Прикладная этика что это за профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Психолог
Прикладная этика – научное направление, изучающее моральные проблемы и дилеммы современного общества. Например, вопросы, связанные с разрешением эвтаназии или смертной казни, нравственной стороной аборта и искусственного оплодотворения. Объектами изучения могут быть любые сферы жизни – политика, бизнес, медицина, экология, реклама, образование, трудовые отношения и т. д.

Магистры находят применение своим знаниям в различных видах деятельности.

Выпускники могут заниматься преподаванием, вести научно-исследовательскую работу, создавать рекламу, проводить профотбор кадров, принимать участие в дискуссиях по спорным вопросам в качестве эксперта.

Учеба по этому направлению поможет расширить знания бакалавров-психологов, философов, менеджеров по персоналу, специалистов по корпоративной этике.

Навыки

В соответствии с паспортом компетенций магистры после окончания курса умеют:

  • собирать, анализировать, классифицировать, систематизировать научную информацию;
  • использовать способы и приемы познания основных закономерностей возникновения и развития нравственных явлений;
  • разрабатывать и внедрять практики межличностного и социального взаимодействия;
  • вести дискуссии и консультации по спорным вопросам;
  • давать этическую и социально-гуманитарную экспертизу;
  • использовать технологии по предупреждению конфликтов.

Магистры прикладной этики работают непосредственно с людьми, поэтому должны иметь навыки в психологии и педагогике, быть коммуникативными. Сфера деятельности предполагает, что магистр «держит руку на пульсе», в курсе всех современных тенденций в обществе, понимает актуальность этического и морального выбора.

Дисциплины

Теоретический блок учебного плана включает общие и профессиональные модули. Студенты обязательно изучают философию гуманитарного знания, основы этики, теорию и практику аргументации, педагогику. В соответствии с рабочей программой магистранты осваивают:

  • этику добродетелей;
  • методы многофакторного анализа современной морали;
  • символизацию этического;
  • этику ответственности;
  • корпоративную и социальную ответственность;
  • биоэтику как феномен культуры; • методологию кейс-стади в этике;
  • культуру повседневности;
  • этику массмедиа;
  • экологическую ответственность;
  • этику справедливости;
  • общественную мораль;
  • методику и практику этической экспертизы.

Практика

 Студенты
ФГОС предусматривает учебную и производственную практики. Студенты занимаются педагогической и научно-исследовательской деятельностью. Магистранты остаются стажироваться в университете или направляются в различные государственные и коммерческие организации.

В зависимости от квалификации могут преподавать, подбирать персонал, выполнять функции социального работника, участвовать в дискуссиях. Итогом практической деятельности становится самостоятельно написанная НИР.

Где и на каких программах учиться

Большинство вузов предлагает обучение на уровне бакалавриата. Магистратура по этому направлению подготовки открыта в Санкт-Петербургском государственном университете. Предлагается общая образовательная программа «Прикладная этика». Курс охватывает основные понятия и аспекты научного знания. Студенты рассматривают актуальные проблемы области, различные дилеммы, возникающие в современном социуме, учатся предупреждать появление морального выбора. Какие экзамены нужны для поступления Чтобы начать учиться на курсе, необходимо успешно сдать вступительный экзамен. Он включает вопросы по нескольким разделам этики:

  • предмет и этапы развития;
  • важнейшие концепции;
  • структуры морального сознания;
  • социально-историческое измерение морали;
  • этика права и науки;
  • этика воспитания;
  • социальная и религиозная этика;
  • хозяйственная и деловая этика;
  • политическая и информационная этика;
  • биомедицинская и экологическая этика.

Испытание проходит в письменном виде в форме тестирования. Абитуриент должен продемонстрировать знание основных этико-философских понятий. К ним относятся благо, добро, гуманизм, доверие, нравственность, долг, конформизм и другие.

Формы обучения

По государственному стандарту пройти курс можно в одной из трех форм обучения. За два года магистранты изучают программу очно, за два с половиной – очно-заочно или заочно. За это время осваивается полный объем профиля – 120 единиц.

Кем работать

Выпускники устраиваются на работу в политические, медицинские, социальные организации, бизнес-структуры, рекламные агентства. Помощь магистров может понадобиться в конфликтно-арбитражных комиссиях и этических комитетах, при проведении этико-гуманитарных экспертиз. Также специалисты получают должности преподавателей в вузах и колледжах.


Вам нравится живое общение? Вы хотели бы научиться проводить ценностные тренинги, интерактивные игры, социально-гуманитарные исследования?

Вас манят тайны человеческих отношений: моральные дилеммы, смыслы поступков, нравственные основы межличностных отношений, причины ценностных конфликтов и способы их разрешения? Вас волнует признание ценности и достоинства человека и проблема гуманизации общества, всех его сфер? Вы задумываетесь над тем, что есть добро и зло, и как их различать?

Вы хотите заниматься интересным и полезным делом, получая достойное вознаграждение и зная, что для Вас всегда найдется работа?

Прикладная этика – это Ваш выбор!

Вы научитесь проводить этические экспертизы, разрабатывать этические кодексы, развивать нравственные отношения в трудовых коллективах, профессиональных группах, интернет-сообществах. Программа отвечает на ключевые запросы динамично развивающегося общества как в социальной, гуманитарной, так и в производственной сфере.

Подготовка по направлению «Прикладная этика» осуществляется всего в трех университетах России. УрФУ – один из них и первый за пределами Москвы и Петербурга!

Чему и как я буду учиться?

Учебный план построен таким образом, чтобы дать студентам опыт и навыки исследовательской работы, с одной стороны, и практической деятельности – с другой.

Студенты на уровне профессиональной подготовки осваивают традиции классического гуманитарного знания: изучают историю этики и историю нравственности, антропологические основания этики, религиозную и светскую этику. Высокий теоретический уровень подготовки соединяется с практически ориентированным знанием в изучении этических оснований различных видов человеческой деятельности: этики права, этических оснований социальной работы и волонтерства, этики науки, педагогической этики и основ педагогического мастерства. Изучение данных дисциплин закладывает прочный теоретический фундамент всей профессиональной подготовки, позволяет продолжить образование в магистратуре, посвятить себя научной и педагогической деятельности.

Отдельный и обширный блок курсов посвящен познанию социальной сферы. Внимание уделяется как социально-философским концепциям, так и конкретному, практически ориентированному социологическому знанию, проведению социологических исследований. Студенты осваивают современные социальные и гуманитарные практики, конкретные методы и методики работы.

Соотношение образовательных блоков в программе таково: универсальные и общетеоретические дисциплины – 17%; основы саморазвития – 14%; экономика, управление и право – 11%; этические дисциплины – 38%; социально-гуманитарные технологии и методы исследования – 20%.

В учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы работы (практико-ориентированное обучение, работа в команде, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций (кейсов), тренинги и др.), мастер-классы экспертов и специалистов с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В процессе обучения студенты проходят четыре практики: учебную, научно-исследовательскую, технологическую и преддипломную (производственную), которая предполагает работу в учреждениях и на предприятиях разных форм собственности. ПОДРОБНЕЕ О СОДЕРЖАНИИ ОП ЗДЕСЬ

Кем я буду работать?

- Сотрудник этического комитета или этической комиссии на предприятии или в сфере государственно-муниципального управления.

- Уполномоченный по этике компании.

- Преподаватель этических и социально-гуманитарных дисциплин в системе среднего и среднего специального образования.

- Корпоративный тренер и фасилитатор.

Этические комиссии

- Менеджер по этическому комплаенс.

- Менеджер по развитию корпоративной культуры.

- Менеджер по проектам.

- Менеджер по КСО.

- Специалист по внутренним коммуникациям.

- Специалист отдела HRD.

- Специалист по управлению конфликтами.

- Специалист информационно-аналитического отдела организации.

Партнеры и работодатели

  • НП "Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области"
  • ООО «Сайнсфайлз»
  • СМК «АСТРАМЕД-МС» (АО)
  • ООО "ЕВМ Урал"
  • АО «Производственная фирма „СКБ Контур“»
  • ООО «Международный центр консалтинга и аудита» и др.

Наши выпускники

Фото выпускников

В текущем году состоялся третий выпуск наших студентов. Выпускники, которые окончили университет в прошлом и позапрошлом году, еще не успели стать звездами мировой величины, но они к этому активно стремятся: учатся в зарубежной магистратуре (Германия, Китай), осваивают новую для нашей страны трудовую нишу (в сфере бизнеса, консалтинга, интернет-коммуникаций, в сфере развития корпоративной культуры, в детских образовательных учреждениях), занимаются наукой и готовятся к поступлению в аспирантуру в этом году.

Мы в социальных сетях

Презентация нашей программы

Титульный слайд презентации

Есть вопросы? Задайте их во «ВКонтакте» и «Фейсбуке» или по телефону горячей линии по приему-2021 8 905 800 35 95 (работает WhatsApp)

Область профессиональной деятельности магистров включает:

  • нравственные отношения в различных сферах жизни общества и объединений людей;
  • основные закономерности зарождения нравственных отношений, норм и ценностей, форм их существования и развития, структуры, способов их функционирования и влияния на поведение людей в различных областях индивидуальной и социальной жизнедеятельности;
  • нравственные отношения в их нормативно-ценностном значении как способ обеспечения согласованного, социально-партнерского взаимодействия;
  • практики и технологии предупреждения ценностных и нормативных моральных конфликтов, система институтов и управления, направленных на гуманизацию взаимодействия индивидов в различных сферах жизнедеятельности;
  • совокупность профессиональных нравственных отношений в рамках правового, политического, административно-организационного регулирования и экономического воздействия на людей и их объединения, способствующих утверждению позитивного взаимодействия сфер жизнедеятельности общества, различных организаций и учреждений;
  • совокупность институализированных этических структур (этические комитеты и комиссии), способы их формирования и функционирования;
  • система консалтинговых способов, методов, техник и приемов достижения компромисса, консенсуса и исключения конфронтации во взаимодействиях между индивидами и различными объединениями людей;
  • толерантность как социо- и этнокультурный феномен и способ взаимодействия между людьми, исключающий оппозиционную агрессию, насильственный протест, экстремизм, терроризм и вооруженный конфликт.

Объектами профессиональной деятельности магистров являются:

  • совокупность предметов, явлений, процессов, отношений, обусловливающих позитивные нравственные способы взаимодействия в обществе, влекущие повышение уровня социального консенсуса, толерантности, гуманизации отношений и справедливости деятельности социальных институтов;
  • совокупность этических процессов, институтов, средств и гуманитарных технологий профессиональной деятельности в различных областях;
  • совокупность прикладных этических технологий формирования институтов доверия и внедрения стандартов лучшей практики в различных сферах жизнедеятельности, требующих совершенствования, в рамках задач демократизации социальных процессов и институтов.

Магистр по направлению подготовки 033700 Прикладная этика готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская деятельность;
  • информационно-аналитическая деятельность;
  • технологическая деятельность;
  • проектная деятельность;
  • педагогическая деятельность;
  • организационно-управленческая деятельность.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
Магистр по направлению подготовки 033700 Прикладная этика должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
задачи профессиональной деятельности магистров:

  • анализировать закономерности становления функционирования нравственности в обществе, создавать проекты и вырабатывать рекомендации совершенствования морального совершенствования социальных процессов и институтов.
  • осуществлять сбор, обработку, анализ и презентацию информации о нравственных отношениях и способах их функционирования.
  • разрабатывать и внедрять в практику межличностного и социального взаимодействия этически корректные, компромиссные, социально-безопасные и партнерские способы взаимодействия.
  • создавать программы внедрения нравственных норм и ценностей в практику деятельности индивидов, социальных институтов и объединений, проводить этическую экспертизу проектов, законов, программ и стратегий социального развития.
  • формировать знания о нравственных отношениях, осваивать новые образовательные методики в сфере этического образования, сочетать образовательную и морально-воспитательную деятельность.
  • организовывать процессы формирования нравственного пространства в сообществах и организациях различной степени сложности, внедрять стратегии морального взаимодействия.

ФГОС: «Гуманитарные науки»

Как мы работаем

  1. Вы делаете заявку из формы заказа на сайте или звоните мне по телефону.
  2. Авторы определяются, как быстро они могут ответить, платная это будет консультация или бесплатный совет.
  3. Если вас устраивают условия сотрудничества, то мы поможем вам разобраться, как лучше написать свою научную работу, какие в этом могут быть подводные камни, где взять материал и как с ним работать.
  4. Сроки и другие условия консультаций обсуждаются и согласовываются.

Спасибо, ваше сообщение отправлено

В ближайшее время мы пришлем сообщение с ценой и возможными сроками консультации. Если Вас все устроит, то мы начнем работать.

Если никто из сотрудников не сможет вас проконсультировать, то мы сообщим об этом письмом в течение суток.

Прикладная этика - это. Данному вопросу будет посвящена предлагаемая вашему вниманию статья. Эта сфера знаний является одной из самых молодых отраслей философии.

В девяностые годы двадцатого столетия ученые осознали необходимость научного осмысления этической стороны общения между людьми. Так возникла новая отрасль знаний, которой посвящен настоящий материал.

Что явилось причиной появления новой науки?

Технический прогресс

Во-первых, в связи со стремительным развитием науки и техники, и в частности с появлением компьютеров, возникла необходимость разработки комплекса правил общения между представителями профессий, связанных с ними. Этой проблемой стала заниматься компьютерная этика, которая, в свою очередь, является частью прикладной.

Вместе с электронными устройствами в жизнь человеческого общества вошло и стало играть немаловажную роль такое явление, как интернет. Здесь перед учеными встал еще один вопрос: создание свода правил, который позволит регламентировать нормы общения во Всемирной паутине.

всемирная паутина

Кроме элементарных норм этикета важной оказалась также и проблема авторского права и его соблюдения. Этим частично занимается прикладная этика, а точнее, ее часть, которая носит название сетевой.

Жизнь - высшая ценность

Среди факторов формирования прикладной этики можно также выделить стремление общества к существованию по принципам гуманизма. Оно достигло к наступлению нового, двадцать первого века достаточного уровня для того, чтобы люди создали науку, в рамках которой рассматривались бы моральные аспекты таких вопросов, как возможность введения в государстве смертной казни, легализации абортов и многих других. Среди других факторов и особенностей прикладной этики можно выделить естественное стремление любой теоретической науки к применению своих результатов на практике. Область знаний о добре и зле, нравственности и безнравственности за свою многолетнюю историю накопила огромный материал, который оказался востребованным в реальной жизни.

Теоретическая и прикладная этики отличаются друг от друга тем, что первая занимается сбором и переработкой информации о нравственно-поведенческих аспектах человеческого бытия. Она не рассматривает особенности национального менталитета, религиозные мировоззрения, а также специфику отдельных профессий, которая, безусловно, накладывают заметный отпечаток на общение. Исходя из всего сказанного выше, понятие прикладной этики можно сформулировать следующим образом - это отрасль знаний о нормах взаимодействия между людьми.

Немного истории

Прикладная этика - это сфера знаний, первые результаты которой были получены задолго до официального появления дисциплины. Известно, что в Раннем средневековье, почти одновременно с появлением относительно крупных промышленных предприятий, были написаны и уставы поведения для рабочих.

Фридрих Энгельс

Немецкий ученый, классик марксизма Фридрих Энгельс писал, что необходимость регулирования профессиональных отношений возникла сразу же после внедрения разделения труда в производство.

Проблемы прикладной этики

Все вопросы, которыми занимается данная наука, можно условно разделить на две большие группы:

  • Традиционные.
  • Открытые.

К первым из них можно отнести те, что имеют один основной вариант решения, которого придерживается большинство исследователей. Обычно он основан на прочных традициях того или иного народа.

Открытыми вопросами можно назвать такие, по поводу которых существует две или более точек зрения, и все из них имеют примерно равное количество последователей.

В качестве примера можно привести вопрос о нравственности смертной казни. Логичным является существование двух противоположных мнений на этот счет. Причем и сторонники введения крайней меры наказания, и противники этого могут привести одинаковый довод в свою пользу: гуманность такого закона.

зал суда

Стоит отметить, что структура прикладной этики в настоящий момент еще окончательно не определена. Большинство ученых сходятся во мнении, что составными частями этой отрасли являются ее разделы.

Виды прикладной этики

Среди наиболее важных из них нужно выделить такие, как:

  • Медицинская.
  • Юридическая.
  • Педагогическая и другие этики.

Почему же именно в этих областях сильнее всего стала ощущаться необходимость научного осмысления и регулирования взаимоотношений? Прежде всего стоит сказать, что в этом нуждается любая отрасль, связанная с межличностным общением. Но, исторически сложилось, что некоторые сферы оказались в зоне особого внимания из-за своей направленности на решение вопросов, связанных с наиболее жизненно важными темами.

Например, юридическая этика посвящена взаимодействию граждан с представителями правоохранительных органов, а также их сотрудников между собой. Более строгие требования общество предъявляет к людям, занятым в области образования и медицины, по причине их ответственности за здоровье населения и воспитание подрастающего поколения.

Демократическая наука

В отличие от большинства областей знания, в этой сфере законы и правила открывают не ученые, а люди, порой далекие от подобной деятельности.

Исследователи лишь записывают и анализируют результаты многолетних традиций, созданных народом, и на их основе разрабатывают новые рекомендации.

Постоянное развитие

Сущность прикладной этики можно определить как постоянное развитие и изменение. Что же способствует этому непрерывному прогрессу?

Во-первых, это стремительный темп развития общества: появление новых профессий, технических средств и много другого. Во-вторых, такому положению вещей способствует меняющаяся политическая и общественная обстановка. И наконец, непрерывному исследовательскому процессу способствует постоянный приток новой информации из других областей знаний.

Связь с другими науками

Без этого взаимодействия невозможно себе представить и само существование прикладной этики. Каждый из ее разделов опирается прежде всего на знания о нормах морали и специфических особенностях той сферы, которой он посвящен. Например, медицинская этика руководствуется в своих исследованиях общими правилами поведения, созданными для всех людей, а также информацией о специфике врачебной деятельности.

Кроме того, для решения многих проблем этой области требуются знания из некоторых других сфер, таких как юриспруденция, религия и так далее. В таком взаимодействии с другими науками состоит одна из важнейших особенностей прикладной этики.

Статус

В настоящее время прикладная этика - это наука, которую не принято причислять к междисциплинарным. Но фактически она является таковой из-за взаимодействия с другими областями знания, о котором было сказано выше.

У прикладной этики и проблем, которые она решает, есть и другие отличительные черты.

Во-первых, эти вопросы всегда носят общественный характер, то есть являются важными для значительного числа людей.

общественные отношения

Во-вторых, их решение, если к таковому удается прийти, оформляется официально, в виде определенных документов, имеющих юридическую силу. И в-третьих, в своих трудах ученые этой отрасли всегда пользуются такими понятиями, как добро и зло. Например, вопрос о допустимости смертной казни они трактуют как проблему возможности применения зла с целью предотвращения преступных действий.

На подобном принципе основано и рассмотрение многих проблем в области профессиональной этики. Например, в медицине в течение продолжительного времени существовало правило о запрете сообщения смертельного диагноза пациенту.

персонал больницы

Этика рассматривала этот вопрос как возможность применения лжи, если она направлена на благо человека.

На основе приведенных выше примеров можно сделать вывод о том, что эта отрасль помимо изучения и разработки норм и рекомендаций часто занимается вопросами возможности отступления от них в некоторых случаях. Так работают многие виды профессиональной этики. В них общечеловеческая мораль изучается в преломлении через специфику отдельных видов деятельности.

Разные варианты

Прикладная этика - это наука, которая не стоит на месте, а постоянно развивается. Прежде всего этот процесс изменения происходит благодаря так называемым открытым вопросам. Они не имеют однозначного ответа, не только из-за наличия нескольких мнений, но и благодаря тому, что в каждой конкретной ситуации такие проблемы могут решаться по-разному, в зависимости от конкретной ситуации. Например, аборт в одном случае может быть приравнен к убийству, а в другом его осуществление является необходимостью.

В таких случаях для вынесения суждения нужно руководствоваться не только нормами морали, равными для всех членов общества, но и нравственными принципами. Эта тема была рассмотрена, в частности, на всемирной конференции по этике в прошлом году. В одном из докладов, сделанных в рамках этого мероприятия, раскрывался вопрос нравственности и морали. Под первым из приведенных терминов подразумевается способность человека подвергать критическому анализу поведенческие и другие нормы, осмысленно подходить к каждой ситуации, не следовать слепо установленным догматам.

Пример нравственности

Древнегреческий философ Сократ, как известно, был приговорен к смертной казни за свои идеи, которые, по мнению его современников, противоречили моральным устоям общества того времени.

философ Сократ

Великий мыслитель имел шанс избежать наказания, но не стал его использовать, поскольку считал, что нарушение существующих законов негативно влияет на развитие гражданского общества.

Анализируя этот пример, можно сказать, что Сократ нарушал моральные устои, принятые в современном ему мире, но вместе с тем, он являлся в высшей степени нравственным человеком.

Академическая жизнь

Прикладная этика - это отрасль, проблемы которой вызывают непрекращающийся интерес научного сообщества. В мире действует несколько ежегодных конференций, в которых участвуют ведущие специалисты этой области. Существует подобное мероприятие и в нашей стране. Оно носит название конференции по проблемам этики. В докладах выступающих ученых часто присутствуют темы, которые можно назвать прикладными.

В настоящий момент идет прием заявок на участие в этом важном научном событии. Конференция будет продолжаться несколько дней, во время которых пройдет ряд открытых столов, лекций и других видов научного взаимодействия. Как всегда, на конференции будут присутствовать, кроме профессоров философского факультета МГУ, сотрудники других институтов России.

В прошлые годы на этом съезде ученых, занимающихся проблемами этики и ее прикладного раздела в частности, рассматривались такие проблемы, как гуманность традиционного способа ведения войны по сравнению с современными боевыми приемами, экологические проблемы и их нравственные аспекты, информационные технологии и человеческие взаимоотношения, и многие другие.

Заключение

В данной статье был рассмотрен вопрос о том, что такое прикладная этика (особенности и факторы формирования), какова ее структура.

Академический вариант этой науки не имеет многовековой истории, как другие науки, однако эта отрасль знаний является одной из наиболее стремительно развивающихся в данное время.

Отчасти это можно объяснить тем, что данная наука опирается в своих исследованиях не только на обезличенную информацию, содержащуюся в сводах правил и других нормативных документах. Она также руководствуется нравственными принципами и логическими умозаключениями.

человеческое мышлениие

Выводы здесь берутся не извне, а проходят через сознание человека, затрагивая его совесть, религиозные чувства и так далее. Результаты деятельности ученых, разрабатывающих проблемы практической этики, основаны на нормах, которые создавались целыми народами, а значит, понятны и близки даже людям, далеким от научной деятельности. Эти достижения чаще всего внедряются в жизнь в том или ином виде (правилах, законах, нормах).

В эпоху частых перемен и преобразований во многих областях жизни очень важно, чтобы люди научились анализировать каждое нововведение, применяя логику, здравый смысл и опираясь на моральные нормы, но не следуя им слепо. Осмыслением жизни с такой позиции и занимается прикладная этика.

ПК-25 – знакомством с основами межкультурных отношений в менеджменте, способностью эффективно выполнять свои функции в менеджменте.

Образовательные технологии: Технологии в форме диалога (Обсуждение в форме дебатов).

Цель:

Формирование общей культуры и основ профессиональной этики.

Задачи:

1. Изучение основных понятий профессиональной этики

2. Развитие этических навыков научного исследования.

3. Воспитание и формирование профессиональных этических ценностей.

Основные понятия: прикладная этика, профессиональная этика, служебная этика, предпринимательская этика, этика науки

План:

  1. Понятие прикладной этики.
  2. Предпринимательская этика
  3. Этика науки.

Содержание:

Сущность прикладной этики заключается в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельности. Специфика прикладной этики связана с ее принципиальной ориентацией на практические проблемы конкретного нравственного бытия людей. Прикладная этика обращает свое внимание на те специфические изменения, которые происходят с нею в различных сферах общественной жизни. Это такие области, где общие нравственные ценности и нормы соприкасаются с другими ценностями и нормами, связанными с определенной профессией, родом деятельности, социальным положением. Прикладную этику интересует особенное и специальное содержание нравственности.

Современная прикладная этика все более приобретает черты междисциплинарного знания, так как наряду с эвристическим потенциалом «практической философии» в нем востребованными и необходимыми оказываются другие виды знания (медицина, биология, юриспруденция и др.). Это связано не только с тем, что многие разновидности прикладной этики существуют на стыке определенных форм профессиональной деятельности, но и с тем, что обсуждение большинства проблем прикладной этики предполагает обязательное использование социологических, юридических и прочих данных.

Прикладная этика – сфера многообразного, интенсивно изменяющегося знания, структура которого только начинает складываться. В качестве опорных точек этой структуры обычно рассматриваются конкретные виды прикладной этики: экологическая этика, политическая этика, биомедицинская этика, этика науки и др. Однако, объем прикладной этики шире, чем совокупность проблемных полей ее конкретных разновидностей, поскольку наиболее значимые ее проблемы выходят за пределы такой совокупности.

Многие проблемы современной прикладной этики достаточно условно могут быть разделены на открытые и традиционные. Выделение отдельной группы открытых проблем подчеркивает предельно острый характер их дискуссионного обсуждения, который чаще всего сводится к жесткому противостоянию альтернативных позиций (например, проблема смертной казни и эвтаназии).

Также проблемы этой группы объединяет их современность, актуальность, несмотря на то, что истоки этих проблем могут быть очень «древними». Осознание реальности экологической угрозы определяет становление экологической этики; научные достижения провоцируют поиск механизмов «этического контроля над наукой»; развитие медицины акцентирует новые аспекты суицида и т. д. Особенно следует подчеркнуть, что современный статус открытых проблем поддерживается пониманием не только их сегодняшней, но и перспективной актуальности, которая в будущем будет только возрастать.




Кроме того, все открытые проблемы выходят за пределы собственно этического знания, перемещаясь в ранг социально значимых вопросов, требующих политических акцентов и правового закрепления.

Здесь необходимо отметить, что современная прикладная этика, развитие которой устремлено к междисциплинарному статусу, использует для своих целей и другие виды знания, однако тенденция созидания теоретического базиса должна, скорее всего, опираться преимущественно на «практическую философию», главный смысл которой связан со стабилизацией человеческого сообщества и утверждением самоценности человека.

Проблемы второй группы (традиционные) фиксируют те области этического знания, которые традиционно относились к его прикладной сфере: профессиональная этика, этикет и др. Выделение такой группы не означает их противопоставленности теоретической этике. Просто специфика изучения таких проблем в поле прикладной этики связана с тем, что их теоретическая подоплека используется в качестве средства для перехода на более конкретный, нормативный уровень.

Происхождение профессиональной этики. Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше. Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практике поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий. Профессионализм как нравственная черта личности. Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми испособы обоснования данных кодексов.Профессиональная этика изучает:- отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;- нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;- особенности профессионального воспитания. Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга "Мудрость Иисуса, сына Сирахова", в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: "корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы". В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало два типа нравственности: хищнически- грабительскую капиталистическую и коллективистски-освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф. Энгельс: ". каждый класс и даже профессия имеют свою мораль". Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики. Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса. Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом. Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников.Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности. В данный момент в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет прежде всего о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Виды профессиональной этики. Каждому виду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствуют определенные виды профессиональной этики. Профессиональные виды этики – это те специфические особенности профессиональной деятельности, которые направлены непосредственно на человека в тех или иных условиях его жизни и деятельности в обществе. Изучение видов профессиональной этики показывает многообразие, разносторонность моральных отношений. Для каждой профессии какое-то особое значение приобретают те или иные профессиональные моральные нормы. Профессиональные моральные нормы - это правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этических идеалов. Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т.д. Каждый вид профессиональной этики определяется своеобразием профессиональной деятельности, имеет свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научную добросовестность, личную честность, и конечно же патриотизм. Судебная этика требует честности, справедливости, откровенности, гуманизма (даже к подсудимому при его виновности), верности закону. Профессиональная этика в условиях воинской службы требует четкого выполнения служебного долга, мужества, дисциплинированности, преданности Родине.

Читайте также: