Какие есть профессии есть в университете

Опубликовано: 03.10.2024

Специальность и факультет – это еще не все, что надо выбрать при поступлении в вуз. От того, куда поступить: в университет, институт или академию – будет зависеть ориентированность подготовки – фундаментальная теория или нужная здесь и сейчас практика

Набор факультетов в государственных и частных университетах России в целом стандартный: в большинстве вузов есть гуманитарные, технические и естественно-научные, на которых можно получить специальности из утвержденного Минобрнауки списка. Какие именно направления представлены в высшем учебном заведении и каким образом в нем готовят специалистов, зависит от профиля университета, академии или института.

Классические университеты

Это самые крупные высшие учебные заведения, в составе которых может быть до двух десятков факультетов. Если в университете соотношение изучаемых гуманитарных и точных наук примерно 60 : 40 и большое количество направлений, по которым ведутся научные исследования, то он считается классическим (многопрофильным).

Итак, примерно половина входящих в структуру классического университета факультетов – гуманитарные и общественно-научные:

  • филологический;
  • философский;
  • журналистики;
  • психологии;
  • социологии;
  • исторический;
  • юридический;
  • экономический;
  • искусств;
  • международных отношений;
  • политологии;
  • иностранных языков – в полноценные факультеты могут выделяться отделения или кафедры:
    • лингвистики;
    • романо-германской филологии;
    • восточных и редких языков;
    • славянской филологии;
    • переводоведения.


    Отдельный факультет рекламы и связей с общественностью вузы открывают редко, чаще всего эту популярную специальность изучают на одном из трех факультетов:

    • филологическом;
    • журналистики;
    • социологии и культурологии.

    Остальные факультеты классического университета – естественно-научные и точных наук:

    • биологический;
    • химический;
    • математический – возможны варианты, когда математику объединяют со смежными научными дисциплинами:
      • мехмат – механико-математический;
      • прикладной математики;
      • механики;
      • компьютерных наук;
      • кибернетики;

      На этих факультетах классических университетов можно получить практически все 180 специальностей бакалавриата и 100 – специалитета.

      Специальности на факультетах университетов и других вузов – академий и институтов – соответствуют тем, что установлены приказом Минобрнауки № 1061.

      Естественно, на филологическом факультете университета можно получить специальности, связанные с лингвистикой, языкознанием и литературоведением; на мехмате – относящиеся к математике, механике, статистике; на юридическом – сопряженные с правом; на экономическом – с финансами, таможенным делом, менеджментом, бухучетом, торговлей, аудитом, госуправлением и т. д. По большинству специальностей в классических университетах студенты получают углубленную фундаментальную подготовку теоретика-исследователя, а за практико-ориентированной – надо идти в академии и институты или профильные университеты, такие как МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет), МПГУ (Московский педагогический госуниверситет), МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет), ПМГМУ – Сеченовский университет (Первый Московский государственный медуниверситет) и другие специализированные университеты.


      Отраслевые (специализированные) университеты

      Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.

      Педагогический

      Примерный перечень факультетов педагогического университета:

      • дошкольной педагогики и психологии;
      • начального и специального образования;
      • биологии и химии;
      • исторический, филологический или историко-филологический;
      • математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
      • иностранных языков;
      • физкультуры и спорта;
      • психологии.

      В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.

      Медицинский

      Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):

      • лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
      • педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
      • медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
      • стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
      • фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.

      В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).

      Политехнический

      В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.

      Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:

      • транспортный;
      • ИТ;
      • машиностроительный;
      • химической технологии и биотехнологий;
      • экономики и управления;
      • инженерная школа;
      • урбанистики и городского хозяйства.

      Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):

      • графики и искусства книги;
      • принтмедиа и ИТ;
      • издательского дела и журналистики.

      В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:

      • Энергетики;
      • Машиностроения, материалов и транспорта;
      • Прикладной математики и механики;
      • Компьютерных наук и технологий;
      • Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
      • Передовых производственных технологий;
      • Кибербезопасности и защиты информации;
      • Биомедицинских систем и биотехнологий;
      • Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
      • Физкультуры, спорта и туризма;
      • Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.

      Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.


      Институты

      Если институт входит в состав университета или академии, то по большому счету его можно назвать укрупненным факультетом, ведь по определению факультет – это вузовское учебно-научное и административное подразделение, в котором преподают научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний. В структуре многих классических и многопрофильных университетов есть такие институты-факультеты. Несколько примеров:

      • Санкт-Петербургский государственный университет:
        • Институт химии;
        • Институт наук о Земле – крупное подразделение СПбГУ с 25 кафедрами, каждую из которых можно считать отдельным факультетом – картографии и геоинформатики; кристаллографии; геохимии; петрографии; климатологии; океанологии и т. д.;
        • Высшая школа журналистики;
        • Институт философии;
        • Институт педагогики;
        • Высшая школа менеджмента;
        • Институт истории.
        • Горный;
        • Новых материалов и нанотехнологий;
        • ИТ и компьютерных наук;
        • Экотехнологий и инжиниринга;
        • Экономики и управления промышленными предприятиями.

        В самостоятельных институтах факультеты соответствуют специализации вуза. Например, в Институте бизнеса и дизайна B&D всего два факультета, и они полностью соответствуют профилю вуза:

        • факультет дизайна и моды;
        • факультет управления бизнесом.

        Этих факультетов вузу достаточно, чтобы не распыляться на непрофильные направления, а подготовить для сферы моды и визуальных искусств квалифицированных специалистов-практиков – дизайнеров костюма, среды, графики; маркетологов, рекламщиков, бренд-менеджеров.

        Словом, выбирая куда поступать, стоит задуматься не только о выборе факультета, на котором есть нужная специальность, но и вуза, в котором получать профессию. От статуса учебного заведения (университет – академия – институт) зависит, какую подготовку на выходе получит студент: фундаментальную теоретическую или прикладную.

        Выбор профессии после 11 класса – это выбор, который, в дальнейшем, может определить всю вашу жизнь. Очень важно правильно выбрать учебную специальность так, чтобы она была вам интересна, а также высокооплачиваема в будущем. Кроме этого нужно будет выбрать подходящее вам учебное заведение.

        Куда поступать?

        После успешного окончания 11 класса у вас есть две дороги:

        1. Высшее образование в университете, институте или академии.
        2. Среднее специальное образование в колледже.
        3. Уехать учиться за границу.

        Выбирая первый путь, вы можете ограничиться дипломом бакалавра, получаемым за 4 года, или претендовать на диплом магистра (еще 2 дополнительных года обучения). При учебе на врача, будет еще дополнительный учебный год в ординатуре. Учиться можно как бесплатно, так и платно. Учась на бюджетном отделении можно претендовать на получение стипендии.

        Выбирая колледж, вы можете быстрее освоить профессию и начать работать по ней, зарабатывая собственные деньги. Продолжительность учебы в колледже, в среднем, 3 года. В колледже, как и в университете можно получать стипендию, учиться бесплатно или платно. Конкурсный отбор, как правило, ограничивается подсчетом средней оценки в школьном аттестате.

        Конечно, можно стать успешным человеком и без дополнительного образования. Достаточно закончить школу и пройти краткосрочные курсы по нужной вам специальности.

        Выбор специальности

        Очень здорово, если ты твердо знаешь кем хочешь быть и осознанно идешь на конкретную специальность. Если нет, попробуй подумать о своих любимых предметах, хобби, делами которыми тебе нравится заниматься.

        Другой способ выбора специальности – первоначально определиться, что тебе ближе: технические специальности или гуманитарные. И затем внутри этих сфер сделать выбор по принципу престижности или востребованности профессии в будущем.

        выбор специальности

        Список профессий после 11 класса

        1. Экономический блок. Сюда входят финансисты, бухгалтеры, логисты, менеджеры по продажам, менеджеры по закупкам, экспедиторы, инвестиционные консультанты, аудиторы и многие другие. Практически, в каждом университете есть экономические факультеты. Чтобы пройти по конкурсу, в числе предметов по выбору, на ЕГЭ обычно требуется сдать обществознание и английский язык. Практически, на любом предприятии, есть специалисты этого профиля. Особенно, это касается производственных и строительных компаний.
        2. Блок информационных технологий (IT). Сюда входят программисты, разработчики веб-сайтов и мобильных приложений, специалисты по тестированию программного обеспечения, специалисты по информационной безопасности, системные администраторы, инженеры DevOps, веб-дизайнеры. Вам потребуется сдать дополнительные ЕГЭ по физике и информатике.
        3. Инженерный блок. Требуются на всех этапах производства или строительства. Начиная с инженеров-проектировщиков и заканчивая инженерами по эксплуатации. В зависимости от специальности и конкретного ВУЗа, на ЕГЭ придется сдавать физику и химию, либо физику и информатику.
        4. Научные кадры. Вне зависимости от конкретных специальностей, они занимаются исследовательской работой, делая новые научные открытия, разрабатывают новые технологии и методики, а также преподаванием в ВУЗах для студентов. Причем, исследования могут вестись как в технической сфере, так и в гуманитарной.
        5. Медицинский и биологический сектор. Сюда входят врачи и средний медицинский персонал, фармацевты, специалисты в области биотехнологий, исследователи болезней и технологи по производству вакцин и лекарств. За границей, все эти люди входят в число высокооплачиваемых специалистов, чего нельзя сказать о России, где их зарплаты существенно меньше.
        6. Строительный сектор. Сюда входят архитекторы и проектировщики, все рабочие специальности, как, например, сварщики и крановщики, дизайнеры интерьеров. В их зоне компетенции все дома, дороги, здания и сооружения, водопроводы и канализация, линии электропередач и многое другое. На ЕГЭ нужно будет сдавать физику и еще один предмет, по выбору конкретного ВУЗа.
        7. Юридический сектор. Сюда входят юристы, следователи, прокуроры, судьи, адвокаты. Именно законы и их исполнение делают общество цивилизованным и безопасным. Кроме того, востребованные юристы и адвокаты зарабатывают очень большие деньги.
        8. Педагогика и психология. Сюда входят всевозможные учителя и преподаватели, начиная с детского сада и заканчивая университетами. А также психологи с разными специализациями: индивидуальные, семейные, групповые. Хорошие психологи, ведущие частную практику, зарабатывают сотни тысяч в месяц. На ЕГЭ нужно сдавать биологию и обществознание, либо биологию и иностранный язык, в зависимости от ВУЗа. Педагоги, в качестве второго экзамена могут выбрать тот предмет, который они в будущем хотели бы преподавать.
        9. Творческий сектор. Это артисты всевозможных жанров: певцы, актеры, музыканты, поэты, литераторы, художники и дизайнеры, хореографы и режиссеры. Здесь можно сделать хорошую карьеру, если вы обладаете талантом в одной из указанных высших областей. Как правило, кроме ЕГЭ нужно сдать в самом ВУЗе еще и творческий экзамен по вашей будущей специальности.
        10. Военный сектор. Сюда входят разнообразные армейские специальности. Танкисты, специалисты ПВО, военные летчики, радисты, десантники, саперы, снайпера. Это особый путь, отличающийся от гражданских специальностей. Для поступления, кроме ЕГЭ по физике и информатике, потребуется хорошая физическая форма и отличное здоровье.

        Кто может помочь выбрать профессию?

        Есть несколько способов помочь себе выбрать профессию. Во-первых, многие интересы, таланты и способности начинают закладываться уже в детстве. Вспомните, чем вы увлекались в детском или подростковом возрасте и ответьте себе на вопрос: готовы ли вы расти дальше в этой сфере.

        Кроме этого, существуют психологи, помогающие с профориентацией. Вам предложат пройти различные тесты, чтобы определить ваши задатки и склонности. Можно попробовать пройти подобные тесты в интернете. И этого может быть оказаться достаточно, если вы почувствуется что результаты вам близки.

        Вопросы для самоопределения

        1. Какие школьные предметы тебе нравятся и вызывают неподдельный интерес?
        2. По каким предметам ты получаешь высокие оценки? Какие из них даются тебе легко?
        3. Какие результаты ты получил на тестах по профориентации?
        4. Какой путь тебе ближе? Заниматься любимым делом, либо же выбрать престижную и высокооплачиваемую работу? Многим подходит такая схема: днем они работают в компании с высокой зарплатой, а любимыми делами или хобби занимаются по вечерам, либо в выходные дни.
        5. Результаты ЕГЭ. Оцени насколько хорошо и по каким предметам ты можешь сдать ЕГЭ? Где тебе светит получить максимальный балл? В какие ВУЗы ты сможешь пройти по конкурсу с набранными баллами?

        Ориентация на будущее

        Поскольку, обучение занимает несколько лет, хорошим ходом является попробовать предсказать, какие профессии будут востребованы через 4-10 лет. Все что может быть автоматизировано, будете автоматизировано с помощью компьютеров и технических устройств. Уже сейчас снижается спрос на бухгалтеров и юристов (за исключением высококлассных профессионалов, которые будут нужны всегда). Кроме этого, стоит всегда следить за открываемыми вакансиями. Так вы поймете на каких специалистов присутствует хороший спрос у работодателей, а также поймете сколько они готовы будут вам платить.

        Список профессий для девушек после 11 класса

        Ваш выбор не ограничивается этим списком. Даже если вы девушка, рекомендуем посмотреть и следующий список профессий.

        Куда поступать после 11 класса: реально востребованные профессии

        Родственники говорят, что нужно получить «нормальную профессию» и идти учиться на юриста. Эксперты утверждают, что скоро людей заменят роботы и нужно осваивать профессии будущего. А сын маминой подруги зарабатывает состояние на рекламе во «Вконтакте». Кому верить и куда идти?

        Мы упорядочили все эти данные и собрали список областей и специальностей, которые востребованы сейчас и останутся востребованы в ближайшем будущем.

        Инженерное дело

        Инженеры нужны во всех сферах производства. Они разрабатывают механизмы и устройства, проектируют конструкции и поддерживают работу оборудования. Результаты их работы мы видим каждый день: пользуемся смартфонами и компьютерами, ездим на машинах и поездах, живём в домах с современной техникой.

        Также инженеры работают в тяжёлой и добывающей промышленности. Они строят ракеты, разрабатывают пласты для бурения нефтяных скважин и создают ядерные установки. Чтобы идти в инженеры, сначала нужно определиться со специализацией.

        Востребованные специальности

        • Инженер-технолог → работает в химической и пищевой промышленности, металлургии, фармацевтике и других отраслях. Он выстраивает производственные процессы на предприятии, подбирает оборудование и сырьё.
        • Инженер по связи и телекоммуникациям → обеспечивает работу телефонной, мобильной и спутниковой связи.
        • Инженер-радиотехник → разрабатывает приёмники и передатчики — например, как в мобильном телефоне. Проектирует новые локаторы и средства радиоэлектронной борьбы.
        • Строительный инженер → делится на два направления. Первое — проектировщик, он рассчитывает конструкции здания. Второе — технический надзиратель на стройке, который следит за строительством объектов и проверяет документацию. В реальности обе специализации часто пересекаются, и все обязанности может выполнять один человек.
        • Инженер по ракетостроению → разрабатывает, производит, испытывает и ремонтирует оборудование ракетно-космической техники.
        • Инженер-атомщик → создаёт ядерные установки: делает расчёты, проводит исследования и эксперименты, внедряет технологии.
        • Инженер по бурению → работает в нефтегазовой промышленности: разрабатывает нефтяные пласты, бурит скважины. Часть работы проходит в офисе, часть — на вахте на самих платформах.
        • Инженер-энергетик → разрабатывает и производит системы теплового и энергетического обеспечения. Работает на электростанциях, ТЭЦ, предприятиях энергосетей.


        Алексей Елфимов, изучает радиофизику в ВГУ.

        В нашей стране основным двигателем новых технологий остаётся армия. Там огромные бюджеты и большой запрос на технологии: нужны новые системы связи, двигатели и космические разработки. Также нужно развивать технологии автомобилестроения. Например, беспилотные автомобили. Инженеры разрабатывают в них датчики, системы связи и мощные графические процессоры.

        Одной из самых оплачиваемых сфер, по данным Минобрнауки, является ядерная энергетика и технологии. Это и неудивительно, потому что российские инженеры строят станции по всему миру: в Индии, Финляндии и Турции.

        Где учиться

        МФТИ, МГУ, МГТУ им. Баумана, НИУ ВШЭ, МИФИ, РАНХиГС, СПбГУ, НИУ МЭИ и многие другие вузы с техническими специальностями.

        Какие ЕГЭ сдавать

        Математика, русский язык и физика, на некоторых специальностях — информатика или химия.

        Медицина

        Что бы ни говорили, машины никогда полностью не заменят врачей. К сожалению, в нашей стране бюджет на здравоохранение с каждым годом снижается, но хорошие специалисты всегда будут нужны.

        Востребованные специальности

        • Терапевт → универсальный врач: он принимает пациентов, ставит диагнозы и при необходимости направляет к более узкому врачу.
        • Гинеколог → диагностирует и лечит женскую репродуктивную систему. Акушеры-гинекологи также принимают роды.
        • Онколог → занимается профилактикой и лечением рака.
        • Педиатр → детский врач.
        • Стоматолог → лечит зубы, челюсти и другие органы челюстно-лицевой области.
        • Фармацевт → изучает, разрабатывает, испытывает и хранит лекарственные препараты.

        Где учиться

        МГМУ им. Сеченова, факультет фундаментальной медицины МГУ, РНИМУ им. Пирогова, МГМСУ и другие медицинские вузы.

        Какие ЕГЭ сдавать

        Математика, русский язык, химия, биология.

        Сельское хозяйство

        В России активно развивается сельское хозяйство: туда вкладывают большие деньги и внедряют новые технологии. Поэтому нужны профессионалы, которые автоматизируют и наладят производство. Особенность профессии в том, что работать нужно вдали от крупных городов.

        Востребованные специальности

        • Агроном → выращивает и собирает урожай.
        • Агроинженер → разрабатывает и внедряет новое оборудование, контролирует сельскохозяйственное производство.
        • Зоотехник → разводит скот и птиц.

        Где учиться

        МСХА имени К.А. Тимирязева, «Аграрно-технологический институт» РУДН, аграрные университеты: СПбГАУ, ОГАУ, КубГАУ и другие.

        Какие ЕГЭ сдавать

        Математика, русский язык. В зависимости от специализации и вуза: физика, химия, биология, география или информатика.

        Архитектура

        Архитекторы занимаются организацией пространства. Недостатка в работе у них нет: пока людям нужны дома, квартиры и офисы, понадобятся те, кто будет их строить.

        Также в крупных городах полным ходом идут работы по благоустройству территории: убирают палатки у метро, облагораживают парки, ставят скамейки, делают удобные тротуары. Этим занимаются ландшафтные архитекторы.

        Востребованные специальности

        • Архитектор → проектирует здания и жилые помещения, контролирует строительство, занимается документацией.
        • Ландшафтный архитектор → продумывает концепцию территории, проектирует инженерные сооружения и коммуникации, работает над озеленением.


        Анна Суханова, архитектор

        Когда фирма переезжает в новый офис и делает ремонт, то нанимает архитектора. За последние десять лет люди поняли, что рабочее пространство важно делать красивым и удобным. Также архитекторов зовут, чтобы сделать дизайн квартиры.

        Со строительством дела обстоят похуже: самые крутые проекты делают иностранные фирмы.

        Где учиться

        МАРХИ, ГУЗ, факультеты «Архитектура» и «Ландшафтная архитектура» РУДН, факультет «Садоводство и ландшафтная архитектура» МСХА имени К.А. Тимирязева и другие.

        Какие ЕГЭ сдавать

        Математика, русский язык. Также нужно сдать творческий экзамен: черчение и рисование.

        IT-специалисты разрабатывают программное обеспечение, создают сайты, порталы, приложения. Это востребовано и за это хорошо платят. Мы видим IT-продукты повсюду: мобильные телефоны, сервисы, банкоматы, портал Госуслуг, турникеты в метро и электронные табло на автобусных остановках. Всё это нужно поддерживать и обновлять. Поэтому IT-специалисты нужны во многих компаниях: от студий веб-дизайна до медицинских учреждений и правительства.

        Многие заблуждаются, когда считают сферу IT чисто технической. Часть работы действительно делают программисты. Но, к примеру, для аналитики и проектирования информационных систем достаточно логического склада ума. Поэтому, если вы гуманитарий, но интересуетесь новыми разработками, смело идите в IT.

        Востребованные специальности

        • Программист → создаёт IT-продукты: пишет программы, разрабатывает сайты и приложения. Ему нужно всё время развиваться, так как в отрасли всё быстро меняется — появляются новые технологии, языки и шаблоны проектирования.
        • Тестировщик → проверяет созданный программистом продукт. Если находит ошибки, то передаёт его разработчикам на анализ. Это позволяет создавать продукты должного качества.
        • Аналитик → обеспечивает взаимодействие заказчика и проектной команды, исследует предметную область, выявляет, систематизирует и описывает требования и передаёт их команде разработки. Также сопровождает требования на всём жизненном цикле продукта.
        • Технический писатель → описывает продукт для пользователя, оформляет документацию.
        • Менеджер проекта → выстраивает процесс работы, обеспечивает общение внутри команды.
        • Специалист по информационной безопасности → обеспечивает конфиденциальность информации и безопасность систем от хакеров.
        • Робототехник → создаёт роботов и автоматизированные технические системы. Он должен разбираться в инженерии, программировании и кибернетике. В целом сфера пока находит мало применения: роботы стоят дорого и на широкий рынок не выходят.
        • Разработчик игр и виртуальной реальности → создаёт компьютерные и видеоигры, приложения для виртуальной и дополненной реальности. У нас профессия ещё развивается и виртуальная реальность интересна, в основном, только геймерам и рекламщикам.


        Мария Иванова, ведущий аналитик по разработке программного обеспечения

        В IT-сфере найти работу достаточно легко. Многие компании не ищут идеальных сотрудников, а «выращивают под себя» молодых специалистов. Поэтому вы без труда сможете устроиться в банк, госкомпанию или на телевидение — всюду, где есть IT-отдел.

        Но прежде оцените свои навыки и желания. Возможно, вы сразу захотите сузить поиск и пойти в игровую компанию или на телевидение — там много специфического ПО, которое нужно поддерживать. Но если идей нет — что нормально в начале пути, — я советую идти в крупные компании-интеграторы. Там можно довольно быстро пройти огонь и воду, чтобы понять, какая специализация вам ближе всего.

        Где учиться

        МФТИ, МГТУ им. Баумана, МГУ, МИФИ, НИУ ВШЭ и многие другие вузы с техническими специальностями.

        Какие ЕГЭ сдавать

        Математика, русский язык. В зависимости от специализации: физика, информатика, химия.

        Digital

        Сфера тесно связана с IT. Но digital — это больше про рекламу, создание сервисов и распространение информации в цифровой среде. Digital-специалисты продвигают бренды и задают тренды в медиа-сфере — всё, что мы видим в интернете. Сейчас производится огромное количество товаров и услуг, и без продвижения о них никто не узнает.

        Востребованные специальности

        • Интернет-маркетолог → отвечает за присутствие компании в интернете: исследует рынок и конкурентов, изучает аудиторию, разрабатывает стратегию и продвигает продукт.
        • Веб-дизайнер → разрабатывает интерфейс сайта.
        • SMM-менеджер → работает с социальными сетями компании: продумывает стратегию, делает посты, вовлекает аудиторию и запускает рекламу.
        • Копирайтер → пишет статьи и тексты для сайтов и социальных сетей.
        • Продуктолог → запускает продукты: сайты, приложения. Тестирует то, насколько людям удобно пользоваться сайтом. Управляет командой проекта.
        • Продюсер → работает с информацией, отвечает за реализацию идеи от первого сценария до продажи продукта.
        • Веб-аналитик → собирает информацию о посетителях сайтов, изучает тенденции, чтобы повысить эффективность бизнеса.


        Алина Сакаева, маркетолог «Фоксфорда»

        Услугами digital-специалистов пользуются все компании, которые производят какой-то продукт. Любой товар или услуга проходит цикл: изучение аудитории, создание продукта под её потребности и продажа этого продукта аудитории. Все эти этапы и сопровождают digital-специалисты.

        В больших компаниях есть внутренние отделы маркетинга, а маленькие фирмы обращаются в digital-агентства. Чтобы обслуживать разные компании, вы должны понимать сферы их деятельности и владеть инструментами рекламы. Также важно быть в курсе новаций, потому что в сфере всё меняется очень быстро: рекламные площадки, такие как Яндекс, Фейсбук, «ВКонтакте» или Мэйл, каждую неделю выпускают обновления.

        Поэтому для карьеры в digital необязательно идти в вуз на профильную специальность. Там учат основам, но не дают представления об инструментах работы. Лучше получить базовое высшее образование, а за digital-специальностью идти на курсы. Например, обучением онлайн-профессиям занимается Нетология. У них есть бесплатный курс «Digital start» для начинающих. Получив базовые знания о сфере, можете идти в ту отрасль, которая больше понравится. Также генеральный директор Нетологии-групп ведет полезный ютуб-канал для предпринимателей.

        Где учиться

        Образовательная программа «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело» НИУ ВШЭ, факультет «Маркетинг и реклама» РЭУ им. Плеханова, специальности «Реклама и связи с общественностью» МФЮА и РУДН, факультет «Реклама и связи с общественностью» ГУУ и другие. Но можно получить любое базовое образование и пойти на онлайн-курсы.

        Какие ЕГЭ сдавать

        Математика, русский язык, обществознание, иностранный язык.

        Онлайн-образование

        Всё больше людей получают образование по интернету. Для этого нужны качественные онлайн-курсы и школы. В России сфера только начинает развиваться, поэтому нужны специалисты, которые смогут собрать учебный материал и запустить его в интернете.

        Востребованные специальности

        • Продюсер → руководит командой специалистов, которые создают курс. Он выпускает и продвигает продукт.
        • Преподаватель → учитель, который может вести занятия по интернету и эффективно общаться с учениками удалённо.
        • Координатор → готовит и сопровождает онлайн-курс, помогает ученикам общаться с преподавателями.
        • Тьютор → сопровождает ученика только на индивидуальном обучении. Обычно работает со школьниками: планирует методику обучения и общается с родителями.


        Алина Сакаева, маркетолог «Фоксфорда»

        Цель онлайн-образования такая же, как и обычного — ученик должен получать знания. Неважно, школьник это или взрослый. Но сфера молодая, и многие относятся к ней с недоверием. Поэтому здесь особенно важно качество продукта. Например, маркетологи в онлайн-образовании — это не только люди, которые привлекают пользователей, делают скидки и акции. Мы отвечаем за продукт и его соответствие нуждам аудитории.

        Если вы учитесь в педагогическом, но не хотите преподавать в обычной школе — идите в онлайн. Здесь люди хотят учиться даже больше. Комбинируйте свои знания и создавайте собственные программы.

        Также есть координаторы и тьюторы — они сопровождают учебный процесс и помогают учащимся достигать образовательных целей. Для этого не нужно профильного образования: достаточно получить в вузе базовые знания и понимать, как устроен процесс.

        Где учиться

        Как и в случае с digital, для работы в онлайн-образовании специальность может быть любой. Всему необходимому нужно учиться на курсах.

        Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

        Первые недели учёбы в вузе для первокурсников проходят под знаком смущения и растерянности. Кто такой куратор, методист, декан? Адукар готов заранее объяснить будущим студентам все непонятные слова. А начнём мы, пожалуй, с самого простого — с людей. Чтобы избежать неловких ситуаций.

        Студент — учащийся вуза.

        Первокурсник («первач») — студент I-го курса. Администрация вуза твердит о том, что первокурсника от студента отделяет боевое крещение в виде первой сессии. Так оно и есть!

        Одногруппник — студент из твоей группы. Как правило, он учится на твоей специальности, но бывает и так, что в одну группу объединяют ребят со смежными специальностями (если набор на каждую из них был небольшой). Иногда одногруппники оказываются и соседями по комнате в общежитии, так что на ближайшие годы вы разделите тяготы и радости студенческой жизни.

        Однокурсник, сокурсник — студент, который учится с тобой на одном курсе. С однокурсниками ты сможешь познакомиться на поточных лекциях, когда один предмет читается нескольким группам. У сокурсника всегда можно разведать, как тот или иной преподаватель принимает экзамены и зачёты.


        Староста — это студент, который является формальной главой группы. Обычно человека на эту должность выбирают уже на первом собрании группы. У старосты группы есть свои обязанности и привилегии.

        Пожалуй, больше всего сложностей вызывают названия должностей работников вуза, а также степеней и званий преподавателей. Поясняем:

        Ректор — это руководитель высшего учебного заведения. Ректора обязательно нужно знать в лицо.

        Проректор — заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах есть первый проректор и множество других, специализирующихся уже на более узких вопросах: учебная работа, международное сотрудничество, идеологическая работа, спорт


        Декан — возглавляет факультет, руководит учебной, воспитательной и научной работой. Знать его имя и писать без ошибок — твой долг: все прошения и ходатайства на уровне факультета отправляются на его имя.

        Заместитель декана по учебной работе — отвечает за успеваемость на факультете: учебный процесс, экзамены, зачёты, научная жизнь — его вотчина. Хочешь уехать домой посреди учебной недели — идёшь к нему.

        Заместитель декана по воспитательной работе — держит руку на пульсе культурной жизни факультета. Есть идеи, как весело организовать какое-нибудь мероприятие? Обращайся к нему.

        Заведующий кафедрой — руководит кафедрой на факультете. Если факультет — это отделение высшего учебного заведения, где преподаются научные дисциплины какой-либо одной отрасли знаний, то кафедра — это структурное подразделение вуза, которое осуществляет подготовку в рамках определённой специализации.


        К примеру, на стоматологическом факультете БГМУ есть 14 кафедр, среди которых — кафедра ортодонтии, кафедра челюстно-лицевой хирургии, кафедра болезней уха, горла, носа и др.

        Куратор — преподаватель, которого закрепляют за группой, как классного руководителя в школе. Он в курсе учебной, общественной, творческой и порой даже личной жизни каждого студента группы. Не удивляйся, если куратор приедет к тебе на чай в общежитие: в его обязанностях следить за условиями проживания своих подопечных.

        Лаборант — научно-технический сотрудник, подчиняется заведующему кафедрой или лабораторией. Подготавливает приборы, препараты, оборудование, наглядные материалы для лабораторных, семинаров или к проведению экспериментов. С лаборантами лучше дружить, ведь они — источник информации о преподавателях (как они спрашивают на зачётах и экзаменах, на чём любят подловить, как к ним найти подход, где искать преподавателя, когда он будет не на кафедре ).

        Методист — специалист, который занимается составлением учебных программ, а также ведёт документацию по учебной работе. В его компетенцию входит, к примеру, составление расписания и учёт сессии. Хороший методист — счастье для факультета. Обычно студент приходит к нему в нескольких случаях: взять справку с места учёбы или разобраться с расписанием занятий.

        Ассистент — начальная преподавательская должность в вузах. Обычно её занимают аспиранты. Ассистент проводит семинарские и практические занятия, помогает принимать зачёт или экзамен.

        Преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между ассистентом и старшим преподавателем. На этого специалиста возлагается проведение семинарских и лабораторных занятий. Как правило, на данную должность назначаются педагоги без учёной степени с опытом работы.

        Старший преподаватель — преподавательская должность в вузах, которая занимает промежуточное положение между преподавателем и доцентом. Старшие преподаватели могут самостоятельно читать курсы лекций и принимать зачёты и экзамены. Как правило, ими становятся преподаватели, не имеющие учёной степени, но имеющие достаточный опыт работы (обычно не менее трёх лет).


        Доцент — учёное звание преподавателей высших учебных заведений, выполняющих функцию университетских лекторов; должность в высших учебных заведениях.

        Кандидат наук — учёная степень первой ступени. Звание кандидата наук может назначаться с указанием специализации (кандидат экономических наук).

        Доктор наук — учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук). Звание доктора наук может назначаться с указанием специализации (доктор экономических наук).

        Профессор — учёное звание научно-педагогического работника высшего учебного заведения.

        Академик — звание действительного члена организации учёных — академии наук, высшее учёное звание.

        Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

        Сделать осознанный выбор будущей профессии при поступлении в университет помогает разъяснение всех тонкостей приемной кампании и иерархии образовательной системы. Не менее важную роль играет терминология, с которой у большинства абитуриентов реальные проблемы. Многие подростки не знают разницу между специальностью и специализацией. В итоге им сложно сориентироваться в многообразии вариантов для поступления.

        Если в самом начале сделать некорректный выбор, подав документы на ту программу подготовки, на которой хотелось обучаться, но ошибившись с направлением, то можно попасть в затруднительную ситуацию. С одной стороны, человек получает высшее образование. С другой стороны, время и силы потрачены зря, потому что он не хочет в будущем работать по данной специализации. Самое обидное, когда студенту еще приходится оплачивать все годы обучения в ВУЗе.

        Важно понимать, что направление подготовки подразумевает набор специальностей высшего образования, а профиль обучения – это ряд смежных специализаций. Таким образом, абитуриентам нужно последовательно анализировать и выбирать направление, специальность, профиль обучения и специализацию.

        Что такое специальность?

        На сегодняшний день все образовательные стандарты отечественных ВУЗов регламентированы в нормативно-правовых актах Министерства образования и науки РФ. В них прописаны все нюансы реализации главных программ высшего образования, которые легитимны на территории России. Для каждого уровня образования существуют свои стандарты. В настоящее время выделяют 4 общепринятых уровней высшего образования:

        • бакалавриат;
        • специалитет;
        • магистратура;
        • аспирантура.

        Несмотря на то, что многие университеты уже перешли на болонскую систему образования, в некоторых еще остается специалитет. Законодательно ВУЗам не диктуется, какую систему обучения выбирать, главное, чтобы она соответствовала федеральным стандартам. Вышеуказанные уровни образования призваны обеспечить потребность экономики страны в подготовке квалифицированных специалистов и сохранений знаний и профессионального опыта на местном рынке труда. Большая часть программ обучения направлена на подготовку кадров для народного хозяйства и экономики.

        Для примера можно рассмотреть стандарты образования на бакалавриате. Сегодня они предусматривают более 200 специальностей. Пусть в одном условном университете на бакалавриате студенты могут обучаться по 5 направлениям подготовки. Каждое из них состоит еще из 6 профилей обучения.

        В итоге абитуриенту для поступления будет на выбор 30 программ обучения. При этом 20 из них могут быть посвящены прикладным наукам. Если абитуриент хочет быть в будущем занятым в практической сфере, к примеру, инженерии, то ему придется тщательно проанализировать все плюсы и минусы каждой из 20 программ обучения.

        Что такое специализация?

        Для каждой специализации есть один или несколько соответствующих профилей обучения. В свою очередь, у каждого из них есть свои уникальные дисциплины и стандарты подготовки. Выбирая одну специальность, абитуриентам открывается целый спектр различных профилей. Например, у специальности «Строительство» существуют следующие программ обучения:

        • Гидротехническое строительство;
        • Промышленное и гражданское строительство;
        • Мосты и транспортные тоннели;
        • Водоснабжение и водоотведение;
        • Городское хозяйство и строительство;
        • Автомобильные дороги и аэродромы;
        • Вентиляция и теплогазоснабжение, и многие другие.

        Каждый строительный профиль дополнительно может быть связан с другим направлением:

        • прикладной информатикой;
        • биологией;
        • инженерией;
        • экологией и т.д.

        Таким образом, сделать правильный выбор относительно профиля и программы обучения можно только на основе анализа профильных дисциплин.

        Как выбрать программу обучения?

        Как поступающему быстрее сориентироваться в многообразии специальностей, специализаций и программ обучения в университете? Разобраться этих нюансам поможет простой пример:

        Пусть абитуриент собирается поступать на программу дизайна, то есть в будущем хочет связать свою жизнь с дизайнерской деятельностью. Искать подходящий профиль образования рекомендуется в соответствующих направлениях подготовки. В конкретном университете для поступления предлагают 4 специальности, связанные с дизайном:

        1. Дизайн.
        2. Дизайн архитектурной среды.
        3. Прикладная информатика.
        4. Химические технологии.

        По каждому из направлений существует один или несколько профилей подготовки, которые связаны с дизайнерской деятельностью. У общей специальности «Дизайн» есть следующие подходящие программы обучения:

        • Дизайн и фотография;
        • Графический дизайн;
        • Дизайн аксессуаров;
        • Информационный дизайн;
        • Дизайн костюма;
        • Коммуникационный дизайн;
        • Арт-дизайн и пр.

        У специальности «Дизайн архитектурной среды» для поступления открыты такие профили, как:

        • Дизайн промышленных сооружений;
        • Архитектурно-дизайнерское проектирование;
        • Дизайн социально-культурных объектов;
        • Интерьер гражданских зданий и др.

        По направлению «Прикладная информатика» абитуриенты могут поступить на следующие дизайнерские программы обучения:

        • Компьютерный дизайн космической техники;
        • Прикладная информатика в дизайне;
        • Компьютерный дизайн в авиации.

        Что касается специальности «Химические технологии», то здесь доступна только одна смежная с дизайном программа подготовки кадров – Дизайн полимерных материалов.

        Как исключить ошибки?

        Важно отметить, что профили могут называться одинаково, но иметь абсолютно разные профессиональные дисциплины, да и подход к обучению будет кардинально отличаться. В итоге выпускники разных программ будут заняты в разных сферах деятельности, и их карьера будет развиваться в разных направлениях.

        Если абитуриент мечтает в будущем работать в сфере веб-дизайна, то есть проектировать интерфейсы программных продуктов и информационных системы, то ему необходимо выбрать профиль из специальности «Информационные системы и технологии». Основными предметами здесь будут программирование, архитектура информационных систем, веб-верстка и т.д.

        Если выбрать для поступления направления «Дизайн», то по его профилям подготовка веб-дизайнеров будет намного слабее. В основном студентов будут знакомить с общими понятиями и базовой структурой программирования. Более углубленно разобраться в области просто не позволит ограниченное количество выделенных на предметы часов.

        В чем скрыт главный подвох?

        Большинство абитуриентов черпает информацию о направлениях и программах подготовки на официальных сайтах ВУЗов, но они так и могут разобраться в тонкостях обучения по каждого пункту. В чем причина? Дело в том, что многие сайты университетов действительно малоинформативны. Сегодня Министерство образования и науки РФ обязывает ВУЗы публиковать только бюджетные квоты по специальностям. Все остальные сведения для абитуриентов могут быть скрыты.

        В итоге выпускник школы может просмотреть все разделы сайта выбранного университета и не найти ничего полезного для себя, кроме списка факультетов и специальностей. Однако при подаче документов он должен сразу написать в заявлении ректору выбранную программу обучения. Хорошо, если стенды на факультете предоставляют всю необходимую для анализа информацию. Но что делать, если абитуриент живет далеко от выбранного ВУЗа? Не ехать же ему через всю страну ради прочтения стендов, а по телефону члены приемной комиссии всегда неохотно отвечают на вопросы о профилях, ограничиваюсь только их названиями или кодом из федерального образовательного кадастра.

        Зачем университетам нужно скрывать информацию о профилях? Основная причина в том, что ВУЗы стараются всячески выполнить планы отбора студентов на наиболее непопулярные профили образования. Нередко бывает, что итоговое распределение абитуриентов по программам обучения происходит без ведома и участия самих поступающих. К примеру, подросток выбрал специальность, но не указал в заявлении профиль. В итоге он прошел по среднему проходному баллу на наименее востребованную программу обучения, куда автоматически зачисляется без личного согласия.

        Подобные манипуляции разрешены законом, чем ВУЗы с радостью пользуются. В итоге это грозит молодым людям ужасными последствиями, связанными неправильным выбором профессии, социальной дезадаптацией и сниженной самооценкой.

        Куда лучше не поступать?

        Нередко бывают случаи, когда программа обучения по названию и специфике подготовки кадров не соответствует специальности и наоборот. Таким образом многие ВУЗы пытаются повысить собственный доход. Они намеренно создают больше профилей образования, не уделяя внимания набору профессиональных дисциплин и практическому курсу.

        Для примера можно взять условный юридический институт, на базе которого открыты такие профили, как «Менеджмент», «Дизайн» и «Информационное технологии». Не могут ВУЗы качественно готовить специалистов по непрофильным программам, потому что у них попросту не будет подходящего профессионального штата преподавателей. Такая стратегия развития опасна для студентов, но очень выгодна для коммерческого потенциала образовательного учреждения.

        Эксперты не рекомендуют получать высшее образование по профилю, который не свойственен конкретному ВУЗу (филиалу). Первым сигналом к предостережению будет отсутствие бюджетных мест на данной программе обучения. Если государственный ВУЗ не располагает хотя бы минимальной бюджетной квотой по профилю, то с ним явно что-то не так. Скорее всего причина кроется в отсутствии лицензии на подготовку специалистов по данной программе.

        Также абитуриентов должно насторожить уникальное название профиля, которое не используется ни в одном другом университете. Такие программы обучения могут быть даже в профильных ВУЗах. При анализе подобных профилей нужно обратить внимание на их предметную область и реальные перспективы на рынке труда. Работодатели не жалуют кандидатов с сомнительным профилем в дипломе, о котором они никогда ранее не слышали.

        Как правильно выбрать ВУЗ?

        При выборе подходящего учебного заведения для получения высшего образования необходимо смотреть на целый ряд критериев:

        1. Лицензирование. В первую очередь ВУЗ должен быть аккредитирован на свою деятельность, то есть иметь все соответствующие лицензии. В противном случае полученный диплом о высшем образовании окажется недействительным на территории России. При этом важно уточнять наличие лицензии по всем выбранным программам обучения. Если государственные ВУЗы практически все имеют соответствующую аккредитацию, то с частными дела обстоят намного сложнее.
        2. Профессионализм преподавателей. Основные предметы должны вести только доктора и профессора наук. В этом случае студентам будет гарантировано качественное обучение по выбранному направлению. Молодые и неопытные педагоги могут выступать в качестве лаборантов или читать лекции по непрофильным дисциплинам. Однако две трети преподавательского штата должны представлять доценты и научные руководители.
        3. Программа обучения. При анализе программы необходимо учитываться предметную область, которую она охватывает, а также степень углубления в дисциплины. Если речь идет о подготовке инженеров, проектировщиков или программистов, то главным критерием выбора будет максимальное количество часов, выделенных на практические занятия и исследовательскую работу. Психологам и социологам больше важны теоретические знания, семинары и конференции.
        4. Дополнительные источники опыта. Престижные университеты часто приглашают на лекции известных гостей, которые добились славы самостоятельно в пределах данной области. Они могут поделиться собственным опытом, который станет отличным дополнением к имеющейся профессиональной базе студентов. Кроме того, для некоторых профилей важны экскурсионные мероприятия и занятость в лаборатории.
        5. Перспективы выпускников. Большинство авторитетных ВУЗов предлагают своим выпускникам распределение на производство, предприятия, в различные организации, компании и государственные учреждения, с которыми у них есть договоренность. Это важный момент, если абитуриент строит на будущее конкретные карьерные планы. Возможно, предлагаемые ВУЗом варианты не будут соответствовать запросу поступающего.
        6. Формы обучения. Сегодня принято выделять очную, заочную, вечернюю и дистанционную форму обучения в университете. Каждый абитуриент самостоятельно выбирает, какая из них ему больше подходит, но иногда ВУЗ не располагает нужной формой обучения по конкретным профилям.
        7. Уровни образования. Поступая на бакалавриат, абитуриент должен убедиться в том, что он сможет продолжить обучение по специальности в выбранном ВУЗе, к примеру, на магистратуре. Если речь идет о прикладном бакалавриате, то есть смысл сразу задуматься о распределении.
        8. Программы двойного диплома. Если абитуриент ставит перед собой цель трудоустройства за границей или в филиале иностранной компании, то ему понадобится диплом о высшем образовании международного образца. Эту возможность предоставляет программа двойного диплома. Дополнительными плюсами являются обязательная стажировка по обмену в другой стране и углубленное изучение иностранных языков.
        9. Географическое положение. Этот критерий играет важную роль, если абитуриент собирается поступать в отдаленный ВУЗ, который не предоставляет иногородним студентам общежитие. В таком случае придется дополнительно тратиться на аренду жилья. Если общежитие предоставляется, то нужно узнать о его состоянии, условиях проживания и местонахождении.
        10. Финансовые запросы. Некоторые университеты повышают стоимость обучения, особенно это касается самых востребованных и известных ВУЗов страны. Однако статус образовательного учреждения еще не гарантирует качество обучения. Иногда региональные ВУЗы готовят более квалифицированных специалистов, чем те же столичные.

        Для анализа всех приоритетных вариантов поступления информацию рекомендуется брать не только с официальных сайтов ВУЗов и их буклетов, но и из независимых источников, к примеру, из социальных сетей и форумов, от действующих студентов, недавних выпускников и т.д.

        Читайте также: