Как можно сократить безработицу

Опубликовано: 01.10.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Королёв А.А. Безработица в России и методы борьбы с ней // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80379 (дата обращения: 21.05.2021).

Безработица представляет собой сложную научную проблему, решение которой имеет большое социально-экономическое значение в России, особенно в настоящий период в условиях затянувшегося кризиса, сопряженного с падением ВВП, ускорением инфляции и сокращением уровня доходов населения [1, 2, 3].

Она является серьезной угрозой для общества и всех цивилизованных форм отношений между людьми. Борьбе с безработицей в России (как и в других странах) всегда уделялось повышенное внимание. В экономической политике государства программа улучшения занятости занимает одно из ведущих направлений (стимулирование россиян к открытию своего дела выступает одним из эффективных методов сокращения количества безработных) [4, 5, 6].

Новые предприниматели не только обеспечивают себя работой, но и нанимают персонал, что создает дополнительный экономический эффект за счет создания рабочих мест. Безработица является одной из главных проблем рыночной экономики. Борьба с безработицей это одно из первых направлений экономической политики любого развитого государства [7, 8].

Институциональная безработица существует вследствие недостатка (ограниченности) информации работников о вакансиях или работодателя о желании работников найти работу, которую он предлагает. Еще одним фактором институциональной безработицы принято считать пособие по безработице [15, 16]. Когда уровень пособия велик, а заработная плата мала, то не всегда возникает необходимость и желание индивидов в получении самой работы. Такая ситуация называется ловушкой безработицы. В результате данной ситуации безработица начинает расти, и общество несет потери от занижения уровня национального продукта и необходимости выплачивать завышенные пособия [17, 18].

Структурная безработица возникает в связи с изменениями технологических процессов в разных отраслях, которые меняют структуру спроса на рабочую силу. Когда спрос на работников в данной области падает, то появляется безработица. Работники не могут быстро поменять профессию, квалификацию или регион проживания. Данный вид безработицы может быть достаточно продолжительным [19, 20].

Сезонная безработица подразумевает наличие спроса на определенный вид работ в определенный промежуток времени. В отраслях, где сезонная работа пользуется спросом, фирмы предпочитают не уменьшать заработную плату, а увольнять сотрудников. Работники в этих отраслях соглашаются на труд по разным причинам: из-за страховых пособий, более высокой заработной платы, длительного отпуска [21, 22].

Фрикционная безработица зависит от динамики рынка труда. Она возникает в ситуации, при которой количество предлагаемых вакансий примерно равно количеству работников. Например, работник решил поменять место работы в поисках более высокой заработной платы или просто был уволен по собственному желанию. Фрикционная безработица в среднем длится от одного до трех месяцев, связана с поиском новой работы [23, 24].

Циклическая безработица возникает из-за экономического спада или в результате экономического застоя. Иногда ее называют безработицей недостаточного спроса. Для решения проблемы циклической безработицы государство разрабатывает и реализует различные программы, способствующие развитию и разрешению национальных экономических проблем [25, 26].

Безработица в России очень специфична, ей присущи черты разного характера. К причинам ее существования можно отнести мировой кризис, экономическую нестабильность, географическое перемещение населения, избыточную населенность в отдельных регионах.

Острая безработица в России приходится в основном на регионы двух типов. В первом случае это регионы с высоким уровнем естественного прироста населения, например, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Калмыкия [27, 28]. Во втором случае это регионы с преобладанием проблемных (кризисных) отраслей (моногорода, зависящие от одного предприятия).

В результате безработицы не реализуются все производственные возможности, что приводит к замедлению темпов роста экономики. Часть населения лишается заработков, следовательно, средств к существованию. Люди, которые лишены работы, теряют свою квалификацию [29, 30]. Сокращается объем налогов уплачиваемый физическими и юридическими лицами государству. Помимо экономической проблемы, есть еще и социальная, которая не уступает по важности первой. Типичными спутниками высокой безработицы являются: пьянство, кризис семейных отношений, рост преступности, рост психических расстройств и падение общественной морали.

Бездеятельность может повлечь за собой полную деградацию личности. Люди теряют уважение к себе, уверенность, что ведет к постоянным стрессам. На фоне стресса происходит ухудшение здоровья, возникают различные заболевания, на лечение которых не хватает средств. Безработица повышает и без того высокий уровень преступности. Молодежь становится легкой добычей пополнения кадров криминальной деятельности [31, 32, 33]. Важно подчеркнуть, что к безработным относятся не только люди, сокращенные по различным причинам, но и лица, добровольно оставившие свою работу в попытке найти новую. Фрикционная и структурная безработица считается экономистами неизбежной. Кроме того, полная занятость не означает отсутствия безработицы: принято говорить о естественном уровне безработицы [34, 35].

Например, «фрикционным» безработным нужно определенное время на поиски вакантных мест. Когда количество людей, ищущих работу, равно количеству свободных рабочих мест, то уровень занятости называется полным, что происходит в результате сбалансированности рынков рабочей силы [36, 37, 38].

Главную роль в борьбе с безработицей играет государство. Для регулирования рынка труда государство работает в разных направлениях, основными из которых можно считать:

- разного рода программы по увеличению числа рабочих мест;

- программы по стимулированию роста занятости;

- социальное страхование безработицы;

- выделение средств на различного вида пособий по безработице;

- государственная поддержка частным предпринимателям;

- предоставление рабочих мест по отдельно взятым группам (молодежь, инвалиды);

- международное сотрудничество (миграция);

- организация общественных работ [39, 40, 41].

Важнейшим государственным органом в системе борьбы с безработицей является Биржа труда. Это специализированное учреждение, которое осуществляет свою деятельность посредническими функциями между соискателями и работодателем. Деятельность бирж труда основывается на регистрации безработных и вакантных мест, обеспечении трудоустройства и переквалификации, повышении квалификации работников.

На региональном уровне происходит внедрение различных мер: от организации общественных работ до транспортного и производственного строительства. На местном уровне ведется вся практическая работа от обучения до выплаты пособий по безработице [42, 43].

В Российской Федерации существует государственный фонд занятости, средства которого идут на социальную защиту безработных. Он формируется за счет взносов работающего населения, работодателей, доходов от размещения средств на депозитах Центробанка.

Для регулирования экономики в условиях рыночного хозяйства государство разработало целый ряд типовых мер, своего рода систему контролирующего, исполнительного и законодательного вида. Также государство отвечает за взаимодействие основных процессов по регулированию финансов, контроль и управление ресурсами, управление в сфере производства. Если рассмотреть отдельную региональную иерархию, то здесь государство регулирует экономику на региональном и федеральном уровне. Основные принципы государственного регулирования основываются на стратегии вложения определенного капитала в социально значимые отрасли и поддержание частного бизнеса [44, 45]. Государство не должно никоим образом конкурировать с частным бизнесом. Налоговая, финансовая и кредитная политика должны способствовать как экономической стабильности, так и ее росту. Вмешательство государства в процессы рынка эффективно лишь тогда, когда оно само имеет рыночную форму. И конечно должно быть регулирование общехозяйственного кризиса на международном уровне. Государственное регулирование экономики выделяет три цели:

1. Минимизировать неизбежные отрицательные рыночные последствия.

2. Создать политический, социальный и финансовый плацдарм для корректной работы рыночной экономики на всех ее уровнях.

3. Обеспечить социальную защиту наиболее уязвимых типов рыночного общества [46, 47].

Методы для достижения этих целей разделяются на два типа: косвенные и прямые. К косвенным методам относится налогообложение, кредиты и разного рода инвестиции.

Прямые методы делятся на две группы. Первая регулирует ценообразование путем фиксирования цен, а вторая группа представляет собой административные и законодательные ограничения. Нарушение этих ограничений может караться как определенным штрафом, так и полной ликвидацией производителя.

К внешнеэкономическим мерам можно отнести таможенные пошлины, ограничения импорта/экспорта, миграции рабочей силы, льготы для иностранных инвесторов [48, 49].

В данной работе я рассмотрел основные виды безработицы. Разобрал приблизительно в цифрах процент безработных по всей стране. Оказалось половина субъектов Российской федерации превышает средний уровень безработицы.

Подводя итоги, стоит заметить, что последствия безработицы представляют социально-экономическую угрозу. Проблема безработицы может быть решена только путем различных комбинаций мер, таких как грамотное регулирование экономики в целом, повышение уровня квалификации различных специалистов и совершенствование народного хозяйства.

Как снизить безработицу

  • Как снизить заработную платуКак снизить заработную плату
  • Что такое застойная безработицаЧто такое застойная безработица
  • Как выжить безработномуКак выжить безработному
  • Как минимизировать убыткиКак минимизировать убытки
  • Как рассчитать уровень безработицыКак рассчитать уровень безработицы
  • Как найти уровень безработицыКак найти уровень безработицы
  • Как определить уровень структурной безработицыКак определить уровень структурной безработицы
  • Что такое безработицаЧто такое безработица
  • Что такое циклическая безработицаЧто такое циклическая безработица
  • Как оформиться на бирже трудаКак оформиться на бирже труда
  • Как встать на учёт по безработицеКак встать на учёт по безработице
  • Как не быть уволенным в 2017 годуКак не быть уволенным в 2017 году
  • Как повысить благосостояние народаКак повысить благосостояние народа
  • Легко ли получить пособие по безработице на фоне пандемииЛегко ли получить пособие по безработице на фоне пандемии
  • Как доказать, что я не работаюКак доказать, что я не работаю
  • Как снизить кредиторскую задолженностьКак снизить кредиторскую задолженность
  • Как можно увеличить доходность производстваКак можно увеличить доходность производства
  • Каковы последствия фашистского режимаКаковы последствия фашистского режима
  • Как не забеременеть, если попала спермаКак не забеременеть, если попала сперма
  • Как встать на биржу труда школьникуКак встать на биржу труда школьнику
  • Естественная безработица и ее формыЕстественная безработица и ее формы
  • Что такое центр занятости как социальный институтЧто такое центр занятости как социальный институт
  • Как заполнить справка в центр занятостиКак заполнить справка в центр занятости

Как можно сократить безработицу. Для сокращения безработицы могут использоваться методы, направленные на стимулирование спроса на товары. Тем самым создаются условия для роста занятости на предприятиях, производящих хорошо покупаемые товары. Кроме того, могут использоваться программы прямой помощи безработным — всем или определенным группам (прежде всего пожилым, молодежи, женщинам и инвалидом). Обычно эти программы предполагают помощь в овладении профессиями, пользующимися спросом, создании мелких семейных фирм, организации предприятий, дающих работу преимущественно молодежи или инвалидам, и т. д.  [c.176]


Если вновь будет принято решение сократить безработицу до 4%, то надо учитывать, что при естественной норме безработицы зарплата уже выше на 5%, а уровень инфляции составляет 3%> Можно повторить цикл и убедиться, что инфляционные процессы приведут к перемещению кривых  [c.304]

И тем не менее все хотят сократить безработицу. Можно ли это сделать, и если можно, то как Пытаясь ответить на этот вопрос, важно проводить разграничение между безработицей, которая связана со спадами, и безработицей, которая будет существовать даже при полной занятости, под которой мы подразумеваем ситуацию существования некоего уровня безработицы, равного естественной норме .  [c.606]

Сторонники активной денежной и финансово-бюджетной политики оценивают уровень стабильности экономики как весьма низкий и полагают, что управление совокупным спросом позволяет минимизировать ее флуктуации. Критики активной экономической политики указывают на неизбежное запаздывание любых ее инструментов и низкую достоверность прогнозов состояния экономики. Они считают, что любые попытки государственного воздействия на экономику приводят к ее дестабилизации. Сторонники правильной монетарной политики утверждают, что дискреционная политика связана с риском некомпетентности, злоупотреблений властью и непоследовательности. Их противники считают, что только свобода действий Центрального банка гарантирует его гибкую реакцию на изменение экономических условий. Сторонники нулевой инфляции подчеркивают, что рост цен сопровождается неизбежными издержками, а ее преимущества невелики, если вообще существуют. Издержки устранения инфляции — уменьшение объемов производства и безработица — носят временный характер. Такого рода издержки можно сократить, если Центральный банк объявляет о реалистичном плане ограничения роста цен, что положительно воздействует на инфляционные ожидания. Критики нулевой инфляции заявляют, что умеренный  [c.762]


Возьмем такие примеры. Позитивное утверждение Безработные составляют 1% численности рабочей силы . Нормативное утверждение Безработицу следует сократить . Другое позитивное фактическое утверждение При прочих равных условиях, если плата за обучение возрастет, число абитуриентов в университете уменьшится . Нормативное утверждение на ту же тему выглядит так Плату за обучение в университете следует снизить, чтобы больше студентов могло получить образование . В самом деле, как только в предложении возникают такие слова, как должно или следует , можно с большим основанием предположить, что перед вами нормативное утверждение.  [c.10]

Дезинфляция. С помощью теории адаптивных ожиданий можно объяснить также дезинфляцию, то есть снижение темпов инфляции. Предположим, на рис. 17-5 экономика находится в точке аъ, где темпы инфляции равны 9% и уровень безработицы -6%. Значительное сокращение совокупного спроса, подобное тому, какое произошло во время спада 1981-1982 гг., сократит темпы инфляции ниже ожидаемых 9%, скажем, до 6%. Прибыли предпринимателей упадут, потому что цены на товары растут медленнее, чем зарплата. Запомним, что номинальная зарплата повышается исходя из предположения о сохранении в будущем 9%-ных темпов инфляции. В ответ на сокращение прибылей фирмы сократят занятость, следовательно, возрастет уровень безра-  [c.372]

Кейнсианский (горизонтальный) отрезок. На рис. 2.2.8 Qf обозначает потенциальный уровень реального объема национального производства при полной занятости. Вспомним, что естественный уровень безработицы возникает при этом объеме национального продукта. Заметим, что горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения включает реальный объем национального производства, который значительно меньше, чем объем национального производства при полной занятости, Qf. Следовательно, горизонтальный отрезок свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада, или депрессии, и что не используется большое количество машин, оборудования и рабочей силы. Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то ни дефицит, ни узкие места в производстве, могущие способствовать повышению цен, не возникают. Рабочий, который два-три месяца был без работы, вряд ли будет рассчитывать на повышение зарплаты, когда вернется на свою работу. Так как производители могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам, производственные издержки при расширении производства не возрастут, а следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит, что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными В действительности реальный объем национального продукта и занятость на этом отрезке уменьшатся из-за постоянного уровня цен и заработной платы.  [c.48]


Правда, этого можно добиться, сократив количество безработных и, соответственно, увеличив выплаты на одного безработного. Такой механизм в программе указан Предполагается усовершенствовать порядок назначения пособий по безработице в повышенном размере, увязав его с продолжительностью периода уплаты страховых взносов (стажем работы) и причиной увольнения . В большинстве стран с рыночной экономикой пособие или страховка по безработице не выплачивается работникам, уволившимся по собственному желанию. В российской экономике число подобных увольнений (другими словами, вынужденных увольнений из-за остановок производства, невыплат заработной платы, поощряемых администрацией, которой выгоднее такая форма выбытия занятых, чем сокращение персонала, поскольку последнее влечет за собой выплату трехмесячного выходного пособия) намного опережает количество высвобождений работников по инициативе администрации. Федеральная служба занятости, отслеживая причины увольнений на своем сегменте притока в ряды безработных, показывает, что те, кто был уволен в связи с сокращением численности персона-  [c.91]

Методы сокращения безработицы. Возникновение безработицы связано с различными причинами, и сократить ее можно лишь за счет создания условий, способных ослабить влияние той или иной из этих причин. Необходимость для любой страны стремиться к сокращению безработицы до экономически рационального минимума порождается рядом причин.  [c.114]

В арсенале государства есть немало методов неинфляционного регулирования рынка человеческого капитала. К их числу можно отнести совершенствование системы информации о наличии свободных рабочих мест, что помогает безработным сократить время поиска работы. Государство создает сеть переподготовки и переквалификации граждан, оставшихся временно без работы, принимает участие в организации работы бирж человеческого капитала. Неплохую результативность в деле сокращения вынужденной безработицы показали целевые программы, в соответствии с которыми организуется подготовка и последующее трудоустройство отдельных слоев населения. К числу прогрессивных методов регулирования занятости относится и деятельность государства по стимулированию разработки новых технологий, созданию благоприятных институциональных и юридических условий развития малого бизнеса, дающего работу большой группе собственников человеческого капитала.  [c.378]

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго — в разных странах их придумано немало. Важно, однако, понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране, когда в ней начинает расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до того на пособие по безработице. Именно такое развитие событий и нужно России, чтобы число незанятых во всех регионах упало до уровня, соответствующего только фрикционной и структурной безработице.  [c.175]

Суть государственного вмешательства согласно этой теории состоит в том, чтобы переместить уровень равновесия на уровень полной занятости, под которой понимается так называемый нормальный уровень безработицы (от 3 до 7% общей численности занятых). Расширить совокупный спрос можно двумя способами 1) увеличить расходы 2) сократить налоги. Государство, увеличивая выплаты населению (пособия, пенсии, стипендии, зарплату), способствует повышению покупательной способности. А чтобы удовлетворить совокупный спрос, государство должно расширить производство, увеличивая количество работников. Этот эффект получил название эффекта мультипликатора. Государство, снижая налоги и ставки процента, стимулирует рост инвестиций. Повышение нормы накопления является решающим фактором роста занятости.  [c.667]

Можно ли ответить на вопрос Какая из двух рассматриваемых стран имела более благоприятную ситуацию на рынке труда в 2001 году в 2002 году , используя лишь абсолютные показатели Если принимать во внимание только абсолютные показатели, мы придем к выводу, что безработица в России была выше, чем в Германии и в 2001 (6304 > 3150), и в 2002 (6153 > 3486) году. Из таблицы 1 также видно, что число безработных в России несколько сократилось в 2002 году по сравнению с 2001 годом, тогда как в Германии — выросло. Однако численности экономически активного населения этих стран не равны, поэтому проведенное сравнение является некорректным.  [c.7]

В условиях, когда и цены, и заработная плата фиксированны или негибки, в случае необходимости перераспределения ресурсов между секторами экспортируемых и неэкспортируемых товаров может возникнуть безработица. При фиксированном номинальном обменном курсе и негибких ценах на неэкспортируемую продукцию и РТ, и PN будут фиксированны. Теперь при уменьшении внутреннего поглощения рост цен экспортируемых товаров по отношению к неэкспортируемым (Pj/Pf/) будет недостаточным для обеспечения перемещения ресурсов из сектора производства неэкспортируемых товаров в сектор производства экспортируемых товаров. В результате производство неэкспортируемых товаров уменьшится и сократится поглощение при отсутствии компенсирующего роста производства экспортируемых товаров. Таким образом, начнет расти безработица, а производство будет находиться вне границы производственных возможностей. В этом случае за счет девальвации можно достичь необходимого увеличения соотношения P-j/PN, но не за счет снижения PN, а за счет роста Рт Это аргумент в пользу девальвации, когда ресурсы должны быть перераспределены между секторами экспортируемых и неэкспортируемых товаров.  [c.746]

Сокращение зарубежных источников финансирования и ухудшение условий торговли в начале 80-х годов привели к резкому падению совокупного спроса. Это сразу же отразилось на торговом балансе, который за счет сокращения импорта стал сводиться не с огромным дефицитом, как раньше, а с положительным сальдо. Процесс приспособления достался дорогой ценой и вызвал огромный рост безработицы. Экономическая депрессия в сочетании с реальной девальвацией валют стран-должников привела к росту долгового бремени в больших размерах. Во многих случаях соотношение размера долга и ВВП превысило 100%. Проблему приспособления можно рассматривать и с точки зрения соотношения накоплений и инвестиций. Когда иностранные кредиты сократились, внутренние процентные ставки в странах-должниках должны были существенно возрасти, приведя таким образом к свертыванию внутренних инвестиций.  [c.783]

Вторая модель — инфляцию вызывает сокращение производства и занятости. Теперь рассмотрим обстоятельства, при которых инфляция может вызвать сокращение производства и занятости. Предположим, что в экономике существует полная занятость и стабильный уровень цен. Если начинается инфляция, обусловленная ростом издержек, то при существующем уровне совокупного спроса реальный объем продукции сократится. Это значит, что рост издержек вызовет резкое повышение цен и при данных общих расходах можно будет купить на рынке только часть реального продукта. Следовательно, реальный объем производства уменьшится, а безработица возрастет.  [c.152]

Наладить конкурентоспособное производство отечественных игрушек Венере Беловой и ее коллегам из центра Творчество было отнюдь не легко отсутствовало оборудование, в качестве сырья можно было приобрести только отходы производства, а главное — не бьшо собственного помещения. Лишь с большим трудом удалось добиться выделения четырех комнат на первом этаже дома на окраине Уфы. К счастью, помогли городские власти и Фонд занятости, понявшие, что центр Творчество — реальный способ хоть немного сократить безработицу среди молодежи.  [c.174]

Что касается последнего соображения, здесь была допущена трудно исправимая ошибка. Однажды форсированная, "временная" иммиграция рабочих вскоре приобрела свою внутреннюю динамику. Рабочие европейских государств все больше и больше утрачивали интерес к "второсортной" работе. И это явление отнюдь не ограничивалось теми отраслями, где имелась нехватка рабочей силы. Напротив, как свидетельствует В. Бохнинг, в ФРГ оно охватило все промышленные отрасли23. Проблема иностранных рабочих переросла из второстепенной в первоочередную. Относительная доля своих "синих воротничков" из числа неквалифицированного персонала сократилась в пользу рабочих-иммигрантов. Следовательно, пришло то время, когда последние перестали представлять резерв рабочей силы, откуда ее можно было бы черпать в периоды бурного роста и с которой можно было расстаться в период кризиса и увеличения безработицы. Теперь эти работники отвечали уже требованиям структурного характера они постоянно занимали нишу второсортной и низкооплачиваемой работы, от которой отказались их западноевропейские коллеги. Вот почему в начале 70-х годов безработица затронула местных рабочих гораздо сильнее, нежели приезжих. И если к концу 70-х годов пострадали иммигранты, то это произошло отнюдь не потому, что их потеснили "местные", а скорее из-за того, что кризис поразил традиционные отрасли, которые использовали иностранную рабочую силу.  [c.101]

Рассмотрим поведение экономики при движении вниз по кривой Филипса. Рис. 33-2 отражает последствия сокращения совокупного спроса в этот период. Рестрикционная фискально-денежная политика, проводимая администрацией Никсона, привела к резкому росту уровня безработицы, но фактически не сократила темпы инфляции. Это вызвало глубокое разочарование у тех, кто искренне верил, что можно повернуть развитие экономики и просто спуститься вниз по кривой Филипса, сокращая при этом инфляцию за счет некоторого роста безработицы. Однако на самом деле вместо этого в 1969-1971 гг. возникла стагфляция.  [c.616]

Для иллюстрации действия закона замещения часто приводят следующий пример. В СССР накануне начала Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) существовала полная занятость, все трудовые ресурсы использовались полностью, безработицы не было. Когда началась война, увеличить производство военной продукции можно было только сократив производство гражданской. В США перед войной (1939 г.) трудовые ресурсы недоиспользовались, безработица достигала 17,2%. С началом Второй мировой войны США смогли увеличить производство и военной, и гражданской продукции. К 1944 г. безработица сократилась до 1,2%.  [c.27]

Проявления "голландской болезни" можно было наблюдать практически во всех странах — экспортерах нефти в конце 70-х годов, когда взлетели мировые цены на нефть7. В этих странах рост богатства вызвал сдвиг в пользу производства неэкспортируемых товаров, и особенно строительства, приведя к снижению производства товаров традиционного экспорта, включая сельскохозяйственную продукцию и продукцию обрабатывающей промышленности. Когда в середине 80-х годов цены на нефть резко упали, "голландская болезнь" снова проявила себя. ВнутрерГний спрос в странах, богатых нефтью, сократился, приведя к существенной безработице в строительстве и возобновлению роста занятости в сельском хозяйстве и производстве других видов продукции традиционного экспорта.  [c.728]

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого «лекарства от безработицы» быть не может, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать самые разные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
1) улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимы прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства и в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

На протяжении первой половины 90-х годов в России было сделано немало в этом направлении: проведена приватизация жилья (без которой не может существовать его рынок), разрешена торговля жильем, ликвидирована система прописки.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Часто люди не могут найти работу из-за отсутствия навыков, которые теперь требуются в их профессии. Например, в 1995 г. российские газеты были заполнены объявлениями, в которых на работу (с высокой зарплатой) приглашались бухгалтеры. На это приглашение охотно откликнулись бы отечественные инженеры, многие из которых пребывали в состоянии скрытой безработицы, числясь в штатах полуживых предприятий и научных институтов.

Увы, они не обладали необходимыми знаниями в области бухгалтерского учета. Но поскольку спрос на переобучение был велик, то вскоре российские рекламные газеты запестрели объявлениями различных бухгалтерских курсов. И многие из тех, кто окончил такие курсы, со временем действительно нашли работу в качестве бухгалтера.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи приходится использовать много различных мер. Познакомимся с некоторыми из них.

Создание условий для роста спроса на товары

Мы уже выяснили, что спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг. Следовательно, занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Отсюда и проистекают призывы многих российских политиков «впрыснуть» в экономику дополнительные деньги для реализации схемы:

Повышение доходов граждан => Рост спроса на товары => Рост производства пользующихся спросом товаров => Рост занятости на предприятиях, производящих эти товары.

Серьезным изъяном этой схемы борьбы с безработицей является возможность скачка темпов инфляции. Ведь для наращивания производства товаров потребуется время, а дополнительные деньги хлынут на рынки сразу. В итоге возрастет спрос, и при прежней величине предложения это вызовет немедленный рост цен. Поэтому более разумными способами увеличения спроса являются:
• стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства на отечественных предприятиях и соответственно занятости на них;
• поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции. Тогда отечественным предприятиям удастся увеличить свою долю на рынке и нарастить масштабы производства и занятости;
• поощрение иностранных инвестиций в экономику России. Результатом таких инвестиций становится либо создание новых производств, либо реконструкция действующих. Конечные итоги — рост производства и занятости для россиян.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того, высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штате мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57—58 лет, а женщинам — в 53—54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий.

Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста самозанятости

Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удастся найти работу по найму.

Содержание этих программ может быть самым различным. Например, в ряде стран для начинающих предпринимателей создают специальные «бизнес-инкубаторы». Такой «инкубатор» обычно представляет собой комплекс помещений, в котором новым фирмам в течение определенного времени можно практически бесплатно пользоваться помещениями, услугами связи и консультациями специалистов по различным аспектам коммерческой деятельности. Став на ноги и начав получать прибыль, фирма покидает «инкубатор», уступая место новичкам.

В России поддержку самозанятости взяло на себя государство. В этих целях принята специальная программа поддержки малого предпринимательства, реализацией которой занимается Министерство по антимонопольной политике. Его задача — помогать начинающим отечественным предпринимателям успешно стартовать и как минимум обеспечить средства для существования своим семьям, а в идеале — и создать новые рабочие места для тех, кто сейчас без работы, но не обладает качествами бизнесмена и может работать только по найму.

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
• экономическое стимулирование молодежной занятости (например, предоставление определенных налоговых льгот фирмам, в штате которых молодые работники составляют оговоренную долю);
• создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;
• создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго — в разных странах их придумано немало. Важно, однако, понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране, когда в ней начинает расти спрос на товары и для их производства становится выгодно нанимать людей, которые жили до того на пособие по безработице. Именно такое развитие событий и нужно России, чтобы число незанятых во всех регионах упало до уровня, соответствующего только фрикционной и структурной безработице.

В каждой стране свои способы снизить безработицу. Начало 2020 года показало, что прежние методы не работают и необходимо внедрять новые. С помощью этой статьи мы разберем их эффективность и сравним с российскими мерами.

Согласно официальным данным Минтруда - безработица в 2020 году (на конец января) снизилась. И, пожалуй, это последние оптимистичные прогнозы 2020 года. Мы умышленно их приводим здесь, чтобы Вы сравнили как могло быть и как стало по факту после корректировок пандемии.

За неделю снижение численности безработных граждан произошло в 45 субъектах Российской Федерации. Наибольшее снижение численности безработных граждан наблюдалось в Карачаево-Черкесской Республике, республиках Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Белгородской, Вологодской, Кировской, Курганской, Псковской областях, Забайкальском, Пермском краях.

В 38 регионах отмечен рост численности безработных граждан. Наибольший рост наблюдался в республиках Крым, Мордовия, Тыва, Чувашской Республике, Астраханской, Курской, Тюменской областях, Ненецком автономном округе, Камчатском крае, г. Севастополе.

Об этом мы еще поговорим более подробно, но для начала посмотрим другие данные.

РЕЙТИНГ СТРАН ПО УРОВНЮ БЕЗРАБОТНЫХ (Источник Take-profit.org )

РЕЙТИНГ РЕГИОНОВ РФ ПО УРОВНЮ БЕЗРАБОТНЫХ Вы можете посмотреть здесь www.gks.ru .

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

По официальным данным количество безработных россиян с начала 2020 года выросло на 44 тыс. — до 735 тыс. человек, сообщил 15 апреля 2020г. министр труда и соцзащиты Антон Котяков . Годом ранее в это же время на учете в центрах занятости состояли 813 тыс. человек. То есть, безработица даже пошла на убыль, если ориентироваться на данные Минтруда. Однако.

Позже Котяков заявил, что количество безработных в России может достигнуть 5–6 млн человек, однако это только один из возможных сценариев.

По его словам, сейчас в стране не имеют работы около 3,7 млн человек, из них стали на учет в центрах занятости почти 950 тыс. человек. Котяков отметил, что сейчас наблюдается тенденция к сохранению занятости, она является следствием принятых властями мер поддержки.

Как сообщил директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, пока масштаб потенциального разрушения рынка труда оценить сложно, так как кризис распространяется неравномерно по регионам и видам деятельности, окончательная продолжительность карантинных мер неизвестна, у разных бизнесов разный потенциал выживания и разная чувствительность к мерам поддержки.

«Однако, зная число занятых в сфере услуг вне малых и крупных предприятий (около 28 млн человек), мы можем предположить, что при потере 20% рабочих мест только в малом и микробизнесе безработица может увеличиться с 4,6% (в феврале) в несколько раз»,— отмечает Гимпельсон.

Крайне важно, по его словам, поддержать потерявших работу и доходы с помощью пособий, величина которых составила бы 1,5–2 МРОТ. «Если же не спасем от разрушения бизнес, то потеряем огромный физический и человеческий капитал, что затруднит восстановление и принесет затяжные социальные проблемы»,— отмечает он.

Какие меры приняты в России для борьбы с безработицей?

В России, чтобы предотвратить сокращение рабочих мест правительство составило несколько пакетов мер поддержки - подробнее читайте здесь.

В связи с пандемией пособие по безработице выросло с 8 тысяч до размера МРОТ — 12 130 рублей напоминает замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников . По его мнению, раньше россияне неохотно регистрировались в качестве безработных из-за низкого размера пособия.

Многие россияне надеялись на единовременные выплаты от государства, как например, это было сделано в США, но чиновники сообщили, что "денег с вертолетов никто скидывать не будет" и что такие выплаты не эффективны.

Институт экономики роста имени Петра Столыпина оценивает потенциал сокращения занятости при продолжении карантине на 2-3 месяца в 4,5 млн человек, и до 14 млн человек в сценарии карантина на 6 месяцев.

На этом экспертные оценки возможного масштаба безработицы в России не заканчиваются. Еще год назад главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований ВАВТ Минэкономразвития Алексей Кашепов в научном журнале ВНИИ труда опубликовал статью, в которой предсказал рост безработицы с 3,5 - 4 млн до 7,7 - 7,8 млн человек, тогда еще без учета пандемии, без обвала нефтяного рынка и курса рубля. Эксперт закладывал лишь данные «Росстата» и прогнозы Минэкономразвития по росту производительности труда до 2024 года и увеличению пенсионного возраста.

Похожие цифры назвал и глава Счетной палаты Алексей Кудрин : те же 8 млн безработных. Но всех превзошел портал Superjob.ru, прогнозирующий 30 млн безработных к концу «выходного месяца», то есть, с апреля по май. Прогноз был обоснован тем, что в малом бизнесе занято порядка 20 млн человек. Из них 80% рискуют потерять работу уже за вторую нерабочую неделю.

Сокращения происходит и в крупных компаниях, отмечает портал, только в этом пока никто не признается публично.

По мнению Капелюшникова, прогноз Кудрина и подобные оценки антинаучны. Как быстро закончатся деньги, запланированные на пособия и субсидии, прогнозировать пока невозможно. Для этого нужно иметь данные хотя бы за два последних месяца по тем россиянам, которые окажутся безработными из-за пандемии нового коронавируса. Но даже если безработица вырастет с 4,5% до 7% от трудоспособного населения, катастрофы не случится, бюджет выдержит нагрузку, отмечает эксперт. «Мы это уже проходили в 90 - х годах прошлого века, в кризис 2008-2009 годов. Тогда тоже звучали страшные прогнозы, но все, кто их давал сели в калошу», — заключает эксперт.

По его словам, российская экономика научилась адаптироваться. Как только наступают кризисные времена работодатели снижают сотрудникам зарплату и применяют режим неполной занятости. По этой причине массовых увольнений не будет, считает эксперт. При условии, что сами компании не обанкротятся.

Для малых и средних предприятий, которые выплачивают зарплату не менее одного МРОТ, правительство решило предоставить налоговые отсрочки, освобождение от штрафов. Для МСП введен мораторий на проверки, снижен размер страховых взносов с 30 до 15%. Об этом в четверг на заседании правительства сообщил премьер Михаил Мишустин.

Цель всех усилий — «поддержка занятости и доходов как работающих, так и тех, кто временно остался без работы». Всего антикризисной программой будет охвачено полмиллиона МСП, более трех млн сотрудников.

МЕРЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В МИРЕ

США. Рекордный темп обвала на рынке труда демонстрируют США, несмотря на солидные меры поддержки населения. ​​Число заявок на получение пособия по безработице в США поставило очередной рекорд: с 14 по 21-е марта заявления подали 3.3 млн безработных, а с 21 по 28-е марта — уже 6.6 млн человек. Это в 11 раз больше, чем неделей ранее (281 тысяча), абсолютный рекорд. Предыдущий был установлен в октябре 1982 года — 695 тысяч заявок.

По оценкам ING , сейчас в стране пять миллионов безработных — пока это ниже пика кризиса 2008-2009 годов, когда было 6,6 миллиона. Впрочем, аналитики не сомневаются, что новый рекорд — не за горами. Скорее всего, в реальности и сейчас уже больше, просто сайты социальных служб и телефонные линии не справляются с наплывом соискателей.

В том, что американскую экономику, более двух третей которой приходится на потребительские расходы, ждет жесточайший кризис, никто не сомневается. В Bank of America считают, что во втором квартале ВВП рухнет на 12%, продемонстрировав рекордный обвал со времен Второй мировой войны. Прогноз другого крупного американского банка, Morgan Stanley, еще пессимистичнее: минус 30%.

Меры: Служба внутренних доходов США (IRS, Internal Revenue Service, налоговое ведомство) сообщило, что многие граждане США смогут получить единовременные выплаты в размере около $1,2 тыс. Выплата на ребёнка назначена в 500 долларов.

Закон об экономических мерах объемом более $2 трлн был подписан президентом США Дональдом Трампом в конце марта. Документ предусматривает выплату пособий по безработице, помощь больницам, содействие бизнесу и целым отраслям.

Япония. Японский министр финансов Таро Асо на пресс-конференции заявил, что каждому гражданину Японии независимо от дохода и размера ущерба, нанесённого коронавирусом, будет выплачено по 100 тыс. йен (примерно 930 долларов).

Южная Корея. В Южной Корее 14 апреля приняли новый антикризисный пакет мер, согласно которому домохозяйства с доходом ниже среднего единовременно получат по 1 млн вон ($820).

Сингапур. Власти Сингапура пообещали каждому жителю страны старше 21 года единовременно выплатить по 600 сингапурских долларов ($417).

Испания. В Испании с мая начнут на постоянной основе выплачивать по 500 евро гражданам, кто испытывает финансовые трудности из-за пандемии.

Германия. Для того, чтобы не допустить резкого роста увольнений из-за коронавируса правительство Германии выдвинуло инициативу по поддержке предприятий: промышленные компании могут подать заявку на перевод своих сотрудников на сокращённый рабочий день или на то, чтобы оставить их дома. Власти страны обязуются в таком случае компенсировать этим людям до 60% зарплаты из бюджетных средств. Такую тактику в Германии уже применяли в ходе экономического кризиса 2008-2009 годов, однако в этот раз ожидается, что число заявок от компаний будет значительно больше: по состоянию на 27 марта 2020 года от немецких компаний поступило уже 470 тыс. В каждой из заявок речь может идти как об одном сотруднике, так и о сотнях. По оценке IAB, на сокращённый рабочий день будет переведено порядка 650 тыс. человек за весь 2020 год, однако в немецком Бундестаге такой показатель считают слишком оптимистичным и потому маловероятным. Депутат от Христианско-демократического союза Петер Вайс, выступающий экспертом по рынку труда, уже заявил, что реальные цифры могут достичь четырёх миллионов.

Франция. Компаниям, сотрудники которых вынуждены оставаться дома, предложили подать заявку для оформления своим подчинённым пособия по «технической безработице». Предполагается, что государство будет выплачивать им 86% от чистой зарплаты, если она равна прожиточному минимуму, то — 100%. По словам министра труда Франции Мюриэль Пенико, властям поступили обращения преимущественно от представителей малого бизнеса на оформление пособий по технической безработице для 3,6 млн человек. Об этом сообщает "Рамблер". Также оплата за коммунальные счета и квартплату отменены для всех.

Израиль. На фоне введённых в стране ограничений для борьбы с коронавирусом работу потерял каждый четвёртый. Уровень безработицы в период с февраля по март 2020 года вырос с 4% до 24,1%. Всего работы лишились более миллиона человек.

Австрия. Уровень безработицы в марте 2020 года достиг рекордной отметки в 12,2% (+4,7%). В последний раз такие цифры в стране фиксировались в 1946-ом. В годовом исчислении рост числа безработных можно назвать драматическим: +52,2% по сравнению с мартом 2019-го. Такие показатели связаны, прежде всего, с крахом туристической отрасли: многочисленные горнолыжные курорты Австрии вынуждены были закрыться до окончания сезона. Сильно пострадали кафе и рестораны. Из-за специфики ряда регионов, тесно связанных с туризмом, сильнее всего последствия пандемии сказались на таких «туристических» городах, как Тироль и Зальцбург. Сейчас в республике более 560 тыс. человек остались без работы. На фоне столь драматичных показателей представители австрийского бизнеса просят власти страны принять меры по оказанию поддержки компаниям, предпринимателям и сотрудникам. Об этом сообщает "Рамблер".

Неутешительные прогнозы Европейского союза:

Еврокомиссия представила Весенний экономический прогноз, согласно которому темпы восстановления будут неравномерными и на процесс повлияет не только отмена карантинных ограничений, но и степень зависимости каждой из стран от туризма, а также финансовые возможности бюджета. В текущем году уровень безработицы в Евросоюзе поднимется с 6,7% до 9%.

Читайте также: