Профессиональное обучение что за профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Степень: Академический бакалавр. Прикладной бакалавр

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - профильный предмет, по выбору вуза
  • Биология - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

При поступлении необходимо сдать обязательные экзамены по математике и русскому языку.
Третий обязательный предмет устанавливается вузом, и он напрямую связан с выбранным профилем. К примеру, для третьего обязательного экзамена для поступления на специальность 440304 «Информатика и вычислительная техника» может быть выбран предмет «Информатика и ИКТ».

Кроме того, по выбору вуза может быть назначен и четвертый экзамен по иностранному языку.

Содержание статьи:

Описание специальности

Специальность «Профессиональное обучение» дает студентам самый широкий спектр знаний, умений и навыков. Учебная программа составлена таким образом, чтобы студенты могли получить достаточный объем подготовки по теоретическому и практическому направлениям выбранного ими профиля.

По окончании обучения студенты не только получат глубокие знания и навыки по выбранной специальности, но также научатся передавать эти знания другим специалистам (рабочим). Именно такой аспект специальности позволит выпускникам работать не только непосредственно по выбранной профессии, но и также заниматься обучением в учреждениях среднего профессионального образования.

Сроки обучения

Срок обучения на дневной (очной) форме составляет четыре года. К сроку обучения на заочной или дистанционной форме по усмотрению вуза к четырем годам могут быть добавлены от 6 до 12 месяцев.

Основные предметы Студенты пишут задание

Предметы, которые предстоит изучить студенту при обучении специальности, можно разделить на два блока.

Первый блок является общеобразовательным и может включать в себя такие учебные дисциплины, как:

  • История;
  • Философия;
  • Иностранный язык;
  • Политология;
  • Безопасность жизнедеятельности;
  • Основы экологии.

Второй блок предметов является профилирующим, и в него на усмотрение вуза включаются предметы, непосредственно связанные с выбранным профилем специальности. К примеру, профиль «Информатика и вычислительная техника» может включать такие предметы, как:

  • «Языки и методы программирования»;
  • «Информатика и компьютерные сети»;
  • «Операционные системы» и т.д.

Также во втором блоке присутствуют обязательные дисциплины, необходимые для получения выпускником навыков и умений по выбранной им специальности:

  • «Общая и профессиональная педагогика»,
  • «Педагогические технологии»,
  • «Методика профессионального обучения»,
  • «Введение в профессионально-педагогическую деятельность»
  • «Методика воспитательной работы» и др.

Навыки и умения, приобретаемые в ходе подготовки

Программа подготовки студентов составлена таким образом, чтобы по завершении учебы выпускники приобрели умения и навыки, ориентированные по нескольким видам учебно-профессиональной деятельности:

  • развитие личностных качеств специалиста, необходимых в области его профессиональной деятельности;
  • разработка программы и отдельных мероприятий учебно-воспитательной деятельности в учреждениях среднего профобразования;
  • организация и обеспечение профессионально-педагогической деятельности в образовательном учреждении на основе существующих нормативно-правовых актов;
  • анализ различных профессиональных и педагогических ситуаций, возникающих в процессе обучения специалистов.

Студенты тянут руки

В области научно-исследовательской деятельности выпускник должен уметь:

  • участвовать в комплексных исследовательских программах, изучающих проблемы подготовки специалистов;
  • организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся в учреждении среднего профобразования;
  • внедрять в учебный процесс и распространять различные новшества и новые методики по обучению и формированию креативных навыков при подготовке специалистов.

В организационно-технологической деятельности выпускник должен уметь использовать следующие умения и навыки:

  • организация деятельности и анализ ее эффективности на предприятиях и в учебно-производственных мастерских;
  • техническое обслуживание и эксплуатация учебно-технологического оборудования в образовательном учреждении;
  • организация основных этапов учебно-технологического процесса на предприятиях и в учебно-производственных мастерских.

Профессия

В будущем выпускник получит широкие возможности для трудоустройства. Он может найти работу в следующих областях:

  • учебно-профессиональная деятельность;
  • научно-исследовательские учреждения;
  • организационно-технологическая деятельность;
  • обучение по выбранной профессии.

Профиль данной специальности зависит от конкретного учебного заведения и может быть различным – «Экономика и управление», «Компьютерная графика и дизайн», «Агроинженерия», «Сервис», «Машиностроение» и т.д. Поэтому при выборе данной специальности необходимо учитывать профиль, выбранный тем университетом, в который вы решили поступать.

Выпускники получат прекрасные перспективы трудоустройства. Помимо учреждений профессионального образования, выпускник может найти работу и в таких сферах бизнеса, как обучение персонала, тренинговые и консалтинговые компании.

В качестве работодателей могут выступить образовательные учреждения, организации, занимающиеся дополнительным профессиональным образованием (повышением квалификации), службы занятости населения.

Миниатюра Специальность Профессиональное обучение по отраслям – что это

Среди всех специальностей широкий перечень имеют педагогические профессии. Для того, чтобы любой человек стал специалистом в своем деле, сперва он должен пройти долгое и всестороннее обучение.

Если в школе таким обучением занимаются учителя с общепедагогическим образованием, то в профессиональном обучении требуется отдельная категория специалистов.

В частности, это касается профессионально-технических учебных заведений – учебно-производственных комбинатов, техникумов, колледжей. Для того, чтобы обучить будущего работника его специальности, преподаватель должен не только сам разбираться в учебном предмете, но и также иметь необходимые психологические и педагогические навыки.

Список учреждений, в которых может работать этот специалист весьма широк: средние, средние специальный и высшие учебные заведения, предприятия, научно-технические бюро.

Наиболее распространенная должность по этой специальности – мастер или педагог производственного обучения. Однако, имея такую специальность вовсе не обязательно всю жизнь заниматься подготовкой учащихся в техникумах или колледжах.

В образовательную программу по этой специальности входит прежде всего общепедагогическая подготовка, то есть понимание того, что из себя представляет наука и образование, какие существуют учебные методики.

Кроме того, данных специалистов обучают вопросам психологии, взаимодействия с людьми. Если пару десятков лет назад эта сфера была полностью государственной, то сегодня частное обучение распространено не только на уровне частных учебных заведений, но и на крупных предприятиях.

Представьте себе большую торговую фирму, имеющую множество филиалов. Такая фирма может иметь в штате сотни, а то и тысячи сотрудников, при чем основу ее деятельности будут составлять менеджеры по продажам или продавцы-консультанты.

Независимо от того, какое образование на момент принятия на работу имеют эти люди, если фирма хочет развиваться, она обязательно будет регулярно обучать своих сотрудников и повышать их навыки и квалификацию. Однако, для этого такой фирме нужен человек (один или несколько), которые грамотно составят учебный план, подготовят учебные материалы и организуют весь процесс.

Скорее всего, таким вопросом будет заниматься именно человек, имеющий педагогическую специальность в сфере профессиональной деятельности.

Таким образом, специалист по профессиональному обучению может работать и на частном предприятии в должности тренера, коуча или менеджера по обучению персонала.

Кроме того, педагогические навыки и умение работать с людьми являются хорошим подспорьем и в открытии собственного бизнеса. По последним социологическим данным, предпринимательская деятельность в сфере образования сегодня входит в тройку самых популярных и прибыльных во всем мире.

Это связано с тем, что в современном мире каждый человек, который хочет иметь стабильную и оплачиваемую работу, должен постоянно совершенствовать свои навыки и умения. По этой причине, сотни тысяч людей ежегодно принимают участие в платных семинарах, лекциях или тренингах по всевозможным направлениям: менеджмент, построение собственного бизнеса, финансовое планирование, маркетинг, веб-дизайн и много другое.

Даже ставшие уже привычными в нашей стране курсы бухгалтерского дела, массажа или дизайна являются примером профессионального обучения в определенной отрасли. Поэтому, имея диплом по данной специальности, определенный опыт работы и желание начать свое дело, вполне реально создать собственный образовательный центр или проводить те, или иные обучающие курсы.

Конечно, для такого занятия законодательство в большинстве случаев не требует наличия диплома и образования, но обучение людей, пусть даже и взрослых – очень сложный процесс.

Даже если сам специалист хорошо умеет обрабатывать фотографии в графических редакторах, насколько легко ему будет рассказать и показать все это так, чтобы даже полный новичок в компьютерных технологиях смог разобраться и научиться делать так же.

Поэтому не имея хороших педагогических навыков, невозможно самостоятельно составлять учебные планы и проводить действительно полезные и познавательные тренинги и занятия.

По этой причине, имея специальность «профессиональное обучение по отраслям», можно работать во многих сферах, в том числе и заниматься предпринимательской деятельностью. Главное при этом понимать, что в современном мире одного только диплома недостаточно, а прежде всего нужно иметь хорошие знания, навыки и желание работать по своей специальности для того, чтобы быть успешным специалистом.

По 273-ФЗ «Об образовании» в России создаются условия для непрерывного образования или lifelong learning (учения длиною в жизнь). Человек сначала идёт в садик, потом в школу, затем получает профессию и продолжает саморазвиваться.

Например, наш сосед Олег Николаевич работает заведующим библиотекой. Но этого ему недостаточно. Вечерами он изучает программирование, а в выходные посещает преподавателя по пению.

Возможно, Олегу Николаевичу вскоре наскучит работа в библиотеке и он пройдет профессиональную переподготовку, чтобы стать HR-специалистом.

В рамках непрерывного образования большое значение имеет, какую профессию мы выберем и кем будем работать.

От удовлетворенности работой напрямую зависит счастье, поэтому вопрос профессиональной реализации человека стоит очень остро.


Профессиональное образование как система

Если проще, профессиональное образование — это получение профессии, а профессия — род трудовой деятельности, которой человек зарабатывает себе на жизнь.

Прежде чем перейти к системе профессионального образования в России, давайте рассмотрим в целом уровни образования в РФ.

Российское образование делится на:

У общего и профессионального образования есть уровни:

дошкольное (детский сад);

начальное общее (1-4 классы);

основное общее (5-9 классы);

среднее общее (10-11 классы).

среднее профессиональное (училище, колледж, техникум);

высшее (вузы, институты, академии):

подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура).

У дополнительного образования уровней нет, но есть два подвида:

дополнительное образование детей и взрослых (например, театральный кружок или секция гимнастики);

дополнительное профессиональное образование (программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, например, «Специалист по управлению персоналом»).

Особняком стоит профессиональное обучение, которое реализуется по трем программам:

профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;

профессиональной переподготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;

повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих.

В 2018 году Диана Багаутдинова стала лучшим сварщиком России, победив в конкурсе конкурсе сварщиков WorldSkills. Источник фото

Таким образом, систему профессионального образования составляют:

среднее профессиональное образование (СПО);

высшее образование (ВО);

дополнительное профессиональное образование (ДПО);

профессиональное обучение (ПО).

Профессиональная подготовка взрослых

По данным исследований, каждый третий россиянин кардинально сменил род деятельности за последние 10 лет. Главная причина — желание больше зарабатывать. Нашим же детям предстоит сменить по 7-10 профессий в течение жизни, и это не предел.

Философия «одна профессия на всю жизнь» уходит в прошлое. На рынке вакансий теперь ценятся soft skills — гибкие надпрофессиональные навыки, которые не зависят от специализации. К ним относятся умение общаться, умение работать в команде, умение учиться и адаптироваться к изменчивой ситуации.

Для взрослых на первый план выходят возможности переобучения, освоения новых профессий.


Для начала посмотрим, как строится процесс обучения взрослых.

В процессе задействованы две стороны:

тот, кто обучает, — организация с лицензией на осуществление образовательной деятельности (причем эта деятельность может быть как основной, так и дополнительной), назовём их в целом «учебными центрами»;

тот, кто проходит обучение, — слушатель.

Учебный центр проводит обучение по образовательным программам (рабочим программам).

При составлении программы учебный центр руководствуется профессиональными стандартами, квалификационными требованиями к профессии (справочник ЕТКС) и другими законодательными актами, которые регламентируют процесс обучения отдельных специалистов.

Потом на основании программы разрабатывается курс обучения. Он может включать лекционный материал, практические занятия, просмотр видео, решение интерактивных задач и т. д.

Занятия в учебных центрах часто проходят онлайн с использованием систем дистанционного обучения (СДО).

Интересно, что рынок профессионального онлайн-обучения значительно уступает дополнительному. Так, в 2019 году Яндекс.Деньги опубликовали следующую статистику:

69% — доля языковых курсов в обороте рынка онлайн-образования;

10% — школы личностного роста, развития лидерских качеств, креативности и т. д.;

8% — профессиональное обучение;

6% — тренинги по психологии и эзотерике;

3% — площадки, которые предлагают услуги репетиторов и подготовку по школьной программе;

2% — интернет-курсы, посвященные спорту, красоте;

2% — сайты по рукоделию и разным хобби.

О том, каким профессиям можно и нельзя обучать дистанционно мы писали в прошлой статье.

Курс завершается итоговой аттестацией — тестом, квалификационным экзаменом или, например, защитой дипломной работы, после чего слушатель получает документ о квалификации.

ДПО и ПО: отличия

В России профессиональная подготовка взрослых возможна в двух направлениях:

дополнительное профессиональное образование (ДПО);

профессиональное обучение (ПО).

Главные отличия между ними мы свели в одну таблицу:

Дополнительное профессиональное образование (ДПО)

Профессиональное обучение (ПО)

Какая статья Закона «Об образовании» регламентирует обучение

Каких работников готовят

Подготовка работников, занятых преимущественно умственным трудом (специалисты, руководители).

Подготовка рабочих, которые производят продукцию и обслуживают оборудование, и некоторых служащих.

Обучить можно только тем профессиям, которые указаны в Перечне.

Программы подготовки

  • Переподготовка (не менее 250 часов)
  • Повышение квалификации (не менее 16 часов)

Обычно повышать квалификацию необходимо не менее 1 раза в 3-5 лет, но есть специалисты (например, бухгалтеры), которые делают это ежегодно.

  • Подготовка (если до этого не было профессии)
  • Переподготовка (если есть профессия)
  • Повышение квалификации

Количество часов обучения не регламентировано.

Кто может обучаться

Те, у кого есть среднее профессиональное и (или) высшее образование

Нет требований к уровню образования

Как обучаться

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность

  • В организациях, осуществляющих образовательную деятельность
  • В учебных центрах профессиональной квалификации
  • На производстве
  • В форме самообразования

Итоговая аттестация

Форму итоговой аттестации организация устанавливает самостоятельно

  • теоретической части;
  • практической части.

К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей.

Документ об образовании

  • Диплом о профессиональной переподготовке
  • Удостоверение о повышении квалификации

Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего,

где указывается, что слушатель освоил программу профессионального обучения (не уточняется, подготовка это, переподготовка или повышение квалификации), а также указывается присвоенная квалификация и разряд (если есть).

У документов ДПО и ПО нет государственного образца, как, например, у диплома о высшем образовании. Организация сама устанавливает вид бланка, поэтому часто пишут «выдается документ об образовании установленного образца».

Может ли человек, окончивший только школу, пройти профпереподготовку и стать секретарем? Нет, ему надо закончить хотя бы колледж.

Может ли человек с высшим образованием обучиться рабочей профессии? Конечно.

Например, наш сосед Олег Николаевич, который работает заведующим библиотекой, в будущем сможет переучиться как на специалиста по управлению персоналом (курс ДПО), так и освоить профессию повара (курс ПО).


Тенденции профессионального образования

Тенденции профессионального образования складываются под влиянием:

обязательности обучения работников, которая закреплена профстандартами;

повышения пенсионного возраста;

низкого престижа рабочих специальностей;

роста рынка онлайн-образования;

устаревания отдельных профессий.

Что здесь важно?

Во-первых, стабильным остается спрос на повышение квалификации специалистов и обязательное обучение за счет предприятия.

Во-вторых, государство заинтересовано в «синих воротничках», поэтому будет поощряться профессиональное обучение.

В 2015 году был утвержден план популяризации рабочих и инженерных профессий, по которому проводятся конкурсы профмастерства, профориентационные фестивали, тематические конференции и экскурсии.

Противоположное направление — подготовка квалифицированных специалистов в сфере цифровых технологий (федеральный проект «Кадры для цифровой экономики»).

В 2019 году стартовал программа, в рамках которой женщины и мужчины, не вышедшие на пенсию, смогут бесплатно пройти повышение квалификации и освоить компетенции цифровой экономики. В числе курсов — «Квантовые технологии», «Кибербезопасность и защита данных», «Нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность» и многие другие.

В-третьих, будет расти спрос на обучение «для себя» на онлайн-курсах не только с целью получения новых знания и умений в рамках выбранной профессии, но больше для развития soft skills — гибких навыков, которые помогают быстро освоиться в любой сфере деятельности.

По расчетам экспертов, в топ-5 направлений, по которым россияне учились в 2019 году, входят:

Обучение иностранным языкам взрослых — 5,3 млрд руб. в год

Маркетинг, коммуникации, продажи и реклама — 2,7 млрд руб. в год

IT — 2,2 млрд руб. в год

Дизайн (интерьерный, веб и т. д.) — 2 млрд руб. в год

Менеджмент и управление — 1,2 млрд руб. в год.

Рынок профессий постоянно меняется. Одних уже нет (фонарщики, извозчики, чистильщики обуви), другие находятся на грани исчезновения из-за автоматизации труда (почтальоны, секретари, логисты).


Профессия секретаря-референта исчезнет к 2030 году. Источник фото

К 2030 году прогнозируется появление 186 новых профессий (дизайнеры эмоций, кибертехники умных сред, игропедагоги, проектировщики домашних роботов и др).

Только отлаженная система профессионального образования и личное стремление человека к своему профессиональному росту будут способны обновить рынок профессий и тем самым ускорить развитие общества.

Если вы представитель учебного центра и у вас есть вопросы
по организации дистанционного обучения,
обращайтесь к нам, поможем!

Профессионально-педагогическая специальность имеет свои специфические особенности. Это новое направление подготовки в вузе.

Педагогическая специальность связана с подготовкой учителей к обучению учащихся какому-либо предмету, а профессионально-педагогическая - к обучению профессии.

Выпускник (специалист) будет выступать в двух лицах, с одной стороны, например, как дизайнер, с другой, - как преподаватель.

Специальность «Профессиональное обучение» отличается от других тем, что она ориентирована на профессионально-педагогическую деятельность в учреждениях начального, среднего и дополнительного профессионального образования и на производстве.

Разнообразие специализаций.В рамках специальности формируются различные специализации (более 50 на 2001 год).

Специализация (фр. - specialisation, от лат. species - вид, разновидность) - это разновидности специальности 030500 "Профессиональное обучение".

В связи с тем, что специальность 030500 - "Профессиональное обучение" охватывает специализации, принципиально отличающиеся содержанием, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает объединение их в 12 групп по отраслевому признаку: I группа - энергетика; II группа - электроника; III группа - машиностроение; IV группа - сельское хозяйство; V группа - строительство;

VI группа - транспорт; VII группа - добыча и переработка полезных ископаемых и руд; VIII группа - легкая и пищевая промышленность; IX группа - химические технологии; X группа - социально-педагогические технологии; XI группа - культура и искусство; XII группа - экономика и управление.

Профессиональное обучение и его место в системе образования

Разберемся в том, какое место профессиональное обучение занимает во всей системе образования.

Под системой образованияпонимают совокупность образовательных программ и гос.образовательных стандартов, сеть реализующих их ОУ, органов управления образованием.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В РФ реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: общеобразовательные и профессиональные (ст.9 ФЗ «Об образовании»).

Структуру системы образования можно представить в виде ряда образовательных уровней (см. рис 1).

Рис.1. Система образования в России

На каждом образовательном уровне учащийся может приобрести некую совокупность ЗУН, которая позволит ему в дальнейшем перейти на следующий, более высокий уровень, или (в зависимости от уровня) выполнять ту или иную деятельность.

Профессиональное обучение является одной из основных целей системы образования, поэтому оно располагается на верхних уровнях образовательной системы. Нижние же уровни предназначены для того, чтобы учащийся получил некоторые начальные ЗУН, которые необходимы практически для любой деятельности. К таким ЗУН, например, можно отнести умение читать, писать, считать и т.д. Эти ЗУН являются общими

для различных направлений профессиональной деятельности, поэтому образовательная система, в рамках которой формируются такие ЗУН, называется системой общего образования.

Итак, система общего образования является фундаментом, на котором строится система профессионального образования.

Из рис.1 видно, что система образования позволяет получать профессиональную подготовку различными путями.

Определим теперь ту часть системы образования, в которой будет работать специалист, выпускающийся по специальностям 030500.04 или 030500.06. До недавнего времени основным назначением специальности «Профессиональное обучение» была подготовка преподавателей, работающих в сфере начального профессионального образования —

мастеров производственного обучения для различных рабочих специальностей (по отраслям производства). Однако, процесс развития системы образования, обусловленный развитием технологий и объективными потребностями рынка труда, привел к значительному увеличению видов специализаций направления «Профессиональное обучение». Появились специализации, связанные с компьютерными технологиями и среди них — «информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии» и «дизайн». Рабочих профессий, соответствующих данным специализациям, не существует. Просто такие специалисты по профессиональному обучению предназначены преимущественно для системы дополнительного образования, начиная с уровня довузовской подготовки школьников и

заканчивая системой повышения квалификации научных кадров. Основное назначение указанных специалистов по профессиональному обучению, состоит в преподавании дисциплин технологического типа, в которых компьютер изучается как инструментальное средство, использующееся для решения широкого круга прикладных задач в той или иной отрасли.

Отсюда вытекает очень важное требование к выпускникам специальности 030500: они должны иметь широкий кругозорв области специализации и смежных областях, чтобы свободно общаться с профессионалами, желающими дополнительно изучить те или иные компьютерные технологии. Например, чтобы научить архитекторов использовать пакет AutoCad специалист в области профессионального обучения (специализация — «дизайн») должен по крайне мере иметь представление об этапах проектирования архитектурных объектов и знать особенности системы конструкторской документации в архитектуре.

Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику бакалавриата по специальности 5В012000 – Профессиональное обучение присуждается академическая степень «бакалавра профессионального обучения».
Выпускники бакалавриата по специальности 5В012000 – Профессиональное обучение могут работать в должности педагога профессионального обучения, учителя технологии труда и предпринимательства, руководителя кружков, преподавателя общетехнических дисциплин специальной технологии по комплексу рабочих профессий в средних и профессиональных школах, колледжах, лицеях, мастера производственного обучения в системе высшего и среднего профессионального образования независимо от ведомоственной принадлежности и формы собственности, а также в соответствии с квалификационными требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан № 273–П от 22 ноября 2002 г., бакалавры могут занимать первичные должности техника первой категории, младших научных сотрудников, инженеров-лаборантов, инженеров научноисследовательских учреждений, конструкторских и проектных организаций без предъявления требований к стажу работы, и прочие должности.
Выпускникам специальности 5В012000 – «Профессиональное обучение» присваивается квалификация в зависимости от специализации:
1. Специализация - Технология труда и предпринимательство.
Квалификация - Преподаватель общетехнических и специальных дисциплин, учитель технологии труда и предпринимательства.
2. Специализация - Промышленное производство (по отрасли):
Квалификация - Педагог профессионального обучения (по отрасли).
- Машиностроительное производство;
- Металлургическое производство;
- Строительство;
- Газо- и нефтедобывающее производство;
- Химическое и нефтеперерабатывающее производство;
- Горнодобывающее производство;
- Текстильное и швейное производство;
- Кожевенное и обувное производство;
- Деревообрабатывающее и мебельное производство;
- Производство продуктов питания;
- Промышленное производство и охрана окружающей среды;
3. Специализация - Сельскохозяйственное производство:
Квалификация – Педагог профессионального обучения (по отрасли).
- Сельскохозяйственная техника и агрономия;
- Животноводство и растениеводство;
- Механизация и автоматизация сельскохозяйственного производства;
- Ветеринария;
- Лесохозяйственные работы.
4. Специализация - Обслуживающее производство:
Квалификация - Педагог профессионального обучения (по отрасли)
- Обслуживание бытового хозяйства и сервис;
- Организация общественного питания;
- Эксплуатация и ремонт автотранспортных средств;
- Конструирование и моделирование швейных изделий;
- Связь и телекоммуникации;
- Информационные технологии;
- Электротехника и радиоэлектроника.
5. Специализация - Декоративно-прикладное и художественное производство
Квалификация - Педагог профессионального обучения (по отрасли).
6. Специализация - Дизайн одежды
Квалификация - Педагог-дизайнер профессионального обучения.
7. Специализация - Экономика и менеджмент хозяйствующих субъектов
Квалификация - Педагог-менеджер профессионального обучения.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В012000 - Профессиональное обучение

Сфера профессиональной деятельности
Сферами профессиональной деятельности специальности 5В012000 – Профессиональное обучение являются:
- психолого-педагогическая деятельность в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях профессионального образования;
- техническая, технологическая, производственная, экономическая сфера профессиональной деятельности в организациях начального, среднего и дополнительного профессионального образования научно-исследовательских, конструкторских и проектных организациях и на производстве;
- научно-исследовательская деятельность в сфере образования и на производстве в области повышения квалификации работников в соответствии со специализацией;
- культурно-просветительная, управленческая и плановая деятельности в соответствии с полученной квалификацией бакалавра профессионального обучения.
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- участки и средства осуществления целостного педагогического процесса в следующих организациях, связанных с процессом образования:
- общеобразовательные школы, лицеи, гимназии;
- учебно-производственные комбинаты (объединения), учебно-курсовые сети, центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов службы занятости населения;
- профессионально-технические школы, училища;
- средние специальные учебные заведения, колледжи;
- высшие учебные заведения;
- конструкторские бюро;
- заводские лаборатории;
- научно-исследовательские организации;
- конструкторские и проектные организации.
Предметы профессиональной деятельности
Усилия специалиста направлены на рабочем месте на следующее:
- организация и проведение учебно-воспитательного процесса в организациях образования по профилям;
- организация учебно-воспитательного и производственного процессов на промышленном и др. предприятиях;
- организация научно-исследовательской деятельности с участием обучаемых.
Виды профессиональной деятельности
Бакалавры по специальности 5В012000 - Профессиональное обучение могут выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
- образовательная (учебно-воспитательная, педагогическая);
- организационно-технологическая;
- производственно-управленческая;
- проектная;
- научно-исследовательская.
Функции профессиональной деятельности:
- воспитательная;
- образовательная;
- организаторская;
- конструктивная;
- коммуникативная;
- информационная;
- развивающая;
- ориентационная;
- мобилизационная;
- производственно-технологическая;
- проектная;
- прогностическая;
- творческая;
- предпринимательская;
- дизайнерская.
Типовые задачи профессиональной деятельности направлены на решение:
- конкретных типовых и нетиповых проблем. Воспитанию и профессиональной подготовке учащихся в школе, лицее, гимназии, УПК, внешкольных организациях по технологии труда и профессиональному обучению;
- проблем, связанных с коллективной деятельностью учителей школ и преподавателей, мастеров УПК, родителей, руководителей и представителей производства по организации трудового производственного обучения, воспитания и профессиональной подготовки учащихся;
- задач, связанных с повышением и совершенствованием своего квалификационного уровня.
Направления профессиональной деятельности
Основным направлением деятельности педагога профессионального обучения является теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов по профилю трудовой и профессиональной деятельности. Педагог профессионального обучения компетентен как в педагогической деятельности, так и в той отрасли народного хозяйства, для которой готовит кадры в профессиональном учебном заведении. Основные направления профессиональной деятельности:
- Педагог профессионального обучения (по отрасли);
- Педагог-менеджер профессионального обучения;
- Педагог-дизайнер профессионального обучения;
- Преподаватель общетехнических дисциплин, учитель технологии труда
и предпринимательства.
Содержание профессиональной деятельности
Содержание профессиональной деятельности включает:
- организацию учебно-воспитательного процесса профессиональной деятельности учителя в условиях 12-летнего профильного обучения;
- научно-исследовательскую работу;
- управленческую деятельность;
- производственно-технологическую деятельность;
- инновационную деятельность в педагогическом процессе;
- информационную и проектную деятельности.
Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В012000 - Профессиональное обучение
должен:
иметь представление:
- об образовании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей трансляцию культуры от поколения к поколению;
- обладать целостным представлением о модернизации национальной системы многоуровневого образования на основе приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года для повышения качества подготовки человеческих ресурсов, удовлетворения потребностей личности и общества;
знать:
- научные основы психолого-педагогических, социально-гуманитарных наук, основы современного производства, конструкционные материалы, орудия, средства труда и производственный процесс;
- основы экономики и предпринимательства, маркетинга, менеджмента в учреждениях образования, промышленных предприятий и сферы обслуживания;
- требования к оснащению учебных мастерских;
- основные вопросы организации и экономики производства, единые системы конструкторской и технологической документации;
- требования к содержанию и и характеру труда в современном производстве, основные профессии машиностроительного и сельскохозяйственного производства,
автомобильного транспорта, энергетики и другие отрасли народного хозяйства;
уметь:
- анализировать социально значимые проблемы и процессы и использовать современные методы различных наук в профессиональной, педагогической, общественной деятельности;
- научно организовать свой труд на научной основе;
- вести преподавательскую и учебно-воспитательную работу;
- создавать и оборудовать учебные мастерские;
иметь навыки:
- использования компьютерной и оргтехники в учебном процессе;
- применения современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе;
- эксплуатации современного технологического оборудования на уровне рабочей квалификации 3 разряда;
быть компетентным:
- в области профессиональной педагогики, производственной сфере, по профилю специализации;
- в сфере управления образовательными процессами;
- в области использования информационных технологий в сфере образования и производства.

Содержание образовательных программ по специальности 5В012000 - Профессиональное обучение

Общеобразовательные дисциплины
Обязательный компонент
Философия
История Казахстана
Казахский (русский) язык
Иностранный язык
Информатика
Экология
Компонент по выбору

Базовые дисциплины (БД)
Обязательный компонент
Введение в специальность
Возрастная физиология с основами школьной гигиены
Общая педагогика
Общая психология
Черчение и начертательная геометрия
Отраслевое материаловедение и технология конструкционных материалов
Основы естественнонаучных дисциплин
Технологии обработки материалов (по профилю)
Охрана труда и окружающей среды
Основы электротехники, электроники и автоматики (по профилю)
Теоретические основы машиноведения
Компонент по выбору

Профилирующие дисциплины
Обязательный компонент
Профессиональная педагогика
Этнопедагогика в профессиональном образовании
Профессиональная психология
Педагогический менеджмент в системе профессионального обучения
Современные технологии обучения в системе профессиональной подготовки учащихся
Основы научных исследований в профессиональной педагогике
Методика преподавания общетехнических и специальных дисциплин (по профилю)
Методика и технология воспитательной работы
Предпринимательская деятельность образовательных организаций
Компонент по выбору

Дополнительные виды обучения
Физическая культура
Практика
Учебная
Психолого-педагогическая
Технологическая
Производственная
Педагогическая
Преддипломная

ПГК Промежуточный государственный контроль
Итоговая государственная аттестация
Написание и защита дипломной работы
Государственные экзамены по специальности (Методика профессионального обучения (по профилю)

Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности 5В012000 – Профессиональное обучение

Читайте также: