В какой профессии стал наиболее знаменит габриэль гарсиа маркес

Опубликовано: 02.10.2024

Габриэль Гарсиа Маркес - известный колумбийский писатель. Также известен, как издатель, журналист и политический деятель. Один из самых ярких представителей литературного направления, известного под названием магический реализм. В 1982 году был удостоен Нобелевской премии.

Детство писателя

Габриэль Гарсиа Маркес родился в 1927 году. Он появился на свет в городке Аракатака, в Колумбии. Он находится в департаменте Магдалена.

Его отец был фармацевтом. Когда мальчику было два года, родители переехали в Сукре. При этом сам Габриэль Гарсиа остался жить в Аракатаке. Его воспитанием занимались дедушка и бабушка по материнской линии. Каждый из них был блестящим рассказчиком, благодаря им будущий писатель познакомился с многочисленными народными преданиями, а также языковыми особенностями. В его творчестве они имели огромное значение.

В 1936 году дедушка умер, 9-летний Габриэль Гарсиа Маркес переехал к родителям. Его отец к тому времени владел аптекой в Сукре.

Образование Маркеса

габриэль гарсиа

Начальное образование герой нашей статьи получил в иезуитском колледже в городке Сипакиры. Туда он переехал, когда ему было 13 лет. Это небольшой населенный пункт, расположенный всего в 30 километрах от столичной Боготы.

В 1946 году его родители настояли на том, чтобы он поступил на юридический факультет в Национальный университет Боготы. В вузе он познакомился с будущей женой по имени Мерседес. Интересный факт: она тоже была дочерью аптекаря.

В 1950 году будущий писатель бросил учебу, чтобы стать журналистом и литератором. Как признавался позже сам автор, наибольшее влияние на него оказали Вирджиния Вулф, Уильям Фолкнер, Франц Кафка и Эрнест Хемингуэй.

Работа журналистом

габриэль гарсиа маркес

Журналистскую карьеру Габриэль Гарсиа начал в газете городка Барранкилье. Вскоре он стал активным членом творческой группы писателей и журналистом этого населенного пункта. Там его и вдохновили стать в будущем писателем.

В 1954 году Маркес переезжает в столицу. В Боготе начинает активно публиковать небольшие статьи на различные темы и рецензии на фильмы.

В 1956 году герой нашей статьи отправляется в Европу. Он селится в Париже, пишет репортажи и статьи для колумбийских газет. Но при этом больших денег заработать не удается, поэтому он испытывает определенные финансовые трудности.

Став знаменитым, Маркес признается, что в то время ему приходилось собирать старые газеты и бутылки, потому что за них давали несколько сантимов. Еды, порой, не хватало настолько, что герой нашей статьи одалживал остатки костей у мясника, чтобы сварить себе похлебку.

Маркес в СССР

одиночество габриэль гарсиа маркес

В 1957 году Маркес побывал в СССР. В Советский Союз он приехал на фестиваль молодежи и студентов. Интересный факт в том, что специального приглашения у него не было. В Лейпциге ему удалось пристроиться к группе колумбийских артистов из ансамбля народного творчества. Помогло то, что он хорошо пел, танцевал и даже играл на барабанах и гитаре.

О своей поездке в Советский Союз он написал в эссе "СССР: 22 400 000 квадратных километров без единой рекламы кока-колы!". В 1957 году писатель переезжает в Венесуэлу и поселяется в Каракасе.

В 1958 году он ненадолго приезжает в Колумбию, чтобы сыграть свадьбу с Мерседес Барча. Уже вдвоем они возвращаются в Венесуэлу. В 1959 году у них рождается первенец, которого называют Родриго. В будущем он станет кинорежиссером. Получит премию Каннского международного кинофестиваля, снимет один из эпизодов черной комедии "Четыре комнаты".

В 1961 году семья переезжает в Мексику. Через три года у них рождается еще один сын Гонсало. Он стал графическим дизайнером.

Первые публикации

сто лет одиночества габриэль гарсиа

Свое первое произведение Маркес посвящает 75-летнему ветерану Тысячедневной войны в Колумбии. После смерти сына он в бедности живет с женой на окраине города. Вся его жизнь заключается в ожидании письма из столицы - ему должны назначить пенсию, как ветерану войны. Но чиновники молчат. Единственные, кто его поддерживают - это друзья сына. Тот был убит за распространение политических листовок, его соратники также подпольно ведут оппозиционную деятельность.

В 1966 году Маркес выпускает роман "Недобрый час".

"Сто лет одиночества"

сто лет одиночества габриэль гарсиа маркес

Мировую популярность Маркесу приносит роман "Сто лет одиночества". Габриэль Гарсиа публикует его в 1967 году. За него он получил множество премий. По общему мнению, это ключевое произведение, благодаря которому писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе. Его Нобелевская лекция называлась "Одиночество Латинской Америки".

"Сто лет одиночества" Габриэль Гарсиа Маркеса - произведение, основные события которого происходят в вымышленном городке Макондо. Но при этом имеют непосредственное отношение к истории всей Колумбии.

В центре повествования семейство Буэндиа. На протяжении нескольких поколений разные члены этого рода управляют городом. Одни ведут его к развитию, другие превращаются в жестоких диктаторов. В стране бушует Гражданская война, которая длится уже несколько десятков лет. Город процветает, когда в него приходит банановая компания. Но вскоре рабочие устраивают демонстрацию, которую расстреливает Национальная армия. Тела убитых сбрасывают в море.

После этого на город обрушивается дождь, который не прекращается пять лет. Рождается последний Буэндиа, которому предстоит жить в заброшенном и пустынном Макондо. Роман "Сто лет одиночества" Габриэль Гарсиа Маркеса заканчивается тем, что город и дома Буэндиа смерч стирает с лица земли.

Романы Маркеса

габриэль гарсиа маркес книги

Среди его прозаических произведений нужно выделить романы. В 1975 году он публикует "Осень патриарха", рассказывающий о жизни латиноамериканского диктатора, который представляет собой собирательный образ всех тиранов.

Спустя 10 лет выходит еще один его роман под названием "Любовь во время холеры". Он про девушку по имени Фермина Даса, которая выходит замуж за врача Урбино, увлеченного борьбой с холерой. Интересно, что в России роман выходил и под названием "Любовь во время чумы".

В 1989 году Маркес выпускает роман "Генерал в своем лабиринте" о последних днях жизни борца за независимость испанских колоний Симона Боливара. Последним романом автора стало произведение "О любви и прочих бесах". Все книги Габриэль Гарсиа Маркеса имели успех у читателей. Большими тиражами они выходили и в России.

Болезнь и смерть

В 2000 году под именем Гарсиа Маркес появляется поэма "Кукла", в которой подтверждаются слухи о смертельной болезни Нобелевского лауреата. Правда, вскоре выяснилось, что реальный автор этого произведения мексиканский чревовещатель Джонни Велч. Позднее оба признают факт ошибки. Однако до сих пор в интернете можно встретить отрывки из этой поэмы, подписанные именем героя нашей статьи.

В действительности, раковая опухоль в легких была обнаружены у писателя еще в 1989 году. Скорее всего, причиной стало его пристрастие к сигаретам. Во время работы он мог выкуривать по три пачки в день. В 1992 году прошла успешная операция, благодаря которой развитие болезни удалось приостановить.

В 1999 году врачи диагностировали у него лимфому. После сложнейших операций в США и Мексике, он прошел длительный курс реабилитации.

В 2014 году писателя госпитализировали с легочной инфекцией. 17 апреля он скончался на 88-м году жизни. Причина смерти - почечная недостаточность.

Габриэль Гарсиа Маркес появился на свет в 06.03.1927 г. в городе Аракатака, в Колумбии. Вскоре после рождения ребенка отец Маркеса получил должность фармацевта и переехал с супругой в Барранкилью (город на севере Колумбии), оставив маленького «Габито» в Аракатаке на воспитание дедушке и бабушке.

Портрет Габриэля Гарсиа Маркеса

Портрет Габриэля Гарсиа Маркеса

Зимой 1936 года отец забрал Габриэля и его брата в Синсе, а несколько месяцев спустя семья перебралась в Сукре, где отец будущего писателя открыл аптеку. Однако воспитание деда и бабки сильно повлияло на жизнь и мировоззрение Гарсиа Маркеса.

Его дед, Николас Рикардо Маркес Мехия, которого мальчик назвал «Папалело», был ветераном Тысячедневной войны и героем колумбийских либералов. Николас, которого Габриэль называл своей «пуповиной, связывающей его с историей и реальностью», был превосходным рассказчиком. Дед часто говорил своему маленькому внуку: «Ты и представить не можешь, сколько весит мертвый человек», напоминая о том, что нет больше бремени, нежели убийство человека. Эти мысли Гарсиа Маркес позже интегрировал в свои произведения.

Габриэль Гарсиа Маркес в детстве

Габриэль Гарсиа Маркес в детстве

Бабушка мальчика, Донья Транквилина Игуаран Котес, также сыграла огромную роль в становлении характера ребенка. Габриэль был вдохновлен тем, как она «относилась к необычному как к чему-то совершенно естественному». В их доме часто звучали рассказы о призраках и предзнаменованиях, которые полковник старательно игнорировал. Габриэлю нравилась, что даже самые фантастичные или невероятные истории его бабка выдавала так, будто они являлись неопровержимой правдой. Этот «невозмутимый стиль» проявился позже в некоторых известных произведениях писателя.

В школе Гарсиа Маркес был робким ребенком, увлекающийся написанием юмористических стихов и рисованием комиксов. Серьезного молчаливого ребенка, которого не интересовали игры и спорт, одноклассники прозвали «El Viejo» («Старик»).

Габриэль Гарсиа Маркес в детстве

Габриэль Гарсиа Маркес в детстве

В годы учебы в колледже в Сан-Хосе Гарсиа Маркес опубликовал свои первые стихи в школьном журнале. Позже благодаря предоставленной правительством стипендии Габриэль был отправлен на учебу в иезуитсикий колледж в Сипакире, городке недалеко от Боготы, где юноша значительно преуспел в различных видах спорта, став капитаном команды Liceo Nacional Zipaquirá в трех дисциплинах: футбол, бейсбол и беге.

После его окончания школы в 1947 году Гарсиа Маркес стал студентом Национального университета Колумбии – выбор юридического факультета был сделан в угоду отцу. Однако Габриэль продолжал грезить о писательстве, желая создавать произведения, похожие по стилю на рассказы его деда.

Габриэль Гарсиа Маркес в молодости

Габриэль Гарсиа Маркес в молодости

Когда после вооруженного восстания «Боготасо» университет закрыли, Габриэля перевели в Университет Картахены, где юноша начал работать репортером местной газеты. В 1950 году Гарсиа Маркес решил полностью сосредоточиться на журналистике, перебравшись обратно в Барранкилью и устроившись обозревателем и репортера в газету «El Heraldo».

Литература

Жизнь и новые знакомства в Барранкилье стали богатейшим источником познаний в литературе мирового уровня. Именно здесь у Гарсиа Маркеса сформировался особый взгляд на культуру стран Карибского бассейна.

В 1955 году была опубликована первая повесть Гарсиа Маркеса «Палая листва» о старом полковнике – на поиски издателя писателю потребовалось 7 лет. Однажды колумбиец отметил, что из всего написанного с 1973 года «Палая листва» была его самым любимым произведением, потому как оно было «самым спонтанным и искренним».

Шесть лет спустя вышла вторая повесть писателя «Полковнику никто не пишет» о 75-летнем полковнике в отставке, ветеране Тысячедневной войны. Реалистический текст повести был отмечен влиянием Эрнеста Хемингуэя.

В этих двух повестях, а также некоторых более поздних работах Гарсиа Маркеса можно найти отсылки к «Ла Виоленсии», жестокой гражданской войне между Либеральной и Консервативной партий Колумбии в 1950-х годах. Персонажи повестей переживают различные несправедливые ситуации, такие как комендантский час, подпольные газеты и цензура в прессе. Есть подобные отсылки и в первом романе «Недобрый час» (1962 г.), однако писатель решил не использовать свое произведение в качестве платформы для политической пропаганды.

Писатель Габриэль Гарсиа Маркес

Писатель Габриэль Гарсиа Маркес

Если первые произведения Гарсиа Маркеса были написаны в жанре «реализм», то впоследствии писатель экспериментировать с менее традиционными направлениями. Так, стиль романа «Сто лет одиночества» (1967), который принес Габриэлю мировую славу, окрестили «магическим реализмом», а самым ярким примером явления стал фрагмент о том, как красивую женщину, развешивающую белье на веревке, внезапно подхватывает и уносит ветер.

В 1972 году Гарсиа Маркес ознакомил публику с его ранними работами, опубликовав сборник «Глаза голубой собаки» - в него вошли ранние рассказы, созданные между 1947 и 1955 годами и впервые напечатанные на полосах местных газет. В небольших рассказах Гарсиа Маркес, еще не до конца определившийся со стилем, смело позволил себе экспериментировать, но неизменно оставался виртуозом своего дела.

Габриэль Гарсиа Маркес с книгой

Габриэль Гарсиа Маркес с книгой

В конце 60-х годов Гарсиа Маркес, вдохновленный бегством диктатора Венесуэлы Маркоса Переса Хименеса, начал писать диктаторский роман «Осень патриарха». Работа над книгой продолжалась более 7 лет, вплоть до 1975 года, когда роман, наконец, был опубликован. Согласно Гарсиа Маркесу, этот роман является «стихотворением об одиночестве власти». Сюжет книги развивается через серию анекдотов о деятельности и жизни политика, которые появляются не в хронологическом порядке.

В 1981 году была опубликована новаторская по форме повесть «Хроника предсмертной смерти». Произведение, написанное в псевдо-журналистском стиле, несколько лет спустя легло в основу фильма режиссера Франческо Рози.

8 декабря 1982 года Гарсиа Маркес был награжден Нобелевской премией по литературе «за произведения, в которых фантастическое и реалистичное сочетается в богатом воображаемом мире, отражающем конфликты и жизнь на континенте». Выступление писателя было озаглавлено как «Одиночество Латинской Америки». Гарсиа Маркес стал первым колумбийцем и четвертым латиноамериканцем, награжденным Нобелевской премией по литературе.

Габриэль Гарсиа Маркес пишет новый роман

Габриэль Гарсиа Маркес пишет новый роман

В 1985 году Гарсиа Маркес выпустил очередную книгу, ставшую бестселлером – «Любовь во время чумы». Роман исследует любовь в бесчисленных формах, «идеальных» и «развратных». В основу книги легла трагикомическая история отношений родителей писателя, Луизы и Габриэля. Отец девушки, тот самый дед-половник, не одобрил выбор Луизы – ее кавалер слыл известным бабником. Габриэлю-старшему потребовалось написать сотни любовных стихов и писем, прежде чем родители Луизы разрешили молодым пожениться.

Четыре года спустя биография Гарсиа Маркеса пополнилась романом «Генерал в своем лабиринте». Жанр произведения трудно классифицировать - мнения критиков на этот счет расходятся. Был даже предложен термин «новый исторический роман» – жанр, совмещающий в себе латиноамериканский бум, пост-бум и постмодернизм.

Помимо литературы, Гарсиа Маркес был вовлечен в мире кино. Он написал сценарии к более 25 фильмам и сериалам, а на основе его произведений было снято 17 фильмов.

Габриэль Гарсиа Маркес в последние годы жизни

Габриэль Гарсиа Маркес в последние годы жизни

В 2000 году в газете «La Republica» в Перу было опубликовано стихотворение «La Marioneta» мексиканского чревовещателя Джонни Уэльша. По неким причинам, авторство стиха приписали Гарсиа Маркесу. Стали быстро распространяться слухи, что душещипательные строки – это прощальное письмо тяжелобольного писателя. Два дня стихотворение активно декламировали в эфире радиостанций, текст быстро распространялся по интернету, однако довольно скоро выяснилось, что никакого отношения к публикации Гарсиа Маркес не имеет.

Последним произведением в карьере колумбийца стала повесть «Вспоминая моих грустных шлюх», вышедшая в 2004 году на испанском языке. Книга стала первым художественным сочинением писателя после длительного перерыва. В 2011 году книга была экранизирована датским режиссером Хеннингом Карлсеном.

Личная жизнь

Гарсиа Маркес встретился с будущей супругой Мерседес Барча, когда та была еще школьницей. Чтобы заключить брак, молодым пришлось дожидаться ее совершеннолетия. Влюбленные поженились в 1958 году и переехали в Каракас. На следующий год родился их первый сын Родриго Гарсиа, который стал теле- и кинорежиссером.

Габриэль Гарсиа Маркес с женой

Габриэль Гарсиа Маркес с женой

В 1961 году чета путешествовала по южной части США и в конечном итоге обосновалась в Мехико. Писатель всегда мечтал увидеть юг Штатов, потому как ему импонировали «южные» романы Уильяма Фолкнера.

Через три года у Габриэля родился второй сын, Гонсало, который сейчас работает дизайнером в Мехико.

Смерть

В 1999 году у писателя была диагностирована лимфома. Гарсиа Маркес прошел курс химиотерапии в лос-анджелесской клинике и вошел в состояние ремиссии. Это событие побудило колумбийца начать писать мемуары:

В 2012 году брат писателя, Хайме, объявил, что Гарсиа Маркес страдает слабоумием. Два года спустя, весной, Габриэль был госпитализирован с сильным обезвоживанием – у него нашли инфекцию в мочевом тракте и легких. 17 апреля 2014 года 87-летний Гарсиа Маркес умер от пневмонии.

Похороны Габриэля Гарсиа Маркеса

Похороны Габриэля Гарсиа Маркеса

Тело писателя было кремировано во время семейной церемонии в Мехико. 22 апреля главы Колумбии и Мексики посетили официальную церемонию. Похоронный кортеж с урной с пеплом писателя двинулся от дома, где Гарсиа Маркес прожил более 30 лет, ко Дворцу изящных искусств (Паласио де Беллас Артес). Жители родного города писателя, Аракатаки, также провели символические похороны.

Родоначальник нового романа, Габриэль Гарсиа Маркес, повлиял на литературную традицию не только Латинской Америки, но и мира. Он стал открытием для образованных людей многих стран, подарив им совершенно другой язык, описывающий, что движет их подсознанием, открывший им новый, особенный способ жизни.

Если говорить о значимости конкретных литераторов для определенной эпохи, то Маркеса можно смело назвать великим писателем двадцатого столетия. Если точнее – последним великим писателем прошедшего века. Его имя известно во всем мире – от самого обычного, умеющего читать человека, до ученого с мировым именем.


Роман «Сто лет одиночества» Маркес написал уже после войны. К этому времени литература уже утратила представление о разумной организации этого мира. Маркесом был представлен совершенно новый взгляд на действительность, где мистика и рационализм соседствовали и не противоречили друг другу. Этот метод называется «магическим реализмом», и он известен уже давно, но только Маркес сумел сделать его настолько популярным, что вдохновил на это целую плеяду писателей.


В романе автор ставит вопрос, во все времена волнующий человечество: «Каким будет завтрашний день?» Описывая сто лет из жизни семьи Буэндиа, Маркес придает этому числу философское значение. Он показывает, что время циклично, а не линейно, что перед человеком встают те же вечные вопросы, на которые ему снова и снова приходится отвечать. За это гениальное произведение писатель был удостоен Нобелевской премии, став первым колумбийцем, получившим эту награду.

Происхождение и ранние годы

Писатель родился 6 марта 1928 года в небольшом колумбийском городе Аракатака. Отец, Габриэль Элихио Гарсиа, в свое время учился в университете на стоматолога, но за свою жизнь сменил несколько профессий – ремонтника дорог, телеграфиста, землекопа. Он прекрасно играл на скрипке и какое-то время состоял в церковном оркестре. Своим призванием он считал гомеопатию и на момент рождения сына занимался фармацевтикой. Мать, Луиса Сантьяго Маркес Игуаран, была дочерью полковника и получила в свое время очень хорошее образование.


Почти сразу после рождения родители Габито (так называли мальчика в детстве) уехали в другой город, оставив грудного ребенка на воспитание дедушке и бабушке по материнской линии. Мальчик прожил в их доме 8 лет, вбирая в себя впечатления от неиссякаемых историй и преданий бабушки, которые позже окажут большое влияние на его творчество.


У Габито были очень хорошие отношения с дедушкой-полковником, единственным мужчиной в доме, населенном одними женщинами. Он стал для внука образцом для подражания практически во всем. Это был немного грубоватый, но очень добродушный человек. С раннего детства мальчик всюду следовал за дедом, который знал ответы на все его детские вопросы, а, если недоставало аргументов, – доставал словарь и доказывал с помощью него свою правоту. Умер дедушка от пневмонии в марте 1937 года.

Когда Габито исполнилось девять лет, он переехал к своим родителям в Барранкилью.

Образование

В 1936 году Габриэль начал обучаться в интернате города Зикапира, что недалеко от Боготы. В 1940 году он поступил в иезуитский колледж. В это же время он начал увлекаться журналистикой, выпуская заметки для стенгазеты. В 1943 году будущий писатель поступил в национальный колледж Зикапиры.


В 1947 году юноша стал студентом юридического факультета Колумбийского университета. Его первая повесть под названием «Третий отказ» была опубликована в этом же году в городской газете Боготы. В последующие шесть лет эта же газета напечатала более десяти рассказов Маркеса.

В 1948 году Габриэль едет в Картахену для продолжения юридического образования. Параллельно с учебой он работает в газете «Универсаль». В 1950 году приезжает в Барранкилью и устраивается репортером в колумбийскую ежедневную газету «El Heraldo» («Вестник»). В это время появляются заметки к произведению «Дом», которое стало прообразом знаменитого романа «Сто лет одиночества».

Творчество

В 1954 году Маркес вернулся в Боготу. Через год газета «Наблюдатель» («El Espectador») напечатала его четырнадцать очерков «Правда о моих приключениях, основанных на рассказах спасшегося военного моряка». В них обнажались факты контрабандных перевозок, которые совершали колумбийские военные корабли, что вызвало грандиозный скандал, повлекший в 1956 году закрытие этого издания.


В 1955 году была издана повесть «Палая листва». Так называли людей, которые вели кочующий образ жизни, переезжая с места на место в поисках лучшей доли. Здесь впервые упоминается место Макондо, ставшее впоследствии ареной событий в романе «Сто лет одиночества». Уже в этой повести остро чувствуется тема одиночества, которая была центральной почти во всех произведениях автора.

С 1955 года Маркес совершает поездки по Европе в качестве корреспондента «Наблюдателя». В Риме занимается на режиссерских курсах. Находясь в Париже, он узнает, что на его родине произошел переворот, а его газету закрыли. Писатель остается во Франции, одновременно работая в нескольких парижских издательствах. Здесь он, в 1957 году, завершает повесть «Полковнику никто не пишет», одиннадцать раз переписав ее перед этим, чтобы добиться наибольшей выразительности.


С женой Мерседес

В 1957 году Маркес покидает Францию и едет в столицу Венесуэлы. Там он устраивается на работу в журнал «Моменто». В этом же году в качестве корреспондента летит в Москву на Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В следующем году Габриэль женится, а с 1959 года становится корреспондентом кубинского правительственного агентства новостей «Пренса Латина». С этого времени начинается период поездок на Кубу и в Соединенные Штаты Америки.

Мировую славу Маркесу принес роман «Сто лет одиночества», который впервые был издан в Аргентине. Как сказал один перуанский поэт, это произведение вызвало «литературное землетрясение». Практически сразу роман был переведен на ведущие европейские языки, в том числе, в 1970 году – на русский язык. Он был настолько оценен читателями и критикой, что получил название «шедевр латиноамериканской прозы». Произведение получило многочисленные награды, а автор стал почетным доктором Колумбийского университета Нью-Йорка.


В 1974 году Маркес стал основателем левой газеты «Альтернатива» в Боготе. Пока у власти находился Пиночет (1975-1981 гг.), писатель работал журналистом, освещая политические темы.

В 1982 году Маркеса награждают Нобелевской премией по литературе «за романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».

Первый том мемуаров писателя «Жить, чтобы рассказывать об этом» был издан в 2002 году, а в 2004 году вышел роман «Воспоминания о моих грустных подругах». В этом же году Маркес продал Голливуду право на экранизацию романа «Любовь во время холеры».

В своем творчестве Маркес виртуозно использовал художественный опыт таких знаменитостей, как Кафка, В. Вульф, А. Камю, Э. Хемингуэй, У. Фолкнер. В его произведениях тоже звучит мотив одиночества и стремление, не теряя собственного достоинства, противостоять ему, достигая этого, погрузившись в магию повседневности. В книгах Маркеса отражены главные конфликты современности и тщательный поиск путей их разрешения.

Главные произведения

Задумка написать роман «Сто лет одиночества» возникла у писателя в 1965 году. Полтора года он провел в полном уединении, чтобы создать этот шедевр. В центре сюжета – описание необыкновенных и странных событий в жизни шести поколений Буэндиа. Маркес с огромным мастерством описал трансформацию героев от энергичных и жизнелюбивых первооткрывателей до деградировавших неврастеников, влачащих жалкое существование.


Одиночество, которое было центральной темой почти всех произведений, – это тот финал, который ожидает людей на этом пути. Символичен ураган в конце романа, который сметает все на своем пути – и запустелый город, и его последних жителей.

Еще один роман, набравший большую популярность у читателей всего мира – «Любовь во время холеры». В России он известен под названием «Любовь во время чумы». Писатель посвятил его своей жене Мерседес. Здесь снова на читателя возымело действие магическое влияние художественного мастерства Маркеса.

В произведении описываются события накануне 1900 года, когда в небольшом городке, жители которого переполнены революционными идеями, вспыхивает эпидемия холеры.

Этот роман – самое жизнеутверждающее и оптимистичное произведение Маркеса. К такому выводу приходят все, кому довелось его прочитать, включая критиков. На страницах романа читателя ожидает тончайшее чувство юмора, перемежающееся с легкой иронией, волнующая нежность на фоне сложной политической обстановки и начавшейся эпидемии.


Главный герой повести «Полковнику никто не пишет» живет в небольшом колумбийском городке. Он – отставной полковник, каждую пятницу встречающий катер, который должен доставить ему долгожданное письмо.

Произведение написано таким простым реалистичным языком, что поначалу создается ощущение, что оно принадлежит другому автору. Все дело в том, что повесть – плод раннего периода творчества Маркеса, еще до появления его фирменного стиля и жанра «магического реализма».

Произведение насыщено сильными эмоциями и глубокими переживаниями, которые автор сумел передать довольно лаконичным, даже немного суховатым текстом. Сюжет настолько увлекателен, а главный герой вызывает такую глубокую симпатию и сочувствие, что после прочтения повести остается длительное послевкусие,

Последние годы


В 1989 году Маркесу поставили диагноз – рак легкого. Страшная болезнь отступила после операции, но возникли другие заболевания, которые потребовали еще двух хирургических вмешательств. Несмотря на состояние здоровья, Маркес не прекращал работать. В 2002 году были изданы мемуары «Жить, чтобы рассказывать о жизни». В этом начальном томе автор описал первые тридцать лет своей жизни.

Последние годы Маркес жил в Мексике, уединенно и замкнуто, почти не появляясь на публике. Писал он уже мало, идей для вдохновения практически не было. Умер он в Мехико 17 апреля 2014 года. Попрощаться с ним пришли тысячи людей, в руках у них были белые и желтые розы, которыми осыпали зал после церемонии прощания. На улице, перед зданием вспорхнули в это же время тысячи желтых бумажных бабочек, о которых писал Маркес в своем знаменитом романе.

Прах великого писателя двадцатого столетия нашел последнее пристанище в склепе университета Картахены в Колумбии.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы)Событие
1928Год рождения Габриэля Маркеса
1940Начало учебы в иезуитском колледже
1946Поступление в национальный университет Боготы
1950Оставляет университет, начинает работу в журналистике
1950-1952Вступление в неформальную группу журналистов
1954-1955Поездки в Италию, Польшу, Францию
1957Посещение Московского фестиваля молодежи и студентов
1959Работа над рассказами и киносценариями
1961Выход повести «Полковнику никто не пишет»
1966Выход романа «Недобрый час»
1967Выход романа «Сто лет одиночества»
1972Получает за «Сто лет одиночества» премию Ромуло Гальегоса
1982Становится лауреатом Нобелевской премии по литературе
1989Маркесу поставлен диагноз рак легких
2002Выход книги «Жить, чтобы рассказать о жизни»
2010Выход ранее неопубликованных выступлений Маркеса
2014Не стало Габриэля Маркеса

Интересные факты

  • Габриэль был старшим из одиннадцати детей супругов Маркес;
  • отец его будущей жены стрелял в него из окна, когда он пел ночные серенады своей возлюбленной;
  • до восьми лет мальчика воспитывали бабушка с дедушкой;
  • Маркес очень не любил летать в самолетах;
  • некоторые работы писателя переведены на все европейские языки;
  • писатель выкуривал за день до восьмидесяти крепких сигарет;
  • с матерью мальчик встретился только в два года, а с отцом – в семь лет;
  • Маркес звонил матери каждое воскресенье в один и тот же час, несмотря на любые расстояния;
  • чтобы написать свой знаменитый роман «Сто лет одиночества» Маркес на 18 месяцев подверг себя добровольному заточению, оставив работу и заложив машину;
  • писатель был рьяным сторонником кубинской революции;
  • Маркес был очень состоятельным человеком. Одно его интервью длительностью в полчаса стоило 50 тысяч долларов.

Некоторые правила жизни Г. Маркеса:

Я не ношу шляпы, чтобы ни перед кем ее не снимать.

Улыбайся, не доставляй беде удовольствия.

Когда я почувствую, что мне и в самом деле плохо, я не стану ни на кого рассчитывать. Я сам выброшу себя на помойку.

Лучше прийти не вовремя, чем ждать приглашений.

Верь тому, кто умеет сострадать.

Никогда не отдавай приказа, если не уверен, что его выполнят!

Минута примирения стоит больше закадычной дружбы.

Не трать время на человека, который не стремится провести его с тобой.

Память о писателе

В небольшом городке Аракатаке находится музей Габриэля Гарсиа Маркеса.

В Лос-Анджелесе (США), городах Лас-Росас, Мадрид, Сарагоса (Испания) есть улицы Габриэля Маркеса.

В 2008 году состоялось открытие Культурного центра Габриэля Гарсиа Маркеса в Боготе.

Габриэль Гарсиа Маркес.

6 марта 1927 года на свет появился Габриэль Гарсиа Маркес, писатель, ещё при жизни ставший классиком.

Легендарный роман «Сто лет одиночества» сразу после публикации был признан шедевром латиноамериканской прозы XX века, а сам автор в одночасье стал самым знаменитым колумбийским писателем.

Влияние Гарсиа Маркеса на литературу было настолько велико, что газета New York Times назвала его популярную книгу «вторым произведением после Книги Бытия, которое обязательно к прочтению для всего человечества». В юбилей автора «Ста лет одиночества» АиФ.ru рассказывает, почему его называют писателем, изменившим мир.

Габриэль Гарсиа Маркес. Март 2014 года.

Колумбийский «старикан»

Автор романа «Сто лет одиночества» всегда был очень рассудительным человеком, за что ещё в детстве получил прозвище «старикан». Он родился в бедном городке Аракатака на севере Колумбии, где от родной бабушки многое узнал о народных преданиях, суевериях и языке тех мест. С годами эти знания перекочевали в его произведения, а сам Гарсиа Маркес говорил: «Я хотел разрушить демаркационную линию между тем, что казалось реальным, и тем, что казалось фантастическим, ибо в мире, который я стремился воплотить, этого барьера не существовало».

Знаменитый латиноамериканский писатель не сразу нашёл своё призвание, сперва он поступил на юридический факультет Национального университета в Боготе и только через четыре года решил посвятить свою жизнь литературе и журналистике.

Впервые журналистские очерки Гарсиа Маркеса привлекли внимание общественности только в начале пятидесятых годов, а вслед за этим началась его блестящая карьера писателя. Сразу после публикации романа «Сто лет одиночества» к сорокалетнему колумбийцу пришло признание миллионов читателей. За считанные месяцы увесистая книга была переведена на все европейские языки, а критики в один голос стали называть Гарсиа Маркеса лучшим мастером испанского слова со времён Мигеля де Сервантеса.

Фрагмент обложки романа Габриеля Гарсия Марксеса «Сто лет одиночества». 2012 год.

Магический реализм

Для того чтобы по-настоящему оценить вклад Гарсиа Маркеса в мировую литературу, стоит напомнить, что его роман «Сто лет одиночества» создавался в послевоенную эпоху. В это время в литературе представление о логичном устройстве мира уже было разрушено, Гарсиа Маркес же предложил иной взгляд на реальность, в котором мистическое и рациональное не противоречили друг другу. Такой художественный метод, «магический реализм», был известен и ранее, но именно этот автор сделал его популярным, вдохновив целое поколение писателей.

Габриэль Гарсиа Маркес.

В своём знаменитом романе «Сто лет одиночества» Гарсиа Маркес отвечал на вопрос, которым испокон веков задавались писатели, политики, учёные и философы: «Каким будет наше завтра?» В книге он фактически описал 100 лет жизни семьи Буэндиа, но эта цифра, как и многое в его мудрой книге, имела философский подтекст. Автор утверждал, что время не линейно, а циклично: люди обречены вновь и вновь отвечать на вечные вопросы.

После публикации романа «Сто лет одиночества» будущее самого Гарсиа Маркеса было предопределено. Через 15 лет он стал первым колумбийцем, получившим Нобелевскую премию по литературе. Она была присуждена знаменитому автору с формулировкой «За романы и рассказы, в которых фантазия и реальность, совмещаясь, отражают жизнь и конфликты целого континента».

Примечательно, что колумбиец оказал влияние не только на американских и европейских, но даже советских авторов. В СССР в 1970-80-е годы проза Гарсиа Маркеса произвела настоящий бум интереса к латиноамериканской литературе. А среди студентов-филологов того времени гуляла шутка: «Кого ты больше любишь, Борхеса или Кортасара? — Маркеса!»


Хроника смерти

Вслед за книгой «Сто лет одиночества» из-под пера Гарсиа Маркеса вышли ещё десятки произведений, которые дополняли главный труд его жизни: «Хроника объявленной смерти», «Любовь во время холеры», «Генерал в своем лабиринте». Колумбиец даже пытался писать сказки, но, к сожалению, из этого ничего не вышло: «Я показал одну из них моим сыновьям, тогда ещё маленьким. Они вернули её со словами: „Папа, ты думаешь, дети совсем тупые?“», — вспоминал о своём неудачном опыте «титан литературы».

В 2006 году Гарсиа Маркес объявил, что больше не будет писать художественную литературу, и с тех пор публиковал только мемуары. В то же время в СМИ регулярно стали появляться слухи о его смерти, над которыми самому писателю оставалось только смеяться.

Нобелевский лауреат скончался на 88 году жизни от рака. За 30 лет до собственной смерти он написал: «Единственное, о чём я буду жалеть, умирая, что это не от любви».

Габриэль Гарсия Маркес — известный колумбийский писатель, чьи романы так хорошо известны во всем мире. Чем отличается творчество писателя? Что оказало наибольшее влияние на стиль, который увековечил имя писателя? Об этом и о других необычных фактах биографии узнаете в этой статье.

Биография

Писатель Габриэль Гарсиа Маркес родился в 6 марта1927 г. в городе Аракатака, в Колумбии. Вскоре после рождения сына, отец вместе с женой переехали в Барранкилью — более крупный город, где отец работал фармацевтом.

Мальчика родители оставили на воспитание бабушке и дедушке. Именно они оказали большое влияние на будущего писателя, на его взгляд на мир.

Писатель Габриэль Гарсия Маркес - голос Колумбии

Габриэль Гарсия Маркес в детстве

Бабушка, Донья Транквилина Игуаран Котес, восхищала мальчика своим видением мира, она, как он скажет позже «относилась к необычному как к чему-то совершенно естественному».

Бабушка постоянно рассказывала внуку древние легенды и придания, в доме царила атмосфера чего-то неизведанного. Все истории она рассказывала с такой уверенностью, которая не оставляла ни единого шанса усомниться в их подлинности.

Позже Габриэль Гаарсия Маркес неоднократно использовал этот «невозмутимый стиль», который стирал границы между правдой и вымыслом в его произведениях.

Николас Рикардо Маркес Мехия — дед мальчика также внес свою толику в воспитание внука. Это был суровый мужчина, прошедший Тысячедневную войну. Герой колумбийских либералов имел строгость нравов, но вместе с тем он был заботливым дедушкой.

Мальчик ласково называл его «Папалело». Дед любил проводить время с внуком, он рассказывал ему о реалиях жизни, войне, человеческих ценностях. Позже Габриэль Нарсия Маркес скажет, что дед был «пуповиной, связывающей его с историей и реальностью». Дед учил внука ценить жизнь. Нет ничего тяжелее бремени, которое свалиться на человека, отнявшего жизнь — учил Николас.

«Ты и представить не можешь, сколько весит мертвый человек» — фраза, которую писатель запомнил на всю жизнь и позже использовал в произведениях.

Учеба

Писатель рос замкнутым ребенком. В школе его не привлекал спорт и активные игры. Так что одноклассники называли его «el viejo» (исп. старик).

Свои первые стихи Гарсия Маркес опубликовал, когда учился в колледже в Сан-Хосе Гарсиа. Позже юноша учился в иезуитсиком колледже в Сипакире недалеко от Боготы. Его обучение спонсировало правительство.

Там он преуспел в спорте и даже стал капитаном команды Liceo Nacional Zipaquirá в трех различных видах спорта: футбол, бейсбол и беге.

Писатель Габриэль Гарсия Маркес - голос Колумбии

Габриэль Гарсиа Маркес в молодости

В 1947 году Гарсиа Маркес стал студентом Национального университета Колумбии, где выбрал юридический факультет под давлением отца. Однако он не забросил писательскую деятельность и продолжал сочинять.

Гарсия Маркеса перевели в Университет Картахены. Университет в Боготе пришлось закрыть из-за вооруженного восстания «Боготасо». На новом месте он начал работать репортером местной газеты.

В 1950 году Гарсиа Маркес решил посвятить себя журналистике. Он перебрался обратно в Барранкилью, где прошла его юность, и устроился репортером в газету «El Heraldo».

Литература

Жизнь в Барранкилье во многом обогатила взгляды Габриэля на культуру стран Карибского бассейна. Он углубился в изучению литературы, и вскоре определился со своим фирменным стилем.

Первая повесть Гарсиа Маркеса «Палая листва» увидела свет в 1955 году. Маркесу потребовалось 7 лет, чтобы найти издателя. Позже он вспоминает этот роман как самый «спонтанный и искренний» написанный в начале его творческого пути.

Писатель Габриэль Гарсия Маркес - голос Колумбии

Писатель Габриэль Гарсия Маркес

«Полковнику никто не пишет» — вторая повесть писателя, которая вышла спустя 6 лет. История о 75-летнем полковнике в отставке, прошедшем Тысячедневную войну. В этом произведении особенно чувствуется влияние реалистического изложения Эрнеста Хемингуэя.

В этих ранних работах и некоторых более поздних автор описывает события войны в 1950-х годах между Либеральной и Консервативной партиями Колумбии.

Писатель никогда не занимался пропагандой политических взглядов, однако описание несправедливого режима, запретов и скандальных ситуаций в обществе говорят о позиции автора как нельзя красноречивее.

Творческий стиль

Творчество автора менялось и претерпело изменения от «реализма» к «магическому реализму». Маркес долго шел к своему стилю, искал способ выражения своих мыслей и чувств.

Жизненный опыт, воспитание и свой творческий взгляд сформировали писателя как основоположника нового литературного стиля.

И хотя до Маркеса было несколько писателей, пробовавших соединить реальность и вымысел, Гарсия Маркес считается тем, кто утвердил это течение.

Романа «Сто лет одиночества» («Сien anos de soledad») , вышедший в 1967 стал первым произведением, которое окрестили жанром «магический реализм».

Этот роман внес настоящий резонанс в общество того времени и принес автору всемирную славу. В романе встречаются такие невероятные моменты, когда женщину подхватывает и уносит ветер, когда девушка испытывает невероятный голод и есть землю, чтобы его утолить.

Писатель Габриэль Гарсия Маркес - голос Колумбии

Gabriel Garcia Marquez

В 1985 году автор выпускает роман «Любовь во время чумы», ставший мировым бестселлером. Этот роман о любви и ее различных проявлениях. В его основу легли отношения между родителями писателя.

Дед-полковник не одобрил выбор дочери, так как ее кавалер славился своей необузданной любовью к женщинам. Отцу писателя пришлось долгое время доказывать свои чувства, прежде чем им разрешили пожениться.

Помимо литературной деятельности, Гарсия Маркес активно участвовал в создании сценариев к кино и сериалам. В общем счете он написал 25 сценариев. А на основе его произведений снято 17 фильмов.

«Вспоминая моих грустных шлюх»- последнее произведение колумбийского писателя, вышедшее в 2004 году на испанском языке. Эта книга стала яркой вспышкой в мире литературы после долгого перерыва в творчестве писателя. В 2011 году ее экранизировал датский режиссер Хеннингом Карлсеном.

Писатель Габриэль Гарсия Маркес - голос Колумбии

Сейчас можно скачать и слушать любую из вышеперечисленных книг писателя, ну а если вы предпочитаете книжный переплет, то вот 15% скидка на ваши покупки. Наслаждайтесь классикой!

Награды

В 1982 году Гарсиа Маркес был награжден Нобелевской премией по литературе «за произведения, в которых фантастическое и реалистичное сочетается в богатом воображаемом мире, отражающем конфликты и жизнь на континенте».

Гарсиа Маркес стал первым колумбийцем и четвертым латиноамериканцем, награжденным Нобелевской премией по литературе.

Личная жизнь

Писатель Габриэль Гарсия Маркес - голос Колумбии

Писатель встретил свою будущую жену, когда она еще была школьницей. Мерседес Барча — имя жены писателей, с которй он прожил всю свою жизнь. Влюбленным пришлось дождаться совершеннолетия Мерседес, чтобы жениться. В 1958 году сыграли свадьбу и переехали в Каракас. Год спустя у пары родился первый сын Родриго Гарсиа, который стал теле- и кинорежиссером.

В 1961 году семья путешествовала по США. Писатель всегда мечтал увидеть юг Штатов, потому как ему импонировали «южные» романы Уильяма Фолкнера.

В конечном итоге супруги обосновалась в Мехико. У Габриэля и Мерседес родился второй сын, Гонсало, который сейчас работает дизайнером в Мехико.

Известные фразы

Писатель также весьма знаменит своими фразами о жизни, о любви, о дружбе. Вот некоторые из них.

«Весь мир хочет жить в горах, не понимая, что настоящее счастье в том, как мы поднимаемся в гору.»

«Худший способ скучать по человеку — это быть с ним и понимать, что он никогда не будет твоим.»

«Умей ценить того кто без тебя не может, и не гонись за тем кто счастлив без тебя!»

«Это большая удача в жизни — найти такого человека, чтобы было приятно смотреть, интересно слушать, увлеченно рассказывать, не тягостно молчать, искренне смеяться, восторженно вспоминать и с нетерпением ждать следующей встречи.»

«Если вы встретите свою настоящую любовь, то она от вас никуда не денется — ни через неделю, ни через месяц, ни через год».

«Прошлое — ложь, для памяти нет дорог обратно, каждая миновавшая весна невозвратима, и самая безумная и стойкая любовь — всего лишь скоропреходящее чувство». («Сто лет одиночества»)

«Не дай себе умереть, не испытав этого чуда — спать с тем, кого любишь». («Воспоминания моих несчастных шлюшек»)

«Мысли не имеют родителя, они летают над нами, как ангелы». («О любви и прочих бесах»

«Чем прозрачнее язык, тем больше в нем поэзии». («О любви и прочих бесах»)

Смерть

Когда в 1999 г. у писателя диагностировали лимфому, это побудило Гарсия Маркеса написать мемуары.

«Я свел общение с друзьями до минимума, отключил телефон, отменил предстоящие путешествия и всевозможные планы», — рассказал он в интервью газете «El Tiempo».

Писатель Габриэль Гарсия Маркес - голос Колумбии

17 апреля 2014 года 87-летний Гарсиа Маркес умер от пневмонии.

Тело писателя было кремировано в Мехико на семейной церемонии. Главы Колумбии и Мексики также посетили официальную церемонию 22 апреля. Похоронная процессия проходила от дома, где Гарсиа Маркес прожил более 30 лет, до Дворца изящных искусств (Palacio de bellas artes).

В родном городе писателя, Аракатаки, местные жители также провели символические похороны.

Заключение

Книги Габриэля Гарсия Маркеса — это искусство, соединившее в себе глас народа и мистику, легенды и суровую реальность. Писателю удалось совместить несовместимые, казалось бы, вещи. Его литература обогатила не только культуру Колумбии, но и литературу всего мира.

Читайте также: