На должность педагога библиотекаря может быть назначен специалист имеющий

Опубликовано: 02.10.2024

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Педагог-библиотекарь относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность педагога-библиотекаря принимается лицо, имеющее высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность педагога-библиотекаря в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Педагог-библиотекарь должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;

- Конвенцию о правах ребенка;

- содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде образовательной организации;

- методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок;

- основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;

- индивидуальные особенности развития детей разного возраста;

- специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), их творческой деятельности;

- современные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;

- нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной работы;

- профиль деятельности, специализацию и структуру образовательной организации;

- правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда;

- условные сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках;

- современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном обслуживании;

- систему классификации информации и правила составления каталогов;

- единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;

- порядок компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда;

- порядок составления отчетности о работе библиотеки;

- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

- правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Педагогу-библиотекарю запрещается:

- оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагога-библиотекаря;

- использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Педагог-библиотекарь назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

2.1. Участвует в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

2.2. Организует работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов.

2.3. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности.

2.4. В этих целях разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся, воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.5. Применяет педагогические теории и методики для решения информационно-образовательных задач.

2.6. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

2.7. Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников), педагогических работников образовательной организации средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.

2.8. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательной организации.

2.9. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным процессом.

2.10. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательной организации печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательной организации языках обучения и воспитания.

2.11. Разрабатывает предложения по формированию в библиотеке образовательной организации фонда дополнительной литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы.

2.12. Осуществляет работу по учету и проведению периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательной организации.

2.13. Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с применением современных информационно-поисковых систем.

2.14. Организует обслуживание обучающихся (воспитанников) и работников образовательной организации.

2.15. Обеспечивает составление библиографических справок по поступающим запросам.

2.16. Обеспечивает сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности.

2.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.18. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.19. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.20. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.21. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.22. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.23. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.24. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.25. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.26. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.27. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.28. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.29. Соблюдает устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.30. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Педагог-библиотекарь имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

- на сокращенную продолжительность рабочего времени;

- на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

- на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.

3.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства школы, касающимися его деятельности.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Педагог-библиотекарь несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.4. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.5. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Хотела бы узнать, может ли работник занимать должность педагог-библиотекарь, имея средне-специальное педагогическое и библиотечное образование?

Квалификационные требования к должностям работников образования установлены приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“

Для должности педагог-библиотекарь установлены следующие требования к квалификации: Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.

Согласно п.9 раздела «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования предусматривается, что «лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы».

Возможно ли ссылаться на п.9, при назначении на должность педагог-библиотекарь лиц, уровень квалификации которых не отвечает требованиям квалификационных характеристик?

В разделе II Порядка аттестации, регулирующем порядок аттестации педагогических работников, проводимой в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, содержится пункт 23, закрепляющий за аттестационными комиссиями организаций еще одно полномочие, которое заключается в том, чтобы коллегиально рассматривать случаи, связанные с возможностью назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями к той или иной должности, и давать соответствующие рекомендации работодателю.

Пункт 23 включен в Порядок аттестации в целях реализации положений, предусмотренныхп. 9 «Общих положений» квалификационных характеристик (приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н), в соответствии с которым при решении работодателями вопросов комплектования кадров допускается прием на работу лиц, обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, если уровень их специальной подготовки не отвечает квалификационным требованиям, предусмотренным указанными квалификационными характеристиками, при соблюдении определенной этим пунктом процедуры.

Необходимость закрепления в Порядке аттестации данного положения вызвана тем, что участились случаи, когда органы контроля и надзора, ссылаясь на часть первую статьи 84 ТК РФ, не всегда обоснованно выносят предписания о необходимости прекращения трудовых договоров с учителями, воспитателями, другими педагогическими работниками по пункту 11 части первой статьи 77 ТК РФ в связи с отсутствием у них соответствующего документа об образовании, т.е. образования, соответствующего направлению подготовки, предъявляемому к должности работника в соответствии с квалификационной характеристикой.

Следовательно, работодатель, имея намерение принять на должность педагогического работника претендента, у которого отсутствует требуемое образование, но который, по мнению работодателя, обладает достаточным практическим опытом и компетентностью и может выполнять работу в должности, вправе теперь, руководствуясь пунктом 9 «Общих положений» квалификационных характеристик и пунктом 23 Порядка аттестации, для получения соответствующей рекомендации обращаться в аттестационную комиссию организации, в полномочия которой вменена такая функция, не создавая для решения таких вопросов специальную аттестационную комиссию.
Принимая во внимание, что возможность назначения претендента, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, на должность педагогического работника в соответствии с п. 23 Порядка аттестации связана, прежде всего, с наличием опыта работы, то роль аттестационной комиссии будет состоять в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы.

Что касается педагогических работников организаций, квалификация которых не соответствует требованиям к направлению профессиональной подготовки, предусмотренной квалификационными характеристиками: «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо деятельности в образовательном учреждении (тем более, как было отмечено выше, такие требования до 31 октября 2010 г. к большей части педагогических работников не предъявлялись), то это не может явиться причиной для их увольнения в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, если это не подтверждено результатами их аттестации.

Следует также учесть, что применение пункта 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования следует осуществлять без употребления слов «в порядке исключения» по аналогии с тем, как это было установлено приказом Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г. № 921н, которым внесены изменения в Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9.

Материал, был взят здесь, подробнее ознакомиться со статьей, можно зайдя по ссылке kiro-karelia.ru/att/tematika/vopros07

Если соблюсти все условия, то человек обладающий опытом и хорошими характеристиками, без соответствующего уровня квалификации может быть принят на соответствующую должность.

Что-то я не поняла. За часы кружковой работы учителям платят также, как и за уроки. А педагог-библиотекарь должен вести кружок бесплатно?

Теперь все зависит от министра.

а как быть тем работникам библиотек, которые проработали по 30 лет и более- зав.библиотеками со средним-профессиональным библиотечным образованием?

Для начала представиться, а не прятаться за Анонимом.
Работать дальше, не все перейдут на новую должность. Внимательно документы изучите.

все существующие документы по библиотечному делу потеряли сущность,т.к. руководитель руководствуется примерным типовым штатным положением в оу.На какой документ сегодня нужно ссылаться,чтобы отстоять свои права?

все существующие документы по библиотечному делу потеряли сущность,т.к. руководитель руководствуется примерным типовым штатным положением в оу.На какой документ сегодня нужно ссылаться,чтобы отстоять свои права?

Здравствуйте, согласна с предыдущим оратором. Все сейчас решает штатное расписание. В школе, в которой я работаю на следующий год набирается 11 класс - комплектов, а я остаюсь на 0,5 ставки библиотекаря. Я плачу. Жалко себя очень. Проработала в школьной библиотеке 17 лет, люблю свою работу, имею достижения во многих конкурсах (дистанционных проектах), создала сайт своей библиотеки, а кому это все нужно? О каких инновациях может идти речь?Кто защитит самую скромную профессию?

Доброго времени суток!
Самый главный документ это трудовой кодекс, остальные нормативные документы разрабатываются на региональном или муниципальном уровнях, поэтому следует тщательно ознакомиться с ними.
Любая ситуация требует досконального изучения, прежде чем можно что-то советовать, но как показывает практика виной всему становятся жесткие меры оптимизации.
А защищать профессию и себя в ней каждый должен сам!
Всего самого наилучшего, Вам!

Я ознакомилась с должностью педагога- библиотекаря и поняла, что поменяли только вывеску, а содержание оставили старым. Зато сколько вокруг этой вывески разговора и шумихи.Уже 2 года говорим, а воз и ныне там. Спасибо автору за хорошее название "педагог-библиотекарь". Автор не смог продвинуть свой проект дальше. Видимо, запретило наше правительство. Спасибо!

Доброго времени суток, Александра!
В посте приведены извлечения из официального сборника нормативных документов по введению должности. О каком авторе и проекте идет речь?

Научите,как можно защитить свою профессию.Я имею стаж работы 29 лет и люблю свою профессию,но зарплата меня унижает.Много говорилось о повышении зарплаты,но почему то она не растёт.Почему не платят за стаж работы?

Лариса, свою профессию не надо защищать, стоит работать в ней и реализовывать себя. То, о чем Вы пишите проблема большинства библиотекарей школ России и нет рецепта. Все это печально и грустно, но факты неоспоримы - люди страны библиотечной оказались ненужными в школе, по причине оптимизации, невзирая на стаж и вклад в профессию, не считаясь с потребностями детей и их родителей. Поскольку родители (законные представители) определяю социальный заказ на образование своих чад, то и их мнение должно учитываться при построение эффективной системы образования в ОУ, но это берется во внимание. Ставки школьных библиотек сократили в пользу учительских доплат, а многие родители, например, хотели бы видеть своего ребенка читающим, творческим человеком что под силу школьному библиотекарю, как носителю культуры в школах, особенно на селе.
Я наблюдаю этот уничтожающий библиотеки процесс, но остановить его мы не в силах по одиночке, видимо стоит написать обращение. Только к кому? Президенту или министру образования?
Спасибо, что читаете и откликаетесь, Лариса.

Здравствуйте,все!Хотела бы узнать мнение всех. Библиотекарь может быть хорошим педагогом,нас обучали вести уроки,а вот педагог хорошим библиотекарем-нет!Квалификации -то нет.

Внимательно прочитала документы и комментарии. Стыдно, что мы живем в государстве, где не нужны грамотные и образованные библиотекари. Стаж у меня - огромный. Вышла даже с детьми на Всероссийский уровень. Занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью. Но образование высшее, но непедагогическое. А значит и надеяться не начто!

Светлана, добрый день!
Я разделяю Вашу точку зрения, мне жаль что профессия школьный библиотекарь постепенно исчезает из школ. Не станет людей готовых и умеющих научить работать с книгой в школах, следовательно снизится уровень грамотности и умения мыслить, управлять такими людьми легко, а за державу обидно.

Здравствуйте! Огромная просьба к Вам - помочь мне разобраться в моей проблеме, так как в этом вопросе я нахожусь в сомнениях. Я - библиотекарь в воинской части,пока в декрете. Временно на моё место взяли молодую девушку, она логопед (в библиотечном деле просто "ноль", взяли из-за того, что поет!) У нас по штату - одна библиотека, но клуба нет(в аварийном состоянии, библиотека находится в солдатской казарме, небольшая комнатка выделена под библиотеку), так вот, за время моего отсутствия расформировывают Гарнизонный Дом Офицеров, и соответственно данное помещение передают нашей бригаде, теперь у нас появился клуб, но меня мало радует, так как передали нам вместе с библиотекой Дома Офицеров. Девушка принимает библиотечный фонд на себя и на данный момент в части две библиотеки и документация на каждую библиотеку своя (инвентарные книги, суммарная книга и т.д.). У меня такой вопрос, который меня мучает: не может ведь быть две библиотеки на одно учреждение с разной документацией? либо ей стоило принять более 15 тыс книг и поставить их на учет у себя в инвентарную книгу и присвоить новые номера согласно очередности инвентарной книги!? Или так можно, вести двойной учет или ей не стоило принимать на себя библиотеку? Говорят, что придет штат на клуб данный, будет еще один библиотекарь, но пока всё тихо, а ГДО наша бригада уже приняла. Жду с нетерпением ответа, надеюсь на Вашу помощь! Заранее спасибо!

Прошу прощения, но я не владею ситуацией как должно быть все устроено в библиотеках воинских частей. В любом случае, прежде чем что-то советовать следует изучить нормативку библиотеки, а это сложно - военная тайна, скорее всего:))

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Должностная инструкция педагога-библиотекаря

  • имеющее высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы. Лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих необходимым практическим опытом и знаниями, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, можно назначать на соответствующие должности так же, как и лиц, имеющих специальную подготовку и стаж работы;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения им предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раза в 2 года), вакцинации и имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • к педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном Федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

1.5. Педагог-библиотекарь находится в подчинении у директора школы, выполняет свои должностные обязанности под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
1.6.

  • действующему законодательству РФ об образовании и библиотечном деле;
  • руководящим документам вышестоящих органов по вопросам работы библиотеки;
  • правилам организации библиотечного труда, учета, инвентаризации;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Уставу общеобразовательного учреждения;
  • Положению о библиотеке, приказам и распоряжениям директора общеобразовательного учреждения;
  • Правилам внутреннего трудового распорядка общеобразовательного учреждения.
  • данной должностной инструкции педагога-библиотекаря школы, правилам охраны труда и пожарной безопасности, трудовому договору; .
  • главные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • Законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном ресурсе школы;
  • методологию проведения индивидуальных бесед, формы и техники проведения конференций, выставок;
  • основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;
  • отдельные особенности развития детей различного возраста; специфику развития интересов и потребностей учащихся, их творческой деятельности;
  • актуальные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы для создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), основы работы в сети Интернет, правила применения мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота;
  • нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной деятельности;
  • вид деятельности, специализацию и структуру школы;
  • правила комплектования, хранения и учета библиотечного ресурса, поиска и выдачи книг из библиотечного ресурса;
  • условные сокращения и условные обозначения, используемые в библиографии на иностранных языках;
  • новейшие информационно-поисковые системы, используемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и принципы составления каталогов;
  • единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;
  • правила компенсации при потере читателями единиц библиотечного ресурса;
  • правила составления отчетных документов о работе библиотеки.

1.8. Педагогу-библиотекарю строго запрещено применять образовательную деятельность в целях политической агитации, принуждения учеников к принятию политических, религиозных или других убеждений или отказа от них, с целью разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни; для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе с помощью сообщения ученикам недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.9. Педагог-библиотекарь в школе должен также соблюдать свою должностную инструкцию с учетом ФГОС, правила охраны труда и пожарной безопасности, знать порядок действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.


скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 1 марта 2021 г

2. Функции

2.1. Информационно-библиографическое сопровождение образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении (образовательная функция).
2.2. Помощь в самообразовании учащихся и педагогических работников образовательного учреждения посредством библиотечно-информационного обслуживания.
2.3. Пропаганда чтения как способа культурного досуга (культурная).
2.4. Обеспечение доступа к информации и информационным ресурсам, требуемым для реализации программы начального общего, основного общего, среднего общего (полного) образования (информационная функция).

3. Должностные обязанности

3.1. Участвовать в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования согласно федеральным государственным стандартам (ФГОС) начального общего, основного общего, среднего общего образования.
3.2. Организовывать работу по ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для учеников и педагогических работников к информации, относящейся к реализации основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в применении библиотечно-информационных ресурсов.
3.3. Осуществлять дополнительное образование учащихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, способов и видов библиотечно-информационной деятельности.
3.4. С этой целью разрабатывать рабочую программу, обеспечивать ее выполнение, организовывать участие учащихся в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор видов, средств и методов работы детского объединения учитывая психофизиологическую и педагогическую целесообразности, применяя новейшие образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы.
3.5. Применять педагогические теории и методы для решения информационно-образовательных задач.
3.6. Обеспечивать и анализировать достижения учащихся, выявлять их творческие способности, способствовать формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
3.7. Участвовать в обеспечении самообразования учащихся, педагогических работников школы средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов.
3.8. Вносить предложения по совершенствованию образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении.
3.9. Участвовать в деятельности педагогических, методических советов, объединений, в иных видах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внешкольной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательной деятельностью.
3.10. Составлять планы комплектации библиотеки школы печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания.
3.11. Разрабатывать предложения по формированию в библиотеке школы ресурса дополнительной литературы, включающего в себя детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию главной учебной программы.
3.12. Проводить работу по учету и периодической инвентаризации библиотечного ресурса школы.
3.13. Обеспечивать тщательную обработку поступающей в школьную библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с использованием новейших информационно-поисковых систем.
3.14. Организовывать качественное обслуживание учащихся и сотрудников общеобразовательного учреждения.
3.15. Обеспечивать незамедлительное составление библиографических справок по поступающим запросам.
3.16. Обеспечивать полную сохранность библиотечного ресурса, ведение статистического учета по главным показателям деятельности библиотеки и подготовку необходимой отчетности.
3.17. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, выполнять мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране. Выключать или переводить в режим ожидания ЭСО, когда их использование приостановлено или завершено.
3.18. При использовании электронного оборудования, в том числе клавиатуры, компьютерной мыши ежедневно дезинфицировать их.
3.19. Обеспечивать строгое выполнение должностной инструкции педагога-библиотекаря в школе, охрану жизни и здоровья учащихся во время обучения и нахождения в помещении школьной библиотеки.
3.20. Строго выполнять правила охраны труда и противопожарной защиты.

4. Права

4.1. Давать обязательные для выполнения указания пользователям библиотечного ресурса.
4.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, нарушающие учебно-воспитательную деятельность, в порядке, предусмотренном Правилами о поощрениях и взысканиях в общеобразовательном учреждении.
4.3.

  • в разработке воспитательной политики и стратегии общеобразовательного учреждения, в создании соответствующих стратегических документов;
  • в подготовке разных управленческих решений, относящихся к работе школьной библиотеки;
  • в проведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-информационной деятельности;
  • в деятельности педсовета общеобразовательного учреждения.

4.4. Вносить предложения о начале, прекращении или приостановлении определенных проектов по деятельности библиотеки, а также по усовершенствованию воспитательной деятельности в школе.
4.5. Запрашивать у руководства школы, получать и применять информационные материалы и нормативно-правовые документы, требуемые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.6. Самостоятельно подбирать формы, средства и методики библиотечно-информационного обслуживания образовательной деятельности согласно целям и задачам, приведенным в Положении о школьной библиотеке.
4.7.

  • от учеников соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава общеобразовательного учреждения, Правил пользования библиотечным ресурсом и Интернет-ресурсом;
  • от администрации школы – помощи в исполнении своих прав, должностных обязанностей и обеспечения условий для пользователей библиотеки.

4.8. Периодически повышать свою квалификацию, применяя разные виды и методы совершенствования.
4.9. Изымать документы из ресурсов школьной библиотеки согласно инструкции по учету библиотечного фонда.
4.10. Определять формы и размеры компенсации ущерба, нанесенного читателями библиотеки, согласно Правилам пользования библиотекой школы, утвержденным директором школы.
4.11. Совмещать должности, получать доплату за увеличение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы и дополнительную работу, звания и награды согласно Коллективному договору общеобразовательного учреждения.
4.12. Быть представленным к разным видам поощрения, наградам и знакам отличия, установленным для работников образования.


скачать: Положения для Школы
94 положения пакетом и поштучно. Дата обновления: 15.04.2021 г.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Осуществляет свою деятельность согласно графику, составленному с учетом 36-часовой рабочей недели за ставку, утвержденному директором школы.
6.2. Самостоятельно составляет план своей работы на каждый учебный год и месяц; план работы утверждается руководителем общеобразовательного учреждения не позже тридцати дней до начала планируемого периода.
6.3. Может привлекаться по указанию директора или заместителя директора по учебно-воспитательной работе к срочной замене временно отсутствующих педагогов в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной ежечасной оплатой педагогической работы.
6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами, приказами, инструкциями.
6.5. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.6. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его компетенции, с администрацией общеобразовательного учреждения и педагогическим персоналом школы.
6.7. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.8. Постоянно обменивается информацией по вопросам, относящимся к его компетенции, с администрацией общеобразовательного учреждения и педагогическим персоналом школы.

Должностную инструкцию разработал:
«___»_________202__г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ /______________________/


скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
51 инструкция поштучно и пакетом, обновление - 15 апреля 2021 года

Должностная инструкция позволяет полностью регламентировать работу библиотекаря, а также гарантирует соблюдение его прав. При неисполнении руководством библиотеки пунктов должностной инструкции работник может разорвать договор, а также потребовать компенсацию. Тщательно расписанная должностная инструкция минимизирует возникновение конфликтных ситуаций, а также доказывает наличие или отсутствие нарушений, которые привели к повреждению имущества библиотечного фонда.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции библиотекаря

Должностная инструкция кастелянши

1. Общие положения

1.1. Библиотекарь приступает к своим должностным обязанностям после назначения его на должность в соответствии с трудовым законодательством руководителем Организации.
1.2. Во время работы библиотекарь подчиняется непосредственно заведующему библиотекой и вышестоящему руководству.
1.3. На должность библиотекаря может назначаться только лицо, имеющее соответствующее специальное образование. Стаж работы не влияет на принятие решения о приеме на работу.
1.4. Библиотекарь может освобождаться от должности руководителем организации по согласованию с заведующим библиотекой.

2. Требования к квалификации

2.1. Работник на должности библиотекаря обязан знать:

  • Все постановления, распоряжения руководства организации, вышестоящих органов, нормативные документы согласно профессии.
  • Количество и наименование книг в библиотечном фонде.
  • Правила консультации читателей при выборе литературы либо других документов, содержащихся в библиотечном фонде.
  • Порядок приёма, оформления, списание литературы из библиотечного фонда.
  • Условия при транспортировке литературы в другие заведения.
  • Правила посещения библиотек.
  • Нормы учета передвижения и выдачи литературы на руки читателям.
  • Основы трудового законодательства.
  • Закон об охране труда.
  • Закон о пожарной безопасности.
  • Правила трудового распорядка библиотеке.
  • Правила производственной санитарии и пожарной безопасности при работе с литературой из библиотечного фонда.

3. Задачи и обязанности

4. Права

4.1. Получение свободного доступа к информации, которая связана с выполнением ряда задач, поставленных перед организацией.
4.2. Получение ежегодного отпуска в размере, соответствующему закону.
4.3. Получение разнообразных форм поощрения, а также награды за достижения.
4.4. Требование от посетителей библиотеки соблюдение норм поведения в образовательном учреждении.
4.5. Требование от вышестоящего руководства обеспечение условий труда согласно нормам безопасности.
4.6. Своевременное получение необходимой информации для осуществления действий согласно обязанностям.

5. Ответственность

5.1. Работник несёт ответственность за ненадлежащее выполнение своих обязанностей, работу низкого качества, ошибки, при выполнении работы, недостоверность сведений, нарушение нормативных актов, утерю либо повреждение библиотечного фонда.
5.2. Библиотекарь несет материальную ответственность за ущерб, возникший вследствие невыполнения трудовых обязательств или их плохого выполнения, непринятие мер, предотвращающих порчу имущества библиотечного фонда, ущерб, возникший вследствие выполнения действий, которые преследуются в уголовном порядке.

6. Взаимоотношения

6.2. Во время работы библиотекарь обязан подчиняться непосредственному руководителю, а также вышестоящему начальству.
6.3. Во время работы библиотекарь взаимодействует со всеми работниками библиотеки.

Из чего состоит должностная инструкция библиотекаря

Стандартный вариант должностной инструкции состоит из шести основных пунктов.

Первая часть представляет собой общие положения, которые могут дополняться руководителями организации. Хоть в целом разные библиотекари выполняют практически идентичную работу, должностная инструкция каждого может существенно отличаться. Если библиотекарь работает в детской библиотеке, то основное внимание будет уделяться работе с детьми и помощи в поиске необходимой литературы. При работе в библиотеке при санатории должностная инструкция библиотекаря существенно изменится, так как в нее в большей степени будет входить уход за библиотечным фондом и его обслуживание.

Важно! Стандартный вариант должностной инструкции содержит только основные моменты, а при трудоустройстве работодатель может выдать документ с существенными дополнениями и правками.

Вторая часть инструкции содержит требования к квалификации сотрудника. Требования к квалификации избираются непосредственно руководством библиотеки, но при этом сотрудник обязательно должен знать нормативные документы, а также иметь соответствующее образование.

Третий раздел состоит из задач и обязанностей работника. Задачи обязанности могут изменяться в зависимости от количества работников библиотеки, а также размера библиотечного фонда. За работником может закрепляться отдельный отдел, несколько секций или полностью вся библиотека.

Четвертый раздел содержит права работника библиотеки и может дополняться по желанию как самого работника, так и вышестоящего руководства.

Пятая часть должностной инструкции расписывает ответственность библиотекаря.

Последний раздел состоит из описания взаимоотношений библиотекаря с остальными сотрудниками библиотеки.

Как составляется должностная инструкция

Должностная инструкция составляется ответственными лицами и утверждается руководителем организации. В правой верхней части документа вписывается его должность, название библиотеки, фамилия, имя, отчество и подпись.

В основной части должностной инструкции библиотекаря вписывается к какой категории работников относится сотрудник. Если работник в большей мере работает в зале или в библиотечном фонде, то это обязательно должно быть прописано.

Также необходимо указать номер распоряжения или приказа, по которому был принят библиотекарь на службу. Если во время составления должностной инструкции будет допущена ошибка, то этот документ не несет никакой силы, поэтому нужно быть предельно внимательным при внесении данных в каждой части бумаги. В общем положении также нередко указывается заместитель библиотекаря в случае если с работником что-нибудь случилось или он по какой-либо другой причине не может выполнять свои должностные обязанности.

Следующим этапом в должностную инструкцию вносятся требования к квалификации.

Если библиотекарь устраивается с условием наличия стажа, то это обязательно должно быть указано.

В данном разделе должны быть прописаны четко все условия, так как отсутствие каких-либо из них может привести к невозможности выполнения работником своих обязанностей.

В должностных обязанностях библиотекаря необходимо указать все функции, с которыми работнику придется столкнуться. Если в обязанности библиотекаря входит удаление пыли с бумажных изданий, то обязательно прописывать этот пункт в инструкции. Отсутствие пункта в должностной инструкции может позволить работнику не выполнять дополнительные функции и отказаться от ненормированной работы.

В конце документа обязательно согласование с сотрудником, который ответственен за его соблюдение. Чаще всего вписываются данные заведующего библиотекой или другого непосредственного руководителя. В данных указывается должность, название библиотеки, фамилия, имя, отчество и подпись.

Читайте также: