Титулярный советник что это за должность

Опубликовано: 03.10.2024

Этот чин IX класса нам более других известен по литературе и искусству. Благодаря популярному романсу Даргомыжского на слова Вейнберга, начинающемуся словами: «Он был титулярный советник, она — генеральская дочь», чин этот многим кажется совершенно ничтожным, поскольку женитьба на дочери генерала остается несбыточной мечтой героя. Между тем чин титулярного советника вовсе не мал, он равен армейскому капитану. Почему бы генеральской дочери не выйти замуж за молодого, преуспевающего капитана? Суть в том, что не одни лишь чины определяли положение в обществе; герой стихотворения-романса явно был человеком незнатным и неимущим, выслужившимся из разночинцев. Никакой генерал не выдал бы дочь за недворянина или даже за личного, то есть непотомственного дворянина; в этом случае внуки его не наследовали бы дворянство.

Право на потомственное дворянство давал только следующий чин, VIII класса, поэтому-то на пути к нему лежала незримая преграда, преодолеть которую разночинцу-чиновнику было чрезвычайно трудно; дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счет незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли «вечными титулярными советниками», а насмешливо — штулярами или титуляшками.

Характерные фигуры «безродных» титулярных советников в русской литературе — гоголевский Башмачкин («Шинель»), Макар Девушкин в «Бедных людях» Достоевского, отставной титулярный советник Мармеладов в «Преступлении и наказании». Все они люди бедные и забитые, к тому же им уже за сорок лет.

Сосланный в Вятку, молодой Герцен стал чиновником; университетский диплом обеспечил ему чин титулярного советника. В «Былом и думах» он описывает, как «подслеповатый старик», отставной чиновник, узнав об этом, был глубоко уязвлен — он в том же чине, хотя начал служить еще до рождения Герцена: «И служи после этого до седых волос».

Другое дело — Федор Павлович — отец трех братьев Карамазовых, доживающий свой век отставным титулярным советником. Он — потомственный дворянин, живет в достатке, и чиновная карьера ему ни к чему.

Менее всего озабочен карьерой самый, пожалуй, обаятельный титулярный советник в русской литературе — муж чеховской Попрыгуньи доктор Дымов, служивший сразу в двух больницах, неутомимый и самоотверженный труженик, высокий образец русского интеллигента.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Коммерции советник (Пётр Арсеньевич Смирнов)

Коммерции советник (Пётр Арсеньевич Смирнов) Все слышали выражение «перст судьбы» — он всегда безошибочно отыскивал в толпе того, кто нужен в данный момент, и сквозь любые преграды настойчиво двигал его к заветной цели. По меткому выражению американцев, эти люди «делали

Надворный советник

Надворный советник Чин VII класса, равный подполковнику. Герой «Женитьбы» Гоголя надворный советник Подколесин провозглашает: «Да, батюшка, уж как ты там себе не переворачивай, а надворный советник тот же полковник, только разве что мундир без эполет». Зазнавшийся

Коллежский советник

Коллежский советник Чин VI класса, уже весьма значительный, равный армейскому полковнику. Его носил Чичиков, что сыграло немалую роль в теплом приеме и доверии, которое оказало ему губернское общество. Дворянин по рождению, коллежский советник по выслуге, Чичиков имел

Статский советник

Статский советник Это уже почти генеральский чин. В военной иерархии ему соответствовал чин бригадира — нечто среднее между полковником и генерал-майором, отмененный в 1797 году. В комедии Фонвизина «Бригадир» Советник говорит Бригадиру: «Мы равны почти во всем. Ты,

Действительный статский советник

Действительный статский советник Чиновники высших четырех классов, начиная с действительного статского советника — чина IV класса, равного генерал-майору в армии, часто назывались ШТАТСКИМИ или СТАТСКИМИ ГЕНЕРАЛАМИ. Они стояли на особом, привилегированном положении,

Тайный советник

Тайный советник В юмореске Чехова, подписывавшегося еще Антошей Чехонте, некто Правдолюбов выговаривает карикатуристу Упрямову, нарисовавшему проворовавшегося тайного советника: «Да знаете ли вы, милостисдарь, что тайный советник соответствует в армии

Действительный тайный советник и канцлер

Действительный тайный советник и канцлер Это — высшие чины табели о рангах, II и I класса. Действительных советников в России было немного, все наперечет, канцлеров же за всю историю — одиннадцать, причем в каждый исторический период — всего один. Поэтому в художественных

КОММЕРЦИИ СОВЕТНИК. «Чурин и компания» Светланская ул., № 45

КОММЕРЦИИ СОВЕТНИК. «Чурин и компания» Светланская ул., № 45 Посетители, заходящие в универмаг для женщин и детей и в гастроном, что располагаются в одном доме на Светланской, вряд ли вспоминают о бывшем хозяине этого здания — Торговом доме «Чурин и К ». Тем более не

Тайный советник вождя

Тайный советник вождя Название «романа-исповеди» (1990) советского писателя Владимира Дмитриевича Успенского (р. 1927) о И. В. Сталине и его окружении. Повествование ведется от лица некоего бывшего царского офицера, который, как пишет автор, стал ближайшим помощником вождя и в

ИЛЛАРИОНОВ Андрей Николаевич (р. 1961), советник президента РФ по экономическим вопросам

ИЛЛАРИОНОВ Андрей Николаевич (р. 1961), советник президента РФ по экономическим вопросам 25а * Так мы не догоним Португалию и за 50 лет. 12 апр. 2002 г., выступая в программе НТВ «Намедни», Илларионов сказал по поводу очередного прогноза Министерства экономического развития: «Если

РАЙС Кондолиза (Rice, Kondoleezza), р. 1954), советник президента США по национальной безопасности

РАЙС Кондолиза (Rice, Kondoleezza), р. 1954), советник президента США по национальной безопасности 4а . Белоруссия (. ) остается последней настоящей диктатурой в Центральной Европе.Заявление 21 апр. 2005 г. на борту самолета>Заявление 21 апр. 2005 г. на борту самолета Отсюда: «последний

ХЕНДЕРСОН Леон (Henderson, Leon, 1895—1986), американский экономист, советник Ф. Д. Рузвельта

ХЕНДЕРСОН Леон (Henderson, Leon, 1895—1986), американский экономист, советник Ф. Д. Рузвельта 56 ** Иметь небольшую инфляцию – все равно что быть немного беременной.(1930-е гг.?) Фраза приписывалась также самому Ф. Д.

Джон КЕЙНС (1883–1946) британский экономист, советник Ф. Д. Рузвельта

Джон КЕЙНС (1883–1946) британский экономист, советник Ф. Д. Рузвельта «Долгосрочная перспектива» — плохой советчик в текущих делах. В долгосрочной перспективе все мы мертвы. * * * Бизнесмен приемлем, если рассматривать его как средство; но в качестве цели он уже не может нас

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК — в России чин 9-го класса. С 1845 г. давал личное дворянство, ранее его получали с 14-го класса.

Смотреть что такое ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК в других словарях:

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

см. Табель о рангах.

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

Титулярный советник — см. Табель о рангах.

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

Этот чин IX класса нам более других известен по литературе и искусству. Благодаря популярному романсу Даргомыжского на слова Вейнберга, начинающемуся словами: «Он был титулярный советник, она - генеральская дочь », чин этот многим кажется совершенно ничтожным, поскольку женитьба на дочери генерала остается несбыточной мечтой героя. Между тем чин титулярного советника вовсе не мал, он равен армейскому капитану. Почему бы генеральской дочери не выйти замуж за молодого, преуспевающего капитана? Суть в том, что не одни лишь чины определяли положение в обществе; герой стихотворения - романса явно был человеком незнатным и неимущим, выслужившимся из разночинцев. Никакой генерал не выдал бы дочь за недворянина или даже за личного, то есть непотомственного дворянина; в этом случае внуки его не наследовали бы дворянство.<p на потомственное дворянство давал только следующий чин, VIII класса, поэтому - то на пути к нему лежала незримая преграда, преодолеть которую разночинцу - чиновнику было чрезвычайно трудно; дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счет незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли «вечными титулярными советниками», а насмешливо - штулярами или титуляшками.</p><p фигуры «безродных» титулярных советников в русской литературе - гоголевский Башмачкин («Шинель»), Макар Девушкин в «Бедных людях» Достоевского, отставной титулярный советник Мармеладов в «Преступлении и наказании». Все они люди бедные и забитые, к тому же им уже за сорок лет.</p><p в Вятку, молодой Герцен стал чиновником; университетский диплом обеспечил ему чин титулярного советника. В «Былом и думах» он описывает, как «подслеповатый старик », отставной чиновник, узнав об этом, был глубоко уязвлен - он в том же чине, хотя начал служить еще до рождения Герцена: «И служи после этого до седых волос ».</p><p дело - Федор Павлович - отец трех братьев Карамазовых, доживающий свой век отставным титулярным советником. Он - потомственный дворянин, живет в достатке, и чиновная карьера ему ни к чему.</p><p всего озабочен карьерой самый, пожалуй, обаятельный титулярный советник в русской литературе - муж чеховской Попрыгуньи доктор Дымов, служивший сразу в двух больницах, неутомимый и самоотверженный труженик, высокий образец русского интеллигента.</p>. смотреть

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

Этот чин IX класса нам более других известен по литературе и искусству. Благодаря популярному романсу Даргомыжского на слова Вейнберга, начинаю. смотреть

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИКГражданский чин 9-го класса.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИКГражда. смотреть

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

1) Орфографическая запись слова: титулярный советник2) Ударение в слове: титул`ярный сов`етник3) Деление слова на слоги (перенос слова): титулярный сов. смотреть

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

Титулярный советник в России чин 9-го класса. С 1845 давал личное дворянство, ранее его получали с 14-го класса. Политическая наука: Словарь-справочни. смотреть

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

Ударение в слове: титул`ярный сов`етникУдарение падает на буквы: я,еБезударные гласные в слове: титул`ярный сов`етник

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

гражданский чин IX класса, соответствовал чинам штабс-капитана, штабс-ротмистра, подъесаула, лейтенанта. С 1845 г. давал личное дворянство, ранее его получали с XIV класса. смотреть

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

в России чин 9-го класса. С 1845 г. давал личное дворянство, ранее его получали с 14-го класса.

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК, в России чин 9-го класса. С 1845 давал личное дворянство, ранее его получали с 14-го класса.

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК - в России чин 9-го класса. С 1845 г. давал личное дворянство, ранее его получали с 14-го класса.

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК - в России чин 9-го класса. С 1845 давал личное дворянство, ранее его получали с 14-го класса.

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

гражданский чин IX класса в Табели о рангах, соответствующий чину штабс-капитана армии или лейтенанту военного флота

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК , в России чин 9-го класса. С 1845 давал личное дворянство, ранее его получали с 14-го класса.

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК, в России чин 9-го класса. С 1845 давал личное дворянство, ранее его получали с 14-го класса.

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

Начальная форма - Титулярный советник, единственное число, именительный падеж, мужской род, одушевленное

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

- в России чин 9-го класса. С 1845 давал личноедворянство, ранее его получали с 14-го класса.

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

в России чин 9-го класса. С 1845 давал личное дворянство, ранее его получали с 14-го класса.

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК

титулярный советник титул`ярный сов`етник

ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК В ОТСТАВКЕ ПЛАКУН ГОРЮНОВ

Настоящее имя: Одоевский Владимир ФедоровичЛица, связанные с данным именем:• Горюнов-ПлакунПериодические издания:• Отечественные Записки, 1840-43Примеч. смотреть

Издание Табели о рангах

Что такое табель о рангах Российской империи: таблица с чинами

Еще в 1713 году в голове царя Петра I зародилась мысль о создании аппарата должностных разрядов. Заимствования происходили из таких стран, как Франция, Швеция, Дания и Пруссия. Чем объяснялась необходимость такого шага, как принятие Табели о рангах? Царь Петр Великий стремился создать систему ранжирования придворных служебных разрядов по занимаемым должностям.

Итак, 24 января 1722 года на территории России стала действовать Табель о рангах. Она регламентировала утверждение военных, гражданских и придворных званий, обладатели которых могли получать от государства разные привилегии.

Важно! Для внедрения такой системы были предпосылки экономического и политического характера. Сама система Табели менялась неоднократно на протяжении 195 лет.

Система должностей

Сегодня доподлинно известно, что петровская Табель о рангах представляла собой сложный структурный механизм, который мог быть подвержен изменениям только в ходе реформ. Дворяне, независимо от занимаемых должностей, отныне делились на ранги от первого до четырнадцатого. Самым высоким был первый. К нему могли принадлежать только представители высшей знати. Табель была важна чиновникам, которые являлись лицом государства и выполняли представительскую функцию.

Был узаконен переход дворянского звания по линии ближайшего родства. Например, жена дворянина, имевшего статус чиновника восьмого ранга, также приобретала еще при жизни мужа его социальное положение. При данном случае значения не имело, какое у нее самой было социальное происхождение.

Самым низким классовым рангом считался четырнадцатый. Он относился ко всем категориям служащих России, затем Российской Империи. То есть эти четырнадцать рангов распространялись на военных, статских и придворных.

Чины в царской России

Как сказано выше, категории граждан подразделялись на разные сословия. Это имело место вплоть до революционных событий 1917 года, когда большевики отменили классы, которые применялись при царской власти.

Во время царского правления существовали такие должности, как:

  1. Титулярный советник.
  2. Статский советник.
  3. Коллежский секретарь.
  4. Губернский секретарь.
  5. Надворный советник.

Давайте по порядку разберемся, какие функции включал весь аппарат вышеозначенных чиновников и какие лица могли входить в данный сословный строй.

Что такое табель о рангах Российской империи: таблица с чинами

Табель о рангах

Титулярный советник

Титулярный советник представляет собой гражданский чин девятого класса. Под словами «титулярный советник» следует понимать, что этот чиновник занимает промежуточное положение между советником и секретарем. Введение этого служебного разряда было одобрено лично царем Петром I от 24 января 1722 года, а отменено 11 ноября 1917 года. С 1845 года титулярный советник мог иметь личное дворянство, которое раньше получали только начиная с четырнадцатого класса.

По аналогии с военной сферой служащий этого уровня в нашей стране соответствовал таким должностям, как штабс-капитан пехоты с 1884 года, казачьего подъесаула, а также лейтенанта военного флота России. Таким образом, для эффективного управления государственными делами требовалась качественно новая система отношений. Именно она создала предпосылки для расширения Российского государства вплоть до Тихого океана, ибо без внедрения чинов по западному образцу было бы невозможно создать столь мощную и быстро развивающуюся империю.

Статский советник

Что такое табель о рангах Российской империи: таблица с чинами

Как и титулярный советник, статский советник был гражданским лицом. В его обязанности не входила военная деятельность, он не отвечал за религиозную сферу жизни. Вплоть до 1917 года он занимал гражданский чин пятого класса. Это считалось высоким социальным положением. Обращение к чиновнику данного уровня было «Ваше высокородие». Оно подчеркивало высокий статус данного должностного лица.

Начиная с середины девятнадцатого века статский и титулярный советник занимают важное социальное положение и относятся к первой группе чиновников. Именно данная прослойка определяла внешнюю политику России и относилась к высшей номенклатуре.

Должностные оклады у этой группы чиновников считались одними из самых высоких, были у них особые права в сфере получения имений. Крепостные крестьяне становились их собственностью, поскольку вплоть до 1861 года они не обладали личной свободой.

Согласно Указу Петра Великого от 22 февраля 1722 года статские советники причислялись к лучшему старшему дворянскому роду. Это положение закреплялось законодательными актами Российского государства. Потомственные дворяне могли получить чин статский советник по завершении выслуги отведенного законом срока.

Коллежский секретарь

В России имелась также такая категория чиновников, как коллежский секретарь. Что входило в его функции? Лица, которые относились к такому социальному статусу, занимали невысокую должность. Оплата труда тоже была не самой высокой в государстве. Это невоенный чин десятого ранга. С 1884 по 1917 годы соответствовал армейскому поручику, а также флотскому мичману.

Звание коллежский секретарь носили многие известные люди и литературные персонажи:

  • Поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин.
  • Писатель и литератор Иван Сергеевич Тургенев.
  • Самый яркий персонаж российского писателя И.А. Гончарова – Илья Ильич Обломов.
  • Вдова коллежского секретаря Коробочка Настасья Петровна – персонаж Н.В. Гоголя.
  • Алена Ивановна (коллежская секретарша), то есть вдова коллежского секретаря, из произведения Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание».

Следующим важным звеном в системе иерархии среди чиновников в Российской империи является губернский секретарь. Какие у него были полномочия, и что представляла собой данная должность?

Что такое табель о рангах Российской империи: таблица с чинами

Полиция в царской россии

Губернский секретарь

Губернские секретари просуществовали 195 лет: с весны 1722 года вплоть до февральской революции 1917 года. Изначально упоминался в Табели как чин двенадцатого класса. Ниже мы можем представить полномочия данного административного служащего на примере таблицы. Они имеют прямое отношение к Табели о рангах Российской империи:

Таким образом, уже с середины XIX века многие чины в Российской империи могли обходиться без дворянского титула, для того чтобы иметь возможность преуспеть в государственной службе.

При Петре такой привилегией обладали не все жители империи, а только те, кто имел право на получение наследственного дворянского титула. Для более низких социальных слоев дорога к дворянскому обществу и все особые права, которые оно сулило, была закрыта.

Надворный советник

Данный чиновник имел гражданский чин седьмого порядка. Такое положение закреплялось на основе правил Табели о рангах. Подчиненные могли обращаться к нему не иначе как «Ваше высокоблагородие».

Внимание! До 1745 года все лица, которые обладали этим социальным статусом, обладали правом на получение потомственного дворянства. Реформа 1856 года отменила его. Государственный чин надворного советника получали доктора наук, преподаватели высших учебных заведений.

Гражданский чин седьмого класса в царской России соответствовал чину подполковника, а также капитана второго ранга на корабле российского флота.

Самым ярким примером из русской классики, который показывает на практике значимость этой должности, является Андрей Иванович Штольц – один из главных героев романа И.А. Гончарова «Обломов». Также Петр Петрович Лужин – один из персонажей Достоевского в «Преступлении и наказании» имел официальный статус надворного советника.

Основные воинские звания в России с 1722 по 1917 годы:

  • Нижние военные сословия: рядовой, ефрейтор, зауряд-прапорщик и другие.
  • Офицеры высшего эшелона: прапорщик, подпоручик, поручик, капитан.
  • Офицеры штабной службы: майор, подполковник, полковник.
  • Высшее командование российской армией: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-фельдмаршал.

История Государства Российского. Cерия 395. Петровский Табель о Рангах. StarMedia

Аты-баты. Выпуск 48. Воинские звания и чины

Вывод

Большинство воинских званий Российской Империи сформировалось на основе такого шага Петра I, как принятие Табели о рангах, которая почти полностью заимствована из опыта европейских государств. Вышеприведенные чины в России было возможно получить за доблестную воинскую службу Отечеству, при условии дворянского происхождения.

Это интересно! Каким было социально-экономическое развитие России в 17 веке

Табель о рангах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») — закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства), - была утверждена 24 января 1722 года (4 февраля по новому стилю) императором Петром I. Она ["табель" тогда была женского рода] просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года и не только наложила свой законный отпечаток на государственную жизнь царской России, но и стала всеобъемлющим фоном для любых бытовых, культурных и фольклорных проявлений.

Современному читателю может быть совершенно не ясна драма (а может, и личная трагедия), звучащая в этом популярном романсе П.И. Вейнберга, но в XIX веке любому россиянину было все предельно ясно: человек недворянского происхождения мог своим трудом выслужить чин титулярного советника, который давал право на личное дворянство. Получение этого чина простым мещанином как бы приоткрывало ему форточку в недоступные, неведомые ранее высоты, становилось поводом для гордости и самоуважения. но одновременно нависало непробиваемым гранитным потолком над едва-едва воспарившим "маленьким человеком".

Дело в том, что следующий по классу чин коллежского асессора давал право на потомственное дворянство, поэтому-то на пути к нему лежала незримая преграда, преодолеть которую разночинцу-чиновнику было чрезвычайно трудно. Дворянство остерегалось чрезмерно пополняться за счет незнатных. Большинство титулярных советников навеки оставались в этом чине, не рассчитывая на большее; их называли "вечными титулярными советниками", "титуляшками", а пресловутая "генеральская дочь" так и оставалась недосягаемым небожителем, особой, как минимум, четвертого класса.

К слову сказать, титулярными советниками были и гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин, и старик Мармеладов из "Преступления и наказания", да и А.С. Пушкин до производства в камер-юнкеры тоже прозябал в титуляшках.

Ниже приводится полностью статья Ю.А. Трамбицкого, которая на данный момент является наиболее полной компиляцией сведений по "Табели о рангах" разных лет своего существования.

Табель о рангах

В последнее время резко возросло количество работ, посвященных нашему историческому прошлому. На страницах журналов и газет замелькали термины и понятия, связанные с чинами, званиями и титулами, существовавшими в дореволюционной России. Некоторые из них, встречающиеся в публикациях документов прошлого, ставят в тупик даже опытных историков. В то же время литература по этим вопросам крайне бедна и малочисленна. Настоящей статьей постараемся предупредить возможные вопросы читателей - любителей военной истории.

24 января 1722 года Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи (чины по старшинству и последовательность чинопроизводства). Подготовка этого закона - "Табели о рангах" была начата еще в 1719 году и была естественным продолжением реформаторской деятельности Петра I, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате. В основу "Табели о рангах" были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах, особенно в Дании и Пруссии. При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. "Табель о рангах" помимо самой таблицы имела еще восемнадцать пунктов поясняющего текста и устанавливающих штрафы за ее нарушение. Все чины "Табели о рангах" подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие "чин", в силу чего одни историки последний рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же - как ту или иную должность. На наш взгляд, "Табель о рангах" включала и те, и другие понятия. Постепенно должности из "Табели" исключаются [Петровская "Табель о рангах" насчитывала 262 должности] и в конце XVIII века исчезают вовсе.

Петровская "Табель", определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. "Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать" - гласила одна из описательных статей закона. Однако по мере утверждения "Табели" в государственном устройстве чин все больше и больше становился объектом почитания, тормозившего любые демократические процессы в стране. Вспомним грибоедовские строки: "Служить бы рад, - прислушиваться тошно. ", вспомним героев чеховских рассказов. Французский аристократ маркиз де Кюстин, побывавший в николаевской России, был поражен культом чина, определяя его как "гальванизм, придающий видимость жизни телам и душам, это, - писал он, - единственная страсть, заменяющая все людские страсти. Чин - это нация, сформированная в полки и батальоны, военный режим, примененный к обществу в целом и даже к сословиям, не имеющим ничего общего с военным делом". Характерным проявлением чинопочитания была и форма обращения - титулование, утвердившееся во второй половине XVIII века. Так, лица, имевшие чины 1-го и 2-го классов, титуловались "Ваше высокопревосходительство", 3-го и 4-го классов - "Ваше превосходительство", 5-го - "Ваше высокородие", 6-го - 8-го - "Ваше высокоблагородие" и, наконец, 9-го-14-го классов - "Ваше благородие". К чиновникам, имевшим родовой титул графа или князя, подчиненные обращались по форме "Ваше сиятельство". Другой была форма обращения старших по чину к своим подчиненным. Они употребляли чин и фамилию ("капитан Иванов"), прибавляя при необходимости княжеский или графский титул ("поручик князь Оболенский").

Военные чины, встречавшиеся еще задолго до принятия "Табели о рангах" и находившие отражение в воинских уставах 1698 и 1716 годов, были окончательно закреплены законом 1722 года. Первоначально военные чины состояли из четырех разрядов: сухопутные войска, гвардия, войска артиллерии и морской флот. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущество военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс "Табели" военных чинов (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора - 14-й класс, давал право лишь на личное дворянство).

С усилением кризиса феодального строя в России самодержавие делает попытки ограничить доступ в дворянское сословие. Эти вопросы обсуждались в многочисленных так называемых секретных комитетах. Секретный комитет уже "6 декабря 1826 года" подготовил законопроект, ограждающий сословие дворян от притока в него разночинцев. Этот законопроект, хотя с задержкой и некоторыми изменениями, был оформлен Манифестом 11 июня 1845 г. По этому закону потомственное дворянство приобреталось с производством офицера в штаб-офицерский чин (8-й класс). [Гражданские чины от 14-го до 10-го класса получали личное почетное гражданство, с 6-го класса - личное дворянство, с 5-го класса - потомственное дворянство] Дети, рожденные до получения отцом потомственного дворянства, составляли особую сословную категорию обер-офицерских детей, причем одному из них по ходатайству отца могло быть дано потомственное дворянство. Александр II указом от 9 декабря 1856 года право получения потомственного дворянства ограничил уже получением чина полковника (6-й класс), а по гражданскому ведомству - получением чина 4-го класса (действительный статский советник).

Особое место в иерархии военных чинов занимали офицеры гвардейских частей всех родов войск, получившие в Петровской "Табели" преимущество в два чина перед армейскими офицерами. Интересен и тот факт, что до 1837 года офицеры гвардии, назначаемые на новые вышестоящие должности в армию, имели право сохранения своего гвардейского чина и гвардейского чинопроизводства. В документах XVIII века нередко можно встретить обращение типа "полковник армии и лейб-гвардии капитан". В 1798 году чин полковника гвардии был смещен с 4-го класса до 6-го, т. е. сравнялся с чином армейского полковника. Это было связано с тем, что командиры гвардейских полков стали определяться генеральским чином, а полковники гвардии стали занимать должности командиров батальонов. Лишь после реформы военного чинопроизводства 1884 года, когда армейские обер-офицерские чины были переведены на один класс выше, различие между гвардией и армией стало составлять один класс. Служба в гвардейских частях давала преимущество и в чинопроизводстве. Как правило, на вакансию в армейских частях зачислялись гвардейские офицеры, бравшие перевод из гвардии в армию. Особенно это характерно для должностей командиров батальонов и командиров полков. Получив новую должность, а вместе с ней и новый чин, гвардейцы в армии долго не задерживались н снова переводились а гвардию. С таким положением вещей и связано стремление недворян в гвардию. Несмотря на то что служба в гвардейских воинских частях требовала довольно значительных средств, стремление выпускников военных училищ выпуститься в гвардию особенно возросло после 1901 года, когда согласно приказу по Военному ведомству (1901 г., № 166) был установлен прямой выпуск в гвардию на основании результатов выпускных экзаменов. Этот приказ вызвал недовольство среди большинства гвардейских офицеров - выходцев из старых дворянских родов России и служивших в 1-й и 2-й гвардейских дивизиях. [3-я гвардейская дивизия, расквартированная в Варшаве, по своему составу была менее аристократична и в среде офицеров-гвардейцев Петербургских дивизий получила название "суконной гвардии"] Уже через год приказ 1901 года был отменен, и лиц недворянского происхождения в гвардию не направляли, и это при том, что законодательство не ограничивало право недворян поступать офицерами в гвардию.

До конца XVIII века преимущество в один чин перед армией имели офицеры артиллерии и инженерные чины. Объяснялось это тем, что служба в названных родах войск требовала от офицеров большей образованности особенно в области математики. В 1798 году это преимущество было ликвидировано, однако ненадолго, и уже при Александре I в 1811 году преимущество в один чин против армейских офицеров было возвращено армейской артиллерии и инженерным войскам. Тогда же преимущество в один чин получили и офицеры квартирмейстерской части. После Отечественной войны 1812 года некоторые полки получили статус "молодой гвардии", а их офицеры - преимущество в один чин против обычных армейских офицеров Названные категории имели это преимущество вплоть до 1884 года.

При производстве в следующий чин по выслуге лет офицеры должны были служить в каждом чине 4 года (в гвардии из-за отсутствия чина подполковника капитаны выслуживали чин полковника 6 лет). Приказом по Военному ведомству № 187 от 21 июля 1896 года утверждались правила производства в щтабс-офицерские чины. По этим правилам 50 проц. вакансий замещались производимыми по старшинству и 50 проц. по избранию начальства, причем из числа последних 10 проц. выделялись к производству за "особые отличия" (для строевых капитанов только за "боевые отличия"), 20 проц. - для капитанов, окончивших военные академии, остальные - для капитанов, представленных к производству по избранию. Таким образом, принцип старшинства терял свое значение и главную роль играла аттестация.

Льготы для производства в следующий чин имели и Георгиевские кавалеры. По правилам 1898 года офицеры, награжденные орденом Св. Георгия и прослужившие в этом чине 3 года, производились в чин подполковника на тех же основаниях, что и капитаны, окончившие Академию Генерального штаба, даже если в наличии не было штаб-офицерской вакансии. На льготных условиях осуществлялось и производство подполковников в полковники, если они имели положительную аттестацию и к 26 ноября - празднику Георгиевских кавалеров выслужили в последнем чине 4 года. Эти правила предусматривали льготы для получения должности командира полка или отдельного батальона.

В армейской среде, так хорошо показанной в "Поединке" Куприна, наличие льгот вызывало почти всегда злобу и зависть. Эти чувства, как правило, не распространялись на Георгиевских кавалеров и офицеров специальных родов войск и адресовывались в основном гвардейцам и офицерам Генерального штаба, для которых были, как вспоминал А. А. Самойло, "весьма характерны разъедавшие эту среду интриганство и высокомерие".

От военных чинов русской армии следует отличать свитские звания генерал-адъютант и флигель-адъютант, которые имели генералы и офицеры, приближенные к императору. В царствование Александра I эти звания составили понятие "Свита его императорского величества". Флигель-адъютантом могли быть только штаб- и обер-офицеры. С производством штаб-офицера в генеральский чин (4-й класс) последний мог получить звание генерал-адъютанта, естественно, если того желал сам император. В 1827 году появляется особое военно-придворное звание - Свиты Его Величества генерал-майор. С 1829 года звание генерал-адъютанта присваивалось лишь генералам, имеющим чины 2-го и 3-го классов. В конце XIX века появляется звание генерал-адъютанта при особе Его Императорского Величества, числившегося выше генерал-адъютанта Его Императорского Величества.

В публикациях исторического материала могут встретиться и другие понятия, так или иначе связанные с чинами и званиями дореволюционной России. Многие из них, возникнув в одном значении, со временем приобретали иной смысл. Кратко остановимся на тех, которые наиболее трудны для понимания.

В конце XVIII века среди унтер-офицеров дворянского происхождения устанавливаются особые звания, не входившие в "Табель о рангах": портупей-прапорщик (в пехоте), эстандарт-юнкер (у драгун), портупей-юнкер (в легкой кавалерии и артиллерии). Просуществовали эти звания недолго, и уже в 1800 году все унтер-офицеры - дворяне из пехотных частей стали именоваться подпрапорщиками. С 1802 года юнкерами стали именоваться все унтер-офицеры егерских, артиллерийских, кавалерийских частей - выходцы из дворян.

В 60-е годы XIX века вновь появляется звание портупей-юнкера, но уже в значении выпускника юнкерского училища, выпущенного в полк в ожидании производства в офицеры. Это же звание имели и кандидаты в офицеры из нижних чинов, выдержавшие экзамен на офицера. Юнкерами с 1865 года стали называться учащиеся юнкерских (военных) училищ.

В 1880 году чин портупей-юнкера вновь был переименован. В войсковых частях, где были прапорщики, он стал называться подпрапорщиком, в кавалерии - эстандарт-юнкером, в казачьих войсках - подхорунжим. В полках подпрапорщики и эстандарт-юнкера исполняли обязанности младших офицеров.

С 1906 года значение чина подпрапорщика изменилось. В этот чин стали производиться сверхсрочнослужащие унтер-офицеры, успешно окончившие войсковую школу.

В военно-морском флоте в 1882 году из "Табели о рангах" был исключен чин гардемарина (13-й или 14-й класс, в зависимости от срока службы), а гардемаринами, как и до 1860 года, стали именоваться учащиеся старших классов Морского училища.

Приведенная таблица чинов показывает, что Петровская "Табель о рангах" менялась в течение почти двух веков в результате основных реформ.

Согласно «Уставу о службе по определению от Правительства» (1896 г.), при поступлении на государственную службу принималось во внимание: 1) состояние лица или его происхождение; 2) возраст; 3) познания. При необходимости, уровень познаний кандидата проверялся. Если по должности требовались специальные знания, то претенденты подвергались особому испытанию (независимо от аттестатов учебных заведений) и проверке способностей к службе на конкретной должности сроком до 4-х месяцев. Этим же документом определялось, что российское юношество в возрасте от 10 до 18 лет должно проходить обучение и воспитание в российских учебных заведениях. Допускалось получение домашнего образования «со сдачей испытаний в гимназии» - так тогда называли экзамены. Но все варианты получения образования и воспитания юношами всегда должны были осуществляться только в России. В противном случае юноши, несмотря на их происхождение и сословные привилегии, лишались права поступления на гражданскую службу в Российской империи.


По состоянию или по происхождению на государственную гражданскую службу имели право представители 10 перечисленных в Уставе групп российских подданных. Вполне понятно, что в числе первых названы дворяне, а также сыновья офицеров и чиновников, получивших личное почетное гражданство по чинам своим. Путь в российское чиновничество открывался для сыновей священнослужителей православной и некоторых других церквей, купцов 1-й гильдии и коммерции советников, ученых и художников, уездных, приходских и домашних учителей. Не были забыты и представители национальных окраин. Принимались на госслужбу, например, сыновья «финляндских чиновников не из дворян», а также лица осетинского происхождения, принадлежавшие к привилегированным национальным сословиям. Право поступления на гражданскую службу было предоставлено сыновьям канцелярских служителей и некоторых других групп подданных российской короны.
Вместе с тем, запрещалось принимать на гражданскую службу представителей 5 групп населения империи: 1) иностранцев; 2) купцов и их детей; 3) личных почетных граждан и их детей, кроме тех чиновников, которые получили такой статус по чинам своим; 4) лиц бывших податных состояний; 5) сыновей не служивших обер-офицерских детей, имевших по службе своих дедов звание потомственного почетного гражданина. Иными словами, здесь речь шла уже о внуках тех лиц.

Отдельной статьей Устава запрещался прием «в гражданскую службу евреев». Однако для тех из них, кто имел ученые степени, эти запреты снимались, и они могли занимать гражданские должности по всем ведомствам «без ограничения места пребывания их чертою для постоянной оседлости евреев определенную». Запреты на прием на службу иностранцев также не распространялись на должности по ученой и учебной части.

Начало «действительной службы» считалось лишь по достижении 16-летнего возраста. При этом было определено, что поступавшие на гражданскую службу лишь по одному праву своего происхождения принимались только на должность канцелярского служителя. Впрочем, для будущего чиновника главным было попасть на госслужбу. Дальнейшее чинопроизводство, конечно, зависело в какой-то степени от его талантов и дарований, но в большей мере на карьерный рост влияла выслуга лет и благоволение начальства. При благоприятном стечении обстоятельств и при выслуге в чинах, равной 24 годам, начавший службу с 16 лет к своему 40-летию чиновник мог достичь чина статского советника.

Дальнейшее чинопроизводство зависело только от монаршего благоволения и не имело сроков выслуги в чинах. При этом в период с 1845 по 1856 годы чин статского советника давал право на потомственное дворянство для гражданских лиц. Позже для этого требовалось дослужиться до очередного чина IV класса.

Путь чиновника в элиту

Мечтой каждого чиновника было получение чина IV класса – действительного статского советника, соответствовавшего чину армейского генерал-майора. Начиная с 1856 года, именно с этого чина приобреталось право на потомственное дворянство. Это был «счастливый билет» в сословие избранных, в элиту общества. К нему прилагался титул «Ваше превосходительство», а также различные льготы и преимущества. Гражданские чины первых четырех классов в XIX – начале XX веков составляли примерно 1 процент от общей численности государственных служащих. Например, в 1903 году во всей империи было около 3700 чинов этих классов.

Однако попасть на вершину бюрократической пирамиды было непросто. Начиная с Екатерины II, основной путь определялся выслугой лет на службе. Заслуги учитывались тоже, но обычно лишь во время войн, стихийных бедствий либо по милости монаршей. Такой порядок гражданского чинопроизводства с теми или иными поправками сохранялся долгие годы. Например, в правление императора Николая I девять из десяти чиновников получали очередные чины и новые должности только по выслуге лет. Пушкин по этому поводу писал: «Чины сделались страстью русского народа. ». Получить первый классный чин можно было лишь по выслуге установленного числа лет канцелярским служителем. Срок выслуги зависел от сословия госслужащего. Потомственный дворянин с гимназическим образованием трудился канцелярским служителем всего 1 год, личный дворянин - 4 года, а сыновья низших служащих - 12 лет. Так что путь в чиновники у каждого из них был свой и продвигались они по службе с разными темпами.

Канцелярист – первый шаг к классному чину

На Руси, а затем и в империи в период с конца XV и до начала XVIII века все канцелярские функции выполнял помощник дьяка – подьячий, а позже - канцелярист. К канцелярским служителям относились госслужащие, не имевшие при поступлении на гражданскую службу права на классный чин. С учреждением Петром I в 1718 году коллегий наметился рост низших служителей. За 5 лет их число на государевой службе выросло более чем в 2 раза - с 924 до 1962 канцеляристов. При этом их доля среди гражданских служащих выросла с 79 до 93,4% от общей численности. В 1755 году их было уже 3328 человек (81,7%), а спустя столетие на гражданской службе состояло 32073 низших служителей (канцеляристов, подканцеляристов и копиистов).

Во времена правления Екатерины II были введены правительственные меры по закреплению сословного принципа в чинопроизводстве. Этот принцип, например, был закреплен в высочайше утвержденном докладе Сената от 5 сентября 1765 года «О порядке производства нижних канцелярских служителей в чины и определения на классные места; о приеме малолетних дворян в службу, и о производстве в судейские звания, а военных отставных в статские чины». Этим документом устанавливался порядок определения малолетних дворян на государственную службу в нижние чины, а также производства их в чины наряду со штатными чиновниками. С тех пор даже малолетний дворянин имел преимущество в получении чина перед представителями других сословий. При этом был установлен 12-летний срок выслуги для получения очередного классного чина коллежскими секретарями «из приказных чинов, а не из дворян». Вместе с тем, начиная с 1774 года, указом императрицы Екатерины II всем канцеляристам предписывалось обучать своих сыновей грамоте. С малых лет из них уже готовили замену отцам на канцелярско-чиновничьем поприще. Гражданская служба постепенно приобретала признаки наследственности.

Большинство будущих чиновников службу начинали с низшей должности копииста. Исключение существовало для дворян, которые могли миновать начальные канцелярские должности. Классный чин они получали чаще всего в должности канцеляриста. Достичь чина коллежского регистратора можно было в разные сроки в зависимости от сословной принадлежности, образования, способностей, отношения начальства, возраста и места службы. Можно было пройти этот путь за 10-15 лет, но при определенных условиях этот срок мог сокращаться или увеличиваться на 4-5 лет. В начале XIX века в империи были чиновники, не достигшие совершеннолетия. Это обстоятельство вынудило правительство в 1828 году ввести возрастные ограничения. С той поры разрешалось принимать на госслужбу лиц не моложе 14 лет, а началом их действительной службы считалось достижение 16-летнего возраста.

В карьерной лестнице канцелярских служителей чины и должности образовывали довольно сложное переплетение. Так, в разные годы, помимо известных в литературе основных ступеней - копииста, подканцеляриста и канцеляриста, эта лестница включала еще две должности - губернского регистратора и губернского протоколиста.

Помимо возрастного ценза вводились и образовательные ограничения. Серьезным препятствием для многих чиновников на пути к высоким чинам стал подготовленный М.М. Сперанским указ, получивший монаршее одобрение 6 августа 1809 года. Документ предписывал, что для получения чинов, дававших право на дворянство, необходимо было представить диплом об окончании университета или сдать установленные для чинопроизводства специальные экзамены. Надо отметить, что в период действия этого указа (вплоть до 1834 года) служебный рост многих чиновников завершался получением чина IX класса (титулярный советник, равный армейскому чину штабс-капитана). К тому же император Николай I своим указом с 1827 года запретил прием на госслужбу лиц из податных сословий. Исключение из этого правила было сделано лишь для выпускников учебных заведений, предусматривавших получение классного чина вместе с дипломом. Такими правами были наделены императорские университеты, духовные академии и семинарии, училища высших наук и лицеи. Тем самым «расчищался» путь дворянам к высшим гражданским чинам. Однако на практике все обстояло по-другому. Так, в 1836-1843 годах две трети чиновников (около 65%), получивших чин коллежского асессора, происходили из духовенства, почетных граждан, купечества и мещанства. При этом особенностью российской гражданской службы стала практика замещения вакансий внутри министерства или иного госучреждения путем продвижения «своих» чиновников и других служащих, избегая назначений «со стороны».

Условия труда чиновников и канцеляристов

Режим работы министерских служащих был достаточно свободным. Например, с конца 1840-х годов чиновники департаментов приходили на службу, как правило, в 11-м часу поутру и занимались делами примерно до 4-х часов дня. В дни докладов (обычно раз в неделю) уходили со службы немного позднее. Внутренний распорядок и условия труда гражданских чинов и нижних служителей во все большей степени стал зависеть «от усмотрения начальства». По определению Н. А. Любимова «государственная идея приняла исключительную форму начальства: в начальстве совмещались закон, правда, милость и кара». Среднее звено госуправления составляли, в основном, должностные лица, именуемые столоначальниками. В этой связи Л.Ф. Писарькова приводит приписываемое императору Николаю I высказывание о том, что «Россией управляют столоначальники». Царю-реформатору было виднее, как оценить созданную им самим и его предшественниками систему бюрократического управления империей…

Поскольку документооборот постоянно увеличивался, то различных служебных бумаг писалось множество. Деятельность органов госуправления во многом сводилась к канцелярской работе. По мнению члена Госсовета адмирала графа Н. С. Мордвинова, «многочисленные чиновники и служители в канцеляриях министров занимаются наиболее бесполезным письмом». В этих условиях вершиной бюрократического мастерства считалось умение чиновника на поступившую бумагу «сверху» подготовить по всем правилам составленную ответную бумагу. Поэтому в госучреждениях на местах особенно ценилось умение чиновника писать, точнее «отписываться». Однако это была задача весьма непростая. Например, каждый входящий документ, с момента его получения дежурным канцелярским служителем и до отправки рассыльным по назначению, проходил в земском суде 26 инстанций, в департаменте министерства - 34, а в губернском правлении - 54 инстанции. При этом к соблюдению всех бюрократических формальностей предъявлялись достаточно строгие требования. При обнаружении любой ошибки в тексте, неровности строки или бледности чернил документ безжалостно браковался, а у исполнителя случались серьезные разбирательства у начальства по поводу допущенных изъянов.

Для канцелярского служащего, только вступившего, к примеру, в XVIII веке на гражданскую службу, условия труда были нелегким испытанием. В отличие от чиновников, их служба в учреждениях и присутственных местах занимала по 12 часов в сутки и более. Чаще всего она начиналась с 5 часов утра. Затем, полагался перерыв с 14 до 17 часов, который им не всегда удавалось использовать из-за избытка дел и поручений. Завершался рабочий день примерно в 22 часа. В случае необходимости, канцеляристы задерживались и позднее. До строительства специальных зданий присутственных мест, которое началось в конце XVIII - начале XIX веков, губернские и уездные учреждения подчас размещались в малопригодных для работы помещениях.

Мундир гражданского служащего был роскошью для канцеляриста. Поэтому большинство низших служителей носило партикулярную (неофициальную, гражданскую) одежду, а не установленный мундир определенного образца.

Для службы канцеляристом требовался определенный уровень грамотности и общей подготовки. Поэтому прохождение курса уездного или городского училища было обязательным условием для производства канцелярских служителей в 1-й классный чин коллежского регистратора. Низшие служители, не обучавшиеся ранее в училищах и гимназиях, могли в любом возрасте сдать при местных гимназиях специальный экзамен на первый классный чин.

Вместе с тем у низших служителей имелись другие льготы и преимущества. Например, их нельзя было подвергать телесным наказаниям. При установленном сроке беспорочной выслуги лет низшие служители, как и классные чины, могли претендовать на получение пенсий и пособий. Для их сыновей открывался доступ на гражданскую службу. Существовали специальные училища детей канцелярских служителей. Окончившие курс обучения в таких училищах обязаны были прослужить по гражданскому ведомству в губерниях 8 лет. После упразднения в 1861 году этих училищ детей канцелярских служителей стали распределять в другие местные учебные заведения. При этом для них выделялись денежные пособия на приобретение одежды и учебных принадлежностей. Определенные выгоды госслужбы даже на низших гражданских должностях в ту пору считались очевидными.

Читайте также: