Почему профессия педагога как и врача считается гуманной

Опубликовано: 05.05.2024

Давыдова Валентина Николаена

Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости гуманизации педагогического процесса. Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Бесценными пособиями для них являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского.

Мир — это сложная система, постоянно стремящаяся к балансу, к равновесию. И здесь помимо классических Добра и Зла на чаши весов поставлено значительно большее число параметров. В конечном счете на эти же самые Добро и Зло можно смотреть по-разному, так сказать, с разных углов. И тогда смысл этих слов может сильно изменяться, вплоть до полной замены одного понятия другим. Никогда не стоит забывать дядюшку Эйнштейна. Все относительно и имеет смысл только применительно к некоторой системе координат.

Все живое существует благодаря передачи информации на уровне генотипа. Передачей этой информации заведует природа и в данном вопросе ей пока нет равных. Но у человека помимо его физической части есть еще и духовная, без которой он— ничто.

Вот эту самую духовную сторону в человеке как раз и обязан воспитать учитель. В его силах не только передать опыт всех предыдущих поколений своим воспитанникам, но и установить в сознании людей, пришедших у него учиться, правильную «систему координат». Ибо с этого начинается любое дело. Он прежде всего человек, но человек призванный пользуясь своим личным опытом и духовной силой воспитывать новое, достойное продолжение человеческого рода.

Плюс, учитель является проводником в мир науки или того рода деятельности, которому он учит. Несомненно — он должен быть первоклассным специалистом в этой области, он просто обязан любить свое дело, причем не только сам предмет, но и его преподавание. Ведь знания нужно правильно преподнести.

Учитель далек от практической политики, он не заведует высокотехнологичными ракетами класса земля-земля и не имеет доступа ко всякого рода сундучкам с красными кнопками, да ему это и не нужно, ибо его методы изменения Мира совсем другие. Во всем многообразии рукотворного Мира есть одна слабость — он слишком зависит от человека и смысл любого человеческого действия, как я уже сказал, будет воспринят в зависимости от принятой в сознании оценивающего точки зрения. И многое сводится только к тому, что человеку вовремя не дали толчка, импульса, и он потерялся, поддавшись инертности сознания и инстинкту толпы. Именно такие толпы, и вырвавшиеся из них одиночки, незыблемые памятники которых ради вечной славы водружают на пьедесталы, вершат судьбы мира, свободно распоряжаясь многими жизнями. Жизненный путь человека в руках самого человека и только он хозяин своей собственной судьбы, но Человеком ведь не рождаются - им становятся, а точнее, старшее поколение «делает» новое, которое должно быть достойной заменой — шагом вперед. [1]

«Моя практика работы с детьми и научный поиск организации их радостной и увлекательной жизни в школе, творческое и научное содружество в течение длительного времени со многими учителями экспериментальных классов способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания. Эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя.

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Стремиться быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.» [2]

«Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духовных сил в другую личность, стремится сделать ее лучше. Воспитатель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Воспитание, представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников. Он советовал молодым директорам школ в первую очередь добиваться дружной творческой атмосферы в педагогическом коллективе. Гуманистическая направленность педагогики Сухомлинского объединяла учеников и учителей. Василий Александрович не верил в спасительную силу наказаний, был против, как он говорил, «педагогического экстремизма», убежден был, что воспитание можно организовать так, чтобы надобности в наказании вообще не было. Это действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.

Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивал на уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе. Нет большего зла в человеческих отношениях, чем повышенное внимание к своей персоне и равнодушие (или – еще хуже – высокомерие) к окружающим. «Как важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое личное». Детство, школьные годы должны быть годами воспитания сердечности. Она не наследуется генетически, она приобретается вместе с другими чертами характера, формируется процессом воспитания. Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» [3]

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая («челове-кообразующая»).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. "Если учитель имеет только любовь к делу, — писал Толстой, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель». [4]

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек — человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми.

Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее.


Больше всего уважения у россиян вызывают представители таких профессий, как врач и учитель. Именно эти специальности традиционно считаются самыми гуманными и социально значимыми, - выяснил Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru.

По данным опроса, 29% наших сограждан испытывают наибольшее уважение к медицинским работникам. Чаще всего люди в белых халатах ассоциируются у респондентов с самоотверженностью и милосердием, впрочем, иногда в комментариях звучат и нотки недоверия к современной отечественной медицине: «Медики – это самоотверженные люди, которые за мизерную зарплату пашут, как волы!»; «Уважаю врачей, но не всех, а действительно знающих и любящих своё дело», «Врачей, но только телевизионных, так как в реальной жизни я таких не встречала».

Чувство уважения к учителям и воспитателям испытывают 13% россиян. По мнению опрошенных, педагогика – это тяжёлый труд, требующий не только профессиональных знаний, но и терпения, мудрости и доброты. «Очень многое в восприятии мира человеком зависит от того, как и чему научит его первый учитель. »; «Учителя, но не все, а те, которые на самом деле умеют давать знания, воспитывать», - объясняют респонденты.

По 2% респондентов отметили такие профессии, как бухгалтер, инженер, лётчик, президент, рабочий, юрист, учёный и водитель: «Уважаю обычных работяг, которые вкалывают за копейки!»; «Пилот самолёта, капитан корабля – это очень ответственные профессии».

Вдвое меньше (по 1%) набрали пожарные, дворники, шахтёры, программисты, уборщицы, экономисты, космонавты, работники сельского хозяйства, строители и менеджеры. Вот некоторые комментарии респондентов, считающих эти профессии наиболее достойными уважения: «Уборщица делает мир чище, а ещё она всегда всё знает»; «Уважаю производителей, а не перекупщиков»; «Малооплачиваемые, но необходимые для жизни общества профессии - дворник, тракторист».

Ещё 2% опрошенных солидарны с Сергеем Михалковым, считавшим, что «все профессии нужны, все профессии важны»: «Все мы в этой жизни тесно взаимосвязаны друг с другом, поэтому все профессии важны!»

Не испытывает уважения ни к одной профессии всего 1% россиян. «Тотальная коррупция уничтожила уважение к специальностям вообще, оставив уважение к конкретным людям соответствующих специальностей. »; «Капитализм убил всё человеческое в людях. Миром правит золотой телец», - философствуют они.

16% опрошенных выбрали ответ «другое», назвав в качестве наиболее уважаемых далеко не самые массовые профессии: «Внутренний контролёр-аудитор. Он должен обладать знаниями во многих смежных областях, его работа незаметна (без «пускания пыли в глаза»), но эффективна»; «Священнослужители, но у них не профессия, а призвание»; «Конструкторы военной авиатехники и ракетных комплексов»; «Спецназ различных родов войск, ГРУ, убойный отдел МВД».

Затруднились определить, какие профессии заслуживают наибольшего уважения, 4% опрошенных.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 153
Время проведения: 1-2 мая 2012 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1000 респондентов

Вопрос:
«Пожалуйста, назовите профессию, к представителям которой Вы испытываете наибольшее уважение?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Вариант ответа
врач/медицинский работник 29%
учитель/воспитатель 13%
сотрудник МЧС/спасатель 3%
директор/руководитель 3%
военнослужащий 3%
бухгалтер 2%
инженер 2%
летчик/пилот 2%
президент 2%
рабочий 2%
любая профессия заслуживает уважения 2%
юрист 2%
ученый 2%
водитель 2%
пожарный 1%
дворник 1%
шахтер 1%
программист/системный администратор 1%
уборщица 1%
финансист/экономист 1%
космонавт 1%
работник сельского хозяйства 1%
строитель 1%
менеджер 1%
нет такой профессии 1%
другое 16%
затрудняюсь ответить 4%

Некоторые комментарии респондентов:

«Врач / медицинский работник» - 29%
«Врачи, но не все, а действительно знающие и любящие своё дело».
Бухгалтер, 21 год, Люберцы

«Испытываю уважение к истинным профессионалам, искренне любящим своё дело. А так – врачи, но только телевизионные, так как в реальной жизни я таких не встречала».
Генеральный директор, 64 года, Москва

«Медики и учителя – это самоотверженные люди, которые за мизерную зарплату пашут, как волы!»
Заведующий делопроизводством, 33 года, Электросталь

«Всё ещё врачи. ».
Менеджер, 34 года, Москва

«Учитель / воспитатель» - 13%
«Большое уважение испытываю к учителю. Ведь это невероятный труд и терпение! Очень многое в восприятии мира человеком зависит от того, как и чему научит его первый учитель. »
Специалист по работе с кредитными карами, 25 лет, Волгоград

«Воспитатели детских садов (за нищенскую зарплату они воспитывают детей), учителя (только фанаты, любящие детей и свою профессию), медики, работающие по призванию, не карьеристы».
Генеральный директор, 37 лет, Абакан

«Учитель начальных классов общеобразовательной школы».
Главный инженер, 50 лет, Санкт-Петербург

«Учителя. Но только не все, а те, которые действительно умеют давать знания, воспитывать, учить дружить и находиться в коллективе».
Бухгалтер, 24 года, Хабаровск

«Сотрудник МЧС / спасатель» - 3%
«Спасатели, сотрудники МЧС. Тяжёлая с эмоциональной и физической точки зрения работа».
Копирайтер, 24 года, Воронеж

«Директор / руководитель» - 3%
«Директор или начальник. Ни от кого не зависишь, сам себе хозяин. Что хочешь, то и делаешь, сам принимаешь решения».
Продавец, 35 лет, Тольятти

«К управленцам, но только к таким, у которых получается грамотно руководить».
Инженер-геофизик, 25 лет, Колпашево

«Руководители, которые сами создали успешный бизнес».
Руководитель колл-центра, 32 года, Санкт-Петербург

«Военнослужащий» - 3%
«Военнослужащие. Они отдают себя служению Родине, которая только говорит, что беспокоится о них, а денежное содержание увеличивает только перед грандиозными мероприятиями в масштабе государства (перед выборами). Даже зная, что их обманули, они всё равно продолжают исполнять свои обязанности на самом высоком уровне».
Старший ревизор, 46 лет, Нижний Новгород

«Защищать Родину – это важно!»
Начальник службы контроля, 49 лет, Москва

«Инженер» - 2%
«Инженерно-технические и конструкторские профессии».
Заместитель генерального директора, 55 лет, Москва

«Лётчик / пилот» - 2%
«Пилот самолёта или капитан корабля – это очень ответственные профессии».
Кладовщик, 21 год, Санкт-Петербург

«Президент» - 2%
«Президент! Ему придётся за многое отвечать перед Богом, даже если он в него не верит».
Заместитель директора, 45 лет, Люберцы

«Президент РФ».
Бухгалтер, 22 года, Владимир

«Рабочий» - 2%
«Обычных работяг, которые вкалывают за копейки!»
Менеджер проектов, 24 года, Самара

«Наибольшее уважение я испытывают к профессиям столяра, слесаря. В процессе работы они получают много опыта».
Слесарь, 24 года, Санкт-Петербург

«Любая профессия заслуживает уважения» - 2%
«Все профессии хороши! Главное, чтобы человек, занимающий ту или иную должность, был хорошим!»
Няня, 47 лет, Пенза

«Любая профессия заслуживает уважения, но наибольшее уважение я испытываю к профессионалам».
Инженер-технолог, 44 года, Ростов-на-Дону

«Все мы в этой жизни тесно взаимосвязаны друг с другом, поэтому все профессии важны!»
Продавец-консультант, 51 год, Казань

«Уважения заслуживает представитель любой профессии, выполняющий свои обязанности хорошо, работающий не за деньги, а за идею».
Начальник отдела, 33 года, Томск

«Учёный» - 2%
«Физик-теоретик».
Супервайзер, 36 лет, Санкт-Петербург

«Водитель» - 2%
«Дальнобойщики».
Водитель, 56 лет, Санкт-Петербург

Ответы, набравшие по 1% голосов респондентов: «Пожарный»; «Дворник»; «Шахтёр»; «Программист/системный администратор»; «Уборщица»; «Финансист/экономист»; «Работник сельского хозяйства»; «Космонавт»; «Строитель»; «Менеджер»; «Нет такой профессии» - 11%
«Малооплачиваемые, но необходимые для жизни общества - дворник, тракторист».
Бухгалтер, 23 года, Чебоксары

«Хороший дворник».
Главный бухгалтер, 48 лет, Санкт-Петербург

«Уборщица делает мир чище, а ещё она всегда всё знает».
Менеджер по продажам, 24 года, Пенза

«Уборщицы подъездов! На полном серьёзе!»
Кладовщик, 37 лет, Нижневартовск

«Производитель, а не перекупщик. Житель села – фермер или колхозник».
Няня, 53 года, Москва

«Таких нет. Капитализм убил всё человеческое в людях. Миром правит золотой телец».
Мастер цеха, 49 лет, Самара

«Увы, но тотальная коррупция уничтожила уважение к специальностям вообще, оставив уважение к конкретным людям соответствующих специальностей. »
Начальник управления, 42 года, Санкт-Петербург

«Другое» - 16%
«Конструкторы военной авиатехники и ракетных комплексов».
Главный конструктор, 60 лет, Ростов-на-Дону

«Предприниматель, потому что он работает на себя».
Юрисконсульт, 22 года, Омск

«Проектировщик, создающий 3D-модели в программах и визуализирующий их».
Отделочник, 21 год, Вологда

«Священнослужители, но у них не профессия, а призвание».
Генеральный директор, 44 года, Благовещенск

«Спецназ различных родов войск, ГРУ, убойный отдел МВД».
Начальник склада, 35 лет, Клин

«Внутренний контролёр-аудитор. Он должен обладать знаниями во многих смежных областях, его работа незаметна (без «пускания пыли в глаза»), но эффективна».
Начальник контрольно-ревизионного отдела, 52 года, Воронеж

1. С какого возраста дети начинают понимать обращение на Вы?

2. Почему дети реагируют на слова одного педагога, а другого нет?

• У детей младшего возраста внимание быстро утомляется. Все зависит от опытности педагога, как он умеет привлечь внимание ребенка.

• Это зависит от любви детей и взрослого к ребенку.

3. Чем отличается обращение воспитателя ко всей группе и к одному ребенку?

• К одному - конечно же по имени. Причем, иногда допустимо и ласковое домашнее имя использовать. Ко всем - дети! Ребёнки! Когда я так их призывала, обязательно находились те, кто исправлял меня. А я смущалась, благодарила за исправление. И говорила, какой ты молодец! Теперь и я не буду неправильно говорить!

• Обращение ко мне, это обращение которое касается только и лично меня. Обращение ко все это обращение чаще всего к никому. Поэтому на такие обращения дошкольники могут не прореагировать. Воспитатель сначала акцентирует внимание детей на себя и уж затем излагает вопрос, просьбу, предложение.

4. Какой должна быть требовательность воспитателя к детям в играх, занятиях?

Воспитатель должен обращаться к детям с разной интонацией. Воспитатель должен быть уверен сам в том, что делает. В играх должна быть свобода творчества. Важно только чтобы дети не ссорились, не навредили друг-другу. Надо учить играть дружно и можно играть вместе с ними. Что касается занятий, то надо объяснять, что они нужны для подготовки к школе, для того чтобы дети научились чему-то новому. Требовательность должна быть разумной, справедливой и умеренной.

Должен срабатывать принцип "не навреди", требования обычно предъявляются разумные, в играх прежде всего воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не травмировал себя и других детей (такое иногда случается), переключает мягко сюжет игры, воспитатели меня поддержат, после праздников дети начинают играть в застолье, причем иногда очень бурное (с переворачиванием столов, песнями и чоканьями "рюмками") если - бы родители это только видели!! На занятиях воспитатель требует внимания. А вообще лучше если требования у воспитателей и родителей будут одинаковыми, и детям легче, и родители в будущем избегнут многих проблем. Поиграл - прибери за собой, умей слушать и слышать, умей договариваться, умей делиться, уважай того, кто рядом, доводи начатое до конца, не ясно - спроси, не кричи - чем спокойней говорит человек, тем его лучше слышно. А вообще это очень обширная тема.

5. Как завоевать авторитет у ребенка?

Авторитет прежде всего — это уважение. Ребенка,уважающего своих родителей сразу видно: такой ребенок принесет маме тапочки к порогу, поделится конфетой, выполнит просьбу с первого раза, выслушает ее мнение по интересующему его вопросу. Как же этого добиться и завоевать авторитет у ребенка? Ведь сам факт того, что вы записаны родителями вот этого маленького чада, не станет для него достаточной причиной уважать и почитать вас.

Авторитет сложно завоевать, но легко потерять. Нельзя долгое время почти не уделять ребенку внимание, а потом пытаться все быстро наверстать подарками и заискиванием. Авторитет можно потерять мгновенно. Примером может стать унижение родителя и его неспособность достойно ответить на оскорбление на глазах у ребенка. А можно терять авторитет долго, делая малыша свидетелем многолетних семейных ссор и скандалов. Не стоит удивляться, что в итоге авторитет потеряют оба родителя, а в ответ на просьбы и попытки добиться уважения они услышат, как ребенок грубит и демонстративно отворачивается.

Как же найти золотую середину и построить авторитет на доверии и любви?

Помните, что чем ребенок взрослее, тем больше деталей он замечает и больше выводов строит на их основании.

1. Как родители и другие члены семьи относятся друг к другу в мелочах. Если внимательно и уважительно, значит, и ребенок будет уважать родителей и родственников, с которыми живет.

2. Как к родителям относятся другие люди. Если ребенок слышит, как соседка кричит на маму и плохо отзывается о папе, то не замедлит сделать свои выводы.

3. Как родители выполняют свои обязанности. Если мам не в состоянии вкусно кормить семью, а папа не поддерживает дом в порядке, и оба нарекают друг другу из-за этого, ребенок будет считать неумехами обоих родителей.

Ребенок оценивает родителей не только по словам, но и по их поступкам, поведению, одежде, которую они носят, как сами они относятся к себе. Имеет значение и достаток семьи и машина, на которой ездит папа, и техника, которой семья пользуется в быту. Это, конечно, не означает, что нужно покупать только дорогие вещи, просто нужно знать, что для ребенка важны разные параметры. Если у семьи небольшой достаток, компенсируйте это чистотой, хорошим вкусом, недорогим, но с воображением продуманным досугом, играми и домашними развлечениями.

Зачем нужно быть авторитетом в глазах своего ребенка?

Во-первых, если вы для своего ребенка „пустое место”, то никаких ваших просьб и указаний он слушать не будет, и вырастет совершенно неуправляемым.

Во-вторых, научившись уважительному обращению со взрослыми в семье, ребенку будет легче адаптироваться в обществе, когда он повзрослеет. Человеку с нормальным отношением к ступенькам и иерархии власти, легче будет устроиться на работе, ведь понимание того, что молодые и неопытные должны слушать и перенимать опыт старших и знающих, поможет в итоге стать и хорошим подчиненным и хорошим начальником.

В-третьих, ребенку будет проще строить доверительные отношения в своей собственной семье, когда она у него появится.

Как завоевать авторитет у ребенка?

1. Всегда помните, что вы являетесь для ребенка не только опорой, но и примером. Осмотрите на себя со стороны, хотели бы вы сами следовать такому примеру?

2. Ведите себя уважительно с окружающими и требуйте такого же отношения к себе. Не позволяйте себя унижать и плохо с собой обращаться никому, в том числе и ребенку. Тогда малыш будет уверен, вы достойны того, чтоб вас ценили и любили.

3. Как бы вы не любили своего малыша, помните, что вы всегда главнее и старше его. Вы устанавливаете правила и следите за их выполнением. Это значит, что вы мягко останавливаете шалости, переключаете внимание ребенка.

6. Почему профессия педагога, как и врача считается гуманной?

Гуманность (лат. humanus — человечный) — человечность, человеколюбие. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, непричинения страданий. В более узком смысле гуманность — противоположность жестокости, то есть стремление не причинять страданий человеку и животным, насколько это возможно.

В жизненном и психологическом смысле человечность как качество и существенное свойство человека включает в себя:

• альтруизм (доброту);

• нравственность как совокупность жизненных правил поведения, реализующих альтруизм и подавляющих эгоизм;

• волю, как душевную силу, реализующую альтруистическое и нравственное поведение в борьбе с собственным и чужим эгоизмом.

Без каждой из этих составляющих - альтруизма, нравственности и силы воли человечность немыслима и существовать в действии, в действительности, - как реальная и действительная человечность не может.

Учитывая ситуацию в сфере образования России. по-другому и. БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. .

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 34

Дискуссия

«Какое значение имеет педагогическая этика в работе с детьми?»

Актуальность: В современном мире очень важен гуманизм учителя по отношению к учащимся. Многие родители не занимаются своими детьми и практически не интересуются его жизнью, так как стремятся обеспечить своего ребенка материально, забывая при этом про другие его потребности, в том числе в общении и внимании со стороны родителей. Поэтому роль учителя тут играет огромнейшую роль, его гуманистическое отношение к ученику.

Но общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости гуманизации педагогического процесса.

Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Бесценными пособиями для них являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского.

Моя практика работы с детьми и наблюдение за организацией их радостной и увлекательной жизни в школе, творческое и научное содружество с учителями начальных классов во время прохождения практике в школе способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания. Эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя.

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Стремиться быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.

Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духовных сил в другую личность, стремится сделать ее лучше. Воспитатель сам должен быть высоконравственной личностью, чтобы достичь успехов в воспитании детей. Воспитание, представляет собой единство духовной жизни воспитателя и воспитанников. Он советовал молодым директорам школ в первую очередь добиваться дружной творческой атмосферы в педагогическом коллективе. Гуманистическая направленность педагогики Сухомлинского объединяла учеников и учителей. Василий Александрович не верил в спасительную силу наказаний, был против, как он говорил, «педагогического экстремизма», убежден был, что воспитание можно организовать так, чтобы надобности в наказании вообще не было. Это действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.

Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивал на уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе. Нет большего зла в человеческих отношениях, чем повышенное внимание к своей персоне и равнодушие (или – еще хуже – высокомерие) к окружающим. «Как важно, чтобы дети научились чувствовать душевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его, как свое личное». Детство, школьные годы должны быть годами воспитания сердечности. Она не наследуется генетически, она приобретается вместе с другими чертами характера, формируется процессом воспитания. Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции — адаптивная и гуманистическая («челове-кообразующая»).

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.

С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее. труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. "В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям"'. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. "Если учитель имеет только любовь к делу, — писал Толстой, — он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель».

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из ряда других выделяют, прежде всего, по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа «человек — человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми.

Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее. И поэтому гуманистическая направленность в педагогической профессии очень важна, особенно в наше время.

Лузанов Виктор Васильевич


Новосибирский автотранспортный колледж

Одной из основных особенностей современного мира стало повсеместное снижение уровня нравственности, обесценивание высших идеалов. Многие нравственные ориентиры в современном обществе сегодня утрачены, человек становится нравственно, духовно бедным.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм писал: «Нравственность - это обязательный минимум и суровая необходимость, это хлеб насущный, без которого общества не могут жить».

Бурное развитие рыночной экономики в нашей стране, технический и информационный прогресс происходили одновременно с резким падением уровня нравственности, ростом потребительского отношения людей к окружающему миру, вседозволенности и распущенности.

В словаре Ожегова С.И. дано следующее определение термину «нравственность»: Нравственность – это внутренние духовные качества, которыми руковод­ствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Человек с высоким уровнем нравственности должен обладать такими качествами как доброта, порядочность, ответственность за свои поступки, стремление к честности и справедливости, отсутствие лицемерия, обязательность, принципиальность и уважительное отношение к другим людям.

Большую роль в формировании нравственных ценностей молодежи играют средства массовой информации, такие как телевидение и Интернет. Именно там, из фильмов и развлекательных программ, из различных сообществ в социальных сетях подросток берет примеры того, как нужно жить и строить свои отношения с окружающими. И эти примеры, к сожалению, часто имеют негативный характер.

Основными ценностями, пропагандируемыми в современном мире, становятся стремление к личному обогащению, потакание своим прихотям, получение удовольствия, сопровождающееся при этом глубоким цинизмом, и все это преподносится как нечто, являющееся практически нормой в современном обществе. Материальное положение, количество денег, умение извлечь из всего материальную личную выгоду, как правило, в ущерб другим, хитрость и изворотливость становятся главным мерилом ценности человека и его успешности в жизни.

К сожалению, нередко и семья ребенка, как один из социальных институтов, ответственных за воспитание подрастающего поколения, не справляется со своей задачей.

И всё это вместе приносит свои результаты – нравственную дезориентацию, духовную, нравственную пустоту внутри молодого человека, как губка впитывающего всё, что он видит и слышит вокруг себя.

В сложившихся условиях именно образованию должна быть отведена главная роль – воспитание высоконравственной и духовной личности, дополняя или исправляя то, что уже заложено и сформировано у ребенка в семье и окружающим его информационным пространством. Современное общество как никогда нуждается в подготовке не только грамотных и компетентных специалистов, отвечающих требованиям работодателей, но и людей, обладающих высоким уровнем нравственности.

Как говорил Теодор Рузвельт: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества».

Нравственное воспитание - вот что должно являться одной из основных задач в сфере современного российского образования. Очень большое значение придавал нравственному воспитанию человека Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

С целью формирования у подрастающего поколения правильных нравственных норм, установок планируются и проводятся тематические воспитательные беседы, различные мероприятия воспитательного характера.

Решение задачи нравственного воспитания – это, пожалуй, самый сложный вопрос и самая трудная работа для любого педагога. И здесь следует снова привести слова Л.Н. Толстого: «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?»

«Нравственное воспитание начинается тогда, когда перестают пользоваться словами» – это слова немецкого врача и философа Альберта Швейцера. А, следовательно, нравственное воспитание осуществляется только через силу собственного примера воспитателя.

Важно понимать, что все воспитательные беседы и мероприятия будут мало действенны без положительного воздействия на обучаемых личности самого педагога, без личного живого примера воспитателя.

И наоборот, если ученики видят перед своими глазами пример высоконравственного поведения учителя, его добросовестного, ответственного отношения к своей работе, это способно повлиять на них и убедить гораздо сильнее, чем множество воспитательных бесед.

Воспитание - это когда никто не замечает, что его воспитывают. Воспитание без воспитания (В.А. Сухомлинский).

Под «положительным примером» педагога следует понимать не только проявляемые им в процессе своей работы и общения с учениками положительные личностные качества, такие как доброта, порядочность, справедливое и уважительное отношение к своим ученикам, но и добросовестное отношение педагога к своей работе, его профессионализм, компетентность, качественное выполнение им своих обязанностей. Нравственное воспитание на учебных занятиях осуществляется также и через содержание и форму подачи учебного материала, через организацию самого урока.

Никакая доброта и приветливость воспитателя не обеспечат ему высокого авторитета среди учеников, если работа педагога сопровождается неудачами и провалами, если воспитанники на каждом шагу будут видеть недостаточное знание своего дела воспитателем. Это значит, что каждому педагогу необходимо постоянно работать и над усовершенствованием своих профессиональных знаний и умений.

Это важное правило является одним из основных принципов гуманной педагогики: «Воспитать благородного и великодушного ребенка можно лишь на собственном примере – подобное воспитывается подобным» - это слова Ш.А. Амонашвили, известного педагога, психолога и основателя движения гуманной педагогики.

Нужно стремиться быть тем примером, стараться воплощать в себе тот нравственный идеал, те нравственные качества, которые ты хочешь воспитать в своем ученике. Дети, подростки всегда очень остро чувствуют фальшь и лицемерие. Одной воспитательной беседой, даже на самые возвышенные темы, не подкрепленной живым примером педагога, убедить и изменить воспитуемого невозможно.

Именно поэтому повсеместное внедрение в педагогический процесс принципов гуманной педагогики является сегодня насущной необходимостью, именно сегодня как никогда необходимо проявлять гуманность по отношению к своим ученикам, каждодневно нести и внедрять эти принципы в сознание учащихся собой, своим примером, так как другого способа воспитания высоконравственной личности просто не существует.

Русский педагог и писатель К.Д. Ушинский писал: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя. Главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».

Если педагог требует от своих учеников уважения к себе и друг к другу, а сам при этом проявляет равнодушие, грубость и бестактность в общении с учениками, вряд ли его требования произведут какой-либо положительный эффект.

Если учитель говорит одно, а сам придерживается совсем других норм и правил поведения, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов, и потому он никогда не сможет стать авторитетным наставником для детей. Для каждого воспитателя очень важно не допускать, чтобы слова, даже самые правильные и возвышенные, расходились с его поступками и делами.

Слово «гуманизм» в переводе с латинского языка означает человеческий, человечный.

Основа гуманной педагогики – это любовь учителя к своим ученикам. Невозможно воспитать высоконравственную и гуманную душу в человеке, если учитель не относится к своим ученикам с добротой и любовью. Цель гуманной педагогики - воспитать из ребенка благородного человека.

Гуманная педагогика противопоставляется принципам авторитарной педагогики, основанной на слепом подчинении власти. Средства авторитарного воспитания - система поощрений и наказаний, менторский тон, призывающий учеников к долгу, обязанностям и послушанию - не отвечают цели воспитать благородного человека. Авторитарному педагогу от ученика нужна только память и дисциплина, она нацелена в первую очередь на формирование знаний, умений и навыков.

Гуманная педагогика опирается на идеи сотрудничества, взаимопонимания, доверия и уважения, принимает ребенка полностью таким, какой он есть и направлена на облагораживание разума и души ученика, а формируемые знания и умения выступают в качестве пути достижения этой высокой цели.

Учащиеся в гуманной педагогике воспринимаются как равноправные участники образовательного процесса и развиваются в соответствии со своими способностями и возможностями.

В основе гуманной педагогики лежит следующая важная аксиома:
доброта воспитывается добротой, благородство воспитывается благородством, порядочность – только порядочностью и бескорыстием воспитателя, причем, порядочностью не на словах, а на деле – в поступках, в отношении к своим ученикам, в реакции учителя на те или иные учебные ситуации.

Как правило, деятельность педагогов оценивают по тому, насколько высокие баллы показывают их ученики на проверочных контрольных работах и экзаменах, не учитывая при этом нравственную составляющую личности учащихся. Эта составляющая, к сожалению, не поддается измерению какими-либо тестами и оценками.

К сожалению, нередко приходится видеть, как ученик, обладающий высоким уровнем интеллекта и получающий высокие баллы на экзаменах и контрольных работах, по своим нравственным качествам, проявляемым в процессе общения и взаимодействия с одноклассниками, одногруппниками и педагогами, уступает многим другим ученикам, не столь успешным в обучении и получающим более низкие баллы.

«Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает» - писал чешский педагог-гуманист и писатель Я.А. Коменский.

Поэтому нельзя измерять ценность учителя и оценивать его работу только по полученным его учениками баллам на экзаменах, а также по количеству грамот и медалей у его учеников - это лишь часть работы педагога. Не менее важным в образовательном процессе является воспитание нравственных качеств, требующее порой максимальной мобилизации педагогом всех своих сил и способностей, при этом осуществляется незаметно, может проявиться лишь спустя какое-то время и которое, к сожалению, невозможно оценить какими-либо баллами и оценками.

Работа каждого педагога является очень ответственной, потому что в процессе этой работы за каждым его словом, поступком, движением следят его ученики, от внимания которых не ускользает ни один штрих в работе педагога. И все эти мелочи способны оказывать огромное, незаметное на первый взгляд, влияние на всех его учеников. И если педагог авторитетен, пользуется уважением среди своих учеников, то у некоторых из них следы влияния его слов и поступков остаются на всю жизнь, формируя соответствующие этому влиянию модели общения и поведения в обществе.

Вступая на путь преподавательской деятельности, педагог не имеет права допускать в своей работе эмоциональную несдержанность, проявлять нетерпение и раздражительность. Он обязан быть терпеливым по отношению к тем, кто пришел к нему за помощью, пришел учиться, обязан спокойно и доброжелательно помогать им в трудном деле овладения учебными знаниями и умениями.

Этот путь воспитания человека порядочного, гуманного и ответственного, другими словами, обладающего высоким уровнем нравственности, самый трудный, но и, как показывает опыт всех выдающихся педагогов, путь самый действенный.

Читайте также: