Почему выбор профессии относится к семейным правоотношениям

Опубликовано: 17.05.2024

Основные позиции родителей относительно профессионального будущего детей:

Позитивная активная позиция. Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.

Жесткая активная позиция. Родители безапелляционно, иногда в ультимативной форме предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения. При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются минимально или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.

Пассивная позиция. Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план. Иногда такая позиция вызвана негативным опытом со старшим ребенком, когда жесткая позиция вызвала нежелательные последствия.

Предложение не соответствует индивидуальным особенностям ребенка, потому что родители недостаточно адекватно его оценивают.

Родители не учитывают, что выбор профессии – процесс не только рациональный, но и эмоциональный. Поэтому, даже вполне адекватный совет иногда отвергается – ребенок не видит себя в предлагаемой деятельности.

Предложение родителей не соответствует мотивации ребенка, потому что родители не принимают ее всерьез («мал еще, ничего не понимает, потом будет благодарен») или хотят, чтобы ребенок реализовал их планы («станешь врачом, будешь нас лечить», «станешь экономистом – передадим тебе семейный бизнес» и т.п.).

Родители предлагают ребенку не профессию, а учебное заведение. Такое предложение вообще не воспринимается ребенком в качестве совета, а родители, несмотря на участие, оцениваются как самоустранившиеся. В этой ситуации консультант объясняет, что целесообразно сначала выбрать профессию, а потом – учебное заведение.

Родители предлагают ребенку выбрать профессию, которая с их точки зрения, всегда будет востребована. Как правило, именно в этом пункте установка родителей особенно твердая («будешь учиться на экономиста, или не рассчитывай на нашу помощь»).

Следует сказать ,что самые адекватные советы родителей оказываются не воспринятыми, если между детьми и родителями отсутствует контакт. Чаще всего, нарушение семейных взаимоотношений наступает именно тогда, когда ребенок становится подростком. Рассматриваем конфликтные ситуации, которые вызваны неправильным поведением родителей.

Часто родители подростка не осознают необходимость перестройки отношений «взрослый – ребенок», продолжают привычную линию поведения. В тех случаях, когда это поведение авторитарное, то есть родители считают себя всегда правыми, мнением детей не интересуются, настаивают на безусловном выполнении своих требований, - у ребенка могут возникнуть проблемы. Родители жалуются на возникшее плохое поведение, грубость, лживость, непослушание. Для устранения причины защитно-протестной реакции, необходимо выстраивать отношения с подростком, основанных на взаимоуважении и взаимодоверии.

Иногда родители проецируют на ребенка свои собственные качества, чувства, проблемы. Это порождает неадекватные требования и ожидания. Из-за этого у детей может возникнуть психологическая защита по типу отрицания – они просто перестают слышать то, что им говорят. Именно такие дети ставят прочерк в анкете, отвечая на вопрос «Что советуют родители?».

Некоторые родители предъявляют ребенку завышенные требования, не соответствующие его возможностям; постоянно ставят ему в пример более успешных сверстников, старших, а иногда и младших братьев и сестер. Такое поведение приводит к формированию у ребенка неадекватной самооценки вплоть до комплекса неполноценности. Следствием является снижение успешности всех видов деятельности и уровня притязаний. При этом родители обвиняют ребенка в лени.

Уважаемые родители!

степень Вашего влияния на выбор образовательного маршрута и профессиональное самоопределение ребёнка колоссальна!

Причем это влияние не обязательно выражается в форме конкретного совета или указания. Часто оно носит опосредованный (косвенный) характер: мимоходом высказанное мнение, профессиональный личный пример, отношение к каким-то конкретным профессиям и взаимоотношения с людьми как представителями профессий .

Наиболее частые ошибки

профессионального

- Ограничение исключительно престижностью профессии.

-Ориентация исключительно на высокую заработную плату.

-Ориентация исключительно на комфортные условия труда.

-Снижение до минимума трудностей обучения.

-Следование только указаниям родителей.

-Учеба за компанию, вместе с друзьями.

Ваша помощь ребенку в профессиональном самоопределении может заключаться в следующем: совет, приобретение необходимых справочников, сбор информации об учебных заведениях

Совет родителям.

Хочется предостеречь от советов в форме категоричных рекомендаций и указаний собственному ребёнку, особенно если Ваш вариант идет вразрез с желаниями ребёнка.

В данной статье даны советы родителям как помочь ребёнку с выбором будущей профессии.

ВложениеРазмер
vliyanie_roditeley_na_professionalnyy_vybor_rebenka.docx 24.18 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР РЕБЕНКА

У каждого подростка рано или поздно возникает проблема - проблема выбора его будущей профессии. Это очень ответственный и сложный шаг в его жизни. Получится ли у молодого человека реализовать свои возможности, найти своё место в жизни, зависит именно от того, правильно ли он выберет свою будущую профессию.

Мир профессий велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. И совсем не просто разобраться в этом многообразии, взвесить свои возможности, сделать правильный выбор. На сегодняшний день молодёжь больше всего привлекают такие профессии, как юрист, экономист, менеджер, а учиться на рабочую профессию идут с нежеланием, хотя уже давно существует проблема перенасыщения рынка труда специалистами этих специальностей. В силу своей неопытности молодые люди не понимают, что сейчас иметь хорошую рабочую профессию намного надежнее, чем быть выпускником вуза. И, что немаловажно, в средние специальные учебные заведения поступить во многих случаях проще, чем в вузы. Поэтому необходимо правильно сориентировать выпускника школы и объяснить, что выбор рабочей профессии - удачный старт для профессионального и карьерного роста. Ведь зачастую успешные руководители в сфере промышленности начинали свою карьеру с освоения рабочей профессии.

Самоопределение в своей будущей профессии начинается в раннем детстве, когда ребёнок играет, и постепенно доходит до своего завершения в подростковом возрасте. Младший школьник подражает значимым взрослым: родителям, учителям. Свои возможности младшие школьники реализуют в учебной и трудовой деятельности. Подростковый возраст - возраст быстро нарастающего логического мышления, активности, инициативности, смелости, мужества, а также нравственно-эмоционального развития. В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от фантазий, в которых ребёнок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходиться ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт - сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из книг, телепередач и т.п. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребёнком. Кроме того, нужно верно оценить свои возможности - уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

Уходя из школы после 11 или 9 классов, подростку необходимо создать жизненный план - решить вопросы кем быть и каким быть. Он должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей.

Многие подростки оказываются в стрессовой ситуации, особенно если они собираются уйти из школы после 9 класса. Это происходит от того, что, с одной стороны, подростку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. И вот именно в этот период необходимо помочь ребёнку, чтобы он не совершил ошибку, и у него не возникло чувство разочарования.

Я провела анкету среди студентов 1 курса, чтобы узнать, почему ребята выбрали ту или иную профессию, осознанный ли был выбор, кто повлиял на окончательное решение? Результаты показали, что во всех школах проводились классные часы по профориентации, но только в одной школе были экскурсии на предприятия города. Практически все ребята пришли к нам по совету родственников или родителей. Очень порадовало, что большинство ребят окончательное решение принимали совместно с родителями, или ребёнок сделал выбор самостоятельно. Но очень печально, что всё же есть ребята, которые пришли в наш колледж за компанию с друзьями или поступить сюда их заставили родители. Через некоторое время такие ребята могут столкнуться с определёнными трудностями: учиться неинтересно, скучно, трудно. И тогда у них может возникнуть чувство разочарования и непонимания: зачем они здесь, для чего.

Влияние родителей на профессиональный выбор ребенка очень велико. Оно может выражаться не только в качестве указания или какого-то совета. Это может быть и высказанное при случае мнение, и взаимоотношения с людьми как представителями определённых профессий, и личный профессиональный пример, и многое другое.

Важно понимание родителями, что необходимо обращать внимание не только на то, как учится их ребёнок, но и на его интересы, его способности и на моральные качества. Родители должны воспитывать в своих детях положительное отношение к общественному долгу, способствовать и всячески содействовать реализации склонностей и способностей ребенка, а так же приучать их к труду. «Прививать трудолюбие ребёнку нужно, как только он встал на собственные ноги и сделал первые, неуверенные шаги по земле. В отчем доме в заботе о близких, в освоении повседневных дел воспитывается труженик. Семье по силам научить ребёнка и сочетать личные интересы с общественными, и испытывать потребность в труде, и трудиться умело и весело, и многому другому, что входит в ёмкое понятие «трудолюбие» [4, с.159]. Постоянно занимая ребёнка каким-то полезным делом, родители тем самым приучают его к труду и развивают в нём такие личностные качества, как ответственность, аккуратность, уважение к чужому труду. А впоследствии эти качества будут способствовать появлению умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.

Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей жизни. «Трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека – это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния» [3, с. 223].

Как уже говорилось выше, родители оказывают огромное влияние на выбор своих детей. В связи с этим их «… можно условно разделить на группы: 1) активно влияющие на своих детей в вопросах выбора профессии, дающие им квалифицированный совет; 2) пассивно относящиеся к этому вопросу; 3) представляющие детям самим решать свою судьбу; 4) навязывающие свою волю детям» [1, с.207].

К первой группе принадлежат родители, которые занимают наиболее правильную позицию в данном вопросе. Они принимают активное участие в его решении, но при этом не проявляют авторитарности: прежде чем высказать собственное мнение, внимательно выслушивают соображения ребенка, стараются оценить его способности и наклонности, разобраться в его стремлениях, влечениях и мотивах. Отношения родителей и детей в вопросе выбора профессии здесь основаны на взаимном доверии и уважении, они носят характер своеобразного сотрудничества.

Вторую и третью группы составляют родители с позицией невмешательства. Это родители, которые боятся дать неквалифицированный совет, или равнодушные родители, чаще всего из неблагополучных семей. Причинами такой позиции являются напряженность во взаимоотношениях между родителями и подростком, эмоциональная отчужденность членов семьи, межличностные конфликты. Дети предоставлены сами себе, имеют неполное и искаженное представление о профессиях, о своем профессиональном будущем не задумываются.

К четвёртой группе относятся активные родители с авторитарным стилем воспитания. Они подавляют инициативу ребёнка, считая, что он в силу своей неопытности, незрелости просто не в состоянии еще решать столь сложный и ответственный вопрос и выбор профессии это только их прерогатива. В большинстве случаев такие родители настроены только на получении высшего образования, не обращая внимание на способности и возможности своего ребёнка.

Так как роль родителей в выборе профессии очень велика, работу по профориентации в школе следует вести не только с детьми, но и с их родителями. В настоящее время «существенно уменьшились возможности для детей наблюдать за трудовой деятельностью родителей, за их личным примером в труде. Сейчас и в городских, и в сельских семьях дети видят, как родители собираются на работу и приходят с работы. Но они не наблюдают труд родителей и не всегда знают, в чём он заключается» [2, с. 39.]. Поэтому родителей нужно не только готовить к оказанию помощи детям при выборе будущей профессии, но и привлекать их как специалистов для проведения бесед, рассказов о профессиях и в организации экскурсий на их производство.

Также родителей необходимо информировать о том, что в последние годы профессия рабочего становится всё более востребованной и государство изо всех сил старается поднять её престиж. Условия и оплата труда становятся все более достойными. В частности, сейчас молодому сварщику платят в разы больше, чем начинающему юристу. В университетах образовательный процесс целиком базируется на теории, а обучение в колледже подразумевает 50% времени на практическую работу. Необходимо «убедить родителей, … что для любого молодого человека, кем бы он ни собирался в будущем стать, начало жизненного пути с рабочей профессии не закрывает возможностей роста и совершенствования, получения среднего специального и высшего образования» [1, с. 206]. И такое обучение будет более эффективным, поскольку он знает свою специальность на практике. Кроме того, зная свое дело, выпускник может работать на себя: организовать собственное предприятие или же заняться выполнением заказов физических лиц.

Всем родителям хочется обеспечить благополучие своим детям, чтобы они получили надежную, уважаемую высокооплачиваемую профессию. Но очень важно адекватно оценить способности и возможности своего ребёнка, его интеллектуальный потенциал. Хочется так же предостеречь от категорических рекомендаций и указаний собственному ребенку, особенно если вариант родителей идет вразрез с его желаниями.

Иногда ребёнок выбирает профессию своих родителей, но важно, чтобы выбор был осознанным, а не просто выполнением их воли. Привить любовь к своей профессии можно только личным примером, когда ребёнок видит хорошее отношение родителей к своей работе, их удовлетворённость своей профессией. В нашем колледже есть немало примеров, когда бывшие студенты нашего учебного заведения приводят к нам учиться своих детей. Это очень отрадно, когда дети продолжают семейные традиции, так как знают выбранную профессию с детства, а родители могут передать им своё мастерство и опыт.

И в заключении хочется сказать, что выбор будущей профессии должен быть осознанным и основываться на изучении своих интересов, способностей и на учете ситуации на рынке труда. Если ребёнок сильно сомневается в выборе профессии, то, скорее всего, это не его. Когда находится своя стезя – сомнений не бывает, остаётся абсолютная уверенность и воодушевление. Не нужно зацикливаться на прибыльности. Конечно, необходимо оценивать перспективы, но если человек будет заниматься «своим» делом, то без денег он точно не останется.

1. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учеб. пособие для студентов – слушателей фак. обществ. профессий. М.: Просвещение, 1988. – 272 с.

2. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. – М.: Юрид. лит.,1989.-448 с.

3. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и авт. вступит. статьи В.С. Хелемендик. - М.: Политиздат, 1990. – 415 с.

4. Разумихина Г. П. Мир семьи: книга для учащихся ст. классов по курсу «Этика и психология семейной жизни». – М.: Просвещение, 1986. – 208с.

Прочитав огромное количество книг, проведя множество профориентационных консультаций – родитель+подросток, обобщив свой родительский опыт, хотелось бы поделиться с читателями своими практическими наблюдениями и возможно, найти свой собственный эффективный родительский метод – как не навредить своему ребенку и помочь в выборе профессии

Если обратиться к истории вопроса, интересным и удивительным представляется факт, что еще начале 20 века, созданная государством Служба по приисканию Работы, опубликовала результаты опроса, в котором были выделены 4 фактора, влияющие на выбор профессии: случайный выбор, по призванию, по расчету, семейные традиции.

Ничего не изменилось за 100 лишним лет? Изменился мир, технологии, Илон Маск ходит на свидание с роботом, беспилотные автомобили ездят по улицам городов, а ответ на один из самых важных вопросов в нашей жизни, по-прежнему вызывает замешательство и требует немало усилий для поиска. Так как же помочь своему ребенку, сократить этот долгий путь поиска и найти дело жизни?

Если предположить, что читающие нас родители подростков, поколение 35-40 лет, то не ошибусь, определив нас как поколение «экономистов-юристов». В момент нашего выбора профессии, это были самые трендовые и на тот момент, обещавшие стабильное будущее профессии. Вспомните свое состояние, как вы выбирали? В какую категорию из 4 х, опросника столетней давности вы попали? Делая выбор после развала СССР, в эпоху «лихих 90х», экономического кризиса, важными критериями в выборе профессии были – стабильность заработка, востребованность, авторитетность. Мы выбирали профессию если не на всю жизнь, то на долгие годы. А уже на последних курсах института, многие сокурсники и я в том числе, задумывались над получением второго высшего образования не только в связи с меняющейся экономикой и требованиями рынка к специалистам, а отчасти от осознания что «ошиблись дверью» при выборе ВУЗа.

Мы живем в мире, который американцы называют миром VUCA — нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном (аббревиатура от volatility, uncertainty, complexity и ambiguity). Именно таков сегодняшний цифровой, роботизированный мир — и он не собирается меняться. Мир VUCA связан с 4 промышленной революцией, но он затрагивает не только экономику или национальные интересы, но и людей, каждого из нас. Чтобы стать успешным в этой ситуации, нужно меняться и нужно готовить к этому наших детей.

Принимая во внимание увеличение пенсионного возраста, увеличение продолжительности жизни, стремительно меняющий мир и изменяющиеся требования к кандидатам на рынке труда, появление новых профессий, обесценивание статичных знаний, мы должны понимать, что, нашим детям нужно будет учиться всю жизнь, так называемая концепция – Long-life learning. Образовательная траектория проходит через изменения – наши дети будут учиться дольше получать и не одно! высшее образование, не до 25, а до 60 лет. Уже сегодня, в течении жизни мы меняем свою профессию до 8 раз, а наши дети будут менять каждые 3-4- года, менять не должности – идя вверх по карьерной лестнице -от ведущего специалиста до руководителя департамента, а менять сферу деятельности, индустрию, разворачиваться на 180 градусов и осваивать новые знания.

Как подготовить своего ребенка к завтра, максимально эффективно «подруливая» карьерную стратегию и эффективно инвестируя в будущее?

Первый вопрос, с которым сталкиваются родители – когда начинать? Необходимость выбора ЕГЭ, ГИА, выбора специализированного класса, чаще всего начиная с 7го, диктует возраст 13-14 лет. Большинство профориентационных, психометрических научных методик применяются как раз с этого возраста. И это не случайно. В возрасте 13-14 лет, происходит становление личностных ценностей и жизненных целей, подростку интересно изучать себя, проявляется склонность к рефлексии. Именно в этом возрасте подросток начинает задумываться — кто я, в чем мои таланты, склонности, сильные и слабые стороны?

И каждый любящий родитель, исходя из своих лучших побуждений, помня свой опыт, конечно, старается на этом этапе приложить максимум усилий, и помочь своему чаду.

Попробуем в этом разобраться.

  • Воспитывайте в ребенке самостоятельность, просто примите тот факт, что ваш ребенок – личность. Самостоятельная, думающая, ответственная. И выбор профессии, при всей сложности и чрезвычайной важности, он способен сделать сам и жить с последствиями этого выбора придется ему, а не вам. Надо ли говорить, что ждать самостоятельности, заправляя постель десятикласснику и убираясь в его комнате, затея бессмысленная?
  • Чтобы понимать в каком направлении двигаться, узнайте какими способностями и ключевыми компетенциями ваш ребенок обладает и какие интересы проявляет. С этим отлично справляются всевозможные психометрические профориентационные тесты. Не путайте с тестами — пятиминутками по даже рождения, линиям руки, импульсам мозга, столь распространёнными в соцсетях. Получив результаты теста, не ставьте диагнозов и приговоров – низкие математические способности для вашей дочери, мечтающей стать психологом, всего лишь зона роста. Интерес – самый мощный мотивационный фактор. Отнеситесь к этим результатам как к задаче – на выполнение которой просто нужно больше времени и усилий.
  • Изучите рынок труда и востребованность профессий, все больше профессий становятся «ветеранами», мимикрируют или вообще исчезают. К 2030 году, например, с развитием автоматизации, возможности работать удаленно, практически исчезнет такая профессия как бухгалтер, нотариус, юрист, турагент.
  • Исследуйте, где обучают выбранной специальности, какие ВУЗы, колледжи, какие требования к сдаче экзаменов, конкурс при поступлении. Такие ресурсы как учеба.ру, поступи-онлайн.ру обладают актуальной и обширной базой всех учебных заведений. Акцент на месторасположение ВУЗа, если он находится в другом городе, области или стране. Достаточно большой процент студентов первокурсников, успешно сдающих первые сессии, все же возвращаются в родной город – из-за эмоциональной неготовности жить вдали от семьи.
  • Семейные профессиональные династии – на каждой второй консультации, слышу такие аргументы как – в нашей семье нет врачей, как же она будет учиться и работать, или в нашей семье все врачи до 7го колена, как же дочь станет разработчиком дистанционных курсов! Врача можете заменить на любую профессию – юрист, преподаватель, военный и т.п.
  • Любимый предмет — не значит профессия. Лично знаю учителей географии, биологии, преподавателей иностранных языков, поступивших в ВУЗ только из-за того, что любили предмет в школе, но ни дня не проработавшие по специальности.
  • Установки и шаблоны в отношении профессий. Медицина будущего — это не доктор, который шариковой ручкой пишет непонятные буквы в карточке, а множество возможностей: от IT-медика и сетевого врача до разработчика киберпротезов и оператора медицинских роботов. Геолог, это не бородатый человек, говорящий хриплым басом с гитарой и киркой, лазающий по горам и выискивающий породу, а человек в костюме, сидящий за компьютером и владеющий специализированными программами для моделирования месторождений. Тракторист — это не деревенский житель, в ватнике и сигаретой, а молодой человек с высшим образованием в IT, управляющий беспилотными многофункциональными машинами в поле. Лучший выход, узнать о выбранной профессии — поговорить с профессионалом, а лучше не с одним, узнать профессию изнутри, посмотреть видео о профессии, съездить на экскурсию в компанию или на предприятие (такие услуги сейчас существуют, отдельные компании организовывают профпогружение в профессию).
  • Только ВУЗ, в колледж поступают неудачники. Если ты не поступил в ВУЗ, значит с тобой что-то не так, а если еще и выбрал колледж вместо ВУЗа! Меж тем, колледж, отличная альтернатива.
  • Не забывайте, что для своих детей – мы являемся первой ролевой моделью. Нельзя требовать читать книги, заниматься хобби, делать зарядку, любить свое дело, не демонстрируя это своим примером.

Зная и учитывая все вышеперечисленные факторы, ваш ребенок, может составить свой личный профессиональный план, учитывающий сильные/слабые стороны, определить зоны роста, и наметить первые шаги к достижению поставленной цели — осознанного выбора будущей профессии.

А теперь, наверное, самое важное, на мой взгляд, в этой цели, цели – помочь.

Принимать любить, поддерживать, верить.

Чаще всего, это более чем достаточно, но это и самое трудное для родителей и самое лучшее, что мы можем сделать для наших детей.

Оксана Казакова, автор
Более 15 лет в сфере HR крупных коммерческих банков в области подбора, обучения и развития персонала.
Сертифицированный консультант профориентационной методики «Magellano University», сертифицированный коуч родителей, детей и подростков.

Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Многих родителей беспокоят эти вопросы. Вы прекрасно понимаете, что рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда и на данный момент от выпускника требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. На сегодняшний день актуальны такие вопросы, как безработица, невостребованность профессий, необходимость переподготовки кадров. Ежегодно появляются новые профессии, многие профессии «умирают» или становятся невостребованными.

Ошибочный выбор профессии сейчас слишком дорого стоит. Это и ощущение собственной неуспешности, и неудовлетворенность собственной жизнью, и упадок духа и сил, и потеря смысла жизни, и многое другое. Последствия могут быть слишком трагичными, поэтому мы не можем оставить без внимания вопрос выбора профессии, которое предполагает профильное обучение в старшей школе. И сегодня школьник должен сделать грамотный выбор будущей профессиональной деятельности.

Советуя своим детям в выборе профессии, родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма неприятно сказываются на судьбах детей. Среди часто встречающихся причин, приводящих к неправильному «подсказыванию» со стороны родителей в выборе профессии, следующие:

  1. Недостаточная информированность о профессиях самих родителей

Многие родители, к сожалению, не могут дать совет детям в профессиональном выборе именно потому, что сами мало знают о профессиях, об их требованиях, о правилах, которыми следует руководствоваться при решении столь важного вопроса, об учебных заведениях. Часто родители не задумываются над тем, будет ли профессия соответствовать склонностям детей, готовы ли они нравственно, социально, психологически соответствовать требованиям профессии.

Совет родителям. Найдите и прочитайте вместе с сыном или дочерью специальную литературу о заинтересовавшей профессии, ознакомьтесь с профессиограммой, поговорите с человеком этой профессией, посетите вместе учебное заведение, где готовят этих специалистов, узнайте о перспективах трудоустройства и профессионального роста.

  1. Неумеренная переоценка способностей своих детей.

Казалось бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей, могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим.

  1. Незнание самих правил выбора профессий. Выбирать по душе надо не только профессию, но и связанный с нею образ жизни и подходящий вид деятельности. Для одних профессий необходимо усидчивость, для других характерен постоянный риск. Один человек не терпит монотонности, другой не выносит суеты. Все это надо учитывать. Нельзя относиться к профессии, как к чему-то вечному, неизменному.
  2. Автоматический перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Одно дело любить книги, и совсем другое – быть учителем без педагогических способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.
  3. Выбирая профессию, путь ее получения, подростки и родители часто упускают из виду еще одну немаловажную проблему – возможность трудоустройства по выбранной профессии после окончания учебного заведения.

Совет родителям. Влиять на формирование интересов, помогать развитию способностей нужно, но навязывать свою волю, не следует даже в том случае, если это вызвано самыми добрыми намерениями. Нельзя решать за детей, нельзя допускать, чтобы забота о детях превращалась в думанье за них. Подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в то же время они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата, давления. В последнем случае может возникнуть психологический бунт, проявляемый либо в форме бурного разлада с родителями, выражающегося в стремлении поступить “назло” родителям, хотя, порой, и вопреки своим интересам и склонностям, либо в форме полнейшего смирения с судьбой, глубокой апатией.

Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:

Родители, помните, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии, как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз!

Памятка для детей и их родителей по выбору профессии

Уважаемые папы и мамы!

Успех профессиональной деятельности заключается в том, чтобы ХОЧУ (желание подростка), МОГУ (способности и возможности подростка) и НАДО (востребованность) совпадали.

Влияние родителей на выбор профессии весьма значительно. На что следует обратить внимание и к чему из сказанного стоит прислушаться, а что стоит решать самостоятельно старшекласснику? Как правильно реагировать на советы и как они могут повлиять на вашу дальнейшую судьбу. Узнайте ответы на эти вопросы, ознакомившись с материалом.

Одни люди с обидой рассказывают о том, как им пришлось потратить с десяток лет на учебу и работу «для мамы» — и лишь потом взять на себя, наконец, смелость вернуться к тому, чем всегда так хотелось заниматься самим. Поистине детский восторг от обретения любимого дела иногда сопровождается чувством досады. Досады на то, что столько лет потрачено зря. На то, что все, кто стартовали тогда, сразу после школы, добились уже многого — и их не догнать. Досады на то, что уже не так просто дается и второе высшее образование, и перемена привычного образа жизни.

Другие же говорят, что благодарны матери или отцу. Что только впоследствии осознали, насколько близкой и «своей» стала для них… навязанная профессия. Здесь можно услышать истории вроде: «Я же была совсем девчонкой, ветер в голове — то в актрисы хотелось после удачной роли в школьном спектакле, то вслед за подружками поступить на престижный экономический. Если б папа тогда не настоял тогда на образовании инженера, не знаю, что бы со мной было».

Надо ли слушать старших, когда выбираешь профессию и вуз? С одной стороны, вы строите свою жизнь, в которой предстоит жить самим — и отвечать за себя самим. С другой стороны, родители не чужие вам люди и желают добра — а значит, к их советам стоит прислушаться.

Попробуем разобраться. Итак, ваши мнения разошлись. Посмотрим, какие точки зрения обычно высказывают старшие, чем они обычно аргументируют свою позицию — и как на это реагировать.

«В этой профессии денег никогда не заработаешь»

Родители рекомендуют вам обратить внимание на денежные, по их мнению, варианты. Прежде всего, задумайтесь, насколько финансовая независимость и материальный достаток значимы для вас самих. Зарабатывать на элементарные траты можно абсолютно в любой профессии, а вот стать владельцем яхты, новой шикарной машины и виллы на берегу моря может, действительно, представитель далеко не каждой специальности. Важно объективно оценить необходимый вам уровень дохода. Именно поэтому здесь стоит прислушаться к мнению взрослого: самому бывает трудно оценить свои потребности, если обычно их обеспечивают взрослые.

При этом нужно иметь в виду, что взрослые не всегда обладают правильной информацией по этому вопросу, хотя и жизненный опыт значит многое. Всё же перепроверьте услышанное: вы можете, например, зайти на сайты по поиску работы и посмотреть на востребованность профессии на рынке труда и уровень предлагаемого дохода.

«Мне не удалось, зато ты туда поступишь»

Иногда бывает, что по разным причинам родители не смогли реализовать свою мечту и, видя в ребенке свое продолжение, хотят, чтобы эту мечту осуществил он. Нужно серьезно отнестись к этому решению. Хорошо, если вы действительно получили «в наследство» от мамы или папы способности и интерес именно к этой профессии. А если нет? Лучше и не пытаться быть не собой, а другим человеком. Это может иметь серьезные последствия — особенно если ожидания оправдать не удастся.

Здесь необходим серьезный разговор. Попробуйте понять, исходя из чего семья советует избрать такой жизненный путь. Разъясните свою позицию: вы другой человек, со своими интересами, способностями и желаниями.

«У тебя не получится»

Родители убеждают, что и сама профессия, и даже обучение на интересующем вас факультете слишком сложны. Они считают, что вы переоцениваете свои силы и не понимаете, насколько тяжело вам придется: «А помнишь, наш сосед, как ни старался, вылетел с третьего курса?»

Стоит прислушаться к этим доводам и точнее разобраться с тем, что же вас ждет, на какие предметы будет делаться упор при обучении — и на каком уровне сложности. Оцените объективно свои возможности, снимите «розовые очки». Впрочем, родители рискуют и недооценить ваши силы, особенно если вы замечали, что так было и в других областях.

«Я же лучше знаю: эта профессия идеальна для тебя!»

Наверное, в первый момент такие заявления вызывают только чувство протеста, но не торопитесь затыкать уши и отворачиваться. Попросите маму с папой объяснить их позицию. Возможно, окажется, что они замечают в вас какие-то качества, которых вы сами не видите. Особенно это актуально в ситуации, когда вы сами еще не определились окончательно. Иногда близкие люди видят особенности и способности человека даже лучше, чем он сам. Задумайтесь, насколько хорошо знают вас родители, насколько у вас доверительные отношения. Или у них в голове всё еще образ того ребенка, которым вы уже перестали быть? Смогли бы вы, скажем, поехать учиться в другой город? Не страшно?

«Ты нас разоришь!»

Порой родители говорят вещи, которые вообще нельзя оставлять без внимания. Самый яркий пример — если обучение в выбранном вами вузе платное и семья не потянет таких расходов. В таком случае можно постараться найти компромисс. Либо поискать вуз, в котором обучение по этой же или близкой специальности будет дешевле (или где есть шансы поступить на бюджетное отделение). Либо — если вам так важен именно этот вуз, — договориться, что часть средств за обучение вы будете вносить из собственных денег. Это может быть подработка, это может быть договоренность о сокращении средств на личные расходы, вы можете попробовать получить грант на обучение и т. д.

Если родители говорят, что конкретный вуз не дает по выбранной специальности качественного образования, вам тоже лучше заняться совместным поиском компромиссных вариантов.

«Плавали, знаем»

При этом не надо забывать, что и в рамках одной профессии есть очень разные специализации; многое зависит и от непосредственного места работы. Если минусы, названные вам, связаны в основном с этим, то у вас есть шанс пройти по той же профессиональной дорожке совсем иным путем, может быть — более успешным. А мама или папа станут верными советчиками и помощниками в этом, если вы всё же решите последовать их примеру. О чем и можно с ними сразу договориться.

«Там же легко!»

Иногда любимому чаду предлагают пойти учиться в вуз, в который проще поступить, или освоить профессию, по которой потом вас устроят на работу. Конечно, это избавляет от многих проблем, но, прежде чем согласиться, ответьте себе: а готовы ли вы ради легкости отказаться от собственных желаний, стремлений, предпочтений? Что более ценно для вас?

Тут нет «хорошего» и «плохого» — всё зависит от того, ощущаете ли вы уже в себе достаточно сил и уверенности для принятия полностью самостоятельных решений.

«Мы не знаем, каково это»

Родителям всегда бывает очень тревожно, когда ребенок выбирает профессию, далекую от их сферы деятельности — например, сын врачей хочет учиться на режиссера или дочь музыкантов поступает на специальность «Экономика». Эта тревога обусловлена тем, что родители не знают, как помочь вам в будущем, если возникнут какие-то профессиональные вопросы. К тому же часто в таких случаях сама профессия окутана для них мифами, изображающими ее как трудную, или невыгодную, или невостребованную и т. п. Если это ваш случай, устройте родным знакомство с вашим будущим делом. Расскажите, в чем заключаются ежедневные обязанности, где могут работать такие специалисты и какова их зарплата. Тогда больше шансов, что вы получите поддержку в вашем выборе.

***

В общем, все советы старших нужно воспринимать не как истину в последней инстанции, а как еще один источник информации.

Причем источник, хочется надеяться, доброжелательный и конструктивный. Но, как и с любым источником информации, с ним надо работать. Что это значит? Важно спокойно, по-взрослому поговорить с родителями, выяснить причины и аргументы, по которым они дают ту или иную рекомендацию. Чувство протеста («А я всё сделаю по-своему!») — сейчас плохой советчик: вам нужна объективность.

Но любой источник информации не должен быть единственным, и родительское мнение не исключение. Важно изучить мнение самих специалистов в выбранной вами профессии, почитать статьи о ней, узнать как можно подробнее о вузе и факультете, на который собираетесь поступать…

И уже после этого взвешивать все «за» и «против».

Получать информацию можно и нужно разными способами. Семья, чаще всего, источник один из лучших. Но решение всегда остается за вами, ведь вы определяете свой жребий.

В любом случае, поблагодарите близких за неравнодушие к вашей судьбе; уверьте их, что тщательно взвесили все аргументы. И обратитесь с просьбой поддержать ваш выбор — первый взрослый выбор в вашей жизни. Расскажите о том, что их поддержка необходима вам, чем бы вы ни решили заниматься.

Только по-настоящему взрослое, вдумчивое ваше отношение к профориентации даст возможность родителям понять, что вы и вправду уже готовы брать на себя ответственность за свою жизнь.

Капризы, скандалы, нежелание слышать другие мнения — поведение детское, а потому матери или отцу хочется взять жизнь сына или дочери под еще больший контроль. Помните об этой вполне естественной реакции.

Выбор профессии и учебного заведения — пожалуй, первая серьезная проверка на взрослость.

Читайте также: