Почему учитель вечная профессия

Опубликовано: 03.10.2024

Хусаинова Екатерина Сергеевна

Верно сказано, что писатель живёт в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор- в созданных им скульптурах. А хороший учитель живёт в мыслях, поступках и делах своих учеников. С огромной теплотой, с чувством глубокой благодарности каждый человек вспоминает своих учителей, которые помогли ему найти себя в этом сложном мире, повлияли на его взгляды, мировоззрения, сформировали характер и личность.

В последнее время я очень часто с любовью и уважением вспоминаю своих учителей, которые кроме глубоких и прочных знаний, привили мне любовь к школе, учительской профессии, воспитали во мне активную жизненную позицию, умение в любых ситуациях оставаться собой, радоваться каждому прожитому дню, гордиться своей страной и уважать её традиции.

На свете очень много разных профессий, и все они замечательные и интересные. И как важно каждому человеку найти своё призвание в жизни, выбрать свой путь и идти по нему всю жизнь, не сожалея о своём выборе.

Много лет тому назад я сделала свой выбор и ни разу об этом не пожалела. Свою профессию я выбирала по велению сердца, много было дорог впереди, но уж очень хотелось стать учителем. Так я поступила сначала в педагогическое училище, а закончив его, подала документы в институт, на факультет начальных классов.

Учителями становятся не по принуждению, а по убеждению, из-за огромной любви к детям. Учителя – это люди, которые в душе остаются детьми, которые не хотят уходить из детства. Вот и я не хочу. Я ежедневно, на протяжении двадцати восьми лет, погружаюсь в прекрасный мир детства, с его тайнами и открытиями, радостью и огорчениями, взлётами и падениями. В школе проходит вся моя жизнь, как один большой урок. Для меня быть учителем – это и значит жить! Кому-то профессия учителя покажется будничной, неинтересной: уроки, тетради, планы, отчёты, а ещё бесконечные совещания, педсоветы, а уж потом семья, родные и близкие. Признаюсь, да, бывает, когда чувствуешь, что сильно устала, что всё валится из рук, всё делаешь не так, как надо. В такие моменты хочется всё бросить! Но переступаешь порог школы, входишь в класс и видишь, как тебе рады, как тебя ждут твои ученики, как они надеются на тебя, ожидая какого-то чуда, и ты, забывая обо всём, окунаешься в новый круговорот событий и дел, окружённая теплом, надеждой и любовью моих «маленьких ангелов».

Я люблю моих «маленьких ангелов», своих учеников, а значит я в них верю! Не бывает плохих и глупых учеников, просто не раскрыты ещё их таланты, возможности. Я верю в возможности каждого ребёнка и стараюсь раскрыть его способности. Я уверена, каждый ученик способен по-своему и в своём! Многие ребята боятся и сомневаются в своих способностях. Для ребёнка очень важна именно в этот момент учительская поддержка и внимание. Им очень важно почувствовать себя значимым и нужным человеком не только для родителей, но и для учителей, и для школы в целом. Ведь большую часть времени дети проводят именно в школе, и уроки занимают значительную часть жизни ребёнка. Поэтому возможность поверить в свои силы так необходима каждому ученику! Даже самый маленький успех – это уже огромная победа!

Ученик, по словам Плутарха, «не пустой сосуд, который надо заполнить, а факел, который нужно зажечь», а зажечь факел может только тот, кто сам горит. Я надеюсь, что во мне есть тот огонёк, который зажигает сердца детей, помогая становиться им успешными и позитивными. Для этого на уроках большое значение уделяю созданию ситуации успеха. Учу ребят ставить цели, находить пути и способы их выполнения. И самое главное, я учу детей никогда не терять надежду, быть оптимистами в жизни. Мой девиз: «Нет ничего невозможного!» Ведь только поверив в себя, свои силы и возможности, можно добиться успехов, «свернуть горы».

За долгие годы работы через мои руки и сердце прошло не одно поколение детей. И как радуется душа видя, что мои ребята, повзрослев не потерялись в жизни, а стали настоящими людьми, умеющими творить добро, ценить прекрасное, быть профессионалами своего дела.

Профессия учителя была и остаётся нужной и в то же время самой трудной, так как она очень многогранна. Учитель-это врач и тонкий психолог, талантливый актёр и режиссёр, архитектор и строитель, а главное-это человек, на котором лежит ответственность за воспитание подрастающего поколения, будущее нашей страны.

Учитель-это не просто профессия, это образ жизни. Я.А. Коменский утверждал, что «учителями должны быть лучшие из людей». Педагог обязан в совершенстве знать свой предмет, чтобы каждый проведённый им урок был результативным, интересным, а главное запоминающимся. Для достижения успеха он должен использовать разные педагогические технологии. Мир не стоит на месте, меняются и дети, а значит должны совершенствоваться и технологии обучения. Современные дети уже воспитаны на компьютерах, планшетах, смартфонах, электронных книгах. И если, ещё совсем недавно владение ИКТ не являлось обязательным для учителя, то сейчас это просто необходимо в работе. Выходит, что учитель-это человек, идущий в ногу со временем.

В своей практике я чаще всего использую игровые, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, проблемное обучение, системно-деятельностный метод, проектную деятельность.

Без игровой деятельности в начальной школе, конечно же, не обойтись. При включении в урок игр и игровых моментов процесс обучения становится интереснее и занимательнее. Игры создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в изучении учебного материала.

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Поэтому, применяя в своей работе системно-деятельностный подход, я учу своих учеников учиться, ставить цели и достигать их, оценивать свои возможности и способности. Ведь деятельностный подход заключается в том, чтобы ребёнок получал знания не в готовом виде, а добывал их сам.

На своих уроках я уже не могу обойтись и без технологии проблемного обучения или без его элементов. При создании на уроке проблемной ситуации у ребят возникает постоянное желание и потребность в овладении новыми знаниями, происходит процесс развития творческого мышления.

А.Н. Колмогоров писал: «Не существует сколько-нибудь достоверно верных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой деятельности». Анализируя слова А.Н. Колмогорова, стараюсь на уроках и во внеурочной деятельности заниматься с детьми созданием проектов, чтобы каждый ребёнок ощутил радость творчества, получил возможность раскрыть свои таланты и способности, стать увереннее в себе.

Обязательно на своих уроках использую и здоровьесберегающие технологии, чтобы улучшить эмоциональный настрой, снизить утомляемость и повысить работоспособность учеников. Ещё Ж.Ж. Руссо говорил: «Чтобы ребёнка сделать умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Оглядываясь назад, и заглядывая в будущее, я спрашиваю себя: «Чего же я боюсь?» И понимаю, я боюсь очерстветь душой, стать безразличной, равнодушной.

Я считаю, что самое неприемлемое в профессии учителя-это равнодушное отношение к детям. Учитель должен быть искренним, открытым и честным с учениками, так как любая фальшь легко распознаётся детьми. Они болезненно реагируют на безразличие и невнимание со стороны учителя.

Помня заповедь «Учитель учит детей до тех пор, пока сам учится», я не стою на месте, постигая каждый день что-то новое, неизведанное. Глядя на меня, я надеюсь, и мои ученики заряжаются энергией и тягой к новым знаниям, желанием учиться.

Знания и опыт, приобретённые в школьные годы, на всю жизнь остаются с человеком. И эти знания потом он будет передавать своим детям, внукам и правнукам, вспоминая с теплотой и нежностью своих учителей.

Смело можно сказать, что учителя- это «Атланты», на которых держится мир, создатели настоящего и будущего общества. Учителя-это те люди, от которых зависит развитие человеческой цивилизации.

У меня огромный опыт за плечами, но с каждым днём желание учить детей и учиться самой становиться всё больше и больше! И я благодарна судьбе за то, что я-учитель!

Меняется жизнь, одни товары и услуги исчезают, другие становятся востребованными. То же самое происходит и с профессиями. За последние десять-пятнадцать лет появились профессии, названия которых многим кажутся необычными и непонятными, не говоря уже об их содержании. Зато другие профессии исчезли или постепенно «сходят на нет». Поэтому вопрос о том, сохранится ли профессия учителя в будущем, вполне актуален. Уже сейчас предлагаются такие формы обучения, которым не нужен посредник между учеником и получаемыми им знаниями. В Интернете есть огромное количество информации. И все. А что делать с этой информацией? Как узнать, какие знания тебе нужны, а какие не принесут никакой практической пользы? Как найти и получить в этом потоке знания, которые нужны конкретному ребенку? Поэтому в этой массе информации роль учителя-консультанта, как минимум, необходима.

Когда я только начала работать в школе, мне казалось, что главное-это как можно больше знать по тем предметам, которые я преподаю. Современные дети, особенно по интересующему их предмету, имеют достаточно обширные знания, часто выходящие за рамки школьной проограммы. Им теперь важнее дискуссия, мнение компетентного человека, его отношение к проблеме или факту, возможность обсудить с ним эту информацию. А кто более компетентен в окружении ребенка, чем учитель-предметник? Ведь знания, которыми нельзя поделиться, обсудить их, становятся ненужным багажом. Да, старшеклассники уже не тянут руку, как малыши, подпрыгивая при этом на парте, но им тоже приятно продемонстрировать свою осведомленность в присутствии одноклассников.И именно учитель поднимет самооценку ребенка, подчеркнет главное в его знаниях, систематизирует их и, конечно, отметит недостатки, если это необходимо. А кто доставит ребенку чувство легкого превосходства и гордости, когда окажется, что у учителя нет той информации, которой обладает ученик? Тестирование, конечно, тоже можно и нужно использовать, но только после того, как знания упорядочены и выверены. У современной молодежи мало авторитетов, а авторитет грамотного, знающего учителя всегда высок. И если дети часто кому-то подражают, то, возможно, они захотят подражать грамотному специалисту, профессионалу. И в дальнейшей жизни это будет иметь значение в их отношении к профессии, которую они выберут.

Нас огорчает скудная речь современных детей. А где есть возможность ее развивать, если они все больше общаются в соцсетях, используя короткие, оборваные фразы.Наверное сейчас, как никогда, учитель должен обладать красивой, хорошо поставленной речью. Это становится редкостью в повседневной жизни. И как все редкое, у большинства детей вызывает интерес и желание подражать. Может в подростковой компании они и не будут использовать это умение, но они будут знать, что придет их день, и они блеснут своими способностями красиво и правильно говорить.

К сожалению, современные родители теряют авторитет в глазах детей. Иногда создается впечатление, что они боятся своих подросших тинейджеров, и поэтому им проще купить им модные вещи, гаджеты, создать уют и не вмешиваться в их жизнь, избегая конфликтов и отсутствия взаимопонимания. А ведь часто ребенок ждёт именно того, чтобы окружающие спросили, как у него дела, какие проблемы его волнуют. Конечно, он может обратиться к друзьям, но у них нет жизненного опыта. И поэтому по-прежнему важна роль учителя-наставника, учителя-психолога. Внимательный учитель сразу заметит, что с ребенком не все в порядке, сумеет его разговорить так, чтобы ребенок выплеснул негативные эмоции. Часто этого бывает достаточно, чтобы решить проблему.

В современном обществе все так же важны моральные качества педагога. Наши дети умны и внимательны. Они видят ложь, лицемерие, остро чувствуют несправедливость. Учитель не может себе позволить ситуации, когда слово расходится с делом, когда не выполняются обещания, когда несправедливое отношение очевидно. Если ребенок будет знать, что честность и справедливость в этом мире есть, он будет более открыт окружающему его миру, менее замкнут и недоверчив. После школы легче пройдет его вхождение во взрослую жизнь.

Умение дружить, любить, понимать прекрасное, быть терпеливым, стойким, хорошо относиться к людям, бороться с собственными недостатками-вот далеко неполный перчень того, чему может научить ребенка учитель. В семилетнем возрасте в Древней Греции ребенка передавали педагогу ( в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребенка»). Как правило, это был старый и увечный раб, который не годился для другой работы. Он отводил ребенка в школу, нес его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. В настоящее время я придаю слову «педагог» в прямом его переводе новое звучание. Это человек, сопровождающий ребенка в его жизни: учебной, творческой, трудовой, общественной. Он раскрывает его таланты, помогает преодолеть его недостатки, учит налаживать отношения как с одноклассниками, так и с родителями, не боится сказать ребенку правду, при этом не оскорбив его чувства, становится эталоном для ребенка в своем отношении к делу, которому он посвятил жизнь, в его отношении к людям. Он не побоится обсудить с детьми те проблемы, которые есть в нашей стране, но при этом научит любить свою Родину и гордиться ей.

Ну кто попробует сказать, что профессия учителя устарела, и скоро его заменят очень умные машины? С незапамятных времен дети слушали, уважали и любили своих учителей и так будет всегда. Конфуций, Сократ и могие другие имена остались в истории, потому что они были учителями, воспитывали молодое поколение. Прошли тысячи лет-учителя по-прежнему нужны. Профессия учителя-это вечная профессия.

Как известно, любая дорога начинается с первого шага. Каждый из нас сделает свои шаги по дороге жизни, каждый из нас оставит на ней свой след. Кто поможет человеку шагнуть в неизвестный и такой чужой мир? Родители пытаются оградить ребенка, защитить его от напастей, дают ему первые знания о мире. Но рано или поздно им придется отпустить его. И тогда уже первые знания ребенку даст учитель – человек, который своим опытом и умением фактически определяет будущее своего ученика.

С того самого момента, когда на свете появилось второе поколение людей, возникла потребность в передаче знаний. Старики пытались сохранить свои знания перед смертью. Молодые стремились получить знания и приспособиться к условиям жизни. Так появились первые учителя – посредники между прошлым и будущим. Со временем профессия учителя развивалась. Уже в Древней Греции и в Древнем Риме появились первые школы, в которых седовласые мудрецы преподавали ученикам азы различных дисциплин. Образование, бывшее сначала привилегией богатых и достойных людей, вскоре стало обязательным, появилось больше дисциплин, возрос сам уровень знаний. Таким образом, можно сказать, что профессия учителя появилась практически с возникновением человеческой расы.

Кто же такой учитель на самом деле? Прежде всего, это — живая энциклопедия, колодезь знаний, к которому готовы припасть дети. Но только ли? Попробуйте посадить вместо учителя робота, обладающего теми же знаниями, и вы увидите, что далеко не все ученики будут его слушать. Учитель – не просто источник знаний. Он должен обладать живым умом, должен уметь донести истину до любого ученика. Но прежде всего – он должен быть человечным и открытым. Только человек, понимающий детей, сможет стать превосходным учителем. Суметь пробить дорогу к детским сердцам и привить детям тягу к знаниям – вот главная задача учителя.

Самыми строжайшими судьями для учителя всегда будут являться дети. Но это не так смешно, как кажется. Пусть дети не столь изворотливы и искушены, как сами взрослые, но они честны и восприимчивы, как никто другой. Что бы ни сказал учитель, что бы он ни сделал – в будущем следы каждого поступка учителя запечатлеются в характере ученика. С ребенка сойдет его наивность, корабль детства уплывет в безбрежные дали, но характер ребенка навсегда останется таким, каким его из податливой глины вылепил сам учитель. И не будет для учителя оценки строже, не будет худшего свидетельства его ошибок, чем выросший ребенок, ставший наркоманом, вором или убийцей. Ошибка учителя может стоить гораздо больше всему обществу, нежели самому учителю. Всегда нужно помнить об этом.

Каким является ребенок на раннем пути своего развития? Каждый ребенок может служить наглядным примером, показателем тех слоев культуры, где он родился и вырос. Прибавьте к этому личные качества ребенка, формировавшиеся в нем с самого момента его рождения – и вы получите уникального, ни на кого не похожего маленького человека. Но каждый ребенок разный, а в одном классе их будет несколько десятков. Здесь проявляется одно из самых важных умений учителя – умение найти подход к каждому ребенку, независимо от своих личных предпочтений. Учитель никогда не оставит в стороне ребенка, будь он даже самым замкнутым и непонятливым человеком в мире.

Каким должен быть настоящий учитель? На этот вопрос нет однозначного ответа. Один ученик захочет доброго и понимающего учителя, другому нужен будет жесткий и строгий учитель. Но самое главное – учитель не должен механически повторять заученные истины. Он не должен быть злым, глухим к чужим проблемам. Настоящий учитель способен помочь своим ученикам, научить их своим примером.

Отдельной проблемой являются расхождения между тем, что учитель говорит и тем, что учитель делает. Дети ясно видят, когда сам учитель верит тому, что он говорит, когда он сомневается, когда он твердит понятия, над которыми всегда смеялся. Грани нравственности становятся более размытыми, нечеткими, ребенок видит неверие учителя и сам перестает верить. Профессия учителя являет собой неприкрытую правду жизни и совмещена с настоящим цинизмом и иронией. Но учитель не должен убить в ученике веру в разумное, доброе, вечное! Ребенок, в мировоззрении которого не осталось места для сказки, уже никогда не признает над собой других, никогда не увидит в жизни света. Своим неверием учитель убивает веру у своих подопечных. А это страшнее даже, чем недодать ученику некоторые знания.

«Учитель» — это звание всегда звучит гордо. Учитель должен быть таковым не по профессии, но по призванию. Человек, который не любит свою работу, не умеет отдавать ей себя без остатка, не сможет делать её по-настоящему хорошо. А воспитание детей, заложение в них первых ростков нравственности – столь тонкая работа, что к ней нельзя подходить небрежно, «спустя рукава». Как сказал Василий Сухомлинский: «Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием». В работе учителя не может быть небрежности, упущенных моментов, все сказанное и сделанное им является очень важным.

В России положение учителей является незавидным. Людей, идущих этим путем, можно практически считать живыми героями. Маленькие зарплаты, нестабильность, нечестность «власть предержащих» — лишь малый список всех опасностей, поджидающих учителя. А ведь, чтобы пойти работать учителем, требуется немалый багаж знаний, достоинство, честность по отношению к себе и детям. Если прибавить ко всему этому вышесказанное – учитель получается практически идеальным человеком, этаким «флагманом эпохи», совмещающим в себе древнюю мудрость, незыблемые принципы и нравственный стержень.

Итак, к чему же мы пришли? Прежде всего, учитель должен давать знания. Но, помимо этого, он должен обладать силой личности, искренностью, принципиальностью и честностью. Он всегда сумеет ободрить ребенка, наставить его на путь истинный, и час, когда уже взрослый ученик подойдет и скажет ему «спасибо», будет для него высшей наградой. Учитель – вечная профессия. Только со смертью человечества она канет в лету. И, как это ни странно, именно с деградацией профессии учителя, человечество умрет, не в силах больше передавать накопленные знания от себя к себе. Давайте мы все вместе попытаемся сделать так, чтобы такого не случилось. Давайте уважать учителей, помогать им всем, чем только можно. И тогда, возможно, учителя станут теми великими героями, какими мы все будем их видеть.

Напоследок я хотел бы представить одну картину. По ровной, широкой глади моря плывет прочный корабль. На нем стоят дети, вглядываясь в даль, понимая, постигая жизнь. На носу корабля стоит учитель, он же капитан и штурман на этом корабле. Позади корабля остаются серые пустыни и голые холмы. Впереди – череда немыслимых, фантастических образов, через которые пройдет корабль, прежде чем пристанет к другим берегам. Там будут царить безмятежность и счастье, ничто не сможет омрачить идиллических пейзажей, нарушить спокойствие зеленых полей, голубых небес. Море – это Вечность. Два берега – это Прошлое и Будущее. Учитель всегда будет вести корабль с Детьми по морским пучинам, не меняя курса на Будущее. Будут меняться лишь лица, сама суть никогда не изменится. Учитель был, есть и навсегда останется профессией на века!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать интерес к профессии учитель, уважение к труду взрослых.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Библиографический список:

http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-profesija-uchitel-po-proforientaci-v-nachalnyh-klasah-odincova-r-n.html

http://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%A3%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F.html

https://edunews.ru/professii/obzor/pedagogical/uchitel.html

http://www.proprof.ru/stati/career/vybor-professii/o-professiyah/professiya-uchitel

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Организационный этап:

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Яна Александровна. Рада всех вас видеть. Я студентка педагогического колледжа имени Куратова.

Я вижу, что все готовы к нашему занятию, присаживайтесь.

Давайте вспомним, с какими профессиями мы знакомились на прошлых занятиях.
Сегодня мы тоже ознакомится с важной профессией, которая нам так же важна и нужна. Но для этого нам придется вспомнить пару определений.
А кто помнит, что такое профессия?

Профессия (от латинского – объявляю своим делом) - это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений.

А кто помнит, что такое специальность ?

Специальность (от латинского - разновидность) – комплекс приобретённых человеком знаний и практических навыков. Давайте узнаем тему нашего занятия и для этого нам надо

Итак ,не забывайте эти определения,они вам в дальнейшем еще пригодятся.

И чтобы узнать тему нашего занятия, взгляните на экран.
Игра «Собери буквы».

Какое слово получилось?

Верно, молодцы. А вы догадались, какая же тема нашего занятия?

Учитель вечен на Земле!
Как вы думаете, почему тема занятия называется именно так?
Учитель вечен на Земле Действительно, это так и есть, ведь профессия учителя возникла очень давно. Ещё в древние времена открывались школы, детей учили письму, счёту и чтению. Понятие «учитель» возникло уже тогда. И теперь люди, несущие нам образование и разум, важны и значимы. Ведь всегда найдутся те, кто поистине хочет получить хорошие знания, хочет учиться и в будущем учить других, поделиться умом с другими поколениями. Без учителя общество не сумеет правильно развиться и может начать деградировать. Учёба – начало пути в жизнь. И поэтому в любые времена учитель важная профессия, и несмотря на препятствия она всегда будет существовать.

Проверяют свои школьные принадлежности садятся за парты

Специально, намеренно, задумано

Основной этап:

усвоение новых знаний

работа над определением

Профессия учителя - одна из самых древних профессий на Земле. Для каждого человека, на любом этапе его существования необходим человек, который мог бы объяснить ту или иную проблему, ситуацию или просто событие. Уже в глубокой древности, когда люди жили племенами и охотились на мамонтов, самые опытные и мудрые воины становились воспитателями для младших, учили их премудростям охоты.

Впервые упоминание об учителях звучит у Конфуция. Он говорил, что основной задачей данного специалиста является умение открыть новые знания ученику. С течением времени профессия развивалась.

Уже в Древней Греции появлялись первые школы, места, где читались лекции для взрослых людей. Развитие педагогики продолжалось и в средние века.
Педаго́гика— (др.-греч.-искусство воспитания; от παῖς – ребёнок → подросток - веду) наука о воспитании и обучении человека. Несмотря на запреты и преследования, передача знаний и опыта процветала в церквях. Монахи преподавали религиозные учения.

Итак, мы с вами знаем теперь, что в глубокой древности учителе называли воспитателями. В Древней Греции и Египте, например, главными учителями считались жрецы. В Древнем Риме император сам назначал наставников. Ими становились люди ученые, много знающие и много путешествовавшие. В Древнем Риме уже существовали школы, в которых учили мальчиков. Девочки учились дома. Интересно: в Древнем Риме учителя литературы и языка называли "грамматик", а учителя математики – "калькулятор". А вот раб, слуга, который отводил детей в школу, назывался "педагог". Правда, знакомые слова?

В древней Японии существовала даже специальная организация, которая по указу императора назначала учителей. Эти учителя отвечали за воспитание не только детей аристократов и богачей, но и строили школы для детей крестьян и бедняков. Учителей называли "сэнсей".

На Руси первые учителя появились еще при Владимире Красное Солнышко. Уже тогда великий князь издавал указы, согласно которым, на службу к князю принимали только тех, кто умел читать, писать и считать. Поэтому родители старались научить всему своих детей. А учителей в Древней Руси называли "мастер".

Постепенно в России стали появляться педагоги, которые не только обучали детей, они выдвигали новые педагогические идеи, экспериментировали. Свои педагогические убеждения они высказывали в статьях, книгах, которые вызывали живой отклик в обществе.

Итак, сейчас я хочу вам предложить игру

Игра «Подбери к профессии учитель - специальность»

А директор – это специальность? (Должность).

А какие специальности учителей вы знаете?

Молодцы! Много знаете специальностей учителей.

Ребята, а какой учитель учит вас?

А какие предметы преподаёт учитель начальных классов?

Чему ещё учит вас учитель начальных классов?

Правильно. Любить природу, животных, уважать стариков и взрослых, с вниманием и заботой относиться к младшим и сверстникам.

Ребята, давайте подумаем, какими важными качествами должен обладать учитель?

Обязательное для учителя качество — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках.

Учитель должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.

Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание.

Душевная чуткость в характере учителя — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.

Неотъемлемое профессиональное качество учителя — справедливость.

Ребята, как вы думаете, нужна ли нам такая профессия, как учитель?

Да,нам это профессия нужна потому что она направлена на обучение и воспитание будущих поколений. Учитель умеет не просто рассказать информацию, а донести ее до слушателя таким образом, чтобы тот ее запомнил, понял и научился применять в жизни.

Во многих странах отмечают день учителя. И отмечается 5 октября «День учителя». В этот день в школах устраивают дни самоуправления, поздравляют учителей и говорят им слова благодарности.

В нашей стране школьный учитель - это одна из самых почётных, самых уважаемых народом профессий. Труд учителя прекрасен тем, что он формирует самого человека.

умение заинтересовать своим предметом.

В нашей стране так же есть выдающиеся учителя такие как :

Антон Семенович Макаренко.Основные работы: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Методика организации воспитательного процесса» и др. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-беспризорников.

Генрик Гольдшмит (Януш Корчак) Имя Януша Корчака ассоциируется в человеческом сознании с самопожертвованием, героизмом, мученичеством и огромной любовью к детям. Отказавшись от собственной семьи, этот выдающийся польский педагог, автор многочисленных книг о детях и для детей, стал отцом сотен сирот.

До конца своих дней Старый доктор остался верен тем простым жизненным истинам, которые излагал в своих литературных произведениях. И принял смерть, отвергнув предложения о спасении, вместе со своими маленькими воспитанниками в газовой камере нацистского концентрационного лагеря.

И поэтому, кем бы ни стал человек – рабочим или учёным, космонавтом или врачом, - каждый с чувством благодарности вспоминает своего первого учителя, свою школу.

Ребята! А вы знаете, что учитель начальных классов - это первый учитель в жизни человека и его тяжело забыть.

А кто-нибудь из вас хотел бы быть учителем?

А почему же вы хотите стать учителем?

Ребята, как вы думаете, тяжело ли быть учителем?

Я думаю, что быть учителем тяжело надо иметь большее терпение, проверять много детских работ, каждый день готовиться к урокам. Но это не останавливает их,потому что они любят детей и хотят их научить ,открыть для них что то совершенно новое и интересное.

А что нужно, чтобы стать учителем?

А где вы можете получить профессию учителя?

Да, чтобы стать учителем необходимо закончить педколледж или пединститут.

1) Об учителях сказано немало добрых слов. Поэты посвящают им стихи, кинорежиссеры снимают кино, писатели пишут книги. А народ сложил немало пословиц об учителях и учении.

Пословицы разделены на две части. Задача учащихся: найти подходящую пару.

2) Какими качествами характера, по вашему мнению, должен обладать учитель?

Давайте попробуем к каждой букве в этом слове подобрать определение:

Ч– честный. (продолжить разбор слова)

А так же как и в любой профессии есть плюсы и минусы.

Как вы считаете какие плюсы и минусы есть в профессии учитель?

К плюсам можно отнести: общение с детьми, умственную работу, стабильность в работе, признание со стороны общественности.

А минусами являются: большая ответственность, психологическое давление и стрессовые ситуации.

Как вы думаете, трудно ли быть учителем? А что, на ваш взгляд, больше всего расстраивает учителей? (плохое поведение учащихся, невыполненные задания)

Проигрывание ситуаций

1. Дети шумят в классе. Привлечь внимание класса.

2. Задание для двоих: известно, что учитель много пишет. Кто напишет быстрее, грамотнее и красивее учитель .

3. Настоящий учитель должен быть не только умным, но и находчивым. А ученики часто задают вопросы, ответить на которые очень трудно. Сможете ли вы решить задачки:


Когда вы поняли, что хотите быть учителем?

Я с детства любила играть в преподавателя. Когда мне было 5 лет, мои мягкие игрушки ходили в школу. В 12 дома появилась небольшая белая доска, на которой можно было записывать «задания». Я заводила школьные дневники несуществующих детей с рандомными именами, где выставляла им оценки.

Мой папа — учитель. Когда я была маленькая, к нему часто приходили ученики, иногда всем классом — они рассаживались, едва помещаясь, в комнате, бабушка их кормила — это выглядело как здоровое дружеское взаимодействие. И этот образ со мной остался.

Классе в восьмом я думала, что буду журналисткой. Хотела записаться в кружок журналистики, но попала только на платное отделение, а денег в семье особо не было. Мама, которая почему-то очень не хотела, чтобы я шла в журналистику, узнала, что легендарная петербургская учительница Рахиль Израилевна Беккер набирает детей в кружок анализа художественного текста. И так как я не попала на журналистику, пошла туда — это определило мой интерес к филологии. Это был потрясающий опыт: мы там сидели по три часа, анализировали тексты каких-нибудь классицистов, было супер.


Какими человеческими и профессиональными качествами должен обладать современный учитель?

Их много, попробую перечислить самые важные.

  • Первое — к детям надо относиться как ко взрослым людям. И помнить, что ты тоже был подростком. Дети это видят и очень ценят.
  • Второе — учителя должен всегда и всерьез интересовать его предмет. Например, едешь в маршрутке, читаешь какое-нибудь объявление, которое висит в салоне, и думаешь: «Какой интересный суффикс, надо будет рассказать об этом на уроке». Вот это правильное отношение. Странно, если такого не происходит. То есть учитель должен воспринимать мир как множество проекций своего предмета.
  • Третье — нужно использовать свою работу как повод поговорить с детьми о том, что ты узнал или понял о мире.
  • Четвертое — сомневаться в себе. Учитель — не тот человек, который уверен в своей непогрешимости и своем авторитете. Авторитет нужно заслуживать каждый раз, заходя в класс. И делать это не при помощи дешевых штучек вроде катастрофического сокращения дистанции, совместных перекуров на переменах или запугивания. Запугать детей — это тоже не авторитет, это власть с одной стороны и страх с другой.
  • Пятое — учитель должен понимать свои ошибки и уметь извиняться.

Еще учителю нужна хорошо развитая рефлексия. Чтобы работать с детьми, важно уметь разбираться со своим внутренним ребенком, со своими реакциями: почему я сейчас испытываю раздражение? Почему ребенок с третьей парты за секунду умеет довести меня до белого каления? Нужно уметь это отслеживать. Прекрасно, если у учителя есть чувство юмора. Профессор Института педагогики СПбГУ Елена Ивановна Казакова, у которой я училась в магистратуре и аспирантуре, говорила так: «Если во время урока из кабинета ни разу не раздался смех, это плохой урок».

Тем, кто идет в школу за властью, лучше отказаться от профессии учителя. Тем, кто всерьез, без иронии, руководствуется формулой «Учить разумному, доброму, вечному», тоже лучше не работать с детьми. Во-первых, это ужасная пошлость. Во-вторых, это просто опасно — железная убежденность в том, что ты точно знаешь, как надо детям.


Как изменилась профессия учителя и отношение к ней за последние двадцать лет?

Профессия изменилась, а учителя, к сожалению, изменились далеко не все. Утверждение, что молодой учитель всегда прогрессивный, — это миф. Если у молодого учителя нет прогрессивного бэкграунда, очень велик риск, что он продолжит традицию авторитарного советского образования. Если он придет в среднестатистическую российскую школу после среднестатистического педагогического института, ему быстро объяснят, что с детьми надо построже, что главное — дисциплина, что любое нарушение дистанции — это плохо. И он станет построже. И от бессилия рано или поздно начнет орать на детей. И никто ему не объяснит, что орать — это не норма.

Если в нежном возрасте посмотреть «Общество мертвых поэтов», персонаж Робина Уильямса может стать правильным ориентиром

Я вижу очень много примеров, когда молодые учителя приходят в школу и не делают ничего нового. И не меньше примеров, когда учителя 50+ или 60+ умеют учиться, скачивают себе Zoom, экспериментируют. Это не то чтобы очень зависит от возраста.


Насколько оправданны опасения, что всеобщая цифровизация образования со временем сделает профессию учителя бесполезной?

Совершенно неоправданны и даже смешны. Недавний опыт дистанционного обучения доказал как раз обратное: без учителя такая форма образования невозможна, потому что тогда будет просто некому мотивировать и направлять ребенка.

Цифровизация образования, частичный переход на самостоятельное обучение и интерактивные форматы (например, видеоуроки по теории) освобождают учителю больше времени на главное — на обратную связь. Главная работа учителя — рассказать ребенку, где именно он ошибся, что он сделал не так, и объяснить, как можно избежать этих ошибок в будущем. Для большинства учеников это гораздо важнее, чем просто отметка. Даже когда у них тройбан, но им объяснили, что было не так, они в полном восторге, потому что наконец-то поняли, что надо делать.

Я на дистанционке делала так: присылала файл, в Word или PDF, задания со своими пометками, а потом записывала длинное голосовое сообщение. Предварительно я провела опрос среди учеников и узнала, как им было бы удобнее получать от меня обратную связь. Большинство сказали, что голосовые сообщения — это отлично. Мне тоже нравится, удобно и экономит время.

«Билет в будущее» — проект ранней профориентации для учеников 6–11-х классов, который с 2018 года реализуется Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» в рамках нацпроекта «Образование».

После онлайн-тестирования, которое помогает определить сферу профессиональных интересов, участники больше узнают о самих профессиях под руководством опытных наставников. По итогам подросток получает рекомендации, в каком направлении и как ему развиваться. В 2020 году стартовал третий цикл проекта, к нему присоединились более 70 регионов России. Чтобы стать участником проекта, нужно зарегистрироваться на платформе.

Читайте также: