Разгадайте кроссворд одна из высших духовных должностей в католической церкви то что спасет душу

Опубликовано: 05.07.2024

а13 = Форма правления, при к-рой верховная власть целиком принадлежит самодержавному монарху, неограниченная монархия.

Б3 = 1700-1721 Северная Война

1704-1711 Башкирское Сражение

1705-06 Астраханское Восстание

1697 Великое посольство

1707-1708 Восстание Булавина

Иван 3-й Васильевич родился 22 января 1440 г. Он был сыном московского князя Василия 2-го Темного и дочери князя Ярослава Боровского - Марии Ярославны. Больше известен князь Иван 3-й под именами Иван Святой и Иван Великий. В краткой биографии Ивана 3-го необходимо упомянуть о том, что он с самых молодых лет помогал незрячему отцу. Стремясь сделать законным новый порядок передачи власти, Василий 2-й назвал своего сына Ивана великим князем еще при жизни. Все грамоты того времени составлялись от имени двух князей. Уже в семь лет Иван Васильевич был обручен с дочерью князя тверского Бориса - Марией. Планировалось, что этот брак станет символом примирения соперничающих княжеств Тверского и Московского.

Впервые возглавил войско князь Иван 3-й Васильевич в возрасте 12 лет. И поход на устюжскую крепость оказался более чем успешным. После победоносного возвращения Иван обвенчался со своей невестой. Иван 3-й Васильевич совершил победоносный поход в 1455 г., направленный против вторгшихся в русские пределы татар. А в 1460 г. смог закрыть татарскому войску путь на Русь.

Князь отличался не только властолюбием и настойчивостью, но и умом, рассудительностью. Именно великое княжение Ивана 3-го стало первым за долгое время, не начавшимся с поездки за получением ярлыка в Орду. В течение всего периода правления Иван 3-й стремился к объединению северо-восточных земель. Силой или с помощью дипломатии князь присоединил к своим землям территории Чернигова, Рязани (частично), Ростова, Новгорода, Ярославля, Димитровска, Брянска и т.д.

Внутренняя политика Ивана 3-го была сосредоточена на борьбе с княжеско-боярской аристократией. В период его властвования было введено ограничение на переход крестьян от одного помещика к другому. Это разрешалось только в течение недели до и недели после Юрьева дня. В армии появились артиллерийские части. С 1467 по 1469 г. Иван 3-й Васильевич вел военные действия, направленные на подчинение Казани. И в результате поставил ее в вассальную зависимость. А в 1471 г. присоединил к Русскому государству и земли Новгорода. После военных конфликтов с Литовским княжеством в 1487-1494 гг. и 1500-1503 гг. территории государства были расширены за счет присоединения Гомеля, Стародуба, Мценска, Дорогобужа, Торопца, Чернигова, Новгорода-Северского. Крым в этот период оставался союзником Ивана 3-го.

В 1472 г. (1476) Иван Великий прекратил выплату Орде дани, а Стояние на Угре в 1480 г. ознаменовало окончание татаро-монгольского ига. За это князь Иван получил прозвище Святой. На период правления Ивана 3-го приходится расцвет летописания и зодчества. Возведены такие памятники архитектуры, как Грановитая палата и Успенский собор.

Объединение множества земель требовало создания единой правовой системы. И в 1497 г. был создан Судебник. Судебник Ивана 3-го объединял правовые нормы, ранее отраженные в «Русской Правде» и уставных грамотах, а также в отдельных указах предшественников Ивана Великого.

Иван 3-й дважды был женат. В 1452 г. вступил в брак с дочерью тверского князя, которая умерла в тридцатилетнем возрасте. По мнению некоторых историков, она была отравлена. От этого брака остался сын Иван Иванович (Молодой).

В 1472 г. он женился на византийской царевне Софье Палеолог, племяннице Константина 9-го, последнего византийского императора. Этот брак принес князю сыновей Василия, Юрия, Дмитрия, Семена и Андрея. Стоит отметить, что второй брак Ивана 3-го стал причиной сильной напряженности при дворе. Часть бояр поддерживали Ивана Молодого, сына Марии Борисовны. Вторая часть оказывала поддержку новой великой княгине Софье. В то же время князь принял титул государя всея Руси.

После смерти Ивана Молодого великий Иван 3-й короновал своего внука Дмитрия. Но интриги Софьи скоро привели к изменению ситуации. (Дмитрий умер в тюрьме в 1509 г.) Перед смертью Иван 3-й провозгласил своим наследником сына Василия. Князь Иван 3-й умер 27 октября 1505 г.

Формирование русского, украинского и белорусского народов.

вторая половина XV-XVII веков.

Между реками Западной Двиной и Вислой жили литовские племена, которые объединились в Великое княжество Литовское для того, чтобы обороняться от немецких рыцарей. Оно образовалось в середине XIII века и ко второй половине XIV века при князе Гедимине достигло огромного размера. Под властью Великого княжества Литовского ( в связи с монголо – татарским игом) оказались земли бывшего Киевского государства, в которых складывались и развивались украинская и белорусская народности, а также Западная Русь со Смоленском.

Государственным языком Великого княжества Литовского был русский, законы были также взяты из Древней Руси. Литовские феодалы старались подавить самостоятельность русских, украинских и белорусских земель.

К концу XV века происходит объединение русских земель в единое государство. Этому способствовало усиление верховной власти и возросшее общение между русскими землями. Объединение страны необходимо было для борьбы с внешними врагами. Этот процесс занял почти два с половиной столетия. Постепенно на основе прежней древнерусской народности оформились три новых народа – русский (или великорусский), украинский и белорусский. У них было общее происхождение, много общего в языке и культуре, но у каждого были и свои особенности.

В конце XVI - первой половине XVII века началась освободительная война украинского и белорусского народов против Речи Посполитой и борьба за воссоединение с Россией.

Во главе освободительного движения встал Богдан Хмельницкий. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон активно поддерживали идею воссоединения, которое объединило бы все православные народы.

В 1653 году Земский собор, созванный в Московском Кремле, вынес решение о воссоединении русского, украинского и белорусского народов. Польше была объявлена война. В 1654 году Переяславская рада ратифицировала решение Московского Земского собора.

Изменился титул русского царя – царь Алексей Михайлович и его сын царь Федор Алексеевич титуловались – «великий государь царь и великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец

Средневековое устройство общества и роль религии в нем. В чем заключалась папская власть и кто такие еретики.

  1. Какие представления об устройстве общества, об образцовом поведении, о бедности и богатстве утверждала церковь? Следовала ли сама церковь этим утверждениям?

Церковные мыслители выделяли три сословия, из которых должно было состоять общество:

  • Духовенство – монахи и священники, чьим долгом было молитвами заступаться за людей перед богом.
  • Воины – в основном это феодалы, осуществляющие воинскую повинность, защищающие христианское население от врагов.
  • Крестьяне и горожане – к этому сословию относили всех, кто не входил в первые два. Они обеспечивали всем необходимым остальные сословия.

Духовенство считалось главным сословием, так как являлась посредником между богом и людьми, а также являлось хранителем учения, как человеку после смерти попасть в рай.

Основным в христианской морали было правило – относиться к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

Церковь учила о том, что земные блага и богатства являются пагубными, ведут к конфликтам и вражде. Однако, не смотря на подобные взгляды, сами представители духовенства зачастую имели огромные состояния, а так же плодородные земли и зависимых крестьян.


  1. Что было главной причиной разделения церквей?

В средние века у последователей христианской веры сложились определенные правила и непреложные истины, например утверждение о святой троице – единстве бога в трех лицах: Боге отце, Боге сыне и Боге святом духе.

Все догмы и правила соблюдались среди всех христиан, независимо от их местонахождения. Однако в середине 11 века возник конфликт между двумя главами христианского мира – папой римским и Византийским патриархом. Конфликт возник на почве разделения сфер влияния в разных европейских странах.

Результатом этого конфликта стало разделение церкви на католическую, что значит «всемирную», и православную, что переводится как «правильно славящую бога». Отличие новых церквей было не только в названии – они по разному толковали священное писание, по разному проводили обряды, и в целом стали полностью самостоятельные и обособленные друг от друга.

  1. Приведите факты, которые свидетельствуют о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества.

Папа Иннокентий III был главой католической церкви в начале 13 века. Он запомнился потомкам своим гибким умом, твердой волей и большими способностями. Иннокентий III значительно расширил пределы папской области, а также сильно увеличил свое влияние на европейских монархов. Его влияние было настолько велико, что короли Англии, Польши и еще нескольких государств, признали себя вассалами Иннокентия III .

организация католической церкви

  1. Что проповедовали еретики?

Понятие еретик означает человека, являющегося противником господствующего вероучения церкви. Причем в религиозном плане все средневековые еретики следовали духовным традициям Евангелия. Несогласие еретиков с церковью заключалось в порицании жадности священнослужителей, пышности обрядов, размером десятины, которую крестьяне обязаны были регулярно выплачивать церкви, а также злоупотреблением власти.

  1. Как католическая церковь боролась с еретиками?

Тех людей, которых католическая церковь заподозрила в ереси или в неподчинении, могли ожидать суровые наказания. Кроме смертной казни и преследований, церковь могла отлучить еретика от церкви. Это было страшным наказанием для верующего человека, так как он лишался доступа к священным обрядам:

  • крещения;
  • отпевания после смерти;
  • исповеди и т.д.

Следовательно, после смерти его душа была обречена на адские муки. Кроме этого людям, верным церкви было запрещено оказывать отлученному помощь и поддержку.

  1. Что такое нищенствующие ордены?

Так называемые нищенствующие ордены представляли собой монашеские ордена, которые были основаны под покровительством Папы Римского. Глава католической церкви в начале 13 века видел, как народ почитает тех, кто по своей воле отказался от земных благ, и живет в бедности. Папа Римский поддержал таких людей, как Франциск Ассизский, Доминик Гусман, Бертольд Калабрийский, и прочих.

папская власть - нищенствующие ордена

Франциск Ассизский был из богатого рода, но стал монахом, отказавшись от благ. Он проповедовал добро и любовь, странствовал по Италии, призывая людей покаяться и жить за счет милостыни. Благодаря покровительству папы Иннокентия III , Франциск Ассизский основал орден Францисканцев, которые занимались популяризацией аскетизма и любви к ближнему.

Все монашеские нищенствующие ордена существовали за счет добровольных пожертвований, не имели ни частной, ни общественной собственности, а все их участники давали обет бедности.

  1. Какой из монашеских орденов особенно помогал папе в борьбе с ересями? В чем это выражалось?

В начале 13 века монахом Домиником Гусманом был основан нищенствующий орден Доминиканцев. Своей главной задачей орден ставил перед собой борьбу с еретиками и охрану основ правоверия.

В период наибольшего расцвета орден насчитывал более 150 000 участников. В 1232 году Папа Римский передал в ведение ордена инквизицию. Большинство судей и служителей инквизиции были монахами-Доминиканцами. На гербе Доминиканцев была изображена собака, держащая в пасти горящий факел. У этого изображения было двоякое значение – факел означал намерение ордена нести людям слово Господне, а также охранять католическую веру от ереси.

доминиканский орден

  1. Начертите схему «Источники богатства церкви».

Главным источником богатства средневековой церкви являлся особый вид налога, который назывался десятина. Его должны были платить все жители Западной Европы, и обычно этот налог имел размер десятой части доходы человека, будь это обычный крестьянин или знатный дворянин. Также к источникам богатства духовенства можно отнести оказываемые церковью платные услуги, такие как крещение, венчание, отпевание умерших и так далее.

Нередко люди добровольно жертвовали в пользу церкви свои деньги и имущество, причем священнослужители всячески поощряли подобную щедрость, признавая ее одной из основных добродетелей.

  1. При Григории VI католическому духовенству было запрещено вступать в брак. Предположите, ради чего было введено безбрачие духовенства. Выясните, сохранился ли этот обычай в наши дни.

Папа Римский Григорий VI провел немало церковных реформ, и одной из самых известных был знаменитый целибат, что в переводе с латинского означает обет безбрачия, который стал обязательным для всего духовенства.

Григорий VI был убежден, что семейные узы и сопутствующие им житейские проблемы только отвлекают духовенство от их священного долга – служения Господу. Кроме этой причины, была и еще одна – снизить злоупотребления церковниками своими полномочиями, которые проявлялись в предоставлении привелегий своим родственникам, например таких, как раздача церковных земель или должностей.

Интересен факт, что изначально целибат был введен только для высшего духовенства, однако те, кто находился в мелком церковном сане, например диаконы, очень редко вступали в брак, поскольку любой подобный мелкий чин всегда являлся лишь ступенью в карьерной лестнице.

особенности папской власти

В наши дни безбрачие духовенства сохранилось. Особенно строго его соблюдают католики, у которых ни один церковный чин не имеет права вступать брак. В настоящее время это является предметом жарких дискуссий, многие считают подобный обет неоправданно суровым. В православии также сохраняется этот обычай, однако распространяется он только на монашество.

Объясните утверждение церковного писателя: «Богатые созданы для спасения бедных, а бедные – для спасения богатых».

В обществе средневековой католической Европы, согласно принципам церковной морали, отношение к материальным благам было отрицательным – считалось, что богатство отвлекает от забот по спасению души, ведет к ненависти и вражде.

По церковным канонам, по которым аскетичность считалась главной добродетелью, богатому человеку было очень сложно попасть в рай после смерти. Единственным способом спасти свою душу для средневекового богача - было добровольное пожертвование своих богатств беднякам. Таким образом получалось, что богатый человек спасал своей благотворительностью жизни бедняков, а бедные люди, принимая поддержку, спасали души богатых людей.

3. Почему торговля индульгенциями вызывала возмущение истинно верующих людей?

Католическая церковь в средние века обладала правом индульгенции. Индульгенция означает в переводе с латинского – «милость», то есть прощение грехов. Обычно индульгенция применялась священником после исповеди и раскаяния верующего человека, для отпущения его грехов.

средневековье - папская власть

Для увеличения доходов, церковное руководство ввело индульгенции в виде грамот, которые можно было купить за деньги. Приобретя такую грамоту, можно было «списать» себе неограниченное количество грехов. Эта услуга имела большую популярность, а также приносила огромные доходы в бюджет церкви. Подобный циничный вид услуг вызывал негодование истинно верующих христиан, поскольку явно нарушал сам смысл таинства покаяния и раскаяния, которые необходимы для прощения греха.

4. Согласно легенде, Иннокентий III учредил орден францисканцев, когда увидел во сне, Будто Франциск подпирает плечом шатающийся главный собор Рима. Объясните, как понял смысл своего сна Папа римский.

Не смотря на почтительное отношение религиозных людей в средневековой католической Европе к аскетизму и бедности, в большинстве случаев бедняков на улицах Европы не жаловали. И уж тем более они были лишними в обители Папы Римского.

Поэтому, когда Франциск явился к Иннокентию III в первый раз, Папа Римский, в ответ на просьбы создать монашеский орден, указал Франциску на дверь.

По легенде, вскоре после того, как Франциск ушел ни с чем, Папе приснился сон, в котором он видел, как Латерианская базилика наклонилась и вот-вот упадет, а внизу стоит человек в рваной одежде, и не дает базилике упасть, подпирая ее плечом. Иннокентий III истолковал свой сон, как послание Господа о том, что Франциск должен стать поддержкой и опорой в делах католической церкви. Он велел разыскать Франциска, а вскоре после этого утвердил орден францисканцев.

папская власть

5. Почему еретиков, веривших в Христа и почитавших Евангелие, католическая церковь подчас преследовала с большей жестокостью и непримиримостью, чем язычников, мусульман и иудеев?

В средние века, во времена тотального диктата Папы Римского и католической церкви, всегда были люди, которые открыто критиковали церковь. Обычно они придерживались истинного христианского учения, считали скромность и бедность одними из главных добродетелей. Еретики открыто порицали жадность священнослужителей, пышность и богатство церковных обрядов, стремление духовенства к власти.

Господствующее духовенство не намерено было терпеть подобные изобличения, которые угрожали их должностям и репутации среди населения, особенно от их братьев по вере. В связи с этим, на еретиков была объявлена настоящая охота. Был создан специальный орган по борьбе с ересью – инквизиция.

Инквизиция усердно преследовала противников католической церкви по всей Европе, и предавала их ужасным наказаниям, в том числе и смертной казни.


Краткая история католицизма

Все христиане делятся на три основных конфессии, так сказать формы служения Богу — православие, католицизм и протестантизм.

Католицизм и православие образовались в далеком 1054 году, когда на знаменитом Софийском соборе произошел раскол Католической Церкви (греч. καθολικός — «вселенский, всеобщий, соборный» — Википедия) и восточная церковь отделилась от западной.

Еще позже, в 16 веке католицизм раскололся на католиков и протестантов под влиянием учения Мартина Лютера.

Важно помнить, что все эти три конфессии составляют христианство, и ни в коем случае не являются «врагами» православия, а братья и сестры во Христе.

Сами католики отличаются обрядом литургии: есть римский, византийский и другие. Но отличительной особенностью католической церкви является вера в единую Вселенскую церковь, с Папой Римским во главе.

Основы католицизма

Основой католической церкви является Символ веры и христианские догматы:

Флиокве – это догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.

Целибат – это догмат о безбрачии священников и монахов.

Чистилище – догмат о месте между адом и раем, где можно искупить свои грехи.

Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении. (Православные тоже верят, что Мария на небесах душой и телом, но это не является догматом православной церкви. Непорочное зачатие девы Марии православная церковь не признает.)

Во главе всей католический церкви стоит Папа Римский. Католическая церковь - церковь единая, все ее представительства в разных странах считаются частью одной церкви и подчиняются Папе Римскому.

Важная особенность католицизма заключается в том, что католики не считают Папу - святым. Непогрешимыми считаются только его высказывания и решения относительно веры и церкви, но к лику святых его не причисляют только потому, что он был избран на эту должность.

Католики очень любят и ценят Папу и он отвечает им тем же, подавая собой пример, как истинный верующий. Чего только стоят появляющиеся постоянно в новостях сюжеты о том, как Папа Римский моет ноги заключенным. Или помогает беженцам.

Какие страны исповедуют католицизм

Вообще в мире живет более миллиарда католиков. Католицизм — одна из самых больших христианских конфессий.

Больше всего католиков в Бразилии, Мексике, Сша и Индии. Католицизм присутствует на всех континентах и даже Россия имеют свои католические приходы и последователей.

Один из красивейших католических храмов «Непорочного зачатия девы Марии» находится в центре Москвы и является излюбленным местом для прогулок, привлекая туристов своим готическим силуэтом.

Отличия католицизма от православия

Не смотря на то, что и католики и православные - христиане, некоторые различия все таки есть:

Самое важное из них - это вера в Святого духа, который исходит и от Бога Отца и от Сына. Католическая церковь ставит это в основу Символа Веры, в отличие от православной, которая исповедует, что Дух Святой исходит только от Отца.

Католическая церковь не допускает разводов, таинство брака совершается один раз и на всю жизнь. Православная церковь в некоторых случаях разводы допускает.

Также католическая церковь не допускает брака для священников. Человек может принять за свою жизнь только одно таинство - или таинство брака, или таинство священнослужения.

Исключения допускаются, если все обязательства перед браком уже человеком выполнены и долг перед семьей погашен (человек овдовел, дети выросли и сами себя обеспечивают) и он ощущает истинное призвание в служении Богу - тогда возможно принятие таинства священства либо монашеский постриг.

Католическая церковь исповедует чистилище. Это место или состояние души, в котором она находится в стадии очищения от грехов перед тем, как попасть в рай. В православном учении такого места у души нет (но есть понятие - мытарства души).

Первое причастие. В католичестве крещение ребенка может происходить сразу, а вот первое причастие дети принимают в возрасте 7-10 лет. Это отдельное праздничное событие, перед которым малыш должен пройти первую исповедь. В православии принимать причастие можно сразу после крещения.

Кроме этого есть еще отличия в формах литургического служения. Мы собрали для вас ответы на простые вопросы про католиков, которые объяснят причину очевидных различий:

В этом стихе церковь предстаёт лживой, но её полномочия велики, потому что она определяет, выиграет ли человек дело.

Судя по этим сведениям, каковы были пределы могущества Пап Римских в католическом мире?

Римские папы хотели показать, что могущественнее их только Бог.

Сравни два вывода – в чём противоречие? Сформулируй проблему и сравни её с авторским вариантом (с. 273).

Вопрос: Что поддерживало могущество католической церкви?

Ответ: Во многом её поддерживала набожность людей того времени. Все они искренне верили, потому духовенство обладало большим авторитетом. Но не меньшую роль играла разобщённость светских властей. В условиях феодальной раздробленности церковь, где все служители были частью строгой иерархии, выигрывала у светских властей. Но когда светские власти образовали централизованные государства, короли относительно быстро поставили под контроль духовенство своих стран.

Сделай краткий вывод и обоснуй его: как в XI–XIII веках изменились отношения светской и духовной власти?

В те века светская власть ослабла, духовная усилилась, но не стала главной. Борьба между папой римским и императором шла с переменным успехом. Широко известно, как близ замка Каносса в январе 1077 года босой император Генрих IV стоя на коленях в снегу каялся перед папой Григорием VII. Но тот же Генрих IV уже в 1084 году взял Рим. В итоге Григорий VII проиграл – он умер в изгнании. А борьба между папами и императорами ещё долго длилась с переменным успехом.

Сделай вывод о причинах могущества католической церкви.

Пример Священной Римской империи наглядно показывает, как феодальная раздробленность помогала укрепить власть церкви. В условиях, когда императору угрожали его собственные вассалы, папа римский использовал их противоречия. Отлучение императора от церкви часто становилось поводом для восстания феодалов, что усиливало Рим.

Почему церковь так жестоко расправлялась с еретиками?

С одной стороны церковь действительно считала, что мучая тело еретиков, она спасает их души. С другой господство католической церкви держалось на том, что именно её распоряжения считались единственными правильными. Ереси подрывали авторитет католической церкви, потому угрожали её господству.

Можешь ли ты – человек XXI века – оправдать жестокие расправы со средневековыми еретиками?

Сегодня понятно, что люди имеют право на своё мнение. Расправляться с людьми в наказание за те идеи, которые они высказывают нельзя.

Почему на этот же вопрос большинство людей Средневековья отвечали иначе?

Но в то время люди считали, что есть только одна истина, а те, кто её оспаривает – преступники

Сделай вывод о причинах могущества католической церкви.

Католическая церковь была могущественна, потому что люди действительно верили в то, что она может спасти их души от погибели.

Сравни последователей святого Франциска и святого Доминика.

Францисканцы ходили по всем дорогам, которые в Средние века были в основном сельскими. Доминиканцы со временем концентрировались больше в городах. Доминиканцы были более учёными, именно по этому они заведовали инквизицией – нужно было досконально знать учение церкви, чтобы выявлять малейшие отклонения от него. Кроме того, они отличались чисто внешне – францисканцы носили серые одежды, доминиканцы – чёрные с белым.

Кто из них тебе более симпатичен и почему?

Доминиканцы были более учёными, нередко преподавали в университетах, потому я предпочитаю их.

Сделай вывод о причинах могущества католической церкви.

Благодаря орденам церковь оказывалась более сплочённой. Они подчинялись лично папе римскому, который через них мог лучше контролировать епископов. Такое единство было одной из главных причин успеха католической церкви в борьбе со светскими властями.

По схеме определи, что позволяло Папе считать себя верховным духовным и светским владыкой Европы.

Римскому папе подчинялись и епископы, и аббаты, ему напрямую подчинялись монашеские и духовно-рыцарские ордена. Потому он был духовным владыкой.

Также считалось, что он правит как светский монарх жителями папской области (хотя на деле жители не раз изгоняли его из Вечного города) и даже предъявлял претензии на господство над монархами Европы. Существовал даже специальный символ. Говорили, что папа римских держит два меча – духовной и светской власти.

Какую дополнительную запись про католическую цивилизацию ты можешь сделать в таблице «Особенности средневековых цивилизаций» (с. 74)

В графу «Власть» можно добавить слова: «Верховную власть оспаривало духовенство во главе с папой римским».

Императору было выгодно утверждать епископов, потому что это способствовало усилению императорской власти. Римские Папы стремились сохранить первенство духовной власти (свое влияние). Папа Григорий VII утверждал, что власть папы выше власти императора. Угроза отлучения от церкви стала действенным орудием в этой борьбе.

2. Что такое монашеский орден? Назовите причины появления монашеских орденов в Европе.

Монашеский орден – это католическое объединение, члены которого находились в гуще мирской жизни; соблюдали общий устав монастыря и приносили торжественные обеты.
Причины появления: упадок монастырей, необходимость «заботы о душах» мирян, необходимость борьбы с еретиками в миру, усиление власти католической церкви.

3*. Что такое инквизиция? На основе материала учебника и статей исторической энциклопедии подготовьте рассказ «Инквизиция в Средние века».

Инквизиция (от латинского — «расследование», «розыск») — учреждение в рамках католической церкви для розыска, суда и наказания еретиков, созданное в ХШ веке. Ее создание надолго погрузило средневековую Европу в кошмар и мрак террора. Святые отцы имели полное право вынести вердикт подозреваемому и немедленно привести его в исполнение. С помощью слежки, а зачастую доносов, обвиняемых заключали в тюрьмы, подвергали пыткам, чтобы добиться признания. Не выдерживая жестоких пыток, люди оговаривали себя или других ни в чем не повинных людей. Виновных сурово наказывали - чаще всего приговаривали к смертной казни (сожжению на костре).
Со временем инквизиторы стали обвинять все большее количество людей в ереси. Особенное внимание уделялось женщинам. Многих из них стали обвинять в колдовстве. Таким образом, инквизиция в Средние Века погубила огромное количество людей, и все это было сделано для укрепления власти церкви над католическим миром. Церковь боролась против всякого инакомыслия, против любого проявления свободной мысли, даже за стремление к знанию. Во времена инквизиции погибло огромное число исторических деятелей, ученых и просто известных людей, чей вклад в историю развития человечества и науки был колоссален (Жанна Д'Aрк, Джордано Бруно и многие другие).

4. Расскажите о еретических течениях по плану: 1) название ереси; 2) как широко ересь была распространена; 3) основные взгляды еретиков.

Ересь катаров. Получила распространение во Франции и Северной Италии. Основные взгляды: считали, что мир наполнен добром и злом, жизнь материальная - источник зла, в то время как жизнь духовная — источник добра, к которому человек возвращается после смерти. Им казались ненужными храмы, кресты. Они не верили в то, что после смерти человеческая душа обретает новую жизнь в загробном мире.
Учение вальденсов. Вальденсы появились в Южной Франции в конце XII в., а затем эта ересь распространилась в Северной Италии, Германии, Чехии и Испании. Основные взгляды: проповедовали отказ от всякого имущества, критиковали стяжательство церковников, их претензии на церковную десятину.
Альбигойская ересь. Возникла в городе Альби во Франции. Учение альбигойцев было настолько популярным, что его поддерживали не только горожане и крестьяне, но и многие знатные люди. Основные взгляды: считали, что католическая церковь является порождением дьявола, выступали за создание собственной независимой церкви, свободной от власти Римского Папы.

5. Сравните четвертый Крестовый поход с предыдущими.

Военные походы на Ближний Восток были организованы католической церковью с целью освобождения от мусульман захваченных ими христианских святынь. Крестоносцы стремились спасти Гроб Господень в Иерусалиме от власти неверных (так европейцы называли мусульман). Им хотелось освободить от притеснений «братьев по вере». Рыцарей и монархов влекли богатые земли Палестины, Сирии и Ливана.
Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.) закончился захватом Иерусалима и образованием в Палестине Иерусалимского королевства. Но мусульмане оказывали ожесточенное сопротивление и в XII в. Начали отвоевывать земли в Сирии и Палестине. Второй и третий Крестовые походы оказались безрезультатными.
Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.) был направлен против Византии — христианского государства и завершился взятием Константинополя. Однако выполнить главную миссию — освободить Гроб Господень — крестоносцы так и не смогли.
Главное отличие четвертого крестового похода в том, что он был направлен против христианского (пусть и православного) государства, тогда как все предыдущие походы совершались против мусульманских стран.

• Сложный план § 20. Католическая церковь в борьбе за власть. Крестовые походы.
• Конспект § 20. Католическая церковь в борьбе за власть. Крестовые походы.

Ответы на выборочные вопросы учебного издания выполнены в удобном для чтения формате PDF.

Читайте также: