На какую должность был переведен иванушка после того как поймал жар птицу

Опубликовано: 04.07.2024

Здесь даны основные сведения о сказке П. П. Ершова «Конёк-горбунок», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по частям. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой сказки.

Краткие сведения о произведении

Русская литературная сказка в стихах «Конёк-горбунок» написана Петром Павловичем Ершовым в 1834 году . Автор взял за основу славянские сказки. Это произведение состоит из трёх частей.

Главные герои сказки

  • Иван — младший сын крестьянина. Не очень умный, но честный и добрый.
  • Конёк-горбунок — волшебный конь, умный, весёлый и верный друг Ивана.
  • Царь — капризный самодур.

Другие персонажи

  • Старый крестьянин — хороший человек, любящий своих сыновей.
  • Данило — старший сын. Умён, но труслив и жаден.
  • Гаврило — средний сын. Среднего ума, тоже трусливый и жадный.
  • Спальник — слуга царя, раньше был начальником над конюшней.
  • Царь-девица — молодая царевна, красивая и умная.
  • Месяц Месяцович — мать Царь-девицы.
  • Солнце — брат Царь-девицы.
  • Чудо-кит — огромный кит, на котором рос лес и стояло село.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Однажды в поле старого крестьянина кто-то стал воровать пшеницу. Его сыновья, старший и средний, не смогли укараулить вора, а младший, Иван, поймал в поле кобылицу с золотой гривой. Родила кобылица двух коней златогривых и маленького конька с двумя горбами да длинными ушами. Отпустил молодец кобылицу, а коней держал в пастушьем балагане.

Братья украли у него златогривых коней и повели продавать в столицу. Сел Иван на конька и вмиг догнал братьев. Те сказали, что хотят продать коней, а младшему брату привести обновки.

Направились все трое в столицу. Когда остановились около леса на ночлег, Иван нашёл перо Жар-птицы и спрятал его в шапку.

Двух коней у Ивана купил царь и назначил его начальником конюшни.

Спальник, который раньше был начальником над конюшней, хотел погубить Ивана. Увидел он, что тот ночью чистит коней при свете пера Жар-птицы, и сказал царю, что у Ивана перо Жар-птицы и что он похвалялся достать для царя эту птицу.

Послал царь Ивана за Жар-птицей. Привёз конёк своего хозяина на поляну, куда прилетают жар-птицы, и научил, как поймать одну из них.

Привёз молодец царю птицу. Через некоторое время спальник снова обманул царя, сказав, что Иван похвалялся привезти для царя Царь-девицу, живущую на океане.

Царь приказал Ивану привезти эту красавицу. И снова конёк помог своему хозяину. Привезли они царевну, и царь захотел на ней жениться. Та сказала, что согласна, но прежде пусть царь доставит её перстень из океана.

Царь послал Ивана за перстнем. А царевна попросила его заехать ещё к её матери, месяцу, и спросить почему не показывается на небе ни она, ни брат царевны, солнце.

Добыли Иван с коньком кольцо, а между делом помогли искупить вину киту, наказанному за то, что проглотил корабли. Да ещё передал Иванушка привет от Царь-девицы её матери, которая и подсказала, что кит будет прощён Богом, если выпустит изо рта проглоченные корабли.

Привёз Иван царю кольцо. Тот отдал его Царь-девице, а она сказала, что выйдет за царя замуж, если он помолодеет. И рассказала, что для этого нужно искупаться в горячем молоке, кипящей воде, а потом в холодной.

Царь велел сначала для пробы искупаться Ивану. А конёк перед этим предупредил хозяина, чтобы нырял в котлы только после того, как конёк мокнёт в них морду, брызнет два раза на Ивана да свистнет.

Так и сделал молодец и превратился в красавца. Царь тоже захотел сделаться молодым да красивым, нырнул в молоко и сварился там.

А Иван и девица поженились и стали царём и царицей.

Краткий пересказ по частям (более подробный, чем краткое содержание)

Часть 1

В одном селе жил старик, и было у него три сына. Старший был умным, средний — «и так и сяк», а младшего, Иванушку, считали дураком.

Сыновья старика сеяли пшеницу и продавали её в столице. Но начал кто-то в поле воровать пшеницу. Решили братья караулить поле по ночам, чтобы подстеречь вора.

В первую ночь сторожил старший брат, Данило. Ночь была ненастная, и он от страха закопался в сено. Утром облился водой, пошёл домой и сказал, что всю ночь караулил поле под дождём, и вора не видел. Отец похвалил Данилу.

В следующую ночь караулил средний брат, Гаврило. Ночь была холодной, на караульщика напала дрожь. Он убежал с поля, всю ночь ходил под забором у соседки и боялся. Утром пришёл Гаврило домой. Сказал, что ночью был мороз, и он, чтобы не замёрзнуть, всё время ходил по полю, но вора не видел.

В третью ночь был черёд сторожить Ивану, младшему брату, а он лежал на печи и пел. Братья заставляли его идти в дозор, но он не слушал их. Наконец, отец ласково попросил его идти посторожить, пообещав купить за это лубки и дать бобы и горох. Иванушка послушался отца и пошёл в караул.

Ночью взошёл месяц. Иван ходил по полю и смотрел, нет ли где вора. Потом сел под кустом, ел хлеб да считал звёзды.

В полночь раздалось конское ржание. Увидел караульщик белую кобылицу с золотой гривой, завитой в кольца.

Подбежал он к ней, схватил за хвост и прыгнул на неё — но задом наперёд.

Крепко держался Ванюша за хвост, не могла кобылица его сбросить. Наконец, сказала кобылица, что коли сумел он усидеть, то пусть станет её хозяином, по три утра подряд пусть выпускает её погулять в поле. Обещала она через три дня родить двух красивых коней да ещё маленького конька с двумя горбами и с длинными ушами.

Посоветовала кобылица Иванушке двух коней продать, коли захочет, а конька себе оставить. Этот конёк будет верным товарищем и помощником. Сама же кобылица хотела потом ускакать на волю.

Иван привёл её в пастуший балаган и пошёл домой, распевая во всё горло песню.

Забрался он дома на печь и рассказал, что ночью стал в поле дьявол скакать и сбивать хвостом зерно. Вскочил Иван ему на шею. Дьявол взмолился не губить его, обещал целый год не досаждать людям. Иван поверил и отпустил чертёнка. Закончив рассказывать, Ванюша задремал. А братья и отец от души посмеялись над его рассказом.

Через некоторое время, в праздник, Данило напился пьян, зашёл в балаган и увидел там двух коней-красавцев и маленького конька с длинными ушами да двумя горбами.

Сразу протрезвел Данило, понял он, почему здесь спал младший брат. Прибежал он домой и рассказал о дивных конях Гавриле. Примчались они в балаган, полюбовались на двух коней и решили на следующей неделе продать их в столице.

Так они и сделали. Пришёл Ванюша в балаган, а там один конёк его встретил. Загоревал молодец, а конёк рассказал, что коней увели братья. Сказал, чтобы сел хозяин ему на спину и крепко держался. Тот так и сделал, и конёк вмиг настиг воров.

Стал Ванюша стыдить братьев, а старший из них оправдывался, что трудно жить, сея пшеницу. Ведь бывает неурожай, да и отец уже не может работать. Поэтому они решили продать коней хоть за тысячу рублей, а Ивану привезти обновки — шапку да сапожки.

Согласился Иван и поехал с ними в столицу. По дороге остановились на ночлег у леса. Вдруг Данило заметил вдали костёр и попросил Ванюшу принести с того костра огонёк. Братья надеялись, что он найдёт там погибель.

Иванушка сел на конька и поскакал к огоньку. Удивился он, что от того огня нет ни тепла, ни дыма. Конёк объяснил, что тут лежит перо Жар-птицы, но посоветовал его не брать, так как принесёт оно много беспокойства и забот. Иван не послушался совета, завернул перо в тряпицу, положил в шапку.

Вернулся он к братьям и рассказал, что старался раздуть до огня горелый пень, но ничего не получилось. Братья целую ночь хохотали над Ванюшей, а он проспал до утра под возом.

В столице поставили братья коней в конный ряд для продажи. Городничий увидел этих чудесных коней, приказал их никому не покупать и доложил о них царю.

Царь поехал в конный ряд и залюбовался конями. Купил он их у Ивана, царские конюхи повели коней, но они сбили всех с ног и вернулись к хозяину.

Царь предложил ему стать старшим над царской конюшней. Иван согласился, а его братья, получив царские деньги, поехали домой. Там они разделили деньги между собой, оба женились и стали жить-поживать да Ивана вспоминать.

Часть 2

Стал Ванюша служить у царя. Через некоторое время спальник, который был раньше начальником над конюшней и завидовал Ивану, стал замечать неладное. Удивительно было то, что Иван за конями не ухаживает, но шерсть их всегда чистая, гривы перевиты в косы, а в стойлах лежит свежая пшеница.

Подумал спальник, что это домовой ухаживает за конями. Решил он подсмотреть и спрятался в конюшне.

В полночь кто-то зашёл туда, достал из шапки перо Жар-птицы и стал чистить коней да плести им гривы. Пригляделся спальник и увидел, что это не домовой, а Иван.

Насыпав пшеницы, налив питьё для коней, Иванушка положил перо Жар-птицы в шапку и лёг спать около коней. На заре спальник подкрался к нему, выхватил перо из шапки и побежал к царю доносить на Ивана.

Рассказал спальник царю, что Иван скрывал от него перо Жар-птицы и хвалился, что сумеет достать эту птицу для царской светлицы.

Позвали Ивана, и царь приказал ему доставить во дворец Жар-птицу. Если же не исполнит это, то будет казнён.

Иванушка заплакал, пошёл на сеновал к коньку и рассказал о царском приказе. Конёк сказал, чтобы он попросил у царя два корыта пшена и заморского вина.

Иван так и сделал, и на следующее утро конёк повёз его на восток. На восьмой день приехали в лес. Конёк остановился возле поляны и сказал, что Иван должен здесь ночью подстеречь жар-птиц. Велел он хозяину налить в корыто вино, смешать с пшеном, а самому залезть под другое корыто. Когда прилетят жар-птицы и станут клевать пшено, должен был Иван схватить ту, которая поближе, и позвать конька.

Молодец так и сделал. Конёк велел положить птицу в мешок, завязать его потуже и повесить на шею. Доставили они Жар-птицу царю, который за это сделал Ивана царским стремянным.

Через некоторое время услышал спальник как один слуга рассказывал сказку о Царь-девице, которая живёт на океане, плавает в золотой шлюпке, играет на гусельцах и поёт. Та девица — дочь месяца и сестра солнышка. Спальник прибежал к царю, рассказал о Царь-девице да прибавил, что царский стременной похвалялся достать её.

Царь позвал Ивана и велел привезти Царь-девицу, иначе его ждёт лютая казнь.

Снова заплакал Иванушка и рассказал о приказе коньку. Тот велел попросить у царя два полотенца, шатёр, шитый золотом и обеденный прибор с заморской едой и сластями.

Иван так и сделал, сложил всё это в дорожный мешок и поскакал на коньке на восток.

На восьмой день приехали к океану. Конёк велел хозяину раскинуть шатёр, на полотенце поставить угощение, а самому лечь за шатром. Когда царевна выйдет из шлюпки, войдёт в шатёр, поест, попьёт да в гусли заиграет, Иван должен вбежать в шатёр, схватить царевну и позвать конька.

Иван спрятался за шатёр, провертел в нём дырку, чтобы посмотреть на царевну. Не понравилась она Ивану, слишком уж бледная да тонкая. Царевна заиграла на гуслях, запела, и Иванушка заснул под это пение.

Вечером разбудил его рассерженный конёк и сказал, что завтра снова приплывёт царевна, и если Иван заснёт, то погубит себя.

Утром пришла в шатёр царевна, тут уж Иван схватил её и доставил к царю.

Царь сразу влюбился в Царь-девицу, предложил обвенчаться с ним и быть царицей. Та ответила, что согласится, если он доставит ей перстень из океана.

Царь поручил это сделать Ивану за три дня. А Царь-девица попросила по пути заехать к её матери и спросить, почему она три ночи скрывает свой лик и почему братец спрятался во мрак ненастный.

Иван спросил, кто её мать и кто братец. Девица ответила, что мать — это месяц, а брат — солнце.

Рассказал Иван коньку об этих поручениях, и на следующий день они отправились к океану.

Часть 3

Когда подъезжали к океану, конёк сказал Ивану, что поперёк океана лежит чудо-юдо рыба-кит. Он 10 лет страдает и не знает за что. Кит попросит, чтобы Иван попросил в солнцевом селенье ему прощенье.

Подъехали они к океану и видят, что на ките стоит целое село и растёт дубрава. Побежал конёк по киту. Узнал тот, что конёк с Иваном направляются к солнцу и попросил спросить: долго ли ещё ему быть в опале и за какие грехи он терпит мученья. Иван пообещал это сделать.

Через некоторое время достигли путники того места, где «небо сходится с землёю» и очутились на небе, возле терема Царь-девицы. Горбунок сказал, что в нём по ночам спит солнце, а днём — месяц.

Пришёл Иван к Месяцу, передал вопросы Царь-девицы. Месяц, узнав, что она жива и сейчас во дворце у царя, обрадовался. Они с сыном потеряли Царь-девицу и с горя не показывались на небе.

Когда Иван сказал, что царь хочет жениться на Царь-девице, Месяц рассердился, что тот в 70 лет хочет взять в жёны молоденькую девицу.

Ещё спросил Иван про кита, и Месяц сказал, что он несёт мучения за то, что проглотил 30 кораблей . Если даст им кит свободу, Бог его простит и заживит изрытые бока.

Собрался Иван в обратный путь. Месяц попросил передать дочери благословение и сказать, чтобы не печалилась, так как скоро на ней женится молодой красавец.

Доехал Иван до кита. Конёк прискакал в село, которое стояло на спине кита, и сказал крестьянам, чтобы уходили отсюда, так как сейчас рыба-кит повернётся, и они очутятся в море.

Все побежали по домам, положили на телеги имущество и ушли с кита. А конёк закричал киту, что все мученья его оттого, что проглотил корабли. Если даст им свободу, Бог снимет с него наказание. Окончив речь, конёк спрыгнул на берег.

Кит раскрыл рот, оттуда выплыли корабли с весёлыми гребцами и скрылись вдали.

Спросил чудо-кит, чем может отблагодарить своих спасителей. Иван попросил его достать перстень Царь-девицы.

Кит поручил осетрам доставить перстень, который лежит на дне. Не смогли они его сыскать и посоветовали приказать ершу найти перстень. Ёрш плавает по всем морям и, наверно, знает где он лежит.

Не смогли дельфины найти ерша в морях. Вдруг услышали они крик в небольшом пруду. Оказалось, там дерётся ёрш с карасём. Дельфины доставили его к киту, и тот приказал найти перстень. Ёрш вырыл ящичек с перстнем, а осетры доставили этот сундучок киту. Отдал чудо-кит его Ивану и сказал, что если снова понадобится помощь, пусть позовёт его.

Ванюша не смог поднять сундучок, а конёк поднял его ногой и закинул к себе на шею. Отдал Иван сундук царю. Тот сказал Царь-девице, что перстень найден, и завтра можно уже обвенчаться.

Но царевна сказала, что она очень молода, поэтому не пойдёт замуж за такого старого да беззубого. Царь огорчился и спросил, что ж ему делать, коли хочется жениться. Царь-девица ответила, что выйдет за него замуж, если он помолодеет. А для этого пусть утром искупается в котле с горячим молоком, затем в горячей водой, а потом в студёной.

Позвал царь Ивана и сказал, чтобы утром он искупался для пробы в кипящем молоке, потом в горячей воде, а затем в холодной. Иван отказался, но царь пригрозил отдать его пытать.

Рассказал Иванушка о своей беде коньку. Тот сказал, чтобы утром разделся Иван перед котлами да попросил у царя позволения проститься с горбунком. Когда конёк махнёт хвостом, в котлы мокнёт мордой, два раза брызнет на Иванушку да громко свистнет, должен тот прыгнуть в молоко, потом в горячую воду, а оттуда в студёную.

Утром Иван так и сделал, и стал он пригожим красавцем. Царь захотел сделаться таким же, бросился в котёл, да и сварился.

Царь-девица спросила прислужников, хотят ли они, чтобы она была царицей. Если согласны, то пусть признают царём и супруга её, и при этом указала на Ивана.

Все согласились на это. Царь Иван с молодой царицей обвенчались и устроили пир горой.

Заключение к краткому пересказу

В сказке П. П. Ершова «Конёк-горбунок» раскрыты темы:

  • верная дружба;
  • противостояние добра и зла, бескорыстности и жадности, честности и лицемерия.

Основная мысль (идея) сказки состоит в том, что все трудности можно преодолеть, если есть настоящий друг.

Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по частям — для подготовки к уроку литературы.

Петра Павловича Ершова зачастую называют автором одной книги. Действительно, написанная в девятнадцатилетнем возрасте небывальщина «Конек-Горбунок»*, принесшая всероссийскую известность молодому сибиряку и ставшая подлинно народной, является наиболее колоритным доказательством дарования поэта.

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле,
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына.
Старший умный был детина.
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.

Отрывок из «Конька-горбунка» появился в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения»». В том же году сказка вышла отдельным изданием, но с поправками по требованию цензуры. А.С.Пушкин с похвалой отозвался о «Коньке-горбунке». В то же время В.Г.Белинский в своей рецензии написал, что сказка «не имеет никакого художественного достоинства». (Википедия)
В 1843 году после выхода 3-го издания «Конёк-горбунок» был полностью запрещён цензурой и 13 лет не переиздавался; по свидетельству Анненкова, к середине 1850-х годов сказка была забыта. В 1856 и 1861 годах Ершов подготовил новые издания сказки, восстановив цензурные купюры и существенно переработав текст. К концу XIX века «Конёк-горбунок» уже стал классикой детского чтения, постоянно переиздавался и иллюстрировался. (Википедия)
Превращению сочинения в сказку во многом способствовали яркие, лубочные иллюстрации талантливых художников, дававших полную волю фантазии.**

Советская цензура также имела претензии к этому произведению. В 1922 году «Конёк-Горбунок» признан «недопустимым к выпуску» из-за этой сцены:
За царём стрельцов отряд.
Вот он въехал в конный ряд.
На колени все тут пали
И «ура» царю кричали.

В 1934 году в разгар коллективизации цензоры усмотрели в книжке «историю одной замечательной карьеры сына деревенского кулака».
Уже в постсоветской России в 2007 году татарские активисты потребовали проверить книгу на экстремизм из-за высказываний царя, в которых слово «татарин» употребляется как ругательное.
В силу коего указа
Скрыл от нашего ты глаза
Наше царское добро —
Жароптицево перо?
Что я — царь али боярин?
Отвечай сейчас, татарин!
Однако экспертиза не потребовалась, поскольку сказка, по заявлению Минюста, — это классика.


В чём суть произведения, приписываемого девятнадцатилетнему Петру Ершову?

На фоне антуража из сказочных златогривых коней, волшебного Конька-Горбунка, феерических жар-птиц, чуда-юда рыбы-кита и прочих дивных персонажей представлен далеко не сказочный срез бытия общества первой половины восемнадцатого века. А, в общем, картина жизни, скажем прямо, невеселая.

Одинокий старинушка с младшим сыном, полным дураком от рождения, два старших сына, лентяя и труса, не сумевшие даже укараулить белую кобылицу, вытаптывающую их пшеничное поле. А когда Иванушка-дурачок объездил кобылицу и получил от неё за это двух коней златогривых и Конька-Горбунка впридачу, братья тут же украли коней из стойла и погнали их в город на продажу, чтобы потом и попить, и погулять.
Но на расторопном Коньке-Горбунке догнал Иван вороватых родственничков, которые тут же пообещали на радость дураку после продажи златогривых «красну шапку с позвонком, да сапожки с каблучком». Но и этого им жалко. Увидев в ночи огонёк, братья посылают к нему Ивана, в надежде, что его прикончат приставшие там на ночлег разбойники. Иван находит перо жар-птицы, но возвратившись, врёт братцам, будто бы нашёл в том месте только пень горелый, который так и не смог раздуть.

Наутро приезжают братья в город, становятся со своими конями в конный ряд. После разрешения глашатая лавки открываются и нечистые на руку торговцы «денежки считают, да надсмотрщикам мигают», надо полагать за обещанную мзду.

Тем временем про златогривых коней донесли царю и тот купил их, отвесив братьям десять шапок серебра. Да не захотели дивные кони идти в царские конюшни без Ивана, пришлось его принудительно забрать конюхом к царю.
Довольные же выручкой старшие братья бросили дурака, зашили в «опояски» вырученные за ивановых коней деньги, хорошо выпили и, как ни в чём не бывало, отправились домой. «Дома дружно поделились, оба враз они женились, стали жить да поживать да Ивана поминать».

А Иван недурно пристроился при царской конюшне, сладко ел, вволю спал. Да только не полюбился он царскому спальнику, бывшему конюшему начальнику. Затаился он в конюшне, да и выкрал у Ивана перо волшебное жар-птицы. С тех пор жизнь дурака превратилась в тяжкие испытания.
По навету стукача-спальника царь-сатрап заставил Ивана поймать Жар-птицу, пригрозив, в случае чего, посадить его на кол. Хорошо, что в этом деле Ивану помог верный горбунок. Не успел Иванушка привезти царю Жар-птицу, как тот, с подачи подлого спальника, отправил дурака за Царь-девицей, в случае неудачи опять же пообещав посадить на кол. И снова спас Ивана преданный горбунок.

Но украденная молодая царевна от старого царя отвернулась, и предложила ему невыполнимое желание – достать её перстень со дна моря-океана. И снова под угрозами пришлось Ивану со своим коньком отправляться на океан, да ещё по воле капризной Царь-девицы проведать на небе её мать Месяц и брата Солнце.

Подъезжают они к морю-окияну, а там поперёк чудо-юдо рыба-кит лежит, в великих муках. «Все бока его изрыты, частоколы в рёбра вбиты, на хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит; мужички на губе пашут, между глаз мальчишки пляшут, а в дубраве, меж усов, ищут девушки грибов».
Переехали Иван с горбунком море-океан по киту и очутился на небе, у Месяца и Солнца в гостях. Иванушку милостиво отпустили с неба с благословением царевне, тонко намекнув, что скоро грусть её решится «и не старый с бородой, а красавец молодой» поведёт её под венец. Попутно Месяц Месяцович (мать царевны!) дал совет, как избавить от мучений рыбу-кита.

Иванушка на обратном пути приказал христианам убираться вмиг с китовой спины, а киту предложил выпустить на волю тридцать кораблей, проглоченных им среди морей. Обрадовавшись, освобождённый кит повелел морской челяди отыскать для Ивана перстень красной Царь-девицы в глубинах моря-океана.

Но коварная девица снова отказалась выйти «за дурного, за седого, за беззубого такого» старика царя, предложив ему омолодиться, искупавшись в трёх котлах: вначале с кипящим молоком, потом в воде варёной и, напоследок, в воде студёной.

Царь на такое предложение не сказал ни слова, только крякнул, и решил испытать эту процедуру на дурачке Иване. Иван, конечно, сообразил, что шпарят только поросят, да индюшек, да цыплят и наотрез отказался. Тут царь затряс бородою и пригрозил Ивану, если тот не исполнит повеленья, разорвать его по кусочкам.

Поплёлся Ваня на сеновал жаловаться своему любимому коньку. Конёк пообещал Ивану хвостом махнуть, мордой в те котлы макнуть, на Ивана дважды прыснуть и «громким присвистом присвистнуть», после чего купание в кипятке не причинит Ванюше никакого вреда.
На следующий день так они и сделали. После тройного ныряния в котлы Иван стал таким пригожим, «что не в сказке сказать, ни пером не написать!»

Поверив в чудо, «царь велел себя раздеть, два раза перекрестился, бух в котёл – и там сварился».

Тут же бесцеремонная Царь-девица встаёт, «знак к молчанью подаёт», ничуть не волнуясь, вещает прислужникам, что «царь велел нам долго жить» и провозглашает себя царицей и супругой Ивана, «если люба я вам».
Все радостно кричат: «Люба, люба!» и признают царём Ивана. Затем ведут пару цареубийц в церковь Божию и обводят вокруг аналою по обряду венчания.

Радость всенародная. Палят пушки с крепости, трубят трубы кованы. Открывают подвалы с фряжским вином «и, напившися, народ, что есть мочушки дерёт: «Здравствуй царь наш со царицей! С распрекрасной Царь-девицей!». И пошёл тут пир горой.

Всё это совершается так стремительно, что даже старика-царя, сдаётся, так и оставили вариться в кипящем над костром молоке… Как-то не по-людски всё это! Горе-то какое, а они пляшут…

«Сердцу любо!» - восклицает в завершение сочинитель повествования и участник бесовской попойки.

Обычно в детских сказках добро побеждает зло. Здесь же зло наказывается злом.
В ершовской сказке фактически нет ни одного положительного персонажа.
Убогий старик-отец, с дурнем младшим и ленивыми, вороватыми и жестокими старшими сыновьями, бесцельно топчущая посевы кобылица, мутант конёк-горбунок ростом в три вершка с верблюжьими горбами и ослиными ушами.
На городской ярмарке жуликоватые торгаши дурят народ, по-свойски подмигивая надсмотрщикам-мздоимцам.
Во дворце мутит воду царский спальник – завистник, доносчик и клеветник.
Царь-сатрап, замучивший Ванюшу-конюха нереальными заданиями под угрозой лютой смерти на колу.
Жестокое обращение с животными – хищнический отлов редких жар-птиц на потеху царя; изуверское строительство села на спине чуда-юда с забивкой частоколов в рёбра несчастного животного, вспашка мужиками губы живого рыбы-кита.
Да и сам кит-живоглот тоже хорош – проглотил тридцать кораблей вместе «с парусами и гребцами» и держит их в животе десять лет.

Далее действия героев сказки стремительно приобретают явно криминальный уклон.
Садистка и самозванка Царь-девица решает избавиться от старого царя. И тут, казалось бы, единственный положительный персонаж, Конёк-Горбунок, переходит в стан заговорщиков и подключается к казни царя. Волшебным образом, попрыскав на Ивана, он не только спасает его от верной гибели, но и превращает в писаного красавца. А вот зверской расправе над царём горбунок явно потворствует и доверчивый самодержец в жутких муках погибает в кипящем молоке. "Замочив" правителя в буквальном смысле слова, криминальная троица заговорщиков, Царь-девица – Иван – Горбунок, совершает преступный переворот и захватывает власть.
На трон восходит младший сын сельского старика - Иван, который, как было сказано в самом начале сказки, "вовсе был дурак".
Очень не детская концовка сказочки. Напоминает многие недавние и современные, далеко не сказочные, кровавые перевороты и жестокие революции.

По Тюменской области прокатился большой юбилейный ершовский бум.

Нашлись люди, которые проявили предприимчивость, и из беспросветно мрачной сказки пытаются смастерить весёлое детское шоу мирового уровня. Они усиленно проталкивают театральный фестиваль одной сказки, выставки декоративно-прикладного творчества и коллекций книг о Коньке-Горбунке, туристические маршруты по мотивам «Конька-Горбунка», памятное гашение почтовых карточек с портретом П.П.Ершова. То-есть делают большие деньги на имени старого сказочника.

Примечательно, что в эту аферу вовлечены Департамент культуры Тюменской области, Министерство культуры Российской Федерации, Союз театральных деятелей России, театральные коллективы страны, администрация городов Тюменской области.

Более того, оказывается в Сан-Франциско США существует Музей русской культуры, от имени которого по ершовским местам тюменского края совершили вояж праправнучка, прапраправнучка и прапрапраправнук Ершова в год его двухсотлетнего юбилея.

Понимают ли эти люди трагический, не детского ума смысл стародавней сказки, скрывающийся в калейдоскопе ярких развесёлых иллюстраций?

Такая ли сказка нужна детям? И без того экраны телевизоров и компьютерные игры переполнены жестокостью.

«И пригрозил Иванушку-дурачка на кол посадить» - воспитателя детского сада уволили за рассказ «о пытках» в сказке для малышей.

Эта история - неприятная со всех сторон и вызвавшая, как принято говорить, большой общественный резонанс – произошла в 2019 году в Таганроге. Там по решению суда уволили воспитательницу детского сада № 43 - за "психическое насилие над детьми". Формулировка жёсткая, и теперь педагога с многолетним стажем работы в системе дошкольного образования Аллу Е. вряд ли возьмут в какое-то другое учреждение.
Педагог во время занятия декламировала своим воспитанникам "Конька-Горбунка". И кто-то из ребятишек заинтересовался фразой "посадить на кол". На что получил вот такой ответ (запротоколировано в решении суда): "Человека посадили на кол - это наказание, которое означает, что кол проходил через его тело до самой головы, а потом человек умирал".
А позже, как следует из материалов разбирательства, придя домой из садика, кто-то из детей поведал о средневековой казни родителям. В психологическом заключении указывается, что ребёнок стал нервным, у него начали проявляться резкие перепады настроения, сопровождавшиеся истериками, страх смерти, тревожность. В общем, в детсад он идти отказался.
Вскоре возмущённые родители потребовали наказать воспитательницу за "психическое насилие". Они пожаловались руководству образовательного учреждения, и женщину вскоре уволили. Она с этим не согласилась, обжаловала решение в суде, доказывая, что никакого злого умысла напугать детвору у неё не имелось (сам факт разъяснений по сказке Алла Е. не отрицала), она только хотела донести до воспитанников суть выражения.
Если вдруг кто-то позабыл, то в стихотворной сказке Петра Ершова упоминания об угрозе царя (без исполнения самого действия) посадить "на кол" Иванушку-дурачка звучит трижды.

Вот, скажем, первый отрывок:

". Если ты недели в три
Не достанешь мне Жар-птицу
В нашу царскую светлицу,
То, клянуся бородой!
Где-нибудь, хоть под водой,
Посажу тебя я на кол.
Вон, холоп!"

И вообще, по словам потерпевшей воспитательницы, "Конька-Горбунка" изучали в рамках утверждённой учебной программы, а долг преподавателя - ответить на вопросы учеников. Тем не менее, сначала суд первой инстанции признал отлучение её от работы законным, затем, после обжалования, это же подтвердила и апелляция.

"На самом деле здесь я вижу две большие ошибки, - прокомментировала ситуацию детский психолог Татьяна Л. - Во-первых, самой системы дошкольного образования, что появилось такое произведение, как "Конёк-Горбунок", в учебной программе для маленьких детей. По моему мнению, в этой сказке слишком много непонятных вещей, которые пока недоступны нормальному восприятию дошкольников. Поэтому их нужно объяснять".***

Такая вот сказка-быль. Если помните, там еще и царь сварился в кипятке.

К 205-летию Петра Ершова исследователи подготовили весомое доказательство того, что знаменитую сказку написал Пушкин.
Автора «Конька-Горбунка» Петра Ершова сравнивали с французским поэтом Артюром Рембо. Два редкостных случая ранней гениальности и столь же ранней исчерпанности поэтического таланта.
Засветившись на литературном небосклоне 18-летним юношей, написав сказку «Конёк-Горбунок», Ершов до конца жизни не написал ничего, что хоть как-то приблизилось к знаменитому «Коньку».
Вопрос, был ли Ершов автором «Конька», рано или поздно должен был возникнуть. И он возник.
Исследователь Владимир Казаровецкий написал книгу «Александр Пушкин. Конёк-Горбунок». На её обложке красным крестом перечёркнуто имя Петра Ершова.
Обзор материалов этой книги и мнения литературоведов представлены на страницах популярной газеты.****

Александр Соханский,
2 марта 2015 года.


П Р И М Е Ч А Н И Я

* Пётр Ершов. Конёк-Горбунок. РИО «Самовар», Москва, 2007.
** Рисунки в заглавии статьи художников Льва Исааковича Мильчина и Александра Алира
*** Интернет-информация
**** По материалам газеты «Комсомольская правда», от 11-18 марта 2020, 11-т

Шевченко Галина Владимировна

Данная разработка предназначена для детей младшего школьного возраста.

Цели: Развитие навыков и умений школьников в поиске нужной информации;

Расширение кругозора, исследовательских умений учащихся, развитие внимания,

Мотивация чтения сказок и художественной литературы.

ВложениеРазмер
viktorina_ershov_konyok-gorbunok.docx 17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок"

Цель : Развитие навыков и умений школьников в поиске нужной информации;

Расширение кругозора, исследовательских умений учащихся, развитие внимания,

Мотивация чтения сказок и художественной литературы.

1.Автор произведения (Пётр Павлович Ершов)

2.Где жили братья с отцом? (в селе)

3. Чем они занимались? ( Братья сеяли пшеницу, да возили в град-столицу)

4. Как бы вора соглядать (увидеть)

5.Что с собой в дозор взял старший брат (вилы и топор)

6. По словам хитрого среднего брата, всю ночь. (был страшный мороз )

7. Как звали братьев ?( «Данило, Гаврило)

8. Что взял с собой в дозор Иван-дурак? ( малахай и хлеб)

9.Что пообещал отец младшему сыну? (Я куплю тебе лубков, дам гороху и бобов»)

10.Кто топтал пшеницу по словам Ивана-дурака?(дьявол, чёрт)

11.Чем кобылица отблагодарила Ивана?Родила двух златогривых коней и Конька – Горбунка

12.Каков был рост Конька -горбунка? ( три вершка)

13. Что за чудо-огонёк увидели братья в поле? (Перо Жар – птицы)

14.За какую цену Иван продал златогривых коней?( 10 шапок серебра и ещё 5 рублей)

16.Какого цвета были златогривые кони, сыновья кобылицы? (Вороного)

17. Какой срок царь дал Ивану, чтобы он добыл жар-птицу? (3 недели)

18.Из чего была гора на поляне Жар-птиц? (серебро)

19.Где прятался Иван-дурак ожидая жар-птицу? (дубовое корыто)

20. Чтобы не обжечься, хватая жар-птицу Иван решил надеть. (рукавицы)

21. Во что посадил Иван Жар-птицу, которую поймал? ( в мешок)

22.После жар-птицы какое задание дал царь Ивану-дураку (Царь-девицу)

23. Сколько раз в году Царь-девица сходила с «окияна» на землю? (2 раза)

24. Говорит ему царевна: «Если хочешь взять меня,то доставь ты мне в три дня (перстень мой из окияна!)

25. Кто были царевне месяц и солнце? ( «Месяц – мать мне. Солнце – брат»)

26. Сколько страдал Чудо-юдо Рыба-кит (Десять лет)

27.Как звали отца Ивана-дурака («Сядь, Иванушка Петрович!»)

28.За что был наказан рыба-кит? ( За то, что проглотил 3 десятка кораблей)

29.Где лежал перстень Царь-девицы? (На дне морском в красном сундучке)

30. Кто нашёл сундучок с перстнем Царь-девицы? (Ёрш)

31. Чьи это слова? Но, сказать тебе по дружбе,это – службишка, не служба(Конька - Горбунка.)

32. Сколько лет было Царь-девице? (15)

33. Чьи слова? «Коль себя не пожалеешь,ты опять помолодеешь» (Царь_девица)

34.Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь? (Вода студёная, вода варёная и молоко, вскипячённое ключом)

35.Что было в первом котле, куда прыгнул Иван-дурак? (В молоко сперва ныряй)

36.Сколько лет было царю? ( 70)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Тема «Народная» сказка П. Ершова «Конек-Горбунок».

Цели урока:1. Овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста.


Викторина по сказке Ершова "Конек-горбунок"

Представлены 2 варианта вопросов для викторины с ответами.


Викторина по сказке П.П. Ершова "Конёк-Горбунок"

Данная викторина познакомит учащихся с секретами русской жизни (речью и бытом, поступками и нравом); убедит в том, что «дружба» и «верность» - главные качества русского н.

Тест по литературному чтению позволяет определить знание текста сказки.


План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку

План-конспект урока по литературному чтению (УМК "Школа 2100" 2 класс) с применением ЭОР "Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок» "+презентация к уроку.


Урок "Сказочные дорожки, образы сказки, волшебства, ночи в сказке П.Ершова «Конёк- горбунок»

Цели: Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, совершенствование умения характеризовать героев произведения;2. Закреплять понятие «литературная сказка, образы сказки, ночи, волшебс.


Викторина по сказке П.П. Ершова «Конек Горбунок»

Закрепить и уточнить знания детей о жизни и творчестве Ершова Петра Павловича и его сказке “Конёк-горбунок”.


Сказку «Конек-Горбунок написал Петр Павлович Ершов в 1834 году, будучи студентом философско-юридического отделения. В это время автору было 19 лет. По содержанию сказка «Конек-Горбунок» – симбиоз славянского и скандинавского фольклора и сказаний народностей Балтики. Написана она четырехстопным хореем. Сказка наполнена тонким юмором, легкой иронией и глубоким смыслом. Читать ее – одно удовольствие!

Главные герои сказки

В рассказе несколько героев, но главными являются Иван и его верный друг Конек-Горбунок:

  • Иван – меньший из трех братьев в крестьянской семье. Наивный, простой, добродушный юноша. За свой характер был прозван «дураком»;
  • Конёк-Горбунок – дивный конек «с ослиными ушами и двумя горбами». Верный друг и товарищ Ивана во всех его приключениях. Знает все обо всем на свете, для всего у него подготовлен план, следуя которому можно выполнить любое задание;
  • Царь – старый, деспотичный правитель. Задает Ивану различные задания, за невыполнение которых – смертная казнь;
  • Царь-девица – прекрасная 15-летняя царевна, дочь Месяца, сестра Солнца.

Есть в этом произведении и другие персонажи, сыгравшие немаловажную роль в повествовании:

  • Данило – старший брат. По описанию, «умный был детина». На деле оказался нерадивым, выполняя наказ отца.
  • Гаврило – «средний брат и так и сяк», трусливый братец, отлынивавший от исполнения отцовского наказа.
  • Спальник – завистливый и подлый царский слуга, который чинил Ивану всякие козни, подбрасывая царю идеи, как извести соперника.

Очень краткий пересказ

В кратком содержании сказки «Конек-Горбунок» можно выделить ключевые моменты сюжета. На поле одного крестьянина кто-то начал вытаптывать посевы. Иван, по поручению отца, выследил хулигана, которым оказалась белоснежная кобылица. Она-то и подарила ему двух прекрасных коней и маленького Конька-Горбунка. По ее словам, он должен был стать другом Ивану. Старшие братья, прознав про чудесных жеребцов, выкрали их, желая продать в столице. Но Иван на Коньке догнал их, и в город отправились все вместе. По дорого Иван нашел перо Жар-птицы и спрятал его. В городе коней купил царь, а Ивана взял конюхом, потому что жеребцы больше никого не слушали.

Краткое содержание

Вот краткий пересказ, который даст представление о произведении.

В одном селе жил старик с тремя сыновьями – Данилой, Гаврилой и Иваном. Семья выращивала пшеницу и отвозила в стольный град на продажу. Этим и жили. Но вот повадился кто-то топтать поля, уничтожая урожай. Отец наказал братьям выследить вредителя. Старшие братья уходили в дозор, но вместо охраны отеческих угодий спали в укромном месте.

Братья прознали про чудо-коней, выкрали их и повезли в столицу на продажу. Иван опечалился. Но Конек предложил догнать беглецов. Несмотря на малый рост и чудную внешность, он оказался очень быстрым. Братья повинились перед младшим и вместе отправились в путь продавать коней.

Остановившись на ночлег в лесу, они увидели вдали огонек. Иван отправился туда и нашел на поляне перо Жар-птицы. Конек предупреждал, что от этой находки будут одни неприятности. Однако парень все же взял перо.

Краткое содержание П. Ершов «Конек-Горбунок»

Перо Жар-птицы

В столице прекрасные кони стали сенсацией, и сам царь приехал купить их. Однако кони не слушались царских слуг, и пришлось царю взять Ивана конюхом. Спальник, который ранее занимал эту должность, не мог смирться с тем, что крестьянский сын занял его место. Он искал возможности извести соперника. Ему было любопытно, как кони остаются ухоженными, если конюх не следит за ними. Прокравшись в конюшню, он увидел, как Иван ночью при свете пера Жар-птицы чистит и кормит коней. Когда Иван уснул, спальник, выкрав перо, отнес его царю, сказав, что конюх, мол, похвалялся Жар-птицу добыть.

Самодержец вызвал Ивана, приказав в трехнедельный срок привезти ему птицу, а иначе – голова с плеч. Иван пришел на конюшню в слезах и поведал обо всем Коньку. Тот пообещал помочь. Взяв в дорогу отборного пшена, вина и два корыта отправились в путь. Через неделю прибыли на лесную опушку. По наущению Конька, в одном корыте Иван смешал пшеницу с вином, а под другим спрятался сам. Прилетевшие Жар-птицы наклевались зерна, и Иван сумел поймать одну из них. Задание было выполнено, за что юношу назначили царским стремянным.

Краткое содержание П. Ершов «Конек-Горбунок»

Иван поймал Жар-птицу

В один из дней на кухне прислуга обсуждала книгу, в которой повествовалось о том, что где-то на белом свете есть некая Царь-девица – дочь Месяца и сестра Солнца. У спальника созрел новый план, как извести соперника: он нашептал царю, мол Иван бахвалился привезти царевну. Царь немедля отправил Ивана за красавицей.

И снова Конек составил план, попросив взять в дорогу шатер, сладкие яства, да красивые приборы. Приехав к океану, Иван раскинул шатер, накрыл богатый стол и стал ждать, спрятавшись в укромном месте. Царь-девица приплыла к берегу на лодке и, зайдя в шатер, угостилась стоявшими лакомствами, а затем стала на гуслях играть. Уснул Иван от этих звуков. На другой день он справился со сном и, схватив красавицу, привез ее в царский дворец.

Царь, увидев прекрасную царевну, решил на ней жениться. Но красавица заявила, что не может играть свадьбу без своего перстня, лежащего на дне океана. Конечно, царь отправил за ним проверенного гонца. Царевна, узнав о том, кто едет в путь, попросила навесить ее родных в «изумрудном тереме».

По пути Иван увидел «Чудо-юдо Рыбу-кит», на спине которого раскинулось село, а на хвосте шумел бор. Чудище, узнав, куда отправляются путники, попросило узнать, сколько еще мучиться ему. Иван встретился с Месяцем, передав привет от дочери. Не забыл спросить и про кита. Оказалось, что тот «проглотил три десятка кораблей» вместе с людьми. Как отпустит корабли, так и сможет освободиться от заклятья.

Краткое содержание П. Ершов «Конек-Горбунок»

Чудо-юдо Рыба-кит

Иван отправился в обратный путь. Чудо-рыба выполнила совет Месяца и в благодарность помогла найти перстень. Юноша привез его царевне с приветами от родных.

Все готово для свадьбы. Но вот беда – не хочет юная царевна выходить замуж за старого царя. Научила она его рецепту омоложения. Для этого нужно было разложить на площади костры и поставить на них три котла: в первом – вода студеная, во втором – вареная, а последний – с молоком, кипящим ключом. На глазах у всего народа искупаться по очереди во всех котлах, сбросив груз прожитых лет и став снова молодым.

Царь – не дурак, он решил проверить сомнительный способ на Иване. Конек снова пришел на помощь. Наказав своему другу не прыгать в воду до тех пор, покуда конек морду не макнет в чаны.

Краткое содержание П. Ершов «Конек-Горбунок»

Главные герои сказки

В назначенный час все жители столицы собрались на площади посмотреть на диво. Иван на глазах у всех искупался в трех чанах и вышел писаным красавцем. Царь, увидев такое преображение, кинулся в чан с кипящим молоком, да и сварился в нем.

Царь-девица стала новой правительницей, а Иван – ее избранником и царем. Народ радостно принял такое решение. Так Иванушка-дурачок, сын крестьянина, стал правителем.

Главная мысль сказки

Главная мысль произведения – если рядом верный друг, то все проблемы решаемы. Нужно следовать четкому плану, быть добрым и отзывчивым, чтобы добиться поставленных целей. Ну и, конечно, зло всегда будет наказано. Именно об этом говорят отзывы читателей.

Цель: Закрепить и уточнить знания детей о жизни и творчестве Петра Павловича Ершова и его сказке «Конёк-горбунок».

- Развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, творческого мышления.

- Воспитание бережного и уважительного отношения к книге.

- Воспитывать интерес к художественной литературе.

- Повышение эмоционального настроя.

Предварительная работа: знакомство с писателем. Знакомство со сказкой: чтение и пересказ, рассматривание иллюстраций и разных изданий сказки. Подготовить грамоты, призы, рисунки детей по сказке.

Зал оформлен рисунками детей. Установлена мультимедиа, ширма для кукольного театра. Участвуют команды по 10 детей из каждого детского сада, остальные болельщики.

Слайд №1 (конек-горбунок)

Ход викторины:

Слайд №2 (П. П. Ершов)

Вед: Каждый год мы отмечаем знаменательные события и даты. В 2015 г. исполняется 200 лет со дня рождения Петра Павловича Ершова. Всем известна сказка «Конек-горбунок» (1834 г., которой год назад исполнилось 180лет. Поэт и сказочник П. П. Ершов, наверное, и не предполагал, что приключения его героев переживут века.

Слайд №3 (обложка книги)

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе – на земле

Жил старик в одном селе…

Так начинается сказка «Конек-Горбунок. Эта сказка известна всем. Ее издают на английском, французском, немецком, польском и даже на японском языках! Бесспорно, она украшает русскую детскую литературу, пленяя воображение читателей. Это произведение смело можно назвать сказочной энциклопедией русского народа.

Девятнадцатилетним студентом написал Петр Ершов эту удивительную сказку. На создание «Конька-Горбунка» Ершова вдохновили появившиеся в то время волшебные сказки А. С. Пушкина. Впоследствии Александр Сергеевич высоко оценил сказку Ершова,написав автору: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить!» Со временем сказка «Конек-Горбунок» завоевала сердца читателей всей России.

Слайд№ 4 (заставка викторина)

Поприветствуем их аплодисментами.

А команды приступают к первому заданию.

Слайд №5 (картинка по сказке)

1тур «Разминка»

Предлагаю вспомнить сюжет сказки «Конек-горбунок», для этого командам надо поочередно отвечать на мои вопросы. Если команда дает неправильный ответ. Вопрос переходит к соперникам. Готовы?

1. Сколько братьев было у Ивана и как их звали? (Два. Данила и Гаврила)

2. Чем занимались Иван с братьями (Сеяли и продавали пшеницу)

3. Как провели ночь в карауле на пшеничном поле братья Ивана? (Один закопался в сене, а другой «ходил дозором у соседки под забором»)

4. Кого увидел на поле Иван и что он соврал дома про вора их пшеницы? (Белую кобылицу с золотой гривой; сказал, что дьявол воровал их пшеницу)

5. Сколько коней было у Ивана, и откуда они взялись? (Три; родила их Ивану в подарок белая кобылица)

6. Какую первую помощь оказал Конёк-горбунок Ивану? (Догнал братьев, укравших у Ивана коней)

7. Какую первую чудесную вещь нашёл Иван? (Перо Жар-птицы)

8. Куда спрятал перо Жар-птицы Иван? (Завернул в тряпицу и в шапку спрятал)

9. Кто и почём купил златогривых коней у Ивана? (Царь, за 10 шапок серебра)

10. Как попал Иван конюхом на царскую конюшню? (Потому, что златогривые кони никого, кроме Ивана, не слушались)

11. Кто выкрал перо Жар-птицы у Ивана и зачем? (Бывший конюх, чтобы избавиться от Ивана)

12. Какое первое задание царь дал Ивану? (Поймать жар-птицу)

13. Где Иван ловил Жар-птицу? (На горе из серебра)

14. Какое второе задание дал царь Ивану? (Найти и привезти Царь-девицу)

15. Где обитала Царь-девица и сколько раз в году она сходила на Землю? (На океяне; два раза)

16. На чём плавала Царь-девица и на каком музыкальном инструменте она играла? (На шлюпке; на гуслях)

17. Чем Иван заманил Царь-девицу? (Золотым шатром с угощением)

18. Почему Иван с первого раза не смог поймать Царь-девицу? (Уснул)

19. Что сделал Иван, чтобы не проспать Царь-девицу? (Колол себя острыми гвоздями и камнями)

20. Какое третье задание царь дал Ивану? (Достать перстень Царь-девицы со дна океана)

21. Кто помог Ивану найти перстень на дне океана (Чудо-юдо Рыба-кит и Ёрш)

22. Кто были родственники Царь-девицы? (Мать-Месяц (Луна, брат-Солнце)

23. За что и как был наказан Чудо-юдо Рыба – кит? (За то, что он проглотил три десятка кораблей, Бог поселил на его спине людей)

24. Что должен был сделать Рыба – кит для своего прощения? (Дать свободу кораблям)

25. Какое условие поставила Царь-девица царю, чтобы не выходить за него замуж и как царь должен был выполнить это условие? (Царь должен помолодеть, а для этого ему надо было искупаться в трёх котлах: кипятке, в кипящем молоке, студёной воде)

26. Какую последнюю волю царя выполнил Иван и как помог ему Конёк-горбунок? (Иван искупался в трёх котлах, после того, как Конёк-горбунок в те котлы мордой макнул и на Ивана дважды прыснул)

27. Что стало с царём и с Иваном? (Царь, сварился, а Иван стал красавцем)

На этом первый тур закончен. Уважаемое жури подводит итоги первого ура.

Слайд№6 (картинка жар-птицы)

А вас, прошу внимания.

(показ отрывка кукольного театра)

Я узнал, что ты Жар-птицу

В нашу царскую светлицу,

Если б вздумал приказать,

Ну, смотри ж, не отпирайся

И достать ее старайся".

Тут Иван волчком вскочил.

"Я того не говорил! -

Закричал он утираясь. -

О пере не запираюсь,

Но о птице, как ты хошь,

Ты напраслину ведешь".

"Что? Рядиться мне с тобою! -

Закричал он. - Но смотри,

Если ты недели в три

Не достанешь мне Жар-птицу

В нашу царскую светлицу,

То, клянуся бородой,

Ты поплатишься со мной….

Слайд №7 (жар-птица)

В: Предлагаю помочь Ивану. А следующим заданием нашей викторина будет конкурс «Собрать картинку жар-птицы из пазлов» (на время по 2-3 участника)

Слайд№8 (герои сказок)

«Кто герои ты узнаешь,

Коль загадку отгадаешь»

(картинки с героями появляются на экране после отгадки)

Кому принадлежат слова:

1.«Эй вы, сонные тетери!

Отпирайте брату двери,

Под дождем я весь промок

С головы до самых ног".

Всю я ноченьку не спал;

На моё ж притом несчастье

Было страшное ненастье!

Дождь вот так ливмя и лил…»

Слайд № 8 (Старшего брата Данило)

2."Ты, Данило, молодец!

Ты вот, так сказать, примерно,

Сослужил мне службу верно,

То есть, будучи при всем,

Не ударил в грязь лицом".

Слайд №8 (Отец)

3. «Ну, Иван, - ему сказала -

Коль сумел ты усидеть,

Так тебе мной и владеть.»

Слайд №8 (Кобылицы.)

4."Всю я ноченьку не спал,

Да, к моей судьбе несчастной,

Ночью холод был ужасный,

До сердцов меня пробрал;

Всю я ночку проскакал;

Слишком было несподручно.

Впрочем, все благополучно".

Слайд №8 (Гаврило – средний брат)

5. «Я с повинной головою,

Царь, явился пред тобою,

Не вели меня казнить,

Прикажи мне говорить.»

Слайд №8 (Спальника.)

Вы откуда, и куда?" –

Слайд №8 (кит)

7. «И поведай мне вину

В нашу светлую страну

Твоего с земли прихода;

Из какого ты народа,

Как попал ты в этот край, -

Все скажи мне, не утаи»

Слайд №8 (Месяц)

8. «Царь великий! не гневись!

Мы все море уж, кажись,

Исходили и изрыли,

Но и знаку не открыли.»

Слайд №8 (Двое белых осетров)

9. «Эй, хозяин, полно спать!

Время службу исполнять!»

Слайд №8 (Конёк-горбунок)

10.«А такая в том нужда,

Что не выйду никогда

За дурного, за седого,

За беззубого такого!»

Слайд №8 (Царь-девица)

11. «Поезжай на окиян;

В окияне том хранится

Перстень, слышь ты, Царь-девицы».

Слайд №8 (Царь)

12. «Надо, царь, мне два корыта

Да заморского вина».

Слайд №8 (Иван)

Вед: Молодцы! Хорошо справились. Жури подводит итог 3тура. И мы переходим к следующим испытаниям.

Слайд №9 (кит говорит с иваном)

(показ отрывка кукольного театра)

Вы откуда, и куда?" -

"Мы послы от Царь-девицы,

Едем оба из столицы, -

Говорит киту конек, -

К солнцу прямо на восток,

Во хоромы золотые". -

"Так нельзя ль, отцы родные,

Вам у солнышка спросить:

Долго ль мне в опале быть,

И за кои прегрешенья

Я терплю беды-мученья?" -

"Ладно, ладно, рыба-кит!" -

Наш Иван ему кричит.

"Будь отец мне милосердный!

Вишь, как мучуся я, бедный!

Десять лет уж тут лежу.

Я и сам те услужу. " -

Кит Ивана умоляет,

Сам же горько воздыхает.

Наш Иван ему кричит.

Вед: Ребята, что необходимо сделать киту, чтоб освободиться? (выпустить корабли)

Поможем? Конкурс «Кораблики» (вынуть из пасти кита бумажные кораблики)

Макеты трех китов, в них кораблики. Команды по сигналу по одному участнику достают по одному кораблику. Конкурс на время.

Вед. : Молодцы! И с этим заданием справились. И мы переходим к следующему туру.

«Развитие познавательных способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Цель проекта: Развитие познавательных способностей и творческого познавательного мышления детей. Расширение представлений детей об окружающем.

Читайте также: