Сколько людей в россии работает не по профессии

Опубликовано: 02.10.2024

40% выпускников российских колледжей и вузов никогда не работали по специальности, указанной в их дипломах, говорится в исследовании сервиса «Работа.ру» и портала Rambler. Ранее Росстат обнародовал свою статистику, согласно которой треть всех выпускников не работает по специальности. При этом опрошенные “Ъ” эксперты критикуют саму постановку вопроса, указывая, что термин «работа по специальности» плохо описывает современные реалии рынка труда.

Сервис «Работа.ру» и портал Rambler в сентябре провели серию опросов, в которой приняло участие более 8 тыс. человек из всех российских регионов. «Большинство опрошенных (64%) указали, что не работают по профессии, которую получали в училищах или вузах,— констатируют авторы исследования.— При этом 40% респондентов отметили, что вообще никогда не работали по специальности из диплома, а 24% работали, но в прошлом».

В исследовании отмечается, что 50% опрошенных несколько раз меняли профессию. Еще 25% ответили, что не меняли ее или меняли лишь однажды, а 28% респондентов указали, что им пришлось сменить профессию из-за низких доходов. Каждый пятый опрошенный отметил, что не мог найти подходящее место для работы по профессии, а 13% заявили, что «выгорели» и устали от предыдущего рода деятельности. При этом 10% сменили профессию из-за полученного нового образования.

В июне 2020 года Росстат проанализировал трудоустройство выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений за 2016–2018 годы. Согласно данным ведомства, не работает по специальности каждый третий — 31% (1,2 млн человек). Но если взять только выпускников колледжей и техникумов, то там эта доля выше — от 43% в колледжах до 50% в профессиональных училищах. В Высшей школе экономики в рамках проекта «Мониторинг экономики образования», опираясь на представленные Росстатом данные, отмечали, что «наиболее приверженными полученной в вузе специальности оказались выпускники в области здравоохранения и медицинских наук (97%), образования и педагогических наук (80%), искусства и культуры (79,6%), а также обороны и безопасности государства (79%)».

«Реже всех по специальности работают те, кто недавно получил диплом о высшем образовании в области сельского хозяйства (44%), математических и естественных наук, наук об обществе (по 66%),— отмечается в аналитической работе.— Вопреки сложившемуся стереотипу выпускники гуманитарных специальностей работают по специальности чаще, чем дипломированные инженеры».

«Быстрые изменения в экономике приводят к появлению новых профессий,— пояснил он.— Говорить о том, что между направлениями подготовки в вузах и конкретными профессиями всегда можно провести прямое соответствие, было бы неправильно. В этом смысле скорее стоит говорить о том, используются ли компетенции, полученные в ходе обучения, в профессиональной деятельности. И насколько полезными оказались годы, проведенные в университете, для построения успешной карьеры». Он сообщил, что, согласно ежегодным опросам, которые проводятся в НИУ ВШЭ, среди выпускников 2019 года полученные в «Вышке» знания на работе использует 80%. Как оказалось, 82% работает уже на момент окончания университета, а общий уровень трудоустройства выпускников — 96%.

Замдиректора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников считает, что «нет ничего катастрофического в том, что кто-то работает не по специальности». «Это во многом зависит от того, как широко или узко мы определяем, что такое специальность,— говорит он.— Математик, выучившийся в педагогическом вузе, который работает в IT,— вот он по специальности работает? В зависимости от критериев наши цифры будут сильно меняться».

Научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Виктор Рудаков привел данные, которые специалисты ВШЭ получили в 2019 году вместе с португальскими коллегами:

« Те, кто работает по специальности, зарабатывают на 12% больше и в среднем более удовлетворены работой».

Он также отметил, что работать по специальности часто остаются медики, «так как человеческий капитал, который они получают в процессе обучения, является, скорее специфическим и не может быть без потери использован в других сферах»: «Если они меняют свою сферу, то получают штраф в заработной плате».

Легче всего, по его мнению, менять профессию специалистам в сфере общественных и гуманитарных наук: «Человеческий капитал, который они приобретают в процессе получения формального образования, является скорее общим, а не специфическим и может быть использован в любых сферах занятости».

В 2019 году сервис Headhunter также провел исследование на эту тему: тогда 41% респондентов с высшим образованием заявили, что не работают по специальности. 54% сообщили, что «пытались работать по специальности», но затем все же оставили эту работу. При этом 37% соискателей с высшим образованием вовсе не начинали работать по профессии из-за низкой зарплаты.

В прошлом году ВЦИОМ подсчитал: число сторонников мнения, что диплом о высшем образовании нужно получать, потому что так принято, немного выросло — с 6% в 2010 году до 18% в 2019-м. Также наибольшее распространение имеет практика получения высшего образования с целью повышения социального статуса. Впрочем, авторы исследования констатировали, что «укрепляется скептический настрой в отношении высшего образования как обязательного условия удачной карьеры» (45% считало так в 2008 году, 68% — в 2019 году). Снизилась доля тех, кто считает, что без высшего образования человек «обречен на низкооплачиваемую и непрестижную работу»,— с таким доводом в 2008 году соглашалось 41% опрошенных, в 2019 году — 33%.

Отметим, что в конце 2019 года тогдашний министр науки и высшего образования России Михаил Котюков заявлял, что 60% выпускников российских вузов находят работу по специальности.

Почти половина опрошенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) жителей России на сегодняшний день работает не по специальности. Лишь 51% респондентов трудятся в той профессиональной области, которой обучались, 58% при этом имеют высшее образование. Напротив, среди людей со средним специальным образованием доля работающих не по специальности составила 55%, приводит данные ТАСС .

Составители опроса также поинтересовались, в чём заключается причина несовпадения сферы деятельности и полученной профессии. Почти треть (30%) указывают на невозможность устроиться по своему профилю ввиду нехватки рабочих мест либо отсутствия работы как таковой. 24%, то есть почти каждый четвёртый, выбрал должность в другой профессиональной области, но с более высоким уровнем оплаты труда. 20% опрошенных «нашли себя» в других сферах, выбрав их вне зависимости от заработка.

28% участников опроса вообще никогда не работали по специальности. Относительно долго (более пяти лет) в полученной в учебном заведении профессии трудились 48% респондентов, ещё 16% – от одного года до пяти лет, 6% бросили её менее чем за год.

Также ВЦИОМ выяснил, каким образом граждане России уходят в другую сферу деятельности, какие шаги для этого предпринимают. 37% решивших сменить профессию обучаются на курсах профессиональной переподготовки. Ещё треть постигают её самостоятельно. В 29% случаев никакие новые знания не понадобились.

Почему так происходит

лекция

Фото: www.globallookpress.com

Обучение в университете в среднем длится около пяти лет. Это довольно большой промежуток времени, в течение которого студенты упорно готовятся к своей будущей профессии, ещё не догадываясь о её «подводных камнях». В этом случае речь идёт о тех, кто самостоятельно выбрал специальность перед поступлением в высшее учебное заведение, поскольку следующая категория выпускников относится к тем, за кого всё решили родители. Вот они и поступают на такие «клишированные» направления, как юриспруденция, экономика, менеджмент и так далее. Уже в конце девяностых годов на бирже труда кадров с такими специальностями стало слишком много, и они просто утратили свою ценность.

Вторая причина – культ высшего образования, которое вроде как гарантирует светлое будущее и работу на желаемой должности. На самом деле даже красный диплом далеко не всегда открывает все двери, как и не даёт гарантий получения работы по специальности. Нередко всё упирается в отсутствие практики и стажа. Распространённая жалоба молодых специалистов: «Как найти работу, если без опыта никуда не берут?» Некоторые компании, конечно, соглашаются сотрудничать со стажёрами, что дает тем возможность решить вопрос с получением опыта, но таких организаций катастрофически не хватает.

Возникает и такой вариант, когда выпускник через какое-то время просто теряет интерес к полученной профессии; в этом случае он может найти себе работу в другой отрасли без каких-либо усилий, либо ему приходится переучиваться в другом направлении. Однако смена профессии – не самое быстрое решение, поэтому в наше время существуют многочисленные школы для ускоренной подготовки специалистов.

Третья причина, которая в последнее время набирает всё большую «популярность» – страх перед ЕГЭ. Так происходит, когда на желаемую специальность может быть набор достаточно сложных предметов, что становится непростой задачей для школьников. Неуверенность в своих силах толкает их на более «безопасный путь», то есть выбор другого направления, куда легче поступить.

Ещё одна причина кроется непосредственно в результатах опроса ВЦИОМ. Люди понимают, что могут зарабатывать больше в других сферах. От момента поступления в вуз до решения о смене профессиональной сферы может пройти 10, 15 и более лет. За это время ситуация на рынке труда неизбежно меняется. Появляются новые виды бизнеса, которыми начинают заниматься, чтобы заработать. И неважно, что по образованию ты строитель, а открываешь свой барбершоп или службу доставки суши. С развитием интернета способов получения дохода становится всё больше, и люди предпочитают их.

деньги

Фото: www.globallookpress.com

Что делать?

В 2014 году начались разговоры о том, что Госдума примет закон, который постепенно обяжет всех выпускников работать по специальности. Планировалось, что с 2016 года это коснётся служащих госсектора, а с 2020-го – всех остальных. Однако позже выяснилось, что речь шла лишь о новых профстандартах, которым должны соответствовать работники. Но кардинальным образом на ситуацию это повлиять не может. Очевидно, что врачом не может стать человек без медицинского образования, и за штурвал самолёта кто угодно не сядет.

Необходимо, чтобы у школьника к моменту поступления в вуз сформировалось максимально адекватное представление о будущей профессии. Выпускник не должен получать высшее образование исключительно ради диплома, тем более за счёт государства. Законодательно запретить работать не по полученной специальности, конечно, можно, но в условиях современного мира это вряд ли даст необходимый эффект. В Белоруссии предприняли такую попытку – оплачиваешь родной стране годы своего обучения и идёшь на все четыре стороны. Однако насколько эффективен такой работник, у которого денег не нашлось, и он трудится на том или ином предприятии из-под палки – большой вопрос.

Значит, нужно создать все условия, чтобы у самого учащегося появилось или сохранилось желание работать по специальности. И тут мы снова упираемся в качество образования, которое, к сожалению, только снижается. Также большую роль может сыграть и производственная практика, однако нередко студенты занимаются ею для галочки.

Диалог бизнеса и вузов

Немаловажный момент, о котором сейчас говорят всё больше, – вузы должны «услышать» бизнес, а для этого нужно наладить постоянный контакт. Система образования не поспевает за рынком труда. Да, её инерционность неизбежна, современные технологии развиваются стремительно. Что говорить, если доля преподавателей, использующих материалы на иностранных языках в разных регионах, колеблется от 2 до 7%? Большинство их них сами работали ещё на аналоговом оборудовании, а студентам предстоит столкнуться с цифровым. Двадцать первый век на дворе. Почти лет двадцать как.

лекция

Фото: www.globallookpress.com

Если подходить к вопросу глобально, то полученная ВЦИОМ статистика не говорит о какой-то катастрофе. В 2013 году Джейсон Абел и Ричард Дитц из Федерального резервного банка в Нью-Йорке провели исследование, результаты которого показали, что лишь 62,1% американских работников трудятся там, где вообще имеет значение какой-то диплом. При этом по специальности работают чуть более 27%. Так что российские показатели далеко не самые плохие. А вот качество работы даже тех, кто не стал менять род деятельности после вуза, нередко оставляет желать лучшего. В том числе из-за того, что высококлассные специалисты уходят в бизнес, в более денежные сферы. Этот отток также нужно снизить до минимума.

Cистема образования не соответствует запросам рынка труда ни по количеству выпускников, ни по качеству их подготовки, отмечают авторы обзора на портале Eurasianet. В материале приводятся данные разных аналитических центров страны и нескольких исследований ИСИЭЗ. В частности, представлены результаты Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ и выводы доклада «Российская молодежь: образование и наука».

Около трети выпускников вызов работают не по специальности, причем каждый четвертый закончивший институт трудится на работе, не требующей высшего образования. С одной стороны, выпускники сталкиваются с разнообразными трудностями при поиске работы, с другой — их навыками недовольны 91% работодателей.

Причины, по словам экспертов, в том, что система образования не соответствует запросам рынка труда — ни по количеству выпускников, ни по качеству их подготовки. Юристов и экономистов в 10 раз больше потребностей рынка, в то время как не хватает специалистов в сферах информационных технологий, науки и здравоохранения. В учебных заведениях устаревшее оборудование, преподаватели не могут сконцентрироваться только на своей работе из-за низких зарплат, а сами студенты в период обучения работают не для получения навыков, а для заработка денег.

Согласно последним полным данным Росстата (исследования проводятся каждые пять лет), в 2010-2015 годах получили диплом 10,7 миллиона человек. Из них 5,5 миллиона выпускников (из 7,3 миллиона искавших работу) столкнулись с трудностями при трудоустройстве, главным образом из-за отсутствия опыта (3,8 миллиона), низкого уровня зарплаты (2,3 миллиона), в связи с отсутствием вакансий (1,7 миллиона) и из-за трудности найти работу по специальности (1,2 миллиона). В результате в первый год после выпуска трудоустроились 5,9 миллиона человек из 7,3 миллиона, искавших работу, следовательно, остались без работы в этот период — 1,4 миллиона.

Проблемы с трудоустройством испытывают выпускники как высших учебных заведений, так и средних. По данным Минобразования РФ, из получивших диплом в 2014 году, сидели без работы в течение года 43% выпускников средних учебных заведений и 23% выпускников вузов. По выпускникам 2015 года имеются данные только по вузам: в течение года не смогли трудоустроиться 25% человек.

Отсутствие профессиональных навыков

По данным Высшей школы экономики (ВШЭ), в 2005 — 2015 годах снизился интерес работодателей к выпускникам. Например, в строительстве доля предприятий, нанимавших выпускников, сократилась с 70% в 2005 году до 43% в 2015 году, в торговле — с 53% до 38%, в промышленности — с 73% до 62%. Руководители российских компаний не удовлетворены навыками самоорганизации выпускников, их умением анализировать, решать задачи в нестандартных ситуациях, а их профессиональную подготовку они оценивают в 3,5-3,7 балла из пяти.

О нехватке у выпускников вузов практических навыков, по данным ВЦИОМ, заявляет 91% работодателей, у выпускников средних профессиональных организаций, по информации «Бостон консалтинг групп» (The Boston Consulting Group), 60% работодателей.

Согласно выводам BCG, приобретению профессиональных навыков учащихся препятствует то, что система образования «не слышит» бизнес. Также этому способствует бедность материально-технической базы учебных заведений.

«Большая часть станочного парка в России — аналоговое оборудование. Но аналоговый тип был характерен до 1980-х годов, сейчас уже совсем другие реалии», — считает Роберт Уразов, генеральный директор союза WorldSkills Russia. Качественной подготовке студентов мешает и недостаток цифровых средств.

Компенсировать нехватку практических навыков мог бы опыт работы по профессии. Однако во время учебы большинство студентов средних учебных заведений (61,8%) работают не по специальности. Больше половины студентов всех видов учебных заведений (54%) работают исключительно для удовлетворения финансовых потребностей. За опытом, который впоследствии могли бы оценить работодатели, идут лишь 21,5% студентов средних профессиональных организаций и 28% студентов вузов.

Трудности преподавания

Есть вопросы и к уровню преподавания. Например, по данным ВШЭ на 2015 год, только 3,9% преподавателей средних учебных заведений используют в обучении студентов научную литературу на иностранном языке и 7% педагогов — учебную литературу. Это связано с низким уровнем владения иностранными языками и преподавателей, и студентов.

Нежелание преподавателей повышать свой уровень во многом объясняется их низкой зарплатой и высокой учебной нагрузкой. Несмотря на обещания государства повысить среднюю зарплату педагогов, ее уровень в 2017 году составил 76% к уровню в обрабатывающих производствах, и это всего на 1% больше, чем в 2011 году.

«Преподаватели вузов и школьные учителя получают нищенскую, унизительную зарплату, недостойную высокообразованных людей. Жалованье провинциального профессора составляет. менее 500 евро. Это превращает российских преподавателей в люмпен-пролетариев умственного труда, вынужденных постоянно искать дополнительные источники существования, что плачевно сказывается и на качестве их труда, и на их здоровье» — говорится в открытом письме министру образования РФ (апрель 2017 года), автором которого является Вера Афанасьева, профессор Саратовского госуниверситета.

Несоответствие ожиданиям работодателя

По словам управляющего партнера консалтинговой компании Odgers Berndtson Романа Тышковского, спрос работодателей не соответствует предложению вузов ни по количеству специалистов, ни по качеству их подготовки. По данным Рособрнадзора, юристов и экономистов выпускается в 10 раз больше необходимого количества. А по информации ЦБ, дефицит квалифицированных кадров наблюдается в здравоохранении, образовании, науке, технике и информационных технологиях.

Частично несоответствие рабочей силы запросам рынка труда может быть вызвано сильной распространенностью работы не по специальности. По различным данным, не по своей специальности работают от 60% до 73% экономически активного населения.

Другая особенность российского рынка труда заключается в том, что каждый четвертый выпускник вуза выполняет работу, не требующую высшего образования. Например, такое образование имеют 14% российских продавцов и охранников. Это объясняется тем, что многие работодатели ищут сотрудников с высшим образованием не потому, что оно требуется в работе.

«Работодатель считает, что высшее образование дает работнику некий кругозор, кроме того, люди с высшим образованием более ответственные и лучше обладают коммуникативными навыками», — считает директор центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства и госслужбы Татьяна Клячко.

На фоне чисто российских проблем, в остальном мире, по мнению Клячко, растет спрос на либо очень высококвалифицированных специалистов, либо просто на ответственных исполнителей. Эта тенденция наблюдается на фоне развития информатизации и использования технологий.

«При сохранении существующей [характеризующейся отсутствием спроса на знания] структуры рынка труда еще на 7—10 лет отставание России от стран-лидеров мировой экономики рискует стать несократимым», — подчеркнул старший партнер и управляющий директор, председатель BCG в России Владислав Бутенко, комментируя итоги исследования «Россия 2025: от кадров к талантам», проведенного его компанией совместно со Сбербанком, WorldSkills Russia и Global Education Futures. — Удешевление технологий, повышение волатильности делают весьма вероятным сценарий «обрыва», т. е. достаточно резкого ухудшения экономической ситуации", если в ближайшие годы не произойдет качественных изменений.

Лишь 13% наших респондентов не получали высшего образования и не собираются получать его в будущем. Из них больше половины (52%) после школы решили получать среднее специальное образование, а 38% сразу начали работать.

Больше половины студентов планируют работать по специальности

При этом 45% тех, кто не стремится к диплому о высшем образовании, сходятся во мнении, что он не гарантирует успешного трудоустройства, а еще 44% считают получение высшего образования пустой тратой времени, потому что, по их мнению, всему можно научиться на работе.

Больше половины студентов планируют работать по специальности

Большинство соискателей (85%), независимо от того, есть у них высшее образование или нет, планируют повышать уровень знаний и улучшать свои навыки с помощью дополнительного образования (на онлайн-курсах, тренингах, читая литературу и так далее).

Больше половины студентов планируют работать по специальности

Выше всего доля среди тех, кто точно собирается повышать уровень знаний, в сферах ИТ (70%), искусства и массмедиа (68%), строительстве и недвижимости (61%), в маркетинге и PR, а также в управлении персоналом (по 60%).

Больше половины студентов планируют работать по специальности

Как выбирают вузы

Мы спросили соискателей, которые уже получили высшее образование или получают его сейчас, по каким критериям они выбирали вузы. Главным критерием стало наличие в вузе учебной программы по выбранной специальности — его назвали 58% опрошенных. Причем среди нынешних студентов доля выбравших этот вариант выше (75%), чем среди уже получивших высшее образование (у них — 54%). И больше половины (61%) нынешних студентов собираются потом работать по специальности.

На втором месте среди критериев выбора — престижность вуза (этот вариант ответа выбрал 31% респондентов), на третьем — мнение родителей (24% респондентов).

Распределение ответа на вопрос: от чего вы отталкивались при выборе места для поступления?

Больше половины студентов планируют работать по специальности

Больше половины студентов планируют работать по специальности

Образование получено — что дальше?

Каждый третий соискатель лишь отчасти доволен своим высшим образованием. Среди уже получивших диплом доля довольных несколько выше, чем среди тех, кто учится сейчас (45% против 35%). Но среди студентов выше доля тех, кто затруднился ответить на вопрос.

Насколько вы довольны полученным или получаемым высшим образованием с точки зрения приобретенных знаний и навыков?

Больше половины студентов планируют работать по специальности

Больше всего доля довольных высшим образованием среди топ-менеджеров (62%), меньше всего — среди представителей туристической и ресторанной сферы (32%).

Больше половины студентов планируют работать по специальности

Существенная доля соискателей, уже получивших высшее образование (41%), работает не по специальности. Выше всего эта доля в сфере продаж (70%) и среди административного персонала (64%).

Больше половины студентов планируют работать по специальности

Больше половины студентов планируют работать по специальности

Из тех, кто работает не по специальности, больше половины (54%) пытались это делать, но затем бросили: выше всего эта доля у тех, кто сейчас трудится в транспортной сфере (73%) и в производстве (62%).

Больше половины студентов планируют работать по специальности

Чаще всего переставали работать по специальности из-за:

  • низкой зарплаты (45%);
  • смутных перспектив карьерного роста (30%);
  • отсутствия интереса к профессии («поняла(а), что не мое») — 24%.

Больше половины студентов планируют работать по специальности

Те же три причины, только немного в другом порядке, назвали те, кто даже не пытался начать работать по специальности.

По статистике, больше половины населения России работает не по специальности. Кто-то уходит с нелюбимой специальности сразу, кто-то доучивается до конца. Выпускники идут на работу, никак не связанную с тем, что они учили. После потраченных лет они вынуждены искать применение своим знаниям где-то на стороне. Редакция сайта Go64 пообщалась с фитнес-тренером, учителем немецкого, бариста и другими людьми, которые изначально получили совсем иное образование, и узнала, почему они сменили профессию.


Елена, 43 года, Балаково

Из медработника в фитнес-тренера

fCV0Pva8lck.jpg

Пошла учиться в медицинское училище. Всё было решено: мама-врач, а у меня своих целей не было, я не знала, кем хочу быть. Но, проучившись некоторое время, поняла, что это точно не моё. Уже когда забирала документы из меда, меня спросили: “Кем вы хотите стать?”. Мне же надо было чем-то объяснить своё решение. И я ответила, что хореографом. Еще учась в школе, я занималась танцами, но учиться на хореографа не пошла. Чтобы получить это образование, пришлось бы уехать из города, а я на тот момент была совсем не готова: у меня как раз завязались отношения с мужчиной моей мечты. Поэтому пошла работать, но занятия танцами я никогда не бросала.

В 95-м году меня познакомили с первым в городе фитнес-тренером. Мне очень понравилось, как она проводила свои тренировки - это кардинально отличалось от того, к чему я привыкла. Этот человек очень на меня повлиял, зажёг. Мне захотелось попробовать также. Это решение пришло, конечно, не сразу. Именно в конце 90-х началось активное развитие фитнес-индустрии как таковой. Было очень много видов и направлений занятий, они только-только появлялись, и можно было развиваться. Изучала всё, впитывала, параллельно занималась. Свою фитнес-группу я стала вести в 1999 году. Вдохновивший меня тренер сказала: “Дерзай, вперед!”. Поначалу было тяжело и не слишком удачно. Помню, как три месяца занималась всего с одной клиенткой. Это было абсолютно самостоятельное плавание, тогда не было ни Интернета, ни материалов. Что-то взяла от своих преподавателей, что-то - из танцевального опыта. Шла к цели скорее интуитивно. Разочарование не заставило себя ждать. Я бросила преподавание фитнеса, но сама тренироваться никогда не переставала, чем бы ни занималась. Эта сфера меня так и не отпустила.

“Поначалу было тяжело и не слишком удачно. Помню, как три месяца занималась всего с одной клиенткой.”

Я снова вернулась в фитнес в 2005 году и преподаю до сих пор. Для меня это творчество, вдохновение. Я прошла обучение, получила сертификат, ездила на всевозможные фитнес-конвенции, марафоны. Учиться и двигаться вперед продолжаю и сейчас.

В этой профессии я реализовала свой потенциал и удовлетворила свои амбиции. Приятно порой покомандовать людьми.

Но высшее образование я всё же получила: по специальности “Рекламный менеджмент”. Выучилась с удовольствием и пониманием, для чего это делаю. Я понимала, что не обязательно быть супер менеджером, зато это образование - универсальное, его можно применить в любых сферах жизни, и я нисколько не жалею, что его получила. Полученные знания я использую в моей нынешней деятельности, потому что услуги нужно продавать. Всё применяемо.

Дмитрий, 29 лет, Самара

Из инженера в специалиста технической поддержки

web-agency-1738168_960_720.jpg

У меня в жизни выбор особо не стоял, куда идти учиться: мои родители инженеры. В детстве конструкторы только усугубили ситуацию, поэтому к первому классу я уже четко всем говорил, что буду придумывать, изобретать, инженерить.

Поступил на факультет летательных аппаратов. И не жалею в принципе. Я был на Байконуре на практике, работал на “Прогрессе”.

Главный стимул всех моих переходов от одной специальности к другой - деньги. На “Прогрессе” мне ничего хорошего по зарплате предложить не могли - финансирование было бюджетным. К тому же это режимное предприятие. Очень строгие правила на проходной, опоздал на 5 минут - пишешь объяснительную. Отгул взять - целая история. За границу могут не выпустить. И всё это за 12 тысяч рублей.

В конечном итоге мне друг предложил пойти работать вместе с ним. У них открывалась вакансия специалиста техподдержки. Так уж сложилось, что у меня много друзей в IT. И я сам довольно уверенно разбирался с компами на уровне пользователя. Так что устроился на работу. Не могу сказать, что не боялся, конечно, переживал поначалу, но у нас тут хороший коллектив и начальство не обижает. Быстро нахватался опыта. По большому счету я менял одно увлечение на другое, поэтому не сильно страдал.

“Зарплата опять стала мне мала, я еще в ипотеку залез. Начал искать что-то еще, но никто не хотел платить больше за мои знания.”

Поскольку в техподдержке я работал у нефтяников, нас очень сильно ударило в 2014 году. Зарплата опять стала мне мала, я еще в ипотеку залез. Начал искать что-то еще, но никто не хотел платить больше за мои знания. Квалификацию и часть знаний инженера за пять лет я подрастерял. Техподдержка тоже не самая прибыльная специальность. Поэтому двинул на курсы программистов в Netcracker. Сейчас пытаюсь учиться там. К 29 годам тело очень сопротивляется этому процессу. Прокрастинация и привычные рутинные дела делаются с большей охотой. Приходится себя заставлять, но я стараюсь.

Как итог могу сказать, что глаза боятся, а руки делают. Сейчас мне кажется, я могу освоить вообще всё что угодно, если будет достаточно мотивации.

Диана, 25 лет, Саратов

Из культуролога в инженерно-технического специалиста

highlighter-2848151_960_720.jpg

Закончила университет по специальности “Культурология”. Здесь две причины: во-первых, я искала гуманитарное направление, во-вторых, бюджетное отделение. Культурологию из остальных вариантов выбрала потому, что она показалась мне такой многоплановой, разносторонней, много чего охватывающей специальностью. И это на самом деле так.

После обучения изначально устроилась не по профессии. Работала в фирме на должности офис-менеджера. В итоге стала инженерно-техническим специалистом. Это не было моё какое-то осознанное желание, я не сидела на работе с мыслями: “А как бы мне попасть на место специалиста по внешним рекламациям”? Нет, всё дело в том, что когда долго работаешь в какой-то организации, люди начинают узнавать тебя с разных сторон. Они знают о каких-то твоих чертах в работе: что ты ответственный, исполнительный. Генеральный директор поставил меня на эту должность, потому что увидел во мне потенциал. Я с такой работой раньше вообще не сталкивалась, но он доверил мне это дело и сказал: разберешься. Конечно, с улицы таким образом меня бы никто не взял. Только за счет доверия людей, с которыми я уже долго проработала.

“Это не было моё какое-то осознанное желание, я не сидела на работе с мыслями: “А как бы мне попасть на место специалиста по внешним рекламациям?”

Я в любом случае хотела сменить сферу деятельности. С одной стороны, конечно, у меня склад ума гуманитарный. Но в то же время, я всё равно думала о том, что в жизни есть разные шансы. И мой шанс не стоило упускать. А вот в культурологии у меня не вышло реализоваться.

Когда предложили стать техническим специалистом, мне было страшно - ведь работа казалось диаметрально противоположной той, к которой я привыкла. Но потихоньку освоилась. Уже пятый месяц на этой должности, вопросы возникают до сих пор, но я чувствую себя намного увереннее, чем в первый месяц.

Катерина, 30 лет, Балаково

Из экономиста в преподавателя немецкого

Когда я училась в школе, у меня была очень сильная учительница по немецкому языку. Увлечение, которое стало сейчас моей работой, пошло именно из школы. Я грезила Германией, ходила в немецкий центр, всеми способами учила немецкий язык. Но семья у меня совершенно простая: мама врач, папа - инженер. И мама всё время мне в детстве приводила пример: “Вот смотри: соседка тетя Оля экономист получает 600 рублей, а я, врач, получаю 180”. Мой детский ум сделал выводы, что нужно становиться экономистом и получать, как тетя Оля, 600 рублей. Хотя я не очень понимала, что вообще делает экономист. Знала только, что он с бумажками сидит и что-то считает.

Мама всё время мне в детстве приводила пример: “Вот смотри: соседка тетя Оля экономист получает 600 рублей, а я, врач, получаю 180.”

И всё-таки мечта о немецком языке сподвигла меня на попытку поступить на “Мировую экономику”, но туда я не смогла пробиться, поэтому на бюджет поступила на специальность “Экономика и управление предприятий природопользования”, связанную с добычей нефти, газа и прочего. Но любовь к немецкому языку никуда не делась. После третьего курса я нашла возможность уехать в Германию на год по программе. Жила в немецкоговорящей семье, совершенствовала свой язык, ходила на курсы. Получила сертификат о знании немецкого. Вернулась в Россию и поняла, что если я хочу сохранить свои знания, то язык нужно преподавать. Взяла одну ученицу, готовила ее к экзаменам. И осознала, что это у меня получается: я логично объясняю, человек меня понимает. После поступления ученица меня поблагодарила и сказала, что стала лучшей по немецкому в своей группе. С тех пор я занималась с учениками.

Даже когда я после института стала развивать свой бизнес, у меня всегда для души были ученики, хотя бы один-два. Потом грянул кризис, бизнес я продала и так получилось, что преподавание вытеснило все остальные занятия. Смена сферы деятельности произошла будто сама собой. Меня позвали работать в техникум преподавателем, а сейчас я работаю в школе и учу детей языку.

Стас, 24 года, Балаково

Из строителя в бариста

В 9 классе мне дали понять, что ЕГЭ 11 класса я не сдам. Решил пойти в училище. Хотел в училище искусств, но мама была против, говорила, что в искусстве денег не заработаешь, поступай лучше на химика или на строителя. В общем, поступил на строителя.

В первый год занятий старался учиться, а потом общеобразовательные предметы закончились и начались профпредметы, и я понял, что это вообще не моё.

После третьего курса я отчислился и уехал в Москву работать, искать себя. Сначала работал грузчиком, потом устроился в японский ресторан. Никогда не думал, что буду работать в общепите. Но мне понравилось - особенно общаться с людьми. Спустя полгода я ушёл в армию по контракту на два с половиной года.

“Никогда не думал, что буду работать в общепите. Но мне понравилось - особенно общаться с людьми.”

После дембеля я думал, куда мне пойти работать, боялся даже представить новую работу. И всё-таки снова пошел в ресторанную сферу - в кофейню. Было сложно вспоминать, как это всё делается. В первые 3 стажировочных дня очень нервничал. Но со временем приспособился, и мне это очень нравится. Сейчас работаю бариста.

Читайте также: