Прежде чем взяться за перо куприн поменял больше двадцати профессий назовите некоторые из них

Опубликовано: 02.10.2024


7 сентября 1870 года родился знаменитый русский писатель и драматург Александр Куприн. Мы расскажем о самых ярких фактах биографии Александра Ивановича, а также напомним крылатые фразы из его повестей.

«Самый чуткий нос России».

Однажды именно так Федор Шаляпин представил гостям своего друга - Александра Ивановича Куприна. Современники даже шутили, что в Куприне было что-то «от большого зверя». Например, многие дамы очень обижались на писателя, когда он их настоящим образом по-собачьи обнюхивал.

А однажды, некий французский парфюмер, услышав от Куприна четкую раскладку составляющих его нового аромата, воскликнул: «Такой редкий дар и вы всего лишь писатель!».Куприн часто восхищал своих коллег по цеху невероятно точными определениями. Например, в споре с Буниным и Чеховым он победил одной фразой: «Молодые девушки пахнут арбузом и парным молоком. А старушки, здесь на юге, - горькой полынью, ромашкой, сухими васильками и - ладаном».

Рекламный агент, конокрад, санитар в морге…

Прежде чем взяться за перо, Куприн поменял больше двадцати профессий. Он был и боксером, и цирковым борцом, и землемером, и учителем, и актером, и рекламным агентом, и рыбаком, и воздухоплавателем, и шарманщиком, и продавцом «пудерклозета инженера Тимаховича»… Причем работал он не за деньги, ему просто было интересно попробовать себя в новой роли. Однажды он даже всю ночь тушил пожар в Одессе.

Друзьям Куприн говорил: «Я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбою или побыть женщиной и испытать роды».

И пробовал себя в роли конокрада, шпика, санитара в морге и даже… вора.

Писателем Александр Иванович стал случайно. Когда он еще был курсантом военного училища, решил написать рассказик «Последний дебют». Подписался «Ал. К-рин».

Об этом стало известно начальству и «презренный писака, затесавшийся в славные ряды будущих героев отечества» был обнаружен и предан суду. Куприна посадили на двое суток в карцер, где он поклялся себе не прикасаться к перу и бумаге.

Все изменила встреча с Иваном Буниным, который помог талантливому курсанту заработать первый гонорар.

Страдания ленивого писателя

Куприн был ленивый писатель. Его супруга Мария Карловна за это очень ругалась и даже поколачивала муженька. Дело дошло до того, что она предъявила ему ультиматум: он снимает себе холостую комнату и будет работать над «Поединком». А она станет навещать его. Иногда. И он может приходить домой, но при одном условии: в дом его пустят лишь в том случае, если он предъявит следующую главу повести…

Однажды Куприн принес Марии Карловне несколько старых страниц. Обман раскрылся и домой писателя стали пускать только после прочтения «работы».

От этого Куприн молча страдал. Болезненно самолюбивый, он чувствовал себя униженным, работа валилась из рук…

Герой светской хроники

Прежде чем решиться на окончательный разрыв с «безжалостной Машенькой», Куприн топил боль в алкоголе. Именно в это время родилась легенда о Куприне как о пьянице, дебошире и гуляке. Нелюбимый и слабовольный, он превратился в ресторанного завсегдатая, обзавелся сомнительными друзьями, и почти все вечера проводил в кабаках или на ипподроме. О его пьяных выходках писали все бульварные газеты. Куприн облил горячим кофе такого-то, кинул в ресторане «Норд» в бассейн со стерлядью такого-то, на банкете такого-то вскочил в пьяном угаре на стол и раскрошил ногами все тарелки со снедью… Все это не пройдет даром - к старости Куприн будет сильно болеть, превратится в жалкого и больного человека, почти маразматика.

«Да святится имя твое…»

Пожалуй, самое яркое произведение Куприна, вызывающее у читателей эмоциональный всплеск – небольшое произведение «Гранатовый браслет».

В основе сюжета – история, которую кто-то рассказал ему в юности.

«Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было Богу и судьбе, «Да святится имя твое»…». Эту цитату из «Гранатового браслета» полубольной Куприн каждый вечер, сидя в кафе, повторял в своих письмах неизвестной даме, в которую влюбился на закате своей жизни.

Знаменитые цитаты из произведений Куприна

Я сама знаю, что еще молода и прекрасна телом, но, право, иногда мне кажется что мне 90 лет. Так износилась душа. («Яма»)

Стыдно, делая хорошее дело, сейчас же ждать за него награды («Яма»)

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете («Гранатовый браслет»)

Положи меня, как печать на сердце твоём, как перстень на руке твоей, потому что крепка, как смерть любовь и жестока, как ад ревность: стрелы её — стрелы огненные… «Суламифь»

Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней «Олеся»

Если женщина напрашивается на комплимент, то не ответить ей - верх невежливости! («Поединок»)

«Я самым талантливым из нынешних писателей считаю Куприна. Куприн - настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев». Лев Николаевич Толстой.

Творчество А. И. Куприна – одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX века. Оно привлекает читателей глубоким и многосторонним интересом к человеческой личности. Повествование в его произведениях, как правило, очень зрелищно, ненавязчиво и без ложной умозрительности обращено к поискам смысла жизни. Он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох.

Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы.

Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни. О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту.

Известный российский литературовед С.Чупринин писал, что "Куприн может быть смело назван самым здоровым, самым жизнерадостным и жизнелюбивым в кругу русских писателей XX века".

Оптимизм Куприна - одно из выражений того духовного здоровья, которое было характерно для его дарования.
Александр Иванович был чрезвычайно колоритной фигурой.

Корней Чуковский приписывал Куприну «неутомимое, жадное зрение, а также редкостный дар слышать и воспроизводить человеческий голос во всех его многообразных тональностях», Фёдор Шаляпин называл Александра Куприна «самым чутким носом России», намекая на его непревзойдённое обоняние.

Всю жизнь Куприн писал о сильных и здоровых — богатырях, профессиональных борцах, настоящих мужчинах: боготворил их. Да и сам был богатырём.
"Шея у него была бычья, грудь и спина — как у грузчика; коренастый, широкоплечий, он легко поднимал за переднюю ножку очень тяжелое старинное кресло", — вспоминал Корней Чуковский.

Чем только не приводилось ему заниматься: он был суфлером и даже актером в театральной труппе, псаломщиком в храме и лесным объездчиком, корректором и управляющим имением; он выращивал табак и учился на зубного техника, поднимался в небо на воздушном шаре и летал на аэроплане со знаменитым русским летчиком Сергеем Ивановичем Уточкиным, спускался с водолазами под воду и занимался французской борьбой и даже создал зимой 1896 года Легкоатлетическое общество.

Он искал все новых и новых впечатлений, новых встреч в своей пестрой жизни.
Писателя всегда отличала любовь к приключениям, экстриму, интерес к людям «опасных профессий». Много необычного было в судьбе писателя.

«Жизнь словно интереснейший приключенческий роман»

Александр Куприн с рождения знал, что назван в честь Александра Невского, и видел тайный смысл в том, что появился на свет в годовщину Бородинского сражения. Кадет, юнкер, поручик пехоты, треть своей жизни он отдал служению Вере, Царю и Отечеству. Предполагал быть генералом, но стал писателем.

Александр Куприн родился 26 августа 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской губернии. День рождения Александра Ивановича Куприна по новому стилю отмечают 7 сентября.

Отец его был коллежским регистратором. Мать, Любовь Алексеевна, происходила из обедневшего рода татарских князей Колунчаковых. Александр Иванович гордился татарскими корнями и любил наряжаться в традиционную одежду своих предков.

Кроме Александра в семье было еще двое детей. После смерти отца от холеры в 1871 году, семья осталась без средств к существованию.

Благодаря энергии матери, старшая дочь была определена в Петербургский женский институт, а вторая дочь в Московский сиротский институт.
Летом 1874 года Любовь Алексеевна вместе с сыном переехала в Москву и поселилась во Вдовьем доме.
В 1876 году из за крайней бедности она отдала сына в Разумовский пансион - Александровское малолетнее сиротское училище.

В 1880 году Александр Куприн поступил в военную гимназию, позже преобразованную в кадетский корпус. В 1888 году он продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище.

В 1890 году после окончания училища подпоручик Куприн был направлен в Днепровский пехотный полк, который стоял в Проскурове Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений.

Летом 1893 года Куприн отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию Генерального штаба, но из за скандала, произошедшего по дороге в Санкт Петербург, в результате которого Куприн сбросил в воду полицейского, ему было запрещено сдавать экзамены. Он вернулся в полк.

В 1894-м вышел в отставку, мечтая о свободной, вольной жизни. Куприн переехал в Киев и подрядился репортером в здешние газеты. Вся жизнь его отныне походила на калейдоскоп с частой сменой места жительства и рода занятий. Куда только не заносила его судьбина: на Волынь и в Одессу, Сумы и Таганрог, Зарайск и Коломну…

В 1901 году Куприн вместе с Буниным отправляется в Санкт-Петербург. Очень скоро Александр Куприн становится постоянным автором известных петербургских журналов — «Русское­ богатство»,­ «Мир Божий», «Журнал для всех».
Один за другим выходят рассказы, поставившие его автора в число самых читаемых, самых любимых русских писателей: «Прапорщик армейский», «Кадеты», «Олеся», «Конокрады», «Белый пудель», «Поединок», «Гамбринус».

После выхода «Поединка» Куприн становится всероссийской знаменитостью. Пришла настоящая слава, широкое признание, уверенность в завтрашнем дне.

Писатель проходит самое сильное испытание — славой. «Это была пора, — вспоминал Бунин, — когда издатели газет, журналов и сборников на лихачах гонялись за ним по. ресторанам, в которых он проводил дни и ночи со своими случайными и постоянными собутыльниками, и униженно умоляли его взять тысячу, две тысячи рублей авансом за одно только обещание не забыть их при случае своей милостью, а он, грузный, большелицый, только щурился, молчал и вдруг отрывисто кидал таким зловещим шепотом "Геть сию же минуту к чертовой матери!" — что робкие люди сразу словно сквозь землю проваливались». Лощеные снобы петербургской богемы, цыганские певицы и бега, наконец, важный генерал, брошенный им в бассейн со стерлядью. — весь набор «русских рецептов» для лечения меланхолии, в которую почему-то всегда выливается шумная слава, был им перепробован.
Только заботы и любовь его жены Елизаветы помогали Куприну в самые сложные периоды жизни.
Все произведения Куприн писал, опираясь на собственный опыт. Где-то увидел, где-то услышал, через что-то прошел сам. Это внесло на страницы его произведений множество ярких красок, деталей, дух здоровой романтики, и все это самым интересным, увлекательным, трогательным образом воплощено в рассказах, повестях, романах.
С детства Куприн восхищался творчеством А.С.Пушкина, поэтому с восторгом принял предложение от издательства Брокгауз и Эфрон написать вводную статью для энциклопедии перед сборником писем Пушкина.

В 1909 году за три то­ма художественной прозы Александр Иванович Куп­рин был удостоен академической Пушкинской премии. Вручал её президент Российской академии наук Великий князь Константин Константинович. Спустя три года, в 1912-м, крупный российский издатель выпустил собрание сочинений А.И.Куприна в девяти томах.
Певец возвышенной любви.

В 1908 - 1910 годах Куприн создает целый цикл новелл о любви. Этот ряд открывается повестью «Суламифь»: "До тех пор, пока люди будут любить друг друга, пока красота души и тела будет самой лучшей и самой сладкой мечтой в мире, до тех пор, клянусь тебе, Суламифь, имя твое во многие века будет произноситься с умилением и благодарностью"

Про «Гранатовый браслет» писатель говорил, что ничего более целомудренного он еще не писал. Этот замечательный рассказ о любви, выражаясь словами самого Куприна, — “великое благословение всему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости и вечной красоте, заключенной в женщине”. Несмотря на то, что в основу «Гранатового браслета» положены реальные жизненные факты и у его героев есть свои прототипы, он представляет собой яркий образец романтической традиции.

По мнению многих исследователей, «мастерски выписано в этой повести все, начиная с ее названия. Само заглавие удивительно поэтично и звучно. Оно звучит как строка стихотворения, написанного трехстопным ямбом». Самым удивительным в этой повести можно считать эпиграф: «L. van Beethoven.2 Son (op. 2, № 2). Largo Appassionato». Здесь печаль и восторг любви соединяются с музыкой Бетховена.

Рассказ «Гранатовый браслет» - это учебник жизни, источник мудрости и нравственной чистоты. Сущность великого чувства открывается нам во всей полноте. Мы снова и снова думаем о вечном, непреходящем, о том, что волнует людей во все времена.

В 1914 году началась война, и в ноябре поручик Куприн был призван в армию. К 44-летнему поручику, казалось бы, вернулась юность. С горящими глазами он вновь облачается в военную форму, крепит к тулье фуражки ополченческий крест и следует к месту назначения, в Финляндию. Со свойственным ему азартом берется за дело. Преподает ополченцам устройство винтовки Бердана, осваивает рассыпной строй и движение короткими перебежками.

"Его положительно обожали солдаты за простое доверчивое к ним отношение, за внимание к личным особенностям каждого подчиненного, за исключительную отзывчивость и заботы, а также за живой и мягкий характер", — писал корреспондент «Русской иллюстрации» в 1915 году. Комиссованный позже по болезни сердца, на этот раз он об армии жалел: "В офицерском составе уживались лишь люди чрезмерно высоких боевых качеств"

Как личную трагедию воспринял Куприн поражение армии на бескрайних просторах России. "Я склоняю почтительно голову перед героями всех добровольческих армий и отрядов, полагавших бескорыстно и самоотверженно душу свою за други своя», написал он о солдатах и офицерах, сражавшихся за землю Русскую в Гражданскую войну" написал он в рассказе «Купол Святого Исаакия Далматского».

В 1919 году вместе с отступающими войсками генерала Юденича Куприн с женой Елизаветой и дочерью Ксенией добирался до Финляндии, а оттуда в Париж, и прожил там семнадцать томительно долгих лет.

Во Франции после революции осело около 150 тысяч эмигрантов из России. Париж стал русской литературной столицей — здесь жили Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Иван Бунин и Алексей Толстой, Иван Шмелев и Алексей Ремизов, Надежда Тэффи и Саша Черный, и многие другие известные писатели. Образовывались всевозможные русские общества, выпускались газеты и журналы. Ходил даже такой анекдот: встречаются на парижском бульваре два русских:
- Ну, как тебе здесь живется?
- Ничего, жить можно, одна беда - слишком много французов!

Практически все произведения, написанные Куприным в эмиграции, пользовались популярностью у читателей. Во Франции он создал четыре крупных работы - «Купол святого Исаакия Далматского», «Колесо времени», «Юнкера» и «Жанета», а также большое количество коротких рассказов философскую притчу о красоте «Синяя звезда».

В чужих краях Александр Иванович часто размышляет о русском характере, о русской душе. Один из этюдов эмигрантского периода так и называется - «Русская душа»: "Kонечно, очень легко упразднить душу и рассчитать за ненадобностью Бога, возглавив над миром интересы желудка и пола: гораздо становится удобнее и проще протянуть временное земное бытие, чем перейти потом навсегда в черное “ничто”. Но русскому человеку не жить без души. Хорошее есть старое мужицкое словечко. Пожалейте мужика, скажите ему: “Ах ты, бедный!” Он поправит вас: “Беден один черт. У него души нет”.

Писатель милостью Божией - точнее о Куприне, пожалуй, и не скажешь. Интересен купринский православный хронотоп, его понимание времени сродни церковному. Основные события его рассказов практически датируются церковными праздниками. Это Рождество Христово, святки, Великий пост, Страстная седмица, Пасха, именины. События целой группы рассказов - «святочных» - происходят на Рождество или на святочной неделе. Эти рассказы наполнены ожиданием чуда, невозможного и необходимого: «Тапер» - об исполнении заветной мечты юного талантливого музыканта, «Чудесный доктор» - о спасении нищенствующей семьи.

Писал он и о чтимых всем православным людом святых Иоанне Кассиане Римлянине, о Святителе Николае архиепископе Мир Ликийских, о Сергии Радонежском и о Серафиме Саровском. Чего стоят только названия: «Два святителя», «Молитва Господня», «Московская Пасха». Христианские мотивы у А.И. Куприна неисчерпаемы, наполняя художественный мир христианской символикой писатель создает неповторимый слепок жизни православного народа, его духовное богатство.

Вдали от отчей земли, Александр Иванович написал рассказ «Пасхальные колокола», где вспоминает родное, заветное, увиденное в далеком-далеком детстве: «Вот и колокольня. Темноватый ход по каменной лестнице, идущей винтом. Сыро и древне пахнут старые стены. А со светлых площадок все шире и шире открывается Москва.
Но вот и он, самый главный, самый громадный колокол собора; говорят, что он по величине и по весу второй в Москве, после Ивановского, и потому он — гордость всей Пресни.
Самый верхний этаж — и вот видна вокруг вся Москва: и Кремль, и Симонов монастырь, и Ваганьково, и Лефортовский дворец, и синяя изгибистая полоса Москвы-реки, все церковные купола и главки: синие, зеленые, золотые, серебряные. Подумать только: сорок сороков! И на каждой колокольне звонят теперь во все колокола восхищенные любители. Вот так музыка! Где есть в мире такая?»

«Даже цветы на Родине пахнут по-иному»

Первое время, пока еще сохранялась иллюзия унесенной с собой родины, Куприн пытался писать, но дар его постепенно угасал, как и могучее когда-то здоровье, все чаще он жаловался, что работать здесь не может.
В письме от 6 августа 1926 года Куприн пишет: "Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня, а отдаленность от родины приплюснула мой дух к земле!"
Жизнь в Париже очень быстро приелась автору и вогнала его в глубочайшую депрессию: "Живешь среди у памятников величайшей культуры, среди умных и добрых людей. Но все точно понарошку, точно развертывается кадры фильма кинематографа, — писал он. — И вся молчаливая, тупая скорбь в том, что уже не плачешь во сне и не видишь в мечте ни Знаменской площади, ни Арбата, ни Поварской, ни Москвы, ни России. "

Куприн всячески пытался разогнать тоску — работой, вином, переездом на дачу, возвращением во французскую столицу. Однако не помогало ничего - с каждым годом литератор все больше и больше впадал в хандру, избавиться от которой можно было лишь возвращением в Россию. "Если бы я знал, что умираю, непременно и скоро умру, то я бы уехал на родину, чтобы лежать в родной земле", — подчеркивал он в середине 30-х годов.

В 1936 году Куприн поделился своими мечтами о возвращении с художником Иваном Билибиным, а тот, в свою очередь, передал услышанное советскому полпреду во Франции Владимиру Потемкину. Позднее посол написал следующее: «Просится обратно» В итоге единственным решением стало возвращение на родину, которое в 1937 году поддержал лично Иосиф Сталин.

29 мая 1937 года в Париже на Северном вокзале Александр Иванович Куприн сел в поезд. Провожающим запомнились его слова: "Я готов пойти в Москву пешком".

Весной тяжелобольной Куприн вернулся в Россию, тепло встреченный своими почитателями. На Белорусском вокзале 31 мая 1937 г. Куприна встречала делегация Союза писателей СССР во главе с А. Фадеевым. Цветы, пресса…

Куприных поселили в один из лучших номеров «Метрополя», позже они уехали в Ленинград, где им выделили квартиру. Как-то он смотрел на прохождение солдат и с восхищением сказал: "Это все те же русские солдаты, та же хорошая выправка".

Летом супруги Куприны отдыхали в Голицыно. Нас школьниками водили в Дом писателей на экскурсии. Запомнился рассказ учителя из воспоминаний Телешова: "В один из солнечных летних дней в гости к нему приехали матросы-балтийцы. Александра Ивановича вынесли в кресле на лужайку, где матросы пели для него хором, подходили, пожимали руку, говорили, что читали его «Поединок», благодарили. Куприн молчал и вдруг громко заплакал"

Хотя замечательный русский писатель довольно долго прожил вдали от Родины, но жизнь и творчество его завершились в России, и последним пристанищем писателя стало Волково кладбище. Александр Иванович Куприн умер 25 августа 1938 года. По свидетельству его супруги Елизаветы последние дни Александр не отпускал ее руку, нежно улыбался, перекрестился и говорит: «Прочитай мне «Отче наш» и «Богородицу».

Константин Паустовский писал: «Мы должны быть благодарны Куприну за все – за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этоми, и, наконец, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа»

«Я самым талантливым из нынешних писателей считаю Куприна. Куприн - настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев». Лев Николаевич Толстой.

Творчество А. И. Куприна – одно из наиболее ярких событий в русской прозе начала XX века. Оно привлекает читателей глубоким и многосторонним интересом к человеческой личности. Повествование в его произведениях, как правило, очень зрелищно, ненавязчиво и без ложной умозрительности обращено к поискам смысла жизни. Он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох.

Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы.

Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни. О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту.

Известный российский литературовед С.Чупринин писал, что "Куприн может быть смело назван самым здоровым, самым жизнерадостным и жизнелюбивым в кругу русских писателей XX века".

Оптимизм Куприна - одно из выражений того духовного здоровья, которое было характерно для его дарования.
Александр Иванович был чрезвычайно колоритной фигурой.

Корней Чуковский приписывал Куприну «неутомимое, жадное зрение, а также редкостный дар слышать и воспроизводить человеческий голос во всех его многообразных тональностях», Фёдор Шаляпин называл Александра Куприна «самым чутким носом России», намекая на его непревзойдённое обоняние.

Всю жизнь Куприн писал о сильных и здоровых — богатырях, профессиональных борцах, настоящих мужчинах: боготворил их. Да и сам был богатырём.
"Шея у него была бычья, грудь и спина — как у грузчика; коренастый, широкоплечий, он легко поднимал за переднюю ножку очень тяжелое старинное кресло", — вспоминал Корней Чуковский.

Чем только не приводилось ему заниматься: он был суфлером и даже актером в театральной труппе, псаломщиком в храме и лесным объездчиком, корректором и управляющим имением; он выращивал табак и учился на зубного техника, поднимался в небо на воздушном шаре и летал на аэроплане со знаменитым русским летчиком Сергеем Ивановичем Уточкиным, спускался с водолазами под воду и занимался французской борьбой и даже создал зимой 1896 года Легкоатлетическое общество.

Он искал все новых и новых впечатлений, новых встреч в своей пестрой жизни.
Писателя всегда отличала любовь к приключениям, экстриму, интерес к людям «опасных профессий». Много необычного было в судьбе писателя.

«Жизнь словно интереснейший приключенческий роман»

Александр Куприн с рождения знал, что назван в честь Александра Невского, и видел тайный смысл в том, что появился на свет в годовщину Бородинского сражения. Кадет, юнкер, поручик пехоты, треть своей жизни он отдал служению Вере, Царю и Отечеству. Предполагал быть генералом, но стал писателем.

Александр Куприн родился 26 августа 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской губернии. День рождения Александра Ивановича Куприна по новому стилю отмечают 7 сентября.

Отец его был коллежским регистратором. Мать, Любовь Алексеевна, происходила из обедневшего рода татарских князей Колунчаковых. Александр Иванович гордился татарскими корнями и любил наряжаться в традиционную одежду своих предков.

Кроме Александра в семье было еще двое детей. После смерти отца от холеры в 1871 году, семья осталась без средств к существованию.

Благодаря энергии матери, старшая дочь была определена в Петербургский женский институт, а вторая дочь в Московский сиротский институт.
Летом 1874 года Любовь Алексеевна вместе с сыном переехала в Москву и поселилась во Вдовьем доме.
В 1876 году из за крайней бедности она отдала сына в Разумовский пансион - Александровское малолетнее сиротское училище.

В 1880 году Александр Куприн поступил в военную гимназию, позже преобразованную в кадетский корпус. В 1888 году он продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище.

В 1890 году после окончания училища подпоручик Куприн был направлен в Днепровский пехотный полк, который стоял в Проскурове Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений.

Летом 1893 года Куприн отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию Генерального штаба, но из за скандала, произошедшего по дороге в Санкт Петербург, в результате которого Куприн сбросил в воду полицейского, ему было запрещено сдавать экзамены. Он вернулся в полк.

В 1894-м вышел в отставку, мечтая о свободной, вольной жизни. Куприн переехал в Киев и подрядился репортером в здешние газеты. Вся жизнь его отныне походила на калейдоскоп с частой сменой места жительства и рода занятий. Куда только не заносила его судьбина: на Волынь и в Одессу, Сумы и Таганрог, Зарайск и Коломну…

В 1901 году Куприн вместе с Буниным отправляется в Санкт-Петербург. Очень скоро Александр Куприн становится постоянным автором известных петербургских журналов — «Русское­ богатство»,­ «Мир Божий», «Журнал для всех».
Один за другим выходят рассказы, поставившие его автора в число самых читаемых, самых любимых русских писателей: «Прапорщик армейский», «Кадеты», «Олеся», «Конокрады», «Белый пудель», «Поединок», «Гамбринус».

После выхода «Поединка» Куприн становится всероссийской знаменитостью. Пришла настоящая слава, широкое признание, уверенность в завтрашнем дне.

Писатель проходит самое сильное испытание — славой. «Это была пора, — вспоминал Бунин, — когда издатели газет, журналов и сборников на лихачах гонялись за ним по. ресторанам, в которых он проводил дни и ночи со своими случайными и постоянными собутыльниками, и униженно умоляли его взять тысячу, две тысячи рублей авансом за одно только обещание не забыть их при случае своей милостью, а он, грузный, большелицый, только щурился, молчал и вдруг отрывисто кидал таким зловещим шепотом "Геть сию же минуту к чертовой матери!" — что робкие люди сразу словно сквозь землю проваливались». Лощеные снобы петербургской богемы, цыганские певицы и бега, наконец, важный генерал, брошенный им в бассейн со стерлядью. — весь набор «русских рецептов» для лечения меланхолии, в которую почему-то всегда выливается шумная слава, был им перепробован.
Только заботы и любовь его жены Елизаветы помогали Куприну в самые сложные периоды жизни.
Все произведения Куприн писал, опираясь на собственный опыт. Где-то увидел, где-то услышал, через что-то прошел сам. Это внесло на страницы его произведений множество ярких красок, деталей, дух здоровой романтики, и все это самым интересным, увлекательным, трогательным образом воплощено в рассказах, повестях, романах.
С детства Куприн восхищался творчеством А.С.Пушкина, поэтому с восторгом принял предложение от издательства Брокгауз и Эфрон написать вводную статью для энциклопедии перед сборником писем Пушкина.

В 1909 году за три то­ма художественной прозы Александр Иванович Куп­рин был удостоен академической Пушкинской премии. Вручал её президент Российской академии наук Великий князь Константин Константинович. Спустя три года, в 1912-м, крупный российский издатель выпустил собрание сочинений А.И.Куприна в девяти томах.
Певец возвышенной любви.

В 1908 - 1910 годах Куприн создает целый цикл новелл о любви. Этот ряд открывается повестью «Суламифь»: "До тех пор, пока люди будут любить друг друга, пока красота души и тела будет самой лучшей и самой сладкой мечтой в мире, до тех пор, клянусь тебе, Суламифь, имя твое во многие века будет произноситься с умилением и благодарностью"

Про «Гранатовый браслет» писатель говорил, что ничего более целомудренного он еще не писал. Этот замечательный рассказ о любви, выражаясь словами самого Куприна, — “великое благословение всему: земле, водам, деревьям, цветам, небесам, запахам, людям, зверям и вечной благости и вечной красоте, заключенной в женщине”. Несмотря на то, что в основу «Гранатового браслета» положены реальные жизненные факты и у его героев есть свои прототипы, он представляет собой яркий образец романтической традиции.

По мнению многих исследователей, «мастерски выписано в этой повести все, начиная с ее названия. Само заглавие удивительно поэтично и звучно. Оно звучит как строка стихотворения, написанного трехстопным ямбом». Самым удивительным в этой повести можно считать эпиграф: «L. van Beethoven.2 Son (op. 2, № 2). Largo Appassionato». Здесь печаль и восторг любви соединяются с музыкой Бетховена.

Рассказ «Гранатовый браслет» - это учебник жизни, источник мудрости и нравственной чистоты. Сущность великого чувства открывается нам во всей полноте. Мы снова и снова думаем о вечном, непреходящем, о том, что волнует людей во все времена.

В 1914 году началась война, и в ноябре поручик Куприн был призван в армию. К 44-летнему поручику, казалось бы, вернулась юность. С горящими глазами он вновь облачается в военную форму, крепит к тулье фуражки ополченческий крест и следует к месту назначения, в Финляндию. Со свойственным ему азартом берется за дело. Преподает ополченцам устройство винтовки Бердана, осваивает рассыпной строй и движение короткими перебежками.

"Его положительно обожали солдаты за простое доверчивое к ним отношение, за внимание к личным особенностям каждого подчиненного, за исключительную отзывчивость и заботы, а также за живой и мягкий характер", — писал корреспондент «Русской иллюстрации» в 1915 году. Комиссованный позже по болезни сердца, на этот раз он об армии жалел: "В офицерском составе уживались лишь люди чрезмерно высоких боевых качеств"

Как личную трагедию воспринял Куприн поражение армии на бескрайних просторах России. "Я склоняю почтительно голову перед героями всех добровольческих армий и отрядов, полагавших бескорыстно и самоотверженно душу свою за други своя», написал он о солдатах и офицерах, сражавшихся за землю Русскую в Гражданскую войну" написал он в рассказе «Купол Святого Исаакия Далматского».

В 1919 году вместе с отступающими войсками генерала Юденича Куприн с женой Елизаветой и дочерью Ксенией добирался до Финляндии, а оттуда в Париж, и прожил там семнадцать томительно долгих лет.

Во Франции после революции осело около 150 тысяч эмигрантов из России. Париж стал русской литературной столицей — здесь жили Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Иван Бунин и Алексей Толстой, Иван Шмелев и Алексей Ремизов, Надежда Тэффи и Саша Черный, и многие другие известные писатели. Образовывались всевозможные русские общества, выпускались газеты и журналы. Ходил даже такой анекдот: встречаются на парижском бульваре два русских:
- Ну, как тебе здесь живется?
- Ничего, жить можно, одна беда - слишком много французов!

Практически все произведения, написанные Куприным в эмиграции, пользовались популярностью у читателей. Во Франции он создал четыре крупных работы - «Купол святого Исаакия Далматского», «Колесо времени», «Юнкера» и «Жанета», а также большое количество коротких рассказов философскую притчу о красоте «Синяя звезда».

В чужих краях Александр Иванович часто размышляет о русском характере, о русской душе. Один из этюдов эмигрантского периода так и называется - «Русская душа»: "Kонечно, очень легко упразднить душу и рассчитать за ненадобностью Бога, возглавив над миром интересы желудка и пола: гораздо становится удобнее и проще протянуть временное земное бытие, чем перейти потом навсегда в черное “ничто”. Но русскому человеку не жить без души. Хорошее есть старое мужицкое словечко. Пожалейте мужика, скажите ему: “Ах ты, бедный!” Он поправит вас: “Беден один черт. У него души нет”.

Писатель милостью Божией - точнее о Куприне, пожалуй, и не скажешь. Интересен купринский православный хронотоп, его понимание времени сродни церковному. Основные события его рассказов практически датируются церковными праздниками. Это Рождество Христово, святки, Великий пост, Страстная седмица, Пасха, именины. События целой группы рассказов - «святочных» - происходят на Рождество или на святочной неделе. Эти рассказы наполнены ожиданием чуда, невозможного и необходимого: «Тапер» - об исполнении заветной мечты юного талантливого музыканта, «Чудесный доктор» - о спасении нищенствующей семьи.

Писал он и о чтимых всем православным людом святых Иоанне Кассиане Римлянине, о Святителе Николае архиепископе Мир Ликийских, о Сергии Радонежском и о Серафиме Саровском. Чего стоят только названия: «Два святителя», «Молитва Господня», «Московская Пасха». Христианские мотивы у А.И. Куприна неисчерпаемы, наполняя художественный мир христианской символикой писатель создает неповторимый слепок жизни православного народа, его духовное богатство.

Вдали от отчей земли, Александр Иванович написал рассказ «Пасхальные колокола», где вспоминает родное, заветное, увиденное в далеком-далеком детстве: «Вот и колокольня. Темноватый ход по каменной лестнице, идущей винтом. Сыро и древне пахнут старые стены. А со светлых площадок все шире и шире открывается Москва.
Но вот и он, самый главный, самый громадный колокол собора; говорят, что он по величине и по весу второй в Москве, после Ивановского, и потому он — гордость всей Пресни.
Самый верхний этаж — и вот видна вокруг вся Москва: и Кремль, и Симонов монастырь, и Ваганьково, и Лефортовский дворец, и синяя изгибистая полоса Москвы-реки, все церковные купола и главки: синие, зеленые, золотые, серебряные. Подумать только: сорок сороков! И на каждой колокольне звонят теперь во все колокола восхищенные любители. Вот так музыка! Где есть в мире такая?»

«Даже цветы на Родине пахнут по-иному»

Первое время, пока еще сохранялась иллюзия унесенной с собой родины, Куприн пытался писать, но дар его постепенно угасал, как и могучее когда-то здоровье, все чаще он жаловался, что работать здесь не может.
В письме от 6 августа 1926 года Куприн пишет: "Эмигрантская жизнь вконец изжевала меня, а отдаленность от родины приплюснула мой дух к земле!"
Жизнь в Париже очень быстро приелась автору и вогнала его в глубочайшую депрессию: "Живешь среди у памятников величайшей культуры, среди умных и добрых людей. Но все точно понарошку, точно развертывается кадры фильма кинематографа, — писал он. — И вся молчаливая, тупая скорбь в том, что уже не плачешь во сне и не видишь в мечте ни Знаменской площади, ни Арбата, ни Поварской, ни Москвы, ни России. "

Куприн всячески пытался разогнать тоску — работой, вином, переездом на дачу, возвращением во французскую столицу. Однако не помогало ничего - с каждым годом литератор все больше и больше впадал в хандру, избавиться от которой можно было лишь возвращением в Россию. "Если бы я знал, что умираю, непременно и скоро умру, то я бы уехал на родину, чтобы лежать в родной земле", — подчеркивал он в середине 30-х годов.

В 1936 году Куприн поделился своими мечтами о возвращении с художником Иваном Билибиным, а тот, в свою очередь, передал услышанное советскому полпреду во Франции Владимиру Потемкину. Позднее посол написал следующее: «Просится обратно» В итоге единственным решением стало возвращение на родину, которое в 1937 году поддержал лично Иосиф Сталин.

29 мая 1937 года в Париже на Северном вокзале Александр Иванович Куприн сел в поезд. Провожающим запомнились его слова: "Я готов пойти в Москву пешком".

Весной тяжелобольной Куприн вернулся в Россию, тепло встреченный своими почитателями. На Белорусском вокзале 31 мая 1937 г. Куприна встречала делегация Союза писателей СССР во главе с А. Фадеевым. Цветы, пресса…

Куприных поселили в один из лучших номеров «Метрополя», позже они уехали в Ленинград, где им выделили квартиру. Как-то он смотрел на прохождение солдат и с восхищением сказал: "Это все те же русские солдаты, та же хорошая выправка".

Летом супруги Куприны отдыхали в Голицыно. Нас школьниками водили в Дом писателей на экскурсии. Запомнился рассказ учителя из воспоминаний Телешова: "В один из солнечных летних дней в гости к нему приехали матросы-балтийцы. Александра Ивановича вынесли в кресле на лужайку, где матросы пели для него хором, подходили, пожимали руку, говорили, что читали его «Поединок», благодарили. Куприн молчал и вдруг громко заплакал"

Хотя замечательный русский писатель довольно долго прожил вдали от Родины, но жизнь и творчество его завершились в России, и последним пристанищем писателя стало Волково кладбище. Александр Иванович Куприн умер 25 августа 1938 года. По свидетельству его супруги Елизаветы последние дни Александр не отпускал ее руку, нежно улыбался, перекрестился и говорит: «Прочитай мне «Отче наш» и «Богородицу».

Константин Паустовский писал: «Мы должны быть благодарны Куприну за все – за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этоми, и, наконец, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа»

Вот прошло некоторое время, и скучны тебе стали, приелись мои ласки. Вместо праздника любви наступили утомительные, мутные будни. Скажи мне прямо и просто, как другу: прощай. Поцелуемся в последний раз и разойдемся. Что за ужас, когда один не любит, а другой вымаливает любовь, как назойливый нищий!

Всему миру не поможешь , а одному человеку помочь можно.

Поможешь одному, спасёшь целый мир :)

…Тебя сгрызёт совесть.

Мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет.

Рождение человека — случайность, а смерть — закон.

Человек рожден для великой Радости , для беспрестанного творчества , для широкой , свободной , ничем не стеснённой Любви ко всему;
к дереву , к небу , к человеку , к милой , прекрасной земле , особенно к земле с её блаженным материнством , с её утрами и ночами , с её прекрасными ежедневными чудесами.

« Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью.»

« Помяни мое слово, что лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они будут одеваться, как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как презренных. низкопоклонных рабов. Их сумасбродные прихоти и капризы станут для нас мучительными законами. И все оттого, что мы целыми поколениями не умели преклоняться и благоговеть перед любовью. Это будет месть. "

Александр Иванович Куприн о Джеке Лондоне.

О Джеке Лондоне
(1911)
Как это ни странно, но в Америке, в стране штампа, деловых людей и бездарностей, появился новый писатель — Джек Лондон. Судя по его биографии, довольно несвязно переданной переводчицей, он сам был рабочим в приполярном Клондайке, стало быть, рыл землю, добывал золото и дружил или ссорился с вымирающими индейскими племенами.
И этим биографическим чертам невольно веришь, когда читаешь рассказы талантливого писателя. В них чувствуется живая, настоящая кровь, громадный личный…
… показать весь текст …

Вечно эти евреи только тоску нагоняют.

« Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя-это не болезнь, не маниакальная идея-это ЛЮБОВЬ, которую богу было угодно за что-то меня вознаградить. Пусть я смешон в Ваших глазах… Уходя, я в восторге говорю:"Да святится имя Твоё.»

Почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни — всю вселенную!

«Безумие»

«…Весь день я хожу унылый, обессиленный, сгорбленный. Суета и шум болезненно бьют по моим опустившимся нервам, дневной свет режет мои слабые глаза.

Работа мне опротивела, и я уже давно не прикасаюсь к кисти, — с того самого времени, когда мне была за моих «Вакханок» присуждена золотая медаль. Начатые картины висят на стенах и на мольбертах, покрытые паутиной. О! Если бы мне удалось передать на полотне то, что уже давно овладело моими грезами и снами! Мне кажется, что если бы кто-нибудь сумел вс…
… показать весь текст …

Святой апостол Пётр, когда окончил свою земную жизнь, был призван на Небо, где Господь вручил ему ключи от райских врат.

Пётр ревностно нёс свою службу, открывая двери рая для душ тех людей, которые земной жизнью и по решению Высшего Судии оказывались достойными небесных блаженств.

Но однажды Пётр заметил в пресветлом раю людей, которых он не впускал. Как же они пробрались сюда? И в великой тревоге он пришёл к Господу.

Следуй за мной, Пётр.

Пошли они по р…
… показать весь текст …

Ты не верь, пожалуйста, тому, кто тебе скажет, что не боялся и что свист пуль для него самая сладкая музыка. Это или псих, или хвастун. Все одинаково боятся. Только один весь от страха раскисает, а другой себя держит в руках. И видишь: страх-то остается всегда один и тот же, а уменье держать себя от практики все возрастает: отсюда и герои и храбрецы. Так-то.

А по-моему, нет в печальной русской жизни более печального явления, чем эта расхлябанность и растленность мысли. Сегодня мы скажем себе: «Э! Все равно, поеду я в публичный дом или не поеду — от одного раза дело не ухудшится, не улучшится». А через пять лет мы будем говорить: «Несомненно, взятка — страшная гадость, но, знаете, дети… семья…» И точно так же через десять лет мы, оставшись благополучными русскими либералами, будем вздыхать о свободе личности и кланяться в пояс мерзавцам, которых презираем, и околачиваться у них в передних. «Потому что, знаете ли, — скажем мы, хихикая, — с волками жить, по-волчьи выть».

Быдло

очерк А.И. Куприна «Немножко Финляндии» (1908).

…Помню, лет пять тому назад мне пришлось с писателями Буниным и Федоровым приехать на один день на Иматру. Назад мы возвращались поздно ночью. Около одиннадцати часов поезд остановился на станции Антреа, и мы вышли закусить. Длинный стол был уставлен горячими кушаньями и холодными закусками. Тут была свежая лососина, жареная форель, холодный ростбиф, какая-то дичь, маленькие, очень вкусные биточки и тому подобное. Все это было необычайно чисто, ап…
… показать весь текст …

Больше всего я стыжусь лжи, всегда идущей от трусости и слабости.

Когда я родился, я заплакал. Впоследствии каждый прожитый мною день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился.

« …Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы любили друг друга только одно мгновенье, но навеки…»

Расставание для любви — то же, что и ветер для костра: маленькую любовь оно потушит, а большую воспламенит еще сильнее

КУПРИН, Александр Иванович [26.VIII(7.IX).1870, Наровчат Пензенской губ.— 25.VIII.1938, Ленинград] — писатель. Отца, Ивана Ивановича, мелкого чиновника-письмоводителя, умершего в 1871 г., К. не помнил. Первые его детские воспоминания связаны с Вдовьим домом в Москве, в Кудрине, где мать К. Любовь Алексеевна, происходившая из обедневшего рода татарских князей Кулунчаковых, поселилась с трехлетним сыном в 1873 г. В 1876 г. мать отдает К. в Московский Разумовский пансион. В сиротском пансионе К. испытывал «жгучие детские скорби»; тогда же впервые проявились черты характера будущего писателя: «упрямая воля, дух предприимчивости» делали его предводителем во многих мальчишеских затеях, в том числе и неудавшемся побеге из пансиона. Его выделяли из сверстников неуемная фантазия, «рассказчичьи таланты». Сочинявшиеся им «пестрые чудесные истории» вызывали восторг товарищей и раздражение классных дам, для которых он был «мальчик-лгун», «настоящий бунтарь» (рассказ «Храбрые беглецы»).

К семилетнему возрасту относится первое сочиненное К. стихотворение. Любимым чтением в ранние годы были романы Ф. Купера, Г. Эмара, Ж. Верна.

Победа русской армии в русско-турецкой войне возбудила в мальчике желание стать военным. В 1880 г. он выдерживает экзамен во 2-ю Московскую военную академию, преобразованную вскоре в кадетский корпус. Впоследствии в повести «На переломе (Кадеты)» К. описал уродства системы, готовящей будущих офицеров. «Воспоминания о розгах в кадетском корпусе остались у меня на всю жизнь»,— скажет К. незадолго до своей смерти. Лишь уроки преподавателя литературы Муханова оставили о себе светлую память. После окончания кадетского корпуса К. поступает в военное училище. О своем пребывании в Московском Александровском училище (1888—1890) он не раз будет писать впоследствии. Близкий автору герой повести «Поединок» Ромашов, выпускник военного училища, скажет о Себе: «Моя душа была уже навеки опустошена, мертва и опозорена». В кадетские и юнкерские годы у К. постепенно созрела мечта стать «поэтом или романистом». Сохранились стихи, написанные им в возрасте 13—17 лет, среди них стихотворение о казни народовольцев «Сны», сатирическая «Ода Каткову». В эти годы К. особенно увлекается поэзией Г. Гейне. Он знакомится с литератором «искровской» школы Л. И. Пальминым, который советует ему обратиться к прозе и содействует первому выступлению К. в печати. Основанный на газетной хронике рассказ о самоубийстве провинциальной актрисы «Первый дебют» (Русский сатирический листок.— 1889.— No 48) вызвал любопытство товарищей-юнкеров. Однако, прочитав вскоре толстовских «Казаков», юный автор критически переоценил свой подражательный рассказ, придя к выводу о ценности «жизненной правды» в литературных произведениях. Местом своей армейской службы подпоручик К. выбрал наугад 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губ.

Служба в 1891—1894 гг. в заштатных городках Проскурове и Волочиске дала К. возможность досконально узнать будничную жизнь царской армии, описанную им впоследствии во многих произведениях. В офицерской среде К. столкнулся с тем, что ежедневно будет видеть герой «Поединка»: муштра, шагистика, помыкание подчиненными; вечером, после службы, скука, пьянство, разврат — все это рождало ощущение «тяжелой и непонятной бессмыслицы военной службы». В 1893 г. К. сделал попытку изменить ход своей жизни, сдать экзамены в Академию Генерального штаба, однако из-за стычки с полицейским чином, происшедшей в Киеве, по пути в Петербург, он был отстранен от сдачи экзаменов. Занятия литературной работой К. уже не оставлял. В повести «Впотьмах», рассказах «Психея», «Лунной ночью», написанных в эти годы, преобладают еще искусственные сюжеты, условные приемы. Одним из первых произведений, основанных на лично пережитом и увиденном, стал рассказ из армейской жизни «Из отдаленного прошлого» («Дознание»), опубликованный в петербургском журнале «Русское богатство» (1894.— No 8). С «Дознания» начинается цепочка произведений К., связанных с жизнью русской армии и постепенно подводящих к «Поединку»: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Прапорщик армейский» (1897), «Поход» (1901) и др.

В августе 1894 г. К. в чине поручика выходит в отставку: продолжать служить в армии он не мог, но каких-либо определенных планов на дальнейшее не было, как не было и никакой гражданской специальности, «знаний ни научных, ни житейских» («Автобиография»). В следующие годы (1894—1899) К. перепробовал множество занятий, странствуя по югу России. На киевских пристанях с артелью грузчиков разгружает баржи с арбузами, организует в Киеве атлетическое общество, совершает в 1896 г. поездку по шахтам и заводам Донбасса и работает несколько месяцев на одном из заводов, в 1897 г. на Волыни служит лесным объездчиком, управляющим имением, псаломщиком, занимается зубоврачебным делом, в 1899 г. на несколько месяцев вступает в провинциальную труппу, работает землемером, сближается с артистами цирка. Огромный запас наблюдений К. дополнял упорным самообразованием, чтением, (в частности, увлекся очерковыми произведениями Г. Успенского).

Именно в эти годы К. становится профессиональным литератором, сотрудничает с 1894 г. в газетах «Киевское слово», «Жизнь и искусство», «Киевлянин». В полной мере К. познает «черное газетное дело», ему приходилось писать «заметки об уличных происшествиях или смешные сценки из камер мировых судей», рецензии, фельетоны, очерки. Оттачивалась писательская зоркость, накапливалось искусство точной социальной и психологической характеристики, что проявилось в цикле очерков «Киевские типы», вышедшем в 1896 г. отдельной книжкой.

В декабре 1896 г. «Русское богатство» 1 печатает повесть К. «Молох», основанную на донецких впечатлениях. В повести еще немало литературных реминисценций. В описании пошлости провинциального семейства К. следует за А. П. Чеховым, автором «Учителя словесности»; герой повести инженер Бобров, с его нервностью, обостренной душевной чуткостью, обрисован во многом по-гаршински; в разговорах Боброва с доктором порой слышится гневная толстовская интонация, а «живые цифры», иллюстрирующие жестокость капитализма, словно сошли со страниц очерков Успенского. Но главная тема повести, тема русского капитализма — Молоха, прозвучала так ново и значительно, что сделала это произведение этапным не только для К., а и для всей русской литературы. Молодой писатель смог не просто зарисовать быт заводчиков, а подняться до значительного художественного обобщения. Образ Молоха — попытка с помощью иносказания, символа выразить мысль о бесчеловечности промышленного переворота. Почти до конца повести рабочие изображаются как долготерпеливые жертвы Молоха, настойчиво звучит их сравнение с детьми. И вдруг в конце — взрыв, черная стена рабочих на фоне пламени. Эти образы призваны передать идею народного бунта. Выступление рабочих остается лишь эпизодом, бросившим грозный отсвет на судьбы героев «Молоха». Но достоинство купринской повести в том, что еще за десять лет до романа Горького «Мать» автор ее отозвался на «рев отдаленного моря», грозное дыхание истории ворвалось на страницы «Молоха» с известием о бунте рабочих.

В 1897 г. в Киеве выходит книга рассказов К. «Миниатюры». Во многих из них, вначале печатавшихся в газетах, наметились темы, которые станут постоянными для К. В армейской среде происходит действие «Ночлега» и «Брегета», жизни, цирка посвящен рассказ «Allez!», рассказ «Собачье счастье» — одно из первых обращений К. к жизни животных. В 1898 г. в газете «Киевлянин» печатается повесть «Олеся» (с подзаголовком «Из воспоминаний о Волыни») — одно из первых произведений, в котором К. предстает замечательным художником любви. Нежная, великодушная любовь лесной «колдуньи» Олеси показана по контрасту с робостью и нерешительностью ее возлюбленного, «городского» человека. К воспоминаниям о годах, проведенных в военной гимназии, К. обратился в повести «На первых порах» (1900; позднее название «На переломе (Кадеты)».

Скитания К. по югу продолжались. «Я толкался всюду и везде искал жизнь, чем она пахнет,— вспоминал К. впоследствии.— Среди грузчиков в одесском порту, воров, фокусников и уличных музыкантов встречались люди с самыми неожиданными биографиями — фантазеры и мечтатели с широкой и нежной душой». В Одессе в 1897 г. состоялось знакомство К. с И. А. Буниным; двух писателей на долгие годы связала своеобразная дружба-соперничество в литературе. В 1901 г. К. знакомится с Чеховым, живет в его ялтинском доме, переписывается с ним, называя Чехова в одном из писем «учителем жизни».

В эти же годы произведения К. привлекают внимание Л. Толстого, который одобрительно отозвался о рассказах «В цирке», «Allez!». Впоследствии Толстой не раз будет говорить о точности деталей, «удивительном языке» купринских произведений.

В 1901 г. К. переезжает в Петербург, работает секретарем «Журнала для всех». В 1902 г. женится на Марии Карловне Давыдовой, издательнице журнала «Мир божий», в 1903 г. у них рождается дочь Лидия. >В петербургских журналах К. публикует рассказы «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1904) и др. В простых людях К. увидел стойкость, верность в дружбе, неподкупное достоинство.

Важной вехой в жизни К. стало знакомство в 1902 г. с М. Горьким, сближение с горьковским издательством «Знание», которое в 1903 г. выпустило сборник К. «Рассказы» («Молох», «Ночная смена», «Дознание», «В цирке» и др.). По предложению К. III сб. «Знание» (1905) был посвящен памяти Чехова, в нем появились воспоминания К. о Чехове.

Посвящение Горькому стояло на первой странице повести К. «Поединок», вышедшей в мае 1905 г. в VI сб. «Знание». Окончив повесть, К. писал М. Горькому: «Все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам». Повесть уходит корнями в предшествующее творчество писателя, но в ней качественно новое осмысление жизни русской армии. Из зарисовок быта захолустного гарнизона в «Поединке» вырастает огромное социальное обобщение. Повесть воспринималась как картина разложения, которым поражена не только российская военная машина, но страна в целом, вся ее государственная система. «Поединок» — повесть о кризисе, охватившем самые различные сферы русской жизни. Всеобщая ненависть, разъедающая армию,— это отражение вражды, охватившей всю царскую Россию: вражды наций, классов. Знаменательным обобщением предстает тщедушная фигурка левофлангового солдата Хлебникова: подобно тому как все отношения в полку построены на дисциплине насилия, лишь при помощи грубой силы держится в стране власть, враждебная миллионам «этих серых Хлебниковых». Главным из обвинений против царской армии, высказанных в «Поединке», оказывается гибель подпоручика Георгия Ромашова. Ромашов напоминает героя «Молоха» инженера Боброва, но его характер психологически сложнее. К. рисует Ромашова с сочувствием и симпатией, но от его образа неотделима и авторская ирония. История Ромашова, внешне связанная с армией,— не просто история молодого офицера. Скорее, это история молодого человека, переживающего то, что К. называет «периодом созревания души». Подобно толстовским героям, Ромашов нравственно вырастает, обретает ответы на крайне важные для него вопросы. Но в том, к каким конкретно ответам приходит Ромашов, он наименее оригинален. Ромашов обращается к философским учениям Л. Толстого и Ф. Ницше. Чисто толстовским путем приходит он к выводу о ненужности армии: ему открывается неестественность того, что раньше казалось естественным. И выход ему видится по-толстовски утопический: стоит всему человечеству сказать «не хочу!» — и сейчас же война станет немыслимой, армия отомрет. Рядом с этим противоположные по своей направленности ницшеанские идеи о презрении к толпе, о замене любви к человечеству «божественной любовью к самому себе»: незадолго до своей гибели Ромашов с увлечением прислушивается к ним в горячечном монологе Назанского. Но важнее другое — сам разрыв Ромашова с окружающим, понимание того, что у каждого из солдат — свое «я». Для него наметились совсем новые связи с миром. Заглавие повести имеет такое же обобщающее значение, как и ее основной конфликт. На протяжении всей повести идет поединок между молодым человеком, который возрождается для нового, и разнообразными силами старого. Не о поединке чести пишет К., а об убийстве на дуэли. Окончательный предательский удар нанесен Ромашову в любви. Та ницшеанская проповедь пренебрежения к слабым, ненависти к чувству жалости, которая звучала в монологах Назанского, практически осуществляется Шурочкой. Презирая окружающую среду и ее мораль, сама она оказывается ее неотъемлемой частью. Так символически завершается сюжет повести: против человека, начавшего расправлять крылья, старый мир бросает все силы.

Читайте также: