Как безработица влияет на семью приведите конкретные примеры

Опубликовано: 01.10.2024

Семейные узы не всегда помогают бороться с трудностями, связанными с безработицей. Более того – стресс из-за безработицы одного человека негативно сказывается на благополучии всей семьи. Согласно данным, приводимым цитируемыми нами выше К. Леаной и Д. Фельдманом, мужья и жены, столкнувшиеся с проблемой безработицы, зачастую проявляют меньшую сплоченность и поддержку, чем это было раньше, в благополучное время. Они отдаляются от семьи, разводятся со своими супругами в 3-4 раза чаще, чем работающие. Таким образом безработица может представлять для семьи значительную угрозу.

Отсутствие постоянной работы сказывается не только на самом безработном, но и на том человеке, с которым он делит кров. Жертва кризиса требует, пусть и не заявляя об этом прямо, постоянной поддержки со стороны своей работающей второй половины, в результате чего «работник», и без того оставшийся единственным кормильцем семьи, испытывает постоянный стресс. Да и ощущение материальной зависимости неработающих супругов от работающих (даже при отсутствии упреков в этом) и связанное с этим напряжение в отношениях между ними становится еще одним стрессогенным фактором для работающего супруга.

Таким образом, стресс, который испытывает безработный, сказывается и на рабочей продуктивности его партера, и на семейной жизни, предупреждают указанные американские ученые.

В ходе исследования изучался стресс, с которым сталкиваются супруги, когда один из них оказывается безработным, а также его влияние на семейную жизнь и трудоспособность остальных членов семьи.

Игнорирование признаков стресса у безработного члена семьи не сулит ничего хорошего для занятого супруга или супруги, поскольку в таком случае затрагивается рабочая производительность и семейная жизнь и мужа, и жены.

Оказалось, что в таких семейных парах очень быстро от одного партнёра к другому распространяется эмоциональное напряжение и стресс – как от безработного к работающему супругу, так и наоборот. Если безработный супруг находится в состоянии стресса, он неосознанно «передает» психическое напряжение своему партнёру. Если же человеку плохо дома, он невольно переносит этот негатив на рабочее место. Эффективность его труда падает, нарастает раздражение, появляются проблемы на работе. Американские исследователи отмечают, что человек, чей муж или жена -безработный, чаще ссорятся со своими сотрудниками, постоянно считают, что делают больше положенного.

Создается замкнутый круг с положительной обратной связью: возникновение напряженной (а порой и стрессовой) ситуации на работе не дает работающему супругу оказать необходимую эмоциональную поддержку своему менее удачливому партнеру. Безработный супруг нервничает еще больше, а это, в свою очередь, негативно отражается на настроении работающего супруга, а также на его трудоспособности (см. [Бездельники поневоле, 2011] в списке литературы).

Таким образом, если муж и жена не борются совместными усилиями с неприятностями, связанным с потерей работы одним из них, то страдания от них неизбежно захлестнут обоих.

Это нормально, когда супруги постоянно делятся своими переживаниями друг с другом – они должны быть в курсе эмоционального состояния. Скрывать наличие каких либо проблем, делать вид, что все в порядке – это ошибочная позиция, которая может только усугубить трудную ситуацию. Еще очень важно стремление помочь своей половине преодолеть последствия их неудач. И здесь очень важна моральная поддержка. Супружеским парам стоит уделять некоторое время для обсуждения собственных страхов и планов на будущее. Нужно освободить «энергию переживания». Замыкаться в себе – не выход.

Не стоит одному из супругов обсуждать на своём рабочем месте проблемы своей «половины», оставшегося без работы. Это может привести только к ухудшению отношений коллег и руководства к работнику к работнику.

Причин к тому несколько: с одной стороны, это и наличие конкуренции, в том числе и в той сфере, в которой трудится данный работник; с другой стороны, необходимо учитывать, что работодатель предпочитает иметь дело с «благополучными» работниками. Вместо этого нужно искать поддержку у доброжелательно настроенных родственников или друзей. Этой цели прекрасно послужат семейные обеды (или ужины), которые помогут отвлечься от проблем хоть ненадолго и дадут заряд положительных эмоций.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Модификация рисуночной методики «Моя семья» — «Семья, которую хочу»

Модификация рисуночной методики «Моя семья» — «Семья, которую хочу» Итак, Вы сделали лишь первые шаги для диагностики внутрисемейных отношений по столь простой и столь универсальной одновременно пробе «Моя семья». Однако, чтобы еще глубже заглянуть ребенку в душу, Вы

2.5. Семья

2.5. Семья 1. Не женись на женщине с правилами. Как бы она тсильно тебя ни любила, правила она будет любить сильнее.Что-то похожее есть у Джека Лондона.2. В семейной жизни люди очень агрессивны, пытаются все время перевоспитать (т. е. убить) друг друга.3. Брак вещь серьезная.

2. Семья

2. Семья Главная задача родителей – создать дружную и счастливую семью, на первом месте в этом деле должны быть отношения между супругами и только потом – отношения родителей с ребенком. Успех в достижении контакта с подростком во многом зависит от отношений между

Семья

Семья Семья – это то, к чему настойчиво стремятся все женщины, несмотря на статистику разводов и опыт подруг. Чтобы не попасть в эту статистику и научиться на чужих ошибках, для начала следует запомнить, что семья – это, прежде всего, родные люди. Люди, которых объединяет

§ 5. Семья

§ 5. Семья Мы ставим себе целью показать, что определение семьи представляет полезную проверку для выводов нашего этюда об отношении, выражаемом словом «брат», в том смысле, что эти определения до возраста 9—10 лет не принимают во внимание отношения родства. Действительно,

ГЛАВА ПЕРВАЯ Безработица, или Как найти себе применение во времена великих депрессий

ГЛАВА ПЕРВАЯ Безработица, или Как найти себе применение во времена великих депрессий Здесь я упомяну лишь основные проблемы, с которыми неизбежно сталкивается любой человек в государстве, попавшем в полосу безвременья. Вне зависимости от его географического положения,

Семья

Семья Когда отец нас оставил, мама сказала, что мне нужно найти работу и помогать ей ставить на ноги двух моих сестер. Мои сестры – близнецы, они на пять лет младше меня. И хотя я был слишком молод, чтобы осознать это, я стал ««главой семьи» и, стоя перед необходимостью

Семья

Семья Когда речь заходит о переменах в поведении, члены семьи играют интересную, но, по сути, двойственную роль. Иногда семья – огромный плюс в ваших попытках изменить свое поведение, но бывает и так, что в этом конкретном деле она просто мешает.Для семейных

СЕМЬЯ

СЕМЬЯ Наверное, каждый замечал: в отношениях с близкими (любящими и родными), которые нам все прощают, мы часто жестоки, черствы и эгоистичны, а с чужими (на работе или с более жестокими людьми) мы любезно улыбаемся. Как с этим бороться и почему так?— Мы не до конца понимаем

Семья

Семья «И вообще, Золушка, я тебя люблю гораздо больше своих дочерей: им я не делаю ни одного замечания, а тебя воспитываю с утра до вечера!» Фаина Раневская в роли мачехи в фильме

5.2 Семья

5.2 Семья …, согласны ли вы взять в мужья этого мужчину и быть вместе с ним в горе и радости до тех пор, пока смерть не разлучит вас? Вопрос священника во время обряда венчания Для начала определимся в терминах. Семьей называется группа живущих вместе близких родственников.

5.2 Семья

5.2 Семья … согласны ли вы взять в мужья этого мужчину и быть вместе с ним в горе и радости до тех пор, пока смерть не разлучит вас? Вопрос священника во время обряда венчания Для начала разберемся в терминах. Семьей называется группа живущих вместе близких родственников.

Демографический «яма» и безработица преподавателей

Демографический «яма» и безработица преподавателей Среди множества испытаний, через которые приходит наша страна в эти годы, особняком стоит надвигающаяся безработица преподавателей высшей школы. Об этом думают социологи, руководители системы образования, с 2010 г.

2.3 Безработица преподавателей как социально-психологический феномен

2.3 Безработица преподавателей как социально-психологический феномен «Дела за нами не гонятся, – люди сами держатся за них и считают занятость признаком счастья» Сенека, Луций (ок. 4 г. н.э. – 65 г.], римский философ и поэт Высвобождение научно-педагогических кадров в

4.3 Безработица как ситуация личностного кризиса

4.3 Безработица как ситуация личностного кризиса «Любая проблема таит дар для тебя. Ты ищешь проблемы, поскольку нуждаешься в их дарах» [ Бах Р., 2006]. Ричард Бах (род. 1936 г.) американский писатель Потеря человеком работы может стать «пусковым механизмом» для психологического

Безработица – это серьезная макроэкономическая проблема экономического развития современного общества. Уровень безработицы относится к циклической величине, а также индикатором, совпадающим с изменениями экономической ситуации в обществе: в период спада наблюдается резкий рост безработицы, в период роста – соответственно ее сокращение.

Многие аналитики и экономисты вырабатывают меры по сокращению общего уровня безработицы, однако слишком часто в стороне остается такой феномен как женская безработица, которая также является острой макроэкономической проблемой современного рыночного хозяйства. Истоки женской безработицы, безусловно, произрастают из дискриминационных явлений на рынке труда, благодаря которым женщины оказываются «на обочине» активной экономической деятельности.

В общем виде дискриминация на рынке труда проявляется в следующем:

- Неравенство при найме на работу и увольнении с нее. Это происходит в том случае, когда определенную социальную группу принимают на работу в последнюю очередь (вследствие отсутствия другого предложения рабочей силы на рынке), а увольняют и сокращают в первую очередь (из-за кризисных явлений на макро- или микро- уровне).

- Асимметрия при оплате труда, когда разные работники на одной и той же должности при равном качестве работ получают различную заработную плату.

- Дискриминация вертикальной мобильности работников, что проявляется в невозможности продвижения рабочей силы по карьерной лестнице (преимущественно в положительном направлении), а также ограниченный доступ к программам повышения квалификации.

Самым комплексным и тяжелым проявлением дискриминации, на наш взгляд, является женская дискриминация и последующая за ней женская безработица. С чем же она связана? Прежде всего, рождение ребенка и беременность усложняют положение женщины на рынке труда, поскольку работодатель зачастую не готов предоставлять положенные по трудовому кодексу различные льготы, пособия по уходу за ребенком и обеспечивать равные условия труда мужчинам и женщинам. В случае беременности многие женщины сталкиваются с негативным к себе отношением, снижением зарплаты, принуждением к увольнению. Такое положение во многом — следствие отсутствия в обществе понимания, что является дискриминацией, а также результат недостаточного законодательного регулирования запрета дискриминации. Также женщины менее гибко могут реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда, что связано с большим количеством домашних обязанностей и времязатратностью ухода за детьми. Женщины реже прибегают к вторичной занятости, а дополнительные заработки имеют всего лишь 11% женщин (в сравнении с мужчинами, где каждый пятый имеет дополнительный источник дохода).

Во-вторых, в обществе сложился устойчивый стереотип о делении на «женские» и «мужские» профессии, что автоматически исключает возможность женщины занять ту или иную должность. Так, по данным Фонда Общественного мнения в 2016 году 63% населения ответили, что существуют «мужские» профессии, среди них: дальнобойщик, шахтер, строитель, военный и т.д. С существованием «женских» профессий согласились 57% респондентов. Они назвали такие профессии как воспитатель, учитель, врач, швея, кассир и др. Существует так называемый «стеклянный потолок»: число женщин на руководящих должностях и высокооплачиваемых позициях крайне незначительно, мал уровень присутствия в сфере государственного управления и бизнесе на позициях, связанных с принятиями решений.[2,105].

Принципы равноправия мужчин и женщин четко и ясно закреплены в статьях 19 и 37 Конституции РФ. Однако современные рыночные условия идут в сторону резко выраженной гендерной направленности изменения структуры занятых на рынке труда: сокращение доли женщин во всех отраслях экономики, на рабочих местах, требующих высокую квалификацию и наличие профессиональных качеств, что особенно проявляется в профессиях высокоинтеллектуального труда. К сожалению, в отечественной переходной экономике, подверженной глубоким и резким изменениям, происходит ярко выраженный процесс дефеминизации, то есть доминирование в структуре занятых мужчин по сравнению с женщинами.

Со времен СССР значительно сократилась доля женщин в таких отраслях как машиностроение, инженерный корпус (где женщины составляли около 50%), легкая промышленность (до 80% женщин), а также аппарат управления (где женщин было около 90% всех работников). Сейчас же женщинам в основном приходится работать в непрестижных и низкооплачиваемых секторах экономики. Доминирующим остается положение женщин в сферах здравоохранения, образования, социальных отраслях.[4,89].

Характерными чертами для женской безработицы являются: массовость, долгосрочность, хронический характер.

Массовость объясняется теми социальными категориями женщин, которые наиболее подвержены безработице. В основном это социально-уязвимое население: матери-одиночки, одинокие пенсионеры, семьи с детьми-инвалидами, вдовы и разведенные женщины.

Долгосрочность объясняется той спецификой рабочих условий, которые будут оптимальны для женщины и которые довольно трудно найти: это может быть неполный рабочий день, расчлененный рабочий день, возможность отпуска в связи болезни ребенка, готовность работодателя предоставить декретный отпуск с соблюдением всех условий, установленных в трудовом кодексе.

Хронический характер проявляется в том, что, не найдя работу, женщины отчаиваются, перестают искать работу и занимаются домашним хозяйством, а также воспитанием детей, тем самым выбывая из состава рабочей силы.

Теперь стоит затронуть конкретную статистику занятости и безработицы женщин в России. Стоит начать с того, что по состоянию на 2015-16 гг.. 49% всех занятых в национальной экономике – женщины. При этом, удельный вес работников с высшим образованием значительнее именно у женщин: 62% у женщин против 50% у мужчин. Несмотря на тенденцию сокращения уровня безработицы в целом по стране за последние несколько лет, значительная доля женщин не может найти достойную работу. Около 60% всех безработных именно женщины, причем число обращений на биржу труда среди женщин намного превосходит данный показатель у безработных мужчин (примерно 8 из 10 безработных женщин когда-либо состояли на бирже труда).[2,108]. К тому же, даже найдя работу, многие женщины, особенно многодетные, не могут рассчитывать на заработок, полностью обеспечивавший бы семью. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, средний заработок женщины в 2014 году составлял 70% от среднего заработка мужчины, что является результатом асимметрии в оплате труда работников разного пола, о чем упоминалось выше. Данной ситуации не способствует и тот факт, что в отличие от большинства развитых стран, где запреты по гендерному признаку отсутствуют, в России женщинам недоступны 456 видов работы. [10]. Этот показатель держится на одном уровне уже три года. На сегодняшний день российским женщинам запрещено работать в сфере по добыче сырья, в строительстве и производстве. Вдобавок, им недоступны такие профессии, как машинист поезда, водитель сельхозтехники, работник порта, высотник и пр. Несмотря на это, доля работающих женщин в общем количестве экономически активных гражданок сравни развитым странам - 69 %.[10].

Между тем, женская безработица несет в себе ряд экономических, социальных и психологических последствий:

- падение среднедушевых доходов и, как следствие, обеднение семей;

- потеря образованной рабочей силы с высоким уровнем мотивации и недоиспользование высококвалифицированной рабочей силы, что в долгосрочном периоде может отражаться на снижениях темпов роста национальной экономики;

- уход части женщин в теневой сектор экономики, а также распространение проституции;

- ухудшение физического и психологического здоровья женщин, что влечет рост бродяжничества, наркомании и алкоголизма в обществе.

По данным ряда исследований, изменение уровня женской безработицы в России зависит в основном от двух факторов: от уровня рождаемости и от количества заключенных браков. Расчеты на основе регрессионного и корреляционного анализов показали, что заключение брака и рождение ребенка примерно в одинаковой степени влияют на изменение уровня женской безработицы, но в разном направлении. Это означает, что при увеличении числа заключенных браков на 1% безработицы среди женщин в среднем увеличится на 6%, что может объясняться патриархальными настроениями в обществе (мужчина должен зарабатывать), а также большим количеством неоплачиваемой работы, которую выполняет женщина (домашние работы, воспитание детей, уход за пенсионерами и больными и т.д). [5].

Напротив, увеличение рождаемости влечет за собой снижение женской безработицы в среднем на 7%, что объясняется стремлением женщины обеспечить достойную жизнь ребенку, а значит и необходимость стабильного заработка и наличие постоянного рабочего места. Рождение ребенка вынуждает домохозяйства увеличивать потребительские расходы при одновременном сокращении сбережений и снижении инвестиционной деятельности, что также может проявляться в реструктуризации персонального (семейного) бюджета.

На сегодняшний день при численном превосходстве женщин в мире на долю женского работающего населения приходится всего 38% мирового ВВП, что говорит о серьезной проблеме неравенства мужчин и женщин на рынке труда. Зарубежные исследователи смоделировали ситуацию, при которой женщины полноценно бы участвовали в трудовых отношениях наравне с мужчинами. Выяснилось, что при отсутствии неполного рабочего дня, а также увеличении доли женщин в высокопродуктивных отраслях мировой ВВП мог бы увеличиться на 8-10% в год (около 15 трлн. долларов). Это приводит нас к логичному утверждению: расширение возможностей женщин в сфере труда очевидное экономическое решение. [5].

В первую очередь, снижение безработицы среди женщин ведет к экономическому росту. По оценкам экспертов, отечественный ВВП мог бы вырасти на 2-4%, на 5 % в Соединенных Штатах, на 9 % в Японии и 27 % в Индии. Во-вторых, большее число надежных и хорошо оплачиваемых рабочих мест для женщин повышает общий уровень дохода на душу населения. В-третьих, снижение безработицы среди женского населения, безусловно, приведет к уменьшению числа бедных в стране. Сокращение разрыва между мужчинами и женщинами (в возрасте 15–64 лет) на рынке труда может увеличить ВВП страны на 12 % в течение ближайших 15 лет[7,108].

Какие же меры государственной поддержки необходимо принять для снижение женской безработицы? На наш взгляд, необходимо сосредоточиться на следующих направлениях:

-дальнейшее развитие программ подготовки и переподготовки женщин;

-совершенствование информационного аспекта на рынке труда в целом, а также на бирже труда, в частности;

-развитие легкой пищевой промышленности, в которой традиционно были заняты женщины;

-ориентация на поддержку малого и среднего предпринимательства в стране. Многие женщины, не найдя подходящую работу, переходят в неформальный сектор экономики, где занимаются бизнесом на индивидуальной основе, а значит необходимо создать все условия для беспрепятственного доступа женщин к бизнесу, а также к его комфортному ведению;

-создание программ по стимулированию заинтересованности женщин в труде. Это касается прежде всего домохозяек, которые все свое время тратят на содержание домашнего хозяйства. Для этого также необходимо развивать сектор платных социальных услуг, развитие сфер по дошкольному воспитанию детей (увеличение числа детских садов, совершенствование института сиделок и нянь на дому и т.д).

Все вышеперечисленные аспекты, могут уже в краткосрочном периоде снизить число безработных женщин, а в долгосрочной перспективе стимулировать снижение дискриминационных процессов по отношению к женщинам не только в экономике, но и в других сферах общественной жизни.

На данный момент происходят некоторые «подвижки» в данной проблеме. Происходит стремительное увеличение числа женщин на руководящих постах в бизнесе. На руководящих постах сейчас 43 процента женщин-предпринимателей. Также количество занятых женщин в экономике увеличивается в последние несколько лет (Рис. 1).

Таким образом, проблема женской безработицы и по сей день остается актуальным явлением не только в российской экономике, но и по всему миру. Данная макроэкономическая проблема заслуживает большего внимания со стороны экспертов, аналитиков и, в первую очередь, государства. Бизнес, со своей стороны, должен быть также заинтересован в привлечении именно женской рабочей силы. В добавок ко всему, образовательная система должна обеспечивать возможность получения квалификации, ее повышения, переобучения на новые специальности в рамках среднего профессионального и высшего образования. Что немаловажно, помимо власти само общество должно понять всю важность и актуальность проблемы женской безработицы в современном мире. Только при тесном сотрудничестве всех названных звеньев решение данной проблемы может быть эффективным и действенным.

1.Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации Текст – М.: Экзамен, 2016

2.Зуйкова Е.М. Феминология и гендерная политика / Зуйкова Е.М., Ерусланова Р.И., - 3-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. – 99-111 с.

3 .Макроэкономика. Учебник, Рекомендовано ФГАУ «ФИРО», /Отв. Ред. М.Л.Альпидовская, Н.В.Цхададзе. - Ростов на Дону «Феникс» 2017.- 409 с.

4 .Назарько Ю. В., Рубанова А.А. Дискриминация женщин на рынке труда// Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 – С. 88-91.

5 .Ножова А. С. Женщина на рынке труда // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 363-367. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/101/22790/ (Дата обращения: 04.12.2017).

6.Похвощев В.А., Колесникова О.А. Развитие женского предпринимательства как фактор обеспечения эффективной занятости/ Похвощев В.А., Колесникова О.А./ Научная электронная библиотека Киберленинка. 2013. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie- zhenskogo-predprinimatelstva-kak-faktor-obespecheniya-effektivnoy-zanyatosti (Дата обращения: 03.12.2017).

7. Цхададзе Н.В. Социально-экономические последствия развития неформальной занятости в России // ж. «Вестник Тверского государственного университета, Серия «Экономика и управление», № 4 , 2015 г. – С.102-112.

8. Цхададзе Н.В. Последствия расширения неформального сектора в экономике //«Экономико- правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: поискмодели эффективного социохозяйственного развития». Сборник статей международной научно-практической конференции. / под ред. Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева, З.М. Хашевой – Краснодар: ЮИМ, 2015. – С.235-240.

9.Цхададзе Н.В., Богатская К.А. Миграция рабочей силы и ее влияние на воспроизводственные процессы //«Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития» в 80-летию выхода в свет книги Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».Сборник докладов III Международной научной конференции, г. Москва, 2016 – С.278-283.

10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/.

11.Феномен рыночного хозяйства: векторы и особенности эволюции. Монография. / Под ред. Сидорова В.А., Ядгарова Я.С., Чапли В.В.- LSP 2017. -620 с.

Социально-экономические преобразования в России, начатые в конце 1980-х годов и продолжающиеся в настоящее время, имеют своей целью поиск решения важнейших общественных проблем.

Учитывая сложность и многообразие проблем, связанных с переходом к новой социальной реальности, мы рассмотрим лишь одну из них - проблему определения и предотвращения экономических и социальных последствий безработицы.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

Подчеркнем, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

Подобные исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на наш взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

Положительные

1. Повышение социальной ценности рабочего места.

2. Увеличение личного свободного времени.

3. Возрастание свободы выбора места работы.

4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия безработицы

Отрицательные

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Нами было проведено исследование последствий безработицы, в ходе которого предстояло выяснить, во-первых, приводит ли безработица как социально-экономическое явление к выявленным экономическим и социальным последствиям. Во-вторых, оценить силу и степень проявления экономических и социальных последствий безработицы. В-третьих, определить направленность влияния каждого из выявленных экономических и социальных последствий безработицы. В итоге нами были получены следующие результаты.

Тенденция снижения количества положительных выборов в зависимости от увеличения сроков продолжительности безработицы наблюдается при оценке безработными респондентами показателя "увеличение личного свободного времени" от 32,1 % в первой группе (продолжительность безработицы менее 4 месяцев) до 9,2 % в четвертой (более 18 месяцев). По всей видимости, это можно объяснить тем, что категория свободного времени определяется респондентами относительно общей картины распределения времени. Безработица воспринимается первой группой как своеобразный вынужденный отпуск, отдых и ассоциируется с большим количеством свободного времени, в то время как представители четвертой группы воспринимают период вынужденной незанятости как наказание, неудачу, что придает негативный оттенок. Из общего числа респондентов 256 безработных отметили факт увеличения личного свободного времени как положительный. Из них 63,7% составили женщины и только 36,3% мужчины. Это объясняется высокой занятостью женщин в домашнем хозяйстве и их жизненными предпочтениями. Характерно, что эта тенденция наблюдается и при ответе на вопрос об увеличении свободного времени у каждого из респондентов, когда 76,1% отмечают увеличение, а 17,9% - уменьшение величины показателя. Подтверждается также тенденция к снижению соответствующих выборов в зависимости от увеличения продолжительности периода безработицы.

"Возрастание свободы выбора места работы" 80,8% респондентов оценило как положительное последствие. Среди них оказалось 26,8% мужчин и 53,9% женщин. Однако сохранилась тенденция уменьшения положительных выборов в зависимости от увеличения продолжительности периода безработицы (от 38,2% - в первой группе до 11,8% - в четвертой). При ответе на вопрос о том, являются ли безработные резервом рабочей силы для структурной перестройки экономики, отрицательные ответы составили 23,2% от общего числа респондентов и уменьшались от 10,5% - в первой группе до 2,1% - в четвертой. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования посчитали положительным явлением 76,8% респондентов. (36,3% безработных со сроком незанятости менее 4-х месяцев и только 11,1% - с периодом более 18 месяцев). Женщины отмечали позитивность такого перерыва в два раза чаще, чем мужчины (соответственно в 50,5% и 26,3% случаев). Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду получили положительную оценку у 84,2% респондентов (29,7% мужчин и 54,5% женщин). При этом у безработных со сроком менее 4 месяцев положительных выборов было в 4 раза больше, чем у группы со сроком более 18 месяцев (соответственно 40,0% и 11,8%).

Готовность к изменению своего профессионального профиля выразили 71,1% респондентов, что свидетельствует о возможности применения этой меры предупреждения и ликвидации таких негативных последствий безработицы, как обесценивание последствий обучения и утрата квалификации. Наименьшую готовность к переобучению высказали длительно безработные - 9,2%. В то же время среди тех, кто не может найти работу менее 4 месяцев таких оказалось 31,3%. Эти результаты было бы достаточно трудно объяснить, если не принять во внимание тот факт, что наибольшую активность в поиске работы, в том числе и путем переподготовки, проявляют безработные с небольшим периодом незанятости (менее 4 месяцев). В этой группе уволившихся по собственному желанию 27,6% (из 249 респондентов, что составляет 65,5% от общего числа опрошенных) и имеющих высшее и среднее профессиональное образование 38,7% из общего количества опрошенных. При этом большую готовность проявляют женщины - 48,2% против 22,9% мужчин.

Возможности выбора места работы за последние 5 - 7 лет уменьшились у 53,4% опрошенных респондентов, не изменились - у 25,8% и увеличились только у 20,8% (в основном за счет группы респондентов с высшим и средним профессиональным образованием, составивших 17,6% от общего количества опрошенных).

На этом фоне не кажется чем-то необычным ухудшение физического и душевного самочувствия (соответственно у 49,5% и 78,9% опрошенных). Наибольшее количество из этого числа респондентов находится в группе с периодом безработицы до 4-х месяцев (45,1% и 41,3% соответственно). Причем физическое и душевное самочувствие в большей степени ухудшается у безработных, имеющих семью. Кроме того, прослеживается определенная зависимость между душевным самочувствием и уровнем образования. Из 286 респондентов, у которых самочувствие ухудшилось, 67,5% имеют среднее образование, 16,4% - высшее и 16,1% - неполное среднее и начальное профессиональное.

Безработицу в качестве причины увеличения преступлений, совершаемых с корыстной целью, назвали 87,6% опрошенных. Среди них оказалось 38,1% мужчин и 61,9% женщин. Эти данные можно сравнить с официальной статистикой. Из общей численности осужденных трудоспособные лица, не работавшие и не учившиеся, составили 43,6% (на 01.01.97). За преступления против собственности осуждено 55,2% (11 825 человек) от общего числа совершивших преступления. Доля молодежи до 30 лет - 54,9%. 68,8% от этого количества осуждено за преступления против собственности [1].

А вот как распределились ответы на вопрос о том, как изменится отношение респондентов к труду, если их материальное положение ухудшится (невыплаты, низкий уровень заработной платы и т.д.). Трудиться активнее будут 60,8% респондентов (10,8% имеют высшее образование, 71,0% - среднее; 33,8% - мужчины и 66,2% - женщины), работать как и прежде собираются 26,3% опрошенных; 22,0% - высшее образование, 62,0% - среднее, 39,0% - мужчины и 61,0% - женщины), а 12,9% снизят свою трудовую активность (38,8% с высшим образованием 57,1% - средним образованием; 32,7% - мужчины и 67,3% - женщины).

Для анализа возможных последствий безработицы большое значение имеет отношение респондентов к использованию времени, появившемуся в результате потери работы. Как показало исследование, подавляющее большинство безработных используют появившееся время для поиска новой работы (89,2%), находятся на переобучении 8,7%, повышают уровень образования 13,7%, отдыхают 18,2% респондентов. При этом активность в поиске работы с использованием всех возможностей проявляют 70,8% опрошенных безработных, надеются на помощь службы занятости - 25,3%, перестали искать работу 3,9% респондентов. Наблюдается интересная тенденция. С увеличением продолжительности безработицы уменьшается количество тех, кто надеется на помощь службы занятости (от 44,8% в первой группе, до 6,3% - в последней). Наибольшее число переставших искать работу - 2,1% - это длительно безработные. Причем у респондентов с высшим и средним образованием активность поиска работы выше, чем у других. В целом большинство безработных считают, что с увеличением продолжительности безработицы их знания и навыки ухудшаются. При этом ответы распределены равномерно между представителями, имеющими различные уровни образования. Это подтверждает наши выводы о негативном характере длительной безработицы и ее отрицательном влиянии на профессиональный уровень безработных.

Ухудшение своего материального положения отметили 81,3% респондентов. И это на фоне и без того удручающего материального положения большинства семей безработных, когда среднемесячный доход на одного члена семьи составляет: до 100 рублей - у 18,4% опрошенных, от 100 до 300 - у 42,6% и от 300 до 500 - у 23,9%. То есть более 61% безработных получают доход, не превышающий величину прожиточного минимума, который составил 362 рубля по состоянию на 01.04.98 [2].

Учитывая обеспокоенность занятого населения потенциальной возможностью потерять работу, а также на основании проведенного исследования можно прийти к выводу, что в целом в обществе сложилось понимание безработицы и ясное осознание ее социальных последствий.

Библиографическая ссылка на статью:
Исмаилова Х.А. Безработица среди молодежи: причины, социальные последствия и возможные пути их решения // Психология, социология и педагогика. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/10/7264 (дата обращения: 12.04.2021).

В последнее время проблема молодежной безработицы стала наиболее актуальна. Сейчас очень остро стоит вопрос о трудоустройстве молодых людей. Ситуация на молодежном рынке труда стала напряженной. Среди всех категорий населения на рынке труда молодые люди больше находятся в зоне риска. Это разъясняется тем, что молодые специалисты имеют высокую профессиональную и территориальную мобильность в поисках работы, с одной стороны, и с отсутствием трудового опыта, что делает их менее конкурентоспособными – с другой стороны.

Росту молодежной безработицы способствуют некоторые факторы. Это распространение алкоголизма, курения, наркомания, ухудшение здоровья. В последнее время количество молодежи работающих в сфере промышленности, строительства, транспорта стала падать. Увеличивается доля работающих молодых людей в непроизводственной сфере. Молодые люди проживающие в селе выбирают работу на городских предприятиях и в организациях, а не в сфере сельскохозяйственного производства, поэтому численность молодежи на селе сокращается. Многие устремились в сферу торговли. Сейчас молодые люди с образованием пополняют ряды «челноков», уличных и базарных торговцев, таким образом, происходит ощутимый отток молодежи в сферу теневой экономики. Распространенными становятся такие черты, свойственные сегодня для современной молодежи: свободное общение, свободная деятельность с друзьями, сверстниками; молодого человека от взрослого отличает не развитое чувство ответственности за свое поведение, соблюдение закона, норм, работу, отношения с людьми; основные ценности и интересы молодежи ограничены в сфере досуга, компьютером, музыкой, малосодержательным общением, развлекательными мероприятиями; апатичность, пассивность, безразличие к себе и другим.

Проблемы молодежного рынка труда связаны с несоответствием профилей и объемов подготовки специалистов требованиям и потребностям современного рынка труда. Поэтому с каждым годом растет индекс безработицы среди выпускников профессиональных учебных учреждений. Статусом безработного обладает каждый третий молодой специалист, имеющий среднее или высшее профессиональное образование, а то и несколько. Из-за низкой квалификации и отсутствия опыта, работодатели слабо заинтересованы в приеме на работу выпускников, несмотря на то, что молодежь наиболее приспособлена к постоянной смене вида деятельности и обладает наибольшим потенциалом профессионального роста, что провоцирует проблему безработицы среди молодежи. Работодатели не хотят брать молодых на работу, так как у них нет опыта, а производственные практики в ВУЗах не дают нужного опыта, поэтому спрос невелик. [1, c. 218]. Подавляющее большинство работодателей стараются брать на работу квалифицированных опытных специалистов, со стажем, которые знают все тонкости конкретной профессии. Некоторые работодатели считают, что молодые люди с трудом приспосабливаются к новым для них условиям, а именно к восьмичасовому рабочему дню, к коллективу и в общем ко всему рабочему процессу. Однако, существует немало компаний, которые готовы нанять специалистов без опыта работы, но предлагаемые должности не соответствуют ожиданиям соискателей. Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий.

Безработным молодым людям, у которых есть рабочее специальность, в первый же день обращения предлагают работу, а у тех, у кого есть высшее или среднее специальное образование- трудоустройство представляет большую сложность. На процесс трудоустройства молодых людей отрицательно сказывается низкая стоимость рабочей силы по многим профессиям ( например, водитель, продавец, сторож и т.д.). В связи с ростом цен на товары и услуги молодые люди отказываются идти на низкооплачиваемую работу.

Рост безработицы среди молодежи, ее отрицательные воздействия создают социальную проблему, отличительными чертами которой являются следующие: а) негативно отражается на экономическом благополучии молодежной семьи, оказывает влияние на социально-демографическую ситуацию; б)длительная продолжительность незанятости молодых людей может привести к росту «социального иждивенства»; в)увеличивает социальную дифференциацию; г)усиливает социальную напряженность и так далее. Для рынка труда молодежи характерны высокая мобильность, низкий уровень квалификации, а также достаточно высокий уровень безработицы. Почти пятую часть безработных составляет молодежь, которая не имеет опыта трудовой деятельности. [2, c. 9-14].

Таким образом, можно выделить основные причины роста молодежной безработицы:

  • выбор профессии, специальности;
  • квалификация молодых специалистов не соответствует потребностям рынка труда;
  • избыток населения;
  • установление ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов и социально- экономической активности населения;
  • отсутствие спроса на товары и услуги;
  • недостаток у молодых специалистов профессиональных навыков, опыта;
  • наличие монопсонии на рынке труда.

Государственная политика России предпринимает меры для борьбы с безработицей, поскольку незанятость населения представляет серьезную макроэкономическую проблему, выступает в виде показателя макроэкономической нестабильности. Приведем примеры разных мер, которые предпринимает государство для борьбы с безработицей:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости;
  • модернизирование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест;
  • использование альтернативных форм занятости;
  • развитие системы страхования от безработицы;
  • усилений гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежной заработной платы;
  • обеспечение правовой защищенности наемных работников.

В заключении отметим, образовательные учреждения, службы занятости должны иметь определенные конструктивные пути адаптации молодежи ищущих себя в профессиональной сфере, в том числе на рынке труда, например: оказывать помощь и содействие в поиске работы; оказать помощь в расширении прав и возможностей занятости молодежи в сфере малого бизнеса; разработать методы психологической поддержки; оказать помощь учебным заведениям по созданию кадровых агентств как на уровне университета, так и других учреждений.

Перестройка поведения, степени обеспеченности, взаимоотношений влияет на семью безработного. Так, человек, который ежедневно уходил на работу, и это вошло в сложившийся стереотип поведения всех домочадцев, теперь остается дома. Вместо того чтобы приносить домой достаточное содержание для семьи, он в лучшем случае приносит пособие. Пользовавшийся самоуважением и уважением окружающих, индивид замечает, что к нему менее прислушиваются, его авторитет поставлен под сомнение, его суждения не ценятся. [51, c.60]

Дети болезненно переживает крушение нормальной системы, к которой родители олицетворяли устойчивость, надежность, естественную защиту. Если родители (родитель) не в состоянии обеспечить даже витальные потребности детей, это отрицательно сказывается на взаимоотношениях между родителями и детьми, на психике детей. Иногда дети отрываются от дома, становятся добытчиками средств к существованию семьи, или же становятся на путь асоциального или криминального существования.

Также очень опасна для семей безработных такая проблема, как наследственная безработица (я уже упоминала о ней выше).

Страны, долгое время имеющие многомиллионную безработицу, столкнулись с тем, что состояние безработицы передается из поколения в поколение, и дети безработного имеют гораздо больше шансов стать безработными, где дети работающего человека. [6, c.104-105]

Алкоголизм родителей, их система ценностей и установок, в которой личный успех, необходимость преуспевания, стремление иметь работу отходят на задний план, возможно, некоторые особенности в виде психологической неустойчивости, снижения психической энергии, могут наследоваться детьми. Поэтому складывается целая субкультура наследственной безработицы, как правило, свойственная застойно депрессивным территориям, в которой воспроизводится образ жизни безработных. Работа с такой категорией населения представляет особую сложность, и, безусловно, психологически гораздо перспективнее не допустить образования застойной безработицы, чем бороться с ее последствиями. [51, c.61-62]

В семьях безработных значительно больше проблем с проведением свободного времени, занятиями спортом, посещением детьми различных кружков, секций и т.д. В последнее время эта формы работа с детьми переходят на платную систему, и безработным родителям оплатить их услуги достаточно сложно. Это же касается посещения детьми и взрослыми театров, кинотеатров, музеев и других зрелищных мероприятий.

В случае длительного срока безработицы перед такими семьями встают проблемы отдыха, а также проведения каникул детьми. Особенно эта проблема обостряется для родителей, родившихся и живущих в городе и не имеющих каких-либо связей с деревней.

Среди эмоциональных последствий безработицы можно назвать низкую самооценку, депрессию, самоубийства, необходимость психического лечения в стационаре. [15, c.22]

По результатам исследования проведенного в США, увеличение уровня безработицы на 1% (если она затем не снижается на протяжении пяти последующих лет) дает возрастание числа самоубийств на 4,1%, первичных обращений в клиники для душевнобольных - на 3,3%, тюремных заключений - на 4,0%, убийств - на 5,7 %, смертности от алкоголизма - на 1,9%, общего показателя смертности - на 1,9. [69, c.7]

Медицинские проблемы включают нарушение здоровья, вызванное стрессами (особенно болезни сердца и почек, алкоголизма и цирроз печени). У работников, имевших до объявления об увольнении нормальное артериальное давление, после получения такого известия оно повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они не находили работу вновь. [51, c.63]

Некоторые исследователи считают, что стресс, связанный с безработицей, снижает способность членов семьи заботиться друг о друге, в результате чего дети - подростки чаще убегают из дома, семья отторгает тех членов семьи, который считает бременем, например, безработного супруга.

Потеря родителями или хотя бы одним из них работы отрицательно сказывается и на взаимоотношениях между родителями и детьми. В семьях безработных возрастают конфликтные ситуации между родителями и детьми, причем, нередко, до такой степени, что возникает необходимость передачи детей на воспитание в детские дома, другим семьям. Как показывают некоторые исследования, потерявшие работу родители часто теряют свой авторитет в глазах детей. Дети склонны отдаляться от таких родителей, начинают не стыдиться, особенно перед сверстниками. Однако следует отметить, что это происходит не во всех семьях; там, где члены семьи имели хорошие взаимоотношения до потери работы - они в трудной ситуации сближаются, а те, у кого уже существовали трудности в отношениях, наоборот, отдаляются друг от друга.

В то же время подобная ситуация может привести к развитию самостоятельности ребенка, изменению его отношения к обучению, труду. Нередко ребенок в таких случаях сам начинает работать. [52, c.67-68]

Трудовая деятельность детей, бесспорно, имеет много положительных аспектов. Некоторые обследования, проведенные на Западе, показывают, что дети, которые работают умеренно, учатся в школах лучше, чем те, которые вообще не работают. Работа может научить терпимости, поскольку на работе общаются дети из различных социальных слоев. Учителя, социологи считают, что работа может научить дисциплине, самоуважению, трудолюбию. Она снижает инфантильность, развивает активность, самодеятельность, предприимчивость, не позволяет детям стать социальными иждивенцами, способствует более гармоничному развитию.

Вместе с тем, нельзя не видеть и негативные стороны этого явления. Прежде всего, существует обратная связь между количеством рабочих часов подростков и успеваемостью. Обследование, проведенные службой проверки успеваемости США, выяснили, что дети, которые работают значительное время, неохотно изучают естественные науки, биологию и химию, имеют более низкие отметки по математике, истории, литературе и родному языку. По данным другого обследования, охватившего более 68 тысяч учащихся, среди подростков, которые работают более 20 часов в неделю, значительно больше курящих и употребляющих спиртные напитки, они чаще прогуливают занятия.

Влияние работы после школьных занятий проявляется не только в ухудшении знаний и систематической усталости. Например, в интервью с 64 учащимися средних школ СШA: вырисовывается крайне тревожная картина: дети, которые пошли на работу по своему желанию, а не по обходимости, достигают положения, "преждевременной зажиточности", когда ребенок получает возможность удовлетворять свои "потребительские желания" даже при том, что его родители вынуждены экономить. Заработанные деньги, как свидетельствуют исследования, идут в основном на удовлетворение сиюминутных интересов. И, наконец, работа школьников влияет на изменение отношений между подростками и их родителями. Родители, осаждаемые со всех сторон, представляют своим работающим детям фактически безграничную самостоятельность. Наличие работы дает детям практически полную свободу. Очень часто это приводит к тому, что такие дети ведут себя со своими родителями как посторонние люди, квартиранты. [15, c.23]

В России масштабы занятости детей ниже, однако, становление рыночной экономики постоянно увеличивает этот критерий. Определенная часть детей, используя свои знания, занимается интеллектуальной деятельностью. Они разрабатывают и продают различные технические приспособления, в том числе для облегчения домашних работ. Во многих городах организуются детские биржи труда, которые успешно функционируют, особенно в период школьных каникул.

Широкое распространение среди детей получила деятельность по торговле книгами, газетами, журналами, жвачкой и другими, иногда ворованными вещами, многие имеют машины. Причем все это в ущерб школьному времени.

В этих условиях необходимо рационально решить вопрос сочетания учебы и труда подростков. Здесь не должно быть никаких крайностей. Нельзя искусственно сдерживать или запрещать работу подростков, да это и невозможно.

Однако этих детей нельзя оставить без присмотра. За ними должны наблюдать попечительские советы, которые необходимы не только в каждом городе, районе, но и в каждом квартале. При этом они должны располагать определенными денежными средствами, источниками которых будут местный бюджет и добровольные пожертвования. В противном случае эти дети будут предоставлены сами себе, и ими могут заинтересоваться преступные банды, сделав их своими членами. Уже сейчас, дети используются, например, для продажи спиртных напитков, провоза наркотиков и др.

Определенные группы детей могут зарабатывать деньги, создавая свои преступные группировки. [15, с.24-25]

Так, по данным опроса Федерации молодежных правоохранительных объединений Москвы более 90% "трудных" подростков не отказывались бы принять участие в групповых погромах магазинов, рынков и т.д.

И, наконец, говоря о безработице, следует сказать, что существует зависимость между ней и преступностью. Американские исследователи считают, что связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключениям несомненна. Так, например, изучение соответствующих дел показало, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы. Отсутствием работы может объясняться и рецидивизм. [7, c.12-13]

Таким образом, безработица оказывает отрицательное, разрушающее действие не только на каждого человека, попавшего в такое положение, но и на членов его семьи. В некоторых случаях часть людей она может закалить, мобилизовать все их силы, позволить по-новому взглянуть на себя. Однако для большинства людей это огромная беда. Помочь человеку выйти из нее должны государство, общество, его близкие, но в первую очередь - он сам.

Читайте также: