На каких работах и должностях запрещается использовать труд осужденных

Опубликовано: 15.05.2024

Гурай Г.А., главный специалист-эксперт отдела анализа и координации деятельности территориальных органов подведомственных служб Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

В уголовно-исполнительном праве признана воспитательная роль труда. Одним из основных средств исправления осужденных является общественно полезный труд.

В соответствии со ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. Такое привлечение к труду осуществляется на основе договора, заключаемого руководством учреждений, исполняющих наказания, и предприятий, в котором определяются обязательства сторон и ответственность за их несоблюдение.

Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах, организуется только на территории тюрьмы с соблюдением необходимых правил по их изоляции и охране.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы Уральского федерального округа (далее - УИС УрФО) по состоянию на 01.02.2010 количество осужденных, подлежащих привлечению к труду, составило 22 637 человек. При этом количество осужденных, занятых на оплачиваемых работах, в учреждениях УИС УрФО составило 17 385 человек (77% от количества осужденных, подлежащих привлечению к труду в УИС УрФО). В (Г)УФСИН России по Тюменской, Челябинской областям и ЯН АО все осужденные, подлежащие привлечению к труду, заняты на оплачиваемых работах.

По состоянию на 01.02.2010 количество осужденных, не работающих из-за непредоставления работы, в учреждениях УИС УрФО составило 1408 человек (6% от количества осужденных, подлежащих привлечению к труду в УИС УрФО).

Основными причинами непредоставления работы трудоспособным осужденным является отсутствие заказов на производстве, а также низкий профессиональный уровень лиц из числа спецконтингента.

Перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных, установлен приложением N 9 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 03.11.2005 N 205. Согласно этому Перечню запрещается использовать осужденных на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов УИС; в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, находится (хранится) оружие, служебная документация, специальные технические средства. Кроме того, не допускается труд осужденных по обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора, а также размещенных в запретной зоне инженерных сооружений, конструкций и коммуникаций; с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой; связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ; с подчинением им вольнонаемных работников; в качестве водителей оперативных машин; в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.

Отказ от работы или ее самовольное прекращение являются грубым нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность (ст. 103 УИК РФ).

Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.

Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года.

Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим производственные задания на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо работающим по своему желанию осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным - до 24 рабочих дней.

В соответствии со ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01.01.2009 минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4330 руб.

По состоянию на 01.02.2010 среднемесячный заработок осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму выработки, в УИС УрФО составил 4427,95 руб. В соответствии с требованиями ст. 106 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.

Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет, осужденные женщины старше 55 лет, осужденные беременные женщины привлекаются к работе без оплаты труда по их желанию.

К указанным работам осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от работы время, их продолжительность не должна превышать двух часов в неделю. Продолжительность работ может быть увеличена по письменному заявлению осужденного либо, при необходимости проведения срочных работ, постановлением начальника исправительного учреждения.

Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК РФ. К этим расходам относятся стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды.

В соответствии со ст. 107 УИК РФ возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и иных обязательных отчислений. Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

При размещении заказов на производстве категория осужденных, имеющих исполнительные документы, является приоритетной при трудоустройстве, при условии наличия у них необходимой квалификации.

Вместе с тем не все осужденные, имеющие исполнительные документы, трудоустроены и погашают иски. Так, по состоянию на 01.02.2010 количество лиц из числа спецконтингента, погашающих иски, в учреждениях УИС УрФО составляет 28% от количества осужденных, имеющих исполнительные документы.

Проблемными вопросами, возникающими в процессе организации работы по обеспечению реализации права осужденных на труд, удержанию из заработной платы и по привлечению к труду лиц, являются:

1. Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

2. Осужденные, достигшие возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

2.1. Под возрастом, дающим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса понимается возраст, установленный частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

3. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах в соответствии с частью седьмой статьи 74 настоящего Кодекса, организуется только на территории тюрьмы.

4. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

5. Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных.

6. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Комментарий к Ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Труд осужденных в исправительных учреждениях является обязательным. Осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, которые определяет администрация места лишения свободы.

Администрация исправительного учреждения имеет право и обязана привлекать осужденных к труду.

Согласно статье 103 УИК РФ, привлечение осужденных к труду осуществляется с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.

2. Организационно-правовые основы привлечения осужденных к труду содержатся также в Законе РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Осужденные привлекаются к труду в различных организационно-правовых формах. Такими формами являются:

1) центры трудовой адаптации осужденных;

2) производственные (трудовые) мастерские исправительных учреждений;

3) федеральные государственные унитарные предприятия уголовно-исполнительной системы;

4) собственные предприятия исправительных учреждений;

5) государственные предприятия;

6) предприятия иных форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных;

7) предприятия по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

3. Центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства РФ в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.

Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях.

4. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые соответственно в воспитательных колониях и лечебных исправительных учреждениях.

Примерное положение о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской и о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, утверждено Приказом Минюста России от 1 апреля 2008 г. N 80 <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2008. 16 апр.

5. При осуществлении собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие уголовные наказания, обязаны:

1) обеспечивать работающим условия труда в соответствии с законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами Министерства юстиции РФ;

2) выполнять обязательства по заключенным ими договорам;

3) нести ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение договорных обязательств, прав собственности других субъектов хозяйственной деятельности, загрязнение окружающей природной среды, несоблюдение безопасных условий труда, невыполнение санитарно-гигиенических норм и требований по защите жизни и здоровья граждан;

4) вести бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ;

5) предоставлять органам государственной власти, на которые законодательством РФ возложена проверка производственной деятельности учреждений, исполняющих наказания, информацию, входящую в их компетенцию.

Для ведения собственной производственной деятельности учреждения, исполняющие наказания, имеют право:

1) осуществлять собственную производственную деятельность без дополнительной регистрации;

2) привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, иное имущество, в том числе имущественные права, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), физических и юридических лиц;

3) самостоятельно выбирать поставщиков материально-технических ресурсов и потребителей выпускаемой продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ, за исключением продукции, изготовленной по заказу на поставки продукции для государственных нужд;

4) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

5) утверждать штаты рабочих и служащих, занятых в собственной производственной деятельности этих учреждений, а также принимать их на работу и увольнять с работы в соответствии с законодательством РФ о труде;

6) распоряжаться выпускаемой продукцией, за исключением продукции, изготовленной по заказу на поставки продукции для государственных нужд, и всей полученной прибылью (доходами), оставшейся после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

6. Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

Перечни должностей в штатах центров трудовой адаптации осужденных в производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания, замещаемых лицами, имеющими специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, утверждаются руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы в пределах лимитов численности этой категории сотрудников уголовно-исполнительной системы, установленных Правительством РФ.

7. Привлечение осужденных к труду на объектах предприятий любых организационно-правовых форм, не входящих в уголовно-исполнительную систему, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их, осуществляется на основании договоров (контрактов), заключаемых руководством учреждений, исполняющих наказания, с этими предприятиями.

Договор (контракт) разрабатывается с учетом рекомендаций федерального органа уголовно-исполнительной системы. В нем обязательно предусматриваются:

1) число осужденных, выводимых на эти объекты;

2) заработная плата, а также средства для выплаты осужденным необходимых пособий;

3) специальная изоляция рабочих мест, на которых будут работать осужденные, от остальных объектов предприятий;

4) имущественные отношения между учреждениями, исполняющими наказания, и предприятиями;

5) обеспечение безопасных условий труда работающим осужденным, соблюдение правил и норм техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством РФ о труде.

8. Осужденные привлекаются к работам по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов в соответствии с законодательством РФ.

Выполнение работ по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, осуществляется рабочими этих учреждений, а также осужденными.

Штаты работников, выполняющих работы по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, утверждают начальники учреждений, исполняющих наказания, в пределах выделяемых из федерального бюджета средств и на основании нормативов, утвержденных Минюстом России.

В предназначенных для содержания осужденных несовершеннолетних учреждениях, исполняющих наказания, на выполнение работ по хозяйственному обслуживанию могут привлекаться только лица, достигшие 18-летнего возраста.

9. Однако обязанность осужденных трудиться не является абсолютной. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов.

Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах, организуется только на территории тюрьмы.

10. Осужденные не имеют права отказаться от работы либо прекратить ее в целях разрешения трудовых конфликтов. Подобное поведение признается злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и может повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Приложение N 9 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливает ограничения видов работ, на которых запрещается привлекать осужденных.

Запрещается трудоиспользование осужденных:

1) в службах, управлениях, отделах по исполнению наказаний, других подразделениях министерств и управлений уголовно-исполнительной системы;

2) в штабах и помещениях, где размещается персонал исправительного учреждения и находится оружие, служебная документация;

3) на работах, связанных с множительной, радиотелеграфной, телефонной, телефаксной техникой;

4) на работах, связанных с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых и отравляющих веществ;

5) на работах, связанных с подчинением осужденным вольнонаемных работников;

6) в качестве водителей оперативных машин, продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием.

1. Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

2. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

3. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах в соответствии с частью седьмой статьи 74 настоящего Кодекса, организуется только на территории тюрьмы.

4. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

5. Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных.

6. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Комментарии к ст. 103 УИК РФ

1. Общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Комментируемая статья устанавливает обязательность труда осужденных к лишению свободы, что соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными от 30 августа 1955 г.; п. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.).

Места и виды работ, на которых осужденные к лишению свободы обязаны трудиться, определяются администрацией исправительных учреждений. При этом имеющаяся специальность и желание осужденного заниматься тем или иным видом трудовой деятельности учитываются при наличии соответствующих производственных возможностей.

В связи с тем что подавляющее большинство предприятий учреждений, исполняющих наказания, оказалось не в состоянии функционировать в условиях рыночной экономики и выполнять задачу привлечения осужденных к общественно полезному труду, возникла острая необходимость в изменении их организационно-правовой формы в целях сохранения производственного и кадрового потенциала. В настоящее время ФСИН России осуществляется реформирование системы трудовой занятости и профессионального обучения осужденных, направленное прежде всего на решение вопросов их социально-трудовой адаптации и подготовки к жизни в обществе.

Концепция реформирования государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, разработанная в рамках реализации Федеральной целевой программы "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002 - 2006 годы", одобрена Экспертным советом при Правительстве РФ (заключение N 9 от 15 июля 2003 г.). Положения Концепции нашли свое отражение в бюджетном законодательстве РФ.

Федеральным законом от 06.06.2007 N 91-ФЗ "О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" ч. 1 комментируемой статьи изложена в новой редакции, в соответствии с которой осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции, а также по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений и следственных изоляторов.

При этом исключено положение, в соответствии с которым осужденные были вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Обязанность администрации исправительных учреждений привлекать осужденных к общественно полезному труду в новой редакции ч. 1 сохранена с оговоркой о том, что она реализуется при условии наличия рабочих мест.

Производственная деятельность исправительных учреждений (центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских), федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, а также особенности привлечения осужденных к труду на объектах организаций, не входящих в уголовно-исполнительную систему, выполнения работ по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений и следственных изоляторов регламентируются Законом об органах, исполняющих уголовные наказания.

В соответствии с названным Законом центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства РФ в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.

Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые соответственно в воспитательных колониях и лечебных исправительных учреждениях.

Примерное положение о центре трудовой адаптации осужденных, учебно-производственной (трудовой) мастерской и лечебно-производственной (трудовой) мастерской утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять нормативное правовое регулирование в сфере исполнения наказаний (Минюстом России).

Деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную Законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду. Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определяется Правительством РФ.

Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

Перечни должностей в штатах центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания, замещаемых лицами, имеющими специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, утверждаются руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы в пределах лимитов численности этой категории сотрудников уголовно-исполнительной системы, установленных Правительством РФ.

2. Осужденные привлекаются к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья. Так, обязанность трудиться не распространяется на осужденных, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение по старости, - мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, а также осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, которым предоставлено право трудиться по их желанию.

Порядок и условия привлечения к труду данных категорий осужденных, а также ограничения в отношении применения труда несовершеннолетних осужденных устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о труде и нормами о социальной защите инвалидов, содержащимися в законодательных актах РФ. Трудоспособность осужденных определяется медицинской комиссией исправительного учреждения.

3. Привлечение осужденных к труду в различных видах исправительных учреждений имеет свои особенности. В частности, осужденные, отбывающие лишение свободы в тюрьмах, не могут привлекаться к труду на предприятиях, расположенных вне территории исправительного учреждения, их труд организуется только на территории тюрьмы.

4. Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений установлен Перечень работ и должностей, на которых запрещается применение труда осужденных.

Они не могут использоваться на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы;

  • в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, находится (хранится) оружие, служебная документация, специальные технические средства.

Не допускается труд осужденных:

  • по обслуживанию и ремонту технических средств охраны, а также размещенных во внутренней запретной зоне инженерных средств охраны;
  • с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой;
  • связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ;
  • с подчинением им вольнонаемных работников;
  • в качестве водителей оперативных машин;
  • в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.

5. Требование, в соответствии с которым производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных, вытекает из общепризнанного принципа международного права, запрещающего подчинять интересы исправления осужденных цели получения прибыли от их труда. Данное положение закреплено также в Законе об органах, исполняющих уголовные наказания.

6. В соответствии с ч. 2 ст. 10 УИК РФ устанавливается ограничение прав осужденных, запрещающее прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Осужденные могут обращаться по трудовым вопросам к администрации исправительного учреждения в устной и письменной формах в нерабочее время, а также обжаловать действия администрации в установленном законом порядке (ч. 4 ст. 12 УИК РФ). При этом предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия (ч. 5 ст. 15 УИК РФ).

Учитывая, что отказ от работы или ее прекращение оказывают дезорганизующее влияние на осужденных и в условиях лишения свободы способны привести к значительным негативным последствиям, законодатель квалифицировал их как злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ), что влечет применение мер взыскания и материальную ответственность за причиненный ущерб в размерах, предусмотренных законодательством РФ о труде (ч. 1 ст. 102 УИК РФ).

Гурай Г.А., главный специалист-эксперт отдела анализа и координации деятельности территориальных органов подведомственных служб Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

В уголовно-исполнительном праве признана воспитательная роль труда. Одним из основных средств исправления осужденных является общественно полезный труд.

В соответствии со ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. Такое привлечение к труду осуществляется на основе договора, заключаемого руководством учреждений, исполняющих наказания, и предприятий, в котором определяются обязательства сторон и ответственность за их несоблюдение.

Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах, организуется только на территории тюрьмы с соблюдением необходимых правил по их изоляции и охране.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы Уральского федерального округа (далее - УИС УрФО) по состоянию на 01.02.2010 количество осужденных, подлежащих привлечению к труду, составило 22 637 человек. При этом количество осужденных, занятых на оплачиваемых работах, в учреждениях УИС УрФО составило 17 385 человек (77% от количества осужденных, подлежащих привлечению к труду в УИС УрФО). В (Г)УФСИН России по Тюменской, Челябинской областям и ЯН АО все осужденные, подлежащие привлечению к труду, заняты на оплачиваемых работах.

По состоянию на 01.02.2010 количество осужденных, не работающих из-за непредоставления работы, в учреждениях УИС УрФО составило 1408 человек (6% от количества осужденных, подлежащих привлечению к труду в УИС УрФО).

Основными причинами непредоставления работы трудоспособным осужденным является отсутствие заказов на производстве, а также низкий профессиональный уровень лиц из числа спецконтингента.

Перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных, установлен приложением N 9 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 03.11.2005 N 205. Согласно этому Перечню запрещается использовать осужденных на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов УИС; в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, находится (хранится) оружие, служебная документация, специальные технические средства. Кроме того, не допускается труд осужденных по обслуживанию и ремонту технических средств охраны и надзора, а также размещенных в запретной зоне инженерных сооружений, конструкций и коммуникаций; с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой; связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ; с подчинением им вольнонаемных работников; в качестве водителей оперативных машин; в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.

Отказ от работы или ее самовольное прекращение являются грубым нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность (ст. 103 УИК РФ).

Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.

Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года.

Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим производственные задания на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, либо работающим по своему желанию осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным - до 24 рабочих дней.

В соответствии со ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 01.01.2009 минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4330 руб.

По состоянию на 01.02.2010 среднемесячный заработок осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму выработки, в УИС УрФО составил 4427,95 руб. В соответствии с требованиями ст. 106 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий.

Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет, осужденные женщины старше 55 лет, осужденные беременные женщины привлекаются к работе без оплаты труда по их желанию.

К указанным работам осужденные привлекаются в порядке очередности в свободное от работы время, их продолжительность не должна превышать двух часов в неделю. Продолжительность работ может быть увеличена по письменному заявлению осужденного либо, при необходимости проведения срочных работ, постановлением начальника исправительного учреждения.

Удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК РФ. К этим расходам относятся стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды.

В соответствии со ст. 107 УИК РФ возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удержания алиментов, подоходного налога, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и иных обязательных отчислений. Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

В исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

При размещении заказов на производстве категория осужденных, имеющих исполнительные документы, является приоритетной при трудоустройстве, при условии наличия у них необходимой квалификации.

Вместе с тем не все осужденные, имеющие исполнительные документы, трудоустроены и погашают иски. Так, по состоянию на 01.02.2010 количество лиц из числа спецконтингента, погашающих иски, в учреждениях УИС УрФО составляет 28% от количества осужденных, имеющих исполнительные документы.

Проблемными вопросами, возникающими в процессе организации работы по обеспечению реализации права осужденных на труд, удержанию из заработной платы и по привлечению к труду лиц, являются:

1. Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.

2. Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

3. Труд осужденных, отбывающих лишение свободы в тюрьмах в соответствии с частью седьмой статьи 74 настоящего Кодекса, организуется только на территории тюрьмы.

4. Перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

5. Производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных.

6. Осужденным запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.

Комментарии к ст. 103 УИК РФ

1. Общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). Комментируемая статья устанавливает обязательность труда осужденных к лишению свободы, что соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права (п. 2 ст. 71 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными от 30 августа 1955 г.; п. 3 ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.).

Места и виды работ, на которых осужденные к лишению свободы обязаны трудиться, определяются администрацией исправительных учреждений. При этом имеющаяся специальность и желание осужденного заниматься тем или иным видом трудовой деятельности учитываются при наличии соответствующих производственных возможностей.

В связи с тем что подавляющее большинство предприятий учреждений, исполняющих наказания, оказалось не в состоянии функционировать в условиях рыночной экономики и выполнять задачу привлечения осужденных к общественно полезному труду, возникла острая необходимость в изменении их организационно-правовой формы в целях сохранения производственного и кадрового потенциала. В настоящее время ФСИН России осуществляется реформирование системы трудовой занятости и профессионального обучения осужденных, направленное прежде всего на решение вопросов их социально-трудовой адаптации и подготовки к жизни в обществе.

Концепция реформирования государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, разработанная в рамках реализации Федеральной целевой программы "Реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на 2002 - 2006 годы", одобрена Экспертным советом при Правительстве РФ (заключение N 9 от 15 июля 2003 г.). Положения Концепции нашли свое отражение в бюджетном законодательстве РФ.

Федеральным законом от 06.06.2007 N 91-ФЗ "О внесении изменений в статьи 103 и 141 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" ч. 1 комментируемой статьи изложена в новой редакции, в соответствии с которой осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции, а также по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений и следственных изоляторов.

При этом исключено положение, в соответствии с которым осужденные были вправе заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Обязанность администрации исправительных учреждений привлекать осужденных к общественно полезному труду в новой редакции ч. 1 сохранена с оговоркой о том, что она реализуется при условии наличия рабочих мест.

Производственная деятельность исправительных учреждений (центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских), федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, а также особенности привлечения осужденных к труду на объектах организаций, не входящих в уголовно-исполнительную систему, выполнения работ по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений и следственных изоляторов регламентируются Законом об органах, исполняющих уголовные наказания.

В соответствии с названным Законом центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские являются структурными подразделениями учреждений, исполняющих наказания, и реализуют требования уголовно-исполнительного законодательства РФ в части организации профессиональной подготовки осужденных, привлечения их к труду и закрепления у них трудовых навыков.

Центры трудовой адаптации осужденных создаются в исправительных колониях. Производственные (трудовые) мастерские подразделяются на учебно-производственные (трудовые) мастерские и лечебно-производственные (трудовые) мастерские, создаваемые соответственно в воспитательных колониях и лечебных исправительных учреждениях.

Примерное положение о центре трудовой адаптации осужденных, учебно-производственной (трудовой) мастерской и лечебно-производственной (трудовой) мастерской утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять нормативное правовое регулирование в сфере исполнения наказаний (Минюстом России).

Деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную деятельность (собственную производственную деятельность) учреждений, исполняющих наказания, осуществляемую на свой риск и под установленную Законом ответственность в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства РФ об обязательном привлечении осужденных к труду. Номенклатура основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных, определяется Правительством РФ.

Учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяют перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производимую продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

Перечни должностей в штатах центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских учреждений, исполняющих наказания, замещаемых лицами, имеющими специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, утверждаются руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы в пределах лимитов численности этой категории сотрудников уголовно-исполнительной системы, установленных Правительством РФ.

2. Осужденные привлекаются к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья. Так, обязанность трудиться не распространяется на осужденных, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение по старости, - мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, а также осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, которым предоставлено право трудиться по их желанию.

Порядок и условия привлечения к труду данных категорий осужденных, а также ограничения в отношении применения труда несовершеннолетних осужденных устанавливаются в соответствии с законодательством РФ о труде и нормами о социальной защите инвалидов, содержащимися в законодательных актах РФ. Трудоспособность осужденных определяется медицинской комиссией исправительного учреждения.

3. Привлечение осужденных к труду в различных видах исправительных учреждений имеет свои особенности. В частности, осужденные, отбывающие лишение свободы в тюрьмах, не могут привлекаться к труду на предприятиях, расположенных вне территории исправительного учреждения, их труд организуется только на территории тюрьмы.

4. Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений установлен Перечень работ и должностей, на которых запрещается применение труда осужденных.

Они не могут использоваться на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы;

  • в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, находится (хранится) оружие, служебная документация, специальные технические средства.

Не допускается труд осужденных:

  • по обслуживанию и ремонту технических средств охраны, а также размещенных во внутренней запретной зоне инженерных средств охраны;
  • с множительной, радиотелеграфной, телефонной, факсимильной техникой;
  • связанный с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых, отравляющих и ядовитых веществ;
  • с подчинением им вольнонаемных работников;
  • в качестве водителей оперативных машин;
  • в качестве продавцов, бухгалтеров-операционистов, кассиров, заведующих продовольственными, вещевыми складами, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием, кладовщиков.

5. Требование, в соответствии с которым производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных, вытекает из общепризнанного принципа международного права, запрещающего подчинять интересы исправления осужденных цели получения прибыли от их труда. Данное положение закреплено также в Законе об органах, исполняющих уголовные наказания.

6. В соответствии с ч. 2 ст. 10 УИК РФ устанавливается ограничение прав осужденных, запрещающее прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Осужденные могут обращаться по трудовым вопросам к администрации исправительного учреждения в устной и письменной формах в нерабочее время, а также обжаловать действия администрации в установленном законом порядке (ч. 4 ст. 12 УИК РФ). При этом предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия (ч. 5 ст. 15 УИК РФ).

Учитывая, что отказ от работы или ее прекращение оказывают дезорганизующее влияние на осужденных и в условиях лишения свободы способны привести к значительным негативным последствиям, законодатель квалифицировал их как злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ), что влечет применение мер взыскания и материальную ответственность за причиненный ущерб в размерах, предусмотренных законодательством РФ о труде (ч. 1 ст. 102 УИК РФ).

Читайте также: