Рулевой кормщик что за профессия

Опубликовано: 17.05.2024

Главная картинка статьи Моторист-рулевой: что это за профессия?

Пусть на сегодняшний день водные виды транспорта предназначены больше для транспортировки грузов, а пассажирские перевозки направлены в основном на туристов, суды не потеряли свое значение и профессии, связанные с судоходством продолжают оставаться весьма востребованными. Например, на флоте уже давно существуют такая специальность, как моторист-рулевой. Данный специалист несет ответственность за то, чтобы корабль выполнил рейс и вовремя добрался до пункта назначения.

Описание профессии

Моторист-рулевой – это специалист, который выполняет на судне функции матроса и техника. Иными словами, ему необходимо управлять водным транспортным средством и обеспечивать исправность работы двигателя, а также всех вспомогательных механизмов.

В число обязанностей судового моториста можно отнести:

запуск и остановка двигателя;

настройка и корректировка режимов работы;

отслеживание сигналов навигационных приборов;

отслеживание и корректировка в случае необходимости курса следования;

техническое обеспечение механизмов;

проведение профилактических осмотров и ремонтных работ;

выявление и устранение неполадок.

Для осуществления своих должностных обязательств мотористу-рулевому необходимо иметь представление о том, как происходит регулировка движения судна, по каким принципам работают средства для автоматизации управления машинным отделением, а также система дистанционного управления.

Поскольку данный специалист находится в непосредственном подчинении у боцмана и первого штурмана, он должен сообщать им обо всех обнаруженных неисправностях и изменениях как в работе двигателя, так и курсе судна. В случае возникновения внештатной или спорной ситуации моторист должен предварительно обсудить свое решение с руководством, заручиться его поддержкой.

Работа моториста-рулевого строится по вахтовому методу. При этом продолжительность смены и длина вахты зависит от типа и назначения судна. Таким образом, специалист может работать от восьми до двенадцати часов.

Вопреки расхожему мнению, профессия моторист-рулевой все еще одна из самых актуальных. Просто с развитием навигационных систем от специалиста требуются знания в новых областях и умение работать с техникой.

Если во время рейса возникла внештатная ситуация, которая привела к тому, что необходимо покинуть судно, то рулевой должен будет управлять шлюпкой. А при необходимости быть способным спасти утопающих и применить приемы первой помощи.

Где можно выучиться профессии моторист-рулевой?

Для того, чтобы стать мотористом-рулевым необходимо получить профильное образование в среднем специальном образовательном учреждении по одному из перечисленных направлений:

техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;

механик маломерного судна;

судоводитель – помощник механика маломерного судна.

Каждое из этих направлений позволяет получить необходимый объем знаний и навыков для работы с судовым двигателем и управления водным транспортом.

На сегодняшний день эта специальность востребована на всех видах речных и морских судов, поэтому при необходимости специалист может пройти курсы переподготовки по морским специальностям, а также получить командную должность на судне.

Разряды профессии моторист-рулевой

Принято выделять у специальности два квалификационных уровня – это пятый и шестой. Стоит отметить, что вне зависимости от разряда специалист должен проводить запуск и остановку двигателя, следить за его работой, вносить корректировки и проводить ремонтные работы. Отличие же в полномочиях мотористов состоит в мощности двигателя, с которым они могут работать.

Моторист-рулевой 5 разряда

Управляет судном с мощностью двигателя менее 850 кВт.

Моторист-рулевой 6 разряда

Работает с двигателем, мощность которого больше 850 кВт.

Личностные качества профессии моторист-рулевой

От отношения к работе рулевого зависит не только прохождение маршрута, но и безопасность всего экипажа, а также пассажиров. Поэтому данная работа подходит только людям с высокой ответственностью и дисциплинированностью. Моторист должен быть готов при возникновении внештатной ситуации взять на себя принятие решений и координировать действия судна и команды. Следовательно, работник должен обладать стрессоустойчивостью, хладнокровием и коммуникабельностью.

Моторист-рулевой также должен обладать:

развитым пространственным мышлением;

Уровень заработной платы профессии моторист-рулевой

Размер заработной платы представителя данной профессии зависит от того, в каком регионе он работает и на каком типе судна. Таким образом, уровень оклада может варьироваться от 15 000 до 30 000 рублей.

Но необходимо отметить, что для компенсации относительно небольшой заработной платы специалисту предоставляют премии, оплачиваемый отпуск и другие социальные гарантии.

от 8 августа 2008 года N 392н

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3; N 30, ст.3014, 3033; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 18, ст.1690; N 35, ст.3607; 2005, N 1 (ч.I), ст.27; N 19, ст.1752; 2006, N 27, ст.2878; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.34; N 17, ст.1930; N 30, ст.3808; N 41, ст.4844; N 43, ст.5084; N 49, ст.6070; 2008, N 9, ст.812; N 30 (ч.I), ст.3613)

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 августа 2008 года,
регистрационный N 12178

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Минздравсоцразвития России
от 8 августа 2008 года N 392н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ
должностей работников внутреннего водного транспорта

Профессиональная квалификационная группа должностей
работников внутреннего водного транспорта второго уровня

Должности, отнесенные к квалификационным уровням

1 квалификационный уровень

Кочегар судна; матрос; машинист; моторист; повар судовой; проводник; рулевой (кормщик); электрик судовой

2 квалификационный уровень

Боцман; крановщик плавучего крана; механик брандвахты; начальник маяка; начальник паромной переправы; шкипер; профессии рабочих, отнесенные к 1 квалификационному уровню, по которым может устанавливаться производное наименование "старший"

3 квалификационный уровень

Помощник электромеханика на земснаряде, землесосе (до 300 м/час) и дноочистительном снаряде

4 квалификационный уровень

Первый помощник электромеханика на земснаряде, землесосе (до 300 м/час) и дноочистительном снаряде; помощник капитана самоходного судна (до 330 кВт);
помощник командира земснаряда, землесоса (до 300 м/час) и дноочистительного снаряда; помощник механика на земснаряде, землесосе (до 300 м/час) и дноочистительном снаряде;
помощник механика самоходного судна (до 330 кВт); сменный механик на плавучем кране (до 300 кВт); сменный электромеханик на плавучем кране (до 300 кВт)

5 квалификационный уровень

Первый помощник командира земснаряда, землесоса (до 300 м/час) и дноочистительного снаряда; первый помощник механика на земснаряде, землесосе (до 300 м/час) и дноочистительном снаряде; первый помощник механика самоходного судна (до 330 кВт); помощник капитана самоходного судна (от 331 кВт до 550 кВт); помощник командира земснаряда, землесоса (от 301 м/час до 700 м/час); помощник электромеханика на земснаряде, землесосе (от 301 до 700 м/час); помощник электромеханика самоходного судна (от 331 до 550 кВт); сменный механик на плавучем кране (свыше 301 кВт); сменный электромеханик на плавучем кране; старший механик на плавучем кране (до 300 кВт); старший помощник капитана самоходного судyа (до 330 кВт); старший электромеханик на плавучем кране (до 300 кВт); электромеханик самоходного судна (до 330 кВт)

6 квалификационный уровень

Механик самоходного судна (до 330 кВт); первый помощник электромеханика на земснаряде, землесосе (от 301 до 700 м/час); первый помощник электромеханика самоходного судна (от 331 до 550 кВт); помощник механика на земснаряде, землесосе (от 301 до 700 м/час);
помощник механика самоходного судна (от 331 до 550 кВт); старший механик на плавучем кране (свыше 301 кВт); старший электромеханик на плавучем кране (свыше 301 кВт)

7 квалификационный уровень

Капитан самоходного судна (до 330 кВт); мастер путевых работ; механик на земснаряде, землесосе (до 300 м/час) и дноочистительном снаряде; начальник дока (докмейстер); первый помощник командира земснаряда, землесоса (от 301 до 700 м/час); первый помощник механика на земснаряде, землесосе (от 301 до 700 м/час);
первый помощник механика самоходного судна (от 331 до 550 кВт) ; помощник электромеханика на земснаряде, землесосе (более 701 м/час); помощник электромеханика самоходного судна (от 551 до 850 кВт); старший помощник капитана самоходного судна (от 331 до 550 кВт); электромеханик на земснаряде, землесосе (до 300 м/час) и дноочистительном снаряде; электромеханик самоходного судна (от 331 до 550 кВт)

8 квалификационный уровень

Командир земснаряда, землесоса (до 300 м/час) и дноочистительного снаряда; командир плавучего крана (до 300 кВт); механик самоходного судна (от 331 до 550 кВт); помощник капитана самоходного судна (от 551 до 850 кВт); помощник механика самоходного судна (от 551 до 850 кВт); помощник механика на земснаряде, землесосе (более 701 м/час); первый помощник электромеханика самоходного судна (от 551 до 850 кВт); первый помощник электромеханика на земснаряде, землесосе (более 701 м/час); помощник командира земснаряда, землесоса (более 701 м/час)

9 квалификационный уровень

Капитан самоходного судна (от 331 до 550 кВт); механик на земснаряде, землесосе (от 301 до 700 м/час); первый помощник командира земснаряда, землесоса (более 701 м/час); первый помощник механика на земснаряде, землесосе (более 701 м/час); первый помощник механика самоходного судна (от 551 до 850 кВт); старший помощник капитана самоходного судна (от 551 до 850 кВт); электромеханик на земснаряде, землесосе (от 301 до 700 м/час); электромеханик самоходного судна (от 551 до 850 кВт)

10 квалификационный уровень

Командир земснаряда, землесоса (от 301 до 700 м/час); командир плавучего крана (свыше 301 кВт); механик самоходного судна (от 551 до 850 кВт); механик на земснаряде, землесосе (более 701 м/час); механик линейный флота; электромеханик линейный флота; электромеханик на земснаряде, землесосе (более 701 м/час)

11 квалификационный уровень

Капитан самоходного судна (от 551 до 850 кВт); командир земснаряда, землесоса (более 701 м/час)

Профессиональная квалификационная группа должностей
работников внутреннего водного транспорта третьего уровня

Должности, отнесенные к квалификационным уровням

1 квалификационный уровень

Помощник электромеханика самоходного судна (от 851 кВт до 1620 кВт); механик гидроузла (шлюза) III-II класса; энергетик гидроузла (шлюза) III-II класса; начальник вахты гидроузла (шлюза) III-II класса; помощник механика самоходного судна (от 851 кВт до 1620 кВт); помощник капитана самоходного судна (от 851 кВт до 1620 кВт); механик участка ремонтно-механических мастерских; электромеханик участка ремонтно-механических мастерских; механик транспортного участка; картограф; водолазный специалист

2 квалификационный уровень

Должности 1 квалификационного уровня, по которым может устанавливаться производное должностное наименование "старший"; инженер-диспетчер гидроузла (шлюза) I класса; инженер-диспетчер по движению флота филиалов государственных бассейновых управлений; мастер выправительных, путевых работ; мастер по ремонту гидросооружений; мастер по ремонту оборудования; мастер ремонтно-механической мастерской; мастер ремонтно-отстойного пункта; механик гидроузла (шлюза) I класса; начальник вахты гидроузла (шлюза) I класса; начальник гидроузла (шлюза) III класса; первый помощник механика самоходного судна (от 851 кВт до 1620 кВт); первый помощник электромеханика самоходного судна (от 851 кВт до 1620 кВт); редактор карт; энергетик гидроузла (шлюза) I класса

3 квалификационный уровень

Должности 2 квалификационного уровня, по которым может устанавливаться производное должностное наименование "старший"; инженер-диспетчер по движению флота государственного бассейнового управления; инженер-механик линейный (групповой) по флоту; механик самоходного судна (от 851 кВт до 1620 кВт); начальник ремонтно-отстойного пункта; первый помощник механика самоходного судна (от 1620 кВт и более); первый помощник электромеханика самоходного судна (от 1620 кВт и более); помощник капитана самоходного судна (от 1620 кВт и более); помощник механика самоходного судна (от 1620 кВт и более); помощник электромеханика самоходного судна (от 1620 кВт и более); старший помощник капитана самоходного судна (от 851 кВт до 1620 кВт); электромеханик самоходного судна (от 851 кВт до 1620 кВт)

4 квалификационный уровень

Должности 3 квалификационного уровня, по которым может устанавливаться производное должностное наименование "старший"; капитан самоходного судна (от 851 кВт до 1620 кВт); начальник гидроузла (шлюза) II класса; начальник изыскательской русловой партии; начальник лаборатории по наблюдениям и исследованиям гидросооружений; начальник межшлюзовой ГЭС мощностью до 30 тыс.кВтч. II класса; начальник ремонтно-механических мастерских; начальник станции (гидроэлектро, насосной); начальник теплотехнической партии; производитель капитальных, выправительных и путевых работ; старший помощник капитана самоходного судна (от 1620 кВт и более); электромеханик самоходного судна (от 1620 кВт и более)

5 квалификационный уровень

Главный диспетчер по движению флота; капитан самоходного судна (от 1620 кВт и более); капитан портового надзора; капитан рейда (каравана); лоцман; механик самоходного судна (от 1620 кВт и более); начальник гидроузла (шлюза) I класса; начальник межшлюзовой ГЭС мощностью свыше 30 тыс.кВтч. I класса; старший водолазный специалист; старший инспектор по гидросооружениям

Профессиональная квалификационная группа должностей
работников внутреннего водного транспорта четвертого уровня

Должности, отнесенные к квалификационным уровням

1 квалификационный уровень

Начальник службы государственного бассейнового управления водных путей и судоходства; главный инженер филиала государственного бассейнового управления водных путей и судоходства

2 квалификационный уровень

Капитан порта; начальник филиала государственного бассейнового управления водных путей и судоходства

1. Должности работников, занятых на многокамерных, шахтных, двухниточных гидроузлах (шлюзах) и гидроузлах, состоящих из трех и более напорных сооружений, относятся на один квалификационный уровень выше.

2. Должности: капитан-наставник, командир-наставник, механик-наставник, электромеханик-наставник государственных бассейновых управлений соответствуют квалификационному уровню должностей: капитан, командир, механик, электромеханик высшей группы обслуживаемых ими судов.

1. Экипажам судов, постоянно плавающих в морях, озерах, водохранилищах и морских заливах, выдается штормовая одежда:

1 пара на 2 года

2. Экипажам судов, находящихся в эксплуатации в зимнее время года, кроме экипажей судов, плавающих в северных районах за Полярным кругом, и ледоколов, выдается дополнительно следующая дежурная теплая специальная одежда и специальная обувь в особом, IV, III, II и I поясах из расчета до семи комплектов на судно в зависимости от числа работников, одновременно находящихся на вахте, и от числа работников подсменной вахты

Костюм из смешанных тканей на утепляющей прокладке

Сапоги кожаные утепленные с жестким подноском или

Валенки с резиновым низом

3. Капитанам и их помощникам, командирам земснарядов и их помощникам, штурманам, боцманам, шкиперам и их помощникам, лебедчикам, рулевым и матросам судов, плавающих в северных районах за Полярным кругом, выдается дополнительно:

Костюм из смешанных тканей на утепляющей прокладке

Валенки с резиновым низом

1 пара на 2 года

При выполнении работ на палубе перечисленным выше работникам, кроме лебедчиков земснарядов, выдаются дополнительно:

1 пара на 2 года

На каждое самоходное и несамоходное механизированное судно, плавающее в северных районах за Полярным кругом, выдается, как инвентарь, от двух до пяти комплектов вышеперечисленной теплой спецодежды, спецобуви и сапог резиновых для обеспечения остальных членов экипажа на время выполнения ими работ на палубе.

4. Капитанам и их помощникам, боцманам, рулевым и матросам ледоколов выдаются дополнительно:

Костюм из смешанных тканей на утепляющей прокладке

Сапоги кожаные утепленные с жестким подноском или

Валенки с резиновым низом

При выполнении работ на палубе дополнительно выдается 1 пара сапог резиновых на 2 года. Каждый ледокол должен иметь дополнительно два-три комплекта перечисленной специальной одежды и специальной обуви для обеспечения остальных членов экипажа на время выполнения ими работ на палубе.

5. Матросам, рулевым, боцманам, шкиперам и их помощникам, кочегарам и мотористам, производящим зачистку трюмов и отсеков судов, на время выполнения этой работы выдаются работодателем, как инвентарь:

Костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий с водоотталкивающей пропиткой

Костюм из огнестойких материалов для защиты от повышенных температур

Комбинезон из полиэтилена высокой плотности с полимерным покрытием

Маска или полумаска со сменными фильтрами

Работникам палубной команды пассажирских и грузопассажирских судов (боцман, матрос, рулевой (кормщик), проводник, работники, совмещающие должности кочегара и моториста) дополнительно выдается берет со сроком носки 2 года.

6. Для работы по ремонту и зарядке аккумуляторов на самоходных судах выдаются, как инвентарь, из расчета по одному комплекту на судно:

Костюм хлопчатобумажный с кислотощелочестойкой пропиткой или

Костюм из смешанных тканей для защиты от растворов кислот и щелочей

Фартук из полимерных материалов

Перчатки резиновые или из полимерных материалов

7. Машинным командам судов, на которых шум в машинных отделениях превышает допустимые нормы, выдаются в индивидуальное пользование наушники противошумные или вкладыши противошумные со сроком носки "до износа".

8. На каждое нефтеналивное судно, занятое перевозкой нефтегрузов 1 класса, выдается по одной паре запасной мягкой обуви для лиц, находящихся на судне по служебным делам.

9. Работникам, профессии и должности которых перечислены в пунктах 1, 2, 5-20 настоящих Норм, дополнительно выдаются страховочные (спасательные) жилеты со сроком носки "до износа".

10. Капитанам, штурманам, командирам и их помощникам при совмещении двух должностей палубной и машинной команды выдаются:

Костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или

Костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, или

Комбинезон хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий

Ботинки кожаные с жестким подноском или

Сапоги кожаные с жестким подноском

Перчатки с полимерным покрытием

Плащ для защиты от воды

В зимнее время при непосредственном выполнении ремонтных работ на судах в неотапливаемых помещениях и на открытом воздухе вышеуказанным лицам дополнительно выдаются:

Костюм из смешанных тканей на утепляющей прокладке

Сапоги кожаные утепленные с жестким подноском или

Валенки с резиновым низом

11. Членам экипажей речных судов, а также судов смешанного река-море плавания, работающим в холодное время года в условиях продленной навигации, занятым на наружных работах, выдаются дополнительно:

Костюм из смешанных тканей на утепляющей прокладке

Сапоги кожаные утепленные с жестким подноском или

Валенки с резиновым низом

Перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с шерстяными вкладышами

Капитану, помощнику капитана (первому штурману), вахтенному матросу у трапа, работающим в холодное время года в условиях продленной навигации, занятым на наружных работах, выдается дополнительно:

12. Персоналу теплотехнических партий (начальнику партии, инженерам, техникам, рабочим) при обслуживании судов выдаются:

Костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или

Костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий

Перчатки с полимерным покрытием

Сапоги кожаные с жестким подноском

Костюм из смешанных тканей на утепляющей прокладке

13. Работникам флота в период массового лета гнуса и комаров выдается накомарник со сроком носки "до износа".

Примечание к документу

1. В зависимости от условий работы работодатель по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации или иным представительным органом работников и государственным инспектором по охране труда может устанавливать конкретные нормы выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты работников, если они не установлены настоящими Нормами:

Наименование средств индивидуальной защиты

Норма выдачи на год (количество единиц или комплектов)

Жилет сигнальный 2 класса защиты

Подшлемник под каску

Щиток защитный лицевой

Щиток лицевой электросварщика с автоматически затемняющимся светофильтром

Щиток лицевой для защиты от электрической дуги (с креплением на каску)

Маска или полумаска со сменными фильтрами

2. В каждом структурном подразделении организации необходимо иметь запас дежурной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты всех наименований, предусмотренных настоящими Нормами, в количестве 10% от общего количества выдаваемой работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

3. Работникам всех профессий и должностей в период массового лета кровососущих насекомых, дополнительно к специальной одежде, предусмотренной настоящими Нормами, выдаются: накомарник со сроком носки "один год" и репелентные средства для защиты от кровососущих насекомых по норме "600 граммов на человека в сезон"; при работе в природных очагах клещевого энцефалита - костюм противоэнцефалитный со сроком носки "один год".

4. Работникам, занятым на работах, связанных с воздействием на кожу вредных производственных факторов, выдаются защитные кремы гидрофильного и гидрофобного действия, очищающие пасты, регенерирующие и восстанавливающие кремы в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 4 июля 2003 года № 45 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 15 июля 2003 года № 4901).

5. По решению работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников работникам всех профессий и должностей, предусмотренных настоящими Нормами, дополнительно к специальной одежде и специальной обуви могут выдаваться: рубашки хлопчатобумажные в количестве двух штук на один год и носки хлопчатобумажные в количестве 6 пар на один год; головные уборы в зависимости от условий труда: береты, кепки, косынки, шляпы войлочные. Зимой им могут дополнительно выдаваться утепленные трикотажные шапки; работникам всех профессий и должностей, получающим в соответствии с настоящими Нормами сапоги кожаные или сапоги резиновые, могут выдаваться портянки суконные в количестве 4 пар на один год: всем работающим на объектах, расположенных в IV и особом климатических поясах, могут выдаваться очки для защиты от ультрафиолетового излучения со сроком носки "до износа"; вместо сапог и ботинок кожаных работникам может выдаваться кирзовая специальная обувь, вместо валенок на резиновой подошве могут выдаваться унты меховые или сапоги кожаные со съемным утеплителем, или сапоги резиновые утепленные.

6. Работникам всех профессий и должностей, предусмотренных настоящими Нормами, могут выдаваться два комплекта летней, зимней специальной одежды и специальной обуви при условии увеличения срока их носки в 2 раза.

7. В отдельных случаях в соответствии с особенностями производства руководитель может по согласованию с государственным инспектором по охране труда и соответствующим профсоюзным органом заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных настоящими Нормами, другим, обеспечивающим полную защиту от опасных и вредных производственных факторов: фартук прорезиненный - фартуком из полимерных материалов и наоборот, рукавицы - перчатками и наоборот, перчатки резиновые - перчатками из полимерных материалов и наоборот, комбинезон хлопчатобумажный может быть заменен костюмом хлопчатобумажным или халатом и наоборот, костюм хлопчатобумажный - полукомбинезоном с рубашкой (блузой) и наоборот, костюм суконный - костюмом хлопчатобумажным с огнезащитной или кислотозащитной пропиткой и наоборот, костюм брезентовый - костюмом хлопчатобумажным с огнезащитной или водоотталкивающей пропиткой и наоборот, ботинки (полусапоги) кожаные с жестким подноском - сапогами кожаными с жестким подноском и наоборот.

8. В тех случаях, когда такие средства индивидуальной защиты, как жилет сигнальный, предохранительный пояс, диэлектрические галоши и перчатки, диэлектрический резиновый коврик, защитные очки и щитки, респиратор, противогаз, защитный шлем, подшлемник, накомарник, каска, наплечники, налокотники, самоспасатели (в том числе аварийно-спасательное средство типа капюшон защитный, газодымозащитный комплект универсальный и другие), антифоны, заглушки, шумозащитные шлемы, светофильтры, виброзащитные рукавицы и другие, не указаны в настоящих Нормах, они могут быть выданы работодателем работникам на основании результатов проведения специальной оценки условий труда в зависимости от характера выполняемых работ со сроком носки "до износа" или как "дежурные". Их выдача может включаться в коллективные договоры и соглашения.

9. Сроки носки теплой специальной одежды и теплой специальной обуви устанавливаются в годах в зависимости от климатических поясов:

Выбирая работу на флоте, стоит обратить внимание на востребованную морскую профессию моториста-рулевого.

Моторист-рулевой на судне – это специалист рядового состава, совмещающий функции матроса и техника. Как вахтенный матрос, он управляет ходом судна, а как техник, обеспечивает эксплуатацию корабельного двигателя и вспомогательных механизмов, а также проводит их обслуживание.

Описание и характеристика профессии

Моторист-рулевой запускает и останавливает двигатель и изменяет режимы его нагрузки. Неся вахту на руле, он следит за курсом, корректируя его при необходимости. Для этого надо учитывать сигналы на других судах, указания навигационных приспособлений – береговых знаков, маяков, баканов и проч., показания глубины и т. д. Кроме того, мотористу-рулевому нужно хорошо разбираться как в общих правилах, регулирующих движение судов, так и в специальных дополнениях к ним, разъясняющих условия навигации в конкретном районе.

Моторист-рулевой руководствуется в своей работе правилами эксплуатации основных двигателей и вспомогательных механизмов, средств автоматизации управления машинным отделением и систем дистанционного управления. Ему положено знать

  • как устроен двигатель и каковы манёвренные качества судна;
  • как действуют якорные механизмы и устройства;
  • почему могут возникнуть неисправности в работе любой из судовых систем от главных двигателей до дополнительных механизмов.

Функции моториста заключаются в наблюдении за состоянием двигателя и судовых механизмов и поддержании их рабочего состояния, а также в управлении судовыми механизмами. Помимо основных обязанностей, рулевой должен соблюдать правила техники безопасности на судне, уметь спустить шлюпку на воду и управлять ею в разных погодных условиях, а также применять на практике приёмы спасения утопающих.

Моторист-рулевой находится в подчинении у боцмана и первого штурмана, а на вахте выполняет распоряжения вахтенного начальника. Продолжительность вахты в зависимости от типа и назначения судна составляет от восьми до двенадцати часов.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Профессиональные навыки можно приобрести, пройдя обучение по следующим направлениям:

  • профиль «матрос» – код специализации: 2.26.01.07,
  • профиль «моторист (машинист)» – код специализации: 2.26.01.08,
  • укрупнённое направление «техника и технологии кораблестроения и водного транспорта» – код специализации: 2.26.01.00,
  • профиль «механик маломерного судна» – код специализации: 2.26.01.10,
  • профиль «судоводитель – помощник механика маломерного судна» – код специализации: 2.26.01.06.

По каждому из этих направлений разработано от 1 до 4 программ обучения.

Среди учебных заведений, в которых научат, как стать мотористом-рулевым, у абитуриентов пользуются популярностью:

  • Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта,
  • Новосибирский речной колледж,
  • Морской технический колледж им. Д. Сенявина (Санкт-Петербург),
  • Хабаровский техникум водного транспорта,
  • Омский региональный многопрофильный колледж.

Практически в каждом из этих ССУЗов есть как бюджетные, так и платные места.

Кому подходит

Профессиональная ответственность – одна из основных характеристик работника, позволяющая не допустить возникновение экстремальных ситуаций. Однако на море и на реке может случиться непредвиденное. В этом случае рулевой должен проявить стрессоустойчивость и хладнокровие.

Необходимость контролировать сразу несколько объектов при управлении судном требует мгновенной реакции и отличной координации движений. Помимо этого, моторист-рулевой должен иметь острое зрение, хороший слух, точный глазомер и развитую зрительную память. Важны также чувство равновесия, выносливость и физическая сила.

Длительное пребывание со многими людьми в условиях ограниченного пространства предполагает умение матроса находить общий язык с командой, проявлять позитивное отношение к коллегам на протяжении всего рейса.

Зарплата моториста-рулевого

Оплата работы моториста-рулевого зависит от типа судна, региона, дополнительных условий, но в среднем в крупных городах и портах она колеблется в районе 30 тысяч рублей. Для сравнения: средняя зарплата по России – порядка 25 тысяч рублей.

Обычно в дополнение к зарплате при трудоустройстве почти всегда предлагают полный социальный пакет и нередко – оплату билетов к месту работы за счёт работодателей, материальную помощь при уходе в отпуск, дополнительную медицинскую страховку, частичное погашение стоимости санаторного лечения, премии и т.д.

Как построить карьеру

Мотористы-рулевые востребованы на всех видах речных и морских судов любого флота. Накопив опыт, моторист может пройти переподготовку по смежным морским специальностям. Последующее профессиональное образование откроет перспективу командных должностей на судах любого типа.

Перспективы профессии

Профессия «моторист-рулевой» не потеряла своей актуальности и с развитием навигационных механизмов и внедрением на флоте современных систем управления. И хотя прогресс в создании беспилотной техники всё активнее приходит на суда всех типов, искусственный интеллект еще не скоро вытеснит человека с места рулевого.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия моторист-рулевой подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

В соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет :

Утвердить прилагаемый перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

Председатель Правительства Российской Федерации
В. Зубков

Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств

I. Автомобильный, городской наземный электрический транспорт, промышленный транспорт, дорожное хозяйство

Работы, выполняемые по профессиям и должностям, указанным в настоящем разделе

Водитель мототранспортных средств

Водитель транспортно-уборочной машины

Водитель электро- или автотележки

Машинист бетоносмесителя передвижного

Машинист битумировочной машины

Машинист бурильно-крановой самоходной машины

Машинист дорожно-транспортной машины

Машинист катка самоходного и полуприцепного на пневматических шинах

Машинист катка самоходного с гладкими вальцами

Машинист крана автомобильного

Машинист маркировочной машины для разметки автомобильных дорог

Машинист машины для нанесения пленкообразующей жидкости

Машинист машины для устройства укрепительных полос

Машинист машины для устройства швов в свежеуложенном бетоне при выполнении дорожных работ

Машинист смесителя асфальтобетона передвижного

Машинист укладчика асфальтобетона

Машинист установки передвижной автоматизированной непрерывного действия для приготовления бетонных смесей

Диспетчер автомобильного транспорта

Диспетчер службы движения

II. Железнодорожный транспорт общего и необщего пользования, метрополитен

Работы, выполняемые по профессиям и должностям, указанным в настоящем разделе

Машинист железнодорожно-строительных машин (самоходных)

Машинист крана (крановщик) при работе на самоходных железнодорожных кранах

Машинист эскалатора метрополитена

Оператор поста централизации, работающий при дежурном станционного поста

Помощник водителя дрезины

Помощник машиниста дизель-по-езда

Помощник машиниста железно-дорожно-строительных машин (самоходных)

Помощник машиниста крана (крановщика) на самоходных железнодорожных кранах

Помощник машиниста паровоза

Помощник машиниста тепловоза

Помощник машиниста мотовоза

Помощник машиниста электровоза

Помощник машиниста электропоезда

Помощник машиниста эскалатора метрополитена

Дежурный станционного поста централизации

Дежурный по приему и отправлению поездов метрополитена

Дежурный по парку (на железнодорожном транспорте)

Дежурный стрелочного поста

Дежурный по станции метрополитена

Дежурный по железнодорожной станции (внеклассной, 1-го класса)

Диспетчер эскалаторной службы

III. Гражданская авиация

Работы, выполняемые по профессиям и должностям, указанным в настоящем разделе

Бортоператор грузовых самолетов

Бортоператор по облету технических средств

Диспетчер аэродрома (зона взлета и посадки судов)

Диспетчер аэроузлового центра

Диспетчер-инструктор управления воздушным движением

Диспетчер диспетчерского пункта круга

Диспетчер диспетчерского пункта круга и пункта посадки

Диспетчер пункта подхода или направления

Диспетчер районного центра

Диспетчер стартового диспетчерского пункта

Диспетчер-инструктор службы движения, осуществляю щий непосредственное управление движением воздушных судов

Старший диспетчер-инструктор, осуществляющий непосредственное управление движением воздушных судов

Диспетчер службы движения, осуществляющий непосредственное управление движением воздушных судов

Государственный инспектор гражданской авиации

Главный государственный инспектор гражданской авиации

Инженер бортовой авиаотряда

Инженер (механик)-испытатель бортовой

Инженер-испытатель летающей лаборатории бортовой

Командир авиационного звена

Командир авиационного отряда

Заместитель командира авиационного отряда

Командир авиационной эскадрильи

Заместитель командира авиационной эскадрильи

Командир воздушного судна

Командир (пилот, летчик) воздушного судна - инструктор

Летный директор авиационного предприятия

Заместитель директора авиационного предприятия по летной работе

Старший бортовой инженер (механик) авиационного отряда

Старший бортовой радист авиационного отряда

Старший штурман авиационного предприятия

Старший штурман авиационного училища

Старший штурман учебного авиационного центра

Штурман авиационной эскадрильи

Штурман (в авиации)

Главный штурман (в авиации)

Штурман воздушного судна

IV. Морской и речной транспорт Работы

Работы, выполняемые по профессиям и должностям, указанным в настоящем разделе

Матрос первого класса

Матрос второго класса

Машинист помповый (донкерман)

Старший машинист помповый (донкерман)

Старший моторист (машинист)

Моторист самостоятельного управления судовым двигателем

Первый помощник механика

Второй помощник механика

Третий помощник механика

Старший помощник багермейстера-капитана

Первый помощник багермейстера-капитана

Второй помощник багермейстера-капитана

Третий помощник багермейстера-капитана

Сменный помощник багермейстера-капитана

Заместитель главного диспетчера

Главный механик подводного аппарата

Диспетчер по флоту

Старший диспетчер по флоту

Старший диспетчер порта

Диспетчер службы движения

Старший диспетчер службы движения

Инженер-диспетчер по движению флота (по флоту)

Капитан порта (портового пункта)

Заместитель капитана порта (портового пункта)

Капитан портового надзора

Заместитель капитана портового надзора

Заместитель капитана рейда

Старший помощник капитана

Второй помощник капитана

Третий помощник капитана

Четвертый помощник капитана

Сменный помощник капитана

Старший помощник капитан-дирек-тора

Второй помощник капитан-дирек-тора

Третий помощник капитан-дирек-тора

Четвертый помощник капитан-дирек тора

Старший помощник капитана-кран-мейстера

Второй помощник капитана-кран-мейстера

Сменный помощник капитана-кран-мейстера

Старший помощник капитана-меха-ника

Второй помощник капитана-меха-ника

Сменный помощник капитана-меха-ника

Капитан подводного аппарата

Помощник капитана подводного аппарата

Помощник капитана сдаточного

Старший помощник капитана сдаточного

Второй помощник капитана сдаточного

Третий помощник капитана сдаточного

Капитан (старший моторист-ру-левой) патрульного, спасательного катера

Помощник капитана патрульного, спасательного катера

Сменный помощник капитана пат-рульного, спасательного катера

Командир дноочистительного снаряда

Помощник командира дноочистительного снаряда

Первый помощник командира дно- очистительного снаряда

Второй помощник командира дно-очистительного снаряда

Третий помощник командира дно-очистительного снаряда

Сменный помощник командира дноочистительного снаряда

Командир землесоса, земснаряда

Помощник командира землесоса, земснаряда

Первый помощник командира землесоса, земснаряда

Второй помощник командира землесоса, земснаряда

Третий помощник командира землесоса, земснаряда

Сменный помощник командира землесоса, земснаряда

Старший механик (судовой)

Второй механик (судовой)

Третий механик (судовой)

Четвертый механик (судовой)

Сменный механик (судовой)

Механик на дноочистительном снаряде

Механик на землесосе, земснаряде

Оператор диспетчерской (произ-водственно-диспетчерской) службы

Оператор диспетчерской движения и погрузочно-разгрузочных работ на морском (речном) транспорте

Читайте также: