Как доказать что человек безработный

Опубликовано: 17.05.2024

На просторах интернета нам попалась обычная на сегодняшний день история. Девушка эмоционально и подробно рассказывает, как она становилась на учёт в Центр занятости населения, получала пособие и жила на него с семьёй. Ей начислили минимальную для Москвы сумму — 3 800 рублей в месяц. Как прожить на эти деньги? Никак. «Можно кормить ребёнка раз в день, а самой питаться чёрным хлебом с солью раз в два дня». Поэтому девушка стала подрабатывать — делала генеральную уборку, получая за это 1 000−1 500 рублей с квартиры. На этом месте надо остановиться и заглянуть в закон, потому что фактически автор истории совершила преступление.

Из безработных в преступницы. Фото: rabotiazhka. livejornal.com

Получать пособие по безработице и любой другой дополнительный доход нельзя. Государство наказывает за это по всей строгости: снимает с учёта, требует вернуть незаконно полученные деньги, заводит административное или уголовное дело. Давайте разбираться, что закон запрещает безработному, получающему пособие, и как ЦЗН находит и наказывает нарушителей.

Матчасть

Читая истории людей, лишившихся пособия, понимаешь, что главное — знать закон. Многие становятся нарушителями непреднамеренно.

По закону безработным не может быть признан и, соответственно, не может получать пособие:

  1. Работающий по трудовому договору. Количество рабочих часов и сезонность не имеет значения. Есть трудовой договор — нет пособия.
  2. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты.
  3. Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам.
  4. Работающие по договору ГПХ.
  5. Военнослужащие.
  6. Обучающиеся по очной форме обучения.
  7. Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации и т. д.
  8. Члены крестьянских хозяйств.
  9. Получатели пособия по уходу за ребёнком.
  10. Пенсионеры, которым назначена пенсия по старости, в том числе досрочно или по выслуге лет.

Обязанность гражданина — сообщить в ЦЗН о том, что работа нашлась, доход есть, и написать заявление о снятии с учёта. О пенсии, учёбе, призыве тоже надо сообщать своему инспектору. Работа — это не только постоянное место, но и любой другой доход. Устроился колоть дрова на один день, получил 500 рублей — лишился государственных выплат. Подрабатываешь в такси по два часа — снимись с учёта, потому что и так имеешь доход и работу.

Обман — это…

Центры занятости выделяют несколько случаев, которые считаются «получением пособия обманным путём».

Либо работай, либо получай деньги от государства

На первом по популярности месте — сокрытие занятости. Кто-то это делает преднамеренно, считая, что и пособие невелико, и зарплата маленькая, а вместе уже приличная сумма. Кто-то просто не знает, что даже договор ГПХ — работа и доход, лишающие пособия.

ЦЗН г. Верхний Уфалей сообщает:

Заметим, что срока давности по этому преступлению нет. Получив незаконные выплаты в 2008, можно понести наказание в 2020. Инспекторы ЦЗН выборочно проверяют личные дела безработных, делая запросы в ФНС и ПФР, где есть данные по всем работникам всех предприятий.

Центры занятости следят за безработными. Фото: mayaksevera.ru

Думаете, что работая без оформления, можно не беспокоиться? Не всегда. Есть «доброжелатели», которые могут послать в ЦЗН сообщение.

Мастера маникюра, косметологи на дому, няни, репетиторы тоже под ударом. Сотрудники ЦЗН присматривают за своими подопечными не только через запросы в официальные ведомства, но и через мониторинг социальных сетей.

ЦЗН Еманжелинска сообщает:

Заметим, что здесь налицо ещё одно преступление — незаконная предпринимательская деятельность. Если ЦЗН поделится информацией с налоговой, то на мастера маникюра заведут сразу два дела.

Честность и открытость

Документы подделывать нельзя, их всё равно проверят по межведомственному взаимодействию.

Ещё раз обращаем внимание, что пособие по безработице не положено пенсионерам, студентам и военнослужащим. Призвали в армию — снимись с учёта, иначе придётся вернуть пособие.

В полицию можно попасть внезапно. Фото: rpnews.ru

Показательная история Павла Ивановича. За несколько месяцев до пенсии он потерял работу, встал на учёт в ЦЗН и получал пособие. В назначенный срок Павел Иванович отнёс документы в ПФР и оформил пенсию. Инспектору об этом не сообщил, продолжив получать две выплаты: пособие по безработице и пенсию. Наказание не заставило себя ждать. Павла Ивановича вызвали в полицию, где он пытался объяснить, что полностью прав, ведь пенсия — не работа.

Наказание по букве закона

Тем, кто обманул государство, полагается наказание сразу по нескольким статьям:

  1. Безработный снимается с учёта, а пособие больше не начисляется (п. 2 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).
  2. Пособие надо будет вернуть обратно в бюджет (ст. 1064 ГК РФ).
  3. По ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предполагает штраф от 1 000 до пятикратной суммы незаконно присвоенных денег, а также арест на 15 суток, либо обязательные работы до 120 часов.
  4. По ст. 159 УК РФ полагается штраф до 120 000 рублей или в размере годового дохода, обязательными работами до 360 часов, исправительными работами на срок до 3-х лет, ограничением свободы до 2-х лет, принудительными работами до 2-х лет, арест до 4-х месяцев, лишение свободы до 2-х лет.

Как только ЦЗН узнаёт о нарушении, безработного снимают с учёта, перестают платить пособие и направляют требование вернуть незаконно полученные деньги. Вместе с этим документы уходят в правоохранительные органы, где уже и решится — по какой статье завести дело.

То есть наказание будет в любом случае, даже если сразу вернуть деньги. Начальник отдела реализации активной политики занятости населения регионального минтруда Марина Мороз предупреждает, что в будущем правонарушение неблагоприятно скажется на карьере. «Российская газета» цитирует эксперта:

Службы безопасности для отсева недобросовестных сотрудников сейчас используют различные методы сбора информации, например о наличии судебных разбирательств, и другие инструменты, позволяющие спрогнозировать склонность к воровству, в том числе полиграф. Естественно, что факт отказа предприятия от взаимодействия с таким сотрудником является крайне неприятным


Безработным гражданам в России предоставляется ряд социальных гарантий – от оказания психологической поддержки до содействия в поиске работы и выплаты пособия по безработице. Однако для получения такой помощи в полном объеме необходимо официальное оформление лица в качестве безработного, которое возможно только при соблюдении определенных условий. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособным, но не имеющим работы и заработка, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущим работу и готовым к ней приступить (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; далее – закон о занятости населения). Во-вторых, гражданин, зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, для принятия решения о признании его безработным должен представить органам службы занятости по месту жительства паспорт и трудовую книжку или заменяющие их документы, а также документы, удостоверяющие его квалификацию, и справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (п. 2 ст. 3 закона о занятости населения). Лица, впервые ищущие работу и не имеющие квалификации, представляют паспорт и документ об образовании.

КРАТКО

Требования заявителя : Признать неконституционной норму, закрепляющую обязательность представления гражданами, в том числе бывшими индивидуальными предпринимателями и лицами, не работавшими на протяжении долгого времени, справки о среднем заработке по последнему месту работы для признания их безработным.

Суд решил: Само по себе установление определенного перечня документов, необходимых для признания лица безработным, не нарушает прав граждан. При этом органы службы занятости не вправе отказать лицам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность или неработавшим длительное время, в признании безработными только по причине непредставления ими сведений о заработке по последнему месту работы.

Непредставление какого-либо из документов, в частности справки о заработке с последнего места работы, нередко становится основанием для отказа в признании гражданина безработным (определение Московского городского суда от 14 мая 2015 г. № 4г-5122/15, решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 27 февраля 2012 г. по делу № 2-555/2012). Рассмотрев дело об одном из таких отказов, КС РФ установил, в каких случаях органы службы занятости не вправе отказать в регистрации гражданина в качестве безработного даже при отсутствии справки о среднем заработке (Постановление КС РФ от 6 октября 2015 г. № 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М. В. Чайковского"; далее – Постановление).

Поводом для проверки конституционности п. 1 и п. 2 ст. 3 закона о занятости населения стало обращение в КС РФ Чайковского М. В. (далее – заявитель). 21 октября 2013 года заявитель прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, которую осуществлял с января 2006 года. 5 ноября 2013 года он обратился в центр занятости населения по месту своего жительства, чтобы последний признал его безработным и оказал содействие в поиске работы. Вместе с заявлением он предъявил копию свидетельства о государственной регистрации в качестве ИП, уведомление о снятии с учета в качестве ИП, диплом и трудовую книжку. Центр занятости указал, что регистрация гражданина в качестве безработного невозможна без представления им справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (учитывается только работа по трудовому договору). Но письменного отказа в признании безработным заявителю выдано не было.

Заявитель (истец) обратился в суд с иском о признании незаконным отказа центра занятости в регистрации его в качестве безработного, возмещении материального ущерба в размере невыплаченного пособия по безработице и компенсации морального вреда. Решением Коминтерновского районного суда города Воронежа от 24 марта 2014 г., оставленным без изменения апелляционной инстанцией (определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 15 июля 2014 г. по делу № 33-3511), в удовлетворении иска ему было отказано.

Суды подчеркнули, что требование о признании незаконным отказа центра занятости в регистрации истца в качестве безработного не может быть рассмотрено, поскольку документально оформленного отказа нет. При этом они так же, как и орган занятости, посчитали, что для признания гражданина безработным необходимо предъявление всех указанных в п. 2 ст. 3 закона о занятости населения документов, в том числе справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Довод истца о том, что данную справку невозможно получить в связи с ликвидацией последнего места работы – а им согласно трудовой книжке заявителя является Воронежская городская общественная организация "Общество по охране и защите интеллектуальной собственности" (в 2001-2002 годах он замещал в ней должность исполнительного директора) – суды не приняли. Как отметил Воронежский областной суд (апелляционная инстанция), сведения о среднем заработке можно получить, помимо работодателя, у архивной организации, если она располагает этими данными (п. 20 информации Минтруда России от 5 марта 2013 г.). Информации об обращении в такую организацию истец не предоставил, поэтому говорить о невозможности представления справки о заработке в силу объективных причин нельзя. Соответственно, не может быть удовлетворено и требование истца о взыскании пособия по безработице.

В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции заявителю было отказано (определение Воронежского областного суда от 26 сентября 2014 года, определение ВС РФ от 2 декабря 2014 года).

КС РФ напомнил, что конституционное право граждан на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ) обеспечивается путем осуществления мер по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости, нейтрализации нежелательных последствий, связанных с утратой работы, и социальной поддержки тех, кто официально признан безработными. В целях реализации указанных мер законом о занятости населения гражданам гарантированы следующие права:

  • на бесплатное содействие в подборе подходящей работы, трудоустройство при посредничестве органов службы занятости, информирование о положении на рынке труда (п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 12 закона о занятости населения);
  • на бесплатную консультацию, бесплатное получение в органах службы занятости информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, для выбора сферы деятельности, трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (п. 1 ст. 9 закона о занятости населения);
  • на участие в оплачиваемых общественных работах (п. 2 ст. 24 закона о занятости населения). Это право имеют те граждане, которые зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Указанные права предоставляются всем гражданам РФ вне зависимости от того, зарегистрированы они в качестве безработных или нет, подчеркнул Суд. Тем же, кто официально получает статус безработного, социальная поддержка оказывается в большем объеме. Речь идет о пособии по безработице, праве на бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства (с оказанием соответствующей финансовой поддержки), по профессиональной ориентации и психологической поддержке, праве на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии (п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 12, ст. 22.1, ст. 23, п. 1 ст. 28 закона о занятости населения).

КС РФ отметил, что само по себе законодательно установленное требование о представлении определенных документов для признания безработным гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поэтому не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, ни как умаление государственных гарантий реализации этого права. Однако при формировании перечня необходимых документов законодатель должен учитывать, что их истребование должно помогать органам службы занятости оказывать надлежащую поддержку безработным и не создавать при этом необоснованных затруднений в реализации права граждан на защиту от безработицы (абз. 2 п. 3 Постановления).

Так, паспорт или заменяющий его документ необходим для идентификации личности лица, обратившегося в органы занятости, трудовая книжка, содержащая информацию о трудовом стаже, содержании и условиях трудовой деятельности, – для определения основания и давности прекращения этой деятельности и подбора гражданину подходящей работы. По общему правилу подходящей считается работа, в том числе временная, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, а также транспортной доступности рабочего места (п. 1 ст. 4 закона о занятости населения). Более подробные требования к подбору подходящей работы установлены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. № 891). Согласно этим требованиям при подборе работы необходимо учитывать профессию (специальность) гражданина, должность, вид деятельности, уровень образования и квалификации, опыт и навыки работы, размер среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортную доступность рабочего места, а также требования работодателя к кандидатуре работника (они содержатся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях).

О необходимости учета размера среднего заработка при подборе гражданину новой работы говорится и в самом законе о занятости населения – в нем установлено, что предлагаемая работа, если заработок по ней будет ниже среднего заработка по последнему месту работы, не может считаться подходящей, за исключением случаев, когда среднемесячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем регионе (п. 4 ст. 4 закона о занятости населения). Именно поэтому органы службы занятости и требуют справку о среднем заработке. Кроме того, данная справка нужна для определения размера пособия по безработице (п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 22 закона о занятости населения), а также стипендии, которая выплачивается во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профобразования по направлению органов службы занятости (п. 1 ст. 29 закона о занятости населения). Размер данных выплат представляет собой определенную долю (в процентах) от среднего заработка безработного, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

При этом для некоторых категорий граждан, в том числе тех, кто прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также тех, кто хочет снова начать работать после длительного (более одного года) перерыва, установлены другие критерии подходящей работы и иной размер пособий по безработице и стипендий. Для таких лиц подходящей считается почти любая работа. Главные требования – она должна оплачиваться и соответствовать нормам трудового законодательства (п. 3 ст. 4 закона о занятости населения). Пособие же по безработице выплачивается указанным гражданам в минимальном размере (п. 2 ст. 30 и п. 1 ст. 34 закона о занятости населения). КС РФ уже неоднократно указывал ранее, что эта дифференциация основана на объективных критериях (таких, как отсутствие предшествующей трудовой деятельности или продолжительность перерыва в работе), учитывает различия в правовом статусе лиц, работающих по трудовому договору, и лиц, являющихся ИП, и не может расцениваться как нарушение принципа равенства или ограничение права на защиту от безработицы (Определение КС РФ от 21 декабря 2006 г. № 559-О, Определение КС РФ от 29 мая 2012 г. № 1002-О, Определение КС РФ от 24 сентября 2013 г. № 1329-О и др.).

Размер стипендии, выплачиваемой безработным гражданам во время прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, для неработавших длительное время лиц равняется минимальной величине пособия по безработице (абз. 3 п. 1 ст. 29 закона о занятости населения). Указания на то, как определяется размер такой стипендии для бывших ИП, признанных безработными, в законе нет. КС РФ считает, что в этом случае применяется порядок расчета величины стипендии для тех, кто ищет работу после большого перерыва, но только если до начала предпринимательской деятельности такие граждане работали по трудовому договору. Если же нет, то они приравниваются к лицам, впервые ищущим работу, размер стипендии которых также равняется минимальному размеру пособия по безработице (абз. 5 п. 4 Постановления). Получается, что в любом случае безработным гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность, будет выплачиваться минимальная стипендия.

Таким образом, размер заработка по предыдущему месту работы не влияет ни оценку допустимости предлагаемой бывшим ИП и лицам, ищущим работу после длительного перерыва, оплачиваемой работы в качестве подходящей, ни на величину выплачиваемого им пособия по безработице, ни на размер стипендии, подчеркнул КС РФ. При этом законодательно установленный закрытый перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными (п. 3 ст. 3 закона о занятости населения), не включает в себя лиц, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости сведения о размере среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы. Поэтому гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность или стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, которые отвечают критериям признания безработными (п. 1 ст. 3 закона о занятости населения), не может быть отказано в оформлении этого статуса только на основании непредставления справки о заработке, решил Суд (абз. 2 п. 5 Постановления).

Стоит отметить, что непредставление сведений о заработке по последнему месту работы не предусмотрено в качестве основания для отказа в признании безработным и Правилами регистрации безработных граждан, притом что закрепленный в них перечень случаев, в которых принимаются решения о таком отказе, закрытый (п. 9 указанных правил). Именно с такой мотивировкой некоторые суды признавали отказ органов службы занятости в признании граждан безработными из-за отсутствия у них справки о заработке незаконным (например, апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 июля 2015 г. по делу № 33-6642/2015).

Кроме того, КС РФ постановил, что органы службы занятости не вправе уклоняться от принятия решения по вопросу признания безработным зарегистрированного в целях поиска подходящей работы гражданина, прекратившего индивидуальную предпринимательскую деятельность, или лица, которое хочет снова начать работать после большого перерыва, по причине непредставления им справки о среднем заработке по последнему месту работы (абз. 1 п. 5 Постановления). Подобное уклонение приводит к неопределенности правового положения таких лиц в отношениях с органами службы занятости и создает препятствия для реализации их права на защиту от безработицы, как это и произошло в случае с заявителем.

Сергей Маврин

Сергей Маврин, заместитель председателя КС РФ:

"Органы службы занятости не вправе отказать гражданам, прекратившим предпринимательскую деятельность, а также лицам, не работавшим более года, в признании их безработными лишь из-за отсутствия у них справки о размере среднего заработка с последнего места работы. При этом не имеет значения, по какой причине гражданин не может представить такую справку – будь то ликвидация организации, где он ранее работал, и невозможность получения соответствующих сведений в архиве, отсутствие предшествующей трудовой деятельности или какие-то иные обстоятельства. Истребование от бывших индивидуальных предпринимателей и длительное время неработавших граждан справки об их среднем заработке лишено практического смысла, поскольку размер их среднего заработка не имеет значения ни при решении вопроса об оценке предлагаемой им работы в качестве подходящей, ни при начислении пособия по безработице или стипендии на период обучения по направлению органов службы занятости".

Данное толкование п. 1 и п. 2 ст. 3 закона о занятости населения является общеобязательным. Именно оно, и никакое другое, должно использоваться в правоприменительной практике.

О безработных гражданах, признание безработным и правилах регистрации

Согласно ст.3 закона «О занятости» безработным признаётся гражданин при наличии следующих условий:

  1. трудоспособность по состоянию здоровья и возрасту, т.е. гражданин достиг 16 лет и не получает пенсии по старости или за выслугу лет;
  2. отсутствие работы и заработка, при этом не учитывается оплата за время выполнения общественных работ по направлению службы занятости, для уволенных по п.1, 2 ст.81 ТК;
  3. готовность приступить к работе;
  4. регистрация в целях поиска подходящей работы в государственной службе занятости по месту жительства, а для беженцев и вынужденных переселенцев – по месту пребывания;
  5. отсутствие возможности трудоустройства в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы. В течение 10 дней служба занятости обязана по возможности предложить гражданину два варианта подходящей работы, а если нельзя подобрать подходящую работу или когда у гражданина нет необходимой квалификации – два варианта профессиональной подготовки, при этом одно и то же место работы, обучения не может быть предложено дважды.

Определение подходящей работы дано в ст.4 закона «О занятости», применительно к отдельным категориям безработных. По общему правилу, подходящей считается работа, учитывающая 4 условия:

  • профессиональная пригодность работника. Если у работника несколько профессий, то поиск работы производится по каждой из них, при этом предпочтение отдаётся той профессии, по которой он работал перед обращением в службу занятости, учитываются состояние рынка труда и пожелания гражданина;
  • условия последнего места работы, учитывается состояние охраны труда и заработок. Предлагаемый заработок не может быть ниже среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, а если этот заработок выше прожиточного минимума в регионе для трудоспособного населения, то не ниже прожиточного минимума;
  • состояние здоровья: возраст, физические недостатки, хронические заболевания. Для инвалидов подходящая работа – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, медицинскими рекомендациями;
  • Транспортная доступность нового рабочего места, т.е. максимальная удалённость от места жительства безработного определяется службою занятости.

Для отдельных категорий безработных эти требования понижаются:

Для тех, кто впервые ищут работу, не имел профессии, специальности, кто уволен более 1 раза в течение 1 года за виновные действия, для прекративших предпринимательскую деятельность, для стремящихся возобновить трудовую деятельность после более года перерыва, кто не работал более трёх лет, кто обратился после сезонных работ. Для них любая оплачиваемая работа считается подходяще, которую они могут выполнять с учётом возраста, состояния здоровья и других особенностей.

В любом случае подходящею не может считаться работа, если она связана с переменою места жительства, без согласия гражданина; условия труда не отвечают требованиям охраны труда; предлагаемый заработок ниже заработной платы на прежней работе, ниже прожиточного минимума; одна и та же работа предложена дважды и если рабочее место транспортно недоступно. Отказ от такой работы не влечет для безработного неблагоприятных последствий. При возникновении спорных вопросов они разрешаются в суде или в вышестоящей организации. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней со дня предъявления необходимых документов, т.е. со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Если подходящей работы нет и в ближайшее время не предвидеться, то гражданин регистрируется в качестве безработного до истечения 10 дней (т.е. даже в день обращения). С этого момента начинается отсчет первого периода безработицы, в течении которого граждане будут получать пособие по безработице в течение 6 или 12 мес.

Для признания гражданина безработным не имеет значения:

  • Причина увольнения с места работы, службы (даже если работник был уволен по п. 1, 2 ч. 1 ст. 81 ТК).
  • Сколько времени прошло со дня увольнения по день обращения в службу занятости.

Безработным не может быть признан гражданин:

  • Не достигший 16 лет
  • Которому назначена пенсия по старости или за выслугу лет
  • Отказался в течении 10 дней со дня регистрации в службе от 2 вариантов подходящей работы или 2 вариантов профессиональной подготовки.
  • Не явился без уважительной причины в течении 10 дней со дня регистрации для предложения подходящей работы, а также не явился в срок для регистрации в качестве безработного.
  • Осуждён по решению суда к исправительным работам или к лишению свободы.
  • Предоставил документы, содержащие заведомо ложные сведения.
  • Считающийся занятым.

Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости через месяц со дня отказа.

  1. Первичная регистрация без документов с целью учета.
  2. Регистрируется в целях поиска подходящей работы. Для нее необходимы следующие документы:
  • Паспорт
  • Документ, подтверждающий трудовой стаж
  • Справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы
  • Документы о профессиональной квалификации
  • Инвалиды представляют индивидуальную программу реабилитации.
  • Граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья соответствующие—справки
  1. регистрация граждан в качестве безработного (необходимы те же документы)
  2. перерегистрация безработных осуществляется в сроки, устанавливаемые службой занятости, но не реже 2 раз в месяц. При перерегистрации необходимо предъявить те же документы.

Основания для снятия безработного с учета те же, что и для отказа в регистрации (кроме осуждения его к исправительным работам). Кроме того осуждение снятие с учета происходит при переезде безработного в другую местность, не явки без уважительной причины в течении 1 месяца, смерть безработного. Если вы безработный то можете начать выполнение дипломных работ на заказ.

При снятии с учета служба занятости дает гражданину справку о сроке, в течении которого он числился безработным. При некоторых условиях (ст. 110. 113 закона «О трудовых пенсиях») он включается в трудовой стаж.

Обязанности безработного сводятся к следующему:

  1. соблюдать условия регистрации и перерегистрации.
  2. Являться на регистрацию и перегистрацию в трезвом состоянии.
  3. Являться на переговоры с работодателем в течении 3 дней с момента получения направления от службы занятости.
  4. Представлять достоверные сведения и документы
  5. Информировать службу занятости о своем трудоустройстве.
  6. Активной содействовать в трудоустройстве (самостоятельно искать работу, не отказываться от предложений).
  7. Добросовестно учиться по направлению службы занятости.

Невыполнение этих условий влечет ответственность: уголовную (за мошенничество), гражданско-правовую. Кроме того это влечет приостановление выплаты пособия на срок до 3 месяцев, снижение его размеров на 25 % на срок до 1 месяца и лишения статуса безработного.

Часто для получения определенных льгот или других целей человеку нужно доказывать, что он не работает, и для этого существует несколько способов. Основным доказательством является трудовая книжка, которая находится у человека. У работающих людей она хранится в отделе кадров предприятия.

Как доказать, что я не работаю

  • Как доказать, что я не работаю
  • Как доказать иждивение
  • Как доказать трудовые отношения
  • как доказать что работаешь
  • Как доказать, что ты не лжешь
  • Как получить справку об отсутствии собственности
  • Как доказать черную зарплату
  • Как выдать справку о работеКак выдать справку о работе
  • Как подтвердить заработную платуКак подтвердить заработную плату
  • Как доказать, что я не такая, как говорятКак доказать, что я не такая, как говорят
  • Как доказать, что заявление былоКак доказать, что заявление было
  • Как доказать, что вы не получали зарплатуКак доказать, что вы не получали зарплату
  • Как взыскать неустойку, если нет договораКак взыскать неустойку, если нет договора
  • Почему мы оправдываемсяПочему мы оправдываемся
  • Как доказать стажКак доказать стаж
  • Как отражается на здоровье 12-часовой рабочий деньКак отражается на здоровье 12-часовой рабочий день
  • Как остаться служить в своем городеКак остаться служить в своем городе
  • Как доказать, что вы не брали кредитКак доказать, что вы не брали кредит
  • Как доказать, что ребенок не вашКак доказать, что ребенок не ваш
  • Кто такие дропы и почему не стоит ими становитьсяКто такие дропы и почему не стоит ими становиться
  • Как доказать нелегальную выплату заработной платы и куда обращатьсяКак доказать нелегальную выплату заработной платы и куда обращаться
  • Как доказать невиновностьКак доказать невиновность
  • Как доказать правотуКак доказать правоту
  • Как доказать прогулКак доказать прогул
  • Как доказать факт мошенничестваКак доказать факт мошенничества
  • Как быть если я не понимаю свою работуКак быть если я не понимаю свою работу
  • Куда устроиться на работу без образованияКуда устроиться на работу без образования
  • Как не стать безработнымКак не стать безработным
  • Как настроить себя на богатствоКак настроить себя на богатство
  • Как повысить чувство собственной значимостиКак повысить чувство собственной значимости
  • Как доказать, что я беременнаКак доказать, что я беременна

В мае, когда еще был жесткий карантин, я лишился работы и встал на учет в центре занятости. Четыре месяца получал максимальное московское пособие по безработице — 19 500 Р , ежемесячную доплату 3000 Р на ребенка и компенсацию за проезд в общественном транспорте. А в октябре мне отказали в выплате пособия и потребовали вернуть все, что уже перечислили. Грозятся завести на меня уголовное дело о мошенничестве.

Оказалось, все потому, что я самозанятый. Раньше я часто подрабатывал ведущим мероприятий. Чтобы легализоваться, зарегистрировался как плательщик НПД. Но по известным причинам очень скоро дохода от этой деятельности у меня не стало совсем.

С учета я не снялся, просто не подумал об этом. Когда вставал на биржу труда, то уже и забыл, что числюсь самозанятым.

Что теперь будет? Я действительно обязан вернуть выплаченное пособие и доплаты?

Боюсь, мне нечем вас порадовать. По всей видимости, вам действительно придется вернуть центру занятости все деньги, которые вам выплатили как безработному. Если не сделаете это по доброй воле, их, скорее всего, взыщут с вас через суд.

И угрозы привлечь вас к уголовной ответственности за мошенничество тоже не пустой звук. Вот почему.

В законе нет запрета для самозанятых получать пособие по безработице. Но это ничего не значит

Занятость — это деятельность, которая приносит человеку заработок, трудовой доход. Отсутствие работы и заработка — это первый критерий, по которому закон относит граждан к безработным. Второй критерий — регистрация в центре занятости с целью поиска подходящей работы.

Есть перечень граждан, которые считаются занятыми. Они, наряду с другими категориями, не могут претендовать на пособие по безработице.

В этом перечне, например, названы индивидуальные предприниматели, а также те, кто выполняет работы или оказывает услуги по гражданско-правовым договорам. Самозанятых физлиц, которые зарегистрированы как плательщики налога на профессиональный доход — НПД, в перечне нет.

С одной стороны, НПД — это просто специальный налоговый режим. Если человек зарегистрировался как самозанятый, это не означает, что у него автоматом появляется доход.

Но и власти, и суды наверняка будут рассматривать деятельность самозанятых лиц по аналогии с предпринимательской, которую ИП ведут самостоятельно и на свой страх и риск. Первые случаи уже появились в судебной практике.

Например, в Подольске центр занятости отказался ставить на учет в качестве безработной женщину из-за того , что она значилась в реестре плательщиков НПД. Она пошла в суд оспаривать отказ и проиграла.

Суд сказал, что самозанятые граждане получают вознаграждение от определенной деятельности, оказания работ и услуг заказчикам.

Решение Подольского городского суда МО от 03.08.2020PDF, 52 КБ

Получается, что если самозанятый хочет получать пособие по безработице, то он должен сняться с учета. Прямо об этом нигде в законодательстве не говорится. Но в конце апреля это озвучило Министерство связи РФ в своем пресс-релизе о новом сервисе удаленной постановки на учет в центрах занятости. А в начале мая на столичном портале «Мос-ру» появилось разъяснение, что сначала нужно официально прекратить деятельность в качестве самозанятого, а потом уже зарегистрироваться в качестве безработного.

Но это только косвенные подтверждения того, что вроде как следует из логики. Ни Минсвязи, ни портал московского мэра не уполномочены разъяснять такие вопросы.

Самозанятых не должны были ставить на учет в центре занятости

Когда весной в России случился полный локдаун и люди начали массово терять работу и заработок, стало очевидно, что действовавший до этого порядок регистрации безработных в условиях самоизоляции совершенно неприменим. Ведь по старым правилам люди должны были лично приходить в центр занятости, причем неоднократно.

Поэтому в правительстве оперативно приняли новые временные правила постановки на учет безработных граждан. Предполагается, что они будут действовать только в 2020 году.

Согласно этим правилам, прежде чем поставить человека на учет как безработного, центр занятости должен проверить на сайте ФНС, что человек не фигурирует в реестре ИП или самозанятых. А если он там есть, то ему должны отказать в регистрации.

Видимо, из-за всеобщей суматохи, вызванной карантином и массовой безработицей, центры занятости не всегда сверялись с этими реестрами.

Так и получилось, что пособие по безработице назначали в том числе тем, кто является плательщиком НПД. Вряд ли эти люди пытались таким образом обмануть центры занятости. Они просто не знали, что не могут быть безработными, пока остаются самозанятыми. Но незнание закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.

Самозанятый должен вернуть выплаченное пособие по безработице

Пособие, которое человек имел, будучи самозанятым, считается полученным обманным путем. Если центр занятости выявляет это, он немедленно прекращает выплату пособия и снимает человека с учета как безработного.

Все деньги, которые выплатил центр занятости, нужно вернуть на его расчетный счет.

Сюда входит не только само пособие, но и различные доплаты и компенсации. В частности, доплата 3000 Р на каждого несовершеннолетнего ребенка, которую безработным перечисляли с апреля по сентябрь 2020 года, а также компенсация расходов на проезд, которую платят безработным в Москве.

Если самозанятый не вернет деньги добровольно, орган занятости может взыскать их через суд.

Например, в Казани центр занятости отсудил у мужчины более 65 000 Р . Выяснилось, что в период официальной безработицы он числился участником двух организаций, то есть по закону считался занятым.

Не повезло и одному москвичу: центр занятости выяснил, что тот стоял на учете как безработный и одновременно работал где-то по договору подряда. Вердикт суда: москвич должен возместить почти 54 000 Р .

Заочное решение Ново-Савиновского районного суда Казани от 20.02.2020PDF, 60 КБ

Апелляционное определение Мосгорсуда от 08.03.2020 № 33-11648/2020 PDF, 99 КБ

Незаконное получение пособия может быть уголовным преступлением

Если центр занятости обнаружит, что человек получил пособие по безработице обманным путем, он должен передать все материалы по этому делу в полицию.

Там на самозанятого могут завести административное или даже уголовное дело.

Административная ответственность грозит, если сумма незаконно полученного пособия не превышает 2500 Р .

Например, в Архангельской области плательщик НПД необоснованно получил 464 Р , а в Нижегородской области — 2450 Р . В первом случае человек отделался штрафом в 1000 Р : судья учел его раскаяние. А во втором самозанятую вообще освободили от ответственности из-за малозначительности нарушения. Она не только раскаялась, но и вернула в центр занятости все деньги. Кроме того, суд принял во внимание, что у нее двое несовершеннолетних детей.

Постановление мирового судьи Котласского судебного района Архангельской области по делу № 5-865/2020 PDF, 65 КБ

Постановление мирового судьи Дивеевского судебного района Нижегородской области по делу № 5-297/2020 PDF, 55 КБ

Уголовное дело заведут, если самозанятый получил пособие больше 2500 Р .

Вот какие санкции есть за это преступление:

  1. Штраф до 120 000 Р либо в размере зарплаты осужденного за период до года.
  2. Обязательные работы на срок до 360 часов либо исправительные работы на срок до года.
  3. Ограничение свободы на срок до двух лет.
  4. Принудительные работы на срок до двух лет.
  5. Арест на срок до четырех месяцев.

Ну и само собой, если обвиняемый добровольно не вернет все деньги, которые получил необоснованно, ему придется сделать это по суду.

Апелляционное постановление Погарского районного суда Брянской области от 07.09.2020 № 10-1/2020 PDF, 86 КБ

Апелляционное постановление Одесского райсуда Омской области от 21.09.2020 № 10-2/2020 PDF, 104 КБ

Такие уголовные дела совсем не редкость. Пока не в отношении самозанятых, но, на мой взгляд, это только вопрос времени. И приведенные выше административные дела, где самозанятых привлекают за незаконное получение пособий по безработице, только подтверждают это.

Однако мошенничество при получении пособий относится к преступлениям небольшой тяжести. Если человек не был ранее судим, возможно прекращение уголовного дела в связи:

    Это когда подсудимый полностью признал свою вину, искренне раскаялся в содеянном, возместил ущерб и с начала следствия давал правдивые показания. В этом случае подсудимый должен не только вернуть все полученные от центра занятости деньги, но и перечислить в бюджет в качестве возмещения двукратную сумму незаконно полученного дохода. Это когда человек вину признал, раскаялся, возместил ущерб и как-то загладил причиненный вред, например принес публичные извинения потерпевшему.

Постановление мирового судьи Волоколамского судебного района Московской области по делу № 1-28/20 PDF, 55 КБ

Постановление мирового судьи Зимовниковского судебного района Ростовской области по делу № 1-3-44/2020 PDF, 60 КБ

Постановление мирового судьи Перевозского судебного района Нижегородской области по делу № 1-23/2020 PDF, 66 КБ

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают


Господи, какой ужас.

То есть, сейчас человек, лишившийся дохода, должен из каких-то неясных источников добыть 80к и вернуть государству? Просто потому что он когда-то, подгоняемый агитацией, честно зарегистрировался в качестве самозанятого, а не втихую вел мероприятия?


Dinara, моему знакомому пришлось вернуть 150К в общей сложности. Орган занятости дал рассрочку на полгода.

Марина, полгода. Как простому человеку найти 150 тысяч за полгода?

Марина, а если бы он был самозанятым, но у него не было бы в тот период никакого дохода, как самозанятый? То как это регулируется ?
Просто к примеру я тоже оформлен как самозанятый год, но работал как самозанятый всего 2 раза.


Андрей, регулируется что? В чем вопрос, не очень поняла)) неважно, сколько раз человек работал как самозанятый. Важно, что у него есть этот статус. А значит, право на пособие по безработице он не имеет

Марина, очень странно на самом деле, я могу иметь статус самозанятого всю жизнь и ни разу не получить доход как самозанятый.


Андрей, точно также вы можете иметь статус ИП всю жизнь и ни разу ни получить доход от предпринимательства))

Марина, в общем это нужно будет иметь ввиду - главное статус, а был доход или нет это уже не имеет значения?)


Андрей, совершенно верно)) так сказать, назвался груздем - будь добр. полезай.

Dinara, Ну так если у человека не хватило ума сняться с самозанятого, тогда пусть платит. Офигеть забыл он.

Классно Роструд устроился.

1) прямо о таком ограничении нигде в законодательстве не говорится;
2) не прочитал какую-то статью - сам дурак;
3) сотрудники Роструда не знают, что они должны проверять при постановке на учет - тоже ты дурак.

Юлия, не отдашь бабки -- уголовка.

Юлия, ищешь варианты заработка — тоже. Чем отличается поиск работы в качестве СЗ от поиска работы в качестве наёмного?

если бухгалтер по ошибке перечисляет какие-то средства работнику - то бухгалтер виноват.
если по халатности госслужащего гражданин получает необоснованную выплату - гражданин преступник.
ох уж эта Россия

Владимир, он же просто так получил, а записал заявление на получение. Бухгалтер сам читает и дает.

Если честно, я считаю что в этой ситуации просто надо идти до Верховного суда.

1. Мы давно спорим о правовом режиме самозанятого, но что ясно точно:
Человек, являясь самозанятым, ЗАНЯТЫМ не является, ибо не поименован в ЗАКРЫТОМ перечне.
2. Самозанятый с деятельности платит налоги, происходят движения по счету привязанному с приложению налог ру. Платил ли налоги гражданин? Нет, ведь деятельности он не вел, также предоставляем выписку с лицевого счета.
3. Режим самозанятости - это фикция, не предоставляющая физическому лицу НИКАКОГО статуса. Вся эта система сделана лишь для того, чтобы люди за деньги могли добавить сделкам между друг другом правовой защищенности, а также чтобы государство контролировало пермещение денежных средств между физиками. За свой статус самозанятый не платит НИ КОПЕЙКИ, то есть каждый гражданин может зарегистрироваться в качестве такового, но это не означает что он будет реализовывать свой налоговый режим.

Автор статьи не слушайте никого и идите в суд! Если нужно, помогу вам со всеми нюансами судопроизводства, так как это дело очень интересно. Уверяю вас, если дело дойдет до ВС - 80%, что мы отыграем ваше пособие, т.к. это нарушение самой системы института пособий.

**Право на получение пособия по безработице не имеют лица, имеющие оплачиваемую работу либо иной источник дохода - главный аргумент всех судов в схожей практике. Само наличие статуса самозанятого - не ЯВЛЯЕТСЯ свидетельством того что вы работаете по подряду, либо получаете какой-либо доход.

Читайте также: