Золотарь кто это профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Человечество придумало тысячи профессий, многие из них отмирают сразу же, а некоторые держатся в топе многие века и даже тысячелетия. Например, ассенизатор. Сегодня о таком труде мало кто задумывается — современный человек привык считать инфраструктуру, в которой он родился и живет, чем-то само собой разумеющимся. Как воздух, например. Оно и понятно: научно-технический прогресс облегчает нам жизнь, но как, например, продукты жизнедеятельности человека удалялись в старину? Кто были золотари на Руси? Чем они занимались и почему так назывались в летописях и расходных статьях городских управ?

  • Золотари на Руси занимались вечным и бесконечным
  • Почему так назывались эти важные люди — золотари?
  • Организация труда золотарей вызывает уважение

Золотари на Руси занимались вечным и бесконечным

Профессия ассенизатора — древнейшая. Пожалуй, древнее других и важнее их в тысячи раз. А все потому, что люди давно поняли смысл «ночного золота» — лишь правильное поведение с такой субстанцией, как человеческие фекалии, может быть человеку на пользу. В любой точке мира в любой летописи можно разыскать расходы на золотарей — ассенизаторов, поскольку без их ежедневного труда без выходных и праздников города могли жить в безопасности. В эпидемиологической безопасности — ведь горы фекалий могут быть источником заражения вредными микроорганизмами, болезней, эпидемий и смерти.

На Руси людей, чистивших отхожие места, называли золотарями. От устойчивого выражения «ночное золото», отмечают словари. В былые времена по улицам городов непрестанно ездили на телегах со спецбаками золотари. Их задачей было опорожнение выгребных ям — туалетов прямого падения. На телегах находились бочки, которые с помощью большого ковша и заполнялись содержимым нечистотных ям, которое вывозилось за городскую черту.

Откуда же появилось такое слово «золотарь»? Владимир Даль на первое место в своем толковом словаре поставил другое значение этого слова – это позолотчик по дереву. И лишь после этого определения лингвист указывает на то, что золотарь также употребляется в значении «отходник» или «парашник». Но не нужно думать, что их труд не уважали, даже наоборот. Им выказывали уважение хотя бы из боязни, что золотарь мог и отомстить за едкую насмешку: вылить содержимое бочки прямо на двор неблагодарного клиента.

Заработок ассенизаторов на Руси тоже был нехилый, судя по книге «Недоконченные беседы» Салтыкова-Щедрина: «Мы в день целковый получаем, а тебе и вся цена грош».

Почему так назывались эти важные люди — золотари?

Помимо идиомы «ночное золото» была еще одна версия происхождения названия древних ассенизаторов. Дело в стыдливости. Ранее люди избегали называть испражнения точными терминами, особенно это касалось высшего сословия, которое в России часто обходилось французским для выражения особо деликатных моментов и движений души.

Золотарями сотрудников назвали за то, что фекалии — это, как правило, удобрение. То есть, золото для земли в те времена, когда лишь урожай являлся жизненно важным фактором. Без такого нехитрого, казалось бы, материала сложно было добиться благополучия и достатка из года в год, особенно в больших поместьях.

Недаром лингвист Даль подчеркивал в своем словаре «Живого великорусского языка», что слово «золото» употреблялось в значениях «навоз», «удобрение», «человеческий помет». Если кто не знает, то в старину процесс удобрения земли называли не иначе как «золочением». Сразу же вспоминается цыганское «Позолоти ручку!», но это совершенно не ассенизаторская тема.

Организация труда золотарей вызывает уважение

Золотари — профессия специфическая, и несмотря на дурнопахнущую работу, туда попасть было непросто. Ассенизаторы традиционно работали семейными артелями, так что случайных людей с улицы в свой «клан» не допускали.

Причем, жили отдельно — в золотарской слободке, куда им и поступали «заказы» от жителей ближайшего города или поселка. Сотрудники ассенизаторской службы приезжали по вызову ночью на телегах со специальными баками, куда перекладывалось содержимое. И в ранний час, пока весь город спит, производилась выемка «ночного золота», которая перекочевывала на вереницу золотарских телег, окрашенных в черный цвет (он был самый немаркий).

Причем, важно отметить, что золотари не имели ни выходных, ни праздников, ни профессионального дня. Работали на совесть, сохраняя города безопасными на протяжении веков и делая это совершенно незаметно — вот что значит деликатные люди.

Кавалькада с фекалиями тянулась прочь из города, чтобы опустошить баки в специально отведенных для этого местах — за городом. Из-за постоянного амбре золотари считались в народе кем-то вроде прокаженных — возможно, именно поэтому они жили обособленно, в своих слободках. Свободные, трудолюбивые и очень обеспеченные люди — мало кто на Руси мог похвастаться такой стабильностью в жизни, как золотари!


Фото pastvu.com

Под покровом ночи

В начале весны для домовладельцев наступала горячая пора. Городские власти начинали готовиться к таянию снега и возможному разливу Свислочи. Поэтому ежегодно в конце февраля — начале марта издавалось специальное постановление о максимальной очистке города от снега и нечистот. Тогда горожане с неохотой вспоминали о золотарях и обращались за их услугами.

В дореволюционные годы большинство минчан довольствовалось удобствами во дворах. На частных участках стояли ретирады — туалеты с дыркой в полу над ямой. Для жителей окраин самым простым способом выполнить распоряжение властей являлся перенос «объекта 00» на новое место. В центре города с этим было гораздо сложнее. Перенос отхожего места требовалось согласовать, а старую яму надлежало перед засыпкой очистить. В любом случае приходилось заниматься санитарными делами. Домовладельцы совмещали чистку ретирады и помойной выгребной ямы. Зимой в мороз содержимое отхожего места удаляли самостоятельно. Превратившееся в камень наполнение выгребных ям не распространяло зловония, и его можно было тихонько вывезти за город днем под видом грязного льда. Хозяевам многоэтажных зданий в центре на помощь приходили ассенизаторы.

В большинстве это частники. Создать полноценный городской ассенизационный обоз у властей не вышло. Еще в конце XIX века стараниями городского головы Кароля Гуттен-Чапского удалось выкупить частный обоз. Но планы на полноценную минскую коммунальную службу разбились о суровую действительность. Домовладельцы не желали иметь дел с этой структурой, а предпочитали частников. Договориться с последними было намного проще, работу выполняли на совесть. Прейскуранта на их услуги не существовало, им платили по договоренности. Ведь за лишний рубль они поработают без шума, после себя оставят чистоту и порядок. Не то что «обозные», считавшие уборку за собой обязанностью местного дворника. Поэтому городская ассенизация работала в убыток. В 1897-м при плане вывезти 80 тыс. бочек удавалось вывезти чуть меньше 18 тыс.

Трудились золотари чаще всего в паре. Редкий частник мог похвастать пневматической бочкой. Кстати, это давало ему право выполнять операции в светлое время суток. Остальные работали ковшом на длинной ручке. С 12 часов ночи до 5 утра они занимались очисткой ретирад и выгребных ям, чтобы до рассвета успеть вывезти бочки и коробы с нечистотами из города. Например, в 1915 году городская управа определила места для свалки нечистот за Сторожевским кладбищем, Комаровкой, в местности Три Корчмы (ныне район ТЭЦ-2) и на хуторе Лихтермана.


Фото otpb.com.ru

Легендарные личности

Ассенизаторы становились персонажами городского фольклора. Про них слагали анекдоты и легенды. Существовало поверье, что золотаря невозможно отмыть от запаха нечистот. Поэтому они никогда не появляются в ресторанах и других увеселительных заведениях, иначе оттуда сбегут все посетители. Еще один распространенный слух — о баснословном богатстве «ночных рыцарей». У них в карманах всегда есть золотые монеты, мол, не зря их называют золотарями. Отчасти это правда. Многие домовладельцы становились невероятно щедрыми, вызвав к себе во двор ассенизационную бочку. Пожадничаешь — и утром все жильцы об этом узнают. Всё будет залито нечистотами, «случайно пролившимися из бочки» или расплесканными мимо «из-за кромешной ночной тьмы». Да и напротив въездных ворот обязательно останется в назидание вонючая лужа. Неудивительно, что ассенизаторы держались друг друга и не допускали к очистным работам крестьян, приехавших на зиму подзаработать. Помогали этому слухи о суровости наказания за конкуренцию. Например, в 1904 году газета «Северо-Западный край» напечатала душераздирающую заметку. В два часа ночи на Золотой Горке один горожанин услышал страшные крики. Подойдя поближе, он увидел, как шесть ассенизаторов поливали лежащих на дороге двух железнодорожных служащих содержимым из бочек. Помочь бедолагам в этой глухой местности было некому. Впоследствии прояснилось: хорошенько подгулявшие в корчме Комаровки железнодорожники увидели обоз и стали обзывать ассенизаторов. За это им отомстили так, что желания пойти в полицию не возникло.


Фото pastvu.com

Дневные труженики

Проблема вывоза нечистот остро стояла перед городскими властями. Наладить работу ассенизационного обоза пытались и горожане. Весной 1915-го домовладельцы создали «Общество по устройству в Минске ассенизационного обоза». Однако осуществить задуманное помешали Первая мировая и грянувшие революционные потрясения. Пыталась создать обоз и польская власть в ноябре 1919 года. На эти цели планировалось выделить полмиллиона рублей. Не успели. Лишь с установлением советской власти за санитарное состояние города взялись всерьез.

Минский Совет рабочих и красноармейских депутатов на своем третьем заседании, прошедшем 20 января 1921-го, решил «просить президиум ЦИК о воздействии на Трамот (Транспортно-материальный отдел) для скорейшего выделения 30 лошадей для организации ассенизационного обоза». Вскоре бочки золотарей стали привычным явлением на городских улицах. Они, мерно покачиваясь и никого не стесняясь, ехали днем за город. Время «бывших» прошло. В дореволюционные годы ассенизаторов обязывали трудиться глубокой ночью, чтобы не портить настроение почтенному обществу. Представьте, что выходящая из театра после спектакля респектабельная публика столкнется с «ароматной» бочкой. Такие происшествия тут же становились достоянием прессы и активно обсуждались обывателями. В советской реальности золотари оказались такими же рабочими, как и заводчане. Поэтому и трудовой день у них переместился на привычные всем дневные часы. Отношение к ним поменялось. Исчез ореол загадочности и легендарности. Обычные труженики, как и все вокруг.

Лишь жители окраин сильно не любили ассенизаторов. В дореволюционное время последние в предрассветной тьме халтурили и расплескивали содержимое бочек прямо на улицу, вместо того чтобы ехать на полигон. В советское время это происходило у всех на виду. Многие бочки протекали, не имели крышек. Каждый год на заседаниях Мингорисполкома депутаты поднимали проблему вывоза отходов. Канализация обслуживала только небольшую часть Минска. Народные избранники указывали на необходимость ее скорейшего развития. В доказательство приводили случаи, увиденные собственными глазами на столичных улицах: полностью заляпанные бочки, протекающие сливные клапаны, открытые или прикрытые рогожей люки. Происходили и ЧП, когда бочки переворачивались, разбивались, превращая улицу в клоаку.

До Великой Отечественной решить эту проблему не удалось. Только развитие центральной канализации и максимальная механизация процесса помогли большинству минчан забыть о такой профессии, как ассенизатор. Но не тем, кто прибегает к их услугам по сей день.

памятник золотарю

Казалось бы – причем тут содержимое нужников и оборона? Самое прямое. Со второй половины 13 века в Европе появляются и начинают распространяться пушки. Уже в 14 веке они имеются во всех армиях, с 15 века они распространяются весьма широко и появляется ручное оружие. После этого рыцарской коннице приходит конец, как основной ударной силе Средневековья. Все дело в останавливающей силе огнестрела, стрелы такой силы не имеют.

Но, чем больше огнестрельного оружия, тем больше требовалось пороха. Дымный порох – это смесь древесного угля, серы и селитры. Самая большая проблема оказалась с селитрой. В Европе ее практически нет – только в некоторых сухих пещерах, населенных летучими мышами. Выделилась за тысячелетия из их испражнений.

нет селитры - нет артиллерии

Нет селитры - нет артиллерии

Правда и в пещерах запас невелик. Поэтому пришлось селитру добывать. Сырье самое неаппетитное: навоз, пищевые отбросы, трупы животных.

Не удивлюсь, если само название «золотарь» на Руси появилось, как ироническое или по аналогии – выход селитры был мизерным, так что напоминал по количеству результата золотодобычу – там тоже нужно тонны породы промыть для получения граммов золота.

Сам процесс был такой. Золотари вычерпывали (отсюда еще одно почти забытое название профессии - говночерпий) наполнившиеся нужники в бочки и отвозили их за город. Дерьмо, помои, солома, ветки, разная падаль, строительный мусор укладывалась в бурты, закрывались дёрном и оставлялись на пару лет. Все это время от времени поливалось мочой. И обязательно возводилась крыша, а лучше строился сарай, чтобы было тепло и вода не попадала. При гниении образовывался аммиак, который вступал в реакцию с другими веществами, в конце концов происходило образование и накопление селитры.

селитряные бурты

Потом получившийся перегной промывали, выпаривали. Процесс очень длительный и сложный, вонючий до невероятности. Выход мизерный – 0,2% (из 1 куб. фута перепревших отходов добывали примерно 120 грамм селитры).

Казалось бы – в деревне полно навоза, бери, да перерабатывай. Но не получается. Навоз самим крестьянам нужен для полей. Да и мало было тогда коров у крестьян и деревни небольшие.

А самое интересное – навоз травоядных животных дает очень малое количество селитры. В этом отношении отходы человеческой жизнедеятельности куда ценнее. Как и моча. Причем лучше всего моча пьяниц, поэтому в кабаках и трактирах ее старались собирать полностью.

Поэтому производство селитры сосредоточилось в городах – и людей больше и питаются они лучше и обильнее. Главное – мясо кушают… из такого дерьма селитры больше получается. В общем, по тем временам, чем богаче человек, чем лучше он питается – тем ценнее его отходы.

Сначала так получали кальциевую селитру. Потом навоз стали засыпать еще и золой – это давало селитру калиевую, куда более ценную. Менее гигроскопичную, да и порох с ней был более мощный.

чистая селитра

В общем порох в таких условиях приходилось копить, как Кощею злато, и все равно во время войны он улетал очень быстро. В Европе доходило до того, что во время длительных войн в бурты даже убитые солдаты шли. В основном противника, но порой и свои.

Кстати, золотари обеспечивали не только оборонку сырьем, но и другие отрасли тогдашней промышленности. Например, окраска сукна закреплялась мочой. Так что суконный пиджачок благоухал много лет после покупки. Собачье дерьмо использовали в процессе дубления кожи.

Между прочим, в России золотари были достаточно обеспеченными людьми. Профессия, конечно, не аппетитная, но оплачивалась она неплохо. В Москве было 2 Золотых улицы - там они и жили. Знаменитый калач появился исключительно по социальному заказу золотарей - его можно было съесть, выбросив потом тонкую ручку, за которую держался обедающий человек.

правильный калач - с тонкой ручкой

Правильный калач - с тонкой ручкой

Кстати, этот обычай до сих пор действует - знатоки покупают только правильные калачи - с тонкой ручкой для держания. И саму ручку никогда не съедают.

От добычи селитры из испражнений начали отказываться только в 17 веке. Тогда Англия начала вывозить селитру из Индии. В России тоже освоили добычу из селитряной земли. Но в некоторых странах так и продолжали селитру добывать по-старинке вплоть до 19 века.

дымный порох

Правда, тут есть одна загадка. В 18 веке в России закупают индийскую селитру в Британии. Во время Крымской войны ее пришлось ввозить контрабандой (тот самый открыватель Трои Шлиман этим занимался). Заодно вымели селитру из крымских пещер. Отчего-то про селитряные земли даже не вспомнили. Вряд ли все выработали.

Ну, а со второй половины 19 века развитие химии и добыча чилийской нитратной селитры полностью вывело профессию ассенизатора из перечня задействованных в оборонной промышленности.

памятник золотарю

Казалось бы – причем тут содержимое нужников и оборона? Самое прямое. Со второй половины 13 века в Европе появляются и начинают распространяться пушки. Уже в 14 веке они имеются во всех армиях, с 15 века они распространяются весьма широко и появляется ручное оружие. После этого рыцарской коннице приходит конец, как основной ударной силе Средневековья. Все дело в останавливающей силе огнестрела, стрелы такой силы не имеют.

Но, чем больше огнестрельного оружия, тем больше требовалось пороха. Дымный порох – это смесь древесного угля, серы и селитры. Самая большая проблема оказалась с селитрой. В Европе ее практически нет – только в некоторых сухих пещерах, населенных летучими мышами. Выделилась за тысячелетия из их испражнений.

нет селитры - нет артиллерии

Нет селитры - нет артиллерии

Правда и в пещерах запас невелик. Поэтому пришлось селитру добывать. Сырье самое неаппетитное: навоз, пищевые отбросы, трупы животных.

Не удивлюсь, если само название «золотарь» на Руси появилось, как ироническое или по аналогии – выход селитры был мизерным, так что напоминал по количеству результата золотодобычу – там тоже нужно тонны породы промыть для получения граммов золота.

Сам процесс был такой. Золотари вычерпывали (отсюда еще одно почти забытое название профессии - говночерпий) наполнившиеся нужники в бочки и отвозили их за город. Дерьмо, помои, солома, ветки, разная падаль, строительный мусор укладывалась в бурты, закрывались дёрном и оставлялись на пару лет. Все это время от времени поливалось мочой. И обязательно возводилась крыша, а лучше строился сарай, чтобы было тепло и вода не попадала. При гниении образовывался аммиак, который вступал в реакцию с другими веществами, в конце концов происходило образование и накопление селитры.

селитряные бурты

Потом получившийся перегной промывали, выпаривали. Процесс очень длительный и сложный, вонючий до невероятности. Выход мизерный – 0,2% (из 1 куб. фута перепревших отходов добывали примерно 120 грамм селитры).

Казалось бы – в деревне полно навоза, бери, да перерабатывай. Но не получается. Навоз самим крестьянам нужен для полей. Да и мало было тогда коров у крестьян и деревни небольшие.

А самое интересное – навоз травоядных животных дает очень малое количество селитры. В этом отношении отходы человеческой жизнедеятельности куда ценнее. Как и моча. Причем лучше всего моча пьяниц, поэтому в кабаках и трактирах ее старались собирать полностью.

Поэтому производство селитры сосредоточилось в городах – и людей больше и питаются они лучше и обильнее. Главное – мясо кушают… из такого дерьма селитры больше получается. В общем, по тем временам, чем богаче человек, чем лучше он питается – тем ценнее его отходы.

Сначала так получали кальциевую селитру. Потом навоз стали засыпать еще и золой – это давало селитру калиевую, куда более ценную. Менее гигроскопичную, да и порох с ней был более мощный.

чистая селитра

В общем порох в таких условиях приходилось копить, как Кощею злато, и все равно во время войны он улетал очень быстро. В Европе доходило до того, что во время длительных войн в бурты даже убитые солдаты шли. В основном противника, но порой и свои.

Кстати, золотари обеспечивали не только оборонку сырьем, но и другие отрасли тогдашней промышленности. Например, окраска сукна закреплялась мочой. Так что суконный пиджачок благоухал много лет после покупки. Собачье дерьмо использовали в процессе дубления кожи.

Между прочим, в России золотари были достаточно обеспеченными людьми. Профессия, конечно, не аппетитная, но оплачивалась она неплохо. В Москве было 2 Золотых улицы - там они и жили. Знаменитый калач появился исключительно по социальному заказу золотарей - его можно было съесть, выбросив потом тонкую ручку, за которую держался обедающий человек.

правильный калач - с тонкой ручкой

Правильный калач - с тонкой ручкой

Кстати, этот обычай до сих пор действует - знатоки покупают только правильные калачи - с тонкой ручкой для держания. И саму ручку никогда не съедают.

От добычи селитры из испражнений начали отказываться только в 17 веке. Тогда Англия начала вывозить селитру из Индии. В России тоже освоили добычу из селитряной земли. Но в некоторых странах так и продолжали селитру добывать по-старинке вплоть до 19 века.

дымный порох

Правда, тут есть одна загадка. В 18 веке в России закупают индийскую селитру в Британии. Во время Крымской войны ее пришлось ввозить контрабандой (тот самый открыватель Трои Шлиман этим занимался). Заодно вымели селитру из крымских пещер. Отчего-то про селитряные земли даже не вспомнили. Вряд ли все выработали.

Ну, а со второй половины 19 века развитие химии и добыча чилийской нитратной селитры полностью вывело профессию ассенизатора из перечня задействованных в оборонной промышленности.


В 1718 году Петр I издал указ об уличном освещении города Санкт-Петербурга. Сказано — сделано. Набрали специальных людей, каждый из которых обслуживал 15 светильников: зажигал, гасил, чистил, заправлял, менял прогоревший фитиль.

Первые фонари горели лишь до полуночи и только в безлунные ночи. Всего не более 18 в месяц, и только с сентября по май. Заправлялось это чудо техники конопляным маслом: «для пищи приятного вкуса, но горит не так светло, потому что оно сделано из сырых коноплей, другого же, из сухих коноплей, в привозе нет». Фонарщики справедливо считали, что грех добру пропадать, раз все равно горит так себе, и часть фонарной заправки уходила к семейному столу.

Было у фонарей того времени и еще одно свойство: они брызгались. «Далее, ради бога, далее от фонаря! И скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом», — предостерегал Гоголь в «Невском проспекте».

Через столетие с лишним на смену маслу пришел спирт. Нелегкая работа фонарщика, которому от столба к столбу с грузом приходилось проходить в день около 6 км, приобрела дополнительную прелесть. Пока он совершал свой привычный обход, спирта для фонарей становилось все меньше, а в животе фонарщика его, наоборот, плескалось все больше. Так и появилось выражение «офонареть».


Власти хищения государственной собственности не поняли и стали добавлять в спирт сильно пахнущую жидкость. Для эксперимента заведовавший городским освещением брандмайор Беринг позвал к себе известного любовью к спиртному подчиненного. Смешал «коктейль», поднес ему и поинтересовался: «Ну как?» А в ответ услышал: «Ничего, ваше превосходительство! Крепенько, а так пить можно».

Часть фонарной заправки уходила к семейному столу

В 1863 году на улучшение уличного освещения был объявлен конкурс. Его выиграл француз Баталь, победив русское изобретение — фонарь, работавший на сосновых шишках, — предложивший использовать керосин. На улицах стало светлее, модно одетые люди полюбили совершать вечерний моцион — теперь уже можно было разглядеть друг друга. Ну а дальше прогресс понесся вскачь и вскоре люди уже жить не могли без электричества. Фонари стали включаться автоматически, и работа фонарщика потеряла актуальность.

Губной целовальник


Странное название таило под собой весьма прозаическую сущность: целовальниками назывались люди, отвечающие за сбор податей, торговых и таможенных пошлин, выполнение судебных решений. Это прапрадедушки наших налоговиков, таможенников и судебных приставов. Выбирали на этот пост в уездах и посадах самых достойных всем миром. При вступлении в должность кандидат целовал крест, обязуясь служить честно.

Недоимка ложилась на плечи целовальника в качестве личного долга в казну

Первое упоминание о целовальниках встречается в Судебнике 1497 года. До XVII века они действовали самостоятельно, помогая земским, губным старостам ловить воров и разбойников, собирать подати и т. д., а после Смутного времени перешли в разряд чиновников, но без их прав.


Мало того, от целовальников требовались гарантии, что сборы из года в год не будут уменьшаться. Если же это случалось, недоимка ложилась на плечи целовальника в качестве его личного долга в казну.

Считается, что прилагательное «губной» применительно к целовальникам возникло в связи с помощью в поимке воров и разбойников, которых потом отправляли на каторгу или казнили. Они, стало быть, помогали преступников губить. Правда, по мнению Николая Карамзина, слово «губа», в древнем немецком праве означавшее усадьбу, перенеслось на отечественную почву как «волость» или «ведомство».


С XIX века целовальниками стали называть людей, также клянущихся в своей честности на кресте, но совсем по другому поводу. Это были торговцы винных лавок, клятвенно обещавшие не разбавлять вино.

Золотарь


Золотари были в городе людьми важными и необходимыми, и платили им немало. Но женщины от них отворачивались, сморщив нос: уж слишком дурно пахло. Немудрено, ведь золотарям по долгу службы приходилось постоянно иметь дело с нечистотами.

В обязанности «санитаров города» входили очистка отхожих мест и поддержание порядка на улицах, где, помимо конского навоза, скапливались выливаемые прямо из окон помои и мусор. Очищались выгребные ямы с помощью ковша, содержимое сливалось в бочку и ночью торжественно вывозилось за городскую черту. Горожане в шутку называли содержимое «ночным золотом», отсюда и пошло название «золотарь».

Гиляровский описывал такую картину. По темным улицам (фонари погашены по случаю лунной ночи) тащится обоз десятка в полтора телег с бочками. В бочках плещется зловонная жижа, выплескивающаяся на каждой неровности. На веревочном сиденье между лошадью и бочкой дремлет золотарь. Тащится обоз по главной улице — Тверской, мимо губернаторского дома. Вдруг откуда ни возьмись пожарные: «Дрожат камни мостовой, звенят стекла и содрогаются стены зданий. Бешеная четверка с баграми мчится через площадь по Тверской и Охотному Ряду, опрокидывая бочку, и летит дальше. Бочка вверх колесами. В луже разлившейся жижи барахтается "золотарь"».


Так что от запаха было никуда не деться и на главной улице. Да что там, и про Красную площадь в 1870-х годах газеты писали: «С какой стороны ни подойдешь к ней — надо зажать нос».

Горожане в шутку называли содержимое «ночным золотом», отсюда и пошло название «золотарь»

В 1887 году начали разрабатывать проект канализации. В пойме Москвы-реки у жителей деревни Марьино выкупили землю и устроили на этом месте Люблинские поля орошения. 30 июля 1898 года заработала первая очередь московской канализации, обслуживающая 219 домов. И золотари превратились в ассенизаторов.

Дегтярь


Деготь в старые времена был вещью универсальной. С его помощью лечили всё. Вот что писалось в одном старинном лечебнике: «Удивительные качества дегтярной воды особливо видны при лечении "антонового огня" (гангрены). Она излечивает также злокачественную рожу, разрежает запоры, залечивает наружные и внутренние язвы, исцеляет от мокротных простудных болезней, от сухотки, колотья в боку, от воспаления легких, чрезвычайно целебна при худокровности, худосочности, судорогах». Также дегтярная вода помогала при «расслаблении членов и ломотах». (О самых странных рецептах прежних времен — в нашей статье «Уроки зельеварения».)

Позже березовый деготь активно использовался в косметических изделиях. Так, мыло, имеющее специфический запах и малоаппетитный цвет, считалось панацеей в деле восстановления волос, избавления от перхоти и вшей. Без дегтя не обходилось производство черной юфти (особая выделка кожи), из которой изготавливали обувь и сбруи. Им промазывали венцы деревянных срубов, чтоб защитить от влаги, смазывали замки и оси колес. Сосновым дегтем («вар» или «смола») просмаливали лодки и канаты.


Так что понятно: профессия дегтекура (или дегтяря) была востребованной и почитаемой. Этнограф Андрей Шустиков, путешествовавший в конце XIX века по Вологодской губернии, в своем очерке «Троичина Кадниковского уезда» рассказал об устройстве дегтярных заводов и упадке промысла.

Березовый деготь добывался из бересты, которую обдирали с 10 по 30 июня, а «корчение пней» для соснового дегтя происходило весной. Сооружение завода, по мнению этнографа, было под силу каждому: «Устраивается род сарая. затем в этом сарае сбиваются из глины печи, на верх каждой печи вделываются 4 глиняных куба. в один конец такого куба вделываются трубы для дегтя — из листового железа, а для смолы — из осинового дерева. Трубы из кубов проходят через холодильник (чан, наполненный льдом или снегом) в ушаты».


Из каждого куба получалось в сутки чистой смолы около 1 пуда, а дегтя — около 30 фунтов. Этот объем в исследуемой местности обеспечивали 200 частных заводов. Кажется, немало. Но профессия вымирает, доход падает. Если 10–12 лет назад ежегодно выкуривалось до 200 000 пудов, то сейчас едва ли 80 000, а доход населения сократился в четыре раза. Виноваты железные дороги и нефть. «Такой быстрый упадок… объясняется тем, во 1-х, что в настоящее время всюду в России проведены железные дороги и, следовательно, на смазку колес, по упадку извощичьего промысла, дегтя и смолы требоваться не стало, а во 2-х — открытие на Кавказе громадного количества нефти, заменившей собой наш деготь», — пишет Шустиков. Со временем эта профессия, как и первые три, исчезла совсем.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:

Лупить палкой по воде, причитать, метко плеваться, делить одну шкуру на множество хвостов и ловко рыться в мусорной куче — все эти странные занятия обеспечивали прожиточный минимум нашим предкам.

Эти люди могут часами выслушивать жалобы расстроенных соотечественников, распугают всех ворон и не отступят перед надвигающимся айсбергом.

Почему дворняжек не берут в поводыри, но охотно отправляют в космос и как вообще четвероногие получают свои профессии?

Читайте также: