С какого года в российской федерации начался переход к комплектованию должностей

Опубликовано: 03.07.2024

Министерсвто просвещения и науки

Опубликован Указ президента об упразднении министерства образования.

Согласно вышеуказанному документу с 15 мая 2018 года Минобрнауки разделено на 3 отдельных ведомства:

  • Министерство просвещения РФ
  • Министерство науки и высшего образования РФ
  • Рособрнадзор

История делений и объединений Министерств образования в России?

  • 1946 год: Необходимо акцентировать внимание на самом названии будущего министерства. В истории России ведомство, занимающееся вопросами образования, называлось «министерством просвещения» 2 раза: в царской России (Министерство народного просвещения – с 1802 года, в советской России (Министерство просвещения РСФСР) – с 1946 года.
  • 1988 год: В 1988 году в России появилось Министерство образования РСФСР. Для этого объединили два ведомства: Государственный комитет РСФСР по профессионально-техническому образованию и Министерство просвещения РСФСР.
  • С 1988 до 1996 года в России за начальное и среднее (в том числе среднее специальное и профессионально-техническое) образование в РФ несло ответственность Министерство образования РСФСР, а затем РФ.
  • Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (а затем Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию) отвечал за высшее и послевузовское образование и науку.
  • 1996 год: С 1996 года до 1999 года - Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
  • 2000 год: С 2000 до 2015 - Министерство образования Российской Федерации (Минобрнауки)

Деление сферы образования СССР на несколько ведомств

Что касается деления ведомств на всесоюзном уровне, то сферу образования СССР курировали 3 отдельных ведомства:

  • Министерство высшего и среднего специального образования (Минвуз) СССР,
  • Министерство просвещения СССР,
  • Министерство профессионально-технического образования СССР.

Чем будет заниматься Министерство просвещения?

С 15 мая 2018 года новое Министерство просвещения будет реализовывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сферах:

  • общего образования,
  • среднего профессионального образования
  • соответствующего дополнительного профессионального образования,
  • профессионального обучения,
  • дополнительного образования детей и взрослых,
  • воспитания.

По предварительной информации пост Министра просвещения займёт бывший министр образования Ольга Васильева.

Чем будет заниматься Министерство науки и высшего образования РФ?

Сюда передаются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

  • высшего образования,
  • соответствующего дополнительного профессионального образования,
  • научной, научно-технической и инновационной деятельности,
  • нанотехнологий,
  • развития федеральных центров науки и высоких технологий,
  • государственных научных центров и наукоградов.

Что касается Рособрнадзора, то это ведомство будет подчинятся непосредственно Правительтству РФ. Об этом читайте предыдущую публикацию «Рособрнадзор больше не подчиняется Министерству образования»

Министерство просвещения через призму истории

До революции в царской России Министерство просвещения возглавляло 29 министров.

После революции был создан Народный комиссариат просвещения, которые возглавляли народные комиссары:

  • 1917 – 1929: Луначарский Анатолий Васильевич, единственный из состава правительства продержался на посту 12 лет, основатель журнала «Вестник образования».
  • 1929 – 1937: Бубнов Андрей Сергеевич, ввёл всеобщее начальное образование, расстрелян в 1938 г.
  • 1937 – 1940: Тюркин Петр Андреевич, кавалер ордена Красного знамени, арестован по «Ленинградскому делу» и посмертно реабилитирован в 1954 г.
  • 1940 – 1946: Потемкин Владимир Петрович, профессор истории, организатор Академии педагогических наук РСФСР.

С 1946 года Наркомпрос реорганизован в Министерство просвещения.

  • 1946 - 1947: Калашников Алексей Георгиевич, доктор физико-математических наук, профессор.
  • 1947 – 1949: Вознесенский Александр Алексеевич, академик, ректор Ленинградского университета, расстрелял в 1950 г. по «Ленинградскому делу». Реабилитирован в 1954 г.
  • 1949 – 1956: Каиров Иван Андреевич, президент Академии педагогических наук.
  • 1956 – 1967: Афанасенко Евгений Иванович, был сторонником антиакадемичности, что привело к понижению качества образования.
  • 1967 – 1980: Данилов Александр Иванович, осуществлён переход на всеобщее среднее образование.
  • 1980 – 1990: Веселов Георгий Петрович, введены вариативные учебные планы.

После крушения СССР, Министерство просвещения стало называться Министерством общего и профессионального образования РФ. С 2000 года – Министерство образования и науки (Минобрнауки России).

  • 1990 – 1992: Днепров Эдуард Дмитриевич,первый министр образования современной России. Академик Российской академии наук.
  • 1992 – 1996: Ткаченко Евгений Викторович, стремился вернуть российскую науку на международную сцену.
  • 1996 – 1998: Кинелев Владимир Георгиевич, доктор технических наук, один из отцов-основателей дистанционного обучения в России.
  • 1998 Тихонов Александр Николаевич, инициатор развития российских научно-образовательных сетей, входящих в Интернет - RunNet, RBNet, Relarn-IP и др. Один из первых идеологов дистанционного образования в России.
  • 1998-2004: Филиппов Владимир Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор. Реализовал программу компьютеризации сельских школ.
  • 2004 – 2012: Фурсенко Андрей Александрович, перевел высшую школу на принципы Болонской системы (бакалавриат и магистратура), введен ЕГЭ.
  • 2012 -2016: Ливанов Дмитрий Викторович, доктор физико-математических наук, реформировал РАН, объединил ВУЗы, инициировал расследования «липовых» диссертаций» среди чиновников.
  • 2016 – 2018: Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, первая женщина - министр образования, если не считать Надежду Константиновну Крупскую, которая официально не была наркомом просвещения, но фактически руководила образовательной политикой в стране.

С 2018 года Министерство образования и науки Российской Федерации было разделено на 2 основных ведомства:

Министром просвещения назначена бывший руководитель ведомства – Васильева Ольга Юрьевна.

Министром науки и высшего образования назначен Котюков Михаил Михайлович, бывший руководитель Федерального агентства научных организаций. В прошлом Котюков М.М. занимал такие должности, как проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета, глава департамента финансов Красноярского края, министр финансов Красноярского края, заместитель министра финансов А. Силуанова.

ОБЖ 11 класс Смирнов Хренников тест 2 варианта

6. При травмах верхних конечностей транспортировка пострадавшего осуществляется следующим образом:

А. полусидя с ногами, согнутыми в коленях

В. полусидя с вытянутыми ногами

7. Травмы груди характеризуются:

А. нарушением функции дыхания и кровообращения

Б. сотрясением головного мозга

Г. ограничением сократительной деятельности сердечной мышцы

8. Восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма называется:

9. В задачи Национального антитеррористического комитета входят:

А. предупреждение терактов

Б. информирование террористов о готовящейся контртеррористической операции

В. пресечение терактов

Г. ликвидация последствий террористических актов

10. Обеспечение формирований ВС РФ, действующих за пределами нашей страны, материально-техническими средствами осуществляет:

А. Администрация Президента РФ

Б. Правительство РФ

В. Министерство обороны РФ

11. В каком году в Российской Федерации начался переход к комплектованию должностей ряда воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту?

12. Боевое знамя вручается воинской части от имени:

А. министра обороны РФ

Б. Президента РФ

В. главнокомандующего вида или рода войск

Г. командующего военным округом

13. Воинская обязанность предусматривает:

А. воинский учёт

Б. призыв на военную службу всех граждан, включая иностранцев, проживающих на территории РФ

В. прохождение военной службы по призыву

Г. пребывание в запасе

14. Первоначальная постановка на воинский учёт граждан мужского пола осуществляется в год достижения ими возраста:

15. Допризывным считается возраст:

А. с момента окончания школы

Б. с момента первоначальной постановки на воинский учёт

В. до момента первоначальной постановки на воинский учёт

Г. до момента отправки к месту прохождения воинской службы

ОБЖ 11 класс 1 полугодие 2 вариант

1. В каком году в Российской Федерации начался переход к комплектованию должностей ряда воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту?

2. Боевое знамя вручается воинской части от имени:

А. министра обороны РФ

Б. Президента РФ

В. главнокомандующего вида или рода войск

Г. командующего военным округом

3. Воинская обязанность предусматривает:

А. воинский учёт

Б. призыв на военную службу всех граждан, включая иностранцев, проживающих на территории РФ

В. прохождение военной службы по призыву

Г. пребывание в запасе

4. Первоначальная постановка на воинский учёт граждан мужского пола осуществляется в год достижения ими возраста:

5. Допризывным считается возраст:

А. с момента окончания школы

Б. с момента первоначальной постановки на воинский учёт

В. до момента первоначальной постановки на воинский учёт

Г. до момента отправки к месту прохождения воинской службы

6. Огонь становится врагом человека, если:

А. к использованию его в процессе жизнедеятельности относятся безответственно

Б. соблюдаются установленные нормы пожарной безопасности

В. его силу используют не для созидания, а для разрушения

Г. теряется контроль над процессом горения

7. Согласно правилам поведения на воде, продолжительность купания в водоёме зависит от:

А. влажности воздуха

Б. температуры вода

В. задора купающегося

Д. атмосферного давления

8. К правилам личной гигиены НЕ относится:

А. разумное сочетание умственного и физического труда

Б. содержание в чистоте общественных зданий и помещений

В. рациональное питание

Г. чередование труда и активного отдыха

9. Вирус иммунодефицита человека передаётся:

А. только при половом контакте

Б. через бытовые приборы

В. только при переливании крови

Г. при половом контакте и с кровью

10. Определите, что из перечисленного противоречит правилам оказания первой помощи:

А. прежде чем приступить к оказанию первой помощи пострадавшему, необходимо проверить у него наличие дыхания и пульса

Б. при состоянии, угрожающем жизни пострадавшего, первая помощь не оказывается, если он возражает против неё

В. мероприятия по оказанию первой помощи прекращаются, как только удалось вызвать «скорую помощь»

Г. передвижение пострадавшего должно осуществляться лишь в том случае, если его жизни угрожает опасность

11. При травмах верхних конечностей транспортировка пострадавшего осуществляется следующим образом:

А. полусидя с ногами, согнутыми в коленях

В. полусидя с вытянутыми ногами

12. Травмы груди характеризуются:

А. нарушением функции дыхания и кровообращения

Б. сотрясением головного мозга

Г. ограничением сократительной деятельности сердечной мышцы

13. Восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма называется:

14. В задачи Национального антитеррористического комитета входят:

А. предупреждение терактов

Б. информирование террористов о готовящейся контртеррористической операции

В. пресечение терактов

Г. ликвидация последствий террористических актов

15. Обеспечение формирований ВС РФ, действующих за пределами нашей страны, материально-техническими средствами осуществляет:

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Согласиться с произведенным в 2009 и 2010 годах распределением средств, предусмотренных соответственно Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" и Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" на финансирование федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009-2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 621.

2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009-2015 годы)", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 621 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 34, ст. 3930).

Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин

Прим. ред: текст постановления опубликован в "
Собрании законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 984.


Изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009-2015 годы)"

1. В паспорте Программы:

а) в позиции, касающейся объемов и источников финансирования Программы, цифры "243437,64" заменить цифрами "152583,5255";

б) в позиции, касающейся ожидаемых конечных результатов реализации Программы и показателей социально-экономической эффективности, цифры "107,72" заменить цифрами "65", цифры "136,63" заменить цифрами "87,21", цифры "15,21" заменить цифрами "4,56", цифры "53,24" заменить цифрами "41,84", цифры "41,57" заменить цифрами "14,2".

2. В абзаце первом раздела IV цифры "243437,64" заменить цифрами "152583,5255".

3. Раздел VI дополнить абзацем следующего содержания:

"Методика детализации укрупненного инвестиционного проекта при строительстве общежитий, объектов инженерной и социальной инфраструктуры, необходимых для обустройства военнослужащих в рамках Программы, приведена в приложении N 5.".

4. Приложения N 1-4 к указанной Программе изложить в следующей редакции:


Прим. ред.: приложения 2-4 в прикрепленных файлах.

5. Дополнить приложением N 5 следующего содержания:

"Приложение N 5
к федеральной целевой программе
"Совершенствование системы комплектования
должностей сержантов и солдат военнослужащими,
переведенными на военную службу по контракту,
и осуществление перехода к комплектованию
должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, а также матросов плавсостава
Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими
военную службу по контракту (2009-2015 годы)"

Методика детализации укрупненного инвестиционного проекта при строительстве общежитий, объектов инженерной и социальной инфраструктуры, необходимых для обустройства военнослужащих в рамках федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009-2015 годы)"

Настоящая методика, разработанная в целях создания фонда служебного жилья и общежитий для размещения семейных и несемейных сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота, проходящих военную службу по контракту, проектирования и строительства объектов социального и культурно-бытового назначения для указанных категорий военнослужащих, а также инженерных сетей и сооружений, предназначена для определения общих требований к порядку детализации укрупненных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках федеральной целевой программы "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также матросов плавсостава Военно-Морского Флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009-2015 годы)" (далее - Программа).

В настоящей методике расчеты общей площади необходимого жилищного фонда выполнены исходя из того что:

семейные военнослужащие размещаются в общежитиях для семейных военнослужащих или жилых домах в жилой зоне военного городка;

несемейные военнослужащие размещаются в общежитиях с жилыми ячейками, оборудованными блоком санитарно-бытовых помещений, для несемейных военнослужащих в жилой зоне военного городка (военнослужащие, заключившие первый контракт - в казарменной зоне);

общая площадь зданий общежитий с жилыми ячейками, оборудованными блоком санитарно-бытовых помещений, для несемейных военнослужащих определена исходя из численности военнослужащих и общей площади здания общежития, приходящейся на 1 военнослужащего;

размер общей площади здания общежития, приходящейся на 1 несемейного военнослужащего, составляет 14,41 кв. метра на 1 человека. Показатель является расчетным и определен исходя из данных типового проекта 5-этажного здания общежития для несемейных военнослужащих (на 500 человек), обустроенного для размещения военнослужащих;

общая площадь зданий общежитий для семейных военнослужащих определена исходя из численности семейных военнослужащих и общей площади здания общежития, приходящейся на члена семьи военнослужащего;

размер общей площади здания общежития, приходящейся на каждого члена семьи военнослужащего, составляет 18 кв. метров на l человека. Показатель является расчетным и определен исходя из норм, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

Нормами проектирования предусмотрено благоустройство придомовой территории с объектами малой архитектурной формы.

Потребность в денежных средствах на строительство общежитий для размещения военнослужащих, переведенных на военную службу по контракту, определена в прогнозных ценах соответствующих лет исходя из общей площади строящихся общежитий, расчетной стоимости строительства 1 кв. метра жилья и соответствующих прогнозных индексов-дефляторов.

За расчетную стоимость строительства 1 кв. метра жилья принимается средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации.

Для обеспечения жизнедеятельности населения военного городка наряду с объектами жилищного назначения предусмотрено строительство (реконструкция) объектов социально-культурного и бытового назначения.

В соответствии с требованиями ведомственных строительных норм в составе жилой зоны кроме жилых зданий предусмотрены следующие виды объектов социально-культурного и бытового назначения:

общеобразовательные школы;
детские дошкольные учреждения;
культурно-досуговые учреждения, предприятия бытового обслуживания.

Расчет числа, состава и вместимости объектов социально-культурного и бытового назначения осуществлен в соответствии с санитарными нормами и правилами.

Потребность в денежных средствах на строительство (реконструкцию) объектов коммунальной инфраструктуры определена применительно к условиям и особенностям каждого военного городка с учетом имеющихся объектов и их технического состояния.

Учитывая значительный объем вновь строящихся и реконструируемых жилых и социальных объектов, а также неудовлетворительное техническое состояние существующих инженерных сетей и сооружений, необходимо строительство (реконструкция) объектов инженерной инфраструктуры.

Состав и мощности указанных инженерных сетей и сооружений, данные о потребности военных городков в тепле, газе, электроэнергии и мощности источников энергоснабжения для хозяйственно-бытовых и коммунальных нужд определены в соответствии с требованиями ведомственных строительных норм и санитарными нормами и правилами.

Затраты на оборудование помещений необходимой мебелью и другими предметами, необходимыми для проживания военнослужащих, определены с учетом требований части 3 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации, Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Доля затрат на проектно-изыскательские работы и технологическое присоединение объектов к инженерным сетям зависит от типа объектов и имеет различные значения. Расчеты затрат на проектно-изыскательские работы и технологическое присоединение объектов к инженерным сетям проведены по различным типам объектов Министерства обороны Российской Федерации.

Обобщенные показатели капитального строительства, принятые в Программе, взаимоувязаны с целевыми индикаторами и показателями Программы по годам реализации. Это позволяет объединять взаимоувязанные инвестиционные проекты по отдельным объектам капитального строительства в укрупненный инвестиционный проект, включающий однотипные объекты капитального строительства, с приведением показателей количества военнослужащих, квадратных метров и объемов финансирования (количества учащихся, мест и др.).".

Основные задачи Вооружённых сил Российской Федерации определены в Военной доктрине Российской Федерации(*).

  • защита суверенитета Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории;
  • стратегическое сдерживание, в том числе предотвращение военных конфликтов;
  • поддержание состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки;
  • своевременное предупреждение Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации Президента Российской Федерации о воздушно-космическом нападении, оповещение органов государственного и военного управления, войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах;
  • поддержание способности Вооружённых Сил и других войск к заблаговременному развертыванию группировок войск (сил) на потенциально опасных стратегических направлениях, а также их готовности к боевому применению;
  • обеспечение противовоздушной обороны важнейших объектов Российской Федерации и готовность к отражению ударов средств воздушно-космического нападения;
  • развёртывание и поддержание в стратегической космической зоне орбитальных группировок космических аппаратов, обеспечивающих деятельность Вооружённых Сил Российской Федерации;
  • охрана важных государственных и военных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов;
  • оперативное оборудование территории Российской Федерации и подготовка коммуникаций в целях обороны, в том числе строительство и реконструкция объектов специального назначения, строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог, имеющих оборонное значение;
  • защита граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации от вооружённого нападения на них;
  • участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру, подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений Совета Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать такие решения в соответствии с международным правом;
  • борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства;
  • обеспечение безопасности экономической деятельности Российской Федерации в Мировом океане;
  • борьба с терроризмом;
  • подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне;
  • участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
  • участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление объектов специального назначения;
  • участие в обеспечении режима чрезвычайного положения.
  • осуществление комплекса дополнительных мероприятий, направленных на снижение уровня угрозы агрессии и повышение уровня боевой и мобилизационной готовности Вооружённых Сил и других войск, в целях проведения мобилизационного и стратегического развертывания;
  • поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной степени готовности;
  • участие в обеспечении режима военного положения;
  • осуществление мероприятий по территориальной обороне, а также выполнение в установленном порядке мероприятий гражданской обороны;
  • выполнение международных обязательств Российской Федерации по коллективной обороне, отражение или предотвращение в соответствии с нормами международного права вооружённого нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой.
  • отражение агрессии против Российской Федерации и ее союзников;
  • нанесение поражения войскам (силам) агрессора;
  • принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников.

В целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооружейных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами страны в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и федеральным законодательством.

С 2003 г. в Российской Федерации начался переход к комплектованию должностей ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. В 2003 г. были приняты основополагающие документы в области военно-технической политики государства, определён перечень базовых военных технологий на перспективу.

Особый упор при этом был сделан на модернизацию вооружения, военной и специальной техники.

В основу совершенствования системы технического оснащения было положено сбалансированное развитие стратегических сил сдерживания, систем боевого управления, а также сил общего назначения.

Необходимо отметить, что продолжается постепенный переход к системе комплектования соединений и частей постоянной готовности солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту, учитывая сокращение сроков военной службы по призыву.

В результате выполнения всех мер по совершенствованию системы технического оснащения Вооружённых Сил уровень обеспечения воинских формирований современным вооружением и военной техникой будет повышен к 2015 г. в целом до 40-45%. Полную замену наличного вооружения Вооружённых Сил предусматривается провести к 2020-2025 гг.

В Военной доктрине говорится, что «основной задачей оснащения Вооружённых Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой является создание и поддержание взаимоувязанной и целостной системы вооружения в соответствии с задачами и предназначением Вооружённых Сил и других войск, формами и способами их применения, экономическими и мобилизационными возможностями Российской Федерации».

  • комплексное оснащение (переоснащение) современными образцами вооружения, военной и специальной техники стратегических ядерных сил, соединений и воинских частей постоянной готовности сил общего назначения, антитеррористических формирований, инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований, а также поддержание их в состоянии, обеспечивающем их боевое применение;
  • создание многофункциональных (многоцелевых) средств вооружения, военной и специальной техники с использованием унифицированных компонентов;


  • развитие сил и средств информационного противоборства;
  • качественное совершенствование средств информационного обмена на основе использования современных технологий и международных стандартов, а также единого информационного поля Вооружённых Сил и других войск как части информационного пространства Российской Федерации;
  • обеспечение функционального и организационно-технического единства систем вооружения Вооружённых Сил и других войск;
  • создание новых образцов высокоточного оружия и развитие их информационного обеспечения;
  • создание базовых информационно-управляющих систем и их интеграция с системами управления оружием и комплексами средств автоматизации органов управления стратегического, оперативно-стратегического, оперативного, оперативно-тактического и тактического уровней.

Вооружённые Силы предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации и её союзников, для вооружённой защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральным законодател ьством.

  1. Какие основные задачи выполняют Вооружённые Силы Российской Федерации в мирное время?
  2. Какие основные задачи решают Вооружённые Силы Российской Федерации в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время?
  3. В чём заключается новая система комплектования частей солдатами и сержантами?
  4. Почему, на ваш взгляд, борьба с терроризмом входит в перечень основных задач Вооружённых Сил Российской Федерации?

Подготовьте сообщение на тему «Значение обязательности подготовки граждан к военной службе при сокращении срока военной службы по призыву до одного года».

Дополнительный материал к § 25

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
(Извлечения)

Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественно новому облику Вооружённых Сил Российской Федерации с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счёт совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, а также совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил.


Рис. Российская Федерация обладает мобильными силами для ликвидации военных конфликтов

Для этого уточняется система комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, включая подготовку личного состава и развитие необходимой инфраструктуры, отрабатываются оптимальные механизмы нахождения в резерве, поднимается престиж военной службы и статус офицерского состава, а также обеспечивается выполнение государственных программ и заказов на разработку, создание и модернизацию вооружения, военной и специальной техники, в том числе средств связи, разведки, радиоэлектронной борьбы и управления.

(*) Военная доктрина (утверждена указом Президента Российской Федерации 5 февраля 2010 г. № 146) является одним из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооружённой защите и вооружённую защиту нашей страны.

В частности, в 2008 учебном году, как уже отмечал "ВПК", высокий уровень подготовки показали соединения и воинские части Северо-Кавказского военного округа при выполнении задач по поддержанию мира в зонах вооруженных конфликтов. И в особенности в ходе операции по принуждению Грузии к миру.

Особое внимание было уделено соединениям и воинским частям постоянной готовности. В связи с этим основные усилия в ходе проведения с ними мероприятий боевой учебы в прошедшем году были сосредоточены на подготовке соединений и воинских частей, переведенных на контрактный способ комплектования, обеспечении необходимого уровня их готовности и полевой выучки. Должное внимание также уделялось поддержанию укомплектованности соединений и воинских частей постоянной готовности личным составом, обеспеченности их вооружением и военной техникой.

Все запланированные в 2008 учебном году бригадные и полковые тактические учения проведены, личный состав получил практику в выполнении поставленных задач в составе частей и соединений.

В прошедшем учебном году применялись новые подходы к организации и проведению мероприятий боевой подготовки и проверки войск, увеличился масштаб проводимых мероприятий. Так, с 15 июня по 28 сентября на всей территории Приволжско-Уральского военного округа на 5 полигонах (Донгуз, Тоцкое, Чебаркуль, Сафакулево, Марковский) проводилось оперативно-стратегическое учение "Центр-2008" на фронте более 1000 км и в глубину свыше 500 км. Данное учение позволило в полном объеме решить вопросы подготовки войск и органов управления, совершенствовать навыки всех должностных лиц - от командующего группировкой войск на стратегическом направлении до солдата - в ходе подготовки и ведения боевых действий. Все этапы учения были взаимоувязаны между собой и проводились на едином оперативном фоне.

Всего на оперативно-стратегическое учение "Центр-2008" привлекалось более 40 тысяч человек, в том числе более 10 тысяч граждан, пребывающих в запасе, и более 10 тысяч единиц вооружения и военной техники. В целом планы подготовки органов военного управления и войск выполнены. В Сухопутных войсках проведено более 6 тысяч боевых стрельб подразделений.

А как сложится для Сухопутных войск 2009 год? В новом учебном году предстоит провести сложную и кропотливую работу по поддержанию необходимого уровня боевой и мобилизационной готовности соединений и воинских частей. По планам система подготовки войск позволит не только осуществить мероприятия реформирования, но и выйти на конкретные практические результаты. В последующем это позволит более точно определить основные направления в совершенствовании подготовки СВ.

В новом учебном году будет проведено около 700 ротных и батальонных тактических учений с боевой стрельбой, более 400 КШУ различного уровня.

Важно отметить и такой факт. Несмотря на то что в 2009 учебном году предстоит большой комплекс работ в связи с переходом к новому облику основного вида Вооруженных Сил Российской Федерации, боевая учеба в Сухопутных войсках будет организована без снижения масштабности и темпов подготовки войск. Помимо уже названных учений, планируется провести около 40 общевойсковых тактических учений дивизионного и бригадного масштаба. Кроме того, под руководством главнокомандующего Сухопутными войсками генерала армии Владимира Болдырева будет проведен ряд учений с военными округами. В том числе общевойсковые тактические учения с боевой стрельбой. Одно из них, как предполагается, будет носить исследовательский характер и пройдет с отдельным мотострелковым соединением Сибирского военного округа.

При постановке задач на новый учебный год генерал армии Владимир Болдырев акцентировал внимание командного состава Сухопутных войск на необходимости сосредоточить основные усилия на подготовке соединений и воинских частей постоянной готовности, добиться такого уровня их полевой выучки, который бы обеспечил выполнение боевых задач по предназначению без проведения боевого слаживания. А при разработке замыслов учений и тренировок предусмотреть создание сложной, динамичной обстановки, позволяющей обучаемым принимать адекватные решения, управлять войсками в условиях, максимально приближенных к боевым.

Как полагает главком, необходимо закрепить все положительное, что удалось достичь в 2008 учебном году по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в объединениях, соединениях и воинских частях, обобщить и распространить передовой опыт работы командиров, штабов и органов воспитательной работы, добившихся положительных результатов в укреплении правопорядка и предупреждении гибели личного состава. Сделать его достоянием всех офицеров, имеющих подчиненных. Необходимо также принять дополнительные меры по подбору, обучению и воспитанию сержантов, повышению их роли и авторитета в подразделениях, поддержанию здорового морального климата в воинских коллективах.

В прошлом году завершилось действие Федеральной целевой программы "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей на 2004-2007 годы". Что показали ее итоги?

Как отметил генерал армии Владимир Болдырев, это были четыре года большой и напряженной работы. Для Сухопутных войск, как самого многочисленного вида Вооруженных Сил России, реализация ФЦП с момента ее принятия и до настоящего времени является одним из приоритетных направлений деятельности. И не только потому, что программой было определено обеспечение перехода к профессиональной армии путем комплектования должностей солдат и сержантов военнослужащими по контракту, но и потому, что это требует постоянной, кропотливой и продолжительной работы.

Сейчас 60 соединений и воинских частей Сухопутных войск укомплектованы военнослужащими-контрактниками. В них в настоящее время проходят военную службу по контракту более 80 тысяч человек.

Результатом реализации ФЦП явилось создание качественно новых соединений и воинских частей постоянной готовности, способных выполнять боевые и специальные задачи без проведения дополнительного боевого слаживания.

Возросла интенсивность мероприятий боевой подготовки. Коренным образом меняются условия расквартирования военнослужащих-контрактников.

С этой целью строятся и реконструируются солдатские общежития.

Реализация ФЦП еще раз подтвердила, что смешанный способ комплектования (по призыву и по контракту) для нашего государства является наиболее рациональным не только на ближайшую, но и на долгосрочную перспективу, так как только он может обеспечить требуемую укомплектованность военной организации государства. Однако в связи с наблюдающейся в последнее время тенденцией ежегодного сокращения количества призывников приоритетным направлением в смешанной системе комплектования войск остается военная служба по контракту.

Это значит, что на основных должностях, определяющих боеготовность соединений и воинских частей, должны быть в основном военнослужащие-контрактники.

Четырехлетний опыт реализации ФЦП вскрыл и некоторые проблемы. Проведенные исследования показали: более половины солдат и сержантов-контрактников после истечения первого контракта не изъявляют желания его продлить. Среди причин, вызывающих это негативное явление, основными являются низкий уровень денежного довольствия, отсутствие жилья для семейных военнослужащих, нерегламентированное служебное время, регулярное привлечение к хозяйственным работам.

Вряд ли кого может устроить и то, что в соединениях и воинских частях, переведенных на контрактный способ комплектования, наблюдается низкая укомплектованность личным составом. Что уровень обученности практически не отличается от показателей соединений и частей, укомплектованных военнослужащими по призыву. Как считает генерал армии Владимир Болдырев, нельзя мириться и с большой текучестью кадров, недостаточной профессиональной подготовкой офицерского состава.

Однако следует учесть, что ожидать идеального решения всех задач, предусмотренных Федеральной целевой программой, за такой короткий промежуток времени было бы наивно. Например, Вооруженные Силы США переводились на контрактный способ комплектования в течение 12 лет.

Руководство Сухопутных войск прекрасно видит все эти проблемы. Поэтому основные усилия в работе будут сосредоточены на дальнейшем совершенствовании инфраструктуры военных городков соединений и воинских частей, переведенных на контрактный способ комплектования; материальном стимулировании военнослужащих по контракту; создании условий, при которых военнослужащие-контрактники будут заниматься только выполнением своих профессиональных обязанностей; поднятии престижа контрактной военной службы.

Одной из первостепенных станет работа по совершенствованию стиля и методов работы командиров, их заместителей по воспитательной работе с личным составом, цель которой - достижение твердого уставного порядка в подразделениях.

Комплексное решение всех этих вопросов сегодня является приоритетным не только для командования Сухопутных войск, но и для органов государственной власти, Министерства обороны РФ.

К НОВОЙ СИСТЕМЕ КОМПЛЕКТОВАНИЯ

Действовавшая в 2004-2008 годах ФЦП завершена. Что дальше? Разработана ли новая программа по переводу сержантского состава на контрактный способ комплектования? Будут ли коренные отличия этой программы от предыдущей?

Подготовка такой ФЦП сейчас находится в завершающей стадии. Называется новая Федеральная целевая программа так: "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту, переход к комплектованию должностей сержантов (старшин), а также плавсостава Военно-морского флота военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в 2009-2012 годах". Проведение соответствующих подготовительных мероприятий планируется завершить в 2008 году, а в период реализации ФЦП - перейти к новой системе комплектования соединений и частей сержантским составом. В этой связи с 2008 года уже прекращена подготовка младших командиров из числа призывников.

Отличие новой программы от предыдущей в том, что кандидаты в сержанты будут подбираться из числа солдат, прослуживших не менее одного года, изъявивших желание стать младшими командирами, обладающих лидерскими качествами и рекомендованных своими командирами. После предварительного заключения контракта они пройдут курс обучения по специально разработанным программам в окружных учебных центрах под руководством тщательно подобранных, опытных преподавателей и инструкторов без допущения какого-либо отрыва от учебного процесса. По окончании обучения они возвратятся в свою часть и будут назначены на должности командиров отделений, расчетов, экипажей.

Для дополнительного стимулирования профессиональной подготовки сержантов-контрактников предполагается ввести новую систему сержантской классности, для чего разрабатываются нормативные требования для ее получения, соответствующая атрибутика, определяются размеры и механизм выплаты денежного вознаграждения, а также порядок подтверждения и лишения (снижения) классности.

Важное внимание в программе уделяется созданию нормальных условий жизни и быта сержантского состава, обеспечению их жильем. Все это предусматривается организовать на таком уровне, чтобы сержанты не отвлекались от выполнения своих прямых служебных обязанностей, а в свободное время могли заниматься повышением профессионального, интеллектуального и культурного уровня. Тогда они будут стремиться подолгу служить в армии, станут настоящими профессионалами, прекрасно знающими высокотехнологичное вооружение, военную технику, умеющими грамотно обучать и воспитывать подчиненных и управлять подразделениями (экипажами, расчетами) в бою.

Успешное формирование нового сержантского корпуса позволит в какой-то степени освободить офицеров от рутинной работы и сосредоточить усилия на подготовке и качественном проведении наиболее сложных и важных занятий по боевой подготовке, даст им возможность больше внимания уделять самообразованию.

Вооруженные Силы отказываются и от призыва так называемых "двухгодичников" - офицеров, призываемых на два года. Не возникнет ли в связи с этим дефицит младшего офицерского состава? Справятся ли с кадровыми потребностями войск вузы Министерства обороны РФ и военные учебные центры?

Сейчас подготовка офицерских кадров младшего командного звена для соединений и частей Сухопутных войск осуществляется в трех военных академиях, семи высших военных училищах, на трех курсах по подготовке младших офицеров, 17 военных кафедрах и в 6 учебных военных центрах при гражданских высших учебных заведениях.

Но в настоящее время в Министерстве обороны Российской Федерации проводится работа по значительному сокращению (замене гражданским персоналом) количества офицерских должностей, в том числе и первичных. Что вызвало необходимость проведения целого комплекса мероприятий по реформированию сети военно-учебных заведений и сокращению их емкости.

В связи с новыми требованиями к уровню высшего образования в Главном командовании СВ организована разработка новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО), реализующих программы подготовки специалистов (полной военно-специальной подготовки) со сроками обучения: 4 года - в военных командных училищах и 5 лет - в военных училищах родов войск и специальных войск.

Как считает главком Сухопутных войск генерал армии Владимир Болдырев, в условиях сокращения ВС РФ отказ от призыва на военную службу офицеров запаса, так называемых "двухгодичников", ни в коей мере не скажется на проценте укомплектованности Сухопутных войск офицерским составом. А в случае возникновения некомплекта офицеров на первичных должностях его можно будет компенсировать за счет призыва на военную службу офицеров, подготовленных на военных кафедрах.

Все это говорит о том, что в армии и на флоте сегодня происходят серьезные структурные преобразования, которые в конечном итоге должны привести к новому облику Вооруженных Сил России. Наши армия и флот должны стать мобильными, компактными, высокобоеготовыми. Не будут забыты и уроки боевых действий в Южной Осетии.

Читайте также: