Жестянщик что за профессия это

Опубликовано: 02.10.2024

жестянщик-кузовщик за работой

Работа с металлом — это древний род деятельности, который и сейчас достаточно актуален. Все, что делает жестянщик — это создание изделий из металла как для строительства, так и для декора.

Жестянщик — кто это

жестянщик кто это

Жестянщик — это рабочий, который работает с металлом. В его обязанности входит изготовление различных элементов сложных систем из жести: водостоков, вентиляционных труб, дымоходов.

Чтобы овладеть этой специальностью, недостаточно знать только свойства различных металлов. Он должен уметь чертить и читать чертежи, знать геометрию, физику и химию.

Также он должен освоить работу на специальном оборудовании.

Во многом работа современного жестянщика механизирована, но самые важные манипуляции все еще проводятся вручную. Например, разметка металлического листа или нестандартных изделий.

Все, что делает жестянщик, может быть применено в машиностроении и металлообработке. На подобных предприятиях они занимаются ремонтом различных изделий, выправлением вмятин, делают специальные заготовки под сварку.

Жестянщик — это тот, кто умеет работать с металлом вручную. Но чаще для работы используются станки, прессы и другие устройства.

Этот специалист создает сплавы и умеет отличать материалы из разных видов металлов.

Среди обязанностей жестянщика также можно выделить и контроль за работоспособностью вверенного инструментария: отладка, устранения неисправностей.

Где выучиться профессии жестянщик

Получить необходимые знания можно на рабочем месте, либо в среднем специальном учебном заведении.

Также можно пройти дополнительные курсы жестянщика, чтобы расширить свою базу знаний и умений. Раз в пять лет специалист должен повышать квалификацию и подтверждать профпригодность.

По завершении обучения выдается удостоверение установленного образца.

Разряды профессии жестянщик

жестянщик что делает

У этих специалистов выведено 4 уровня профессиональной компетенции, где максимальный — это пятый, а минимальный — второй.

  • Жестянщик 2 разряда работает с простыми деталями, также изготавливает продукцию по шаблонам и образцам. В его обязанности входит работа как вручную, так и на прессе. Может быть допущен к более сложным работам при условии непосредственного руководства жестянщика с высоким разрядом.
  • Жестянщик 3 разряда занимается изготовлением и ремонтом изделий средней сложности, а также созданием простых шаблонов. В своей работе использует пневматические приборы.
  • Жестянщик 4 разряда может изготовить, отремонтировать и установить сложные детали из листового металла и труб. При этом процесс может быть как механизированным, так и ручным. Регулирует работу оборудования.
  • Жестянщик 5 разряда создает, ремонтирует, монтирует и устанавливает фигурные изделия больших размеров. Проводит испытания на прочность и герметичность у полученных деталей. Умеет работать со всем оборудованием, знает его особенности работы, может устранить неисправности.

Личностные качества жестянщика

Для этого работника важно иметь развитое пространственное мышление, чтобы заранее увидеть результат, который получится в результате работы.

Поскольку самую деликатную часть работы металлом нельзя доверить механизмам, жестянщик должен быть готовым к аккуратной и кропотливой работе, которая требует точности каждого движения, что невозможно без хорошей моторики. Для выполнения поставленных задач придется проявить усидчивость, внимание к деталям, нацеленность на качественный результат.

Во время работы жестянщик должен взаимодействовать со многими другими рабочими, поэтому ему нужно быть коммуникабельным.

Также в этой работе есть и ряд медицинских противопоказаний, наличие которых сделает невозможным карьеру в данной отрасли. Например, к работе не могут быть допущены лица с болезнями суставов или тремором верхних конечностей. Высокий уровень чувствительности кожи к внешним воздействиям также может стать причиной для отказа в трудоустройстве.

Уровень заработной платы профессии жестянщик

курсы жестянщика

Уровень заработной платы специалиста складывается из следующих критериев: разряд, трудовой стаж, место и график работы.

По информации сервисов по поиску вакансий, специалист может рассчитывать на следующую зарплату:


Название происходит от слова «жесть», что означает холоднокатаная, отожженная листовая сталь. Это не самая престижная, но всегда востребованная специальность для мужчин, умеющих обращаться с металлом. Дипломированные мастера могут работать на частных и государственных предприятиях, станциях технического обслуживания автомобилей. Чтобы узнать больше о профессии, следует ознакомиться с нижеприведенной информацией.

Немного истории

Жестяная промышленность была развита еще в средние века. Ранее работники этой сферы назывались кузнецами. Создавались различные предметы быта из жести, ею отделывались дома. В России профессия жестянщик стала популярной в 20 веке, а авторихтовщик – с 1990-х, когда появилось большое количество автомобилей.

Что представляет собой профессия и зачем нужен жестянщик

Ремесленная профессия предполагает изготовление простых изделий из листового металла, прессованных профилей по чертежам, образцам. Жестянщик занимается прямолинейной, криволинейной резкой, отжигом, сверлением отверстий, опиливанием деталей, пайкой. Специалист может выполнять и кровельные работы – устраивать жестяную кровлю, воздуховоды из тонколистовой стали, водосливы, сливные трубы, конструкции из жести, монтировать их. Обычно жестянщики нужны на строительных работах жилых или промышленных помещений, приусадебных участков, ремонте автомобилей, различных оборудований.

Как проходит рабочий день

Рабочие обязанности жестянщика зависят от места его трудовой деятельности. Обычно специалист осматривает ремонтные или строительные объекты, конструкции, составляет план мероприятий, где обсуждаются методики создания детали, необходимый материал. Жестянщик подбирает требуемый металл для создания изделия, следит за исправной работой оборудования, станков, сварочных аппаратов.

Жестянщики могут работать и в автосервисах. Там они занимаются ремонтом, восстановлением поврежденных частей машин. Специалисты взаимодействуют с оборудованием, проводят расчеты, оценивают пригодность деталей, исправляют вмятины на автомобилях, и выполняют ряд мероприятий:

  • правка под окрашивание облицовочных деталей и узлов кузовов грузовых машин;
  • подгонка узлов, деверей грузовых авто с доводкой зазоров;
  • подгонка деталей и узлов кузовов легковых автомобилей под оплавление;
  • зачистка внутренних мест кузова;
  • нивелирование перекосов проемов и кузова при восстановлении его формы, параметров;
  • ремонт поврежденных частей кузова.

Рабочий день у жестянщика проходит энергично, требует умственных нагрузок, иногда случаются физические переутомления.

Достоинства и недостатки профессии

Работа жестянщика предполагает много положительных качеств, но есть и негативные аспекты.

ПлюсыМинусы
Постоянная востребованность на рынке трудаБольшие физические нагрузки
Достойная заработная платаПотребность работать умственно и головой
Большой выбор мест для обученияРиск получить травмы
Возможность совершенствования, повышения квалификацииВзаимодействие с вредными химическими веществами

Требования к жестянщику

Человек, желающий освоить жестяницкое ремесло, должен обладать хорошим зрением, моторикой, точностью движений, быть внимательным к деталям. Обязательно крепкое здоровье, отсутствие аллергий, развитая выносливость, физическая сила. Требуется развитое пространственно-конструктивное мышление, глазомер. Профессиональным жестянщиком становятся усидчивые люди, с крепкой нервной системой. Ремесло не придется по душе холерикам, меланхоликам, а больше понравится сангвиникам, флегматикам. Необходимо знать принцип работы оборудований, свойства металлов. Поскольку профессия предполагает работу с повышенной опасностью, нежелательно иметь вредные привычки. Жестянщиком будет трудно работать человеку с больными суставами, дальнозоркостью. Чтобы освоить профессию, необходимо быть старше 16 лет, иметь неполное среднее образование, отсутствие проблем со здоровьем.

Где получить образование, как проходит учеба

Выучиться на жестянщика можно в ПТУ или на производственных курсах, продолжить учебу в техникуме, ВТУЗе по специальности «металлообработка». Обучение длится около 3 лет в техническом училище после 9 класса, и 2 года при поступлении туда после 11 класса. Каждые 5 лет, жестянщик должен проходить курсы повышения квалификации для получения новых знаний, навыков. Есть экспресс программы в удаленном режиме, они длятся 72 часа.

К родственным профессиям относят слесаря по промышленной вентиляции, кровельщика по стальным кровлям, техника-сантехника по промышленной вентиляции, инженера-строителя по теплогазоснабжению и вентиляции.

Выбор узкой специальности

Жестяницкое ремесло в современности делится на множество ответвлений. Нет универсального направления в этой сфере, выпускник училищ может проявить себя во множестве отраслей.

Существуют и другие направления в жестяницком деле, но они не столь востребованы, нужны только на специализированных заводах и в некоторых мастерских. В большинстве СТО есть автомеханики-универсалы, выполняющие не только приведенные задачи, но и занимающиеся диагностикой, устранением неполадок в моторе, проведением сварочных работ и восстановлением поврежденных шин, камер.

Какие предметы сдаются для поступления

Чтобы выучиться на жестянщика, необходимо сдавать ЕГЭ, только если поступление в колледж планируется после 11 класса. Ученику следует подготовиться к тестам по русскому языку, математике, химии и физики. После 9 класса, сдаются только школьные экзамены.

Как проходит учеба

Во время обучения жестяницкому ремеслу, ученики нарабатывают навыки взаимодействия с разными шаблонами, образцами, чертежами. Будущих мастеров учат самостоятельно наносить нужную информацию на схему, читать их. Жестянщики работают с металлическими деталями, конструкциями, ремонтируют их, создают фрагменты из металла любой степени сложности. Поскольку работа подразумевает повышенную опасность, ученики изучают меры безопасности при работе с оборудованием, на промышленных предприятиях.

Учащиеся колледжей в процессе освоения программы обучения разбирают следующие дисциплины в жестяницком деле:

  • безопасность труда, производственная санитария, противопожарные манипуляции;
  • материаловедение;
  • основы электротехники;
  • технические измерения, допуски;
  • чтение чертежей;
  • основные данные о технологиях жестяницких работ.

В течение учебного периода, студенты проходят практику на заводах, промышленных зонах.

Куда пойти работать жестянщику?

Специалисты широко востребованы в СТО, квалифицированных автомаляров-жестянщиков там всегда не хватает. Еще мастера могут устроиться на работу в строительные организации, частные компании в обслуживающей сфере, жилищно-коммунальные хозяйства. Опытные жестянщики получают выгодные предложения работы в промышленности, на приватных стройках участков для высокопоставленных лиц. Выпускники училищ могут устроиться на завод, в металлургические комбинаты, фабрики.

Кому подойдет профессия

Жестянщиком, автомаляром, рихтовщиком, сможет стать не каждый, важно иметь определенный склад ума, жизненные стремления. Предпочтительны интересы в сфере научных познаний, методов интерпретации. В школе будущие жестянщики обычно испытывают тягу к физике, математике, трудам, химии, геометрии. Должен быть математический склад ума, гуманитариям тяжело дается ремесло. Ученики стремятся к изучению логарифмов, таблицы Менделеева.

Средняя заработная плата

В России отмечается дефицит кадров с техническим образованием, поэтому, заработная плата профессионального жестянщика порой превышает доход менеджера среднего звена. Молодые специалисты зарабатывают около 35.000 рублей в Москве, 20.000-25.000 рублей в периферии. Разница в окладе у жестянщиков из периферии и столицы невелика. Работники СТО с опытом зарабатывают около 50-65.000 тысяч рублей. Сумма оклада зависит от места работы, опытности, трудолюбия, желания регулярно повышать квалификацию. Наиболее низкие зарплаты у жестянщиков, работающих в сфере жилищно-коммунальных услуг, а самый высокий оклад – у сотрудников нефтегазовой отрасли.

профессия Жестянщик

Перспективы повышения

Профессия жестянщика предполагает широкие перспективы развития, особенно для тех мастеров, кто работает в СТО. Заработки там высокие, а специалисты с именем имеют постоянный наплыв клиентов. Профессиональный жестянщик может открыть собственную станцию технического обслуживания автомобилей, как бизнес.

Молчанова Наталья Александровна

Когда большинство людей слышат слово жестянщик, то сразу представляют себе автосервис и разбитую машину. Помните фразу «День жестянщика»? В принципе это правильно, но все не совсем так, как вы думаете. Я постараюсь более правильно и подробно рассказать о том, что такое профессия жестянщик и в чем заключается работа жестянщика.

Работа жестянщика изначально представляет собой изготовление, ремонт, установку деталей из листового металла, как простых, так и сложных. Кстати, также это могут быть металлические профили или трубы. Работа осуществляется с помощью чертежей, шаблонов или по образцам. Не секрет, что основным и самым главным в любой работе является инструмент. У маляра это кисть, а вот в данном случае это пневматические приборы и различные приспособления. Когда речь заходит о резке листового металла или фасонных заготовок, тогда к работе тоже приглашается именно жестянщик. Работа жестянщика осуществляется и при пайке металла и сплавов. Паяет жестянщик оловом, медью, серебром, а также другими сплавами.

Теперь вернемся к разговору о дне жестянщика… Наступает он именно тогда, когда в России выпадает первый снег. В этот день работа жестянщика становится самой актуальной и данная профессия у многих в цене. Огромное количество «чайников», так называют не опытных или начинающих водителей, и даже профессионалов пригоняют свои автомобили в автосервис, чтобы избавится от повреждений, нанесенных на кузов. Поэтому жестянщик является необходимой специальностью в работе автосервиса.

Работа жестянщика в автосервисе заключается в следующем: исправление вмятин на капоте, крыше, кабине, кузове, крыльях автомобиля. Жестянщик отрезает поврежденное место автомобиля, т.е. производит замену его испорченной части. Устанавливает либо новое крыло, либо просто исправляет от вмятин то, которое повреждено. Также жестянщик вырезает и готовит заплаты под сварку.

Я немного забыл про один важный момент в данной профессии. Про то, что работа жестянщика очень необходима в автомобилестроении. В этой сфере труда жестянщик изготавливает крылья автомобилей, кузовные детали. В наше время, когда практически весь кузов автомобиля собирается с помощью конвейера, работа жестянщика применяется при изготовлении сложных конфигураций кузовных частей автомобиля.

Как и все, качественная работа жестянщика, не может быть осуществлена без наличия определенного количества качеств у человека, ее выполняющего. Сейчас я их перечислю качества человека, который обладает данной профессией: это уравновешенность и аккуратность в первую очередь, второе – воображение (в данном случае пространственное), далее идут терпение и осмотрительность. Далее о качествах, которые касаются его профессионализма. Необходимы в работе жестянщика знания геометрии, физики и химии. Наличие современного вальцовочного оборудования и станков, которые обрабатывают металл, тоже заставляет жестянщика изучить многие вещи, т.е. уметь на них работать. Работа жестянщика, как работа закройщика, только один раскраивает ткань, а другой работает с металлом. Жестянщик его режет, гнет, вальцует.

Еще одна важная деталь. Если вам понравилась профессия жестянщик и работа жестянщика вам по душе, тогда приготовьтесь изучить механические свойства листовой стали, а также свойства цветных металлов и сплавов.

Конечно-же работа жестянщика не так престижна, как работа в банке, которая относится к категории финансы на рынке трудоустройства. Не так часто можно найти открытые вакансии по тематике банк и финансы, хотя более часто, в наше время это связано со словом страхование. Но знайте, выбирая профессию жестянщика - она не так уж проста.

Профессия Жестянщик

Жестянщик занимается изготовлением, ремонтом и установкой простых и сложных деталей, изделий и узлов из листового металла, прессованных профилей и труб по чертежам, шаблонам и образцам, сферических и фигурных изделий больших размеров с применением приспособлений и пневматических приборов; изготавливает простые и сложные шаблоны по чертежу и по деталям; производит прямолинейную ручную резку листового металла и резку фасонных заготовок всех размеров по шаблонам и разметке, а также резку деталей и изде лий криволинейного контура из листового металла всех марок и сплавов на приводных станках; производит пайку изделий и деталей из различных металлов и сплавов оловом, медью, серебром и т.д.
Незаменимы жестянщики и в автосервисе - правят вмятины на капотах, откосах крыш, кабинах, обшивке кузовов, крыльях автомобилей, отрезают поврежденные места, изготовляют и подгоняют заплаты под сварку; в автомобилестроении – делают крылья, отдельные части сложной конфигурации кузовов автомобилей, изготавливают по шаблону днища кузовов легковых автомобилей.

Жестянщик должен обладать следующими качествами:

Необходимо знать и уметь жестянщику:

принцип работы обслуживаемых приводных станков и ножниц; назначение и правила применения универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; приемы прямолинейной и криволинейной резки металлов и сплавов; способы пайки мягкими и твердыми припоями простых деталей и узлов; наименование, маркировку обрабатываемых металлов и сплавов, приемы выполнения простых жестяницких работ; разметочные обозначения.

Изготовление, ремонт, монтаж и установка сложных деталей, изделий и узлов из листового металла и труб с большим числом сопряженных отводов различного сечения и профиля. Гибка цилиндров и конусов из листового металла любой толщины. Изготовление сферических и фигурных изделий больших размеров. Пайка изделий, работающих в условиях повышенного давления. Испытание изготовленных деталей и узлов на герметичность и прочность. Наладка различных станков, аппаратов и контрольных приборов, применяемых при изготовлении изделий из листового металла.

Жестянщик

Содержание труда

Изготовление, ремонт, монтаж и установка изделий и узлов из листового металла и труб, испытание изготовленных деталей и узлов на герметичность и прочность.

Должен знать

Конструкцию и принцип работы обслуживаемых гибочных, вальцовочных, приводных станков и ножниц, устройство приспособлений и контрольно-измерительных инструментов, применяемых в работе, способы разметки деталей и изделий, их соединения, механические свойства металлов и сплавов, назначение и рецептуру припоев, основы геометрии, физики, химии.

Профессионально важные качества

· развитое пространственно-конструктивное мышление;

Медицинские противопоказания

· снижение остроты зрения;

· повышенная раздражительность кожи.

Пути получения профессии

Родственные профессии

Кровельщик по жесткой кровле, слесарь-инструментальщик, слесарь механосборочных работ, столяр, чеканщик.

ВложениеРазмер
rabota_zhestyanshchika.docx 26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство детей дошкольного возраста

с профессией "Жестянщик"

Когда большинство людей слышат слово жестянщик, то сразу представляют себе автосервис и разбитую машину. Помните фразу «День жестянщика»? В принципе это правильно, но все не совсем так, как вы думаете. Я постараюсь более правильно и подробно рассказать о том, что такое профессия жестянщик и в чем заключается работа жестянщика .

Работа жестянщика изначально представляет собой изготовление, ремонт, установку деталей из листового металла, как простых, так и сложных. Кстати, также это могут быть металлические профили или трубы. Работа осуществляется с помощью чертежей, шаблонов или по образцам. Не секрет, что основным и самым главным в любой работе является инструмент. У маляра это кисть, а вот в данном случае это пневматические приборы и различные приспособления. Когда речь заходит о резке листового металла или фасонных заготовок, тогда к работе тоже приглашается именно жестянщик. Работа жестянщика осуществляется и при пайке металла и сплавов. Паяет жестянщик оловом, медью, серебром, а также другими сплавами.

Теперь вернемся к разговору о дне жестянщика… Наступает он именно тогда, когда в России выпадает первый снег. В этот день работа жестянщика становится самой актуальной и данная профессия у многих в цене. Огромное количество «чайников», так называют не опытных или начинающих водителей, и даже профессионалов пригоняют свои автомобили в автосервис, чтобы избавится от повреждений, нанесенных на кузов. Поэтому жестянщик является необходимой специальностью в работе автосервиса.

Работа жестянщика в автосервисе заключается в следующем: исправление вмятин на капоте, крыше, кабине, кузове, крыльях автомобиля. Жестянщик отрезает поврежденное место автомобиля, т.е. производит замену его испорченной части. Устанавливает либо новое крыло, либо просто исправляет от вмятин то, которое повреждено. Также жестянщик вырезает и готовит заплаты под сварку.

Я немного забыл про один важный момент в данной профессии. Про то, что работа жестянщика очень необходима в автомобилестроении. В этой сфере труда жестянщик изготавливает крылья автомобилей, кузовные детали. В наше время, когда практически весь кузов автомобиля собирается с помощью конвейера, работа жестянщика применяется при изготовлении сложных конфигураций кузовных частей автомобиля.

Как и все, качественная работа жестянщика, не может быть осуществлена без наличия определенного количества качеств у человека, ее выполняющего. Сейчас я их перечислю качества человека, который обладает данной профессией: это уравновешенность и аккуратность в первую очередь, второе – воображение (в данном случае пространственное), далее идут терпение и осмотрительность. Далее о качествах, которые касаются его профессионализма. Необходимы в работе жестянщика знания геометрии, физики и химии. Наличие современного вальцовочного оборудования и станков, которые обрабатывают металл, тоже заставляет жестянщика изучить многие вещи, т.е. уметь на них работать. Работа жестянщика, как работа закройщика, только один раскраивает ткань, а другой работает с металлом. Жестянщик его режет, гнет, вальцует.

Еще одна важная деталь. Если вам понравилась профессия жестянщик и работа жестянщика вам по душе, тогда приготовьтесь изучить механические свойства листовой стали, а также свойства цветных металлов и сплавов.

Конечно-же работа жестянщика не так престижна, как работа в банке , которая относится к категории финансы на рынке трудоустройства. Не так часто можно найти открытые вакансии по тематике банк и финансы, хотя более часто, в наше время это связано со словом страхование. Но знайте, выбирая профессию жестянщика - она не так уж проста.

Жестянщик занимается изготовлением, ремонтом и установкой простых и сложных деталей, изделий и узлов из листового металла, прессованных профилей и труб по чертежам, шаблонам и образцам, сферических и фигурных изделий больших размеров с применением приспособлений и пневматических приборов; изготавливает простые и сложные шаблоны по чертежу и по деталям; производит прямолинейную ручную резку листового металла и резку фасонных заготовок всех размеров по шаблонам и разметке, а также резку деталей и изде лий криволинейного контура из листового металла всех марок и сплавов на приводных станках; производит пайку изделий и деталей из различных металлов и сплавов оловом, медью, серебром и т.д.
Незаменимы жестянщики и в автосервисе - правят вмятины на капотах, откосах крыш, кабинах, обшивке кузовов, крыльях автомобилей, отрезают поврежденные места, изготовляют и подгоняют заплаты под сварку; в автомобилестроении – делают крылья, отдельные части сложной конфигурации кузовов автомобилей, изготавливают по шаблону днища кузовов легковых автомобилей.

Жестянщик должен обладать следующими качествами:

  • уравновешенность
  • аккуратность
  • пространственное воображение.

Необходимо знать и уметь жестянщику:

принцип работы обслуживаемых приводных станков и ножниц; назначение и правила применения универсальных и специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов; приемы прямолинейной и криволинейной резки металлов и сплавов; способы пайки мягкими и твердыми припоями простых деталей и узлов; наименование, маркировку обрабатываемых металлов и сплавов, приемы выполнения простых жестяницких работ; разметочные обозначения.

Изготовление, ремонт, монтаж и установка сложных деталей, изделий и узлов из листового металла и труб с большим числом сопряженных отводов различного сечения и профиля. Гибка цилиндров и конусов из листового металла любой толщины. Изготовление сферических и фигурных изделий больших размеров. Пайка изделий, работающих в условиях повышенного давления. Испытание изготовленных деталей и узлов на герметичность и прочность. Наладка различных станков, аппаратов и контрольных приборов, применяемых при изготовлении изделий из листового металла.

Изготовление, ремонт, монтаж и установка изделий и узлов из листового металла и труб, испытание изготовленных деталей и узлов на герметичность и прочность.

Конструкцию и принцип работы обслуживаемых гибочных, вальцовочных, приводных станков и ножниц, устройство приспособлений и контрольно-измерительных инструментов, применяемых в работе, способы разметки деталей и изделий, их соединения, механические свойства металлов и сплавов, назначение и рецептуру припоев, основы геометрии, физики, химии.

Профессионально важные качества

  • хорошее зрение;
  • хорошая моторика;
  • точность движений;
  • внимательность;
  • развитое пространственно-конструктивное мышление;
  • развитый глазомер.
  • снижение остроты зрения;
  • болезни суставов;
  • тремор рук;
  • повышенная раздражительность кожи.

Пути получения профессии

Кровельщик по жесткой кровле, слесарь-инструментальщик, слесарь механосборочных работ, столяр, чеканщик.

Алексей Павлов из Пскова рассказывает о секретах правильной вентиляции и о том, как работа в кузнице позволила ему по-новому взглянуть на свою профессию, а перегонка автомобилей – выжить и понять, что жесть – это его судьба.

Гостиница в Пскове, кровельные работы на здании которой выполнил Алексей

Редкий кадр

Отец Алексея был печником, и когда перед Павловым встал вопрос профориентации, он тоже решил заняться чем-то необычным. Из предложенного перечня выбрал специальность жестянщика-вентиляционщика – по его словам, весьма редкую. На восьмимесячной практике по итогам обучения он попал к мастодонтам жестяного дела – в бригаде со «стариками» делал вентиляцию на крупном мясокомбинате. Тогда он познал основные тонкости мастерства. После шесть лет в гордом одиночестве трудился в одном из автопарков родного Пскова – сложно преувеличить значимость системы вентиляции в загазованном помещении. «Там были такие трубы, что в них пешком в полный рост можно войти», — вспоминает самые яркие моменты Алексей.



После судьба забросила его в кузницу. Санкт-Петербургу вот-вот должно было стукнуть 300 лет, и фирма выполняла крупный заказ для гостевой резиденции Владимира Путина: два года мастера делали девятикилометровый забор, который прерывался пятнадцатью коваными воротами. Работал герой под началом бывшего ювелира, поэтому отношение к красоте в команде было особым.

При любой возможности герой вспоминает навыки, полученные в кузнице


«Голова тогда стала по-другому думать. Позже, вернувшись к профессии, я стал внедрять технические приемы и при удобном случае художественно оформлять свой продукт»

Алексей также делает коптильни горячего копчения из пищевой стали

Кузницу сам Павлов сравнивает с заводом. Например, помимо российских заказов, свою продукцию многочисленная команда отправляла за рубеж. «Каждый месяц мы собирали двадцатитонную фуру для США», — вспоминает Алексей.


Желание быть самостоятельной творческой единицей пересилило, и он ушел в свободное плавание. Правда, жизнь заставила сделать это в объезд – буквально: полтора года мастер занимался перегонкой автомобилей из зарубежья. Дальше все было, как в поговорке: не было бы счастья, да несчастье помогло. Законодательство изменилось, и заниматься перепродажей забугорных машин стало тяжело и невыгодно. Жестянка все это время ждала своего героя – и дождалась.


Мастерская своими руками

Первое время Алексей работал под открытым небом, взяв подержанный двутавр. Потом начал строить цех у себя на даче, после – организовал пристрой. Аппетиты заказчиков росли – Павлов купил соседний участок, на котором возвел капитальную мастерскую. Сегодня расширяется и она, а параллельно жестянщик строит себе дом.



Работает мастер один, если не считать армии железных станков и верных пажей – отряда электроинструментов и ручного — от Knipex. По его словам, за все время он пытался воспитать себе подмастерье, но из двадцати человек, приходивших в цех, потенциал был только у одного – но тот выбрал военную карьеру.


Прежде чем укомплектовать мастерскую французскими листогибочными станками Jouanel, Алексей перепробовал много других вариантов. По его словам, с ними мало что сравнится. Да, дорого, но работают машины идеально. Всего в его арсенале – с десяток агрегатов разных размеров. Но иногда не выручает даже заграница. Например, чтобы гнуть сферические формы, скажем, крыло для автомобиля, ему был необходим агрегат типа «английское колесо». Таких, по его словам, просто не достать. Пытливый ум нашел выход: Павлов модифицировал советский фрезер весом полтонны. Вскоре из Барнаула к нему пожаловал похожий гость – аппарат весом почти в тонну, который мастер тоже переработал с помощью знакомых инженеров.



Ножницы, болгарки, полировочные машинки, дрели, шуруповерты – верные слуги мастера, которые исчисляются десятками. На первое место Алексей ставит Bosch, вторую ступень его личного пьедестала занимает техника DeWalt. В хит-параде также агрегаты Makita, а за вечную классику в мастерской отвечает техника Jet: сверлильные станки – большой, малый, средний, сегментирующий листогиб, зиговочная машинка. В цеху Павлова есть целое семейство торцовочных пил – четыре брата: Makita, DeWalt, Jet и Bosch, каждый из которых сгодился для своего дела.



Дешево – значит, вредно

Почти за двадцатилетнюю карьеру жестянщика, если не брать во внимание периодическую смену деятельности, Алексей познал все тонкости этой сферы. Одна из проблем, считает он, — когда специально или по незнанию путают сендвич-трубы из пищевой и технической нержавейки. Первая опытными мастерами используется для выведения дыма, вторая – для вентиляции. Выглядят они одинаково, но система отвода так устроена, что за счет воздушных завихрений в ней возникает статическое электричество. Из-за него на стенках технической нержавейки намагничивается кокс (в простонародье сажа), а порой она (техническая нержавейка) может просто прогореть на ровном месте и даже привести к пожару. Проверить такие сендвич-трубы при покупке легко: нужно прикрепить обычный магнит к внутренней трубе. Так называемые пищевые марки сталей не магнитятся, а, стало быть, ваш дымоход будет всегда чист. Да, использование технической нержавейки выходит почти в два раза дешевле, но скупой платит дважды, и в этом случае – своим здоровьем и безопасностью. Хороший мастер себе такого не позволит.

Особенности психологии работы жестянщика и автомаляра
Редакция 14.03.2015
Профессионализм персонала — успех автосервиса.
Важно понимать, что высокотехнологичное прогрессивное оборудование, четкое следование сложной технологической цепочке, использование высококачественных расходных материалов и знание всех тонкостей процесса — это только один из двух главных критериев, характеризующих эффективность и успешность функционирования автосервисной мастерской.

Значительная доля в достижении предприятием успеха лежит на плечах технического персонала станции, в данном случае — на жестянщиках, подготовщиках и малярах. Рас смотрением особенностей этих профессий мы и закончим наше повествование.

Влияние профессии на личность.
Любая работа, как известно, имеет специфические свойства. Профессионалы, работающие по своей специальности более трех лет, как правило, личностно изменяются по при чине необходимости выполнять изо дня в день определенные действия, а также под воз действием окружающей их каждый день рабочей обстановки. Психологи называют это профессиональной деформацией. И кузовной ремонт здесь не исключение.

Жестяные и малярные работы оказывают значительное влияние на личность мастеров, особенно если они профессионалы, работающие по призванию не один год. К тому же нельзя забывать, что профессию жестянщика или маляра выбирают люди, уже отличающиеся от других по складу ума и характера. Например, в кузовной ремонт идут, как пра вило, мужчины, с детства влюбленные в автомобили и не представляющие без них своей жизни. Вы возразите, что такие же автолюбители становятся и мотористами, и агрегатчиками, и автомеханиками. Но если автослесарю необходимо разбираться в сложном механическом и/или электрическом устройстве автомобиля, т. е. обладать элементарными познаниями в логике, физике и т. п., то автомаляру или жестянщику необходимо несколько иное. Авто механику нужны знания, а жестянщику и маляру — умения и навыки.

Психологический портрет жестянщика
В работе кузовщика в большей степени востребованы не столько интеллект и логика, сколько восприятие, ощущение, внимание, чувства, а также ловкость и отточенность движений. Однажды я беседовал с настоящим Мастером жестяных работ, который с упоением рассказывал, как любит наблюдать за тем, как исковерканная, изломанная, обезображенная поверхность кузова, не поддающегося опознанию транспортного средства, на его глазах под воздействием его рук превращается в изящный гордый контур автомобиля. Он называл себя скульптором кузовов. Он получал неописуемое удовольствие от того, что дал жизнь еще одной, казалось бы, убитой машине — он нес миссию Доктора Автомашин.

Отвлеченно-логические темы не свойственны жестянщикам и малярам. Они действуют по наитию, если «чувствуют», как что-либо должно быть сделано, и в таких случаях лучше не пытаться им мешать. Не удивляйтесь, если встретите среди жестянщиков бывших музыкантов, а среди автомаляров — бывших художников. Зов к орудию или инструменту проявляется у них в форме непреодолимой тяги к краскам, линиям, формам строения, теням посредством ощущения и восприятия окружающей гармонии. Художественность мышления отличает жестянщиков и маляров от механиков, однако нельзя забывать, что они остаются технарями, отсюда свойственные им некоторая ригидность, негибкость, консерватизм и в то же время аккуратность, точность при выполнении работ.

Ригидность, например, раскрывается в том, что они привыкают работать с определенным орудием. И приходят на новое место работы нередко со своим инструментом, словно предназначенным только для его руки. Некоторая негибкость сочетается со склонностью работать медленно, но точно и качественно. Работа жестянщика не требует высокой скорости и спешки. Поэтому наиболее успешными мастерами становятся те, чей стиль работы вырабатывается по принципу: «лучше медленнее, но качественнее и без ошибок».

Ошибка маляра стоит дорого — не каждый работодатель будет терпеть частые перекрасы автомобилей клиента. Натура автожестянщика и автомаляра наиболее полно раскрывается в их умении обращаться с различного рода приспособлениями и инструментами. С ран него детства их как магнитом тянет к «железкам», они должны манипулировать чем-либо, и орудие в их руках всегда приносит пользу.

Слово для жестянщика и маляра — это нечто абстрактное.
Они склонны заниматься делом, которое позволяет наиболее полно использовать их способности в применении инструментов или приборов. Источник их мастерства — умение подчинить орудие в своих руках творческим импульсам, они виртуозные мастера обращения с орудием труда.

Образование и способности автожестянщиков и маляров заслуживают отдельного разговора. Они часто чужды интересам научного познания и методам интерпретации, изложенным в форме, которая принята в школе. Часто, будучи ее учениками, они мучаются, и ни какими уговорами, похвалами, обещаниями или угрозами невозможно заставить их заниматься школьной учебой. Школа и ее направленность на подготовку к чему-то общему, возможно, необходимому в будущем — нечто чуждое для таких людей. Многие считают, что таким ученикам все же следует серьезнее относиться к обучению в школе. При этом для будущих мастеров кузовного ремонта не находится разумных и веских аргументов, для какой конкретной цели им надо учить логарифмы или таблицу Менделеева.

Угрозы и наказания не в силах ничего изменить, скорее, подобный подход может их «сломать», вызвать стойкое отвращение к миру навязчивых поучений.

Насущные проблемы текущего момента — вот дело, стоящее усилий. Они будут учиться, если поймут, для какого конкретного, интересующего их в настоящий момент дела необходимы знания. Поставьте перед ними задачу, для выполнения которой можно применить способности в обращении с инструментом или механизмом, и вы увидите совершенно иной результат! Часто такие ребята достигают успеха на уроках труда — и не успевают по гуманитарным предметам, у них бедный словарный запас.

Но дайте им возможность продемонстрировать свои способности в общении с автомобилем, и вы убедитесь в том, с какой легкостью они обойдут в обучении своих преуспевающих одноклассников и как точен их лексикон в объяснении технологических тонкостей. Если говорить об интеллекте, то жестянщикам и малярам-профессионалам, скорее, свойственна особая форма интеллекта — она может быть названа исполнительской точностью.

Тонкости устной и письменной речи обычно не интересуют жестянщиков и маляров. В конце концов, любое слово — это нечто абстрактное и далекое от конкретности. Ощущать жизнь им помогают их глаза и руки. Такая тонкость чувств, направленная на реальность, иногда может подводить их в повседневной жизни — языковые трудности становятся не преодолимым барьером в общении. Поэтому они, как и многие умельцы, иногда воспринимаются окружающими как замкнутые и малообщительные люди.

Нередко скованность в общении и неуспеваемость в школьной учебе приводят к заниженной самооценке и неуверенности в себе. Чтобы раскрепоститься и расслабиться, мастера, к сожалению, часто прибегают к вспомогательным средствам. Злоупотребление алкоголем становится одной из самых распространенных проблем. Еще одна черта таких мастеров, как автожестянщики, автомаляры, колористы, связанная с комплексом вышеописанных особенностей, — это любовь к свободе, уход от различного рода обязанностей.

Например, я имел удовольствие быть знакомым с жестянщиком, который в 10 лет окончил музыкальную школу, в 15 — консерваторию. Родители, преодолевая его сопротивление, заставляли его с малых лет заниматься музыкой. Но, став самостоятельным, он вы брал профессию жестянщика, поскольку отсутствие свободы выбора в детстве напрочь отбило желание продолжать путь пианиста. Зато он стал преуспевающим жестянщиком и на протяжении вот уже 12 лет успешно осуществляет сложный ремонт кузовов иномарок.

Я не оспариваю неоднозначность предположения, что для жестянщиков и маляров иерархическая субординация — вещь излишняя, равно как и авторитарность. Но из практики общения с руководителями автосервисов становится ясно, что саботаж и бунт более вероятен именно в кузовных цехах. Прирожденные мастера кузовного ремонта испытывают пристрастие к братским взаимоотношениям, они могут быть бесконечно преданными в дружбе, у них развито чувство равенства, но при этом они не умеют в полной мере подчиняться системе. Это не относится к коллективам жестянщиков и маляров, в которых состав работников психологически сбалансирован и которыми управляют умелые, талантливые руководители.

Заключение.
Все изложенное позволяет нам говорить о создании некоего психологического портрета профессиональных жестянщиков и маляров. Следует отметить, что ученичество, как жестянщика, так и маляра длится примерно год.

Спустя три года работы они могут стать неплохими специалистами в своем деле. Профессионалом можно признать того, кто работал не менее 5 лет, освоил ремонт кузовов не только отечественных, но и иностранных автомобилей, а также умеет работать с несколькими системами покраски, и имел опыт работы на различных системах правки геометрии. Средний жестянщик или автомаляр — мужчина 30 лет, женатый, имеющий детей. Заработок его составляет в среднем 400 — 1000 у.е. (сумма соответствует зарплате опытных работников). Повышение квалификации жестянщиков и маляров происходит, как правило, благодаря фирмам, продающим свое оборудование автосервисам. Главное, на что обращают внимание руководители автосервисов при приеме на работу жестянщиков или автомаляров, — это опыт работы в данной профессии: без опыта устроиться в кузовной цех практически невозможно.

Нельзя забывать и о командном духе мастеров кузовного ремонта. Ведь у жестянщика, маляра, колориста свои функции и обязанности, поэтому качество кузовного ремонта в значительной степени зависит от слаженности их действий. Умение работать в команде — то, что отличает их от автомехаников, среди которых много умельцев-одиночек. В такой команде нередко лидерами являются автомаляры — их этап работ завершающий, финишный, и от него прямо зависит результат всех мероприятий по кузовному ремонту.

Читайте также: