Плюсы и минусы профессии учитель начальных классов

Опубликовано: 16.05.2024

Преподаватель младшей школы — творческая, но непростая профессия. Специфика работы учителя начальных классов в его многозадачности — умении преподавать школьникам все программные дисциплины, обеспечивать досуг и нести ответственность за жизнь и здоровье детей. Также первый учитель должен обладать высоким авторитетом, способностью корректировать поведение воспитанников и грамотно взаимодействовать с их родителями.

В статье расскажем о плюсах и минусах профессии, разберемся, кому она подойдет, подскажем, как справляться с трудностями.

Минусы

Эмоциональное напряжение

Серьезный минус учительской работы профессиональное выгорание.

Четыре причины выгорания учителей начальной школы


Ответственность

Учитель начальных классов отвечает не только за успеваемость детей. Он следит за соблюдением режима дня — обедами, отдыхом, выходит с детьми на прогулки, ездит на выставки и в музеи. Также учитель контролирует посещение занятий, следит за самочувствием воспитанников, обеспечивает безопасность в классе .

Работа со сложными семьями

Иногда проблема в родителях:

  • обвиняют учителя первых классов в недостаточной адаптации и неуспеваемости ребенка;
  • уверены, что лучше знают, как преподавать;
  • не интересуются успехами ребенка.

Бывают сложные дети: агрессивные, запуганные, закрытые. Они не реагируют на терпение, снисходительность, игровые методики — то, что помогает наладить контакт. Это один из самых серьезных минусов работы учителя 1-4 классов.

Чтобы наладить отношения с родителями и детьми, привлекайте школьного психолога, социального педагога, дирекцию. С опытом найти подход к «трудным» семьям будет проще.

Плюсы

Легко найти первое место работы

Из-за нехватки кадров учителям начальной школы легко трудоустроиться. Дефицит особенно ощущается в небольших городках и поселках: для привлечения кадров в отдаленные регионы государство предоставляет служебное жилье и прибавки к зарплате, а победителям программы «Земский учитель» — единоразовую компенсацию в размере 1 млн рублей.

Молодых специалистов охотно принимают на работу школы , где они учились. Преимущество получают выпускники школы, которые нашли общий язык с педагогами и зарекомендовали себя в юности. Также во время обучения в колледже или вузе будущие учителя проходят практику в школе , где часто остаются работать в дальнейшем.

Длительный отпуск

Отпуск у учителей всегда летом, длится 56 календарных дней. На Крайнем Севере к отпуску прибавляют 24 календарных дня, в областях, приравненных к северным — 16 календарных дней. Это один из ключевых плюсов профессии учителя младших классов .

Отдохнуть получится также на весенних и осенних каникулах — на работу учителя ходят, но вместо проведения уроков занимаются планированием уроков и заполнением бумаг.

Непрерывное повышение квалификации

Учитель начальных классов преподает все предметы кроме узкопрофильных — информатики, иностранных языков, музыки — поэтому постоянно совершенствует методы и формы обучения по каждой из дисциплины.

Обязательная часть работы учителя :

  • выстраивание учебного процесса и мотивация детей к усвоению знаний;
  • воспитание самостоятельных личностей;
  • помощь детям в формировании здорового образа жизни;
  • сплочение коллектива — создание внутриклассных традиций, решение конфликтов, организация художественных и спортивно-оздоровительных мероприятий;
  • помощь родителям в адаптации детей;
  • психологическое саморазвитие — улучшение организационных и коммуникативных способностей, предупреждение выгорания, повышение эмпатии, личной и профессиональной самооценки.

Также педагоги учатся взаимодействовать с одаренными и «трудными» детьми, внедряют игровые методики преподавания, интерактивные доски, современную компьютерную технику, чтобы сделать уроки интереснее.

Разнообразная творческая работа

Учитель начальных классов выполняет множество функций:

  • преподает уроки и проверяет домашние задания;
  • воспитывает детей в процессе внеклассной деятельности;
  • помогает психологу и социальному педагогу во время работы со сложными детьми или учениками с отклонениями в развитии;
  • берет на себя роль организатора во время проведения праздников в классе, экскурсий, выездов на концерты и в театры.

Учителя имеют право создавать авторские программы уроков и методики преподавания в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования . Вносят разнообразие уроки на природе, совместное преподавание с психологом или логопедом, открытые уроки для родителей и дирекции школы.

Эмоциональная связь с детьми и благодарность родителей

Первоклассники проживают кризис 7 лет, в котором противопоставляют себя родителям и ищут новые авторитеты. Обычно новым значимым взрослым становится первый учитель. Дети копируют его поведение и суждения, показывая свою самостоятельность, отстаивают то, что услышали в школе.

Понимающие родители не стремятся «сбрасывать с пьедестала» учителя начальной школы , а наоборот готовы помогать ему. Взрослые сообща помогают ребенку преодолеть кризис 7 лет и усвоить новые социальные роли, поэтому родители благодарят педагогов за дружелюбие, и умение найти подход к воспитанникам.

Совмещение нескольких профессий за дополнительную плату

Чтобы зарабатывать больше, учителя начальных классов могут получать второе специальное образование или пройти курсы профессиональной переподготовки и занимать пост:

  • инструктора по физической культуре;
  • преподавателя иностранного языка;
  • музыкального руководителя;
  • социального педагога;
  • преподавателя ИЗО.


Легко сменить место работы

Учитель начальных классов может:

  • открыть частные курсы по подготовке детей к школе;
  • вести занятия для младших школьников в домах творчества;
  • работать с детьми на индивидуальном или домашнем обучении;
  • организовывать детские праздники, экскурсии, спортивные мероприятия.

Как получить профессию учителя начальных классов ?

Чтобы преподавать в школе, достаточно среднего профессионального образования в лицензируемом онлайн-колледже. Поступление происходит без сдачи ЕГЭ и вступительных экзаменов на базе 9-ти или 11-ти классов. По окончанию колледжа вы получите 2 диплома гособразца и перспективную профессию .

В нашем колледже подача документов и обучение происходит полностью онлайн. Студент получает доступ к личному кабинету, где проходят вебинары, размещаются записи учебных материалов и бесплатная база знаний, организована связь с куратором, преподавателями и технической поддержкой. Мобильная версия дает возможность обучаться с помощью смартфона.

Идет набор в группу 2020 учебного года, узнать подробности можно по ссылке .

Учитель начальных классов — плюсы и минусы

Воспитание младшего поколения – очень ответственное и хлопотное дело. Учителя младших классов должны обладать массой полезных и положительных качеств. Ведь без этого просто невозможно не только привить манеры, научить, достучаться до детей, но и элементарно совладать с ними. И все же эта профессия издавна считалась наиболее престижной и уважаемой, хотя сегодня с этим мнением многие бы поспорили.

Учитель

Учителя начальных классов не ценятся во многих странах, а в других почитаются и получают всевозможные государственные льготы. Это сложная и многогранная профессия, нужно многое знать и уметь, быть готовым к разным походам и поездкам. В общем, сложно дать однозначную положительную или отрицательную оценку этой профессии, но можно разобраться в ней получше.

Плюсы

Для начала стоит оценить достоинства профессии, ее положительные особенности и привлекательные стороны.

  1. Свободное лето. У всех учителей примерно два месяца длится законный отпуск летом. Но даже если официального отпуска месяц, остальные два летних месяца работа не будет сложной или выматывающей, поскольку летом дети не учатся. Да, нужно приходить в школу, сидеть в классе, писать отчетность или другую документацию, но это не кропотливая робота с детьми. Можно не торопиться, неплохо выспаться, да и до ночи никто не заставляет сидеть на работе. В принципе восьми часовой рабочий день летом, как правило, сокращается до 4-часового.
  2. Влиятельность учителя младших классов на детей может сыграть очень положительную роль в их дальнейшей жизни. Если человек чувствует призвание, то и дети «из под его крыла» будут выходить добрыми, щедрыми, умными и сердечными. А это и есть самое главное, чему может научить учитель. Разумеется, для этого нужен талант, да и повлиять на всех без исключения невозможно, но маленькие дети проще обучаются, чем подростки, а это значительно упрощает задачу.
  3. Интерес – одно из главных критериев хорошей работы. А в рассматриваемой профессии интересного предостаточно. Это и курьезные случаи, смешные представления, разнообразность в работе. Учитель преподает несколько предметов, обучает рисованию и лепке. В этот период жизни все для детей объясняется с самой увлекательной стороны, а это не оставит равнодушным даже самого скептичного взрослого. Многообразие тем и деятельности позволяет не только учить детей, но и самому развиваться, открывать для себя много нового и возможно даже увлекаться новыми сферами жизни.
  4. Умственная работа не позволяет запускать свой интеллект. Даже если темы повторяются, всегда появляется и открывается что-то новое, а даже за неимением подобного отлично тренируется память – это элементарный минимум, который позволит мозгу не скучать.
  5. Стабильность в работе и приемлемый график – еще один важнейший плюс. Сложно работать в смену, так же как и с хаотичным графиком, где все время скачут выходные: то в субботу и воскресенье, потом в понедельник и вторник, а бывают и вовсе разделенные по неделе в среду и пятницу, например. Это создает лишние трудности. Ведь после окончания школы и университета у человека складывается своеобразная система выходных и рабочих дней, а тут резко все меняется. Но не в случае учителя начальных классов. Он имеет четкий распорядок рабочего дня и дней недели, который делается на целый год вперед. Единственное время, когда этот график может меняться – сентябрь, пока расписание не согласуется. Кроме того учителя младших классов не сильно загружены. У деток еще мало уроков, так что рабочий день длиться не более 8 часов.
  6. Наличие постоянного рабочего места позволяет расположиться как, дома не отказывая себе в удобном столе, стуле, шкафе и даже, при возможности полноценном обеде, а иногда и ленче. Удобно иметь собственное пространство. Конечно, компьютер и домашние тапочки туда не принесешь, но минимальный комфорт обустроить реально.
  7. Учитель младших классов является престижной профессией, так что общественное признание и благодарности обеспечены. Однако это действует далеко не во всех странах. Часто эта профессия совершенно не уважается и не ценится.
  8. Возможность подработки при наличии второго диплома также неплохая перспектива. Часто учителям начальных классов дают дополнительные часы работы для преподавания предметов старшим классам. Правда это лишь при наличии второго диплома по какой-нибудь нужной в школе специализации, например, история, география, экономика и так далее.
  9. Официальное трудоустройство – это всегда положительное качество любой работы. Стабильность пока еще никому не мешала.
  10. Учителя младших классов часто ездят на экскурсии и туристические поездки с классом. Это позволяет лучше узнать мир и увидеть его. Конечно, дети не позволят расслабиться, но и не помешают сделать много фотографий на память.

Первоклассники

Минусы

Несмотря на вышеперечисленные достоинства работы учителем начальных классов, есть и много недостатков этой профессии.

  1. Отпуск только летом не позволяет поехать на горнолыжный курорт или провести новогодние праздники далеко за границей, ведь даже летние каникулы, как правило, расписаны на всевозможные поездки и походы классом.
  2. Порча нервов, наверное, самый сложный момент ежедневной работы с детьми. На эту должность подходят лишь избранные, ведь дети чувствуют слабость и пользуются ею. Если учитель не сможет проявить твердость характера, ему сядут на шею. Поэтому нервы у этого человека должны быть железными.
  3. Большое психологическое давление со стороны родителей и начальства могут сильно подпортить общую атмосферу работы и настроение. Нужно уметь работать под пристальным взглядом недоверчивых мам и пап, а также требовательных завуча и директора.
  4. Большая ответственность за детей – это всегда сложно. Если что-нибудь происходит с ребенком в пределах школы, за это полностью несет ответственность учитель, а не родители. Тут не помешает шестое чувство.
  5. Низкая зарплата – ахиллесова пята учителей младших классов. Учитывая вредность работы, оплата должна быть куда выше, но тут уж ничего не поделаешь и это нужно учитывать при выборе будущей профессии.
  6. Работа во внерабочее время весьма неприятный факт. Речь идет о продленках и праздниках. Не всегда получается провести выходные с собственными детьми в погоне за воспитание будущего поколения.
  7. Ну и наконец, стоит помнить, что попадаются сложные ученики и их родители. И если детей можно попытаться воспитать, то оборудованные законом родители редко прислушиваются и входят в чужое положение. Нужно быть готовым принять на себя удар даже если ни в чем не виновен.

Вывод

Учитель начальных классов – надежда будущего любой страны, ведь именно с него все начинается. Это первые шаги во взрослую жизнь, к знаниям, к пониманию мира, людей и самого себя. Нужно иметь призвание, чтобы стать лучшим учителем, но, даже не имея таланта можно быть любимым учителем.

Недостатки и достоинства профессии говорят сами за себя, есть много за и против, и с ними нужно считаться. Если достоинства перевешивают недостатки – то это правильный путь. И все же если минусы этой работы вызывают тревогу, стоит серьезно обдумать выбор. Времена меняются и в будущем много шансов, что учителя младших классов станут цениться намного больше.


Учитель начальных классов — это человек, который разбирается в азах каждого школьного предмета. Он знает, как привлечь внимание детей, как интересно преподнести тему, как увлечь обучением. Учитель младших классов сочетает в себе функции преподавателя, воспитателя и психолога.

Учитель — это очень трудоемкая профессия. Ее выбирают те, кто хорошо ладит с детьми и готов посвятить свою жизнь их воспитанию. Недаром говорят, что учитель начальных классов — это не профессия, а образ жизни, поэтому обязательное качество для этой работы — любовь к детям.

Учитель младших классов должен должен быть тактичным, добрым, терпеливым, справедливым. Ребенок может простить даже излишне эмоциональную реплику, если она будет обоснованной и справедливо сказанной. Учитель должен давать каждому ученику шанс раскрыть свои возможности, быть помощником, наставником, психологом, примером для подражания, в какой-то степени даже мамой. Зачастую эту профессию выбирают женщины, потому что они от природы хорошо понимают детей.

Плюсы

У профессии учитель начальных классов есть ряд преимуществ:

  • вклад в воспитание будущего поколения;
  • проведение урока — это творчество;
  • длинный летний отпуск;
  • авторитет: в начальной школе учителю безоговорочно верят;
  • дети заряжают позитивом;
  • благодарность и уважение родителей.

Минусы

Несмотря на благородство и востребованность, профессия учитель начальных классов имеет и свои минусы:

  • у учителя остается мало свободного времени;
  • низкая зарплата;
  • несмотря на школьное расписание, у учителя фактически ненормированный рабочий день;
  • недовольство родителей;
  • много отчетности;
  • физическая и моральная усталость.

Где получить образование

Учебные заведения

Курсы

Сегодня существует большое количество курсов дополнительного образования для учителей начальных классов.

Курс «Как справляться с трудным поведением в начальной школе: психолого-педагогические техники» в онлайн-школе «Фоксфорд». Курс длится 72 часа.

Курс на сайте Педобучение. рф «Преподавание русского языка в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО» рассчитан на шесть дней.

Онлайн-школа «Педкампус» предлагает повышение квалификации по направлению «Методика воспитания в начальной школе и инновации в организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС». Курс полностью проходит дистанционно и длится 144 академических часа.

Востребованность

Устройство на работу и карьера

Учителя начальных классов работают в школах. Выпускники вузов могут выбирать между частными учебными заведениями и государственными. В частных заработная плата будет выше, но их в стране значительно меньше, чем государственных. Да и есть они не в каждом городе.

В профессии учитель есть квалификационные разряды, которые влияют на размер оплаты труда. Выпускники педагогических учебных заведений вместе с дипломом сразу получают разряд — 7-й после училища и 8-й вуза. По мере наработки профессионального стажа разряд повышается: 12-й и 13-й разряды соответствуют квалификации учителя второй и первой категории соответственно, 14-й разряд имеет учитель высшей категории. 15-й и 16-й разряды присваиваются руководителям школы, а ими могут стать учителя любых предметов, кроме физкультуры. Чем выше разряд и должность, тем выше зарплата педагога. Поэтому учителю начальных классов есть куда расти.

Также на доход учителя младших школьников влияет дополнительная нагрузка: классное руководство, административная работа, внеклассные мероприятия. И конечно, частная практика: учитель может давать уроки вне школы. Особенно это актуально для тех, у кого есть второй, более узкий профиль, например музыка или иностранные языки.

Уровень зарплаты

Перспективы в будущем

Ирина Павловна Завалишина, учитель начальных классов в гимназии №25 (г. Курск):

— Я педагог в четвертом поколении. В моей семье по папиной линии прадедушка, прабабушка, бабушка, тетя, папа и я — учителя. В самом начале моего пути было много трудностей. Для себя я поняла, что школа — это не просто мои любимые дети, это огромный труд. Горы тетрадок, подготовка конспектов, отчетов, поддержание дисциплины на уроке, разные дети по уровню развития, а еще — взаимодействие с родителями.

После выпуска из университета я отправилась на собеседование в гимназию №25 города Курска. Я уже была в ней до этого на своей первой практике. Теперь я — молодой специалист, уже как 4-й год работаю учителем начальных классов. За эти несколько лет было много сложностей, но я решила не сдаваться. Работа с детьми — это радость, искренние улыбки, прекрасное настроение, которое дарят дети, любовь, которой они делятся.

Сложностей в профессии много. Иногда даже руки опускаются. Практически нет поддержки молодого специалиста как со стороны государства, так и от администрации школы. Огромное количество бумажной работы и дополнительных поручений, не имеющих прямого отношения к преподаванию.

Сейчас учитель не в праве повысить голос на ученика, поставить в угол, взять дневник и даже погладить по голове. Ученик неприкосновенен. А у учителя прав нет. Не так скажешь что-то, не так оденешься, фото выставишь в купальнике, двойку поставишь — за это все ведь увольнением грозят.

А так с детьми весело. Сама собой у нас прижилась такая традиция: когда кто-то болеет, мы собираемся всем классом и навещаем ученика. Заходим в магазин, набираем сладостей, фруктов и идем в гости. Пошли мы как-то к одной девочке, по пути зашли в магазин, а там встретили эту самую девочку с мамой, которые тоже покупали угощения к столу. Вот так на разных кассах мы и встретились. А смеху-то было.

Воспитание младшего поколения – очень ответственное и хлопотное дело. Учителя младших классов должны обладать массой полезных и положительных качеств. Ведь без этого просто невозможно не только привить манеры, научить, достучаться до детей, но и элементарно совладать с ними. И все же эта профессия издавна считалась наиболее престижной и уважаемой, хотя сегодня с этим мнением многие бы поспорили.

Учителя начальных классов не ценятся во многих странах, а в других почитаются и получают всевозможные государственные льготы. Это сложная и многогранная профессия, нужно многое знать и уметь, быть готовым к разным походам и поездкам. В общем, сложно дать однозначную положительную или отрицательную оценку этой профессии, но можно разобраться в ней получше.

Учитель

Плюсы

Для начала стоит оценить достоинства профессии, ее положительные особенности и привлекательные стороны.

  1. Свободное лето. У всех учителей примерно два месяца длится законный отпуск летом. Но даже если официального отпуска месяц, остальные два летних месяца работа не будет сложной или выматывающей, поскольку летом дети не учатся. Да, нужно приходить в школу, сидеть в классе, писать отчетность или другую документацию, но это не кропотливая робота с детьми. Можно не торопиться, неплохо выспаться, да и до ночи никто не заставляет сидеть на работе. В принципе восьми часовой рабочий день летом, как правило, сокращается до 4-часового.
  2. Влиятельность учителя младших классов на детей может сыграть очень положительную роль в их дальнейшей жизни. Если человек чувствует призвание, то и дети «из под его крыла» будут выходить добрыми, щедрыми, умными и сердечными. А это и есть самое главное, чему может научить учитель. Разумеется, для этого нужен талант, да и повлиять на всех без исключения невозможно, но маленькие дети проще обучаются, чем подростки, а это значительно упрощает задачу.
  3. Интерес – одно из главных критериев хорошей работы. А в рассматриваемой профессии интересного предостаточно. Это и курьезные случаи, смешные представления, разнообразность в работе. Учитель преподает несколько предметов, обучает рисованию и лепке. В этот период жизни все для детей объясняется с самой увлекательной стороны, а это не оставит равнодушным даже самого скептичного взрослого. Многообразие тем и деятельности позволяет не только учить детей, но и самому развиваться, открывать для себя много нового и возможно даже увлекаться новыми сферами жизни.
  4. Умственная работа не позволяет запускать свой интеллект. Даже если темы повторяются, всегда появляется и открывается что-то новое, а даже за неимением подобного отлично тренируется память – это элементарный минимум, который позволит мозгу не скучать.
  5. Стабильность в работе и приемлемый график – еще один важнейший плюс. Сложно работать в смену, так же как и с хаотичным графиком, где все время скачут выходные: то в субботу и воскресенье, потом в понедельник и вторник, а бывают и вовсе разделенные по неделе в среду и пятницу, например. Это создает лишние трудности. Ведь после окончания школы и университета у человека складывается своеобразная система выходных и рабочих дней, а тут резко все меняется. Но не в случае учителя начальных классов. Он имеет четкий распорядок рабочего дня и дней недели, который делается на целый год вперед. Единственное время, когда этот график может меняться – сентябрь, пока расписание не согласуется. Кроме того учителя младших классов не сильно загружены. У деток еще мало уроков, так что рабочий день длиться не более 8 часов.
  6. Наличие постоянного рабочего места позволяет расположиться как, дома не отказывая себе в удобном столе, стуле, шкафе и даже, при возможности полноценном обеде, а иногда и ленче. Удобно иметь собственное пространство. Конечно, компьютер и домашние тапочки туда не принесешь, но минимальный комфорт обустроить реально.
  7. Учитель младших классов является престижной профессией, так что общественное признание и благодарности обеспечены. Однако это действует далеко не во всех странах. Часто эта профессия совершенно не уважается и не ценится.
  8. Возможность подработки при наличии второго диплома также неплохая перспектива. Часто учителям начальных классов дают дополнительные часы работы для преподавания предметов старшим классам. Правда это лишь при наличии второго диплома по какой-нибудь нужной в школе специализации, например, история, география, экономика и так далее.
  9. Официальное трудоустройство – это всегда положительное качество любой работы. Стабильность пока еще никому не мешала.
  10. Учителя младших классов часто ездят на экскурсии и туристические поездки с классом. Это позволяет лучше узнать мир и увидеть его. Конечно, дети не позволят расслабиться, но и не помешают сделать много фотографий на память.

Первоклассники


Учитель начальных классов плюсы и минусы профессии

учитель начальных классов

Профессия учителя младших классов однозначно очень важная и ответственная.

Маленькие дети, переходя из беззаботного детства в детском саду в уже более взрослую и самостоятельную жизнь школы, первым делом кого встречают? – своего первого учителя. И будь учитель влюблен в свою работу, то и дети будут любить школу как в первом классе, так и в последнем, ведь именно учитель младших классов закладывает первые положительные эмоции. Что касается плюсов и минусов профессии учителя начальных классов, они конечно же есть. Не смотря на тяжелый труд профессии, она имеет ряд и положительных качеств.

Помните, что к работе в школе не допускается учитель начальных классов без образования

Плюсы:
    • Такое желанное свободное лето. Тут можно и спокойно выезжать за город, на природу и наслаждаться лучами солнца и теплыми ночами. Даже если и отдых на лето приходиться всего на 1 месяц, то другой месяц можно спокойно отработать без лишних усилий;
  1. Как уже говорилось выше, учитель может сыграть очень положительную роль в самом начале учебный жизни детей, тут и любовь к учебе просыпается, интерес познавать новое и вообще, посещение школы становится не таким страшным;
  1. Очень разнообразная,интересная работа. Учитель младших классов преподает все: лепку, рисование, математику, чтение и каждый урок несет за собой смешные случаи, фразы и так далее. А что касается школьных представлений и концертов, тут вообще другая история;
  1. Большое количество умственной работа. Развитие интеллекта происходит не только у учеников, но и у самого учителя. Самый минимум, который может приобрести учитель начальных классов, так это отличную память;
  1. Стабильность и график. Тут коротко и ясно, стабильная работа – стабильная заработная плата. График не может не радовать – в младших классах всегда от 3 до 4 уроков, ну иногда и 5 бывает, но это и не так уж и страшно;
  1. Почет среди коллег, ваших родных и друзей. Работая учителем, слова благодарности от родителей за детей приходиться слышать часто, хотя и престиж этой профессии давно упал ниже некуда
  1. Разнообразные экскурсии. Деткам младших классов очень часто организуют какие либо экскурсии, и кто как не учитель их сопровождает;
  1. Бесплатное образование. Вы можете получить образование совершенно бесплатно, если хорошо сдадите школьные экзамены. Хоть учеба в педагогическом университете стоит не так дорого в сравнении с другими институтами, но экономия такого плана лишней не будет.

Минусы:

  1. Этот пункт можно отнести и к плюсам и к минусам, все зависит от вашего взгляда на отдых. Да, отпуск летом это очень хорошо, но зимой уже учитель не может посетить горнолыжный курорт;
    Ваше здоровье Как бы резко не звучало, но нервы учитель младших классов тратит очень много, ведь ученики бывают с разным характером, настроением, манерами общения и к каждому нужно найти свой подход;
  1. Большая ответственность за каждого ученика. Тут и говорить нечего, следить за здоровьем и жизнью детей крайне тяжелая работа;
  1. Казалось бы, что зарплата должна быть в плюсах, но увы, она катастрофически низка.

А теперь поговорим об образовании.

Почти в каждом городе есть педагогический университет или филиал, в который вы можете поступить после окончания 11 классов.

Вы можете получить достойное образование и работать учителем, проходя практику в школе начиная с 3-4 курса, что является огромным плюсом, так как вы уже начнете понимать к чему стоит готовиться при устройстве на работу.Желательно позаботиться о выборе университета заранее, в начале 11 класса можете заняться выбором учебного заведения, а так же поинтересуйтесь о заочном образовании. Знания вы получите те же, но сможете одновременно работать и зарабатывать на свое обучение. так же заочное образование подойдет тем, у кого в городе нет института, а ездить на учебу каждый день очень далеко.

Так же при выборе данной профессии вы должны понимать, что для ребенка вы идеал и вы должны соответствовать его представлениям. Вы должны быть не только всегда опрятны, но и ваша речь должна быть четкой, без “фифектов фикции”:) образование вы получить сможете, а на работу вас увы не возьмут, так как дети повторяют за взрослым абсолютно все. И если после этой статьи вы еще больше убедились в том, что вы прирожденный учитель, то заранее позаботьтесь о всех документах и хороших результатах экзаменов. Желаем вам удачи!

Если вы хотите дополнить эту статью, то пишите комментарии ниже:)

А на данном видео вы можете ознакомиться с обычными буднями учителя.

Похожие статьи

  • Адвокат плюсы и минусы профессии
  • Жокей плюсы и минусы профессии
  • Педиатр плюсы и минусы профессии

Минусы

Несмотря на вышеперечисленные достоинства работы учителем начальных классов, есть и много недостатков этой профессии.

  1. Отпуск только летом не позволяет поехать на горнолыжный курорт или провести новогодние праздники далеко за границей, ведь даже летние каникулы, как правило, расписаны на всевозможные поездки и походы классом.
  2. Порча нервов, наверное, самый сложный момент ежедневной работы с детьми. На эту должность подходят лишь избранные, ведь дети чувствуют слабость и пользуются ею. Если учитель не сможет проявить твердость характера, ему сядут на шею. Поэтому нервы у этого человека должны быть железными.
  3. Большое психологическое давление со стороны родителей и начальства могут сильно подпортить общую атмосферу работы и настроение. Нужно уметь работать под пристальным взглядом недоверчивых мам и пап, а также требовательных завуча и директора.
  4. Большая ответственность за детей – это всегда сложно. Если что-нибудь происходит с ребенком в пределах школы, за это полностью несет ответственность учитель, а не родители. Тут не помешает шестое чувство.
  5. Низкая зарплата – ахиллесова пята учителей младших классов. Учитывая вредность работы, оплата должна быть куда выше, но тут уж ничего не поделаешь и это нужно учитывать при выборе будущей профессии.
  6. Работа во внерабочее время весьма неприятный факт. Речь идет о продленках и праздниках. Не всегда получается провести выходные с собственными детьми в погоне за воспитание будущего поколения.
  7. Ну и наконец, стоит помнить, что попадаются сложные ученики и их родители. И если детей можно попытаться воспитать, то оборудованные законом родители редко прислушиваются и входят в чужое положение. Нужно быть готовым принять на себя удар даже если ни в чем не виновен.

Особенности работы учителем начальных классов

Учитель начальных классов знакомит ребенка со школой и ее правилами, помогает адаптироваться в новой для него среде, найти друзей среди сверстников и влиться в учебный процесс. Это и педагог, и наставник-психолог, и воспитатель, а иногда – даже музыкальный работник или учитель физической культуры. За первые несколько лет в школе дети учатся читать и писать, узнают азы математики, активно развивают творческие способности.

В обязанности школьного учителя входит:

  • составление календарно-тематических планов по каждому предмету на год;
  • написание поурочных планов;
  • проведение уроков и классных часов;
  • ведение классного журнала, выставление оценок и учет посещаемости;
  • планирование и проведение воспитательных мероприятий;
  • организация праздников.

Первый учитель встречает самых маленьких учеников на пороге школы и ведет все предметы первые четыре года обучения. Чем опытнее педагог, тем больше у него наработок, которые можно использовать на занятиях. Но профессиональные знания периодически нужно обновлять. Для этого существуют курсы повышения квалификации, специальные Интернет-ресурсы, методическая литература. Прогресс не стоит на месте, каждый год появляются новые методы и приемы обучения, меняется техническое оснащение в аудиториях, меняются и сами дети.

Учитель начальных классов может повысить квалификацию и стать завучем начальной школы, завучем по воспитательной работе, или руководителем районного методического объединения. Также работу в начальном звене можно совмещать с преподаванием отдельных предметов в средней и старшей школе.

От качественной и профессиональной работы первого учителя зависит очень многое: психологический комфорт ребенка и его желание или не желание посещать уроки, отношение к учебе в будущем, сплоченность класса в средней школе. Педагог активно сотрудничает с родителями, он вместе с мамами и папами воспитывает ребенка, передавая свои знания и опыт.

Воспитание младшего поколения – очень ответственное и хлопотное дело. Учителя младших классов должны обладать массой полезных и положительных качеств. Ведь без этого просто невозможно не только привить манеры, научить, достучаться до детей, но и элементарно совладать с ними. И все же эта профессия издавна считалась наиболее престижной и уважаемой, хотя сегодня с этим мнением многие бы поспорили.

Учителя начальных классов не ценятся во многих странах, а в других почитаются и получают всевозможные государственные льготы. Это сложная и многогранная профессия, нужно многое знать и уметь, быть готовым к разным походам и поездкам. В общем, сложно дать однозначную положительную или отрицательную оценку этой профессии, но можно разобраться в ней получше.

Учитель

Плюсы

Для начала стоит оценить достоинства профессии, ее положительные особенности и привлекательные стороны.

  1. Свободное лето. У всех учителей примерно два месяца длится законный отпуск летом. Но даже если официального отпуска месяц, остальные два летних месяца работа не будет сложной или выматывающей, поскольку летом дети не учатся. Да, нужно приходить в школу, сидеть в классе, писать отчетность или другую документацию, но это не кропотливая робота с детьми. Можно не торопиться, неплохо выспаться, да и до ночи никто не заставляет сидеть на работе. В принципе восьми часовой рабочий день летом, как правило, сокращается до 4-часового.
  2. Влиятельность учителя младших классов на детей может сыграть очень положительную роль в их дальнейшей жизни. Если человек чувствует призвание, то и дети «из под его крыла» будут выходить добрыми, щедрыми, умными и сердечными. А это и есть самое главное, чему может научить учитель. Разумеется, для этого нужен талант, да и повлиять на всех без исключения невозможно, но маленькие дети проще обучаются, чем подростки, а это значительно упрощает задачу.
  3. Интерес – одно из главных критериев хорошей работы. А в рассматриваемой профессии интересного предостаточно. Это и курьезные случаи, смешные представления, разнообразность в работе. Учитель преподает несколько предметов, обучает рисованию и лепке. В этот период жизни все для детей объясняется с самой увлекательной стороны, а это не оставит равнодушным даже самого скептичного взрослого. Многообразие тем и деятельности позволяет не только учить детей, но и самому развиваться, открывать для себя много нового и возможно даже увлекаться новыми сферами жизни.
  4. Умственная работа не позволяет запускать свой интеллект. Даже если темы повторяются, всегда появляется и открывается что-то новое, а даже за неимением подобного отлично тренируется память – это элементарный минимум, который позволит мозгу не скучать.
  5. Стабильность в работе и приемлемый график – еще один важнейший плюс. Сложно работать в смену, так же как и с хаотичным графиком, где все время скачут выходные: то в субботу и воскресенье, потом в понедельник и вторник, а бывают и вовсе разделенные по неделе в среду и пятницу, например. Это создает лишние трудности. Ведь после окончания школы и университета у человека складывается своеобразная система выходных и рабочих дней, а тут резко все меняется. Но не в случае учителя начальных классов. Он имеет четкий распорядок рабочего дня и дней недели, который делается на целый год вперед. Единственное время, когда этот график может меняться – сентябрь, пока расписание не согласуется. Кроме того учителя младших классов не сильно загружены. У деток еще мало уроков, так что рабочий день длиться не более 8 часов.
  6. Наличие постоянного рабочего места позволяет расположиться как, дома не отказывая себе в удобном столе, стуле, шкафе и даже, при возможности полноценном обеде, а иногда и ленче. Удобно иметь собственное пространство. Конечно, компьютер и домашние тапочки туда не принесешь, но минимальный комфорт обустроить реально.
  7. Учитель младших классов является престижной профессией, так что общественное признание и благодарности обеспечены. Однако это действует далеко не во всех странах. Часто эта профессия совершенно не уважается и не ценится.
  8. Возможность подработки при наличии второго диплома также неплохая перспектива. Часто учителям начальных классов дают дополнительные часы работы для преподавания предметов старшим классам. Правда это лишь при наличии второго диплома по какой-нибудь нужной в школе специализации, например, история, география, экономика и так далее.
  9. Официальное трудоустройство – это всегда положительное качество любой работы. Стабильность пока еще никому не мешала.
  10. Учителя младших классов часто ездят на экскурсии и туристические поездки с классом. Это позволяет лучше узнать мир и увидеть его. Конечно, дети не позволят расслабиться, но и не помешают сделать много фотографий на память.

Первоклассники


УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ. КТО ОН И КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ.

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ. КТО ОН И КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ.

Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизни, в котором они оказываются, придя в первый класс. Только от любви учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь.

Для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим человеком, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни.

В нелёгких современных условиях существования российского образования учитель начальных классов отдает свои знания, силы, талант и свою любовь своим подопечным. И порой сложно бывает заниматься творчеством (а ведь только такой вид деятельности наиболее оптимален в работе с детьми). Учитель старается быть Другом, ведь в начальной школе он является и классным руководителем.

Школа — это не здание и не учебные предметы, а лица , характеры, личности учеников. Учитель смотрит на своих учеников и ему кажется, что это не они пару лет назад с трудом находили дверь своего класса, не они путали звонки с урока и с перемены. Учителю необходимо знать, что он нужен своим ученикам здесь и сейчас, чтобы вселять в них уверенность в свои силы, просто улыбнуться всем и сказать: «Здравствуйте!

Важным условием в сохранении душевной близости с учениками является школьная атмосфера, психологический климат в классе. Ведь класс для ребёнка должен стать семьёй, где он чувствует себя равным среди других детей защищённым, где ему уютно и тепло. Роль учителя здесь ключевая и она огромна. Это учитель, как мать, наводит порядок, мирит драчунов, слушает и переживает с детьми их приключения, справедливо наказывает и жалеет.

Любовь учителя к детям должна быть без каких – либо условий. Любить ребёнка безусловно – значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешности, способностей, достоинств, недостатков, плюсов и минусов. Это, конечно, вовсе не означает, что учителю всегда нравится его поведение. Безусловная любовь означает, что любить ребёнка мы должны, даже если поведение его вызывает у нас неприятие. Особая сфера проявления коммуникативных способностей педагога – умение применять поощрение и наказание с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, к достижениям.

Не менее важный момент в общении с детьми: как бы учитель ни был занят, крайне необходимо выкраивать время на индивидуальное общение с ребёнком. Не должно быть в классе детей, с которыми учитель хотя бы 2-3 раза не разговаривал лично. Пусть даже это совсем не школьная тема разговора. Чтобы ребёнок мог в такие минуты сказать себе: «В эту минуту мой учитель только со мной, я для нее сейчас самый главный». Общение – одна из самых сложных сторон педагогического труда. Благодаря ему осуществляется главное действие в педагогическом труде: воздействие личности учителя на личность ученика. Воспитатель должен уметь организовать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися.

Классный руководитель зачастую испытывает трудности в своей профессиональной деятельности из-за того, что его коммуникативные способности недостаточно развиты. В основе коммуникативных способностей лежит умение педагога познавать другого человека, познавать самого себя и адекватно оценивать ситуацию общения.

Умение познавать другого человека заключается в умении педагога оценивать ребёнка не только на основе первого впечатления. Педагог должен уметь разбираться в мимике и жестах ребёнка, анализировать с помощью наблюдения поведение ребёнка и связывать наблюдаемое с внутренним миром, мотивами и намерениями.

Учитель начальной школы одновременно преподаёт и воспитывает. Ему нужно обладать недюжинными воспитательскими способностями. В психологической литературе способности классного руководителя определяются так:

-Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему /способность к эмпатии /.

-Способность быть примером и образцом для подражания.

-Способность вызвать у ребёнка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше.

-Способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребёнка.

-Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.

-Способность находить нужный стиль общения с каждым ребёнком.

-Способность вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди детей.

Классный руководитель должен уметь «читать» не только ребёнка, но и себя в каждой ситуации общения. Взрослый должен попробовать увидеть себя со стороны и адекватно оценить себя в глазах окружающих. Умение правильно оценить ситуацию общения – это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные её признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.

Большое значение для воспитателя имеют невербальные формы педагогического общения. Это значит, что педагог должен развивать в себе коммуникативные способности:

-умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;

-умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;

-умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;

-умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и чувств;

-умение извлекать из общения максимум информации для себя.

Условия эффективного поощрения:

-Осуществлять поощрения систематически.

-Поощрение носит общий, а не индивидуальный характер.

-Поощрение не носит личной заинтересованности педагога в успехах ученика.

-Поощрение ориентирует воспитанника на сравнение своих результатов с итогами работы других ребят и на конкуренцию с ними.

-Поощрение не соответствует затраченным усилиям ученика.

-Поощрение опирается на внешние стимулы: похвала, получение награды.

-Поощрение обращает внимание учащегося на то, что его прогресс зависит от усилий прилагаемых учителем или кем-либо ещё из посторонних людей.

-Поощрение мешает продвижению ребёнка, отвлекая его, вводит новые задания ещё до того, как будет завершено предыдущее задание.

Педагог положительно влияет на поведение детей, если находит возможность поощрить ребёнка за самые маленькие положительные достижения и поступки и не ищет повода наказать за допущенные им ошибки. Результативность воспитательного взаимодействия педагога будет действенной только тогда, когда он будет соблюдать правила эффективного взаимодействия.

Правила эффективного взаимодействия.

1.Воспитывая учащихся, надо делать то, что говоришь.

2.Педагог должен чётко ставить цели перед детьми.

3.педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками.

4.С первых дней существования детского коллектива в нём нужно запустить механизм успеха. Классный руководитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.

5.Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками.

6.Если дети делают что-то правильно или неправильно, им надо говорить об этом прямо, и при этом остерегаться расточать похвалу.

7.Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.

8.Педагог должен быть терпелив.

9.Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребёнка.

10.Педагог не вовлекает «Эго» ребёнка в процесс познания.

11.Педагог старается, чтобы внеклассное мероприятие учило ребёнка ставить вопросы.

12.Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся.

13.Педагог даёт возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя.

14.Педагог стимулирует игровое творчество. Игра даёт простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.

15.Настоящий педагог любит своих учеников не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: « Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».

Минусы

Несмотря на вышеперечисленные достоинства работы учителем начальных классов, есть и много недостатков этой профессии.

  1. Отпуск только летом не позволяет поехать на горнолыжный курорт или провести новогодние праздники далеко за границей, ведь даже летние каникулы, как правило, расписаны на всевозможные поездки и походы классом.
  2. Порча нервов, наверное, самый сложный момент ежедневной работы с детьми. На эту должность подходят лишь избранные, ведь дети чувствуют слабость и пользуются ею. Если учитель не сможет проявить твердость характера, ему сядут на шею. Поэтому нервы у этого человека должны быть железными.
  3. Большое психологическое давление со стороны родителей и начальства могут сильно подпортить общую атмосферу работы и настроение. Нужно уметь работать под пристальным взглядом недоверчивых мам и пап, а также требовательных завуча и директора.
  4. Большая ответственность за детей – это всегда сложно. Если что-нибудь происходит с ребенком в пределах школы, за это полностью несет ответственность учитель, а не родители. Тут не помешает шестое чувство.
  5. Низкая зарплата – ахиллесова пята учителей младших классов. Учитывая вредность работы, оплата должна быть куда выше, но тут уж ничего не поделаешь и это нужно учитывать при выборе будущей профессии.
  6. Работа во внерабочее время весьма неприятный факт. Речь идет о продленках и праздниках. Не всегда получается провести выходные с собственными детьми в погоне за воспитание будущего поколения.
  7. Ну и наконец, стоит помнить, что попадаются сложные ученики и их родители. И если детей можно попытаться воспитать, то оборудованные законом родители редко прислушиваются и входят в чужое положение. Нужно быть готовым принять на себя удар даже если ни в чем не виновен.

Можно ли сделать успешную карьеру после колледжа

Какое образование должно быть у учителя начальных классов? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте для начала выясним, чему учат будущих педагогов в средних учебных заведениях.

Обучение длится 4 года, и выпускники получают диплом младшего специалиста. Студенты колледжей изучают:

  • предметы 10 и 11 классов для получения аттестата;
  • методики преподавания русского языка, математики, чтения, рисования и других предметов начальной школы;
  • педагогику;
  • психологию;
  • философию;
  • основы экологии;
  • социологию;
  • основы права и другие предметы в зависимости от специализации.

Педагоги начальных классов также имеют право проводить уроки музыки и физической культуры у младших школьников, они осваивают методики преподавания этих дисциплин. В некоторых колледжах обязательным является обучение игре на фортепиано или другом музыкальном инструменте на выбор.

Часто в среднем учебном заведении студенты выбирают профиль, например:

  • иностранные языки;
  • хореография;
  • музыка.

Студенты профильных групп получают дополнительную квалификацию учителя английского, музыки или хореографии в начальной школе. В дальнейшем по желанию можно расширить профессиональные знания по своему профилю в одном из высших учебных заведений.

Существенным преимуществом колледжей и техникумов является большое количество практических занятий. Практическим занятиям и пробным урокам здесь уделяют больше внимания, чем в университетах. Как правило, начиная со второго курса, студенты проводят занятия по разным предметам каждую неделю под чутким руководством педагогов и классных руководителей. На 4 курсе их ждет целый месяц непрерывной практики в одном из классов обычной общеобразовательной начальной школы.

Многие учителя 1-4 классов работают без высшего образования. Теоретических и практических знаний, полученных в среднем учебном заведении, хватает сполна. При желании, можно совмещать работу с дальнейшим заочным или дистанционным обучением в вузе. Получить заочное профессиональное образование в университете на базе колледжа или техникума проще, чем после 11 классов. Обычно выпускников средних специальных учебных заведений принимают сразу на 3 курс по результатам собеседования.

Но если студент окончил колледж со специализацией «учитель начальных классов и английского языка в начальных классах» и хочет обучаться дальше на преподавателя английского в старшей школе, ему скорее всего придется начинать учебу с 1 курса. Привилегии при поступлении в этом случае сохраняются. Но в каждом вузе свои правила поступления и обучения. Поэтому при выборе учебного заведения нужно внимательно изучить все особенности и задать интересующие вопросы в приемной комиссии.

Для того, чтобы стать хорошим и уважаемым преподавателем, достаточно среднего образования. Главное – любить свою работу и постоянно совершенствовать полученные знания.

Читайте также: