Конфликт интересов в школе какие должности

Опубликовано: 02.10.2024

alt="Родные люди могут работать вместе, но выписывать друг другу премии за казенный счет им не стоит. Фото: iStock" />
Родные люди могут работать вместе, но выписывать друг другу премии за казенный счет им не стоит. Фото: iStock

Семейственность может быть хорошей и плохой. Плохо, когда большой начальник устраивает на теплые места своих сыночков и племянников. Подозрительно, когда на молодую жену высокого руководителя вдруг начинают сыпаться выгодные контракты, а муж только умиляется бизнес-талантам своей юной леди. И тому подобное.

Фото: Предоставлено Следственным комитетом РФ

Хорошо, когда семья превращается в династию, когда люди живут делом и из поколения в поколение передают секреты мастерства.

Как отличить деловые родственные связи от порочных родственных связей на госслужбе? Ответ дает специальный обзор правоприменения в сфере конфликта интересов.

Конфликт интересов - как раз ситуация, когда есть риск перепутать свой собственный карман с государственным. Подобные обзоры регулярно готовятся в течение нескольких последних лет по заданию президиума Совета при президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Сейчас вышел четвертый такой обзор.

Например, в нем разобрана ситуация: в отдаленном гарнизоне командир части принял на службу фельдшером свою жену. Это хорошая семейственность или плохая?

Ответ дали эксперты правительственных антикоррупционных служб, а также министерства труда и социальной защиты, подготовившие обзор.

Если вкратце, то можно, но с соблюдением определенных процедур. В данном случае командир их выполнил. Он уведомил своего непосредственного начальника о том, что взял на службу свою жену.

Поскольку гарнизон дальний, большого выбора у жены нет: или сиди дома и жди круглыми сутками мужа. Или иди служить под начало своему благоверному.

Однако, как указали антикоррупционные подразделения, командир в таком случае не должен единолично принимать решение поощрять или наказывать свою жену. Не важно, отличилась она или проштрафилась, такие вопросы должна решать специальная комиссия. Так что кулуарно выписать жене высокую премию командир не может. Процедура поощрения своей ненаглядной подчиненной должна быть максимально прозрачной.

"Принимая во внимание, что в силу специфики расположения воинской части и сложившейся кадровой ситуации Аттестационной комиссией рекомендовано обеспечить рассмотрение всех вопросов, связанных с установлением заработной платы, поощрением и наложением взысканий в отношении лица, замещающего должность фельдшера медицинской службы воинской части (супруги командира части) на заседаниях Аттестационной комиссии", - сказано в обзоре.

Иными словами, работать и служить вместе можно, но командовать друг другом и тем более выписывать родным людям премии надо аккуратно.

"Сам факт работы родственников в одной и той же организации или тем более в одной профессиональной сфере не свидетельствует о наличии конфликта интересов, - подчеркивает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. - Если родственники не имеют властных полномочий по принятию каких-либо организационных решений в отношении друг друга, то их работа внутри даже одного подразделения вполне возможна и не нарушает требования закона".

Кстати, в советские годы трудовые династии поощрядись и прославлялись. Разве не трогательно, когда сын идет по стопам отца? Но, как напоминает Мария Спиридонова, советские трудовые династии предполагали в первую очередь занятость членов семьи внутри одной отрасли или направления.

"Но даже в то время у других сотрудников возникали вопросы, в случае если отец был вправе непосредственно принимать решения, например, о премировании сына, - говорит Мария Спиридонова. - Грань, конечно, тонка, тем не менее в приведенных примерах четко исследован вопрос подчиненности. Причем подчиненность исследуется именно с правовой точки зрения, с точки зрения нормативного акта, которым такая подчиненность явно установлена".


В частности, в другом примере рассказывается о некоем ректоре университета, принявшем на работу преподавателем жену своего сына.

Понятно, что именно от свекра зависит, какая у женщины будет учебная нагрузка, насколько высокие она получит премии. Хватит ли ему мудрости, чтобы оставаться объективным при принятии таких решений?

"В целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов ректором было принято решение о рассмотрении вопроса принятия на работу супруги своего сына, установления размеров ее заработной платы, а также премирования и наложения взысканий на заседаниях ученого совета университета", - говорится в обзоре.

То есть свекр решил оформлять премии своей невестке коллегиально и счел, что этого достаточно. Однако в соответствии с уставом университета ректор является председателем ученого совета. Было бы интересно посмотреть, как кто-нибудь из членов ученого совета встанет на заседании и, смело глядя в глаза ректору, скажет, что его невестка не справляется с обязанностями и ее надо не премировать, а гнать из университета. При условии, конечно, что невестка действительно так плоха в качестве преподавателя.

Антикоррупционная комиссия, изучив ситуацию, решила, что ректор не прав. Ведь он имеет возможность оказывать непосредственное влияние на принимаемые ученым советом решения, так что рассмотрение вопросов в отношении супруги сына ректора на заседании ученого совета не является мерой по предотвращению конфликта интересов.

"По итогам заседания комиссии признано, что ректор не исполнил обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, - подчеркивается в документе. - Учитывая, что в ходе проведенной проверки не были установлены факты принятия необоснованных решений при принятии на работу супруги своего сына, установлении ей уровня заработной платы, премировании и наложении взысканий, к ректору университета применено взыскание в виде выговора".

Проще говоря, ректора спасло то, что он не успел выписать слишком крупных премий своей невестке. Иначе мог бы поплатиться и должностью.

Претензий к деловым качествам невестки не было, в вину ректору поставили только непринятие мер профилактики против плохой семейственности.

Зато никаких претензий не возникло к директору департамента государственного ведомства, заказавшему научную работу в институте, где работает его жена. Директор уведомил руководство, что на деловом горизонте появился родной человек. И не только сам отстранился от принятия решения, но и вывел своих подчиненных из состава конкурсной комиссии.

В другом деле глава городского округа выделил деньги для организации каникулярного отдыха школе, где учатся его дети. Помогать школам вообще дело хорошее. Однако в данном случае, как сказано в обзоре, "личная заинтересованность главы администрации может повлиять на объективность и беспристрастность осуществления им своих полномочий". С другой стороны, почему другие ученики должны страдать от того, что учатся вместе с сыном мэра? Чтобы ни у кого не возникало вопросов, при выделении денег должна соблюдаться специальная антикоррупционная процедура. Как сказано в документе, такие решения должны проверяться контрольно-ревизионной комиссией городского округа и Советом депутатов. Одно дело, если помогать школам - обычная практика, и другое дело, если это исключительный случай, и адресную помощь получила только школа, в которую ходят дети начальника. А уведомление о возникшей ситуации необходимо опубликовать на сайте администрации: все местные жители должны знать, что одноклассники детей мэра города поедут отдыхать за счет казны.

Кстати, недавно председатель Совета судей Виктор Момотов заявил, что необходимо законодательно закрепить и критерии конфликта интересов для судей. Если для чиновников вырабатывается вполне четкая и разумная практика, то для людей в мантиях конфликт интересов понимается достаточно широко. Допустим, если у судьи есть родственники адвоката или просто юристы, им лучше не работать по профессии вообще, иначе у судьи могут возникнуть проблемы. В Совете судей полагают, что ситуации конфликта интересов все-таки должны быть прописаны более конкретно.

"Неурегулированность в законе такой категории, как конфликт интересов, влечет за собой необоснованные отказы в назначении или переназначении достойных и отвечающих всем требованиям квалифицированных кандидатов, - сказал Виктор Момотов. - Конфликт интересов должен быть прежде всего юридическим фактом, доказанным в соответствующих процедурах, а не презумпцией и некой тенью, неуловимо преследующей кандидата".

Понятие "непотизм" появилось на Апеннинах еще в Средние века. Папы могли продвигать свои семейные интересы только путем назначения так называемых кардиналов-племянников. Подобная схема продолжает успешно работать в Италии и по сей день практически во всех областях, лишая возможности пробиться в жизни тех, кто этого порой по-настоящему достоин. Первый шаг в сторону отказа от кумовства был сделан в Италии в 2010 г. Власти одобрили закон, направленный на борьбу с непотизмом в научной сфере. Он ужесточил требования к найму сотрудников, запретив руководителю того или иного подразделения принимать на работу даже непрямых родственников - племянников, двоюродных братьев или сестер. Как показывают исследования, за прошедшие годы ситуация немного улучшилась на севере страны, а югу еще предстоит пройти длинный путь. Есть и другая проблема, которую довольно сложно обнаружить: гораздо чаще "биологического непотизма" встречается "академический непотизм", когда руководители покровительствуют не своим родственникам, а друзьям и ученикам. К примеру, в 2017 году правоохранительными органами была выявлена группа из 59 глав департаментов итальянских университетов, известных как "бароны". Они раздавали ученые степени и повышения не за заслуги, а в обмен на услуги или в угоду личному либо профессиональному интересу.

Фото: EPA-EFE/ALESSANDRO DI MEO

Семейственность, несомненно, присуща и политическим деятелям, предпочитающим окружать себя близкими, проверенными людьми и желательно, чтобы они были еще и родственниками. Специального закона для этой категории пока не существует, но на муниципальном уровне делаются первые робкие попытки, нацеленные положить конец воинствующему кумовству. Так, в 2020 году администрация города Пистоя (область Тоскана) одобрила норму, согласно которой в госучреждениях руководство и подчиненных не должны впредь связывать никакие родственные узы, которые "оказывают прямое воздействие на дальнейшее развитие карьеры".

Во Франции с сентября 2017 года действует закон о морализации общественно-политической жизни. В соответствии с целым рядом статей этого закона парламентариям, министрам, руководителям госучреждений и, что подчеркнем особо, представителям администраций на местах (городской, департаментской, региональной) запрещено нанимать родственников на работу. Причем понятие "родственники" расшифровано: это супруги, партнеры (те, кто состоит в гражданском браке), дети, родители. Для того чтобы принять на работу близких, скажем так, второго круга, а это дяди, тети, племянники разной степени, а также бывшие члены семьи, требуется специальное разрешение. Нарушителям грозят тюремное заключение до трех лет и штраф до 45 тысяч евро. Правда, такое наказание, как правило, применяют в облегченном виде. Так, женщина-мэр города Юррюнь в свое время добилась положительного решения муниципального совета, по которому земли, принадлежавшие ее мужу и родственникам с его стороны, были переведены из разряда негодных к застройке в годные. После чего земли были проданы, а прибыль составила четыре миллиона евро. Дело вскрылось, и мэр был осужден на четыре месяца тюремного заключения (условно), штраф в 10 тысяч евро, не считая возмещения убытков.

Рассмотрим в публикации понятие «конфликта интересов» для работников образовательных организаций (в первую очередь — конфликт интересов педагогического работника).

изображение
В нормативно-правовом пространстве системы образования понятие «конфликт интересов педагогического работника» впервые введено Федеральным законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»). Согласно закону «конфликт интересов педагогического работника — ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».

В первую очередь законодатель высказывает желание побороться с ситуацией оказания платных репетиторских услуг, которые оказываются педагогическими работниками образовательных организаций, в которых обучаются благополучатели этой услуги. Эта норма отражена в ч.2. ст. 48 рассматриваемого закона — педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Согласитесь, что данная ситуация очень распространена в системе образования, более того, зачастую педагогические работники умудряются создать ситуации, когда родители (законные представители) обучающихся вынуждены прибегнуть к «предлагаемым» (навязываемым) услугам репетиторов. Не будем даже останавливаться на ситуации, когда в профессиональном сообществе коллеги начинают «поставлять» репетируемых по принципу «ты — мне, я — тебе»!

При этом нужно понимать, что законом не устанавливается запрет на оказание платных образовательных услуг, которые могут оказываться образовательной организацией на договорной основе. При этом педагог, который ведёт у ребёнка рядовой урок по учебному расписанию, вполне может на законных основаниях оказывать платные образовательные услуги, в которых он будет лишь представителем стороны Исполнителя договорных обязательств.

При каких же условиях услуги, которые оказываются педагогом, подпадут под нарушение норм ч.2 ст.48? Можно выделить ряд обязательных условия:

— услуга, которую оказывает педагог, является платной и носит образовательный характер (подчёркиваем, что речь не идёт об официальных платных образовательных услугах, которые предлагает образовательная организация);

— платная услуга оказывается обучающемуся в образовательной организации, в которой работает педагогический работник;

— оказание услуги приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Только в случае соблюдения всех перечисленных условий приводит к запрету на оказание платной услуги. Из этого следует, что законодатель чётко обозначил, что педагогический работник не вправе оказывать платные образовательные услуги (как физическое лицо или индивидуальный предприниматель) в здании образовательной организации, в которой он работает, а также оказывать эту платную услугу обучающемуся, у которого он ведёт занятия в рамках своей основной деятельности. Запрет может распространяться и на случаи, когда оказывает услугу педагог, который не преподает у конкретного ученика — получателя услуги, т. к. трудно доказать отсутствие сговора между педагогическими работниками (пример взят из постатейного комментария 273-ФЗ (Ласкина Н.В., Новикова Н.А., Лежнева Н.С., Тимофеева Н.Ю., Слесарев С.А., Вахрушева Ю.Н., система КонсультантПлюс)

Каким образом на практике можно доказать наличие конфликта интересов? Фактически невозможно! Выявить наличие таких платных образовательных услуг (занятий) можно будет только в случае, если обучающийся заявит, что они проводились. Допустить такое возможно, но доказать.? Осуществляя контроль за соблюдением режима учебного дня, представителю администрации образовательной организации достаточно сложно понять, являются ли занятия с обучающимся бесплатными занятиями с отстающим или талантливым ребенком, в рамках обязанностей учителя, или запрещенной репетиторской деятельностью. В данном случае выход только один — чётко обозначить проведение всех консультационных и прочих занятий и только исключительно в рамках тех часов, которые предоставлены педагогу в рамках тарификации или оказываемых платных образовательных услуг (по отдельному расписанию). Согласитесь, сложно реализовать на практике данное предложение, хотя бы в ситуации, когда увлечённые своим предметом педагоги готовят ребят к олимпиадам, занимаются проектной деятельностью. Здесь уж всё жёстко и чётко не отмерить… В случае, если занятия проходят дома у учителя или ученика, то это в принципе не может быть проконтролировано. Допустим, что ребёнок и заявит о таких занятиях с педагогом, но при получении такого заявления будет достаточно сложно доказать его соответствие действительности, поскольку педагог может занять позицию, что его оклеветали, и денег за занятия с ученика он не брал. На практике реализация требований данной статьи закона и подведение перечисленных ситуаций под конфликт интересов явно пробуксовывает.

изображение
А что с ответственностью для педагогического работника? Законодатель не предусмотрел ответственность за нарушение ч.2 ст.48! Образовательная организация на своём уровне может отразить свою позицию по данному вопросу в локальных нормативных актах, трудовом договоре, можно привлечь работника к дисциплинарной ответственности. Необходимо только помнить про доказательную базу, т. к. работник вправе отстаивать свои права, в т. ч. в судебном порядке, доказывая свою невиновность. Вероятность того, что на практике данная статья работать не будет, очень высока.

Какие ситуации можно отнести к конфликту интересов педагогического работника? В зависимости от типа образовательной организации и видов деятельности, которые в ней осуществляются можно смоделировать достаточно большое количество таких ситуаций. Рассмотрим некоторые из них:

1. Педагогический работник входит в состав конкурсного жюри какого-либо мероприятия (например, районный, городской конкурс проектных работ, соревнование, олимпиады и т. д.), участие в котором принимает его обучающийся. Являясь членом жюри ему приходится оценивать участие обучающегося в данном мероприятии. Если к этому добавить возможность в дальнейшем получения материальной выгоды за результативность участия (так называемые стимулирующие выплаты), то это явно конфликт интересов.

2. Формирование списков учебных групп (классов). Ситуация возникновения конфликта интересов педагогического работника здесь очень вероятна. Например, формирование списка учащихся первых классов. Ни для кого не является секретом, что на практике педагог может повлиять на состав формируемого списка обучающихся и при этом может преследовать корыстные цели.

3. Педагогический работник получает небезвыгодные предложения (услуги, подарки и т. д.) от родителей обучающихся, которых он обучает.

Какие ещё ситуации конфликта интересов могут быть в образовательной организации? Поскольку ситуации конфликта интересов являются в первую очередь предметом федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции». В статье 10 «под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий)». При этом «под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями». Рассматривая понятие «конфликта интересов» через призму данного закона, нужно понимать, что в первую очередь речь идёт о должностных лицах, которые относятся к государственной или муниципальной службе. Работники образовательной организации к таковым не относятся. Однако законодательство модернизируется, совершенствуется и уже сейчас к руководителям образовательных организаций применяют отдельные нормы данного закона, например, предоставление сведений о доходах и т. д.

В заключении отметим, что образовательная организация может и должна проводить профилактическую работу по недопущению возможности создания ситуаций, которые приводят к конфликту интересов педагогического работника. Это в первую очередь разработка локальных нормативных актов образовательной организации.

1.1. Положение о конфликте интересов работников МБОУ СОШ № 15 (далее – Положение) разработано и утверждено с целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников (а значит и возможных негативных последствий конфликта интересов для организации).

1.2.Положение о конфликте интересов работников учреждения - это внутренний документ Учреждения, устанавливающий порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников Учреждения в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.

1.3. Положение разработано в соответствии с:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

- Трудовым кодексом Российской Федерации;

- иными действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

2.Круг лиц, попадающих под действие положения

Действие настоящего положения распространяется на всех работников МБОУ СОШ № 15 вне зависимости от уровня занимаемой ими должности и на физические лица, сотрудничающие с организацией на основе гражданско-правовых договоров.

3.Основные понятия

3.1.Участники образовательных отношений - учащиеся, родители (законные представители) учащихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

3.2.Конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами учащегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся.

3.3.Под личной заинтересованностью педагогического работника, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения педагогическим работником при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

4.Основные принципы управления конфликтом интересов в организации

В основу работы по управлению конфликтом интересов в организации положены следующие принципы:

- обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;

- индивидуальное рассмотрение и оценка репутационных рисков для организации при выявлении каждого конфликта интересов и его урегулирование;

- конфиденциальность процесса раскрытия сведений о конфликте интересов и процесса его урегулирования;

- соблюдение баланса интересов организации и работника при урегулировании конфликта интересов;

- защита работника от преследования в связи с сообщением о конфликте интересов, который был своевременно раскрыт работником и урегулирован (предотвращен) организацией.

5.Условия, при которых возникает или может возникнуть конфликт интересов педагогического работника

5.1.В организации выделяют:

- условия (ситуации), при которых всегда возникает конфликт интересов педагогического работника;

- условия (ситуации), при которых может возникнуть конфликт интересов педагогического работника.

5.2. К условиям (ситуациям), при которых всегда возникает конфликт интересов педагогического работника, относятся следующие:

- педагогический работник ведёт бесплатные и платные занятия у одних и тех же учеников;

- педагогический работник занимается репетиторством с учениками, которых он обучает;

- педагогический работник является членом жюри конкурсных мероприятий с участием своих учеников;

- использование с личной заинтересованностью возможностей родителей (законных представителей) учеников и иных участников образовательных отношений;

- получение педагогическим работником подарков и иных услуг от родителей (законных представителей) учеников;

- нарушение иных установленных запретов и ограничений для педагогических работников школы.

5.3. К условиям (ситуациям), при которых может возникнуть конфликт интересов педагогического работника, относятся следующие:

- учитель участвует в формировании списка класса, особенно первоклассников;

- сбор финансовых средств на нужды класса, школы;

- участие педагогического работника в установлении, определении форм и способов поощрений для своих учеников;

- иные условия (ситуации), при которых может возникнуть конфликт интересов педагогического работника.

6.Ограничения, налагаемые на педагогических работников

при осуществлении ими профессиональной деятельности

6.1.В целях предотвращения возникновения (появления) условий (ситуаций), при которых всегда возникает конфликт интересов педагогического работника в школе, устанавливаются ограничения, налагаемые на педагогических работников организации при осуществлении ими профессиональной деятельности.

6.2.На педагогических работников организации при осуществлении ими профессиональной деятельности налагаются следующие ограничения:

- запрет на ведение бесплатных и платных занятий у одних и тех же учеников;

- запрет на занятия репетиторством с учениками, которых он обучает;

- запрет на членство в жюри конкурсных мероприятий с участием своих учеников за исключением случаев и порядка, предусмотренных и (или) согласованных с Советом школы, предусмотренным Уставом МБОУ СОШ № 15;

- запрет на использование с личной заинтересованностью возможностей родителей (законных представителей) учеников и иных участников образовательных отношений;

- запрет на получение педагогическим работником подарков и иных услуг от родителей (законных представителей) учеников за исключением случаев и порядка, предусмотренных и (или) согласованных Советом школы, родительскими комитетами классов.

6.3.Педагогичесие работники организации обязаны соблюдать установленные п. 6.2. настоящего раздела ограничения и иные ограничения, запреты, установленные локальными нормативными актами школы.

7.Порядок раскрытия конфликта интересов работников школы.

7.1.Процедура раскрытия конфликта интересов доводится до сведения всех работников организации.

7.2.Устанавливаются следующие виды раскрытия конфликта интересов:

- раскрытие сведений о конфликте интересов при приеме на работу;

- раскрытие сведений о конфликте интересов при назначении на новую должность;

- разовое раскрытие сведений по мере возникновения ситуаций конфликта интересов.

7.3.Раскрытие сведений о конфликте интересов осуществляется в письменном виде. Может быть допустимым первоначальное раскрытие конфликта интересов в устной форме с последующей фиксацией в письменном виде. Должностным лицом, ответственным за прием сведений о возникающих (имеющихся) конфликтах интересов является уполномоченный работодателем, ответственный за профилактику коррупционных нарушений.

7.4.Учреждение берет на себя обязательство конфиденциального рассмотрения представленных сведений и урегулирования конфликта интересов. Поступившая информация должна быть тщательно проверена уполномоченным на это должностным лицом с целью оценки серьезности возникающих для организации рисков и выбора наиболее подходящей формы урегулирования конфликта интересов. В итоге этой работы организация может прийти к выводу, что ситуация, сведения о которой были представлены работником, не является конфликтом интересов и, как следствие, не нуждается в специальных способах урегулирования.

8. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов педагогических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности

8.1. Случаи возникновения у педагогического работника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются и (или) урегулируются в целях недопущения причинения вреда законным интересам иных участников образовательных отношений.

8.2. С целью предотвращения возможного конфликта интересов педагогического работника в Учреждении реализуются следующие мероприятия:

- при принятии решений, локальных нормативных актов, затрагивающих права учеников и работников организации, учитывается мнение Совета школы, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов);

- обеспечивается прозрачность, подконтрольность и подотчётность реализации всех принимаемых решений, в исполнении которых задействованы педагогические работники и иные участники образовательных отношений;

- обеспечивается информационная открытость организации в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- осуществляется чёткая регламентация деятельности педагогических работников внутренними локальными нормативными актами организации;

- обеспечивается введение прозрачных процедур внутренней оценки для управления качеством образования;

- осуществляется создание системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях учащихся,

- осуществляются иные мероприятия, направленные на предотвращение возможного конфликта интересов педагогического работника.

8.3. Педагогические работники организации обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов при осуществлении ими профессиональной деятельности.

8.4.Учреждение может прийти к выводу, что конфликт интересов имеет место, и использовать различные способы его разрешения, в том числе:

- ограничение доступа работника к конкретной информации, которая может затрагивать личные интересы работника;

- добровольный отказ работника школы или его отстранение (постоянное или временное) от участия в обсуждении и процессе принятия решений по вопросам, которые находятся или могут оказаться под влиянием конфликта интересов;

- пересмотр и изменение функциональных обязанностей работника;

- перевод работника на должность, предусматривающую выполнение функциональных обязанностей, не связанных с конфликтом интересов;

- отказ работника от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересами организации;

- увольнение работника из организации по инициативе работника.

8.5.Приведенный перечень способов разрешения конфликта интересов не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае по договоренности организации и работника, раскрывшего сведения о конфликте интересов, могут быть найдены иные формы его урегулирования.

8.6.При разрешении имеющегося конфликта интересов следует выбрать наиболее "мягкую" меру урегулирования из возможных с учетом существующих обстоятельств. Более жесткие меры следует использовать только в случае, когда это вызвано реальной необходимостью или в случае, если более "мягкие" меры оказались недостаточно эффективными. При принятии решения о выборе конкретного метода разрешения конфликта интересов важно учитывать значимость личного интереса работника и вероятность того, что этот личный интерес будет реализован в ущерб интересам организации.

8.7. В случае возникновения конфликта интересов педагогический работник незамедлительно обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя организации.

8.8. Руководитель организации в трёхдневный срок со дня, когда ему стало известно о конфликте интересов педагогического работника, обязан вынести данный вопрос на рассмотрение комиссии организации по урегулированию конфликта интересов педагогических работников.

8.9. Решение комиссии организации по урегулированию конфликта интересов педагогических работников при рассмотрении вопросов, связанных с возникновением конфликта интересов педагогического работника, является обязательным для всех участников образовательных отношений и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

8.10. Решение комиссии организации по урегулированию конфликта интересов педагогических работников при рассмотрении вопросов, связанных с возникновением конфликта интересов педагогического работника, может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

8.11. До принятия решения комиссии организации по урегулированию конфликта интересов педагогических работников руководитель организации в соответствии с действующим законодательством принимает все необходимые меры по недопущению возможных негативных последствий возникшего конфликта интересов для участников образовательных отношений.

8.12. Руководитель организации, когда ему стало известно о возникновении у педагогического работника личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению конфликта интересов, в порядке, установленном законодательством.

9. Обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов

9.1.Положением устанавливаются следующие обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов:

- при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами организации - без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;

- избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;

- раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;

- содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.

10.Ответственность

10.1.Ответственным лицом в школе за организацию работы по предотвращению и урегулированию конфликта интересов педагогических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности является руководитель организации.

10.2. Ответственное лицо за организацию работы по предотвращению и урегулированию конфликта интересов педагогических работников:

- утверждает Положение о конфликте интересов работников МБОУ СОШ № 15;

- утверждает иные локальные нормативные акты по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на педагогических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности;

- организует информирование педагогических работников о налагаемых ограничениях при осуществлении ими профессиональной деятельности;

- при возникновении конфликта интересов педагогического работника организует рассмотрение соответствующих вопросов на комиссии организации по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнении;

- организует контроль за состоянием работы в организации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов педагогических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности.

10.3. В организации не допускается ведение неофициальной отчётности и использование поддельных документов. С целью обеспечения надёжности и достоверности финансовой отчётности организации и соответствия деятельности организации требованиям нормативных правовых актов и локальных нормативных актов предусмотрено проведение внутреннего контроля ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности и аудит деятельности организации.

10.4. Все педагогические работники организации несут ответственность за соблюдение настоящего Положения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Понятие «конфликт интересов педагогического работника» является мнением, которое редко применяется в образовательной практике и является новым в правовой образовательной среде.

Что же будет квалифицировано как конфликт интересов педагогического работника и как он разрешается, рассмотрим с точки зрения действующего законодательства.

Согласно закону «конфликт интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» (п. 33 ст.2 ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»), т.е. под конфликтом интересов подразумевается заинтересованность педагогического работника в получении материальной выгоды при выполнении им своей работы.

Противоречие между личными интересами и профессиональной обязанностью называется конфликтом интересов.

Квалифицировать ситуации, которые подпадают под данное понятие - непросто.

Под указанное определение конфликта интересов в общеобразовательной организации попадает множество конкретных ситуаций, в которых педагогический работник может оказаться в процессе выполнения своих должностных обязанностей, поэтому составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых моментов, в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным, например:

  • учитель ведет уроки и платные занятия у одних и тех же учеников;
  • репетиторство с учениками, которых он обучает;
  • получение подарков и услуг;
  • участие в формировании списка класса, особенно первоклассников;
  • сбор денег на нужды класса, школы;
  • участие в жюри конкурсных мероприятий, олимпиад с участием своих обучающихся;
  • небезвыгодные предложения педагогу от родителей учеников, которых он обучает или у которых является классным руководителем;
  • участие в распределении бонусов для учащихся;
  • небескорыстное использование возможностей родителей обучающихся;
  • нарушение установленных в общеобразовательном учреждении запретов и т.д.

Таким образом, к ситуации конфликта интересов педагогического работника относится и запрет на осуществление индивидуальной педагогической деятельности в отношении обучающихся той организации, где педагог работает, если это ведет к конфликту интересов (ч.2 ст.48 ФЗ № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ»).

Как разрешается конфликт интересов педагогического работника?

Создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений — это один из первых шагов к урегулированию конфликта интересов.

Часть 2 статьи 45 Федерального Закона «Об Образовании в Российской Федерации» предусматривает необходимость создания в образовательных учреждениях комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Данная комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование.

Комиссия создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений, подлежит исполнению в сроки, предусмотренные принятым решением, и может быть обжаловано в установленном законодательством РФ порядке (ч.6 ст. 45 ФЗ № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ»).

Для реализации настоящего требования закона об образовании рекомендовано разработать следующие документы:

  • Положение о конфликте интересов педагогического работника общеобразовательной организации;
  • Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений общеобразовательной организации;
  • Кодекс педагогического работника по предотвращению конфликта интересов.

Какие последствия может иметь для педагога доказанный конфликт интересов?

Юридическая ответственность может быть применена к нему в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации. В Трудовом кодексе также есть нормы, которые говорят о разрешении конфликта интересов работника. Так, существует специальное основание для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Непринятие работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является - будет основанием для расторжения договора, если действия работника дают основания для утраты доверия со стороны работодателя (п.7.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Увольнение педагогического работника, не принявшего меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является возможным, но не обязательным. В случае возникновения спора по поводу законности увольнения на работодателя ляжет бремя доказывания факта возникновения конфликта интересов у педагогического работника и соблюдения всех связанных с его установлением и урегулированием процедур. Помимо этого необходимо будет доказать факт непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а также того, что данные обстоятельства дают основания для утраты доверия к работнику. Сделать это на практике будет непросто, тем более, если это будет единичное нарушение.

Помимо рассмотренного в предыдущем материале «Ограничения на право занятия педагогической деятельностью» своеобразного фильтра при приеме на работу, законодательством установлен ряд требований, которые должны соблюдаться в ходе профессиональной деятельности педагогических работников.

Так трудовым законодательством установлено право, и даже обязанность, администрации образовательного учреждения:

  • уволить педагогического работника за аморальный проступок, несовместимый с продолжением выполнения воспитательных функций.

п. 8 ч. 1 статьи 81 «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя» Трудового кодекса РФ (ред. от 03.08.2018)

Требования к педагогическим работникам по соблюдению норм профессиональной этики

Статьей 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ установлено:

что педагогический работник должен осуществлять свои академические права и свободы

с соблюдением норм профессиональной этики педагогических работников.

Исходя из части 4 статьи 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ:

нормы профессиональной этики могут быть закреплены в локальных нормативных актах образовательного учреждения,

например, в виде профессионального кодекса педагогического работника.

Требования к педагогическим работникам по соблюдению нравственных и этических норм

Статьей 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ:

  • к обязанностям педагогических работников, помимо следования требованиям профессиональной этики, отнесено требование соблюдать нравственные и этические нормы.

Нравственные и этические нормы не имеют специальной формализации, и определяются, исходя из общественных представлений:

данные требования к педагогическим работникам, в целом, уже должны были бы гарантировать решение всех потенциальных конфликтов с участием педагогического работника,

однако, в действительности степень формализации требований к педагогическим работникам крайне невысока, и в целом ряде случаев возникают вопросы, какое именно поведение педагогического работника все же выходит за рамки нравственного, этичного, а какое все еще может быть признано соответствующим требованиям этики и нравственности.

Конфликт интересов педагогических работников

В связи с указанным выше отдельные требования к педагогическим работникам по соблюдению нравственных и этических норм были закреплены в виде конкретизированных правовых норм:

  • в частности, установлен вполне конкретный запрет в связи с конфликтом интересов педагогического работника.

Исходя из части 2 статьи 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ:

  • педагогический работник организации (учреждения), осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данном образовательном учреждении, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Статья 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона об образовании № 273-ФЗ определяет конфликт интересов педагогического работника как:

ситуацию, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и

которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

В качестве конфликта интересов педагогического работника можно охарактеризовать, например, ситуацию:

стимулирующую педагогического работника занижать оценки своим ученикам, не выполнять в полном объеме тематику занятий и т.п.

с тем, чтобы ученики, имеющие право на получение качественного образования на бесплатной основе, но не получающие его в силу указанных причин, были вынуждены обращаться за дополнительными платными образовательными услугами к данному педагогу либо его коллегам и знакомым.

Вместе с тем, данная норма (конфликт интересов педагогических работников) довольно сложна в правоприменении:

во-первых, крайне сложно доказать сам факт ведения платной деятельности. Для этого надо зафиксировать передачу денег, т.к. платное репетиторство и бесплатные занятия с отстающим обучающимся различаются только фактом передачи денежных средств, причем именно в качестве оплаты услуг, а, не, например, в качестве возврата долга;

во-вторых, сложно доказать наличие конфликта интересов, поскольку зачастую, наоборот, чем лучше работает педагогический работник, тем больше у него желающих заниматься платно, т.е. зачастую возможность репетиторства, наоборот стимулирует качественный труд педагогического работника;

в-третьих, даже если все факты будут доказаны, крайне сложно будет применить какие-либо меры ответственности.

Если инцидент имел место в рабочее время, то возможно применение к педагогическому работнику дисциплинарного взыскания:

  • однако крайне редко педагогические работники ведут такую работу во время аудиторных занятий, а в отношении неаудиторной нагрузки необходимо доказать, что это время было рабочим временем работника.

Если доказать факт совершения действия в рабочее время не удастся, единственный возможный вариант:

попытаться трактовать такие действия как совершение аморального проступка,

который, на основании трудового законодательства, является отдельным основанием увольнения педагогического работника независимо от того, в рабочее ли время он совершен;

однако такая позиция на данный момент судебной практикой еще не поддержана, поэтому делать выводы о целесообразности такой квалификации преждевременно.

Поэтому, в целом, перспективы привлечь педагогического работника к реальной ответственности за нарушение требований к педагогическим работникам весьма неоднозначны.

Действующим законодательством педагогическим работникам запрещается также использовать образовательную деятельность:

для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них,

для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии,

в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов,

а также для побуждения обучающихся к другим противоправным действиям.

Формально, таким образом, соответствующие требования к педагогическим работникам закреплены в законодательстве. Однако привлечение педагогических работников к реальной ответственности за неисполнение таких требований сопряжено с целым рядом сложностей.

Читайте также: