Ученым какой профессии посвящен

Опубликовано: 02.10.2024

Мария Марсова, младший научный сотрудник Института общей генетики имени Вавилова, занимается исследованиями микробиоты кишечника и её влияния на здоровье человека.

Профессия: учёный

О карьере учёного

Чтобы правильно построить карьеру, нужно грамотно планировать своё будущее. Профессиональный вес учёного определяется несколькими факторами.

Во-первых, это научные статьи и сообщения. Их желательно публиковать в англоязычных журналах — сейчас они котируются намного выше, чем российские. У каждого учёного есть индекс его популярности и активности — индекс Хирша. Его величина зависит, в том числе и от цитируемости статей, соавтором которых он является.

Во-вторых, это участие в научных конференциях, проектах и исследованиях, полученные гранты и патенты на изобретения. Чем более перспективным и актуальным направлением вы занимаетесь, тем больше шансов обратить на себя внимание научного сообщества, получить государственное финансирование и значительно продвинуться в своих исследованиях.

В-третьих, это учёная степень. Работать в лаборатории можно и без неё, но чтобы получить хорошую работу в институте, выступать на значимых международных конференциях или регулярно получать государственные гранты, требуются регалии и научная степень в первую очередь.

Сейчас я учусь в аспирантуре, готовлюсь защитить диссертацию и стать кандидатом биологических наук. Это ступень, которую я пропустила после окончания вуза. Лучше сразу поступать в аспирантуру — учиться после большого перерыва труднее. Это важно ещё и потому, что сейчас в нашей стране есть программы поддержки молодых учёных. Чем раньше вы защититесь, тем больше возможностей для участия в грантах и проектах у вас будет.

Ступени карьерной лестницы учёного в научно-исследовательском институте:

ПозицияКак достичь
студент / лаборантобучение в вузе
аспирант / специалистобучение в магистратуре
младший научный сотрудник (м.н.с.)кандидат наук либо 3 года стажа
научный сотрудник (н.с.)кандидат наук либо 5 лет стажа
старший научный сотрудник (с.н.с.)кандидат наук либо 10 лет стажа
ведущий научный сотрудник (в.н.с.)доктор либо кандидат наук
главный научный сотрудник (г.н.с.)доктор наук

Какие качества и навыки нужны учёному

Любопытство

И не просто любопытство, а определённая въедливость. Нужно стремление докопаться до сути, до причин конкретного явления. Сейчас так, а если что-то поменять, какие произойдут изменения? Где корень этих изменений, когда они начались, что изначально их спровоцировало? Что ещё могло повлиять на процесс? Есть ли другие возможности, которые могут привести к такому же результату? Вот вопросы, которые двигают науку вперёд.

Активность, инициативность

Сейчас очень ценится способность исследователя к самостоятельной работе, постоянному развитию, серьёзной работе по выбранной теме. Просто отбывать время в лаборатории не получится.

Внимание к мелочам

В науке нет пустяков. Неправильно интерпретированный результат может завести исследователя в тупик. Нельзя игнорировать исходные данные, нужно детально описывать используемые методики и реактивы, сохранять ссылки на источники информации. Зачастую открытие можно сделать даже в той области, где, казалось бы, всё уже исследовано.

Понимание причинно-следственных связей

Учёному важно различать, где причина, а где следствие, и не путать этих понятий. Собственно говоря, очень часто исследования проводятся как раз для того, чтобы это установить. Например, уже давно известно, что состояние микробиоты кишечника влияет на человека, его поведение, настроение, самочувствие. Наш организм тоже влияет на состав микробиоты, стимулируя размножение определённых видов бактерий через питание, гормоны, особенности пищеварения. Однако, что первично в развитии некоторых патологий, изменения в организме или изменение микробиоты, пока не ясно.

Самоотверженность

Особенно это важно при работе с живыми объектами. Бактерия не будет планировать свое развитие в угоду исследователю и его удобству. Чтобы увидеть нужное явление в нужный момент, учёный должен быть готов перестроить свою жизнь под потребности науки, в том числе работать во внеурочное время.

Умение задавать вопросы и правильно интерпретировать ответы

Это важнейшие навыки для того, чтобы в чём-то разобраться. Без них невозможен научный поиск.

Умение общаться и поддерживать социальные связи

Это помогает не только продвинуться в своих исследованиях, но и сделать карьеру. Разговоры с коллегами, обсуждения дают новый взгляд на проблему и порой экономят время — часто оказывается, что коллега знаком с вопросом и может поделиться информацией.

Английский язык

Актуальные научные данные сейчас можно найти только в зарубежных источниках. Собственные статьи тоже приходится переводить на английский, чтобы они котировались в международном научном сообществе. Научные журналы предлагают услуги переводчиков, но знание языка всё равно необходимо, чтобы проверить их работу.


Переводчики не разбираются в вашем вопросе так же хорошо, как вы, и могут неправильно понять вашу мысль или что-то напутать.

Грамотность

Написание статей, научных работ, заявок на гранты требует хорошего знания русского языка. Нужно уметь точно описать, что сделано другими, что делал ты и для чего это нужно. Иначе невозможно донести открытие до коллег или получить финансирование для проекта.

Критическое мышление

Получив результат эксперимента, необходимо ещё раз проверить, всё ли правильно сделано, нет ли ошибок, есть ли похожие результаты у коллег. Если никаких ошибок не нашлось, нужно выдохнуть и провести эксперимент повторно. Только так можно гарантировать точный результат.


Путь в науку

С самого детства мне нравилось изучать окружающий мир, я всегда интересовалась животными, с удовольствием наблюдала за животными: как они живут, как двигаются, как взаимодействуют друг с другом..

О работе учёного-исследователя я тогда не задумывалась, но когда пришло время определяться с профессией — решила поступать на биологический факультет МГУ. На биофак нужно было сдавать не только биологию, но и математику с химией. Химию я понимала намного хуже, и пришлось заниматься с репетитором.

За год мне удалось очень прилично подтянуть химию, но на биофак я всё равно не поступила — срезалась на математике. Год я продолжала заниматься химией, математикой и физикой, и в итоге я решила немного сменить направление и подала документы на химический факультет МГУ. На этот раз я без проблем сдала и математику, и химию с физикой,легко поступила.

Закончив МГУ, я получила профессию «химик». Было начало 2000-х годов, финансирование науки находилось на очень низком уровне. Поэтому о занятиях исследованиями пришлось забыть. Я устроилась работать в фирму, которая занималась продажей учебной литературы для вузов, а в свободное время подрабатывала химиком в диагностических лабораториях — делала медицинские и ветеринарные анализы. Это помогало сохранить практические навыки. Совсем уходить из профессии я не планировала.

Всё это время я продолжала общаться со своими бывшими сокурсниками, с коллегами-химиками, с нашими преподавателями с химического факультета. Можно сказать, что в науку меня привели люди, которые меня окружали. У меня были знакомые и в Институте общей генетики имени Вавилова, я часто заглядывала к ним в гости, общалась, знала, чем они занимаются, познакомилась с сотрудниками. Сейчас я работаю здесь уже седьмой год. Наша лаборатория занимается исследованием микробиоты кишечника и ее влиянием на здоровье человека. Моя часть работы — поиск штаммов с выраженными антиоксидантными свойствами.


О науке

Сейчас практически все исследования происходят на стыке наук, поэтому сотрудничество людей с разными компетенциями очень важно.

В нашей лаборатории работают генетики, биологи и биохимики, выпускники физического факультета МГУ и МФТИ. Для продуктивной работы коллектива необходимы специалисты с разным набором компетенций. Без использования математических и статистических методов сейчас невозможны никакие исследования. Особенно это касается специалистов по биоинформатике. Мы обращаемся к ним, когда нам нужна информация о полном геноме или частях ДНК — отдельных генах и оперонах.

О финансировании науки и зарплатах учёных

Доходы большинства учёных в научно-исследовательских институтах и лабораториях, к сожалению, пока не достигли достойного уровня. Ставка младшего научного сотрудника НИИ — в среднем 12–13 тысяч рублей. Это деньги, которые вы гарантированно получаете при полном рабочем дне. Всё, что можно получить свыше этого — результат вашего труда — надбавки за учёную степень, за публикации; деньги, полученные за участие в проектах и грантах.

Чтобы стимулировать развитие науки, регулярно объявляются конкурсы работ среди молодых учёных, конкурсы на гранты РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований) и международных научных фондов. Министерства тоже периодически проводит конкурсы научных работ. Если тема, которой вы занимаетесь, близка к теме конкурса, можно подать заявку на участие. Если ваша тема выиграла конкурс — с лабораторией подписывается государственный контракт и выделяется финансирование.

Кроме того, существует система надбавок. Их суммы зависят от того, какой темой занимается учёный, какую должность занимает, есть ли у него научная степень, в какой лаборатории он трудится и насколько его работа важна и значима для института и лаборатории.

Таким образом, уровень доходов учёного определяется его статусом; тем, насколько перспективными и актуальными исследованиями он занимается и тем, насколько правильно подаёт свою работу на конкурсы. Важны коммуникативные навыки — человека, который умеет общаться и сотрудничать, скорее позовут работать в хорошую лабораторию, которая регулярно получает гранты и где люди зарабатывают нормальные деньги.

Современный учёный — это не тот рассеянный профессор, которых изображают в книгах и фильмах. Он должен быть ориентирован на практику, разбираться в том, какое направление сейчас наиболее актуально и уметь себя подать.

О графике работы

В большинстве научно-исследовательских институтов и лабораторий график обычный — с 9 до 18. Но строго за его исполнением никто не следит. С одной стороны, всегда можно прийти попозже и уйти пораньше, с другой — работа должна быть сделана в срок! Кроме того, интересы науки (а значит и ваши собственные) могут потребовать присутствия на рабочем месте и вечером, и в выходные, и в праздники.

Интеллектуальную деятельность трудно нормировать, она оценивается по результатам. Голова у всех работает по-разному, и руководители это прекрасно понимают. Кому-то нужно месяц обдумывать статью, а потом он напишет её за один день, а кому-то удобнее работать над материалом каждый день понемногу. В итоге оба сделают работу за одно и то же время, но разными способами.

О молодёжи в науке

Сейчас наука набирает популярность, и это хорошо. СМИ рассказывают о научных событиях, достижениях, открываются лектории, снимаются документальные фильмы, издаётся научно-популярная литература. Однако нельзя сказать, что молодёжь стремится в науку из-за моды. Чаще всего учёными становятся те, кому это действительно интересно и важно, по зову сердца или под влиянием родителей-учёных.

Идти учиться в вуз, где готовят учёных — не значит обязательно стать учёным. Высшее образование даёт картину мира, понимание базовых процессов, учит думать. С хорошим фундаментальным образованием можно работать и в прикладных областях — технологии, аналитике, экологии, в продажах сырья, реактивов или специального оборудования. Можно стать учителем или преподавателем вуза. Человек с хорошим образованием и головой на плечах не останется без работы.

Если есть интерес к науке — обязательно нужно поступать, учиться, и в процессе станет ясно, хочется вам идти в науку или нет. Хорошее образование в любом случае пригодится, неважно, займётесь вы наукой, прикладными вопросами или уйдёте в смежную сферу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

История профессии ученого напрямую связана с возникновением первых научных знаний. Тягу к исследованию люди проявляли с первобытных времен, и постепенно их стремление к познанию лишь усиливалось. Поистине ошеломляющих результатов достигли ученые Древней Греции и Рима: именно в эпоху Античности появились первые научные гипотезы об устройстве мира и теории физики, расширялись знания человека о собственном теле, свойствах поверхностей, веществ и мире в целом. Цивилизация стремительно развивалась. Затишье и даже деградация наступили в эпоху Средневековья. Все попытки изучения различных процессов и явлений пресекались инквизицией и приравнивались к черной магии. Само стремление к познанию считалось греховным, а потому участь ученых, которых истина интересовала больше религиозных догматов, была незавидна. Но развитие цивилизации нельзя остановить, его можно лишь замедлить, и с наступлением эпохи Возрождения наука начинает развиваться с новой силой: появляются новые теории, технологии и устройства, мир постепенно раскрывает человеку свои секреты. Дальше прогресс только ускорялся. В XIX веке появилось полноценное исследовательское оборудование, а люди, которые занимались изысканиями, стали восприниматься как специалисты особого рода – «ученые», люди, обладающие более высоким уровнем знаний, чем их рядовые коллеги.

Ученый за книгами

Всеми благами цивилизации, которыми мы каждый день пользуемся, мы обязаны именно ученым. Они играют ключевую роль в развитии человека и потому их дело заслуживает глубокого уважения. Правда в России это, к сожалению, никак не сказывается на уровне их зарплат, но об этом после.

Описание

Ученый – обобщенное понятие, объединяющее высококвалифицированных исследователей из различных областей знаний. Приведем несколько примеров:

  • Специалист в сфере естественных наук. Биолог, медик, химик – словом, тот, кто занимается изучением физического мира. Вклад таких людей в развитие цивилизации наиболее заметен.
  • Историк. Только правильно поняв прошлое, можно избежать фатальных ошибок в будущем. Впрочем, это лишь красивые слова: опыт предков не учит потомков, но работа специалистов по истории от этого не становится менее значимой.
  • IT-специалист. Мы живем в эпоху компьютерных технологий: без ПК, гаджетов и интернета мир людей в его современном виде попросту немыслим, а появился он благодаря исследователям, которые посвятили жизнь математике, физике, электронике и нанотехнологиям.
  • Философ. Работа ученого не всегда имеет прикладное значение. Философия – одна из немногих дисциплин, существующих ради самой себя. Тем не менее это наука, помогающая человеку познать себя и требующая не только развитого интеллекта, но и глубоких гуманитарных знаний.

Существует еще великое множество сфер, в которых работают ученые. Их столько же, сколько и отраслей научных знаний. Ученый – это обладатель тонкого и пытливого ума, который постоянно пребывает в поиске, для которого сам путь и есть награда.

Где учиться

Наблюдения в микроскоп

Естественно, любой ученый – специалист с высшим образованием. На пути в науку можно окончить любое учебное заведение, в том числе колледж, училище или техникум, но первая важная ступень в карьере ученого – именно вуз. Причем бакалавриата будет недостаточно, поступать нужно либо сразу на специалитет, либо, получив диплом бакалавра, – в магистратуру. Второй вариант предпочтителен: магистерская программа рассчитана на 2 года, и студенты получают за это время более глубокие знания, чем те, кто учится на специалитете.

Следующая ступень в образовании будущего ученого – аспирантура, где слушатели изучают исключительно узкоспециальные темы и на протяжении всего курса, который рассчитан, как правило, на 3 года, пишут научно-исследовательскую работу (диссертацию) и защищают ее на соответствующей кафедре вуза. Если защита проходит успешно, выпускник аспирантуры получает звание кандидата наук и с этих пор «официально» становится ученым. Далее он при желании может поступить в докторантуру и начать работать уже над докторской диссертацией, чтобы получить степень доктора наук – высшее ученое звание согласно российской классификации.

Поскольку «ученый» не специальность, говорить о том, куда поступать, чтобы стать им, не совсем корректно. Тем не менее перечислим несколько российских вузов с серьезной научной базой:

  • Московский государственный университет;
  • Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;
  • Дальневосточный государственный университет;
  • Уральский государственный университет;
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Формально, чтобы поступить в аспирантуру и начать карьеру ученого, достаточно окончить любой вуз, в том числе негосударственный. Поэтому выбирать учебное заведение стоит, исходя из его престижа и собственных возможностей. Если вам не удалось поступить именно туда, куда вы изначально рассчитывали, не отчаивайтесь: путь в науку открыт для студента любого вуза, независимо от величины последнего.

Круг обязанностей

Работа ученого зависит от области, в которой он специализируется. Понятно, что, скажем, у физика и литературоведа объекты исследования совершенно разные, а значит, и задачи, которые перед ними ставятся, будут существенно различаться. Если же сильно обобщать, то в деятельности ученого можно выделить следующие аспекты:

  • Подготовка. Планирование исследования: специалист ставит научный вопрос и определяет, как получить на него ответ, находит «зацепку».
  • Исследование. Это может быть серия лабораторных экспериментов (химия, физика), клиническое исследование (медицина), изучение общественного мнения (социология), раскопки (археология) и т.д.
  • Анализ. Собрав необходимые данные, ученый переходит к самой важной части научного изыскания: он обрабатывает, суммирует и интерпретирует накопленные сведения, то есть отвечает на поставленный вопрос.
  • Педагогика. Наряду с исследовательской работой многие ученые занимаются преподаванием. Они работают на кафедрах в вузах и передают свои знания и опыт студентам.

Кому подходит

В лаборатории

Научная работа подходит внимательным и усидчивым людям с острым и пытливым умом, склонных к долгому и скрупулезному изучению, анализу. Высокий интеллект, интерес к познанию – вот главные качества для исследователя. Тем, кто параллельно будет заниматься преподаванием, не помешают и ораторские навыки. Педагоги вуза ответственны за воспитание молодых специалистов и должны уметь заинтересовать их предметом, объяснить сложное понятным языком. Таким талантом обладают далеко не все преподаватели вузовских кафедр, поэтому тех, кто умеет работать с аудиторией, студенты просто обожают.

Востребованность и заработок

Рассуждать о том, что талантливые ученые всегда нужны и востребованы, нужды нет, это очевидно. Проблема в том, что в России многое противоречит здравому смыслу, поэтому хороший исследователь может запросто оказаться не у дел, а зарплаты у светил отечественной науки не идут ни в какое сравнение с оплатой труда их коллег из развитых стран. Большие деньги (опять же по нашим меркам) получают разве что те ученые, которые перешли на административную работу и возглавляют исследовательские институты, научные центры, учебные заведения. Их зарплаты могут превышать 100 тысяч рублей в месяц, а вот оклад «рядового» профессора в удаленном от центра России регионе часто не дотягивает и до 30 тысяч. Многое зависит и от области науки, в которой специалист работает. В России есть перечень приоритетных направлений, которые государство финансирует наиболее интенсивно: разработка оружия, ядерная энергетика, исследование космоса, нанотехнологии и т. д. Естественно, наличие или отсутствие государственной поддержки напрямую влияет и на зарплаты сотрудников: ученый специалист из нефтегазовой отрасли наверняка будет получать намного больше, чем его коллега, занимающийся исследованием древнерусской литературы. Так или иначе, в России наука явно не та область, куда стоит идти ради заработка.

Профессиональные перспективы

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия ученый подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Ученый кто это

Все известные открытия, технологии появляются на свет благодаря особой категории специалистов, таких как ученые. Именно они стараются приоткрыть тайны мира, изучить и приспособить их на пользу общества в целом. Но только единицам удается сделать хоть какое-то значимое открытие. В этой статье мы рассмотрим, ученый кто это такой и что это за специалист, что должен знать и какими качествами обладать.

Что это за специалисты

Электронный ресурс Википедия дает нам массу примеров великих людей, которые избрали трудный путь ученых и сделали массу открытий. Именно эти люди смогли раскрыть тайну очень многих вещей и событий.

Не случайно всем известны такие имена, как Эйнштейн, Мичурин, Эдисон, Ньютон. Они были первыми и смогли подхватить и развить какую-то часть знаний.

Именно благодаря работе таких специалистов, мы все имеем возможность:

  • перемещаться на различных транспортных средствах;
  • пользоваться электронными приборами;
  • лечить различные заболевания и так далее.

И все это благодаря тому, что ученые работают в различных сферах деятельности, продвигая и развивая свое направление научной деятельности.

Для того, чтобы ответить на вопрос, чем занимается ученый, стоит сказать, что он исследует, открывает и ищет возможности практичного использования своего открытия. Только в этом случае, есть возможность сказать, что все делается не напрасно.

Причем нет универсальных ученых. Все они имеют свою узкую специализацию. Только в этом случае есть гарантия, что будет получен положительный и ожидаемый результат.

Основные направления деятельности

Рассказывая, что за профессия ученый, стоит перечислить основные направления, в которых могут заниматься люди, избравшие сложный путь первооткрывателей.

Согласно общего описания профессии, это может быть работа в:

  • орнитологии – наука о птицах;
  • военной генеалогии;
  • генной инженерии;
  • биологической инженерии;
  • астрономии;
  • археологии;
  • технике;
  • эпистеологии;
  • геологии;
  • энтомологии;
  • медицине;
  • психифизиологии;
  • педагогике.

Причем очень многие науки начинают изучать уже в школах, открывая для детей новый мир, куда интересно будет погрузиться, если будет большое желание. К тому же, некоторые дети после таких уроков самостоятельно начинают изучать их более углубленно и даже делают науку частью своей жизни.

Какие требования предъявляются к специалистам

Пройдя специальное обучение не всем удается сделать открытие, которое изменит мир. Ведь этого просто недостаточно, для того чтобы считать себя профессионалом.

Существуют специальные требования, соблюдение которых позволит развиваться и продолжать обучение, совершенствуя и оттачивая свои знания и умения.

Вот отдельные требования, которые следует учитывать при выборе специальности:

  • хорошие навыки в риторике;
  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • точность;
  • терпение.

Имея такие развитые навыки, вы сможете быть уверены, что все остальное будет несколько проще. Не помешает знание нескольких иностранных языков, в том числе и «мертвых», таких как латынь или древнегреческий. Ведь придется путешествовать, изучать иностранную научную литературу, знать формулы и названия.

Такой специалист должен будет буде обладать феноменальной памятью и аналитический склад ума. Все это позволит добиваться результата.

Особенности профессии

Стоит сказать, что работа ученого полностью будет зависеть от того, насколько он будет готов на самоотверженный труд, насколько готов учиться и повышать свой профессиональный уровень.

Стоит учитывать существующие плюсы и минусы, которые имеют место.

Положительной частью является:

  • высокая востребованность. Это относится в первую очередь к ученым, которые смогли добиться результата и имеют научные труды. Для таких специалистов всегда открыта дорога и ждут высокие зарплаты;
  • всегда есть возможность быстро продвигаться по карьерной лестнице. Если есть результаты и пишутся научные труды, то карьерный рост будет зависеть только от личной жизненной позиции ученого;
  • широкие перспективы для воплощения своих возможностей. Все заслуги оцениваются и хорошо вознаграждаются.

Вывод

Рассматривая вопрос ученый кто это, мы выяснили, что это, в первую очередь специалист высокого уровня в одной или нескольких сходных областях знания. Эта профессия хорошо оплачивается и высоко котируется, однако к специалисту предъявляются высокие требования.

Ученый кто это такой

Хотелось бы дать описание такой интересной профессии, как ученый. Мы здесь подробно расскажем, ученый кто это такой, как классифицируются такие специалисты, чем занимаются они и насколько востребованы на рынке труда.

История профессии

  • Думаем, что ни для кого не секрет, что к началу возникновения профессии ученый можно отнести период, когда начали появляться первые знания. Это можно отнести уже к первобытному строю, так как люди, обладающие знаниями, были в почете, к ним относились с уважением и часто возводили в статус вождей или старейшин.

Такие люди стремились познавать окружающий их мир, ими совершались открытия, которые впоследствии передавались из поколения в поколение.

Так развивались гипотезы о создании мира, зарождались такие науки как химия и физика. Люди вокруг просвещались, что позволяло быстрому развитию общества.

  • С развитием новых технологий и научных знаний, востребованность профессии ученый значительно возросла.

В настоящее время ученые имеют огромную важность в развитии человечества и оказывают непосильную помощь в выживании.

Описание профессии

На самом деле таких специалистов можно разделить на множество групп в соответствии с направлением их деятельности.

Это лишь самый малый перечень сфер, где трудятся умы самых лучших ученых.

Как стать ученым

А теперь кратко о том, как стать ученым.

  1. Начнем с того, что еще со школы человек должен увлекаться каким-либо направлением, в котором хотел бы получить развитие.
  2. Следующим этапом будет обучение в университете, за ним следует покорение аспирантуры и магистратуры, написание научных трудов и их защита.
  3. И уже только после этого получить звание ученого.

Это довольно сложный путь, требующий не только большого количество теоретических знаний, но и усердия, ответственности и огромного стремления к поставленной цели.

Чем занимается

А теперь разберем все то, чем занимается ученый. Хотелось бы уточнить, что здесь все будет зависеть от того, в каком направлении трудится этот специалист.

Здесь мы представляем основные функциональные обязанности, которые будут актуальны практически для всех видов деятельности.

  • Проведение подготовительных работ. Это тот случай, когда ученый только планирует какое-то исследование, занимается сбором информации, ищет недостающие данные.
  • Проведение исследовательских работ. Это и есть общность всех мероприятий по изучению чего либо;
  • Аналитика. Каждый специалист проводит аналитические исследования своих работ, работ коллег, проводит анализ, делает дополнительные выводы; . Это те профессионалы, которые ведут преподавательскую деятельность в высших учебных заведениях. В их обязанности входит передача своих навыков и опыта студентам.

Помимо этого, стоит помнить, что основная работа ученого состоит в работе с документами. Сюда входит и поиск темы, и собственные исследования, написание отчетов и так далее.

Уровень материального вознаграждения

А теперь очень важный пункт для детей, которые планируют строить свою карьеру в науке. Заработная плата ученого напрямую зависит от его вклада в науку и от того, в какой сфере он трудится.

Где работать

Здесь все будет зависеть от выбранной отрасли. Но в любом случае устроиться на работу не составляет большой сложности. Если не Научный институт, то двери родного ВУЗа всегда открыты для их бывших выпускников.

Карьера

Карьера ученого очень стремительно развивается, так как эти люди уже обладают огромным багажом знаний и навыков. Поэтому независимо от изучаемого направления, очень легко добиться повышения.

Плюсы и минусы профессии

А теперь подробно обо всех плюсах и минусах профессии ученый.

Преимущества:

  • Усмирение личных амбиций;
  • Возможность подарить человечеству новые важные открытия;
  • Уважаемая профессия;
  • Возможен быстрый карьерный рост;
  • Участие в различных ученых конференциях;
  • Можно достаточно хорошо зарабатывать;
  • Успешные ученые получают приличные премии за свои открытия.

Недостатки:

  • Профессия требует огромного усердия и ответственности;
  • Необходимо очень много учиться;
  • На первых этапах маленькая заработная плата;
  • Предстоит отдавать очень много времени работе.

Подведем итоги

Благодаря нашей статье теперь вы знаете, ученый кто это такой, как стать таким специалистом и чем предстоит заниматься. Нам удалось максимально раскрыть тему данной профессии и рассказать обо всех её сторонах.

Сергей Макаров — один из самых молодых докторов наук в Университете ИТМО. Под его руководством совместно с профессором Техасского университета Анваром Захидовым в ИТМО в России была создана новая лаборатория гибридной нанофотоники и оптоэлектроники. Сергей — неоднократный лауреат всевозможных премий, в частности, Премии Президента РФ за вклад в изучение оптических свойств резонансных полупроводниковых наночастиц и премии Research Excellence Award Russia как самый продуктивный и молодой автор в области наук о материалах. При этом Сергей Макаров не только руководит лабораторией, проводит исследования и активно публикуется, но и организует конференции и международные школы, а также входит в редакционную комиссию двух научных журналов. Мы поговорили с Сергеем о том, в чем главный успех современного ученого, почему важно рассказывать о своих исследованиях максимально широкой аудитории, чем ученые похожи на футболистов и можно ли заниматься исследованиями в одиночку.


— Вы недавно выиграли награду от Elsevier, расскажите, за что вас номинировали?

— А почему вас номинировали в секции «Инженерные науки», а не в «Физике»?

— Тема, которой мы занимаемся, довольно междисциплинарная. И зачастую сложно сказать что это — чистая физика, наука о материалах или даже частично химия. Вообще наша область ориентирована как раз на разработку новых технологий. Поэтому я думаю, что это довольно справедливое ранжирование.

Сергей Макаров на церемонии вручения премии Research Excellence Award Russia 2021. Источник: facebook.com/ElsevierRussia

Сергей Макаров на церемонии вручения премии Research Excellence Award Russia 2021. Источник: facebook.com/ElsevierRussia

— Как вы думаете, такое большое количество цитирований ваших работ связано именно со спецификой ваших исследований? С тем, что это новое направление, которым пока что мало кто занимается?

— С одной стороны, в нашей лаборатории действительно довольно уникальное сочетание разных компетенций: как из фундаментальной теории, так и работы с особыми экспериментальными методиками. И у нас получается занять свою нишу исследований.

С другой стороны, в области материалов, с которыми мы работаем, — огромная конкуренция. Одновременно с нами похожими вещами занимаются сотни лабораторий по всему миру. Поэтому здесь действует определенный баланс: часть тематик, которые мы затрагиваем, супер-популярны (например, солнечная энергетика), но подходы, которые мы используем, делают нас уникальными. Это привлекает к нам интерес других исследователей — в том числе, с нами хотят работать различные зарубежные команды, у которых не всегда хватает компетенций в том, в чем мы сильны.

— Насколько важно то, что с вами хотят работать иностранные исследователи? Это вопрос, скорее, престижа или это необходимо для развития науки?

— В своем приветственном слове на церемонии награждения Research Excellence Award Russia представитель компании Elsevier, которая и учредила эту премию, как раз высказывался на эту тему. Россия, будучи сильной научной державой, которая входит в топ-10 мировых научных лидеров, имеет самый низкий показатель международных коллабораций. И этот показатель, конечно, стоит повышать — ведь международные коллаборации помогут отечественной науке стать более открытой и цитируемой.

Некоторые лауреаты премии в своих выступлениях прямо говорили, что секрет их успеха — в статьях с международными коллабораторами. Потому что именно такие статьи и цитируются больше, они лучше видны мировому научному сообществу.

С другой стороны, выход на международное сотрудничество – это большая ответственность и большой труд. Потому что от тебя ожидают конкретный результат, который должен соответствовать высокому уровню, быть красиво представлен, понятно оформлен — и все это в сжатые сроки. Пока ты занимаешься своими измерениями, сразу несколько лабораторий ждут, когда же ты закончишь и поделишься с ними результатами и отчетами. Это все довольно напряженно и требует большой самоотдачи всего коллектива.

Альдо ди Карло, Анвар Захидов и Сергей Макаров

Альдо ди Карло, Анвар Захидов и Сергей Макаров

— А когда пять лет назад вы только начали создавать лабораторию гибридных материалов, насколько инновационным было это направление?

— Когда мы создавали лабораторию гибридных нанофотоники и оптоэлектроники, мы соединили две основные тематики: новый тренд в области науки о материалах, в частности, перовскиты, и то направление, в котором мы уже были сильны — нанофотонику. Галогенидные перовскиты на тот момент были для нас совершенно новым, но очень интересным классом материалов. В итоге мы создали такое уникальное место, где сообща могут работать физики с компетенциями в нанофотонике и специалисты из области наук о материалах. Казалось бы, это такие разные области, но в стенах лаборатории мы научились находить общий язык. И теперь нам удается создавать действительно междисциплинарные проекты с хорошим потенциалом для дальнейшего приложения.

Это был достаточно уникальный сплав — я такого больше нигде не встречал. При этом я не говорю, что у нас самая лучшая лаборатория в мире, конечно нет. Но именно сочетания компетенций, которые мы нашли — они действительно уникальны.

— При работе в такой экспериментальной области было больше проблем или больше бонусов? Все-таки, получается, вы были первопроходцами.

Сначала было очень сложно — работали, как говорится, на ощупь, в темноте. С одной стороны, работать с новыми материалами, изучать их свойства, было очень интересно. С другой – незнание многих свойств тормозило часть, связанную с нанофотоникой. Часто оказывалось, что наши идеи, предположения, которые мы пытались применять, в конце концов наталкивались на непреодолимые препятствия — приходилось от них отказываться.

Сейчас мы, конечно, гораздо лучше знаем материал, понимаем, как его обрабатывать, чтобы получались наноструктуры нужной формы, нужного размера. Так что теперь мы уже можем двигаться дальше и искать ему уже конкретные инженерные применения.

Сергей Макаров

— Получается, что первый мегагрант на создание лаборатории вам дали не за какие-то достижения, а авансом? Просто в вас поверили?

— Все-таки, когда подаешь заявку на такие крупные гранты, очень важно, чтобы был научный задел — и он у нас был довольно серьезный. К тому же, в мегагранте всегда есть ведущий зарубежный ученый — в нашем случае это был Анвар Захидов, один из ведущих специалистов по перовскитам. Нам было интересно соединить наши компетенции в нанофотонике с компетенциями профессора Захидова — посмотреть, как это заработает вместе. Собственно, в этом и была суть мегагранта.

В заявке мы расписали целый список потенциальных применений нашим разработкам, рассказали, что будем создавать новые устройства с улучшенными свойствами. В итоге многое из того, что мы заявили, было реализовано именно в том виде, в каком мы и хотели, или даже лучше.

— А что насчет второго мегагранта?

— За четыре года работы мы поняли ограничения перовскитов и нашли, что именно можно улучшить. Поэтому второй мегагрант уже базировался на нашем более глубоком и детальном знании новых материалов. И далее мы обратились к новому зарубежному руководителю — уже эксперту по лазерным технологиям и нанолазерам — Вулкану Демиру. Этот проект уже более высокого уровня: он требует знаний не только самих материалов, но и технологий, которые позволяли бы создавать нужные нам структуры. То есть до этого мы учились просто работать с материалом, а теперь мы уже можем делать более сложные вещи на базе этого материала — такой следующий логичный шаг в развитии перовскитной нанофотоники и нанофотоники в целом.


— То, что вам удается так успешно привлекать иностранных коллабораторов — это результат нетворкинга и частых поездок на конференции? Насколько важно постоянно рассказывать о своей работе научному сообществу?

— Учитывая то, что ежегодно в журналах выходят сотни статей, мало шансов, что тебя случайно заметят – действительно, нужно как можно больше рассказывать о своих исследованиях и результатах как можно более широкой аудитории. Конечно, ученых, которые никуда не ездят или широко не представляют свои результаты, безусловно, всегда есть за что уважать. Но чтобы об их работе узнали, их открытие действительно должно быть очень резонансным и прорывным, а для этого надо прикладывать большие усилия.

Существует и другая крайность: есть такие популяризаторы, которые очень много ездят по конференциям, хорошо и интересно рассказывают, у них есть своя аудитория, но они скорее не ученые, а лектора. И научное сообщество их воспринимает соответствующе и не ждет от них каких-то значимых результатов.

Я думаю, тут важен баланс: нужно находить время поработать в тишине кабинета или лаборатории, чтобы довести результаты до конца. И при этом некоторое время вообще свою работу не афишировать. А потом уже, когда удастся получить что-то важное и интересное, наступает время «пиара»: выпускаются пресс-релизы, делаются доклады на конференциях.

— Вы часто говорите, что современный ученый должен быть максимально публичным — в том числе активно рассказывать о своей работе не только в узких академических кругах, но и широкой публике. Как вы пришли к такому убеждению?

— Я приведу аналогию с футболистами. Эта профессия не была бы такой престижной и не приносила бы спортсменам многомиллионные контракты и мировую известность, если бы они тренировались на закрытых площадках и никого бы не допускали к своей деятельности. Так можно сказать о любой профессии — чем более она открытая, тем более она понятна и привлекательна для остальных.

Когда стало понятно, что наука развивается гораздо быстрее, когда в ней появляется больше талантливой молодежи, встал вопрос: а как ее привлекать? Сейчас становятся все популярнее такие форматы, как Science Slam, — когда ученые в свободном формате рассказывают о науке прямо в баре. Это же все на самом деле совсем не сложно, даже интересно: сделал какое-то прорывное исследование — почему бы не рассказать об этом в медиа? Возможно, тогда больше молодых талантливых ребят решат, что это интересная профессия, что в науке действительно много всего происходит.

В России есть еще одна проблема: у нас есть отдельно индустрия, и отдельно — сложная фундаментальная наука. В этом есть и определенная вина ученых — они просто не рассказывают о науке простым языком: так, чтобы понял простой инженер на заводе. Понятно, что не специалист не пойдет читать статьи в научных журналах, не поедет на конференцию — и в итоге так и не узнает, что появилась какая-то новая прорывная технология, которую он мог бы внедрить на своем производстве. Мы на собственном примере видим, что чем больше мы говорим о своих результатах, тем чаще к нам обращаются индустриальные партнеры.

Лаборатория гибридной нанофотоники и оптоэлектроники ИТМО

Лаборатория гибридной нанофотоники и оптоэлектроники ИТМО

— А как к этому относятся в академических кругах? Не критикуют, что это, например, упрощение науки, популизм и так далее?

— Я думаю, любой начинающий ученый, который сталкивался с репортерами, впадал в ступор от формулировки: «Расскажите о вашем исследовании простым языком». На самом деле, это очень сложная задача. Наоборот, к тем, кто может квалифицированно и доступно рассказывать о сложных вещах, появляется большое уважение. Уж точно их уважают гораздо больше, чем тех, кто делает вид, что их область настолько сложна, что находится за гранью понимания.

На самом деле, и для самих ученых статьи в блогах или СМИ — это возможность узнать информацию по узкой тематике в уже разжеванном виде. Например, я не то чтобы специалист по кристаллам — но мне зачастую интересно почитать пресс-релиз от человека, который в этой теме разбирается гораздо лучше, чем я, и может рассказать о сути открытия в доступной форме.

Негатив могут вызывать те ученые, которые сильно приукрашивают свои результаты и вовсе рассказывают небылицы. Но грань тут тонка. Особенно когда имеешь дело с журналистами, которые тяготеют к громким заголовкам.

— Это все здорово, но как все успевать? Работать над исследованиями, писать статьи, ездить по конференциям, еще и общаться с журналистами и вести блоги. Как вам удается не выгорать от такой нагрузки?

— Мне просто нравится заниматься любимым делом. Это просто все очень интересно – создавать что-то новое. Точнее участвовать в создании — понятно, что здесь должно быть разделение ответственности. Один человек точно никак не сможет успевать делать все — за любым исследованием стоит большая команда. И я имею ввиду не только нашу рабочую группу лаборатории — большую поддержку оказывает вся команда факультета и университета. Сложно даже разделить, где чей вклад. Нам помогают и в обеспечении оборудованием, и в бюрократических вопросах, проводят мероприятия вроде коучинга, поддерживают наши поездки на конференции. Все работают сообща, каждый занимается своей задачей и общая эффективность существенно повышается.

— Наверное, то, что вас часто номинируют на различные награды и выдают гранты, тоже как-то влияет на мотивацию?

— Конечно, приятно, что наша работа нужна, что ее считают важной. И приятно, что в России выделяют деньги на передовые направления, которые действительно актуальны в мире, хотя и не дают результат прямо сейчас.

Читайте также: