Обязательно ли в акте выполненных работ указывать должность

Опубликовано: 02.10.2024

5 ошибок в акте сдачи‑приёмки работ, которые мешают вовремя получить оплату

Акт сдачи-приёмки работ подписан, замечаний нет, и исполнитель спокойно ждёт, пока заказчик перечислит оплату. Но время идёт, а денег не видно. Конечно, заказчик понимает, что исполнитель может пойти в суд, и в первую очередь сошлётся на подписанный акт. Поэтому для заказчика ошибки в этом документе или при его составлении — неплохой способ потянуть время, оспорить акт и на законных основаниях сэкономить на оплате работ. Чаще всего придирки к документам начинаются, когда денег нет или платить по договору не хочется.

1. Акт составили, а про другие документы забыли

Акт сдачи-приёмки работ считается основным документом, которым «закрывается» исполнение сделки. Но иногда требуются и другие. Например, договор может обязывать провести осмотр объекта, освидетельствование или экспертизу работ и результатов. Либо нужно сопровождать акт составлением и подписанием отчёта о выполненных работах, предоставлением технических документов.

Как избежать проблемы:

1. Чётко соблюдайте порядок сдачи работ, который указан в договоре.

2. Вовремя составляйте, направляйте, подписывайте все исполнительные документы.

2. Подписали акт другим числом

Абсолютно неважно, что послужило причиной подписания акта задним или будущим числом — если это обнаружится, документ будет недостоверным. Если заказчик откажется платить, не избежать споров по мелочам, затрат на экспертизу, юристов и судебный процесс.

Заодно подписание документа задним числом будет считаться подделкой документа, а за неё штрафуют по ст. 19.23 КоАП.

3. Акт подписан не тем, кем нужно

Кто и как подписывает акт — указывают в договоре. Если это не оговорено, акт подписывает руководитель компании, лично предприниматель или лицо, которое имеет право такой подписи по доверенности. На практике же бывает, что акты подписывает кто угодно, но не тот, кто должен: бухгалтеры, мастера и т.д.

Отдельный разговор — комиссионный порядок приёмки работ. В этом случае в акте должны стоять подписи всех членов комиссии. И пока порядок не соблюден, работы считаются не принятыми, даже если составлен акт.

4. Акт «забраковала» бухгалтерия

Акт выполненных работ относится к первичным документам учёта. После его подписи через какое-то время он передается в бухгалтерию — она-то и должна сделать расчёт с исполнителем. И вот тут могут возникнуть проблемы. Бухгалтеру важно, чтобы к сделке, акту и взаиморасчётам не придралась налоговая инспекция. И если такая вероятность есть, акт придётся переделывать. К сожалению, заказчик может воспользоваться ситуацией и тянуть время. Чтобы быстрее получить оплату, всегда интересуйтесь причиной задержки взаиморасчёта. Если заказчик отмалчивается — готовьте и направляйте письменную претензию.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

5. Нарушения формы и содержания акта

Многие акты составляют в свободной форме. Для них нет установленного порядка, кроме того, который указан в договоре. На практике часто используют типовые формы или образцы из интернета.

Однако есть сделки, в которых закон обязывает применять унифицированные формы. Пример — формы КС2 и КС3, которые используют в строительстве. Замена таких форм на свободные — нарушение закона, что уже делает акты недействительными. Неправильное заполнение унифицированных форм — тоже нарушение.

Даже если используется свободная форма, в акте должны быть отражены:

1. Вид договора, по которому составляется акт.

2. Место и дата составления документа.

3. Стороны сделки и их представители, уполномоченные подписывать акт.

4. Перечень и описание выполненных работ.

5. Срок выполнения работ — установленный договором и фактический.

6. Другие сведения, определённые условиями договора о порядке сдачи и приёмки работ (объем, качество работ, мероприятия по оценке работ и пр.)

7. Цена и стоимость работ, НДС.

8. Сведения об авансовом платеже, его зачёт в окончательную оплату, итоговая сумма, подлежащая выплате исполнителю.

9. Выявленные недостатки.

10. Наличие/отсутствие претензий, их суть.

11. Подписи сторон.

Форму и содержание акта можно определить договором — приложением к нему. В этом случае стороны обязаны использовать согласованный вариант. Этот способ уменьшает вероятность претензий сторон друг к другу по поводу акта.

Мы стремимся к доверительным и системным взаимоотношениям с нашими клиентами посредством оказания правовых услуг на высоком уровне и достижения максимально выгодного результата от проделанной юридической работы


Как уже отмечалось нами ранее, при возникновении экономического спора между исполнителями/подрядчиками и заказчиками касательно оплаты оказанных услуг или выполненных работ по договору, ключевым доказательством в суде является закрывающий документ, подтверждающий факт оказания услуг или выполнения работ.
Кроме того, составление письменного документа позволяет однозначно зафиксировать дату приемки работы/услуги, что имеет существенное значение для определения момента перехода к заказчику риска случайной гибели работ/услуг и возникновения обязанности у заказчика их оплаты.
Для начала определимся с терминами «АКТ оказанных услуг» и «АКТ выполненных работ», которые используются сторонами в зависимости от вида гражданско-правового договора и формой их составления.
«АКТ выполненных работ» - это подписанный заказчиком и подрядчиком документ, в котором фиксируются факт и результаты приемки работы по договору подряда.
Обязательное составление акта при приемке работы предусмотрено только для договора строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ), а Постановлением Госкомстата от 11.11.1999 N 100 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации, в том числе форма КС-2 для приемки строительно-монтажных работ.
В свою очередь, федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не содержит положений об обязательном применении названной формы.
Таким образом, стороны могут предусмотреть в договоре подряда свободную форму акта выполненных работ, а при необходимости использовать форму КС-2.
«АКТ оказанных услуг» - это подписанный заказчиком и исполнителем документ, в котором фиксируются факт и результаты приемки оказанной услуги по договору возмездного оказания услуг.
Законом не установлена форма акта оказанных услуг в отличие от акта выполненных работ. Исполнитель может вместе с контрагентом разработать ее самостоятельно. Это вывод следует из п. 4 ст. 421 ГК РФ.
Если стороны согласовали форму акта в приложении к заключенному договору, то следует придерживаться именно этой формы во избежание споров о том, по какой форме должен составляться акт.
Во всех остальных случаях, любая из сторон вправе составить акт по удобной для нее форме. Как правило, акт составляет исполнитель и предлагает заказчику для подписания.
Кроме того, подрядчик/исполнитель может использовать универсальный передаточный документ.
Подписывают акт руководители или представители сторон на основании доверенности, приказа или иного документа, подтверждающего их полномочия.
А теперь подробнее остановимся на реквизитах и сведениях, которые следует указать в акте:
- Наименование документа (каких-либо обязательных требований к названию акта не установлено поэтому можно назвать его на свое усмотрение: акт выполненных работ/оказанных услуг, акт приемки- передачи выполненных работ; оказанных услуг, акт о выполненных работах/оказанных услугах).
- Дата составления Акта.
- Наименование или Ф.И.О. подрядчика/исполнителя и заказчика.
- Реквизиты договора подряда/возмездного оказания услуг (номер, дата и наименование договора)
- Вид и объем работ/услуг (следует прописать их как можно подробно).
- Срок, в который подрядчик/исполнитель выполнил работы/оказал услуги.
- Цена работ/услуг, в том числе сумму НДС при необходимости.
- Срок оплаты заказчиком выполненных работ/оказанных услуг (если данные сведения не отражены в самом договоре).
- Должности и личные подписи руководителей подрядчика/исполнителя и заказчика или уполномоченными лиц. Если акт подписывает лицо, действующее на основании доверенности или приказа укажите в акте их реквизиты.
- Печати сторон при их наличии.

При возникновении вопросов по этой теме, Вы всегда можете связаться с нами по телефону +7(921)953-58-57 или воспользоваться формой обратной связи, сформулировав интересующий Вас вопрос, и мы обязательно на него ответим, а при необходимости окажем юридические услуги по оформлению документов на должном уровне.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО СОДЕЙСТВИЮ РАЗВИТИЮ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ "СОЮЗ ИНЖЕНЕРОВ-СМЕТЧИКОВ"

от 24 сентября 2019 года N РС-ПГ-166/19

О полномочиях должностных лиц по подписанию первичных учетных документов - унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ формы N КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" и формы N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" или самостоятельно разработанных Актов выполненных работ и требованиях к определению лиц, ответственных за их подготовку и достоверность содержащихся в них сведений

Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрена возможность и самостоятельной разработки форм документов при условии наличия в них обязательных реквизитов, в том числе:

- наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, и личные подписи указанных лиц.

Формы КС-2 и КС-3, зарегистрированные в ОКУД, широко применяются в бюджетном процессе государственными (муниципальными) органами власти, Банком России, кредитными финансовыми организациями, организациями сектора государственного управления, а также коммерческими организациями в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов.

2. Следует различать право подписи указанных документов и ответственность за их подготовку, проверку, оформление и достоверность содержащихся в них сведений.

Так согласно нормам гражданского законодательства от имени юридического лица вправе действовать его руководитель - без доверенности, и любое другое лицо - на основании доверенности, выданной руководителем организации.

Любой другой сотрудник организации вправе подписать акт выполненных работ только в том случае, если имеет соответствующую доверенность. Причем его реквизиты должны быть указаны в самом акте.

Наличие специальных должностных полномочий для подписи Акта выполненных работ, установленных должностной инструкцией, трудовым договором или приказом руководителя организации обязательно должны быть удостоверены и доверенностью, поскольку по правилам гражданского законодательства только доверенность (а не локальные акты организации) является надлежащим доказательством полномочий представителя в отношениях с третьими лицами.

Таким образом, руководитель хозяйствующего субъекта может утверждать перечни лиц, которые наделены правом подписи первичных учетных документов, но само установление в должностных обязанностях (инструкциях), трудовом договоре, приказе руководителя такого права не отменяет необходимость оформления соответствующей доверенности, если данные учетные документы используются для оформления отношений с третьими лицами.

3. Вместе с тем, приемку работ должны осуществлять лица, обладающие необходимыми познаниями, уровнем квалификации и образования, вместе с назначенными руководителем сотрудниками организации, а также работниками контрактной службы (или контрактным управляющим) в системе государственных (муниципальных) закупок.

Действующие нормы законодательства, нормативно-правовые акты в сферах трудовых отношений, государственной гражданской службы, градостроительной и закупочной деятельности в их совокупном толковании, указывают, что предоставление права подписи Актов выполненных работ на основании доверенности, выданной руководителем организации, должно осуществляться с учетом ряда дополнительных требований и в отношении определенного круга должностных лиц или работников, а не в отношении любого другого сотрудника организации.

3.1. Так в соответствии с частью 5 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к должностным обязанностям специалистов по организации строительства относятся: приемка законченных видов и отдельных этапов работ с правом подписи соответствующих документов и подписание акта приемки объекта капитального строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 Кодекса специалистом по организации строительства является физическое лицо, которое имеет право осуществлять по трудовому договору, заключенному с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, трудовые функции по организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта и сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

Примечание: по мнению Минстроя России (Письмо Минстроя России от 8 июня 2017 г. N 20243-ТБ/02 и Письмо Минстроя России от 06.08.2018 N 33692-ТБ/02) иные работники строительной организации (члена саморегулируемой организации) не правомочны выполнять указанные должностные обязанности специалиста по организации строительства.

Приказом Минтруда России от 26.06.2017 N 516н (ред. от 12.09.2017) утвержден профессиональный стандарт "Организатор строительного производства" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2017 N 47442), в соответствии с которым ведение текущей и исполнительной документации по выполняемым видам строительных работ (журналы производства работ, табели учета рабочего времени, акты выполненных работ), подготовка исполнительно-технической документации, подлежащей предоставлению приемочным комиссиям, представление результатов строительных работ и исполнительно-технической документации приемочным комиссиям, относится к трудовым функциям производителя работ (прораба), начальника (строительного) участка,

- приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, элементов, конструкций и частей объектов капитального строительства, сетей инженерно-технического обеспечения, их участков с правом подписи соответствующих документов; подписание акта приемки объекта капитального строительства - к трудовым функциям главного инженера строительной организации, заместителя директора по капитальному строительству, главного инженера проекта (организатор строительства).

3.2. Документы, оформляемые в ходе ведения электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок, в том числе Отчеты и Акты приемки, должны быть подписаны усиленной электронной подписью (ч.1 ст.5 Закона N 44-ФЗ).

Руководителю контрактной службы или контрактному управляющему может быть предоставлено право на подписание Актов приемки выполненных работ и в отсутствие руководителя заказчика такой Акт может быть подписан электронной подписью контрактного управляющего или может использоваться электронная подпись, сертификат ключа проверки которой выдан заказчику как юридическому лицу (п.2 ч.2, ч.3 ст.14 Закона N 63-ФЗ).

Общие требования к контрактной службе и контрактному управляющему определяются на основании положений статьи 38 Закона о контрактной системе, а также Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631.

В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. В состав комиссии по осуществлению закупок включаются лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

4. Профессиональным стандартом "Специалист в области планово-экономического обеспечения строительного производства" (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 504н) для инженера-сметчика, инженера по проектно-сметной работе (в промышленном и гражданском строительстве) предусмотрена трудовая функция "Формирование первичной учетной документации по выполненным строительно-монтажным работам", а в составе "Необходимые умения"

- составлять акты о приемке выполненных строительно-монтажных работах

- составлять справки о стоимости выполненных строительно-монтажных работ и затратах

Для руководителей (начальников) соответствующих подразделений:

- контроль затрат и себестоимости работ в процессе строительного производства, закрытия этапов договоров, оплаты поставок и выполненных субподрядчиками работ.

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности" (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 188 в ред. Приказа Минтруда России от 12.02.2014 N 96) для инженеров-сметчиков предусмотрена должностная обязанность по подготовке данных, необходимых для формирования актов выполненных работ и акта государственной приемочной комиссии по вводу объекта в эксплуатацию.

ПРАВО ПОДПИСИ АКТОВ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ ДЛЯ ДАННОЙ ГРУППЫ ДОЛЖНОСТЕЙ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО.

5. Также следует учесть, что в утвержденных постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 форме Акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и Справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) подписи и наименования должностей лиц, ответственных за подготовку и проверку данных документов - к примеру "Составил" и "Проверил", НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ.

В унифицированные формы можно при необходимости добавлять реквизиты (вносить дополнительные строки, колонки и т.п.). При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм (если не разработаны и не применяются собственные формы документов) первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Указанные изменения должны быть оформлены приказом (распоряжением) руководителя организации. Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Акт выполненных работ в 1С 8.3 у ИП (без работников) выводится в печатной форме: Генеральный директор, ИП ФИО.


Оцените, пожалуйста, данный вопрос:


sshot-2
sshot-1
00
0
sshot-1
image-1
sshot-2
image-1
sshot-1

Вам будет интересно

Казакова Лариса Profbuh8.ru Ноя 17 2016 - 09:08

Добрый день!
Зайдите еще в справочник Физические лица, в карточку Вашего ИП. И по ссылке Работа посмотрите, не заводился ли документ Прием на работу для Вашего ИП, там же будет указана должность. В первом посте Вы писали, что на работу он не принимался, но все-таки проверьте. Программа в поле Исполнитель проставляет запись в Акте из списка должностей, значит в списке физических лиц Вашему ИП соответствует должность Генеральный директор.

image-1

sshot-1

Казакова Лариса Profbuh8.ru Ноя 17 2016 - 09:43

Назовите Вашу программу и релиз, пожалуйста.

1С:Предприятие 8.3 (8.3.8.2027) Бухгалтерия предприятия (базовая), редакция 3.0 (3.0.44.198)

Ирина Шаврова Profbuh8.ru Ноя 17 2016 - 11:29

0

sshot-1

Ирина Шаврова Profbuh8.ru Ноя 17 2016 - 12:04

Запись по руководителю есть. Не очищена. Теперь смотрите второй регистр по кадровой истории. Наверняка тоже есть запись.

Ирина Шаврова Profbuh8.ru Ноя 17 2016 - 12:21

Я бы в копии базы очистила эту запись и выставила Ускова в Исполнителях по документу для проверки.

Ирина Шаврова Profbuh8.ru Ноя 17 2016 - 11:38

Должности проверьте в регистре сведений Кадровая история сотрудников. Он должен быть у Вас пуст.

00

sshot-2

Ирина Шаврова Profbuh8.ru Ноя 17 2016 - 12:07

Давайте сделаем эксперимент. выгрузите базу в копию.
Создайте какое-нибудь новое физлицо. Укажите его на закладке Дополнительно. И распечатайте Акт.

Когда удалила запись о руководителе в регистре сведений, все стало нормально. Я, правда, так и не поняла, в чем проблема ,потому что у меня есть точно такое же ИП и запись о руководителе там тоже есть, но никакого ген. директора в печатных формах нет. Но все равно, огромное спасибо!

Ирина Шаврова Profbuh8.ru Ноя 17 2016 - 12:56

Ирина Шаврова Profbuh8.ru Ноя 17 2016 - 12:03

Казакова Лариса Profbuh8.ru Ноя 16 2016 - 10:35

Правовое регулирование приемки работы по договору строительного подряда предусмотрено статьями 720 ГК РФ (общие положения о договоре подряда) и 753 ГК РФ (положения о договоре строительного подряда).

При этом обязательное составление акта при приемке работы предусмотрено только для договора строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ). Статья 720 ГК РФ не содержит требования об оформлении результатов приемки по договору подряда в письменном виде. Однако акт выполненных работ может быть использован сторонами в качестве письменного доказательства в суде (ст. 75 АПК РФ, ст. 71 ГПК РФ). Кроме того, составление письменного документа позволяет однозначно зафиксировать дату приемки работы, что имеет существенное значение для определения момента перехода к заказчику риска случайной гибели работы (ст. 705 ГК РФ) и возникновения обязанности заказчика оплатить работу (п. 1 ст. 711 ГК РФ).

Акт выполненных работ – это подписанный заказчиком и подрядчиком документ, в котором фиксируются факт и результаты приемки работы.

Следует иметь в виду, что согласно сложившейся судебной практике акт фиксирует исполнение подрядчиком его обязанностей по договору и не может рассматриваться в качестве сделки по смыслу ст. 153 ГК РФ. По этой причине акт не может быть признан недействительным по правилам о недействительности сделок (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.03.2012 по делу № А4329613/2010, Постановление ФАС Московского округа от 29.07.2010 № КГ-А41/7506-10).

В связи с этим последующее оспаривание одной из сторон по договору строительного подряда (заказчиком или подрядчиком) ранее подписанного сторонами акта выполненных работ (например, по унифицированным формам КС-2 и КС-3) не может осуществляться по правилам недействительности сделок. В этом случае заказчик или подрядчик должны обращаться в суд с исками, например, о денежном взыскании стоимости фактически выполненных работ по договору строительного подряда, о взыскании убытков, о возмещении своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397397 ГК РФ), и другим. При рассмотрении перечисленных и иных исков и ставятся вопросы о несоответствии подписанных актов выполненных работ фактическим обстоятельствам.

То, что акты выполненных работ не являются сделками, означает также, что при их составлении не требуется соблюдение порядка, предусмотренного ст.ст. 78-79 Федерального Закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» для заключения крупных сделок (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.03.2009 по делу № А05-3246/2008). Равным образом при составлении акта не применяются правила о заключении крупных сделок в обществе с ограниченной ответственностью (ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») и правила заключения сделок с заинтересованностью (ст. 81-84 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Отметим, что принадлежность акта выполненных работ к сделкам отрицается не только в судебной практике, но и в юридической литературе (Ершов О.Г. Подписание акта приемки результата строительных работ: сделка, сделкоподобные или фактические действия? // «Право и экономика», 2012, № 7).

Глава 37 ГК РФ не содержит требований к форме акта выполненных работ. В п. 4 ст. 753 ГК РФ, регулирующей приемку работ по договору строительного подряда, указано лишь, что сдача-приемка работ оформляется актом, подписанным обеими сторонами.

Формы актов приемки некоторых видов работ содержатся в подзаконных нормативных актах. Например, Постановлением Госкомстата от 11.11.1999 № 100 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации, в том числе формы КС-2 и КС-3 для приемки строительно-монтажных работ и подтверждения их стоимости. С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы) (информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30 октября 1997 г. № 71а утверждены в качестве унифицированных форм первичной учетной документации формы КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат», КС-6 «Общий журнал работ», КС-11 «Акт приемки законченного строительством объекта», КС-14 «Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией».

Стороны могут использовать форму, определенную руководителем заказчика или подрядчика в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Также они могут применить форму универсального передаточного документа, рекомендованную письмом ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@. И все же на практике при завершении строительных работ чаще всего встречается использование предусмотренных сторонами в договоре унифицированных форм КС-2, КС-3 и КС-14. Полагаем, что при таком использовании ссылка на приемку строительных работ на основе унифицированных актов обязательно должна содержаться в договоре строительного подряда.

Если в ходе приемки заказчик обнаружил в работе недостатки, он вправе указать на них в акте выполненных работ (п. 2 ст. 720 ГК РФ). При подписании акта заказчик может не иметь технической возможности включить в него сведения о недостатках работы. Это возможно, если акт был подготовлен подрядчиком и не содержит соответствующего раздела или в случае, когда стороны предусмотрели использование формы КС-2, установленной Приказом Госкомстата от 11.11.1999 № 100, в которой также не предусмотрено графы для указания на недостатки. В такой ситуации заказчику следует отказаться от подписания акта с указанием мотивов отказа (обнаружение недостатков) и изложить сведения о недостатках в отдельном документе, который в соответствии с п. 1 ст. 720 ГК РФ должен быть вручен или направлен подрядчику.

В судебной практике существуют три различных позиции по вопросу о последствиях подписания акта выполненных работ без каких-либо замечаний. Так, есть позиция, согласно которой подписание акта выполненных работ без замечаний может лишить заказчика права в дальнейшем ссылаться на недостатки работ. Существует и другая точка зрения, в соответствии с которой заказчик в этой ситуации лишается права ссылаться только на явные недостатки. Согласно третьей позиции наличие актов выполненных работ, подписанных без замечаний, не лишает заказчика права представить свои возражения относительно объема и качества выполненных работ.

Личная практика автора публикации показывает обоснованность ссылок подрядчика на подписание в свое время заказчиком без каких-либо замечаний актов форм КС-2 и КС-3, использование которых предусматривалось сторонами в договоре. Представляя интересы подрядчика, мы обратили внимание арбитражного суда, что согласно проведенной судебной строительной экспертизы, выявленные недостатки носили устранимый и явный характер, могли быть обнаружены при обычном способе приемки. Приняв работу без проверки и подписав акт, заказчик в дальнейшем лишил себя возможности ссылаться на недостатки, которые могли быть выявлены при проверке (явные недостатки), поскольку иное не было установлено договором подряда (п. 3 ст. 720 ГК РФ). В приведенном здесь споре арбитражный суд признал обоснованными наши доводы. В иске заказчику было отказано, причем решение суда «устояло» и в вышестоящих судебных инстанциях.

Объективности ради необходимо отметить, что более поздняя судебная практика кассационной инстанции Дальневосточного округа стала иначе трактовать те же положения по применению тех же положений закона. Так, в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.09.2018 № Ф03-3304/2018 по делу № А73-3602/2018 суд указал следующее:

«Подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм статьи 723 ГК РФ, довод кассационной жалобы о принятии заказчиком выполненных работ в отсутствие замечаний, так как недостатки являются явными, поскольку наличие актов выполненных работ, подписанных без замечаний, не лишает заказчика права представить свои возражения относительно объема и качества выполненных работ (пункты 12 и 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»). Аналогичный подход изложен в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.04.2014 № 19891/13. »

В рамках данной позиции суды, как правило, исходят из того, что подписание актов приемки выполненных работ без замечаний само по себе не может свидетельствовать о признании заказчиком качественного выполнения работ (но обращаем внимание читателей на то, что в приведенном выше фрагменте постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.09.2018 № Ф03-3304/2018 речь идет не только о качестве, но и об объеме выполненных работ). А наличие таких актов, подписанных без замечаний, не лишает его права представить суду свои возражения по качеству работ. При этом заказчик, принявший выполненные работы без замечаний, в последующем может доказать их некачественность, представив заключение экспертизы. Отказ заказчика от ее проведения может повлечь недоказанность ненадлежащего исполнения подрядчиком его обязательств.

Суды в качестве надлежащего доказательства выполнения подрядчиком работ признают в основном только акт выполненных работ, в связи с чем зачастую возникают споры о его надлежащем оформлении и содержании. Так, согласно определению ВАС РФ от 12.08.2011 № ВАС-10240/11 по делу № А41-1001/10 акты, составленные или направленные после расторжения договора, не являются доказательством выполнения работ (в данном случае определение касалось договора субподряда, но те же выводы можно распространить и на договоры генерального подряда и другие договоры строительного подряда). В другом примере из практики акты, которые были подписаны вне отведенной графы, предназначенной для подписи подрядчика и заказчика (то есть, по сути, не содержали подписи подрядчика и заказчика), суд не признал в качестве доказательств выполнения работ (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.06.2009 № Ф04-3006/2009 (7132-А70-44) по делу № А70-3151/6-2008).

В случае возникновения спора подписанные сторонами договора акты выполненных работ должны сличаться в части объема и содержания работ не только с текстом договора строительного подряда и приложений к нему (где, как правило, в спецификациях и отражается содержание строительно-ремонтных работ), но и с текстами дополнительных соглашений к договору подряда, заключенных в ходе его исполнения (зачастую – многочисленных).

Так, в одном из судебных дел, защищая интересы подрядчика, мы столкнулись с позицией заказчика, отрицавшей как количество буронабивных свай, установленных подрядчиком на объекте строительства, так и с тем, что заказчик оспаривал место расположения этих свай на объекте как не соответствующее проектно-сметной документации. Точное количество свай на объекте определила проведенная по делу судебная строительная экспертиза, на которой мы настаивали и которая была проведена арбитражным судом первой инстанции только после отмены судебных актов судом кассационной инстанции. Что же касается расположения свай, то нами было обращено внимание арбитражного суда на то, что их месторасположение соответствует нескольким изменениям проекта (всего их было восемь), представленных подрядчику заказчиком. Так что сваи стояли там, где надо, там, куда указал их поставить заказчик, изменив им же представленный проект.

В итоге можно, подводя черту под небольшим исследованием правоприменительной практики, попытаться определить значение актов выполненных работ по договорам строительного подряда.

Эти акты характеризуются тем, что они:

· являются документами, в которых фиксируются факт и результаты приемки работы;

· фиксируют исполнение подрядчиком его обязанностей по договору;

· являются основанием возникновения обязанности заказчика оплатить работу;

· не могут рассматриваться в качестве сделки по смыслу ст. 153 ГК РФ, в связи с чем не могут оспариваться по правилам недействительности сделок и не требуют утверждения по правилам утверждения сделок;

· могут составляться в произвольной форме, избранной сторонами договора (закон не содержит требований к форме акта выполненных работ);

· в актах могут содержаться ссылки на недостатки, обнаруженные заказчиком в выполненной подрядчиком работе;

· имеют значение для определения момента перехода к заказчику риска случайной гибели работы;

· выступают в судебной практике в качестве надлежащего и основного доказательства выполнения подрядчиком работ.

МИХАИЛ СЛЕПЦОВ, АДВОКАТ, УПРАВЛЯЮЩИЙ ПАРТНЕР АДВОКАТСКОГО БЮРО «СЛЕПЦОВ И ПАРТНЕРЫ», КАНДИДАТ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 07 (201) дата выхода от 22.07.2019.

Читайте также: