Почему запретили декларировать должность водителя грузового автомобиля

Опубликовано: 04.07.2024

Должностная инструкция водителя грузового автомобиля применяется для конкретизации пунктов трудового договора. Требования к трудовому договору, закреплённые в статье 57 ТК, не требуют от работодателя разъяснять его пункты. Но часто случается так, что и работнику, и работодателю требуется более подробное разъяснение по положениям трудового договора. Для решения данного вопроса и применяется должностная инструкция, которая может создаваться либо как приложение к трудовому договору, либо как локальный нормативный акт.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции водителя грузового автомобиля

1. Общие положения

  1. В процессе выполнения своих обязанностей водитель грузовика состоит в подчинении у начальника транспортного отдела.
  2. Кандидат на эту позицию должен отвечать следующим требованиям по квалификации:
    • законченное среднее образование;
    • стаж управления грузовым автомобилем от 1 года;
    • действительные водительские права категории «С».
  3. Водитель грузового автомобиля обязан знать:
    • нормы безопасности по перевозкам грузов, а также в управлении грузовым автомобилем;
    • актуальные ПДД;
    • нормы заполнения и проверки путевых листов, накладных и других требуемых документов;
    • нормы оценки качества его работы;
    • используемые марки грузовиков, их особенности и различия;
    • специфику перевозки различных типов грузов;
    • нормы размещения грузов, их погрузки, разгрузки, а также крепления;
    • нормы профилактики неисправностей грузовиков;
    • способы оперативного ремонта частей грузовика;
    • правила ухода за своим грузовиком, а также его технического обслуживания;
    • порядок обслуживания грузовиков в гаражах, а также их хранения на стоянках;
    • правила обращения с навигационной системой грузовика, а также другим электронным оборудованием;
    • назначение и принципы действия основных составляющих машины;
    • правила проверки грузовиков перед выездом на трассу;
    • нормы ухода за выданной спецодеждой.
  4. Водитель грузового автомобиля руководствуется следующими положениями:
    • действующим законодательством;
    • нормами ПДД и актами, регулирующими перевозки грузов;
    • документацией компании;
    • сведениями из этой инструкции.
  5. На время отсутствия водителя грузовика его функции по перевозкам передаются другому водителю, отобранному начальником транспортного отдела.

2. Функции

Обязанности водителя грузового автомобиля:

  1. Обеспечение целостной и своевременной перевозки требуемых грузов.
  2. Обеспечение правильности размещения грузов в кузове или прицепе, а также проверка их надлежащего крепления.
  3. Обеспечение своевременной заправки машины топливом и другими ингредиентами.
  4. Оперативная починка грузовика в пределах своей компетенции.
  5. Контроль за заменой резины и изношенных частей.
  6. Эксплуатация навигационной системы грузовика, а также другого электронного оборудования.
  7. Информирование руководства по возможным проблемам с машиной или её агрегатами.
  8. Постановка машины на стоянку или на ремонт в гараж.
  9. Отслеживание качества ремонтных работ по грузовику.
  10. Мониторинг ситуации с проведением профилактических мероприятий для грузовика, а также его тестирования.
  11. Поддержание чистоты и исправности грузовика.
  12. Соблюдение норм ПДД и правил пожарной безопасности.
  13. Хранение спецодежды и другого выданного инвентаря.
  14. Заполнение требуемых документов и проверка их корректности.

3. Ответственность

Водитель грузового автомобиля может нести следующую ответственность:

4. Права

Комплекс прав водителя грузового автомобиля:

  1. Внесение предложений начальнику транспортного отдела по совершенствованию своих рабочих процессов.
  2. Получение от сотрудников компании информации, востребованной в своей деятельности.
  3. Получение от работодателя спецодежды для работы, а также другого требуемого инвентаря в пределах, оговоренных в документах компании.
  4. Отказываться от вождения грузового автомобиля, если он находится в непригодном для эксплуатации состоянии.
  5. Требовать от начальника транспортного отдела обеспечения машины запчастями и необходимыми материалами, а также проведения её своевременного ремонта.

5. Условия труда

  1. Водитель грузового автомобиля получает дополнительные льготы в случае работ в северных районах.
  2. Премии водителю предоставляются по итогам года и квартала, по мере выполнения им планов перевозок, которые указаны в соответствующей документации компании.
  3. Водителю выдается одежда для работы, а также может быть выдан и другой инвентарь в порядке, который прописан в соответствующей документации компании.
  4. На время длительных рейсов работнику выдаются денежные средства на текущие расходы в соответствии с правилами компании.

Для чего требуется инструкция

Для компании-работодателя документ требуется как приложение к трудовому договору, конкретизирующее упомянутые там пункты.

Для работника содержимое инструкции позволяет определить основные моменты работы, что позволяет не отвлекаться на общение с начальником.

Следовательно, данный документ служит средством профилактики должностных конфликтов. А как юридически значимый документ должностная инструкция может использоваться в судебных и досудебных разбирательствах.

Особенности должностной инструкции

В трудовом законодательстве нет требований к составлению должностной инструкции. Поэтому работодатели имеют большие возможности для адаптации документа для своих нужд. Тем не менее есть и определенные деловые стандарты, которых стараются придерживаться при составлении инструкции. Так, типовая должностная инструкция включает следующие части:

  • Общие положения.
  • Функции специалиста.
  • Трудовые права.
  • Меры ответственности специалиста.

К этим четырем базовым разделам работодатели могут добавить следующие:

  • Условия труда.
  • Должностные связи.
  • Принципы оценки специалиста.
  • Квалификационные требования.

Чем крупнее работодатель и чем больше работников, тем больше смысла во включении дополнительных разделов, которые предупреждают возможные конфликты и непонимания.

Общие положения

Базовый раздел, в котором описывают общие рабочие положения. В их число входит:

  • кто будет временно заменять водителя;
  • кому подчиняется водитель;
  • кто принимает решение по приему на работу водителя и его увольнению;
  • чем руководствуется водитель;
  • квалификация водителя и требуемые от него знания.

Особенно важны пункты, в которых перечислены требования к квалификации на данную должность, а также требования к навыкам, которые должны соотносится с функциями, перечисленными далее.

Внимание! Если водитель требуется на грузовик определенной марки или определенной грузоподъемности, то следует отдельно упомянуть об этом в перечне навыков.

Функции

Раздел включает как типовые обязанности водителя любой машины, так и те, которые должен выполнять именно водитель грузовика. К первой группе относится заправка машины, уход за ней и тому подобное. Вторая группа включает перевозку грузов, проверка их состояния и комплектации и другие специфические вещи. В разделе обязательно упоминают соблюдение ПДД и правил безопасности.

Важно! Если водителю выдается фирменная одежда для работы, то следует в отдельном пункте упомянуть обязанность ухода за ней.

Ответственность

Раздел включает 3-4 пункта, где описаны нарушения, за которые может быть привлечен к ответственности водитель грузовика. Описание дается в общем ключе, без упоминания конкретных мер наказания, так как степень ответственности определяется в ходе разбирательств, в том числе судебных, с выяснением всех нюансов.

Права

Раздел отведен под перечисление прав водителя грузовика. Обычно сюда включают 5-6 типовых пунктов, такие как право на получение информации, право на внесение предложений по совершенствованию работы и другие. Если работодатель предоставляет водителю льготы, типа спецодежды и оплаты переподготовки, то в разделе следует в отдельном пункте упомянуть об этом.

Условия труда

Для водителя грузовика, который несет ответственность не только за него, но и за перевозимые грузы, важно качество инструкции. Поэтому после составления инструкция согласовывается с юристом и другими специалистами. После внесения всех правок инструкцию нужно распечатать на фирменном бланке компании и ознакомить с ней водителя. Подписывая инструкцию, работник соглашается с её содержимым. Также подписи ставят руководитель компании и те лица, с которыми согласовывалась инструкция.

“Водитель обязан”, “водитель должен”, “водитель несет ответственность” и “это сфера ответственности водителя” — часто употребляемые экспедиторами и грузовладельцами словосочетания. Безусловно, профессия водителя нужная и ответственная, но так ли много должен водитель (за исключением случаев, когда он же является перевозчиком)? Давайте разбираться, чтобы не делать ошибки, пытаясь взыскать убытки с ненадлежащего лица.

Повторюсь — в рамках этой статьи не рассматриваются случаи, когда водитель является одновременно перевозчиком, который заключает договор на перевозку груза. Принимаем, что водителем является работник перевозчика, который управляет грузовым автомобилем (пусть даже ему принадлежащим).

Для удобства эта статья оформлена в стиле “вопрос — ответ”. Это позволит не растекаться мыслью по древу, но при этом давать краткие и ёмкие ответы.

Ответственность за сохранность груза лежит на водителе?

Например, в этом договоре сделана попытка переложить ответственность перевозчика на иное лицо.

Сделать это не получится по трем причинам:

  1. 1. Ответственность за груз несет перевозчик — это предусмотрено статьей 796 Гражданского кодекса РФ, а также частью 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта.
  2. 2. Договор перевозки или транспортной экспедиции в абсолютном большинстве случаев является двухсторонним. Водитель не является стороной договора, следовательно, в соответствии с ч. 3 ст. 308 ГК РФ, на него не распространяются обязательства сторон договора, который он не заключал.
  3. 3. Даже если водитель является стороной договора, все равно ответственность перевозчика устранить не удастся в силу ст. 37 Устава автомобильного транспорта, признающей недействительными любые соглашения сторон договора перевозки, целью которых является устранение их ответственности.

Установлено, что груз своровал водитель. Требование предъявлять к нему или к перевозчику?

Если вина водителя в хищении груза установлена приговором суда, грузовладелец или экспедитор вправе заявить самостоятельное требование к водителю о возмещении стоимости утраченного груза (это называется гражданский иск в уголовном процессе). Однако, делать это не обязательно. Например, в деле № А32-7958/2019 суды первой и апелляционной инстанций указали перевозчику на то, что ответственность за сохранность груза перед экспедитором несет именно он, а не водитель.

Перевозчик может регрессом взыскать с водителя стоимость поврежденного или утраченного груза?

Водители большегрузных автомобилей могут причинять значительный материальный вред своим работодателям. Иногда размер этого вреда достигает нескольких миллионов рублей. Например, водитель попал в аварию и разбил груз, или заболел и доставил груз с опозданием.

Правоотношения сторон трудового договора регулируются Трудовым кодексом РФ. Действительно, перевозчик вправе взыскать с водителя прямой действительный ущерб (ст. 238 Трудового кодекса РФ). Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 16 ноября 2006 года № 52 раскрыл понятие прямого действительного ущерба — это реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Однако, в соответствии со ст. 241 ТК РФ, ответственность работника за причиненный ущерб ограничена средним месячным заработком.

Случаи, в которых работник обязан возместить ущерб полностью, перечислены в ст. 243 ТК РФ. Кроме того, работодатель вправе заключить с работниками, работающими по определенным профессиям, договоры о полной материальной ответственности. Перечень таких профессий приведен в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 г. № 85. В перечне отсутствует профессия “водитель”, однако, присутствует профессия “экспедитор”.

Водитель опоздал на выгрузку, и перевозчик получил солидный штраф. Может ли работодатель взыскать его с водителя?

Да, если сможет доказать факт нарушения водителем должностной инструкции и причинно-следственную связь между действиями работника и полученным штрафом. В этом случае полученный перевозчиком штраф является его убытком. Разумеется, в этом случае к водителю также применяется законодательное ограничение среднемесячным заработком материальной ответственности за ущерб.

Можно ли взыскать с водителя уплаченный административный штраф?

Аналогично предыдущему пункту — да, если есть доказательства нарушения водителем своих обязанностей и имеется прямая причинно-следственная связь между нарушением и штрафом. И здесь необходимо понимать, что невозможно вменить в обязанности водителя контролировать всё, например, нагрузки на оси транспортного средства (и уж тем более, если работодатель не предоставил работнику средства измерения этих параметров). В то же время, обязанность водителя соблюдать скоростной режим установлена Правилами дорожного движения, поэтому уплаченные штрафы с камер можно смело требовать с водителя.

Особенно актуально это станет с 1 ноября 2019 года, когда будет введена ответственность перевозчика (юридического лица или индивидуального предпринимателя) за нарушение водителем режима труда и отдыха.

Водитель должен размещать груз внутри кузова при погрузке?

Нет, за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено договором. Ответственность за соблюдение осевых нагрузок и общей массы автомобиля с грузом всегда несет тот, кто производил погрузку — об этом говорится в ч. 12 ст. 11 Устава автомобильного транспорта.

Даже если в договоре предусмотрено, что водитель следит за распределением груза на предмет соблюдения весовых параметров, это не снимает ответственности с грузоотправителя (чаще всего погрузку производит именно он) — статья 37 Устава автомобильного транспорта именно об этом.

При этом водитель обязан следить за соблюдением весогабаритных параметров груза и его размещением в кузове транспортного средства на предмет соблюдения ПДД.

Должен ли водитель пересчитывать груз и проверять целостность упаковки?

Водитель обязан это делать. Дело в том, что перевозчик в лице водителя принимает груз по транспортной накладной. Графа 3 накладной содержит всю информацию о грузе, включая его наименование, массу и количество грузовых мест. Следует отметить, что если водитель принимает груз попаллетно, то в транспортной накладной должно быть указано количество паллет, а не количество коробов на них. Необходимо требовать заменить транспортную накладную, а в случае отказа грузоотправителя — сделать соответствующие отметки в 12-ой графе накладной.

Аналогично водитель обязан принимать груз по внешнему виду упаковки (паллет, коробов), так как при сдаче груза именно перевозчик обязан доказывать, что повреждение, бой, подмочка и т. п. произошли не по его вине. Сделать это в отсутствие записи в 12-ой графе транспортной накладной проблематично.

Должна ли у водителя быть медицинская книжка?

Если это предусмотрено договором с перевозчиком, то должна быть. Дело в том, что в чистом виде договор перевозки встречается крайне редко, чаще всего договор квалифицируется как договор транспортной экспедиции со всеми вытекающими последствиями. Говоря очень упрощенно, если договором перевозчик обязуется оказывать хотя бы одну дополнительную услугу, то он автоматически превращается в смешанный договор, содержащий элементы договора перевозки и договора транспортной экспедиции.

Это же относится и к условию договора о необходимости наличия медицинской книжки (а иногда и белого халата) у водителя. В этом случае перевозчик превращается в экспедитора, который обязан оказывать дополнительные услуги, связанные с перевозкой груза, предусмотренные договором.

Если же договором не предусмотрена необходимость наличия у водителя медицинской книжки, а грузополучатель отказывается принимать груз на этом основании, перевозчик может взыскать убытки (см., например, дело № А76-10824/2017).

Фирма А заключила с фирмой Б договор на перевозку груза (стальных труб) по маршруту г. Владивосток (Приморский край) – г. Свободный (Амурская область). Поскольку перевозка грузов не является основным видом деятельности фирмы А, для выполнения данного поручения в качестве водителя был привлечен товарищ З, с которым был заключен договор подряда (назван как «Перегон автомобиля»: товарищ З должен был крутить баранку 1500 км, и доставить MAN фирме А, так как трубы нужны для ее деятельности (личные цели).

Сотрудниками Восточно-Сибирское МУГАДН была выявлена перевозка груза транспортным средством MAN с полуприцепом SCHMITZ, арендованными фирмой А, с нарушением требований о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя, в связи с чем фирму А признали виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ, и назначили ей наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей. Часть 2 указанной статьи, предусматривает ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Фирма А подала жалобу на указанное постановление в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, которая была рассмотрена 18.07.2019. По результатам ее рассмотрения Ространснадзор оставил без изменения постановление, жалобу фирмы А без удовлетворения (текст прилагается).

В двух словах - санкция ч.2 ст.12.31.1 КоАП РФ создана как кара профессиональных перевозчиков за то, что их водители не проходят предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Есть нюанс, который сразу не бросается в глаза – эти водители должные являться работниками перевозчиков. И сейчас объясню почему.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. В силу ст. 23 указанного закона, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств. Из положений ст. 46 следует, что видами медицинских осмотров являются предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Согласно п. 3 ст. 23 обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Вернемся к правоотношениям, возникшим между товарищем З и фирмой А.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Если провести правовой анализ глав 37 и 39 Гражданского кодекса РФ, а также ст. ст. 56, 57 Трудового кодекса РФ, целью трудового договора является выполнение работником определенной трудовой функции, то есть акцент делается на процессе работы. В то время как цель договора подряда - не работа как таковая, а получение результата, который подрядчик передает заказчику за вознаграждение (данный вывод подтвержден Определением ВС РФ от 25.09.2017 № 66-КГ17-10). В рамках гражданско-правового договора подрядчик (исполнитель) обязан сам обеспечить себя всем необходимым для выполнения работ (оказания услуг), а инструменты и материалы предоставляются заказчиком, только если это прямо предусмотрено договором. В договоре подряда всегда указывают сроки начала и окончания работ. Без этого договор не считается заключенным и за невыполнение работ подрядчик отвечать не будет. Подрядчик (исполнитель) не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка заказчика и сам определяет режим работы. Подрядчику (исполнителю) не доплачивают за сверхурочную работу и работу в ночное время, а также в выходные и праздничные дни. Представленный фирмой А в Восточно-Сибирское МУГАДН в пояснениях договор подряда с товарищем З в полной мере соответствовал вышеуказанным условиям.

Допущение товарища З к управлению транспортным средством по ГПД не является основанием возникновения трудовых отношений между работником и работодателем согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ. Копии путевых листов, в которых лицо указано как водитель и имеются его подписи, не подтверждают факт допуска к работе уполномоченным на то лицом, равно как и не подтверждают выполнение им трудовой функции по определенной должности в режиме полного рабочего времени, установленного за ставку заработной платы, поскольку не свидетельствуют о соблюдении истцом трудовой дисциплины, подчинение его локальным нормативным актам работодателя в качестве работника. Наличие путевых листов и журналов подтверждает лишь факт использования транспортных средств, техники для осуществления определенных работ и не свидетельствует о наличии между сторонами трудовых отношений. Кроме того, в силу ст. 19.1 Трудового кодекса РФ, признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться:

- лицом, использующим личный труд и являющимся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения части второй статьи 15 настоящего Кодекса;

- судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.

Фактически при вынесении постановления по делу об административном правонарушении государственным инспектором отдела КНАП Сузько Е.А. были признаны гражданско-правовые отношения между фирмой А и товарищем З трудовыми, что является недопустимым.

Но Ространснадзор был непоколебим. И поскольку очень сильно хотелось наказать фирму А, он допустил возможность незамедлительного признания инспектором МУГАДН факта трудовых отношений.

Такой проект поправок в законы о безопасности дорожного движения и об образовании выложен на портале regulation.gov.ru/p/68393.

Примечательно, что этот проект был направлен для согласования в ведомства именно как поправки к ранее опубликованному закону. Но по сути это самостоятельный закон, который кардинально меняет всю систему подготовки водителей.

При этом стоит напомнить, что этот проект появился по поручению первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова. Он подписал план мероприятий по повышению качества подготовки водителей и водителей-профессионалов, для которых на законодательном уровне будет предусмотрена переподготовка.

Все это вполне соответствует действующим требованиям в Европе.

Там принята директива, согласно которой все страны, входящие в Евросоюз, обязаны обеспечить соответствующий уровень подготовки водителей. Единые требования к обучению, единые требования к правам.

Что предлагается в новом законопроекте?

Ввести обучение для всех категорий, кроме "С", "D", а также "СЕ" и "DЕ" не в образовательных учреждениях, как сейчас, на неких курсах с более облегченной программой.

Если сейчас у нас все водители готовятся в автошколах, имеющих лицензию на обучение профессии, потому что готовят по профессиональным программам, то после принятия этого закона, водителей категорий "М", "А1", "А", "В1", "В", "С1", "D1", а также "С1Е" и "D1E" будут готовить некие организации. Для них прописаны дополнительные общеразвивающие программы. А обязательных программ там не будет.

Как не будет и документа о получении образования. Только справка.

А такие справки можно печатать пачками. И в ГИБДД на экзамен может прийти непонятно как подготовленный человек, со справкой о прохождении курса. И ГИБДД будет принимать у него экзамен.

Таким образом, мы возвращаемся к ситуации, когда у нас была разрешена самоподготовка водителей.

Напомним, что разработчики документа забыли о том, что существует еще такая категория, как "ВЕ" - для легкового автомобиля с прицепом.

Напомним, что за пять лет, пока шла реформа подготовки водителей, удалось достичь довольно серьезных результатов. Количество аварий с начинающими водителями, со стажем управления менее двух лет снизилось на 46 процентов.

Велика вероятность, что если документ будет принят, на трассы выедут те, кто вообще не имеет понятия о том, как себя вести на дорогах.

Вернемся к водителям-профессионалам. Такой статус был у многих водителей во времена СССР. Им придется сдавать экзамены два раза. Первый раз на категорию, второй раз на получение профессионального статуса. В Европе он обозначается кодом 95.

Но в Европе для этого не требуется дополнительных экзаменов.

В итоге, у нас в стране может быть сломана уже действующая система подготовки водителей, которая соответствует европейским требованиям. В то же время на рынок перевозок пассажиров и грузов запускаются иностранные водители, чей уровень подготовки у нас никто не может проверить.

Кроме того открывается рынок получения прав в соседних государствах, где это сделать и проще, и дешевле. А об уровне подготовки водителей опять забыли.

Таким образом самый пессимистичный прогноз ГИБДД о возможном росте аварийности становится вполне реальным.

Стоит напомнить, что как раз ГИБДД сильно сопротивлялось, чтобы им еще приходилось принимать экзамены у профессионалов.

В конце концов на дороге их проверяет Ространснадзор. Но в проекте сказано, что министерство образования и науки должно готовить программы для подготовки водителей, а МВД принимать у них экзамены. Задача минтранса сводится только к разработке новых профессиональных программ для водителей-профессионалов.

Александр Лыткин, главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей транспортных средств

- При отсутствии единого правового, информационного, образовательного пространства со странами Евразийского союза допускать к перевозкам пассажиров и грузов лиц, имеющих иностранное водительское удостоверение, нельзя. Внедрение предполагаемого законопроекта обрушит рынок подготовки профессиональных водителей в стране.

Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол

- Подготовка водителей самой массовой категории "В" по общеразвивающим дополнительным программам - это такое снижение образовательного ценза, когда обучение водителей пытаются приравнять к курсам кройки и шитья. Предлагаемые меры вызывают много вопросов: зачем пересматривать результаты реформы, которая дает такое снижение аварийности с начинающими водителями, которого не было никогда ранее - на 45,6 процента за 2 года?

Вячеслав Максимычев, главный консультант Центра транспортного образования "Мир"

- Реализация данного законопроекта приведет к росту аварийности на грузопассажирском транспорте. Многие автошколы, начавшие обучение иностранных водителей, отмечают крайне низкий уровень их подготовки.

Также вызывают недоумение предложения ввести двойное обучение, двойные экзамены и ограничить граждан в праве управления транспортными средствами некоторых категорий в личных целях.

Буквально накануне засыла этих неожиданных поправок в заинтересованные ведомства, представители немецких автошкол рассказали, как у них готовят водителей профессионалов.

Причем нашим ведомствам стоило бы внимательно изучить этот опыт. Ведь наша транспортная система интегрирована в европейскую. Кроме того, мы не только подписанты Венской конвенции, мы еще и придерживаемся ее требований. В отличии от других стран ЕАЭС.

Итак на подмосковном автодроме руководитель "Hainer-Koos" Вальдемар Коос рассказал представителям столичного и областного ГИБДД, а также представителям Минтранса России, как готовят водителей-профессионалов в Германии.

Это тем более интересно, что не требует каких-либо революционных перемен в нашей ныне действующей системе подготовки водителей.

Получить категорию "С" или "D" можно только при условии, что у водителя уже есть открытая категория "В". Именно категория, которая позволяет управлять легковым транспортом, считается базовой. Только после того, как она получена, можно обучиться и получить более высокие категории.

Получить код 95, то есть стать водителем-профессионалом, которого можно нанимать на работу - не сложно.

После получения соответствующей категории нужно пройти дополнительное обучение. Некое повышение квалификации. За это с вас запросят денег, но не потребуют снова сдавать экзамен.

Вы пройдете курс обучения в 35 часов и получите соответствующее свидетельство, которое позволит вам продлить код 95 на следующие пять лет.

Проходить переподготовку можно не за один раз. Например, те же 35 часов можно растянуть на все пять лет. Получится по 7 часов в год.

Главное, чтобы к истечению срока кода 95 водитель смог бы пройти медкомиссию.

Фото: Сергей Михеев

Примечательно, что даже после получения категории "В" водителю, который претендует на категорию "D", требуется пройти обучение в размере 88 часов.

Как пояснил Вальдемар Коос, отбор водителей-профессионалов в Германии довольно строг. Наняться водителем может любой водитель, который получил права в Евросоюзе. Но его будут довольно жестко проверять. Если у него есть хотя бы один штрафной пункт за грубое нарушение правил, то профессия водитель ему не светит.

Напомним, что в Германии работает принцип наказания за систематические нарушения правил. За грубые нарушения начисляются баллы. Набрал восемь баллов - лишился прав. Так вот даже с одним баллом работодатель не возьмет водителя на работу.

Как пояснил Коос, если каждый год готовить водителей-профессионалов, то каждый год должны обновляться программы, по которым их можно готовить. Именно по этой причине изучается каждый случай, который произошел с большегрузом или автобусом. Так не столь давно в Германии загорелся автобус. Водитель не успел вывести всех пассажиров. Погибли несколько старушек. Сразу после этого случая для автошкол был подготовлен новый блок обучения. В нем подробно было расписано, как водитель должен действовать в случае возгорания автобуса.

Остается один вопрос. Почему бы не воспользоваться рекомендациями Евросоюза по подготовке водителей и не изобретать, то, что уже придумано и успешно работает?

Такой проект поправок в законы о безопасности дорожного движения и об образовании выложен на портале regulation.gov.ru/p/68393.

Примечательно, что этот проект был направлен для согласования в ведомства именно как поправки к ранее опубликованному закону. Но по сути это самостоятельный закон, который кардинально меняет всю систему подготовки водителей.

При этом стоит напомнить, что этот проект появился по поручению первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова. Он подписал план мероприятий по повышению качества подготовки водителей и водителей-профессионалов, для которых на законодательном уровне будет предусмотрена переподготовка.

Все это вполне соответствует действующим требованиям в Европе.

Там принята директива, согласно которой все страны, входящие в Евросоюз, обязаны обеспечить соответствующий уровень подготовки водителей. Единые требования к обучению, единые требования к правам.

Что предлагается в новом законопроекте?

Ввести обучение для всех категорий, кроме "С", "D", а также "СЕ" и "DЕ" не в образовательных учреждениях, как сейчас, на неких курсах с более облегченной программой.

Если сейчас у нас все водители готовятся в автошколах, имеющих лицензию на обучение профессии, потому что готовят по профессиональным программам, то после принятия этого закона, водителей категорий "М", "А1", "А", "В1", "В", "С1", "D1", а также "С1Е" и "D1E" будут готовить некие организации. Для них прописаны дополнительные общеразвивающие программы. А обязательных программ там не будет.

Как не будет и документа о получении образования. Только справка.

А такие справки можно печатать пачками. И в ГИБДД на экзамен может прийти непонятно как подготовленный человек, со справкой о прохождении курса. И ГИБДД будет принимать у него экзамен.

Таким образом, мы возвращаемся к ситуации, когда у нас была разрешена самоподготовка водителей.

Напомним, что разработчики документа забыли о том, что существует еще такая категория, как "ВЕ" - для легкового автомобиля с прицепом.

Напомним, что за пять лет, пока шла реформа подготовки водителей, удалось достичь довольно серьезных результатов. Количество аварий с начинающими водителями, со стажем управления менее двух лет снизилось на 46 процентов.

Велика вероятность, что если документ будет принят, на трассы выедут те, кто вообще не имеет понятия о том, как себя вести на дорогах.

Вернемся к водителям-профессионалам. Такой статус был у многих водителей во времена СССР. Им придется сдавать экзамены два раза. Первый раз на категорию, второй раз на получение профессионального статуса. В Европе он обозначается кодом 95.

Но в Европе для этого не требуется дополнительных экзаменов.

В итоге, у нас в стране может быть сломана уже действующая система подготовки водителей, которая соответствует европейским требованиям. В то же время на рынок перевозок пассажиров и грузов запускаются иностранные водители, чей уровень подготовки у нас никто не может проверить.

Кроме того открывается рынок получения прав в соседних государствах, где это сделать и проще, и дешевле. А об уровне подготовки водителей опять забыли.

Таким образом самый пессимистичный прогноз ГИБДД о возможном росте аварийности становится вполне реальным.

Стоит напомнить, что как раз ГИБДД сильно сопротивлялось, чтобы им еще приходилось принимать экзамены у профессионалов.

В конце концов на дороге их проверяет Ространснадзор. Но в проекте сказано, что министерство образования и науки должно готовить программы для подготовки водителей, а МВД принимать у них экзамены. Задача минтранса сводится только к разработке новых профессиональных программ для водителей-профессионалов.

Александр Лыткин, главный эксперт Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей транспортных средств

- При отсутствии единого правового, информационного, образовательного пространства со странами Евразийского союза допускать к перевозкам пассажиров и грузов лиц, имеющих иностранное водительское удостоверение, нельзя. Внедрение предполагаемого законопроекта обрушит рынок подготовки профессиональных водителей в стране.

Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол

- Подготовка водителей самой массовой категории "В" по общеразвивающим дополнительным программам - это такое снижение образовательного ценза, когда обучение водителей пытаются приравнять к курсам кройки и шитья. Предлагаемые меры вызывают много вопросов: зачем пересматривать результаты реформы, которая дает такое снижение аварийности с начинающими водителями, которого не было никогда ранее - на 45,6 процента за 2 года?

Вячеслав Максимычев, главный консультант Центра транспортного образования "Мир"

- Реализация данного законопроекта приведет к росту аварийности на грузопассажирском транспорте. Многие автошколы, начавшие обучение иностранных водителей, отмечают крайне низкий уровень их подготовки.

Также вызывают недоумение предложения ввести двойное обучение, двойные экзамены и ограничить граждан в праве управления транспортными средствами некоторых категорий в личных целях.

Буквально накануне засыла этих неожиданных поправок в заинтересованные ведомства, представители немецких автошкол рассказали, как у них готовят водителей профессионалов.

Причем нашим ведомствам стоило бы внимательно изучить этот опыт. Ведь наша транспортная система интегрирована в европейскую. Кроме того, мы не только подписанты Венской конвенции, мы еще и придерживаемся ее требований. В отличии от других стран ЕАЭС.

Итак на подмосковном автодроме руководитель "Hainer-Koos" Вальдемар Коос рассказал представителям столичного и областного ГИБДД, а также представителям Минтранса России, как готовят водителей-профессионалов в Германии.

Это тем более интересно, что не требует каких-либо революционных перемен в нашей ныне действующей системе подготовки водителей.

Получить категорию "С" или "D" можно только при условии, что у водителя уже есть открытая категория "В". Именно категория, которая позволяет управлять легковым транспортом, считается базовой. Только после того, как она получена, можно обучиться и получить более высокие категории.

Получить код 95, то есть стать водителем-профессионалом, которого можно нанимать на работу - не сложно.

После получения соответствующей категории нужно пройти дополнительное обучение. Некое повышение квалификации. За это с вас запросят денег, но не потребуют снова сдавать экзамен.

Вы пройдете курс обучения в 35 часов и получите соответствующее свидетельство, которое позволит вам продлить код 95 на следующие пять лет.

Проходить переподготовку можно не за один раз. Например, те же 35 часов можно растянуть на все пять лет. Получится по 7 часов в год.

Главное, чтобы к истечению срока кода 95 водитель смог бы пройти медкомиссию.

Фото: Сергей Михеев

Примечательно, что даже после получения категории "В" водителю, который претендует на категорию "D", требуется пройти обучение в размере 88 часов.

Как пояснил Вальдемар Коос, отбор водителей-профессионалов в Германии довольно строг. Наняться водителем может любой водитель, который получил права в Евросоюзе. Но его будут довольно жестко проверять. Если у него есть хотя бы один штрафной пункт за грубое нарушение правил, то профессия водитель ему не светит.

Напомним, что в Германии работает принцип наказания за систематические нарушения правил. За грубые нарушения начисляются баллы. Набрал восемь баллов - лишился прав. Так вот даже с одним баллом работодатель не возьмет водителя на работу.

Как пояснил Коос, если каждый год готовить водителей-профессионалов, то каждый год должны обновляться программы, по которым их можно готовить. Именно по этой причине изучается каждый случай, который произошел с большегрузом или автобусом. Так не столь давно в Германии загорелся автобус. Водитель не успел вывести всех пассажиров. Погибли несколько старушек. Сразу после этого случая для автошкол был подготовлен новый блок обучения. В нем подробно было расписано, как водитель должен действовать в случае возгорания автобуса.

Остается один вопрос. Почему бы не воспользоваться рекомендациями Евросоюза по подготовке водителей и не изобретать, то, что уже придумано и успешно работает?

Читайте также: