимается их развитием. Да и в этом случае развитие памяти идет обычно по другим линиям: произвольной и опосредованной. Другие виды памяти, такие, например, как логическая память, могут развиваться и совершенствоваться в течение всей жизни человека.

Кроме того, у одних людей могут успешнее развиваться одни виды памяти, а у других людей – иные. Поэтому, предлагая клиенту практические рекомендации по совершенствованию его мнемических способностей, следует, во-первых, точно определить, какие виды памяти ему в жизни особенно нужны, во-вторых, установить, каким образом данному клиенту легче всего запоминать или припоминать материал, и с учетом этого предлагать ему практические рекомендации по совершенствованию его памяти.

4. Почти у всех людей с возрастом происходят естественные и закономерные изменения памяти, которые сводятся в основном к следующему. Начиная с двадцати пяти-тридцати лет у большинства людей постепенно ухудшаются те виды памяти, которые были даны с рождения. Это непосредственная, непроизвольная и механическая память. Их постепенное ухудшение с возрастом человека происходит по той причине, что, во-первых, данные виды памяти зависят от состояния организма (чем он моложе, тем лучше память), во-вторых, они малопродуктивны и с возрастом постепенно заменяются более продуктивными видами памяти: произвольной, опосредованной и логической. Последние виды памяти требуют, кстати, гораздо меньших энергетических затрат, чем первые ее виды.

Отсюда, в частности, следует, что клиентам старше двадцати пяти – тридцати лет следует рекомендовать развивать в основном произвольную, логическую и опосредованную память.

5. С возрастом более сохранными у человека остаются в основном те виды его памяти, к использованию которых он чаще всего обращается в своей жизни. Ухудшаются же главным образом те виды памяти, к которым человек обращается сравнительно редко.

Следовательно, ставя психологический диагноз памяти клиента, надо не ошибиться и принимать во внимание его жизненный опыт. Речь в данном случае идет о следующем. Если клиент в своей жизни постоянно обращается к какому-либо виду памяти, ее процессу или приемам запоминания и тем не менее систематически испытывает определенные трудности в припоминании нужного материала, то это означает, что у клиента практически исчерпаны резервы совершенствования этого вида памяти. Пути улучшении его памяти в данном случае следует искать в иных видах памяти, которые он не использует и к которым обращается сравнительно редко.

6. Память, как и интеллект человека, нельзя развивать односторонне. Для того чтобы в целом память человека постоянно поддерживалась на высоком уровне, необходимо, во-первых, комплексно развивать все виды памяти, во-вторых, постоянно упражнять и нагружать их. Применяя это правило практически в процессе психологического консультирования, следует, однако, иметь в виду то, что в этой связи уже было сказано выше об интеллекте человека, а именно: комплексно развивать и упражнять необходимо прежде всего те виды памяти, к которым человек вынужден постоянно обращаться в своей жизни, в частности в профессиональной деятельности.

7. Память человека в ее развитии и функционировании самым тесным образом связана с его интеллектом и не может совершенствоваться без параллельного умственного развития данного человека. В первую очередь это, конечно, касается логической и опосредованной памяти.

Каждый из видов и процессов памяти требует, кроме того, особого подхода к его совершенствованию. Далее мы кратко сформулируем общие рекомендации по развитию отдельных видов памяти.

8. Процесс узнавания как мнемический процесс самым тесным образом связан с развитием у человека восприятия, а также с улучшением качества тех интеллектуальных действий и операций, которые выполняет человек при построении перцептивного образа, правильно отражающего действительность.

Поэтому узнавание следует практически развивать через совершенствование восприятия, в частности при помощи специальных упражнений по сравнению и различению очень похожих друг на друга объектов.

Детям для этого можно рекомендовать упражнения на выявления сходства и различия в зрительно воспринимаемых объектах, например рисунках. Что же касается взрослых людей, для которых узнавание обычно связано с выполнением какой-либо профессиональной деятельности, то соответствующий мнемический процесс у них лучше всего совершенствовать через те виды деятельности, которые данный человек выполняет на своей работе.

9. Запоминание как процесс памяти имеет несколько сторон. Во-первых, это – организация материала с целью его лучшего запоминания. Во-вторых, это – само запоминание, то есть выполнение соответствующих мнемических действий. В-третьих, это – оптимальное распределение мнемических действий во времени.

Поэтому клиенту в связи с его проблемами, касающимися запоминания, можно посоветовать следующее. Клиенту следует постараться выработать у себя привычку размышлять над запоминаемым материалом, прежде чем пытаться его запомнить. Такие размышления должны быть направлены на выяснение особенностей запоминаемого материала, в частности, того, чем он отличается от известного материала, или того, чем он, напротив, похож на уже известный материал.

К числу приемов, способствующих хорошему и быстрому запоминанию, можно отнести определение внутренней структуры запоминаемого материала и осознание того, какие образы, мысли и чувства он порождает. Все это клиент делает, задавая самому себе вопросы по запоминаемому материалу и сам же отвечая на них. Достаточно только поставить и последовательно ответить на эти вопросы, чтобы соответствующий материал запомнился.

Иногда также желательно несколько раз механически дополнительно повторить материал, чтобы он лучше запомнился. Вообще же следует помнить о том, что процесс запоминания, в особенности у взрослого человека, представляет собой ни что иное, как просто систему полезных жизненных привычек. Выработав их однажды и следуя им постоянно, можно надолго или навсегда избавить себя от проблем, связанных с запоминанием.

Эти проблемы в свою очередь возникают из-за отсутствия у человека подобных жизненных привычек. В детские годы, когда еще достаточно сильны непроизвольная, непосредственная и механическая память, существенные проблемы памяти, как правило, не появляются. Однако у большинства взрослых людей с возрастом они неизбежно возникают, особенно после шестидесяти лет, а иногда даже и раньше.

10. Механизм сохранения запомненного материала в памяти – это то, о чем в науке меньше всего известно. Поэтому целенаправленно воздействовать на этот процесс не представляется возможным. Тем не менее клиент и здесь может сделать кое-что полезное для себя.

В связи с этим психолог-консультант должен будет напомнить клиенту о том, что, чем разумнее организован процесс запоминания, тем больше в нем должен делаться упор на осмысление запоминаемого материала и тем меньше места должно занимать чисто механическое повторение.

Главное, о чем необходимо позаботиться заранее, запоминая некоторый материал, это – найти (выработать, усвоить) какой-либо достаточно эффективный прием, при помощи которого в нужное время можно будет сравнительно легко и быстро припомнить данный материал.

Здесь, в частности, могут оказаться полезными следующие советы.

Во-первых, важно привести весь запоминаемый материал в связную систему, и сделать это таким образом, чтобы каждая часть материала была логически связана с другими его частями, причем, чем больше связей-ассоциаций внутри запоминаемого материала, тем лучше.

Во-вторых, нужно обязательно позаботиться о том, чтобы одно или сразу несколько ключевых звеньев этого материала в любой момент времени можно было легко вспомнить. Такими звеньями обычно являются начальные или конечные звенья в цепи запоминаемого материала.

В-третьих, необходимо обеспечить условия, при которых то, что поможет вспомнить весь запоминаемый материал, оказалось бы в после зрения и в сфере внимания клиента в нужный момент времени.

11. Воспроизведение или припоминание материала – это, пожалуй, наиболее сложный мнемический процесс. Человек иногда может запомнить и даже сохранить в своей памяти нужный материал, но при этом будет не в состоянии в подходящий момент времени легко и без-ошибочно его воспроизвести из-за слабости процесса припоминания.

Этот процесс, в свою очередь, зависит от многих причин, среди которых можно назвать качество запоминания материала. Оно, однако, не является единственной причиной плохого припоминания. На воспроизведение материала также влияют естественный процесс его забывания, физическое и психологическое состояние человека в момент припоминания и многое другое. Забывание идет обычно своим чередом, и если человек время от времени не повторяет материал, то в его памяти остается не более двадцати процентов от объема материала, который был им первоначально когда-то запомнен. Следовательно, для того чтобы облегчить процесс припоминания, необходимо время от времени повторять запомненный материал.

Известно также, что плохое физическое самочувствие человека и сильное эмоциональное возбуждение отрицательно влияют на его память, особенно на процесс припоминания. Поэтому не следует слишком сильно переживать по поводу того, что в тот или иной момент времени, связанный с не вполне благоприятным физическим или психическим самочувствием человека, нечто будет припоминаться не сразу, не полностью и с трудом. Это не недостаток памяти как таковой, а следствие временного психофизического состояния человека.

Для того чтобы что-то хорошо припомнить, человеку, прежде всего, необходимо успокоиться и отдохнуть.

12. Немало проблем возникает у человека в связи с ограниченным объемом его кратковременной памяти. Хотя в среднем он у взрослых людей равен семи единицам, однако разница почти в два раза между нижней и верхней нормальными границами (пять и девять единиц) достаточно велика для того, чтобы порождать существенные индивидуальные различия по объему памяти между людьми.

Особые трудности при запоминании испытывают обычно те люди, чей объем кратковременной памяти находится у нижней границы указанного нормального диапазона. Такие люди, как правило, с трудом могут сразу запоминать материал объемом более семи единиц или же делают это очень медленно.

В то же самое время для тех людей, чей объем кратковременной памяти находится у верхней границы данного интервала, составляющей девять единиц, такие трудности возникают лишь тогда, когда им приходится запоминать ряд единиц информации, составляющий десять и более элементов.

Вместе с тем люди обычно не испытывают особых затруднений тогда, когда число единиц информации в запоминаемом ими ряду равно среднему объему их кратковременной памяти и не превышает его. Это значит, что человеку, чей объем кратковременной памяти равен пяти, необходимо рекомендовать запоминать большой по объему материал небольшими порциями, включающими в себя не более пяти единиц, а человеку, чей объем кратковременной памяти составляет семь единиц, – порциями не более семи единиц в каждой.

Следует также помнить о том, что объем кратковременной памяти человека – это в целом мало упражняемая и слабо изменяющаяся величина, поэтому к объему индивидуальной кратковременной памяти в реальной жизни надо просто уметь приспособиться.

Правда, практически имея дело с детьми дошкольного возраста, следует также помнить и о том, что у них объем кратковременной памяти обычно существенно ниже, чем у взрослых людей, и приблизительно равен возрасту ребенка в годах. С точки зрения практических рекомендаций по улучшению памяти детей это означает, что дошкольникам необходимо давать для запоминания материал еще меньшими порциями, чем взрослым людям. И только с началом обучения в школе можно постепенно переходить к использованию объемных мнемических норм, характерных для взрослых людей.

13. Качество оперативной памяти, от которой зависит способность человека в течение дли-тельного периода времени, от нескольких десятков минут до нескольких дней, удерживать большое количество сведений, вспоминать их и оперативно пользоваться ими, определяется многими причинами.

Прежде всего, отметим, что оперативная память человека, в отличие от его кратковременной памяти, является упражняемой и в значительной степени зависит от личного, профессионального жизненного опыта человека. Объем и мощность оперативной памяти можно увеличивать до весьма значительных размеров, однако она требует постоянного подкрепления и поддержки для сохранения своих качеств на высоком уровне.

Оперативную память можно совершенствовать, например, за счет решения умственных и практических, жизненно важных задач, в которых имеется множество условий и которые содержат в себе распределенное в течение длительного времени немалое количество шагов на пути поиска нужного решения. Постепенно увеличивая количество информации, которую необходимо удерживать в памяти в процессе решения задачи, увеличивая время решения задачи, можно тем самым улучшать оперативную память.

14. Человек напрямую не в состоянии управлять тем, что фактически находится в его долговременной памяти, а также процессами сохранения информации, происходящими на подсознательном уровне. Однако свою долговременную память он вполне может регулировать через сознательно контролируемые им самим процессы запоминания и воспроизведения материала.

Известно, например, что хорошо организованное запоминание положительно сказывается на качестве долговременной памяти. Повторение и систематическое припоминание материала также улучшает долговременную память человека. Это и можно рекомендовать делать клиенту, который жалуется психологу-консультанту на то, что запоминаемый им материал быстро забывается.

15. Произвольная память человека существенно зависит от его воли и мотивации. Поэтому пути практического улучшения этого вида памяти заключаются, с одной стороны, в увеличении интереса человека к запоминаемому материалу, а с другой стороны, в совершенствовании его личностных, в частности характерологических, качеств.

16. Главные возможности в плане совершенствования памяти человека касаются его опосредованной памяти. Это связано с тем, что отсутствие у человека надежных средств запоминания существенно ухудшает его память, особенно с возрастом. Наличие же эффективных средств запоминания и припоминания, напротив, улучшает память человека, причем независимо от его возраста.

Более того, достоверно установлено, что, чем старше становится человек, тем больших успехов он может добиться в совершенствовании памяти на основе разумного применения различных мнемотехнических средств.

В связи с этим, для того чтобы оказать действенную помощь клиенту, психолог-консультант должен сам овладеть многими различными мнемотехническими средствами, знать их положи-тельные и отрицательные стороны, уметь пользоваться ими на практике.

Однако далеко не каждое мнемотехническое средство само по себе хорошо и подходит любому человеку. Успешность его применения во многом зависит от индивидуальных особенностей клиента и от условий его жизни. Поэтому, предлагая клиенту те или иные мнемотехнические средства для применения, необходимо, вместе с тем, объяснить ему следующее.

Во-первых, целесообразно применять на практике разные мнемотехнические средства, выбирая из них такие, которыми легче всего можно в любой момент воспользоваться и которые могут дать наилучшие результаты.

Во-вторых, следует постараться как-то приспособить эти средства к самому себе.

В-третьих, необходимо довести употребление этих средств до уровня автоматизма, превратив их в жизненно важные привычки.

17. Зрительная, слуховая и двигательная память являются основными видами памяти у человека, и на них в жизни приходится наибольшая нагрузка. По своей значимости для человека они следуют друг за другом в указанной выше последовательности.

Каждый из названных видов памяти сам по себе совершенствуется и поддерживается на должном уровне за счет приобретения человеком жизненного опыта.

Однако необходимо принимать во внимание факт взаимодействия, взаимного влияния друг на друга этих трех видов памяти. Их взаимовлияние проявляется, в частности, в том, что совершенствование или ухудшение одного из названных видов памяти всегда и почти неизбежно влияет на состояние и функционирование других видов памяти.

Отсюда следует весьма важный практический вывод для улучшения памяти в целом: все ее основные виды необходимо поддерживать и развивать у человека одновременно.

Каждый человек может в той или иной степени обучаться чему-то новому, понимать окружающих людей, формулировать свои мысли, читать, считать, рисовать, планировать, отвечать за себя и других, переносить физические нагрузки, работать руками или головой. Способности можно развивать, однако одни способности можно развить за короткое время, а развитие других потребует значительного отрезка жизни. Свои способности человек может узнать, только приложив их к делу – работе, занятиям в кружках, олимпиадах, различных конкурсах, творчестве. Пока человек бездействует, он сам не знает своих способностей. О человеке, который при равных условиях обучения и тренировки быстрее освоил дело и лучше справляется, говорят, что он способный (Смирнова Е. Е., 2003).

Способности – это умения, то есть такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешность (быстрота, легкость) выполнения различных видов деятельности. (Смирнова Е. Е., 2003.)

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. (Гиппенрейтер Ю. Б., 1998.)

Понятие способностей позволяет объяснить, почему люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности. (Смирнова Е. Е., 2003). Самое же существенное в том, что в деятельности способности не только проявляются, но и создаются. Исходя из этого, решается вопрос о взаимоотношении между склонностями и способностями. Представляя собой избирательное отношение к деятельности, потребность в ней, склонность приводит к пробуждению и мобилизации скрытых до этого сил человека, помогает выявлению и формированию его способностей, в значительной степени определяет его профессиональную направленность (Нолицу З. А., 1989).

Все способности делятся на общие и специальные (Смирнова Е. Е., 2003).

Из огромного количества способностей можно выделить такие, которые необходимы для многих видов деятельностей. Это способность решать интеллектуальные задачи (уровень интеллекта), способность запоминать, сохранять и воспроизводить информацию или опыт (уровень памяти), способность к сопереживанию (эмпатия), которая делает эффективным процесс общения, способность к сосредоточению и распределению внимания, способность к воображению, представлению и т.д. Их называют общими способностями.

Общие способности – это способности, определяющие успешность выполнения любого вида деятельности, независимо от его содержания, которые свойственны всем людям, но развиты у всех в разной степени.

Эти способности нужны человеку для достижения успеха в любом виде деятельности или области знаний, успешного выполнения практически любой работы. Это способности:

Ÿ К познавательной деятельности и обучению (умственные способности человека);

Ÿ К восприятию и движению (способность воспринимать информацию, совершать движения, концентрировать внимание, запоминать и понимать информацию: внимание, память, двигательная сфера человека);

Ÿ к общению и саморегуляции (способность принимать решения, устанавливать контакты с людьми и др.).

Ÿ Способности к быстрому и точному восприятию, сильным и ловким движениям называют еще сенсомоторными способностями.

Они представлены у большинства людей в степени, достаточной для овладения практически любой профессией, если только эта профессия не предъявляет повышенных требований к человеку.

Многие рабочие профессии, а также такие специальности, как милиционер, официант, массажист, тренер требуют повышенного уровня развития физической силы, выносливости и ловкости. Способности, которые являются результатом умственного развития, необходимы для успешного обучения и усвоения различных знаний, приобретения навыков внимания и памяти. Они нужны как для овладения широким кругом профессий, так и для успешного решения определенных профессиональных задач в области различных творческих специальностей.

Но для некоторых видов деятельности одних только общих способностей может оказаться недостаточно. Необходимы еще и другие специальные способности, которые могут быть своими для каждого вида деятельности и для каждой профессии.

Специальные способности – это способности, необходимые для достижения высоких результатов в определенных специфических видах деятельности или области знаний, определяющие успешность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности.

К таким способностям относят музыкальные, художественные, математические, литературные, технические, организаторские, конструкторско-технические, лингвистические, педагогические, творческие, спортивные и другие. Развитие их опирается на определенные задатки человека.

Каждая профессия включает в себя целый ряд составляющих. Музыкальные способности включают в себя ладовое чувство, чувство ритма, музыкальную память. В технических способностях существенную роль играют пространственное воображение, абстрактно-логическое мышление. Технические и математические способности позволяют человеку в зависимости от направленности выбрать сферу деятельности, связанную с созданием, развитием новых технологий, информационным обеспечением, маркетингом.

Профессиональные способности человека – способности к успешному обучению и дальнейшей деятельности по какой-либо определенной профессии. Их можно определить только в процессе обучения или профессиональной деятельности.

Способности к черчению предполагают пространственное воображение (способность создавать образ того, что еще не видел) и абстрактно-логическое мышление. Для профессии художника недостаточно иметь общих способностей к зрительному восприятию, координации движений рук и пальцев, обучению. Требуется также высокий уровень развития кожно-мышечной чувствительности, глазомера, зрительной памяти, пространственного представления, воображения, художественного вкуса. Полного перечня специальных способностей, необходимых для всех профессий, не существует. Оценить степень развития специальных способностей у человека может только профессионал. Психологи с помощью тестов могут с достаточной точностью выявлять большинство общих способностей и только некоторое количество частных (Смирнова Е. Е., 2003).

Источник: Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. - Новосибирск: НГПУ, 2009. – 112 с.

Читайте также: