Саунд дизайнер что это за профессия

Опубликовано: 29.06.2024

Что такое саунд-дизайн

Мир вокруг нас динамично меняется и развивается. Увидеть это можно по регулярно появляющимся новым профессиям, особенно в digital-сфере. Они отделяются от более общих направлений деятельности или рождаются на стыке двух специальностей и постепенно приобретают свои особенности.

Сегодня мы поговорим о молодой перспективной профессии, разберемся, что такое саунд-дизайн, кому и для чего он нужен, чем занимается саунд-дизайнер и как им стать.


Определение и теория создания уникальных звуков

Саунд-дизайн (звуковой дизайн, sound design) – это работа со звуковыми шумами, эффектами и мелодиями, их создание, определение и управление.

Как можно создать уникальный звук:

  1. При помощи обычных бытовых приборов, предметов, действий: хлопок в ладоши, шум пылесоса, звук льющейся воды, звук шагов и пр. Саунд-дизайнеры собирают подобные шумы в свою библиотеку, как графический дизайнер референсы и клип-арты.
  2. Очистить имеющееся аудио от посторонних звуков или расслоить его, извлечь отдельные звуковые эффекты.
  3. Создать при помощи музыкальных инструментов и компьютерных программ.
  4. Соединить несколько аудиодорожек в одну новую.
  5. Провести ряд действий, выстроить цепочку обработки звука.
  6. Обработать голос при помощи компьютерных программ.

Чем занимается профессиональный саунд-дизайнер

Sound-дизайнер создает новые или адаптирует готовые звуки, музыку и шумовые эффекты для использования их в видео разного формата и назначения.

Приведу пример для ясности. Режиссер хочет, чтобы скрип досок под сапогами главного злодея в фильме заставил зрителей напрячься и почувствовать неладное. Или озвучить взмах крыла бабочки так, чтобы звук был на грани слышимости, максимально легкий и воздушный. Задача специалиста по звуку – воплотить эти запросы в жизнь.

Таким образом, главная цель саунд-дизайнера – это при помощи звуков, наложенных на видеоряд, создавать определенную атмосферу, настроение, эмоции у зрителей. Звуковые эффекты должны полностью соответствовать картинке на экране в видеоиграх, приложениях, кинематографе и мультимедиа. К этому стремятся профессионалы.

Какие навыки и личные качества нужны в работе

Саунд-дизайн объединяет в себе творчество и знание физики звука и требует от специалиста высокого уровня умения работать с техникой и владения программным обеспечением. Очень пригодится в работе хороший слух и опыт музыкальной школы, где оттачивается способность слушать и слышать.

Основные навыки и знания, необходимые саунд-дизайнеру:

  1. Умение общаться с людьми и четко понимать задачу, улавливать концепцию проекта или музыкального произведения.
  2. Творческий подход, умение создавать что-то новое.
  3. Генерирование шумовых и звуковых эффектов.
  4. Создание звукозаписи в хорошем качестве.
  5. Владение техникой, понимание технических параметров звука и умение их соблюдать.
  6. Владение плагинами и программами, такими как Ableton Live, REAPER, Audiokinetic Wwise, Sound Forge, Pro Tools, AudioThing, Adobe Audition, Soundtoys, Sugar Bytes, EchoBoy, Looperator и Adobe Premiere Pro.
  7. Умение очистить аудио от посторонних шумов.
  8. Работа с голосом, владение инструментами для его записи, обработки и моделирования.
  9. Создание определенного настроения, атмосферы при помощи звуков.
  10. Озвучивание движущихся объектов, создание ощущения динамики.
  11. Знание современных жанров и тенденций в музыке.

Личные качества дизайнера по звуку:

  • любовь к своему делу, ведь в такой творческой профессии без этого далеко не уедешь;
  • умение генерировать идеи;
  • готовность к правкам и критике;
  • нестандартное мышление, склонность к поиску новых решений;
  • высокий уровень коммуникабельности, т. к. работать часто приходится в связке с другими специалистами: режиссерами, фильммейкерами, продюсерами, звукооператорами, музыкантами и т. д.;
  • способность и желание учиться и осваивать современные технологии;
  • самодисциплина, умение работать в рамках выделенного на проект времени.

Плюсы и минусы профессии

Если вы любите работать со звуком и тонко чувствуете его, умеете создавать настроение в видео и можете четко настроить аудио под видеоряд, то, скорее всего, работа саунд-дизайнером вам подойдет.

  • большое пространство для творчества;
  • работа над разными интересными проектами;
  • неограниченные доходы, особенно сейчас, в условиях низкой конкуренции;
  • актуальность – эта молодая специальность активно развивается и, следовательно, вы будете востребованы на рынке услуг;
  • зачастую свободный график работы.

Но есть и ложка дегтя в этой мечте. На данный момент довольно сложно искать заказы и, значит, первое время о стабильном заработке можно забыть. На мой взгляд, это основной минус, но со временем он станет плюсом, потому что тот, кто начнет работать в сфере саунд-дизайна сегодня будет на несколько шагов впереди тех, кто захочет освоить профессию через 2–3 года.

Где можно обучиться саунд-дизайну

На данный момент полноценное высшее образование по специальности “Саунд-дизайн” есть только в НИУ ВШЭ, причем учиться можно дистанционно и через 4 года получить диплом бакалавра.

Также есть факультеты и учебные дисциплины для звукорежиссеров и монтажеров в некоторых вузах, например:

  • Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения;
  • Гуманитарном институте телевидения и радиовещания;
  • Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. А. Герасимова;
  • Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова.

Но одного только высшего образования будет недостаточно, т. к. техническая и научная база довольно быстро устаревают. Поэтому желательно пройти актуальные курсы саунд-дизайна, постоянно находить и читать дополнительную литературу и книги по дизайну звука, обмениваться опытом с другими специалистами, следить за трендами и как можно быстрее начать свою практику.

Где искать работу после обучения

Саунд-дизайн только недавно выделился в новое направление. Раньше эти функции чаще всего выполнял звукорежиссер. Сейчас же аудитория становится все более искушенной и работа со звуком требует особой тщательности, внимания и творчества.

Саунд-дизайнеры принимают участие в звуковом оформлении:

  • кинофильмов,
  • видеоигр,
  • мультфильмов,
  • рекламных видеороликов,
  • айдентики брендов,
  • приложений и компьютерных программ,
  • моушн-графики,
  • телешоу,
  • подкастов,
  • музыкальных произведений.

Простор для творчества достаточно велик, однако, вакансий на обычных площадках, таких как HeadHunter, на данный момент немного.

Как же стать профессиональным sound-дизайнером и с чего начать свой путь в карьере?

Специалисты, которые уже достигли результатов в этой области, рекомендуют создавать портфолио, постоянно искать новые творческие решения и показывать свои работы тем, с кем вы хотели бы начать сотрудничество, а также участвовать в различных конференциях, онлайн и офлайн-встречах саунд-дизайнеров. Как раз там можно и найти не только единомышленников, но и первые заказы.

Сейчас начинают появляться первые агентства, которые занимаются исключительно работой со звуком. Можно искать работу у них.

Что касается зарплаты и стоимости отдельных аудио, то тут тоже пока нет каких-то конкретных цифр. По данным The Village, зарплата саунд-дизайнера может варьироваться от 50 до 150 тыс. руб., а цену за авторские звуки и шумы вы и вовсе можете назначать на свое усмотрение.

Начните с комфортной для вас цифры, учитывайте свой опыт и обязательно найдете первые заказы.

Заключение

Мы с вами разобрались со саунд-дизайном: что это, где он применяется и как можно начать работать в этом направлении.

На сегодняшний день особенность рынка услуг в том, что и саунд-дизайнеру непросто найти заказчика, и заказчику сложно найти того, кто поможет реализовать его задумки, потому что специалистов очень мало. Ловите момент, ведь через несколько лет, скорее всего, эта профессия станет еще более актуальной, а конкуренция среди специалистов возрастет.

Суть работы специалиста подобного профиля заключается в проведении различного рода манипуляций с заранее записанными аудио или комбинация их с целью создания характерного звукового эффекта или музыки.

Саунд дизайнер (Sound designer) — это специалист, который способен определять, управлять и создавать аудио-элементы. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Данные навыки активно используются в различных видах искусства (театр, кино и т.д.), а также при создании коммерческих проектов (индустрия рекламы, производство компьютерных игр и прочее). Это профессия является частью звукорежиссерской работы.

Задача, которую преследует саунд дизайн заключается в формировании конкретного настроения и атмосферы.

Особенности профессии

Как и любая специальность, саунд дизайн имеет ряд характерных особенностей и ключевых характеристик, которые необходимо учитывать при выборе данной профессии. К их числу относятся следующие.

  • Саунд дизайн связан с творчеством художественного характера, а также созданием тех объектов, которые относятся к категории нематериальных.
  • Выполнение непосредственных обязанностей требует учета общей концепции площадки или проекта, а также пожеланий к создаваемым звукам и музыке.
  • Применяемые в индустрии технологии и подходы постоянно модернизируются и развиваются, что требует регулярного обучения.
  • Работа требует особого набора навыков, а также хорошей подкованности в области современных технологий.
  • В последнее время саунд-дизайнер выделен в самостоятельную профессиональную единицу. Она находится на пересечении таких профессий, как звукорежиссер, звукооператор, и монтажер звука.
  • Основной задачей специалиста подобного уровня является поиск адекватных решений для оформления визуального ряда посредством соответствующего звукового сопровождения.
  • Дизайнер звука должен соблюдать не только общую концепцию проекта, но и особые технологические требования для дальнейшего использования продукта (формат, длительность, параметры аудио-файлов и прочие).

На основе специфика данной профессии складываются определенные ее преимущества и недостатки.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы:

  1. Быстрое развитие рынка и значительная востребованность в перспективе.
  2. Творческая профессия, позволяющая раскрыть внутренний потенциал.
  3. Относится к категории высокооплачиваемых специальностей.
  4. Как правило, не связана с соблюдением графика рабочего времени. Основная задача - уложится в оговоренный срок сдачи продукта.

Минусы:

  1. Узкая специальность, которой сложно найти применение в широком кругу.
  2. Отсутствие четких объективных критериев в оценке качества продукта звукового дизайна.
  3. Требует от специалиста большого количества природных данных и навыков.
  4. Почти свободный график делает обязательными такие качества как самодисциплина и сила характера.

Важные качества

Будущему специалисту, который планирует развиваться в данной области в обязательном порядке требуется набор следующих обязательных качеств:

  • Развитый слух;
  • Музыкальный вкус;
  • Умение разбираться в музыкальных жанрах и направлениях;
  • Знания в области физики звука, особенностях его распространения;
  • Умение разбираться в психоакустических особенностях, а также того, как воспринимаются различные аудио-колебания человеческим ухом;
  • Навыки работы с большим число современных аудиоредакторов и звукозаписывающей аппаратурой;
  • Нестандартное мышление;
  • Усидчивость.

Обучение на Саунд дизайнера

На данный момент, многие специалисты данной области признают, что система образования в этой сфере значительно устарела. Однако, есть ряд ВУЗов и коммерческих школ, которые готовят профильных специалистов по дизайну звука.

В Санкт-Петербурге данная дисциплина появилась впервые в 2003 году в Гуманитарном университете Профсоюзов. Она преподавалась в рамках специальности “Режиссура”. ввел такую дисциплину профессор Н.И Дворко. В том же 2003 году он выпустил несколько методических пособий по преподаванию дисциплины “Звуковой дизайн”.

В ВУЗах Москвы преподавание этой специальности началось с 2008 года. Эту дисциплину преподают в следующих столичных университетах.

  1. Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. Литовчина М.А. Предмет “Звуковой дизайн” входит в состав дисциплины “Звукорежиссура аудиовизуальных искусств”.
  2. Всероссийский государственный университет кинематографии имени Герасимова С.А. Часто именуется ВГИКом.
  3. Московская школа кино. В этом образовательном учреждении выделен отдельный факультет “Звукового дизайна и звукорежиссуры”.

Современные реалии таковы, что образования в ВУЗе по делу такого рода недостаточно. Из-за устаревшего подхода и технологий, высшие учебные заведения выпускают специалистов с существенными пробелами в важных областях. Поэтому помимо профильного образования в институте или университете профессионалы данной области рекомендуют окончить специализированные профильные курсы и заниматься самоподготовкой.

Также полезным окажется прохождение практики в постпродакшн-студии в качестве стажера. Здесь можно получить опыт, а также профессиональную оценку специалистов и советы в отношении тех областей, которые необходимо подтянуть.

Кроме того, научиться профессии, помимо перечисленных образовательных учреждений можно и в таких, как:

саунд-дизайнер за работой

В мире насчитывается немало профессий, соединяющих технику и творчество. К примеру, саунд-дизайн – создание различных шумовых эффектов для фильмов, игр или телевидения.

Грамотно подобранное звуковое оформление необходимо для лучшего погружения в сюжет. При просмотре фильма зритель должен верить происходящему на экране, а для этого необходимы не только хорошая игра, но и ответственный подход к проработке деталей. Звуковые эффекты на заднем плане в сочетании с хорошим саундтреком как раз и должны создавать нужную картину. И отвечает за подбор звуков специальный человек – саунд-дизайнер.

Особенности профессии саунд-дизайнер

Саунд-дизайнер (или дизайнер звука) – это специалист в области звучания аудиовизуальных продуктов. В своей работе этот специалист активно использует различные технологии – специальную аппаратуру и программное обеспечение.

Чаще всего под дизайнерами звука понимают звукорежиссеров, звукооператоров и композиторов, хотя отличия всё-таки есть и довольно существенные. Первые два специалиста отвечают за техническую сторону записи звука, композитор сочиняет саундтрек, а вот саунд-дизайнер ищет нестандартные звуки, которые бы работали на атмосферу.

Звуковой дизайн крайне востребованное направление на творческом рынке. Специалисты по шумовому оформлению прекрасно находят себя во многих отраслях:

По работе саунд-дизайнер активно контактирует со всей съемочной бригадой, а не только со звукорежиссерами. Ему нужно как минимум знать, что происходит в кадре, характеры персонажей, понять замысел режиссера. В противном случае целостного эффекта достичь невозможно.

Пример качественного звукового дизайна: образ Дарта Вейдера из саги «Звездные войны». Характерное дыхание персонажа было записано при помощи акваланга и сразу добавило ему зловещести.

При этом настоящий профессионал в области звукового дизайна регулярно изучает новые программы и технологии работы, он всегда ищет новые и нестандартные звуки.

Обязанности саунд-дизайнера

Работа дизайнера звуков мало кому известна, но степень ее ответственности переоценить достаточно сложно. Обязанностей у специалиста много и все они крайне важны:

разработка и создание необходимого звукового материала;

внедрение созданного проекта в аудиовизуальный ряд;

взаимодействие с другими участниками проекта, обсуждение работы, предпоказы промежуточных результатов;

работа над совершенствованием звучания материала.

У хорошего саунд-дизайнера должны быть не только творческие способности, но и обширные естественнонаучные познания:

физика, в частности звуковые волны и колебания;

психоакустическое воздействие на человека;

принцип устройства и работы звукозаписывающих приборов;

различные компьютерные программы для работы с аудио.

Требования к дизайнерам звука

Обычно к данному специалисту предъявляются следующие требования:

музыкальное образование или общая эрудиция в данном вопросе;

высокий уровень познания и использования различных аудиоредакторов.

Место работы саунд-дизайнера

Как уже упоминалось ранее, звуковой дизайн на сегодняшний день – востребованное направление деятельности. Услуги данный специалистов необходимы в следующих областях:

студии мультипликации и киностудии;

театры и концертные залы;

компании по созданию компьютерных игр;

креативные и рекламные агентства.

В большинстве своем саунд-дизайнер имеет возможность работать в спокойном графике. Однако на любом крупном проекте случаются форс-мажоры, всегда есть дедлайны и срочные заказы. Поэтому специалисту необходимо быть готовым к переработкам и большим проектным нагрузкам.

Где выучиться на саунд-дизайнера?

В звуковой дизайн часто идут специалисты смежных направлений, например, звукооператоры. Это связано с тем, что профессия дизайнера звуков для России достаточно новая. Большая часть специалистов в этой сфере либо самоучки, либо прошли специальные курсы.

При этом долгое время саунд-дизайн существовал не как самостоятельное образовательное направление, а в качестве дополнительного факультатива на некоторых специальностях. Например, звукорежиссура и режиссура.

Из-за этого многие желающие освоить данную специальность выбирали образование в иностранных учебных заведениях, где представлено необходимое направление.

Личностные качества профессии саунд-дизайнер

Для работы в этой отрасли необходимо обладать следующими качествами:

Сколько может зарабатывать саунд-дизайнер

В связи с высокой востребованностью профессию дизайнера звука можно считать весьма высокооплачиваемой.

Так, начинающий саунд-дизайнер имеет заработную плату в районе 30 000 рублей. Если же говорить о настоящих профи своего дела, то их оклады в среднем составляют 150 000 рублей.

Кто такой саунд-дизайнер и чем он занимается

Звуковой дизайн (Sound Design) — это процесс разработки, управления или/и определения звукошумовых эффектов. Используется в кинопроизводстве, на телевидении, в театре, при звукозаписи и при разработке онлайн-игр. Оформление звуками включает в себя совокупность действий из ранее составленного или записанного аудио, то есть работы с этими файлами. В том числе включает в себя комбинирование или манипуляцию с аудио, для создания нужного эффекта. Из статьи вы узнаете кто занимается звуковым оформлением.

А здесь вы найдете предложения по обучению профессиональному инструменту sound-дизайнера: 9 лучших онлайн-курсов по Ableton Live

Кто такой sound-дизайнер и чем занимается

Чем занимается sound дизайнер: инструменты и программы для работы

Дизайнер по звуку — это специалист, который разрабатывает и отбирает звукошумовой материал, а также размещает звук в структуре аудио- или видеопроекта. В своей работе занимается следующим:

  • режиссирует с помощью звука разные проекты (кино, игры, рекламные ролики и т.д.);
  • собирает финальный микс из аудиофайлов;
  • взаимодействует на речевом озвучивании совместно с режиссёром постановщиком;
  • работает в программах аудиоредакторах, таких как Reaper, Pro-Tools, Cubase, Ableton Live, Sound Forge и Audition;
  • при необходимости проводит студийную аудиозапись;
  • создаёт звуковой дизайн для анимации и видеороликов;
  • разрабатывает звуковой дизайн разных персонажей;
  • использует в своей работе колористику, психоакустику и ассоциативное мышление;
  • работает с разными акустическими источниками;
  • записывает и обрабатывает голосовую озвучку.

Помимо этого, звуковой дизайнер занимается музыкальным оформлением вечеринок, разных событий и интерактивных инсталляций.

Что должен знать и уметь

В каких программа работает sound-disigner

Интерфейс аудиоредактора Cubase

Дизайнер звука обладает следующими профессиональными навыками:

  • отлично разбирается и умеет работать в необходимых аудиоредакторах;
  • имеет чёткое понимание принципов реализации и оформления звука;
  • знает современные музыкальные жанры и тренды;
  • умеет создавать музыку с современным популярным звучанием;
  • способен работать в команде с актёрами озвучки, звукорежиссёрами и другими участниками команды;

Плюс ко всему хороший саунд-дизайнер, знает как работать с брендами. К примеру, создаёт звуковое сопровождение для клиента и мелодия ассоциируется с компанией, привлекая новых покупателей.

Личные качества

Личные качества sound-дизайнера

Дизайнер звука обладает следующими личностными характеристиками:

  • хороший музыкальный слух и вкус;
  • креативное мышление;
  • усидчивость;
  • внимательность;
  • коммуникабельность;
  • неконфликтность;
  • умение хорошо относится к критике.

Плюсы и минусы

Плюсы и минусы профессии sound-designer

Профессия саунд-дизайнера имеет положительные и негативные стороны.

  • Востребованность;
  • Творческая профессия;
  • Возможность работать из дома;
  • Высокая оплата труда.
  • Сложно найти работу без опыта;
  • Нужно знать разные аудиоредакторы и хорошо в них работать;
  • Постоянный самоконтроль и самодисциплина на фрилансе.

Зарплата по Москве и по России

Заработок саунд дизайнера или звукопродюсера можно посмотреть на скриншоте с сайта trud.com. Данные за 2019 год по средней зарплате Москвы.

Зарплата саунд дизайнера в Москве в 2019 году

Динамика изменения зарплаты sound-designer в Москве

По областям ситуация следующая:

Рейтинг зарплат саунд-дизайнера по областям

Согласно сайту hh.ru заработок саунд дизайнера начинается от 45 тыс. руб. и от такого специалиста требуется обладать следующими знаниями и умениями:

  • создавать звукового оформления игр, видео (звуковой ландшафт, атмосфера, интерактивные элементы).
  • настраивать звуки в соответствующих редакторах;
  • создавать звуковые эффекты и озвучивать видеоролики;
  • иметь базовые знания теории звукозаписи и принципов обработки звука;
  • желание осваивать новые технологии в сфере музыки;
  • иметь чувство вкуса и общую эрудированность.

На максимальную зарплату, уровень которой начинается от 150 тыс. руб. может претендовать специалист с опытом более 3 лет, наличием обширного портфолио, знанием английского, а также умением координировать работу коллег при необходимости.

Как стать саунд-дизайнером

Где учиться на саунд-дизайнера курсы онлайн

Robert Dudzic – саунд-дизайнер, его работы используются в сериале Stranger Things, фильмах Mad Max, Bohemian Rhapsody и многих других

Самостоятельно освоить профессию возможно. Стоит прочитать большое количество учебников, самому разбираться во всех программах по работе со звуком, настраивать их. Но даже при отличной самомотивации и организации своего учебного процесса получить практические навыки в достаточной мере не получится. Для первого заработка нужно долго искать работодателя, который согласится взять неопытного сотрудника, без портфолио. Существует один очень лёгкий способ освоить профессию.

  • Освоение профессии за несколько недель — можно проходить в удобное время и скорость прохождения выбирать самостоятельно.
  • Чётко структурированная информация — вместо самостоятельного поиска материала вы изучаете отобранную специалистами информацию в удобном формате.
  • Наработанное портфолио — то, что так часто просят работодатели. Домашние задания помогут с практикой, а работы можно будет предъявить заказчику в качестве портфолио.
  • Удобно учиться — формат обучения позволяет получать информацию где угодно, когда угодно и на любом удобном гаджете. Подойдёт даже смартфон.

Готовы к обучению? Тогда ловите первое задание. Просто посмотрите это рекламный видеоролик для компании Bpay для вдохновения. Постарайтесь вслушаться в звуки, музыку. Напишите, какие вы испытали эмоции при просмотре и прослушивании? Хотели бы узнать как можно сделать также или лучше? Ответы пишите в комментариях.


Режиссура звука — это тонкая работа по управлению эмоциями зрителя через правильные звуковые образы. Каждый раз, когда вы слышите на экране монстра, пролетающий космический корабль, или человека, пробирающегося через заросли джунглей — это работа профессионалов, искусственно создающих звуки под изображение.

Мир саунд-дизайна многократно увеличился за последние 10 лет и стал одним из самых перспективных направлений

Благодаря развитию моушн-дизайна, компьютерной графики и интерактивных медиа, таких как компьютерные игры, появилось большое количество новых рабочих мест .

Сейчас словосочетание «саунд-дизайн» не вызывает удивления. Когда в 2008 году, в кризисное время, я открывал студию звукового дизайна SoundDesigner.Pro, это был определенный риск. Даже поисковые системы не знали об этом направлении и выдавали «сауна-дизайн». Пришлось проводить лекции и рассказывать о том, как звук влияет на восприятие визуальной информации.

На тот момент направление звукового дизайна было незнакомо аудитории, многие думали, что это и есть звукорежиссура. Классический образ — пузатый дядька крутит какие-то ручки на пульте и попивает пиво. Именно это и расстраивало.

Возникла сумасшедшая смелая идея о создании индустрии в России , как бы громко это ни звучало. Многие коллеги в тот момент отвернулись от меня со словами: «Зачем? Работы и так мало. Это очень узкая ниша». Но я видел большие перспективы развития: набирали популярность небольшие ролики, youtube-видео и компьютерные игры. Мобильные гаджеты проникали в наш мир все больше и больше, а они ведь должны быть озвучены.


Однажды я создавал звучание первого в мире телефона с двумя экранами для Yota. Это была уникальная задача, sound design мобильного телефона — это мир противоречий. Например, что такое звук будильника? Это сигнал, который должен вводить в состояние микростресса, раздражать, иначе вы не проснетесь. Однако если же он будет неприятным, вы просто выключите этот будильник и больше не включите. Если пользователь меняет мелодию, пытается заменить назойливый эффект — работа саунд-дизайнера выполнена некачественно. Я решил, что необходимо обучать как можно больше специалистов в этой сфере, чтобы звуки радовали людей. Обучение — это огромные эмоциональные затраты. Однако сколько бы ты ни отдавал, получаешь гораздо больше .

В 2013 году я выбрал Московскую школу кино как площадку для появления первого в России факультета по направлению «Саунд-дизайн». Сначала отказали, так как это направление не показалось существенным для школы. Но через год мы начали сотрудничать. Через два года после этого наши дороги разошлись, я видел большие перспективы развития, нежели один факультет.

В 2015 году я сделал Sound Sunday — День звука в России. В киноцентре «Октябрь» летним жарким днем нас посетили более полутора тысяч человек. Оказалось, что люди интересуются всем, что связано с синтезаторами, музыкой в кино, образованием. Тогда же было объявлено об открытии Института звукового дизайна. Сначала мы запустили 2 направления: звуковой дизайн в кино и музыкальную звукорежиссуру. Через два года количество программ увеличилось вдвое.

Учитывая стремительные изменения рынка, появление интереса к новым формам медиа — компьютерным играм и графике — требуется постоянно обновлять и улучшать программы. Виртуальные миры, 360-видео и интерактивные инсталляции со звуком выглядят гораздо лучше.

Интерактивный sound design

Можно разделить звуковой дизайн на несколько современных направлений. Первое — это интерактивный звуковой дизайн . К нему относится создание звуков для компьютерных игр, мобильных приложений, инсталляций современного искусства. Саунд-дизайнер должен понимать, как будет воспринят тот или иной звук, поэтому изучение психологии восприятия, коммуникаций, драматургии является необходимой частью обучения . В Институте есть несколько курсов, которые нехарактерны для рынка, за что мы часто получаем упреки коллег. Аудиопрограммирование, операторское мастерство, PR и коммуникации — важная часть работы над проектом. Как минимум, работая в команде, необходимо понимать, что делает другой человек и, несомненно, найти с ним общий язык.

Возьмем самый простой пример. У вас в мобильном телефоне несколько приложений для общения. Скажем, пусть это будут Вконтакте, WhatsApp, Telegram. Каждый раз, когда приходит сообщение, вы понимаете, какое приложение открыть. Звук упрощает коммуникацию с устройством.

Если говорить об окружающем пространстве, звук помогает и тут: вы знаете, что замок открыт, автомобиль завел двигатель без ошибок или что чайник вскипятился. На уровне ощущений вы сразу же понимаете, что дверь открылась.

Звуковой дизайн выходит за пределы компьютерных игр и кино, он становится частью нашего быта

Я выступаю за концептуальный саунд-дизайн. Возьмем, например, проект для «СИЛЫ света» — презентацию Porsche Macan. Вводных со стороны агентства было немного, пришлось самому полюбопытствовать, «а что же такое Macan»?

Оказалось, это одно из пяти балинезийских божеств — тигр. Это точка входа в концепцию проекта. Сразу задаешь себе вопрос: «Как звучит это божество? Как это будет звучать в автомобиле? Какие музыкальные инструменты у этих народов?». Здесь хорошо срабатывает концепция «А что, если…?» . Она подталкивает к изучению, исследованию, и, как следствие, созданию необычных и интересных звуков. «Что если совместить голос тигра и двигатель автомобиля» выросло в концепцию по гранулярному синтезу во время шоу. А национальный музыкальный инструмент гамелан по праву занял место в музыкальной партитуре. Саунд-дизайнер должен записать двигатель автомобиля, найти в библиотеке нужный голос тигра, купить библиотеку сэмплированного гамелана, с помощью синтеза скрестить все эти звуки воедино. В итоге, зрителю передаются уникальные ощущения, и у звука рождается история, подчеркивающая происходящее на экране или сцене .

Sound design в музыке

Sound design в музыке — это наиболее понятное музыкантам направление, так как его все активней используют для создания нового звучания в электронной музыке. В последнее время музыка переходит от классического мелодического звучания к тембральному . Например, мелодию «Звездных войн» или «Гарри Поттера» несложно написать. Но попробуйте напеть музыку из «Dunkirk» или «Темного рыцаря» — это почти невозможно, потому что это работа с синтезом и интересными тембральными фактурами. Создание новых тембров — это и есть работа саунд-дизайнера.


Sound design в музыке находится на пересечении между инженерией и композицией . Сейчас характерное звучание поп-исполнителя — это не только тембр голоса, но и его обработка. Современный композитор должен разбираться и в синтезе, и в звукорежиссуре.

Классический пример — если наложить 4 разных звука, сыгранных на одной ноте вместе, и найти баланс между ними, то мы создаем новый звук. Это и есть синтез, только в данном случае, на основе микширования. Новый, интересный, узнаваемый и захватывающий звук становится ключом к музыкальному произведению.

Музыкальный синтез помогает раскрывать историю по-новому, потому что визуальные формы требуют нового решения. Например, мы видим на экране фантастический мир роботов. Если мы просто возьмем музыку Джона Уильямса или Прокофьева, наверное, это будет работать немножко странно. Но стоит найти новые тембры, и даже музыка Бетховена начинает открываться совершенно по-другому.

Sound design в кино

Сейчас подрастают молодые, талантливые режиссеры. Российские студии уже более 10 лет работают над международными проектами, включая Голливуд. Отечественные сериалы начинают осваивать платформы Netflix, а о «Маше и Медведе» знают теперь по всему миру. Выходя на мировой рынок с гигантской аудиторией, мы должны также быть более ответственны к звуку. И — это ведь не только фантастика и «бластеры».

Дизайн звука можно найти и в сложных жанрах, таких как драма и комедии . Как будет звучать пространство? Как будут звучать капли дождя? Какие эмоции они вызывают? Синтез фактуры или классическая запись шумов? А может быть капли дождя будут записаны приглушенными ударами по струнам рояля?

Sound design в пространстве

Лаборатория звука в Институте — это наше отдельное направление. Мы создаем решения для крупных секторов рынка. Электротранспорт требует вовлечения саунд-дизайнера в процесс. Потому что бесшумная Tesla на дорогах будет опасна для пешеходов. Мы проводим исследовательскую работу, создаем гайдлайны и продуктовые решения: как может звучать тот или иной тип транспорта, общественное пространство или виртуальный мир .

Создавать звуковой дизайн безумно интересно. Вот вы берете в руки лист бумаги, надрываете его и можете попробовать переосмыслить звук: ведь почти так же звучит короткое замыкание в электрической цепи.

Саунд-дизайнер берет звуки из повседневной жизни и переосмысливает их

Вы смотрите кино, ставите музыкальный трек или просите Яндекс.Станцию запустить «какую-нибудь расслабляющую атмосферу», управляете автомобилем или играете в компьютерную игру. Все, что вы слышите — работа саунд-дизайнеров. Обычно человек не задумывается, как это все создается. Он принимает решение на основе субъективных «нравится / не нравится». Наша задача — сделать так, чтобы все звуки соответствовали ожиданиям каждого человека .

Перспективы для саунд-дизайнеров

Саунд-дизайнером можно стать и не имея музыкального образования. Когда я запустил Институт, предполагал, что к нам придут молодые звукорежиссеры. Оказалось, что я был не прав: саунд-дизайнерами хотели стать и Яндекса, инженеры из Boeing, юристы, графические дизайнеры. Оказалось, что совершенно не важен их бэкграунд , если они любят мир звука и хотят создавать и учиться. Многие из выпускников радикально меняли профессию и уходили в мир саунд-дизайна .

За год можно получить необходимые навыки для того, чтобы профессионально работать и продолжать развиваться в этой сфере. На занятиях мы развиваем музыкальный слух, безусловно. Но в том числе и прокачиваем soft skills . Во-первых, саунд-дизайн — это тренировка внимания : специалисту необходимо прислушиваться к звукам окружающего мира, различать их. Во-вторых, мы учим собственному позиционированию, чтобы саунд-дизайнеры смогли себя продвигать на рынке, находить клиентов не только в России, но и за рубежом.


Многие саунд-дизайнеры работают с зарубежными проектами даже чаще, чем с российскими. Ведь и язык уже не является барьером, для этого есть Google и . Саунд-дизайнер может работать в музыкальной индустрии, создавать звуки для компьютерных игр, озвучивать общественные пространства, выставки, ролики для YouTube .

Активно развивается генеративная музыка — это музыка, которая сгенерирована на основе алгоритмов. Мы скоро услышим совершенно новые интересные тембры, созданные компьютером. Звук дает возможность снять напряжение со зрения: если вы пилот самолета или космического корабля, вам нужно учитывать сотни параметров. И звук способен сообщить вам информацию быстрее, не переключая фокус внимания.

Визуальный мир уже перенасыщен, а звуковой дизайн способен расширить наше восприятие медиапространства . От качества работы саунд-дизайнеров зависит мир, в котором мы окажемся совсем скоро.

Читайте также: