Номенклатурная должность что это значит

Опубликовано: 16.05.2024

Прогрессивные социал-демократы не могут не понимать, что пока сохраняется разделение труда, в обществе будет сохраняться разделение на классы. Класс, который берёт на себя управление производством, будет в таком случае господствующим, будет "элитой" общества. В Советском Союзе таким классом оказалась номенклатура, которая суммарно оказалась ещё хуже, чем бизнесмены, и мы рассмотрим это в цикле статей о ней.

На наш взгляд, непризнание недостатков СССР или их оправдание является куда более страшным тормозом для левых, чем даже открытое противодействие левому движению, потому что, как известно, «свой дурак хуже врага». Бездарность, жадность и жажда неограниченной власти советской номенклатуры – факт, который легко доказывается (в том числе и в этой статье), а её оправдания не могут вызвать у образованного человека ничего, кроме недоумения. Это нужно не оправдывать, с этим нужно бороться. Давайте же для начала честно, без попыток оправдания, рассмотрим феномен советской прослойки чиновников.

Что такое номенклатура

Номенклатура – это перечень наиболее важных должностей, кандидатуры на которые предварительно рассматриваются, рекомендуются и утверждаются данным партийным комитетом (райкомом, горкомом, обкомом партии и т. д.). Освобождаются от работы лица, входящие в номенклатуру партийного комитета, также лишь с его согласия. В номенклатуру включаются работники, находящиеся на ключевых постах 2 .

Вот какое мнение высказывал о номенклатуре академик Андрей Сахаров:

Однако с падением СССР номенклатура отнюдь не была уничтожена. Члены советского правительства, которые привели страну к экономической катастрофе и развалу, не только не были изолированы от власти. Эти люди, если не ушли на пенсию, либо составили новое правительство, либо стали владельцами крупных предприятий. Многие из привилегий номенклатуры, сформированные ещё при Сталине, остались до сих пор. Россией до сих пор правит номенклатура, как мы можем видеть из этой статьи, поэтому нам нужно привести более современное определение.

Номенклатура – это общественный класс, который состоит из занимающих важные управленческие должности лиц, получивших эти должности недемократическим путём, а также руководителей трудовых коллективов, назначенных государственными или политическими лицами. То есть под номенклатурой имеется в виду не только советская элита, но и государственная элита любого другого недемократического общества.

В полном соответствии с ленинским определением класса, это большая группа людей, отличающаяся от других групп по своему – господствующему – месту в исторически определённой системе общественного производства, тем самым по отношению к средствам производства, по своей – организующей – роли в общественной организации труда, а следовательно, по способу получения и размерам той – непомерной – доли общественного богатства, которой она располагает 4 .

Определение Михаила Восленского

По расчётам того же Михаила Восленского, приблизительная численность номенклатуры в позднем СССР составляла около 3 миллионов человек 5 .

Как было открыто понятие

В 1957 году была опубликована книга «Новый класс» Милована Джиласа, члена Коммунистической Партии Югославии с 1932 года, прошедшего подпольную работу, тюрьмы королевства Югославия и партизанское антифашистское движение, а в дальнейшем бывшего членом Политбюро компартии Югославии и одним из заместителей Тито. В ней Джилас писал, что коммунисты, взяв власть и проведя национализацию средств производства (и получив возможность распоряжаться ими), стали новым классом эксплуататоров.

В 1970 году в СССР через самиздат выходит труд Михаила Восленского «Номенклатура» (данная статья представляет по большей части её краткий пересказ), который и формирует большинство положений понятия номенклатуры.

Номенклатура СССР с точки зрения марксизма

С точки зрения марксизма, то есть теории, в соответствии с которой СССР выстраивался, номенклатура является эксплуататорским классом. Первое доказательство – это ярко выраженное экономическое неравенство в СССР, которое описано в статье о привилегиях номенклатуры.

Второе – наличие сильного государства, которое по всем положениям самой марксистской теории «есть особая организация силы, есть организация насилия для подавления какого-либо класса» 8 .

Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. …существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы 9 .

Владимир Ленин

Поскольку буржуазии и дворянства в СССР не существовало, какой класс подавляло государство? И между какими классами было противоречие, как не между номенклатурой и другими?

Третье доказательство – распоряжение средствами производства. Приватизацию государственного имущества в 1990-е годы организовывал Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, то есть распоряжалась имуществом номенклатура, а не рабочие предприятий. Во время Второй мировой войны решения по эвакуации учреждений и оборудования предприятий (что по сути равносильно распоряжению средствами производства) осуществлял Совет по эвакуации при СНК СССР 10 , то есть номенклатура. При выпуске ГАЗ М-20 «Победа» предсерийные экземпляры были продемонстрированы 19 июня 1945 года в Москве высшему государственному и партийному руководству во главе с Иосифом Сталиным 11 , которое и выбирало вариант для серийного производства. Номенклатура, опять же, как и капиталист, выбирает, кого продвинуть по службе – так, к примеру, председателей колхозов назначали бюро райкомов партии 12 . Это лишь несколько примеров.

Иногда пропагандисты номенклатуры утверждают, что многие секретари обкомов и директора заводов при СССР начинали с того, что были рабочими, а поэтому в Советском Союзе власть была в руках рабочих. Однако, если многие миллиардеры в США начинали с того, что были чистильщиками сапог, это не значит, что в США власть была в руках чистильщиков сапог. Принадлежность к классу определяется не происхождением, а ролью в общественном производстве и распределении капиталов именно в текущий период.

Как осуществляется диктатура номенклатуры

Номенклатура держит демократические институты только как вывеску, но на самом деле они ничего не решают. Михаил Восленский описал, кем реально принимались решения в СССР:

Центрами принятия решений класса номенклатуры являются не Советы, столь щедро перечисленные в Конституции СССР, а органы, которые в ней не названы. Это партийные комитеты разных уровней: от ЦК до райкома КПСС. Они и только они принимали все до единого политические решения любого масштаба в СССР. Официальные же органы власти – лишь безжизненные луны, светящиеся отражённым светом этих звёзд в системе класса номенклатуры.

Верховным органом партийных комитетов КПСС (как и других коммунистических партий) являются – в полном соответствии с партийным уставом – пленумы этих комитетов, то есть собрания всех их членов.

Но фактически не пленумы решают вопросы. Их решают бюро (в ЦК КПСС – Политбюро) и секретариаты партийных комитетов. Здесь принимаются окончательные решения. На рассмотрение пленумов выносятся лишь немногие из них, причём только для проформы 13 .

Михаил Восленский

Процесс выработки и принятия решений описан Восленским подробно и развёрнуто 14 , мы не будем приводить его полностью, лишь скажем, что он требовал очень объёмной бюрократической волокиты.

Были ли номенклатурщики социалистами?

Все более-менее идейные левые были оттеснены от высшего руководства страной в конце 1920-х и уничтожены во второй половине 1930-х годов, потому что критика теорий Сталина «об отмирании государства через его усиление», об «обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму» или других ревизий марксизма приравнивалась к троцкизму – следовательно, к статье о «контрреволюционной троцкистской деятельности», которая приводила в большинстве случаев к высшей мере наказания. Про массовое уничтожение левых мы подробно рассказывали здесь.

Что такое номенклатура

Кортеж лимузинов, везущий социалистов

После конца 30-х годов в партию вступали только для того, чтобы сделать карьеру. Вплоть до 1985 года вступающий в партию заучивал программу 1961 года, где было написано, что «в ближайшее десятилетие (1961-1970 годы) Советский Союз, создавая материально-техническую базу коммунизма, превзойдёт по производству продукции на душу населения наиболее мощную и богатую страну капитализма – США». В этой программе было написано, что к 1970 году осуществится переход на шестичасовой рабочий день, а к 1980 году каждая семья, включая молодожёнов, будет иметь благоустроенную квартиру 15 . Уже на этапе заучивания этих обещаний терялось любое доверие к партии и социализму, потому что обещания эти выполнены не были даже и близко, а верхушке партии было плевать на программу – она её даже не смотрела и не считала нужным менять аж до 1985 года, когда вдруг вспомнила о существовании собственной программы.

Павел Судоплатов, генерал-лейтенант МВД, рассказывал:

В последующие годы моя жена и Эйтингон, как выяснилось, оказались настроенными куда более реалистично в оценке наших порядков, чем я. Я помню, Леонид часто говорил, к примеру, что партия больше не является отрядом единомышленников, преданных социалистическим идеям и принципам справедливости, а стала всего лишь машиной для управления страной. Сначала его шутки в адрес руководства страны расстраивали меня, но затем я привык к ним и стал понимать, насколько он прав, полагая, что наши лидеры ставили свои собственные корыстные интересы выше интересов народа 16 .

Павел Судоплатов - Разведка и Кремль

Нравы номенклатуры

Декларируя на словах любовь к народу и заботу о его благе, в реальной повседневной жизни номенклатура не только ненавидела его и считала необразованным быдлом, она стремилась вообще поменьше общаться с «чернью». Михаил Восленский так описывал перенос столовой ЦК КПСС в специальное здание из-за желания номенклатуры отгородиться от народа, который она «любит»:

Про «спецмагазины», «спецсанатории», «спецшколы» и прочие отдельные заведения для «белых людей» СССР мы писали в уже упоминавшейся выше статье о привилегиях. Рабочих, колхозников, интеллигенцию и другие слои общества номенклатура рассматривала только как рабов, которые строили коммунизм конкретно для неё:

В условиях реального социализма действительно есть возможность для человека иметь 100-метровую квартиру – да ещё с загородной дачей – за ничтожную плату; без труда купить автомашину, а ещё лучше – получить её даром да ещё с шофером; отлично и дёшево питаться и кормить семью, бесплатно пользоваться хорошими поликлиниками и больницами и бесплатно же отдыхать каждый год в санатории. Всё это возможно в СССР. Только вот для этого надо стать членом класса номенклатуры.

Для непосредственных же производителей номенклатуpa чётко очертила круг их материальных возможностей: 12 кв. метров жилплощади на человека; простенькая пища; дешёвый проезд на городском транспорте на работу и назад; дешёвые газеты и прочая пропагандистская литература, а для интеллигенции – дешёвые дозволенные книги, чтобы в свободное время читала поучительное и не задумывалась; если заболел – медпомощь, чтобы скорее шёл снова на работу; маленькая пенсия по старости и инвалидности (предел для большинства – 120 рублей); пособие 20 рублей на похороны 18 .

Михаил Восленский

Секретность

Разумеется, номенклатуре было довольно неловко при декларируемой ей приверженности идеологии марксизма пользоваться своими привилегиями. Поэтому она не только избегала общения с народом, но и стремилась максимально засекретить как своё существование, так и своё особое положение в обществе:

Плюс или минус?

У правления советско-российской номенклатуры были определённые плюсы, которые ей пришлось унаследовать от уничтоженных ей большевиков и периода их достижений. В основном эти плюсы были связаны с культурой и социальными гарантиями. Однако и они были со временем по большей части демонтированы, а подавляющая часть «новшеств», которые номенклатура привнесла в политическую систему, скорее негативна. Это и система привилегий, и «нововведения» Сталина, которые также можно приравнять к номенклатурным. Когда номенклатурщики решили провести демократизацию и реформы экономики в 90-х годах, они сделали это так же бездарно и несправедливо, как и делали всё остальное. Огромная часть народных богатств уходила и уходит как на содержание их недвижимости и семей, так и на огромные военную, карательную и идеологическую машины, на политику экспансии за пределами страны. Это похоже на организованную преступную группировку, которая захватила страну в результате сталинского государственного переворота и теперь «крышует» её.

Что такое номенклатура

При смене политического и экономического курса номенклатура обязательно найдёт способ приспособить его под свои выгоды, поэтому решение в отношении неё может быть одно – номенклатурная люстрация, по окончанию которой действительно профессиональные, эффективные и честные руководители вернутся в аппарат управления, совершавшие экономические преступления будут нести ответственность, а неэффективные будут освобождены от обязанностей. Это лишь первая, самая лёгкая часть необходимых работ. Более трудной и ответственной будет другая задача.

Как не допустить формирования новой номенклатуры

Источники

Главный редактор и создатель "Логики прогресса". Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.

Если у вас имеются материалы, которые возможно добавить в статью - пишите, пожалуйста, в комментарии. Если ваши факты подтверждаются авторитетными источниками и вписываются в статью, мы обязательно их включим.

У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней

Редакция онлайн-журнала "Логика прогресса" разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.

Друзья, вопрос с доказательной базой существования в ссср господствующего класса, осуществлявшего эксплуатацию трудящихся, проработан слабо. Нет цифр (об этом я уже писал в комментариях к др.статье) какое количество средств тратилось из бюджета на привилегии парт.бюрократии.
Далее. Тот же Троцкий указывал, как Вы, разумеется, знаете, что с его точки зрения парт.бюрократия классом не является, а есть привилегированный слой, и приводил в доказательство своей точки зрения определённую аргументацию. Но для Вас этой точки зрения, как будто, не существует, Вы не полемизируете с ней.

Вот это и есть как раз слабый аргумент. В статье написано: рабочие не распоряжались средствами производства. Вы опровергаете этот тезис фразой о том, что в Конституции не было сказано, что они распоряжались? Как это должно опровергать тезис? Это, напротив, только подтверждает его.

Такими аргументами можно и Маркса опровергнуть. Мол, конкретных цифр он не привел, сколько буржуазия присваивает, а значит у него вопрос с доказательной базой слабо проработан.

Приход к власти большевиков и установление советской власти привели к формированию нового правящего класса, получившего название номенклатуры. В СССР господствовала точка зрения, согласно которой новое и первое в мире социалистическое государство должно решительно порвать с традициями имперской России. Это касалось не только общественного строя, образа жизни, культуры, но и системы управления. Появились правительственные органы, названия которых не всегда отвечали их функциям. Например, Центральный исполнительный комитет СССР обладал законодательной властью, в то время как исполнительным органом являлся Совет народных комиссаров, а впоследствии - Совет министров.

Предпосылки формирования номенклатуры

Во всех этих органах существовали должности, предопределенные как их функциями, так и необходимостью решения текущих дел. В условиях однопартийной системы и отсутствия внутрипартийной демократии назначения производились списками, за которые формально голосовали делегаты съездов. Таким образом, номенклатура в СССР - это изначально перечень государственных должностей, на которые партия назначала кажущихся подходящими людей. Впервые такой метод был опробован после принятия Конституции 1924 года.

Для того чтобы понимать, что означал термин "номенклатура" в СССР, необходимо иметь в виду, что уже в первые дни советской власти, в период военного коммунизма, была произведена масштабная национализация средств производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Другой важный процесс - начало сращивания партии с государством, неизбежный в силу того, что другие политические силы были устранены. Воспроизведение номенклатуры осуществлялось не благодаря карьерному росту или эффективной работе на занимаемом посту, а через монопольное право партии на власть.

Начальный этап оформления номенклатуры

Институциональное выделение особого слоя в составе правящей верхушки, ныне известного как номенклатура, в СССР началось с создания в 1920 году учетно-распределительных отделов при центральных и губернских комитетах РКП(б). Их функцией был подбор кадров на замещение управленческих должностей. Спустя четыре года создается Орграспредотдел во главе с Лазарем Кагановичем. Функции нового органа были такими же, как и у учетно-распределительных отделов, однако уже в первые годы его работы складывается значительная диспропорция по распределению мест: из 8761 назначения в 1925-1927 гг. на чисто партийные должности приходится лишь 1222.

Лазарь Каганович

Постановление "О назначениях"

Оно было принято 12 июня 1923 года, и начиная с этого в истории СССР и России номенклатура получает юридически оформленный способ самовоспроизведения. Постановление и его расширенный вариант от 16 ноября 1925 года предусматривали замещение руководящих должностей по спискам. Первый предусматривал назначения, исходящие непосредственно от ЦК, второй же согласовывался с Орграспредотделом. Первый список через некоторое время был расширен категорией выборных должностей, которые утверждались в особо создаваемых комиссиях.

Расширение управленческого аппарата

Советская система управления с самого начала своего существования демонстрировала тенденцию к бюрократизации. Количество и наименования должностей в скором времени начинают увеличиваться, поэтому возникают третьи списки. Номенклатура в истории СССР - это не только партийные функционеры и высшие должностные лица, но и руководители местных отделений, государственных учреждений и общественных организаций.

Разрастание правительственного аппарата было столь стремительным, что уже в 1930 г. Орграспредотдел был разделен на два отделения, первое из которых ведало назначением лишь на партийные должности, а второе отвечало за замещение должностей в системе государственного управления, а также в общественных организациях. Такая система действовала до принятия в 1946 году новых номенклатурных списков. В сталинское время были также предусмотрены проверка качеств партийного работника и экзамены на соответствие занимаемой им должности.

Номенклатура при Сталине

Номенклатура в начале существования СССР

К началу горбачевской перестройки номенклатура в СССР стала привилегированным классом, сосредоточившим в своих руках значительные богатства. Однако в начале существования государства ее положение было менее заметным и в большей степени отвечало представлениям о социалистической форме правления.

Не последнюю роль в этом играла экономическая разруха: партийному дельцу было попросту нечем владеть. Единственное, на что мог рассчитывать функционер в 20-е годы - повышенный паек. Кроме того, был принят закон, устанавливающий максимум заработной платы должностного лица. Логическим следствием революционных идеалов были завышенные требования к имиджу и поведению члена партии. В некоторых случаях угрозы расстрела за нерадение на должности претворялись в жизнь.

Власть на рубеже 20-30-х гг.

Новая экономическая политика позволила стабилизировать положение в стране, а предусмотренное ею разрешение на частную кооперацию привело к росту благосостояния общества. Борьба за власть, начавшаяся после смерти Ленина, осуществлялась во многом аппаратными методами, что не только усилило роль генерального секретаря ЦК ВКП(б), но и его ставленников, то есть партийно-государственной номенклатуры СССР.

Однако этот этап может рассматриваться лишь как стартовый. Еще не исчезли революционные идеалы, многие были воспитаны на классических трудах Маркса и Энгельса и не особенно стремились к повышению личного материального благосостояния. Решительный шаг к этому был сделан со свертыванием нэпа и запуском процесса индустриализации. Это позволило избавиться от карточной системы, и люди, оказавшиеся на вершине власти, озаботились собственными нуждами.

Привилегии номенклатуры при Сталине

Судебные процессы и начинающиеся репрессии требовали ротации должностных лиц. Чтобы повысить заинтересованность рядовых партийцев в получении управленческого поста, вводились гарантии твердого жалования и возможности приобретения необходимых товаров за эти деньги. Поскольку проблема дефицита не была решена окончательно, возникли спецраспределители. Но в сталинское время доступ к ним имели не только партийные функционеры, но и рабочие-ударники.

Привилегии номенклатурного работника

Помимо этого, при Сталине номенклатура обзавелась новыми квартирами в черте города, получила дачи, но при этом на рост ее благосостояния стоял ряд жестких внутренних ограничений. Часть из них проистекала из прежних революционных идеалов, воспрещающих не только вызывающую роскошь, но и в принципе наличие вещей не первой необходимости. В условиях репрессий, где практически каждый шаг мог быть расценен как вредительство, партийные функционеры предпочитали не искушать судьбу.

Рост привилегий номенклатуры СССР при Хрущеве

Свертывание репрессий, переход от тоталитарных методов управления к авторитарным и заданный XX съездом КПСС курс на демократизацию позволил высшим должностным лицам не беспокоиться за свой пост, а тем более за жизнь. Определенные в постановлении 1946 года положения о месте и функциях должностных лиц внесли определенность в их статус. Рост влияния номенклатуры стал в хрущевское время таким, что ей удалось сместить в 1964 году самого генерального секретаря.

Номенклатура при Хрущеве

В материальном же отношении положение номенклатуры улучшилось не так значительно. Обычный функционер этого периода имел право на квартиру, загородный дом, дачу, автомобиль иностранного производства. Кроме того, лица, принадлежащие к номенклатуре в СССР, могли выезжать за границу, а до появления средств домашнего просмотра посещать демонстрации зарубежных фильмов в кинотеатрах. Разумеется, объем этих привилегий разнился в зависимости от положения функционера в системе власти: низовые управленцы о просторных квартирах и элитном отдыхе могли только мечтать.

Численность номенклатуры при Хрущеве

Численность советских должностных лиц в период оттепели резко снижается. В таблице ниже приводится выборка по по номенклатурным спискам в сравнении с показателями 1946 года:

1946 1954 1956 1957 1958
42000 (100%) 23576 (56%) 26210 (62%) 12645 (30%) 14342 (34%)

Причин тому было несколько. Одна из них - репрессии на завершающем этапе сталинского правления. Другая, более значительная, состоит в принятии в июле 1953 года постановления о сокращении численности партийной номенклатуры в СССР для повышения ответственности руководителей в деле подбора кадров. Но такое объяснение было формальным. Истинная же причина такого масштабного сокращения состояла в трудности контроля за номенклатурой и долгим процессом ее формирования.

Психологический облик номенклатуры периода брежневского застоя

Советская система достигла своего апогея именно во время правления Л.И.Брежнева. Но этот же период одновременно являлся эпохой стагнации как в экономике, так и в политической жизни страны. Формирование партийно-государственной номенклатуры в СССР происходит за счет выходцев из крестьянских и рабочих семей. Это отразилось на менталитете правящих элит. С происхождением связывается беспрекословное повиновение приказам сверху, бездействие и перекладывание ответственности.

Высшая номенклатура при Брежневе

По образованию тогдашние функционеры были выходцами из технических или сельскохозяйственных вузов или военных училищ. Резко сократилось количество профессиональных юристов, во многом потому что они могли подвергнуть сомнению и критике сложившуюся систему управления. Общность взглядов, образование, исполнение сходных функций и складывание корпоративной этики позволяют говорить об окончательном формировании в СССР номенклатуры как класса. Кроме того, многие должности в системе управления становятся наследственными.

Состав номенклатуры

Говоря о численности советского правящего класса, необходимо учитывать что помимо традиционных номенклатурных списков существовала развитая клиентела. Продвижение по карьерной лестнице сильно зависело от вышестоящих чинов, поэтому реальное количество функционеров официальная статистика не выражает.

Номенклатура в 80-е годы

Главной характеристикой принадлежности к номенклатуре являлось не наличие материальных ресурсов, а объем имеющейся власти. Основу этого класса составляла правящая элита советского общества. Это ядро не было однородным, а включало в себя три уровня: члены ЦК КПСС, областные функционеры и районные должностные лица. К концу существования СССР стал формироваться четвертый уровень, включающий в себя первичные партийные организации. Таким образом то, что в СССР называли номенклатурой, представляло собой сеть партийных и государственных работников, в которой каждый был связан как со своими клиентами, так и со своими патронами.

Разложение номенклатуры

Отсутствие инициативы, беспрекословное следование приказу и все возрастающий объем привилегий способствовал кризису внутри номенклатуры. Все меньшее значение имела коммунистическая идеология, оказались забытыми революционные идеалы. Высшие должностные лица оказались замешаны в ряде уголовных процессов брежневской эпохи.

Принятие решений номенклатурой

При этом правящая верхушка оказалась не способна давать адекватную оценку реальному состоянию дел в стране. С этой точки зрения особенно показательным является начало перестройки: именно с подачи номенклатуры и при ее поддержке была объявлена гласность. Привыкшие к однообразным отчетам функционеры не могли представить, что своими руками дали возможность народу высказать свое недовольство.

Распад СССР

Вслед за гласностью Горбачев инициировал программу обновления кадров. За короткий срок около 80% функционеров были смещены со своих должностей. С этого момента можно говорить о том, что власть в СССР номенклатура утратила. Однако оставались формальности. 15 октября 1989 года было опубликовано постановление ЦК, в котором четко демонстрировалось намерение полностью демонтировать систему комплектования властных органов. Учетно-контрольная номенклатура этим в истории СССР была упразднена. Однако подача кандидатов списками и голосование по ним сохранялось едва ли не до самого конца существования СССР. Лишь в августе 1991 года этот принцип был официально отменен.

Крах номенклатуры был предопределен. Демократизация общества, возникновение плюрализма как в экономической, так и политической сферах положили конец громоздкому механизму партии-государства. Брешь, пробитая в самом центре номенклатурной сети, положила конец правлению партийных функционеров.

лицо, занимающее официальную
должность в высших эшелонах управления.

Смотреть значение Номенклатурный Работник в других словарях

Работник — работника, м. 1. Тот, кто работает, трудится. Лишь мы, работники всемирной великой армии труда, владеть землей имеем право, а паразиты - никогда. "Интернационал". Он всеобъемлющей.
Толковый словарь Ушакова

Работник М. — 1. Тот, кто работает, трудится; трудящийся. 2. Тот, кто профессионально занят в какой-л. области трудовой деятельности. 3. устар. Тот, кто работает по найму.
Толковый словарь Ефремовой

Номенклатурный — номенклатурная, номенклатурное (спец.). Прил. к номенклатура. ярлык.
Толковый словарь Ушакова

Номенклатурный — -ая, -ое. к Номенклатура (1 зн.). Н-ое название. // Являющийся номенклатурой (2 зн.). Н. работник (персонально назначаемый или утверждаемый высшей инстанцией по специальному.
Толковый словарь Кузнецова

Работник — -а; м.
1. Тот, кто работает, трудится, кто может, способен работать, трудиться. Отличный работник. Какой он работник, когда всё время болеет. * Он всеобъемлющей душой На.
Толковый словарь Кузнецова

Внештатный Работник — - лицо, выполняющее, как правило, разовую работу для предприятия, учреждения, организации без его зачисления в постоянный штатный состав предприятия.
Юридический словарь

Инженерно-технический Работник — - гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующий получению научного и (или) научно-технического результата.
Юридический словарь

Надомник, Надомный Работник — - физическое лицо, заключившее с предприятием трудовой договор о выполнении работы на дому личным трудом из материалов и с использованием орудий и средств труда, выделяемых.
Юридический словарь

Научный Работник (исследователь) — - по определению ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" от 12 июля 1996 г. "гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся.
Юридический словарь

Нештатный Работник — - в российском трудовом праве - лицо, выполняющее работу для предприятия, учреждения, организации без зачисления в штатный (списочный) состав. Действие трудового законодательства.
Юридический словарь

Номенклатурный Номер — - постоянное цифровое, буквенное или буквенно-цифровое обозначение, присвоенное каждому наименованию материала, продукции, товара, под которым они внесены в номенклатурный перечень.
Юридический словарь

Работник — - лицо, работающее по трудовому договору, подчиняющееся внутреннему трудовому распорядку предприятия (учреждения). Не является Р. (по смыслу трудового законодательства).
Юридический словарь

Работник Милиции — Работником милиции является лицо, состоящее на должности в органе, подразделении, учебном заведении или учреждении милиции, которому в установленном порядке присвоено.
Юридический словарь

Работник Наемный — работающий по найму работник, на основе трудового договора выполняющий определенную нанимателем работу. Группы Р.н.: служащие и рабочие; служащие-руководители; обучающиеся.
Юридический словарь

Работник Охраны — - лицо, состоящее в штате промышленных предприятий, компаний и отвечающее за сторожевую, пожарную, вооруженно-вахтерскую и другие видов охраны.
Юридический словарь

Работник Сферы Научного Обслуживания — Работником сферы научного обслуживания является гражданин, обеспечивающий создание необходимых условий для научной и (или) научно-технической деятельности в научной.
Юридический словарь

Специалист Научной Организации (инженерно-технический Работник) — - по определению ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" от 12 июля 1996 г. "гражданин, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное.
Юридический словарь

Творческий Работник — - по определению Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. "физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности.
Юридический словарь

работник — народнич. газета бакунистского направления. Издавалась с янв. 1875 по март 1876 в Женеве И. И. Жуковским, З. К. Ралли, А. Л. Эльсницем, В. А. Гольдштейном, Н. А. Морозовым, Н. А. Саблиным.
Советская историческая энциклопедия

Наемный Работник — - индивид, работающий на государственного или частного работодателя и получающий вознаграждение за труд в виде заработной платы, жалованья, комиссионных, чаевых, аккордных и т.д.
Психологическая энциклопедия

Работник — - англ. worker/labourer; нем. Arbeiter/Werktatiger. Индивид, занятый в к.-л. области трудовой деятельности.
Социологический словарь

НОМЕНКЛАТУРНЫЙ — НОМЕНКЛАТУРНЫЙ, -ая, -ое. 1. см. номенклатура. 2. номенклатурный работник, номенклатурные кадры - работники, персонально назначаемые высшей инстанцией.
Толковый словарь Ожегова

РАБОТНИК — РАБОТНИК, -а, м. 1. Человек, к-рый работает, трудится. Отличный р. Дед болеет, он уже не р. 2. Человек, работающий в какой-н. сфере трудовой деятельности. Научный р. Р. народного.
Толковый словарь Ожегова

Номенклатура (русская: номенклатура , IPA: [nəmʲɪnklɐturə] ; Latin : номенклатура ) была категория людей в пределах Советского Союза и другие Восточный блок стран , которые занимали различные ключевые административные посты в бюрократии , работает во все сферы деятельности этих стран: правительство, промышленность, сельское хозяйство, образование и т. д., должности которых предоставлялись только с одобрения коммунистической партии каждой страны или региона.

Практически все члены номенклатуры были членами коммунистической партии. Критики Сталина , такие как Милован Жилас , критически охарактеризовали их как « новый класс ». Главный критик Сталина Троцкий использовал термин каста, а не класс , потому что он видел Советский Союз как выродившееся рабочее государство , а не как общество нового класса. Ричард Пайпс , антикоммунистический историк из Гарварда, утверждал, что номенклатурная система в основном отражает продолжение старого царского режима , поскольку многие бывшие царские чиновники или « карьеристы » присоединились к большевистскому правительству во время и после Гражданской войны в России 1917–1922 годов.

Номенклатурной образуя де - факто элиту государственных полномочий в странах бывшего восточного блока; их можно сравнить с западным истеблишментом, который владеет или контролирует как частные, так и государственные полномочия (например, в СМИ, финансах, торговле, промышленности, государстве и учреждениях).

СОДЕРЖАНИЕ

Этимология

Русский термин происходят от латинской номенклатуры , что означает систему имен.

Этот термин был популяризировал на Западе в советском диссидентском Восленском , который в 1970 году написал книгу под названием номенклатурная: Советский правящий класс ( русская : . Господствующий класса Номенклатура Советского СОЮЗ ).

Описание

Номенклатура называют Коммунистическую партию управления для назначения на должность в ключевые позиции по всей правительственной системе, а также по всей собственной иерархии партии. В частности, номенклатура состояла из двух отдельных списков: один для ключевых должностей, назначения на которые производились властями внутри партии; другой - для лиц, которые были потенциальными кандидатами для назначения на эти должности. Политбюро , в рамках своей номенклатурной власти, ведут список министров и посольской позицию , которые имели право заполнять, а также отдельный список потенциальных кандидатов , чтобы занять эти позиции.

С номенклатурой сосуществовали патронатно-клиентские отношения. Должностные лица, имевшие право назначать людей на определенные должности, культивировали лояльность среди назначенных ими. Патрон (официальное лицо, назначившее встречу) продвигал интересы клиентов в обмен на их поддержку. У влиятельных покровителей, таких как члены Политбюро, было много клиентов. Более того, чиновник может быть как клиентом (по отношению к покровителю более высокого уровня), так и покровителем (по отношению к другим чиновникам более низкого уровня).

Поскольку клиент был обязан своему покровителю за свое положение, клиент стремился угодить своему покровителю, выполняя его политику. Структура советской власти по существу состояла (по мнению ее критиков) из групп вассалов (клиентов), у которых был повелитель (покровитель). Чем выше покровитель, тем больше у него клиентов. Покровители защищали своих клиентов и старались продвигать их карьеру. В обмен на усилия патрона по продвижению своей карьеры клиенты оставались верными своему патрону. Таким образом, продвигая карьеру своих клиентов, покровитель мог продвигать свою собственную власть.

Полномочия партии по назначению

Номенклатурная система возникла в начале советской истории. Владимир Ленин писал, что при назначении необходимо учитывать следующие критерии: надежность, политическая позиция, квалификация и административные способности. Иосиф Сталин , который был первым генеральным секретарем партии, был также известен как «Товарищ Картотеков» за его пристальное внимание к деталям партийных назначений. Стремясь назначать встречи более систематическим образом, Сталин построил партийную систему патронажа и использовал ее для распределения своих клиентов по партийной бюрократии.

Под руководством Сталина в 1922 году партия создала отделы ЦК и другие органы нижнего уровня, которые отвечали за регистрацию и назначение партийных чиновников. Эти органы, известные как учраспред , контролировали назначения на важные партийные посты. По словам американского советолога Северина Биалера, после прихода к власти Леонида Брежнева в октябре 1964 года партия значительно расширила свои полномочия по назначению. Однако в конце 1980-х некоторые официальные заявления указывали на то, что партия намеревалась сократить свои полномочия по назначению, особенно в области управления экономикой, в соответствии с реформаторскими усилиями Михаила Горбачева .

На общесоюзном уровне за назначением партийной номенклатуры руководил отдел партийного строительства и кадровой работы. Этот отдел вел учет членов партии по всей стране, производил назначения на должности на общесоюзном уровне и утверждал номенклатурные назначения на более низких уровнях иерархии. Глава этого отдела иногда был членом Секретариата, а часто был протеже генерального секретаря.

Каждый партийный комитет и партийный организационный отдел, от общесоюзного в Москве до районного и городского, составляли по два списка в соответствии со своими потребностями. Основной (основной) список подробных должностей в политической, административной, экономической, военной, культурной и образовательной бюрократии, за заполнение которых несли ответственность комитет и его отдел. В реестровом (учетном) списке перечислены лица, подходящие для этих должностей.

Патрон-клиентские отношения

Чиновник партийной или государственной бюрократии не мог продвигаться в номенклатуре без помощи покровителя. Взамен на эту помощь в продвижении своей карьеры клиент проводил политику покровителя. Таким образом, отношения патрон-клиент помогают объяснить способность партийных лидеров заручиться широкой поддержкой своей политики. Наличие патронно-клиентских отношений между партийными чиновниками и должностными лицами других бюрократических систем также помогло объяснить широкомасштабный контроль партии над советским обществом. Все 2 миллиона членов номенклатурной системы понимали, что они удерживают свои позиции только в результате милости, оказанной им вышестоящим должностным лицом в партии, и что их можно легко заменить, если они проявят нелояльность к своему патрону. Личный интерес диктовал, что члены номенклатуры подчиняются контролю своих покровителей в партии.

Иногда клиенты могли попытаться вытеснить своего покровителя. Например, Никита Хрущев , один из бывших ставленников Лазаря Кагановича , помог его свергнуть в 1957 году. Семь лет спустя Леонид Брежнев , клиент Хрущева, помог отстранить своего босса от власти. Власть генерального секретаря была консолидирована до такой степени, что он поставил своих клиентов во власть и влияние. Идеал для генерального секретаря, пишет советский эмигрантский обозреватель Михаил Восленский , «должен быть повелителем вассалов, выбранных им самим».

Несколько факторов объясняют укрепление отношений между патронами и клиентами. Во-первых, в системе централизованного управления продвижение в бюрократически-политической иерархии было единственным путем к власти. Во-вторых, наиболее важным критерием для продвижения в этой иерархии было одобрение со стороны руководителей, которые оценивали своих подчиненных на основе политических критериев и их способности вносить вклад в выполнение экономического плана. В-третьих, политическое соперничество присутствовало на всех уровнях партийной и государственной бюрократии, но особенно преобладало наверху. Власть и влияние решали исход этой борьбы, а количество и положение клиентов были критическими компонентами этой силы и влияния. В-четвертых, поскольку выполнение экономического плана имело решающее значение, системное давление вынудило чиновников сговориться и использовать свои связи для достижения этой цели.

Фракция, возглавляемая Брежневым, представляет собой хороший пример патронно-клиентских отношений в советской системе. Многие члены фракции Брежнева были выходцами из Днепропетровска , где Брежнев работал первым секретарем провинциальной партийной организации. Андрей Петрович Кириленко , член Политбюро и секретарь ЦК при Брежневе, был первым секретарем Днепропетровского обкома. Владимир Щербицкий , назначенный первым секретарем украинского аппарата при Брежневе, сменил Кириленко на этом посту. Николай Александрович Тихонов , назначенный Брежневым первым заместителем председателя Совета Министров Советского Союза , окончил Днепропетровский металлургический институт , председательствовал в совнархозе Днепропетровской области. Наконец, Николай Щелоков , министр внутренних дел при Брежневе, был бывшим председателем Днепропетровского совета.

Отношения патрон-клиент имели значение для выработки политики в партийной и правительственной бюрократии. Продвижение доверенных подчиненных на влиятельные должности способствовало формированию политики и ее выполнению. Сеть клиентов помогла обеспечить выполнение политики патрона. Кроме того, посетители полагались на своих клиентов, чтобы обеспечить точный поток информации о событиях по всей стране. Эта информация помогла политикам обеспечить выполнение их программ.

Новый класс

Милован Жилас , критик Сталина, писал о номенклатуре как о « новом классе » в своей книге «Новый класс: анализ коммунистической системы» и утверждал, что обычные граждане воспринимают его как бюрократическую элиту, пользующуюся особыми привилегиями. и вытеснил прежние богатые капиталистические элиты.

Критика

Некоторые марксисты, такие как Эрнест Мандель , критиковали Жиласа и теорию государственного капитализма :

Гипотеза о том, что советская бюрократия является новым правящим классом, не соответствует серьезному анализу реального развития и реальных противоречий советского общества и экономики за последние пятьдесят лет. Такая гипотеза должна подразумевать, с точки зрения исторического материализма , что в этой стране возник новый эксплуататорский способ производства . Если бы это было так, мы бы впервые в истории столкнулись с «правящим классом», чье общее поведение и частные интересы (которые, конечно, диктуют такое поведение) противоречат потребностям и внутренней логике существующего социума. экономическая система. Действительно, одной из основных характеристик советской экономики является невозможность согласовать потребности планирования, оптимизации экономического роста (не с «абсолютной» точки зрения, а из логики самой системы) с материальной самостью. -интерес бюрократии.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 19.08.2013, N 33, ст. 4381.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Ассистент
Декан факультета
Начальник факультета
Директор института
Начальник института
Доцент
Заведующий кафедрой
Начальник кафедры
Заместитель начальника кафедры
Профессор
Преподаватель
Старший преподаватель

2. Должности иных педагогических работников

Воспитатель
Инструктор-методист
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Концертмейстер
Логопед
Мастер производственного обучения
Методист
Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования
Педагог-библиотекарь
Педагог-организатор
Педагог-психолог
Преподаватель
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Руководитель физического воспитания
Социальный педагог
Старший вожатый
Старший воспитатель
Старший инструктор-методист
Старший методист
Старший педагог дополнительного образования
Старший тренер-преподаватель
Тренер-преподаватель
Тьютор
Учитель
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед

II. Должности руководителей образовательных организаций

1. Должности руководителей

Ректор
Директор
Заведующий
Начальник
Президент

2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения
Первый проректор
Проректор
Помощник ректора
Помощник проректора
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
Советник при ректорате
Старший мастер
Ученый секретарь совета образовательной организации
Ученый секретарь совета факультета (института)

1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Наименование должности "логопед" предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

3. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

4. Должность "тьютор" предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

5. Должность "президент" предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

6. Должности "начальник факультета", "начальник института", "начальник кафедры" и "заместитель начальника кафедры" предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Читайте также: