Профессия оператор стиральных машин наиболее подойдет каким детям с овз

Опубликовано: 04.07.2024

При завершении обучения очень часто возникает проблема в выборе профессии не только у обычных школьников, но и у ребят с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей выпускникам коррекционных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об оказании им помощи в выборе учебного заведения.

Представления о выбираемой профессии у подростков, как правило, носят практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретёнными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом школьники с ограниченными возможностями здоровья отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как программист, юрист, врач и т. д. Постепенно они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, слесарь и т. п.).

Осознанный выбор профессии возможен только в результате личностного самопознания, социальной направленности. Одна из трудностей приспособления выпускников коррекционных школ к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. Поэтому, важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни школьников с интеллектуальной недостаточностью является воспитание у них адекватной оценки своих возможностей выполнения конкретной работы в том или ином производстве. Незнание собственных возможностей и того, какие качества требуются для овладения той или иной профессией, может усугубить трудности последующей социально-трудовой адаптации. Одной из причин социально трудовой дезадаптации является осложнённость интеллектуального дефекта различными нарушениями поведения, расстройствами влечений, несформированностью личностных качеств.

Профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Таким образом, видно, что у таких учащихся недостаточно сформирована профессиональная направленность, на выбор будущей профессии нередко оказывают влияние зачастую случайные факторы.

Случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить её на опекунов и приёмных родителей. На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — он отвечает: «Не знаю», «Мне все равно» — или вообще избегает разговоров на эту тему. Однако часто замещающие родители и сами затрудняются ответить на вопросы, что интересует их детей и каковы их планы на будущее. Некоторые из них строят мифы относительно будущего своих подопечных детей, обсуждают с ними профессии, которые не доступны детям в связи с их особенностями. А часть родителей негативно относятся к учёбе ребёнка в «специальной школе» и практически машут на его будущее рукой: «Да что с него взять? Да кем он станет?» Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися коррекционной школы становится влияние родителей.

Замещающие родители, занимающиеся трудоустройством своих подопечных, в выборе профессии часто руководствуются несущественными мотивами, в то время как индивидуальные психофизиологические особенности ими не учитываются. Самая главная ценность – это здоровье и благополучие ребёнка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребёнку, соответствуют его здоровью и способностям.

Опекунам и приёмным родителям необходимо обладать специальными компетенциями для оказания поддержки в принятии подопечными верного решения в выборе профессии:

  • знание индивидуальных особенностей детей, наличие представлений о мире профессий для людей с ОВЗ, знание результатов трудового обучения и трудовой подготовки подростка, наличие значимых мотивов и потребностей, интерес к личностному профессиональному развитию своих детей;
  • ориентация родителей на диалоговое, бесконфликтное общение с детьми;
  • активная жизненная позиция в выборе профессии, интеграции в общество, планирование профессиональных и жизненных перспектив;
  • умение анализировать уровень собственной готовности к выполнению воспитательной функции, оценивать результаты собственных достижений в своем профессиональном становлении и выборе своего ребёнка.

При оказании помощи подростку в выборе профессии рекомендуем замещающим родителям руководствоваться следующими правилами:

  1. Проанализировать вместе с подростком три основных фактора, чтобы найти оптимальные варианты и реализовать план по получению им профессии в действие:
    • Первый фактор «Хочу» - помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый рабочий день.
    • Второй фактор «Могу» - познакомить ребёнка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии, учесть состояние здоровья.
    • Третий фактор «Надо» - обсудить с подростком, насколько реально найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность.
  2. Обозначить несколько альтернативных вариантов профессионального выбора, подобрать несколько учебных заведений.
  3. Оценить вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
  4. Помочь исследовать шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
  5. Продумать вместе с ребёнком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

Список учебных заведений, осуществляющих подготовку по программам профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья
(в соответствии с приказом министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края № 4869 от 29.11.2019)

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский информационно-технологический техникум»

г. Краснодар, ул. Московская, 81 (1 корпус)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Пашковский сельскохозяйственный колледж»

г. Краснодар, ул. Евдокии Бершанской, 220

Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский индустриальный техникум для инвалидов»

г. Армавир, ул. Кирова, 55

Прием заявлений и необходимых документов осуществляется и в электронной форме (электронный адрес: apy@bk.ru)

Рабочий зелёного строительства

Обувщик по ремонту обуви

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Армавирский индустриально-строительный техникум»

г. Армавир, ул. Новороссийская, 104

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»

г. Ейск, ул. Коммунистическая, 83/3

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Динской механико-технологический техникум»

ст. Динская, ул. Красная, 152

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ленинградский технический колледж» (филиал)

ст. Кущевская, ул. Ленина, 44

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кореновский политехнический колледж»

г. Кореновск, ул. Выселковская, 29a

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Новороссийский профессиональный техникум»

г. Новороссийск, тер. з-да Пролетарий

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Щербиновский индустриальный техникум»

ст. Старощербиновская, ул. Красина, 133/1

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Лабинский социально-технический техникум»

г. Лабинск, ул. Халтурина, 14

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Павловский техникум профессиональных технологий»

ст. Новолеушковская, ул. Лермонтова, 32

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Славянский электротехнологический техникум»

г. Славянск-на-Кубани, ул. Краснодарская, 248

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Славянский сельскохозяйственный техникум» (филиал)

Темрюкский район, п. Веселовка,ул. Гвардейская, 5.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Тимашевский техникум кадровых ресурсов»

г. Тимашевск, ул. Степанова, 54

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Кропотнинский техникум технологий и железнодорожного транспорта» (филиал)

Тбилисский район, с. Ванновское, ул. Ленина, 69

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Тихорецкий индустриальный техникум»

Тихорецкий район, пос. Парковый,ул. Гагарина, 32

О наличии общежития в конкретном образовательном учреждении необходимо уточнять по телефону.

Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса: нервно-психическое напряжение, требующее длительного и интенсивного сосредоточения внимания, памяти, связанное с обилием информации, подсчетами, особыми требованиями к комбинаторике, необходимостью принятия быстрых самостоятельных решений, относительно сложными контактами с окружающими людьми, работы у движущихся механизмов, в соседстве с глубиной и на высоте, с режущими инструментами, вблизи огня и др. Повышенные уровни интенсивности шума и вибрации, воздействие высокотоксических химических веществ, электромонтажных полей, высоких и низких температур, неблагоприятные метеорологические условия. Тяжелые физические нагрузки, длительная вынужденная рабочая поза, длительное пребывание на ногах (при нарушении движения в нижних конечностях), рабочие операции, связанные с точностью движения (при нарушении тонкой моторики рук).

Рекомендуемые профессии и специальности:

профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (машинист расфасовочно-упаковочных машин);

слесарные и слесарно-сборочные работы (слесарь по топливной аппаратуре, слесарь механосборочных работ);

строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (маляр строительный, монтажник внутренних санитарно-технических систем и оборудования, облицовщик-полировщик, облицовщик-мозаичник, облицовщик- мраморщик, облицовщик плиточник, столяр строительный, плотник; лепщик архитектурных деталей, штукатур;

электротехническое производство (обмотчик элементов электрических машин);

общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели (разметчик по дереву, столяр деревообрабатывающего производства и производства мебели, изготовитель декоративных элементов мебели, облицовщик деталей мебели, обойщик мебели);

общие профессии по производству стекла и изделий из стекла (наборщик ковриков из мозаичной плитки);

производство фарфоровых и фаянсовых изделий (живописец, отводчик);

общие профессии производства керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий (гончар);

производство текстильной галантереи (вышивальщица текстильно-галантерейных изделий);

трикотажное производство (вязальщица трикотажных изделий и полотна);

местная промышленность — народные художественные промыслы. Производство текстильной галантереи (кружевница, ручное ткачество, ковровщица, разрисовщик ткани, ткач;

производство кожаной обуви (обувщик по ремонту обуви, сборщик обуви, затяжчик обуви;

кожгалантерейное производство (ремонтировщик кожгалантерейных изделий);

швейное производство (вышивальщик, копировщик, пошивщик шорно-седельных изделий, швея;

общие профессии полиграфического производства (выборщик, машинист упаковочной машины);

брошюровочно-переплетные и отделочные процессы (брошюровщик, нумеровщик, переплетчик);

рекламно-оформительские и макетные работы (исполнитель художественно оформительских работ);

производство игрушек (заготовщик материалов и деталей игрушек, сборщик музыкальных и озвученных игрушек, сборщик игрушек, сборщик электроигр, оформитель игрушек;

общие профессии производства художественных изделий (полировщик художественных изделий, сушильщик заготовок и художественных изделий, шпаклевщик);

производство художественных изделий из дерева и бересты (выжигальщик по дереву, оклейщик изделий из бересты, раскройщик бересты, резчик по дереву и бересте, фенеровщик художественных деталей, сборщик изделий из кожи и меха);

зеленое хозяйство (озеленитель);

животноводство (дояр, животновод, оператор машинного доения, оператор цехов по приготовлению кормов, птицевод, овощевод защищенного грунта;

хранение и переработка сельскохозяйственных продуктов (оператор по переработке и хранению картофеля, овощей, плодов и ягод);

профессии рабочих, которым устанавливается должностные оклады;

профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (дворник, младшая медицинская сестра (санитарка), рабочие плодоовощного хранилища, садовник, уборщик производственных и служебных помещений.

Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса: повышенные уровни интенсивности шума и вибрации, воздействие высокотоксических химических веществ и вредных волнующих факторов. Работа, требующая полноценных функций обеих верхних конечностей, полной амплитуды движений в крупных суставах. Работа с длительным пребыванием на ногах, подъемом и спуском по лестнице, подъемом и переноской тяжестей. Работа, связанная с повышенной опасностью травматизма. Длительная вынужденная рабочая поза, связанная с точностью движений. Воздействие высоких и низких температур, психическое напряжение в связи с работой, требующей повышенное внимание, принятия самостоятельных решений, в условиях опасности для жизни больного.

Рекомендуемые профессии и специальности:

слесарные и слесарно-сборочные работы (контролер измерительных приборов и специального инструмента, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования);

эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии (контролер энергонадзора);

производство часов и технических камней, ремонт часов (сборщик часов, часовщик по ремонту механических, электронных и кварцевых часов);

производство медицинского инструмента, приборов и оборудования (сборщик очков, сборщик хирургических инструментов и аппаратов);

электротехническое производство (намотчик катушек для электроприборов, аппаратов, электромашин, трансформаторов);

производство радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи (монтажник радиоаппаратуры и приборов);

общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели (оператор сушильных установок, разметчик по дереву, изготовитель декоративных элементов мебели);

общие профессии по производству стекла и изделий из стекла (наборщик ковриков из мозаичной плитки, полировщик стекла и стеклоизделий);

местная промышленность – народные художественные промыслы. Производство текстильной галантереи (кружевница);

производство кожаной обуви (обувщик по ремонту обуви, обувщик по индпошиву обуви, обувщик по пошиву ортопедической обуви, сборщик верха обуви, модельер колодок, сборщик обуви, затяжчик обуви);

швейное производство (вышивальщица, закройщик, копировщик, модистка головных уборов, портной);

производство игрушек (сборщик музыкальных и озвученных игрушек, сборщик игрушек, сборщик электроигр);

производство художественных изделий из дерева, бересты (выжигальщик по дереву, раскройщик бересты, резчик по дереву и бересте);

производство художественных изделий из кожи и меха (вышивальщик по коже и меху, сборщик изделий из кожи и меха);

фотоработы (фотолаборант, ретушер);

сельское хозяйство (пчеловод, оператор цехов по приготовлению кормов, учетчик молока на животноводческих комплексах и фермах);

крахмально-паточное производство (аппаратчик крахмального агрегата);

производство музыкальных инструментов (столяр по изготовлению и ремонту изделий и узлов музыкальных инструментов, сборщик-монтажник щипковых инструментов, сборщик язычковых инструментов);

профессии рабочих, которым устанавливаются должностные оклады. Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (приемщик заказов (комплексного приемного пункта), приемщик пункта проката, оператор вычислительных машин I II категории (на настольных ВМ, бухгалтерский и экономический обсчет).

Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса: работа, требующая полноценной функции обеих верхних конечностей, полной амплитуды движений в крупных суставах, заданного темпа выполнения производственных операций, поднятия тяжестей на высоту и их перемещения. Работа, выполняемая в неблагоприятных микроклиматических условиях (холод, сырость). Работа, связанная с повышенной опасностью травматизма, в контакте с токсическими веществами сосудосуживающего действия. Работа, связанная с повышенной опасностью травматизма, в контакте с токсическими веществами сосудосуживающего действия. Работа с длительным пребыванием на ногах, требующая полной сохранности объема движений в суставах, подъемом и спуском по лестнице, подъемом и переноской тяжестей. Длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения, предписанный темп работы. Шум, вибрация.

Рекомендуемые профессии и специальности:

профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры, машинист расфасовочно-упаковочных машин, лаборант химико-бактериологического анализа, лаборант электромеханических испытаний и измерений);

механическая обработка металлов и других материалов (контролер станочных и слесарных работ);

слесарные и слесарно-сборочные работы (контролер электромонтажных работ, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, электромеханик по ремонту и обслуживанию счетно-вычислительных машин, контролер измерительных приборов и специального инструмента);

строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (столяр);

эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии (электромонтер по эксплуатации электросчетчиков, контролер энергонадзора);

производство часов и технических камней, ремонт часов (сборщик часов, часовщик по ремонту механических, электронных и кварцевых часов);

электротехническое производство (намотчик катушек (для электроприборов, аппаратов, электромашин, трансформаторов), обмотчик элементов электрических машин);

общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели (облицовщик деталей мебели);

местная промышленность – народные художественные промыслы. Ручное ткачество (ткач, разрисовщик ткани);

производство кожаной обуви (обувщик по пошиву ортопедической обуви, сборщик верха обуви, модельер колодок, затяжник обуви, обувщик по индпошиву обуви);

кожгалантерейное производство (ремонтировщик кожгалантерейных изделий);

швейное производство (комплектовщик материалов, кроя и изделий, копировщик, модистка головных уборов, фурнитурщик, швея);

брошюровочно-переплетные и отделочные процессы (переплетчик, ретушер);

производство музыкальных инструментов (столяр по изготовлению и ремонту деталей и узлов музыкальных инструментов);

производство игрушек (сборщик музыкальных и озвученных игрушек, сборщик игрушек, сборщик электроигр);

общие профессии производства художественных изделий (чеканщик художественных изделий);

производство медицинского инструмента, приборов и оборудования (сборщик хирургических инструментов и агрегатов, сборщик очков);

животноводство (оператор цехов по приготовлению кормов, учетчик молока на животноводческих комплексах и фермах, животновод);

растениеводство (цветовод-декоратор, плодоовощевод, овощевод защищенного грунта);

производство консервов (аппаратчик томатосокового агрегата);

крахмально-паточное производство (аппаратчик крахмального агрегата);

профессии рабочих, которым устанавливаются должностные оклады. Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (приемщик заказов (комплексного приемного пункта), приемщик пункта проката, оператор вычислительных машин I II категории (на настольных ВМ, бухгалтерский и экономический обсчет);

торговля (контролер-кассир непродовольственных товаров, контролер-кассир продовольственных товаров).

Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса: значительная и средней тяжести физическая нагрузка, вынужденная рабочая поза, чрезмерная значительная и средняя нервно-психическая нагрузка, неблагоприятные метеорологические условия (условия «горячего» или «холодного» цеха), контакт с вредными веществами 1, 2, 3, классов опасности, напряжение зрения выше погранично допустимого уровня, производственный шум и вибрация, постоянные наклоны туловища, ультразвук и различные виды излучения выше предельно допустимых уровней, освещенность рабочего места ниже нормы, напряжение зрения – размеры менее 0,5 мм, работа в вечернюю смену, в цехах, в которых имеются движущиеся (перемещающиеся) агрегаты, оборудование и устройства.

Рекомендуемые профессии и специальности:

эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии (контролер энергонадзора);

строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (облицовщик-плиточник, штукатур, печник);

производство медицинского инструмента, приборов и оборудования (сборщик очков);

общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели (разметчик по дереву, обойщик мебели, плетельщик мебели);

трикотажное производство (вязальщица трикотажных изделий и полотна);

производство кожаной обуви (обувщик по ремонту обуви, обувщик по пошиву ортопедической обуви);

кожгалантерейное производство (ремонтировщик кожгалантерейных изделий);

швейное производство (модистка головных приборов, приемщик материалов, полуфабрикатов и готовых изделий, фурнитурщик);

брошюровочно-переплетные и отделочные процессы (брошюровщик, нумеровщик, переплетчик);

производство игрушек (заготовщик материалов и деталей игрушек, сборщик музыкальных и озвученных игрушек, оформитель игрушек);

производство художественных изделий из кожи и меха (сборщик изделий из кожи и меха);

зеленое хозяйство (озеленитель);

животноводство (пчеловод, учетчик молока на животноводческих комплексах и фермах, оператор птицефабрик и механизированных ферм, оператор птицефабрик и механизированных ферм, оператор машинного доения, животновод);

растениеводство (цветовод-декоратор, плодоовощевод, овощевод защищенного грунта);

хранение и переработка сельскохозяйственных продуктов (оператор по производству соков и сиропов, оператор по переработке и хранению картофеля, овощей, плодов и ягод);

профессии рабочих, которым устанавливаются должностные оклады. Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства (приемщик пункта проката, садовник, приемщик заказов (комплексного приемного пункта));

торговля (контролер-кассир непродовольственных товаров, контролер-кассир продовольственных товаров).

Профориентация инвалидов

Получение образования для детей-инвалидов, а также для деток с ограниченными возможностями здоровья является важнейшим фактором их успешной социализации и общественной жизни. Получение профессии – это важный вопрос и один из самых эффективных способов самореализации, поэтому профориентация детей-инвалидов является важнейшей задачей государственной политики.

Конечно же, профориентация лиц с ограниченными возможностями требует специальной разработки и имеет ряд своих особенностей, которые включают особые методы диагностики профессиональных склонностей, а также интересов человека, и принятие во внимание конкретных ограничений по состоянию здоровья.

Специфика профориентации детей-инвалидов

Прежде чем заниматься профориентацией детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо в первую очередь изучить специфику их заболеваний. Ведь самая большая сложность в ориентации на профессию среди лиц с ограниченными возможностями состоит неоднородности состава таких групп.

Дети с нарушением слуха.

Необходимо различать тугоухость и глухоту. Если в первом случае представляет собой стойкое понижение слуха различной степени, то глухота представляет собой самую резкую степень его поражения.

Дети с нарушением зрения

Профориентация детей инвалидов по зрению может проводиться как среди незрячих детей (острота зрения от нуля до 4%) и слабовидящих.

Нарушения речи

Нарушение речи может быть следствием психофизических отклонений различной степени и выраженности. При этом у таких детей нормальный слух, а также они имеют нормальное развитие в плане интеллекта. Именно этим детки с таким диагнозом отличаются от подростков с умственной отсталостью.

Нарушения опорно-двигательного аппарата

Самое распространенное нарушение – это ДЦП. Болезнь спинного мозга является вторичным нарушением ОДА. При этом дети с ОДА страдают нарушением темпа движений, координации.

Задержка психического развития

К ЗПР относят деток, у которых замедленное психическое развитие и относительно стойкая незрелость эмоциональной и волевой сферы.

Умственная отсталость

Подростки с умственной отсталостью, к сожалению, имеют необратимые нарушения развития в плане психики. Прежде всего, это нарушения интеллектуальные на фоне недостаточности ЦНС.

Аутизм

Он представляет собой особый вид среди нарушений психического развития. Суть заболевания в том, что ребенок теряет способность к развитию социальных навыков, а также средств коммуникации.

Основные задачи профориентации детей с ОВЗ

  • Развитие трудовых навыков, а также трудовых качеств.
  • Расширение граней самопознания.
  • Предоставление доступной информации о профессиях, их важности, особенностях и путях профессиональной подготовки.
  • Формирование установки на труд, а также на позитивное отношение к нему.

Последний пункт для детей с ОВЗ имеет несколько другое значение, нежели для здорового человека. Труд для ребенка с физическими ограничениями заключается, как в производительной сфере, так и в бытовой. То есть, это бытовой труд, самообслуживание, спорт и другие важные виды труда, которые представляют для детей с ОВЗ некоторые трудности. И чтобы такой ребенок смог себя нормально чувствовать в обществе, в первую очередь у него должен быть сформировано положительное отношение на труд в любых его формах и проявлениях.

Этапы профориентации лиц, у которых есть инвалидность

Сужение рамок для выбора профессии.

Чтобы выявить поле для выбора будущей профессии у ребенка с ограниченными возможностями, необходимо провести тщательный анализ его здоровья, а также ознакомиться с рекомендациями его врача. Необходимо учесть все показания и противопоказания.

Выявление предпочтений

Для того чтобы определить самые предпочтительные профессии для ребенка с ОВЗ существуют специальные методики, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать.

Знакомство с профессиями

Знакомить детей с профессиями рекомендовано путем профессиографического анализа, а также профессиональных проб. В итоге необходимо составить список возможных вариантов вследствие знакомства и анализа разных видов профессиональной деятельности.

  • Определение важнейших качеств для профессии.
  • Подбор вида профессиональной подготовки для инвалидов.

На этом этапе необходимо подобрать самые удачные пути профессиональной подготовки, а также образования в соответствии со справочным материалом.

  1. Личный профессиональный план работы с инвалидами.

Построение такого плана основано на таких пунктах, как пути получения образования, виды профессиональной занятости и определение основных необходимых шагов на пути к цели.

  • Определение возможностей трудоустройства.
  • Обязательная дополнительная консультация врача в связи с выбранной профессиональной деятельностью.

Формы работы для реализации программы профориентации лиц с ОВЗ

  1. Чтобы реализовать задачу просвещения и информирования детей с ограниченными возможностями, необходимо проводить такие мероприятия, как специализированные игры, выставки, дни открытых дверей. Существует множество других способов ознакомления с профессиями в школе, которые считаются стандартными и проводятся из года в год. К примеру, ярмарки профессий, презентации, встречи со специалистами. Несмотря на кажущуюся банальность, именно такие мероприятия позволяют глубже ознакомиться с содержимым труда, заочно оценить свою пригодность к определённому виду деятельности и определить, каких качеств может быть недостаточно.
  2. Диагностика. Для того чтобы выявить склонности к тому или иному виду труда, необходимо проводить такие виды работы, как анкетирование, беседы, тестирование, консультирование индивидуально или группами. Но при этом, выбирая способ и содержимое материала для диагностики, необходимо учитывать уровень развития и состояние здоровья детей.
  3. Развитие навыков и умений. Для этой цели прекрасно подходят психотехнические упражнения, различные тренинги, игры, консультации.

Особенности профориентации детей с ограниченными возможностями

Главной особенностью детей с различными физическими и психологическими отклонениями является преобладание индивидуальной консультации над групповой. Такие дети требуют строго индивидуального и личностно ориентированного подхода.

Также не менее важной составляющей активной профориентационной работы является желание самого подростка консультироваться. Поэтому подтолкнуть и вызвать желание принимать ответственность за профессиональное будущее, а также получать помощь специалиста – это важнейшее условие профориентационной работы.

Что еще касательно эффективности, то очень важную роль следует уделять родителям лиц с ОВЗ. Поэтому проведение групповых и индивидуальных занятий по профориентации должно быть не только с детьми, но также и с их родителями. В основе индивидуальной работы с родителями детей лежит получение информации о семье, настрое в ней. Специалист должен знать, какую позицию преследуют родители, как они влияют на профессиональное развитие ребенка (дать им необходимые рекомендации). Особенно полезной считается организация совместной трудовой деятельности, в которой родители выявляют свои навыки труда.

Правильный выбор профессии для детей с ОВЗ

В соответствии с особенностями различных отклонений можно предоставить список подходящих и неподходящих профессий для деток с различными видами заболеваний:

Профориентация инвалидов по зрению

Для детей с проблемами зрения могут подойти такие профессии (если это позволяет имеющийся уровень зрения): слесарь по ремонту автомобилей, продавец, оператор птицефабрик. При этом противопоказаны работы со значительными физическими нагрузками, в запыленных помещениях. Также не подходят профессии, где человек должен долго находиться в наклонном положении.

Профессии для детей с проблемами слуха

Отлично подойдут спокойные профессии, не требующие особого контакта с людьми: швея, чертежник, цветовод, фотограф и т.д. Следует отметить, что сегодня человек с проблемами слуха и речи может также работать кассиром.

Проблемы опорно-двигательного аппарата

С такими проблемами человек не может работать там, где требуется длительное пребывание на ногах, также работа у движущихся механизмов или на высоте. При этом, если проблемы с опорно-двигательным аппаратом затронули только нижнюю часть тела, могут подойти такие профессии, как сборщик микросхем или телеграфист.

Проблемы нервной системы

Людям с нарушения ЦНС не рекомендуется работать там, где наблюдается психо-эмоциональное напряжение. То есть, шумных местах с повышенной вибрацией, в неблагоприятном микроклимате. Также ни в коем случае нельзя выбирать профессию, где человек будет контактировать с токсическими веществами, особенно обладающими нейропаралитическим действием.

В настоящее время появляется всё больше возможностей для самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья, поэтому мы сделали подборку профессий, в которых неважны физические ограничения.

Во всем мире наблюдается тенденция к тому, чтобы люди с ограниченными возможностями не чувствовали себя стесненными и получали все необходимое для комфортной и счастливой жизни. Тем более, что во многих сферах деятельности физические ограничения вовсе не являются препятствием к обретению профессионализма и построению успешной карьеры. Мы подготовили список разноплановых профессий, для которых те или иные виды нарушений здоровья не играют существенной роли.

Автослесарь

Средняя зарплата: 40 000 руб.

Необходимое образование: среднее специальное.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций слуха.

Автослесарь занимается техническим обслуживанием транспортных средств. Он может устранять их неисправности, производить косметический ремонт, устанавливать на них новое оборудование по заказу владельцев. Специалисты в такой области востребованы в СТО, дилерских автоцентрах. Опытный автослесарь также может открыть собственное дело, оказывая автомобилистам услуги по ремонту их машин в частном порядке.


Архитектор

Средняя зарплата: 45 000 руб.

Необходимое образование: высшее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций слуха.

Архитектор специализируется на проектировании зданий и других конструкций, может также создавать проекты благоустройства окружающих территорий, разрабатывать интерьерные решения. Профессия востребована в строительных, девелоперских компаниях, дизайнерских студиях, проектных институтах, территориальных управлениях по архитектуре и градостроительству.

Бармен

Средняя зарплата: 30 000 руб.

Необходимое образование: курсы.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций зрения.

Бармен занимается приготовлением коктейлей и напитков для посетителей заведения за барной стойкой. Порой ему нужно общаться с клиентами и помогать в разрешении конфликтных ситуаций. Такие специалисты востребованы в барах, кафе, ресторанах (в которых есть барная зона), в клубах. Для успешной работы барменом важна хорошая координация движений, которой можно добиться даже с нарушениями функций зрения.


Бухгалтер

Средняя зарплата: 40 000 руб.

Необходимое образование: высшее.

Кому подходит: инвалидам с нарушениями функций слуха и речи.

Бухгалтер занимается ведением бухгалтерского и налогового учета, помогает организации правильно и своевременно уплачивать налоги, отправлять все необходимые отчеты в государственные учреждения, экономить финансовые средства. Такой специалист востребован практически в любой компании (в крупных организациях функционируют целые бухгалтерские отделы), а современные технологии позволяют выполнять бухгалтерскую работу на компьютере и даже в удаленном формате.

Вахтер

Средняя зарплата: 20 000 руб.

Необходимое образование: базовое среднее.

Кому подходит: инвалидам с нарушениями функций нижних или верхних конечностей.

Вахтер дежурит на проходной какой-либо компании или организации. В числе его обязанностей – пропуск посетителей и сотрудников (при предъявлении необходимых документов), открывание и закрывание ворот, прием документов на грузы. Чаще всего работа вахтера предполагает нахождение на одном, специально оборудованном месте, поэтому она подходит инвалидам-колясочникам. Не стоит путать вахтера с охранником: задержанием злоумышленников и предотвращением преступлений занимаются другие специалисты.

Гардеробщик

Средняя зарплата: 20 000 руб.

Необходимое образование: базовое среднее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций зрения и слуха.

Гардеробщик принимает верхнюю одежду, головные уборы, другие личные вещи (при наличии камер хранения) у посетителей заведения, помещает их на хранение и выдает обратно. Он также может принимать плату от клиентов в случае платного размещения предметов в камерах хранения. Гардеробщики нужны в театрах, музеях, клубах, государственных, образовательных учреждениях – в любых местах, где предполагается относительно долгое пребывание людей.

Дизайнер

Средняя зарплата: 40 000 руб.

Необходимое образование: высшее.

Кому подходит: инвалидам с нарушениями функций слуха и речи, инвалидам с нарушениями функций нижних конечностей.

Дизайнер разрабатывает художественно-конструкторские проекты в различных сферах: от проработки внешнего вида сайтов до визуализации оформления интерьеров. Эта профессия хороша тем, что заниматься ею можно полностью удаленно (как в качестве штатного сотрудника, так и на фрилансе). Специалисты по дизайну востребованы в рекламных агентствах, строительных и ремонтных компаниях, дизайн-студиях и многих других организациях.


Закройщик

Средняя зарплата: 30 000 руб.

Необходимое образование: среднее специальное.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций слуха, инвалидам с нарушениями функций нижних конечностей.

Закройщик снимает мерки, разрабатывает лекала и раскраивает ткани в соответствии с технологиями их обработки, после чего передает заготовки портному или швее. Такой специалист может работать на швейном предприятии, либо в ателье индивидуального пошива одежды. Он также может расширить свои профессиональные знания и стать портным-закройщиком, то есть заниматься и раскроем материалов, и непосредственным пошивом изделий.

Инженер-программист

Средняя зарплата: 60 000 руб.

Необходимое образование: высшее.

Кому подходит: инвалидам с нарушениями функций слуха, инвалидам с нарушениями функций нижних конечностей.

Инженер-программист занимается разработкой программного обеспечения любого плана: это могут быть мобильные приложения, веб-дизайн, специфические программы для использования на производствах, компьютерные игры и многое другое. Выполнять эту работу можно удаленно, общаясь с заказчиками или работодателями через мессенджеры. Инженеры-программисты чаще всего трудоустраиваются в IT-компании, в IT-отделы других компаний, либо становятся фрилансерами.


Комплектовщик

Средняя зарплата: 25 000 руб.

Необходимое образование: базовое среднее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушений функций речи, слуха и зрения, инвалидам с нарушениями функций нижних конечностей.

Комплектовщик занимается сбором узлов и механизмов, различной продукции в соответствии со спецификациями. Комплектовщиками также могут называть водителей погрузчиков в больших складских помещениях. Оба варианта профессии востребованы на предприятиях, в дистрибьюторских торговых компаниях, транспортно-логистических организациях, гипермаркетах.

Курьер

Средняя зарплата: 30 000 руб.

Необходимое образование: базовое среднее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций речи, слуха и зрения.

Курьер занимается доставкой товаров и корреспонденции. Он должен забирать такие посылки, развозить их по нужным адресам и передавать в руки адресатам (возможно, получая их подписи). Курьер может быть пешим, перемещаться на общественном или личном транспорте. С учетом постоянно возрастающей популярности интернет-покупок эта профессия становится все более и более востребованной.


Лаборант

Средняя зарплата: 25 000 руб.

Необходимое образование: среднее специальное или высшее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций слуха и речи, инвалидами с нарушениями функций нижних конечностей.

Лаборант проводит лабораторные испытания, анализы, измерения и другие процедуры, необходимые в разработках и исследованиях. Он также участвует в сборе и анализе материалов, заполняет сопутствующую документацию, отвечает за исправность лабораторного оборудования. Такие специалисты нужны в научно-исследовательских институтах, на промышленных предприятиях, в медицинских и фармацевтических организациях.

Маркетолог

Средняя зарплата: 40 000 руб.

Необходимое образование: высшее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций зрения, речи и слуха, инвалидам с нарушениями функций нижних или верхних конечностей.

Маркетолог занимается организацией и проведением рекламных кампаний, продвижением фирмы, бренда или человека в интернете, расчетом бюджета на рекламу. В условиях высокой конкуренции практически во всех рыночных отраслях, грамотный маркетинг нужен любой современной компании. Специалист в области рекламы может предоставлять и более узкие услуги (например, настраивать кампании в конкретных соцсетях, выполнять таргетинг, и т.п.). Работа может выполняться в удаленном формате (или на фрилансе).


Массажист

Средняя зарплата: 40 000.

Необходимое образование: среднее специальное, курсы.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций зрения, речи и слуха.

Массажист воздействует на поверхность тела человека с помощью рук, улучшая обменные процессы в его организме, разогревая суставы, расслабляя мышцы, способствуя ослаблению болей, вызывая расслабление нервной системы. Массажисты нужны в медицинских, косметологических учреждениях, салонах красоты, частных массажных кабинетах. В этой сфере главное – профессионализм и умелые руки, поэтому нарушения функций зрения, речи и слуха не помешают успешному трудоустройству.

Оператор call-центра

Средняя зарплата: 25 000 руб.

Необходимое образование: базовое среднее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций зрения, инвалидам с нарушениями функций нижних конечностей.

Оператор call-центра принимает входящие звонки, консультирует клиентов по возникшим у них вопросам, обрабатывает жалобы, помогает решить спорные вопросы, вводит полученную информацию в базу данных, совершает исходящие звонки (для предложения услуг, подтверждения заказа; по заявкам на обратную связь, оставленным на сайте). Такие операторы нужны большинству современных организаций, в некоторых случаях выполнять подобную работу можно даже удаленно.


Парикмахер

Средняя зарплата: 30 000 руб.

Необходимое образование: курсы.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций речи и слуха.

Парикмахер выполняет стрижки, прически мужчинам, женщинам и детям, занимается покраской волос, проводит лечебные процедуры для улучшения их состояния. В его обязанности также входит дезинфекция, очистка инструментов и рабочего места. Такой специалист может работать в парикмахерской или салоне красоты, либо открыть собственное дело. В парикмахерском искусстве первоочередное значение имеет координация движений, хорошее зрение и талант, поэтому нарушения слуха и речи не станут преградой на пути к успеху в этом деле.

Рабочий земельного строительства

Средняя зарплата: 20 000 руб.

Необходимое образование: базовое среднее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций зрения, речи и слуха.

Такой сотрудник занимается подсобными работами при разбивке газонов, создании зеленых насаждений, строительстве скверов, спортивных площадок, детских игровых площадок. Рабочие земельного строительства нужны в девелоперских, строительных, ремонтных компаниях, государственных учреждениях.

Столяр

Средняя зарплата: 35 000 руб.

Необходимое образование: среднее специальное.

Кому подходит: инвалидам с нарушениями функций речи и слуха, инвалидам с нарушениями функций нижних конечностей.

Столяр занимается обработкой древесины, реставрацией и изготовлением мебели, ремонтом деревянных изделий, полировкой и шлифовкой древесины, производством небольших предметов из дерева (например, шкатулок), работает с лакокрасочными материалами. Такой специалист может работать на предприятии, в административно-хозяйственном отделе какой-либо организации, а также оказывать столярные услуги или продавать результаты своего труда в частном порядке.


Уборщик

Средняя зарплата: 20 000 руб.

Необходимое образование: базовое среднее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций зрения, речи и слуха.

Уборщик занимается наведением чистоты в помещениях, либо на прилегающей к зданиям территории. Он может отвечать только за сухую уборку, или также за влажную (в том числе, предполагающую использование моющих химических средств). Уборщики нужны всем государственным, частным организациям и обеспеченным частным лицам, нанимающим их через клининговые компании.

Фасовщик

Средняя зарплата: 30 000 руб.

Необходимое образование: базовое среднее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций зрения, речи и слуха, инвалидам с нарушениями функций нижних конечностей.

Фасовщик дозирует и расфасовывает продукцию, помещая ее в тару. Продукция может измеряться по весу или штучно, тара может быть промежуточной или упаковочной (во втором случае фасовщик будет выполнять и функции упаковщика). Чаще всего на нее также требуется приклеивать этикетки со штрих-кодами, информацией о весе, стоимости и других параметрах продукции. Фасовщики нужны на предприятиях, складских комплексах, в гипермаркетах.


Ювелир

Средняя зарплата: 30 000 руб.

Необходимое образование: курсы, среднее специальное или высшее.

Кому подходит: инвалидам с умеренными нарушениями функций речи и слуха, инвалидам с нарушениями функций нижних конечностей.

Ювелир занимается изготовлением украшений, художественных изделий из драгоценных и полудрагоценных камней, драгоценных и цветных металлов. Главное в этой работе – профессионализм, хороший вкус, отменное зрение и развитая мелкая моторика рук. Такие специалисты могут работать в ювелирных компаниях, либо продавать изделия ручной работы самостоятельно (для этого можно использовать, в том числе, многочисленные интернет-площадки).

Это лишь некоторые профессии, подходящие людям с ограниченными возможностями. Однако практически в любой сфере можно найти вакансии, которые теоретически можно занять вне зависимости от физических ограничений. Главное – быть профессионалом или быть готовым учиться, а также найти адекватного работодателя и трудовой коллектив. Возможно, это удастся не с первого раза, но если прикладывать усилия, то вы обязательно получите результат.

Неограниченные возможности: какие профессии могут получить особенные дети
Фото: astv.ru

На кого пойти учиться, чтобы найти нужную и хорошо оплачиваемую работу? Этот вопрос стоит сейчас перед каждым выпускником школы. А если выпускник имеет особенности в развитии, то беспокойство сильнее вдвойне. Но практика показывает, что люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут успешно работать и продвигаться по карьерной лестнице. Нужно просто выбрать специальность, которая была бы востребована на рынке труда и нравилась самому абитуриенту. Подробности — в материале «Реального времени».

Инклюзия в СПО: научить жить и работать

Все лицеи, колледжи и техникумы принимают детей с особенностями здоровья на равных условиях с остальными. Отказы на основании особых потребностей недопустимы. Главное, чтобы условия обучения удовлетворяли потребностям будущего студента. Более того, перед учреждениями среднего профессионального образования (СПО), так же, как и перед другими образовательными организациями, поставлена задача — наладить инклюзию, то есть совместное обучение детей с особыми потребностями и детей, не имеющих таких потребностей.

В этом плане в Татарстане сделано многое — в половине учреждений СПО в рамках программы «Доступная среда» созданы условия для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения. Педагоги ряда учреждений владеют языком жестов, чтобы объясняться со слабослышащими студентами, и имеют дефектологическое образование для работы с детьми, имеющими ментальные нарушения.


Педагоги владеют языком жестов и имеют дефектологическое образование для работы с детьми, имеющими ментальные нарушения. Фото Олега Тихонова

В Татарстане 7 учреждений СПО принимают учащихся с нарушениями зрения, в 17 учреждениях могут получить профессию дети с нарушениями слуха, еще в 17 — с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 8 колледжей обучают детей с ментальными нарушениями и 28 — детей, имеющих инвалидность по общему заболеванию (список всех учреждений приведен в справке в конце статьи).

Убрать барьеры в зданиях и головах

Одно из передовых учебных заведений по инклюзивному образованию — Казанский торгово-экономический техникум. Детей с ОВЗ техникум принимал и ранее, но студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата не могли здесь учиться из-за отсутствия инфраструктуры. В 2016 году КТЭТ выиграл федеральный грант «Доступная среда», на средства которого установили пандусы, отремонтировали кабинеты и туалетные комнаты, обновили оборудование, чтобы работать с ним могли студенты, ограниченные в движениях. Единственное, что не адаптировали — образовательную программу, но этим здесь и гордятся — убрали барьеры в здании, убирают их в головах студентов.

— Дети с ОВЗ обучаются на тех же условиях, что и все остальные, у нас нет льгот для них, программа не адаптирована — и это самая настоящая социальная инклюзия, атмосфера равенства, — говорит Иван Кудрявцев, заместитель директора по инновационному и беспрерывному образованию Казанского торгово-экономического техникума.

Техникум обучает по шести специальностям, принимают на любые. Тут все зависит от желания абитуриента, но стереотипы пока не сломаны. К примеру, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата не идут учиться на «Организацию обслуживания в общественном питании», им привычнее «Экономика и бухгалтерский учет».


По словам Ивана Кудрявцева родители и сами особенные студенты поначалу побаиваются совместного обучения. В приемную комиссию и на первые занятия дети и родители ходят вместе, но потом взрослые без опаски отпускают детей в «свободное плавание».

— Ребята быстро адаптируются, их хорошо принимают — никаких проблем нет. Но у нас и внутренняя дисциплина хорошая — высокий проходной балл формирует качественный состав студентов. Например, на бухучет средний балл аттестата в прошлые годы был от 4,3 до 5 — то есть это фактически конкурс отличников, — говорит Иван Кудрявцев.

Студенчество — это не только лекции, но и яркая внеучебная жизнь. В КТЭТ дети с ОВЗ наравне с остальными участвуют в конкурсах и фестивалях. «Слабослышащий парень в прошлом году участвовал в конкурсе чтецов, но активность зависит от темперамента — мы всем предлагаем участвовать, жаль, что не всем пока хватает смелости», — говорит Кудрявцев.

Труд всем: особенных выпускников СПО сведут с работодателями

Еще одно учреждение Казани, имеющее большой опыт работы с детьми с ОВЗ — Казанский строительный колледж. История инклюзивного образования началась здесь в 2012 году, когда к КСК присоединили профессиональный лицей №33. Там многие годы обучали слабослышащих и детей, отстающих в интеллектуальном развитии.

— Мы работаем с интернатами для ребят с нарушениями слуха. К нам приезжают со всей республики, у нас есть общежитие для иногородних и сирот, сурдопереводчик, а также социальный педагог-психолог, который помогает адаптироваться и учиться, — говорит Ольга Денисова, заместитель директора по научно-методической работе Казанского строительного колледжа.

Студенты с ОВЗ могут получить профессии столяра, плотника, штукатурщика, лепщика архитектурных изделий. Выпускники, успешно освоившие программу, продолжают обучение в КАИ и ТИСБИ. Некоторые ребята учатся в колледже по 4 года — получив одну профессию, получают вторую.


В Казанском строительном колледже учащиеся с ОВЗ могут получить профессии столяра, плотника, штукатурщика, лепщика архитектурных изделий. Фото tatvog.ru

— Мы стараемся трудоустроить ребят, помогаем делать портфолио, презентуем работодателям их возможности, сотрудничаем с кадровыми агентствами, которые в индивидуальном порядке приглашают наших выпускников и предлагают им работу, — рассказывает Ольга Денисова.

Не всегда попытки колледжа увенчиваются успехом, признает замдиректора: «Трудоустройство идет сложно, во многом потому, что ребята сами не хотят работать, так как получают от государства пенсии, которые их устраивают. Такая проблема есть».

Еще одно учреждение, эффективно работающее с детьми с ОВЗ — Колледж малого и среднего предпринимательства Казани. Там обучаются около 100 детей, имеющих особенности развития — большинство с ментальными нарушениями. Они получают профессии садовника, кондитера, вышивальщицы, сборщика обуви, многие проходят практику на хлебозаводе и впоследствии трудоустраиваются там. Работа в цехе, связанная с выполнением конкретных операций, им под силу.

Ликбез для работодателя и «ВорлдСкиллз» для особенных студентов

Не только научить азам профессии, но и трудоустроить молодых людей с инвалидностью — одна из приоритетных задач колледжей и техникумов. Для этого в 2018 году учреждениями СПО совместно с Минобрнауки РТ, Минтруда РТ и Ассоциацией кадрового менеджмента запущен проект «Ты нам нужен». Его цель познакомить представителей реального сектора экономики с соискателями, имеющими особенности в здоровье, и развеять мифы относительно их профессиональных возможностей — к сожалению, некоторые работодатели с настороженностью относятся к таким кандидатам.

— Некоторые работодатели сотрудничают с колледжами, но нанимают особенных специалистов неохотно. Мы объясняем, что особенные люди — очень эффективные работники. У меня у самой открыта рекрутинговая компания, где рекрутеры — особенные ребята, и я замечаю, что они более эффективны в работе. И наша задача — объяснить работодателям, что брать людей с ОВЗ нестрашно — ни с точки зрения законодательства, ни с точки зрения эффективности их работы, — говорит президент Ассоциации кадрового менеджмента Светлана Ганеева.


Татарстан готовит участников в компетенциях: кирпичная кладка, кондитерское дело, ландшафтный дизайн, малярное дело, поварское дело, фотограф-репортер, экономика и бухгалтерский учет. Фото: Агентство городских новостей «Москва»

Учащиеся СПО, имеющие ограничения, связанные со здоровьем, не ограничены не только в получении профессии, но и в карьерном росте. Для них проходит свой чемпионат профмастерства, наподобие «ВорлдСкиллз», он называется «Амбилимпекс». В октябре пройдет региональный, а вслед за ним федеральный этап. Татарстан готовит участников в компетенциях: кирпичная кладка, кондитерское дело, ландшафтный дизайн, малярное дело, поварское дело, фотограф-репортер, экономика и бухгалтерский учет.

В 2015 году студентка колледжа №41 Казани Рената Абдуллина стала победителем национального чемпионата в номинации фотограф-репортер и представляла Россию на международном чемпионате, в 2016-м сборная Татарстана завоевала 2 золотые и 2 серебряные медали, по итогам 2017 года – 3 «серебра» в компетенциях «ландшафтный дизайн», «кирпичная кладка» и «декоративные работы».

Так что возможности, несмотря на формулировку «ОВЗ», у особенных детей не ограничены. Созданы все условия для того, чтобы состояться в жизни и профессии. Главное — пользоваться ими.

Справка

Учреждения СПО Татарстана, обеспечивающие специальные условия для обучения детей-инвалидов и лиц с ОВЗ

  • Общие заболевания

Альметьевский профессиональный колледж

Атнинский сельскохозяйственный техникум им. Габдуллы Тукая

Бавлинский аграрный колледж

Бугульминский машиностроительный техникум

Дрожжановский техникум отраслевых технологий

Елабужский политехнический колледж

Заинский политехнический колледж

Зеленодольский механический колледж

Казанский автотранспортный техникум им. А.П. Обыденнова

Казанский колледж коммунального хозяйства и строительства

Казанский колледж технологии и дизайна

Казанский нефтехимический колледж имени В.П. Лушникова

Казанский педагогический колледж

Казанский строительный колледж

Казанский торгово-экономический техникум

Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука

Колледж малого бизнеса и предпринимательства (Казань)

Лаишевский технико-экономический техникум

Лениногорский нефтяной техникум

Мамадышский политехнический колледж

Международный колледж сервиса (Казань)

Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт (специальности СПО)

Нижнекамский индустриальный техникум

Нижнекамский политехнический колледж имени Е.Н. Королева

Нижнекамский технологический колледж

Нурлатский аграрный техникум

Спасский техникум отраслевых технологий

Чистопольский многопрофильный колледж

  • Нарушения слуха

Атнинский сельскохозяйственный техникум им. Габдуллы Тукая

Бавлинский аграрный колледж

Бугульминский машиностроительный техникум

Дрожжановский техникум отраслевых технологий

Казанский автотранспортный техникум им. А.П. Обыденнова

Казанский нефтехимический колледж имени В.П. Лушникова

Казанский политехнический колледж

Казанский строительный колледж

Колледж малого бизнеса и предпринимательства (Казань)

Лаишевский технико-экономический техникум

Лениногорский политехнический колледж

Международный колледж сервиса (Казань)

Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт (специальности СПО)

Нижнекамский индустриальный техникум

Профессиональный колледж №41 (Казань)

Чистопольский многопрофильный колледж

  • Нарушения зрения

Бавлинский аграрный колледж

Зеленодольский механический колледж

Казанский педагогический колледж

Колледж малого бизнеса и предпринимательства (Казань)

Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт

Нижнекамский индустриальный техникум

Чистопольский многопрофильный колледж

  • Нарушения опорно-двигательного аппарата

Атнинский сельскохозяйственный техникум им. Габдуллы Тукая

Бавлинский аграрный колледж

Бугульминский машиностроительный техникум

Дрожжановский техникум отраслевых технологий

Заинский политехнический колледж

Казанский автотранспортный техникум им. А.П. Обыденнова

Казанский педагогический колледж

Казанский строительный колледж

Казанский торгово-экономический техникум

Колледж малого бизнеса и предпринимательства (Казань)

Лаишевский технико-экономический техникум

Мамадышский политехнический колледж

Международный колледж сервиса (Казань)

Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт (специальности СПО)

Нижнекамский политехнический колледж имени Е.Н. Королева

Спасский техникум отраслевых технологий

Чистопольский многопрофильный колледж

  • Ментальные нарушения

Бавлинский аграрный колледж

Зеленодольский механический колледж

Казанский строительный колледж

Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука

Колледж малого бизнеса и предпринимательства (Казань)

Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт (специальности СПО)

Спасский техникум отраслевых технологий

Профессиональное училище №63 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Нижнекамск)

Читайте также: