Профессия какая часть речи

Опубликовано: 02.10.2024

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;

    2. Служебные части речи:

    • предлоги;
    • союзы;
    • частицы;

    3. Междометия.

    Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

    • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
    • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

    Морфологический разбор существительного

    • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
    • собственное или нарицательное;
    • одушевленное или неодушевленное;
    • род (м,ж, ср.);
    • число (ед., мн.);
    • склонение;
    • падеж;
    • синтаксическая роль в предложении.

    План морфологического разбора существительного

    "Малыш пьет молоко."

    Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

    • начальная форма – малыш;
    • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
    • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
    • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

    Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

    • начальная форма – молоко;
    • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
    • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
    • в предложении прямое дополнение.

    Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

    "Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков)."

    Дамы (кто?) — имя существительное;

    • начальная форма — дама;
    • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
    • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
    • синтаксическая роль: часть подлежащего.

    Лужину (кому?) — имя существительное;

    • начальная форма — Лужин;
    • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
    • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
    • синтаксическая роль: дополнение.

    Ладонью (чем?) — имя существительное;

    • начальная форма — ладонь;
    • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
    • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
    • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

    Пыль (что?) — имя существительное;

    • начальная форма — пыль;
    • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
    • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
    • синтаксическая роль: дополнение.

    (с) Пальто (С чего?) — существительное;

    • начальная форма — пальто;
    • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
    • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
    • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

    Морфологический разбор прилагательного

    Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

    • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
    • постоянные морфологические признаки прилагательных:
      • разряд, согласно значению:
        • - качественное (теплый, молчаливый);
        • - относительное (вчерашний, читальный);
        • - притяжательное (заячий, мамин);
        • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
        • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
        • признак рода (только в единственном числе);
        • число (согласуется с существительным);
        • падеж (согласуется с существительным);

        План морфологического разбора прилагательного

        Полная луна взошла над городом.

        Полная (какая?) – имя прилагательное;

        • начальная форма – полный;
        • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
        • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
        • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

        Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

        Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

        Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
        • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
        • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
        • синтаксическая роль: часть сказуемого.

        Стройная (какая?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — стройный;
        • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
        • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
        • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

        Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — тоненький;
        • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
        • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
        • синтаксическая роль: часть сказуемого.

        Голубые (какие?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — голубой;
        • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
        • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
        • синтаксическая роль: определение.

        Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — изумительный;
        • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
        • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
        • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

        Морфологические признаки глагола

        Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

        Морфологические формы глаголов:

        • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
        • спрягаемые (личные и безличные) формы;
        • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

        Морфологический разбор глагола

        • начальная форма — инфинитив;
        • постоянные морфологические признаки глагола:
          • переходность:
            • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
            • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
            • возвратные (есть -ся, -сь);
            • невозвратные (нет -ся, -сь);
            • несовершенный (что делать?);
            • совершенный (что сделать?);
            • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
            • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
            • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
            • наклонение:
              • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
              • условное: что делал бы? что сделал бы?;
              • повелительное: делай!;
              • сказуемым: Быть сегодня празднику;
              • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
              • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
              • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
              • обстоятельством: Я вышел пройтись.

              Морфологический разбор глагола пример

              Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

              Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

              Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

              • начальная форма — послать;
              • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
              • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
              • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

              Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

              Какая тишина, прислушайтесь.

              Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

              • начальная форма — прислушаться;
              • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
              • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
              • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

              План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

              Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

              Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

              Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

              Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

              1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

              I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО?” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ.

              Н. ф. – … (И. п., ед. ч.)

              II. Постоянные признаки:

              • собственное или нарицательное,
              • одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.),
              • род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы)),
              • склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. – ); разносклоняемое (на –мя, путь);

              адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам),

              вне категории склонения (не имеющие формы ед.ч.)).

              Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

              • в … числе (ед., мн.), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
              • в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

              III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

              2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

              I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ?” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

              Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р.)

              II. Постоянные признаки:

              Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

              • в степени сравнения (для качественных);
              • в полной (какой?) или краткой (каков?) форме,
              • в … падеже (для полной формы),
              • в …числе (ед., мн.),
              • в … роде (для единственного числа).

              III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

              3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.

              I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

              Н.Ф. – … (инфинитив: что делать? что сделать?)

              II. Постоянные признаки:

              • вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)),
              • спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
              • возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
              • переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога).
              • в … наклонении (изъявительное: что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы? что сделал бы?),
              • в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
              • в … числе (ед., мн.),
              • в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

              . У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.

              III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

              4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

              I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО?” (или “КОТОРЫЙ?”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ).

              Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

              II. Постоянные признаки:

              • разряд по структуре (простое/сложное/составное),
              • разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое),
              • особенности склонения:

              1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил.
              5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл.
              40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы.
              тысяча скл., как сущ.1 скл.
              миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл.
              сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
              сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

              Непостоянные признаки:

              • падеж,
              • число (если есть),
              • род (в ед.ч., если есть).

              III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

              5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.

              I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

              Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

              II. Постоянные признаки:

              • разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест .-прил., мест. -числ.)
              • разряд по значению с доказательством:
                личное, т.к. указ. на лицо;
                возвратное, т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
                притяжательное, т.к. указ. на принадлежность;
                вопросительное, т.к. указ. на вопрос;
                относительное, т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
                неопределенные, т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
                отрицательные, т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
                определительные, т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
              • лицо (для личных).
              • падеж,
              • число (если есть),
              • род (если есть).

              III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

              6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.

              I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.) и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

              Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

              II. Постоянные признаки:

              • Неизменяемая часть речи.
              • Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?)
                места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
                причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

              (Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное.)

              Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

              III. Синтаксическая роль.

              7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

              I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

              Остальные пункты, как у наречия, кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.

              8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.

              I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

              II. Постоянные признаки:

              • действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
              • вид (СВ – что сделавший? НСВ – что делавший?).
              • возвратность (возвратное – есть -ся, невозвратное – нет -ся).
              • время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).
              • полная или краткая форма (только для страдательных).
              • падеж (только для причастий в полной форме).
              • число (ед., мн).
              • род (только для прич в ед.ч.).

              III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

              9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

              I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

              II. Постоянные признаки:

              • Неизменяемая часть речи.
              • Вид (СВ – что сделав?/НСВ – что делая?).
              • Возвратность (возвр. – есть -ся, невозвр. – нет -ся).

              III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

              10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.

              I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

              • Простой (из одного слова: из, в) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
              • Производный (перешел из другой части речи: вокруг) / непроизводный (из, к, об…).
              • Неизменяемая часть речи.

              III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

              11. Морфологический разбор СОЮЗА.

              I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

              • Простой (из одного слова: и, а, но…) / составной (из нескольких слов: потому что…).
              • Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако…) + группа по значению (соединительные: и; противительные: но; разделительные: или). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно…) + группа по значению (изъяснительные: что, временные: когда, условные: если, причинные: потому что, целевые: чтобы, следственные: так что; уступительные: несмотря на то что, хотя; сравнительные: как будто)
              • Неизменяемая часть речи.

              III. Не является членом предложения.

              12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.

              I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно: наклонения, степени сравнения).

              • Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы…/смысловые: неужели, вот, именно…).
              • Неизменяемая часть речи.

              III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

              13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.

              I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.

              Имя существительное: врач, учитель, воспитатель, повар, портной, парикмахер, продавец, садовник, летчик, шофер, артист, сапожник, строитель, рабочий, спортсмен, почтальон, пожарный, ткач, пастух, трубочист.

              Прилагательные: строительный, рабочий, садовый, сапожный, столярный, спортивный, рыболовный, врачебный, учительский, водительский, пожарный, пастущий, детективный, директорский, парикмахерский, художественный, юридический.

              Глаголы: работать, строить, учить, воспитывать, разводить, шить, готовить, чинить.

              Формирование грамматического строя речи.

              • Усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа.
              • Образование имени существительного женского рода от существительного мужского рода.

              Актер (артист)- актриса (артистка)

              • Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к профессиям.

              У строителя инструмент (какой?)- строительный

              У рабочего инструмент- рабочий

              У садовника инструмент- садовый

              У столяра инструмент- столярный

              У спортсмена- инструмент- спортивный

              У рыболова снасти- спортивный

              У врача кабинет- врачебный

              У директора кабинет- директорский

              У учителя кабинет- учительский

              У водителя права- водительские

              У пожарных машина- пожарная

              У пастуха рожок- пастуший

              У детектива агентство- детективное

              У парикмахера ножницы- парикмахерские

              У художника выставка- художественная

              У юриста образование- юридическое

              У летчика поле- летное

              • Усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными и глаголами единственного и множественного числа.

              Врач лечит- врачи лечат

              Воспитатель воспитывает- воспитатели воспитывают

              Продавец продает- продавцы продают

              Садовник сажает- садовники сажают

              Летчик летает- летчики летают

              Водитель водит- водители водят

              Строитель строит- строители строят

              Пожарный тушит- пожарные тушат

              Ткач ткет- ткачи ткут

              Пастух пасет- пастухи пасут

              Спортсмен тренируется- спортсмены тренируются

              Трубочист чистит- трубочисты чистят

              Портной шьет- портные шьют

              Рабочий работает- рабочие работают

              Учитель учит- учителя учат

              Повар варит- повара варят

              • Усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа в сочетании с глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени.

              Врач лечит- врачи лечили

              Садовник сажает- садовники сажали

              Летчик летает- летчики летают

              Водитель водит- водители водили

              Сапожник чинит- сапожники чинили

              Строитель строит- строители строили

              Пожарный тушит- пожарные тушили

              Ткач ткет- ткачи ткали

              Пастух пасет- пастухи пасли

              Артист выступает- артисты выступали

              Певец поет- певцы пели

              Спортсмен тренируется- спортсмены тренируются

              Тракторист пашет- трактористы пашут

              Трубочист чистит- трубочисты чистят

              Экскаваторщик работает- экскаваторщики работают

              Портной шьет- портные шьют

              Рабочий работает- рабочие работали

              Военный воюет- военные воевали

              Учитель учит- учителя учат

              Повар варит- повара варят

              Сторож сторожит- сторожа сторожат

              • Усвоение некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными мужского и женского рода в сочетании с глаголами прошедшего времени

              Учитель учил- учительница учила

              Воспитатель воспитывал- воспитательница воспитывала

              Певец пел- певица пела

              Писатель писал- писательница писала

              Продавец продавал- продавщица продавала

              Садовник сажал (цветы)- садовница сажала (цветы)

              Летчик летал (на самолете)- летчица летала (на самолете)

              Художник рисовал- художница рисовала

              Повар варил (суп)- повариха варила (суп)

              Портной шил- портниха шила

              Ткач ткал- ткачиха ткала

              Артист выступал (на сцене)- артистка выступала (на сцене)

              Журналист писал (статью)- журналистка писала (статью)

              Официант накрывал (на стол)- официантка накрывала (на стол)

              Санитар работал- санитарка работала

              Спортсмен тренировался- спортсменка тренировалась

              Пастух пас (стадо)- пастушка пасла (стадо)

              Парикмахер сделал (прическу)- парикмахерша сделала (прическу)

              • Усвоение навыка согласования числительных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа.
              • Употребление простых предлогов «на» «в» в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.

              Моряк служит на корабле.

              Строитель работает на стройке.

              Артист выступает на сцене.

              Повар готовит на кухне.

              Летчик летает на самолете.

              Официант накрывает на стол.

              Врач лечит в больнице.

              Учитель учит в школе.

              Продавец продает в магазине.

              Садовник работает в саду.

              Спортсмен тренируется в спортзале.

              Парикмахер работает в парикмахерской.

              Офицер служит в армии.

              • Согласование глаголов настоящего времени с существительными а роде.

              Игра «Что я сделал не скажу лучше я вам покажу».

              Ход игры: Перед играющими лежат предметы (инструменты по профессиям). Дети по очереди берут какой-нибудь предмет и выполняют с ним действия. Остальные дети описывают действия показывающего ребенка и узнают профессию которую он изображает. Например: «Вова пишет книгу. Он писатель». «Женя стрижет волосы. Она парикмахер». «Саша шьет иглой. Она портниха». Ваня солит суп. Он повар». Коля слушает фонендоскопом. Он врач». «Катя принесла письмо. Она почтальон». «Даша рисует картину. Она художник».

              Игра «Угадай мою профессию».

              Ребенок выбирает на столе у педагога реальные предметы игрушки или предметные картинки относящиеся к определенным профессиям и говорит: «Я взял нож доску половник. Какая у меня профессия?». Дети должны угадать о какой профессии идет речь и назвать действия которые выполняет человек этой профессии. («Эта профессия- повар. Повар готовит еду»).

              Слово «от» — это слу­жеб­ная часть речи пред­лог. Укажем, в каких слу­ча­ях пред­лог «от» исполь­зу­ет­ся в соче­та­нии с суще­стви­тель­ны­ми, место­име­ни­я­ми, числительными.

              Определим, какая часть речи сло­во «от» в рус­ском язы­ке, выяс­нив его функ­цию в сло­во­со­че­та­нии и предложении.

              Слово «от» — это предлог

              Интересующее нас сло­во не назы­ва­ет пред­мет, при­знак или дей­ствие, как суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное и гла­гол. Оно не обла­да­ет лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, не изме­ня­ет­ся и не име­ет мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков как само­сто­я­тель­ные части речи. Следовательно, это сло­во отно­сит­ся к слу­жеб­ным частям речи. Оно участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии форм роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных, место­име­ний, числительных:

              • покрас­неть от гнева;
              • ото­дви­нуть­ся от меня;
              • счи­тать от одно­го до десяти.

              Оно так­же выра­жа­ет грам­ма­ти­че­ские отно­ше­ния меж­ду сло­ва­ми в пред­ло­же­нии, слу­жит для оформ­ле­ния пред­ло­же­ния в связ­ное высказывание.

              В пол­день от дома пада­ла густая тень на пали­сад­ник с цве­ту­щи­ми куста­ми роз.

              В рус­ском язы­ке эти слу­жеб­ные функ­ции выпол­ня­ют пред­ло­ги. Выясним, что такое пред­лог в систе­ме частей речи.

              Определив функ­цию рас­смат­ри­ва­е­мо­го сло­ва в пред­ло­же­нии и в обра­зо­ва­нии падеж­ных форм зна­ме­на­тель­ных частей речи, ука­жем, какой частью речи оно является.

              От какая часть речи

              По про­ис­хож­де­нию это непро­из­вод­ный пред­лог, а по соста­ву — про­стой, как и сле­ду­ю­щие сло­ва этой части речи:

              • пше­ни­ца по пояс;
              • снять с крыши;
              • бегать в парке;
              • под­нять­ся над лесом.

              В фор­мах роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных, име­ю­щих в нача­ле соче­та­ния «л», «м», «р» + соглас­ная, а так­же перед дру­ги­ми сте­че­ни­я­ми соглас­ных у это­го пред­ло­га появ­ля­ет­ся бег­лая глас­ная «о», и он пре­вра­ща­ет­ся в «ото»:

              • лоб — ото лба;
              • лён — ото льна
              • мох — ото мха;
              • ров — ото рва;
              • день — ото дня;
              • сон — ото сна.

              Употребление предлога «от»

              Укажем, в каких рече­вых ситу­а­ци­ях рас­смат­ри­ва­е­мый пред­лог исполь­зу­ет­ся наи­бо­лее часто:

              1. упо­треб­ля­ет­ся в про­стран­ствен­ном зна­че­нии при обо­зна­че­нии места, исход­но­го пунк­та дви­же­ния, пере­ме­ще­ния, рас­про­стра­не­ния чего-либо и пр.:

              • отой­ти от деревни;
              • сле­до­вать от границы;
              • тень от здания;
              • несет горе­лым от кухни;

              2. ука­зы­ва­ет на источ­ник чего-либо:

              • слух от соседа;
              • анек­дот от извест­но­го юмориста;
              • новость от подруги;
              • дом от родителей;
              • сырость от реки;

              3. упо­треб­ля­ет­ся при обо­зна­че­нии пред­ме­та, от кото­ро­го избавляются:

              • вымыть от жира;
              • чистить ковер от пятен;

              4.«от» упо­треб­ля­ет­ся в зна­че­нии пред­ло­гов «вслед­ствие», «по при­чине»:

              • блед­ный от страха;
              • кри­чать от возмущения;
              • крас­ка потрес­ка­лась от солнца;

              5. ука­зы­ва­ет на состав­ля­ю­щую часть дру­го­го предмета:

              • кожу­ра от апельсина;
              • ключ от квартиры;
              • крыш­ка от кастрюли;
              • футляр от очков;

              6. упо­треб­ля­ет­ся в зна­че­нии «про­тив»:

              • микс­ту­ра от кашля;
              • при­вив­ка от гриппа;
              • ошей­ник от блох;

              7. ука­зы­ва­ет на дату чего-либо:

              • при­каз управ­ля­ю­ще­го от пято­го ноября;
              • рас­по­ря­же­ние дирек­то­ра от два­дца­то­го сентября;

              8. при соеди­не­нии с пред­ло­гом «до» и чис­ли­тель­ным упо­треб­ля­ет­ся для обо­зна­че­ния вели­чин, огра­ни­чи­ва­ю­щих что-либо:

              • ветер от пят­на­дца­ти до два­дца­ти мет­ров в секунду;
              • дети от шести до вось­ми лет;
              • доход от семи до деся­ти тысяч рублей;

              9. с пред­ло­гом «к» обо­зна­ча­ет гра­ни­цы, пре­де­лы действия:

              • бежать от стар­та к финишу;
              • плыть от бере­га к скале;
              • ходить от кух­ни к столовой;

              10. с пред­ло­гом «до» упо­треб­ля­ет­ся для обо­зна­че­ния гра­ниц про­стран­ства, расстояния:

              • от стан­ции до горо­да десять километров;
              • от поля до дерев­ни рукой подать;
              • от вер­ши­ны до само­го низа;

              11. упо­треб­ля­ет­ся для ука­за­ния место­по­ло­же­ния по отно­ше­нию к дру­го­му предмету:

              Части речи - что это простыми словами

              Чтобы в языке не было путаницы, все его слова надо было упорядочить. Поэтому было введено такое понятие как часть речи. Это группа «одинаковых» слов, то есть таких, у которых абсолютно одинаковые морфологические признаки: один вопрос, схожее значение, часто похожая роль в предложении.

              Самостоятельные и служебные части речи – в чем разница

              Все части речи в языках делятся на два типа: самостоятельные и служебные.

              «Самостоятельные» – то есть они могут употребляться сами по себе, им не нужно какое-то еще слово. Например, мы можем по отдельности употреблять существительные: дом, машина, совесть; прилагательные: красивый, быстрый, чистый; глаголы: читать, танцевать, грустить.

              А вот предлоги сами по себе употребляться не могут. Вы не будете просто так говорить «на», «около», «вдоль» – рядом с ними обязательно будет какое-то другое слово: на колокольню, около пруда, вдоль берега. То же касается частиц (не, же, ли), союзов (и, да, вследствие). Эти части речи – «служебные».

              Запомните

              Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

              У самостоятельных слов есть три признака, которых нет у служебных, вот они:

              1. Вопрос. К самостоятельным словам всегда можно задать вопрос: (кто?) человек, (какой?) отважный, (что сделал?) переплыл.
              2. Значение. Они всегда что-то значат, то есть вы их произносите и что-то себе представляете: подушка (сразу представили ту, на которой спите), вафля (даже запах можно почувствовать), кувыркаться (вспомнили уроки физкультуры).
              3. Роль в предложении. Самостоятельные слова всегда являются членами предложения – мы подчеркиваем их как подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство или дополнение.

              Сравните со служебными словами:

              1. Вопрос задать нельзя. Задайте его к словам «и», «вдоль», «же». Это невозможно.
              2. Нет значения. Что обозначает «за», «ни», «а»? Ничего. В голове ничего не рисуется.
              3. Не являются членами предложения.

              8 самостоятельных частей речи

              Я их перечислю и кратко охарактеризую.

              Начнем с имен. Их три:

                – обозначает какой-то предмет, то есть то, к чему можно задать вопрос «кто?» , если он одушевленный, или «что?», если неодушевленный: человек, вода, любовь, небо, войско, листва. Сразу вас направляю на свою статью про одушевленные и неодушевленные имена существительные, чтобы вы не путали их с живыми/неживыми предметами.
              1. Имя прилагательное – обозначает признаки этих самых предметов. Отвечает на вопросы «какой?» и «чей?». Примеры: маленький, опасный, злой, приятный, лисий, человеческий.
              2. Имя числительное – обозначает либо количество, либо порядок следования предметов, которые кто-то считает. Сравните. Количество: (сколько?) десять яблок, сто солдат, пятьдесят автомобилей. Порядок: (какой?) первый, сотый, сороковой.

              Есть часть речи, которая употребляется «вместо имени», чтобы постоянно не повторять одни и те же имена. Это местоимение. Оно отвечает на те же вопросы, что и три имени, например: (кто?) я, он, они, (какой?) такой, тот, этот, (сколько?) столько.

              Чтобы назвать действия, которые выполняют предметы, или которые выполняются сами по себе, нужны глаголы. Они отвечают на два основных вопроса: (что делать?) писать, редактировать, учить, хихикать; (что сделать?) написать, отредактировать, выучить, похихикать. Недавно я опубликовал несколько статей про вид, времена, наклонения глагола, а также про инфинитив – его неопределенную форму. Читайте.

              От глагола произошли две другие части речи:

                . Это глагол + прилагательное. Оно отвечает на вопросы «какой?» и «что делающий?»: играющий, читающий, спящий. Дом (какой? «что сделанный?») построенный. . Это глагол + наречие. Получается слово, которое отвечает на вопросы «как?» и «что делая?»: играя, танцуя, строя.

              Чтобы сказать, как происходит действие, нужны наречия. Они обозначают признаки, но не предметов, как прилагательные, а именно действий. Поэтому в предложении всегда зависят от глаголов: рисовать (как?) красиво, смотреть (куда?) наверх, гулять (когда?) вечером.

              На наречие похожа еще одна часть речи – категория состояния. Это, по сути, наречие, но в таком предложении, где нет подлежащего (то есть в безличном): «Холодно. Одиноко. Грустно» – вроде бы наречие, отвечает на вопрос «как?», но глагола рядом нет. Поэтому обозначает не признак действия, а состояние природы или человека.

              3 служебные части речи

              Предлоги нужны для того, чтобы поставить существительное в какой-то падеж. Например: иду в школу – винительный падеж, иду из школы – родительный.

              Рекомендую

              Вот моя статья про косвенные падежи. Я в ней рассказываю, как легко и быстро их запомнить: как запомнить порядок, вопросы, не путать именительный падеж с винительным. Наслаждайтесь.

              Союзы связывают самые разные части речи: читаю и пишу, медленно, но без перерывов, грамотный, а считать не умеет.

              Частицы нужны для более тонкой передачи смыслов. Сравните: «Я сказал» – «Я же сказал!» – «Лебедей и уток нет» – «Нет ни лебедей, ни уток».

              Слова, которые не являются частями речи

              Они как бы вне всей этой классификации. Их три:

              1. Модальные слова – если кратко, то они позволяют нам сказать, что что-то реально или не реально: «На улице дождь» – «Вероятно, на улице дождь».
              2. Звукоподражания – когда мы пытаемся своими губами, языком, зубами и горлом передать какие-то звуки: мяу, гав, квак.
              3. Междометия – они нужны, чтобы выражать эмоцию: Ах, Ох, О, Ай-ай.

              Я постепенно постараюсь написать статьи про все эти части речи, поставлю сюда недостающие ссылочки.

              Если у вас есть вопросы, пожелания, сомнения в чем-то – не стесняйтесь, спрашивайте в комментариях, я обязательно отвечу.

              Читайте также: