В чем заключаются ответственность и долг педагога психолога перед своей профессией

Опубликовано: 02.10.2024

Смолякова Елена Викторовна

Последствия общения с психологом имеют большую личностную значимость будь то ребенок или взрослый.

Каким будет вмешательство психолога — развивающим или разрушающим личность клиента — зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности.

Проект этического кодекса был принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003 года.

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога- психолога системы образования России.

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Но всегда ли Этический кодекс может выполнять все указанные функции? Разберем некоторые принципы.

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.*

4.Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

К сожалению, принцип конфиденциальности часто не соблюдается практикующими психологами в полной мере. Разглашение информации порой и не несет в себе цели нанесения вреда клиенту, но, тем не менее, это происходит. Часто кажется, что если мы сообщим информацию об «интересном» случае своим друзьям или родственникам, то ничего плохого не произойдет, они ведь его и знать не знают и не встретят никогда ни его самого, ни его родственников. Но имеем ли мы на это право? Нет, не имеем. Таким образом, подрывается авторитет, не только нас как специалистов, но и психологии в целом. Клиент доверяет нам информацию о своей личной жизни, и мы не имеем права её разглашать кому бы то ни было, а тем более обсуждать это с не профессионалами в этой области. Есть и другой аспект этой проблемы, когда мы вынуждены сообщать информацию по запросу администрации. Психолог должен уметь преподносить это информацию таким образом, что не на нести вред клиенту. А каждый ли специалист об этом задумывается? У нас есть запрос, мы провели диагностику, сделали выводы и ответ на запрос готов, а на то чтоб обработать этот ответ, сделать его «безопасным» для клиента, времени нет, да и в администрации вроде бы нормальные взрослые люди, воспользуются информацией в нужном ракурсе. Но мы не можем гарантировать этот нужный ракурс, мы обязаны сделать так, чтоб информация была воспринята и использована на благо клиенту, а не абы как.

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

У каждого практикующего психолога есть батарея тестов, которые он использует в своей работе для диагностики. Есть рекомендуемые и часто используемые методики, есть менее популярные. На данный момент все возможных тестов множество, психолог может выбрать себе практически любые и использовать их в своей работе, но может ли он отвечать за их качество, за их соответствие целям и задачам, поставленным в работе? Может ли грамотно психолог, особенно начинающий, определить границы своих возможностей? Работая в школе, нужно уметь использовать многие методики, и использовать их грамотно. Далеко не каждый психолог может признать, что он чего-то не умеет или не знает. Боязнь потерять свой авторитет в глазах администрации или показать свою несостоятельность в какой либо области, зачастую приводят к тому, что нарушается процедура диагностики, делаются ошибочные выводы. Все это неблагоприятно отражается на клиенте, именно его интересы при этом страдают в первую очередь.

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

( В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие).

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

Психолог не должен всю ответственность брать на себя.

Его задача более сложная — постепенно сформировать чувство и готовность к ответственности у консультируемых клиентов. Сам же консультант отвечает за саму организацию такой помощи, но не за принимаемые решения — это право (и ответственность) принадлежит клиенту как субъекту самоопределения.

ПРИНЦИП БЛАГОПОЛУЧИЯ КЛИЕНТА

1 . В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям,

3 В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

4 Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

Относиться безоценочно к клиенту очень трудно, так или иначе у нас складывается свое мнение о нем, ещё до начала проведения каких либо мероприятий. Это может нанести вред клиенту. Опасность заключается в том, что составляя свое мнение о нем, давая ему оценку, мы заранее настраиваем себя на определенный тип реакции с его стороны, мы интерпретируем его поведение, высказывания через призму собственного мнения, благодаря чему информация искажается.

В конфликтных ситуациях психолог обязан руководствоваться интересами ребенка, но данная позиция может вступить в противоречие с позицией администрации учреждения. Далеко не каждому психологу «хватит духа» противоречить «начальству», а использовать юридическую базу умеют далеко не все, к тому же часто в конфликтных ситуациях, которые переходят на личностный план, юридическая база - не аргумент.

Кроме того, в своей работе практический психолог сталкивается с так называемыми этическими проблемами и «соблазнами»:

  • Соблазн власти.

Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя.

Плохо, когда власть над поступками и действиями других людей становится для кого-то самоцелью.

  • Соблазн самокрасования на работе возникает тогда, когда психолог использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей.

Но, с другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на клиента (не уметь нравиться ему) тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении «Производить впечатление» найти такую меру, которая не превратила бы консультацию в театр одного актера и позволила бы максимально проявить себя и консультируемому клиенту.

  • Соблазн следования «методическим модам» возникает тогда, когда в погоне за самыми последними новинками в практической психологии специалист тратит массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну из них.

Но, с другой стороны, психологи, действительно, не должны отставать от последних новинок. Вероятно, здесь требуется определенная мера.

  • Соблазн работать «вразнос» возникает тогда, когда психолог забывает о своем здоровье и об интересах своих родных и близких.

Например, психолог, чтобы не показаться «черствым», всем раздает свой телефон, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнительные встречи со своими клиентами, которым, быть может, действительно, больше не с кем общаться.

Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда психолога-практика приводит его самого в психиатрическую больницу. Примечательно, что с синдромом «эмоционального сгорания» психолога одни авторы связывают его самозабвенность в работе, чрезмерное сочувствие, мягкость, другие авторы наоборот, с авторитаризмом и низким уровнем эмпатии.

Рассмотрев некоторые этические принципы и проблемы, с которыми сталкивается психолог, можно сделать вывод о том, чтовыполнение данных положений всецело ложиться на совесть психолога. Проверить, следует ли психолог данным принципам в работе или не следует очень сложно. Конечно, создается комиссия по регуляции соблюдения Этических норм, но не возможно проследить работу каждого психолога в каждом отдельном взятом учреждении. Многие клиенты, приходящие к психологу могут и не знать о своих правах (не каждый психолог в силу различных причин сообщает своим клиентам об их правах) и обязанностях самого психолога, некоторые не сообщают о нарушениях психологом этических норм.

Не прописана и мера «наказания» психолога за не соблюдением им Этических норм, не сказано является ли это «преступлением». Возможно, это является следствием того, что последствия нарушения кодекса различны, прогнозировать их заранее сложно, дифференцировать тоже. Однако может быть как раз вследствие того, что нет «меры наказания» за подобные нарушения, данный кодекс не имеет особой силы для психологов и воспринимается как некие предписания, образец как должно быть. И отношение соответствующее - ну подумаешь, отступил пару раз, ну и ладно, никто и не заметит. Тем не менее, нарушение Этического кодекса - это нарушение прав личности, ущемление прав личности, за которое специалист должен нести ответственность.

Профессиональный долг психолога - обязанности и ответственность, которую берет на себя психолог-консультант как специалист и персонально несет за принимаемые им решения, предпринимаемые действия тогда, когда он консультирует клиентов.

Составной частью профессионального долга выступает понятие профессиональной ответственности, которое отражает особое социальное и моральное отношение специалиста к другим людям, к обществу и характеризуется выполнением им своего нравственного долга. Профессиональная ответственность определяет способность человека сознательно выполнять определенные нравственные требования и осуществлять стоящие перед ним задачи, совершать правильный моральный выбор, достигать определенного результата. Содержание данного понятия имеет весьма важное значение для психологов, рекомендации которых могут позитивно (или негативно) сказаться на судьбе и здоровье личности, и т.д.

Профессиональный и гражданский долг психолога: общее и особенное.

В общем случае под профессиональным долгом понимают выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из ценностей сформированных профессиональной деятельностью.

Гражданский долг — категория, определяющая обязанность гражданина общества выполнять требования морального и юридического характера, заложенные в Конституции, законодательных актах и нормах общечеловеческой морали, а так же нести полную ответственность за свои действия. Гражданский долг — это личное представление человека о своих моральных обязанностях. Осознавая свой гражданский долг, человек ориентируется на нравственные требования общества. Основание должного поведения можно рассматривать в двух аспектах:

а) со стороны принципов, на что опирается содержание общественных требований для должного поведения;

Б) с точки зрения причин, побуждающих человека выполнять эти требования.

Профессиональный долг психолога – это обязанности и ответственность, которую берет на себя психолог-консультант как специалист и персонально несет за принимаемые им решения, предпринимаемые действия тогда, когда он консультирует клиентов.

Гражданский долг психолога, определяемый и поддерживаемый в рамках общего понятия о долге гражданина, не должен вступать в противоречие с этическим и профессиональным кодексом психолога и является полностью осознаваемым нравственным критерием каждого психолога. Каждый практикующий психолог добровольно определяет для себя круг моральных и нравственных ограничений в рамках своей профессиональной деятельности, которых будет придерживаться.

(Википедия, оригинальный текст)

Долгиответственностьпсихологапередобществомигосударством

Любой вид профессиональной деятельности является одним из механизмов, используемых для удовлет­ворения потребностей общества. Государство и общество при этом являются основными «заказчиками» конечного результата деятельности, определяя его количество и качество, и одновременно субъектами, обеспечивающими условия для реализации психологической помощи. Формулируя социальный заказ на конечный результат дея­тельности, общество и государство ориентируются на наиболее акту­альные потребности большинства членов общества. Они и становятся в этой связи главными субъектами, в отношении которых психолог исполняет свой долг и несет ответственность.

Совершая для достижения стоящих перед ним целей необходимые действия в рамках профессиональной деятельности, психолог привлекает для этого при необходимости все возможные виды ресурсов, и в первую очередь максимально задействует те, которые ему официально предоставляют государство и общество. При этом он должен заботиться об обеспечении оптимального соотношения между затратами ресурсов и полученным результатом. Эффективность деятельности — одна из главных задач социального работника и его профессиональный долг перед обществом и государством. Вместе с тем его долгом является изыскание и вовлечение в деятельность неформальных ресурсов, если это необходимо для достижения поставленных целей.

Большое значение в этой связи имеет использование возможно­стей клиентов и их окружения, их вовлечение в совместную деятель­ность, максимальная актуализация и реализация скрытых ресурсов. Долг психолога перед обществом и государством со­стоит не только в том, чтобы по возможности добиться улучшения условий жизни определенной части общества — своих клиентов, но и сделать их активными членами общества, максимально полно социализированными. А это невозможно без выявления и использования потенциала самих клиентов, обучения их позитивной и эффективной деятельности и жизнедеятельности.

Дата добавления: 2018-05-01 ; просмотров: 1176 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога-психолога системы образования России (далее – психолог).

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвекцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога образования.

Для решения возникающих этических проблем создается Комиссия по этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Основные этические принципы деятельности психолога

Этические принципы призваны обеспечить:

  • решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
  • защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;
  • сохранение доверия между психологом и клиентом;
  • укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

1. Принцип конфиденциальности

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста; в случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

2. Принцип компетентности

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3. Принцип ответственности

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

4. Принцип этической и юридической правомочности

1. Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

2. В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

3. Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

4. Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса.

5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии

1. В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.

2. Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

3. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

6. Принцип благополучия клиента

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

3. В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

4. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

7. Принцип профессиональной кооперации

1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

2. Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

3. Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях – на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования

1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

2. В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

3. Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

4. Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

5. Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

6. В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

Педагог-психолог работает на стыке двух специализаций, соответственно, и базовое профессиональное образование у него может быть разным, что мы и указали в нашем образце должностной инструкции педагога-психолога. Содержание должностных обязанностей педагога-психолога может разниться, в зависимости от того работает он в обычной школе, интернате или другом детском учреждении. В должностную инструкцию педагога-психолога можно включить и пункт о консультациях и помощи коллегам-педагогам.

Должностная инструкция педагога-психолога

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог относится к категории технических исполнителей.
1.2. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от нее приказом директора учреждения.
1.3. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору учреждения.
1.4. На время отсутствия педагога-психолога его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность педагога-психолога назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: высшее психологическое или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология», стаж работы от 2 лет.
1.6. Педагог-психолог должен знать:
- законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления по вопросам образования;
- нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты;
- общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
- основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;
- современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
1.7. Педагог-психолог руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности педагога-психолога

Педагог-психолог выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения.
2.2. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
2.3. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
2.4. Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.
2.5. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников).
2.6. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.
2.7. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску.
2.8. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.
2.9. Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.
2.10. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

3. Права педагога-психолога

Педагог-психолог имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
3.3. Давать в рамках своих полномочий обязательные распоряжения педагогам и обучающимся.
3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
3.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

4. Ответственность педагога-психолога

Педагог-психолог несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

Алена, если есть ставка психолога, то он должен быть на рабочем месте. Его отсутствие или формальная ситуация, когда специалист просто числится - грубое нарушение, которое мешает детям получать полноценное сопровождение их обучения. Вам необходимо написать в Дерартамент образования.

Даже если в школе нет психолога, вы можете получить помощь. На данный момент в каждом районе работают Центры социальной помощи (психолог есть в штате, можно прийти за помощью в случае сложной социальной ситуации), а также Центры нейрокоррекции и психологического сопровождения.
Чтобы получить помощь в таких учреждениях, необходимо получить справку-направление в школе, в которой будет написано, что психолога в данном учебном заведении нет.

На мой взгляд, психологи, как и все люди, бывают весьма разными. Мне довелось работать с коллегами разного уровня подготовки, специализирующихся на различных сферах деятельности.

Данная статья написана для того, чтобы специалисты, которые работают не по утверждённым стандартам качества и этики отсеивались из системы образования.

Профессия психолога - это прекрасная помогающая и ответственная работа. Пусть ей занимаются те, кто действительно хочет улучшать жизнь людей.

Анна, спасибо за вопрос. Попробую ответить на него емко и кратко.

Для того, чтобы повысить успеваемость, необходимо провести диагностику и выявить причины, по которым она страдает. Далее специалист устраняет причины оптимальным способом - находит те одну-две из них, устранение которых в наибольшей степени улучшит ситуацию.

Давайте определим сферы для диагностики в этом случае, взяв за основу пирамиду потребностей А. Маслоу:

1. Физиология, познавательные способности ( физический тонус, регулярное движение, сон, восстановление, функционирование ЦНС, ритм, работоспособность, сбалансированное питание, состояние здоровья, отсутствие гормональных нарушений, а также развитые операции мышления, внимание, память, пространственное восприятие, воображение, аналитические способности, навыки планирования и т.д.) - в серьезных случаях направляем на дополнительную экспертизу к неврологу, логопеду, врачу.

2. Эмоциональная сфера ( любовь и забота, привязанность родителей или людей их заменяющих, положительный эмоциональный фон, благоприятная атмосфера дома и в школе, эмоциональное состояние родителей, эмоциональная устойчивость, общее состояние удовлетворенности жизнью, эмоциональный тонус, отсутствие тревоги, страхов, сниженного настроения, уровень эмоциональной регуляции и т.д.) - в серьезных случаях направляем семью на дополнительную экспертизу к семейному психотерапевту, социальному педагогу, к детскому или подростковому психотерапевту, психиатру.

3. Социальная сфера (признание и одобрение значимых людей: родственников, друзей, учителей, одноклассников, статус среди сверстников, развитые коммуникативные навыки, умение налаживать связи, прояснять отношения, решать конфликтные ситуации, говорить "нет" и т.д.) - в серьезных случаях социальной дезатаптации направляем на дополнительную экспертизу к детскому или подростковому психотерапевту, психиатру, социальному педагогу, другим социальным службам, исключаем случаи моббинга и других видов давления или депривации в социальном окружении.

4. Сфера ценностей (значимость образования в семье, в школе, для тех, с кем идентифицируется ребенок или подросток, возможность раскрывать свои таланты в процессе обучения, смысл и перспектива обучения, реакция на неудачу, устойчивость самооценки, самоэффективность, сбалансированность сфер жизни подростка, волевые характеристики, способность преодолевать препятствия, целеполагание и т.д.) - в случаях недостатка информации направляем на дополнительную экспертизу в центры профориентации.

После того, как выявлены причины неуспеваемости, для каждого ученика разрабатывается Индивидуальный план развития, в котором указаны успехи и провалы на данный момент, желаемые результаты и шаги, которые позволят за определенное время их достигнуть. Также определяется список дополнительных, необходимых ученику специалистов и объем помощи, который от них потребуется, чаще всего в количестве часов.

Индивидуальный план развития - это договоренность между учеником, его родителями, педагогами, другими школьными специалистами о согласованных действиях по повышению результатов обучения. Обычно за выполнением плана следит либо классный руководитель, либо чаще школьный психолог.

Читайте также: