Профессия бортинженер плюсы и минусы

Опубликовано: 04.07.2024

бортмеханики за работой фото

Авиатранспорт – одно из эффективнейших средств грузовых и пассажирских перевозок. В мире насчитывается обширный парк авиалайнеров, грузовых самолетов и вертолетов. Однако при этом их надо готовить к полетам особенно тщательно.

При этом пассажирские самолеты работают фактически без остановки. Любой простой – убытки для авиакомпании. Так что готовить к полетам их должны исключительно квалифицированные техники и бортмеханики.

Кто такой бортмеханик?

Бортмеханик – это член летной команды, который проводит техническое обслуживание самолетов, вертолетов, а также других воздушных судов. Именно от него зависит, как полетит воздушное судно и полетит ли вообще.

Довольно часто между собой путают работу бортинженера и бортмеханика. И в этом нет ничего удивительного, поскольку профессии весьма похожи.

В обоих случаях требуется обязательное профильное образование в авиационном учебном заведении, в обоих предполагается, что специалист будет обслуживать воздушное судно. Но при этом именно бортмеханик работает в составе летного экипажа. Его задача – следить за состоянием воздушного судна как на земле, так и в небе.

Обязанности бортмеханика

В сферу деятельности данного члена экипажа можно включить следующее:

проверка исправности всего оборудования, устранение выявленных неисправностей;

подготовка соответствующей документации;

отладка работа радиооборудования;

проверка оборудования и систем после проведения испытаний;

подготовка оборудования к проведению испытаний.

Профессиональные требования к бортмеханику

Необходимо отметить, что для всех специалистов в области авиации выдвинуты достаточно высокие стандарты знаний и навыков. Данная сфера не предполагает возможности обучаться в процессе или восполнять пробелы знаний на практике. Поэтому отбор кандидатов очень строг, так что высокая актуальность этой отрасли позволяет подбирать кадры, которые будут максимально соответствовать всем требованиям.

Для того, чтобы работать в качестве бортмеханика необходимо иметь законченное профильное образование, иметь налёт на комплексном тренажере.

Специалисту данного профиля необходимо знать следующее:

устройство двигателей, топливных систем и других механизмов;

принципы использования оборудования;

техника пожарной безопасности на воздушном судне;

методы выявления неисправности устройств;

система связи и сигнализации, принятая в отрасли.

Где выучиться на бортмеханика?

Принято выделять гражданскую и военную авиацию, следовательно, выучиться на интересующую профессию можно как в военном училище, так и в высшем учебном заведении. При этом необходимо отметить, что выпускники военных образовательных учреждений по истечению определенного количества времени могут уволиться из армии и пойти работать по своему профилю, но уже в гражданскую авиацию. А вот совершить подобный переход из гражданской авиации в военную крайне сложно. В связи с этим абитуриенту гораздо лучше будет изначально определиться с направлением работы. То же самое касается выбора техники: одни бортмеханики обслуживают вертолеты, другие – самолеты.

Еще одной особенностью военных училищ является то, что вне зависимости от направления большое внимание уделяется физической подготовке поступающего. В это же время гражданские вузы не выдвигают таких жестких требований для своих абитуриентов по направлению бортмеханик.

Устроиться бортмехаником может только человек с профильным среднеспециальным или высшим образование. Это одна из немногих профессий, где невозможно построить карьеру без соответствующего образования. Также сейчас можно наблюдать тенденцию того, что на должность бортмеханика все чаще принимают лиц именно с высшим образованием.

Карьерные перспективы при работе бортмехаником

Поскольку в этой профессии крайне важны знания, а также практический опыт, то почти все бортмеханики начинают с деятельности наземного техника. Постепенно по мере развития мастерства специалиста ожидает повышение.

Уже будучи на должности бортмеханика, член экипажа начинает совершать полеты. Чем больше опыт и шире кругозор специалиста, тем сложнее маршруты он получает. Конечно, в этом случае необходимо учитывать и дополнительные знания бортмеханика. Например, если он владеет английским или другим иностранным языком, то может совершать и международные рейсы.

Еще одним вариантом развития карьеры бортмеханика является профессиональное становление как бортинженера. Эта должность еще более ответственная и получить ее могут только те, кто прошел дополнительную подготовку.

Кроме того, бортмеханик всегда может перейти и на стезю преподавания. При этом его навыки понадобятся не только в профильных учебных заведениях, но и в образовательных центрах авиакомпаний, которые готовят бортпроводников.

Таким образом, можно сделать вывод, что вариантов для дальнейшего развития и самосовершенствования у данных специалистов предостаточно. Им необходимо лишь здраво оценивать возможности своего здоровья и достоинства с недостатками различных направлений.

Медицинские противопоказания при работе бортмехаником

Ко всем членам летного экипажа предъявляются серьезные требования по состоянию здоровья. Они регулярно должны проходить медицинские комиссии, чтобы подтверждать свою пригодность к летной работе.

К медицинским противопоказаниям можно отнести:

заболевания сердечно-сосудистой системы;

заболевания органов дыхания;

заболевания опорно-двигательного аппарата;

нервные и психические расстройства;

заболевания зрения и слуха.

Для того, чтобы работать бортмехаником необходимо иметь определенные черты характера:

Бортинженер (Бортмеханик) где работает и что делает? Авиация, Юоржинженер, Длиннопост

Авиатранспорт – одно из эффективнейших средств грузовых и пассажирских перевозок. В мире насчитывается обширный парк авиалайнеров, грузовых самолетов и вертолетов. Однако при этом их надо готовить к полетам особенно тщательно.

При этом пассажирские самолеты работают фактически без остановки. Любой простой – убытки для авиакомпании. Так что готовить к полетам их должны исключительно квалифицированные техники и бортмеханики.

Кто такой бортмеханик?

Бортинженер (Бортмеханик) где работает и что делает? Авиация, Юоржинженер, Длиннопост

Бортмеханик – это член летной команды, который проводит техническое обслуживание самолетов, вертолетов, а также других воздушных судов. Именно от него зависит, как полетит воздушное судно и полетит ли вообще.

Довольно часто между собой путают работу бортинженера и бортмеханика. И в этом нет ничего удивительного, поскольку профессии весьма похожи.

В обоих случаях требуется обязательное профильное образование в авиационном учебном заведении, в обоих предполагается, что специалист будет обслуживать воздушное судно. Но при этом именно бортмеханик работает в составе летного экипажа. Его задача – следить за состоянием воздушного судна как на земле, так и в небе.

Обязанности бортмеханика

В сферу деятельности данного члена экипажа можно включить следующее:

проверка исправности всего оборудования, устранение выявленных неисправностей;

подготовка соответствующей документации;

отладка работа радиооборудования;

проверка оборудования и систем после проведения испытаний;

подготовка оборудования к проведению испытаний.

Профессиональные требования к бортмеханику

Бортинженер (Бортмеханик) где работает и что делает? Авиация, Юоржинженер, Длиннопост

Необходимо отметить, что для всех специалистов в области авиации выдвинуты достаточно высокие стандарты знаний и навыков. Данная сфера не предполагает возможности обучаться в процессе или восполнять пробелы знаний на практике. Поэтому отбор кандидатов очень строг, так что высокая актуальность этой отрасли позволяет подбирать кадры, которые будут максимально соответствовать всем требованиям.

Для того, чтобы работать в качестве бортмеханика необходимо иметь законченное профильное образование, иметь налёт на комплексном тренажере.

Специалисту данного профиля необходимо знать следующее:

устройство двигателей, топливных систем и других механизмов;

принципы использования оборудования;

техника пожарной безопасности на воздушном судне;

методы выявления неисправности устройств;

система связи и сигнализации, принятая в отрасли.

Где выучиться на бортмеханика?

Бортинженер (Бортмеханик) где работает и что делает? Авиация, Юоржинженер, Длиннопост

Принято выделять гражданскую и военную авиацию, следовательно, выучиться на интересующую профессию можно как в военном училище, так и в высшем учебном заведении. При этом необходимо отметить, что выпускники военных образовательных учреждений по истечению определенного количества времени могут уволиться из армии и пойти работать по своему профилю, но уже в гражданскую авиацию. А вот совершить подобный переход из гражданской авиации в военную крайне сложно. В связи с этим абитуриенту гораздо лучше будет изначально определиться с направлением работы. То же самое касается выбора техники: одни бортмеханики обслуживают вертолеты, другие – самолеты.

Еще одной особенностью военных училищ является то, что вне зависимости от направления большое внимание уделяется физической подготовке поступающего. В это же время гражданские вузы не выдвигают таких жестких требований для своих абитуриентов по направлению бортмеханик.

Устроиться бортмехаником может только человек с профильным среднеспециальным или высшим образование. Это одна из немногих профессий, где невозможно построить карьеру без соответствующего образования. Также сейчас можно наблюдать тенденцию того, что на должность бортмеханика все чаще принимают лиц именно с высшим образованием.

Карьерные перспективы при работе бортмехаником

Бортинженер (Бортмеханик) где работает и что делает? Авиация, Юоржинженер, Длиннопост

Поскольку в этой профессии крайне важны знания, а также практический опыт, то почти все бортмеханики начинают с деятельности наземного техника. Постепенно по мере развития мастерства специалиста ожидает повышение.

Уже будучи на должности бортмеханика, член экипажа начинает совершать полеты. Чем больше опыт и шире кругозор специалиста, тем сложнее маршруты он получает. Конечно, в этом случае необходимо учитывать и дополнительные знания бортмеханика. Например, если он владеет английским или другим иностранным языком, то может совершать и международные рейсы.

Еще одним вариантом развития карьеры бортмеханика является профессиональное становление как бортинженера. Эта должность еще более ответственная и получить ее могут только те, кто прошел дополнительную подготовку.

Кроме того, бортмеханик всегда может перейти и на стезю преподавания. При этом его навыки понадобятся не только в профильных учебных заведениях, но и в образовательных центрах авиакомпаний, которые готовят бортпроводников.

Таким образом, можно сделать вывод, что вариантов для дальнейшего развития и самосовершенствования у данных специалистов предостаточно. Им необходимо лишь здраво оценивать возможности своего здоровья и достоинства с недостатками различных направлений.

Медицинские противопоказания при работе бортмехаником

Ко всем членам летного экипажа предъявляются серьезные требования по состоянию здоровья. Они регулярно должны проходить медицинские комиссии, чтобы подтверждать свою пригодность к летной работе.

К медицинским противопоказаниям можно отнести:

заболевания сердечно-сосудистой системы;

заболевания органов дыхания;

заболевания опорно-двигательного аппарата;

нервные и психические расстройства;

заболевания зрения и слуха.

Для того, чтобы работать бортмехаником необходимо иметь определенные черты характера:

Уровень заработной платы профессии бортмеханик

Технический персонал авиации на сегодняшний день имеет весьма высокие заработные платы, что прямо объясняет, почему на квалифицированных специалистов нет острого спроса. Сотрудники компаний удовлетворены своими окладами и не хотят менять место работы. В среднем бортмеханик зарабатывает около 100 000 рублей.

Профессия авиационный механик родилась одновременно с появлением первых прообразов современных самолетов. Но более широкое понятие этой специальности – техник – возникло намного раньше.

Первыми техниками были первобытные люди, изготавливающие примитивные инструменты. Освоение металлов привело к появлению более сложных приспособлений.

После появления и развития механических приборов техники стали более востребованными.

Техническая революция, произошедшая в конце XIX в., сделала профессию техников очень популярной. Примерно в это же время авиация начала развиваться огромными шагами. Сейчас хорошие авиатехники ценятся не меньше чем пилоты.

О профессии Авиационного инженера

Авиационный инженер занимается конструированием, производством и эксплуатацией летательных аппаратов, систем ориентирования и навигации, бортового оборудования. Авиационные инженеры работают в авиакомпаниях или на предприятиях, занимающихся созданием или обслуживанием авиационного оборудования.

Авиационный инженер занимается конструированием, производством и эксплуатацией летательных аппаратов, систем ориентирования и навигации, бортового оборудования. Авиационные инженеры работают в авиакомпаниях или на предприятиях, занимающихся созданием или обслуживанием авиационного оборудования.

Особенности

Авиационный инженер (или авиаинженер) – это узкоспециализированный работник, который в ходе своей профессиональной деятельности осуществляет проектирование и конструирование авиатехники. Так, например, данный специалист может быть задействован в сфере производства малой авиации. Для того чтобы сотрудник мог полноценно выполнять свои функции, он должен обладать целым комплексом специализированных знаний, умений и навыков. Авиатехники не являются универсальными специалистами, профессия имеет специализации: так, например, некоторые люди работают с самолетами, а другие – с вертолетами.

Также есть такие сотрудники, которые обладают глубокими познаниями в области радиоэлектронного оборудования авиатехники.

Авиационный инженер: зарплата инженера производства малой авиации, где нужно учиться, функциональные обязанности и разряды

Плюсы и минусы профессий

Функциональные обязанности

Функциональные обязанности авиационного инженера во многом зависят от его специализации (например, испытатели воздушных судов и специалисты по обслуживанию самолетов выполняют разные задачи). Так или иначе, но любая деятельность специалиста должна полностью соответствовать федеральным авиационным правилам инженерно-авиационного обеспечения (или ФАП ИАО).

Если попытаться обобщить, то в функциональные обязанности авиаинженера обычно входит:

  • проведение полного технического обслуживания техники;
  • разработка решений, касающихся усовершенствования существующих самолетов;
  • разработка и проектировка новых конструкций;
  • подготовка самолетов и вертолетов к вылету, проверка корректности работы всех систем;
  • устранение неполадок и поломок, проведение ремонтных работ;
  • ведение технической документации;
  • осуществление процесса сертификации авиатехники.

При этом следует иметь в виду, что данный перечень функций может изменяться и дополняться в зависимости от пожеланий конкретного работодателя, от места работы и специализации сотрудника.

Авиационный инженер: зарплата инженера производства малой авиации, где нужно учиться, функциональные обязанности и разряды

Личные качества

Профессия авиаинженера входит в число самых ответственных: цена его ошибки измеряется не просто убытками компании, а человеческими жизнями. Именно поэтому к его профессиональным знаниям предъявляются крайне жесткие требования. От такого работника нужны:

•знания устройства и эксплуатации авиатехники

•умение работать с вычислительной техникой и автоматизированными комплексами современного самолёта

•неукоснительная точность математических расчётов

•способность выдерживать стрессовые ситуации

•осознание своей ответственности

Медицинские противопоказания

  • заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и интеллектуальными нарушениями;
  • заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии; психические заболевания;
  • алкоголизм, токсикомания, наркомания;
  • болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени;
  • злокачественные новообразования любой локализации;
  • заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим;
  • гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени;
  • хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, и более степени; ишемическая болезнь сердца;
  • варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше;
  • ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем;
  • активные формы туберкулеза любой локализации;
  • осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки;
  • хронические гепатиты, циррозы печени;
  • хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени;
  • хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 — 3 степени;
  • нарушение функций вестибулярного аппарата, синдромы головокружения, нистагм;
  • хронические заболевания кожи: часто рецидивирующая экзема, псориаз, хронический прогрессирующий атопический дерматит;
  • хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний;
  • острота зрения с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу, ограничение поля зрения более, чем на 20° по любому из меридианов;
  • стойкое понижение слуха.

Надпрофессиональные навыки и умения







Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия).Умение управлять проектами и процессами.Бережливое производство, управление производственным процессом, основанное на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, что предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.Программирование ИТ‑решений / Управление сложными автоматизированными комплексами / Работа с искусственным интеллектом.Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя.Экологическое мышление

Карьера, места трудоустройства

В первую очередь авиаинженеров ждут в авиакомпаниях и на предприятиях авиационно-космической промышленности. Местом работы может стать конструкторский отдел или участок ремонта и тестирования систем летательного аппарата. Возможна специализация исключительно на радиоэлектронном оборудовании: радиолокаторах, бортовых самописцах, авиагоризонтах и т.д.

Также эта специальность позволяет трудоустроиться в ряде отраслей, не связанных с авиастроением. Инженер-конструктор может пригодитЬся на заводах, заниматься легкосплавными конструкциями, работать на предприятиях (например, производящих оборудование для работы в агрессивных средах, робото- и радиотехнику или холодильные установки). Можно работать с системами видеонаблюдения и безопасности или разрабатывать программное обеспечение, автоматизирующие конструкторские работы.

Авиамеханик и авиаинженер: разница квалификации

В авиации персонал четко делится по категориям: A, B, C, BS1, BS2, D1.

Механики и техники, которые относятся к группам A, B и D1, занимаются базовым техобслуживанием. Должность инженера подразумевает более продвинутую квалификацию, более сложные задачи и повышенную степень ответственности. Он проводит итоговую сертификацию по техобслуживанию или руководит группой авиамехаников.

Специалиста, работающего в конструкторском бюро над проектировкой авиационной техники, называют авиаконструктором.

Где работать

Путь «наверх» выглядит примерно так: инженер, ведущий инженер, начальник группы, главный инженер или главный конструктор.
Современное образование и работа авиационным техником предполагает использование сертификации персонала, интегрированной в мировую систему. Это позволяет работать в международных компаниях, благо, что у крупнейших среди них (Boeing и Airbus) есть представительства в России. Впрочем, большинство работодателей — это все же региональные компании. Они, увы, не могут предложить своим сотрудникам высокую зарплату. С другой стороны, по словам экспертов, в России отмечается дефицит квалифицированного технического персонала. А потому уровень доходов в профессии, вероятно, будет расти.

Многие из тех, кто летал самолетами, обращали внимание на то, насколько все продуманно и четко организовано в воздушной гавани – и все это благодаря тем, кто работает в аэропортах.

Кем можно работать в аэропорту

Как и на любом крупном предприятии, в аэропорту нужен широкий спектр специалистов с разным образованием или вовсе без него. Ведь аэровокзал – это не только полеты, но и работа с людьми, обслуживание техники, обеспечение безопасности и норм законодательства.

Составляя список профессий в аэропорту, условно разобьем их по направлениям деятельности. Будем говорить только о гражданской авиации, поскольку военная и имеет ряд особенностей, достойных рассмотрения в отдельной статье.

Работа, непосредственно связанная с небом:

  • Пилот гражданской авиации – это профессионал, управляющий самолетом и обеспечивающий доставку пассажиров и грузов до места назначения в соответствии с расписанием. Командир воздушного судна (КВС) и второй пилот обязаны проверить исправность всех приборов, уточнить маршрут, метеорологическую и орнитологическую обстановку. В экстренных ситуациях им необходимо принимать верные решения в состоянии стресса и недостатка времени, чтобы спасти жизни пассажиров. Это сложная, но престижная работа, за которую хорошо платят.
  • Бортпроводник. Чаще всего стюардессами работают женщины, хотя в последнее время в профессии увеличивается количество мужчин. Требования авиакомпаний к претендентам весьма жесткие: рост от 160 до 175 см для девушек и от 170 до 185 см для парней, приятная внешность, отсутствие видимых шрамов и тату, хорошее здоровье и знание английского языка. Задача бортпроводников – встретить пассажиров, разместить их, провести инструктаж и обслуживать во время полета.
  • Бортинженер следит за состоянием всех систем и механизмов самолета (шасси, электроника, топливная система, датчики). Он может находиться как в аэропорту, так и на борту воздушного судна.
  • Авиадиспетчер работает в специально оборудованном помещении аэропорта. Он на мониторе отслеживает место пребывания самолетов, вошедших в зону его ответственности, поддерживает связь с экипажем, дает ему необходимую информацию и советы в трудной ситуации. Эта работа очень тяжелая и ответственная, даже небольшая ошибка грозит катастрофой.

Профессии по обслуживанию пассажиров (служба организации перевозок):

  • Агенты по регистрации. Это мужчины и женщины, которые перед вылетом проверяют документы, принимают и взвешивают багаж, снабжают его бирками, а ручную кладь – стикерами и выдают посадочные талоны пассажирам. Работать нужно очень быстро, поскольку после объявления регистрации на рейс к стойкам выстраиваются длинные очереди, при это необходимо сохранять вежливость и оперативно реагировать на все возникающие проблемные моменты.
  • Агенты по сопровождению встречают пассажиров перед посадкой, сканируют их посадочные талоны, еще раз проверяют паспорта, а у клиентов с электронной регистрацией – ручную кладь, затем пропускают на борт самолета. Также они решают вопросы, связанные с размещением пассажиров при замене авиакомпанией воздушного судна.
  • Менеджеры авиакомпаний, которые базируются в конкретном терминале, оказывают информационные услуги пассажирам, купившим билеты на их рейсы, и помогают решить возникающие проблемы.
  • Медики работают с персоналом аэропорта, проверяют состояние пилотов и бортпроводников, оказывают медицинскую помощь всем работникам. В ведомственных поликлиниках востребованы врачи, медсестры и санитарки. Для обслуживания пассажиров и гостей в крупных аэровокзалах создаются бригады скорой помощи, а также приглашаются наркологи.
  • Работники кухни. Большие аэропорты имеют собственные цеха, занимающиеся приготовлением холодного и горячего питания для пассажиров. Здесь работают опытные повара и кондитеры, а также комплектовщики, складывающие еду в специальные контейнеры согласно с требованиями авиакомпаний. Кроме того, не обойтись без грузчиков-водителей, мойщиков посуды, маркировщиков.

Работники, обеспечивающие безопасность и правопорядок:

  • Специалист по паспортному контролю. Это сотрудник правоохранительных органов, к которому подходят пассажиры после стойки регистрации. Он проверяет документы, обращает внимание на визы, после чего пропускает на досмотр.
  • Специалисты по авиабезопасности работают на входах в терминалы и посадочные залы, просвечивая багаж специальными рентгенами в поисках запрещенных предметов. Также они проводят личный досмотр при помощи рамки и портативных металлоискателей, проверяют ручную кладь. Без их контроля в зону вылета не попадут даже сотрудники аэропорта.
  • Таможенники. Эти люди оформляют таможенные декларации пассажиров, идущих по «красному коридору», то есть перевозящих ценности, подлежащие декларированию. Работа в основном бумажная, но требующая внимания и ответственности.
  • Правоохранители. К вопросам безопасности авиасообщения во всем мире стали относиться намного серьезнее. Актуальной остается проблема наркотрафика. Кроме того, в крупных транспортных хабах может скапливаться по несколько тысяч человек, особенно в периоды массовых задержек рейсов. Планы людей срываются, что приводит к повышенной нервозности и конфликтам. Общественной безопасностью занимаются полицейские, а более серьезным правонарушениям противостоят представители спецслужб. Нередко к работе привлекают кинологов со специально обученными собаками, способными отыскать наркотики или взрывчатку.
  • Пожарные. У каждого аэропорта есть своя служба, ответственная за быстрое реагирование на чрезвычайные ситуации, связанные с возгораниями. Неудачно приземлившийся самолет, другие ЧП на летном поле – и команда немедленно выезжает на место происшествия.

Профессии в аэропорту, связанные с обслуживанием самолетов и других механизмов:

  • Диспетчеры по техническому обслуживанию контролируют состояние самолетов (или вертолетов), находящихся на летном поле. Авиакомпании заключают договора на техобслуживание с аэропортами.
  • Техники и наладчики проверяют работоспособность систем самолетов, производят необходимые ремонтные работы, указывают на крупные проблемы, требующие более серьезного вмешательства. Кроме того, время от времени приходится чинить багажную ленту или снегоочистительную машину.
  • Инженер по сигнальному и низковольтному оборудованию отвечает за бесперебойную работу систем подсветки взлетных полос и других электрических устройств, призванных обеспечивать комфортные условия для пилотов и безопасность полета в целом.
  • IT-специалисты поддерживают в рабочем состоянии все компьютерные программы, использующиеся в аэропорту. Они защищают их от несанкционированных вмешательств, своевременно обновляют, а также вносят предложения относительно закупок новых компьютеров и другого оборудования.

Аэропорт – это огромный организм, где все системы взаимосвязаны. Поэтому в воздушных гаванях требуется масса представителей рабочих профессий, таких как уборщики, охранники, кладовщики, носильщики, грузчики, заправщики. Например, на летном поле очень оживленное дорожное движение: к воздушным судам доставляют пассажиров, багаж, продукты, топливо, поэтому нужны водители и специалисты, регулирующие весь этот процесс, чтобы не случалось аварийных ситуаций.

Так же, как и в любой другой компании, в аэропорту не обойтись без управленцев, особенно ценятся узкие специалисты, способные наладить работу по какому-либо направлению, например, по туристическому продукту или сотрудничеству с посольствами и органами власти. Требуются кадровики, бухгалтеры, финансисты, деловоды и т. д.

Кстати, многие должности в аэропорту не считаются «мужскими» или «женскими», но традиционно преимущественно девушки работают на регистрации пассажиров, проверке вещей, в кадровых, медицинских и диспетчерских службах, в кулинарных и кондитерских цехах, в зоне duty-free – продавцами, официантками, бариста и др.

Где лучше учиться

Для одних должностей в аэропорту обязательно требуется высшее или среднее специальное образование, а чтобы занимать другие, достаточно окончить школу и пройти курсы.

Пилоты обязаны получить диплом специального летного учебного заведения и налетать необходимое количество часов. Среди вузов можно назвать Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновский институт ГА. В Краснокутском, Сасовском и Бугурусланском училищах гражданской авиации, Омском летно-техническом колледже учатся специалисты по аэронавигации.

Правоохранители учатся в ссузах и вузах своей системы, а инженеры могут окончить технические или классические университеты. В администрации требуются люди с высшим гуманитарным образованием. Должны иметь профильное образование медики и кулинары.

Однако ко многим профессиям требования не так высоки. Диплом вуза от стюардессы требовать никто не будет – достаточно сертификата учебного центра при аэропорту или курсов, организованных авиакомпанией. Для представителей рабочих профессий или обслуживающего персонала хватит и среднего образования, а функциональным обязанностям их научат непосредственно на рабочем месте.

Кому подходит

От всех, кто работает в аэропорту, требуются:

  • ответственность и дисциплинированность;
  • трудолюбие;
  • отсутствие вредных привычек;
  • коммуникабельность, доброжелательность и умение работать с людьми;
  • любовь к авиации;
  • готовность повышать свою квалификацию.

Плюсы и минусы

Работа в воздушной гавани имеет целый ряд преимуществ:

  • стабильная работа и официальное трудоустройство;
  • неплохая заработная плата;
  • частые премии;
  • возможность получить льготный кредит;
  • шанс построить карьеру.

Минусы также есть. Это ночные смены и продолжительный рабочий день, высокий уровень ответственности и риск терактов. Кроме того, большинство аэропортов расположено на окраине или за чертой города, поэтому добираться домой приходится долго.

Сколько получать

Больше всего получают, конечно же, пилоты. Их доход зависит от масштаба авиакомпании, эксплуатируемого воздушного судна и часов налета. Командир экипажа в крупной компании зарабатывает в среднем около 500 тысяч рублей в месяц, второй пилот – порядка 350 тысяч рублей. Региональные перевозчики и лоукостеры платят меньше – приблизительно 100 тысяч рублей. Стюардессы могут рассчитывать на суммы от 45 тысяч рублей ежемесячно. Остальные работники аэропорта получают зарплаты большие, чем их коллеги по цеху в других местах трудоустройства.

Перспективы работы в отрасли

Авиация сейчас бурно развивается, поэтому трудоустройство в этой сфере сулит неплохие перспективы. Такие большие российские аэропорты, как Шереметьево (обслуживает в год около 40 миллионов человек), Домодедово (свыше 30 миллионов), Пулково (более 13 миллионов), постоянно нуждаются в самых разных работниках. Также регулярно появляются вакансии в региональных аэропортах.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии в аэропорту подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Отзывы, комментарии и обсуждения

Перед тем, как начать повествование, считаем важным предупредить. Профессия профессии в аэропорту подходит далеко не всем. Если вы или ваш ребенок еще учитесь в школе, то настоятельно рекомендуем пройти профессиональную программу по профориентации . Потратив небольшую сумму денег сейчас, вы сможете сэкономить годы жизни в последствии.

Кузнецова Ольга Владимировна

Ковалева Ольга Владимировна

Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».

Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.

Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.

Но к этому вопросу ни в коем случае нельзя подходить спустя рукава. Я настоятельно рекомендую пройти тест на профориентацию от Прфгид . По статистике у 87,6% прошедших заработная плата больше 150 тыс. рублей, 67,4% работают на руководящих должностях, а 38,3% являются владельцами своего бизнеса.

«Пока учился, должность бортинженера упразднили»: кто сейчас отвечает за безопасность наших полетов

В ангаре на территории аэропорта Кольцово просторно: здесь легко помещаются сразу четыре Airbus А321 — самых крупных лайнеров в парке «Уральских авиалиний». Собственно ангар — одно из основных сооружений авиационно-технического центра, который екатеринбургский авиаперевозчик запустил в январе 2015-го. Помещение обрудовано по последнему слову техники и обслуживает как собственные суда компании, так и лайнеры других перевозчиков.

Но сегодня в ангаре только один самолет — Airbus А320: со снятыми панелями на двигателе и открытыми люками в фюзеляже, он висит на гидравлических подъемниках — как автомобиль в сервисе. Под махиной и рядом — человек 10–15 в белоснежных комбинезонах. Еще несколько специалистов грузят на платформу сверкающий металлом механизм.

— Это стойка, — догадывается наш фотограф Татьяна. — Шасси новое ставят.

— Вы правы, — подтверждает наш гид в мире технического авиаобслуживания, начальник участка структурных работ Александр Игнатьев. — Мы меняем «ноги» этому лайнеру, а заодно проводим weekly-сheсk — техобслуживание, которое необходимо каждому воздушному судну раз в восемь дней.


Александр Игнатьев пришел работать в «Уральские авиалинии» сразу после вуза — в 2010 г. он закончил Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П Королева. «Я никогда особо не думал над выбором профессии — у меня отец авиатехник, я пошел по его стопам. Когда поступал, думал, что буду и летать, и копаться в механизмах, была раньше такая должность — бортинженер. Но пока получил диплом, ее упразднили: вывели из парка самолеты, на которых требовались бортинженеры, — Ту154, Ту204».

— Как вы их называете — «ноги», — улыбаюсь я.

— Пассажиры, конечно, больше привыкли к названию «шасси». Это слово пришло в авиационную терминологию из французского языка. Шасси — это термин, применимый ко всем видам посадочных устройств. В нашем случае шасси состоит из трех ног. У нас вся самолетная документация — на английском. По документам шасси называется «leg» — нога. И в старых русских регламентах шасси делится на стойки или ноги. Это традиционное название.


Стойки шасси меняют раз в 10 лет. Чтобы проделать эту операцию, самолет дважды загоняют на подъемник. Первый раз — снимают родные стойки и отправляют их на капитальный ремонт. Вместо них устанавливают другие. После ремонта родные ноги возвращают на место. Подменный комплект ставят на другой самолет, цикл повторяется. Ничего не простаивает.

Все специалисты, работающие в авиационно-техническом центре, владеют английским — иначе к работе их не допустит квалификационная комиссия. Техрегламенты и документы, касающиеся авиалайнеров, ведутся только на английском языке. «Переводить ничего нельзя, — поясняет Александр. — Потому что при переводе какие-то понятия можно неверно истолковать, где-то что-то не так понять. Это недопустимо».


Работать с самолетами могут только специалисты, имеющие авиационное образование, — корочек простого механика здесь недостаточно. В техцентре «УА» много техников, имеющих высшее образование. Сервер, например, закончил Ташкентский авиационный институт.

— Часто самолет попадает в ваш ангар?

— Существует несколько видов проверок, — рассказывает Александр, подводя нас к самолету. — Самая простая — pre-flight check, или по-русски — предполетный осмотр. Перед каждым вылетом самолета пилоты осматривают его на предмет возможных повреждений. По сути это первая часть чуть более трудоемкой проверки — транзит-чека: после полета технические специалисты обязаны снять показания бортовых компьютеров и узнать, были ли у экипажа замечания к работе систем самолета. Если таких замечаний не было, проводится ежедневное обслуживание — у нас это называется daily-check: техники осматривают лайнер визуально, проверяют исправность и герметичность приводов и трубопроводов, количество масла в двигателях, мерят давление в шинах колес шасси, смотрят, как работают тормоза. Обычно такая проверка занимает около трех часов.

Weekly-check, несмотря на его название (weekly — «еженедельный»), проводится раз в восемь дней: к списку ежедневных операций добавляются, к примеру, смазочные работы и проверка исправности аварийно-спаса­тельного оборудования.


Этот многостраничный том — документация на еженедельное техническое обслуживание самолета, так называемый weekly-check. В списке — несколько десятков различных операций. После окончания каждой техник, отвечающий за этот участок работы, ставит печать — она личная, как у врача в больнице. «За выполнение каждой операции — проверки, замены агрегата или регулировки — авиаспециалист несет личную ответственность», — поясняет Александр.

Для этих осмотров самолет совсем не обязательно загонять в ангар — как правило, они проводятся прямо на стоянке. Другое дело, если есть какие-то замечания к работе систем — найти причину за пять минут получается не всегда. В этом случае судно помещают сюда: в ангаре и оборудование специальное, и все условия для работ в любое время суток, в любую погоду.

Следующий по сложности осмотр — А-сheck — проводят через каждые 750 часов налёта: техники осматривают фюзеляж и салон, меняют фильтры в гидравлической и масляной системах.

Через 7,5 тыс. часов налета — это примерно полтора-два года — мы проводим C-сheck, когда наши специалисты по неразрушающему контролю с помощью различных приборов исследуют фюзеляж на наличие микротрещин, проверяют работу двигателя, используя специальные приборы — бароскопы, эндоскопы.


Помните песню из «Дневного дозора»: ворона залетела в турбину самолета? Это довольно распространенная ситуация, когда птицы попадают в компрессор двигателя. После каждого такого случая специалисты должны осмотреть мотор изнутри. Для этого используется такой метод неразрушающего контроля, как бароскопия. «Если необходимо, наши специалисты вылетают в любой аэропорт мира, чтобы убедиться в исправности двигателя. При сильном повреждении двигатель заменяем», — рассказывает Александр.

Самый сложный и трудоемкий — D-сheck. Его проводят каждые шесть лет. Техники разбирают лайнер буквально по частям, проверяя состояние всех силовых элементов — от лонжеронов крыла до шпангоутов и балок фюзеляжа. Это работа не на один день: чтобы провести все необходимые технологические операции, убираем кресла из салона, снимаем полы и панели, полностью разбираем кабину экипажа.


«Впрочем, кресла из салонов самолетов выносят не только во время D-check. Сейчас в «Уральских авиалиниях» идет плановая замена пассажирских сидений — ставим облегченные и более удобные конструкции», — так Александр объяснил скопление кресел в середине ангара.

— Если все так тщательно осматривается и подготавливается к полету, почему тогда самолеты падают?

— Сами по себе самолеты не падают, — уверяет Александр. — Случаи, когда причинами катастроф были технические недостатки, можно сказать, остались в ХХ веке — в 60–70 годах прошлого столетия. Сейчас и надежность самолетов возросла, и техническое обслуживание зачительно усовершенствовалось, появились современные средства диагностики. Вероятность катастрофического отказа сегодня составляет тысячные доли процента и при качественном техническом обслуживании стремится к нулю.

— Ваши ребята не могут какую-то ошибку допустить?

— Все люди по различным причинам способны допустить ошибку, это факт. Но существуют методики, снижающие влияние человеческого фактора на результаты работы. У нас создана многоступенчатая система контроля, сводящая вероятность пропуска ошибки к нулю. Такая многоступенчатость в системе контроля — передовая общемировая практика, введенная в ранг закона. Все операции, требующие особого внимания, обязательно проверяют специалисты службы контроля качества. Они ставят свой штамп в картах обслуживания. Помимо производственного контроля, существуют технологические выборочные проверки операций и выполненной работы. Регулярно проводятся аудиты качества во всем АТЦ.

Ну и сами парни стараются работать внимательно и ошибок не допускать. Все, кто у нас трудится, прекрасно понимают уровень ответственности. Чтобы пилотам и пассажирам было спокойно в небе, мы должны серьезно потрудиться на земле.


На практику в техцентр «Уральских авиалиний» приезжают студенты из соседнего Челябинска: в Южно-Уральском университете есть кафедра авиа- и ракетостроения. Каждый год здесь проходят практику студенты Самарского аэрокосмического университета и Троицкого авиационного технического колледжа ГА. Екатеринбургские инженеры учат студентов и курсантов обслуживать самолеты. И имеют на это полное право: в 2016 г. экспертным сообществом национальной премии «Крылья России» техническая служба «Уральских авиалиний» была признана лучшей в стране. Многие выпускники — бывшие стажеры — после окончания вузов и колледжей возвращаются работать по специальности.

Читайте также: