Кто кует мечи профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Оружие изготавливалось с давних времен. Изначально люди использовали случайно найденные валуны или палки. Добывая себе пищу, защищая свой дом от врагов, человек учился делать каменные молотки. Копья, луки и стрелы появились по мере усовершенствования оружия.

Добыча, обработка металла привела к появлению новой профессии. Оружейник – это мастер изготовления оружия, защитных средств. Он занимался изготовлением мечей и щитов, шлемов и арбалетов.

Кто такие оружейники?

Оружие древности сменилось более усовершенствованными моделями. Военная техника развивалась. Сначала это было холодное оружие. Колющие и режущие предметы. С изобретением пороха появилась огнестрельная техника. Стрелковое и автоматическое снаряжение – аркебузы, пищали, мушкеты.

оружейник это

Оружейник – это профессионал в изготовлении военного снаряжения. Пики и копья, мечи и сабли создавались этими мастерами. Гравировка, чеканка, художественное оформление оружия добавляли ценности, делали мастера неповторимым в изготовлении определенного вида изделия. Постепенно объединились функциональные свойства оружия и декоративные.

Ручная ковка, сложности литейного дела, балансировка – мастера оружейного дела свои секреты передавали по наследству. Отец показывал на практике технологии получения особого вида стали, излагал сыну особенности закалки лезвия. Так появились целые династии оружейников.

Происхождение слова

Основными источниками существования древнего человека были охота, рыбалка, собирательство. Разделение труда привело к появлению землепашцев и мастеровых.

Уже с появлением первых общин люди учились защищать свой дом, семью. Охотиться и добывать пропитание. Развивались государства, а вместе с ними усложнялся комплекс оружия. Профессии, связанные с ним, становились все более востребованы.

значение слова оружейник

Считается, что слово "оружие" происходит от слова "рог" ("рога"). Для животного они являются средством защиты и нападения. Значение слова "оружейник" – специалист по военному снаряжению. Мастер по обработке дерева, металла. Он умеет создавать разные виды оружия, старается улучшить их параметры.

Оружейники России

Изготовление военного снаряжения становилось сложнее. Специальные чертежи стали необходимы для создания оружия. Целые заводы занимаются военными технологиями.

С XVI века в Туле заработал оружейный завод. Военные походы требовали большого снаряжения. Шпаги, сабли, ружья начали массово производиться.

В Москве появилась Кузнецкая слобода, Пушечный двор. Там ремесленники занимались обработкой металла. Трудились над созданием холодного оружия и средств защиты – шлемов, кирас.

Златоустовская оружейная фабрика поставляла военные изделия русской и советской армии. Палаши, кортики, сабли, сделанные в этом городе, являются одними из лучших экземпляров Оружейной палаты.

На весь мир известны фамилии М. Калашникова, Ф.Токарева, В. Дегтярева, Г. Шпагина. Можно сказать, что оружейник – это специалист, способный обеспечить надежность изделия, создать качественный образец.

что такое оружейник

Позднее производство огнестрельного оружия привело к появлению заводов в городах Ковров, Ижевск, Климовск. С 2010 года установлена новая памятная дата. В России 19 сентября – профессиональный праздник оружейников.

Оружейники современности

Так что такое оружейник в современном мире? Это инженер-конструктор, который по чертежам создает комплектующие детали. Это токарь, фрезеровщик, умеющий их обработать. Литейщики, сталевары, способные спаять детали между собой. Это художники-граверы, умеющие инкрустировать приклады, рукояти.

оружейники россии

Оружейник – это совокупность профессий, направленная на создание и усовершенствование новых технологий. Таких, как:

  • приборы, прицелы ночного видения.
  • пулеметы, гранатометы;
  • мины, торпеды;
  • баллистические ракеты, боевые самолеты;
  • танки, военные корабли.

Современные оружейники большое внимание уделяют техническим свойствам. Это скорострельность и точность, маневренность и зона поражения. Появились тепловые лазерные системы, способные ранить без пуль. Оружие, стреляющее из-за угла, превышает возможности своих собратьев за счет гнущегося ствола.

Государственная безопасность – основная цель массового военного производства. Оружейники по сей день вносят невероятный вклад в создание и укрепление позиций страны.

Легенда гласит, что клинки Масамунэ делают его владельца спокойным и хладнокровным

Масамунэ, формально известный как Горо Нюдо Масамунэ, жил в то время, когда самураи вступали в битву и умирали достойной смертью. Его легендарное соперничество с мастером Мурамасой со временем превратило Масамунэ в своего рода миф.

Рядом с каждым самураем был меч. Но только лучшие самураи несли меч Масамунэ в бой.

Его ранняя карьера

Масамунэ родился предположительно около 1264 года в префектуре Канагава, Япония, на прибрежной территории к югу от Токио. Точная дата рождения и смерти Масамунэ неизвестна.

В молодости он учился у кузнеца Синтого Кунимицу, благодаря которому усовершенствовал технику изготовления мечей — Сосю, одну из пяти школ кузнечного мастерства. Специалисты по мечам определили пять различных типов мечей и школ кузнечного мастерства в зависимости от региона, где они были изготовлены: Ямасиро, Бидзен, Сагами, Ямато и Мино.

Масамунэ изучил искусство изготовления мечей в Канагаве, которая была резиденцией феодального правительства в период Камакуры. Это было время, характеризуемое динамичным развитием японского искусства и сегунатом Камакуры.

Масамунэ-мастер

Легендарный мечник смог создать оружие, сделанное полностью из стали, что улучшило его прочность и гибкость.

Японское оружие того периода было относительно хрупким, поскольку в железе содержался песок, богатый рудой, которую очень сложно очистить от примесей.

Таким образом, Масамунэ создал революционную для XIII века технологию изготовления мечей, усовершенствовав технику Сосю . Он довел металл до высоких температур, чтобы избавиться от примесей. Однако высокие температуры, как правило, делали мечи ломкими. Чтобы решить эту проблему, Масамунэ смешал мягкие и твердые стали в слои, чтобы мечи не сломались. Этот процесс создал уникальный волнистый узор вдоль хамона.

Более твердая сталь могла легко проникнуть в броню врага. Вес меча получался достаточно легким, чтобы использовать его верхом на лошадях. Самураям из Канагавы настолько понравился меч, что они захотели получить еще больше экземпляров. К 1287 году, в возрасте 23 лет, император Фусими провозгласил Масамунэ своим главным кузнецом.

Легенда о Масамунэ и Мурамасе

Масамунэ не потребовалось много времени, чтобы нажить себе соперника по изготовлению мечей.

Японская легенда гласит, что Мурамаса, злобный кузнец, который ковал мечи с единственной целью — ради жажды крови, бросил вызов мечам Масамунэ, вызвав того на дуэль. Это был не традиционный бой на мечах - они положил свои лезвия остриями вниз в реку.

Мурамаса одержал победу, потому что заметил, что его меч порезал все, к чему прикасался. Однако, монах, проходящий мимо места поединка, не согласился с Мурамасой. Он сказал, что меч Масамунэ прорезал только листья и палки, щадя рыбу. Именно эта утонченность возвысила величайшего кузнеца Японии до статуса легенды.

Воплощением работы Масамунэ, которая лучше всего демонстрирует ее долговечность, является меч Хондзе. Легенда гласит, что Масамунэ сделал меч так хорошо, что его слои достигли точки толщиной всего в один атом. Он сохранился до Второй мировой войны.

Однако, стоит отметить, что Мурамаса и Масамунэ не были современниками. Масамунэ жил в Японии как минимум на два века раньше.

Легендарный меч Масамунэ

Меч Хондзе Масамунэ получил свое имя от первого выдающегося генерала, которому он принадлежал. Хондзе Сигенаге привел свои войска в бой в Каванакадзима в 1561 году. Генерал сражался с другим человеком того же ранга, меч которого расколол шлем Сигенаги пополам.

Однако меч не убил генерала. Сигенага немедленно отбился и убил своего противника, и согласно японской традиции, забрал меч павшего врага.

К 1939 году Хондзе Масамунэ владела знаменитая японская семья — Токугава, которая управляла Японией в течение 250 лет. Меч был символом сегуната Токугава. Японское правительство объявило Хондзе Масамунэ официальным японским сокровищем.

Но Вторая мировая война очень сильно повлияла на судьбу меча. В конце войны армия США потребовала, чтобы все граждане Японии передали свое оружие, включая мечи. Чтобы подать пример, Токугава Иэмаса, передал ценные мечи своего клана в декабре 1945 года. Хондзе Масамунэ совершил путешествие через Тихий океан на корабле, где и оборвался его след. Никто не знает, расплавили ли его на металлолом или он чудом выжил и продолжает где-то существовать.

Масамунское наследие

Есть некоторые реликвии Масамунэ, дошедшие до наших дней. Японские музеи, в частности Киотский национальный музей, владеют некоторыми экспонатами. Также некоторые артефакты находятся в частных коллекциях.

В Америке, по крайней мере, один меч Масамунэ до сих пор находится в Миссури. В библиотеке Трумэна спрятан сверкающий артефакт, которому более 700 лет. Катана, которая находится почти в идеальном состоянии, была подарена президенту Трумэну от генерала армии США Уолтера Крюгера, одного из командующих силами США, оккупировавших послевоенную Японию. Крюгер получил меч из японской семьи как часть условия капитуляции.

Но к сожалению, в 1798 году в библиотеку Трумэна ворвались воры и украли исторические мечи на сумму более 1 миллиона долларов, включая и меч Масамунэ. По сей день никто не знает его место нахождение.

Несмотря на то, что Масамунэ умер почти 700 лет назад, его наследие продолжает удивлять историков.

Корреспондент "РГ" лично убедился в том, что процесс идет в плановом режиме и поговорил с генеральным продюсером и руководителем проекта, а также экспертом в области японского меча Нобуо Симадой.

В эту субботу в Москве кузнецы завершат изготовление настоящего японского меча. Расскажите, что это будет за клинок?

Нобуо Симада: Это будет меч тати, который обычно носили на поясе лезвием вниз в паре с кинжалом танто. Отмечу, что клинок куется с молитвой за здравие русской земли.

В чем особенность японских мечей? Чем японское холодное оружие отличается, к примеру, от европейского?

Нобуо Симада: Конечно, японский меч первоначально делался как оружие. И этим он похож на европейский. Но, с другой стороны, японский клинок является еще и произведением искусства и даже, если можно так сказать, творением природы. Линия хамон, которая остается на лезвии катаны после заточки, похожа на линию горизонта, разделяющую землю и небо. Создается ощущение, будто сама природа сконцентрировалась в японском клинке. Небо и земля сжались и превратились в катану.

Я знаю, что японцы придают большое значение символам и метафорам, но все же если говорить о качестве клинка, в чем его достоинства?

Нобуо Симада: Изготовление японского меча начинается из железосодержащего песка, который вместе с углем в печи выплавляют в течение трех суток. Из него получают сырец железа. Насколько мне известно, изготовление европейского меча начинается из руды. Даже на первом этапе уже видно, что технологии различаются. Соответственно, существуют отличия в химическом составе стали. Также у японского меча совершенно уникальный процесс полировки, который допустимо сравнить с обработкой камня. Мастеру изначально понятно, что можно сделать с необработанным камнем, чтобы показать всю его красоту. Также и полировщик меча, когда видит заготовку, понимает, как вытащить природную красоту клинка наружу, чтобы она стала доступна каждому. Работа мастера-полировщика чрезвычайно важна. Мне кажется, что в Европе не достигли того уровня, которого смогли достичь в Японии. Жители нашей страны пытались добиться совершенства во всем, обращали внимание на каждую мелочь. Благодаря этому мы и сегодня любуемся японским мечом. Работа полировщика подняла его на такой уровень, что клинок стал произведением искусства. Полировка катаны занимает много времени. Войны же требовали скорости изготовления клинков, в связи с чем многие народы не обращали внимания на полировку и эстетику, быстро выдавая готовое оружие, которым можно было убивать, но не любоваться. В Японии все же существовал иной подход. И в этом уникальность японского меча.

Как куются японские мечи? Поделитесь профессиональными секретами.

Нобуо Симада: Можно сказать, что у стали есть два свойства. Если она слишком прочная, то и очень хрупкая. В случае если она чересчур мягкая, то будет гнуться. Поэтому при изготовлении меча требуется тщательная работа, в ходе которой мастер ищет своеобразный баланс. Необходимо постоянно регулировать количество углерода в мече. Кузнец в процессе производства клинка должен исхитриться и сделать так, чтобы меч одновременно был и мягким, и прочным. Он отслеживает это по цвету огня, по запаху, по металлу, по шуршанию горна. Он постоянно смотрит за состоянием заготовленного бруска и решает, надо ли убрать углерод или добавить его.

Я слышал, что после Второй мировой войны искусство изготовления японского меча было в упадке. Тем не менее, традиции удалось сохранить. За счет чего обычаи не ушли в небытие?

Нобуо Симада: Дело в том, что в японском мече есть три составляющих. И катана - это нечто большее, чем просто оружие убийства. После войны, когда отпала составляющая меча как орудия убийства, остались две других, о которых люди не забыли до сегодняшних дней. Японский клинок - это еще и произведение искусства. Когда идешь в музей и видишь японский меч, ты им любуешься, релаксируешь и не можешь сопротивляться этой красоте. Кроме того, меч является своеобразным оберегом для японской земли, государственности, религии. Поэтому катана -это отличный подарок, который можно вручить в честь рождения сына или по какому-нибудь другому поводу. Меч будет хранить семейный очаг, оберегать от бед и посягательств дом.

В изготовлении японского меча существует масса нюансов, которые надо соблюсти, чтобы получился качественный клинок. Наверняка, после завершения работы мастер проверяет холодное оружие. Как он это делает?

Нобуо Симада: Изначально смотрят на красоту катаны. Чтобы на лезвии не было царапин, выбоин, примесей. Если говорить о том, как этим клинком можно рубить, то здесь у разных кузнецов свой подход. Некоторые делают "тамэсигири", когда для проверки свойств клинка с его помощью разрубают соломенные снопы. Но есть и те, кто на это уже не обращает внимания.

Интересно, что в такой современной стране как Япония сохранилась профессия кузнеца. Как получают эту специальность на японских островах?

Нобуо Симада: Человек, который избрал себе профессию кузнеца, должен найти учителя. Возможно, ему придется обойти какое-то количество кузниц и прикрепиться к какому-либо сэнсэю. Если мастер дает добро и берет к себе ученика, то последний начинает жить в одном доме с учителем и помогать ему. К примеру, колоть угли, таскать песок. Это состояние длится от пяти до десяти лет. За это время мастер передает навыки изготовления катаны своему подопечному. Считается, что кроме этого, сэнсэй передает еще и часть духовной составляющей, которая закладывается в клинок в процессе его ковки. После истечения этого срока ученик, набравшись опыта, может отпочковаться и стать самостоятельным кузнецом.

Требуется так много времени, прежде чем получить право самому ковать меч?

Нобуо Симада: Да, это так. В Японии нет людей, которые бы занимались изготовлением меча от начала и до конца. Если человек занимается заточкой клинка, то он делает только это и всеми силами пытается достичь совершенства на выбранном поприще. Человек, который делает оплетение для рукоятки катаны, занимается исключительно своим делом и ничем другим. Кузнец, который кует из сырца основу для меча, занимается только выковкой. Кстати сказать, по моим наблюдениям, в России иная ситуация: все делают все. В Японии считается, что человек должен учиться всю жизнь своему делу. Скажем, если ты выучил одну операцию по заточке мечей, это вовсе не значит, что ты стал мастером в этом деле. Ты всю жизнь совершенствуешься. В любой узкой специальности есть огромное пространство для обучения. Скажу откровенно, в Японии невысокого мнения о людях, которые хватаются за все и все могут. Если ты делаешь меч, и оплетаешь рукоятку, и точишь его, это означает лишь то, что ты освоил эти операции не до конца. И к таким людям в Японии не относятся с большим уважением.

Вы являетесь экспертом по японскому холодному оружию. Почему выбрали такой путь?

Нобуо Симада: Я с детства увлекался японскими мечами. Нужно признать, что мне повезло, потому что мои родители могли себе позволить поддержать мое детское увлечение, которое переросло сначала в хобби, а затем и в специальность. В Японии экспертом по мечам можно стать двумя путями. Понятное дело, что нет никаких университетов, которые бы этому обучали. Специалистом по японским клинкам может стать человек, который изначально работает в компании по продаже мечей и постепенно набирается опыта, так как он ежедневно видит холодное оружие, соприкасается с ним, узнает его особенности.

Второй путь - это работа в музее, где есть экспозиции мечей. Соответственно, по долгу службы человек, который там трудится, много читает, постигает историю возникновения и развития клинка. У меня получилось иначе. Я постоянно смотрел мечи, изучал их и в итоге вырос в эксперта. Я рад, что не пошел двумя вышеупомянутыми мною путями, потому что они замыкаются либо на бизнес, любо на исключительно профессиональном изучении. Свою миссию я вижу несколько в иной плоскости. Меня увлекает культурный обмен между странами. Именно поэтому я привез кузнецов из Японии в Москву, чтобы познакомить Россию с японским мечом. Я хочу, чтобы россияне увидели красоту японского меча, узнали его историю, познакомились с процессом изготовления.

Но в России многие и так любят покупать для себя если не настоящие катаны, то их копии.

Нобуо Симада: Вот именно. В России до недавнего времени были очень популярны мечи-подделки, которые изготавливались как на территории РФ, так и в самой Японии. Я хочу изменить эту тенденцию, чтобы люди обратили внимание на подлинники и перестали покупать копии. В Японии очень многие русские обращаются ко мне за экспертной помощью. Когда-то они приобрели японский меч, после чего решили определить, стоит ли их покупка потраченных денег. Стандартный случай из моей практики, когда люди покупают меч, созданный в наши дни. Он, конечно, имеет определенную стоимость, но только соответствующую тем деньгам, которые можно отдать за катану, изготовленную в наши дни. Расскажу, в чем бывает обман. Зачастую на хвостовике такого меча выбивается имя широко известного мастера, который жил в Японии, скажем, 500 лет назад. Тем самым меч полностью обесценивается.

Разбирающийся человек за него уже не заплатит ни иены, так как это просто подделка.

Можно ли обывателю определить, что перед ним действительно настоящий японский меч, а не какая-то подделка или даже хорошая копия?

Нобуо Симада: Это сложная наука и в двух словах об этом не рассказать. Самый верный путь - доверить это настоящему эксперту.


Кузне́ц — мастер, занимающийся обработкой металла. Одна из древнейших выделившихся профессий.

Содержание

Кузнечное ремесло

Главный материал для работы кузнеца — металлы: железо, чугун, сталь, а также бронза, медь, свинец, благородные металлы. Кузнец может плавить металл, заливать его в форму, штамповать, волочить, гнуть, скручивать, ковать, чеканить и т. д.

Кузнечное ремесло включает: свободную ковку, кузнечную сварку, литьё, горновую пайку меди, термическую обработку изделий и проч.

Подковывание лошадей имеет отношение как к кузнечному делу, так и к ветеринарной ортопедии. Кузнецов, специализирующиеся на ковке лошадей, обычно называют ковалями.

Ковка

Ковка — основное техническое действие кузнеца. Ручная свободная ковка включает следующие приёмы: осадка, вытяжка, пробивка отверстий, гибка, закручивание, отделка, насекание рисунка, набивка рельефа и фактуры, кузнечная сварка. Большое количество одинаковых фасонных изделий может изготавливаться штамповкой, которая может быть горячей и холодной.

Литье

Инструменты

  • молот.
    • кувалда — массой от 2 до 16 кг
    • кузнечные молотки (ручники) — массой от 0,5 до 2 кг
    • ковочные молоты. Бывают рычажные, падающие канатные и ременные, паровые, пневматические и др. (Также применяются гидравлические прессы).
    • зубила, подсечки, пробойники, обжимки, подбойники
    • гвоздильни, различные профильные и фасонные оправки, плиты с пазами, вырезами и отверстиями для штырей, вилки, скобы, конусы.

    Изделия

    Кузнецы изготавливали огромное количество необходимых для существования человека предметов.

    • инструменты
    • оружие
    • строительные элементы
    • украшения и т. д.

    С наступлением индустриализации ручное производство сменилось фабричным поточным. Современные кузнецы занимаются, как правило, ручной художественной ковкой и изготавливают штучные изделия.

    Архетипичность кузнеца

    Кузнечное ремесло — одно из древнейших. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее), и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем, вдобавок, достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно, и казалось загадочным. Вдобавок, из-за опасности возгорания кузнецы обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность. Поэтому кузнецы часто считались шаманами, позже — колдунами, связанными с дьяволом, тёмными силами. (ср. аналогичное отношение к мельникам, которые также селились отдельно и имели дело с техникой). См. также например этимологию русского слова «коварство», однокоренного со словом «коваль».

    В русских деревнях считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец победил Змея Горыныча, приковав его за язык.

    Из-за того, что кузнецы раньше прочих дефинировались из общей массы народа, а также из-за того, что обычно кузнец был уважаемым (и достаточно обеспеченным) человеком, одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой профессии — общерусская фамилия Кузнецов, а также Коваль, Ковалёв, Ковальчук, Коваленко (укр.), Ковальский (польск.), Смит (англ.), Шмидт (нем.), Ферран (фр.), Эрреро (исп.), Дарбинян (арм.) и так далее.

    Кузнец в мифологии, религии и литературе

    В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. Часто он — либо громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии), а также с Солнцем. Также ему может быть присуща хромота, кривизна, горбатость и т. п. — в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами. Также в древности кузнецам могли нарочно повреждать ноги, чтобы они не смогли убежать и присоединиться к чужому племени. В итоге они становились «мастерами-жрецами», связанными с тайным знанием, не только ремесла, но и религиозным. (Отсюда — особый ум героев-кузнецов). В некоторых племенах кузнецы смыкаются с царями. Также владение кузнечным ремеслом приписывалось мифическим карликам, гномам, циклопам и т. п. В мифах кузнец часто — культурный герой.


    Античные персонажи

    • Гефест — древнегреческий бог кузнечного ремесла, первый бог-ремесленник
    • Вулкан — древнеримский бог кузнечного ремесла, отождествлявшийся с Гефестом.
    • Сефлакс — этрусское божество подземного огня, бог-кузнец соответствует римскому Вулкану
    • Тельхины

    Кельтские и скандинавские персонажи

    • Гоибниу — кельтский бог-кузнец, чье имя даже происходит от слова «кузнец».
    • Гофаннон — аналог Гоибниу у валлийцев
    • Тор — скандинавский бог-громовержец
    • Велунд (Вёлунд, Weyland) — кузнец в скандинавской мифологии, персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. В германских легендах с наступлением христианства прекратил быть божеством и стал именем Сатаны (в немецком произношении «Воланд») — см. персонаж «Фауста» Гете, откуда он перекочевал в «Мастера и Маргариту» Булгакова. Хромота Сатаны — имеет те же корни, что хромота кузнеца-Гефеста
    • Мимир — бог-кузнец, учивший Зигфрида (также сына кузнеца)
    • ирландский кузнец Куланн, чью собаку убил Кухулин
    • Кальвис — бог-кузнец прибалтийской мифологии, «выковавший» Солнце. Также как и финский бог Илмаринен (см. «Калевала»), финно-угорский Ильмарине, карельский Ильмойллин и удмуртский бог Инмар, также Телявель


    Славянские персонажи

    • Сварог — древнеславянский бог-кузнец.
    • Семаргл
    • Перун — древнеславянский бог-громовержец, вооруженный молотом
    • восточнославянский Кий

    Азиатские персонажи

    • Хасамиль — бог хатти (протохеттов)
    • Таргитай — бог скифов
    • Вишвакарман — индуистский бог.
    • Твашпар — божественный кузнец, демон-асур индийской мифологии
    • кузнецы Шьашвы, Айнар и Тлепш в абхазской мифологии. (См. нартский эпос). Также Пхьармат.
    • Амиран
    • Пиркуши — кузнец в грузинской мифологии
    • Кава — в персидском эпосе «Шах-наме» герой-кузнец, поднявший восстание против тирана Заххаха (Зогака). Ему посвящено стихотворение Хлебникова «Кавэ-кузнец».
    • Кусар-и-Хусас — в западносемитской мифологии помогавший Балу
    • Амацумара — японский бог-кузнец, создавший зеркало, которым нужно выманить Аматэрасу
    • Сумаоро у мандингов в Африке, Сундьята. Способен становиться невидимым, одно из качеств божественных кузнецов и создаваемых ими предметов.
    • Курдалагон - божественный кузнец в осетинском варианте нартского эпоса. Закалил чудо богатыря Батраза.

    Библейские, христианские, фольклорные и литературные персонажи


    • библейский Каин, убийца пастуха Авель, по одной из апокрифических версий был кузнецом. Имеет физический недостаток — т. н. «каинова печать», которой его пометил Бог.
    • еврейский Тувал Каин (Тувалкаин, Фовел), кабир, «отец всех кузнецов», 7-е поколение от Каина. Кроме того, это имя используется как титул Мастера-Масона в ритуале и церемониях масонов. Потомок Каина (в 6-м поколении)
    • кузнец св. Элигий, епископ Нойонский, (ок. 588—660) — патрон золотых и серебряных мастеров и чеканщиков.
    • св. Дунстан, подковавший Сатану — покровитель кузнецов и ювелиров
    • святые кузнецы Косьма и Дамиан
    • фольклорный богатырь Косьмодемьян (Кузьмодемьян)
    • кузнец Вакула, персонаж из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — является сыном ведьмы Солохи и укрощает чёрта
    • хитроумный Левша, герой Лескова
    • Кузнец из Большого Вуттона — герой одноименного произведения Толкина - у Толкина третий по могуществу из Валар, кузнец Арды, в его компетенции твердая материя и ремесла; создатель гномов; учитель Нолдор, супруг Яванны Кементари.
    • Джейсон Ягг, сын нянюшки Ягг, второстепенный персонаж книг Терри Пратчетта. На протяжении нескольких поколений представители его семьи, кузнецы, подковывают лошадь Смерти.
    • Медведь-кузнец из «Котлована»Платонова
    • Использование в ряде компьютерных игр, в частности, в Diablo 2 персонажи Smith (кузнец) и Hephasto (Гефасто).

    См. также

    Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Кузнечное ремесло" в других словарях:

    Ремесло — типичное ремесло … Википедия

    Кузнечество — Кузнец на работе … Википедия

    Кузнец — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Промысл — Промысел (или промысл) в общем смысле совокупность действий, целью которых является достижение определённого результата. Промыслом обычно называют занятие, с целью получения выгоды, каким либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью … Википедия

    Интервью с японским мастером-кузнецом - Душа самурая


    Мастер клинка катаны Фудзивара Канэфуса – представитель одной из древнейших японских династий оружейников, ведущей свой род с XIII века. Автор фото: Сергей Мелихов

    Про грозное оружие самураев – меч катана – слышали даже те, кто не знаком с Японией. Дошедшие до нас лучшие его образцы приравнены к высочайшим ценностям Страны восходящего солнца.

    Древние традиции изготовления катан не утеряны и сегодня. Их верные хранители – современные японские мастера, совершенными творениями которых восхищаются во всем мире, демонстрируют на выставках и в экспозициях художественных музеев. Много поклонников катаны и у нас в стране – благодаря популярным сегодня восточным боевым искусствам и фильмам о самураях. Так что закономерно, что приезд в Россию в рамках одного из прошедших в Москве Фестиваля японской культуры оружейника Фудзивары Канэфуса, кузнеца в 25-м поколении, стало настоящим событием. Мы попросили знаменитого мастера раскрыть тайны рождения этого легендарного символа Японии.

    Это ваш первый приезд в Россию?

    Нет, я приезжал в Москву и Петербург и раньше, чтобы представить любителям японского оружия изготовленные мною образцы меча катаны. Мне очень приятно было обнаружить, что здесь есть тонкие ценители традиционного японского оружия, и я каждый раз с удовольствием откликаюсь на предложения приехать в вашу страну.

    Катаны дозволено было носить только самураям. Но эти грозные воины как класс исчезли еще в позапрошлом веке. Почему катаны по-прежнему столь популярны в Японии и далеко за ее пределами?

    Катана – это совершенство формы, квинтэссенция японского представления о красоте. Она оттачивалась веками, и поэтому является важной частью нашей культуры. Неудивительно, что к катане сегодня относятся с не меньшим почтением, чем в древности, хотя теперь это уже не оружие для боя, а произведение искусства. Японцы его заказывают, когда отмечают какое-то важное событие, например, рождение наследника, основание компании. Для многих катана – это оберег, защищающий хозяина и его дом от злых сил. Среди моих заказчиков были японский император, знаменитые спортсмены, бизнесмены, из иностранцев – король Иордании, главы других иностранных государств. Конечно, это люди богатые. Катана может стоить как дом или автомобиль ручной сборки.

    Интервью с японским мастером-кузнецом - Душа самурая


    На этой старинной гравюре изображен император Готоба (1180–1239). Свергнутый с трона, он открыл кузницу, нанял нескольких мастеров-оружейников и сам занялся ковкой мечей, весьма преуспев в этом ремесле.

    Кто следит сегодня в Японии за соблюдением традиций в японском оружейном деле или это на совести только самих мастеров?

    У нас существует несколько специальных организаций. Это, во-первых, объединения самих мастеров – кузнецов, шлифовальщиков, ювелиров. Я лично возглавляю ассоциацию кузнецов моего родного города Секи. Мы периодически собираемся, чтобы обсудить какие-то профессиональные проблемы. Существует еще Общество охраны искусства мечей при министерстве культуры Японии с экспертами в этой области. Они строго следят за следованием канонам и соблюдением древней технологии изготовления клинка. Они же выдают лицензию оружейникам: число мастеров, как и число образцов оружия, которое они могут изготавливать ежегодно, строго ограничено. Это делается для того, чтобы держать уровень качества. Эксперты определяют также ценность каждого конкретного меча и выдают паспорт человеку, который его приобрел. Там указано, каким временем датируется катана, школа и имя мастера.

    В старину ковка меча была приравнена к священнодействию: японский оружейник, приступая к работе, должен был сначала совершать специальные обряды. Соблюдается ли эта традиция сегодня?

    Процесс изготовления катаны, несомненно, является религиозным ритуалом – он требует от мастера, помимо большого опыта и мастерства, особого настроя, чистоты помыслов в момент, когда свершается чудо рождения клинка. В древности мастер, готовясь к его созданию, обязательно прибегал к специальному обряду очищения души и тела, после чего обращался с молитвами к богам перед домашним алтарем. Затем он совершал ритуальное омовение, облачался в белоснежные одежды, надевал шапочку, чтобы ни один волос не упал с головы – на рабочем месте должна была соблюдаться идеальная чистота.

    Интервью с японским мастером-кузнецом - Душа самурая


    Мастер-оружейник обрабатывает клинок будущей катаны в присутствии синтоистского монаха. К процессу создания самурайского меча в в Японии всегда относились как к религиозному культу. Фото 1950-х годов. Автор фото: Getty

    Создание клинка требует от мастера большого опыта и чутья, поскольку пользоваться измерительными приборами запрещено: все должно определяться только на глаз.

    Что касается лично меня, то я строго следую традициям моих предков-оружейников – обязательно обливаюсь водой и обращаюсь с молитвами к богам. Мне нужен особый настрой – иначе клинок не зарядится положительной энергией. Злой же или равнодушный клинок ничего, кроме бед, не принесет своему хозяину. Я в этом абсолютно убежден. Следую я и древним суевериям, согласно одному из которых женщина никогда не должна переступать порога кузницы. Я женат уже больше тридцати лет, но моя супруга ни разу не была в моей мастерской.

    Сколько длится обучение оружейному делу и в чем его суть?

    Стать мастером очень непросто. Для начала необходимо не меньше пяти лет работать подмастерьем у известного оружейника. Затем надо изготовить катану самостоятельно и представить для оценки комиссии экспертов из министерства культуры. Если молодой человек выдержит сложный многоступенчатый экзамен, то он становится мастером с правом ставить свое клеймо на изделии. При этом, если вы стали кузнецом, это не значит, что вам не надо знать техники шлифовки и отделки клинка. С XV века катана не просто оружие, а произведение искусства, и с этого времени в оружейном деле появилось разделение труда. Шлифовкой, которая ведется два-три месяца, занимается другой мастер, затем следующий делает рукоять меча, третий – ножны.

    У нас считается, что чем суровее условия обучения – тем лучше. Когда я начинал, мой отец решил, что дома слишком комфортные условия, и отправил меня учиться в другой город. Там я был подмастерьем больше восьми лет. После, когда я вернулся домой, то продолжал постигать секреты мастерства уже у своего отца, и на это ушло еще десять лет.

    Профессия оружейника издревле была одной из самых почетных в Японии. Даже императоры учились ковать оружие. Но в силу этого она была и кастовой. Как сегодня с этим обстоят дела?

    Оружейное дело и сегодня профессия семейная. Мой сын, Масафуми, тоже кузнец – в прошлом году он успешно сдал экзамен на мастера. Но я, как и другие мастера, могу взять учеников со стороны. Двое из них – уже самостоятельные мастера, и сейчас я взял еще двоих. Пока я нахожусь в России, с ними занимается мой сын. Принцип отбора учеников у меня прост: пришедшему ко мне юноше я объясняю, что оружейное дело не такое прибыльное, как может показаться со стороны, и путь к тому, чтобы стать самостоятельным и признанным мастером, долог и тернист. И если молодого человека это не отпугивает, я беру его в подмастерья.

    В самурайском мече главное – качество клинка. Почему именно он является критерием уникальности, а, скажем, не рукоятка или ножны, не менее восхищающие своей выделкой и совершенством форм?

    Я видел, как работают оружейники в других странах: там основное внимание уделяется оформлению. (Примечание* Понять, о чем говорит мастер, можно на примерах фото любых, в том числе оружейных, изделий завода художественной ковки Тантьема, лидера на рынке кованых изделий в Украине.) Для японских же ценителей главное – клинок. Существует целая эстетика клинка, отношения к нему, ритуала любования им – переливами света на поверхности, прихотливой линией границы обжига между телом клинка и лезвием.

    Отличается ли традиционная технология изготовления японских клинков от европейской?

    Да, несомненно. Сырье для будущих клинков используется только местное – из железистых речных песков, поэтому традиционно оружейные центры в Японии всегда располагались неподалеку от воды. Требуется огромное количество породы, потому что она скудна на содержание железа. Ее неоднократно промывают в течение многих дней, обжигают с древесным углем при температуре 1500 градусов. Процесс ковки тоже долгий и неравномерный, поскольку клинок в разных участках обязан обладать разными свойствами. Лезвие, например, должно быть тверже, чем основное тело клинка. Все это требует от мастера большого опыта и чутья, поскольку пользоваться измерительными приборами запрещено: все должно определяться только на глаз.

    На ковку одного клинка у меня уходит около месяца. Закалка, наоборот, длится недолго, но если она прошла неудачно, что мастер определяет по некоторым признакам, то изделие безжалостно уничтожается. Бывает, я разбиваю до тридцати клинков, пока не достигну желаемого результата. Но зато удавшийся экземпляр настолько уникален, что по нему можно определить не только школу, но даже руку мастера.

    Правда, что японские кузнецы-оружейники работают только ночью и только при свете луны?

    Все зависит от операции. Сталь варят при дневном свете, ночью же осуществляют закалку металла, чтобы контролировать правильную температуру – 800 градусов. Она определяется по цвету огня, который должен быть ярко-оранжевым. Отследить это можно, только если нет посторонних источников света.

    Катану называют «душой самурая», к нему принято относиться с таким же уважением, как и к его владельцу. А что значит катана для вас?

    После Второй мировой войны в Японии запретили изготовлять холодное оружие, и многие мастера перестали ковать мечи, переключившись на кухонные ножи. Мой же дед – 23-й представитель династии Канэфуса – не изменил своему ремеслу, хотя это были трудные времена для нашей семьи. И вот в один прекрасный день он с другими кузнецами-единомышленниками отправился в столицу, чтобы встретиться с императором. И ему удалось убедить правителя, что древнее оружейное искусство, а наша семья им занимается с XIII века, – это бесценное достояние нашего народа. Тогда, будучи еще ребенком, я и решил, что продолжу традицию Канэфуса, невзирая ни на какие преходящие обстоятельства. Катана – это душа не только самурая, но и самой Японии. © Кара Мискарян, National Geographic

    Читайте также: