Сколько должностей городничих появилось в результате губернской реформы 1775 г

Опубликовано: 15.05.2024

Крестьянская война в России подтолкнула Екатерину II к принятию в 1775 году Губернской реформы. Народный бунт показал, что власть на местах управляет неэффективно.

Учреждение губерний в Российской империи состоялось еще при Петре I. Первоначально появилось восемь губерний, а при Екатерине II их численность возросла до двадцати. Они состояли из провинций, а те, в свою очередь, из уездов. Губернии управлялись канцеляриями и воеводами, которые имели безграничную власть, что приводило к злоупотреблениям.

Губернская реформа 1775 года

Цели и средства реформы

У Губернской реформы Екатерины II было несколько целей:

  • Упорядочить сбор налогов.
  • Создать эффективную местную управленческую вертикаль.
  • Укрепить власть на местах, чтобы предотвращать и подавлять беспорядки и восстания.

Чтобы реализовать реформы, императрица сделала дворян господствующим классом. Самодержица заинтересовала их в поддержке порядка в своих владениях, из-за этого эффективность управления на местах должна была улучшиться. Также Екатерина II отобрала у казаков привилегии. Она запретила Запорожскую Сечь и ввела на ее территории государственное управление.

Екатерина II укрепила влияние дворянства на местное управление

Суть реформы

В ноябре 1775 года императрицей был подписан указ об учреждении губерний в России, после чего местное управление видоизменилось:

  • Путем упразднения провинций Екатерина решила бороться с бюрократией.
  • На территории каждой губернии проживало от трехсот до четырехсот тысяч человек. Количество губерний выросло от двадцати до полусотни. В каждом уезде проживало от двадцати до тридцати тысяч человек.
  • Всеми воинскими частями на территории губернии командовал губернатор.
  • Исполнительную губернскую власть разделили на финансовую, административную и судебную.
  • Был учрежден сословный суд.

Губерния находилась под управлением:

  • губернатора;
  • прокурора;
  • двух сотников.

Всех их назначал император. Они находились в подчинении генерал-губернатора, курирующего соседние губернии, а через него – императора.

Губернское правление публиковало и исполняло все законы, управляло и контролировало деятельность госучреждений и чиновничьего аппарата.

Губернская реформа сформировала следующую структуру управления:

  • Генерал-губернатору поручили контроль за несколькими губерниями. Он находился в непосредственном подчинении императора.
  • Губернатор управлял определенной губернией.
  • В подчинении городничего был город. Его назначал Сенат, а контролировал – губернатор.
  • В подчинении капитана-исправника был уезд и местные органы власти. Он находился в подчинении губернатора. Его на трехлетний срок избирали уездные дворяне.

Городская реформа 1775 года завершила формирование основных органов управления Российской империей:

  • Казенная палата управляла предприятиями и собирала всевозможные налоги.
  • Губернское правление обеспечивало и контролировало деятельность государственных учреждений.
  • В Приказе общественного призрения контролировали деятельность социальных учреждений – богаделен, школ, больниц и приютов.
  • Управу благочиния наделили полицейскими функциями. Она работала под руководством избираемого полицмейстера.
  • Уездное дворянское собрание сосредоточило в своих руках всю исполнительную власть в уезде.

Губернская реформа 1775 года

Наместничество

Новая реформа предоставила губернатору безграничные властные полномочия, которые могла ограничить через своих наместников (генерал-губернаторов) только императрица. Генерал-губернаторы вели контроль над государственными учреждениями. В их подчинении была губернская армия. Традиционно они контролировали от двух до трех губерний. Генерал-губернаторов мог назначить только император, в подчинении которого они находились.

Екатерина Вторая продолжила воплощать в жизнь идеи Петра I. Проводимая этими государственными деятелями политика имела много общих черт. Императрица хотела добиться максимального контроля жизни своего государства. Однако это была не единственная причина для внесения изменений, начавшихся в 1775 году. Губернская реформа Екатерины 2 имела несколько предпосылок.

Предстоящие нововведения должны были снизить недовольство территориальных властей. Некоторые их полномочия предполагалось отдать провинциям, чтобы ограничить самовластие местных чиновников. Первая административная реформа проводилась Петром I. Императрица не сомневалась, что пришло время снова пересмотреть существующую систему территориального устройства страны.

Кроме этого, в усилении нуждалась и вертикаль власти. Во многом это было связано с проводимой сословной политикой.

Историки считают, что вопрос о внутренних изменениях в первую очередь возник из-за недовольства дворян крестьянами. Народ выражал серьезную обеспокоенность эксплуатационной политикой, что в результате вылилось в восстание Пугачева. Именно крестьянская война показала — время перемен настало.

Суть реформы

Основой для изменений стал документ «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи». Его основной задачей было устранение хаоса в административной системе страны, возникшего после правления Петра I. Благодаря предстоящим изменениям у центра появлялась возможность оперативно реагировать на потенциальную опасность народных волнений.

Императрица приняла решение увеличить число губерний, объединив их затем в несколько генерал-губернаторств, являвшихся для России нововведением. Суть осуществляемой Екатерины губернской реформы 2 кратко:

  • Главным критерием нового территориального деления является количество податных душ (налогооблагаемого населения). Во время проведения реформы прежние национальные и экономические отношения, сложившиеся в существующих территориальных единицах, не учитывались.
  • Усиливается местная власть, а также контроль над населением. Аппарат управления имел четкую иерархию для всех сословий с собственным механизмом.
  • Административные и судебные обязанности делились между соответствующими учреждениями власти. Каждая территориальная структура наделялась конкретной функцией.

Таким образом, основной целью губернской реформы Екатерины 2 была унификация управления крупными административно-территориальными единицами. Предстоящие изменения предполагали нарушение сложившихся границ между регионами, и националисты с окраин государства были уверены, что власть стремится уничтожить национальное движение. Однако императрица утверждала, что реформа призвана объединить народ. Дата начала масштабных изменений в стране – 1775 год. Оценить их поможет схема:

Реформа длилась на протяжении десяти лет.

Административные преобразования

После проведения реформы самой крупной административной единицей стало генерал-губернаторство. Возглавлял его генерал-губернатор, за назначение которого отвечал сенат. Эта должность наделялась большим количеством полномочий. Управляющий генерал-губернаторством признавался наместником Екатерины Второй. Под его управление переходили все войска, расположенные на вверенной территории. Кроме этого, он руководил всеми губернаторами, управляющими административными единицами, входившими в состав генерал-губернаторств. Численность населения каждой крупной административной единицы составляла 350-400 тыс. человек.

В состав губернии входило несколько уездов. Именно это территориальное образование являлось минимальным. На территории уезда проживало примерно 20-30 тыс. человек. В центре этой единицы находился город. Так как на территории России больших населенных пунктов насчитывалось сравнительно мало, то часто статуса центра удостаивались некоторые деревни.

После проведенных императрицей изменений в России появились новые должности и организации:

  • Городничий. Управлял жизнью города. Выбирался дворянским сословием и контролировал все учреждения своего населенного пункта.
  • Капитан-исправник. Был главой уезда и избирался местными дворянами. Председательствовал в земском суде, а также в его подчинении была полиция всего уезда.
  • Казенная палата. Представляла в каждой административной единице интересы министерства финансов. Кроме участия в процессе распределения денежных средств и сбора налогов, контролировала работу главы города.
  • Приказ общественного призрения. Организации подчинялись социальные учреждения города, например, больницы и школы.

Город признавался самостоятельной административно-территориальной единицей. Все крупные населенные пункты делились на сегменты, а также более мелкую единицу — кварталы. В каждом из них порядок поддерживался благодаря квартальным надзирателям, подчинявшимся частным приставам.

Судебная власть

Императрица решила кардинально изменить и судебную систему в стране. Благодаря этому схема управления соответствующими организациями становилась более понятной. Новые учреждения были призваны решать различные вопросы на собственных территориях, а также рассматривать апелляции инстанций, стоящих в иерархии ниже.

Сенат стал высшим судебным органом. Он был разделен на два подразделения — Гражданскую и Уголовную палаты. Ступеньками ниже в новой иерархии находились Верховный и Нижний земский суд соответственно. Первое учреждение наблюдало за выполнением законов на территории губернии, а также рассматривало апелляции инстанций, расположенных ниже в иерархии. Еще одной задачей Верхнего земского суда являлось решение спорных ситуаций между представителями дворянского сословия.

Нижний земский суд выполнял аналогичные функции, но в пределах уезда. Председательствовал в этом учреждении капитан-исправник. Согласно проводимым императрицей реформам были созданы Верхняя и Нижняя расправы. Эти учреждения решали споры между крестьянами на территории губернии и уезда соответственно.

Кроме этого, было сформировано еще несколько судебных организаций:

  • Губернский магистрат. Учреждение рассматривало апелляции из городских магистратов, а также разрешало конфликты между мещанами.
  • Городской магистрат. Рассматривал споры между мещанами.
  • Совестный суд. Организация рассматривала все вопросы несущественной важности. В состав суда входило по 2 представителя от дворян, крестьян и мещан.

Каждая категория судебных организаций была призвана решать вопросы определенных сословий. Однако вышестоящие дворяне нередко вмешивались в работу всех учреждений.

Итоги и значение

Реформа длилась 10 лет. Первыми изменения во внутренней жизни ощутили на себе жители Тверской губернии. В 1872 году новый порядок дошел до Малороссии. Благодаря всем изменениям в судебной и административной части, положение в государстве улучшилось, а вертикаль власти укрепилась. В результате контроль со стороны столицы удаленных районов усилился. По сути, реформа продолжалась до конца правления императрицы. При этом созданная ею система функционировала вплоть до 1917 года.

Также стоит сказать о том, сколько губерний было при Екатерине 2. После разукрупнения их число достигло 51. Из 23 прежних территориальных единиц в результате были сформированы 48 наместничеств, а также три крупных губернии — Санкт-Петербургская, Таврическая и Московская.

Императрице удалось создать четкую систему управления губернии, которая практически не изменилась до 1917 года. Впрочем, отрицательные эффекты от реформы также были. В первую очередь речь идет о резком росте уровня коррупции на местах. Очевидцы утверждали, что власть губернаторов была хуже царской. При этом России все же удалось стать одним из самых мощных государств в Европе.

Губернская реформа, проведенная Екатериной Великой, укрепила вертикаль власти и увеличила количество губерний. Во главе территориальных единиц стояли генерал-губернаторы, которые подчинялись непосредственно Сенату и императрице.

Губернская реформа Екатерины II

C 1775 по 1785 год проводилось масштабное преобразование устройства Российской империи. Губернская реформа Екатерины II включала в себя увеличение количества губерний с одновременным образованием генерал-губернаторств, объединявших по несколько губерний. Если сравнить с современными реалиями, то генерал-губернаторство подобно федеральному округу. Проведение губернской реформы включало в себя административные и судебные преобразования.

Причины и предпосылки преобразований

Как принято в России при любом правлении, изменения были направлены на усиление вертикали власти. Но одновременно больше прав давалось местному самоуправлению на уровне городов и уездов.

Реформа проводилась после подавления Крестьянской войны под руководством Пугачева 1773-1775 гг., которая послужила одним из катализаторов преобразований.

Значение новых порядков было в том, что они должны были снизить недовольство правительством на местах, передав часть властных полномочий провинции. С другой стороны, Петербург мог быстрее реагировать в случае угрозы новых восстаний.

В чем заключалась реформа

Губернии разукрупнялись. Критерием их становилось количество податных душ. Сложившиеся исторические границы между народами, географическое разделение, экономические связи с расчет не принимались.

Несколько губерний входили в генерал-губернаторство. Генерал-губернатор назначался Сенатом. Он обладал широкими полномочиями, являясь представителем императрицы. Именно ему подчинялись войска, расположенные в зоне его ответственности.

Каждое сословие получало свою вертикаль управляющих, судебных органов. Отдельно для дворян, мещан, крестьян.

У местных органов власти четко определялись границы их полномочий.

Рис. 1. Схема преобразований

Административные изменения

Образовывалась четкая вертикаль власти. Высшим органом выступало генерал-губернаторство с генерал-губернатором во главе. Ему подчинялись губернаторы, управлявшие губерниями, которые делились на уезды.

Каждая губерния имела населения в 350-400 тысяч податных душ и разделялась на 10-12 уездов.

Уезд населяло 20-30 тысяч душ, его центром служил город. Так как городов было намного меньше, то этот статус получили ряд деревень. Многие из них и через десятки лет остались сельскими поселениями, только формально имеющими городской статус.

Последнее служило темой для шуток даже много позднее. Например, подобной деревней, формально считавшейся городом, являлся Миргород, над чем подшучивал Н. В. Гоголь в своих произведениях.

Рис. 2. Заседание уложенной комиссии в 1767 году

Для улучшения управления на провинциальном уровне появился ряд новых учреждений и должностей.

Новые должности и институты:

  • Городничий. Главное лицо в городе. Отвечал за поддержание общественного порядка, руководил за полицией, вел надзор за другими учреждениями. Избирался местными дворянами.
  • Выделение города как административной единицы. Отныне центр уезда становился самостоятельной единицей. Крупные поселения разделялись на части, которые делились на кварталы. За порядок в каждом квартале отвечали квартальные надзиратели, подчинявшиеся частным приставам.
  • Капитан-исправник. Главное лицо в уезде, выбираемое дворянством. Управлял уездной полицией и был председателем в земском суде.
  • Казенная палата. Отделение министерства финансов. Ведала сбором налогов в уезде, распределением и контролем над финансовыми средствами. Контролировала результат хозяйственных начинаний градоправителя.
  • Приказ общественного призрения. Впервые появившееся образование, которое контролировало школы, богоугодные заведения: приюты, госпитали.

Рис. 3. Визит Екатерины II в Казань

Судебная часть реформы

Самой сложной представляется судебная реформа 366 Екатерины II. Разделение судов по сословному признаку должно было уменьшить количество нарушений, но привело к созданию избыточного судебного аппарата. Но если оценивать беспристрастно, это позволило снизить количество судебных злоупотреблений.

Судебные органы делились на 3 сословные части, каждая из которых имела первый и второй уровень.

Высшей инстанцией являлся сенат. Он разбирал особо важные дела, судил государственных преступников. Сенат состоял из Уголовной и Гражданской палаты. Нижестоящие суда также разделял дела на гражданские и уголовные.

Структура сословных судов

Сословные суды делились на 2 уровня: верхний (губернский) и нижний (уездный, городской). Нижний решал тяжбы на уездном и городском уровне. Верхний рассматривал дела, неподсудные нижним, споры между жителями разных уездов, он служил апелляционной инстанцией для пересмотра решений нижних судов.

Земской суд слушал споры дворян. Нижний суд состоял из капитана-исправника и 2, а иногда 3 заседателей.

Расправа судила государственных крестьян. Магистрат разбирал споры между горожанами.

Для всех судов выбирались должностные лица из подсудного им сословия. Реально же так было только в Земском суде. В дела Расправы, Магистрата часто вмешивались представители дворянства, которое имело большой вес. На подобные случаи власти закрывали глаза.

Для урегулирования разногласий между сословиями пришлось создать дополнительный орган — Совестной суд. Состоял он из 6 человек — по паре от каждого из сословий. Разбирал он только дела, не имевшие большой важности.

Особо важные, опасные дела поступали в ведение Сената, только он мог дать им ход.

Цели и суть реформы

Реформа должна была покончить с административным хаосом, образовавшимся после правления Петра I. Новая структура власти призвана была усилить административный и полицейский контроль в провинциях. Снижалось самовластие губернаторов.

Новое областное деление должно было учитывать расширение границ государства, служить единству населения.

Рис. 4. Образование Таврической губернии

Историческое значение

Проведение преобразований растянулось до конца правления Екатерины 366 . Начались преобразования с Тверской губернии. В 1782 году было упразднено гетманство в Малороссии. Последней датой проведения реформы является 1796 год, когда была образована Виленская губерния.

Как итог, к концу жизни императрицы вместо 23 прежних губерний появились Московская и Санкт-Петербургская губернии, 48 наместничеств, а также Таврическая область. Всего 51 образование.

Был преодолен хаос, вызванный непродуманными реформами Петра I, образована четкая вертикаль власти. Созданная при Екатерине система управления губерниями просуществовала с небольшими изменениями до самого конца императорской России.

Губернская реформа 1775 года
240 лет назад, 18 ноября 1775 г., был издан манифест о новом областном делении России. Российская империя разделилась на 50 губерний. Первые 8 губерний были образованы по указу Петра I в 1708 году. Императрица Екатерина II продолжила реформу. Вместо губерний, уездов и провинций вводилось деление страны на губернии (300-400 тысяч человек) и уезды (20-30 тысяч человек), в основе лежал принцип численности податного населения.

Во главе администрации стоял наместник или генерал-губернатор, подведомственные Сенату и прокурорскому надзору, возглавляемому генерал-прокурором. Во главе уезда стоял капитан-исправник, который выбирался 1 раз в 3 года уездным дворянским собранием. Губернское деление просуществовало в России до 1920-х годов, когда губернии были заменены на области, края и округа.

Областная реформа Петра

С конца 1708 г. Пётр начал осуществлять губернскую реформу. Осуществление этой реформы было вызвано необходимостью совершенствования системы административного деления, которое во многом устарело к началу XVIII века. В XVII веке территория Московского государства делилась на уезды — округа, имевшие с городом тесные хозяйственные связи. Во главе уезда стоял воевода, присланный из Москвы. Уезды по своему размеру были чрезвычайно неравномерны — иногда очень крупные, иногда очень маленькие. В 1625 году число уездов составляло 146, помимо которых существовали волости. К XVIII веку отношения между центром и провинцией стали крайне сложными и запутанными, а управление уездами из центра — крайне громоздким. Другой важной причиной проведения областной реформы Петра I была необходимость создания новой системы финансирования и материального обеспечения вооруженных сил для успешного ведения войны.

Кроме того, необходимо было укрепить «вертикаль власти». Астраханское восстание и восстание на Дону показали слабость местной власти, её необходимо было укрепить, чтобы главы губерний могли решать подобные проблемы без масштабного вмешательства центра. Губернаторы имели всю полноту военной власти и необходимый военный контингент, чтобы подавить волнения в зародыше без привлечения войск с линии фронта. Губернаторы должны были обеспечить своевременный сбор налогов и податей, набор рекрутов, мобилизовать местное население на трудовую повинность.

Указ от 18 (29) декабря 1708 г. извещал о намерении «для всеобщей пользы учинить 8 губерний и к ним расписать города». Первоначально были созданы Московская, Ингерманландская (позднее Санкт-Петербургская), Смоленская, Киевская, Азовская, Архангелогородская и Сибирская губернии. В 1714 г. из Казанской выделили Нижегородскую и Астраханскую губернии, а в 1713 г. возникла Рижская губерния. Суть реформы была в том, чтобы между старинными уездами и центральными учреждениями в столице, котом непосредственно подчинялась уездная администрация, появилась промежуточная инстанция — губернские учреждения. Это должно было повысить управляемость территориями. Губернии возглавляли губернаторы, наделенные всей полнотой административной, судебной, финансовой и военной власти. Губернаторами царь назначил близких себе людей. В частности, Петербургской губернией управлял Меншиков, Казанскую и Азовскую губернии возглавляли братья Апраксины, Московскую — Стрешнев.

Реформа Петра была «сырой», поспешной. Так, не был определен принцип комплектования губерний. Неизвестно, чем руководствовался царь, когда приписывал тот или иной город к той или иной губернии: размерами губернии, численностью населения или экономическими, географическими факторами и т. д. Губернии были слишком большие, чтобы губернские правления могли эффективно ими управлять. Областная реформа четко не определила место губернской администрации в правительственном механизме России, то есть её отношение к центральным учреждениям и уездной администрации.

В 1719 году царем Петром была проведена ещё одна реформа административного деления. Губернии были разделены на провинции, а провинции, в свою очередь — на дистрикты. Во главе провинции стоял воевода, а во главе дистрикта — земский комиссар. Согласно этой реформе высшей областной единицей Российской империи становилась провинция, а губернии выполняли роль военных округов. В 1719 г. была учреждена Ревельская губерния. 1725 г. Азовская губерния была переименована в Воронежскую.

В 1727 году был произведён пересмотр административно-территориального деления. Дистрикты были упразднены, вместо них снова введены уезды. Границы «старых» дистриктов и «новых» уездов во многих случаях совпадали или почти совпадали. Были образованы Белгородская (выделена из Киевской) и Новгородская (выделена Петербургской) губернии.

В дальнейшем, вплоть до 1775 года, административное устройство оставалось относительно стабильным с тенденцией к разукрупнению. Так, в 1744 году были образованы две новые губернии — Выборгская и Оренбургская. Губернии образовывались в основном на новых территориях, в ряде случаев происходило выделение нескольких провинций старых губерний в новые. К октябрю 1775 года территория России делилась на 23 губернии, 62 провинции и 276 уездов.


Реформа Екатерины II

7 (18) ноября 1775 года был издан указ императрицы Екатерины II «Учреждения для управления губерний», в соответствии с которым в 1775—1785 гг. была проведена коренная реформа административно-территориального деления Российской империи. Реформа привела к разукрупнению губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти. Надо сказать, что при Екатерине губернии обычно назывались «наместничествами».

Необходимость реформы была связана с теми же причинами, что и во времена Петра. Реформа Петра была незавершенной. Необходимо было укрепить местную власть, создать четкую систему. Крестьянская война под предводительство Пугачева также показала необходимость укрепления власти на местах. Дворяне жаловались на слабость местных властей.

Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было решение налоговых и полицейских дел. Кроме того, в основу деления был положен чисто количественный критерий — численность населения. На территории губернии проживало около трехсот-четырехсот тысяч душ, на территории уезда — около двадцати-тридцати тысяч душ. Старые территориальные органы ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации находился земский исправник (капитан-исправник), избираемый уездным дворянством, и коллегиальный орган управления — нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах была учреждена должность городничего. Руководство несколькими губерниями передавалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на территории генерал-губернаторства, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайное положение, непосредственно обращаться с докладом к царю.

Таким образом, губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и разукрупнила территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью при Екатерине II были проведены и другие реформы: создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система. Из негативных моментов можно отметить отсутствие экономического значения, рост бюрократического аппарата и сильный рост расходов на него. В целом расходы на содержание бюрократического аппарата за годы правления Екатерины II выросли в 5,6 раз (с 6,5 млн. руб. в 1762 г. до 36,5 млн. руб. в 1796 г.) — намного больше, чем, например, расходы на армию (в 2,6 раза). Это было больше, чем в любое другое царствование в течение XVIII—XIX столетий. Поэтому в дальнейшем систему губернского управления постоянно совершенствовалась.

Надо сказать, что губернское (областное) деление России по территориальному и демографическому принципам имеет больше преимуществ, чем деление СССР и Российской Федерации на автономные республики, края и области. Национальный характер многих республик несет в себе «мину замедленного действия», ведущую к разрушению России. Первая такая катастрофа произошла в 1991. Если с отделением Средней Азии и Закавказья ещё можно смириться, хотя за эти земли наши предки заплатили большую цену, и их утрата больно ударила по военно-стратегической стабильности России, то утрату таких частей Великой России, как Прибалтика, Белая Русь, Малая Русь и Бессарабия, ничем оправдать нельзя. Военно-стратегическая ситуация на западном и северо-западном направлениях резко ухудшилась, по сути, утрачены достижения и победы нескольких столетий. Утрачены исконные земли русского суперэтноса. Суперэтнос русов (русские) стал крупнейшим в мире разделенным народом.

Троцкисты-интернационалисты, создавая национальные республики, подложили под русскую цивилизацию «мину» огромной разрушительной мощи. И процесс не завершен. Национальные республики в составе Российской Федерации — это удар по русскому народу, которому отказано в привилегии развивать свои особенности в особых, «тепличных» условиях и угроза дальнейшего распада. Экономический кризис в России и начало Третьей мировой войны, с втягиванием России в конфликт по разлому Юг — Север, ведут к усугублению внутренних противоречий в РФ, и амбиции этнократических элит и национальных интеллигенций, которые поддерживают из-за рубежа, могут быть весьма опасными для единства страны. Поэтому в перспективе в России необходимо вернуться к территориальному делению, с сохранением только культурной автономии малых народов.

Губернская реформа Екатерины 2 в ноябре 1775 года стала ответом власти на крестьянскую войну Пугачева. Эта война/восстание отчетливо показало неэффективность местного управления, когда местные органы власти были наделены достаточной властью, но использовать ее для поддержания порядка в стране не могли. Поэтому главная реформа Екатерины 2 это реформа губернская, или, как ее еще называют, реформа системы местного управления.

Губернии в России появились в период правления Петра 1. Вначале их было 8, но к эпохе Екатерины 2 их насчитывалось уже 20. Губернии делились на провинции, которые делились на уезды. Ими управляли воеводы и канцелярии. Эта система изжила себя, поскольку обладала практически безграничной властью на местах, в результате чего часто были злоупотребления.

Цели и средства реформы

Губернская реформа 1775 года преследовала цели:

  • Укрепление местной власти для борьбы с восстаниями и беспорядками.
  • Выстроить эффективную вертикаль власти, для управления на местах.
  • Упорядочивание процесса сбора налогов.

Для решения этих целей Екатерина 2 выделила дворянство в качестве господствующего класса. Дворяне теперь были лично заинтересованы в порядке на своих землях, в результате чего они должны были сами управлять на местах с большей эффективностью, прежде всего, в вопросах сохранения порядка. Важное изменение в этом плане - лишение казачества части своих привилегий. Так, в 1775 года на Дону была запрещена “Запорожская Сечь” и казацкое управление. На этих землях вводилось управление, сопоставимое с управлением всей страной.

Суть реформы

1 ноября 1775 года императрица Екатерина 2 приняла Указ “Учреждение для управления губерний Всероссийской империи”. Так началось изменение местного управления. Суть губернской реформы (изменения системы местного управления) Екатерины 2 тезисно может быть выражена так:

  • Система Губерния - Провинция - Уезд менялась на Губерния - Уезд. Тем самым убиралось 1 звено управления, что должно было сократить бюрократию.
  • Каждая губерния включала в себя 300-400 тыс человек. Вместо 20 тем самым получилось 50 губерний. Уезды насчитывали 20-30 тыс человек.
  • Подчинение всех воинских частей губернии губернатору.
  • Вся губернская власть делилась по функциям исполнения: судебная, административная и финансовая.
  • Менялась система суда, он становился сословным. Очень хорошо раскрывают суть судебной системы названия органов. Для дворян - суд. Для горожан - магистрат. Для крестьян - расправа.

Реформа создавало губернское правление, состоящее из: губернатор (1 чел), прокурор (1 чел) и сотник (2 чел). Все назначались лично императором. Они подчинялись генерал-губернатору, который курировал несколько соседних губерний, а через него непосредственно императору(рице). Функции губернского правления:

  • Управление и контроль за деятельностью всех государственных учреждений и чиновников.
  • Публикация и исполнение всех законов.

В целом же структура управления после реформы была следующей.

Система губернского управления по реформе 1775 года

Таблица: Система управления губерниями по губернской реформе 1775 года Екатерины 2
Административное деление Управляющий Особенности
Генерал-губернаторство Генерал-губернатор Контролировал несколько губерний. Лично подчинялся царю.
Губерния Губернатор Получал всю полноту власти в конкретной губернии.
Город Городничий Управлял городом. Подчинялся губернатору. Назначался Сенатом.
Уезд Капитан-исправник Управлял уездом и его органами власти. Подчинялся губернатору. Избирался уездными дворянами на 3 года.

Основные органы управления россией по реформе:

  • Казенная палата. Ведала сбором всевозможных налогов и управлением предприятиями.
  • Губернское правление. Это исполнительный орган власти в губернии, которые обеспечивал и контролировал работу всех госучреждений.
  • Приказ общественного призрения. Контролировал работу социальных объектов. В основном ему подчинялись приюты, больницы, школы, богадельни.
  • Управа благочиния. Осуществляла полицейские функции. Во главе стоял полицмейстер, избираемый.
  • Уездное дворянское собрание. Орган исполнительной власти в уезде.

Наместничество

Поскольку Губернатор по новой реформе получал практически безграничную власть, Екатерина 2 систему ограничения - наместничества. Наместником назывался генерал-губернатор, который контролировал работу государственных учреждений, но, прежде всего, управлял губернской армией. Обычно генерал контролировал 2-3 губернии. Он назначался лично императором и подчинялся только ему. Некоторые авторы называют местничество надстройкой, которая реальной власти не имела, но это не так. Генерал-губернатор осуществлял контроль.

В 1775 году было создано всего 2 генерал-губернаторства (наместничества): Смоленское (генерал Глебов) и Тверское (генерал Сиверс). Эксперимент оказался удачным. Начиная с 1777 года начали появляться новые наместничества, а к 1779 году крупнейший из них были: Владимирское, Псковское, Могилёвское, Нижегородское, Полоцкое, Ярославское, Рязанское, Орловское и другие.

Историческое значение

Историческое значение губернской реформы 1775 года заключается в изменении структуры местного управления страной. Эта структура имела как положительные так и отрицательные моменты. Если же рассматривать общие изменения, то изменилось:

Читайте также: