Сколько компетенций оптимально указывать в профиле должности

Опубликовано: 30.06.2024

Конечно, с этим утверждением можно поспорить, особенно учитывая современную моду на изменения. Однако когда вы едете по незнакомой дороге, внезапными могут быть повороты, а не реакция педали тормоза на нажатие. И поверьте, вы не захотите проехаться по такой дороге, не будучи уверенными в том, что все работает нормально.

Так же и в компаниях. Чем более изменчив рынок, тем более предсказуемой и слаженной должна быть работа всех внутренних механизмов. А так как основу организационных механизмов составляют люди, которые, по сути своей, далеко не всегда предсказуемы и способны на нерациональные действия, то возникают трудности при диагностике и исправлении «слабых мест».

Чаще всего эту проблему стараются решить с помощью описания бизнес-процессов и формирования подробных инструкций для руководителей и исполнителей.

Однако правильно описанные бизнес-процессы должны выполняться правильными людьми.

Здесь мы сталкиваемся с трудностью. Дело в том, что традиционная система образования и профессиональной стандартизации не устанавливает нормы в тех областях, от которых напрямую зависит эффективность организации: принятии решений, достижении договоренностей, ответственности и т.п. Соответственно, пользуясь стандартными способами оценки, мы можем определить, насколько профессионален человек в узкоспециализированной области, но не можем сказать, насколько он эффективен в организации.

Для решения этой задачи нужен специальный инструмент – модель компетенций.

Компетентностный подход

По своей сути, компетентностный подход – это способ описания поведения человека.

В отличие от традиционных систем оценки «знает – не знает», «умеет – не умеет», при описании компетенций, мы оперируем только поведением человека по принципу «делает – не делает». Такой способ позволяет избежать субъективных оценок и догадок. Также, исходя из предположения, что способ мышления человека проявляется в его действиях, мы можем оценить, как думает человек и предсказать, что он будет делать в различных ситуациях.

Поведенческий индикатор

Основой описания является поведенческий индикатор – наблюдаемый элемент поведения человека, указывающий на наличие у него определенных знаний, навыков, умений, опыта и убеждений (которые еще называют психологическими установками). То есть, проще говоря, именно поведение отвечает нам на вопросы: что человек умеет и во что он верит.

Для примера возьмем индикатор «приходит на работу вовремя». Вроде бы простейшее действие. А на самом деле для того, чтобы оно было осуществлено, должно быть выполнено несколько условий. Человек должен знать адрес офиса и расписание рабочего дня. Обладать рядом навыков, в том числе, просыпаться от звонка будильника. Уметь выбрать маршрут. Иметь опыт прохождения этого маршрута, так как именно опыт позволяет выявлять риски и избегать непредвиденных ситуаций. И, что очень важно, он должен верить в то, что прийти на работу вовремя нужно и полезно для него лично. Иначе поведение не проявится.

Компетенция

Естественно, что в различных организационных ситуациях любой сотрудник проявляет большое количество поведенческих индикаторов. Поэтому, для того чтобы составить комплексное описание желательного поведения, мы выделяем ситуации, эффективное решение которых выгодно организации. К ним можно отнести участие в совещаниях и их ведение, принятие решений, общение с коллегами, руководителем и подчиненными и т.п. Некоторые действия людей в этих ситуациях приводят к успеху, некоторые к затягиванию времени и неудачам. Соответственно, мы анализируем, какие именно действия оказывают влияние, и описываем их с помощью индикаторного подхода.

Далее индикаторы объединяются в группы по принципу достижения результата в определенной области: коммуникации, мышлении и принятия решений, управлении людьми и т.п. Таким образом, получается описание комплекса поведенческих проявлений в одной области, которое называется компетенцией.

Важно, чтобы каждая компетенция имела свою цель. То есть, ее проявление должно отражаться на конкретных производственных процессах и, как следствие, экономить или зарабатывать деньги для компании.

Например, для эффективности компании критически важно, чтобы сотрудники качественно обменивались информацией. Поэтому мы сводим в компетенцию «Коммуникация» поведение, которое способствует такому обмену: высказываться, применять общедоступную терминологию, задавать вопросы, отвечать на вопросы.

Виды компетенций

Описание требований к поведению сотрудников с помощью индикаторов оказалось настолько удобным и объективным, что постепенно к компетентностному способу переходят и создатели профессиональных стандартов. Сейчас появляются модели компетенций инженеров, юристов, бухгалтеров и т.д. Такие компетенции, имеющие прямое отношение к определенной профессии, называют «техническими» или «профессиональными».

Другую группу компетенций называют «корпоративными». Эти компетенции устанавливают стандарт того, как сотрудники должны вести себя по отношению к компании, руководителям, подчиненным и друг другу.

Иногда в отдельную группу выделяют «личностные» или «базовые» компетенции, которые описывают способ мышления человека и то, как он принимает решения.

Следующим шагом является объединение компетенций в единую систему, которая называется моделью компетенций.

Например, работая над моделью управленческих компетенций, мы стремились описать аспекты, которые определяют качество руководителя и отражаются на том, как работает подчиненная ему система. В итоге мы выделили следующие компетенции:

  • Коммуникация;
  • Постановка задачи и обеспечение исполнения;
  • Управление взаимодействием;
  • Участие во взаимодействии, исполнение правил и регламентов;
  • Системность, структурированность и гибкость мышления, качество логических решений, обучаемость;
  • Понимание бизнеса и лояльность;
  • Планирование и прогнозирование;
  • Целенаправленность, самостоятельность и ответственность;
  • Инициативность, инновационность и действия в условиях изменений;

На что стоит обратить внимание

Модель компетенций – это инструмент, который имеет большое количество применений во всех областях, где нам нужно работать с качеством людей. Поэтому пользоваться ей могут не только специалисты по персоналу. По-настоящему внедренная модель компетенций – это рабочий инструмент каждого руководителя и сотрудника организации.

Правда, работает это утверждение при одном условии – поведенческие индикаторы должны быть описаны таким образом, чтобы непосвященный человек мог понаблюдать за собственными действиями и действиями других людей и соотнести их с моделью. Для того чтобы отвечать такому требованию, модель не должна содержать индикаторов, которые невозможно определить без применения специальных методов.

Например, если в модели мы используем индикатор «обладает стратегическим видением», то понять, проявляется ли он, можно только с помощью глубинного интервью и тестирования. А это значит, что без специального образования нельзя определить наличие или отсутствие этого качества и степень его проявления. Соответственно, человеку, проводящему оценку, придется судить субъективно. А это, в свою очередь, может привести к злоупотреблениям.

Значит, индикатор должен быть сформулирован в более простой форме. Например, «Предлагает мероприятия, затрагивающие деятельность всей компании или основных подразделений в горизонте от 3-х лет. Объясняет получаемые выгоды. Обосновывает возможности и риски реализации таких инициатив». На такое описание мы потратили больше слов, однако теперь можем четко определить по поведению человека, а не по догадкам, проявляется он или нет. Потому, что человек либо «предлагает», либо «не предлагает». Либо делает предложение, срок реализации которого меньше трех лет, либо больше.

*прим. Конечно, этот индикатор не описывает компетенцию «Стратегическое видение» полностью. Он приведен исключительно с целью демонстрации.

Рабочий инструмент или идеологическое средство?

Иногда модель компетенций воспринимается не как рабочий инструмент, а как дополнительное средство идеологической работы с сотрудниками. Это выливается в то, что появляются индикаторы, которые очень сложно расшифровать и оценить. Например, «ставит амбициозные цели». Звучит красиво. Однако, как именно будет оцениваться этот параметр, совершенно непонятно. На взгляд одного эксперта, цели, поставленные сотрудником, будут «амбициозными», а для другого «ординарными» или даже «недостойными».

Если все-таки в описание компетенции введены такие индикаторы, то, чтобы добиться объективности, к модели должна прилагаться шкала «амбициозности». То есть, все цели, которые человек может поставить перед собой, подразделением или компанией, должны быть описаны и разделены по уровням. Работа, которую провести почти невозможно. С другой стороны, если ее не сделать, то оценка будет сугубо эмоциональной, но никак не объективной.

К подобным случаям можно отнести и такие индикаторы как: «вдохновляет на достижения», «ведет за собой», «мыслит стратегически», «думает позитивно», «высказывается смело и открыто» и т.п.

Способы описания компетенций

На рынке представлено несколько видов моделей компетенций. Они отличаются своей структурой и тем, как именно представлены индикаторы.

Мы не будем проводить полного обзора существующих моделей, а рассмотрим только два варианта описания на примере компетенции «Постановка задачи и обеспечение исполнения». В первом случае индикаторы представлены статично и являются простым перечислением действий.

Компетенция: Постановка задачи и обеспечение исполнения

  • Ставит задачу конкретно
  • Отвечает на вопросы
  • Мотивирует сотрудников
  • Контролирует исполнение

Иногда, для того чтобы компенсировать такую статичность, к каждому индикатору добавляют цифровую шкалу. Например, так:

  • Ставит задачу конкретно [1,2,3,4,5]

Другой способ построения модели, это распределение индикаторов по уровням, отражающим степень развития компетенций у сотрудника.

При таком подходе, каждый индикатор, при повышении уровня компетенции, «улучшает» качество действий сотрудника. В качестве примера приведем компетенцию «Постановка задачи и обеспечение исполнения» из модели управленческих компетенций «Эрбитек Консалтинг».

Компетенция: Постановка задачи и обеспечение исполнения

Формулирует задачи в форме, обеспечивающей качественное исполнение. Мотивирует. Заранее определяет процедуру контроля.

  • При выборе формы постановки задачи использует знания специальных особенностей сотрудников (мышление, восприятие, профессиональная деформация);
  • Транслирует культуру правильной постановки задач;
  • Объясняет причины и взаимосвязи поставленной задачи с целями и задачами организации и смежных подразделений. Четко описывает количественные и качественные показатели результата, устанавливает сроки;
  • С помощью открытых и уточняющих вопросов выясняет, насколько сотрудник понял задачу;
  • Задает вопросы, направленные на выявление наличия ресурсов отведенных на выполнение задачи, при необходимости указывает на них;
  • Выбирает форму постановки задачи в зависимости от личных качеств и мотивирующих факторов сотрудника;
  • При постановке задачи обсуждает механизм контроля исполнения и алгоритм действий при возникновении форс-мажорных обстоятельств; выбирает форму контроля в зависимости от мотивированности и компетентности сотрудника;
  • Ставит задачу, четко описывая количественные и качественные показатели результата, устанавливает сроки;
  • Использует простые закрытые вопросы. Например: «Вам все понятно?»
  • По запросу отвечает на вопросы, направленные на выявление наличия ресурсов, необходимых для выполнения задачи;
  • Сбалансировано использует позитивные и негативные мотиваторы;
  • Последовательно контролирует исполнение; в случае возникновения проблем осуществляет корректирующие действия; в форс-мажорных обстоятельствах берет исполнение на себя; выбирает форму контроля в зависимости от компетентности сотрудника;
  • При постановке задачи не указывает либо сроки, либо количественные, либо качественные показатели результата;
  • Не уточняет степень понимания задачи подчиненным;
  • В ответе на запрос подчиненного не указывает на ресурсы, необходимые для выполнения задачи;
  • Использует только негативные или только позитивные мотиваторы;
  • Осуществляет фрагментарный контроль; в случае возникновения проблем берет выполнение задачи на себя;
  • Ставит задачу в неконкретной форме, не указывает сроки, не описывает результат;
  • Не отвечает на вопросы сотрудников относительно заданий;
  • Использует форму постановки задачи, демотивирующую сотрудников;
  • Не контролирует исполнение;

В таком описании компетенций индикаторы распределены по уровням от «негативного» до «продвинутого». Индикаторы 0 уровня – это поведение, приносящее вред компании, индикаторы 4-го – наиболее желательное поведение сотрудника, приводящее к повышению системной эффективности.

Обратите внимание на то, что ознакомившись с таким описанием компетенции, любой руководитель может довольно легко провести самооценку и увидеть, что именно ему требуется для того, чтобы проявить компетенцию на более высоком уровне.

При применении такого метода нужно потратить больше усилий на описание компетенций. Но это полностью окупается значительным упрощением оценки и повышением ее объективности.

Итак, в этой части статьи, мы рассмотрели основные принципы построения модели компетенций. Дальше мы разберемся, как именно ее использовать и какие задачи можно решить с помощью этого инструмента.

При найме персонала – и при продвижении уже работающих сотрудников по карьерной лестнице – работодателю нужно понимать, каким требованиям кандидат на вакантную позицию должен отвечать. И чем более чётким это понимание будет, тем проще станет работать с кадрами. Мы в IBCON пришли к выводу, что мало что может быть более чётким и прозрачным, чем продуманная электронно-цифровая модель: числа, если они грамотно определены, не лгут.

Что мы сделали?

Мы с директором по персоналу подготовили для каждой должности в компании профиль по модели компетенций. Это такая карточка, которая делится на четыре блока:

  • Профессиональные навыки и знания : управление проектами, аналитика и т. д.;
  • Софт-скиллз : всё, что напрямую к должностным обязанностям не относится, но нужно для работы в команде. Лидерские навыки, эмоциональная компетентность, межличностное и межкультурное общение – вот это всё;
  • Опыт участия в проектах : какие роли выполнял, на протяжении какого времени и т. д.
  • Психотип : интроверт, экстраверт, особенности характера.

В каждом блоке указаны навыки, которыми должен обладать кандидат на должность, с указанием «уровня их прокачанности». Мы используем цифровую шкалу от 0 до 100 с шагом 10. Например, если в карточке младшего специалиста указано «Управление проектами: 10», это значит, что мы ждём от кандидата только базовые знания и навыки – понимание календарно-сетевого графика, основы управления рисками и т. д.

Также мы учитываем общесуммарный балл – и, по мере карьерного роста, этот балл, естественно, растёт. У младшего специалиста он составляет порядка 200, у просто специалиста – 400, у старшего – около 600 и т. д.

С навыками и опытом понятно, что там с психотипом?

По психотипу мы никакие оценки не ставим, просто определяем склонности сотрудника и модель его поведения. Это нужно для решения двух задач:

  • Я хочу, чтобы у каждого руководителя проекта были подходящие ему работники, тогда вся команда работает более продуктивно. Проще всего добиться совпадения по характерам в том случае, если у тебя уже есть информация о личностных предпочтениях каждого сотрудника. А добиться этого совпадения очень важно: у нас такая специфика, что много командировок и люди подолгу живут вместе;
  • Разным видам деятельности тоже соответствуют разные психотипы: если поставить грамотного и компетентного интроверта на должность помощника руководителя проекта, где ему придётся половину рабочего времени тратить на общение с людьми, это не очень хорошо скажется и на человеке, и на результате. То же самое будет, если экстраверта засадить в одиночный кабинет за аналитику и документы.

Мы с психотипом работаем по Process Communication Model – тесты не занимают много времени и, при этом, дают достаточную для наших целей точность.

Зачем вообще все эти цифры?

Понятно, что все требования к кандидату на ту или иную должность можно описать просто словами, без цифр. Смысл затеи с цифровым профилем в том, чтобы привести развитие специалистов в компании к одной модели – причём максимально прозрачной для всех участников.

Вообще, развитие специалистов для меня, как для руководителя компании, одна из основных задач. Я заинтересован в том, чтобы люди получали опыт, знания, навыки и продвигались по карьерной лестнице – с этим напрямую связано развитие компании в целом. И для этого поддержки развития в этом году мы создали в IBCON «Школу проектного управления» – учебный центр для своих сотрудников.

Вот для того, чтобы упростить работу этой Школы, мы и делаем оцифровку. Перевод всех оценок по компетенциям в чёткие и понятные числа даёт сразу несколько важных преимуществ:

  • Сотрудник видит, над чем конкретно и в каком объёме ему нужно работать, чтобы выйти на новый уровень и занять более высокую должность/получить более интересные проекты;
  • HR видит, сколько сотрудников находятся на том или ином уровне, и может строить довольно точные прогнозы по кадровой динамике;
  • Учебный центр видит, на развитии каких сотрудников имеет смысл сосредоточиться в первую очередь.

Ну и по цифрам заметно проще оценивать эффективность тех или иных учебных программ: хорошо видна динамика в развитии специалистов. За счёт этого удобно тестировать и наши курсы, и рыночные программы – всё, что относится к методологии работы с персоналом.

Что имеем сейчас?

На данный момент, чтобы получить стартовые данные, мы проанализировали кадровые перемещения в департаменте управления проектами за последние несколько лет. И вот какие данные в итоге имеем:

Младшие специалисты по управлению строительством

  • Подготовка молодых специалистов /младших специалистов занимает в среднем 3 месяца.
  • Повышение в должности происходит не ранее чем через 3 месяца и до 11 месяцев.
  • Переход на новую должность происходит в среднем через 6,5 месяцев.
  • Есть один сотрудник, который принят на данную позицию изначально и без перевода работает в данной должности 19 месяцев по настоящее время.

Специалист по управлению строительством

  • Повышение в должности происходит не ранее чем через 3 месяца и до 19 месяцев.
  • Повышение в должности происходит в среднем через 7 месяцев.
  • Есть один сотрудник, который был принят на данную позицию изначально и без перевода работает 25 месяцев по настоящее время.

Ведущий специалист по управлению строительством

  • Повышение в должности происходит не ранее чем через 3 месяца и до 24 месяцев без изменения позиции.
  • Переход на новую должность в среднем происходит через 11 месяцев.

Главный специалист по управлению строительством

  • Переход на новую должность - РП в среднем через 6 месяцев.
  • Есть трое сотрудников, которые были приняты изначально на данную позицию и работают без перевода от 25 до 57 месяцев по настоящее время.

Сейчас задача заключается в том, чтобы с помощью «Школы проектного управления» сократить время подготовки и перехода между должностями для большинства позиций. Для каждого сотрудника мы проводим входящее тестирование, оцениваем его уровни компетенций и составляем индивидуальный план развития на год. Человек видит этот план, может оценить, над какими навыками имеет смысл работать в первую очередь и сразу чётко знает, что он получит за свои усилия.

Именно прозрачность системы – её главный козырь и сильный мотиватор для развития. Уже вижу, что нововведения дают отличную обратную связь и отклик. Постараюсь держать в курсе о развитии проекта.

Основная проблема процесса найма персонала – это отсутствие четкого представления у работодателя о том, каким требованиям должен отвечать кандидат на вакантную должность и для выполнения каких трудовых обязанностей и функций необходим будущий работник.

К подбору показателей оценки претендентов на должность следует подходить особенно тщательно. От правильного выбора зависит эффективность системы найма и затраты на ее реализацию. Менеджер, решающий эту задачу, должен учитывать следующие условия [2]:

1. Четкость формулирования показателя. Неопределенные формулировки не позволяют определить, какие стандарты считаются приемлемыми для организации.

2. Простота идентификации. Следование этой рекомендации делает систему найма экономичной в эксплуатации.

3. Целесообразность включения показателей. Перечень оценочных показателей должен отражать реальные требования к претенденту.

Результатом разработки модели компетенций являются профили компетенций, построенные для каждой должности. Профили компетенций – это список компетенций, относящихся к конкретной должности а организации, с точным определением уровня их проявления. Профиль компетенций – индивидуальная эталонная модель компетенций, необходимая для достижения успеха в конкретной должности [5].

Понятие «профиль должности» достаточно ново и мало изучено, поэтому вопрос о четком понимании этого термина остается дискуссионным.

По словам О. Марининой, профиль должности – это документ, который включает в себя должностную инструкцию, а также биографические данные сотрудника, специальные знания и навыки, личностные качества и ценности, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей в компании [4]. Под профилем должности традиционно понимается системное описание критериальных требований к потенциальному работнику в терминах компетенций и их значений, которое является основанием для нормального функционирования систем подбора, оценки и развития персонала.

Построение профилей компетенций является эффективным инструментом для корректировки модели компетенций, а также получения обратной связи от линейных руководителей, ведущих специалистов об использовании модели компетенций как инструмента управления кадровой политикой организации [1].

Именно на основании профиля должности составляется заявка на подбор сотрудника. Профили должности являются также основой процесса ротации персонала, оценки кандидатов при отборе на вакантные должности. На практике данный профиль составляется непосредственным руководителем и представителем кадровой службы.

Для разработки профиля должности необходимо выделить компетенции, которые необходимы для успешного выполнения работы на выбранной должности. Для должности начальника отдела продаж была разработана оценочная модель, состоящая из следующих компетенций:

1. Организация работы.

2. Ориентация на достижение.

4. Мотивация и развитие сотрудников.

5. Работа с информацией и документами.

Вопросы, направленные на выявление профессионально важных психологических качеств (ПВК) для начальника отдела продаж

1. С какими трудностями Вы столкнулись в процессе достижения определенных целей? Что предпринимали, чтобы преодолеть эти трудности?

настойчивость, способность удерживать высокий уровень прикладываемых для решения проблемы усилий

ориентация на достижение

2. Как часто на последнем месте работы вводились какие-либо новые правила? Приходилось ли Вам самому внедрять какие либо нововведения?

гибкость, восприятие нового, способность эффективно внедрять нововведения

ориентация на достижение

3. Какие методы влияния на подчиненных Вы использовали?

способность использовать формальные и неформальные виды власти

4. Были ли на прежних местах Вашей работы неформальные лидеры? Как Вы их выявили? Как строилось Ваше взаимодействие с ними?

коммуникативные навыки, лидерство, способность выявлять и использовать влиятельных членов коллектива

5. Расскажите, пожалуйста, какие задачи Вы ставили своим подчиненным. Как это происходило?

организаторские способности, умение правильно ставить задачи

6. Каким образом Вы планировали свою работу? На какой срок? Приходилось ли Вам менять рабочие планы?

личная организованность, способность к планированию

7. Как Вы считаете, от чего зависит качество работы сотрудника? Какие способы мотивирования Вы использовали ранее в работе с подчиненными?

коммуникативные навыки, лидерство, умение определять и использовать ключевые потребности подчиненных

мотивирование и развитие сотрудников

8. Были ли среди Ваших подчиненных сотрудники, которым Вы доверяли часть своих полномочий? Как Вы определяли таких сотрудников? Какие полномочия Вы делегировали?

умение использовать делегирование для развития подчиненных

мотивирование и развитие сотрудников

9. Какими компьютерными программами Вы владеете? Что приходилось в них делать? Какую информацию Вы могли получить, работая с этими программами?

знание ПК, аналитические способности

работа с информацией и документами

Для оценки компетенций существуют различные методики, подробно описанные в работах С. Ивановой, А.И. Турчинова, Р. Боятцис, А.Я. Кибанова и т.д. Наиболее простым и часто применяемым методом является интервьюирование кандидата. В табл. 1 представлены вопросы, направленные на выявление профессионально важных психологических качеств для начальника отдела продаж компании.

Для формирования профиля должности необходимо подробно описать уровни компетенций, чтобы созданный профиль являлся эталоном должности и содержал все требования, соблюдение которых будет обеспечивать выполнение сотрудником своих обязанностей с требуемым качеством и в установленные сроки [7].

В табл. 2 представлена характеристика уровней компетенции для начальника отдела продаж компании.

Критерии оценки по уровню выявленных качеств, знаний, умений, навыков:

1 – отсутствие или слабое проявление компетенции;

2 – полностью соответствует требованиям;

3 – превышает предъявляемые требования.

На основании модели компетенций, разработанной системы оценки уровней кандидатов, разработана модель профиля должности начальника отдела продаж (табл. 3).

Таким образом, модель компетенций является эффективным инструментом при осуществлении подбора персонала, позволяет сформировать «портрет» необходимого кандидата и оценить соискателей на предмет соответствия данным требованиям.

Внедрение в существующий процесс отбора персонала профилей должности позволит значительно упростить его, оптимизирует время на поиск кандидатов, уменьшит риски принятия кадровых решений, а также позволит повысить эффективность использования человеческих ресурсов в организации.

Уровни компетенций начальника отдела продаж

Необходимый уровень владения (навыками, умениями)

Компетенция «Организация работы»

Умение ставить краткосрочные цели. Без четкого обоснования и путей их достижения

Умение ставить краткосрочные цели. Планировать пути достижения их. Достигать поставленных целей

Умение ставить как краткосрочные, так и долгосрочные (стратегические) цели. Достигать поставленных целей. Оценивать эффективность методов достижения целей

Умение демонстрировать личный пример

Умение демонстрировать личный пример. Иногда брать решение проблем в свои руки. Умение заинтересовать людей

Умение демонстрировать личный пример. Всегда брать решение проблем в свои руки. Умение заинтересовать людей и мобилизовать, делая из них соратников

Компетенция «Мотивация и развитие сотрудников»

Умение выстраивать взаимодействие с членами команды (организовывать совместную работу)

Умение выстраивать взаимодействие с другими членами команды (выслушивать и считаться с мнением членов команды, организовывать совместную деятельность)

Умение выстраивать взаимодействие с другими членами команды (выслушивать и считаться с мнением членов команды, наиболее оптимально организовать совместную деятельность). Способность к взаимозаменяемости и взаимовыручке. Декомпозировать цели команды на собственные цели

Компетенция «Ориентация на достижение»

Способность решать проблемы лишь ограниченного направления. Не всегда достигать результата

Способность решать проблемы, иногда с применением современных методов анализа и решения проблем (отсутствие самостоятельности в выборе инструментов решения проблем). Всегда достигать результата

Способность решать проблемы с применением современных методов анализа и решения проблем. Всегда достигать результата. Анализировать эффективность выбранных методов решения проблем для дальнейшей коррекции

Профиль должности по компетенциям создается для того, чтобы определить, какими знаниями и навыками должен обладать работник, чтобы занимать ту или иную должность. Правильно сформулированный профиль позволит повысить эффективность набора персонала, качество оценки эффективности работника и его соответствие кадровой политике компании.

В профиле содержится перечень основных должностных обязанностей, и подробно описаны необходимые для их выполнения навыки. Как правило, профили ведут сотрудники отдела кадров. В идеале, они должны храниться в электронном виде, чтобы при необходимости их можно было пересмотреть и обновить. Также полезно предоставлять доступ к этим профилям самим сотрудникам и их руководителям.

Составьте ясное название должности и краткое описание

Начинать следует с названия и описания должности – это основа профиля должности. Название должности должно точно отражать рабочие роли и полномочия сотрудника. Далее, чтобы сформулировать описание должности, следует кратко обозначить основные задачи, избегая пространных списков задач и объяснений – это можно сделать и позже.

Например, профиль должности Менеджер по продажам подразумевает обеспечение розничного товарооборота магазина. В описании должностных обязанностей достаточно указать основные задачи, такие как консультирование покупателей по вопросам продукции, осуществление продажи, работа с жалобами и претензиями.

Основные подходы к составлению профиля должности

Разработка профиля должности может осуществляться в соответствии с двумя основными подходами:

  • Ситуативный подход подразумевает, что документ составляется в экстренном порядке, когда необходимо срочно закрыть вакантную должность. Поскольку время очень ограничено, документ составляется очень приблизительно, с указанием лишь самых основных требований к потенциальному сотруднику. В дальнейшем данная заготовка может послужить для формирования полноценного профиля.
  • Методический подход подразумевает основательную работу, по результатам которой будут разработаны четкие особенности должности, необходимые компетенции, личные качества, функциональные зоны ответственности. Он будет содержать всю исчерпывающую информацию, а потому будет считаться рабочим документом при поиске и подборе кадров. По мере того как в организации будут происходить какие-либо реформы, профиль также будет подвергаться изменениям.

профиль требований к должности

Укажите основные сведения и должностные обязанности

Необходимо указать основные сведения о должности: рамки заработной платы, с кем нужно будет взаимодействовать, перед кем работник будет отчитываться, и кто будет находиться у него в подчинении.

Следует перечислить требования к работнику — например, у менеджера по продажам должен быть как минимум диплом о среднем образовании, опыт работы в розничной сфере не менее 2 лет и навыки работы с кассовыми системами.

Подготовье список основных должностных обязанностей, начав с самых важных из них. Каждый пункт должен быть сформулирован с использованием настоящего времени, например, «разрешает жалобы покупателей касательно качества товаров и обслуживания».

BOSSHUNT

Профиль должности «Региональный менеджер по продажам».

В предыдущей статье Что такое профиль вакансии? мы разобрали на примере позиции «Торговый представитель», сегодня мы подробно остановимся на позиции «Региональный менеджер».
Должность: Региональный менеджер по продажам Специализация: Продажи и розничные продажи Профессиональные обязанности: Обеспечение выполнения товарооборота. Прием на работу подчиненных, обучение подчиненных, проведение регулярных встреч с подчиненными для оценки эффективности. Обеспечение передачи опыта и ноу-хау в команде. Предоставление подчиненным обратной связи и наставничество. Постановка целей и задач. Развитие тесных деловых связей и ведение важных клиентов. Организация и проведение промо мероприятий для клиентов. Необходимые технические и профессиональные навыки Навыки ведения переговоров Знание конъюнктуры рынка Навыки управления бюджетом Навыки управления заказами

Пример описания должности «Региональный менеджер»

ФОРМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ: гражданство Российской Федерации, возраст не менее 18 лет, наличие диплома о средне-специальном образовании или подтверждающего документа о неоконченном высшем образовании. ФОРМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ – РЕКОМЕНДУЕМЫЕ: Образование Высшее образование (предпочтительно в сферах экономики/коммерции/менеджмента).

ОПЫТ РАБОТЫ: •Опыт работы в продажах (прямые продажи / «FMCG» («fast-moving consumer goods» — товары повседневного спроса). •Опыт управления людьми (в т.ч. удалённо) и партнёрами.

ДРУГИЕ НАВЫКИ: Владение ПК Владение ПК: Excel, Power Point. Уверенный пользователь интернет-ресурсов. Знание английского языка Желательно. Мобильность: Готовность к частым поездкам внутри заданной территории, готовность к переезду при необходимости, в другие города России. Наличие водительского удостоверения категории B.

Обязанности: Обеспечение роста продаж на заданной территории Функции: 1. Выполнение плана продаж на заданной Территории; 2. Выполнение плана по поиску клиентов; 3. Управление обучением и развитием торговых представителей; 4. Анализ и планирование показателей и действий для достижения плана продаж Территории; 5. Проведение своевременной коммуникации ; 6. Управление ресурсами, предоставляемыми Компанией;

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Анализ и планирование показателей: •Анализ ключевых показателей за период (квартал, год) •Создание стратегии развития территории на период (квартал, год) •Создание плана действий для выполнения плана по продажам на определённый период •Создание прогноза по территории на определённый период •Управление промо мероприятиями на территории

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ: Техники продаж : Владеет методами и техниками продаж: организация и проведение акций/ мероприятий, работа с «холодными» и «тёплыми» контактами, установление контакта, выявление потребностей, продажа преимуществ, работа с возвражениями, закрытие сделки, выстраивание долгосрочных отношений с Клиентами. Аналитические навыки: Обладает навыками анализа, планирования и прогнозирования показателей продаж, а также способностями определять проблемные зоны и пути их устранения.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ – ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ: Понимание бизнеса: •Знаком со спецификой продаж на данном рынке / территории. Планирование •Точно определяет продолжительность и сложность задач и действий •Ставит задачи и определяет цели •Подразделяет процесс выполнения задач на этапы •Разрабатывает планы-графики выполнения задач и определяет ответственных за задачи •Предвидит проблемы и «узкие места», продумывает пути их устранения •Соотносит выполнение задач с поставленной целью и даёт оценку полученным результатам Ориентация на результат •Ориентирован на рост бизнеса •Ориентирован на перевыполнение поставленных задач •Постоянно добивается достижения личного и командного результата Мотивация других •Создает в команде атмосферу, в которой каждый старается максимально проявить себя •Способен подобрать и использовать мотиваторы для Торговых Представителей •Способен выявить сильные стороны человека и использовать их в целях повышения эффективности работы •Поощряет личный вклад каждого в общий результат, делится видением перспектив •Дает каждому почувствовать важность его работы •Является человеком, с которым другие люди стремятся работать в одной команде Межличностное взаимодействие •Одинаково эффективно взаимодействует с разными людьми, выстраивает конструктивные взаимоотношения •Проявляет дипломатию и такт •Способен эффективно разрядить даже очень напряженную атмосферу Развитие других •Ставит амбициозные задачи •Знает и учитывает цели развития подчиненных •Составляет качественные планы по развитию и контролирует их выполнение •Мотивирует подчиненных брать на себя задачи, способствующие их развитию Руководство деятельностью и критериями её оценки •Четко определяет ответственных за выполнение задач и принимаемые решения •Четко определяет цель и способы / средства её достижения •Отслеживает процесс выполнения задач и получение результата •Включает в процесс выполнения задач регулярную обратную связь.

Пример размещенной вакансии на сайте hh.ru на позицию «Региональный менеджер»

Должность: Региональный менеджер

Обязанности: Развитие продаж на вверенной территории (ЦФО). Разработка планов продаж в регионе, программ по увеличению объемов сбыта, и координация их выполнения. Организация и развитие дистрибуции в регионе, поиск оптовых покупателей и партнеров. Подготовка и заключение договоров с региональными контрагентами. Требования: Опыт работы в аналогичной должности (FMCG товары) по ЦФО от 2-х лет. Отличные навыки планирования, опыт работы с информационными системами , хорошие аналитические навыки. Уверенные навыки ведения переговоров, умение выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, навыки ведения сложных переговоров, формирования и исполнения бюджета, согласования коммерческих условий. Ключевые навыки Региональное развитие, развитие продаж, управление продажами, развитие дистрибуции, планирование продаж, поиск и привлечение клиентов,управление отношениями с клиентами.

Теперь вы знаете, что такое профиль должности и профиль вакансии и какие именно обязанности, требования, навыки и компетенции указываются в размещенных вакансиях. Единственным способом увеличить шансы просмотров своего резюме и приглашений на собеседования является создание профильного резюме. Основная задача рекрутеров — отобрать резюме кандидатов, которые наиболее всего совпадают с описанием профиля. Основная задача соискателей – создать такое резюме. Другими словами, вы пересматриваете свое резюме с точки зрения рекрутера и вакансии, на которую претендуете и производите ревизию резюме. Осуществляя реструктуризацию своего резюме, вы делаете его созвучным профилю вакансии. Ваше резюме позиционируется и преподносится таким образом, чтобы выглядеть привлекательным для работодателя. Шансы на приглашение на интервью увеличиваются в разы!

Следующие две вкладки изменить содержание ниже.

  • Об авторе
  • Последние записи

Раиса Сорокина

Узнать больше на www.raisasorokina.ru
Карьерный коуч по поиску работы, эксперт по резюме, тренер по собеседованию, основатель и автор публикаций на bosshunt.ru.

Последние записи от Раиса Сорокина (Посмотреть все)

  • Самопрезентация:
    как подготовить продающий рассказ о себе — 11.03.2021
  • Что такое креативное сопроводительное письмо?Три способа привлечь внимание к резюме
    — 12.01.2021
  • Как подготовить отклик на вакансию:
    кастомизация сопроводительного письма — 01.11.2020

Похожее

Расшифровка компетенций

Обозначьте релевантные компетенции (навыки, знания и роли), требуемые для исполнения обязанностей, включая как необходимые, так и желаемые компетенции.

Список навыков должен содержать от 7 до 10 пунктов с подробным описанием или перечислением ключевых моментов. Чтобы составить адекватный список, можно понаблюдать за сотрудниками, выполняющими похожие функции, посоветоваться с руководителями отделов или провести опрос в рамках всей компании. Так же может пригодится «словарь компетенций», содержащий названия должностей и список типичных для них компетенций — многие из таких словарей доступны онлайн.

Специфические компетенции должности

Вторая группа навыков, входящая в профиль по компетенциям, включает в себя специфические или личные компетенции. Это навыки и знания, требуемые для выполнения определенных обязанностей, а также стили поведения, которых должен придерживаться именно этот работник. Например, начальник отдела продаж должен иметь сильные лидерские качества чтобы ставить перед своей командой четкие цели, формулировать свои ожидания, обеспечивать конструктивную обратную связь и поощрять независимость при разрешении различных ситуаций.


Перечень специфичных компетенций будет полезен не только для найма, но и повышения квалификации работников, формировании кадрового резерва, а также позволит обозначить критерии, которые послужат мерилом успеха сотрудников.

ТестПрофи поможет в формировании профиля должности, и его использовании

Система онлайн оценки персонала ТестПрофи позволяет автоматически составить профиль должности на основе личностных компетеций. При помощи онлайн опросника Грани Вы сможете выявить личностные характеристики присущие наиболее успешным сотрудникам Вашей организации.

Фрагмент отчета о личностных компетенциях Грани


На основе полученной информации система сформирует профиль должности с необходимыми личностными компетенциями, на основе которого Вы сможете проводить отбор и аттестацию. ТестПрофи так же предоставляет доступ к библиотеке стандартных профилей должности для наиболее востребованных специальностей, например профиль должности бухгалтера, менеджера по продажам, маркетолога и еще более 30 специальностям.

Зачем нужны профили должностей

Перед менеджерами по персоналу регулярно возникает вопрос закрытия той или иной вакантной должности. Не составив исчерпывающий профиль должности, не стоит приступать к непосредственному отбору сотрудников. Этот документ является своего рода подсказкой, которая используется в следующих случаях:

  • подбор кандидатов на замещение вакантных должностей;
  • для аттестации уже работающего персонала, чтобы выявить степень соответствия занимаемому посту (также это касается сотрудников, которые прошли испытательный срок);
  • с целью составления планов по обучению персонала и повышению уровня квалификации;
  • если нужно сформировать резерв кадров на перспективу;
  • для того чтобы спланировать карьерный рост и дальнейшее продвижение сотрудников на высшие посты в организации.

Достаточно часто профиль должности кандидата на тот или иной пост путают с должностной инструкцией. Принципиальное отличие между этими двумя документами состоит в том, что второй составляется на основании требований законодательства. Должностная инструкция — это общий документ, который составляется для профессии в целом, а не для конкретного сотрудника определенной организации. В ней определяются основные обязанности и условия работы. Профилем должности называется документ локального характера, который не имеет четких требований к содержанию и структуре. Менеджер по персоналу (или другие кадровые работники) составляет его, исходя из собственного опыта или общей практики деятельности организации.

Профиль должности - это первый шаг в процессе подбора и оценки кандидатов в ваш отдел продаж. При формировании Профиля должности учитываются особенности выполняемой работы. Детальный Профиль должности менеджера определяет нужные компетенции кандидата.

Узнайте как составить профиль должности для того, чтобы ускорить подбор минимум в 2 раза.

Как составить профиль должности:

  • Профиль должности: как формировать
  • Профиль должности: как составить за 6 шагов
  • Профиль должности: образец
  • Профиль должности: распространенная ошибка

ПРОФИЛЬ ДОЛЖНОСТИ: КАК СФОРМИРОВАТЬ

Профиль должности это не фиксированный набор требований, которые вы применяете к любому сотруднику отдела продаж.

Современные стандарты управления продажами предлагают вам выстраивать структуру отдела продаж под модель ваших продаж и специфику бизнес-процессов.

Для того, чтобы отдел продаж показывал стабильный рост, следует распределять деятельность со схожим функционалом между разными сотрудниками отдела продаж.

Если у вас отдел продаж, в котором существует две модели продаж ("холодные" звонки и теплая лидогенерация), вам необходимо разработать как минимум 10 различных профилей должности для того, чтобы закрывать все потребности в персонале:

  1. РОП;***
  2. Заместитель РОПа;***
  3. Менеджер по продажам;***
  4. Менеджер по работе с клиентами;***
  5. Менеджер по поиску клиентов (хантер);***
  6. Лид-менеджер;***
  7. Менеджер по работе с ключевыми клиентами (Key Account Manager);***
  8. Ассистент менеджера;***
  9. Стажер отдела продаж;***
  10. Менеджер колл-центра.

Каждая должность имеет свой набор функций. Учитывайте это при оценке соискателей. Подбирайте не должность под человека, а человека под требуемый функционал.

Подбирайте не должность под человека, а человека под требуемый функционал.

Сравните список компетенций, которые требуются для менеджеров в сложных холодных продажах с длинным циклом сделки и при обработке быстрых заказов при входящей лидогенерации:


Задача лид-менеджера при обработке входящего запроса - как можно быстрее осуществить квалификацию лида и передать его на закрытие сейлз-менеджеру.

Задача хантера, впервые звонящего холодному клиенту, в разы сложнее: пройти секретаря, установить контакт с ЛПР, получить от него согласие изучение КП и на повторный звонок.

Задачи КАМа (Key Account Manager - менеджер по развитию ключевых клиентов) - видеть стратегию развития бизнеса своих клиентов, выявлять возможные риски и возможности. Удержание и развитие ключевых клиентов - это навык построения партерских связей.

При формировании профиля должности изучите, какие навыки требуются менеджеру для наилучшего выполнения своих задач. И составляйте профиль должности под специфику процесса продажи и структуру отдела продаж.

ПРОФИЛЬ ДОЛЖНОСТИ: КАК СОСТАВИТЬ ЗА 6 ШАГОВ

Как составить профиль должности?

На наших проектах по увеличению продаж, а также при подборе менеджеров в отдел продаж мы формулируем Профиль должности за несколько шагов:

► Шаг 1: Проанализируйте бизнес-процесс продажи

Изучите бизнес-процесс, под который вы ищете менеджеров: это поиск и привлечение новых клиентов или удержание и развитие существующих?

Опишите процесс продажи и сопровождения клиентов. Убедитесь, что вся деятельность менеджера может быть разбита на этапы. Сформулируйте задачи для каждого этапа.

Если вы строите отдел продаж с нуля, то для начального периода развития отдела вам не нужно разделять функционал менеджеров. Вам больше подойдут продавцы-универсалы.

После того, как выявите закономерности в продажах вашего продукта, разработаете технологии продаж, создадите под технологию скрипты и сценарии продаж, приступайте к созданию конвейера продаж: разделите функционал менеджеров-универсалов на Хантеров-Клоузеров и Эккаунт менеджеров.

► Шаг 2: Опишите требуемый функционал

Опишите действия, которые должен выполнять сотрудник на тех или иных этапах процесса продажи и сопровождения клиента.

Чем детальнее опишите в Профиле должности что именно должен делать менеджер для того, чтобы этапы были завершены с нужным результатом, тем легче затем сформулируете требования по навыкам и компетенциям к будущему сотруднику.

Не пропускайте этот шаг. Как показывает практика чем больше времени уделите на точный анализ и формулирование действий сотрудника, тем более точным будет Профиль должности и тем быстрее пойдёт поиск кандидата. Вероятность того, что к вам в команду придёт именно тот, кто вам нужен, вырастет.

► Шаг 3: Составьте список компетенций под функционал

Определите компетенции (способности и необходимые навыки) для выполнения требуемых действий на том или ином этапе процесса продажи.

Выберите для своего профиля должности нужные вам компетенции из списка ниже:

Список компетенций менеджера по продажам для профиля должности
Список компетенций менеджера по продажам для профиля должности

► Шаг 4: Определите приоритетность компетенций

Приоритетность компетенций зависит от задач, которые должен решать менеджер. Желаемых компетенций у кандидата может быть очень много. Но продавец идеально соответствующий вашему профилю должности существует только в ваших мечтах.

Способности - это обязательные характеристики кандидата, а навыки – это то, чему вы можете кандидата обучить.

Помните, что человека проще обучить чем переделать. Сформулируйте заранее, каким навыкам вы готовы менеджера обучать и какими способностями он должен обладать обязательно.

Наделяйте повышенным приоритетом те компетенции, от которых зависит результат.

► Шаг 5: Требуемые образование, опыт и возраст

Определите для Профиля должности, каким должно быть образование для того, чтобы продавать ваш продукт. Какой желаемый опыт работы может помочь менеджеру в продажах. И, наконец, какой оптимальный возраст сотрудника наиболее подходящий для вашей команды.

► Шаг 6: Результаты

Сформулируйте в Профиле должности какими должны быть результаты на той или иной позиции в отделе продаж.

Для Хантера это может быть количество холодных звонков в день. Для лид-менеджера - количество обработанных заявок.

ПРОФИЛЬ ДОЛЖНОСТИ: ОБРАЗЕЦ

По итогам 5-ти шагов заполните Профиль должности, образец ниже:

Профиль должности: шаблон для менеджера отдела продаж

ПРОФИЛЬ ДОЛЖНОСТИ: РАСПРОСТРАНЁННАЯ ОШИБКА

Плохо, если вы потратили время на подбор, затем на обучение, выбились из сил помогая менеджеру во время его продаж, но он так и не показал ожидаемого результата. Спустя 1-2 месяца вы его увольняете и запускаете новый подбор.

Ваши издержки в виде потреченного времени и недополученной прибыли от несостоявшихся сделок колоссальны. И при этом вы снова вынуждены тратить время на поиск, подбор и адаптацию новых менеджеров.

Какова самая главная ошибка при поготовке профиля должности?

Самая распространенная ошибка при формировании профиля должности - не составлять расширенный список компетенций и не формировать методику их оценки.

Обычно вы ограничиваетесь 2-3-мя характеристиками типа коммуникабельность, навык продаж, ответственность. Но даже и для этих трех качеств у вас чаще всего нет понимания как же их выявить.

Как результат в 90% интервью вы не оцениваете компетенции, а верите тому, что вам рассказывает кандидат.

Помните, что подбор эффективных продавцов начинается с расширенного профиля должности, который включает обширный список требуемых компетенций. Профиль должности не будет работать, если к нему не будет приложена методика оценки каждой из требуемых компетенций.

Опишите каждую компетенцию с точки зрения задач, которые она помогает решать. Согласуйте со всеми участниками оценки кандидатов как именно вы будете их оценивать.

Для этого необходимо разработать методику оценки и согласовать ее со всеми участинками отбора.

Всегда подключайте к оценке кандидатов РОПа. При составлении профиля должности учитывайте как можно полнее все аспекты: не только требования к профессиональным навыкам, но и условия внутренней среды, включая стиль управления РОПа, стиль командной работы, основы мотивации, а также корпоративную культуру компании.

Используйте наши рекомендации для формирования работающего Профиля должности при подборе менеджеров в отдел продаж.

Читайте также: