В какую группу профессии входят работники умственного труда

Опубликовано: 02.10.2024

1 группа - работники преимущественно умственного труда:

- руководители предприятий и организаций и их структурных подразделений;

- руководители административно-хозяйственных отделов и управлений;

- руководители органов государственного управления и их структурных подразделений;

- руководители и инструкторы партийных и общественных организаций и их структурных подразделений;

- инженерно-технические работники, труд которых не требует существенной физической активности;

- медицинские работники, кроме врачей-хирургов, медсестер, санитарок;

- педагоги, воспитатели, кроме спортивных;

- работники литературы и печати;

- работники культурно-просветительных учреждений;

- работники планирования и учета;

- работники канцелярии и делопроизводительный персонал;

- работники разных категорий, труд которых связан со значительным нервным напряжением (работники пультов управления, диспетчеры и др.).

2 группа - работники, занятые легким физическим трудом:

- инженерно-технические работники, труд которых связан с несущественной физической активностью;

- работники, занятые на автоматизированных процессах;

- работники радиоэлектронной промышленности;

- медсестры и санитарки;

- агрономы, зоотехники, ветеринарные работники и лесничие;

- продавцы промтоварных магазинов;

- работники сферы обслуживания;

- работники часовой промышленности;

- работники связи и телеграфа;

- преподаватели, инструкторы физкультуры и спорта, тренеры;

- агенты и экспедиторы;

- работники искусства с несущественной физической активностью.

3 группа - работники среднего по тяжести труда:

- работники, занятые в металлообрабатывающей и деревообрабатывающей промышленности;

- слесари, наладчики, настройщики;

- текстильщики, обувщики, кожевенники и меховщики;

- водители различных видов транспорта;

- работники пищевой промышленности;

- работники коммунально-бытового обслуживания и общественного питания;

- продавцы продовольственных товаров;

- бригадиры тракторных и полеводческих бригад;

- работники авто- и электротранспорта;

- машинисты подъемно-транспортных механизмов;

- работники, занятые на силовых установках;

- работники искусства, труд которых связан со значительной физической активностью.

4 группа - работники тяжелого физического труда:

- основная масса сельскохозяйственных рабочих и механизаторы;

- горнорабочие на поверхностных работах;

- работники нефтяной и газовой промышленности;

- металлурги, литейщики, кроме лиц, отнесенных к 5 группе;

- работники целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности;

- деревообработчики, плотники и пр.;

- работники промышленности строительных материалов, кроме лиц, отнесенных к 5 группе;

5 группа - работники особо тяжелого физического труда:

- горнорабочие, занятые непосредственно на подземных работах;

- вальщики леса и рабочие на разделке древесины;

- грузчики, труд которых не механизирован;

- работники, занятые в производстве строительных материалов, труд которых не механизирован.


<< Приложение 1.
Дифференциация населения по отдельным признакам

Приложение 3. >>
Суточная потребность в энергии и основных пищевых веществах различных групп населения СССР
Содержание
Инструкция по методике расчета сбалансированной среднедушевой потребности в пищевых веществах и энергии населения СССР (утв.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

1. Операторский труд — группы профессий, связанных с управлением машинами, обо рудованием, технологическими процессами.

2. Управленческий труд — это руководители учреждений, предприятий, подразделений, учителя и преподаватели. Для данной категории умственного труда характерен большой объем информации, требуемый для постоянного использования, дефицит времени, ответст венность за принятие решения.

3. Творческий труд — требует многолетней предварительной подготовки, высокой ква лификации, особых условий, высокую интенсивность внимания, большой объем памяти, напряженность мышления.

4. Труд медицинских работников — характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением, контактом с людьми, большим объемом памяти, личной ответственностью.

$ Труд учащихся и студентов — он требует напряжения памяти, внимания (особенно, концентрации и устойчивости внимания), восприятия и характеризуется наличием стрессо­вых ситуаций — экзаменов и зачетов.

Заболеваемость при умственной деятельности.Если умственный труд организован пра­вильно, нет эмоциогенных факторов, то он не оказывает отрицательного влияния на орга­низм человека. А его позитивные плоды благотворно влияют на здоровье. Так, труд конст­рукторов не имеет больших эмоциональных срывов, напряжения, поэтому у конструкторов уровень сердечно-сосудистых заболеваний не превышает 8%, в то время как у телефонис­ток, которым приходится иметь дело с дефицитом времени при обработке информации, этот уровень достигает 16%. Особенно эмоционально напряженным является труд руково­дящих работников. Среди них 40—50% имеют гипертоническую болезнь или ишемическую болезнь сердца.

Факторы риска сердечно-сосудистой патологии у людей умственного труда — это повы­шенная нервно-эмоциональная напряженность, гипокинезия, избыточная масса тела, куре­ние, наследственная предрасположенность.

Физиология человека

Механизмы умственной деятельности. Главным образом это психическая активность. Она протекает с участием нейронов многих отделов мозга — коры, подкорковых образований, лимбической системы. При умственной деятельности функционируют одновременно оба полушария мозга. При любой умственной деятельности происходит генерализованная ак­тивация мозга и одновременно повышается локальная активность, зависимая от вида пси­хического процесса (перцептивная, моторная, вербальная, мнестическая). Например, при вербальных функциях активируются одни структуры мозга, что отражается на ЭЭГ, а при решении задач — другие. Особую роль в умственной деятельности играют лобные доли. Эмоциям принадлежит роль организатора целенаправленной умственной деятельности.

От чего же при умственной деятельности возникает нервно-эмоциональная напряжен­ность? Это объясняется тем, что объем информации, которую необходимо обработать моз­гу, близок или превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. При этом часто требуется различе­ние близких по значению сигналов и выполнение тонких процессов мышления. К эмоцио­нальному напряжению приводит ответственность работы. В целом, при умственной работе обычно имеет место сочетание эмоциональных факторов и напряжения психической дея­тельности. Поэтому говорят о нервно-эмоциональном напряжении.

ЭЭГ-исследования показывают, что при умственной деятельности альфа-ритм изменя­ется — уменьшается его амплитуда, уменьшается индекс альфа-комплексов. При перегруз­ках, при выполнении сложных психических процессов на ЭЭГ появляется медленный ритм, или тета-ритм (4—7 Гц), что расценивается как признак эмоционального напряжения.

Большое значение для обеспечения умственной деятельности имеет активность симпз- то-адреналовой системы и гипоталамо-гипофизарно-адреналокортикальной оси. Чем выше степень нервно-эмоционального напряжения, тем выше активность этих структур (стресс- реализующих систем). Непродолжительное повышение нервно-эмоционального напряже­ния, вероятно, играет положительную роль в деятельности ЦНС, так как возрастает интен­сивность обмена веществ в ЦНС, увеличивается скорость переработки информации. Одна­ко при значительном нервно-эмоциональном напряжении существенно меняется деятель­ность сердечно-сосудистой системы — происходит рост систолического и минутного объе­ма сердца, возрастает артериальное давление, учащается пульс. В стрессовых ситуациях, например, на экзамене, еще в большей степени происходит активация симпатической нерв­ной системы.




О наличии эмоционального напряжения при умственной деятельности свидетельствует величина артериального давления. Например, у операторов железной дороги при обнару­жении аварии артериальное давление тут же возрастает до 160/100 мм рт. ст. и удерживает­ся на этом уровне на протяжении всей оставшейся смены. Наиболее ярко существование эмоционального компонента в работе отражает величина среднединамического артериаль­ного давления (диастолическое +'/з пульсового давления) — она возрастает сразу же после эмоционального напряжения.

При значительном эмоциональном напряжении меняется ЭКГ: например, происходит уменьшение зубца Т, что указывает на снижение интенсивности коронарного кровотока. Так, при аварийных ситуациях в метрополитене у машиниста число сердечных сокращений достигает 150 ударов в минуту, а на ЭКГ появляются типичные признаки коронарной недо­статочности. В. С. Фомин (1970) для оценки эмоционального компонента предложил ис­пользовать вагосимпатический индекс — это отношение амплитуды р/Т: при повышении тонуса симпатической нервной системы, вызванного эмоциональным напряжением, индекс возрастает, а при повышении тонуса вагуса, наоборот, он снижается. Этот индекс лучше отражает ситуацию, чем частота сердечных сокращений.

При умственной деятельности происходит перераспределение мозгового кровотока, он становится интенсивнее в регионах, принимающих непосредственное участие в деятельно­сти. В целом, интенсивность кровотока при умственной деятельности возрастает, особенно в левом полушарии.

Постоянное высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое сопровождает умст­венный труд, приводит к патологии.

Особенности утомления при умственной деятельности. Утомление проявляется прежде всего снижением функциональных возможностей ЦНС, что отражается на ЭЭГ. Повышает­ся тонус парасимпатической нервной системы (вероятно, как способ защиты от чрезмерного стрессового воздействия) — об этом свидетельствует снижение кожно-гальванического рефлекса, снижение артериального давления, снижение вагосимпатического индекса р/Т, урежение пульса. При наличии эмоциогенных факторов все изменения в организме имеют более выраженный характер.

Еще раз отметим, что все сдвиги, которые наблюдаются при умственной деятельности, в основном возникают из-за наличия эмоционального напряжения. Чем выше этот компо­нент, тем глубже изменения в процессе умственной деятельности.

По мнению Фомина B.C. (1979), утомление при умственной деятельности, скорее всего, обусловлено снижением активирующего влияния ретикулярной формации на кору и под­корковую область. Доказательством этому служат данные об использовании аминазина — это вещество блокирует восходящее влияние ретикулярной формации и при этом возника­ет состояние, которое сопровождается теми же изменениями, что и при умственном утом­лении, в том числе и вызванными переменой психического состояния.

Оптимизация трудового процесса при умственной деятельности. Для умственной деятель­ности характерно то, что и после работы она может продолжаться и иногда бывает трудно остановить ее. А. И. Герцен говорил, что мысль нельзя сложить, как руки. Для того, чтобы остановить мыслительный процесс, необходимо переключение. С этой точки зрения осо­бенно эффективно переключение с умственной деятельности на физическую. При органи­зации умственной деятельности все исследователи ссылаются на 5 пунктов, которые выдви­нул еще в 1911 г. Н.Б. Введенский.

1. В работу нужно входить постепенно. 2. Должен быть определенный ритм работы, так как ритмичная работа способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления. 3. Необ­ходимо придерживаться обычной последовательности в деятельности. Это предполагает регу­лярную, организованную и плановую работу. 4. Необходимо установить правильное чередова­ние труда и отдыха. При умственной работе отдых должен быть активным и сочетаться с физи­ческими упражнениями. 5. Высокая работоспособность сохраняется при постоянной и система­тической деятельности, при которой укрепляется навык.

Признак начинающееся переутомление легкое переутомление выраженное переутомление 1яжелое переутомление
унижение _ трудоспособности мало выраженное выражено заметно выражено достаточно ныражбнб резко
Компенсация волевыми усили­ями снижения трудоспособности Не требуется 116ЛНЙЯ КбМПбН-сация неполная компенсация незначительная компенсация
эмбцибнальныб сдвиги временное сни ­ жение интереса к работе временами не ­ устойчивое наст­роение наздражитель- ность УГНбТбНИб, рбЗКбЯ раздражительность
Расстройство сна Трудно засыпать или просыпаться |рудно засыпать или просыпаться ионливость днем Бессонница
Снижениеумст- венной работо­способности Нет |рудно сосредо­точиться временами забывчивость заметное ослаб­ление внимания
Лечение упорядочить отдых.занятия физкультурой очередной отпуск и отдых срочный очере - днои отлуск.ор- ганизованный отдых лечение а стацио­наре или в поли­клинике

Переутомление при умственной деятельности. Доказано, что напряженная умственная деятельность без достаточного отдыха между рабочими днями приводит к появлению пере­напряжения. Оно проявляется прежде всего в повышении артериального давления, росте периферического сопротивления, изменении мозгового кровотока и экскреции катехола­минов (ночное снижение продукции этих гормонов при переутомлении отсутствует). Неко­торые признаки переутомления отражены в таблице (Платонов К. К., 1962).

Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации, требующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);
б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);
в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);
г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство, транспорт и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

ТИП ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть, на предмет труда. Предмет труда — это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов профессий.

1. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, продавец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии — художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того, чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОНКРЕТНЫМИ КАЧЕСТВАМИ, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие — преимущественно ума и аккуратности, третьи — общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профессий «человек — техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий типа «человек — знаковая система», необходимо уметь мысленно погружаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии типа «человек — художественный образ» — это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек — природа» должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда, свидетельствует класс профессий.

КЛАСС ПРОФЕССИЙ — группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий.

Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1
Классификация профессий

Типы профессий по предмету труда Классы профессий по характеру труда
Исполнительские Творческие
1 2 3
«Человек—человек» Воспитатель детского сада
Медсестра
Полицейский
Продавец
Социальный работник
Официант
Менеджер
Психолог
Секретарь-референт
Учитель
Адвокат
Следователь
«Человек—техника» Монтажник
Плотник
Слесарь
Токарь
Швея
Штукатур
Электромонтер
Инженер
Конструктор
Технолог
Космонавт
«Человек—знаковая система» Кассир
Оператор ПК
Наборщик
Телефонист
Оператор связи
Стенографистка
Бухгалтер
Сейсмолог
Переводчик
Программист
Экономист
«Человек—художественный образ» Закройщик
Парикмахер
Повар
Портной
Фотограф
Гравер
Дизайнер
Архитектор
Музыкант
Хореограф
Художник
Скульптор
Модельер
«Человек—природа» Животновод
Садовник
Фермер
Озеленитель
Лесовод
Агроном
Ветеринар
Геолог
Биолог
Химик

Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами» т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек — знаковая система».

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Кроме того, общие профессиональные категории могут включать в себя несколько специализаций. Так, человек, получивший юридическое образование и имеющий специальность юриста, может в дальнейшем выбрать один из нескольких путей своей профессиональной карьеры. Например, он может стать адвокатом, следователем, юрисконсультом, нотариусом или криминалистом. И если труд адвоката направлен в основном на людей, то нотариус чаще имеет дело с документами, а криминалист - с информацией.

Поэтому, зная только общее названия целой категории профессий, трудно бывает с уверенностью отнести их к какому-то одному типу. Так, существует довольно большое число разных специализаций агентов, продавцов, врачей, менеджеров, учителей, инженеров.

Как можно использовать таблицу при выборе профессии?

С одной стороны, зная название профессии и определив ее место в таблице, можно узнать, какие требования предъявляет эта профессия к человеку. Например, профессия бухгалтера относится к профессиям типа "человек-знаковая система" творческого класса, следовательно, требует от человека высокого уровня развития способностей к отвлеченному мышлению, оперированию числами, вниманию и усидчивости, анализу информации, планированию и контролю.

С другой стороны, зная степень развития способностей человека, можно определить для него психологически наиболее подходящие тип и класс профессий. Например, если Вы легко вступаете в контакт, быстро знакомитесь с людьми, без проблем налаживаете отношения с другими, спокойны и доброжелательны, хорошо владеете своей речью, то в наибольшей степени Вашим способностям соответствуют профессии типа "человек-человек"

Наконец, для любой профессии таблица позволяет подобрать другие психологически наиболее сходные, близкие специальности. Например, если какая-либо профессия, которая подходит Вам по интересам и возможностям, не устраивает Вас с точки зрения условий труда, лучше всего выбирать смежную профессию, входящую в тот же самый тип и класс.

Профессии умственного труда

В настоящее время многие отдают предпочтение интеллектуальным профессиям. О том, какие специальности к ним относятся, в чём их особенность, а также о том, как не ошибиться с выбором мы поговорим ниже.


Особенности

Начнём с особенностей профессий умственного труда. Всем очевидно, что такие специальности никак не связаны с физическими нагрузками, однако это совсем не значит, что их можно назвать лёгкими. В зависимости от принадлежности профессии умственного труда к тому или иному классу, у неё выделяют ряд некоторых особенностей. О них будет сказано далее.

Умственный труд разделяют на следующие классы.

  • Операторский. Основная его функция – это функция контроля и управления. К таким, например, можно отнести труд главного администратора. Основной особенностью операторского труда является большая нервно-эмоциональная напряжённость, связанная с ответственностью и переработкой большого количества информации за минимальный отрывок времени.
  • Творческий. Данный вид труда является не менее сложным, так как он подразумевает постоянное напряжение внимания, а также задействование большей части памяти, что также способствует увеличению нервно-эмоциональной нагрузки. Примером такого труда являются писатели, артисты, архитекторы, дизайнеры и другие представители творческих профессий.
  • Управленческий. Сюда можно отнести труд людей, занимающих руководящие должности. Его особенностью являются огромные потоки информации, которая требует постоянной обработки; кроме того, он подразумевает и то, что человек должен быстро принимать решения, при этом желательно правильные, что очень влияет на повышение личностной ответственности.
  • Труд работников всех сфер услуг. Его характерной особенностью является большое количество контактов с людьми, повышенная ответственность, а также зачастую и нехватка времени, что опять-таки способствует повышению нервно-эмоционального напряжения.
  • Труд школьников и студентов. С особенностями данного вида труда все знакомы не понаслышке. К ним относится максимальное задействие главных функций психики, то есть памяти, внимания, восприятия, а также большое количество ситуаций, которые вызывают стресс, например, зачёты, контрольные и даже банальные ответы у доски.


Обзор интеллектуальных профессий

Интеллектуальные профессии – это не обязательно только те, что тесно связаны с наукой. Преимущественно к ним относятся специальности, не требующие физического труда, при этом большая часть работы и нагрузки идёт на человеческий мозг.

Рассмотрим самые популярные в нынешнее время примеры интеллектуальных профессий.

  • Дизайнер. Данная профессия способна помочь вам реализовать свой творческий потенциал. К тому же сфер деятельности для этой профессии имеется огромное количество: ландшафтный дизайнер, дизайн интерьера или одежды, веб-дизайн… В общем, остаётся только выбрать.
  • Переводчик. Эта профессия не менее интересная, чем предыдущая. Работая по данной специальности, вы наверняка будете достаточно много путешествовать и, скорее всего, общаться с большим количеством людей. Профессия эта достаточно престижная на данный момент, ведь компетентные специалисты с высоким знанием иностранного языка востребованы почти везде.
  • Врач. Ещё одна интеллектуальная профессия, которая пользуется популярностью. Труд врача не самый лёгкий, но зато пользуется достаточно большим спросом на рынке вакансий. Кроме того, эта профессия относится к числу высокооплачиваемых, а потому советуем к ней как следует присмотреться.
  • Журналист. Достаточно интересная профессия. Если вы мастерски владеете словом, а также обладаете коммуникабельностью и умением находить самую актуальную информацию быстрее всех остальных, то данная профессия – то, что вам нужно.
  • Учитель. Ещё одна разновидность интеллектуальных профессий. Учительский труд, как и труд врача, не из лёгких. Нужно не только знать свой предмет и уметь правильно подать материал, но и найти общий язык с учениками, что временами бывает сделать ой как непросто.

Тем не менее, эта профессия всё ещё востребована на рынке труда, а особую популярность сейчас набирают онлайн-учителя. Так что рекомендуем обратить внимание и на эту профессию.


Как не ошибиться с выбором?

Для того чтобы правильно выбрать профессию и потом не жалеть о своём выборе, нужно определить свой тип личности. Для этого стоит обратить внимание на свои хобби, любимые занятия и на своё поведение в целом.

Исследователи выделяют следующие типы личности: вербальный интеллект, музыкальный, логический, образный, телесный, социальный, внутриличностный, природный и философский. Каждому из них присущи те или иные особенности, которые впоследствии оказывают значительное влияние на выбор человеком своей будущей профессии.

Вербальный интеллект

Для обладателя развитого вербального интеллекта характерна высокая чувствительность к словам, а, вернее, к их звучанию и смыслу. Из такого человека наверняка получится отличный писатель или поэт. Кроме того, для него подойдёт и большое количество других профессий, например, спичрайтер, переводчик, журналист или логопед. Этими профессиями список, естественно, не ограничивается.

Музыкальный интеллект

Человек, чей тип личности музыкальный, является, что предсказуемо, любителем музыки. Он чутко относится не только к словам песни, но и к её ритму, мелодии и тональности. Почти наверняка он обожает петь или же играть на каком-либо музыкальном инструменте, ни дня не проводит без прослушивания музыки и не представляет жизни без посещения концертов. Для такого типа личности подойдут такие профессии, как дирижёр, певец, композитор, диджей и подобные им.


Логический интеллект

Люди, обладающие логическим типом личности, сильны в математике и иных точных науках. Они просто обожают всевозможные головоломки и задачи на логику, а посчитать пример в уме для них совсем не проблема. Для таких людей наиболее подходящими являются следующие профессии: бухгалтер, банкир, учёный той или иной сферы и ещё множество других.

Образный интеллект

Для человека с образным типом личности характерна хорошая память на лица, внимательность к мелочам. Для них не составит труда выучить материал, основанный на картинках, однако со словесным уже приходится тяжко.

Люди с образным интеллектом запросто могут стать изобретателями, художниками или, например, дизайнерами.

Телесный интеллект

Люди с таким типом личности выражают свои мысли преимущественно с помощью тела. Для них характерна любовь к шитью, лепке или чему-то подобному, кроме того, они просто обожают спорт и занятия танцами. Выбор профессий для такого типа личности не меньше, чем для других: это и хореограф, и акробат, и артист, и портной… Продолжать этот список можно очень долго.


Социальный интеллект

Наличие социального интеллекта подразумевает любовь к людям, желание контактировать с ними. Обладатель такого типа личности просто обожает групповую деятельность, любит знакомства и большие компании; он также хорошо понимает других людей, способен к анализу их поступков и цельного поведения.

Человеку с таким типом личности рекомендуем присмотреться к таким профессиям, как администратор, социолог, психолог или психотерапевт, менеджер по рекламе и связям с общественностью.

Внутриличностный интеллект

Люди с внутриличностным интеллектом способны к самоанализу и трезвой оценке своих способностей и самого себя. Они умеют учиться на собственных ошибках, анализировать их, выделяя свои слабости и сильные стороны. Для них характерно ведение личных дневников, интерес к психологии и глубокие размышления о жизни. Для обладателя внутриличностного интеллекта подойдёт профессия психолога, комика, кинорежиссёра и множество других.

Природный интеллект

Люди, наделённые природным интеллектом, питают большой интерес ко всему, что находится вокруг них. Они обычно интересуются породами животных, видами растений. Окружающий мир у таких людей вызывает любопытство и желание его исследовать. Они вполне могут реализовать свой потенциал в таких профессиях, как биолог, зоолог, эколог.

Философский интеллект

Люди с таким интеллектом поистине философы. Для них характерно задаваться сложными вопросами о «высоком», о возникновении Вселенной, например, а потом пытаться найти на них ответы, докопаться до самой истины. Такие люди будут отличными писателями, психологами, коучами.

Для них, так же, как и для остальных типов личности, открыты дороги к большому количеству профессий, остаётся лишь выбрать именно ту, что приходится по душе.

Записаться на курсы

По данным кадровых агентств, время людям физического труда легче найти работу, чем «белым воротничкам». Сегодня наблюдается нехватка представителей рабочих профессий, готовы оплачивать даже выше, чем представителей умственного труда. тяжелых работ, работ или опасными условиями труда Трудовым кодексом РФ предусмотрена повышенная оплата.

Согласно определению толкового словаря, физический труд – это работа, связанная мышечной силы человека. основе лежит активная целенаправленная двигательная активность. Людям физического труда, интеллектуального труда, требуется больше энергетических затрат работы. Особенно много сил затрачивается при тяжёлой физической работе (человек задействует практически все скелетные мышцы).

К тяжелому физическому труду относятся ручная косьба хозяйстве, труд шахтеров молотком, кузнецов молотом, лесорубов пилой, землекопов механизации производственного процесса тяжелые физические нагрузки встречаются при погрузочно-разгрузочных работах, при внутризаводском перемещении тяжестей, подсобных рабочих.

Тяжелый физический труд социально неэффективен, часто морального удовлетворения. односторонне развивает мышечную систему, гипертрофируя рабочие группы мышц. необходимой производительности при таком труде нередко требуется максимальное напряжение физических сил человека, после которого вынужденный перерыв для отдыха достигает 50% общего рабочего времени.

Профессии физического труда

  • Автомеханик
  • Визажист
  • Водитель
  • Каменщик
  • Кондитер
  • Массажист
  • Медицинская сестра
  • Овощевод
  • Парикмахер
  • Пекарь
  • Повар
  • Пожарный
  • Сборщик
  • Сварщик
  • Слесарь
  • Слесарь-ремонтник
  • Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
  • Учитель физической культуры
  • Электрик

Гностические профессии слова «гнозис», обозначавшего знание).

Это профессии, которые связаны исключительно отраслью. они органично вписываются производство. Таких профессий много, очень разнообразны. продукт рассматривается распознавание, узнавание, контроль, классификация, проверка по известным признакам, сортировка, исследование относятся лаборант, искусствовед. также профессия гностического типа.


Гностические это профессии, деятельности новых продуктов или товаров. сфера.

Гностический класс профессий часто связан деятельностью

Специалисты гностических профессий нового. они оценивают имеющиеся, произведенные ранее продукты или отдельные параметры. Яркие представители: товаровед, искусствовед, криминалист, врач-рентгенолог.

Гностический класс призван: исследовать, отличать, распознавать, определять, проверять; оценивать, разбираться явлениях, делать выводы разнообразных признаков объекта); проверять по предварительно знакомым признакам, сортировать далее.

Гностические профессии, перечень которых очень контроллер технического контроля (техника), корректор (это знаковая система), критик (это художественный образ), эксперт зданий (это архитектура), санитарный врач человек), лаборант анализа (это природа), контролер-приемщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач.

Специальности гностического класса предъявляют определенные личностные требования Основное, что выделяет гностические цель труда. Примеры требований очень выраженная познавательная деятельность, высокая наблюдательность, устойчивость внимания, работоспособность высокого уровня, неутомимость необходимых органов чувств. Контроль качества продукции или оценка объектов зачастую затрагивают интересы других людей. исследования важна твердость позиции, проявление принципиальности выводах.

Примеры профессий гностического характера встречаются шагу. Скажем, закройщик, который работает Каждый раз, приступая пошиву, изменять свою деятельность, ориентируясь клиента, фактуру ткани, фасон модели. Фактически нестандартные задачи всего рабочего дня.

Гностические профессии
Гностические профессии слова «гнозис», обозначавшего знание). которые связаны исключительно отраслью. они органично вписываются производство. Таких профессий много, очень разнообразны. продукт рассматривается распознавание, узнавание, контроль, классификация, проверка по известным признакам, сортировка, исследование относятся лаборант, искусствовед. также профессия гностического типа.
Гностические это профессии, деятельности новых продуктов или товаров. сфера. Гностический класс профессий часто связан деятельностью Специалисты гностических профессий нового. они оценивают имеющиеся, произведенные ранее продукты или отдельные параметры. Яркие представители: товаровед, искусствовед, криминалист, врач-рентгенолог.
Гностический класс призван: исследовать, отличать, распознавать, определять, проверять; оценивать, разбираться явлениях, делать выводы разнообразных признаков объекта); проверять по предварительно знакомым признакам, сортировать далее. Гностические профессии, перечень которых очень контроллер технического контроля (техника), корректор (это знаковая система), критик (это художественный образ), эксперт зданий (это архитектура), санитарный врач человек), лаборант анализа (это природа), контролер-приемщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач.
Специальности гностического класса предъявляют определенные личностные требования Основное, что выделяет гностические цель труда. Примеры требований очень выраженная познавательная деятельность, высокая наблюдательность, устойчивость внимания, работоспособность высокого уровня, неутомимость необходимых органов чувств. Контроль качества продукции или оценка объектов зачастую затрагивают интересы других людей. исследования важна твердость позиции, проявление принципиальности выводах.
Примеры профессий гностического характера встречаются шагу. Скажем, закройщик, который работает Каждый раз, приступая пошиву, изменять свою деятельность, ориентируясь клиента, фактуру ткани, фасон модели. Фактически нестандартные задачи всего рабочего дня.

В изыскательном классе план выдвигается только та цель работы, которая подразумевает под собой изобретение где нужно придумать или определить новый вариант решения вопроса. профессии практического применения.

В этом случае основной направленностью становится поиск деятельность, которая поможет изобрести новое, придумать решение. люди, чья работа связана нового старого. воспитатели программисты, математики, инженеры,


Людей, относящихся типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость мышления, умение точно формулировать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. выбирают научную работу. свобода для творчества. Работа способна увлечь что стирается грань между рабочим временем для них может быть важнее, чем общение Материальное благополучие для них обычно не

Близкие типы: реалистический

Противоположный тип: предпринимательский.

Научная работа человеку, который обеими ногами стоит руками тянется

Формы интеллектуального (умственного) труда.

Этот труд представлен как профессиями, относящимися материального производства (например конструк­торы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы так его — ученые, врачи, учителя, писатели, арти­сты, художники

Интеллектуальный труд заключается ианализе большого объема разнообразной информации и, как следствие этого, — мобилизация памяти час­тота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты состав­ляют 10—11,7 МДж (2000—2400 ккал)

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, значительное снижение двигательной активности чело­века, приводящее реактивности организма эмоционального напряжения. Гипокинезия яв­ляется неблагоприятным производственным фактором, одной сердечно-сосудистой патологии

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента сферах профессиональ­ной деятельности. компьютерный век профессиях, преимущественно физического тру­да, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления возлагаются технику.

Умственный труд связан ин­формации, требует напряжения сенсорного аппарата, вни­мания, памяти, активации процессов мышления,

Формы умственного труда подразделяются управленческий, творческий труд, труд медицин­ских работников, труд преподавателей, учащихся Отличаются они по организации трудового процес­са, равномерности нагрузки, степени эмоционального на­пряжения.

Операторский труд. современного много­факторного производства план выдвигаются функ­ции управления технологических линий, процессами товародвижения поку­пателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или глав­ного администратора супермаркета связан большого объема информации время нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд — труд руководителей учреж­дений, предприятий, характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повы­шенной личной ответственностью, периодическим возник­новением конфликтных ситуаций.

Творческий труд — наиболее сложная форма трудо­вой деятельности, требующая значительного объема па­мяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. педагогов, программи­стов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конст­рукторов.

Труд преподавателей, торговых работ­ников, работников всех сфер услуг отличается постоянны­ми контактами повышенной ответственностью, часто дефицитом времени для принятия пра­вильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся — это напряжение ос­новных психических функций, таких как память, внима­ние, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Конвенциональный тип (К) — предпочитающий структурированную деятельность, работу избегающий неопределенных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности. Профессиональный банковские служащие, бухгалтеры.

Предпочитаемые виды деятельности :

Способности, которыми обладает :

Личные качества, ценности:

Предпочитаемое окружение:

Типичные хобби:

Профессии : бухгалтер, кассир, счетовод, банкир, секретарь.

Читайте также: