Прыгает с парашютом кто профессия

Опубликовано: 26.04.2024

Этот специалист занимается складыванием парашютов, обслуживанием техники, мелким ремонтом и другой технической работой. Специальность редкая и не слишком популярная, но люди, которые отлично ей владеют, легко найдут работу в России и за рубежом.

Профессия риггер напрямую связана с парашютным спортом, точнее с укладкой и обслуживанием парашютов. Работа очень ответственная, требует математического склада ума, также специалист должен иметь солидный опыт прыжков с парашютом. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Особенности профессии

Парашютный спорт напрямую связан с опасностями, но в этой сфере тоже требуются своеобразные инженеры, роль которых выполняют риггеры . На плечи этих специалистов возлагаются обязанности по выполнению следующих работ:

  • укладка запасных парашютов;
  • ремонт ранцев и куполов парашютов;
  • проведение технического осмотра и оценивание той или иной парашютной системы;
  • доработка парашютных систем в соответствии с указаниями производителей (по инструкции);
  • другая техническая работа.

Представители этой профессии проходят обучение на специальных курсах, после чего они получают соответствующий сертификат. Не многие люди стремятся стать риггерами , ведь от опыта и мастерства специалиста зависят человеческие жизни.

Этот специалист должен не только уметь складывать парашют, но и знать все о его конструкции, действующем авиационном законодательстве и стандартах, разбираться в материалах и т. д. Требования к риггеру зависят от его опыта и места, куда он устраивается на работу.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Редкая профессия.
  • Опытные представители профессии востребованы во многих сферах нашей жизни.
  • Достаточно высокая заработная плата, но без фиксированной ставки (зависит от выработки).
  • Возможность совмещать хобби (парашютный спорт) с любимой профессией.
  • Работа базируется на тех знаниях, которые специалист получил во время обучения и личных парашютных прыжков.
  • Не требует высшего образования, ведь для работы необходимо иметь более 100 прыжков и сертификат.
  • Возможность постоянно совершенствоваться в профессии.

Минусы

  • Чаще всего работа связана с укладкой парашютов, суточное число которых в сезон может превышать 10 шт.
  • Требует повышенного внимания и чрезвычайной ответственности.
  • Профессия связана с опасностью, ведь в случае неправильной укладки парашюта ответственность несет именно риггер .
  • Есть риск не найти работу при отсутствии опыта.
  • Работа может быть сезонной, ведь время прыжков с парашютом зависит и от погоды, и от региона.
  • Если вы никогда не прыгали с парашютом, то не сможете получить сертификат риггера .
  • Сложности с получением сертификата, ведь школы и курсы, которые их выдают, есть только в крупных городах.

Личные качества

  • Ответственность и уравновешенность.
  • Умение сосредоточиться в любых условиях.
  • Обязательность и педантичность.
  • Хорошая память, ведь специалист должен знать наизусть технологии и схемы укладки.
  • Отличная координация движений.
  • Хорошо развитый мышечный корсет, отсутствие хронических заболеваний.
  • Прекрасное знание законов физики, геометрии, умение творчески мыслить. Плюсом для представителей этой профессии становится знание авиационной техники или профильное образование в этой сфере.
  • Усидчивость и готовность к монотонной работе.
  • Смелость и активность.
  • Желание связать свою жизнь с экстремальными видами спорта.
  • Умение работать с людьми.
  • Стремление идти дальше и обучать парашютистов, которые тоже хотят получить сертификаты риггеров .

Где учиться на Риггера? Как получить сертификат риггера ?

Чаще всего курсы риггеров есть при парашютных школах и парашютных аэродромах, где новичков обучают сертифицированные риггеры . К будущим специалистам выдвигают ряд требований, которые зависят от выбранной школы:

  • не менее 100-500 прыжков с парашютом;
  • стаж в парашютном спорте не менее 3-5 лет;
  • возраст от 23 лет.

Также необходимо иметь характеристику и рекомендательное письмо из того клуба, где вы ранее занимались парашютным спортом. Специализированные компании и клубы не часто проводят обучение, поэтому необходимо искать курсы не только в своем городе, но и в другой стране.

Заметим, что в каждой стране существует собственная оценка и регламент для профессии риггер , поэтому стоит проходить обучение именно в том государстве, в котором вы планируете в дальнейшем работать или заниматься спортом.

Курсы

Курсы при компании SkyWideSystems (г. Киев)

Компания проводит обучение обычных риггеров и мастеров- риггеров , которые длятся 7 и 9 дней соответственно. Во время курсов обучающиеся получают технические знания и практический опыт по укладке парашютов и выполнению мелкого ремонта. После завершения курсов компания выдает сертификат и письмо-подтверждение для контролирующих органов. Для прохождения курсов необходимо иметь 100 прыжков с парашютом и опыт укладки парашютов-крыльев.

Место работы

Специалисты, получившие сертификат и допуск к работе, могут трудоустроиться в частные компании, которые занимаются съемкой художественных фильмов и роликов. Также можно найти работу на парашютных аэродромах и при профильных клубах, занимающихся организацией парашютных прыжков для гражданских лиц.

Оплата труда

В странах СНГ такая профессия как риггер встречается достаточно редко, поэтому фиксированную ставку для представителя этой специальности рассчитать сложно. Обычно специалисты в этой сфере «набивают» руку на складывании парашютов при частных и государственных аэропортах, после чего начинаются заниматься обучением парашютистов, которые хотят отточить своем мастерство.

Работа может быть как постоянной, так и сезонной, что сказывается на оплате труда. Например, специалист в ЕС за укладку запасного парашюта может получить до 35 евро. Формирование заработной платы напрямую зависит от количества клиентов, страны и региона проживания, возможностей риггера .

Карьера

Карьера риггера – это получение более высокой категории, например риггер -мастер, после чего специалист может самостоятельно заниматься обучением новичков, становясь инструктором.

Профессиональные навыки

Представитель этой профессии использует разнообразную технику, схемы и другие вспомогательные материалы для обслуживания и мелкого ремонта парашютных систем и систем безопасности.

Владислав Синютин, «Танай»: «Парашютный спорт — это далеко не русская рулетка»
Фото: аэродромтанай.рф

Ко дню рождения парашюта «Реальное время» побеседовало с мастером парашютного спорта, инструктором аэродрома «Танай» Владиславом Синютиным, который рассказал о том, как проходит подготовка — профессиональная и любительская — к первому прыжку, серьезно ли парашютисты относятся к суевериям, чем опасно игнорирование интуиции, во сколько может обойтись снаряжение и обучение, а также почему парашютный спорт нельзя сравнивать с русской рулеткой.

«От начала занятий до момента прыжка проходит почти полгода»

— Владислав, как в вашей жизни появился парашютный спорт?

— Все началось с того, что я, будучи подростком, в 1999 году попал в магаданский военный клуб, где можно было заниматься и картингом, и вышиванием крестиком, и многими другими дисциплинами, в числе которых была парашютная секция, которая меня и заинтересовала.

— Как проходила подготовка к первому прыжку?

— Раньше система подготовки была совершенно другая — советская, если можно ее так назвать. Перед прыжком мы писали конспекты, то есть у нас были занятия, которые продолжались порядка четырех месяцев: мы изучали конструкцию парашюта, аэродинамику, метеорологию… Было порядка двенадцати дисциплин, по которым надо было сдавать экзамены. После этого мы переходили к практической части, укладывали парашют минимум 200 раз и только затем приступали к прыжкам. Получается, от начала занятий до момента прыжка проходило почти полгода.

— Можете уточнить, как именно поменялась система подготовки с того времени?

— Изменилась программа обучения, изменились типы парашютов и даже высота прыжка. Сейчас человек к нам приезжает, мы его готовим, и уже на следующий день он может совершить первый в своей жизни самостоятельный прыжок с парашютом.

Мы даем общее представление о конструкции парашюта, алгоритмы действий для выполнения прыжка, причем большую часть времени уделяем особым случаям и тому, как необходимо в таких ситуациях действовать. Немного истории, наземной подготовки, также навыки приземления, управления парашютом. Это самое основное.

Мы даем все очень дифференцированно, чтобы не загрузить человека лишней информацией. Вы получаете тот максимум, который вам необходим.

В целом парашютист-спортсмен учится порядка 10 лет. Даже за полгода невозможно запихать в голову все, что нужно знать про парашютный спорт. Конечно, рассказать можно, но в голове у человека это не отложится.


Фото аэродромтанай.рф

«Человек может подойти к обрезу двери и начать: «Не хочу, не буду»

— А как прошел ваш первый прыжок?

— Мне тогда было 12 лет. Вообще, прыжки разрешены с 14, но так как я очень этого хотел, товарищи военные, которые выбрасывали меня из вертолета, пошли на некоторые ухищрения.

Это было волнительно. В первом прыжке я практически ничего не понял, все как в тумане: ты вроде бы надеваешь парашют, тебя проверяют, залезаешь в вертолет, первый, второй, затем прыгаешь ты, а потом раз — и приземление. Хотя на самом деле в среднем человек проводит в полете 6 минут.

— Многие занимаются этим видом спорта из-за погони за адреналином, а какова ваша мотивация?

— Если говорить о мотивации, то моей основной задачей всегда было стать мастером спорта, участвовать в соревнованиях, показывать себя, достигать каких-то результатов. Что касается погони за адреналином, то отчасти, наверное, это история и про меня. Думаю, если бы я не получал дозу адреналина от прыжка, то мне было бы не интересно, но это далеко не основная мотивация, которая движет мной в парашютном спорте.

— Есть ли у парашютистов суеверия? И прислушиваетесь ли вы к своей интуиции перед прыжком? Наверняка у вас хоть раз да возникало ощущение, что в данный момент прыгать не стоит.

— Конечно, суеверия есть, как и в любом спорте. Думаю, самое основное то, что мы никогда не говорим слово «последний» — прыжки всегда «крайние». Что касается второй части вопроса, то иногда ты действительно открываешь дверь самолета и понимаешь, что, к примеру, погода совершенно не та, на которую ты рассчитывал. Да, иногда люди отказываются от прыжка. Вообще, это одно из самых грамотных чувств, которое, к сожалению, возникает не у каждого парашютиста. У меня такое бывало и далеко не один раз.


Фото аэродромтанай.рф

— Часто ли люди отказываются прыгать, уже находясь в самолете? И что вы, как инструктор, делаете в такой ситуации?

— Подобное происходит очень редко. Вообще, все зависит от человека: иногда я уже в процессе разговора понимаю, что ему не надо прыгать и он точно этого не хочет. Способность увидеть это появляется по мере приобретения опыта.

С кем-то случается обратная ситуация. Человек может подойти к обрезу двери и начать: «Не хочу, не буду». Я дам ему развернуться назад, но потом мы с ним выпрыгнем спиной. Причем я ни разу не слышал недовольства в свой адрес — люди всегда благодарят за то, что я все-таки настоял на прыжке, хоть и с небольшим обманом.

«Небо ошибок не прощает»

— Сталкивались ли вы с критическими ситуациями во время прыжка?

— Я же живой, значит, все хорошо (смеется). На самом деле, у меня все просто: если интуиция говорит мне, что не надо прыгать, я не прыгаю. Небо ошибок не прощает.

В целом для непредвиденных ситуаций у нас есть запасной парашют, система оценки основного парашюта, также есть прибор, который сам раскроет «запаску», если я, к примеру, потеряю сознание и не буду иметь возможности сделать это самостоятельно.

У меня была история, когда человек, который укладывал мне запасной парашют, сделал это неправильно, и мне пришлось применять сноровку, чтобы выжить. Но я, слава богу, разобрался в этой ситуации.

— На ваш взгляд, можно ли назвать прыжок с парашютом русской рулеткой?

— Совершенно точно нет. Можно взять статистику по США, где совершается порядка 3 млн прыжков в год: смертность там составляет порядка пяти человек. Количество погибших среди тех, кто, к примеру, занимается мотокроссом, гораздо выше. Даже у бобслеистов этот показатель больше.

Парашютный спорт — это далеко не русская рулетка. Он строго регламентирован, плюс вы не можете просто так взять и с завтрашнего дня начать заниматься этим видом спорта. Человек сначала учится, получает допуски. После прохождения ряда этапов он может купить себе снаряжение, но прыгать с ним его никто не пустит.


Фото аэродромтанай.рф

— К слову о покупке снаряжения, насколько дорогое удовольствие парашютный спорт?

— Снаряжение российского производства стоит порядка 250 тыс. рублей (основной парашют, запасной, ранец, прибор). Импортная техника стоит 400—450 тыс. рублей. Плюс обучение и сертификаты, которые в сумме обходятся примерно в 100—120 тыс. рублей. Помимо этого, нам нужно летать на самолете, а каждый взлет стоит как минимум 1 400 рублей. Дорого, но есть виды спорта, которые требуют более серьезных затрат.

Парашютист кто это

Среди профессиональных спортсменов и любителей острых ощущений, выделяется профессия парашютист кто это – рассмотрим далее.

Что это за специальность?

Прежде всего, это конечно же прыжки с парашютом. Кроме того, такой специалист должен уметь заниматься укладкой и обслуживанием парашютов. Кроме того, это будет стилью жизни, ведь не всякий сможет посвятить небу и полетам много времени. А ведь кроме тренировок и соревнований имеется работа на земле.

Например, специалист должен уметь заниматься:

  • складыванием различных видов парашютов;
  • производить их обслуживание;
  • в случае необходимости выполнять мелкий ремонт.

Стоит сказать, что профессиональный парашютист является редкой, но при этом востребованной профессий, овладев которой можно найти работу не только в России, но и за границей. Вот только профессионал должен будет обладать математическим складом ума, быть ответственным за свои действия. Кроме того, у него должен быть солидный опыт и большое количество прыжков с парашютом.

Чем занимается специалист?

Выбирая парашютный спорт, стоит быть готовым к тому, что здесь человек практически постоянно подвергается риску. Он связан, прежде всего с правильно подобранным и сложенным парашютом, исправным снаряжением.

  • В этом плане, любой парашютист выступает как инженер, который должен знать и уметь очень многое.

Сюда входит:

  • уметь укладывать запасные парашюты;
  • производить качественный ремонт ранцев и куполов;
  • производить технический осмотр и оценку имеющихся парашютных систем;
  • если в этом возникает необходимость – производить доработку парашютных систем. Особенно если в этом будет необходимостью прописано в инструкции производителей;
  • выполнять различные технические работы.

Для того чтобы стать профессионалом, необходимо будет пройти специальные курсы. Только получив навыки работы и квалификацию, можно будет рассчитывать на получение работы в качестве спортсмена, а накопив количество прыжков и улучшив свое мастерство, то и инструктора. Следует помнить, что от профессионализма спортсмена зависит не только его жизнь, но и тех, кто будет прыгать вместе с ним.

Характеристика профессии

Для того чтобы дать точную оценку профессии, следует рассмотреть все имеющиеся плюсы и минусы.

Положительной стороной вопроса является:

  • возможность получить очень редкую профессию;
  • набравшись опыта и научившись работать в команде, если возможность устроиться за границей;
  • зарплата хоть и зависит от выработки, но при этом она входит в число самых высоких;
  • есть возможность совместить хобби, жажду адреналина и работу;
  • не требует особых дополнительных знаний, чем те, что были получены во время обучения на курсах и в прыжках с тренером;
  • чтобы стать профессионалом не обязательно заканчивать ВУЗ или колледж, так как для работы потребуется специальный сертификат и более 100 прыжков;
  • можно продолжать совершенствоваться, повышая уровень квалификации.

Говоря о плюсах, стоит упоминать и отрицательные стороны профессии:

  • приходится укладывать не только свой парашют, но и группы учеников, численность которых может достигать свыше 10 шт.;
  • высокая степень ответственности;
  • профессия входит в число самых опасных, так как связана с высотой и все зависит от того, насколько правильно уложен парашют;
  • без опыта прыжков будет очень сложно найти работу;
  • сама работа относится в число сезонных, кроме того напрямую зависит от погодных условий и региона проведения прыжков;
  • получить сертификат, не прыгая с парашютом, будет сложно;
  • могут возникнуть трудности с получением сертификата, так как не во всех крупных городах имеются специальные школы.

Теперь вы знаете, каким должен быть парашютист кто это, что должен знать и уметь.

Каждый из нас слышал о прыжках с парашютом, почти каждый думал о прыжке, но далеко не каждый сделал этот прыжок, совсем единицы являются спортсменами различных дисциплин парашютного спорта. Сегодня я расскажу, как прыгнуть с парашютом, что для этого нужно и сколько это стоит.

Новички могут выбрать между самостоятельным прыжком с 800-900 метров и прыжком с инструктором (тандем-прыжок) с 4000 метров. Рассмотрим первый вариант:

Круглый парашют

Совершить самостоятельный прыжок с круглым парашютом можно в день приезда на аэродром. Первую половину дня Вы проведете занимаясь подготовкой, обучением, тренировками. После 13-14 часов дня начинаются первые взлеты для "перворазовиков" (те, кто прыгает впервые). Для прыжка будут необходимы: страховка (можно приобрести заранее в страховых компаниях или, часто, на аэродроме на один день), мед.справка (опционально, в зависимости от аэродрома или, как называют их парашютисты, DZ - дроп зоны), оплата прыжка, аренды парашютной системы, очков, шлема, комбинезона, укладки парашюта. Средняя стоимость - 4000-5000 рублей за все: обучение, аренда, укладка, прыжок, сертификат. Найти ближайшую дроп зону можно на картах или в интернете. После регистрации и оплаты Вас проводят в группу таких же смельчаков. Обычно в группе 10-15 человек (столько парашютистов умещается в самолет). Вам расскажут много несложной теории, научат правильно выходить из самолета (отделению), управлять куполом (круглый парашют может быть неуправляемым вовсе или разворачиваться вокруг своей оси), безопасно приземляться. После обучения бывает перерыв на обед. Далее всех экипируют, выдают очки, шлема, системы. При хорошей погоде начинаются загрузки в самолет (Ан-2, Ан-28, Л-410, Cessna), подъем на высоту 800-900 метров и выброска парашютистов. Стоит помнить, что Вы вправе отказаться от прыжка (и Вам вернут деньги) до посадки в самолет. Обратного пути из самолета как прыгнуть, у Вас не будет. Свободное падение (до раскрытия парашюта) составит 3 или 4 секунды. После приземления Вам вручат сертификат. Вы можете совершить несколько прыжков по желанию.

Второй возможный вариант прыжка с парашютом в день приезда на аэродром - тандем-прыжок, то есть прыжок в паре с инструктором. Обучение занимает около 30 минут (отработка правильного положения тела при отделении, в свободном падении и на приземлении). Вы будете пристегнуты к инструктору и его парашюту. Высота прыжка 4000 метров. Свободное падение занимает 40-45 секунд. Стоимость около 9000-12000 рублей, в зависимости от региона и дроп зоны. Дополнительно можно заказать видео и фото съемку Вашего прыжка. Так же тандем-прыжок может быть первой ступенью в обучении курса AFF.

AFF - Accelerated Freefall (ускоренное свободное падение). Это обучающий курс для самостоятельных прыжков с парашютом типа "Крыло" с высоты до 5000 метров. Ускоренным он называется, потому что имеет всего 8 ступеней, то есть 8 прыжков. При успешной сдаче каждого из них студент курса AFF получает сертификат и возможность совершать самостоятельные прыжки без инструктора с высоты до 5000 метров. Первой ступенью может являться тандем-прыжок, далее 3 прыжка с 2мя инструкторами, остальные с одним инструктором, сдача экзамена/зачета выполняется самостоятельно (инструктор страхует студента, но не касается его). При успешной сдаче экзамена студент получает сертификат, книжку парашютиста и возможность совершать самостоятельные прыжки (оплата будет идти только за подъем на высоту, аренду системы и экипировки - около 2000-2500 рублей). Стоимость курса AFF от 60000 до 90000 рублей и зависит от количества прыжков, наличия видеосъемки, тренировок в аэротрубе (труба, где создается постоянный поток воздуха турбиной для оттачивания мастерства парашютиста, это экономит время и не требует поездок на аэродром). После курса AFF студент совершает самостоятельные прыжки, параллельно обучаясь теории укладки парашюта, групповых и ночных прыжков, точности приземления. После 20 прыжков студент может сдать экзамен на получение Категории А. Данная категория позволит совершать самостоятельные прыжки на других дроп зонах России и мира. Дальнейшее обучение может продолжаться вплоть до получения сертификата оператора или инструктора.

Итог: парашютный спорт - экстремальный вид спорта, требующий немалых физических и финансовых затрат, но эмоции, ощущения и адреналин окупают все сполна. Понять данный вид спорта можно после первого совершенного прыжка: либо это будут сумасшедшие воспоминания на всю жизнь, либо Вы станете спортсменом-парашютистом.

За деньгами в небо: как заработать на парашютном спорте

На парашютном спорте можно заработать, но пока некому. Наравне с другими экстремальными видами спорта скайдайвингом, в первую очередь, увлекаются юристы, менеджеры среднего и высшего звена, IT-специалисты, то есть те, кто на работе испытывает нервное и физическое перенапряжение.

«Ну, что я могу сказать о человеке, который потратил несколько тысяч долларов, чтобы прыгнуть из нормально летящего самолета вниз головой с мешком тряпок за спиной?» — шутит врач-психиатр в райвоенкомате, оглядывая нестройную шеренгу страждущих получить справку-разрешение на прыжки с парашютом. И на зависть местному военкому с улыбкой ставит штампик «здоров». Удивительное дело, но среди всей команды парашютистов-любителей не оказалось ни одного годного к строевой службе и, соответственно, служившего в армии.

Скайдайвинг (skydiving, англ., досл. — «ныряние в небо») постепенно становится популярным времяпрепровождением украинского среднего класса. Под этим общим почти для всех парашютных дисциплин названием скрывается около десяти различных способов парения к земле. Наравне с другими экстремальными видами спорта скайдайвингом, в первую очередь, увлекаются юристы, менеджеры среднего и высшего звена, IT-специалисты, то есть те, кто на работе испытывает нервное и физическое перенапряжение.

За возможность отдохнуть от бешеного ритма жизни и дать волю эмоциям они готовы платить от 80 до 160 грн за один прыжок. Как отмечает Дмитрий Карпеков, президент Ассоциации «ПАРА-СКУФ» и вице-президент Федерации парашютного спорта Украины (ФПСУ), практически все скайдайверы — люди с достатком выше среднего. Они готовы платить и больше за соответствующий сервис и инфраструктуру. Именно этого в Украине пока и не хватает.

Свой тренинговый центр за 55 000 руб.

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

По данным ФПСУ, в нашей стране насчитывается около 30 авиаспортклубов (АСК), имеющих разрешение на организацию прыжков с парашютом. Вроде бы не так уж и мало для удовлетворения возросшего спроса. Между тем современных дропзон (ДЗ, от англ. dropzone — зона выброски), раз-два и обчелся. Большинство аэроклубов работают по старинке, сохранив еще ДОСААФовские подходы к работе и отношение к скайдайверам. По сути, бизнесом на парашютистах занимаются пока либо фанаты своего дела, для которых прибыль — не главное, либо правопреемники организаций, владевших аэроклубами до развала спортивных структур СССР. Но, как показывает опыт соседней России, не говоря уже о США и Европе, очень скоро на смену любителям придут профессионалы. Тот, кто сейчас вкладывает средства в организацию современного аэроклуба, обеспечивает себе стабильный доход в будущем.

Здесь вам не там

В советское время с парашютом прыгали две категории населения: военные и спортсмены. После развала СССР постепенно прекратилось финансирование спортклубов, формировавших резерв ВДВ. Общество содействия обороне Украины (ОСОУ), наследник ДОСААФ, ничем не могло помочь АСК, которые были убыточными. Более-менее стабильная работа дропзон возобновилась только в 2000 году, когда к скайдайвингу проявил интерес украинский средний класс. Состоятельную публику потянуло на экстрим.

Однако качество услуг, предлагаемых клубами, совершенно не соответствовало возросшим запросам парашютистов. В клубах, ранее входивших в ДОСААФ, прыжки осуществлялись на круглых неуправляемых парашютах еще советского производства, по советским же программам подготовки. Современная техника и программы обучения не использовались. Изношенные парашюты, нередко выработавшие свой ресурс, безусловно, добавляли острых ощущений, но безопасности не гарантировали. Поэтому сначала в соседней России, а затем и в Украине начали появляться ДЗ, предлагающие современные и безопасные программы обучения прыжкам с парашютом.

В Украине таких ДЗ пока всего три: две под Киевом и одна под Днепропетровском. Но и они уже не всегда могут удовлетворить растущий спрос. Например, на ДЗ «Бородянка» (Ассоциация «ПАРА-СКУФ», Киевская область) приезжают не только киевские парашютисты, но и скайдайверы из Львова, Луганска, Одессы. В прошлом году на этой ДЗ было совершено, по словам Дмитрия Карпекова, более 14 тысяч прыжков. В то время как для большинства бывших ДОСААФовских клубов норма 2-3 тысячи за сезон (обычно с апреля по октябрь, пока позволяет погода). Для сравнения: на каждой из ведущих российских ДЗ (Ступино и Коломна) совершается по 80 тыс. прыжков в год — это примерно равно годовому количеству прыжков во всех аэроклубах Украины.

Рентабельность успешно работающих украинских дропзон — 10%. Она достигается благодаря применению нового прыжкового оборудования и современных программ подготовки. Именно это привлекает клиентов, которые платят не только за прыжки и аренду снаряжения, но и за дополнительные услуги.

Повысить доходность этого бизнеса можно, увеличив пропускную способность ДЗ и предложив ряд дополнительных услуг. Например, в Европе и США ДЗ располагают как минимум тремя самолетами, что обеспечивает практически беспрерывные прыжки всех желающих. Помимо этого, есть два-три тандем-инструктора, укладчики, тренеры по различным парашютным дисциплинам и видеооператоры. На аэродроме обязательно присутствует страховой агент. Прыгать, не оформив страховку ответственности перед третьими лицами, в Европе и Америке нельзя.

Дополнительный сервис: учебный класс, мини-отель, парковка с охраной, бар или кафе, магазин парашютного снаряжения. Работают ведущие ДЗ, например, испанская Эмпуриябрава, американские Делэнд и Аризона, круглый год, почти без выходных. Несмотря на существенные регулярные затраты на поддержание техники и сооружений в исправном состоянии, дропзоны остаются весьма доходным предприятием. По словам Дмитрия Карпекова, упомянутые американские ДЗ, где совершается около 300 тыс. прыжков в год, работают с рентабельностью 60%.

Чтобы создать ДЗ европейского уровня, необходимо инвестировать от $200 до $600 тыс., считает Алексей Шарадкин, директор компании SkyWideSystems (SWS, производство и обслуживание парашютной техники). И это только в случае, когда ДЗ создается на основе уже существующего аэроклуба (как, например, создавалась Ассоциация «ПАРА-СКУФ». — Подробнее см. интервью Дмитрием Карпековым на стр. 66). Тогда основные затраты придутся на аренду или покупку летательного аппарата, приобретение парашютной техники, организацию инфраструктуры. Если же инвестор намерен начинать «с нуля», сумма увеличивается в два-три раза — придется строить взлетно-посадочную полосу, административные здания, подводить коммуникации и т. п.

Кроме того, придется заплатить за выдачу различных разрешений и согласований: от разрешения на организацию парашютных прыжков и регистрацию летательного аппарата в Государственной авиационной администрации до получения лицензий и согласований времени и высоты полетов.

Торговля — двигатель прогресса

Создание полноценной дропзоны со всей инфраструктурой — это лишь один из способов зарабатывать деньги на увлечении людей парашютным спортом. Гораздо проще организовать бизнес по продаже скайдайверам разнообразного парашютного снаряжения и аксессуаров. Открытие магазина обойдется существенно дешевле строительства аэродрома. Зато стоимость полного снаряжения парашютиста-профессионала может достигать $10 тыс. Минимальный комплект снаряжения для прыжка состоит из парашютной системы (ранец, основной и запасной парашюты), страхующего прибора, звукового сигнализатора высоты (на жаргоне парашютистов — «пищалка»), визуального высотомера, шлема и специальной одежды. Высокие цены обусловлены как сложностью экипировки, так и тем, что большая часть снаряжения импортируется.

Самостоятельно покупать снаряжение за границей скайдайверам невыгодно. Накладные расходы по доставке товара в Украину (в том числе уплата пошлины) удорожают покупку на 10-15%.

Поэтому большинство отечественных парашютистов предпочитают заказывать парашютные системы через официальных дилеров, таких как интернет-магазин ПараМаг. Есть компании, представляющие продукцию сразу нескольких зарубежных марок, напрмиер, SkyWideSystems. Бывает, что торговая компания привязана не к бренду, а к аэроклубу. Круг их клиентов ограничен парашютистами, совершающими прыжки на ДЗ этого клуба.

Магазин по продаже снаряжения для прыжков работает как стол заказов. В лучшем случае — это небольшая комната в административном здании аэроклуба с образцами наиболее ходового товара и каталогами продукции. Товар заказывают у производителя только после получения 100% предоплаты. Таким образом, собственные средства в закупку товара дилер не вкладывает.

Получить статус официального дилера брендовой западной парашютной компании, например, Performance Designs, тоже не просто. Алексей Шарадкин рассказывает, что наладить контакты с западными производителями ему помогло личное знакомство. Несколько месяцев Алексей жил в США и совершал прыжки на американских ДЗ, одновременно налаживая контакты с производителями парашютной техники.

Очумелые ручки

Чтобы увеличить доход, помимо продажи различных необходимых и просто полезных для парашютиста вещей, большинство дилеров зарабатывают еще и на сопутствующих услугах. Например, компания SkyWideSystems предоставляет своим клиентам 15 дополнительных услуг, в том числе обучение укладке парашютов, стирку ранца, установку страхующего прибора и многое другое. Кстати, укладывать запасной парашют и устанавливать страхующий прибор имеют право только специально обученные и сертифицированные производителем парашютной техники люди — риггеры. Помимо укладки и переукладки запасного парашюта (раз в три-четыре месяца, согласно требованиям безопасности ЗП, должен быть переуложен), они также могут ремонтировать снаряжение и после согласования с производителем вносить некоторые доработки в конструкцию системы.

Стоимость услуг риггера составляет от $5 до $200 в зависимости от сложности работы, вроде бы и не так уж мало. Однако Алексей Шарадкин говорит, что полученных от риггерских услуг денег едва хватает на оплату аренды помещения и покрытия текущих расходов. «Количество регулярно прыгающих скайдайверов на киевских ДЗ едва ли превышает тысячу человек. Для того чтобы риггерская мастерская приносила стабильный и заметный доход, необходимо как минимум втрое больше, да и то при условии, что у нее не будет конкурентов», — считает эксперт. Соответственно, делать ставку только на создание парашютной мастерской нельзя. Стабильного дохода она не принесет. Ремонт снаряжения имеет смысл предлагать только в комплексе с другими услугами.

Впрочем, SWS занимается не только продажей и обслуживанием парашютного снаряжения. В планах компании — разработка и производство ранцев для скайдайва и BASE (прыжки с неподвижных объектов). По словам предпринимателя, конструировать ранцы он начал «для души», не слишком заботясь о коммерческой выгоде. Начальные инвестиции для производства ранцев невелики — $5-7 тыс. на приобретение оборудования и около $2 тыс. на материалы. Основные средства придется вложить на следующих этапах:

тестирование произведенной техники на соответствие стандартам;

на опытную эксплуатацию (на каждом ранце до начала серийного производства должно быть совершено не менее 300 прыжков);

на европейскую сертификацию ETSO.

Общий бюджет проекта может превысить $20-30 тыс. При этом цена ранца не должна превышать $1,5 тыс., иначе могут возникнуть сложности со сбытом.

Кроме SkyWideSystems, производством ранцев занимаются полтавская компания Spark, одесская Skyporter и феодосийское ООО «Передовые технологии парашютостроения». Одесситы специализируются на производстве т. н. «бюджетной» техники. Феодосийское предприятие существует в основном за счет госзаказов, производя парашюты и ранцы для украинской армии и спецподразделений МВД, СБУ, МЧС.

Есть среди украинских умельцев и мастера, специализирующиеся на изготовлении аксессуаров, прежде всего шлемов и комбинезонов. Впрочем, по мнению Михаила Алексеенко, подобные производства нельзя назвать полноценными: «Большинство мастеров выполняют заказы от случая к случаю, стабильного количества заказов никто из них не имеет, и производство тех же шлемов для них лишь подработка, не являющаяся основным доходом».

Большинство производителей, кстати, старается максимально расширить линейку предлагаемой продукции. Например, российская компания «ПараАвис», помимо производства техники для скайдайва, занимается разработкой и продажей парапланов, дельтапланов и т. д. Похожая стратегия и у украинской компании «Аэрос» — из парашютной техники она производит только купола для Ground-Launch (полеты вдоль склона горы), но при этом выпускает мотодельтапланы, планеры и парапланы. По мнению Алексея Шарадкина, узкая специализация, например, производство исключительно парашютов или ранцев, резко ограничивает конкурентоспособность компаний — спрос на продукцию сравнительно небольшой и объем заказов не позволяет предприятию успешно функционировать. Впрочем, из этого правила существуют исключения. Компания Skylark изначально была ориентирована лишь на производство основных куполов для скайдайва, что не помешало ей успешно развиваться и на равных конкурировать с западными производителями.


На чем можно заработать

Производство парашютного снаряжения — основных куполов, ранцев, одежды, аксессуаров.

Продажа парашютного снаряжения зарубежных производителей.

Обслуживание паратехники — ремонт, доработка etc.

Коучинг — обучение спортсменов различным парашютным дисциплинам.

Экспертиза

Президент Ассоциации «ПАРА-СКУФ» Дмитрий Карпеков о том, как заработать без отрыва от аэрохобби

Сколько денег понадобилось вам для организации Ассоциации «ПАРА-СКУФ»?

— Ассоциация была зарегистрирована в 2000 году. Тогда начальные вложения были сравнительно невелики — около $50 тыс. Эти деньги ушли на получение разрешений и согласований, аренду вертолета, покупку нескольких парашютных систем. В Бородянке еще в советское время существовал аэроклуб, и мы использовали его материально-техническую базу. Вертолет арендовали у военных за разумную плату. Сам аэродром арендовали на льготных условиях, так как президент компании-владельца (Корпорации АС) был тоже заинтересован в создании хорошо оснащенной ДЗ.

Когда удалось вернуть вложенные деньги?

— А кто сказал, что они вернулись? (Улыбается.) Если серьезно, то крайне сложно провести калькуляцию и сказать: вот наши вложения и вернулись они такого-то числа такого-то года. Мы постоянно реинвестируем полученные средства — аренда и обслуживание самолетов, закупка новых парашютных систем, развитие инфраструктуры. Но каждая вложенная тысяча через два-три года приносит несколько тысяч, которые в свою очередь направляются на развитие Ассоциации. Вот собираемся покупать собственный самолет, значит — потребуются новые инвестиции.

Вы хотите сказать, что этот бизнес нерентабелен?

— Почему нерентабелен? Если ДЗ организовываются — значит, кому-то это нужно. В первые годы мы только вкладывали деньги в развитие Ассоциации, но сейчас за счет объемов (количества совершенных прыжков) можно заработать. Пусть и не миллионы, как в Америке, но все же.

Что лично вам принес этот бизнес?

— Прежде всего я получил и получаю колоссальное моральное удовлетворение. ПАРА-СКУФ — наше детище. Видеть, как оно развивается, выходит на новый уровень — все это дает мощный положительный эмоциональный заряд. Кроме того, организовывая дропзону, я не думал о прибыли. Мне хотелось показать отечественным парашютистам, какие условия для скайдайверов можно создать, если задаться этой целью. Вместе с тем одна из целей основания Ассоциации — создать условия для тренировок и профессионального роста нашей команды-четверки по групповой акробатике. С этой точки зрения, вложенные инвестиции уже вернулись — команда существует более 6 лет, занимает призовые места на украинских и международных соревнованиях, спортсмены (в том числе и я) имеют возможность регулярно совершать прыжки и повышать свое мастерство.

Читайте также: