Профессия геймер кто это

Опубликовано: 02.10.2024

Рынок игр уверенно развивается: по данным Global Games Market Report, объём игровой индустрии к 2022 году достигнет $196 млрд. Такой рост требует появления новых специалистов, и одна из ключевых фигур в создании игр — геймдизайнер.

Геймдизайнер — уникальный специалист, который генерирует креативные идеи и разрабатывает игровые системы, способные увлечь игроков на долгие годы.

На открытом занятии «Геймдизайнер: как создавать игры с нуля» Владимир Ковтун, продюсер в компании Ciliz, преподаватель курса «Геймдизайнер» Нетологии, рассказал о специфике работы геймдизайнера, необходимых навыках, а также ответил на вопросы студентов.

«Геймдизайнер — это всегда геймер»: чем занимается специалист, какие навыки важны

светлана третяк

Редактор Нетологии.
Записала со слов Владимира, как увлечение играми может перерасти в любимую профессию

Геймдизайн: искусство или наука?

Кто-то скажет, что создание игры — великолепное искусство, другие — непростая наука. Правы и те, и другие. Вопрос только, по какую сторону вы находитесь. Если вы пользователь, скорее всего, отнесёте игры к искусству. Тогда как разработчики понимают, что это по большей части наука. То, как игры устроены изнутри, совершенно отличается от того, как они воспринимаются снаружи.

Геймдизайн — искусство, в котором очень важна наука.

Чем занимается геймдизайнер

Геймдизайнер придумывает игру и объясняет команде, как её сделать.

Одна из главных задач геймдизайнера — организовать досуг пользователя так, чтобы он приятно провёл время в игре. Скорее даже, с наслаждением провёл, то есть получил хороший опыт. Поэтому при создании игры геймдизайнер должен думать о пользовательском опыте. Если игрок получает интересный выбор, новые эмоции и переживания, новый опыт, то он запомнит это и будет возвращаться в такую игру.

Геймдизайнера можно сравнить с волшебником, который создаёт для игрока особую реальность и особый опыт 🧙‍♂️

Из чего состоит геймдизайн

Проектирование правил игры. Геймдизайнер стоит во главе этого процесса и придумывает правила: кто какую роль на себя берёт, в какой момент что нужно делать, условия победы и поражения, продолжительность игры.

Процесс формулирования содержания игры. Здесь геймдизайнер работает со смежными отделами: художниками, программистами, комьюнити-менеджерами, маркетологами, техподдержкой и другими направлениями в зависимости от продукта.

Роль геймдизайнера в команде

Один из ключевых моментов в работе геймдизайнера — его взаимодействие с командой. В первую очередь с программистами и художниками.

Разберём, что делает геймдизайнер в команде.

Формулирует и транслирует «Что?». Что нужно рисовать художникам, что нужно программировать разработчикам, какие мысли нужно доносить комьюнити-менеджерам продукта. При этом геймдизайнер никогда не залезает в часть, которая посвящена «Как?».

Не даёт концепции продукта мутировать. Геймдизайнер отвечает за конечный результат, поэтому следит за тем, чтобы поставленные им задачи выполнялись именно так, как ему нужно.

Работает связующим звеном. Геймдизайнер напрямую влияет на то, как команда взаимодействует между собой и насколько быстро и эффективно продукт движется к завершению.

Геймдизайнеру так же сложно, как циркачу. Нужно знать и уметь многое, но не показывать это слишком явно.

Что должен уметь геймдизайнер

Начинающего геймдизайнера от профессионала выдают навыки — не только профессиональные, но и «мягкие» (софт-скиллы). Начнём с последних.

Общаться

Геймдизайнер много взаимодействует с людьми — устно или письменно. Встречаются разные сотрудники — интроверты и экстраверты. И геймдизайнеру нужно уметь доносить свои мысли до всех — разными способами. Это не только устное общение, но и умение «нарисовать» быстро что-то для художника в виде заметки или «написать» программисту задачу на понятном ему языке.

Также коммуникативные навыки геймдизайнеру нужны для защиты идей и ведения переговоров.

Быть организованным и пунктуальным

Рассмотрим, где нужны эти навыки.

Оценка задач и своевременный результат. Геймдизайнер даёт задачи всей команде, многие процессы завязаны на нём — это большая ответственность. Из-за этого геймдизайнеров часто называют «бутылочным горлышком», и от самоорганизации геймдизайнера зависит весь проект.

Планирование потока задач. Если у программистов и художников однотипные задания, то у геймдизайнера — разноплановые. Например, подобрать референции саунд-дизайнеру, сделать мокапы экранов для художников, написать техническое задание для программистов. А ещё для аналитиков подготовить базу, а для продюсеров сгенерировать идеи следующих релизов и план развития.

Важно уметь делить широкий поток задач на маленькие ручейки и правильно распределять их по приоритетности.

Быть грамотным и знать English

Поскольку геймдизайнер много работает с текстом, знание русского языка должно быть отличным. Помимо грамотности при работе с текстом геймдизайнер должен соблюдать простые правила типографики: вёрстку и читабельность текста. Программисты скажут «спасибо» 🙂

Знание английского языка критически важно особенно для начинающих. Профессиональная литература, медийные ресурсы — на 90% англоязычные.

Переходим к хард-скиллам геймдизайнера.

Знать рынок

Много играть — самый важный навык. Геймдизайнер — это всегда геймер (но не наоборот 😉). Вопрос, с которого могут начать собеседование с геймдизайнером любого уровня: «В какие игры вы играли в последний месяц?». К сожалению, даже те, кто профессионально занимается геймдизайном, часто не могут ответить на этот вопрос, — и это громкий звоночек. Если геймдизайнер не играет в игры, как он может их делать?

Нужно отсматривать любые игры — и старые, и новые. И здесь есть нюанс.

С каждым годом всё сложнее становиться геймдизайнером без систематизированных знаний, которые обычно дают на курсах. Объясняется это тем, что за прошедшие десятилетия выпущено сотни тысяч проектов. И если вы раньше не играли, нужно хорошо понимать, на что ориентироваться, какие ресурсы читать и чем пользоваться.

Делать деконстракты. То есть разбирать игру на все составные компоненты. В результате деконстракта вы узнаете плюсы и минусы игры, почему она стала популярна, сколько денег приносит, как вы можете создать подобное.

«Геймдизайнер — это всегда геймер»: чем занимается специалист, какие навыки важны

Не открещиваться от жанров и платформ. «Да кому нужен этот Nintendo Switch для детей?», «Ни за что не буду покупать игры в Epic Games Store» — это звучит странно. Для геймдизайнера нет «плохих» платформ, нужно играть во всё и везде. Насмотренность разного рода важна для саморазвития.

Математика

Начинающих геймдизайнеров часто пугают, что нужны глубокие математические познания. Глубокие не нужны — если только не захотите делать экономические сложные стратегии. Обычно достаточно школьного курса математики.

Табличный процессор — основной инструмент геймдизайнера. Неважно, Excel это, гугл-таблицы или OpenOffice.

Геймдизайнер не должен быть доктором математических наук, но должен знать математическую базу.

Эстетика

Геймдизайнер оценивает работу художественного отдела, поэтому он должен быть эрудированным в плане искусства. Важно уметь отличать безвкусицу от шедевра. Часто художники рисуют оторвано от процесса, и геймдизайнеру нужно уметь возвращать их в правильное русло, давая понятную обратную связь.

Большинству не нужно объяснять, кто такой геймер. Тот, кто хоть немного владеет английским языком, знает, что это слово означает человека, основным увлечением которого являются компьютерные игры. Людей, относящих себя к данной категории, с каждым годом появляется все больше. Это связано с тем, что персональный компьютер и игровые консоли становятся более доступными, а сами игры более яркими и реалистичными.

Кто такой геймер? Как стать настоящим геймером?

Компьютерные игры: хобби или работа?

Только на первый взгляд этот вопрос может показаться глупым. На самом деле сегодня проводится множество турниров для киберспортсменов, на которых можно выиграть очень даже неплохие деньги. Правда, стоит заметить, что такой вид заработка подойдет далеко не всем, так как стать геймером топ-уровня могут лишь единицы.

Действительно, вместе с популярностью киберспорт приобрел множество богатых спонсоров и просто богатых почитателей, которые готовы вкладывать свои деньги в развитие виртуальной отрасли. Люди, которые любят целыми днями зависать за компьютером, приходят в восторг от того, что можно за это еще и зарплату получать.

Но если для любителя это является лишь несбыточной мечтой, то на профессиональном уровне без спонсора действительно не обойтись. Все дело в том, что тренировки для геймеров являются неотъемлемым этапом подготовки к соревнованиям. При этом они могут занимать до 18-20 часов в сутки. С таким графиком навряд ли получится совмещать работу или учебу.

Вся наша жизнь – игра!

Данное изречение актуально для людей, увлекающихся компьютерными играми, как ни для кого другого. Оно лучше всего помогает понять, кто такой геймер. Это очень упрямый человек, которого сложно свернуть с избранного пути. Он готов поставить на кон свою жизнь ради того, чтобы заниматься любимым делом.

Для достижения поставленных целей игроки даже разрабатывают специальные методики и придумывают индивидуальные упражнения, подходящие для каждой конкретной ситуации. Так, например, для успешной игры в Counter-Strike очень важна тренировка реакции. Для геймеров же, специализирующихся на футбольных симуляторах, более значимым навыком будет способность быстро ориентироваться в комбинациях клавиш.

Сообщество любителей компьютерных игр

Кто такой геймер? Как стать настоящим геймером?

Сегодня примерно 0,5% всего населения Земли являются активными игроками в компьютерные игры. Крупные мероприятия подобной тематики могут собрать до 10 тысяч зрителей и участников. Даже девушки-геймеры, которые раньше были большой редкостью, сейчас соревнуются наравне с представителями мужского пола.

Социальный статус игроков также напрямую зависит от вышеприведенных показателей. Таким образом, получается, что наибольшую популярность киберспорт имеет у учеников средней школы, учащихся техникумов и студентов 1-3 курсов высших учебных заведений. Работающих людей среди геймеров в разы меньше, а про пенсионеров говорить вообще не стоит, так как их практически невозможно застать за игрой, например, в Dota или Counter-Strike. Хотя World of Tanks наверняка мог бы прийтись по душе многим ветеранам Великой Отечественной войны.

История киберспорта

Киберспорт обязан своему появлению игре Quake. Именно благодаря ей в 1997 году появилась первая лига виртуальных спортсменов CPL (Cyberathlete Professional League). Но настоящие знатоки помнят, что первой игрой с кооперативным режимом являлся Doom 2.

Сейчас турниры проводятся по следующим дисциплинам:

  • Counter-Strike.
  • Quake.
  • Dota.
  • StarCraft.
  • Warcraft.
  • Unreal Tournament.
  • FIFA.
  • World of Tanks.
  • Point blank.

Доходы профессиональных геймеров

Кто такой геймер, и чем он отличается от тунеядца, который готов просиживать целыми днями за компьютером лишь бы ничего не делать? Разница становится понятной лишь тогда, когда узнаешь, какие колоссальные суммы разыгрываются на крупнейших соревнованиях по киберспорту.

Кто такой геймер? Как стать настоящим геймером?

Международные форумы, посвященные компьютерным играм, проводятся по всему миру. Существует даже своеобразный аналог Олимпийских игр, в качестве которого выступает престижный турнир WCG (Word Cyber Games). Он начал проводиться с 2000 года. Не менее популярными являются следующие конференции:

  • Cyberathlete Professional League.
  • Electronic Sports League.
  • Electronic Sports World Cup.

Что касается призового фонда, то он для каждого турнира разный и меняется из года в год. Ситуация зависит от возможностей и желания принять участие в мероприятии со стороны спонсоров. В качестве примера можно взять данные чемпионата мира 2013 года по Dota 2, на котором разыгрывалось практически 3 миллиона долларов. Но рекорд принадлежит все-таки турниру под названием Taipei Assasins. Его призовой фонд в 2012 году составлял целых 5 миллионов долларов.

Таким образом, становится понятно, что, занимаясь любимым делом и получая удовольствие, можно заработать себе на безбедную старость, но для этого нужно быть настоящим профессионалом своего дела.

Полупрофессиональные и любительские онлайн-лиги

Все и сразу бывает только в сказках. Покорить вершины игрового мира не так просто, для этого требуется талант, доля везения и море терпения. Даже при условии, что все ранее перечисленное имеется в нужном количестве, не стоит рассчитывать на моментальное попадание в элиту мирового киберспорта.

Кто такой геймер? Как стать настоящим геймером?

Действительно, конкуренция среди игроков очень высока, и с каждым годом она увеличивается, так как стать геймером хочет все больше людей. При этом закаленные в виртуальных сражениях бойцы не спешат уступать свое место молодым дарованиям.

Что он собой представляет, и кто такой, геймер должен доказывать собственной игрой. Но как это сделать, если в профессиональные лиги новичкам вход практически закрыт. Для этого и существуют любительские и полупрофессиональные объединения игроков. Они все служат одной цели, а именно подготовке и обучению новых киберспортсменов. К наиболее известным и престижным из них относятся:

  • INEL.
  • ESL.
  • ClanBase.
  • CSPL.

Кто такой геймер? Как стать настоящим геймером?

Такие онлайн-лиги являются более открытыми и выступают в качестве стартовой площадки для дальнейших достижений на игровом поприще. Тем более что в турнирах, проводимых под их началом, может поучаствовать практически каждый.


Пикабу

Вместе со спортивным психологом отвечаем на частые вопросы родителей, чьи дети увлекаются компьютерными играми и хотят попасть в киберспорт.

За несколько десятилетий индустрия компьютерных игр стала неотъемлемой частью массовой культуры. Видеоиграми увлекается треть населения планеты, причём это не только школьники. Средний возраст геймера – 35 лет. Многие из них начинали играть в школе на компьютерах и консолях первого поколения или часами пропадали в игровых клубах.

В 2019 году видеоигры проникли даже в самый бюджетный смартфон, снизив возрастной порог игроков. Заинтересовавшемуся играми в младшем возрасте ребёнку, скорее всего, захочется играть чаще и дольше, и это нормально. Современные видеоигры не только развлекают, но и развивают, помогают найти друзей и даже высокооплачиваемую работу. Но есть и обратная сторона медали. Если увлечение будет бесконтрольным или юный игрок не научится правильно регулировать досуг, возможны конфликты с родителями и повышается риск игровой зависимости.

Informburo.kz рассказывает, как найти баланс между виртуальным миром компьютерных развлечений и реальностью, в которой у геймера есть семья, учёба и домашние обязанности.

Игромания – это болезнь

В 2018 году Всемирная организация здравоохранения внесла игроманию в список психических расстройств. Игровая зависимость проявляется в злоупотреблении игровым временем, преобладанием игр над другими жизненными сферами и интересами, а также нежелании прекратить играть даже в случае негативных последствий. С такой формулировкой несогласны многие производители игр, отмечая, что причиной зависимости становятся не сами игры, а психологические или личностные проблемы человека. Второй аргумент против – небольшое количество научных исследований игромании, на основе которых ВОЗ приняла решение.

Если верить статистике, игровая зависимость – явление редкое. Данные о геймерах-подростках, страдающих от игромании, разнятся от 1-3 до 10%. Тем не менее злоупотребление игровыми часами нередко становится причиной конфликтов между родителями и детьми.

Игромания входит в группу поведенческих зависимостей. Они формируются в результате повторяющихся действий, вызывающих определённые эмоции. Со временем такая активность приобретает навязчивый характер. Поведенческие зависимости бывают и относительно позитивными, допустим, трудоголизм или повышенная потребность в спортивных нагрузках. Но игромания про другое. Это вполне реальная проблема. Она возникает как из-за психологических особенностей человека, так и под воздействием внешних обстоятельств: например, конфликтов в семье или проблем в школе.

В первом случае дело в особенностях выработки нейромедиатора дофамина – одного из гормонов удовольствия, который отвечает за поощрение достижений. В играх с хорошо продуманной системой поощрений игрок будет регулярно чувствовать удовлетворение и эмоциональный подъём, что способствует зацикленному поведению, но к концу игрового процесса геймер переутомится.

Спортивный психолог Марина Мухановна

"Если у ребёнка всё благополучно и есть внутренний стержень, заложенный родителями, то, скорее всего, зависимость от игр ему не грозит. В случае, когда стержень есть, но возникла затруднительная ситуация, из которой ребёнок не может найти выход, такое возможно. Допустим, ребёнок не может выразить себя в жизни и пытается самореализоваться в игре, чтобы стать там успешным. Или у него дома неприятности, и он сбегает от них в игры. Зависимость от игр свидетельствует о том, что ребёнок предоставлен сам себе и может сидеть целыми днями в игре. Когда у ребёнка есть обязательства по учёбе, и он знает, что должен, например, закончить четвёртый класс на четвёрки, или у него по дому есть обязанности, это сдерживает. Отношения в семье должны строиться на уважении. В таком случае, если родители попросят ребёнка оторваться от компьютера, он это сделает. Если нет, значит ребёнка может что-то беспокоить, либо с ним нужно иначе договариваться, искать другой подход”, – считает спортивный психолог и консультант киберспортивной академии Progress Gaming Марина Мухановна.

Геймеры только и делают, что играют, и других увлечений у них нет

Некоторые родители переживают, что нырнув с головой в виртуальный мир, их чадо перестанет интересоваться другими вещами. Ребёнка с самого детства нужно чем-то заинтересовывать и давать возможность получать новые знания и жизненный опыт. Важно, чтобы игры были не единственным увлечением, но и его также можно использовать для расширения детского кругозора. Так, изучая в школе историю Древнего Рима, ребёнок может попробовать себя в роли римского императора, играя в тематическую стратегию. Или сесть за виртуальный штурвал боевого самолёта времен Второй мировой войны, попутно узнавая о ключевых сражениях и главнокомандующих.

"Всё зависит от кругозора ребёнка. Если он с детства приучен читать, то и будучи киберспортсменом он найдёт время для книг на сборах и соревнованиях. У детей и подростков пластичное сознание, и нужно их чем-то заинтересовывать. Сейчас для этого есть множество средств, те же самые флешмобы. Ребёнок поучаствовал и понял, что ему нравится двигаться или танцевать, а не только сидеть за компьютером. Или это может быть какая-то активная игра, викторины, – в силу возраста многим детям такое нравится" – уверена Марина Мухановна.

Киберспорт нельзя называть полноценным спортом

В 2018 году киберспорт в Казахстане признали официальным видом спорта, как в США, России и многих странах Европы и Азии. Современный киберспорт – многомилионная индустрия, обеспечивающая спрос на новые профессии: профессиональных геймеров, тренеров, стримеров, менеджеров команд. Киберспортсменами нередко становятся школьники и студенты. Они посещают тренировки и получают зарплату, выступая за профессиональные клубы.

По сравнению с классическими спортивными дисциплинами, рассчитанными на силу, скорость, ловкость или выносливость, в киберспорте не требуется выдающихся физических данных. Но это не значит, что в нём нет нагрузок и игроки не должны обладать особыми навыками, будь то хорошая реакция или высокий показатель действий в минуту. В отличие от игры дома или в клубах с друзьями киберспорт – это работа.

Марина Мухановна убеждена, что у киберспортсменов на тренировки уходит не меньше времени, чем у футболистов или, скажем, гонщиков. "Так же, как и другие спортсмены, они лишены каких-то вещей, которые получают обычные дети. Например, в профессиональном спорте человек должен быть постоянно подчинен какому-то внутреннему распорядку. Дети-спортсмены не должны выбиваться из графика, иначе они не будут успевать. Получается, что у них нет времени на какие-то свои условно несерьёзные дела. В киберспорте почти тоже самое. Игроки подчинены расписанию. Если это школьники или студенты, они должны грамотно распределять время между учёбой и тренировками. Сложность в том, что нет полноценного общения с родителями".

"Бывает, что тренера дети видят чаще, чем родителей в силу их занятости. Родители возвращаются с работы, они устали, у них домашние дела и не могут много общаться. Получается, что тренер – важная фигура для ребёнка".

Если будет играть в игры с жестоким содержанием, ребёнок станет агрессивным

По версии американской психологической ассоциации, компьютерные игры с высоким уровнем жестокости могут провоцировать агрессивные мысли, поведение и снижать эмпатию у геймеров всех возрастов. В научном и игровом сообществе эта позиция вызывает немало споров. Её сторонники опираются на психологические исследования, констатирующие, что наблюдая за агрессивным поведением, человек может перенести его в реальную жизнь. К сожалению, такие прецеденты были, но в итоге изучения проблемы стало ясно, что агрессия вызвана не играми, а глубокими личностными и психологическими проблемами человека.

Группа немецких исследователей под руководством Крейга Андерсена попыталась измерить уровень агрессии у игроков с помощью неприятных звуковых сигналов. После игровой сессии в шутер DOOM и спортивного симулятора две группы геймеров выполняли задания на реакцию. В случае ошибки игроки слышали раздражающий звук, и те, кто играл в DOOM, реагировали агрессивнее. Проблема этого метода в том, что люди, совершающие насилие, как правило, прибывают в агрессивном состоянии длительное время, а эксперимент измерял лишь краткосрочный эффект. Авторы другого исследования, опубликованного в научном журнале Nature, два месяца опрашивали взрослых людей, игравших в GTA V. Исследователи не выявили у опрашиваемых отклонений и даже предположили, что в некоторых случаях игровой процесс обладал успокаивающим эффектом.

В силу характера, воспитания и темперамента все люди разные, поэтому влияние игр в каждом случае стоит рассматривать отдельно, учитывая возрастные особенности.

"В киберспорте должен присутствовать здоровый азарт, но если игрок зациклен, и эмоции зашкаливают, это уже ненормально. Проблему нужно решать не в момент соревнований, а в процессе подготовки. За группой должен наблюдать тренер. Видя, как игроки выражают тревогу или злость, их нужно обучать другим способам выпускать пар. Допустим, они могут покидать дротики в дартc, побить грушу или посидеть в мягком кресле в комнате отдыха" – говорит Марина Мухановна.

Психолог уточняет, что у обычных детей всё зависит от режима и дневной нормы за компьютером. Долго играя, ребёнок устаёт, и в какой-то момент у него начинают зашкаливать эмоции.

"В любом случае он должен знать, сколько времени может играть. То же самое касается и содержания игр. Допустим, если вы как родитель показываете ребёнку какой-то фильм, то сначала должны сами его просмотреть. Только так можно понять, все ли сцены допустимы для юного зрителя. Бывают родители, которые не знают, о чём игры, в которые играют их дети. Вы всё равно должны знать содержание, сесть и один раз поиграть, чтобы понимать, что это такое, и сколько времени занимает игра. Иначе контролировать ситуацию не получится. Допустим, поиграв в Angry Birds, родитель сможет дать ребёнку совет. Но если взрослый будет говорить о том, чего сам не знает, его авторитет в глазах ребёнка упадёт".

Вреда для здоровья от компьютерных игр избежать невозможно

Людям, работающим весь день за компьютером, хорошо знакома усталость глаз и боль в области шеи, спины или плеч. С геймерами та же история, поэтому им не стоит игнорировать базовые рекомендации для профилактики глазных заболеваний. Допустим, не сидеть слишком близко к монитору, регулировать освещение в комнате, прерываться каждый час и делать разминку для глаз.

У всех, кто много работает за компьютером или играет в видеоигры, повышается риск тоннельного синдрома – неврологического заболевания запястного канала. Оно выражается в онемении пальцев. Синдром также может развиться у тех, кто выполняет монотонный ручной труд, связанный с сжиманием и разжиманием пальцев. Например, у швей. В качестве профилактики достаточно хотя бы раз в день выполнять несколько разминочных упражнений. В идеале геймерам стоит чередовать умственную нагрузку с физической, записаться в спортзал, бассейн или любую подходящую спортивную секцию. И это не имеет отношения к уровню жестокости или вообще содержанию игр.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook

Как зарабатывают профессиональные геймеры

По статистике, 44 % всех интернет-пользователей играют в игры. Это более 1,2 миллиарда человек. 700 миллионов из них серьёзные геймеры. Причём наибольшей популярностью компьютерные игры пользуются в развивающихся странах. Так, например, в Турции играют 70 % интернет-пользователей, в Аргентине — 62 %, в Польше — 54 %. Эксперты ожидают, что объём мирового рынка видеоигр к 2017 году достигнет 82 миллиардов долларов. Сейчас он уже составляет более 70 миллиардов. Зарабатывают на этом не только производители игр, но и сами геймеры. Финалы киберспортивных чемпионатов проходят на тех же многотысячных площадках, что и финалы NBA и NHL. Прямую трансляцию прошлогоднего финала чемпионата по League of Legends посмотрели 32 миллиона человек, а команда победителей разделила между собой приз в 1 миллион долларов. The Village узнал, чем живёт этот незаметный гигантский рынок и игроки.



Мировое признание

Хотя киберспорт в мире за последние 10 лет заметно набрал обороты, в большинстве стран он всё ещё считается полумаргинальным и с трудом находит спонсоров. Забавно, что Россия стала первой страной в мире, которая официально признала компьютерный спорт, а спустя пять лет вместе со сменой руководства Росспорта вновь исключила его из реестра. Золотым временем российского киберспорта считается 2002 год. Тогда наши команды по Quake 3 и Counter Strike завоевали золото на крупнейшем международном чемпионате по кибериграм World Cyber Games. Всего за десять лет в соревнованиях WCG мы заработали пять золотых, шесть серебряных и восемь бронзовых наград. Сейчас в России, вероятно, самыми мощными киберспортивными организациями можно назвать Virtus.Pro, Gambit Gaming, Empire и RoX.Kis. Если брать СНГ в целом, то здесь на первый план выходит украинская Natus Vincere (Na’Vi), которая, благодаря своим командам по Counter Strike, World of Tanks и DotA2, входит в тройку сильнейших команд мира.

Официальный статус киберспорт на данный момент получил только в США и Южной Корее. В 2013 году канадский геймер Дэнни Ли стал первым, кому выдали американскую визу категории P-1A, созданную для «всемирно известных спортсменов». Что касается Южной Кореи, то она сделала для киберспорта то же, что и Новая Зеландия для регби. Здесь киберспорт признан главным национальным видом спорта, а киберспортсмены известны так же, как киноактёры. Ошеломительная популярность этого вида спорта стала неожиданным результатом экономического кризиса, который Южная Корея переживала в конце 1990-х.

Многие потерявшие работу люди ухватились за этот бизнес, и всего за несколько лет число игровых клубов увеличилось в пять раз

Так сложились карты: слоняющиеся без дела подростки, у которых не хватало денег даже на кино, стали собираться в компьютерных клубах: за час, проведённый там, нужно было заплатить меньше доллара. Клубы стали популярными, а открыть такой не представляло большой сложности и не требовало особых вложений — нужно было просто купить компьютеры и провести интернет (с которым в Южной Корее всегда всё было очень хорошо). Многие потерявшие работу люди ухватились за этот бизнес, и всего за несколько лет число клубов увеличилось в пять раз. Работники телевидения тоже искали выход из кризиса, они не могли позволить себе производство дорогих передач, так что просто запустили в прайм-тайм трансляции матчей по Starcraft. Крупные компании это заметили и начали спонсировать команды и проведение турниров. Сейчас в Корее своя киберкоманда есть даже у армии ВВС, а главный местный университет выпускает дипломированных специалистов по киберспорту. Победить корейцев на турнире считается великим подвигом, чаще всего они занимают сразу несколько призовых мест.

Эволюция игр

В середине 1990-х были особенно популярны файтинги и шутеры от первого лица, в 2000-х — стратегии в реальном времени. К 2010 году на первое место вышли игры в жанре МОБА, сочетающие элементы стратегии и ролевых игр. В них две команды игроков ведут войну друг с другом с помощью разных персонажей. Главная задача — уничтожить «штаб» противника.

Начиналось всё с Quake, Starcraft, Warcraft и Counter Strike. На данный момент самые популярные дисциплины в киберспорте — это League of Legends и Dota 2. Считается, что киберспорт хорошо развивается там, где в одной точке сходятся создатели игр, профессиональные лиги, спонсоры и организаторы чемпионатов. Если хотя бы одно звено отсутствует, спорт превращается в любительские игры.

Первые турниры 1990-х проходили в клубах стихийно, участники скидывались, и победитель забирал себе выигрыш. За последнее десятилетие количество турниров по киберспорту увеличилось с 10 до 260. Некоторые из них проводят разработчики игр, другие — такие крупные компании, как Samsung Electronics, Intel и Microsoft. Есть соревнования, которые выходят за пределы привычных для киберспорта жанров — так, например, есть чемпионат по казуальным играм, на котором можно выиграть миллион долларов.




Лидер рынка

League of Legends во многом обязана своей популярностью именно тому, что её создатели целенаправленно вложились в развитие киберспорта. Сотрулники Riot Games решили, что основную часть рекламного бюджета они потратят на то, чтобы превратить LoL в спортивную дисциплину и шоу. Сейчас в LoL играют более 27 миллионов пользователей в день, 67 миллионов в месяц. Их ближайший соперник – DotA 2 компании Valve — собирает значительно меньше, порядка девяти миллионов в день. Riot Games, разработавшие LoL, в 2013 году заработали на своей игре 624 миллиона долларов и добились этого во многом благодаря успешной бизнес-модели.

LoL и Dota2 очень похожи, и на этом фоне легко понять, что именно сделали Riot Games, чтобы добиться большего успеха, чем их противники. Обе игры созданы на основе одной из модификаций игры Warcraft III — первой DotA. Обе бесплатны и предлагают пользователям платить за изменение внешнего вида героев. Когда LoL была задумана, бесплатные онлайн-игры были в новинку. Хотя сейчас это уже совершенно привычно, тогда это было отличным вовлекающим фактором. Разобраться в том, как играть в LoL, довольно просто (тем более для тех, кто раньше играл в WoW), а вот Dota2 не так дружелюбна к новичкам.

По словам основателей Riot Games, они с самого начала сделали ставку на развитие киберспорта. Это стало определяющим фактором успеха LoL. Riot решили превратить LoL в полноценную спортивную дисциплину со всеми составляющими — профессиональной лигой и чемпионатом с регулярным сезоном и плей-офф.

Сначала GG набирала только русских, но искать новые кадры в России оказалось слишком тяжело
не хватает талантов, играющих на европейском уровне

Valve проводят всего один крупный турнир в год c огромным призовым фондом — The International. Обычные игроки и не пытаются участвовать в нём. Riot Games поддерживают чемпионат, который длится на протяжении всего года в различных странах, и заработать в нём можно не только победив финале. За год, не считая итоговых игр, Riot Games разыгрывает порядка 10 миллионов долларов. График игр очень плотный — трансляции идут каждую неделю, и это позволяет удержать внимание зрителей. Весной и летом играют отборочные, а осенью — финал. Сотрудники Riot также поняли, насколько важно, чтобы у команд и отдельных геймеров были фанаты, любовь которых нужно всячески поддерживать, поэтому они всячески поощряют создание историй и мифов вокруг команд, вкладываются в их пиар. Кроме того, Riot Games по-настоящему заботится о командах и игроках, входящих в Лигу. Например, оплачивает игрокам расходы на переезды и проживание и даже выдаёт им зарплату.

Русские в игре

Компания Riot Games поделила мир на пять основных регионов, в которых есть очень сильные команды, и ещё четыре развивающихся, куда входит Бразилия, Турция, СНГ (вместе с Россией) и Австралия. Из развивающихся регионов в финал могут попасть лишь две команды. Gambit Gaming — исключение среди российских команд, она играет в европейской лиге, так как показывала невероятные результаты — выиграла два чемпионата мира, два чемпионата Европы, завоёвывала много серебра и бронзы (до 2013 года состав LoL играл в организации Moscow Five). У команды 200 тысяч подписчиков на Facebook, среди фанатов есть очень много поляков, бразильцев, немцев и американцев.

Долгое время GG придерживалась принципа, что будут набирать только русских игроков. Но искать новые кадры в России оказалось слишком тяжело: не хватает талантов, играющих на европейском уровне. Сейчас в GG играют два поляка. Команда ездит на матчи каждую неделю. В каждом сезоне 11 игровых недель и плей-офф две недели, затем идёт перерыв и начинается новый сезон. Всего за прошлый год Gambit Gaming ездила за границу на соревнования более 40 раз.




Состав команды

У каждой команды по LoL стандартная структура. Пять игроков входят в основной состав, два-пять находятся в запасе, также есть тренер, аналитик и спортивный менеджер. Последний совмещает в себе функции управляющего, наставника и психолога: следит за графиком, решает организационные вопросы, ведёт документооборот, настраивает ребят на игру, возит с собой аптечку. Также в команде есть люди, отвечающие за наполнение сайта: новостники, видеомэйкеры, фотографы.

У команды три основных источника дохода: победы на турнирах, спонсоры и компенсация, которую выделяет Лига для покрытия расходов команды. Из крупных рекламодателей в киберспорт пришли Coca-Cola, American Express, Nissan. У Samsung даже есть собственная команда, которую они купили за полмиллиона долларов. Спортивные гиганты наподобие Nike и Adidas пока присматриваются и больших денег в киберспорт не вкладывают. В основном среди спонсоров производители компьютерной техники и аксессуаров, ПО для геймеров. Российским командам искать спонсоров совсем тяжело, потому что у нас не крутят трансляции телеканалы, да и смотреть на игры вживую приходят не более тысячи человек.

Жизнь геймера

Главным же источником пополнения являются игроки второго дивизиона. Преимущество таких игроков в том, что их не приходится долго уговаривать вступить в команду. Тренер профессиональной команды просматривает матчи лучших команд второго дивизиона, а затем — матчи с игроками, которые ему приглянулись. Наводит о каждом справки, узнаёт о характере: борец ли тот по натуре, насколько морально устойчив, ответственно ли относится к тренировкам, ладит ли с остальными членами команды, насколько талантлив, умён и хитёр. Ценность игрока повышается, если у него обнаруживаются не только игровой талант, но и дар координатора.

Доходы профессиональных геймеров пока редко превышают несколько сотен тысяч долларов

Тренировочный график у профессиональных игроков очень плотный и состоит из двух основных частей: удалённых тренировок, во время которых игроки связываются по Skype, и совместной работы на тренировочной базе. Все тренировки проходят по чёткому расписанию, у каждой есть план. Перед игроками ставится определённая задача — натренировать конкретного героя, укрепить связки между игроками, проработать отдельно взятые элементы — и во время тренировки идёт обсуждение, как это сделать лучше всего. Известно, что южнокорейские команды тренируются в день по 12 часов, а перед важными играми по 16 часов.

Игровые доходы

Профессиональные геймеры пока зарабатывают меньше обычных спортсменов, их доходы в лучшем случае редко превышают несколько сотен тысяч долларов. Источников дохода несколько. Во-первых, игроки команд, входящих в Лигу, получают ежемесячную зарплату, порядка двух-трёх тысяч долларов. Во-вторых, в случае побед они получают процент от призовых. В-третьих, их могут спонсировать рекламодатели, например производители софта или энергетических напитков.



Ещё один источник — это личные трансляции игрока, на которых он может заработать ещё несколько тысяч. Для этого игрок заходит в игру, включает веб-камеру и объясняет каждое своё действие. Параллельно игре он включает рекламу. Трансляции смотрят те, кто хочет научиться у звёздного геймера играть на определённой позиции или каким-то героем. Правда, у игроков первого дивизиона остаётся не так много свободного времени для записи таких трансляций, потому что они постоянно готовятся к очередному матчу. А транслировать тренировки профессиональной команды, конечно, никто не будет, потому что соперники будут слишком много знать.

Если геймер прославился в одной дисциплине, его переход и успешное выступление в другой практически невозможен. Карьера игрока обычно длится от двух до пяти лет. Вероятнее всего, геймер после завершении карьеры может перейти в смежную профессию. Например, стать тренером, аналитиком, менеджером команды, комментатором матчей. Некоторые делают акцент на личную популярность и работу с фанатами, продавая рекламодателям свои трансляции. Другие идут разрабатывать игры. Riot недавно заявили, что будут помогать игрокам, вышедшим на пенсию. Они предлагают им различные должности в компании.

Читайте также: