Почему выбор профессии так важен

Опубликовано: 02.10.2024

Выбор своей будущей профессии для каждого человека является очень важным шагом в жизни. К данному выбору нельзя подходить необдуманно, спонтанно, или случайно: свой выбор необходимо очень хорошо обдумать; как говорится, взвесить все «за» и «против» в выборе своей будущей профессии, так как этот выбор является особо ответственным как перед самим собой, так же в будущем и перед другими людьми.

Человек при выборе профессии только сам может определить свои предпочтения к определенной области: сожжет как увидеть, так же и оценить, к чему у него душа больше лежит, так же в какой области у него имеются таланты, где и кем в будущем он себя видит. У кого – то предпочтения к профессии журналиста, у кого – то таланты в области медицины, а у кого – то имеются способности к точным наукам и преподаванию. Выбор профессии каждого человека – это его личный выбор, основанный на определенных возможностях, увлечениях, способностях и других личностных критериях.

При выборе профессии необходимо определиться с регионом работы и проживания, определить спрос на рынке труда по окончании учебного заведения (не важно, учебного заведения среднего профессионального, либо высшего профессионального образования), необходимо в приоритет так же поставить актуальность и востребованность своей будущей профессии.

Можно с уверенностью сказать, что практически половина выпускников как средних профессиональных учебных заведений, так же и высших профессиональных учебных заведений является не совсем довольными выбором своей профессии, поэтому по специальности трудоустраиваться не торопятся, либо не работают вообще.

Чем же выпускники могут объяснить данный факт; почему учиться пошли не туда, куда лежала душа, а совершенно в другое место, на другую специальность? – Ответ на данный вопрос совершенно прост: преемственность поколений, родители заставили учиться, не поступили туда, куда хотели, не прошли на бюджет, лишь бы не идти в армию, было все равно куда идти учиться. В результате данного выбора немало лет было потрачено на учёбу, а на работу выпускники устраиваются «куда получится».

Особенности профориентации

Каждый человек является личностью и обладает определенными личностными способностями, личными интересами и отличительными чертами личности, которые делают его подходящим для определенных профессий.

Данная склонность, является одной из ключевых характеристик личности человека, которую можно выявить. И чем раньше данная склонность будет выявлена, тем в более короткие сроки человек сможет определиться с будущей профессией, так же понять, насколько хорошо он соответствует ей.

Важную роль в диагностировании выбора своей будущей профессии играет психодиагностика. В современное время, профориентационную работу очень часто недооценивают, считая, что данная работа является устаревшей, и неполноценной. И зря, так как выпускники школ часто выбирают специальность, находясь под воздействием целого комплекса внешних факторов, таких как: престижность, мнение близких людей, будущая экономическая выгода, льготы различного уровня, атрибуты и др. Нужно помнить, что к выбору будущей профессии необходимо подходить максимально взвешенно, ответственно, обдуманно и серьезно, чтобы не страдать от неверного выборы профессии на «не своей» работе и не тратить лишние деньги на переобучение.

Алгоритм выбора профессии

Престиж будущей профессии и уровень заработной платы, являются основными критериями, которыми абитуриенты руководствуются при выборе будущей специальности.

Важно помнить, что удовлетворение от своей работы получают те люди, кто самостоятельно, обдуманно и ответственно подошёл к выбору своей будущей профессии, в свою очередь не подвергаясь воздействию внешних факторов.

Современное общество живёт и воспитывает новой поколение опираясь на предрассудки, например такие, как – некоторые профессии – сантехник, строитель, младший воспитатель в детском саду являются не только не престижными, но так же и недостойными, чтоб работать в данном направлении и на данных должностях. В свою очередь родители настаивают, что их ребенок должен получить только престижную профессию, такую как: доктор, экономист, юрист, педагог, что приводит к тому, что после окончания учебного заведения выпускники не стремятся работать по специальность, а полученный диплом остаётся пылиться на полку у родителей.

Поэтому при выборе профессии и учебного заведения обязательно в первую очередь очень важно учитывать личные стремления и личностные качества своего ребенка. Так как отсутствие радости от своей работы, которое выражено рутиной, ил наоборот слишком активным и бесполезным ритмом и постоянным отвлечением по различного рода вопросам когда – нибудь загонит человека в депрессию.

Значимые при выборе специальности показатели

Каждая профессия индивидуальна и предполагает наличие у каждого человека индивидуальных, определенных качеств и черт.

Таким образом, относительно популярное предпринимательство подразумевает наличие у предпринимателя предприимчивости, социальной вовлеченности в профессию, физической активности, стрессоустойчивости, определенных организаторских способностей, убедительности, уверенности в своих действиях. Нельзя не перечислить, что предприниматель обязан быть осторожным, в меру гибким, иметь силы вовремя остановиться, иногда иметь силу воли, чтобы отступить, переосмыслить стратегию дальнейшей работы и подойти к решению вопроса с иной стороны.

Когда человек понимает, что лидерские качества характера присутствуют, но интеллект в какой – то мере не дотягивает до самостоятельного руководства, можно рассмотреть альтернативные отрасли такие, как логистика, строительство и др. Работа, которая требует ручного труда, соответственно подразумевает наличие у исполняющего определенных обязанностей, например: силы, ловкости, терпения, скрупулезности, внимательности и усидчивости.

Что касается большинства офисных специальностей, то они в обязательном порядке подразумевают наличие внимательности, стрессоустойчивости, погруженности и вовлеченности в свою профессию, ответственность, самоконтроль и выдержку.

У медицинских работников, например, нет унифицированного психологического стандарта. Если при необходимости проанализировать личные качества людей, работающих в данном направлении, то все они являются во всех пониманиях абсолютно разными.

При ориентации на выбор определенной специализации необходимо иметь в виду наличие таких качеств как ответственность, скурпулезность и системность – это является малейшей частью психодиагностических показателей. Данные показатели тем не менее нельзя рассматривать в виде догмы, так как в нашем быстроменяющемся мире новые технологии появляются ежедневно, и соответственно, требования к представителям соответствующих сфер деятельности претерпевают изменения.

Правила выбора профессии

Существует специальный алгоритм, который помогает подойти к подбору будущей профессии максимально продуманно, ответственно и взвешенно.

Прежде всего необходимо составить перечень профессий, которые интересны, и именно в которых человек видит себя будущем. После чего необходимо оценить своё соответствие им по своим личностным качествам, чертам характера, своим умениям и навыкам.

Помимо всего вышеизложенного существуют так же требования, которые непосредственно предъявляются к определенной профессии. Так же необходимо самостоятельно определить соответствие интеллектуальных и психологических способностей и профкачеств, так же потенциального здоровья к выбранной профессии и будущей работе.

Когда решение выбора профессии принято окончательно, наступает необходимость выбора учебного заведения и решить, как развивать важные для специалиста определенного профиля качества, становится выбор приобретения практического опыта работы, так же как повысить конкурентоспособность и привлекательность для работодателя.

Выбор профессии условно представляется в виде формулы: «хочу – могу – надо», каждый элемент в которой является взаимо определяемым.

Таким образом, первый элемент представляет собой весьма привлекательную профессию для абитуриента, определенные занятия, от который человек будет получать, не посредственно не только материальную выгоду, на главным образом и удовлетворение.

Вторым элементом является наличие определенных черт и качеств, которые требуются в определенной профессии.

Третьим элементом является, непосредственно востребованность на рынке труда. Так же важно понимать, что рынок труда является явлением быстро изменяющимся. Поэтому необходимо на те направления, которые остаются неизменными, на которые не влияет ни экономическая, ни политическая ситуация, потому что некоторые профессии довольно оперативно теряют свою актуальность, востребованность, затем исчезают.

Итак, подводя итог необходимо запомнить, что будущая профессия – это не только определенное название, но так же и дело всей вашей будущей жизни. Поэтому к выбору будущей профессии необходимо подойти со всей серьезностью, чтобы в будущем быть влюбленным в своё дело, верить в свои успехи и своё карьерное развитие. Будущую профессию необходимо выбирать по зову своего сердца и только по своему собственному решению.

как выбрать профессию

Выбор профессии влияет на всю дальнейшую жизнь. Задуматься о нем стоит уже в юности: чем старше человек, тем сложнее ему начинать все с нуля. Какие факторы могут повлиять на решение подростка и как не допустить ошибку?

Хочу выбрать профессию: почему это так важно?

Работа, к которой лежит душа – стимул к саморазвитию и карьерному росту, а главное, одно из условий человеческого счастья. Невозможно чувствовать себя счастливым и востребованным, занимаясь нелюбимым делом.

В то же время выбор будущей профессии – один из самых сложных в жизни, поэтому требует особого внимания. Мир стремительно меняется, и нельзя гарантировать, что занятие, которое понравилось ребенку, через 15-20 лет обеспечит ему стабильную денежную работу. Однако основы для самоопределения закладываются именно в школе.

По этой причине Министерство образования уже давно подумывает ввести дополнительный урок по профориентации. И это не лишено смысла: в России около 70% выпускников вузов не работают по полученной специальности. Вероятнее всего, это означает, что в юности многие подходят к ее выбору недостаточно ответственно.

Плюсы раннего выбора профессии

Осознав, чему хочет посвятить себя в будущем, подросток потеряет гораздо меньше времени и сможет приступить к углубленному изучению предметов, которые пригодятся ему для поступления в высшее или среднее специальное учебное заведение.

Школьник, настроенный на достижение конкретного результата (поступление на желаемую специальность), будет с энтузиазмом готовиться к экзаменам – и у него, вероятно, все получится. А ученик, у которого нет мотивации, будет лениться и выполнять задания спустя рукава.

В юности жизнь дарит больше возможностей для обстоятельного выбора будущей профессии. Разнообразие уроков позволяет подростку осознать, к чему он склоняется больше (во взрослой жизни каждый день пробовать себя в пяти-шести разных делах, скорее всего, уже не получится). Во многих школах формируют профильные классы – таким образом, дети уже в 11-12 лет делают первый шаг к самоопределению.

Старшеклассников регулярно приглашают на образовательные выставки, где знакомят с предложениями различных учебных заведений города и предлагают пройти бесплатные тесты на профориентацию.

Основные проблемы при выборе профессии

Позиция семьи. Часто родители не позволяют подростку принять важное решение самостоятельно. Но если доброжелательный совет старших действительно может быть полезным, то категорические запреты и навязанные установки скорее навредят. Разумеется, многим детям проще согласиться с выбором взрослых и принять их помощь. Но учеба «из-под палки», а потом и работа по нелюбимой специальности – путь к внутреннему кризису, а то и депрессии.

Мнение друзей. Старшеклассники часто решают поступать в вуз за компанию с приятелями. Чужому мнению особенно подвержены люди со стереотипным мышлением. Однако выбор профессии без учета своих индивидуальных особенностей – тупиковый путь.

Позиция учителей. Задача преподавателя – обнаружить способности детей и помочь им раскрыться. Но бывает и так, что именно педагоги «дарят» ребятам комплексы на всю жизнь. Многие годами помнят брошенное сгоряча «Ты глупый!», «Даже не пытайся поступить в нормальный вуз!».

Склонности и темперамент. Объективное представление о своих способностях подросток может получить не только на уроках, но и с помощью специальных исследований, тестирований.

Информированность о профессии. Подросток с большей вероятностью выберет специальность, о которой хорошо осведомлен. Поэтому старшим важно позаботиться о том, чтобы знания школьника о профессиях не оказались искаженными или неполными – тогда его не будет ждать разочарование. Например, ребенку, который хочет стать актером, важно рассказать, что за легкостью выступления на сцене стоят месяцы тяжелого труда.

Важно учитывать и особенности психики. Холерику больше подойдут активные занятия, сангвиник хорош в организаторской деятельности, меланхолику ближе творчество, флегматику – неторопливая, планомерная работа.

Как правильно выбрать профессию: основные советы

На первом месте в топе самых востребованных профессий:

программисты и в принципе работники IT-сферы;

инженеры и иные производственные специальности;

специалисты банковской сферы;

медицинские специалисты (врачи).

Определите, чем вам нравится заниматься, и развивайтесь в этом направлении всеми возможными способами (дополнительные занятия, чтение обучающей литературы, курсы).

Прислушивайтесь к мнению окружающих, но не верьте им слепо: ваша судьба должна быть в ваших руках. При этом на месте окружающих не обязательно должны быть родители, пусть это и самые близкие люди. Определиться с выбором помогут, к примеру, учителя, близкие друзья, другие родственники. Очень часто на выбор профессии влияют публичные персоны и разные влиятельные личности.

Выясните, кто больше всего востребован на рынке труда. Если вы уже знаете, какие специальности вам ближе, это поможет сделать четкий выбор (например, журналисту найти работу проще, чем филологу, при этом обе специальности – для гуманитариев).

Соберите данные об учебных заведениях: условиях поступления, длительности обучения, дисциплинах. Ознакомьтесь с отзывами выпускников.

Выбрать будущую профессию можно на специальных курсах профессиональной ориентации, либо сделать это самостоятельно. В любом случае необходимо взвесить все свои сильные и слабые стороны и, исходя из полученных результатов, двигаться в нужном направлении.

Фото: Jonathan Borba / Unsplash

Согласно исследованию Бюро трудовой статистики США, люди от 35 до 44 лет работают на одном месте около пяти лет, а работники от 25 до 34 — только 2,8 года. Под воздействием Четвертой промышленной революции на рынке труда увеличивается спрос на мультикультурных и мультиязычных специалистов, работающих на стыке нескольких профессий. Например, инфостилист «Атласа новых профессий» будет работать с человеческими потребностями, программированием и мультимедиа. Адаптироваться к требованиям рынка и выбрать подходящую профессии поможет постоянное профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение — самостоятельная оценка своих возможностей, ограничений, склонностей, интересов и их сравнение с требованиями рынка. Самоопределение длится всю жизнь, поэтому потребность в нем будет возникать постоянно и зависит от людей, среды, вашей мотивации, зрелости и готовности.

Профессиональное самоопределение помогает найти смысл в работе, ответить на вопрос: «Кто вы как профессионал и какую пользу приносите миру?» При этом ответственность за выбор профессии лежит только на вас.

Елена Витчак, профессор, руководитель бизнес-практики по построению карьерной траектории, мотивации и управлению людьми Московской школы управления «Сколково»:

«Профессиональная ориентация – это всего лишь некоторый вектор движения по карьере. Вы можете не угадать с профориентацией, но стать хорошим специалистом в своей области. По мере накопления знаний и навыков рекомендую формировать понимание личной ценности. Есть прекрасные исследования о том, что на любой должности мы проходим определенные этапы. Есть теория S-кривой, которую я очень люблю. Она четко показывает, что сначала вы пройдете период новичка, затем увлечения — накачки навыков, а потом попадете на профессиональное плато. На плато мастерства сначала будете чувствовать себя гуру, а затем обязательно начнете скучать. В этом непростом мире карьеры выживут только те, кто регулярно будет перебрасывать себя на новую кривую развития. Это сложно, но неизбежно — придется отказываться от уже приобретенного. Сейчас то время, когда на свою карьеру нужно смотреть, как на главный предпринимательский проект всей жизни. К сожалению, этому нигде не учат, но каждый из нас — главный инвестор своих сил и времени».

Фото:Пресс-служба МШУ СКОЛКОВО

Профессиональное самоопределение происходит на всех этапах становления личности. Психологи выделяют пять таких этапов:

1. Оптация. В подростковом возрасте вы формируете профессиональные намерения — осознанное отношение к профессии. Выбираете учебное заведение и планируете кем-то стать, вспоминая школьные предметы, кружки и секции, которые посещали.

2. Профессиональная подготовка. С поступлением в учебное заведение: университет, колледж, училище, вы получаете больше свободы и новую социальную роль — студент. Приобретаете новые знания, умения и опыт для решения простых профессиональных задач. Этап профессиональной подготовки может закончиться за 1—2 месяца, если начнете работать сразу после школы и без специального образования.

3. Профессиональная адаптация. После окончания учебного заведения социальная ситуация меняется: вы попадаете в разновозрастный коллектив с определенной системой профессиональных отношений, меняете свою роль и принимаете новые социально-экономические условия. На этом этапе вы входите в профессию: осваиваете инструменты, самостоятельно выполняете профессиональные задачи и приобретаете опыт.

Фото:Brooke Cagle / Unsplash

4. Первичная и вторичная профессионализация. Осваивая профессию, вы формируете новое отношение к себе, работе и жизни. Сравниваете ожидания от профессии и сложившуюся ситуацию. На первой стадии профессионализации выбираете оптимальные и надежные способы выполнения задач. Повышая квалификацию, находите собственную технологию делать работу эффективно. Расширяете обязанности, меняете должности и переходите на вторую стадию профессионализации.

5. Профессиональное мастерство. Только часть работников с развитой потребностью в самореализации и творческим потенциалом становятся мастерами. На этой стадии вы получаете творческую свободу, ищете новые способы делать работу лучше, меняете сложившуюся систему взаимоотношений в коллективе. Полностью самореализуетесь и достигаете вершины профессионального развития.

Фото:Unsplash

На каждом этапе социальная ситуация меняется. Происходит переоценка ценностей и перестройка личности. Изменения порождают психологическое напряжение, трудности, конфликты с людьми и самим собой.

Что влияет на выбор профессии

Профессиональное самоопределение связано с теорией самодетерминации. Ее разработали американские психологи из Рочестерского университета — Эдвард Деци и Ричард Райан в 80-х годах. Согласно этой теории, в основе нашей внутренней мотивации лежат три базовые потребности:

  • Компетентность — мастерство в своем деле и стремление контролировать результат работы;
  • Автономность — возможность самому решать, как выполнять работу и действовать в соответствии со своим внутренним «я»;
  • Связанность — желание взаимодействовать и быть на связи с другими людьми.

Потребности определяют психологическое здоровье и благополучие человека. Если они удовлетворены — вы растете и развиваетесь. Кэл Ньюпорт подробно разбирает влияние компетентности, автономности и связанности на удовлетворенность профессией и жизнью в своей книге «Хватит мечтать, займись делом!». Автор считает, что «работа мечты» — миф. Вместо поиска идеальной профессии нужно научиться хорошо работать и стремиться к удовлетворению этих потребностей.

Согласно Pink, распространенные причины, по которым люди меняют профессию:

  1. хотят больше зарабатывать;
  2. чувствуют, что достигли карьерного потолка;
  3. надоела рутина;
  4. не устраивает атмосфера в коллективе;
  5. заинтересовала другая сфера;
  6. мигрируют в другую страну или город;
  7. хотят соблюдать баланс между работой и личной жизнью.

Елена Витчак, профессор, руководитель бизнес-практики по построению карьерной траектории, мотивации и управлению людьми Московской школы управления «Сколково»:

«Молодые люди начинают задумываться о смене работы очень быстро. Недавно меня спросили: достаточно ли двух недель, чтобы понять, твоя это работа или нет. Для них уже не существует слово «карьера» в единственном числе, они этим живут: могут менять должности, уходить на более низкие или работать параллельно, работать на фрилансе. В итоге привычные молодым людям резюме выглядят как нетипичные, рваные карьерные траектории. Я вижу ценностные конфликты в разновозрастных командах. Сглаживать их — огромная работа.

На самом деле, чтобы адаптироваться на новом рабочем месте, человеку нужно порядка шести месяцев. Молодое поколение не терпит, часто меняет места работы и профессии. Поколение предпенсионного возраста терпят до последнего, потому что не понимает, что будет дальше и боятся изменений. Людей к этому почти нигде не готовят, но изменения неизбежны. Я остаюсь при своем мнении – человек должен сам заниматься собой и своей карьерой. Это и есть главный вызов эпохи».

Фото:Dmitry Ratushny / Unsplash

Евгений Климов, советский и российский психолог, академик Российской академии образования сформулировал семь основных факторов выбора профессии:

  1. Информированность — насколько вы знакомы с подробностями разных профессий.
  2. Уровень притязаний — цель, которую вы хотите достичь, при выборе определенной профессии: деньги, слава, польза миру, самореализация.
  3. Мнение родителей — модели поведения родителей, их мнение о профессии, профессиональные династии.
  4. Мнение друзей — выбор сверстников, их кейсы и отношение к профессии.
  5. Склонность и интересы — то, что вы хотите узнать и сделать.
  6. Способности — то, что у вас получается.
  7. Потребности рынка — востребованные профессии на рынке, тенденции изменений.

В соответствии с этим психологи выделяют три блока ключевых факторов, которые помогают определиться с профессией.

  1. «Хочу» — интересы, склонности и пожелания в профессиональной сфере. Интересы — что хотите знать, склонности — что хотите делать. Интересы и склонности могут не совпадать, тогда только в одном блоке появится конфликт и выбрать подходящую профессию будет трудно. Например, вам интересна археология, но вы не любите ходить в экспедиции.
  2. «Могу» — уровень знаний, способности, возможности и навыки.
  3. «Надо» — требования рынка.

На пересечении трех блоков находится подходящая профессия — навыки будут востребованы, а цели и желания совпадут с требованиями рынка.

Что еще помогает выбрать профессию

Выбрать подходящую профессию помогают формы профессионального самоопределения — тесты, стажировки и перерыв.

Пройдите тест. Тестирование подойдет в самом начале, когда вам нужно определить отправную точку профессионального самоопределения. Используйте только научно обоснованные тесты. Например, тест 16Personalities основан на сотне научных исследований типов личности и их влияния на нашу жизнь. Результаты теста расскажут о ваших сильных и слабых сторонах и поможет их правильно использовать. 16Personalities доступен на 37 языках, в том числе на русском.

Сходите на стажировку. Практика профессиональной деятельности полезна не только школьникам и студентам первых курсов. Опыт настоящей работы помогает разобраться с блоками «Могу» и «Хочу», а также завести полезные знакомства. Если вы планируете менять профессию, сначала примерьте на себя новые обязанности. Лучше всего устроиться на стажировку и расспросить специалистов этой сферы об их работе.

Возьмите перерыв. Некоторые школьники берут год перерыва, чтобы определиться с будущим и попробовать себя в новых профессиях. Взрослому человеку трудно позволить себе год перерыва (саббатикал), но взять небольшую паузу бывает полезно. Перерыв спасет от эмоционального и профессионального выгорания и поможет разобраться в том, что вам действительно нужно. Главное — тратить время с пользой.

Когда выпускников детского сада спрашивают, кем они хотят стать, они часто называют героические профессии или профессии своих родителей. Через годы они выбирают другие профессии — и это кажется нормальным. Зато кажется ненормальным, что многие недовольны своей работой или остаются на ней только из-за зарплаты. Дарья Абрамова, CEO «Кодабры», онлайн-школы программирования для детей, разбирается, что влияет на выбор профессии с точки зрения науки и как воспользоваться советами ученых.

Почему важно правильно выбирать профессию

Неправильный выбор работы ведет к депрессии. Если люди недовольны своей работой, им приходится тратить время и силы на то, что им кажется пустым и ненужным. Это приводит к профессиональному выгоранию, в том числе к депрессии и потере смысла жизни. Также людям, недовольным своей работой, приходится ее более или менее часто менять, что тоже приводит к депрессии.

Человеку важно проявлять свои таланты. Причем это важнее, чем статус или должность в компании. Исследователи доказали, что люди, у которых результат работы зависит от их способностей, больше удовлетворены своей профессией, чем люди на высокооплачиваемых должностях. Дворники и служащие зоопарка работали с большей отдачей, чем менеджеры крупных компаний.

Мир нестабилен. В ближайшие 20 лет треть рабочих мест отдадут роботам, а десятки профессий просто исчезнут. Чтобы быть к этому готовым, нужно выбирать профессию правильно — или даже не профессию, а сферу, в которой можно проявлять себя по-разному. Например, специалист по микробиологии может работать в лабораториях, консультировать производителей пищевых продуктов или писать книги и статьи для СМИ.

Что ученые говорят о выборе профессии

Чем шире контакты, тем лучше карьера. Экономист Рональд Берт провел десятки исследований и выяснил, что выдающиеся предприниматели отличались от других открытой сетью контактов. Когда у обычных бизнесменов и менеджеров все знакомые и коллеги работали в одной сфере и были связаны между собой, выдающиеся общались с людьми из абсолютно разных сфер. Берт считает, что, общаясь с отличающимися друг от друга людьми, мы учимся быть гибкими, уважать ценности других, получаем уникальный опыт. К тому же люди с открытой сетью контактов не только учатся новому лучше других, но и быстрее расширяют свою сеть дальше, получая единомышленников во все новых компаниях и сферах.

Выбор профессии зависит от целей, опыта и установок. Люди сильно отличаются друга от друга мотивацией, которая формируется с самого детства. Неудивительно, что ее элементы влияют на выбор профессии.

Люблянские экономисты выяснили, что студенты, которые умеют правильно формулировать и ставить цель, находят после вуза работу, которой остаются довольны. Видимо, это связано с тем, что такие студенты лучше понимают, что им нравится в работе, выделяют эти критерии и ищут работу исходя их них.

Но при этом важно не только смотреть в будущее, но и помнить о прошлом. Стэнфордский психолог Крумбольц доказывает, что выбор профессии зависит от установок и убеждений, сформированных в течение жизни. Часто студенты используют при выборе профессий разрушительные убеждения, например, думают, что должны зарабатывать больше своих родителей, хотят только лучшую работу или считают, что будут счастливы, только если добьются определенной должности. Как отмечает Крумбольц, эти убеждения отдаляют соискателей от дела их жизни.

Выбор зависит от ориентации на успех и неуспех. Психолог и карьерный консультант Хайди Халворсон утверждает, что люди принимают решения, используя две стратегии: одни ищут максимальный выигрыш, другие пытаются избежать проигрыша. Это похоже на поведенческие типы А и Б, описанные кардиологами Фридманом и Розенманом. Люди с типом А склонны рассматривать каждую задачу и цель как возможность для продвижения — с одной стороны, это хорошо, с другой стороны, люди тратят на это много ресурсов. Люди с типом Б затаиваются и пытаются сохранить статус кво, лишь бы все было спокойно и безопасно.

Халворсон считает, что люди с типом А выбирают более престижные, но и более «опасные» профессии, люди с типом Б более спокойные, но иногда более скучные.

Выбор зависит от родителей. Большинство детей очень много времени проводит с родителями и зависят от их мнения и примера. Это влияет на выбор профессии прямо и косвенно. По исследованиям проекта Nothing in Common, дети выбирают профессию, ориентируясь только на родителей и сверстников, но не учитывая рынок труда.

Также выбор профессии сильно зависит от родительских ожиданий. Во-первых, родители примерно представляют, какую профессию хотят ребенку, и так или иначе подталкивают ребенка к этому. Во-вторых, они выдают ресурсы на те или иные секции и кружки, частные школы и обучающие развлечения. Проблема в том, что ожидания родителей бывают парадоксальными: согласно исследованиям, от школы родители хотят, чтобы вырастили ребенка достойным человеком, умеющим общаться, а от колледжа и вуза, чтобы ребенок приобрел статусную профессию.

При этом важнее, чтобы родители не влияли с помощью ожиданий, а помогали своим детям разобраться в их интересах и рынке труда. Согласно исследованиям, чем больше включенность родителей в детскую профориентацию, тем больше дети довольны своим карьерным выбором.

Как правильно выбирать профессию

Отталкиваться от интересов. Высокооплачиваемую работу можно найти почти в любой сфере: важно, чтобы человеку хотелось там работать и развиваться. Главное — определить свой интерес, а дальше есть разные способы, как подобрать под него профессию. Карьерные консультанты помогают понять, какую сферу выбрать, исходя из любимого школьного предмета. Если выбрать профессию по интересу не получается, можно дать себе подсказку и пройти тест Холланда на определение профессии по типу личности.

Изучать рынок труда. Это не значит, что нужно изменять своим интересам в угоду спросу на рынке труда. Это помогает выбрать определенную компанию или часть рынка: программист может работать на военных, врачей, финансистов и много где еще. Изучение рынка труда помогает понять, какие смежные навыки нужно получить, чтобы лучше трудоустроиться, где пройти стажировку.

Быть гибким. Самое главное — понимать, что работу придется сменить несколько раз за жизнь. Если сразу быть к этому готовым, будет проще затем наниматься и расставаться. Это не значит, что к работе и компании не нужно привязываться, это значит, что нужно быть готовым ко всему — провалам, резким взлетам, неожиданным поворотам карьерной судьбы.

Работать с психологом насчет неверных убеждений. Чем лучше человек понимает самого себя, тем проще ему принимать решения и не разочаровываться в них. Иногда в этом мешают убеждения, которые живут в голове с рождения и уже не осознаются: «лучше не высовываться», «работать надо только за большие деньги», «родители плохого не посоветуют». Все эти убеждения нужны были нам на определенных жизненных этапах — важно самому или с психологом разобраться, нужны ли они сейчас.

Начать раньше. Чем раньше человек начинает разбираться в своих профессиональных интересах, тем лучше — во-первых, так он успеет лучше их изучить, во-вторых, начнет стажироваться еще в школе. Опыт работы в разных компаниях и сферах только помогает — человек изучает разные стили руководства, попадает в разные проблемные ситуации и учится из них выходить, развивает больше профессиональных навыков. Также важно с младшего школьного возраста развивать навыки, которые пригодятся почти в любой сфере и профессии: английский язык, основы программирования, навыки самопрезентации и командной работы.

Не бояться менять работу. Если человек четко понимает свои интересы и может ставить долгосрочные цели, каждая следующая работа становится для него важным, но этапом. И когда человеку «тесно» на рабочем месте, он спокойно с ним прощается и движется дальше. Кажется, что такая модель поведения становится наиболее полезной для современного мира.

Сначала скажу, что такое Профессия. Профессия — это деятельность, требующая длительной подготовки. А что же такое работа? Работа — это практические действия в рамках определенной профессии. Впрочем, не всегда работа делается в рамках профессии.

Привет, друзья! Меня зовут Эльмира Давыдова, я — профориентолог. В прошлый раз мы говорили о том, что такое профориентация. Теперь я хочу поделиться с вами накопленным опытом и облегчить вам задачу — выбор профессии. Моя же задача — помочь вам выбрать ПРАВИЛЬНУЮ профессию, исходя из ваших потребностей и жизненных обстоятельств. Уверена, вы попали в эту статью не случайно. Не пугайтесь её размеров, информация очень полезна и даст вам пищу для размышления. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Поговорим сегодня о том, зачем выбирать профессию.

зачем выбирать профессию

Профессия и работа

Сначала скажу, что такое Профессия. Профессия — это деятельность, требующая длительной подготовки. А что же такое работа? Работа — это практические действия в рамках определенной профессии. Впрочем, не всегда работа делается в рамках профессии. Есть работы, которые могут выполнять люди и через несколько дней учебы. Например, профессия продавца в магазине, оператора ПК не нуждается в длительной подготовке. Внимание: эти работы я уважаю, они трудны и требуют внимания , но им долго не учатся. Любой способный к ней человек может начать эту работу сходу.

Но долго задерживаться на такой работе, не требующей подготовки — опасно.Чтобы крепче стоять на ногах в жизни надо приобрести профессию , и уже в ее рамках двигаться от одного работодателя к другому. Или открыть свое дело.

Говоря образно, профессия — это нить, на которую нанизаны бусы — работы.

Когда мы говорим о выборе профессии — мы, значит, говорим о выборе такой деятельности, к которой надо долго идти — от нескольких месяцев до нескольких лет. Слово " выбирать" предполагает активное поведение самого выбирающего и отсев всего того, что не подходит ему.

Что будет, если не выбирать профессию?

Слово «зачем» означает «для какой цели». Цель выбора профессии, по -моему, — это интересная жизнь на работе и крепкое стояние на ногах.

Итак, зачем же выбирать -то? Нельзя, что ли, не выбирать?

Представим себе обратное — вы не выбираете профессию.

Что будет? Вот варианты сценариев:

1. Выбор родителей

За вас это сделает кто-то другой. Например, мама или папа или даже тетя

Так нередко и бывает. Старшие в семье могут исходить из каких-либо соображений, никак не связанных с вашими желаниями и способностями.

Старшие иногда руководствуются прагматикой.

То есть заботятся о вашем материальном благосостоянии. Думают так: будешь работать «в серьезной профессии» — всегда будешь при деньгах. К " серьезным профессиям" относят бухгалтерию, экономику, строительство, нефтянка, энергетика, медицина, логистика, таможенное дело, банковское дело, инженерия, технология. Ну, это хорошо, если вы сами не прочь получить такое образование. А если вы совсем к этому не склонны, то вы либо оказываете мужественное сопротивление, либо не оказываете сопротивление. Если не оказываете, то ваше дело — согласиться с выбором взрослых. Выбор взрослых вполне может быть и не противен ни вашим ценностям, ни способностям. Тогда все ок. Тогда получается так: за вас выбрали профессию, но она вам не противопоказана. Она подходит вам и по духу, и по способностям.

Василий, 17 лет. Производит впечатление вялого человека, безынициативного. Родители работают в реальном секторе экономики, в торгово-экономическом. Когда дошло дело до вопроса, а умеет ли Василий рисовать — то произошло чудо, и мне показали фантастические рисунки Васи! Вася был художник. Его учили в художественной школе, да. Но и природные данные просто очевидны! Поверьте мне: мне есть с чем сравнивать! Я же всем этот вопрос задаю. И прошу нарисовать или хотя бы срисовать. А тут — редкий случай! Как вы думаете, ценит ли данная семья этот талант своего сына? Ценит. И определяет для него место в жизни Васи: хобби. Не хотят они, чтобы Вася двинулся в сторону дизайна или архитектуры! Нет. А почему? Потому что думают, будто архитектор это несерьезная профессия. То ли дело проектировщик инженерных систем зданий. На это согласились. Это серьезно. Этим заработаешь. Вот таков прагматический подход.

Сделаю тут пометку на полях. По-моему, если человек чем-то одарен, очевидно одарен, то эта одаренность требует к себе внимания. Она хочет прорасти. И этим она будет, возможно, мешать и беспокоить. Человек нередко чувствует смутную тоску.

Вот случай, когда девушка поддалась маме и не пошла в психологи, а пошла во врачи. Мама владеет медицинской клиникой. Мама, конечно, хочет работать с дочерью. Как я ее понимаю! Вдвоем легче. Но нет. Дочь поступила в институт, проучившись год, начала прогуливать, скрываясь от мамы, стыдясь этого, была отчислена, восстановилась и снова сорвалась. Так она оказалась у меня. Мы нашли другую профессию, близкую к медицине. Но — что сказать маме! И вот вторая встреча — уже с мамой и дочерью. Это уже была сессия семейной терапии. Не беспокойтесь, я училась и семейной терапии тоже. Все разрешилось благополучно. То есть мама узнала чувства дочери. А дочь мамины чувства. Да, бывают у моей профориентационной консультации продолжения. В данном случае мы работали над семейными отношениями. Бывают случаи, когда человек хочет уточнить направление движения или сделать резюме, обсудить поведение на собеседовании. Жизнь идет! Она ставит новые вопросы.

Старшие руководствуются не прагматикой, а своими детскими мечтами.

То есть они хотят, чтобы вы совершили то, чего не совершили по какой-либо причине они.

Мама очень хотела стать гимнасткой, но не стала, ей не дали, не сложилось. Она всеми силами заставила сына заняться этим видом спорта. Он достиг определенных успехов, выступил на чемпионате страны, занял там седьмое место. Ему уже 25, ему и стыдно, и не интересно. Ну, пора бы уже остановиться. Он хочет остановиться. Но не может. Мама не дает. Сильная мама. Мы нашли другую профессию. Совсем далекую. Он пошел учиться на инженера по наладке медицинского оборудования. Было в нем инженерное зерно, которое мама не замечала. Парень пошел учиться. Тайно от мамы. Мамы.

Не путайте себя с вашими детьми!

Старшие иногда руководствуются чужим примером.

"А вот Юля, помнишь Юлю — она учится на пиарщика . Ей нравится!" В этом случае не просматривается сугубой прагматики, она есть, конечно, но она не главное. Здесь, по-моему, корень в другом : мы совсем не понимаем, к чему способен наш ребенок. И родители с детьми стараются кругом ходить и всё смотреть. Они активные — дети нет. На днях открытых дверей могут завлекать: идите к нам, вы будете управлять страной! Вы будете аналитиками!

Я, при всей моей устремленности вверх, призываю родителей и детей твердо встать на землю. Я спрашиваю: «Ок, управлять страной — это как? Это где, это в каком качестве? Что будут видеть ваши глаза и делать ваши руки, в каком положении будет тело ваше в пространстве? Если вы окажетесь в министерстве, тело будет сидеть на стуле, глаза будут видеть бумаги. Вы так хотите?» Отвечает юноша: «Нет, не хочу».

И я привожу в примеры биографии сегодняшних лидеров стран, рассказываю, кто где учился и в какой момент и почему стал влиятельным лицом. Сложно ребенку, очень сложно представить себе, что профессиональная дорога — это длинный путь. И что подарки судьба делает человеку трудолюбивому. Выбирая профессию ребенку, я приглашаю родителей, они во время нашего совещания служат заземлению, они делают выбор более реалистичным.

Я поняла: очень прагматичным быть не прагматично. Потому что одними деньгами не проживешь. И силу взять негде на профессию, которая неприятна.

Но никогда я еще не отправила человека в такую профессию, в которой он не сможет себя прокормить. Я такая, знаете, неваляшка, с железкой в основании. Есть такая кукла — она туда-сюда качается, но завалиться не может — неваляшка. И я не даю завалиться моим клиентам. Иной раз приходят с вовсе уже нереалистичными ожиданиями от жизни. Например, девочка живая, есть энергия, знаний нет (ну, это дело наживное, думаю я), и несёт в себе девочка идею: "я хочу быть богатой и знаменитой. Но только имейте в виду, что я ленивая. Родители рядом сидят. Я говорю: «Ленивая? Значит, будешь валяться на помойке!» Скажете, что это не психологично? А у нас нет времени на весь воспитательный процесс на месте за два часа, но я могу встряхнуть, напугать. Девочка пугается: «Как! На помойке!» Она смотрит телевизор, а там сказано, что жизнь — это мед с сахаром, только надо похудеть немного и встреть принца (олигарха).

Скажу исключение. Иногда приводят детей с мозговыми нарушениями. И о больших заработках речь не идет. И мы выбираем деятельность посильную в причудливом порой месте, но это защищенность, это работа. Жаль, в России нет системы трудоустройства таких детей.

2. Выбирают за вас друзья, приятели

профессию выбирают друзья

«Куда все пошли — туда и я пошел». Не факт, совсем не факт, что вы окажетесь в плохом месте. Но вы можете оказаться в неподходящем для вас месте.

Потому что, как ни крути, а все же вы особенный. Они, может быть, могут такое, чего не можете вы. А вы можете такое, чего не могут они. Например, вам работать с людьми лучше, чем с техникой, они вам понятнее. А им ничего не стоит разобраться в двигателе внутреннего сгорания. Они даже не знают, откуда они его знают, этот двигатель автомобильный. Они знают. А вы нет. С трудом что-то вы вспоминаете из учебника физики. В общем, все люди разные, даже если они дети одних родителей. И надо торить свою дорогу, как вода в песке торит свой путь. Если вы не любите физику или химию — в этом нет ничего постыдного. Надо только понять, с каким материалом или предметом вам радостнее работать.

Объект и действие

А какие есть предметы или материалы? Вот какие: люди (а среди них дети) персонально, группы людей, ткани, дерево, техника (какая), растения, животные, ткани живых ( или бывших живыми) организмов, картинки, документы, числа, иные знаки, чертежи, слово (текст), звук, мука и мясо.

Выбрать профессию — это значит выбрать вот этот самый предмет для себя. И потом уже действия с этим предметом. Если вам не нравится с цифрами производить манипуляции, то так себе и скажите: не хочу этого. Есть другие, как видно, объекты — ищите себе объект. И скажите себе: да, вот он, мой объект: животное.

Но только имейте в виду: вам придется иметь дело с объектом каждый день. Не всегда, выбирая профессию, люди помнят это.

Стоит спросить себя: какое животное? И стоит спросить: а что я буду с ним делать? Делать с ним можно вот что: лечить ( резать, уколы делать, даже усыплять иногда), дрессировать, разводить, объезжать, фотографировать, исследовать их, пасти, закупать и продавать, готовить к выставкам, стричь .

Необходимо быть «в своей тарелке»

выбрать правильную профессию значит быть в своей тарелке

Нужно выбрать правильную профессию, чтобы не заниматься цифрами или чертежами целый день, если вы этого не хотите. Или не работать с людьми целый день, если вы от этого устаете.

Кстати, я сразу вижу такого человека, который от людей устает, его взор направлен не на собеседника. И я редко в этом ошибалась. И если мне такой человек говорит, что он хочет работать с людьми, я сразу же понимаю, что это он заблуждается. И вскоре человек тоже начинает понимать это.

Бывает, что человек о себе говорит: я креативный. И я ему даю задачку на креативность. И всё обнаруживается. По цвету лица я не могу определить степень креативности. Хотя по характеру одежды много чего можно понять. Но человек сложен, сложен, сложен, загадочен и непостижим. На этом настаиваю.

Итак, зачем выбирать профессию? А вот затем, чтобы оказаться в своей тарелке (среди своих по духу людей) и делать то, что хочешь делать с тем объектом, с которым хочешь это дело делать.

Читайте также: