В каких профессиях используется лазание

Опубликовано: 04.07.2024

Вопрос навеян доброй полудюжиной аналогичных, но про синусы и логарифмы.

Все эти школьные знания нужны не для того, чтобы использоваться в первоначальном виде.

Они тренируют какие-то качества. Скажем, аналитическое мышление, скорость реакций, логику, память и так далее.

Если мы говорим о физической культуре, тут так же. Если школьник не планирует стать спортсменом, прыгать через козла и лезть на канат ему не понадобится.

Зато ему пригодится:

  1. Понимание своего тела. Если в зрелом возрасте он решит прийти в фитнес-клуб, у него меньше шансов забегаться до смерти, если в детстве ему дали базовые знания о спорте.
  2. Координация движений. Без нее и через бортик не перепрыгнешь.
  3. Тренированная сердечно-сосудистая система. Но для этого на физкультуре надо нормально заниматься, а, например, в своей школе такого не видела.
  4. Зачатки мышц. Чем больше в детстве заложено фундамента для дальнейшего развития, тем лучше оно пойдет, если захочешь прокачаться взрослым. Грубо говоря, если два человека с одинаковой конституцией решили получить звание КМС во взрослом возрасте, то быстрее подготовится тот, который ходил на физкультуру и даже что-то себе там неплохо прокачал, нежели тот, что сидел на скамеечке и изображал умирающего.

А вообще, все ограничения в нашей голове. Каждому взрослому пригодилось бы прыгать через козла и лазать по канату, если бы мы не были так зашорены. Как насчет того, чтобы срезать путь через забор? А практиковать бег с препятствиями за автобусом? Нет, мы так делать не будем: у нас костюм, тяжелая сумка, каблуки от гуччи. Но это все - напускное. Нам если где прыгать и есть зачем.

Мне пригодилось для осознания факта: я могу! Как и многое другое, что постигается в школе.

Правда, с канатом получилось не так хорошо, руки слабые, и лазала с трудом. Впрочем, как и метала гранату.

Но с козлами все было нормально.)

Впрочем, в нашей школе была специализация - спортивная гимнастика, у нас у всех были какие-то разряды, хотя бы начальный 3-й юношеский. У меня чуть повыше - 2-й.

Так что я умею прыгать и через коня тоже.) И это очень круто. Воспоминания о том, что получалось, довольно приятные. Чем не польза?

Дело не в козле и канате, а в наличии тренированного спортивного тела, которому под стать решение самых разных задач, в том числе и лазание по канату. Точно так же, как освоение логарифмов и тригонометрических функций при наличии интеллекта с математическим уклоном не представляет особых проблем. И вообще, как заведено в специализированных школах, сложные задачи и тяжелые экзамены - это не способ вложить знания в головы, а метод отсеивания "шлака", чтобы остались самые упорные и мотивированные.

Поэтому для физически развитого подростка ни козёл, ни канат не представляют никаких проблем, а для дрища, еле передвигающего ноги, это будет реальной проблемой. Точно так же, как логарифм станет непреодолимым препятствием для девочки-припевочки с IQ = 50, а "головастик" вообще не заметит, что это была какая-то "проблема".

P.S. Надеюсь, Вы не возражаете, что наличие здорового тела никак не менее важно, чем наличие светлой головы?

Очень хочется сказать, что умение прыгать через козлов пригодилось в той, или иной мере каждой женщине )) Это очень полезный в жизни навык. Жаль, что не все этим искусством овладели, и некоторые все же с козлами столкнулись напрямую. А лазание по канату вполне можно ассоциировать с определенными умениями эротического свойства )) Мне пригодилось ))

А если серьезно - то много раз пригодилось. Во всяких конкурсах, эстафетах, на тимбилдингах, во время строительства дома, при занятиях экстремальными видами спорта. В походах такие навыки вполне серьезно спасали от травм, и облегчали задачу мужской части группы.

Мне не пригодились эти физкультурные упражнения в жизни, как и синусы с логарифмами, Вы правильно подметили, что не все чему нас учат, мы используем в жизни.

Хотелось бы, чтобы наших детей научили правильно жить, а не выживать и зарабатывать хорошие деньги, но нет, сейчас такие задачки задают детям, что видно конкретно, как им ломают логику и разрывают мозг на части (образно говоря).

Может умение лазить по канату и прыгать через козла не такое уж и плохое занятие, так как человек занимается физкультурными упражнениями, а вот в ВУЗах учить студентов по старым технологиям, которые в современной жизни не применяются, это парадокс.

В детстве мне нравилось лазить по канату и прыгать через козла, даже не могу сказать что больше, потому что все детство куда-то лазили. Первое время у меня ничего не получалось, на канат не хватало сил, на козла - смелости, богатырем я точно не был, но я смог себя преодолеть. Как прекрасно это чувство преодоления, гордости за себя, уверенности в своих силах. Опять же что-то новое, необычное. Опыт! Понимание того, что если стараться, то все получится и не так страшен черт, как его малюют. Опять же общефизическая подготовка еще никому не повредила.

Я тоже не мог понять зачем нам все эти косинусы, ведь формулы забудутся и ты не сможешь решить ни одной задачи. Да, формулы забудутся, но зато останется опыт решения задач.

Моё "лазанье по канату" и "прыганье через козла" принесло ощутимую пользу. Только "долазалась" и "допрыгалась" до КМС. Мечтала стать тренером-хорошие организаторские способности, но не судьба. А вот Надежда Масленникова (подружились на вступительных) выводила сборную России в Пекине. Но и в техническом Вузе пригодилось-поездила по соревнованиям и вместо тупых производственных практик(была на одной-используют студентов как подсобных рабочих за копейки) отдыхала в институтском спортлагере-типа спортивные сборы. Да и в начале трудовой деятельности вызывали на судейство соревнований. Оставалась отсудить одни соревнования для получения "судья Всесоюзной категории", но срочная отработка авторской технологии на производстве руководству показалась более важной и на соревнования не отпустили. А потом и Союз развалился. Но занятия спортом и учёба приучили грамотно распределять время, следить за походкой и весом, уметь " собираться" в нужный момент и даже трудолюбию-если природой не дано быть "спортивной", то и трудолюбием можно до КМС доползти.

Взбирание вверх по канату — функциональное упражнение для развития мускулатуры верхней части тела. Лазание по веревке не только увеличивает силу мышц, но и улучшает ловкость, а также координацию движений — требуя для выполнения существенного количества калорий.

Главный плюс упражнения — комплексная проработка мышц спины. В частности, нагрузка приходится на широчайшие, трапециевидные и ромбовидные мышцы. Плюс, при лазании по канату задействованы и мышцы стабилизаторы позвоночника. Как научиться делать это упражнение правильно?

// Лазание по канату

Лазание по канату — базовое функциональное упражнение. Его достоинство заключается в том, что оно максимально естественно для человека и задействует в работе практически все крупные мышечные группы верхней части тела — включая мускулатуру корпуса и пресс.

Кроме этого, взбирание по канату укрепляет хват, тренирует предплечья и развивает силу кистей и пальцев. Неслучайно для борцов лазание по канату является ключевым упражнением для отработки захвата. Чем крепче хват, тем эффективнее тренировка целевых мышц с использованием большого рабочего веса.

Фактически, слабый хват ограничивает прогресс в силовых тренировках. Какими бы сильными не были мышцы спины, неспособность держать тяжелую штангу негативно влияют на выполнение становой тяги. Именно поэтому лазание по канату популярно и среди тяжелоатлетов.

// Читать дальше:

  • функциональные упражнения — что это?
  • упражнения на спину на турнике
  • становая тяга — как развивает фигуру?

Какие мышцы работают?

Ключевыми работающими мышцами при взбирании по канату являются мышцы спины — широчайшие, трапециевидные и ромбовидные. Также лазание по канату без помощи ног подойдет в качестве альтернативной тренировки двуглавой мышцы плеча.

В случае с канатом нагрузка на бицепс выше, чем в подтягиваниях обратным хватом. Карабкаясь по канату, вы подтягиваете себя каждой рукой по очереди, и от этого нагрузка на бицепс возрастает. По сути, вы поднимаете вес собственного тела усилием одной руки.

// Читать дальше:

  • как правильно качать руки?
  • лучшие упражнения на бицепс
  • лучшие упражнения на трицепс

Как лазить по канату правильно?

Существуют два способа лазания по канату — с помощью ног и без их помощи. Первый вариант облегчает выполнение упражнения и больше подойдет начинающим, тогда как второй (без помощи ног) предназначен для продвинутых атлетов.

Взбирание по канату с помощью ног

Базовая и наиболее простая вариация упражнения основана на трех движениях. Исходное положение — стоя на полу, держите канат руками выше головы. Не старайтесь слишком высоко задирать руки и до конца выпрямлять локти. Чем меньше угол в локте, тем проще будет подтянуть себя вверх.

  • Захватите канат ногами в “замок”. Для этого согните колени и подтяните их до уровня пояса. Затем скрестите стопы и расположите канат между ними. Он должен быть зафиксирован лодыжками.
  • Выпрямите колени и поднимитесь вверх по канату. При этом ваши руки сгибаются в локтях, перемещаются вдоль по канату и остаются на уровне шеи. Удерживайте канат руками ближе к корпусу.
  • По очереди выпрямляйте руки и снова хватайтесь за канат выше головы, как было в исходном положении. Во время перехвата крепко удерживайте себя ногами на канате.

Со стороны такая техника лазания по канату напоминает движение гусеницы. Когда вы почувствуете, что уверенно карабкаетесь по канату, можно переходить к следующей более скоростной технике лазания с помощью ног.

Исходное положение - стоя на полу, одной рукой держите канат на уровне шеи, а другой рукой зафиксируйте его чуть выше головы. Повторите движение с захватом каната ногами в “замок”, как было описано выше. Затем выпрямите ноги и, поднимаясь вверх, перехватите канат той рукой, что была на уровне шеи.

При этом рука, которая в исходном положении находилась выше головы, перемещается вдоль каната до уровня шеи. С каждым перехватом и подъемом вверх руки меняются местами. Перехват и подъем делаются практически одновременно, поэтому данный способ лазания по канату более быстрый.

Как лазить по канату без использования ног?

Лазание по канату без ног — это наиболее продвинутый способ, требующий базовой физической подготовки. Здесь вся нагрузка ложится на мышцы рук, спины и даже пресса. Прежде чем взбираться по канату без ног, нужно уметь подтягиваться на перекладине не менее 10 раз.

Исходное положение — стоя на полу, держите канат руками на уровне головы. Одна рука должна расположиться примерно на 30 см. выше другой.

Поднимайтесь вверх по канату, по очереди переставляя руки и подтягивая себя. Удерживайте ровное положение корпуса. Можно слегка согнуть ноги в коленях для сохранения баланса. Чтобы еще больше нагрузить мышцы пресса, держите ноги под углом 90 градусов относительно туловища.

Как правильно спускаться по канату?

Наиболее частая ошибка в лазании по канату (особенно, в случае с новичками) — неправильный и чрезмерно быстрый спуск. Многие начинающие буквально скользят руками по веревке, что приводит к мозолям и ожогам. Именно поэтому быстрое скольжение по канату опасно.

Чтобы избежать ошибок, при спуске поочерёдно перехватывайте руками канат. Так вы сбережете ладони и добавите дополнительную негативную нагрузку на предплечья, бицепсы и мышцы спины. Это сделает лазание по канату еще более эффективным упражнением.

Лазание по канату — полезное многосуставное упражнение. Если вам повезло иметь доступ к канату, то добавьте в конце тренировки 3-5 подъемов по нему. Займет всего пару минут, но зато крепкий хват вам будет обеспечен.

альпинист кто это

Если вам нравятся приключения, влечет жажда адреналина, хочется покорять недоступные вершины, то стоит рассмотреть такую специальность, как альпинист кто это за человек, каким должен быть как специалист, и какие виды работ может выполнять, рассмотрим в этой статье.

Особенности профессии

Чаще всего профессию альпиниста выбирают те, кто просто не может жить без притока адреналина в кровь. Ведь он всегда будет испытывать себя на прочность, поднимаясь на различную высоту. В электронном ресурсе Википедии, говорится что альпинистом называют человека, прошедшего специальную подготовку и обучение. Причем очень часто подобные навыки прививаются в школах для детей.

В обязательном порядке он проходит аттестацию, что дает ему возможность на профессиональном уровне выполнять работы на высоте.

От того, какой вид деятельности альпинизма выбрать, напрямую зависит и чем будет заниматься специалист.

На сегодняшний день существует два направления альпинизма:

  • спортивный– вид деятельности, связанный с подъемом в горы, а также на искусственно созданные возвышения или на вертикальные стены, которые будут точно имитировать природные объекты. Чаще всего, спортивным альпинизмом занимаются ради спортивного и адреналинового удовольствия. Причем это не только вид спорта, но возможность поддерживать себя в прекрасной физической форме. Сама профессия является опасной, так как человек сталкивается со сложным рельефом и погодными условиями. Имеется высокий риск несчастного случая при различных условиях.
  • Промышленный – вид трудовой деятельности, связанный с выполнением различных видов работ, связанных с высотой. Чаще всего промышленных альпинистов привлекают, строительной сфере. Например, когда требуется произвести ремонт фасадов или кровли на высотных зданиях, причем требуется привлечение специально подготовленных специалистов.

Какое бы направление не было выбрано, предполагается, что у каждого имеются свои плюсы и минусы, ведь каждый ставит свои цели, выбирая специальность альпинист. Стоит сказать, что это даже не работа, а стиль жизни, так как полюбив высоту, человеку уже сложно от нее отказаться.

Виды деятельности

Рассматривая что за это профессия, стоит сказать, что для высококлассных альпинистов всегда есть работа, особенно в больших городах.

Специалист, занимаясь промышленным альпинизмом, должен уметь выполнять следующие виды работ:

  • осуществлять остекление фасадов в многоэтажных конструкциях;
  • производить обслуживание фасадов и стекол, в том числе чистки, ухода и мойки;
  • производить утепление зданий и сооружений, причем используя специальные конструкции, состоящие из тросов и фиксаторов;
  • при работах, связанных с герметизацией всех видов конструкций и высотных зданий и сооружений;
  • выполняют ремонт балконов и оконных рам на многоэтажных зданиях, особенно, если они имеют сложный рельеф;
  • осуществлять установки и ремонт наружной подсветки на фасадах многоэтажных домов и монументах или памятниках большой высотности.

Это основной тип задач, который могут выполнять промышленные альпинисты. Причем сама профессия становится популярной среди молодежи, так как предполагает не только возможность заниматься любимым делом, но и получать хорошую зарплату.

Кроме того, высотных зданий становится больше и все они будут требовать специального ухода при помощи профессионалов высокого уровня.

Какие предъявляются требования

Как уже говорилось ранее, профессия является опасной для жизни, а потому имеются специальные требования к подготовке специалистов, занимающихся промышленным альпинизмом. Пройдя обучение и сдав экзамены, человек получает удостоверение «промышленного альпиниста», дающее право заниматься работами на высоте.

Имеются требования к профессии альпинист, которые следует учитывать:

  1. крепкое здоровье и полное отсутствие медицинских противопоказаний;
  2. не должен бояться высоты;
  3. обладать отличной физической подготовкой;
  4. иметь психическую стрессоустойчивость.

Вывод

Прочитав данную статью, вы узнали о такой профессии, как промышленный или спортивный альпинист кто это, чем может заниматься и какие требования предъявляются.

Многие люди стремятся сделать свое хобби своей работой, чтобы получать от нее удовольствие, то же самое относится и к экстремальным видам деятельности, которые мы описали в этой статье для тех, кто не может жить без адреналина.

Промышленный альпинист

Средняя зарплата: 80 000 руб.

Необходимое образование: курсы.

Промышленный альпинист занимается установкой рекламных баннеров, мытьем окон, установкой осветительных приборов и других конструкций на большой высоте. Для этого он использует настоящее альпинистское снаряжение (веревки, тросы, карабины, спусковые устройства, страховочные системы и т.п.).

Для этой работы нужно пройти серьезную подготовку, обладать крепким здоровьем и хорошей физической формой. Но зато в ней найдется немало адреналина для любителей экстремального времяпрепровождения, да и зарплата у таких сотрудников весьма достойная.


Инструктор по парашютному спорту

Средняя зарплата: 90 000 руб.

Необходимое образование: среднее специальное или высшее, курсы, стаж.

Для многих людей даже один прыжок с парашюта – это подвиг, на который нужно решаться чуть ли ни годами. А вот инструктор по парашютному спорту совершает такие прыжки каждый рабочий день, причем порой и не раз. Но для того, чтобы стать тандем-мастером, который прыгает с клиентом в паре, нужно быть мастером спорта, выполнить порядка 500-600 прыжков и иметь хотя бы одну боевую отцепку.

Вообще парашюты изначально были придуманы для высадки десанта в труднодоступных местах, а не для развлечения. Неудивительно, что многие опытные инструкторы по парашютному спорту приходят в эту профессию из военной отрасли. Однако при желании получить нужные знания, навыки и стаж можно и без многих лет военной службы за плечами.

Инструкторы парашютного спорта обычно работают в развлекательных компаниях, event-агентствах, либо открывают свои собственные частные фирмы, специализирующиеся на обучении прыжкам с парашютом.


Парашютист-пожарный

Средняя зарплата: 60 000 руб.

Необходимое образование: высшее, курсы, стаж.

Это общественно важная и крайне опасная профессия. Обычные трудовые будни десантников-пожарных начинаются с погрузки парашютов и оборудования на борт биплана или самолета. Когда экипаж достигает места возгорания, рядом с ним выбрасывается груз, а затем приземляются и сами пожарные-парашютисты в спецкостюмах. С помощью техники они устраняют пожар, после чего разбивают лагерь и ждут, пока их заберут обратно на базу. Ожидание может длиться от нескольких часов до суток, поскольку десантники-пожарные работают в труднодоступных местах.

Чаще всего такие специалисты нужны для тушения лесных пожаров. Оказавшись на земле, они остаются один на один с безжалостной стихией, и рассчитывать на подкрепление не могут. Тем не менее, без них любые возгорания в недрах леса могут перерасти в масштабные пожары, пожирающие гектары «легких планеты».

Парашютисты-пожарные работают в государственных и частных пожарных службах. Для трудоустройства понадобится высшее образование, стаж работы обычным пожарным и внушительное количество успешно выполненных прыжков.


Инструктор по рафтингу

Средняя зарплата: 80 000 руб.

Необходимое образование: курсы, стаж.

Рафтинг – это экстремальный сплав на лодках или плотах по бурным и непредсказуемым горным рекам, на дне которых часто встречаются пороги. Такое развлечение само по себе является экстремальным, а при оказании профессиональных инструкторских услуг – и подавно. Ведь именно на инструкторе лежит ответственность за успешную подготовку всех участников, сохранность и правильную эксплуатацию спасательных средств, за безопасное разрешение всех затруднительных ситуаций и, в конечном счете, за здоровье и жизни отдыхающих.

Как и в случае с инструктором по парашютному спорту, здесь нужен большой опыт в прохождении сложных дистанций. Желательно – несколько сотен сплавов, хотя некоторые специалисты начинают работать и с меньшим стажем. Не помешает также статус мастера спорта и победы/призерства в соревнованиях.

Инструктор по рафтингу – это профессия с сезонной занятостью, однако за сезон опытный специалист может заработать достаточно для безбедной жизни до следующего сезона. Такие профессионалы чаще всего работают в фирмах, предоставляющих лодки и экипировку для рафтинга на прокат, либо открывают свои собственные компании.


Дайвер

Средняя зарплата: 70 000 руб.

Необходимое образование: среднее специальное, курсы, стаж.

Дайвер, или водолаз – это тот, кто выполняет различные работы под водой, используя водолазное снаряжение. Сами работы могут быть строительными и промышленными (например, сварка, прокладка кабелей, ремонт судов, разметка мест под будущие котлованы), научно-исследовательскими, спасательными и даже боевыми. Порой водолазы работают в сотрудничестве с правоохранительными органами, разыскивая утопленников.


Для этой профессии особенно важно отменное здоровье, отсутствие каких-либо проблем с опорно-двигательным аппаратом, сердечно-сосудистой и дыхательной системами, зрением, слухом. При погружении на большую глубину (более 50-60 метров) для дыхания в баллонах водолазов используется уже не сжатый воздух, а искусственные газовые смеси, а для поднятия – специальный «колокол» и декомпрессионная камера. Любые ошибки как на глубине, так и при всплытии могут привести к инвалидности или летальному исходу (либо, как минимум, к кессонной болезни, несовместимой с последующими погружениями).

Обучают водолазов в соответствующих учреждениях (например, в Морфлоте, в Госинспекции маломерных судов). И чем больше успешных погружений совершит такой специалист, тем более сложные работы ему смогут доверить.

Мы не стали рассматривать профессии вроде ловца жемчуга, проводника в сафари-парке, охотника за ураганами или инструктора по подъему на Эверест, поскольку для нашей страны они все же не слишком актуальны. Тем более, что перечисленных выше вариантов экстремальной работы достаточно, чтобы получить ударную дозу адреналина и материал для размышления.

Лазание связано с использованием предметов : в условиях физкультурного зала - это гимнастическая стенка, разные лестницы, (установленные вертикально, горизонтально, наклонно), шест, канат; в естественных условиях - деревья, склон овражка, канавка, пригорок и др.

В зависимости от практической задачи и характера двигательных действий упражнения делятся на перелезание, пролезание, подлезание и др.

В соответствии с двигательной задачей подбирается способ движения. Для ползания - на четвереньках, в опоре на предплечья, по-медвежьи, по-пластунски. Для лазания по гимнастической стенке - приставной шаг, переменный шаг и его разновидности (разноименный и одноименный способы).

Ползание - привычный для детей способ перемещения в пространстве, к которому они прибегают естественно, когда играют с игрушками на полу, или сознательно, когда изображают животных в сюжетно-ролевых играх.

Обучение ползанию - это, по сути дела, корректировка привычных движений с целью научить детей более рациональными способами использовать их в зависимости от ситуации.

При ползании в положении стоя на четвереньках дети должны опираться на всю ладонь, пальцы — широко расставлены и направлены вперед. В таком положении нагрузка распределяется равномерно на все части ладошки, которая, как известно, еще продолжает формироваться.

Для того чтобы мышцы спины находились в рабочем состоянии, детям советуют поднять голову и смотреть вперед - на игрушки, к которым они ползут, поверх скамейки, через которую предстоит перелезть, и другие привлекательные ориентиры на финише.

Во время перемещения ноги нужно подтягивать.

Для подлезания под препятствия используется опора на предплечья. Применяется эта техника также в комбинированных двигательных заданиях, когда надо сменить способ действия, например ползание на четвереньках с подлезанием под стул (веревочку - кустик) в опоре на предплечья.

Ползание по-медвежьи не случайно называют ходьбой, потому что и руками и ногами нужно шагать, но из-за опоры на четыре точки этот способ движения относят к ползанию. Опора осуществляется на всю ладонь и на всю ступню, для чего ноги надо ставить шире туловища, слегка сгибая колени. "Медведь" идет вперевалочку, т.е. шаги делаются одноименной ногой и рукой.

Ползание на животе является подводящим к ползанию по-пластунски, требующему конкретной техники и по-настоящему доступному лишь старшим детям. Лежа на животе, нужно вытянуть вперед слегка согнутую в локте руку и положить ладошкой вниз; противоположную ногу согнуть и положить плоско, чтоб ею можно было упираться в пол при отталкивании. Вторая согнутая в локте рука упирается в пол рядом с туловищем, противоположная ей нога выпрямлена. Туловище слегка развернуто в сторону вытянутой руки. Голова опускается как можно ниже. Опираясь на руки и одновременно отталкиваясь согнутой ногой, нужно подтянуть туловище. Движение цикличное, т.е. в следующий момент все действия совершают другая нога и рука.

В природных условиях дети используют способы действия, которые подсказывают обстоятельства: высокое препятствие, например лежащий ствол дерева, можно преодолеть перекатом, навалившись на него животом прямо или боком.

Лазание выполняется по лежащей на полу или приставленной к гимнастической стенке лестнице, по лесенке-стремянке, по гимнастической стенке. Используется для лазания и нестандартное оборудование, особенно на участке - заборчики, горки; в старших группах применяются канаты, шесты, веревочные лестницы.

Не всегда для обучения этим нужным и полезным действиям воспитатель может использовать непосредственный показ, так как оборудование, за исключением стандартной гимнастической стенки, рассчитано на детей. Упражнение зачастую показывает подготовленный ребенок, действия которого комментирует воспитатель. Часто, особенно в начале обучения, используется поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при необходимости тут же исправляет. Затем выполняется следующее действие.

В начале обучения в младшей группе надо дать возможность детям влезать на пособия и спускаться произвольно, как кто хочет. Необходимо обеспечить страховку: ограничить высоту, подложить маты. Дети должны упражняться в лазании обязательно в присутствии воспитателя.

Обучение следует начинать индивидуально в удобное время вне занятий (на прогулке, утром).

Общие правила: при лазании вверх первое действие выполняется руками, а затем уже ногами; при спуске - наоборот, ребенок должен смотреть на руки, ноги повторяют движения рук; держаться за рейку следует хватом - большой палец - снизу; ногу ставать на рейку дети должны серединой ступни, а не на носок.

Навыки ползания и лазания совершенствуются в подвижных играх, в быту.

Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения. При обучении лазанью и ползанию в детском саду предусмотрены следующие программные требования.

Младшая группа. Ребенок ползает из основных положений ("как мишки" стоя на ступнях и ладонях, "как собачки" стоя на коленях и предплечьях по прямой 3-6 м), "змейкой" между предметами, по наклонной доске, выполняя хват, приставным шагом, уверенно лазает и перелазает по лестнице-стремянке высотой 1,5 м, приставным шагом, влезает на вертикальную стенку высотой 1-1,5 м, не пропуская реек, не опуская головы в индивидуальном темпе, подлезает под шнур, дуги высотой 40 см, не задевая руками пола;

Средняя группа. Ребенок осваивает способы ползания из основных исходных положений для лазанья приставным и чередующимся способом по скамейке ("как мишки", "как собачки", "как кошечки"), на животе, подтягиваясь двумя руками одновременно и попеременно;

Ребенок подлезает под препятствия прямо и боком, ползает по наклонной лестнице, скату вверх и вниз, влезает по гимнастической скамейке на высоту 1,5-2 м, перелезая с одного пролета на другой, вправо-влево, не пропуская реек;

Старшая группа. Ребенок пролезает прямо в обруч (диаметр 40-60 см), подвешенный на высоте 15-20 см от земли, свободно и ритмично поднимается и спускается по гимнастической стенке на высоту 2 м. Ползает на четвереньках по скамейке, наклонной доске, толкая головой мяч, перелезает через бревно, скамейку произвольным способом. Передвигается приставным шагом с одного пролета гимнастической стенки на другой на высоте 1-1,5 м, перебирается с наклонной доски на гимнастическую лестницу, пролезая между рейками лестницы, выполняет лазанье по канату, веревочной лестнице произвольно;

Подготовительная группа. Ребенок уверенно пролезает в обруч, под дугой (высота 50-40 см) прямо и боком, лазает по гимнастической лестнице ритмично на высоту 2-2,5 м, поднимается и опускается по наклонной доске на четвереньках;

Ползание и лазание предназначены для преодоления препятствий в опоре на руки и ноги. Поэтому в упражнениях данного вида наравне с крупной мускулатурой развивается и совершенствуется мелкая мускулатура рук и ног.

Ежедневное упражнение в лазании обеспечивает ребенку необходимый жизненный навык и воспитывает координацию движений. Для этого рекомендуется в групповых комнатах устанавливать гимнастические лестницы хотя бы в один пролет, а на участке - трибуны с вышками, заборчики, стойки с канатами и шестами. В процессе лазания воспитываются необходимые волевые качества: смелость, решительность, сообразительность.

Детям-дошкольникам не рекомендуется долго виснуть на руках: это вызывает длительное статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок, утомляет нервную систему. Однако непродолжительные висы на турниках разной высоты, гимнастической стенке могут использоваться, начиная с пятилетнего возраста, но не дольше 1-1,5 с, и чередоваться с опорой тела на ноги. Такие упражнения укрепляют мышечную систему плечевого пояса и способствуют формированию правильной осанки.

Читайте также: