Социальная культурная деятельность профессия кем работать

Опубликовано: 06.07.2024

Специалисты направления являются профессионалами, обладающими фундаментальными теоретическими знаниями в отрасли, высоким уровнем общей культуры и широким кругозором. Выпускники умеют эффективно использовать в своей профессиональной деятельности инновационные социально-культурные методики и технологии с целью обеспечения сохранности культурного наследия и его преумножения. Деятельность будущего специалиста основывается на наиболее актуальных потребностях личностного и общественного развития. Главным объектом профессиональной деятельности выпускника направления становится человек, рассматриваемый как объект социализации и просвещения, инкультурации и воспитания.

Условия поступления

Абитуриенты в аудитории
Специалисты сферы СКД осуществляют отбор, хранение, производство и последующее распространение ценностей культуры в рамках региона деятельности на государственном и международном уровне. В задачи будущего специалиста входит планирование, организация и практическая реализация культурной и досуговой деятельности. Абитуриентам, выбравшим данное направление в качестве последующей профессиональной деятельности, необходимо подготовится к сдаче вступительных экзаменов по дисциплинам:

  • русский язык:
  • литература (профильный);
  • история, обществознание (по выбору учебного заведения);
  • иностранный язык (по требованию вуза).

Будущая профессия

Профессиональная деятельность будущих бакалавров реализуется в области культурной политики, социально-гуманитарного знания, маркетинга, менеджмента и культурно-воспитательного образования.

Объектами деятельности специалистов выступают:

  • системы управления учреждениями и общественными объединениями социокультурной сферы;
  • объекты индустрии досуга;
  • процессы творческой и культурной деятельности;
  • процессы педагогического, методического сопровождения и обеспечения досуговой деятельности, культурной и воспитательной работы.

Куда поступать

На сегодняшний день подготовкой специалистов направления занимаются следующие вузы страны:

  1. Международный университет в Москве (МУМ).
  2. Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства.
  3. Московский городской педагогический университет (МГПУ).
  4. Московский городской университет управления Правительства Москвы (МГУУ Правительства Москвы).
  5. Московский государственный гуманитарно-экономический институт (МГГЭИ).

Срок обучения

Нормативный срок обучения по очной форме составляет 4 года, заочной – 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Студенты разрабатывают план культурной деятельности
В задачи будущего специалиста входит организация культурной и просветительской деятельности в соответствии с социально-культурными интересами и потребностями людей разных возрастов, профессий. Разработка инновационных технологий развития досуговой области требует от будущего специалиста фундаментальных знаний культурологии, педагогики, психологии, политологии, социологии, теории управления и права. Основными дисциплинами курса являются:

  • педагогика досуга;
  • литература;
  • методология и методика скд;
  • основы культурной политики;
  • история и теория СКД;
  • история искусств;
  • история кино;
  • история музыки;
  • информатика и основы информационной культуры;
  • социальная и культурная работа за рубежом.

Приобретаемые навыки

Основными средствами реализации социокультурной деятельности будущего специалиста выступают:

  • слово;
  • СМИ;
  • технические и наглядные средства;
  • художественная самодеятельность;
  • художественные произведения;
  • произведения культуры.

Реализация профессиональной деятельности требует наличия таких компетенций, как:

  1. Руководство учреждениями культуры (центрами отдыха и развлечений, парками культуры), организация и планирование их деятельности, поиск источников финансирования и подбор кадров.
  2. Организация досуговой деятельности различных социальных и возрастных групп.
  3. Разработка методических указаний относительно проведения культурных мероприятий.
  4. Осуществление подготовки и внедрение в практику рекреационных и анимационных программ.
  5. Формирование общественного мнения в отношении культурных произведений и культурного наследия государства.

Перспективы трудоустройства по профессии

Выпускник сдает книги в библиотеку
Выпускники направления успешно осуществляют профессиональную деятельность в качестве продюсеров, директоров концертных и промоушен-организаций. В задачи специалистов входят переговоры с концертными агентствами, теле-, радиостанциями, звукозаписывающими организациями и пр.

Данное направление представляет широкий ряд возможностей для трудоустройства после завершения обучения. Выпускники – бакалавры могут выбрать профессию:

  • аниматора;
  • имиджмейкера;
  • арт-менеджера;
  • культуролога;
  • инструктора-методиста;
  • менеджера СКД;
  • менеджера по туризму;
  • организатора праздников;
  • организатора досуга;
  • педагога-организатора;
  • социального педагога.

Чаще всего начинающие специалисты получают от 25 до 30 тыс. рублей. По мере повышения компетенции специалиста и уровня его самосовершенствования заработная плата возрастает: руководители отдельных подразделений могут рассчитывать на доход до 50 тыс. руб.

Руководители продюсерских центров, добившиеся успехов на выбранном поприще, измеряют собственные гонорары шестизначными цифрами.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Как уже отмечалось, заработная плата будущего специалиста зависит от уровня его профессионализма. Обучение в магистратуре предоставляет будущему выпускнику возможность продолжить процесс собственного самосовершенствования в научной и исследовательской сфере, углубить теоретические знания дисциплин цикла и повысить уровень навыков организации. Диплом магистра не требует переаттестации при осуществлении профессиональной деятельности за пределами нашей страны, что также важно для специалистов данного направления. Продолжение обучения возможно также в аспирантуре и докторантуре.

Те, кто интересуется специальностью «Социально-культурная деятельность», кем можно работать, сколько зарабатывать, где учиться и какие экзамены сдавать, могут почерпнуть главную информацию из данной статьи.

Специалисты направления «Социально-культурная деятельность» (СКД) должны обладать большим кругозором, хорошими педагогическими и организаторскими навыками, так как их основная деятельность состоит в проведении досуговых мероприятий, направленных на повышение культурного уровня отдельно взятого учреждения, города, региона и т. д.

Помимо этого выпускники факультета СКД занимаются сохранением и приумножением культурных ценностей, маркетингом и менеджментом в развлекательной сфере, преподаванием практических и теоретических предметов в соответствующей области, просветительской и воспитательной работой.

Исходя из этого, можно понять, что деятельность специалистов, окончивших направление СКД, направлена на человека: на его просвещение, социализацию и культурное воспитание.

Крупные вузы России для обучения по специальности СКД

Высших учебных заведений, обучающих по направлению «Социально-культурная деятельность», не так уж и много.

Больше всего их в Москве и Уфе (по 3 учреждения), но также есть возможность получить образование в данной сфере во Владивостоке, Екатеринбурге, Самаре и Омске (по 2 учреждения).

Самыми популярными и востребованными вузами являются:

Московский городской педагогический университет;

Санкт-Петербургский государственный институт культуры;

Московский государственный институт культуры;

Российский государственный социальный университет;

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;

Краснодарский государственный институт культуры.

Экзамены, необходимые для поступления

Для каждого 11-тиклассника самыми сложными вопросами на весь оставшийся учебный год становятся: «Кем мне быть?» и «Какие предметы сдавать?».

Если первый вопрос сугубо личный и зависит от множества факторов, то на второй намного легче дать ответ, если вы уже определились с профессией или пошли методом исключения сложных для вас предметов.

Если выпускник твёрдо решил, что хочет связать свою жизнь с социально-культурной деятельностью, то ему предстоит сдать ЕГЭ по следующим предметам:

история / обществознание / английский язык (по выбору конкретного вуза).

Помимо этого, некоторые университеты принимают экзамены по другим видам вступительных испытаний, но это уточняется индивидуально.

Сроки обучения и форма обучения

Сроки и форма вполне стандартные:

очная форма – 4 года;

заочная форма – 5 лет.

Какие предметы изучают студенты

Чтобы стать полноценным специалистом по направлению «Социально-культурная деятельность», необходимо обладать хорошими организаторскими способностями, социальными навыками и глубокими познаниями в таких науках, как: культурология, право, педагогика, социология, психология, политология.

По этой причине большинство университетов придерживаются такой программы:

русская и зарубежная литература;

история кино / музыки / искусств;

основы культурной политики;

история, теория, методология СКД.

На выходе получается специалист, готовый:

руководить культурно-развлекательным учреждением, организовывать его деятельность, осуществлять набор кадров и поиск финансирования;

проводить культурно-образовательные мероприятия, нацеленные на разные возрастные и социальные группы;

формировать общественное мнение в отношении какого-либо культурного памятника или события;

заниматься экспертизой и диагностикой объектов социально-культурного сервиса;

создавать новейшие технологии развития досуговой области.

Кем можно работать после обучения

Студент факультета «Социально-культурная деятельность» может выбрать одну из представленных профессий:

Социально–культурная деятельность – одно из старейших и самых востребованных направлений подготовки Санкт – Петербургского государственного института культуры. В настоящее время кафедра социально – культурной деятельности осуществляет набор по направлениям подготовки.


51.03.03 «Социально–культурная деятельность» (бакалавриат)

Форма обучения: очная, заочная.
Вступительные испытания: результаты ЕГЭ по литературе, русскому языку, обществознанию.

Для выпускников профильных средних профессиональных учебных заведений, поступающих на заочную форму (по договорам с оплатой стоимости обучения), предусматривается ускоренная программа обучения — 4 года. Вступительные испытания: творческий экзамен (Социально–культурная деятельность), русский язык и обществознание (письменное тестирование).

Профиль: «Менеджмент социально–культурной деятельности»

Профиль предусматривает подготовку дипломированных специалистов для работы руководителями и менеджерами учреждений культуры, социокультурных проектов, рекламных и PR–агентств, продюсерами художественных досуговых программ, педагогами–организаторами прикладного любительского творчества, детского и молодёжного досуга, преподавателями социально–культурных дисциплин в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Профиль: «Менеджмент детско–юношеского досуга»

Профиль предусматривает подготовку дипломированных специалистов для работы руководителями и менеджерами учреждений культуры, социокультурных проектов, педагогами–организаторами прикладного любительского творчества, досуга и развлечения детей и подростков, преподавателями социально–культурных дисциплин в образовательных учреждениях Российской Федерации.

51.04.03 «Социально–культурная деятельность» (магистратура)

Форма обучения: очная, заочная.
Вступительные испытания: «Основы социально–культурной деятельности» (устный экзамен).


Социально-культурная сфера - стремительно развивающаяся и жизненно важная отрасль. Ключевая особенность направления подготовки – широкое поле профессиональной деятельности, главным объектом которой является человек. Менеджер социально-культурной деятельности призван приобщать личность к ценностям культуры посредством организации активной, инициативной и творческой деятельности.

Современный выпускник кафедры социально-культурной деятельности интегрирует в себе такие качества, как коммуникабельность, креативность, организаторские способности, сценарно–режиссерское мастерство, владение технологиями и методиками изучения, удовлетворения и развития культурных и досуговых потребностей различных категорий населения, включения их в различные виды социально-культурного творчества, способность разработать и реализовать социально-культурные проекты, координировать социально-культурные инициативы.

Менеджер социально-культурной деятельности должен быть профессионалом, обладающим общим высоким культурным уровнем и эрудированностью, изучившим ряд дисциплин, к которым относятся менеджмент и маркетинг, бизнес-планирование и экономика, реклама и имиджелогия, культурология и арт-педагогика, социально-культурные технологии и методики и сценарно-режиссерские основы.


    Преимущества обучения на кафедре социально-культурной деятельности:
  • Общее гуманитарное образование;
  • Творческая атмосфера и интересная форма обучения;
  • Приобретение глубоких знаний в области экономики и социального менеджмента;
  • Овладение навыками проектирования и реализация собственных идей и проектов;
  • Встречи с ведущими специалистами в области культуры.

Уже с первого курса студенты становятся активными участниками культурной сферы: посещают музеи, арт-пространства, театры, концертные площадки, становятся участниками и организаторами форумов, фестивалей, выставок, ярмарок, экскурсий, конференций и иных мероприятий.

Будущие менеджеры социально-культурной деятельности знакомятся с работой петербургских организациях, проходя ознакомительную, учебную и преддипломную практики, в ведущих центрах культуры, искусства, образования, просвещения, туризма, спорта, развлекательно-игрового досуга.


    Выпускники кафедры социально–культурной деятельности специализируются как:
  • руководители учреждений и организаций социально-культурной сферы;
  • топ-менеджеры социокультурного проектирования, маркетинга и рекламы в социально-культурной сфере, художественно-просветительной и развлекательно-игровой деятельности;
  • арт-технологи театрального, музыкального, музейного, спортивно-оздоровительного и теле-видео-кино досуга;
  • педагоги досуга различных категорий населения;
  • организаторы и продюсеры культурно–досуговых программ;
  • преподаватели социально–культурных дисциплин.

Менеджер социально-культурной деятельности - профессия для творческих, креативных, активных, инициативных, тех, кто хочет всегда быть востребованным!

На обучение в очной форме прием осуществляется на базе основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Срок обучения 3 года 10 месяцев Присваиваемая квалификация - менеджер социально-культурной деятельности.

На обучение в заочной форме прием осуществляется на базе среднего (полного) общего образования. Срок обучения 2 года 10 месяцев Присваиваемая квалификация - организатор социально-культурной деятельности.

Область профессиональной деятельности выпускников: разработка и реализация социально-культурных программ, организация и постановка культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, культурно-досуговых программ.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • организации социально-культурной сферы независимо от их организационно-правовых форм;
  • учреждения культурно-досугового типа;
  • региональные и муниципальные управления (отделы) культуры;
  • дома народного творчества;
  • социально-культурные и культурно-досуговые программы;
  • культурно-просветительные и культурно-массовые мероприятия; театрализованные представления.

Организатор социально-культурной деятельности готовится к следующим видам деятельности:
Организационно-управленческая деятельность.
Организационно-творческая деятельность.

Менеджер социально-культурной деятельности готовится к следующим видам деятельности:
Организационно-управленческая деятельность.
Организационно-творческая деятельность.
Менеджмент в социально-культурной сфере.

Организатор социально-культурной деятельности должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Организатор социально-культурной деятельности должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Организационно-управленческая деятельность.
ПК 1.1. Разработать и реализовать социально-культурные проекты и программы.
ПК 1.2. Организовывать культурно-просветительную работу.
ПК 1.3. Обеспечивать дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями.
ПК 1.4. Создавать условия для привлечения населения к культурно-досуговой и творческой деятельности.
ПК 1.5. Использовать современные методики организации социально-культурной деятельности.

Организационно-творческая деятельность.
ПК 2.1. Обеспечивать функционирование коллективов народного художественного творчества, досуговых формирований (объединений).
ПК 2.2. Разрабатывать и реализовать сценарные планы культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, культурно-досуговых программ.
ПК 2.3. Осуществлять организационную и репетиционную работу в процессе подготовки культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений.
ПК 2.4. Использовать современные методики и технические средства в профессиональной работе.
ПК 2.5. Использовать игровые технологии в профессиональной деятельности.

Менеджер социально-культурной деятельности должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и к онтролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Менеджер социально-культурной деятельности должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Организационно-управленческая деятельность.
ПК 1.1. Разрабатывать и осуществлять социально-культурные проекты и программы.
ПК 1.2. Организовывать культурно-просветительную работу.
ПК 1.3. Обеспечивать дифференцированное культурное обслуживание населения в соответствии с возрастными категориями.
ПК 1.4. Создавать условия для привлечения населения к культурно-досуговой и творческой деятельности.
ПК 1.5. Использовать современные методы организации социально-культурной деятельности.
ПК 1.6. Анализировать состояние социально-культурной ситуации в регионе и учреждении культуры.
ПК 1.7. Определять приоритетные направления социально-культурной деятельности.
ПК 1.8. Использовать различные способы сбора и распространения информации в профессиональной сфере.

Организационно-творческая деятельность.
ПК 2.1. Обеспечивать функционирование коллективов народного художественного творчества, досуговых формирований (объединений).
ПК 2.2. Разрабатывать и реализовывать сценарные планы культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, эстрадных программ.
ПК 2.3. Осуществлять организационную и репетиционную работу в процессе подготовки культурно-массовых мероприятий, театрализованных представлений, культурно-досуговых программ.
ПК 2.4. Использовать современные методики и технические средства в профессиональной работе.
ПК 2.5. Использовать игровые технологии в профессиональной деятельности.
ПК 2.6. Осуществлять организационную и репетиционную работу в процессе подготовки эстрадных программ и номеров.
ПК 2.7. Осуществлять деятельность аниматора.

Менеджмент в социально-культурной сфере.
ПК 3.1. Обеспечивать эффективное функционирование и развитие учреждения социально-культурной сферы.
ПК 3.2. Использовать знание в области предпринимательства в профессиональной деятельности.
ПК 3.3. Участвовать в финансово-хозяйственной деятельности учреждений социально-культурной сферы.
ПК 3.4. Работать с коллективом исполнителей, соблюдать принципы организации труда.
ПК 3.5. Использовать информационные и телекоммуникационные технологии в профессиональных целях.
ПК 3.6. Соблюдать этические и правовые нормы в сфере профессиональной деятельности.


В последние десять-пятнадцать лет в вузах появляется всё больше неприкладных специальностей: регионоведение, культурология и т.д. Названия красивые, обещания светлого будущего и открытых дверей, за которыми скрываются золотые горы, сладкие – а вот как все обстоит на самом деле? Кем может устроиться культуролог?

Как молодые культурологи-выпускники не всегда предполагают, куда им податься, так и не все работодатели знают, что им делать с культурологами-соискателями. Образование слишком теоретическое, его границы чересчур размыты – в отличие от таких практически-ориентированных, как журналистика, педагогика, менеджмент и прочее.

Итак, вы – культуролог. Конечно, можно посоветовать получить второе образование или пройти какие-нибудь курсы, или, на худой конец, изучить что-то самостоятельно, вроде «Как стать гуру программирования за 8 часов сна» – но ради чистоты эксперимента мы отметем эти варианты.

Поэтому в нашем списке вы не увидите таких профессий, как программист, мастер маникюра, веб-дизайнер, менеджер и прочие. Но не встретите и продавца, тамаду, дворника, промоутера, сотрудника колл-центра, вахтера, уборщика и тому подобных – эти возможности открыты для любого выпускника.

Преподаватель

Идеальный, из палаты мер и весов, вариант того, кем может работать культуролог – преподавателем культурологии. Или смежных дисциплин – социологии культуры, философии культуры и далее (смотрите выше).

Однако желающих нести разумное, доброе, вечное и культурологическое встретят сразу несколько «но». Первое – кафедры уже полностью укомплектованы педсоставом, поэтому мест для молодых аспирантов практически нет. Второе – чтобы полноценно работать преподавателем на полную ставку, необходима ученая степень. То есть защищенная диссертация, выделить на которую время, силы и деньги могут далеко не все. И третье – больной финансовый вопрос.

Преподаватель без степени может рассчитывать в регионах на 5 тысяч рублей, в столице – на 10 тысяч. Если у факультета есть коммерческие средства, то эта сумма может увеличиваться, но не намного. Не лучше дело обстоит и у почасовиков – средняя ставка здесь около 180 р/час, но в итоге в месяц выходит примерно столько же, сколько и у «штатников».

Ученый-культуролог / «публичный» культуролог

Под «научной культурологией» сейчас можно понимать сразу два типа деятельности.

Первый – классический ученый, кандидат или доктор наук, двигающий эту самую науку вперед, постоянный участник конференций, симпозиумов и семинаров, в основном зарубежных. Нередко этот ученый читает лекции, но преподавателем в полном смысле не является. Увы, при всей заманчивости это не столько профессия, сколько образ жизни, призвание. Чтобы иметь статус, двигаться по карьерной лестнице и не нуждаться в деньгах, ученому-культурологу нужно или быть выдающимся, или уметь работать с волшебным словом «гранты».

Второй тип деятельности – «культурологи», которых можно видеть на ток-шоу, публичных лекциях и круглых столах самого разного толка. Они занимаются культурными проектами, урбанистическими практиками, социальными вопросами, нередко являются городскими активистами и общественными деятелями. И это тоже, как и в случае с наукой, особый образ жизни и особое призвание, которые по плечу далеко не всем.

Кандидат или доктор наук уже может рассчитывать на финансовые вливания от 20 до 40 тысяч, а если при этом он еще и совмещает научную деятельность, например, с руководством кафедрой, то планка поднимается до диапазона 50-80 тысяч рублей.

Музейный работник

Представление о том, что музеях работают бабушки-смотрительницы, вся забота которых в том, чтобы экспонаты не лапали посетители, а самих старушек не съела моль - несостоятельный стереотип. Музеи всё больше ориентируются на молодежь – и для этого им требуются молодые кадры. Методисты, организаторы экскурсий, экскурсоводы, кураторы выставок, пиарщики – те профессии, которые подходят не только дипломированным музеологам.

Минусы этой работы, как и любой, связанной с бюджетными учреждениями – низкая зарплата и необходимость обеспечивать определенное число посетителей ежемесячно. Второй пункт особенно сложен – ведь если краеведческий музей или музей изобразительных искусств еще пользуются популярностью (и прежде всего, у гостей города), то положение музея городского быта или литературного музея весьма незавидно. Вот и приходится изобретать новые заманухи – квесты, музыкальные вечера, литературные чтения, киноклубы и «Ночи в музее». Культурологи тут как раз к месту.

К сожалению, в этой области зарплаты в регионах и столице не сильно отличаются. Конечно, есть отдельные музеи, которые находятся на особом положении – но их на всю страну не более десятка. В среднем «температура по больнице» выглядит примерно так: директор музея - 30-70 тысяч, менеджер проектов - 15-20 тысяч, методист - 15-25 тысяч, хранитель фондов - 20-30 тысяч, администратор экскурсий в агентстве – 15-25 тысяч, экскурсовод в агентстве экскурсий - от 2 до 5 тысяч в день (работа по выходным).

Библиотекарь

Стеретипы здесь такие же, как и у музейных работников. Однако библиотека – уже давно не тихое замшелое место, где можно почитать книжку и полистать подшивку газет. Книги и газеты стремительно уходят в онлайн, а библиотеки, наоборот, стремятся к народу – проводят мероприятия, организуют читательские клубы, устраивают флэшмобы, буккроссинги, литературные пикники… Молодые культурологи, владеющие навыками пиара и находящиеся в курсе современных культурных и субкультурных тенденций, могут чувствовать себя тут как рыба в воде.

Ситуация с зарплатами не лучше, а то и хуже, чем в музеях. В библиотеки не приводят экскурсии иностранцев, там продаются сувениры и даже в туристических проспектах библиотеки обходят стороной. И это сказывается на зарплатах: библиотекарь - от 10 до 20 тысяч, заведующий методическим отделом - от 15 до 30 тысяч рублей.

Журналист

Многие редакторы отмечают, что журналисты с просто гуманитарным образованием (в нашем случае, культурологи) нередко справляются с заданиями лучше, чем журналисты-филологи. Причин тому может быть множество, однако итог таков, что в СМИ и масс-медиа культуролог-соискатель больше не рассматривается как неведомая зверушка. Его единственный минус – нехватка практики, однако он может искупить её, очаровав работодателя своими обширными знаниями и аналитическими способностями.

Из моих однокурсников и студентов один работает аналитиком в крупном издании, один является редактором издания не менее крупного, а третий стал начальником областной службы радиовещания. Не говоря уже о десятке-двух собственно журналистов и теле- и радиоведущих.

Зарплатная вилка здесь зависит, прежде всего, от финансовых возможностей издания. Например, начинающий журналист может рассчитывать на 10-15 тысяч, корреспондент – от 12 тысяч. Редактор уже «стоит» от 30 до 70 тысяч рублей. Некоторые издания предлагают доплаты за количество просмотров, репостов и лайков – поэтому хороший журналист, разрабатывающий популярную тему, может еще тысяч пять в месяц накинуть.

Критик/обозреватель кино, музыки, театра, моды

Отличие этой профессии от профессии журналиста в том, что критики и обозреватели «окучивают» конкретное поле. Конкуренция на этом поле мала, но и деньги, увы, такие же. Особенно в небольших городах – культурные события рассредоточиваются в течение года неравномерно, и можно столкнуться с тем, что в один месяц концерты заезжих звезд сыплются, как из рога изобилия, а в другой – в поле зрения только фестиваль урожая. Однако эта профессия – неплохой способ показать себя и завязать полезные знакомства. Ну, и бесплатно ходить, например, в театр.

Как правило, здесь нет фиксированной зарплаты, а есть гонорары за статьи, которые могут радикально отличаться в зависимости от издания и имени автора – от тысячи рублей за разворот (в регионах или в небогатых центральных изданиях) до 10 тысяч (эти товарищи обитают в столичном секторе и вынуждены жестоко биться за пятачок места под солнцем).

Блогер/видеоблогер

Рассматривать блогерство как полноценную профессию не имеет смысла, и с юридической точки зрения оно ею не является (в трудовую книжку не вписать, пенсию не получить), и деньги для начинающих там совсем небольшие. В музеях и то больше платят.

Зато потом хороший, грамотно раскрученный (вот где пригодятся навыки культуролога!) и монетизированный блог или YouTube-канал может неплохо прокормить его хозяина.

Чаще всего зарплаты как таковой нет, но иногда начинающим блогерам может перепасть временный проект стоимостью 5-10 тысяч рублей.

Консультант в книжном магазине

В отличие от продавца, это профессия, где культуролог может блеснуть своими знаниями, если специализация магазина соответствует околокультурологическому профилю. Прежде всего это, конечно, книжный: сведущий в литературных направлениях, новинках, модных течениях и способный подсказать нужную книжку консультант быстро продвинется по карьерной лестнице.

В вакансиях, как правило, указывается максимальная зарплата, которая считается по форме «оклад+премиальные для бессмертного пони». На деле реальная зарплата человека, который будет кроме работы еще вести хоть какую-никакую да личную жизнь, окажется раза в два меньше. Обычно денежные выплаты укладываются в диапазон от 15 до 30 тысяч рублей, в регионах ближе к первой цифре, в столице – ко второй.

Сотрудник рекламного агентства

В рекламе культурологам открыты все пути – по той причине, что специального «рекламного» образования у нас в стране пока нет, и значит, нет сильной конкуренции соискателей. Выпускник может устроиться как рекламным менеджером, так и пиарщиком, креативщиком и сценаристом рекламных роликов. А если подтянуть (сейчас мы забудем на минуту о чистоте эксперимента) умение рисовать – то есть шансы стать дизайнером рекламы.

Нередко в рекламном бизнесе работают фрилансеры, получающие деньги не ежемесячно, а за каждый заказ, но серьезные фирмы предпочитают иметь в распоряжении штат с четким рабочим графиком и не менее четким окладом. К этому окладу приплюсовываются и премиальные. В итоге, например, сценарист рекламных роликов может получить в месяц от 20 до 80 тысяч рублей.

Переводчик

В учебный план культурологов, как и всех гуманитариев, входит и курс иностранных языков, пусть даже и не в том объеме, как у филологов. Если студент не филонил во время занятий, а ещё и самостоятельно подтягивал языки, то ему прямая дорога в переводчики. А тут вариантов масса: переводчики на официальных мероприятиях, в штате крупной компании, в издательствах, письменный перевод, локализация фильмов и игр… Причем в большинстве случаев особенно ценятся не переводчики «с иностранного на русский», а наоборот.

Что же касается денег, то тут все зависит от статуса фирмы и редкости языка. Например, простой «англо-русский» переводчик может претендовать на зарплату от 15 до 35 и выше тысяч рублей, а такой экзотический вариант, как переводчик-ассистент (арабский, английский) уже стоит 50-55 тысяч.

И напоследок самый главный совет студентам-культурологам – по максимуму используйте производственную практику. Часто студенты рассматривают её как неизбежное зло, а свою миссию видят в том, чтобы как можно меньше соприкасаться с этим злом. Правда, тут всё зависит от того, насколько ответственно к практике подходят сам факультет и принимающие организации. В ваших интересах найти наиболее перспективное место и с выгодной стороны показать себя там. Помните, после выпускного вечера у вас появится куча конкурентов!

Читайте также: