Социальная мобильность может быть связана с получением образования овладением новой профессией

Опубликовано: 03.07.2024

Тест может быть использован учителем при проверке знаний учащихся по этому разделу предмета и при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.

Тест будет полезен учащимся при самостоятельной подготовке к сдаче ЕГЭ.

ВНИМАНИЕ: При предварительном просмотре происходит смещение текста, но после скачивания материала он имеет нормальный вид!

ВложениеРазмер
test_po_banku_zadaniy_ege_obshchestvoznanie_sotsialnye_otnosheniya_fipi.doc 241 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по банку заданий ЕГЭ Обществознание раздел «Социальные отношения» ФИПИ

(ответы на задания в конце текста)

01. Семья К. состоит из пяти человек. Муж занимается бизнесом, жена – воспитанием детей. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что это семья патриархального (традиционного) типа? 1) К. - гостеприимные хозяева, в их загородном доме часто останавливаются родственники. 2) К. - владелец фирмы по продаже цветов. 3) Семья К. состоит из мужа, жены, двух дочек и матери мужа. 4) Муж решает вопросы составления и использования семейного бюджета.

02. Учёные опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?». Результаты опроса представлены в гистограмме.

Проанализируйте данные гистограммы и выберите верное утверждение. 1) И мужчины, и женщины считают главной причиной снижения воспитательного потенциала семьи увеличение количества неполных семей. 2) Меньшая доля мужчин, по сравнению с женщинами, указывают в качестве причины снижения воспитательного потенциала семьи отсутствие у родителей необходимых знаний. 3) Одинаковая доля опрошенных мужчин и женщин рассматривают вмешательство родственников в воспитание детей как причину снижения воспитательного потенциала семьи. 4) Женщины в большей степени, чем мужчины, связывают снижение воспитательного потенциала семьи с плохими отношениями между родителями.

03. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах. Б. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государства. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

04. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль». 1) Замечание; 2) санкция; 3) социальная норма; 4) политическая идеология; 5) осуждение; 6) духовная культура . Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

05. Что характеризует демократическую (партнёрскую) семью? 1) беспрекословное подчинение младших старшим. 2) ограничение роли женщины ведением домашнего хозяйства. 3) добровольное распределение обязанностей между членами семьи 4) совместное проживание нескольких поколений родственников

06. Верны ли следующие суждения о социализации? А. Социализация – это процесс усвоения общественных норм и ценностей. Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

07. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) Школьный класс; 2) трудовой коллектив; 3) родительская семья; 4) агент социализации; 5) СМИ.

08. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности? А. Социальные революции способствуют усилению социальной мобильности. Б. Социальная мобильность индивида всегда приводит к повышению его социального статуса. 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

09. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социологи подчёркивают, что социальный __________ (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и __________ (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности __________ (В). Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных __________ (Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, __________ (Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально. Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или __________ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов: 1) ответственность 2) общество 3) контроль 4) добровольность 5) производство 6) механизм 7) инициатива 8) самоконтроль 9) нормативный акт

10. Ивану 15 лет, он девятиклассник. Он помогает родителям по хозяйству, в его обязанности входит гулять с младшим братом во дворе. В этом проявляется(-ются) 1) социальная роль личности 2) личный авторитет 3) индивидуально-психологические особенности 4) этническая принадлежность человека

11. В стране Z в ходе социологических опросов (2002 и 2012 гг.) респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Позволяет ли Вам Ваш семейный бюджет при необходимости воспользоваться платными медицинскими услугами?». Полученные результаты представлены в таблице.

Социальная мобильность человека является классической темой исследования социологии. Существующие теории данного процесса связывают возможность социального перемещения личности с целым рядом факторов. П. Сорокин, описывая социальную мобильность личности, определяет наличие образование к одному из своего рода «лифтов», среди которых находятся также армия, церковь, искусство, церковь, СМИ, семья, бизнес [1]. Кроме того, П. Сорокин выделяет три основные формы мобильности, имеющие универсальный характер: политическая, экономическая, профессиональная. В ходе прикладного исследования нас интересовало, влияет ли получение высшего образования на профессиональную мобильность, то есть – способствует ли получение знаний в стенах ВУЗов современной России профессиональному росту выпускников по полученной специальности (направлению подготовки).

Модернизация системы высшего образования современной России, стремление государства приблизить ее к европейским и мировым стандартам по качественным показателям коренным образом повлияло на структуру и перечень образовательных программ. Дифференциация специальностей привела к появлению большого числа «узких» программ обучения в российской вузовской системе. Поступление в высшее учебное заведение перестало быть реальным испытанием в связи с появлением негосударственной системы образования и возможности получить образование на коммерческой основе в государственных ВУЗах. Возникли перекосы в количественном соотношении студентов различных направлений подготовки.

Статистическая информация по числу студентов ВУЗов России (с учетом Крымского федерального округа) за 2014 год дает следующую картину по количественному составу организаций, осуществляющих подготовку в системе высшего образования. Всего учебных заведений – 950 из них государственных – 548, частных – 402. В них проходят обучение 4405,5 тысячи студентов – в государственных, и 803,5 тысячи – в частных, итого - 5209 тысячи студентов. Надо отметить, что в 2014 году отмечается снижение как общего числа ВУЗов, так и общей численности учащихся. Общий выпуск дипломированных кадров в 2014 году составил 1226,1 тысячу человек.

Для сравнения – в 1995 году в 569 ВУЗах страны проходили обучение 2655,2 тысячи студентов, а выпуск составил 328376 человек. Население страны снизилось за это время со 148,3 миллионов человек в 1996 до 143,7 в 2014 году [2].

Статистика показывает значительное увеличение числа студентов, что, в целом, должно привести к снижению субъективной оценки получения высшего образования. Как показывают результаты проведенного нами опроса, большинство - 87,3% родителей выпускников школ ставят получение высшего образования в качестве цели для своего ребенка на период после окончания школы и не видят иных альтернатив. [3] При этом достаточно интересным является факт того, что целью является не определенное высшее образование в виде получения конкретной профессии, а получение высшего образования «вообще», для того, чтобы быть «как все» 75,1% опрошенных родителей. Можно сделать вывод о том, что высшее образование не представляется родителям выпускников школ как способ социального продвижения, а приобретает черты атрибута, необходимого для нормальной жизни в рамках своей социальной группы и своего социального слоя.

Опрос студентов-первокурсников показывает, что значительная часть из них (68,9%) не вполне четко представляет цели собственного обучения в ВУЗе, однако 14,4% имеет достаточно уверенное понимание роли высшего образования в последующей жизни, и только 3,1% первокурсников высказали уверенность, что после окончания ВУЗа смогут существенно улучшить свое социальное положение [4].

Представления первокурсников и родителей показывают в целом отсутствие убеждения в том, что с помощью полученного образования можно совершить быстрое социальное перемещение. Даже сам факт устройства на работу после окончания ВУЗа не рассматривается как зависящий от наличия высшего образования, в качестве наиболее распространенного ответа на блок вопросов, связанных с возможностью трудоустройства, доминируют ответы «по знакомству» (57%), за деньги (18%).

Вместе с тем, с получением высшего образования связывают надежды на улучшение жизни детей 93% родителей, однако эти надежды носят абстрактный характер и не выходят за рамки социального слоя, только 1,4% родителей выразили уверенность, что их дети пробьются в верхние эшелоны социальной структуры общества. Студенты-первокурсники более оптимистичны, нежели их родители: 12,7% настроены на значительное социальное продвижение за рамки своего социального слоя.

Действительно, любой социальный лифт способен быть таковым только при массовом характере практики пользования им, что, в целом характерно для системы высшего образования в России, однако для эффективной работы социальные лифты должны быть открытыми, а общество – быть уверенным, что они работают вообще. Кроме того, должен существовать некий набор правил социальной мобильности и четкое понимание критериев отбора. Однако такая ситуация будет являться характерной для высокоразвитых обществ с доминированием высокотехнологичной экономики, где критериями отбора будут являться компетентность претендента, его знания и умения, а не, например, родственные связи. Чем проще экономические отношения – тем больший вес приобретают как раз последние факторы мобильности, а отнюдь не профессиональные качества личности.

Однако главная причина неработающего социального лифта – негибкость экономики, которая не может вовремя сформировать набор требований к профессиональным знаниям и умениям работника, в результате образование зачастую попросту не понимает, какие компетенции должны формироваться у студентов.

Осознание этой проблемы привело к появлению в образовательных стандартах такого элемента, как «работодатель» - то есть представитель руководства или звена управления организацией-базой возможного профессионального приложения усилий студента, ведущий преподавание в стенах ВУЗа или по месту собственной работы. Замысел разработчиков стандартов видимо, заключался в приближении образования к практике. Хорошая с первого взгляда идея тут же натолкнулась на ряд трудностей: руководители и специалисты предприятий не заинтересованы преподавать в связи с невысокой заработной платой относительно доходов в собственной организации, а преподавательский состав институтов и университетов вынужден при приеме на работу работодателя отдавать часть своей учебной нагрузки, сокращая собственные штаты. Возникает и ряд вопросов с включением представителей работодателей в структуру научного коллектива российских ВУЗов [5].

В ходе эмпирических исследований было выявлено инерционное связывание социального лифта с определенным типом образования. Отдельные группы подготовки – юридического и экономического профиля, вызывает у многих родителей интерес только в силу стереотипа относительно получения хорошей профессии.

Ситуация, когда совпадают интересы работодателя в работнике имеющим как высшее образование, так и обладающим уже сформированными навыками профессиональной работы является идеальным условием при приеме на работу. Поскольку именно институт высшего образования закладывает фундамент знаний и умений, социальное продвижение зависит от желания самого человека освоить образовательную программу и через приобретенные знания добиться успеха. В этом смысле, для отдельных индивидов, социальный лифт предоставляет возможности своего использования. Однако массового перемещения, когда в результате потребности экономики усиливается необходимость в определенном виде профессии, ожидать, видимо не стоит. Данная ситуация особенно тяжело воспринимается молодежью, недавно закончившей ВУЗы. [6]

Высшее образование, выполняя роль активизации творческих способностей и возможностей личности, раскрывая потенциал человека, способствует формированию и развитию деятельного начала индивида. Именно в данном социальном институте посредством действия механизмов отбора и селекции происходит становление той части общества, которая вполне самостоятельно способна добиваться своих целей и не боится трудностей, в том числе – конкуренции на рынке труда.

Список литературы

1. Сорокин, П.А. Социальная стратификация и мобильность / П.А. Сорокин. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 346 с.

2. Использовались данные, размещенные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

3. Территория опроса – Ставропольский край, число респондентов – 500, пропорциональное распределение респондентов по критерию проживания в сельской/городской местности, целевая группа – родители выпускников школ, метод опроса – формализованное интервью, 2014 год.

4. Опрос проведен среди студентов первого курса «Северо-Кавказского федерального университета», пропорционально по признакам: пол, специальность, место проживания родителей – село/город, 2014 год.

А 4. Что из перечисленного относится к предписанному статусу?

1) национальная принадлежность

2) уровень образования

3) уровень доходов

А 5. Тот факт, что представители разных социальных слоев полу­чают неодинаковые доходы, отражает дифференциацию

А 6. Одно из проявлений социального неравенства — различие в

4) духовных запросах

А 7 . К восходящей вертикальной социальной мобильности относит­ся

1) повышение по службе

2) занятие предпринимательской деятельностью

3) понижение по службе

4) выход на пенсию

А 8. Почти треть президентов США — выходцы из бедных или средних семей. Этот пример - проявление

1) горизонтальной социальной мобильности

2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации

4) социальной адаптации

В 1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

В 2 . Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА

1) национальность А) достигаемый

2) профессия Б) предписанный

5) социальное происхождение

В 3. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

Перемещения по вертикали обычно происходят без заметных изменений социального положения индивида.

В индустриальном обществе социальная мобильность выше, чем в традиционном.

верны оба суждения

оба суждения неверны

В 4. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Под вертикальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне.

Б. Социальная мобильность может быть связана с получением образования, овладением новой профессией.

верны оба суждения

оба суждения неверны

В5. Верны ли следующие суждения о социальной стратификации?

А. Социальная стратификация предполагает деление общества на иерархически расположенные социальные слои и группы.

Б. Социальная стратификация отражает сложившееся в обществе социальное неравенство.

верны оба суждения

оба суждения неверны

В 6. ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Алексей перевёлся с биологического факультета университета на химический факультет.

Инженер Семён был назначен начальником отдела.

Студентка Ольга вышла замуж за своего однокурсника, принадлежащего
к той же социальной страте, что и она.

Предприниматель Иван разорился.

Екатерина вступила в общество охраны природы.

В7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить
на место пропусков .

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой __________ (1). Это явление получило название социальной __________ (2). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют __________ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. __________ (4). __________ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные __________ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Список терминов:

. С1. Прочитай текст и выполни задания

С возникновением «класса интеллектуалов» движителем социального прогресса становятся нематериалистические цели, и та часть социума, кото­рая не способна их усвоить, объективно теряет свою значимость в общественной жизни более, нежели любой иной класс в аграрном или индустриальном обществах. Интеллектуальное расслоение, достигающее сегодня беспрецедентных масштабов, постепенно становится основой всякого иного социального расслоения…

Развитие современной экономики, основанной на производстве и использовании зна­ний, предполагает формирование нового принципа социальной стратификации, гораздо более жесткого по сравнению со всеми, известными истории. В аграрных обществах власть феодалу над крестьянами давало право рождения, в обществе индустриальном могущество капиталиста основывалось на праве собственности, а влияние государ­ственного служащего определялось его местом в политической системе; все эти статусные факторы не были обусловлены естественными и неустранимыми качествами людей – любой член общества, оказавшись на месте представителей господствующего класса, мог бы с большим или меньшим успехом выполнять соответствующие социальные функции…

В современных же условиях не социальный статус служит условием принадлежности человека к элите постиндустриального общества; напротив, сам он формирует в себе качества, делающие его представителем высшей социальной страты. Широко распро­странено мнение о том, что информация есть наиболее демократичный источник власти, ибо все имеют к ней доступ, а монополия на нее невозможна; однако важно и то, что информация является и наименее демократичным фактором производства, так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею.

Фото Социальная мобильность: виды и примеры. Вертикальная и горизонтальная мобильность

Социальная мобильность - это перемещение отдельных людей и групп в социальной структуре общества, изменение их социального статуса.

Перемещение из одного социального слоя в другой называют вертикальной мобильностью . Например, повышение или понижение в должности.

Перемещение в пределах одного и того же социального слоя - горизонтальной мобильность . Например, переезд в другой город с сохранением должности и доходов.

Основоположник теории социальной мобильности - русско-американский социолог Питирим Сорокин.


Социальная мобильность может быть высокой или низкой. В традиционных обществах она сильно ограничена - люди привязаны к наследственным сословиям или кастам, перейти в другой слой почти невозможно. В условиях индустриального общества мобильность резко возрастает, место в социуме все больше определяется способностями и усилиями самого человека: образованием, заработком, деловой хваткой.

Показатели, позволяющие сравнить уровень социальной мобильности в разных обществах - это:

Скорость социальной мобильности - вертикальная «дистанция», которую индивид проходит вверх или вниз за определенное время.

Интенсивность социальной мобильности - число индивидов, меняющих вертикальные и горизонтальные позиции за определенное время.

Социальная мобильность может сопровождаться появлением маргиналов - людей, не относящихся к определенной группе, находящихся в промежуточном положении.

Вертикальная социальная мобильность. Примеры

Вертикальная социальная мобильность - это движение вверх или вниз по социально-экономической шкале, смена места в социальной иерархии.

  • Восходящая мобильность - это движение вверх. Например, продвижение менеджера по карьерной лестнице, повышение статуса бизнесмена вместе с ростом доходов, получение очередного воинского звания офицером и т.п.
  • Нисходящая мобильность - это движение вниз. Например, понижение в звании или должности, разорение и т.п. В крайних случаях нисходящая мобильность ведет к люмпенизации - превращению человека в деклассированный элемент.


Горизонтальная социальная мобильность. Примеры

Горизонтальная социальная мобильность - это географическое перемещение или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, без изменения статуса. Например, переход IT-специалиста на работу из одной компании в другую или переезд в другой город с сохранением должности и уровня дохода.

Одна из форм горизонтальной мобильности - миграция. Миграция - это перемещение людей из одного региона или страны в другой регион или страну. Например, трудовая миграция из Средней Азии в Россию в поисках более выгодной работы.


Типы социальной мобильности

Помимо вертикальной и горизонтальной, социальную мобильность можно делить на виды по другим критериям:

Индивидуальная мобильность - это перемещение одного человека. Например, отъезд студента на стажировку за границу или присвоение ученого звания.

Групповая мобильность - это перемещение целого коллектива. На мобильность больших социальных групп могут влиять революции, войны, смена политического режима и т.п. Например, в Советской России после 1917 года резко упал статус бывших дворян, купцов, священнослужителей.

Межпоколенная мобильность - это сравнительное изменение статуса у представителей разных поколений. Например, если сын рабочего становится профессором - это межпоколенная мобильность.

Внутрипоколенная мобильность - это смена статуса в рамках одного поколения. Например, когда бывший рабочий получает высшее образование и становится инженером.

Организованная социальная мобильность - это перемещения человека и групп под управлением государства. Например, раскулачивание в Советском Союзе - разорение и уничтожение богатых крестьян. Или наоборот - создание рабфаков для обучения пролетариев в университетах.

Структурная социальная мобильность вызывается изменениями в структуре экономики, происходит помимо воли отдельных индивидов. Например, автоматизация производства приводит к тому, что неквалифицированные заводские рабочие становятся безработными, вынуждены менять профессию.

Каналы социальной мобильности: социальные лифты и их виды

Пути, по которым перемещаются люди из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами . В открытых обществах существует большое количество социальных лифтов. В закрытых обществах смена статуса не поощряется, существуют барьеры на этом пути.

Питирим Сорокин выделял восемь лифтов вертикальной мобильности:

Церковь, религиозные организации

Школа, образование и наука

Политика: правительственные группы, политические партии

Искусство, шоу-бизнес, спорт

СМИ: пресса, телевидение, радио

Экономические организации: собственность, бизнес


Выберите верные суждения о социальной мобильности

Чтобы успешно сдать ЕГЭ по обществознанию, необходимо понимать суть социальной мобильности, отличать вертикальную мобильность от горизонтальной, уметь привести примеры. Разберем ряд заданий из тестов ЕГЭ прошлых лет.

Задание 1. Выберите вер­ные суж­де­ния о видах со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Внутрипоколенная мо­биль­ность пред­по­ла­га­ет из­ме­не­ние со­ци­аль­но­го ста­ту­са от од­но­го по­ко­ле­ния к другому.
2) Наряду с ин­ди­ви­ду­аль­ной мо­биль­но­стью су­ще­ству­ет и груп­по­вая мобильность.
3) Повышение че­ло­ве­ка в долж­но­сти слу­жит при­ме­ром го­ри­зон­таль­ной вос­хо­дя­щей мобильности.
4) С пе­ре­хо­дом к ин­ду­стри­аль­но­му об­ще­ству со­ци­аль­ная мо­биль­ность возрастает.
5) Неоднократное из­ме­не­ние че­ло­ве­ком на про­тя­же­нии жизни сво­е­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са слу­жит про­яв­ле­ни­ем меж­по­ко­лен­ной мобильности.
Ответ: 24

Задание 2. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о видах и осо­бен­но­стях со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) Пе­ре­ме­ще­ние че­ло­ве­ка из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую без из­ме­не­ния ста­ту­са слу­жит про­яв­ле­ни­ем го­ри­зон­таль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.
2) Со­ци­аль­ная мо­биль­ность вы­ра­жа­ет­ся в из­ме­не­нии ин­ди­ви­дом сво­е­го об­ще­ствен­ного по­ло­же­ния.
3) Вер­ти­каль­ная со­ци­аль­ная мо­биль­ность все­гда ведет к по­вы­ше­нию со­ци­аль­но­го ста­ту­са лич­но­сти.
4) Раз­ли­ча­ют два вида со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти: го­ри­зон­таль­ную и вос­хо­дя­щую.
5) Сред­не­ве­ко­во­му об­ще­ству была при­су­ща низ­кая со­ци­аль­ная мо­биль­ность.
Ответ: 125

Задание 3. Ана­ли­тик ком­мер­че­ско­го банка А. уехал из Моск­вы в Париж на двух­лет­нюю ста­жи­ров­ку в из­вест­ной фран­цуз­ской фи­нан­со­вой ком­па­нии. А. будет во Фран­ции ра­бо­тать в той же долж­но­сти, что и в Москве, по­лу­чать при­мер­но такую же зар­пла­ту. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му при­ме­ру, и за­пи­ши­те эти цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.
1) ин­ди­ви­ду­аль­ная
2) вос­хо­дя­щая
3) ми­гра­ция
4) го­ри­зон­таль­ная
5) нис­хо­дя­щая
6) меж­по­ко­лен­ная
Ответ: 134

Задание 4. Студент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о вер­ти­каль­ной социальной мобильности. Какие при­ме­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей работе? Запишите цифры, под ко­то­ры­ми эти при­ме­ры указаны.
1) переход че­ло­ве­ка с долж­но­сти рядового школь­но­го учителя на долж­ность директора школы
2) переход че­ло­ве­ка из ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных рабочих («синих воротничков») в пред­ста­ви­те­ли среднего клас­са («белые воротнички»)
3) смена про­фес­сии отца на дру­гую профессию, без улучшения или ухудшения его социально-экономического статуса
4) отток ра­бо­чей силы из про­из­вод­ства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, ра­бо­та­ю­щих в не­сколь­ких местах
6) достижение че­ло­ве­ком высокого по­ло­же­ния в об­ще­стве благодаря служ­бе в армии
Ответ: 126

Задание 5. Выберите вер­ные суж­де­ния о ка­на­лах вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Ка­на­лы вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти ста­биль­ны и не за­ви­сят от раз­ви­тия общества.
2) Ос­нов­ным ка­на­лом вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в со­вре­мен­ном об­ще­стве яв­ля­ет­ся образование.
3) В ка­че­стве ка­на­лов вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти могут вы­сту­пать по­ли­ти­че­ские партии.
4) Ка­на­лы вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти поз­во­ля­ют людям до­сти­гать более вы­со­ко­го со­ци­аль­но­го ста­ту­са не­за­ви­си­мо от лич­ных усилий.
5) Функ­ци­о­ни­ро­ва­ние ка­на­лов со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти сни­жа­ет чув­ство со­ци­аль­ной не­спра­вед­ли­во­сти и обес­пе­чи­ва­ет ста­биль­ность общества.
Ответ: 235

Задание 6. Назовите любые три «лифта» вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).
Ответ:
1) Брак с представителем более высокой социальной страты. Например, бедный студент женится на богатой вдове, его со­ци­аль­ный ста­тус повышается.
2) Профессиональный лифт (карьера). Например, успешный сотрудник банка становится главой отделения.
3) Армия. Например, рядовой после года службы получил звание сержанта, назначен командиром отделения.

Общество в наши дни развивается быстрыми темпами. Это приводит к появлению новых позиций, существенному росту числа социальных перемещений, их скорости и частоты.

Что такое социальная мобильность?

Первым начал изучать такое понятие, как социальная мобильность, Сорокин Питирим. Сегодня многие исследователи продолжают начатую им работу, поскольку актуальность ее очень велика.

социальныя мобильность в современном обществе

Социальныя мобильность выражается в том, что позиция того или иного человека в иерархии групп, в отношении его к средствам производства, в разделении труда и в целом в системе производственных отношений значительно трансформируется. Это изменение связано с потерей или приобретением собственности, переходом на новую должность, получением образования, овладением профессией, заключением брака и др.

Люди находятся в непрерывном движении, а общество постоянно развивается. Это обозначает изменчивость его структуры. Совокупность всех социальных перемещений, то есть изменений социального статуса инидивида или групп, входит в понятие социальной мобильности.

Примеры в истории

понятие социальной мобильности

С давних времен эта тема была актуальной и вызывала интерес. Например, неожиданное падение человека или его возвышение - излюбленный сюжет множества народных сказок: мудрый и хитрый нищий становится богачом; трудолюбивая Золушка находит богатого принца и выходит за него замуж, тем самым повысив свой престиж и статус; бедный принц вдруг делается королем.

Однако движение истории определяют главным образом не индивиды, не их социальная мобильность. Социальные группы - вот что более важно для нее. Земельную аристократию, например, заменила на определенном этапе финансовая буржуазия, из современного производства люди, обладающие малоквалифицированными профессиями, вытесняются "белыми воротничками" - программистами, инженерами, операторами. Революции и войны перекраивали социальную структуру, на вершину пирамиды поднимая одних и опуская других. Такие изменения в российском обществе произошли, например, в 1917 году, после Октябрьской революции.

1 социальная мобильность

Рассмотрим различные основания, по которым можно делить социальную мобильность, и соответствующие ее виды.

1. Социальная мобильность межпоколенная и внутрипоколенная

Любое перемещение человека между социальными группами или слоями означает его мобильность вниз или вверх внутри социальной структуры. Отметим, что это может касаться как одного поколения, так и двух-трех. Изменение позиции детей по сравнению с позициями их родителей - свидетельство их мобильности. Напротив, социальная стабильность имеет место тогда, когда определенная позиция поколений сохраняется.

Социальныя мобильность может быть интергенерационной (межпоколенной) и интрагенерационной (внутрипоколенной). Кроме того, существует 2 ее основных типа - горизонтальная и вертикальная. В свою очередь, они распадаются на подтипы и подвиды, тесно друг с другом связанные.

Социальныя мобильность межпоколенная означает повышение или, напротив, понижение статуса в обществе представителей последующих поколений по отношению к статусу нынешнего. То есть дети достигают в обществе более высокой или низкой позиции, чем их родители. К примеру, если инженером становится сын шахтера, можно говорить об интергенерационной восходящей мобильности. А нисходящая наблюдается, если слесарем-сантехником работает сын профессора.

Мобильность внутрипоколенная - это ситуация, при которой один и тот же человек, вне сравнения с его родителями, несколько раз на протяжении жизни меняет свои позиции в обществе. Этот процесс иначе именуется социальной карьерой. Токарь, например, может стать инженером, потом начальником цеха, затем его могут повысить до директора завода, после чего он может занять должность министра машиностроительной отрасли.

2. Вертикальная и горизонтальная

Вертикальная мобильность представляет собой перемещение индивида из одной страты (или же касты, класса, сословия) в другую.

социальныя мобильность

Выделяют, в зависимости от того, какое направление имеет это перемещение, мобильность восходящую (движение вверх, социальный подъем) и нисходящую (движение вниз, социальный спуск). К примеру, повышение в должности - это пример восходящей, а разжалование или увольнение - нисходящей.

Понятие социальной мобильности горизонтальной означает, что индивид переходит из какой-либо социальной группы в другую, находящуюся на одном и том же уровне. В качестве примера можно привести перемещение из католической в православную религиозную группу, смену гражданства, переход из родительской семьи в свою собственную, из одной профессии - в другую.

Географическая мобильность

социальныя мобильность социальные группы

Географическая социальныя мобильность является разновидностью горизонтальной. Она обозначает не изменение группы или статуса, а переезд в другое место при сохранении прежнего социального статуса. В качестве примера можно привести межрегиональный и международный туризм, переезд в деревню из города и обратно. Географическая социальная мобильность в современном обществе - это также переход из одной компании в другую с сохранением статуса (например, бухгалтера).

Миграция

Мы рассмотрели еще не все понятия, связанные с интересующей нас темой. Теория социальной мобильности выделяет также миграцию. О ней мы говорим тогда, когда перемена статуса добавляется к перемене места. Например, если житель деревни приехал в город для того, чтобы навестить своих родственников, то имеет место географическая мобильность. Однако если он переселился сюда на постоянное место жительство, начал работать в городе, то это уже миграция.

Факторы, влияющие на горизонтальную и вертикальную мобильность

Отметим, что на характер, который имеет горизонтальная и вертикальная социальная мобильность людей, влияют возраст, пол, уровень смертности и рождаемости, плотность населения. Мужчины, а также в целом молодые люди, более мобильны, чем пожилые и женщины. В перенаселенных государствах эмиграция выше, чем иммиграция. В местах с высоким уровнем рождаемости более молодое население и, следовательно, более подвижное. Для молодых людей свойственна в большей степени профессиональная мобильность, для пожилых - политическая, для взрослых - экономическая.

Уровень рождаемости распределен по классам неодинаково. Как правило, у низших классов детей больше, а у высших - меньше. Чем выше по социальной лестнице поднимается человек, тем меньше рождается у него детей. Даже в том случае, если каждый сын богача займет место своего отца, в социальной пирамиде, на верхних ее ступенях, все равно образуются пустоты. Их заполняют выходцы из более низких классов.

3. Социальная мобильность групповая и индивидуальная

Различают также групповую и индивидуальную мобильности. Индивидуальная - это перемещение конкретного индивида вверх, вниз или по горизонтали по социальной лестнице, вне зависимости от других людей. Мобильность групповая - перемещение вверх, вниз или по горизонтали по социальной лестнице определенной группы людей. К примеру, старый класс после революции вынужден уступить новому господствующие позиции.

Групповая и индивидуальная мобильность связаны определенным образом с достигаемыми и приписываемыми статусами. При этом индивидуальной соответствует в большей степени достигаемый статус, а групповой - приписываемый.

Организованная и структурная

социальная мобильность людей

Таковы основные понятия интересующей нас темы. Рассматривая типы социальной мобильности, выделяют иногда также мобильность организованную, когда перемещение индивида или групп вниз, вверх или по горизонтали контролируется государством, как с согласия людей, так и без него. К организованной добровольной мобильности можно отнести социалистический оргнабор, призывы на стройки и т.д. К недобровольной - раскулачивание и переселение малых народов в период сталинизма.

От мобильности организованной следует отличать структурную, вызванную изменениями в самой структуре хозяйства. Она происходит помимо сознания и воли отдельных людей. Например, социальная мобильность общества велика тогда, когда профессии или отрасли исчезают. В этом случае большие массы людей перемещаются, а не только отдельные индивиды.

Рассмотрим для наглядности условия повышения статуса человека в двух подпространствах - профессиональном и политическом. Любое восхождение госчиновника по карьерной лестнице отражается как изменение ранга в государственной иерархии. Увеличить политический вес можно также повышая ранг в иерархии партии. Если же чиновник принадлежит к числу активистов или функционалов партии, которая стала правящей после парламентских выборов, то у него намного больше шансов занять руководящий пост в системе муниципального или государственного управления. И, безусловно, профессиональный статус индивида повысится после получения им диплома о высшем образовании.

теория социальной мобильности

Интенсивность мобильности

Теория социальной мобильности вводит такое понятие, как интенсивность мобильности. Это число индивидов, которые меняют свои социальные позиции в горизонтальном или вертикально направлении за некоторый отрезок времени. Количество таких индивидов в социальной общности - это абсолютная интенсивность мобильности, тогда как доля их в общей численности этой общности - относительная. Например, если мы посчитаем количество людей до 30-ти лет, которые разведены, то здесь имеет место абсолютная интенсивность мобильности (горизонтальной) в этой возрастной категории. Однако если мы рассмотрим отношения количества разведенных в возрасте до 30 лет к численности всех индивидов, это будет уже относительная мобильность в горизонтальном направлении.

Читайте также: