Профессия кто играет на гитаре

Опубликовано: 02.10.2024

Гитарист кто это такой

Гитара и умение играть на инструменте заветная мечта мальчишек в молодости. Но впоследствии для многих, это становится непросто увлечением, а делом всей жизни. Чтобы понять гитарист кто это такой, надо разобраться в особенностях профессии, узнать специфику мастерства и разнообразие приёмов игры на гитаре в различных музыкальных стилях.

История рождения гитары

Прототип гитары, как струнного музыкального инструмента был создан в древние времена. Во 2-ом веке уже нашей эры первая похожая гитарная конструкция была обнаружена при раскопках в Испании. Она имела характерные для инструмента корпус и гриф с головкой.

В ходе эволюции строение и конструкция гитары претерпели существенные изменения и в результате из много струнного она превратилась в 6 – струнный инструмент. В Испании и Италии гитара становится любимым и популярным инструментом. Многие композиторы такие, как испанцы синьоры Агуадо и Сор, а также итальянцы Джулиани и Каркасси пишут музыкальные сочинения: концерты, сонаты, вариации пьес для соло-исполнения на гитаре.

  • В России, это увлечение наступило позже, в середине 17 века. Энтузиастом популяризации гитарной музыки в стране, в том числе внедрение усовершенствованной семиструнной гитары, считается композитор Андрей Сихра.

Гитара становится массовым, доступным инструментом для различных слоёв населения, создаются школы профессиональной игры и зарождается специальность – гитарист.

Факты о профессии

Гитарист — это многогранная профессия. Человек с этой специализацией может быть виртуозным исполнителем прекрасных музыкальных произведений как в сольных концертах, так и в группе с другими участниками ансамбля.

Артисты применяют гитару для аккомпанемента и музыкального сопровождения в разных музыкальных стилях:

    ,
  • кантри,
  • фламенко,
  • рок-музыка;
  • бардовская песня.

Виды гитар

Используя многие разновидности гитар, музыканты оказывают сильное воздействие на любителей гитарного исполнительского искусства.

Особо популярны такие виды инструмента:

Личные качества

Научится бренчать на гитаре в окружении подростков доступно многим, но для того, чтобы стать профессиональным виртуозным гитаристом необходимо обладать особенными качествами и приложить немало труда, добиваясь эксклюзивного звучания инструмента.

Исполнители в совершенстве должны владеть:

  1. Чувством ритма, что является основой для музыкального развития гитариста. Выдерживать темп и ритм при исполнении любого произведения довольно сложно и требует постоянного навыка и тренировок. Учиться ритмическому исполнению надо с самого начала, с первых аккордов, раз за разом совершенствуясь и изучая стандартные ритмы под гитару. Их существует большое количество и надо уметь постичь их размеры и такты, используя метроном.
  2. Музыкальным слухом, который в той или иной степени даётся каждому человеку при рождении. Для гитариста важно непросто овладеть техникой игры на инструменте, но и постоянно развивать музыкальный слух. Регулярные тренировки и практические усилия позволят в совершенстве чувствовать и понимать воспроизводимые звуки.
  3. Музыкальная память заключается в способности исполнителя не только воспроизводить мелодии, но и уметь подбирать их по памяти, подключая мышечный, интервальный навык звукоизвлечения.
  4. Хорошая координация, это умение контролировать гриф и чётко отработать способность применения различных приёмов и методов гитарной игры.
  5. Моторная беглость, это развитие подвижности пальцев двух рук с уверенной переменой позиций при скольжении по струне. Умение поддерживать их правильное расположение на грифе.
  6. Усидчивость и целеустремлённость позволяют гитаристу достичь поставленной цели с возможностью преодолеть трудности при овладении методов исполнения произведений на гитаре.

Где научится играть на гитаре

Для профессионального овладения игре на гитаре желательно пройти обучение в музыкальной школе, где можно получить не только хорошие навыки, но и расширить образование по многим другим дисциплинам необходимых для музыканта. Здесь учащийся постигнет мастерство игры по нотам, и выработают правильную постановку рук. Полученный аттестат поможет продолжить развитие в музыкальном училище или консерватории.

  • Многие начинающие гитаристы осваивают игру на гитаре, на курсах, в кружках или самостоятельно, в том числе по онлайн урокам на различных сайтах, но шанс стать профессиональным гитаристом будет только у особо талантливых, упорных и харизматичных.

Подведем итоги

Гитарист кто это такой, мы выяснили, что это профессия для творчески развитых людей, любящих и понимающих гитару и её неповторимое завораживающее звучание. Осваивая инструмент от простого бренчания к виртуозному исполнению музыкальных произведений, профессионал проходит сложный процесс обучения. Главное, верить в себя, любить звучание гитары и постоянно совершенствовать своё мастерство.

19 профессий, связанных с гитарой

Исполнитель, композитор, учитель - обычно такой список приходит на ум, когда думаешь о гитарных профессиях. На самом же деле профессий, занимающихся созданием гитарной музыки, намного больше и их задачи разнообразны.

В данной статье мы расскажем о самых ярких видах деятельности гитариста. Будет актуально для всех любителей гитары, кто по разным причинам не смог стать концертным исполнителем или учителем гитары - посмотрите список, вдруг что-то приглянется.

Разделим список по этапам создания гитарной музыки.

Основные специалисты доисполнительской части:

Композитор — создатель оригинального музыкального сочинения, царь и бог основного креатива.

Написание сочинения определяет в большей степени успех или неудачу всех, кто будет его исполнять в будущем. Мастерство композитора - это не только владение техническими особенностями инструмента, но и даром предвидения, понимание изменчивых вкусов публики в сочетании с желанием привнести в мир свое оригинальное видение.

Гитарист композитор-аранжировщик

Аранжировщик — по написанному оригинальному сочинению создает практически новую музыку, внося новые музыкальные и технические элементы.

Музыковед, исследователь — исследует информацию из различных источников на предмет практического использования от истории создания гитарного сочинения, техники, музыкальных инструментов, до ведения лекций, концертов, написания статей и литературы. Своей деятельностью может осуществлять пропагандистскую миссию, привлекая интерес публики.

Подборщик по слуху — “снимает” музыку по слуху в случае такой необходимости. Такая деятельность часто востребована на любительском уровне. Эта деятельность тесно связана с деятельностью аранжировщика (каверщика).

Наборщик нот — занимается переводом рукописей в стандартные графические форматы нот, табулатур, цифровок с использованием программ типа Sibelius, Finale, GuitarPro, MuseScore и пр.

Учитель гитары — “переводит” знания и практический исполнительский опыт вышеперечисленных профессий в знания и опыт ученика. В идеале хороший учитель взращивает того исполнителя, который может стать лицом отдельного гитарного класса, школы или даже страны.

На этом профессии доисполнительской части заканчиваются .

Перейдём непосредственно к исполнительству:

Концертный гитарист-исполнитель

Исполнитель солист — исполняет и интерпретирует музыкальное сочинение с целью раскрытия музыкального образа и донесения музыкального послания композитора публике. Хороший исполнитель должен обладать не только отличными музыкальными качествами, но и особенной стрессоустойчивостью, артистизмом, дисциплинированностью и т.д.

Артист ансамбля — исполняет свою партию в составе ансамбля. В отличие от солистов, гитарист ансамбля должен обладать большей коммуникативностью для творческого взаимодействия с коллегами. Наряду с оркестрантами, хорошие гитаристы ансамбля прекрасно читают ноты и цифровки с листа, имеют хорошее чувство ритма.

Артист оркестра — играет под “дудку” дирижера музыку в разных стилях и направлениях. “Универсальный” и высокопрофессиональный музыкант оркестрант - это такой же исполнитель-солист, который, возможно, “взял паузу” в сольном исполнительстве.

Дирижер оркестра — обеспечивает слаженную работу оркестра, а оркестр является единым инструментом в руках дирижера. Он, как главный солист, но с дирижерской палочкой, планирует программу выступлений и интерпретацию отдельных пьес. Если оркестр звучит хорошо, публика хвалит оркестр, если плохо - ругает дирижера!

Ведущий концерта — занимается поиском информации и ораторским искусством для увлекательного ведения концерта.

Художественный руководитель проекта — задает основное направление развития фестиваля, конкурса или концерта. Благодаря отличным “худрукам”, широкой аудитории известны конкурс GFA или конкурс гитаристов в Александрии, но вряд ли ей также широко известны имена руководителей этих проектов.

Администратор проекта — помогает художественному руководителю в организации концерта или фестиваля. Например, договаривается о залах для выступлений, продаже билетов и т.д.

Звукорежиссер — записывает звук во время концерта или в студии.

Фотограф/видеограф — обеспечивает мероприятие или отдельных исполнителей фото и видео материалом для создания рекламы и продвижения.

Кроме работы над созданием и исполнением музыки гитаристы могут применить свои скилы в создании индустрии

Продавец гитар, по сути, тоже гитарист?

Гитарный мастер — занимается созданием и ремонтом гитар. Совмещая в себе специальности “и швеца, и жнеца”, гитарный мастер не только работает в мастерской, но ездит по выставкам и фестивалям. Подкаст с гитарным мастером слушайте по ссылке.

Продавец гитар — как бы это ни казалось банально, но хороших продавцов-консультантов в области гитары меньше, чем кажется. Ведь чтобы предложить хороший инструмент, который достойно прослужит покупателю долго, нужно разбираться и в особенностях гитар, и в особенностях потребностей тех, кто на них будет играть.

Журналист, блогер — создает информационное поле с целью привлечения внимания и интереса как к отдельным исполнителям и услугам преподавателей, так и к концертам, фестивалям и популяризации всей гитарной индустрии в целом.

Дизайнер — делает дизайны афиш, компакт дисков, нотных сборников.

Итого мы получили 19 направлений деятельности. Если вам хочется работать в гитарной сфере, но играть или преподавать не лежит душа — можете выбрать одну из списка и погрузиться в неё.

Настоящий преподаватель игры на гитаре — это музыкант, педагог и психолог в одном лице. Во-первых, он должен профессионально владеть инструментом. Во-вторых, должен уметь учить и объяснять так, чтобы ученикам все было понятно. В-третьих, среди учеников будут не только дети, но и взрослые, поэтому необходимо знать особенности возрастной психологии. Где этому учат, сколько времени потребуется для освоения профессией, а также её особенности — обо всём этом расскажет сегодня читателям журнала Reconomica преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем из Смоленска.

Профессиональный творческий путь

Добрый день! Меня зовут Вера Юрьевна, мне 45 лет. Живу и работаю в Смоленске. Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем. Хочу рассказать о своей любимой профессии и о том, как я пришла в нее.

Где этому учат

Для того чтобы стать профессиональным преподавателем-музыкантом с нуля, требуется окончить музыкальную школу (5-8 лет), затем музыкальное училище или колледж (как правило, 4 года), а после этого — ВУЗ (5-6 лет). Высшее образование музыкальные педагоги получают в консерваториях, институтах искусств или на музыкально-педагогических факультетах гуманитарных ВУЗов.

То есть, по минимуму потребуется 14 лет. Как ни странно, но на овладение этой профессией требуется больше времени, чем на то, чтобы стать дипломированным врачом.

В принципе, можно остановиться на среднем специальном образовании. Этого вполне достаточно, чтобы обучать детей или начинающих любителей. Для серьезного карьерного и профессионального роста высшее образование необходимо.

Как я пришла в профессию

Я, можно сказать, пришла в профессию не через дверь, а через окно. Гитарой начала заниматься довольно поздно, в 15 лет. В музыкальную школу меня по возрасту не взяли, тогда я пошла в платную любительскую студию при Дворце культуры, куда брали всех желающих. Там я окончательно определилась с выбором будущей профессии.

За два года освоила практически всю пятилетнюю программу музыкальной школы, т. к. решила готовиться к поступлению в музыкальное училище.

Упражняться приходилось по 5-6 часов ежедневно, а в выходные просиживала с гитарой в обнимку с утра до вечера. В итоге я поступила в училище, а со второго курса начала работать по специальности. Вначале работала в любительской студии типа той, где обучалась сама.

Я преподаватель игры на гитаре

Я преподаватель игры на гитаре с двадцатипятилетним стажем.

Совмещать учебу и работу было нелегко, особенно в таком юном возрасте. Иногда приходилось по два-три раза в день курсировать между училищем и Домом культуры, чередуя работу и учебу, а ведь нужно было еще находить время на собственные ежедневные самостоятельные занятия. Кроме того, жизнь студента музыкального училища предполагает частые сценические выступления, участие в концертах, репетиции и т. п. Времени на отдых и развлечения совсем не оставалось, зато появилась существенная по моим тогдашним меркам прибавка к студенческой стипендии. К моменту окончания училища я работала уже в двух местах: досуговом центре и музыкальной школе.

Решила учиться дальше, но поняла, что на стационар идти нет смысла — все-таки в 22 года жить на одну стипендию и сидеть на шее у родителей уже как-то не солидно.

Поступила заочно в местный институт искусств на музыкальное отделение, продолжая работать в двух-трех местах. Через шесть лет окончила институт, получив квалификацию «Руководитель самодеятельного музыкального коллектива, преподаватель». Такой вот, вкратце, профессиональный творческий путь. Дальше хочу подробнее рассказать о самой профессии.

Специфика и особенности профессии

Профессиональное владение гитарой отличается от пресловутых «трех аккордов», как небо от земли. Чтобы хорошо играть самому, необходимо ежедневно, практически без выходных и праздников, заниматься по несколько часов в день.

Это и разучивание сложнейших классических произведений, этюдов, упражнений на разные виды техники игры, и игра в различных по составу ансамблях, и аккомпанемент певцам. Кроме того, придется изучить множество специальных дисциплин: теорию музыки, гармонию, сольфеджио, музыкальную литературу и другие. Но и это не всё. Настоящий специалист должен разбираться в возрастной психологии, знать методику преподавания игры на гитаре, изучить музыкальную педагогику.

Легко ли найти работу

И да, и нет. О людях «с улицы» говорить вообще нет смысла. Первое, что потребует любой работодатель при устройстве на работу — это диплом о профессиональном образовании. А для того чтобы набрать частных учеников, потребуются рекомендации хотя бы от тех, кто учился у вас и остался доволен результатом, а еще лучше – от коллег-профессионалов.

Если молодой специалист с самого начала, как говорится, «в обойме», то проблем с трудоустройством не будет. Многих молодых студентов рекомендуют и устраивают на работу их педагоги, как это было в моем случае.

Мой родной Смоленск – относительно небольшой областной центр, где люди одной профессии прекрасно знают друг друга если не лично, то в лицо и по имени. Я могу поименно перечислить всех педагогов семи музыкальных школ, досуговых центров, руководителей и участников коллективов от областной филармонии до более-менее раскрученных тарифицированных народных коллективов. Точно также знают и меня: сколько лет в профессии, у кого училась, чего добилась, что умею или не умею и т. д.

Трудовой процесс

С каждым учеником я занимаюсь индивидуально в течение академического часа (45 мин), т. к. у всех разные способности, степень восприятия и концентрация внимания. Во многом эти параметры зависят от возраста и индивидуальных особенностей человека.

Реадовка и гитарный концерт

Реадовка и гитарный концерт.

Два занятия в неделю с интервалом в 3-4 дня считаются оптимальной формой обучения. В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.

Работа, в основном, приходится на вечер и вторую половину дня, т. к. с утра все ученики находятся в школе или на работе. Периодически я организую и провожу концерты, чтобы мои ученики могли похвастаться своими достижениями. Такие мероприятия очень стимулируют и мотивируют людей на дальнейшие занятия. Почти всегда я и сама выступаю либо с сольными номерами, либо в ансамблях с учениками. Так сказать, играющий тренер. Это помогает поддерживать профессиональную форму и существенно повышает авторитет в глазах учеников и их родителей.

Любопытные случаи

В основном, все профессиональные курьезы у меня были связаны с «сумасшедшим» графиком работы или со странностями людей, пришедших ко мне обучаться.

Два года подряд, когда надо было выплачивать крупный кредит, я работала без выходных, на четырех работах одновременно. Одна из работ была в другом городе, в шестидесяти километрах от Смоленска. Мой рабочий день выглядел так. С 8-ми до 10:15 утра я проводила три урока в школе. Затем неслась на автовокзал, успевая запрыгнуть в рейсовый автобус. Через час с небольшим я уже учила играть на гитаре юных жителей райцентра. С 19:00 до 22:00 проводила занятия со взрослыми опять в Смоленске.

О людях, с которыми приходилось заниматься, можно рассказывать бесконечно. Кого только не приходилось учить за 25 лет! Приходили и старики с негнущимися пальцами, и юноша с ДЦП, и умственно отсталые, и просто не совсем адекватные личности. К каждому приходилось искать индивидуальный подход, исходя из его особенностей и возможностей.

Оплата труда преподавателя-гитариста

Зарплата преподавателя музыкальной школы складывается из ставки, нагрузки, а также различных надбавок и премий.

Ставка – это минимальная база, к которой добавляется все остальное. У выпускника муз. училища без опыта работы и стажа это примерно семь с половиной тысяч рублей.

Раз в пять лет преподаватель обязан проходить профессиональную аттестацию, по итогам которой ему присваивается высшая или первая категория, либо просто «соответствие занимаемой должности». Категория зависит от профессиональных достижений: наличия среди учеников лауреатов различных конкурсов, участия в творческих проектах различного уровня, собственных методических или творческих разработок. В итоге – чем выше категория, тем больше ставка.

урок

В день у меня бывает от пяти до двенадцати (!) таких уроков.

На данный момент у меня высшая категория, нагрузка на полторы ставки (36 часов в неделю) плюс ежемесячные надбавки за достижения. Еще одну доплату я получаю за руководство структурным подразделением – у меня в подчинении все преподаватели-гитаристы нашей школы.

Всего получается около сорока тысяч, что для небольшого областного центра выглядит вполне достойно. Очень многие бюджетники нашего города получают зарплаты, не превышающие 15 тысяч.

Плюсы и минусы профессии

Основные практические плюсы моей профессии:

  • оплачиваемый отпуск 58 дней только в летнее время;
  • относительно свободный график работы;
  • возможность совместительства;
  • полный соцпакет.
  • длительное время освоения профессией;
  • необходимость работать в нескольких местах, чтобы нормально заработать;
  • часто меняются критерии прохождения аттестации.

В заключение, хотелось бы сказать, что эта работа подходит для творческих и увлеченных натур.

Если вы получаете удовольствие от самого процесса такой работы, любите музыку, общение с людьми, и вас не пугают длительные кропотливые занятия, требующие умственного и эмоционального напряжения — эта деятельность для вас.

В музыкальной сфере работает огромное количество людей самых разных профессий, о многих из них мы даже не знаем. Попробуем разобраться, кто создает для нас музыку.

На первый взгляд, профессии, связанные с музыкой, весьма немногочисленны. Обычный человек навскидку вспомнит певца, инструменталиста, композитора. Но направлений деятельности намного больше, а специалисты выполняют самую разную работу.

Список профессий, связанных с музыкой

Музыкантами считаются не только те, кто на профессиональном или любительском уровне владеет одним или несколькими инструментами, но также и люди, создающие музыку. Кроме того, существует ряд специальностей, представители которых обеспечивают деятельность музыкантов, освещают или популяризируют ее. В давние времена музыканты были универсалами: сами сочиняли мелодии и слова, исполняли и «продвигали» свое творение, то сейчас все эти функции исполняют разные специалисты.

Рассмотрим, какие бывают профессии, связанные с музыкой. В списке попробуем упомянуть максимальное количество специалистов, имеющих отношение к этому виду искусства.

  • Композиторсочиняет музыкальные произведения в разных жанрах. Он владеет техникой композиции, нотной грамотой, может сочинять мелодии при помощи компьютерных программ или музыкальных инструментов. Он записывает свое творение в какой-либо нотации, которую впоследствии смогут интерпретировать исполнители.
  • Аранжировщик способствует продвижению музыкального произведения. Он берет уже существующую композицию и интерпретирует ее. Например, из небольшой песни под гитару он способен сделать яркое выступление для большого ансамбля, прописав партии для каждого инструменталиста и вокалиста. При этом авторский замысел композитора в целом сохраняется. Нередко аранжировщики переписывают классические произведения для более современных жанров (рок, джаз), чем повышают интерес к ним.
  • Поэт-песенник. Эта профессия сейчас распространена меньше, поскольку многие исполнители (рокеры, блюзмены и джазисты) сами пишут тексты для своих треков. Однако в эстрадном и детском репертуаре обычно используются стихи профессиональных поэтов. Иногда слова пишутся под готовую мелодию, но часто бывает и наоборот.
  • Диджей (DJ) – это относительно недавно появившаяся, но быстро набравшая популярность профессия. Диск-жокей использует специальную аппаратуру (диджейский пульт) и компьютерные программы. Он миксует несколько композиций, добавляя к ним различные звуковые эффекты, и создает новый трек, преимущественно в танцевальном стиле. Работают диджеи чаще всего в ночных клубах, на дискотеках, вечеринках и праздниках, где требуется непрерывное музыкальное сопровождение.
  • Инструменталисты – это те, кто играет на каком-либо музыкальном инструменте: струнном (гитаристы, скрипачи, басисты), клавишном (баянисты, пианисты), ударном (барабанщики, перкуссионисты), духовом (трубачи, тромбонисты, флейтисты). Некоторые из них выступают соло, другие объединены в небольшие группы (дуэты, трио, квартеты). Большое количество совместно работающих исполнителей – это оркестр.
  • Вокалисты исполняют музыкальное произведение только своим голосом, он и есть основной рабочий инструмент. Певцы должны глубоко чувствовать композицию, чтобы передать эмоции и заставить слушателя сопереживать, причем они могут работать даже без аккомпанемента (acapella). Чаще всего вокалисты специализируются на каком-то одном стиле (классика, народная песня, поп, рок, блюз) и используют характерные для него приемы. Исполнители могут работать соло или в хоре, ансамбле.
  • Дирижер – это специалист, обеспечивающий слаженное звучание музыкального коллектива. Он при помощи движения рук, пальцев и головы, а также мимики управляет музыкантами, донося до них свое прочтение исполняемой композиции. Специалисту необходимо обладать организаторскими способностями, идеальным слухом и чувством ритма. Дирижерами называют профессионалов, работающих с оркестрами, светскими хоровыми коллективами руководят хормейстеры, а церковными – регенты.
  • Концертмейстер. Это слово применяется в двух значениях. Так называют музыкантов, которые отвечают в оркестре за какую-то группу инструменталистов (скрипачей или духовиков). Кроме того, этот термин используется для обозначения музыканта, аккомпанирующего певцам во время репетиций и выступлений.
  • Учитель музыки работает в основном с детьми в школах и детских садах. Его работа носит воспитательный характер и направлена на развитие ребенка, расширение кругозора и привитие у него любви к прекрасному.
  • Педагог-музыкант дает знания на профессиональном уровне. Его места работы – это музыкальные школы, училища и факультеты вузов, консерватории.
  • Продюсер находит перспективного исполнителя или группу, финансирует их и выводит на более высокий уровень с целью получения впоследствии прибыли.
  • Музыкальный агент, менеджер или импресарио – это люди, которые отлично разбираются в талантах. Они помогают исполнителям в их деятельности, решают все организационные и бытовые проблемы, чтобы музыкант думал только о своем творчестве.
  • PR-менеджер занимается созданием имиджа вокалиста или коллектива, рекламирует его, организовывает встречи с представителями СМИ, поклонниками для увеличения аудитории.

Музыканты в кино, на телевидении и радио:

  • Ведущий музыкальной передачи может представлять самые разные программы – от образовательных и культурологических до хит-парадов. К этой профессии примыкает и радиодиджей, человек, подбирающий треки и общающийся со слушателями.
  • Музыкальный обозреватель – это журналист, специализирующийся на музыке. Он может писать об особенностях разных жанров, тех или иных исполнителях, новых тенденциях в этой сфере.
  • Звукорежиссер – специалист по созданию звуковых эффектов и образов в кинофильмах, спектаклях, радио- и телепередачах. Кроме понимания музыки, он должен обладать техническими знаниями.

Настройка фортепиано

Это далеко не все музыкальные профессии. Можно вспомнить еще музыковеда или музыкального критика, деятельность которых ближе к научному осмыслению искусства. Изучение особенностей музыки и ее развития, взаимодействия с другими сферами культуры, объективная оценка произведений и отдельных исполнителей – это направления их деятельности. А от настройщика инструментов зависит чистота их звучания.

Вы не поверите, но рабочий – это тоже профессия, связанная с музыкой. У большинства гастролирующих групп и исполнителей есть своя дорожная команда. Это техники и вспомогательный персонал, которые устанавливают и разбирают сцену, перевозят аппаратуру, выставляют звук и свет. Сюда входят водители и телохранители, гримеры и осветители, звукорежиссеры и пиротехники.

Где лучше учиться

Путь к музыке у большинства начинается с детских музыкальных школ, где воспитанники учатся основам нотной грамоты, вокала или инструментального мастерства. Если это призвание, а не просто исполнение воли родителей, то следующий этап – это музыкальное училище, в котором под руководством выдающихся преподавателей можно достичь высот мастерства. Несколько примеров наиболее известных в России музучилищ:

  • Музыкальное училище имени Гнесиных;
  • Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского;
  • Колледж музыкально-театрального искусства им. Г. П. Вишневской;
  • Государственное училище (колледж) духового искусства;
  • Московское военно-музыкальное училище.

Среди лучших региональных ссузов музыкального направления можно отметить училища и колледжи Омска, Перми, Новосибирска, Архангельска, Екатеринбурга.

Более высокий уровень подготовки можно получить в высших учебных заведениях: консерваториях, институтах культуры, на профильных факультетах классических и педагогических университетов. Наиболее известны в России и за рубежом:

  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова;
  • Российская академия музыки имени Гнесиных;
  • Государственный специализированный институт искусств;
  • Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке;
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры и искусств.

В этих высших учебных заведениях представлен широкий выбор специальностей, получая которые студенты могут в полной мере раскрыть свои способности, работают сильные преподаватели, есть свои студии звукозаписи, музыкальные библиотеки и музеи.

Кому подходят

Профессии, связанные с музыкой, подходят в первую очередь тем, кто не представляет свою жизнь без этого искусства. Мало кто, ступая на эту стезю, изначально думает о карьере и заработках, речь идет о раскрытии своего таланта.

Чтобы работать в музыкальной сфере от человека требуется ряд личных качеств:

  • искренняя любовь к музыке и увлеченность нею;
  • талант;
  • образованность и широкий кругозор;
  • прекрасный музыкальный слух и чувство ритма;
  • трудолюбие и целеустремленность;
  • напористость и лидерские качества;
  • способность работать в команде;
  • терпеливость и готовность преодолевать трудности;
  • коммуникабельность.

Для поддержания своей конкурентоспособности в избранной сфере деятельности людям, связанным с музыкой, необходимо постоянно совершенствоваться в профессиональном плане. Кроме того, нужно следовать современным трендам или самому участвовать в формировании новых течений, проявляя творческую инициативу.

К плюсам музыкальных профессий можно отнести возможность заниматься любимым делом, реализацию своего потенциала, общение с известными людьми, шанс стать богатым и знаменитым. Минусы – риск потерпеть фиаско, нестабильные заработки, проблемы в личной жизни, связанные с постоянными гастролями и широкой известностью.

Сколько получают

Заработок людей из музыкальной сферы зависит от многих факторов. В государственных или муниципальных оркестрах, театрах, филармониях платят немного, но можно рассчитывать на стабильную выплату зарплаты и полноценный социальный пакет (отпуск, больничные). Доход зависит от должности, стажа работы, наличия звания, статуса и места расположения организации. И если простой звукооператор получает от 15 до 35 тысяч рублей, то ведущий исполнитель или дирижер могут рассчитывать на вдвое больший заработок.

Если говорить о музыкантах, находящихся «на вольных хлебах», то все зависит от таланта, умения подать себя, подстроиться под предпочтения публики и найти заказчиков. Можно гастролировать или обслуживать корпоративы, писать песни или вести дискотеки в ночных клубах, главное – делать это профессионально. Независимые музыканты могут зарабатывать гораздо больше «бюджетных», но и расходы у них выше (зарплата персоналу, обновление костюмов и репертуара, транспорт, реклама и др.).

Как построить карьеру

В бюджетных организациях начинающие музыканты получают немного. Со временем они могут продвигаться по карьерной лестнице, участвуя во всем большем количестве произведений или постановок. Этапным в их жизни становится получение почетного звания «заслуженный» или «народный». Небольшая зарплата часто компенсируется возможностью дополнительного заработка на стороне: рестораны, свадьбы, похороны, торжества, частное преподавание.

Эстрадные исполнители далеко не всегда добиваются успеха, многие из них не видят перспектив и начинают заниматься другими делами. Важный момент в развитии карьеры – наличие хорошего продюсера со связями, способного продвинуть своего подопечного. Только самые талантливые и упорные смогут пройти путь от выступлений в метро или концертов в районных дворцах культуры до полных стадионов и съемки дорогих видеоклипов.

Перспективы профессии

Добиться громкого успеха в музыкальной профессии довольно сложно. Особенно это касается классической музыки и оперы, где нет хорошо отработанной системы гастролей. Выпускники консерваторий, не желающие преподавать в музыкальной школе, массово выезжают за рубеж, благо язык музыки универсален. Чтобы остановить этот процесс, сейчас вводится система государственных грантов для молодых исполнителей.

В эстраде и рок-музыке ситуация несколько лучше. Публика больше готова платить за билеты на концерт поп-звезды местного масштаба, а не столичного симфонического оркестра. Кроме того, сфера приложения своих талантов у «неклассиков» гораздо шире: можно выступать в кафе и ресторанах, на сборных концертах или организовывать свои гастроли.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии, связанные с музыкой подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Гитаристами называют представителей музыкальной профессии, овладевших игрой на этом музыкальном инструменте. Основы игры на гитаре были заложены в девятнадцатом веке – в это же время инструмент получил привычный нам вид и звучание.

На сегодняшний день профессия гитариста является популярной и достаточно востребованной, будь то преподаватели или свободные музыканты. Также всё более широкое распространение получает участие в фестивалях и конкурсах – они способствуют развитию и распространению искусства игры на гитаре.

► Практически всегда в музыкальных магазинах предлагаемые гитары имеют шесть струн, но есть и исключения – такие гитары из семи струн называют «русскими» и ещё «цыганскими». Например, Владимир Высоцкий играл на такой семиструнной гитаре.

Полезные статьи


6 профилей музыкального искусства

Описание деятельности

Гитаристы работают, исполняют музыку соло или в составе ансамбля, причём в группе у каждого из них своя роль. Часто певцы играют на гитаре, аккомпанируя себе. Концертная деятельность предполагает плотный график, переезды и выступления перед большой аудиторией. В таком режиме способен работать не каждый музыкант.

Профессионалы могут преподавать в музыкальных учреждениях или обучать игре на гитаре в частном порядке. Также одним из вариантов работы является написание музыки под заказ.

► Гитара как инструмент может прожить долгую и насыщенную жизнь, стать помощницей и верной спутницей музыканта. Мастера отмечают, что в среднем гитара живёт до 120 лет, то есть срок жизни её куда больше, чем у человека (конечно, при должном уходе). При этом на инструменте ещё можно будет играть.

Антрополог

Стоматолог-хирург

Какую специальность нужно получить

Направления подготовки и специальности вузов

Трудовые обязанности

Обязанности музыканта, играющего на гитаре, разнятся в зависимости от рода деятельности, который был им выбран. Гитаристы, выступающие с концертами сольно или в составе группы, ездят по разным городам, исполняя музыку согласно договору, которым занимается агент музыканта.

Педагоги занимаются преподаванием музыкальной теории и практики в учебных заведениях или в частном порядке. Также музыканты играют в общественных местах, ресторанах, исполняя собственную программу.

Особенности карьерного роста

Чтобы стать известным и получать достойные гонорары, одного таланта, как водится, недостаточно. Музыканты говорят, что необходима способность самоорганизоваться и достигать поставленных перед собой целей. Также необходимы постоянные тренировки и репетиции.

После окончания музыкального училища и, возможно, консерватории, будущие музыканты не всегда отправляются в сольное плавание. Они преподают либо в учебном заведении, либо дают частные уроки. И только маленький процент выучившихся выходит на большую сцену и добивается успеха.


Характеристика сотрудника

Существуют стандартные требования, предъявляемые к музыкантам: хороший музыкальный слух, чувство ритма, стремление к совершенству. Немаловажный факт – физические данные. У гитариста, как и у пианиста, должна быть отличная растяжка пальцев. От этого зависит, насколько сложные лады он сможет исполнять.

Можно отметить отдельно тот факт, что профессия гитариста в какой-то степени гендерно-ориентированная. Мужчинам игра даётся легче – они имеют больше силы в пальцах рук и за счёт этого могут добиться иного, более сильного звучания.

► Среди профессиональных музыкантов в ходу слово «гитарист». Оно обозначает человека, играющего на гитаре, но делающего это крайне непрофессионально. Как правило, не имеет негативного смысла, скорее используется как узконаправленный сленг.

Читайте также: