В каких профессиях необходимы ручные орудия труда

Опубликовано: 05.07.2024


Наиболее известной системой классификации профессий является система Е.А. Климова. В ней все многообразие профессий последовательно делят на типы, классы, отделы и группы [14]. Коротко остановимся на этом подходе к систематике профессий.

Главный предмет труда – люди и группы людей. Примеры профессий: официант, продавец, врач, психолог, тренер, следователь.

Главный предмет труда – технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия. Примеры профессий: – токарь, каменщик, слесарь, водитель, архитектор, инженер.

Главный предмет труда –– живые организмы и биологические процессы. Примеры профессий: ботаник, зоолог, зоотехник, пчеловод, ихтиолог, агроном.

Главный предмет труда – условные знаки, цифры, шифры, коды, формулы, языки. Примеры профессий: программист, корректор, филолог, математик.

5. «Человек – художественный образ» (Х)

Главный предмет труда –– художественные образы. Примеры профессий: поэт, скульптор, дирижер, художник, дизайнер.

Согласно подходу Е.А. Климова, в соответствии с преобладающими трудовыми операциями, все профессии делятся на три класса:

1. Гностические (распознающие) специальности(Гн),

2. Преобразующие специальности (Пр),

3. Изыскательские (творческие) специальности (И).

Покажем, как классы профессий соотносятся с типами профессий (Табл. 2.7).

Классы

Изыскательские (творческие)

Слесарь, водитель, монтажник.

Преподаватель, медсестра, врач, продавец.

Приемщик с/х продукции

Программист, бухгалтер, шифровальщик

Человек – Художественный образ.

Контролер-приемщик малярных работ

Ювелир, маляр, оформитель.

Композитор, писатель, скульптор.

1. Ручной труд (Р) – ручные (простые и слабо механизированные) орудия труда.

Примеры профессий: ювелир, слесарь-сборщик, автомеханик, хирург, пианист.

2. Механизированный труд (М) – механическое оборудование с ручным управлением.

Примеры профессий: шофер, токарь, швея.

3.Автоматизированный труд (А) – автоматизированное оборудование для обеспечения длительных или непрерывных технологических процессов.

Примеры профессий: сталевар, пивовар, оператор котельной, оператор атомной станции.

4. Функциональные орудия труда (Ф). Главное средство труда - функциональные средства организма.

Примеры профессий: преподаватель, певец, актер, ученый-теоретик, танцор.

Группы профессий (по условиям труда)

1. Микроклимат бытового типа (работа в помещениях) (Б).

Примеры профессий: бухгалтер, учитель, менеджер.

2. Работа на открытом воздухе (О)

Примеры профессий: – чабан, полевод, почтальон, егерь, военнослужащий.

3. Небольшие замкнутые пространства, кабины (К).

Примеры профессий: водитель, крановщик, кассир обменного пункта.

4. Необычные условия труда (Н)

Примеры профессий: водолаз, шахтер, горноспасатель, сталевар, космонавт, каскадер.

Соответственно данной классификации можно создавать формулы той или иной профессии. Например, формула профессии бухгалтера будет - З: Пр : Р : Б.

Психолог – Ч : Пр : Ф : Б

Токарь – Т : Пр : М : Б

Сталевар – Т : Пр : А : Н

Художник – Х : Тв : Р : Б

Следователь - Ч : Гн : Ф : Б

Шахтер – Т : Пр : М : Н

Стресс - молчаливый убийца

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс - молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

Способы выбора профессии менялись на протяжении развития человечества.

Многие сотни и тысячи лет люди были ограничены в выборе своим происхождением.

Аристократы могли заниматься военной или духовной карьерой либо искусством, крестьянину было сложно отказаться от работы на земле, ремесленники передавали свое дело из поколения в поколение. Человек рождался, и сразу было ясно, чем он будет заниматься в жизни.

Со временем, в результате сложных исторических процессов, таких, как буржуазная и научно-техническая революции, образ жизни людей значительно изменился, выбор и перспективы для каждого человека стали шире.

Тем не менее, до сих пор существуют профессиональные семейные династии, а также привычка советоваться со старшим поколением по поводу выбора работы.

Но, если подросток не планирует идти по стопам родителя и продолжать семейную династию, совет родителя может оказаться не полезным, и даже вредным.

Рынок труда развивается сейчас настолько стремительно, что, для того, чтобы делать прогнозы, нужно быть специалистом в этой области.

Постоянно появляются новые профессии и исчезают старые.

Новые направления часто мультидисциплинарны и не имеют широкой известности: они развиваются на стыке разных наук. И в этой ситуации активных изменений не специалисту довольно сложно предсказать, какой будет ситуация через 5, 10, 20 лет.

Изменившийся мир диктует новые правила: теперь профессию нужно выбирать в тандеме с опытным специалистом по профориентации. В этом случае можно не сомневаться, что будут учтены все нюансы:

  • способности и потенциал кандидата;
  • личные предпочтения и интересы;
  • востребованность специальности сегодня, завтра, через 20 лет;
  • насыщенность рынка специалистами;
  • карьерные перспективы;
  • возможности роста или смены деятельности;
  • оплата труда;
  • престижность профессии;
  • оптимальное учебное заведение.

Специалисты берут эти сведения не «с потолка», а применяют разработанные учеными методики.

Базовая классификация профессий

Для определения специальности, подходящей конкретному человеку, используются классификации профессий. Одна из популярных — классификация профессий Е.А. Климова. Все профессии в ней подразделяются на классы, типы, отделы, группы. Получается четкая структура, на пересечении категорий которой и находятся искомые сферы деятельности.

Классификация профессий по предмету труда

В зависимости от того, что или кто выступает в роли объекта труда, выделяются следующие психологические типы профессий:

  • человек — человек;
  • человек — техника;
  • человек — природа;
  • человек — знак;
  • человек — художественный образ.

Классификация по предмету труда учитывает, к какой деятельности человек испытывает интерес, что его радует. Это важный параметр, поскольку неверно выбранная сфера приводит к затяжному стрессу, который снижает производительность труда и сводит к нулю всю радость от работы.

Человек — человек

Некоторые люди от природы склонны к общению. Им нравится взаимодействовать с другими людьми, наблюдать за ними, помогать им. Они не раздражаются и не истощаются в процессе коммуникаций, наоборот, как бы «подпитываются». Таким людям нужно выбирать гуманитарные профессии, которые связаны с непосредственным взаимодействием с другими людьми, тогда работа будет приносить им радость и удовлетворение.

Профессии этого типа имеют высокую социальную значимость. Во время развития постиндустриального общества сфера услуг приобретает все более важное значение, и эти профессии сохранят востребованность.

Требования к специалисту:

  • умение взаимодействовать с людьми;
  • толерантность;
  • способность выслушать;
  • умение находить радость в общении;
  • низкий уровень агрессии.
  • медик,
  • преподаватель,
  • психолог,
  • логопед,
  • воспитатель,
  • юрист,
  • продавец,
  • экскурсовод.

Человек — техника

Люди, которые жить не могут без механизмов и устройств и обожают их разбирать, собирать, изучать, совершенствовать — кандидаты на освоение профессий этого типа.

Особенность техники — ее точные параметры, которые поддаются измерению и расчетам, предсказуемость, которой нельзя ожидать от людей или природы. Вот почему в это направление идут люди с математическим складом ума, умением логически мыслить, ориентированные в своей деятельности на результат. В этих профессиях они могут проявить свои сильные качества:

  • концентрацию,
  • внимание к мелочам,
  • практичность,
  • продуктивность,
  • изобретательность.

А их слабые стороны, к примеру, слабые коммуникативные навыки, которые часто присущи людям этого склада, никак не помешают им сделать блестящую карьеру.

  • инженер,
  • строитель,
  • механик,
  • водитель,
  • пилот.

Человек — природа

Людей, которые склонны к этому психологическому типу профессий, видно с детства. Они не пройдут мимо бездомного котенка, а дома маме на радость будут ухаживать за домашними растениями. Друзья всего живого, они будут расцветать в профессиях типа «человек — природа».

Возможные виды деятельности для них:

  • исследование живой и неживой природы;
  • использование природных ресурсов;
  • лечение животных;
  • уход за растениями и животными;
  • выведение новых сортов растений и пород животных.

Этим специалистам часто необходима выносливость и крепкое здоровье, потому что они могут работать «в поле» (иногда в прямом смысле слова).

  • агроном,
  • зоотехник,
  • ветеринар,
  • эколог,
  • кинолог,
  • селекционер,
  • лесник.

Человек — знак

Люди, склонные к профессиям этого типа, с удовольствием взаимодействуют со знаковыми системами:

  • текстами;
  • языками (как человеческими, так и языками программирования);
  • числами;
  • графическими объектами.

Они работают с данными, которые можно представить в виде текстов, формул, кодов, чертежей, графиков, диаграмм.

Для них свойственно структурное мышление, умение абстрагироваться и в то же время понимать, какие предметы и явления обозначаются знаками.

Этим специалистам необходимы:

  • хорошая память;
  • высокая способность к концентрации;
  • обширные знания.
  • бухгалтер,
  • нотариус,
  • программист,
  • экономист,
  • лингвист,
  • математик.

Человек — художественный образ

В профессии этого типа идут люди с развитым образным мышлением и творческой жилкой.

Как правило, это люди, одаренные тем или иным талантом, имеющие призвание с юных лет. Они могут быть неорганизованными и непоследовательными, что мешает им добиться успеха. Но если они правильно выберут вид деятельности, то могут «взлететь» на чистом вдохновении.

  • связанные с музыкой (музыкант, певец, композитор, дирижер);
  • связанные с изобразительным искусством (художник, декоратор, дизайнер, фотограф);
  • литературно-художественная деятельность (писатель, поэт, журналист);
  • сценическая деятельность (актер, режиссер).

Часто тесты показывают смешанный результат: высокие баллы в 2–3 типах. Это помогает точнее выбрать профессию. Например, склонность к типам «человек — человек» и «человек — художественный образ» может указывать на такие профессии, как преподаватель живописи или музыки; сочетание «человек — художественный образ» и «человек — знак» — на дизайнера.

Классы профессий по целям труда

Эта классификация рассматривает, с какой целью человек взаимодействует с объектом труда в процессе профессиональной трудовой деятельности. Также учитываются преобладающие операции:

  • Гностические профессии. Отличаются познавательным характером работы (от древнегреческого «гнозис» — познание). Они встречаются среди всех пяти типов профессий. Для такой деятельности характерно проведение исследований, анализ, изучение, измерение, сравнение. Например, в классификации «человек — природа» это биолог-лаборант, для типа «человек — человек» — социолог, «человек — техника» — испытатель, «человек — знак» — аудитор, «человек — художественный образ» — искусствовед.
  • Изыскательские профессии. Их целью является поиск новых решений. Это творческие специальности. Для типа «человек — природа» это биолог-исследователь или селекционер, для типа «человек — человек» — организатор производства или психолог, «человек — техника» — конструктор или изобретатель, «человек — знак» — программист или математик, «человек — художественный образ» — дизайнер или композитор.
  • Преобразующие профессии. Они перерабатывают полученный материал и предоставляют результат. В зависимости от предмета труда может превалировать умственная либо практическая работа. Для типа «человек — природа» это животновод или полевод, для типа «человек — человек» — преподаватель или врач, «человек — техника» — водитель или слесарь, «человек — знак» — бухгалтер, «человек — художественный образ» — ювелир или модельер.

Категории профессий по орудиям труда

Орудия труда представлены четырьмя группами:

  • ручные и слабо механизированные (свойственны таким профессиям, как ювелир, художник, хирург, пианист);
  • механическое оборудование (используется в профессиях водитель, швея);
  • автоматизированное и роботизированное оборудование (применяется в профессиях оператор, сталевар);
  • функциональные орудия труда — то, что не имеет материальной формы, например, глазомер, знания (характерны для профессий актер, певец, преподаватель).

Классификация по условиям труда

Некоторые люди трудятся в офисе, другие — на открытом воздухе или в горячем цеху.

Условия труда оказывают большое влияние на профессию: она может считаться «вредной», «тяжелой» или «опасной» по этим признакам. Различают четыре типа условий труда:

  • обычные, бытового типа (лаборант, бухгалтер, преподаватель, офисный служащий);
  • открытый воздух (инспектор ГИБДД, агроном);
  • необычные условия (альпинист, шахтер, космонавт, пожарный);
  • условия повышенной ответственности (судья, врач).

В современном мире, чтобы быть на плаву, необходимо иметь не только конкурентоспособную профессию, но и высокий уровень образования. Тем, кто намечает для себя карьерный рост, лучше сразу задуматься о вузе, потому что без высшего образования карьерный потолок наступит очень быстро.

Знаете, какую главную ошибку делает большинство выпускников школ при выборе вуза?

Высших учебных заведений в мире немало, но многие выбирают из тех, что расположены в родном или соседнем городе. Они даже не пытаются рассматривать зарубежные вузы, изучать условия поступления в них и своими руками ограничивают свой выбор до микроскопических размеров. Даже если в итоге вы предпочтете вуз в родном городе, сначала ознакомьтесь с другими вариантами, чтобы делать выбор с открытыми глазами, а не от безысходности.

Молодежь из европейских стран сейчас предпочитает учиться в вузах Германии, хотя в родных странах тоже хватает престижных университетов.

Причин на это две:

  • в Германии огромные деньги тратятся на финансирование вузов, поэтому они великолепно оснащены и дают образование, по качеству практически не уступающее классическому английскому;
  • в отличие от вузов большинства стран мира, немецкие вузы учат всех студентов бесплатно.

Поэтому, хотя определенные расходы неизбежны, учеба в немецком вузе — это бюджетный, многим доступный вариант.

Для тех, кто ищет способ освоить новую перспективную специальность, немецкие вузы тоже подходят: здесь много новых междисциплинарных направлений, на которые в вузах стран СНГ пока не учат.

После учебы в немецком вузе выпускник может устроиться на работу в Германии; зарплаты специалистов, получивших образование в местных вузах, зачастую выше.

Для поступления в немецкий вуз необходим хороший школьный аттестат и хороший немецкий, а еще — правильно собранный пакет документов. От того, как будет организована деятельность по сбору и отправке всех бумаг, во многом зависит, поступите вы в этом году или будете ждать следующего учебного семестра, поэтому пускать на самотек такое важное дело нельзя. Работайте в тандеме со специалистом, который в курсе всех мелочей, и вы обязательно поступите.

Между тем – в психологии есть свои методы подбора профессий с учетом типа психики данного человека. Я решила попробовать объединить методы психологии и хиромантии, поискать новые подходы к этому сложному вопросу в хиро. Я не стремлюсь заменить уже имеющиеся методы работы с руками в этом плане, цель – просто дополнить их.

Специальностей — тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям.

Для грубого различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по признакам предмета, целей, средств и условий труда, разработанная ученым Е.А. Климовым и его сотрудниками.
В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знак» (3), «человек — художествен¬ный образ» (X).

Для рекомендации той или иной профессии очень важно учесть сразу СПОСОБНОСТИ К ПОЛУЧЕНИЮ ТОГО ИЛИ ИНОГО ОБЪЕМА ОБРАЗОВАНИЯ.
Для этого стоит проанализировать характер линии ума и линии образования.

ЛИНИИ ОБРАЗОВАНИЯ – короткие вертикальные линии под самым основанием указательного пальца на верхней части холма Юпитера. Они показывают способность к образованию (тут не обязательно дипломы, может быть и результат самообразования). Их количество соответствует количеству областей знаний (или умений, навыков), которые потенциально может получить этот человек.

Глубина и яркость этих линий укажет на потенциальную глубину проникновения и качество усвоения знаний.

Если их вовсе нет(либо одна тонкая и короткая) – такому человеку может быть доступно профтехобразование – и соответствующие профессии.

При наличии более выраженных, но все же несколько слабоватых, не длинных и не ярких линий – среднее специальное образование (колледж).

А вот наличие ярких и длинных линий образования - потенциал на получение высшего образования.

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК — ПРИРОДА»
Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.
Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Кроме растений и животных, к природным объектам относятся и минералы, земля – и все, что с этим связано, все виды работ в связи с этим.


Типы рук: наиболее успешно в них могут проявляться конечно же обладатели ЗЕМНОГО ТИПА рук! Но в тех областях этого цикла профессий, где требуется эстетическое восприятие природы (флористика например) могут прекрасно ВОДНЫЕ, особенно с наличием петли природы на ладони.

А теперь оцениваем образовательные возможности (по линиям образования)– и учитываем другие способности по знакам рук для лучших рекомендаций профессий.

1. Профтехобразование – плодо-овощевод, животновод, шахтер, профессии, связанные с обработкой природных материалов (напр. дерева, камня) и т.д. – для земного типа рук (водным тяжелый физический труд противопоказан). Если работа требует очень хороших ручных навыков, оцениваем развитие угла ритма, только у таких людей «золотые руки».

2. Колледж – для земных: техник-лесовод, зоотехник, обработка дерева или камня по образцу(без элемента творчества) и т.д. Для более творческих водных – флористика, ландшафтный дизайн, ювелирное дело и т.д. – но здесь очень важно наличие линии фотографа (вариант линии удачи, когда она начинается на холме Луны или Марса и ДУГОЙ поднимается к безымянному пальцу (тонкое восприятие красоты, хороший вкус и стиль).

3. Высшее образование - Зооинженер, агроном, ветеринарный врач, геолог, фармацевт, эколог, метеоролог, биолог, океанолог и т.д.

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК — ТЕХНИКА»
Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.

Для успешной работы с техникой и механизмами важно:

1. наличие УЗЛОВ НА ПАЛЬЦАХ , именно они в первую очередь дают врожденные технические способности!

2. Если техническая работа требует и ловких рук – оцените выраженность УГЛОВ РИТМА (резкие и грубые углы – способность к хорошему выполнению более грубой работы,требующей и значительных физических усилий, более деликатные углы – для более тонкой и виртуозной работы). Типы рук могут быть разными.

3. Горизонтальное расположение линии головы.

А теперь – конкретные профессии с учетом образовательных способностей.

1. Профтехобразование : водитель или машинист поезда (лучшие водители и машинисты– с огненным типом рук, у огненных в дороге душа поет), клинер (т.е. уборщик с применением техники– земные руки, на более простых работах могут быть и элементарного типа), механик, плотник, пожарный (обязательно наличие выраженных холмов Марса!), слесарь, станочник, технолог, токарь, фрезеровщик, электрик, газосварщик и т.д.

2. Колледж : бортинженер или летчик (лучше – огненный тип с хорошим состоянием основных линий и отсутствием знаков риска для жизни), техник-технолог, техник-строитель, прораб (лучше с выраженными указательным и большим пальцам либо другими знаками склонности к лидерству, руководству) и т.д.

3. Высшее образование – инженер.

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК — ЧЕЛОВЕК»
Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества.

Первая особенность профессий типа «человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.

Вторая особенность профессий этого типа заключается в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:
1) нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях;
2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.

Какие знаки рук наиболее важны для профессий этого цикла?

1. Конечно же знаки общительности и способности к взаимопониманию с людьми! В первую очередь это – РАЗДВИНУТЫЕ ПАЛЬЦЫ в свободном, расслабленном положении кисти. Общительные люди не имеют привычки часто плотно сжимать пальцы, чем общительнее человек, тем больше у него тенденция при свободной жестикуляции раздвигать пальцы в стороны ( у самых выраженных экстравертов – «пальцы веером»). Стоит обратить внимание на преобладающий дерматоглифический рисунок на верхних фалангах. Самые способные к свободному общению – люди с преобладанием ПЕТЕЛЬ , они умеют гибко общаться и подстраиваться под собеседника.

2. Еще один важный признак – УГОЛ ПОСАДКИ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА , для этого цикла он должен быть не менее 45 градусов , такие люди не боятся общения и не имеют склонности чрезмерно давить на собеседников.

3. Очень хороший признак – ДЛИННАЯ ВЕРХНЯЯ ФАЛАНГА МИЗИНЦА, показывающая хорошие речевые способности .

4. Есть смысл обратить внимание и на знаки, препятствующие общению и взаимопониманию как на ограничивающие успех в профессиях этого цикла (знаки склонности к излишнему упрямству, критичности, консервативности, неуверенности в себе и т.д. ).

Конкретные профессии с учетом образовательных способностей:
1. Профтехобразование : продавец (лучше – огненный тип, земным вообще не рекомендуется работать в торговле из-за излишней наивности и доверчивости), агент (если много езды – лучше огненный тип, при прямом контакте хороши артистичные воздушные и тонко чувствующие людей водные), дилер (огненный тип), инспектор ГИБДД или полицейский или сотрудник МЧС (хороши развитые холмы Марса!), массажист ( лучше более физически крепкий земной тип с наличием линий самаритян и хорошими показателями выносливости, для водных слишком велика физическая нагрузка, для огня плохо замкнутое помещение), проводник (хорошо огненным), официант или бармен (водные или артистичные воздушные), охранник, соцработник или няня или прислуга (важны линии самаритян) – и так далее.

2. Колледж : медсестра или фельдшер или зубной техник или воспитатель (важно – линии самаритян), секретарь-референт (важно – вилка писателя) и т.д.

3. Высшее образование : учитель (при наличии квадрата учителя), психолог или врач (линии самаритян), менеджер (огненный тип или водный с присутствием демонстративного типа характера: сочетание короткого мизинца с крупным большим пальцем и знаками эгоизма на руках, демонстративные очень убедительно могут побудить клиента купить что угодно). Дипломат (при наличии хорошей талии большого пальца и сильной линии ума). Юрист (сильный указательный и вилка писателя). И множество других профессий на живом общении с людьми.

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК — ЗНАК» («ЧЕЛОВЕК — ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА»)
Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.

В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым объектом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т.д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки.

Знаки рук для этих профессий.

1. В этих сферах могут хорошо проявить себя внимательные к мелочам ВОДНЫЕ и любознательные и пытливые ВОЗДУШНЫЕ.

Огненный будет плохо чувствовать себя на такой работе в силу невнимательности, торопливости, да и сидячие работы они плохо переносят. А для земного лучше работы, связанные с природой или физическим трудом.

2. Важно разделить, с какими символами будет сталкиваться человек в работе – с цифрами или словами? С цифрами хорошо работают обладатели УЗЛОВ на пальцах. Со словами – обладатели ГЛАДКИХ пальцев с хорошей РЕЧЕВОЙ фалангой мизинца.

3. Чем больше внимательности требует работа этого цикла, тем благоприятнее наличие ПРЯМОУГОЛЬНЫХ окончаний фаланг пальцев (хорошая исполнительность).

4. Во многих профессиях этого цикла, требующих собственных оригинальных решений, могут хорошо себя проявлять обладатели ЗАВИТКОВ на пальцах и ТРАПЕЦИЕВИДНЫХ ногтей в сочетании с хорошей линией ума.

Многие из этих работ – сидячие, в небольших коллективах, вот такие хорошо подходят людям с проблемами в общении, интровертам (плотно сжатые пальцы, завитки, узкий угол посадки большого пальца).

Конкретные профессии с учетом образовательных способностей:

1. Профтехобразование : Наборщик, оператор ПК. Диспетчер, кассир.
2. Колледж : Инспектор-финансист, экономист. Бухгалтер. Библиотекарь. Программист. Системный администратор (желательны знаки лидерства). Штурман.
3. Высшее образование : Лингвист, переводчик, филолог. Антрополог, археолог. Математик. Нотариус. Философ. Финансист. Логист. Аудитор. Ученый. И – много других профессий этого цикла.

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек — художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство, транспорт и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

ТИП ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.

1. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОНКРЕТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профессий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий типа «человек — знаковая система», необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии типа «человек — художественный образ» — это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек — природа» должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

КЛАСС ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий.

Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1
Классификация профессий

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда
Исполнительские Творческие
1 2 3
«Человек—человек» Воспитатель детского сада
Медсестра
Полицейский
Продавец
Социальный работник
Официант
Менеджер
Психолог
Секретарь-референт
Учитель
Адвокат
Следователь
«Человек—техника» Монтажник
Плотник
Слесарь
Токарь
Швея
Штукатур
Электромонтер
Инженер
Конструктор
Технолог
Космонавт
«Человек—знаковая система» Кассир
Оператор ПК
Наборщик
Телефонист
Оператор связи
Стенографистка
Бухгалтер
Сейсмолог
Переводчик
Программист
Экономист
«Человек—художественный образ» Закройщик
Парикмахер
Повар
Портной
Фотограф
Гравер
Дизайнер
Архитектор
Музыкант
Хореограф
Художник
Скульптор
Модельер
«Человек—природа» Животновод
Садовник
Фермер
Озеленитель
Лесовод
Агроном
Ветеринар
Геолог
Биолог
Химик

Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами» т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек — знаковая система».

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист - с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно использовать таблицу при выборе профессии?

С одной стороны, зная название профессии и определив ее место в таблице, можно узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа "человек-знаковая система" творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа "человек-человек"

Наконец, для любой профессии таблица позволяет подобрать другие психологически наиболее сходные, близкие специальности. Например, если какая-либо профессия, которая подходит Вам по интересам и возможностям, не устраивает Вас с точки зрения условий труда, лучше всего выбирать смежную профессию, входящую в тот же самый тип и класс.

Автоматизированное (управление станками, автомат. устройствами).

(использование функциональных средств организма)

Условия труда

м

Условия с повышенным уровнем моральной ответственности

н

Необычные условия труда

б

Условия бытового типа

о

Работа на открытом воздухе

Типы профессий

Ведущий предмет труда в данном типе профессии

Примеры отдельных профессий

Технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия

Инженер, радиомеханик, оператор станков, слесарь, технолог,водитель транспорта, крановщик, киномеханик, токарь, фрезеровщик, наладчик станков и линий, сборщик часов, оптик и др.

Люди, группы, коллективы

Учитель, врач, медсестра, воспитатель дошкольных учреждений, продавец, психолог, профконсультант, социальный педагог, юрист, специалист по рекламе, менеджер, библиотекарь и др.

Условные знаки, коды, формулы

Телеграфист, чертежник, бухгалтер, статистик, переводчик, редактор, экономист, архивист, программист и др.

Человек- художественный образ

Художественные образы, их части, элементы, свойства

Фотограф, кондитер, парикмахер, музыкант, актер, писатель, композитор, художник-оформитель, столяр по производству художественной мебели, вышивальщица, архитектор, дизайнер, искусствовед, маляр, модельер, скульптор, портной, закройщик, швея, стеклодув, витражист, ювелир, печник, режиссер и др.

Живые организмы, биологические, микробиологические процессы, животные, лесное хозяйство

Инженер-океанолог, садовник, агроном, лесовод, зооинженер, лаборант-микробиолог, радиоэколог, медик-эколог, озеленитель-овощевод, биолог, биоэколог, семеновод, животновод, ветеринар, оператор машинного доения, цветовод, мастер-садовод, мелиоратор и др.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЧЕЛОВЕКУ

Г – Гражданские качества( стремление приносить своим трудом пользу обществу);

О – Отношение к труду (добросовестность, дисциплинированность, ответственность, трудолюбие);

Д – Дееспособность (способность к деятельности: здоровье, активность, инициативность, физическая сила, выносливость, умственные способности);

Е – Единичные, специальные способности;

Н -- Навыки, умения, знания, опыт.

Требования профессии к человеку по предмету труда

Техника (механизмы, машины, станки, приборы, материалы, энергия)

  1. Интерес к технике
  2. Техническое (практическое ) мышление
  3. Аккуратность, порядок
  4. Координация движений

Знаковая система (цифры, формулы, схемы, чертежи, языки, шифры)

  1. Способность длительно сосредотачиваться на одном объекте (хорошая концентрация и устойчивость внимания)
  2. Усидчивость
  3. Невысокая общительность (часто работа в одиночку)

Природа (животный и растительный мир, микроорганизмы, явления природы)

  1. Любовь к природе действенная, а не созерцательная
  2. Энтузиаст (особый ритм работы, т.к. объект труда – живой)
  3. Наблюдательность
  4. Подвижность, выносливость (работа часто на открытом воздухе с физическими нагрузками)
  5. Склонность к ведению записей

Художественный образ (работа связанная с различными видами искусства)

  1. Хороший художественный вкус
  2. Творческое воображение, представление, богатая фантазия
  3. Наличие специальных способностей
  4. Целеустремленность
  5. Высокая работоспособность

Человек (работа с одним человеком или группой, коллективом людей)

  1. Надо быть специалистом в какой-либо области + умение работать с людьми
  2. Иметь хорошее самочувствие при контактах с людьми
  3. Испытывать потребность в общении с людьми
  4. Способность мысленно ставить себя на место другого человека и понимать настроение и помыслы других людей
  5. Неконфликтность (умение находить общий язык, взаимопонимание с разными людьми)
  6. Эмоциональная стабильность (терпение, выдержка, самоконтроль)
  7. Хорошая память на людей (их имена, лица, поступки). Направленность на чужие проблемы

Требования профессии к человеку по целям труда

1. Преобразующие профессии (строитель, педагог, наборщик, корректор, слесарь, водитель, садовод, художник-оформитель):

- Склонность к практическому влиянию на окружающую среду.

- Интерес к процессу труда, к результатам своего труда.

- Высокая активность и работоспособность при собственной практической деятельности.

2. Гностические профессии (врач, товаровед, судья, контролер, лаборант химических анализов, дегустатор, приемщик продуктов, сортировщик овощей)

- Интерес к свойствам объекта (познавательная активность).

- Высокая работоспособность необходимых органов чувств.

3. Изыскательские профессии (изобретатель, научный сотрудник, конструктор, программист, закройщик, модельер, селекционер, дизайнер):

- Проявление интереса к новому.

- Способность находить новые варианты решений.

- Умение легко отказываться от привычного.

- Творческое воображение, фантазия.

Требования профессии к человеку по орудиям труда

Ручные орудия труда:

- хорошая координация движений (точность, соразмерность движений, силы, скорости)

- интерес к процессу труда

Механизированные орудия труда:

- быстрота движений, быстрая реакция

- техническая сообразительность, смекалка

Автоматизированные орудия труда:

- устойчивость внимания и наблюдательность

- воссоздающее воображение (способность представить невидимое)

- готовность к экстремальным действиям

Функциональные орудия труда:

- хорошая память (способность удерживать в голове различные правила, сведения)

Читайте также: