Занятие можно ли сделать хобби профессией знакомит участников со вторым шагом осознанного выбора

Опубликовано: 05.07.2024

-активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.

1) Формировать у учащихся активного и ответственного отношения к жизни;

2) Помочь учащимся выявить свою профнаправленность;

3) Помочь учащимся осознать понятие «осознанного выбора профессии», из составляющих «хочу», «могу» и «надо».

4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.

I. Организационный момент.

Информационно-практический блок (с элементами беседы, тренингом и проблемной ситуацией).

III. Заключительная часть.

I.Организационный момент. (слайд №1)

(звучит бодрая песня о труде)

Вступительная беседа. (слайд №2)

«Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп)

Учитель : Каждый человек стремится быть счастливым. Сейчас вы стоите на пороге взрослой жизни, выбираете себе профессию.

Есть на свете много профессий,
И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,
Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные-
Трудно сделать выбор порою.
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою.

II. Основная часть. Информационный блок.

Учитель: Ребята, как вы понимаете, что означает слово «профессия»? (ответы уч-ся)

Слайд №3.- Профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») – основной род занятий, трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования. Кроме того, профессия – это ещё и знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.

Выбор профессии (слайд №4) - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность.

При выборе профессии, прежде всего, нужно руководствоваться своими пристрастиями и способностями. Есть факультеты, где учиться легче, а где и весьма сложно. Где-то нужно приложить огромное терпение. Поэтому нужно правильно оценить свои способности. А смогу ли я? А нужно ли мне именно это? Как не стать заложником необдуманного, опрометчивого профессионального выбора? Ответы на эти вопросы важно получить еще за школьной партой.

(Слайд №5) Кто-то найдет их самостоятельно, кто-то обратится к близким людям. Но наиболее правильно поступит тот, кто учтет при этом рекомендации специалистов по профориентации и обучению.

Сколько же всего существует профессий?

(слайд №6) В документе, который называется «Единый тарифноквалификационный справочник» насчитывается более 6000 названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Каждый год появляются новые профессии, например, аналитик, логистик, и исчезают старые.

Как ориентироваться в мире профессий?

В процессе своей профессиональной деятельности человеку приходиться иметь дело с техникой, инструментом, людьми, расчетами, природой и т.д. Все это является предметом труда.

(слайд № 8) По предмету труда можно выделить 5 типов профессий:

  1. Тип «человек – человек»
  2. Тип «человек – техника»
  3. Тип «человек – знаковая система»
  4. Тип «человек – художественный образ»
  5. Тип «человек – природа».

По характеру труда выделяется 2 класса профессий.

а/Профессии исполнительского класса – связаны с выполнением работы по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следование инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем.

-Ребята, подумайте и назовите профессии, которые можно отнести к исполнительскому классу? (агент, продавец, медсестра, машинист, оператор, станочник, кассир), В большинстве случаев эти профессии не требуют высшего образования.

б/Профессии творческого класса – связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требующих независимого и оригинального мышления.

-Ребята, подумайте и назовите профессии, которые можно отнести к творческому классу? (врач, юрист, экономист, инженер, физик, архитектор…). Как правило эти профессии предполагают наличие высшего образования.

Личный профессиональный план.

За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.

Тренинг «Рука судьбы»

(Проводит у читель )

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.

Читаем. Хотели бы вы стать….. Смотрим эмоции.

Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным.

Классный руководитель. А кто и что поможет сделать выбор?

Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Учитель : Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по другому пути. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

Выбирают «за компанию».

Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

Подражают героям кино и телесериалов.

-Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но, как же тогда правильно выбрать профессию?

Мини-лекция «Формула профессии»

Итак, вы собрались принять решение относительно конкретной профессии или места выбора. При выборе профессии нужно ориентироваться на 3 важные вещи:

-Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину [пишет на доске: а х Ь-S)? (Площадь классной комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в задачу урока: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами «хочу», «могу» и «надо», получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

(Слайд № 9) Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии .

(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:

1) ХОЧУ - это все, что мне нравится , к чему лежит душа ;

Определите профессиональные интересы и склонности. Ваше «ХОЧУ».

Сформулировать свои желания и профессиональные устремления вам поможет предлагаемый ниже список высказываний:

  • Я абсолютно убежден, что яхочу…
  • Я вижу свою цель в том, чтобы…
  • Я могу достичь успеха в …
  • В работе я удовлетворю свое желание…
  • Мне хорошо быть…
  • Я мечтаю…
  • (можно письменно продолжить эти высказывания)

2) МОГУ - это все, что мне по силам, по способностям ;

Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку, и успех в карьере определяется не только тем, что вы хотите делать, каковы ваши возможности, но и чему вы можете научиться. Оцените свои профессиональные качества, здоровье, способности.

3) НАДО - это все, что нужно для общества, страны.

Узнайте, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, по каким профессиям можно найти работу, каково сегодня «НАДО». Если вы будете игнорировать этот момент, то, окончив учебное заведение и получив диплом, вы рискуете остаться без работы и стать ненужным человеком на рынке труда.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор - это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).

(Слайд №10). Представим себе наши «Хочу», «могу», «надо» в виде трех окружностей.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем — они практически накладываются друг на друга, очень много точек соприкосновения.

Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

— Ира пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то , а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

— Катя хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.

— Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.

Как же у Саши получился такой удачный выбор?

Все ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

- Знает ли Ира, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет) Сможет ли она выбрать профессию по душе?— У Иры в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

- У Кати выбор оказался удачным, но прочный ли это выбор? (не очень) Почему? Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

- Чтобы вы посоветовали Ире и Кате?

Примерные ответы детей:

— Ире нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

— Кате нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

Вывод: в том случае, если вы сумеете совместить «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», ваш профессиональный выбор будет удачным.

Совпадение способностей и интересов - это и есть призвание.

(Слайд №11).Учитель . Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Сейчас вы увидите это в исполнении учащихся (имена, фамилии).

(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)

Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.

Классный р у к о в о д и т е л ь. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

Учитель : Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

(Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Работа в группах. Рассчитываемся на 1, 2, 3, 4. Образуем четыре группы. Каждая группа выполняет задания.

Игра "Самая-самая". Отгадать профессии:

Ответы по группам.

На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака.

У этой волшебницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый.

Встанем мы, когда вы спите,

И муку просеем в сите,

Докрасна натопим печь,

Чтобы хлеб к утру испечь.

По вагону он пройдёт –

В цехе друг его сидит –

Он за качеством следит.

Не художник он, но краской

По картинам он не мастер -

Мастер он по стенам!

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки.

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук.

Он «тесто» в кадке замесил.

Но цель его – не калачи.

Горшок цветочный смастерил,

Потом обжёг его в печи.

2) Игра "Профессия на букву". Назвать профессии на определенную букву за 3 минуты. Побеждает команда, которая вспомнит больше профессий. Буквы - К, П, Э. Ответы команд.

1.Беседа. Подведение итогов.

(слайды №№12-18). Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Человек должен работать не только ради денег, или по привычке, работа должна приносить ему удовольствие. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

(Слайд №19). Есть в русском языке хорошее выражение — «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы детей:

— Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.

— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

— Найти применение своим талантам. Найти свое признание.

Учитель : Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. «Нашел свой путь, почувствовал свое признание – значит, не зря пришел на эту землю».

Школа – то место, где вы, ребята, можете вырабатывать в себе активную жизненную позицию, искать себя, раскрывая свои таланты, участвуя в различных внешкольных мероприятиях, олимпиадах, пробуя свои силы в спорте, творчестве, бывать на встречах с профессиональными людьми.

(слайд №20). Я желаю вам, ребята, – найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет».

Главное, помните, весь секрет успеха прост: важно выбрать профессию по душе и оставаться ей верным! Ну а к этому приложить немного упорства итрудолюбия: появятся навыки, затем опыт. И тогда все у вас получится!

Рассматриваем на консультации с клиентом возможности смены привычной, но не приносящей удовольствия работы, на что-то более для него интересное. Логично возникает вопрос, можно ли монетизировать давнее хобби*, сделав его профессией.

Рассуждаем о том, чем человек любит заниматься в свободное время, он мечтательно прикрывает глаза, представляя, какое было бы счастье ещё и зарабатывать на этом… но тут же нередко спохватывается и выдаёт следующие аргументы «против» :

  • Для меня хобби – это порыв, полёт, творчество в абсолюте, а если сделать его ежедневной работой, всё вдохновение уйдёт, останется обязаловка, и руки опустятся. Так чего доброго, ещё и к самому увлечению интерес потеряю.
  • Если моё хобби станет единственным способом заработать деньги, то я буду озабочен не тем, как сделать что-то лучше, а тем, как производить и продавать своих товаров/услуг чаще и больше. Получится эффект конвейера, соответственно, качество пострадает.
  • Когда я что-то творю, создаю, я делаю это для себя и так, как нравится мне. Если я переведу это на коммерческие рельсы, то буду вынужден подстраиваться под вкусы и требования заказчика, и мне это будет уже не в радость. Также, возможно, результат будет не очень. Самый простой пример: человек для себя и знакомых занимается дизайном интерьера, всем нравятся его проекты, но он боится, что, когда это станет профессией, он будет вынужден выполнять заказы уже обычных клиентов, в т.ч. тех, вкусы которых ему не близки. И получится, что результат - ни уму, ни сердцу.
  • Сейчас хобби для меня – это отдушина, я в нём отвлекаюсь от суеты, черпаю силы и перезагружаюсь для основной работы. А если это будет ежедневной обязанностью, то у меня не останется такого оазиса для удовольствия и восстановления.

Бывают и другие возражения, но эти статистически звучат чаще всего. Что могу ответить?

У нас до сих пор бытует мнение, что:

а) Творчество – это что-то совсем оторванное от реальности, неземное и не подлежащее продаже, хотя лично я уверена, что оно должно присутствовать абсолютно в любой профессиональной деятельности, хоть бухгалтера (так же, как и умение продавать себя как специалиста и продукты своего труда). Отсюда следует пункт

б) На работе мы должны работать за деньги, а в хобби наслаждаться и отдаваться потоку, то есть эти вещи несовместимы (чувствуете, да, какая тяжеловесность появляется при этом у понятия «работа»?;)). Нетрудно догадаться, что те, кто придерживается этой точки зрения, свою обычную работу всегда воспринимают как повинность, забирающую силы и вкус к жизни. Это не значит, что они делают её плохо, нет, они могут стараться, но внутри сидит вот эта тотальная обреченность. Знаете, это как некоторые мужчины выбирают жену по расчёту или как удобную функцию и терпят её, а удовольствие ищут на стороне, с любовницей;) На это Альфред Адлер сказал: «Две женщины – это меньше, чем одна. Подчас эта истина объясняет склонность к полигамии.». Вот и с работой у некоторых, похоже, так же;)

Как-то на заре своей деятельности в качестве карьерного консультанта я на LinkedIn в одной ветке написала, что занимаюсь любимым делом и всем этого желаю. На что один незнакомый участник группы в статусе руководителя (имеющий, кстати, психологическое образование) резко мне ответил, что это – сбитые прицелы. Мол, работа – это всего лишь способ зарабатывать деньги, а любить нужно супруга, детей, родину и т.д. Что тут сказать? – что ожидаем, то и получаем.

Следовательно, что мешает людям сделать хобби своей профессией:

1. Вот это вот разделение на «жену» и «любовницу».

Казалось бы, чего проще – объединить их в одном лице, чтобы любить то, чему посвящаешь треть своей жизни? Но нет, тогда ведь уйдёт ощущение маленького (и тайного!) удовольствия;) А ещё – придётся вкладываться, так как теперь у тебя «одна женщина»;)

2. Психологическая незрелость, то есть вынесенный вовне локус контроля и сложности с самодисциплиной.

Ведь что такое, по сути, утрата вдохновения и стремление что-то побыстрее состряпать и продать? - зависимость от чего-то внешнего, что рулит тобой (настроение, нужда в деньгах и т.д.). А сам-то ты где? Почему не ТЫ не решаешь, как ты будешь выполнять свою работу и поддерживать в себе драйв? Если ты боишься захлебнуться в потоке заказов и выгореть, работая по 15 часов в сутки (как жалуются некоторые начинающие предприниматели), то, опять же, от кого это зависит? Кто должен дозировать твою нагрузку? Клиенты? Полноте, друзья!;)

3. Неуверенность в себе как профессионале.

Мнение заказчика, конечно, нужно учитывать, но вы на то и специалист, чтобы корректно влиять, а то и формировать его (когда достигнете высокого уровня мастерства). А если основная цель всё-таки продать, то да, вы будете плясать под дудку любого клиента, и уважения к вам это точно не прибавит.

Тут очень тонкий момент – как найти и сохранить баланс между своим профессиональным видением и требованиями заказчика. Одинаково плохо – не слышать своего клиента и не верить самому себе. Если ваш потребитель – не обезличенный (это когда вы производите какие-то товары и выставляете их на продажу), а тот, от которого вы сами принимаете заказ, то в начале своей деятельности я рекомендую больше прислушиваться к нему. Если уж нет совсем явных противоречий между его запросом и технологиями, принятыми в вашем деле. Клиенты нас тоже много чему учат, поэтому гнуть своё «я – художник, я так вижу» на этапе становления точно не стоит. Да и кто сказал, что ваши вкус и мнение – эталон?

Но с годами пропорция между «слушать» и «предлагать» у взрослеющего мастера должна смещаться в сторону второго. Опять же, до разумных пределов. А опытные и признанные в своей области эксперты скажут вам, что клиента ещё можно и выбирать, но до этого нужно дорасти;)

4. Желание побыстрее и побольше заработать, нетерпение.

У всего есть свой срок, и у становления в качестве автономного специалиста – тоже. В первые год-два ожидать тех доходов, которые были в найме, крайне наивно. Даст Бог, года через 4-5, если будете правильно развивать свой проект, выйдете на привычный уровень. Но люди не готовы ждать, им подавай немедленный успех. Отсюда стремление поставить на поток то, что должно быть штучным товаром. Конечно же, в этом случае пострадают и личная способность творить, и качество продукта, и собственная репутация. Что, безусловно, отразится, на вашей востребованности как специалиста. Так и возникают стоны не выживших в стиле: я вот сделал хобби профессией и пошёл нищим по миру. Значит, что-то ты не так делал (см. выше).

И ещё один момент. Важный выбор между "подлинным искусством" и "попсой". Если вы действительно обладаете профессионализмом и вкусом (а это могут оценить только мастера уровня выше вашего), и для вас архиважно делать что-то именно так, как вы это видите, нужно учиться:

а) ставить деньги не на 1-е место,

б) понимать, что ваш продукт – далеко не для всех.

Массовый спрос у нас пока, увы! наблюдается на то, что делается на потребу публике, хотя всё постепенно меняется. Тоже приведу пример из личного опыта. Лет 5-6 назад на одном деловом ресурсе я разместила статью про призвание (не рекламную, а с конкретными рекомендациями на базе своих наблюдений), на которую со стороны тогда ещё неподготовленной аудитории было больше негативных откликов, нежели положительных. Отстреливалась, как могла;) А один из читателей, HR-коллега, видя всё это, в личку мне написал, что либо мне нужно учиться не реагировать на подобный мусор, либо девальвировать свои тексты, делая их попсовыми. Мне важнее самоуважение, поэтому я выбрала первое. Сегодня, кстати, про призвание не говорит и не пишет только сами знаете, кто;)

Но если не спасуете и продолжите делать качественный продукт, то своего потребителя вы всё равно найдёте. Для наглядности: есть российские сериалы «на каждый день», что по-быстрому стряпают на коленке, а есть авторское кино или фильмы Тарковского, которые смотрят немногие, но этим мастерам массовка и не нужна. И если вы решаете быть собой, Художником с большой буквы, то будьте столь же сильными и независимыми, как признанные мэтры.

5. Иногда действительно бывает так, что какое-то из своих любимых творческих занятий не хочется коммерциализировать, чтобы не зависеть от требований заказчика. Тогда я советую оставить его в качестве вспомогательной функции для продвижения своего личного бренда, но при этом найти то ключевое направление деятельности, которое будет вас кормить. К примеру, вы любите писать тексты, и у вас это отлично получается. Но становиться копирайтером вы не готовы, так как тематику и стиль изложения своих материалов хотите выбирать сами. В этом случае можно сделать так, чтобы ваши публикации продвигали ваш бренд, продавали вас и ваши товары/услуги. Сейчас это очень распространённая история.

Другой вариант реализации своих талантов и интересов: просто заниматься любимым делом - писать прозу или стихи, публиковать свои работы и со временем стать известным и читаемым поэтом или писателем, зарабатывающим на своих книгах и выступлениях перед публикой, как, к примеру, Вера Полозкова или Кот Басё.

Не делайте хобби профессией, если:

а) Вы представляете свою будущую работу как лёгкую и приятную прогулку по берегу шелестящего у ног моря. Трудиться придётся, если вы хотите, чтобы ваши товары/услуги пользовались спросом. Решать проблемы, переживать кризисы и постоянно работать над собой – тоже. Будь у вас хоть частная практика, хоть компания с наёмными лицами, личность основателя всегда напрямую влияет на успешность его бизнеса. Да, занятие любимым делом даёт больше удовольствия от результатов работы и сил преодолевать трудности, но точно не является беззаботным времяпрепровождением. В том афоризме Конфуция, что вынесен в качестве эпиграфа к статье, думаю, речь идёт не о том, что трудиться в любимом деле не нужно, а о том, что не будет работы в привычном понимании, то есть необходимости "отбывать повинность".

б) Вы не готовы потерпеть даже временный дискомфорт, связанный со снижением дохода и освоением новых территорий (обучение продвижению, продажам, ведению учёта и т.д.). Работайте себе и дальше по найму за гарантированную зарплату.

в) Вы настолько привыкли к тому, что кто-то должен обеспечивать вам объём работ, организовывать ваш рабочий день и вообще всячески контролировать и направлять, что сами это не потянете. Тогда уходить в автономию вам пока ещё рано.

С верой в вас!

Галина Бобкова, www.ccgb.ru

_______________

* Хобби, увлечение может быть любым, не обязательно это творчество в общепринятом понимании (рисование, музыка, поэзия, фото, дизайн и т.п.) или рукоделие (шитьё, вязание, роспись платков и т.д., сюда же можно отнести и выпечку). Многие коучи, психологи, массажисты, астрологи и айтишники начинали с бесплатной помощи своим знакомым.

в рамках занятия по программе «Психология и выбор профессии».

Тема: «Шаг в профессию»

- расширить у учащихся знания о мире профессий или актуализировать уже имеющиеся знания;

- на ассоциативном, образном уровне научить учащихся соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить их готовность различать профессиональные стереотипы;

- осознать специфические моменты профессиональной деятельности.

- создать позитивную эмоциональную установку на доверительное общение;

- повысить уровень ориентации в мире профессионального труда;

- выработать умения соотнести качества работника с требованиями профессии;

- развитие навыков рефлексии.

Ожидаемый результат: осознание учащимися необходимости соотнесения своих возможностей с требованиями предполагаемой профессии.

Материально-дидактическое обеспечение занятия: стулья, магнитная доска, магниты, ватман, маркеры, запись с релаксационной музыкой, компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Форма проведения: профориентационное занятие с элементами тренинга, основой которого является игровая технология.

Форма работы: групповая.

Возрастная категория: учащиеся 9 класса.

Продолжительность занятия: 60 мин (блочное).

Ведущий тренинга: Петрова С. А.

1. Приветствие, вводное слово психолога.

2. Упражнение «Профессия на букву…».

3.Демонстрация видеоролика на тему: «Многообразие мира профессий».

4. Энергизатор «Салат из профессий».

5. Упражнение «Угадай профессию».

6. Упражнение «Цепочка профессий».

7. Энергизатор «Поменяйтесь местами, кто.».

8. Упражнение «Кто есть кто?».

9. Творческое задание «Коллаж»

10. Подведение итогов. Рефлексия занятия.

11. Ритуал прощания.

Ход занятия

1. а) Учащиеся с педагогом-психологом садятся в большой круг.

б) Упражнение «Раз, словечко – два словечко» (приветствие).

Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе. Педагог-психолог предлагает учащимся составить общее приветствие от всех и каждого, всем и каждому. Участники тренинга в порядке очередности (начинает ведущий) говорят по одному слову. Каждый последующий член группы дополняет предыдущего. Педагог-психолог командует «СТОП», когда текст приветствия становится завершенным.

в) Педагог-психолог напоминает правила поведения в тренинговой группе.

- «здесь и сейчас»,

- взаимопомощь и взаимовыручка.

К перечисленным правилам желающие учащиеся могут добавить свои правила.

Слово педагога-психолога: Проблема выбора профессии стара как мир. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе и усиливает удовлетворенность жизнью. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.

2. Упражнение «Профессия на букву…».

Цель: расширить знания учащихся о мире профессий.

Педагог-психолог: Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру – «Города». Только вместо городов мы будем называть профессии, т. е. первый участник называет какую-нибудь профессию, следующий участник называет профессию, начинающуюся на букву, на которую закончилась предыдущая профессия и т. д.

- Какие трудности вы испытали подбирая профессию на заданную букву?

- Какую новую профессию вы узнали?

Слово педагога-психолога: В 17 в. на Руси было всего 200 профессий. Теперь только в промышленности и строительстве насчитывается 3 тыс. А ведь это не считая сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания. Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 40 тыс. различных профессий и специальностей. Мир профессий многообразен.

3.Демонстрация видеоролика на тему: «Многообразие мира профессий».

4. Энергизатор «Салат из профессий».

Цель: вовлечь участников в действие, повысить общую активность. Усилить концентрацию внимания.

Педагог-психолог стоит в центре круга. Между участниками распределяется 3 профессии (врач, учитель, полицейский) по принципу 1-й, 2-й, 3-й. Далее педагог-психолог просит поменяться местами представителей какой-либо одной профессии, а сам в это время пытается сесть на освободившееся место. Участник, оставшийся без места, становится ведущим.

5. Упражнение «Угадай профессию».

Цель: развить умения соотносить личностные качества с требованиями различных профессий.

Педагог-психолог: угадайте загаданную профессию.

1. Считающий, ответственный. Учитывает, осваивает, исполняет. Сохраняет средства для предприятия. (Экономист-бухгалтер).

2. Многогранный, экстравагантный. Творит, украшает, создает. Всегда неповторимый результат труда. (Дизайнер-художник).

3. Разбирающийся, предприимчивый. Чертит, конструирует, внедряет. Может обслуживать технику и руководить. (Механик-инженер).

4. Изысканный, творческий. Одаривает, волнуется, развивается. Часто предстает в разных образах. (Актер).

5. Бдительный, бесстрашный. Контактирует, организовывает, отвечает. Награждают, присваивая внеочередное звание. (Полицейский).

- Какие трудности возникли во время работы?

- Чему вы научились, выполняя данное упражнение?

Слово педагога-психолога: Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества», например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, и где ты добьешься наибольшего успеха.

6. Упражнение «Цепочка профессий».

Цель: развить умение выделять общее в различных видах трудовой деятельности; показать участникам группы, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, так как очень часто то, что они ищут только в одной профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.

Педагог-психолог: Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я

назову первую профессию, например, учитель, следующий назовет профессию, в чем-то близкую учителю, например артист. Следующий ученик называет профессию, близкую к артисту и т. д. По ходу игры педагог-психолог задает уточняющие вопросы,типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

- Легко или трудно было подбирать профессию к ранее заданной?

- Удивил ли вас выбор одноклассников?

Слово педагога-психолога: Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что вы ищите в одной профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.

7. Энергизатор «Поменяйтесь местами, кто.».

Цель: снять напряженность и усталость.

Педагог-психологстоит в центре круга и просит поменяться местами тех кто:

• Кто хочет работать в Пуровском районе?

• Кто хочет получать много денег?

• Кто хочет работать в школе?

• Кто хочет получить высшее образование?

• Кто интересуется машинами?

• Кто не хочет идти работать?

• Кто выбирает профессию как у родителей?

• Кто еще не выбрал профессию?

• Кто хочет стать известным?

8. Упражнение «Кто есть кто?».

Цель: соотнести образ участника тренинга с требованиями различных профессий.

Педагог-психолог называет профессию, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее педагог-психолог хлопает в ладоши и все по команде должны показать рукой на выбранного человека. Показав рукой на товарища, все замирают, а ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т. е. чей образ, по мнению игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии (учитель, экономист, зоотехник, врач, эколог, автомеханик, водитель, летчик, руководитель предприятия).

- Какие чувства возникли во время выполнения упражнения?

- Легко ли было соотнести профессию с конкретным человеком?

9. Творческое задание «Составление синквейна».

Цель: осознать особенности профессий, развить навыки конструктивного взаимодействия в малой группе, активизировать творческий потенциал.

Педагог-психолог: Синквейн – это стихотворение из 5 строк. Сейчас мы рассчитаемся на 1-й, 2-й, 3-й и разделимся на три группы. Для работы в команде мы приготовили вам все необходимые материалы. Каждая команда выберет себе понравившуюся профессию и составит синквейн. Вам необходимо отразить в вашей совместной работе особенности профессиональной деятельности людей данной сферы, профессионально важные качества (правила составления синквейна я вам приготовила). По окончанию каждая команда презентует нам свой синквейн, а остальные участники попытаются угадать профессию.

- Что вам было легко, что трудно в выполнении задания?

- Определите наиболее активных участников выполнения задания, легко или трудно было определить лидера команды?

Слово педагога-психолога: наше занятие я хочу завершить высказыванием Г. К.Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели – тогда удастся у тебя жизнь».

10. Подведение итогов. Рефлексия занятия.

Цель: подведение итогов занятия. (Это упражнение позволяет психологу взглянуть на занятие глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Педагог-психолог:

- Какие чувства вы испытываете сейчас?

- Какие упражнения тренинга вам больше всего понравились?

- Самое важное открытие, которое вы сделали на этом занятии?

- С каким цветом ассоциируется занятие?

11. Ритуал прощания.

Встать в круг. Педагог-психолог вытягивает правую руку ладонью вверх, учащиеся кладут поочередно свои правые руки в руку педагога-психолога, называя привлекательную, на их взгляд профессию. В завершении делается салют из рук.

Буклет для детей и подростков «Выбор профессии»
Буклет для детей и подростков «Выбор профессии» Буклет для детей и подростков на тему «Выбор профессии» «Выбери профессию, которую ты любишь,- и тебе не придется работать ни дня в твоей.

Классный час для учащихся начальной школы «Все профессии нужны, все профессии важны» Цели: познакомить учащихся с некоторыми видами профессий; показать значение трудовой деятельности в жизни человека; развивать внимание,.

Конспект психологического тренинга для воспитателей ДОУ «Детский сад — наш общий дом» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 22 «ЗЕМЛЯНИЧКА» Игровой психологический.

Конспект занятия по развитию сценического внимания для учащихся 1 класса ДШИ по программе «Искусство театра» Аннотация. В данной статье дается методическая разработка занятия «Развитие сценического внимания» для учащихся 1 класса дополнительной.

Сценарий праздника для учащихся 1 класса «Праздник Букваря» 1. Первоклассников сегодня Мы на праздник позовем Непременно приходите Попрощаться с Букварем (Песня «Чему учат в школе») Ангелина Мы.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Нужно ли готовиться к ОГЭ» для учащихся 9-х классов «Нужно ли готовиться к ОГЭ?» Прежде чем обсуждать нужно или не нужно готовиться специально, если да, то как, я предлагаю Вам послушать притчу.

Сценарий внеурочного мероприятия для учащихся 1 класса «Теперь мы первоклашки» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 30 имени Героя Советского Союза Константина Тимофеевича Першина.

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса «День рождения класса» Цель: содействовать успешному протеканию процесса адаптации учащихся в 5 классе; Задачи: - создать благоприятную атмосферу в классе;.

Эссе «Мой наставник. Выбор профессии» Наставник - это человек, который уже достиг той цели, которую Вы ещё только ставите перед собой. Уже поднялся на ту гору, на которую Вы.

Человеческая жизнь наполнена многими радостями и удовольствиями. А некоторые занятия, именуемые хобби, способны сделать ее еще ярче. Увлеченного человека можно заметить даже в толпе по блеску глаз и стремительной походке. Он обычно ценит свое время, которое обязательно отдает любимому занятию. Хобби может быть различным. Кто-то предпочитает активно заниматься спортом или же, наоборот, спокойно медитировать сидя с удочкой, созерцая тихую речную гладь. Есть и те, кто предпочитает творить. Например, сочинять стихи, шить одежду, вышивать, вязать и так далее. Любители постоянно узнавать что-то новое читают книги, занимаются коллекционированием, изучают иностранные языки.

Хобби – это какое-то занятие, которое находит для себя человек с целью расслабления и получения положительных эмоций. Само понятие «хобби» появилось в восемнадцатом веке, и было использовано впервые в литературном произведении писателя из Великобритании, где он этим словом обозначил что-то, что является коронным номером человека, его коньком. Но все они служили не только для того, чтобы занять человека в его свободное время, но и были призваны дать ему моральное удовлетворение и возможность реализовать себя, как личность.

Проблема проекта состоит в том, что если у каждого человека с детства будет увлечение, то легче ли ему будет определиться с выбором профессии.

Актуальность проекта

Увлечение может стать профессией. Равно как и профессия может быть увлекательной. Идеальный вариант для человека – ситуация, когда его профессия является одним из его увлечений. Хобби, приносящее помимо радости и удовлетворения еще и деньги, – это то, о чем, пожалуй, в наше время мечтают практически все. Я и мои одноклассники учимся в 8 классе, через год нам предстоит выбор профильного класса, а значит и выбор профессионального направления. Проект даст советы мои одноклассникам и поможет им реализовать свои интересы и склонности в будущей профессии.

Объект проекта подростки.

Предмет проекта увлечения как опыт выбора будущей профессии.

Цели проекта:

Углубить свои познания в мире увлечений и установить связь увлечений с выбором будущей профессии.

Для реализации поставленных целей, в работе были выдвинуты следующие задачи:

Определить понятие хобби как вид человеческой деятельности

Установить влияние хобби на выбор профессии

Провести анкетирование среди одноклассников

Обобщить и проанализировать результаты

Методы исследования

Метод анализа и синтеза

Изучение справочной литературы

Практическая значимость проекта

Жизнь современного человека очень интенсивная, насыщенная, поэтому многие люди ищут возможность сменить деятельность и получить удовольствие в часы отдыха. Разнообразные хобби помогают им в этом. Но есть много подростков, которые захотят совместить свое хобби с дальнейшей профессиональной деятельностью. Продукт моего проекта поможет моим одноклассникам сделать правильный выбор.

1.Теоретическая часть.

1.1Хобби - как вид человеческой деятельности.

Хобби или увлечение — вид человеческой деятельности, некое занятие, которым занимаются на досуге, для наслаждения. Увлечение — то, чем человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время. Увлечение является хорошим способом борьбы со стрессом, гневом. Кроме того, увлечения зачастую помогают развить кругозор. Основная цель увлечений — помочь самореализоваться.

Исконное значение английского слова «hobby», правда, теперь уже с пометкой «устаревшее» - это маленькая лошадка, пони, игрушечный деревянный конь. Отсюда и выражение to ride a hobby, которому в русском языке соответствует фразеологизм «сесть на своего конька». Слово «хобби» вошло в нашу речь сравнительно недавно – в середине 20 века. В «Толковом словаре русского языка» Ожегова читаем: «Хобби – это увлечение, любимое занятие для себя на досуге».

1.2 Увлечения и выбор профессии

Как связаны между собой профессия и увлечение? Наше увлечение может стать профессией. Равно как любая профессия может быть увлекательной. Любое увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. Люди, которые умеют делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические походы, заниматься восточными единоборствами, танцевать или петь, имеют возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересными собеседниками. Любое увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии. Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще. А к профессии относиться как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей. Из видов увлечений, оказывающих наибольшее влияние на выбор профессий, можно назвать активные виды спорта: творчество (пение, танцы, живопись, фотография), автомобили, познание, просвещение (посещение театров, кино, познавательный туризм), компьютерные игры.

Я задалась вопросом: « А влияет ли хобби на дальнейший выбор профессии?» и решила спросить своих одноклассников. Наши мнения разошлись:

Арина Курганова : «Хобби влияет на нашу будущую профессию, так как уже с раннего возраста подросток готовится к своей профессии. Говорят можно научиться только тому, что тебе нравиться. И это чистая правда. Ты не станешь инженером, если ты не хочешь им стать и не знаешь физику. Например, я мечтаю стать психологом. Я люблю смотреть программы о людях, где люди попадают в трудную жизненную ситуацию и где им дают советы, как решить свои проблемы.

Яна Карина : «Хобби не влияют на нашу будущую профессию, а интересы да. Хобби-это то, чем мы занимаемся в свободное время: слушаем музыку, читаем книги. Интересы: изучение растений, рисование портретов, работа за компьютером - это влияет на наш выбор в будущем. Если человек увлекается компьютерными программами, то он наверняка станет программистом. При изучении растений появляется полный интерес к ботанике, что тоже может стать профессией».

Андрей Сухомесов : «Хобби может повлиять на выбор профессии. Это потому что мы занимаемся с интересом определенным делом и разбираемся в нем. От этого человек получает большое удовольствие и спустя некоторое время переходит на "высший уровень", то есть выбирает работу по этому делу, потому что ему так удобнее, он привязан к этому увлечению, знает что делать, ориентируется на работе».

2. Практическая часть.

2.1 Проблема выбора профессии

Каждый подросток на определенном этапе своей жизни сталкивается с проблемой выбора профессии. И часто этот выбор делается без оглядки на способности или желания молодого человека, исходя из востребованности профессии на рынке труда, уровня заработной платы, перечня специальностей в ВУЗе, который ближе всего к дому, желания родителей и так далее. Человек, выбравший профессию подобным образом, в будущем может столкнуться с рядом проблем, так как специальность, которую он получит во время обучения, не будет соответствовать ни его желаниям, ни возможностям, ни интересам. А ведь работа занимает большую часть нашей жизни, и если человек не любит то, чем он занимается, рано или поздно он почувствует, что труд не приносит ему радости и не стоит вкладываемых усилий. "Нелюбимая" работа чревата и тем, что к ней, как правило, относятся с меньшей ответственностью и увлеченностью, что препятствует карьерному росту. Если то, чем вы занимаетесь, не является вашим призванием, то вы будете очень часто менять место работы, что тоже не способствует продвижению по служебной лестнице. Если все же человек работает в одном и том же месте в течение многих лет, но ему не нравится то, чем он занимается, это чревато стрессами, депрессиями и кризисами. Рано или поздно жизнь такого человека становится бессмысленной. Что же делать молодому человеку при выборе профессии, чтобы в будущем не очутиться в такой ситуации? Подросткам полезно будет обратить внимание на его увлечения или хобби. Если грамотно проанализировать свои желания и увлечения, можно выбрать достойную профессию и потом не жалеть об этом выборе. Примером этому являются люди, которые достигли вершины в своей карьере благодаря своим увлечениям.

2.2 Любимые увлечения и успех в профессии

Джоан Роулинг

В прошлом писательница, ставшая известной на весь мир благодаря серии романов о Гарри Поттере, не воспринимала литературную деятельность всерьез. Она начала писать рассказы с детства, однако никогда не думала, что станет знаменитым автором и сможет заработать на своем увлечении целое состояние. Женщина с непростой судьбой, в свободное время создававшая книгу о юном волшебнике, не ожидала, что обретет такую популярность, однако именно хобби сделало её одним из самых именитых и узнаваемых писателей современности.

Евгений Вайнштейн

Евгений Вайнштейн в прошлом – тренер-преподаватель по боксу, заслуженный тренер РСФСР, заслуженный работник физической культуры РФ, а ныне – преуспевающий бизнесмен, занимает почетную должность президента областной федерации бокса, вице-президента федерации бокса России. На его счету – десятки воспитанников и сотни выигранных турниров.

Александр Букреев

Директор компании «Легион» Александр Букреев не забыл о своем давнем увлечении – альпинизме. Строительный бизнес он начинал с компании, проводившей высотные строительные работы. Для любителей скалолазания бизнесмен построил на территории боулдеринговый центр «Каньон».

Квентин Тарантино

Квентин Тарантино обожал фильмы с детства, однако долгое время даже не мечтал о карьере в сфере кинематографа. Будущий режиссер и сценарист посмотрел огромное количество картин, и вскоре эта увлеченность привела его к первому месту работы, связанному с фильмами: кинотеатру, где он был билетером. Тарантино также работал в видеопрокате, но любовь к кино вдохновила его на посещение актерских курсов, написание сценариев, и позже – на создание собственных картин, которые сделали его одним из самых знаменитых режиссеров современности.

Популярная телеведущая, писательница и издатель журнала о еде Рэйчел Рэй стала успешной благодаря своему хобби – кулинарии. Работая в супермаркете, она придумала концепцию семинаров «Еда за 30 минут», которая стала очень популярной и позже помогла девушке создать свое шоу на телевидении, где она показывает рецепты для тех, кто не хочет тратить много времени на готовку. Увлечение принесло Рэйчел Рэй огромный доход и сделало её одной из самых знаменитых американских телеведущих.

Александр Бородин

Будучи студентом Медико-хирургической академии, молодой Бородин начал сочинять музыку. Сочинение романсов, фортепианных пьесы и камерно-инструментальных ансамблей отнимало время и мешало учебе и научной работе. Известно, что Бородин-студент тщательно скрывал свои музыкальные занятия от соучеников и преподавателей академии. Его музыкальное «хобби» спустя годы стало частью мировой музыкальной культуры, достаточно вспомнить оперу «Князь Игорь» или Вторую («Богатырскую») симфонию.

Можно сделать вывод, что детские увлечения часто помогают людям реализовать себя и добиться материального успеха.

2.3 Увлечения моих одноклассников

Проведя анкетирование своих одноклассников (обучающихся 8Б класса), я узнала, что в нашем классе девочки предпочитают заниматься спортом, рисованием, танцами, кулинарией, чтением, ведением блога. Мальчики увлекаются борьбой, баскетболом, плаванием, компьютерными играми, игрой на гитаре.

Анкетирование показало, что наши девочки больше любят заниматься спортом, творчеством, а меньше всего интеллектуальными видами деятельности. Мальчики увлекаются в основном спортом и компьютерными играми.

В ходе работы над проектом было решено провести ещё одно анкетирование учащихся 8Б класса с целью определения их интересов к тому или иному виду деятельности. Карта интересов содержит 30 вопросов, относящихся к различным сферам человеческой деятельности или ориентированных на выявление определённых свойств личности, которые необходимы для той или иной профессии.

Анализ анкеты выявил следующие результаты:

1.Человек-природа - (Кузьмина В., Заркевский М.). Профессии - ( геолог, геофизик, океанолог, метеоролог, ботаник, зоолог, микробиолог, генетик, агроном, садовод, овощевод, животновод, зоотехник, ветеринар)

2.Человек-техника - (Кузьменко В., Матыцин А., Акиньшин А., Голиков В., Блинов А., Козырев Д., Сенькин Д.). Профессии - ( сталевар, литейщик, кузнец, электросварщик, токарь, фрезеровщик, слесарь, машинист, оператор машинных установок, электрик, штукатур, каменщик, столяр)

3.Человек - знаковая система - (Сухомесов А., Ждан Д., Казаков И.). Профессии - ( библиограф, нотариус, машинистка, архивист, лингвист, историк, философ, кассир, бухгалтер, математик, статистик, экономист, физик, химик, фармацевт, метролог, чертёжник, конструктор, картограф, штурман, программист, электронщик )

4.Человек - художественный образ - (Яроцкая С., Ковалёва М., Зайцева А., Кобец А., Милосердов Н.). Профессии - ( архитектор, дизайнер, художник – оформитель, скульптор, живописец, гравёр, модельер, ювелир, чеканщик, писатель, композитор, музыкант – исполнитель, вокалист, дирижёр, танцовщик, балетмейстер, актёр, режиссёр, оператор)

5.Человек-человек (Курганова А., Каргина Я., Лукьянец Т., Додонова Е., Тимченко Ю.). Профессии: (санитар, фельдшер, медсестра, врач, педагог, адвокат, менеджер, полицейский, следователь, прокурор, адвокат, культпросветработник, продавец, товаровед, официант, повар, парикмахер, бортпроводник, секретарь)

Вывод: все мои одноклассники имеют хобби или увлечения и посвящают им своё свободное время. Это делает их жизнь более яркой и увлекательной. Согласно результатам «Карты интересов», можно выделить пять типов людей, каждому из которых подойдут определённые профессии. Зная результаты своего анкетирования, выбрать профессию подросткам будет гораздо ле гче, чем другим. Обоснованные советы по выбору профессии были сделаны после анализов столбцов с наибольшим количеством минусов.

3.Заключение

Взаимосвязь увлечения человека и его профессиональным делом очевидна, ведь любому из нас приятно заниматься тем, что свойственно его природе. Так подвижный человек, которому нравится находиться всегда в движении, скорее всего, выберет для себя активные виды профессиональной деятельности. При этом человек спокойный, склонный к самоорганизации и планированию будет склонен работать с бумагами, цифрами и графиками. Из видов увлечений, оказывающих наибольшее влияние на выбор профессий, можно назвать активные виды спорта: творчество (пение, танцы, живопись, фотография), автомобили, познание, просвещение (посещение театров, кино, познавательный туризм), компьютерные игры.

Превратить ли хобби в свою профессию? Таким вопросом задаются не только взрослые, но и дети. У всех хобби разные: у кого-то пение, танцы, спорт, у других компьютеры, машины, фотография. Кто- то любит «химичить», кто-то мастерить, кто-то собирать Лего, кто-то собирать камни или изучать страны, историю, вулканы, звезды, автомобили и еще много другого! Но порой, мы даже не задумываемся, что из этих увлечений может получиться интересный проект, бизнес, или хотя бы хобби, приносящее дополнительный доход в будущем. На мой взгляд, основная цель увлечений — помочь самореализоваться не только просто в жизни, но и в профессии.

Собирая информацию и исследуя её, я выяснила, что профессия, связанная с любимым делом, более интересна и значима. Профессиональное занятие любимым делом повышает карьерный рост, что так же увеличивает материальный заработок да ещё к тому же хорошее настроение. Но это не значит, что если связать профессию с увлечением, то будет всё плохо, вовсе нет. Но, если же трансформировать увлечения в будущую профессию, то шансов добиться успеха в работе намного больше.

Памятка для одноклассников.

Если вы все серьезно обдумали, взвесили все «за» и «против» и по-прежнему остались верны своему решению связать хобби с профессией, то еще раз присмотритесь к предлагаемым вариантам. Кроме того, для развития профессиональных интересов вам можно порекомендовать записаться в кружки внешкольных учреждений нашего города. Учреждения дополнительного образования «Ровесник», спорткомплекс, музыкальная школа, ДК «Энергетик» сейчас предоставляют широкий выбор форм и направлений занятий, способствующих развитию способностей и интересов, социальному и профессиональному самоопределению. Для кого-то занятия в кружках станут полезным хобби, а для кого-то – основой для выбора будущей профессии.

Занятие и навыки

Интерес к информатике

программист, системный администратор, тестировщик, разработчик ПО, специалист службы технической поддержки, инженер по обслуживанию систем безопасности

Фотосьёмка и рисование

дизайнер, художник-оформитель, фотограф, специалист по рекламе, архитектор, реставратор, парикмахер, ювелир, модельер-конструктор, визажист

Автомобили и их строение

водитель, автомеханик, автослесарь, машинист, инструктор по вождению, машинист крана, инженер-конструктор, продавец-консультант в специализированных магазинах

технолог общественного питания, повар, кондитер, пекарь, бармен-официант, менеджер в общественном питании

тренер, преподаватель физкультуры, инструктор- методист по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе, менеджер в спорте, инструктор-методист по туризму, фитнес-инструктор, спортивный обозреватель, инкассатор, охранник, милиционер, инспектор ДПС, а так же военные вузы.

Чтение и ведение блога

журналист, филолог, специалист по рекламе, редактор, корректор, преподаватель языка и литературы, библиотекарь

Композитор, инструменталист, дирижер, концертмейстер, учитель музыки, музыкальный руководитель, арт-менеджер, звукорежиссер, звукооператор, настройщик музыкальных инструментов, мастер изготовления и ремонта музыкальных инструментов, специалист по созданию компьютерных музыкальных программ, танцовщик, балетмейстер, хореограф

Тема: Влияние хобби на выбор профессии

Цель: Создание профориентационного теста, направленного на выбор выпускников школы образовательного направления при поступлении в ВУЗ.

Дать определение понятию хобби, как виду человеческой деятельности;

Определить, как влияет хобби на выбор профессии;

Выявить зависимость факторов, влияющих на выбор профессии;

Создать тест, определяющий зависимость хобби (интересов) на выбор образовательного направления.

Гипотеза: созданный мною профориентационный тест поможет моим одноклассникам определиться с образовательным направлением в выборе профессии.

Методы исследования:

Изучение статистики в интернет - ресурсах.

Каждый подросток на определенном этапе своей жизни сталкивается с проблемой выбора профессии. И часто этот выбор делается без оглядки на способности или желания человека, исходя из востребованности профессии на рынке труда, уровня заработной платы, перечня специальностей в ВУЗе, который ближе всего к дому, желания родителей и мнения окружающих.

Человек, выбравший профессию подобным образом, в будущем может столкнуться с рядом проблем, так как специальность, которую он получит во время обучения, не будет соответствовать ни его желаниям, ни возможностям, ни интересам. Такая работа не стоит вкладываемых усилий. Это чревато и тем, что к ней, как правило, относятся с меньшей ответственностью и увлеченностью, что препятствует карьерному росту. Если человек работает в одном и том же месте в течение многих лет, но ему не нравится то, чем он занимается, это способствует стрессам, депрессиям и кризисам. Рано или поздно жизнь такого человека становится бессмысленной.

Поэтому время выбора профессии настало и для меня. Я все еще не определилась с выбором направления дальнейшего обучения, также как и большинство моих одноклассников. У меня возникла идея найти такую профессию, которая была бы связана с моим хобби: скрапбукинг, рисование, рукоделие , а также помочь своим одноклассникам с выбором направления обучения в ВУЗе исходя из их увлечений.

II Основная часть

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату.

Например, мы очень любим играть в компьютерные игры. Если одновременно у нас все хорошо с математикой мы можем заняться программированием и в будущем стать разработчиком новых стратегий и RPG. Если же с точными науками не так хорошо, то можно посвятить себя компьютерной журналистике, стать тестировщиком новых игр или заняться компьютерной графикой. Или мы увлечены каким-либо видом спорта, но не имеем достаточных физических данных, чтобы заниматься им профессионально. Опять же, можно заниматься спортивной журналистикой, писать обзоры турниров и чемпионатов, а можно найти свое призвание в области продажи или изготовления спортивного инвентаря. Страсть к чтению необязательно может вылиться в написание рассказов и романов, мы можем стать журналистом, редактором, переводчиком, учителем русского языка и литературы, ученым-филологом. Если мы увлечены кинематографом, необязательно подавать документы на актерский факультет. У нас самый широкий выбор профессий: монтажер, гример, автор сценариев, специалист по спецэффектам, режиссер, художник по костюмам. И таких примеров предостаточно. С нашим увлечением наверняка связано много других занятий, в области которых можно найти себе применение. Главное- правильно и вовремя определиться.

Естественно, существует ряд увлечений, которые в будущем прямо могут стать профессией. Как правило, это относится к творческим специальностям, таким как художник, дизайнер, писатель, журналист и так далее.

Рекрутинговый портал Superjob.ru провел опрос, который подтвердил прямую взаимосвязь профессии с увлечением человека.

В результате опроса выяснилось что, менеджеры по туризму любят посвящать досуг путешествиям (14%), дизайнеры – рисованию (25%) и фотосъёмке (22%), а водители – всему, что связано с автомобилями (17%). Специалисты сферы IT посвящают свободное время компьютерам и Интернету (16%), журналисты и редакторы – чтению (16%), а переводчики (10%) – изучению иностранных языков.

Интерес =хобби(от лат. interest – имеет значение, важно) – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. Содержание и характер интересов непосредственно связаны с мотивами и потребностями человека. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире.

• по содержанию (например, литература, музыка, техника и т. п.);

• по широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или его сторону);

• по глубине (глубокие или поверхностные);

•по длительности (устойчивые и неустойчивые).

Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.

Применительно к выбору профессии выделяют следующие виды склонностей:

• склонность к работе с людьми;

• склонность к работе с техникой;

• склонность к работе с условными знаками;

• склонность к работе с растениями и животными;

• склонность к работе с художественными образами.

Способности – это индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не могут быть врожденными.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

учебные и творческие;

Способности отражают возможности человека, влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельности. Каждая профессия имеет свои специфические сложности и требования, предъявляемые профессией человеку. Если они совпадают с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности человека.

Таким образом, на выбор будущей профессии могут влиять:

Наличие склонностей (интересов);

Мнение окружающих (семья, друзья ,одноклассники);

Знания о профессии;

2.Влияние хобби на выбор направления обучения в ВУЗе.

Если трудно определиться с направлением будущей профессии, то полезно будет обратиться к своим увлечениям. Если грамотно проанализировать свои интересы и предрасположенности, можно легко выбрать достойную профессию и не жалеть о её выборе. Моими хобби являются скрапбукинг, рисование и рукоделие (Приложение1). Исходя из своих интересов, я хочу определить направления обучения, а также возможные профессии. Кроме того, я смогу помочь своим одноклассникам с выбором направления для дальнейшего поступления в ВУЗ. Решено было провести опрос с целью получения информации о наличии и виде хобби, мнения о том, влияет ли оно на выбор профессии, о наличии выбранного направления будущего обучения и связано ли оно с их увлечением. Моим одноклассникам были предложены вопросы анкеты:

Есть ли у Вас хобби?

Активные виды спорта (гимнастика, бег, плаванье, танцы…)

Познание, просвещение (театры, музей, кино, концерты…)

Творчество (пение, танцы, живопись, рукоделие, фотография…)

Игры (компьютерные, настольные)

Пассивные виды спорта (рыбалка, охота, походы, путешествия…)

Как Вы считаете, влияет ли хобби на выбор будущей профессии?

Определились ли Вы с выбором направления для дальнейшего обучения в ВУЗе?

Связано ли оно с Вашим увлечением?

В ходе опроса было выявлено, что у всех одноклассников имеется любимое хобби: любят театр и кино 26%, увлекаются творчеством 21%, занимаются активными видами спорта 17%, чтением и другими видами хобби 15%, играми 13% и пассивными видами спорта 8%. Большая часть класса 70% считает, что хобби влияет на выбор будущей профессии, чуть больше половины 60% уже определились с направлением обучения, у 35% опрошенных одноклассников направление связано с их увлечением. (Приложение 2,3)

Изучив материалы опроса, проведенного компанией HeadHunter среди 4000 жителей России, можно увидеть на выбор каких профессий хобби влияет чаще всего. На специалистов, занятых в сфере «Спорт / Фитнес», наиболее часто влияли хобби, связанные с активными видами спорта, на сотрудников ИТ-сферы – компьютерные игры. 18% респондентов, работающие в СМИ, отметили, что на их выборе профессиональной деятельности сказалось «творческое» хобби (пение, танцы, живопись, фотография). 10% опрошенных специалистов, которые в данный момент предоставляют услуги для населения, выбрали эту сферу в соответствии с увлеченностью чтением, театрами, кино, познавательным туризмом и другими занятиями, позволяющими открыть для себя что-то новое.

Данная информация позволила нам распределить хобби одноклассников по направлениям УрФУ (Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина г. Екатеринбург ), определить все доступные профессии и собрать в таблицу.

Активные виды спорта (гимнастика, бег, плаванье, танцы…)

Сервис в индустрии спорта и рекреации, физическая культура, пожарная безопасность, таможенное дело, физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)…

Фитнес-инструктор, спортивный обозреватель, инкассатор, охранник, милиционер, тренер, преподаватель физкультуры, менеджер в споре, балетмейстер, хореограф…

Познание, просвещение (театры, музей, кино, концерты…)

История искусств, культурология, социально-культурная деятельность, востоковедение и африканистика, история и языки стран Азии и Африки…

Актер, звукорежиссер, звукооператор, режиссер, постановщик, балетмейстер, хореограф, научный сотрудник, методист, экскурсовод, экспозиционер, работник музея…

Творчество (пение, танцы, живопись, рукоделие, фотография…)

Архитектура, строительство уникальных зданий и сооружений, дизайн, технология художественной обработки материалов, журналистика…

Дизайнер, художник-оформитель, фотограф, специалист по рекламе, архитектор, реставратор, парикмахер, ювелир, модельер, визажист, певец, арт-менеджер, звукорежиссер, звукооператор, балетмейстер, хореограф…

Игры (компьютерные, настольные)

Прикладная информатика, информатика и вычислительная техника, бизнес-информатика, безопасность компьютерных систем, мехатроника и робототехника, компьютерная безопасность…

Программист, геймдизайнер, специалист службы технической поддержки, инженер по обслуживанию систем безопасности, аниматор, системный администратор…

Пассивные виды спорта (рыбалка, охота, походы, путешествия…)

Экология, туризм, антропология и этнология, востоковедение и африканистика, Зарубежная филология (романо-германская),история, культурология, международные отношения, экология и природопользование, астрономия…

Менеджер по туризму, гид, экскурсовод, корреспондент, археолог, геолог, пилот, фотограф, музейный работник, историк…

Реклама и связи с общественностью, востоковедение и африканистика, издательское дело, журналистика, филология, фундаментальная и прикладная лингвистика, образование и педагогические науки…

Журналист, филолог, специалист по рекламе, редактор, корректор, преподаватель языка и литературы, библиотекарь, лингвист

На основе данной таблицы был создан профориентационный тест, который поможет определиться одноклассникам с выбором направления обучения или узнать об альтернативных вариантах выбора профессий в ВУЗе на основе их хобби. (Приложение 5)

3.Анализ исследования на основе опроса и профориентационного теста.

Проведенный профориентационный тест и повторный опрос одноклассников показал, что из видов увлечений, оказывающих наибольшее влияние на выбор профессий, можно назвать активные виды спорта, творчество (пение, танцы, живопись, фотография), автомобили, познание, просвещение (посещение театров, кино, познавательный туризм), компьютерные игры. Показатели повторного опроса изменились. Большая часть класса 75% считают, что хобби влияет на выбор будущей профессии, больше половины 70% уже определились с направлением обучения, у 45% опрошенных одноклассников направление связано с их увлечением. Все показатели мы видим в диаграмме. (Приложение 6)

Таким образом, мы видим изменения по следующим параметрам:

Стали считать, что хобби влияет на выбор будущей профессии 5%(1 человек);

Определились с выбором будущей профессии 10% (2 человека);

Выбранное направление стало связано с их увлечением 10% (2 человека).

Очень часто люди выбирают свою профессию, не учитывая свои интересы. Однако, нами было выяснено, чтобы найти работу, которая бы приносила не только зарплату, но и удовольствие, нужно учитывать свои хобби и увлечения. Таким образом, мне удалось подобрать для себя профессии, связанные с моими хобби. На основе своих увлечений я определила направление обучения в ВУЗе - «Дизайн», а также возможные профессии: дизайнер, художник – оформитель и веб-дизайнер.

Нам удалось подтвердить свою гипотезу: созданный нами профориентационный тест помог мне и моим одноклассникам определиться с направлением в выборе профессии на основе наших увлечений.

Список использованной литературы

Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.

Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.

Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - СанктПетербург: Речь, 2006. – 236 4. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее. Тренинговая программа проессионального и жизненного самоопределния для воспитанников детских домов и школ-интертатов. - М.: Генезис, 2012.

Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. - М., 2008. 21. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - Академия, 2014.

Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2007. - 128 с.

Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии - М.: Генезис,

1.Есть ли у Вас хобби?

Активные виды спорта (гимнастика, бег, плаванье, танцы…)

Познание, просвещение (театры, музей, кино, концерты…)

Творчество (пение, танцы, живопись, рукоделие, фотография…)

Игры (компьютерные, настольные)

Пассивные виды спорта (рыбалка, охота, походы, путешествия…)

3.Как Вы считаете, влияет ли хобби на выбор будущей профессии?

4.Определились ли Вы с выбором направления для дальнейшего обучения в ВУЗе?

5.Связано ли оно с Вашим увлечением?

Активные виды спорта (гимнастика, бег, плаванье, танцы…)

Сервис в индустрии спорта и рекреации, физическая культура, пожарная безопасность, таможенное дело, физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)…

Фитнес-инструктор, спортивный обозреватель, инкассатор, охранник, милиционер, тренер, преподаватель физкультуры, менеджер в споре, балетмейстер, хореограф…

Познание, просвещение (театры, музей, кино, концерты…)

История искусств, культурология, социально-культурная деятельность, востоковедение и африканистика, история и языки стран Азии и Африки…

Актер, звукорежиссер, звукооператор, режиссер, постановщик, балетмейстер, хореограф, научный сотрудник, методист, экскурсовод, экспозиционер, работник музея…

Творчество (пение, танцы, живопись, рукоделие, фотография…)

Архитектура, строительство уникальных зданий и сооружений, дизайн, технология художественной обработки материалов, журналистика…

Дизайнер, художник-оформитель, фотограф, специалист по рекламе, архитектор, реставратор, парикмахер, ювелир, модельер, визажист, певец, арт-менеджер, звукорежиссер, звукооператор, балетмейстер, хореограф…

Игры (компьютерные, настольные)

Прикладная информатика, информатика и вычислительная техника, бизнес-информатика, безопасность компьютерных систем, мехатроника и робототехника, компьютерная безопасность…

Программист, геймдизайнер, специалист службы технической поддержки, инженер по обслуживанию систем безопасности, аниматор, системный администратор…

Пассивные виды спорта (рыбалка, охота, походы, путешествия…)

Экология, туризм, антропология и этнология, востоковедение и африканистика, Зарубежная филология (романо-германская),история, культурология, международные отношения, экология и природопользование, астрономия…

Менеджер по туризму, гид, экскурсовод, корреспондент, археолог, геолог, пилот, фотограф, музейный работник, историк…

Реклама и связи с общественностью, востоковедение и африканистика, издательское дело, журналистика, филология, фундаментальная и прикладная лингвистика, образование и педагогические науки…

Журналист, филолог, специалист по рекламе, редактор, корректор, преподаватель языка и литературы, библиотекарь, лингвист

Читайте также: