С какими профессиями можно сравнить профессию учителя

Опубликовано: 16.05.2024

В исследованиях Е. А. Климова все многообразие профессий представлено схемами отношения человека к окружающему его миру природы, людей, техники и т. д. Предложенный Е. А. Климовым метод анализа профессий позволяет классифицировать их по предмету труда, целям труда, по характеру действий, орудиям труда и его условиям 2 . По предмету труда все профессии подразделяются на биономические (природа), техномические (техника), сигномические (знаки), артономические (художественные образы) и социономические (взаимодействие людей) по А. Н. Леонтьеву. Соответственно, Е. А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности: «Человек-Природа», «Человек-Техника», «Человек-Знак», «Человек-Образ», «Человек-Человек».

1 Собкин В. С., Писарский П. С., Коломиец Ю. О. Указ. соч. С. 10.

2 Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1990.

Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек-Человек». Согласно Е. А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении. способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т. д.

При этом, если учесть, что профессия «Человек-Человек» характеризуется определенным набором типических предпочтений, интересов, личностных особенностей (Дж. Холланд, Е. А. Климов), то его профессиональная характеристика оказывается глубоко индивидуально типизированной.

Так, по Е. А. Климову, человеку этой профессиональной схемы свойственны: 1) умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей», 2) умение слушать и выслушивать, 3) широкий кругозор, 4) речевая (коммуникативная) культура, 5) «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту», 6) «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше», 7) способность сопереживания, 8) наблюдательность, 9) «глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом», 10) решение нестандартных ситуаций, 11) высокая степень саморегуляции 1 .

Существенным для анализа профессиональной пригодности человека, работающего по схеме «Человек-

1 Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессии. Обнинск, 1993. С. 47.

При рассмотрении, по Е. А. Климову, педагогической деятельности с позиции предмета труда, обращает на себя внимание то, что в ней аккумулированы и другие схемы отношений, и прежде всего «Человек-Знак». Знаковые, и в частности языковые системы, в педагогической деятельности являются основным средством передачи общественно-исторического опыта, в то же время сами знаковые системы являются предметом усвоения. Не меньшую роль в современном образовательном процессе играет и техника, электронно-вычислительная, компьютерная. Педагог использует ее и как средство передачи, и как предмет изучения, а затем и обучения учеников умению ею пользоваться.

Анализируя состав действий для каждого типа профессий, Е. А. Климов наметил четыре их группы:

1. Двигательные (действия перемещения, расположения, поворота и т. д.).

2. Познавательные (гностические) действия, куда входят действия восприятия, воображения и логические действия.

3. Действия межличностного общения; диагностирующие, действие-требование, действие по информационному управлению партнером.

1 Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессии. Обнинск, 1993. С. 36—40

4. Действие по согласованию усилий.

Отметим, что педагог как субъект деятельности осуществляет все эти действия (в меньшей степени действия первой группы, если это только механические действия). Это определяет разносторонность интеллектуальной и поведенческой культуры педагога как ее субъекта.

Профессиональная деятельность может быть классифицирована в зависимости от цели,которую ставит субъект: гностическую (познавательную), цель преобразования или изыскания, причем, вторая и третья связаны с постановкой задачи и нахождением новых способов и средств их решения. Преобразующая деятельность соотносится с любым классом вещей, явлений, процессов, людей. Соответственно педагогическая деятельность прежде всего предполагает у ее субъекта умение ставить и решать задачи преобразования (изменения, развития) и изыскания новых средств и способов решения этих задач.

Отмечая функциональные орудия труда — внешние по отношению к сознанию и внутренние, Е. А. Климов имеет в виду средства и способы, и прежде всего «устную и письменную речь, изображения». Приведенная общая характеристика педагога как субъекта педагогической деятельности на основании ее целей, предмета, средств, способов действий показывает всю сложность и многоаспектность этой позиции — субъекта педагогической деятельности.

Выбор профессии

Что же определяет выбор профессии вообще и педагогической профессии, в частности. Отвечая на этот вопрос, Е. А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор: 1) позиция старших, семьи; 2) позиция сверстников; 3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классные руководители и т. д.); личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; 6) притязание на общественное признание; 7) информированность о той или иной профессиональной деятельности; 8) склонности 1 . Эти факторы, безусловно, важны и для выбора педагогической деятельности в качестве профессии, но, как будет показано в следующей главе, одним из
важных факторов, определяющих ее предпочтение, — это любовь к детям, склонность помогать им в освоении опыта. Последнее, по данным Н. В. Кузьминой, является наиболее типичным. Другими словами, само содержание педагогической деятельности — «возможность учить детей» — оказывает большое влияние на выбор педагогической профессии. Случайный выбор этой профессии, по данным исследований Н. В. Кузьминой, не превышает 9%.

Показательно, что отмеченные Е. А. Климовым «общепрофессиональные» факторы выбора профессии оказываются значимыми и для педагогической деятельности. Среди них влияние: 1) учителя и любимого учебного предмета; 2) семьи, семейных традиций; 3) предшествующего опыта работы. Существенно также и удовлетворение от педагогической деятельности, профессии. По данным Н. В. Кузьминой, «индекс общей удовлетворенности профессией и процессом деятельностиу педагогов в целом высок» 2 , закономерно повышаясь по мере ее продуктивности.

Таким образом, профессия педагога с позиции общей характеристики профессиональной деятельности представляет собой специфический ее вид в схеме отношений «Человек-Человек», определяясь прежде всего целью развития обучающегося, средствами учебных предметов и способами самой педагогической деятельности.

1 Климов Е. А. Как выбирать профессию. С. 121—128.

2 Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. С. 28.

1. Можно ли сравнить профессию актера с профессией учителя? С какими профессиями еще Вы можете сравнить профессию учителя?

2. Какой статус имеет учитель в современном российском обществе?

3. Проанализируйте функции профессионально-педагогической деятельности.

4. Подберите отрывки из литературных и научных источников по одной из предлагаемых тем:

а) социально-педагогические проблемы учительского труда;

б) общая и профессиональная культура педагога;

в) современный учитель: развитие или выживание;

г) гуманистическая направленность профессии педагога.

5. Может ли учитель со средним уровнем общего культурного развития быть высоким профессионалом-педагогом? Обоснуйте свой ответ.

6. Какие наиболее значимые профессионально-личностные качества Вы выделили бы, если бы выступали экспертом?

7. Дайте полный ответ на вопрос: что в моем характере поможет мне и что может помешать стать творческим учителем.

8. Проанализируйте, какие творческие черты личности будущего учителя закладывает обучение в педагогическом вузе.

9. Напишите мини-сочинение на тему «Учитель XXI века».

10. Можно ли утверждать, что образование в настоящее время вышло на уровень сохранения национальной безопасности? Аргументируйте свой ответ.

11. Почему, на ваш взгляд, часть выпускников вуза не имеют устойчивого интереса к учительской деятельности?

12. Какие проблемы в подготовке будущего учителя Вы считаете наиболее значимыми? Приведите примеры.

13. Подготовьте сообщение: «Что мне мешает и что помогает учиться в педагогическом вузе».

14. Чем привлекает Вас выбранная вами профессия учителя?

15. В чем вы видите основную цель работы учителя?

Итоговый тест результатов изучения дисциплины

1.Инструкция. Ответьте на вопрос:

Какая из принципиальных позиций лежит в основе отечественной педагогической традиции?

Г) гуманистическая.

2.Инструкция. Выберите правильный вариант ответа.

Предметом педагогической этики является:

а) нравственные отношения между учителем и учеником;

б) коллективная деятельность учащихся;

в) технология выхода из стрессовых состояний в условиях реального педагогического процесса;

г) современные отечественные и зарубежные педагогические теории и парадигмы;

д) рациональные типы образа жизни современного педагога.

3. Инструкция. Выберите правильный вариант ответа.

Кто из известных мыслителей прошлого считается основоположником научной педагогики?

а) Леонардо да Винчи;

б) Марк Тулий Цицерон;

в) Ян Амос Коменский;

д) Жан Жак Руссо;

4. Инструкция. Дополните показатели высокой педагогической культуры

(по Е. В. Бондаревской).

- психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;

- образованность и владение педагогическими технологиями;

- опыт творческой деятельности;

- культура профессионального поведения, способы саморазвития, саморегуляции деятельности и общения.

5.Инструкция. Дополните недостающие в перечне личностные структуры сознания:

обеспечение уровня духовности жизнедеятельности

6.Инструкция. Дополните определение (по Е. В. Бондаревской):

Личностно ориентированное воспитание – это……………….воспитательный процесс, в котором собственные усилия личности имеют первостепенное значение.

7.Инструкция. Вставьте пропущенное.

В систему педагогических наук входят:

педагогика высшей школы

8.Инструкция. Вставьте пропущенное




Человек культуры – это личность

9.Инструкция. Закончите определение.

а) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления;

б) наука о процессах отражения человеком действительности;

в) наука о воспитании, обучении и развитии;

г) наука о прошлом человечества во всей его конкретности и многообразии.

10.Инструкция. Выберите правильный ответ.

Из каких социальных слоёв вышли первые учителя в странах Древнего Востока?

а) жрецы;

11.Инструкция. Выберите правильный вариант ответа.

Укажите, кто из известных деятелей является основоположником русской научной педагогики и организатором русской народной школы.

б) К.Д. Ушинский;

12.Инструкция. Выберите правильный ответ:

К какому типу профессии относится профессия педагог?

а) человек – техника;

б) человек – природа;

в) человек – знаковая система;

г) человек – человек;

д) человек – художественный образ.

13.Инструкция. Выберите правильный ответ.

В общеобразовательной школе основной формой обучения является:

а) урок;

в) семинарское занятие;

г) лабораторная работа.

14.Инструкция. Выберите правильное определение:

Вариативность образования - это:

а) возможность выбора образовательного учреждения и программы;

б) возможность выбора вуза для получения высшего образования;

в) возможность выбора друзей и учителей;

г) возможность варьировать формы оценки.

15.Инструкция. Определите, какой из нижеследующих способов педагогической деятельности лежит в основе гуманной педагогики?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Миссия… Согласитесь, не слишком часто мы употребляем это слово, такое торжественное и, казалось бы, такое далёкое от повседневной жизни, работы учителя. В словарях находим слова-эквиваленты: поручение, роль, ответственное задание, предназначение и даже - смысл существования. Каждое с глубоким философским смыслом. Ко всем ли профессиям они применимы? Скорее всего, нет! Именно сопоставление с другими профессиями даёт понимание того, насколько уникальна профессия учителя, его миссия. Шалва Александрович Амонашвили так говорит об этом: «Люблю сравнивать свою профессию учителя, воспитателя, педагога с разными другими профессиями. Это дает мне возможность углубиться в суть педагогической жизни.

Хочешь осознать, чему ты служишь? Тогда сравнивай свою службу, с точки зрения общественных ценностей, с профессиональной службой других, и ты почувствуешь, как важна и неповторима твоя жизнь для общества.

…Каждое сравнение моей профессии с профессиями других людей оставляло мне какое-нибудь правило, памятку. Я сравнил свою профессию с профессией врача и сформулировал тест для самовнушения: «Будь осторожен! Не ошибись! Не вреди! Будь надеждой для школьника!»

Артист на сцене принадлежит не самому себе, а зрителям и своему герою. «Дари себя детям!» - вот к чему привело меня сравнение профессии педагога с профессией артиста.

Сопоставление профессии педагога с профессиями архитектора, строителя, а также геолога и астронома выявило больше различий, чем сходства, все же и оно принесло мне пользу. К содержанию теста для самовнушения я прибавил еще следующие фразы - «Знай, к чему стремишься!», «Постоянно ищи в ребенке богатство его души!», «Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!»

Хочется вслед за великим педагогом продолжить этот ряд сопоставлений. Учитель – прекрасный садовод: он заботится, оберегает, восхищается душевной красотой ребенка, не обижаясь на колючие шипы. Учитель – терпеливый ткач: он формирует красочный ковёр из знаний и умений ученика. Любое сопоставление рождает яркую метафору, красивый образ, но, несмотря на это, очень правдивый и жизненный. Все эти сравнения помогают осознать свою роль в профессиональной жизни, свою миссию.

Рассуждая и философствуя, я решила узнать и у своих учеников, с какой из профессий они бы сравнили профессию педагога. Из 15 восьмиклассников 8! указали профессию психолога. Ключевыми в объяснении были глаголы «понимать» и «общаться». Вот что важно прежде всего для подростка, тонко чувствующего и воспринимающего жизнь в переходный период. А может, моим ученикам не хватает простого понимания среди каждодневных назиданий и наставлений? Стоит задуматься. Тем более что и сравнение с полицейским было… Интересны были и размышления одиннадцатиклассников, также конкретные, в большинстве своём лишённые патетики и образности. Сравнение нашей профессии с профессиями строителя, врача ребята объясняли большой ответственностью педагогов за будущее своих подопечных. Для двоих учителя - это спасатели, которые также в ответе за жизнь людей, при этом жертвуют своей. Ещё двое ребят, забыв о задании, сравнили учителей с родными и близкими людьми, в основе любых действий которых лежит огромная любовь.

Приятно осознавать, что твои ученики на выходе из школы понимают главные составляющие миссии учителя: огромная ответственность за всё, что ты делаешь, чувство причастности ко всему, что происходит с ребёнком, способность к самоотречению и, конечно же, огромная любовь к своему делу.

Каждый учитель – это и его предмет. Несомненно, особая миссия у учителя русского языка и литературы. «Вначале было Слово…» Научить обращаться со словом как великим даром, любить свой родной язык – вот главное предназначение учителя-словесника.

Приобщение к высокой культуре, к системе нравственных ценностей происходит именно на уроках литературы. Но взаимоотношения с книгой у современного школьника, как мы знаем, непростые. Отстоять место книги, причём обязательно первое, в ряду современных гаджетов в жизни ребёнка – сложнейшая, но непременная задача педагога.

«Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И.Кант. Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем и выполнять его великую миссию. В жизни, которую я выбрала, нужно много терпения, мужества и стойкости.

Но что я твердо усвоила за эти годы – это то, что мастерство учителя не высокие слова, не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. Об этом и слова В.Астафьева: «Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово «учитель». Тогда, мне думается, миссия по-настоящему выполнена.

Всегда в сравнении с чем-то легче выделить главное, поэтому давайте попробуем сравнить профессию журналиста с профессиями: учителя, адвоката, священника, проповедника, артиста, психотерапевта.

Многое схоже. Учитель должен уметь завладеть вниманием своей аудитории. Должен просто и доступно объяснять сложное. Должен уметь чувствовать обратную реакцию, иначе урок не имеет смысла. Наконец хороший учитель, как правило, яркая индивидуальность. Он всегда преподает уроки не только по специальности, но и жизненные уроки, оказывая огромное воздействие на аудиторию силой своей личности. Все это очень близко к нашей работе, но журналисту опасно брать менторский, учительский тон. К тому же одно дело – общаться с аудиторией непосредственно, а другое – через камеру.

Именно адвокат, а не прокурор. К сожалению, прокурорский тон – беда и огромная ошибка многих журналистов. В профессии адвоката нас интересует умение убеждать, анализировать информацию, вера в человека, готовность защищать эту веру и доказывать ее перед любым судом. Почитайте речи знаменитых российских адвокатов – это необыкновенный стиль, язык, логика. Все это очень может пригодиться тележурналисту. Но при этом надо избегать односторонности. Адвокат не имеет права сомневаться, а мы обязаны.

Появление грамотных и образованных высших представителей церкви на экранах было большим открытием для многих зрителей и профессиональных журналистов. Как замечательно они говорят! Как прекрасно звучит поставленный голос – всегда низкий, с многими нюансами в интонациях и даже паузах! Насколько они не боятся камеры и завораживают вне зависимости от самого содержания беседы!

Умение убеждать, пропагандировать идеи, утешать, призывать, рассуждать, проникать в сердца и умы для священника первостепенно. Это не только их призвание, этому учат в церковных школах и семинариях.

Но бойтесь смешения понятий «проповедник и журналист». Есть что-то общее, но журналист, который присваивает себе право говорить чуть ли не от имени Бога, вызывает у большинства зрителей раздражение.

Журналист при всей уверенности в себе никогда не должен терять способности сомневаться в собственных словах и взглядах. К тому же надо всегда избегать собственных оценок и мнений. Собирать информацию, доносить ее до зрителей, анализировать и думать вместе со зрителем – это да! Проповедовать – нет, ни в коем случае! Оставим это священнослужителям.

Люди этой профессии могут показать пример того, как правильно выговаривать слова, держаться перед аудиторией, двигаться на сцене и в студии, как хорошо выглядеть, как улыбаться и многое другое. Это очень полезные умения, которые порой даются журналистам с большим трудом. Вот почему на роль ведущих различных игр или ток-шоу часто приглашают артистов (благо после появления телесуфлера не стало никакой проблемы с произнесением текстов). Многие артисты не только произносят написанные слова как бы от себя, но и реально реагируют, смеются, задают хорошие вопросы. То есть органично работают уже не в своей, а в нашей профессии.

Однако грань между профессиями не стирается: можно быть журналистом, а можно его играть. Часто этой игрой увлекаются и сами журналисты: многозначительно задают вопросы, держат специальные паузы, особенно если подражают кому-то из великих.

В нашей профессии нельзя казаться, надо быть. И здесь актерство может очень сильно помешать.

Близость тележурналистики к профессии психотерапевта невероятна, но это факт. Не случайно многие говорят о «лечебных свойствах» эфира. После просмотра некоторых программ у людей проходят болячки, улучшается настроение – стоит им увидеть на экране любимого ведущего. Это пример того, как добрая, позитивная энергия передается через экран.

Однако журналист должен осознавать, что телевидение в равнодушных или неумелых руках может стать грозным оружием и причинить вред людям разжиганием на экране той же агрессии, жестокости, смакованием грязи и крови.

Эксперимент с появлением экстрасенса Кашпировского на экране закончился тяжелой депрессией для многих его фанатов. Мы обязаны нести добро. Это всегда возможно, даже когда программа посвящена тяжелой проблеме (наркотики, пьянство, беспризорность). Задача тележурналиста – обязательно показать зрителю свет в конце тоннеля.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Итак, вы отучились в педе, получили заветную корочку, устроились в школу и… поняли, что преподавание — не ваш конек. А может, вам просто интересны альтернативы, или вы решили «пойти в бизнес» по совету бывшего премьера. Так или иначе, развозить еду в службе доставки — для многих не совсем та подработка, которой хотелось бы заниматься при наличии высшего образования. Но какие есть альтернативные источники дохода, достойные учителя?

Копирайтер

Обычно эта профессия ассоциируется с неблагодарным (10 рублей за 1000 символов) трудом на биржах текста. Однако спрос на ответственных исполнителей, пишущих грамотные тексты, растет с каждым годом.

Pros : заказы встречаются разного толка и сложности — от постов в соцсетях до сценариев к роликам на Youtube и наполнения сайтов. А знание английского на уровне upper-Intermediate и выше автоматически увеличивает ценник в полтора-два раза.

Cons: чтобы претендовать на высокую ставку, придется набить руку и собрать портфолио. Да, сегодня все больше заказчиков, которые смотрят не на прошлые заслуги, а на успешно выполненное тестовое задание. Но найти их бывает сложно.

Другая проблема рынка текстов — демпинг. Увы, всегда найдется тот, кто согласится выполнить ту же работу за меньшие деньги.

Переводчик в бюро.

«Знать английский» — вовсе не равно «уметь его преподавать». То же применимо и к переводам. Однако если вас обещают взять без специального образования, попробовать стоит обязательно.

Pros: если преподавателю приходится дополнительно поддерживать свои навыки и проходить курсы (иначе — стагнация), то переводчик «растет» в профессиональном смысле буквально с каждым выполненным заказом. Неплохо.

К тому же, перевод, как и преподавание — та самая ниша, спрос на которую будет всегда. Типичный заказ в бюро — это юридический и технический перевод: документы, справки, выписки, декларации…

Cons : повезет, если вас обеспечат программным обеспечением для автоматизированного перевода (не путать с машинным, речь не о Google Translate) и глоссариями. Многие бюро требуют наличия собственного софта, а переводить без CAT-программ сегодня — все равно что пытаться преподавать в школе без готового УМК.

Еще стоит подумать, хватит ли вам терпения возиться с какой-нибудь инструкцией к промышленной печи на сто с лишним страниц — и будет ли с кем проконсультироваться насчет правильного употребления терминов.

. или на фрилансе

Если вы хотите переводить или писать тексты в свободное от основной работы время, вовсе не обязательно устраиваться в бюро. Заказы можно найти, например, в специализированных группах или в тематических пабликах для переводчиков.

Pros: как ни крути, удаленная работа расширяет пул возможностей. Заказы находите самостоятельно, а выбор бесконечно шире, чем в любой отдельно взятой конторе. Варианты порой встречаются весьма интересные и необычные: например, перевод субтитров к сериалам и фильмам для последующей озвучки и аудиодескрипция роликов для слабослышащей аудитории.

Cons : помимо уже перечисленных забот, работа «на себя» требует повышенной ответственности и навыков самоорганизации. А уходить на фриланс полностью безопасно, только если у вас а) все хорошо с тайм-менеджментом, б) есть тихое рабочее место, где никто не будет отвлекать и в) имеется финансовая подушка безопасности на период, когда не будет стабильного притока заказов или если — в худшем случае — обманут и не заплатят за проект.

Контент-менеджер

Стоит подумать в эту сторону, если вам нравилось писать планы уроков (и следовать им!), создавать методички и составлять КТП — а также хорошо получалось организовывать своих учеников и добиваться выполнения поставленных задач.

Ну и, конечно, при устройстве предпочтение отдают тем, кто уже работал в этой сфере или хотя бы проходил курсы .

Методист вводного урока

Здесь суть не столько в преподавании английского, сколько в продажах. Методист вводного урока проводит первое пробное занятие в школах и лингвистических центрах. Его задача — оценить уровень знаний потенциального ученика и подобрать подходящую программу.

Pros: у вводного урока фиксированная длительность, проходят они по одной установленной схеме — поэтому вы всегда знаете наверняка, сколько потратите времени и какое за это получите вознаграждение. Беспокоиться об учебных целях тоже не нужно: это уже забота для преподавателя.

Cons: увы, даже если вы вдруг встретите ученика своей мечты, взять его посчастливится другому учителю. Ваша задача — показать, чем хорошо обучение в конкретной школе/на конкретной платформе, заодно продемонстрировав, что учить английский может быть весело и увлекательно. А если вы не хотите иметь дела с продажами, то это точно не ваш вариант.

Онлайн-преподаватель

Если от профессии учителя вас отталкивают тонны домашки и отчетности, вам стоит попробовать онлайн-преподавание — например, в Skyeng.

Pros: никакого корпения над текстами по ночам. Занимайтесь именно тем, на что положили годы обучения в университете. Онлайн-школы взяли себе все самое лучшее от всех офлайн-форматов: как и в репетиторстве, не нужно тратить время на бумаги и отчетности, но и учеников искать самим не придется. Оставьте заявку и попробуйте дать учительской стезе второй шанс, а мы покажем вам, что уроки могут проходить увлекательно и приносить удовольствие всем участникам процесса.

Cons : придется оставить стереотипы о том, что работать удаленно можно прямо из постели, нарядившись в пижаму с котятами. Так делают другие фрилансеры, но учитель должен оставаться учителем — и неважно, где он находится: у доски или перед вебкамерой.

Расскажите в комментариях, доводилось ли вам подрабатывать этих должностях. И подписывайтесь на нашу рассылку , если хотите читать такие материалы одними из первых.

Читайте также: