Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики что это за профессия

Опубликовано: 04.07.2024

Квалификация: Техник - электромеханик

Форма обучения – очная, заочная

Срок обучения на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев

Краткое описание ППССЗ:

Рабочая ППССЗ составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.

Объекты профессиональной деятельности:

судовое электрооборудование и средства автоматики;

электрооборудование и средства автоматики буровых платформ, плавучих дизельных электростанций, автономных энергетических установок;

инструменты и оборудование для диагностики и ремонта;

первичные трудовые коллективы.

Техник-судомеханик готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

техническая эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики;

организация работы коллектива исполнителей;

обеспечение безопасности плавания;

выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Техник-электромеханик должен обладать следующими общими компетенциями, включающими в себя способность:

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Владеть письменной и устной коммуникацией на государственном и иностранном (английском) языке.

Техник-электромеханик должен обладать следующими профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Техническая эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

Обеспечивать оптимальный режим работы электрооборудования и средств автоматики с учетом их функционального назначения, технических характеристик и правил эксплуатации.

Измерять и настраивать электрические цепи и электронные узлы.

Выполнять работы по регламентному обслуживанию электрооборудования и средств автоматики.

Выполнять диагностирование, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования и средств автоматики.

Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.

Организация работы коллектива исполнителей

Планировать и организовывать работу коллектива исполнителей.

Руководить работой коллектива исполнителей.

Анализировать процесс и результаты деятельности коллектива исполнителей.

Обеспечение безопасности плавания

Организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности.

Применять средства по борьбе за живучесть судна.

Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при организации учебных пожарных тревог, предупреждения возникновения пожара и при тушении пожара.

Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при авариях.

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна при оставлении судна, использовать спасательные шлюпки, спасательные плоты и иные спасательные средства.

Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды.

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Знать нормативно-правовые документы по эксплуатации судна, права и обязанности.

Обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления.

Выполнять техническое обслуживание и ремонт судового энергетического оборудования.


Содержание

Телефон приемной комиссии 8 984 149 40 69


Специальность: Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

Наименование

Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

Шифр специальности

Форма обучения

Квалификация

Срок обучения

- на базе среднего общего образования – 2 года 10 месяцев;

- на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев.

Область профессиональной деятельности

  • Техническая эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
  • Техническая эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики буровых платформ, плавучих дизельных и автономных энергетических установок.

Объекты профессиональной деятельности

  • судовое электрооборудование и средства автоматики;
  • электрооборудование и средства автоматики буровых платформ, плавучих дизельных электростанций, автономных энергетических установок;
  • инструменты и оборудование для диагностики и ремонта;
  • первичные трудовые коллективы.

Виды профессиональной деятельности

  • Техническая эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.
  • Обеспечение безопасности плавания.
  • Организация работы структурного подразделения.
  • Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

Курсанты морских специальностей колледжа, обучающиеся на бюджетной основе, находятся на полном государственном обеспечении (форменное обмундирование, трёхразовое питание, проживание в общежитии).

За время обучения техники с электромеханическим профилем подготовки изучают:

- основы устройства и эксплуатации судового электроэнергетического оборудования, судовых электроприводов, судовых электрических машин, релейно-коммутационную аппаратуру и пр.

- теорию и устройство судна,

- профессиональный английский язык,

- электронику и электротехнику и пр.

Обучение курсантов плавательных специальностей производится в соответствии с требованиями международной конвенции по дипломированию моряков (ПДНВ 78/95), проходят необходимую тренажёрную подготовку для получения рабочего диплома международного образца.

В процессе обучения курсанты дополнительно получают рабочую профессию – электрик судовой.

В университетском городке, помимо общежития, имеются комбинат студенческого питания на 2000 мест, профилакторий и лечебно-диагностический центр, молодёжный центр культуры, музей, плавательный бассейн, водная станция, яхтенный клуб, спортивные залы.

Курсантам, обучающимся в бюджетных группах на «хорошо» и «отлично», выплачивается стипендия.

Курсанты морских специальностей проходят морскую практику на учебно-производственных судах университета и в отечественных и зарубежных судоходных компаниях.

Трудоустройство выпускников

Рыбодобывающие и судоходные транспортные компании, суда морского и внутреннего водного транспорта, судоремонтные и судостроительные организации.

Специальность позволяет стать:

  • — судовым электромехаником,
  • — техником-электромехаником,
  • — электриком-судовым.

Судовой электромеханик - это специалист, обладающий необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками по эксплуатации судового электрооборудования, который осуществляет его обслуживание, отвечает за его состояние, работоспособность и безотказность.

Он не только следит за бесперебойной и четкой работой подведомственного ему электротехнического хозяйства, но и участвует в необходимых эксплуатационных ремонтных и профилактических мероприятиях по поддержанию электрооборудования в исправном состоянии и постоянной готовности к работе.

год основания 1927
Количество обучающихся: 57 человек
Преподавателей: 12 человек

1. Общая характеристика специальности

1.1. Специальность 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
ФГОС утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 года № 444, зарегистрирован в Минюсте РФ 11 июня 2014 года, регистрационный № 32676

1.2. Уровень образования среднее профессиональное

1.3. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики:

  • заочная;

1.4. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения:

  • на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев .

1.5. Квалификация выпускника базовой подготовки - техник-электромеханик.

1.6. Область профессиональной деятельности выпускника:
эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт транспортного электрооборудования и автоматики; организация работы первичных трудовых коллективов; разработка технологических процессов и конструкторской документации для производства, технического обслуживания и ремонта изделий транспортного электрооборудования и автоматики; выбор технологического оборудования и технологической оснастки для производственных целей; диагностирование деталей, изделий и систем транспортного электрооборудования и автоматики.

1.7.Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:

  • - детали, узлы и изделия транспортного электрооборудования и автоматики;
  • - техническая документация, технологическое и диагностическое оборудование;
  • - первичные трудовые коллективы.

    1.8.Техник-электромеханик готовится к следующим видам деятельности:

• Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики.
• Организация деятельности коллектива исполнителей.
• Участие в конструкторско-технологической работе.
• Проведение диагностирования транспортного электрооборудования и автоматики.
• Выполнение работ по профессии Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования

1.9. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы:

1.9.1. Общие компетенции:
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.9.2. Профессиональные компетенции:
Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

    1.9.2.1. Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики.

ПК 1.1. Организовать эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт изделий транспортного электрооборудования и автоматики.
ПК 1.2. Контролировать ход и качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортного электрооборудования и автоматики.
ПК 1.3. Контролировать техническое состояние транспортного электрооборудования и автоматики, находящихся в эксплуатации.
ПК 1.4. Составлять дефектные ведомости и отчетную документацию.

ПК 2.1. Организовывать работу коллектива исполнителей.
ПК 2.2. Планировать и организовывать производственные работы.
ПК 2.3. Выбирать оптимальные решения в нестандартных ситуациях.
ПК 2.4. Контролировать и оценивать качество выполняемых работ.
ПК 2.5. Оценивать экономическую эффективность эксплуатационной деятельности.
ПК 2.6. Обеспечивать соблюдение техники безопасности на вверенном производственном участке.

    1.9.2.3. Участие в конструкторско-технологической работе.

ПК 3.1. Разрабатывать технологические процессы изготовления и ремонта деталей, узлов и изделий транспортного электрооборудования в соответствии с нормативной документацией.
ПК 3.2. Проектировать и рассчитывать технологические приспособления для производства и ремонта деталей, узлов и изделий транспортного электрооборудования в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
ПК 3.3. Выполнять опытно-экспериментальные работы по сокращению сроков ремонта, снижению себестоимости, повышению качества работ и ресурса деталей.
ПК 3.4. Оформлять конструкторскую и технологическую документацию.

    1.9.2.4. Проведение диагностирования транспортного электрооборудования и автоматики.

ПК 4.1. Определять техническое состояние деталей, узлов и изделий транспортного электрооборудования и автоматики.
ПК 4.2. Анализировать техническое состояние и производить дефектовку деталей и узлов транспортного электрооборудования и автоматики.
ПК 4.3. Прогнозировать техническое состояние изделий транспортного электрооборудования и автоматики с целью своевременного проведения ремонтно-восстановительных работ и повышения безаварийности эксплуатации автотранспорта.

Социальные партнеры, обеспечивающие базы практики и места трудоустройства выпускников:
ОАО ВП «Эра», ОАО «Изумруд», ООО «Ливадийский РСЗ», ОАО «СК Первомайское», ООО «Корвет-ДВ», КГБУ "Центр занятости населения г.Владивостока".

Роль электромеханика на корабле не менее ответственна, чем старшего механика или даже капитана. Этот специалист несёт ответственность за правильную техническую эксплуатацию и состояние электрооборудования судна, а также всех электросетей распределительных устройств, средств телефонной связи, источников аварийного питания и многих других электроприборов.

Особенности

Корабельный электромеханик является специалистом, имеющим навыки работы с электрическими системами разной степени сложности — в его задачи входит ремонт и техническое обслуживание подобных установок. В его ведении находятся:

  • генераторы с электродвижением, а также без электродвижения;
  • распределительные щитки;
  • аварийные установки электропитания с берега;
  • гребная электроустановка;
  • электомеханическая составляющая блоков управления и судовых постов;
  • электронные и электрические элементы всех вариантов сигнализации;
  • сети аккумуляции тока;
  • размагничивающие механизмы;
  • электроприводы машинно-котельного оборудования;
  • электрическая составляющая рулевой системы;
  • осветительные приборы;
  • бытовая техника;
  • электроизмерительное оборудование.

Корабельный электромеханик обеспечивает максимально безопасную и экономную эксплуатацию всех вышеперечисленных механизмов, отвечает за его поддержание в функциональном работоспособном техническом состоянии.

Обязанности

В соответствии с ЕТКС в обязанности электромеханика на водном транспорте входит:

  • поддержание функциональности электрических сетей, судовой электростанции электрических сетей, любых корабельных механизмов и устройств автоматизации контроля, а также приборов сигнализации и многих других электроприборов;
  • составление графика работы корабельного электронного оборудования и плана осуществления профилактического ремонта;
  • предъявление электрооборудования транспортного средства органам Ростехнадзора;
  • выполнение техобслуживания аппаратуры электронавигационных систем;
  • мониторинг состояния источников питания;
  • составление смет и заявок на покупку запчастей, их приёмка и учет;
  • ведение базовой технической документации, связанной с использованием корабельного оборудования;
  • организация заземления корпуса корабля при постановке его в док.

В своей деятельности корабельный электромеханик должен использовать нормативные документы, регламентирующие деятельность.

Кроме того, он руководствуется установленными актами об охране экологии и окружающей среды и защите труда, а также нормами и правилами техники безопасности на корабле.

Образование

В зависимости от квалификационной категории к образованию электромеханика на водном транспорте предъявляются разные требования. Судовой электромеханик 1 разряда должен иметь высшее образование по профильному направлению образовательной программы. Его опыт работы по профессии должен составлять не меньше 2 лет, приветствуются курсы переквалификации. Электромеханик 2 разряда должен иметь высшее образование без какого-либо требования к стажу работы. Электромеханик 3 разряда может иметь высшее либо неполное высшее образование. Каких-либо требований к стажу и иным знакам различия в данном случае не предусмотрено.

При получении профильного образования в рамках программ подготовки судовых электромехаников особое внимание уделяется изучению таких вопросов, как:

  • действующие нормативные акты, распоряжения и правила, связанные с особенностями эксплуатации и техобслуживания электрического оборудования на водном транспорте;
  • нормативные документы, определяющие компетенцию органов технадзора за судами и организацию судовой службы;
  • действующие положения международной морской организации и конвенций в части сохранности жизни людей на воде, а также предотвращения загрязнения окружающей среды с судов;
  • электроавтоматика;
  • особенности организации труда на водном транспорте и основы экономики;
  • аварийно-спасательная работа и правила оказания первой помощи на воде.

Где работает?

Специальность судового электромеханика в наши дни не столь востребована и распространена как еще несколько десятилетий назад, поскольку большинство современных кораблей уже практически не нуждаются в больших экипажах. Даже океанский супертанкер может управляться командой из 30-40 человек, практически все функции на корабле выполняет автоматика.

Тем не менее эти специалисты могут найти работу на танкерах и кораблях, которые плавают в морях и реках. Как и любая другая профессия, работа, связанная с обслуживанием электромеханических систем на корабле, имеет свои достоинства и недостатки.

К плюсам можно отнести:

  • конкурентоспособную зарплату, особенно если электромеханику посчастливилось устроиться на международный рейс;
  • полный социальный пакет и дополнительное страхование, включая медицинское;
  • льготы и доплаты за тяжелые условия работы.

Не обошлось и без недостатков. В первую очередь работа электромеханика физически тяжела, она требует внимательности и выносливости. Ну и, кроме того, в последние годы серьезной проблемой стала нестабильность заработка и отсутствие каких-либо карьерных перспектив.

Институт
Морской институт

Руководитель программы
Матвеев Юрий Валентинович,
к.т.н., доцент кафедры
«Судовое электрооборудование»

Выпускающая кафедра
Судовое электрооборудование

Университетский городок (кампус)
ул. Университетская, 33

Уровень образования
Специалитет

Общежитие
Есть


Форма обучения


Вступительные испытания

Математика, физика/информатика и ИКТ(на выбор),
русский язык

Бюджетные места

  • общий конкурс: 23
  • квота приема: 3

Стоимость обучения на договорной основе

  • очная форма обучения - 256 000 руб./год, места: 10

Партнёры программы

  • АО «ЦКБ «Коралл»,
  • ФГУП «13 СРЗ ЧФ» МО РФ,
  • ООО «Судоремонтная база» «Фрегат»,
  • ООО «Трансконтакт Шип Менеджмент»,
  • ООО «Международная крюинговая группа»,
  • ООО «Ливадийский ремонтно- судостроительный завод»,
  • ГУП РК «Черноморнефтегаз»,
  • ООО «Завод «Молот-Механика»,
  • Компания «Briese Schiffahrts GmbH&Go» (Германия),
  • Вспомогательный флот КЧФ РФ.

Полезные ссылки

Область профессиональной деятельности и (или) сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники, освоившие программу специалитета (далее - выпускники), могут осуществлять профессиональную деятельность:

Транспорт (в сферах: технической эксплуатации электрооборудования и средств автоматики судов морского, речного, рыбопромыслового, технического и специализированного флотов, кораблей и военно- вспомогательных судов, в том числе электрооборудования и средства автоматики ядерных энергетических установок, буровых платформ, плавучих дизельных и атомных электростанций, автономных энергетических установок, судоремонтных предприятий; проектной деятельности и экспертиз, в том числе в аварийных случаях в области судовых электроэнергетических установок и их элементов (главных и вспомогательных);

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

Программа ориентирована на реализацию утвержденной правительством Российской Федерации федеральной целевой программы «Социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», (постановление от 11 августа 2014 г., №790) в части развития судостроительных, судоремонтных и рыбодобывающих компаний предприятий города Севастополя и Республики Крым.

Потребность в подготовке специалистов по специальности 26.05.07 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики обусловлена заинтересованностью крюинговых компаний г. Севастополя, Республики Крым и России в целом.

Выпускники, освоившие программу специалитета, находят применение своим знаниям на платформах по добыче нефти и газа, как в Республике Крым, так и за ее пределами. В подготовке инженеров- электромехаников заинтересованы также рыбодобывающие компании на Дальнем Востоке Российской Федерации.

Уникальность программы

Программа специалитета в области подготовки специалистов по эксплуатации судов морского транспорта, технического флота, судов освоения шельфа и плавучих буровых установок (далее — ПБУ), иных судов, используемых для целей торгового мореплавания, и управление ими как подвижными объектами, реализуется с учетом требований Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (далее — Конвенция ПДНВ) и Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве

Дисциплины:

  • Судовые автоматизированные электроэнергетические системы
  • Судовые электрические машины
  • Гребные электрические установки
  • Судовые автоматизированные электроприводы
  • Судовая электроника и силовая преобразовательная техника
  • Основы технической эксплуатации судового электрооборудования и средств автоматики


Направления НИРС:

На базе кафедры создана «Лаборатория научного творчества студентов».

Окончательно сформированы на кафедре научные направления в рамках специальности:

  • развитие общей теории судовых электротехнических комплексов и систем (СЭТКиС), исследование системных свойств и связей, физическое, математическое, имитационное и компьютерное моделирование (научный руководитель д.т.н., профессор Высоцкий В.Е.);
  • структурный и параметрический синтез, оптимизация СЭТКиС и, в частности, электропривода, а также разработка алгоритмов его эффективного управления (научный руководитель д.т.н., проф. Краснодубец Л.А.).

На базе кафедры регулярно проводится Всероссийская студенческая научно- техническая конференция «Электрооборудование и автоматика судов»

Ведущие преподаватели:

  • Виталий Высоцкий, д.т.н., профессор кафедры СЭО;
  • Леонид Краснодубец, д.т.н., профессор кафедры СЭО;
  • Светлана Конева, к.т.н., доцент, заведующий кафедрой СЭО;
  • Лев Канов, к.т.н., доцент кафедры СЭО;
  • Юрий Матвеев, к.т.н., доцент кафедры СЭО;
  • Наталья Олейниченко, к.т.н., доцент кафедры СЭО
  • Владислав Стрижак, судовой электромеханик 1 р-да, директор ООО «АВ Марин».

Материально-техническая база:

Учебный процесс обеспечивается в лекционных аудиториях университета, компьютерном классе и 8 предметных лабораториях кафедры СЭО:

Читайте также: