Профессия профориентолог что это

Опубликовано: 03.10.2024

Профориентолог помогает клиентам в выборе правильной профессии, к нему обращаются люди разных возрастов для того, чтобы найти работу по душе. Профессия профориентолога связана с психологией и становится всё более востребованной.

Профориентолог — это специалист, помогающий людям определить профессию или сменить её. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Особенности профессии

Профессиональная деятельность профориентолога осуществляется в таких форматах:

- живая профориентация, использующая методы: глубинное интервью и тестовые задания (https://www.profguide.ru/).

- тестирование: применение батареи тестов, всесторонне оценивающих психологические особенности человека.

- групповые занятия (тренинги) с людьми, желающими выбрать себе профессию.

- классные часы по профориентации (https://www.profguide.ru/).

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Хороший профориентолог чувствует себя полезным и очень нужным конкретным людям, он креативен, он постоянно узнает новое и учится новому. Всё, что он узнает о жизни, людях, местах, науках, профессиях, учебных заведениях — всё это пригождается в работе.

Минусы

Среди профориентируемых людей встречаются психически неадекватные люди.

Место работы

Центры профориентации, школы, высшие учебные заведения, центры занятости, лаборатории, изучающие профессии.

Важные качества

  • знание профессий;
  • знание стремительно меняющегося рынка труда и стремительно меняющегося рынка образования;
  • владение психологическими методами диагностики личностных, познавательных, темпераментных свойств человека;
  • большая эрудиция в различных областях человеческого знания (различные науки, политика, экономика) и человеческих практик (искусства, политика, бизнес и проч.);
  • чувствительность к слову, к звуку, к визуальному изображению;
  • высочайшая доброжелательность и клиентоориентированность;
  • хорошая философская подготовка;
  • знание психологии человека;
  • навыки психотерапии, знакомство с психиатрией, нейропсихологией;
  • чувство юмора;
  • быстрая реакция;
  • способность признавать свои ошибки;
  • твердость воли;
  • колоссальное трудолюбие;
  • вера в человека;
  • честность;
  • креативность;
  • неутомимость в работе с человеком;
  • умение говорить публично;
  • большой объем памяти;
  • способность все время приобретать новые знания;
  • знание английского языка на уровне Intermediate, поскольку многие современные профессии, их название и функции описываются на английском языке.

Обучение на профориентолога






Хорошее психологическое образование для профориентолога необходимо, его можно получить во многих вузах. Для знания профессий профориентологу необходимо поработать в кадровом агентстве. Ему также необходимо специальное обучение по нескольким видам психотерапевтических практик.

Спецподготовка по профориентации проводится в центрах профориентации, в том числе в ПрофГиде. В ПрофГиде обучают методу живой профориентации (автор метода — Эльмира Давыдова).

Оплата труда

Оплата труда специалиста зависит от места работы. Она сопоставима с зарплатой бухгалтера, менеджера по продажам.

Зарплата на 19.05.2021

Ступеньки карьеры и перспективы

Профориентолог должен иметь психологическое образование, несколько лет проработать в кадровом агентстве рекрутером, обучаться психологическому консультированию, психотерапии, постоянно изучать новые профессии, быть в курсе достижений науки и техники, кино и театра, литературы, политики и бизнеса. Эта профессия постоянно побуждает человека узнавать новое и учиться новому.

Профориентолог может стать крупным специалистом в профориентации, может возглавить центр, кафедру, лабораторию, департамент в министерстве. Он может написать и защитить диссертацию и сделать научную и преподавательскую карьеру в ВУЗе.

В настоящее время такой специальности, как «профориентолог», на рынке не существует. Нет профессионального стандарта на данного специалиста.

Есть специалисты по профориентации, есть специалисты по карьере, но на них в ВУЗах не учат. Как правило, это курсы по повышению квалификации, курсы переподготовки.

Для того, чтобы стать профориентологом, должно быть базовое психологическое образование, такой специалист должен разбираться в мире профессий, ориентироваться в ситуации на рынке, знать перспективные направления, понимать принципы устройства экономики.

Он должен быть немного наставником.

Как Вы советуете выбирать, выявлять своё призвание и профессию?

Мы ориентируем ребят выбирать профессиональное дело, которое им больше всего нравится. В нашем проекте есть своя система, как определиться и выбрать дело, состоящая из 6 шагов:

  • Заинтересоваться своим собственным будущим, актуализировать тему выбора, узнать, что такое выбор, как выбирать, из чего выбирать и т.д.
  • Этот этап начинается с изучения своих способностей, склонностей и интересов.
  • Параллельно вторым этапом происходит знакомство с миром профессий и специальностей. Наш проект предлагает различные формы. Например, фестивали, где в один день можно познакомиться с различными формами профессий по 6 направлениям (сфера услуг, творчество и дизайн, строительство и строительные технологии, транспорт и логистика, IT и soft-skills).
  • Когда школьник узнал, какие вообще есть направления, можно определиться с изучением конкретного направления. В каждом из них существует множество ответвлений, профессий и должностей, в которых можно развиваться. В одной сфере услуг множество профессий в образовании, медицине, красоте, туризме и гостеприимстве, безопасности населения и т.д. С направлениями нужно знакомиться на практике. У нас в проекте для этого существует «Большая игра», которая проходит в колледжах согласно календарю событий.
  • Следующий этап – стажировки и деятельные пробы для того, чтобы увидеть реальное рабочее место специалиста, программы, с которыми он работает, с операциями, чтобы проанализировать и сопоставить со всё увиденное со своими возможностями. После этого можно подбирать себе образовательное учреждение, если все сложилось, либо вернуться назад и вновь начать с проб. Чем раньше вы займетесь профориентацией, тем больше времени на то, чтобы сделать осознанный выбор!
  • Последний этап – прикрепление к профессиональному сообществу. Если ты планируешь развиваться в направлении, то тебе необходимо быть на связи с тем, кто в теме.

Должны ли родители участвовать в профориентации своих детей? Если да, то как? Насколько сильно они должны влиять на выбор?

Безусловно, поскольку все наше воспитание, семья, очень влияют на всех нас, мы все родом из детства. Поэтому родители обязательно должны участвовать в профориентации своих детей! Мы не говорим о том, что они должны настоятельно рекомендовать, куда идти.

Их участие может быть поддерживающим и мотивационным. Они не должны влиять на выбор, но могут помочь в сопровождении этого выбора.

В первую очередь, родители помогают выявить ребенку свои склонности, интересы и способности, развить их, затем помочь ему ознакомиться с направлениями рынка труда, например, пригласить их на работу и рассказать, чем они занимаются, дать возможность постажироваться. Вести разговоры о профессии, о будущем, причем, не в контексте «Я думаю, что ты будешь таким», а о возможных перспективах, вариантах развития траектории.

Можно сходить вместе на Дни открытых дверей, фестивали, и дальше совместно обсуждать – что нового ребёнок узнал о себе, о сферах деятельности. Это позволит снизить тревожность ребенка, найти больше опор и ориентиров, потому что родители те люди, которые помогают найти эти опоры!

Что изменилось в профориентации за последние годы?

Сейчас можно говорить о таком понятии, как нео-профориентация. Если несколько лет назад профориентация заключалась в прохождении тестовой методики в старших классах, чтобы понять предрасположенность именно к трудовой деятельности, то сейчас понятие расширилось и на рынке появилось множество возможностей и проектов, которые позволяют не только сориентироваться в выборе, но и составить маршрут развития, понять базовые особенности и характеристики.

Сейчас на каждом этапе профориентации есть свои задачи. В дошкольном возрасте важно, чтобы ребенок изучал мир профессий, узнавал и понимал, кто чем занимается. Это можно делать через рассказы, книжки, рисование. В начальной школе хорошо уделять время расширению представления о направлениях, о том, что для каждого человека важно найти дело, значимое не только для него, но и для другого! В средней школе важно смещать акцент на сферы профессий: «Чем мне интересно заниматься». В старших классах важно ответить на вопрос «Что мне подходит?», чтобы развить тот или иной талант. В выпускных классах важно строить свой образ будущего и понимать, как к нему идти. Последние классы заточены под карьерную стратегию. Надо набирать больше деятельного опыта.

К сожалению, к нам обращаются ребята, которым остается полгода, или максимум год до того, как определиться с выбором.

На нашем портале profsreda.com есть тестирование в формате геймификации, когда ты проходишь различные профориентационные задания и совершенствуешь своего аватара.

Какие новые методики появились в профориентации?

Как таковых новых ярких методик на рынке не появилось. В основном все опираются на методики Галины Резапкиной или Николая Пряжникова. В гуманитарных технологиях есть свои разработанные опросники. Появляются навигаторы, в том числе, портал https://intalent.pro/ и многое другое

Специалисты портала провели геймификацию теста Н. Пряжникова про средства труда. Интеллектуальная система позволяет посредством ответа на задания выявить, какие профессии тебе подходят по выбранным критериям, какие рекомендуются, а какие точно не попадают. Это поможет ответить на вопрос, какая профессия подходит.

Как Вы относитесь к профориентации для совсем маленьких детей?

Отношусь положительно, поскольку в детстве мы познаем мир через кинестетический канал. В этом смысле сюжетно-игровая деятельность преобладает, и у ребенка есть возможность не только «потрогать профессию» через различные предметы, но также примерить на себя роль специалиста, например доктора.

Представление о мире профессий расширяется, приходит понимание направлений деятельности. Важно использовать методику грамотно и своевременно.

С какого возраста надо задумываться и начинать выбирать будущую профессию?

В настоящее время молодежь выбирает деятельность или образ жизни. Если говорить о конкретной будущей профессии, то решение о том, куда пойти учиться, представление о профессиях, должно формироваться с 7-8 класса.

С 7 класса необходимо активно пробовать себя в различных направлениях, чтобы к 8 классу самоопределиться. За выбором много чего стоит, поэтому, чем раньше приступить к поиску себя, тем больше шансов грамотно выбрать. Важно понять – нет правильного или неправильного выбора и не так страшно выбрать не то!

Выбор сам по себе не страшен, его можно поменять. Лучше выбирать то, что тебе нравится и будет приносить удовольствие.

Но всё же вопрос возраста определяется индивидуально по потребностям. Хорошо бы начинать с 5-6 класса или раньше, но не в контексте выбора, а в контексте развития своих талантов!

Сколько зарабатывают профориентологи?

Я не владею статистической информацией по России, но могу сказать, что спрос на таких специалистов высок.

Один час работы частного специалиста может стоить от 2500 до 5000 рублей.

В среднем, одна профориентационная программа может стоить от 30-60 тысяч за две недели. Лагерь стоит от 60 до 100 тысяч. Эта услуга довольно популярна и много проектов стремятся на этом заработать.

Какими чертами характера обязательно должен обладать специалист по профориентации?

Он должен разбираться в мире профессий, рынке труда, при этом понимать трудности, которые испытывает подросток, т.е. быть мультиспециалистом, чтобы осуществлять квалифицированную помощь!

При этом важно быть оснащенным самыми различными методиками: тьюторскими, коучинговыми, педагогическими – все это поможет построить профессиональную траекторию школьника.

Ещё он должен быть отзывчивым, обладать хорошей интуицией, высокими коммуникационными способностями, постоянно черпать знания о рынке труда, быть в курсе трендов, понимать, как строится образование в России и мире, в чем разница между системами образования, понимать возрастную психологию и, конечно, любить людей!

Если Вы когда-либо задавались вопросами о том, что такое профориентация, как выбрать профессию, кем быть и где учиться, как избежать ошибок при выборе будущей специальности, какие виды профориентации существуют и доступны каждому человеку независимо от возраста, то этот материал даст Вам ответы на всё вышеперечисленное и даже больше. Начав с базовых понятий, Вы постепенно узнаете всю необходимую информацию в кратком виде для первых шагов в нелёгком пути выбора первой профессии или осознанного исправления ошибок молодости и получения новой специальности.

Что такое профориентация

На определённом этапе жизни каждому человеку приходится принимать одно из наиболее важных решений в своей жизни: определиться со сферой образования и выбрать профессию. Как показывает практика, многие люди испытывают затруднения в выборе карьерного пути по самым разнообразным причинам. Эти причины заметно отличаются в зависимости от возраста и положения человека, но есть и присущие практически всем без исключения. Попробуем разобраться с профориентацией в России, начав с самых основ и постепенно двигаясь к стоящей у многих проблемы профориентации и выбора дальнейшей профессии.

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Понятие профориентации появилось в результате слияния двух слов из разных языков: латинского profession (род занятий) и французского orientation (установка).

Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.

Профориентация в России

Профориентация в России

К сожалению, в настоящий момент не ведётся какой-либо масштабной и системной работы для помощи в профессиональном самоопределении, начиная со школьников и заканчивая взрослыми людьми. И если для взрослых подобная профориентационная работа частично ведётся службами занятости населения, хотя и рассматривается больше как дополнительная услуга, то в школах профориентация школьников отдана на откуп администрации и учителям. К счастью многие понимают всю важность выбора профессии и устраивают различные мероприятия, направленные на выявление у учеников склонностей и способностей к той или иной профессии. В числе таких мероприятий можно назвать психологические тестирования, экскурсии на предприятия, уроки с презентациями профессий и многое другое.

Таким образом, в целом, процессы помощи молодому поколению с выбором профессии находятся в довольно плачевном состоянии и сильно зависят от людей на местах. Однако тот факт, что помочь определиться с профессией своему ребёнку может каждый родитель не может не радовать. Информационные ресурсы и разнообразные профориентационные тесты значительно облегчат процесс выбора и помогут принять верное решение.

«Кем стать?» или как выбрать профессию правильно

Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно.

Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные именно для Вас критерии будущей профессии. Условно причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние причины выбора профессии

  1. Мнение окружающих о профессии и её престижностиВнешние и внутренние причины выбора профессии
    (друзья, родители, успешные знакомые и т.д.) – часто специальность выбирается под впечатлением от её престижности в глазах окружающих, что обычно приводит к ситуации неудовлетворения от работы и необходимости переучиваться. К тому же существует риск, что модный сегодня род занятий завтра значительно снизит свою популярность, а то и перестанет существовать вовсе.
  2. Желание родителей – очень распространены случаи, когда профессия выбирается под давлением со стороны родителей, желающих устроить своего ребёнка на наиболее выгодную, с их точки зрения, специальность. С одной стороны ими двигают исключительно благие побуждения, с другой же практически всегда стремления, желания и способности непосредственно ребёнка уходят на второй план и не учитываются.
  3. Уровень заработной платы – немаловажная причина, которую, несомненно, стоит учитывать вместе с остальными. Одной из самых распространённых ошибок при выборе является упор исключительно на предполагаемую зарплату без учёта желаний и талантов.
  4. Доступность обучения – согласитесь, получать образование намного легче и комфортнее в своём родном городе, а необходимость переезда и жизни в общежитии может отпугнуть многих людей.

Внутренние причины выбора профессии

  1. Интерес – наряду со способностями одна из важнейших причин к выбору той или иной профессии. Наличие интереса может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания и тому подобных.
  2. Физические возможности – если у Вас аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых от природы вкусовых рецепторов. Исключения, конечно же, бывают, но они редки и больше подтверждают правило.
  3. Наличие склонностей, талантов, способностей – уже в детских садах и школах становятся видны склонности к разным видам деятельности. Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли ему стоит связывать карьерный путь с этими направлениями.
  4. Возможность самореализации – естественное желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал.

Несомненно, мы привели далеко не все причины связанные с выбором профессии. Более подробно с ними можно ознакомиться в нашем материале Основные причины выбора профессии.

Важность профориентации

В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя – нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.

Наиболее успешен в своей карьере тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник, а это возможно только при грамотно проведённой профориентационной работе. В лучшем случае такая работа продолжается на протяжении всей жизни человека, начиная с детского сада и школы и продолжаясь на рабочем месте. В разном возрасте профориентация решает различающиеся проблемы: в школе это вопрос выбора профессии, а в организации может быть адаптацией к процессу труда.

Важность профориентации и работы

В России значительно ослабли позиции значимости трудового воспитания подрастающего поколения. Свою роль в этом процессе сыграли как средства массовой информации, формирующие преимущественно потребительское отношение к жизни, так и значительное разделение престижности профессий, пусть и не всегда совпадающее с действительностью. Молодежь мечтает о возможности сделать лёгкую и быструю карьеру в экономической или юридической сферах, в то время как наука, работа руками и сельское хозяйство часто воспринимается как работа для неудачников. Однако грамотный специалист на крупном предприятии может получать значительно большую зарплату, чем очередной экономист в офисе.

Заметно увеличилось и количество людей работающих не по полученной специальности, особенно сильно эта тенденция прослеживается среди выпускников высших учебных заведений. Таким образом, рынок труда за счёт государственных средств, ушедших на образование студента, насыщается бесполезными специалистами.

Эти и другие проблемы может решить грамотно и вовремя проводимая профориентация, начиная с детского сада и на протяжении всего времени обучения в школе и средне-специальных или высших учебных заведениях.

Функции профориентации

Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.

Диагностическая функция

  • Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности
  • Находит положительные качества личности
  • Изучает познавательные интересы детей и взрослых
  • Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии
  • Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения
  • Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности

Организационная функция

  • Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность
  • Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов
  • Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий
  • Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала
  • Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее)

Информационная функция

  • Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА.
  • Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах

Профилактическая функция

  • Уменьшает количество ошибок при выборе профессии
  • Предупреждает неправильное восприятие имеющихся на рынке труда профессий

Типичные ошибки выбора профессии

  1. Ориентация на престижность профессии – одна из Типичные ошибки выбора профессии
    самых распространённых ошибок, когда выбирается самая модная специальность, забывая о том, что на рынке труда могут пользоваться спросом совсем другие специалисты. Обычно модными профессиями считаются экономисты и юристы.
  2. Выбор под давлением окружающих – чаще всего такими людьми выступают родители, у которых видение будущего своего ребёнка не учитывает его интересы и способности
  3. Пойти учиться «за компанию» – поступить в ВУЗ вместе друзьями или бывшими школьными одноклассниками.
  4. Идти по стопам своего кумира – выбор профессии только потому, что этим занимается известная или нравящаяся личность: любимый учитель, актёр, певец, спортсмен и т.д.
  5. Желание учиться только в определённом месте – в таком случае выбор сильно ограничен выбранным ВУЗом. Федеральные университеты с большим количеством специальностей несколько спасают положение, но и они не обладают всем спектром возможных профессий.
  6. Устаревшая или неправильная информация о профессии – профессии изменяются вслед за требованиями рынка труда или появлением новых технологий.
  7. Учитывание только видимой стороны – актёры или певцы собирают огромные залы поклонников и получают хорошие гонорары, но тяжелый труд практически всегда остаётся за кадром и может быть упущен при определении с желаемой специальностью.
  8. Отсутствие желания разобраться в себе – выбор профессии без учёта своих способностей и психологических особенностей. На помощь может прийти грамотно проведённая профориентация с консультацией психолога-профконсультанта и многочисленные бесплатные тесты.
  9. Привязанность к любимому школьному предмету – неплохой, в общем-то, выбор, но стоит учитывать, что любая профессия состоит из сплава нескольких направлений и отличным знанием одного школьного предмета, скорее всего не обойтись.
  10. Неправильная оценка своих способностей – завышение или занижение своих талантов и умственных способностей. Результатом может стать карьера продавца при имеющихся возможностях для блестящей карьеры хирурга. Профориентационное тестирование поможет выявить настоящие сильные и слабые стороны, на основе которых и стоит делать выбор после консультации со специалистом-профконсультантом.

Виды профориентации и профориентационных услуг

Существует 4 основных направления профориентационной работы. Все они по-своему важны и для эффективной работы обычно используются комплексно.

  1. Профессиональное информирование – знакомство людей с многообразием видов возможных профессий в современном обществе. Сбор, обработка и публикация информационных материалов о состоянии рынка труда и образовательных услуг, их перспективами развития. Также включает в себя информирование о формах профессий, требованиям к ним для будущих специалистов и возможностях профессионального роста.
  2. Профессиональный подбор (профотбор) – определение степени соответствия и пригодности человека как профессионала к определённому рабочему месту или должности на основе должностных инструкций и нормативных требований.
  3. Профессиональное консультирование – большое количество предлагаемых видов помощи человеку в профессиональном определении для принятия им самостоятельного, осознанного решения в непростом вопросе выбора профессии. Также помогает определить дальнейшие направления профессионального обучения и трудоустройства с учётом возможностей конкретного человека, его психологических и психофизиологических возможностей наряду с предъявляемыми требованиями рынка труда.
  4. Психологическая поддержка – диагностика и корректировка психического состояния человека, психологическое сопровождение его профессиональной деятельности. Помогает адаптироваться к имеющейся ситуации, повысить психологическую компетентность, снизить случаи профессионального выгорания и деформации специалистов.

Кроме общих направлений стоит выделить и отметить частные виды профориентационной работы и предоставления услуг:

Психологические тесты на выбор профессии

  1. Тест на профориентацию (тест на профессию) – представляет собой разновидность обычного теста с большим количеством открытых или закрытых вопросов. Профориентационные тесты составляются психологами-профконсультантами и в качестве результата дают полную расшифровку личностных особенностей в профессиональном плане, предлагаемые профессии и рекомендации по дальнейшему обучению и развитию.Существует множество тестов, наиболее известными из них можно считать: Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова, Тест профессиональной направленности Д. Голланда, Профконсультант, Профориентатор, Профкарьера и другие.
    Можно пройти профориентационные тесты онлайн на нашем сайте или обратиться к предоставляющим такие услуги психологическим фирмам, частным специалистам или университетам. Практически каждый крупный университет России оказывает услуги профориентации, пусть и с небольшим уклоном на поступление именно к ним.
  2. Консультация специалиста – обратившись к практикующему психологу-профконсультанту мучительный процесс выбора профессии можно значительно облегчить. Грамотный специалист после ознакомительной беседы подберёт и проведёт наиболее подходящие именно Вам диагностические тесты, познакомит с рынком труда и возможными видами профессий, даст рекомендации по дальнейшему развитию.
  3. Государственная служба занятости – часто оказывает услуги профориентации и владеет всей полнотой информации о рынке труда Вашего региона.
  4. Дни открытых дверей и экскурсии на предприятия – обычно проводятся в сотрудничестве со школами или университетами. Помогают познакомиться с внутренней, скрытой стороной профессий и сделать осознанный выбор.

Заключение

Владея всей вышеперечисленной информацией, для Вас не составит труда не попасться на удочку шарлатанов, которые, расплодившись в большом количестве, предлагают пройти якобы бесплатные профориентационные тесты в интернете, внезапно требуя оплату для получения результатов, а начать осознанный, самостоятельно выбранный, путь к профессии своей мечты.

Если же вопросы ещё остались или хочется узнать более подробную информацию по той или иной тематике, то этот сайт сделан специально для помощи Вам. Здесь Вы найдёте большое количество новостей и материалов, раскрывающих все аспекты выбора профессии, подготовки к ЕГЭ и ГИА, а также возможность пройти тесты на профориентацию онлайн. Все наши тесты совершенно бесплатны и результат доступен сразу же после прохождения.

Искренне и от всей души желаем Вам решить все вопросы на тему «Кем стать?» и выбрать профессию по душе.

В России люди не привыкли ходить к психологам. Это стереотип, который существует уже не одно десятилетие. Однако в последнее время, например, в вопросах выбора профессии, жители страны все чаще прибегают к помощи специалистов. Психолог по профориентации поможет разобраться, как из миллиона вариантов выбрать несколько перспективных направлений работы, а также подскажет конкретный план развития по выбранным траекториям, исходя из собственных склонностей и желаний. О том, почему выбирать профессию стоит заранее и как это сделать эффективно, ITMO.NEWS рассказала психолог отдела профориентации и работы с талантами Университета ИТМО Татьяна Климова. Вместе с экспертом ищем ответ на вопрос: «Что делать, если на выборе профессии настаивают родители, а у вас есть собственная мечта?»


Обращаться к психологу не принято/бесполезно. Почему это не так?

Жители России нечасто обращаются за помощью к психологам. Лучшими советниками, как правило, для них становятся друзья и родственники. Но в последнее время ситуация начала меняться. Свою роль сыграл тренд на профориентацию: проблема выбора профессии и осознанный подход к этой теме начал обсуждаться на самом высоком уровне, говорит Татьяна Климова. Кроме того, появляется гораздо больше возможностей и способов, благодаря которым можно определить для себя несколько вариантов профессионального развития.

«Появилось больше свободы действий. Я все чаще вижу, что люди постепенно начинают доверять специалистам, обращаться за квалифицированной помощью и в принципе изучать этот вопрос. Последнее тоже очень важно», — говорит эксперт.

Другой сдерживающий фактор – неудачный опыт. Зачастую обращаться к специалистам по профориентации не спешат те, кто уже проходил ее один раз (например, в школе) и не вынес для себя ничего полезного. По словам Татьяны Климовой, уже столкнувшиеся с негативным опытом школьники, как правило, ожидают, что:

а) кабинет специалиста по профориентации — это место, где с ними будут строго и формально разговаривать;

б) профориентация — это просто сухой тест, после которого без объяснения выдадут результаты;

в) профориентация в университете — это официально и очень серьезно, поэтому нужно сто раз подумать, прежде чем задать тот или иной вопрос.

Татьяна Климова
Татьяна Климова

«Когда встреча назначается в университете, ребята, с одной стороны, хотят очень многое узнать, но с другой — боятся и очень часто стесняются спрашивать, потому что вуз в их понимании — это очень строгая, серьезная структура, пока незнакомая среда. Поэтому на встречах я всегда сначала спрашиваю, был ли у ребят опыт профориентации раньше, почему они считают его неудачным и почему им не удалось вынести из него пользу, — продолжает Татьяна. — В нашем случае влияние оказывает и сам университет: Университет ИТМО — неклассический вуз, это позволяет мне использовать в своей работе более творческий подход».

Чем могут помочь специалисты по профориентации

К специалисту по профориентации можно прийти, если вы не знаете, какую профессию выбрать, а также если вы просто хотите удостовериться в правильности своего выбора. При этом профориентацию недостаточно проходить онлайн – в таком случае все равно останутся вопросы, которые лучше прояснить при очной беседе со специалистом.

«Очень полезно получить взгляд со стороны: одно дело, когда вам что-либо говорят родители, другое — когда вы также получаете оценку специалиста, которая дается в соответствии с проверенными и отработанными методиками и сопровождается подробным объяснением, почему результат именно такой», — говорит Татьяна Климова.

Прежде чем прийти на очную беседу со специалистом по профориентации в Университете ИТМО, необходимо зайти на сайт ITMO.START. Имея свой профиль на портале, посетитель может управлять им и получать всю необходимую информацию о профориентационных активностях вуза. После регистрации участник может подать заявку на профориентацию, результаты которой помогут определиться с меганаправлением Университета ИТМО и узнать больше о своих склонностях и интересах.


После того, как посетитель портала отправил заявку на профориентационную консультацию (подробнее о том, как это сделать, можно почитать здесь), ему сначала приходит тест.

«Профориентация во многом похожа на собеседование на работу или процесс по составлению резюме. По сути, это шаг во взрослую жизнь, — рассказывает Татьяна Климова. — Заполнение теста в среднем занимает полтора часа, после чего участник отправляет его мне с указанием, что он хочет прийти на консультацию, далее мы назначаем встречу. Эти шаги необходимы, чтобы исключить немотивированных участников. Многие думают, что они просто посидят на консультации и все. Так не работает: в этот процесс действительно нужно вложить свое время и усилия, чтобы получить результат».


С какого возраста стоит начать проходить профориентацию

С 14 лет. Именно с этого возраста вопрос становится актуальным, школьники начинают предметно задумываться о будущей профессии и более осознанно планировать свою дальнейшую деятельность, отмечает эксперт.

При этом прийти на профориентационную консультацию в Университет ИТМО может как условный «чистый технарь», так и школьник, который понимает, что ему интереснее развиваться в гуманитарных направлениях или работать на стыке. В Университете ИТМО есть разные мегафакультеты, где могут найти свое применение люди с различными компетенциями.

Пять типичных проблем и как их можно решить

Школьники приходят к специалисту с комплексом вопросов: как выбрать направление, если вообще не представляешь, какие возможности есть вокруг, что нужно для развития своих способностей и так далее. Рассмотрим основные и разберемся, как в их решении может помочь профориентация.


Проблема 1: «На выборе профессии настаивают родители, а я хочу заниматься совсем другим»

Одним из условий профориентационной консультации является ее индивидуальный характер, поэтому на беседе со специалистом присутствует только школьник. Уже после этого психолог вместе со школьником проводит беседу с родителями, где обсуждает результаты. Причем в первую очередь слово дают ребенку, чтобы он смог обсудить с родителями то, что он узнал во время беседы со специалистом.

Как справляться с ситуацией, когда взгляды школьника и его родителей на будущую профессию не совпадают?

«В этой ситуации я сначала, безусловно, слушаю подростков, пытаюсь понять, что им интересно. Бывают так, что ребята хотят одно, а родители настаивают совершенно на другом. Например, подросток хочет быть предпринимателем, а родители настаивают на хим-био. Здесь всегда есть выход. Необходимо выстроить путь, исходя из этих условий. Первое: можно получить образование на бакалавриате по тому направлению, что советуют родители и которое близко подростку, а в магистратуре сделать упор на развитие предпринимательских навыков. Второе: ребята могут еще раз поговорить с родителями и объяснить, что они хотят. Были случаи, когда с родителями разговаривала и я, потому что одно дело, когда родители общаются со школьником, относясь к нему как к ребенку, другое — когда они выслушивают экспертное мнение и начинают по-другому смотреть на точку зрения своего ребенка», — говорит Татьяна Климова.

Проблема 2: «Я точно знаю, что буду программистом: это не так сложно, популярно и зарплаты в IT самые высокие»


Нацеленность лишь на материальный результат и моду — тоже не лучший вариант. Важно понимать специфику работы, а также проверить — владеете ли вы на данный момент хотя бы минимальным уровнем навыков и знаний, которые необходимы для развития в этой области. И в принципе хотите ли работать над этим.

«Ко мне иногда приходят ребята, которые хотят быть программистами, потому что в этой сфере много денег, это популярно, там свободный график работы и так далее. В этот момент я всегда задаю вопрос: “А какие языки программирования вы уже знаете?” Часто получаю ответ, что никаких. Желание не всегда соотносится с возможностями. Если ты это действительно хочешь, отлично, теперь давай думать, какие действия помогут тебе достичь цели», — отмечает психолог.

Проблема 3: «Не могу выбрать конкретное направление: вокруг столько всего интересного»

Чаще всего к специалисту по профориентации приходят именно с этим вопросом. Поэтому более актуальная задача для психолога — не мотивировать учиться усерднее, а напротив — помочь разобраться школьникам, которые и так берут на себя много задач, какое направление им ближе всего.

«Ребята действительно много учатся, очень много успевают, но при этом совсем не слышат себя, не понимая, чего они на самом деле хотят. В этом случае особенно может помочь общение. Безусловно, есть очень много школьников, которые успешно развиваются в разных сферах, но при этом я никогда не ограничиваю их. Задача профориентатора — не сказать “Иди только туда” или “Все, ты будешь строителем”. Мы всегда расписываем несколько вариантов событий, оставляя при этом свободу выбора. Профориентация — это не когда тебе называют профессию, после чего ты идешь и учишься на нее. Это способ из миллиарда профессий определить несколько, из которых можно выбрать», — говорит специалист.


Проблема 4: «Хочу быть психологом, но не люблю людей»

В каждой профессии можно найти применение разным качествам. Именно поэтому с участниками профориентационных консультаций всегда обсуждаются индивидуальные особенности: любят ли они работать в коллективе или предпочитают самостоятельность, не боятся ли они многозадачности или хотят, чтобы все было по полочкам.

«Ко мне иногда приходят ребята, которые говорят, что любят психологию, но при этом не хотят общаться с людьми. Что делать? Это значит, что подростку нужно идти не на психологию коммуникаций и в консультирование, а, например, в исследовательскую деятельность, где он сможет работать с базой данных, с цифрами, со статистикой. Часто становится откровением, что даже в пределах одной профессии можно применить абсолютно разные, порой даже противоположные склонности. Это справедливо и в отношении программиста: кто-то исключительно пишет код, а кто-то управляет командой или выступает, как евангелист it-направления», — говорит Татьяна Климова.

Проблема 5: «Что если я сейчас сделаю неправильный выбор, а потом буду кусать локти всю жизнь?»

Профориентация позволяет снизить беспокойство. Далеко не все могут сделать в восьмом классе выбор на всю жизнь, и ничего страшного в этом нет. На консультации со специалистом лучше сконцентрироваться на собственных склонностях и актуальных интересах, и, исходя из этого, построить план на ближайшую перспективу.

Профориентацию рекомендуют проходить каждый год, если нет четкой определенности. Тогда будет возможность проследить за динамикой развития и увидеть новые стороны профессий.

Какая профессия мне подходит? Этот вопрос рано или поздно становится перед каждым старшеклассником. Ребята часто теряются перед большим выбором специальностей. Поэтому идут учиться в «правильный» вуз под влиянием родителей и друзей. Или не идут в университет мечты из-за неуверенности в своих способностях. В этой статье мы поговорим о том, что такое профориентация и как с ее помощью выбрать востребованную профессию по душе . И с какими специальностями будущего в скором времени столкнется сегодняшний школьник. Начнем с парочки терминов.

Содержание

Что такое профориентация и как она помогает подростку определиться с будущей профессией

Профориентация — это научный комплекс действий, который помогает людям выбрать будущую профессию или обучиться новой.

Она включает в себя:

  • информирование о возможных специальностях, нужных для них навыках и способностях, учебных заведениях;
  • профессиональное консультирование;
  • диагностику — чаще всего это тестирование;
  • психологическую поддержку.

Основная цель профориентации подростков — подготовить их к осознанному выбору будущей профессии. Этот выбор складывается из трех компонентов: интереса и способностей человека, спроса на профессию и запроса общества.

Рынок труда развивается и трансформируется так быстро, что узнать про все современные и появляющиеся профессии в кругу знакомых уже не получается. Десятки специальностей перестают быть нужными, зато многие новые направления становятся перспективными.

С другой стороны, многие школьники толком и не знают, что делают представители той или иной специальности, и их возможности для карьерного роста. Они думают, что работа подойдет, потому что там «хорошо платят» или «не нужно особо напрягаться». Для подростков это нормально, ведь у них сложно с долгосрочным планированием. Но если снабдить их полной информацией, то сделать выбор будет легче. Как выделить важные предметы и навыки для успеха в выбранной профессии?

Помощь консультанта по карьере экономит время. Не нужно учиться несколько лет специальности, которая вскоре исчезнет или перестанет пользоваться спросом. Можно сразу выбрать то, что подходит по темпераменту, типу мышления, способностям и виду деятельности.


Какие бывают профессии

Профессия — это полезная для общества деятельность человека, которая приносит ему доход и требует специальной подготовки — теоретической и практической.

Профессия объединяет в себе разные специальности.

Специальность — отдельная отрасль, в которой работает специалист.
Например, профессия врача включает в себя разные специальности: хирург, офтальмолог, терапевт и многие другие. Процесс приобретения знаний по выбранной специальности называется специализацией.

А чтобы отличать специалистов по уровню профессиональной подготовки, придумали квалификации. Например, врач высшей категории или главный инженер проекта. В IT-сфере это junior, middle, senior:

  • junior — специалист без опыта или с незначительным опытом работы;
  • middle — работник с опытом работы от 1 до 3 лет, который может выполнять задачи самостоятельно;
  • senior — опытный специалист со стажем более 3 лет, который решает задачи любой сложности. Предвидит возможные затруднения, понимает долгосрочные последствия принимаемых решений, думает о снижении затрат и увеличении производительности.

Эти категории довольно условные и для разных компаний требования к junior, middle, senior могут существенно отличаться.

Должность — это трудовые обязанности, которые выполняет человек на предприятии, в компании или проекте в соответствии со своим положением в штате. Например, педагог может занимать должность учителя или завуча.

Типы профессий

Все профессии можно поделить на типы по объекту труда — то есть, с чем или кем человеку приходится работать. По системе Климова таких типов пять:

  1. «Человек–природа» — работа с растениями и животными, биологическими процессами. Пример: агроном, ветеринар, микробиолог, ботаник.
  2. «Человек–техника» — работа с техническими объектами и системами, материалами, энергией. Пример: механик, инженер, технолог, архитектор.
  3. «Человек–человек» — деятельность, связанная с людьми разного общества, группами и сообществами людей. Пример: психолог, продавец, парикмахер, юрист, учитель.
  4. «Человек–знак» — работа с использованием языков, условных знаков, цифр, формул. Пример: математик, программист, лингвист.
  5. «Человек–художественный образ» — деятельность по созданию, изучению и копированию художественных образов. Пример: художник, актер, писатель, дизайнер.

Новые профессии, которые появляются на рынке, часто сочетают в себе два или больше типов. Например, блогер может объединять в своей деятельности типы «человек–человек», «человек–знак», «человек–художественный образ», «человек–техника».

Распространен и подход Голланда. Он считал, что выбор профессии включает себя среду и тип личности. Таких типов у него шесть:

  1. Реалистический. Принятие решений. Человек этого вроде личности эмоционально стабильный, с развитыми пространственным воображением, ловкий. Среда: манипулирование техникой и предметами.
  2. Исследовательский. Познавательная деятельность, наблюдение и анализ. Развито теоретическое мышление. Среда: наука и исследования.
  3. Артистический. Самовыражение, творчество, экспрессия. У таких людей богатая интуиция и развитое воображение. Среда: сфера искусств, использование навыков презентации.
  4. Социальный. Общение и взаимодействие с людьми, коллективные форматы задач. Человек этого типа амбициозен, чувствителен и эмоционален. Среда: общественная деятельность, работа с людьми.
  5. Предпринимательский. Осуществление своих идей, социальная активность. Представитель предпринимательского типа личности энергичен и импульсивен. Среда: бизнес, политика.
  6. Конвенциональный. Систематизирование информации, четкое следование инструкциям и планам. Этот тип удачно справляется с рутиной. Не эмоционален. Среда: работа, требующая точности, внимательности и усидчивости.

Здесь тоже есть сочетание нескольких типов личности. Например, коммьюнити-менеджер должен обладать эмпатией, аналитическими и организаторскими способностями, навыками переговоров и управления проектами. Что требует от него как минимум социального, предпринимательского и исследовательского типов.


Как узнать, какая профессия мне подходит: тесты на профориентацию

Тесты позволяют быстро выяснить некоторые психологические характеристики человека. Например, тип личности, выраженные черты характера, темперамент, коммуникативные навыки и сферы интересов. Важно повторять тестирование раз в год — в подростковом возрасте увлечения меняются, иногда даже вплоть до противоположных.

Только тестирования, как правило, недостаточно для экспертной оценки. Беседа со специалистом, упражнения или ознакомительные игры помогут подростку больше узнать о профессиях и своих сферах интересов. Дальше можно выбрать индивидуальную образовательную стратегию.

Сервисы для тестирования:

  • Testometrica.com — ресурс с разнообразными психологическими тестами: профориентация по возрасту и типам; тест на склонности к деятельности у ребенка; тест на профессиональные интересы, склонности и способности; тест на таланты детей 7-13 лет.
    На сайте можно пройти платный расширенный тест на профориентацию. — центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». Профориентационная диагностика и карьерное консультирование для детей и взрослых: тесты по объекту труда и профессиональный тип Голланда. На сайте можно пройти один блок расширенного теста на профориентацию бесплатно. — образовательный профориентационный и обучающий проект. Можно пройти тест по методике Климова и тест Голланда. — образовательный сайт с информацией об учебных заведениях России, их программах и том, как выбрать профессию. методик Климова и Холланда. . .

Профессии будущего и тренды на рынке труда

Глобальные изменения на рынке труда приводят к тому, что многие профессии исчезают или будут не нужны в ближайшие 5–10 лет. Физическую работу вскоре будут перенимать машины. Зато глобализация, развитие компьютерных и нанотехнологий, искусственного интеллекта, робототехники будут рождать новые профессии. Автоматизация процессов позволит избавить специалистов от рутинной работы. С другой стороны, конкуренция между ними будет расти.

Конечно, использование машин будет доступно не всем странам сразу, но тренды рынка труда показывают, что будущее за специальностями, где роботы и технологии не смогут конкурировать с человеком.

Востребованными профессиями в ближайшее время все так же останутся специалисты IT-сферы (проектные менеджеры, тестировщики, разработчики), логисты, маркетологи, психологи, управленцы.

Новые профессии появятся в медицине, IT, биотехнологиях, сельском хозяйстве, энергетике, экологии, нанотехнологиях. Например, скоро станут востребованными онлайн-терапевты, сити-фермеры, проектировщики роботов, операторы дронов и разработчики интернета вещей.

О профессиях и навыках, которые будут актуальны в следующие пять лет, рассказывает Наталья Емченко, директор по коммуникациям System Capital Management.

Читайте также: